В честь мая выбрал такие мультфильмы, которые вроде как, косвенно, но затрагивают тему войны – не напрямую, но около того. Как по мне, выбор тонкий, а тема около войны сама по себе также содержит не меньшую драму и стремление это выразить.
Расскажите сказку, доктор (1988).
Видел как раз в 90-ые. Сурово, жестко, мрачно грустно, порой до слез. Сказка так сказать от мертвеца, человека на пороге смерти. Пронзительная история с налётом Принца и нищего, но скорее наоборот – на время принц попадает к простым людям (это можно рассматривать полу-Принц и нищий), и его никто не признаёт.
Хитрые, корыстные взрослые министры с одной стороны – и драчливые и наивные дети с другой, во главе с маленьким принцем Матиушем I. Недобрая, но поучительная сказка.
То время, когда напоминали, что сказки бывают и такими – ещё важно напоминание, что мы-то отбились от фашистов, а у кого-то в стране они жили-окоянствовали (и получали временами от Los partizanos) – у югославов, французов, поляков, других жителей Европы.
Туда же грустно пронзительный мульт видел пару раз, он состоит из трех серий, но в основам заставал середину и конец (или помнил только их). Немного напоминает произведения Носова, только тут не коротышки, а простом мальчишки. Ещё навеяло мысль о стилистике Трёх толстяков: богатеи, королевство, несправедливость. А сам ГГ – маленький принц (ну почти что по Сент-Экзюпери), вернее на начало сказки уже король, управляющий своим королевством.
Один из таких мультов что ещё в начале прям до слез, прибавьте соответствующую настроениям мульта музыку. Вообще этому мультфильму присущи контрасты: то веселая – этакая благородная рыцарско-средневековая, то печальная музыка, – особенно сильна скрипка. Так же и с повествованием: мрачное начало, потом светлые моменты, снова мрачноватое напоминание, потом снова светло. И повествование частенько прерывается, перемежается вставками из настоящего, не сказочного – как обреченные дети идут или молча стоят.
Конец также закономерный. Ещё удивительно, что в мульте не сказано (за исключением телефонного монолога), ни слова – всё подано надписями, как в старой немой трагикомедии.
Суть.
Начало куда уж мрачное – немецкий офицер ждет когда группа детей во главе с учителем выстроится и пойдет по пустому городу к своей смерти – это время Второй мировой войны. Но как бы успокаивая и по ходу рассказывая сказку, учитель ведает о неком светлом королевстве, где жил был король Матиуш I…
Старый король – Стефан Мудрый, перед смертью передаёт своему маленькому сыну корону и сетует, что оставляет его одного. Он уходит в тень (умирает), а маленький уже король остаётся один.
Ну как один, кругом министры, которые браво приветствуют нового короля – им пофигу, лишь бы символ власти был, а так как нибудь проживут. И начинается правление под руководство этих корыстных дядек, внешним видом похожих на сытых котов. Они даже не говорят, а прост делают своё черное дело, а порой просто напросто гадят исподтишка, нанося вред и сея смуту.
Первым делом научили писать мальчика… писать своё венценосное имя, буквально его штамповать – и разобрали бумаги за подписью нового короля себе. Ну, вы поняли – финансист напечатал себе приказ о выдаче себе любимому денег, министр юстиции – о золотой карете, а самое страшное получилось у военного министра – он написал: пусть будет война! С последствиями этого мы ещё столкнёмся.
Драный пацан пробрался в королевский сад и забравшись наверх пририсовал золотой статуе короля усы углём – внизу его уже ждал сам Матиуш, и хотя оборванец смиренно отдал ему уголь, Матиуш поддержал его порыв и сам пририсовал себе усы. Руку протянул в знак дружбы – мол, я понимаю. От такого панибратства оборванец готов был идти за своим королём в огонь и воду – вот тогда бы собрать Потешный полк, сколотить из оборванцев гвардию, как это сделал бы Петр I и… но не забываем о министрах.
Принц тянется к низшим слоям общества, к своим бедным детям-подданным, но министрам это не в жилу, они вообще пакостят по возможности где только можно.
И вообще это одноликие клоны друг друга, к тому же с видом Наполеонов – даже двууголки и характерный жест руки за отворотом шинели есть (из-за чего я их в детстве звал полишинелями, просто по смыслу и виду).
Когда раздавали подарки королю, который раздал их детям, но министры прокололи мячик, закончив веселье.
Ночью маленький король пробирается к кабинетам министров, глядит что как..
И в кабинете военного министра снимая трубку звонящего телефона, слышит (сквозь взрывы и свист пуль):
– Всем, всем! Поддержите артиллерией! – эту фразу я запомнил навсегда тогда.
После Матиуш выпрыгнул в окно и “ушёл в народ”, на вылазку, с тем знакомым оборванцем. И попал на войну, которую сам того тогда не подозревая начал.
Кстати, министры хватились пропажи под утро, но заменили её механическим заводным королем – все равно живой был почти таким же! Но вот молодой король всё же объявляется.
Благодаря Матиушу I война закончилась, а побежденные короли встретились с ним, а один из королей сыграл примирительную мелодию на свирели.
Первым своим помощником Матиуш I назначил друга-оборванца и вроде бы наступила новая эра королевства, под лозунгом “все лучшее – детям!”, где в парламенте заседают сами дети.
Но и тут министры подгаживают – то буквально кинув яблоко раздора, то целый кирпич, а под конец так вообще подложили свинью, то есть мину…
Причем старый король-сосед пришел предупредить о заговоре, но успел лишь сказать о нём. И неутешительный эпилог, от которого наворачиваются слёзы – финал у сказки и в реале весьма печален.
История доктора Януша Корчака который попал в газовую камеру со своими детьми-воспитанниками – на это сразу же напомнит начало мульта, суровое и настраивающее на тот лад – сказка будет грустной и мрачной.
Интересности.
Общий хронометраж довольно приличный – 30 минут, поэтому разбили на три неоднородные по времени серии; с каждым разом как бы увеличивающий ставки: сначала 5 минут, потом 10, а под конец аж почти 20.
Пронзительно и сильно, в духе того времени – конец СССР, и скоро начало 90-ых. Именно тогда мульты уже были были смелыми и не всегда развлекательными – а потом снова они будут беззубыми и милыми, яркими такими – но тупыми.
Сам Матиуш I, как и полагается маленькому мальчику, радушен, светел душой и наивен (и ещё не испорчен властью) – министры водят его чуть ли не под конвоем, менторят его и не дают шагу лишнего ступить.
Вспомнил как-то в связи с этим короткую современную сказку, когда мальчик видел принца из сказки – и хотел стать таким же, но думал, почему этот принц, у которого всё есть, такой печальный? А когда желание исполнялось, понял почему – никаких тебе “хочу пирожное, хочу мороженое”… Скучная рутина – не гуляй, сиди на троне, и прочее. И мальчик отринул свою мечту, запросился назад.
Также также и тут, даже намёк есть – желтая птичка из золотой клетки, которая олицетворяет собой душу юного короля, стремящуюся к свободе – в начале, птицу выпускает из клетки один из мальчиков учителя.
Очень, очень сильный мульт, застал его где-то со второй серии, но скачал и глянул по возможности одним из первых. И быстро нашёл. Смотрю его не так чтобы часто, ибо для этого надо особое, даже мазохистское настроение, ибо мульт, несмотря на яркие и комичные эпизоды, мрачный и тяжелый. Но стоящий.
Можно ещё долго списывать, но мульфильм для своего времени очень смелый, жесткий и гениальный, основанный, можно сказать, на записках мертвого человека, отчего становится ещё проницательнее.
По построению сюжета и сути Расскажите сказку, доктор похож на фильм про войну Женя, Женечка и Катюша – вроде и есть светлые моменты, но осадок и финал от него очень горький и печальный, опять же рыцарство и идеализм-романтизм ГГ.
Один из самых смелых и необычных мультов, которые я вообще видел – пусть и мрачноватый местами. Ещё больше оттеняет сказку происходившее в годы войны, с Янушем Корчаком и его детьми.
Ну, а этот то мульт знают многие, но не удержался чтобы его не упомянуть. Несмотря на некоторую опять же дубовость кукол, очень сильно цепляет за душу и пожалуй, сейчас такое мрачное произведение, да ещё с упоминанием фашистов (и творимых им ужасов – взрослые по желанию, нехотя, но могут рассказать про лагеря и прочее): тут тебе и хроника и сказка, да ещё и с двойным дном – недруги внутри государства, опаснее и коварнее, чем соседи, которые ещё и помочь стремятся.
История одной куклы (1984).
Очень короткий но насыщенный смыслами мультфильм, и конечно же для взрослых. Редкий, сам по себе мрачен, но поучителен. Кроме того, играя с основной темой, он намекает на последующие события, и вспомнит их тот, кто хорошо знает то время – и историю после.
Видел этот мульт всего раз, как раз кажется, чуть позже чем в момент когда его выпустили, то есть в 85-ом году или чуть позже в 87-ом, короче под 90-ые. Нашел его много позже, и решил упомянуть, когда представился такой случай.
Начало мультфильма сонное и оптимистичное – на радиостанции Мадрид, над Испанией 17 июня 1936 года (вообще-то 18 июня начало Гражданской войны в Испании, в результате которой пришил к власти националисты, во главе с Франко) – безоблачное небо (типа ничего не предвещало беды), хотя как раз на на экране на статую Дона Кихота льёт дождь (ЛПП!). Поначалу звучащая веселая музычка усиливает диссонанс, но нам пока непонято отчего. И по все ту же музычку показано как падают дома под бомбежкой и проделки нациков, в результате жители городов становятся жителями – но уже концентрационного лагеря. Начинается закономерный мрачняк. И тут до детей и их родителей явно должно дойти, что мультфильм для взрослых – суровый и понятный только им (но я все же будучи ребенком, кое что понял, ибо ещё тогда крутили фильмы пр войну и концлагеря, а этого было достаточно).
Дело в том, что показан нацистский концлагерь, конечно же с сверх-суровыми условиями, но даже среди этого проявилась толика вызова и свободы – заключенные сделали из подручных материалов (в том числе и из ненавистной колючей проволоки) символ “безумной свободы” – народного литературного героя – Рыцаря печального образа, Дона Кихота. И до кучи его лошадь – все это на веревочках, ибо не просто кукла, а марионетка. Общую дикость и абсурдность сотворенного существа как раз подчеркивает кукольная стоп-моушен анимация – движения куклы дерганные, а лицо напоминает неживое бледное лицо мертвеца, и вообще, издали это Смерть на коне бледном.
Но так надо, как никак материалы были лишь те, что под рукой – жесть, жесть и вышла по смыслу. Кроме того, там где каждый день гуляет смерть, на любую вещь она накладывает отпечаток – и люди оттуда ей под стать, изможденные и бледные – таков в общем и образ долговязого старика-рыцаря печального образа. Иной вид был бы кощунственен (например, откормленного Санчо Пансо) выйдя из рук измученных голодом, страхом и тяжелым трудом иссохших рук заключенных. Но одновременно это и очень смелые люди, которым терять нечего. Это тоже важно.
Как по мне, ещё кроме прочего, длинные торчащие в стороны усы рыцаря выдают в Дон Кихоте ещё одного испанца – Сальвадора Дали, как некий абсурдизм всего произошедшего – слишком дико и нереально было бы, в мировой жизни такое, но в безумии войны и плена, вполне нормальное явление -появление такого изможденного символа жизни и свободы.
Под управлением рук заключенных кукольный Док Кихот бьется с мельницей, самой по себе символичной – созданной из немецкой каски, на которой вращаются лопасти свастики. Но как-то ему пока не везёт – копье погнулось, а лопасти мельницы отбрасывают его на каменный пол.
Видимо прознав про эту куклу-вызов, руководство лагеря прибыло, и через одного ликвидировало заключенных, стараясь символ свободы – куклу, изъять; заключенные за спиной передают друг другу злополучную куклу.
И хотя многие полегли, а офицер угадал человека, у которого за спиной была кукла и тот был расстрелян – символично, что кукла упала на пол, но потом Дон Кихот сам встал с пола и снова начал крушить “фашистскую мельницу”, но уже оставшейся у него саблей – и на этот раз успешно.
Потом заключенные вышли на свободу, а далее лежалую на земле жестяную марионетку подобрали люди, пришедшие на развалины заброшенного концлагеря – и её поместили в музей – как символ борьбы с фашизмом, как печальное напоминание. Казалось бы, урок истории усвоен, однако…
Любопытно, что человек наверное заставший этот мультфильм, карикатурист в журнале “Смена”, изобразил Дон Кихота прогуливающимся с кислым видом в полосатой робе заключенного по лагерю, а вместо вышек в концлагере злосчастные мельницы. Идея явно отсюда, хоть и передана более цинично и как победа зла над добром. Мрачновато, но тот же стиль и посыл.
В конце концов много рыцарей-Дон Кихотов приложили все свои усилия и тот ненавистный фашистский режим рухнул. Дон Кихоту вновь, взамен разрушенному, поставлен памятник, а радио послевоенных лет, сонно и оптимистично вещает, что “…Над Сантьяго дожди” – когда искал этот мульт, именно эту фразу и и вводил как ориентир для поиска.
Как по мне, это утверждение – “…над Испанией безоблачное небо”, могло бы стать вторым неофициальным названием этого мульта.
Но идут последние 40 секунды фильма, снова весёлая музычка: 11 сентября (опять история циклична), 1973 года. Над Сантьяго идёт дождь (в противовес тому, что было в начале) – и наоборот, сейчас над памятником как раз безоблачное небо, цветут цветы и… взрыв – и статую Дон Кихота пробрасывает в воздух взрывом – и он летит по воздуху и разваливается на куски.
Эх, чтобы понять такой толстый намек, надо припомнить, что случилось в 1973 году, непосредственно в Саньяго.11 сентября 1973 года генерал-капитан Аугусто Пиночет в Чили взял власть в свои руки и тем самым “спас” страну от “прелестей” коммунистического (социалистического) строительства – как сказал бы Бендер Сгибатель, в аналогичном случае: долой эру тирании и насилия над людьми, начинается новая эра – эра моей тирании и насилия! (стоп, чего?!). Ноу комментс.
От меня также можно приурочить ещё одну дату, более символично подходящую под символ взорванного под конец Дон Кихота:
Убийство баскскими террористами адмирала Луиса Карреро Бланко, непосредственно в Испании, совершенное 20 декабря 1973 года (того же года, но в конце), дело было тогда громким. Дело в том, что этого премьер-министра ликвидировали с особо вопиющей легкостью. Поражало то, что террористы сумели устроить взрыв в самом центре Мадрида (на улице Клаудио Коэльо), на территории, где особенно силен полицейский контроль, (к слову, там находилось и посольство США). Злоумышленники заложили в подземном тоннеле около 50 кг динамита, при взрыве которого автомобиль-Додж с адмиралом на борту подкинуло почти на 40 метров (!), после чего машина перелетела через ближайшее 5-этажное здание (!!) и упала в его внутреннем дворе (!!!), по факту приземлившись на один из балконов монастыря (кстати, адмирал на своей машине возвращался из церкви, где его и подловили). Такая точность проделанного было бы сродни разве что рук военных инженеров-сапёров. Ещё факты – проделав эту сверхточную работу, бедные баски (и где только достали средства и деньги?) к тому же неуловимо скрылись с места происшествия и из страны.
Каудильо Франко, как раз недавно передавший адмиралу бразды правления, на эту новость ляпнул нечто вроде “это нам на руку”, или “это было ожидаемо закономерно” или “и поделом, доигрался”. В общем, сказал нечто лицемерное и циничное… К слову, по иронии судьбы, он и сам уже был на пороге смерти и умер после тяжелой болезни в 1975-ом.
Жена же адмирала говорила, что он был этаким Дон Кихотом, который боролся, двигал свою доктрину – и надо сказать, по иронии того режиссера, который всё это устроил, его как бы убили “красные”, против которых он боролся – и тут можно было бы сказать: а я ведь говорил! Короче, эта история тёмная, запутанная, мрачная и законспирированная, по моему именно её надо приводить в пример, когда упоминается Испания и 1973 год.
Кроме прочего этот мульт не появился бы в 70-ых, а именно в середине 80-ых, когда многое можно было сказать словами и даже показать и напомнить. И если войну против фашистов вонючих мы напоминал часто то более тонкие последователи в тени. Франко тоже был не подарок. И подвзорвали его типа левые красные – но остается вопрос, много вопросов: откуда деньги, как нищие и малограмотные баски протащили уйму динамита на центральную площадь – и взорвали все так с технической точностью. Это больше попахивало сторонней помощью и наводкой кого-то влиятельного и заинтересованного в убийстве местного Дон Кихота, взвалившего на себя очень рискованную и решительную роль. Не мне судить, был ли он народным героем или хотел ли блага своей стране, но результат показателен.
Про это есть пара фильмов: по горячим следам – 1979 года, и современный – 2010.
В обще нет покоя Испании и прилегающим ей территориям, которая и сама по себе была пламенной и мятежной – ну такая них горячая кровь, была делёжка и война королевств в самой Испании – а ранее она была колониальной державой, открыла Америку (снова, первым был Америко Веспуччи) и прочее, прочее. И Дон Кихоты-идальго у них на земле рождаются ой как часто.
Возможно, сами того не подозревая, создатели сделали этакий артхаус -мрачно-макабрический, суровый и пугающий, но и впечатляющий тоже. На редкость смелое решение; комбинированные съемки, – кино и фотохроника этому сильно способствовали. Малый хронометраж, всё лаконично и ёмко подано. И есть над чем подумать и припомнить.
Воспоминание (1984).
Ездили мы как то в Москву – дед был рейсовиком на фуре, вез груз, и взял с собой – жену, мою бабку – и меня, внука. Дорога была долгой и мы останавливать в живописных местах – Демьянске, Гусь-Хрусальном. И как правило, я там либо ел национальные кушанья, по типу супа в горшочке, либо мне покупали мелкую книжицу в дорогу – ну там про гжельскую роспись или ещё что – как раз по объему на пару дней хватало.
В Москве мы остановились у дальних родственников, а после прошлись по столице. Там то дед с бабушкой приобрели мне книжицу (фильм-сказка Воспоминание В.И. Данилов.). Было это кажется, в 1989-ом году.
По сути, это мини-пересказ-зарисовка (адаптация) вышедшего ранее мультфильма – смысл был передан хорошо, разве что более мягко, ибо в оригинале многое передавалось музыкой, атмосферой и динамикой. Но зато иллюстрации были более детальными и чёткими, чем собственно, в самом мульте, как я узнал много позднее.
Но опять же, из-за малого объема пропущенные некоторые сцены, так что в плане наполнения мульт всё же более цельный, проигрывая книжице разве что в детализации – зато и подача у мульта явно суровее и сильнее, особенно на маленького зрителя. В принципе понятно, что книжица вышла оптимистичной, с этакой надеждой, не особо пугая.
Мульт-оригинал же наоборот, сильно давит на восприятие, а в паре сцен так вообще пугает – сцена с “трупом” вражеского подбитого танка и отступлением немцев. Ещё при звуковом сопровождении даже по ситуации мульт способен вызвать подкатившие слёзы, вызывая сочувствие, жалость и понимание. Но нарисован он, в отличие от детальной книжицы, более сурово, проще (тот же Кузька да и девочка изрядно так обогащены деталями, да и в целом сильно “причесаны”), а девочка реально похожа на маленькую некромантку из фэнтези бледную и изголодавшуюся девочку, да и пёс тощий и слабый. В общем, оригинал более суровый.
Мульта самого я тогда не видел, а глянул его случайно потом, уже к 2000-ым.
И когда русские, да и нерусские дети учатся в современных школах, все уже смешались, носятся с сотовыми, в ярких шмотках, и таким ученикам учителя лишнее слово боятся сказать иногда, ибо “запишут на телефон” и пожалуются родителям – с другой стороны, запрещать телефон тоже нельзя – хотя во время уроков и контрольных с него можно и списать… Но обычно это пресекается. Но раньше было иначе, а в годы войны ещё суровее…
Зимний поход. Эх,- глянули бы они на тогдашних Филипков, которые ковыляли в школу (сам в 90-ые приперся в школу в 31 градусный мороз, правда сильно утеплившись – но меня отравили обратно, не оценив подвиг (благо идти было всего ничего – минут 15) ибо я оказался единственным Дон Кихотом, честно явившимся на уроки. Я, конечно же, все же обрадовался что уроков не будет, но долг я свой выполнил, “явившись народу” – и по крайней мере, пара учителей и завуч были на местах.
Сказ про то как я через Стикс переправлялся. Ещё потом был случай, когда я перебирался в художку. Дело том, что обе школы, в которых я учился, были под номером 4 – обычная и художка, и та, вторая, была через дорогу, и через два-три дома и садик – первая школа, значит, в первую смену, а как закончишь – идешь во вторую, на вторую смену (немного даже пропустив начало второй смены). Случилось тогда обычное дело в 90-ые годы, зимой: прорвало трубы и улицу затопило, кипел расправленный снег, а перейти по исходящей паром жиже было затруднительно. Что бы сделали другие нормальные дети – сказали бы мои полномочия всё. и пошли бы в сторону дома -форм мажор! . Но я вместе с группой людей уговорил водителя стоящей на “этой стороне” Стикса машины-ЗИЛа, с деревянными бортами, чтобы он нас перевёз нас на тот берег. Мне потом от матери конечно слегка влетело, но главное я добрался до пункта назначения – это для меня было важно. После этакой переправы я во вторую школу попал и влился в группу, которая уже была там ранее – а они после моего рассказа, как я к ним добирался, по крайней мере некоторые, стали думать, как потом перебраться на ту сторону – некоторые же жили в домах вдоль, ниже и вообще на этой стороне улицы, и для них это не было проблемой – разве что основной поток кипятка просочился и на боковые улицы, но эти преграды можно было с грехом пополам перепрыгивать. Основная же улицы некоторое время была недоступна, пока трубы не починили и не откачали воду. В общем день получился веселым.
Это я к тому, что для многих детей советской закалки школа была приоритетным, ответственным делом, к которому надо стремиться любыми средствами. А что говорить о подвигах сельских детей послевоенных лет, которые ходили в свои школы – да и сейчас такие попадается. Но школы уже не те, я имею в виду модерновые и современные городские, чистые и раскрашенные, с компами и новыми, легкими партами-стульями (я же застал тяжелые, выкрашенные в коричневый цвет, которым красили и доски пола школы), слитные со скамьей парты.
Смысл же мульта Воспоминание очень прост: для начала показывают наше время, по крайней мере времён 80-ых СССР, где наряду с другими детьми с родителями, седая бабушка провожает внучку в школу на 1 сентября.
На вопрос внучки, а ходила ли та в школу, та задумалась и припомнила, как это было… Ещё как ходила, внучка!
И мы переносимся в годы Великой Отечественной войны, где вышедшая по воду маленькая девочка видит школу, которая некогда была новенькой, а теперь от неё остались лишь полу-развалины. Забравшись туда, девочка вообразила, что зверьки с плаката – живущие на нашей славной стране – ёжик, белка, дятел и прочие, ожили – и она начала их учить писать. Это мило и на время как бы забивает мрачняк открывающей сцены.
Вообще это часть самая позитивная и светлая в мульте, если не считать настоящего – кстати, откуда в полу-разрушенной школе свет (это мелочь-допущение – возможно, в глазах девочки там был светло). Но в основном антураж Воспоминания изрядно так давит -то развалины и мрачные пейзажи, то кровавый закат. В общем сурово и пугающе.
Но до этого нас пугают сценой ожившего остова вражеского подбитого танка – я в детстве не видел, но думаю, тогда кошмары детям были обеспечены (“мертвый” танк, да ещё и с “глазами”).
Но тут на заднем фоне залаяли немецкие голоса, которые вопили привычное уже zuruck, zuruck! и прочее – за кадром пнули пса Кузьку и сбежали (или он им просто под ноги попался) – а высунувшаяся и окна девочка снова видит танки, но это уже наши, с красной звездой. Наши пришли!
И тут девочка снова превращается седенькую но крепкую старушку, которой и принадлежали эти воспоминания – и она ведёт уже внучку, нарядно одетую и весёлую, в светлую новенькую школу – не чета той, что была при ней тогда. Хороший посыл, в некоторые моменты нечто подкатывает к глазам. Коротко и насыщенно, мрачно и поучительно и почти ничего не надо пояснять.
Интересности.
Мне вспомнился Иван Жилин из Хищных вещей века Стругацких, который резидентном прибыл в некую Страну дураков, сам будучи ветераном войны с последними фашистами. И вот, после войны наступило благоденствие, все сытые, бесятся с жиру, не знают что делать, ищут новых ощущений – и от этого надвигается новая угроза, случайная и совершенно спонтанная – а ведь людям всего навсего нужны были трудности и цель, а когда их нет, люди теряют человечность и смысл жизни. Жилин расследует и пытается найти там возникновение нового гипно-наркотика слега (это ещё помимо легальных дрожки и прочей дури).
И как символ избыточности всего – пачки книг, навалом платьев-одежды – бери не хочу, предметы быта, мелкие и ширпотребовские, развозят фургонами по улицам – но берут их нехотя, привередничают. Жилин это замечает, видимо отметив ещё один пункт в падении общества – обилие и доступность всего тоже развращает. Да, в его время о таком и не мечтали.
Ну и стоило воевать, чтобы люди потом так извращались и жили попусту? Конечно стоило – просто некоторые потом расслабились, без реальной угрозы, цели к будущему – забыли недавнее прошлое (а то и не интересовались) – и их завалило всяческими благами, цену которым они уже не понимают…
И конечно же в такой среде появляются те самые искомые Хищные вещи, которые обнаруживаются случайно – но со временем идут на вооружение, порой буквально. Человечеством изобретенные предметы, находят новое применение – изобретения, найденные от скуки – и вышедшие в мир. В конце концов LSD и динамит изобретали для научных целей – одно как лекарство в химии, второе для прокладки тоннелей, взрывания ледников и прочего – а получили боле широкое распространение… Так же и слег – Жилин конечно до всего докопается до истины.
И как вершина всего идиотизма и безнравственности Страны дураков: лежащие на тротуаре, выкинутые водителем фургона, глянцевые журналы и книги, которые никому не нужны – и пинающий целую консервную банку с ананасами школьник (голодающие в блокадном Ленинграде не одобрили бы!) – в общем, зажрались… И нужно было что-то делать в этой стране. Но вернёмся к тому, что же я хотел сказать:
Так же и тут, в этом мульте такой посыл, правда без особых отрицательных примеров (пожалуй, они немного будут заявлены в другом мультфильме про школу, о котором в конце статьи я ещё расскажу) – но суть такова – в годы войны было хуже и напряженнее (мягко говоря) со всем, да даже со свободой и стремлениям к обучению и знаниям, да просто к счастью – и нужно ценить то, что сейчас есть.
Мы не знаем где родители девочки Верки Ивановой, но та сама говорит, что они живут в землянке с бабушкой, а старую сестру “угнали в неметчину”. Кроме прочего показано, что есть им особо нечего – даже Кузьку собаку не покормить, только водой напоить.
Хороший мульт, вскользь упоминающий тяготы во время войны детей, но упорно находящих что-то хорошее даже в развалинах “храма знаний”. Девочка за счёт фантазии играла свою игру (я думал даже, что она со своими порывами станет потом учительницей, но она нашла себе явно более простую и профильную работу, да к тому же воспитала детей и внучку), стремилась к знаниям, да просто выживала. Это хорошее, и немного пугающее напоминание, когда было голодно и тяжело (а кое где и сейчас так есть), – но многим не понять ту глубину, потому что родились преимущественно во время когда всего много и вдоволь, трудностей же всяких немного, а кругом масса ненужной информации.
Стальное колечко (1979).
По К. Паустовскому. Коротенький рассказ, читается за десяток минут. Мне этот рассказ, вроде бы пресный, на первый взгляд, и странный, с неким пост-мистицизмом – про поверья, попадался в детстве; маленькая такая книжица для детей. Но он запомнился.
Мультфильм максимально его передал, дословно и покадкрово – но можно сказать, и сам получился априори странным – тусклым, под реализм, и таким таким личным, что ли, этакой сказок-притчей – и малопонятным, кто войну не застал. Этакая тихая зимняя сказка, про проход весны и новой надежды.
Жила была девочка Варюша и дед Кузьма (нет, это не Серебряное копытце, хотя и похоже по антуражу), избушка в глубине леса. Всё ещё идёт Великая Отечественная война, дед что-то приболел, а курево у него кончилось, девочка пошла на станцию за махоркой – добыла её, но её остановил один из солдат, стоящих настанции и попросил махорки – немного, на одну закурку. Девочка поделилась, а солдат дал ей Кольцо Всевластия простое железное колечко – со словами, что оно волшебное (плацебо? – но быть может, для маленькой девочки и сработало бы, главное ведь верить, да и подарок приятен, чтобы это ни было –дал бы бартером хлеба, сахару или ещё чего).
Солдат с бородой даёт девочке свой оберег-талисман – оно бережёт, творит мелкие чудеса и немного улучшает жизнь. В окопах и крестики из консервных банок вырезали и ещё что, так что принять колечко от солдата не зазорно – может, действительно оно помогает. Варюша берёт кольцо, главным образом для деда, но теряет в лесу, прямо у местных деревянных идолов-берендеев – задавшись прежде вопросом: а что будет, если она наденет его на свой маленький мизинец – дура. оно же свалиться! – и тут же получает на него ответ.
Варюша грустно возвращается домой, дед рад и этому – хоть махорки принесла. А Варюша находит колечко к весне, на том же месте. Маленькое чудо. И прямо не говорится, помогло ли кольцо – может быть да, а быть может, само по себе так вышло. Но мы будем верить в колечко. Дополнительный бонус -подтверждение для этого мнения – железное колечко за зиму, лежа под снегом, не заржавело…
Не иначе как дарующие испытания и подарки берендеи постарались (у О`Генри был рассказ со сходным смыслом – Дары волхвов). Мораль – в ответ на чистосердечное проявление доброты, другой человек поделился личным, своим, обнадежил – ему в радость чтобы порадовать другого, второй же человек думал не о себе, а о близком – но потерял дар, но потом его нашёл – стало быть, цени, что тебе дали – оно дорого, пусть и неказисто. Бытовые чудеса. Кроме прочего, само по себе получение кольца и его нахождение, после потери – само по себе ещё одно чудо.
Символ того что для русского человека свято – и он тянется к любому чуду -православному, языческому или житейскому. Стальное колечко может быть и плацебо, но вера в слова солдата давали надежду Варе, и в этом свете потеря кольца стала для неё мрачной полосой, вплоть до самой весны, которая как бы дала новую надежду. В общем, цени что дают, и береги что твоё, особенно родню, но и добрым людям помогай – это зачтётся.
Интересности.
Хронометраж этого мультфильма довольно продолжительный – около 15 минут. Чуток прибавляет времени песня ближе к концу(нечто вроде Анны Герман но более поздней исполнительницы), песенка конечно реально “нагоняет тоску”, но и создаёт настроение, да и напоминает парой кадров, что где-то всё ещё идёт война.
Если сильно придираться, то: небольшой минус постановщику сцен. Например, когда группа солдат стоит на станции, у одного из бойцов за спиной винтовка. Смена кадра – и винтовки нет, а солдаты показанные с другого ракурса немного под другому стоят. ППШ солдата какое то мелкое и игрушечное – не соблюли масштаб немного, по крайней мере диск и ствол маловаты. Или солдатик такой большой.
Куклы двигаются скупо, нет мимики, что окупается их изрядной детализацией – зато на солдате при движении пару-тройку кадров шапка шевелится, что выглядит то ли диковато, то ли забавно.
Реализма добавляют декорации – текстуры деревянной избы, огонь, сама русская печка, а также природа – снег и ветки деревьев.
В рассказе был воробей Сидор, живший в избе, после потери колечка Варюша хотела его использовать для поиска кольца, но тот был не в настроении. Тут есть только безмолвный дятел из леса (мне вспомнился зловредный филин из Уральских сказов, невольный свидетель человеческих копошений).
Также, по книге упоминается в конце, что Варюша воткнула ветку в то место, где потеряла кольцо – это есть и в мультфильме, но не показано, как она туда втыкала ветку в начале – в рассказе это упоминается также задним числом, а в мульте не стали перчить, и не показали этот эпизод.
Также где было собственно деревянных идолов, хотя в мульте это хорошая добавочная деталь – берендеи тут не абстрактные, а как бы действительно имеют представительство в лесу, в виде древних идолов. В итоге – мелкий минус за малозначимого, в целом, Сидора, что его тут нет, плюс – олицетворение берендеев; хорошая деталь, хотя для их создания потребовалось ещё немного времени и ресурсов на их создание.
Также в рассказе второй боец со станции намекал, что первый боец, с серыми глазами и бородой – Гэндальф Серый – колдун, сапёр, и что его мина не берёт, так что его словам, что колечко волшебное, можно верить.
Кроме прочего, Варя не стала продавать махорку, как просил боец, а вот просто так дала, без корысти. Ещё в конце есть заметка, что вернувшаяся девочка застала деда Кузьму на завалинке – и тот сказал, что дескать Варя не закрыла дверь избы, налетел сквозняк и “выдул” всю его болезнь. Весна пришла, стало легче, дожили, в общем, до светлых деньков.
По логике, песня и весна должны быть в конце, когда пришла весна, но песня уж больно мрачная, и ломала бы оптимизм концовки, потому она немного растягивая хронометраж и показывая течение времени, а также ожидание Вари весны, идёт перед концовкой. А концовка короткая, с запоминающимися словами из того же рассказа.
Чудесное исполнение, плавная анимация – волне могли бы снять и мини-фильм. Куклы как живые, особенно лица, разве что в динамике лица немного застывшие. Снова стык десятилетий – 1979 год. Даже тогда это выглядело классно.
Во многом перекликается с Воспоминанием: тяжелые времена были, девочка ходит за водой, а простые радости немудрящие – чтобы дед был жив-здоров, да книжка про Золушку радует.
Девочка искренне хочет добра, помогает деду, да и солдата не обидела, дав махорки за так – в награду ей чудо – мелкое, вроде бы на словах, формальное, но заряжающее некой верой в лучшее. И своеобразный урок – береги полученное – а также, что терпение и вера всё же вознаграждается, плохое забывается, жизнь налаживается.
Это тебе не легкодоступный и поучительный цветик-семицветик: – Дура, ты девочка, лучше пожелай что нибудь инвалиду-мальчику! – Хоту, чтобы мальчика колбасило!
Как бы сняли циничные современные режиссеры, начитавшиеся Ирвина Уэлша: у деда закончилась “трава” и он послал внучку за новой порцией – та раздобыла её, но пошла “поглазеть на поезда” на станцию, где ей отсыпал “колёс” в обмен на траву один кент. Но заплутав в в лесу девочка “колёса” растеряла,но по весне нашла – отчего дед вышел наконец из дома и сказал, что его отпустило.
Главное счастье – чтобы минимум родственники были живы здоровы, а остальное как нибудь приложится. Доброта людская, особенно того, кто боролся и приближал победу.
Ну и напоследок, простенький, но не менее продуманный.
Солдатская лампа (1984).
Это почти тоже самое в быту, как и солдатская “зажигалка”, сделанная из патрона и примятого у устья. Где не было ламп но были гильзы от снарядов, делалась такая импровизированная лампа освещая избу, землянку или блиндаж. Так, где у меня там снарядик, сделаю я себе лампу…
Супер короткий и лаконичный мульт, уложились в восемь минут. Суть – есть местный пионэр с простой фамилией Петров, но с посконным, старым и редким именем Глеб. К 9 мая он рисовал про Великую Отечественную войну картины, готовился к празднику, а кроме того, в его школе, на школьной сцене делали макет блиндажа. Чтобы он выглядел как в живую, требовались натуральные вещи. Принесли кто что. Местный режиссер Рыжик, взявший на себя шефство над постановкой сцены, начал мажорить – и каска ему не нужна, и чайник не тот – у него ведь есть авторитетный дед, который пять вражеских “тигров” подбил.
Преемственность поколений – как то сын Глеб к отцу пришел, тот особо не помог, но дал наводку – съездить к бабушке, как никак родня.
А следовательно, едем на деревню к бабушке, которая традиционно накормит и вручит таки нужное-искомое – “коптилку” сделанную из гильзы снаряда, попутно добавив от себя дедовскую пилотку, и сказав, между прочим, что в этой пилотке внук сильно стал похож на деда.
Память поколений, не иначе, хотя парень чернявый, а тот был светлым и кудрявым, но не будет придираться. Также занятно, что дед изображён скорее как пехотинец, чем танкист, но это тоже мелочь, мало ли фоток “по форме” а не по роду деятельности было, всё равно воин.
В конце показана таки обычная рисовка, контрастная и нарочито грубоватая. По кадрам видно, что дед Глеба был мехводом КВ-1 (хотя экипаж танка, и тем более, что такого большого, не один человек, ну да ладно), ведущий огонь по врагу, да и просто всем весом танка КВ сплющивающий то танк, то расчет пушки врага – и всё это с брутальным зверским лицом. Но у самых врат Берлина подорвался на мине танк – вот и причина, что дед Глеба немного не дожил до победы.
Что ещё сказать, Глеб вернулся в школу и дополнил антураж готового блиндажа “коптилкой”, внеся свою лепту – и тот стала как по настоящему выглядеть. Попутный смысл этого – общий труд, а не кого-то одного, породил эту сцену. Опять же памятные вещи с войны бережно сохраненные предками. Память воинов прошлого была почтена.
Интересности.
По антуражу квартиры Глеба словил дежа вю, примерно так же выглядела квартира, куда заселился домовёнок Кузя. Ещё момент – по дизайну кукол и антуража создается впечатление мультфильма из середины 70-ых, а не 80-ых, но по факту это именно 84-ый год. Сам Глеб немного напоминает Алису Селезнёву, как мне показалось: проникновенные глаза и модная прическа. Ещё одно моё СПГС, но прикол в том, что дата выхода сериала тот же 1984 год (ну разве что трансляция его началась в 1985-ом), так что думайте.
Над этой короткометражкой работали трое -вичей: Агранович, Малянович и Туревич (режиссер, сценарист и оператор). Забавно.
Мелочь, которая режет слух: в начале Глеб сказал, что Рыжик, с которым мы сидим на одной парте – а не правильнее ли – за одной партой?
Также в конце видно, что у Рыжика действительно есть орденоносный дед, уже седой, но видно что тоже рыжий. Если и прихвастнул приятель о “тиграх” то самую малость – даже не прихвастнул, а просто нагло козырял этим. Ещё Рыжик по своей натуре снова решил подгадить и сказал, что коптилка Глеба не солдатская, новодел и прочее – но Глеб стоял и думал, что он-то знает, что коптилка настоящая, дедовская. На том и стоим.
Итог.
Мультфильмы получились вроде бы и не про войну, больше про людей, про их быт, но и военная тема нависает тот там, то тут – так что выбрал я эти мульты не зря. В самый раз на 9 мая.
Снова много кукольной анимации, одна комбинированная работа, и лишь один рисованный. Суть этих мультов в том, что они появились на закате СССР, а после уже таких не снимали и наверное уже не снимут – что ещё больше заставляет ценить старые пронзительные мульты про прошлое.