Тяжелый Металл 1981 (Heavy metal 1981).

 

Сферическое зло в вакууме.

Не мог пройти мимо мультфильма, практически совпадающего с моим днем рождения, но об этом я узнал позже. Тяжелый металл образца 1981 года – по сути прокат вышел в 1982. Мультфильм этот я смотрел еще будучи школьником, по пиратскому тогда еще телевидению. Мультипликационный фильм конечно был взрослым, ибо вобрал в себя все тогдашние представления о фантастике. Со временем, лет через десять, я его нашел, и он заслуженно вошел в мою коллекцию лучших произведений.

Был такой известный взрослый журнал Heavy metal, давший собственно этому мультфильму название: с обнаженкой, кровью и насилием – и большой долей фантастики, черного юмора, и приключений – словом всего того что любят взрослые дяди. В каждый выпуск, а их немало набралось, и сейчас он выходит – вложено много-много комиксов-рассказов, зарисовок, каждый в своем исполнении, цветные, черно-белые, разные. Очень разномастное издание вобравшее в себя как американскую школу рисования, так и европейскую. Так что однажды встал вопрос о экранизации, в большей или меньшей степени. И они попробовали.

Ивен Реитман – режиссер, сценаристы Дэн Голдберг и Лен Блум. Около 1000 (!) аниматоров работало над этим произведением — и это видно, куча деталей и фонов, смотрится отлично даже сейчас, спустя почти 30 лет. Ну что, результат стоил труда — тогда это окупилось раз в три (7,5 млн. на разработку, 20 млн. по кассовым сборам). Сей шедевр стал уникальным примером хорошей работы аниматоров и надолго опередил и определил судьбу взрослой фантастики.

Видимо авторам нужен был объединяющий фактор, чтоб хоть как-то связать истории воедино. Хотя можно было выпустить и сборник не связанных между собой историй, но на карту было поставлено все, и сборник разноплановых историй мог бы повредить полнометражке, а мода выпускать отельные полноценные истории еще не пришла. Это потом возможностей стало больше и запустили Секретные материалы, вобравшие и мистику, и детектив и фантастику. Итак, авторы нашли такой связующий элемент, в виде сосредоточия чуть ли не всего вселенского зла — светящийся смертоносный зеленый шар, со своими разумом и волей. Как показали дальнейшие события, может находится во всех временах и пространствах, отчего наследил и подгадил человечеству множество раз.

Начинается все с несколько абсурдного, но эффектного прилета космонавта на Землю. Он долетает с орбиты не на челноке, а на автомобиле с парашютом (первоисточник: короткая зарисовка, всего на страницу, из того же журнала Heavy Metal). Это завязка, финалом этого же повествования и закончится фильм. Итак, злодей сам рассказывает о своих деяниях…

Гэри Кэньон — вылитый Корбен Даллас (саму идею позаимствовали у великого Энки Билала — такси, город-мегаполис, а его работы уже встречались в журнале Heavy metal), то же желтое летающее такси, таксисты-авантюристы неистребимы! Прагматичен, реалист, этакий мачо, но инертный, не рискующий и непритязательный. По сути приключенческая детективная история в будущем – некий налет нуара, криминальной истории плюс фантастика и приключение. Раскопка Лок-Нара (так он называется в некоторых измерениях, или еще Уллатекс) проходит под убойнейший Veteran of the Psychic Wars. Почти комикс в стиле 60-х, разве что главный герой не детектив, несмотря на стиль повествования.

Эпизод Den похождений Дэна (которая так и зовется просто — Дэн) я нашел в нескольких выпусках Heavy metal. Дэн — типичный Тарзан или Конан, мачо. Мускулистый герой в поисках загадочного артефакта, красивая подружка, красивая колдунья, уродливые враги. Дань семидесятым. Хотя еще весь антураж больше напоминает  цикл книг Гора (Противоземеля) Джона Нормана – герой-любовник, перемещение из нашего мира в другой, с последующими приключениями и испытаниями… Забавна сцена, когда Дэну показалось, что он в темноте нащупал  Лок-Нар, но на самом деле…

Оригинал из журнала.

Нашел и рассказ Капитан Линкольн Стернн (или Штернн, по немецки Звезда), но там, в оригинале-комиксе, соответственно никакого зеленого шарика не было, видимо весь спектакль с превращением и последующим погромом базировался на способности Ганновера превращаться в качка-мутанта. И такой концовки с падением в оригинале не было — Штернy просто платит деньги Ганноверу за его маленький спектакль с превращением,  оба светски улыбаются друг другу после удачной сделки – и все на этом заканчивается. Особо стоит отметить метаморфозы в стиле Джекилла и Хайда Ганновера Фиста и его реплики:” абсолютно честный гражданин… за исключением тех случаев, когда он переодевался монашкой и продавал наркотики!”, а также убойную супергеройскую челюсть Капитана Стернна — это надо видеть: этакий американский супермен со знаком минус. Кстати, лицом немного напоминает Фредди из древней игры на ZX Spectrum – Freddy Hardest; ну это вообще собирательный образ героя из фантастики 70-80-х – а скорее всего, пошло еще с Супермена.

Видимо эпизод с B-17 приходилось начинать с нуля, и как минимум один раз переделывать концепцию — в первом варианте там были гремлины – могло получится тогда нечто вроде мультяшки Russian Rhapsody 1944 года. Но конечный результат получился всё же  сильным, брутальным и жестким — очень ёмко: от военной авиации до триллера. Практически мини-триллер. Яркий экшен под Takin` a Ride, затишье, свистит ветер, практически все погибли, и начинающийся хоррор, с закономерным открытым финалом. Очень, очень сильно – мой любимый эпизод, опять же мертвецы в воздухе – неожиданно.

Корабль космических хиппи: мир, чуваки!

Рассказ «Так прекрасно, так опасно» так же имел первоисточник в журнале Heavy Metal, только вместо рыжей девицы там была брюнетка, спавшая с роботом, но кроме них и корабля ничего в мультфильм не перешло — уж больно там глобально все было, выпуска на четыре журнала — это надо было бы отдельную полнометражку снимать, но сюжет там был очень кислотный, так что получившийся эпизод короток и забавен, и к к месту. В Heavy metal 1982 голосом одного из пилотов-инопланетян стал Гарольд Рэмис, да и вообще парочка слегка походит на Рэмиса и Дэна Эйкройда — тощий и толстый инопланетяне-пофигисты. Особо доставляет сценка, где они словно пылесосы затягивают дурь с пола, абсурд возведенный в абсолют. Пофигу на Землю, никакого вторжения, так, еще одна точка по маршруту, космос живет и оттягивается и без нее. Время хиппи, первых полетов в космос и страха перед инопланетным вторжением наложили свой отпечаток.

Последний эпизод — Таарна, рассказывает о почти исчезнувшей легендарной расе Тааракиан. И когда выросший в размерах Лок-Нар сеет зло по миру, появляется последняя представительница верхом на курице, простите, на боевом птеродактиле. Однобокий злодей с рогами, империя добра и зла, все очень наглядно. Именно тут видна отличная пластика главной героини — видно, что рисовали с натуры. Почти фетишистское одевание героини, “классическая” фентезийная “броня”, которая ни от чего не защищает – но эффектно выглядит. И снова что-то знакомое нам: воздетый верх меч, удар молнии, пафос. Да это же преферанс в сторону He-man, только тут не мужчина, а женщина герой. Но в целом как воительница-амазонка весьма к месту. Особенно хороша видна обрисовка пластики человека именно на главной героине-плавные движения, разве что сама героиня очень немногословна.

Особо стоит штурм города и палаты советов (опять же, под убойный The Mob Rules). Таран напоминает нам о Фрейде. Тело служки, после гибели преобразуется в пейзаж – очень странное решение, но добавляет еще одну сюрреалистическую деталь в сюжет.

Удар по Лок-Нару в том времени, отражается и в нашем мире, где он первоначально ведет свое повествование, а девочка оказывается… впрочем досмотрите сами, чем все закончилось.

Очень качественное произведение, такого глобального проекта тогда не было, и не будет до 2000 года. Обратите внимание на разноплановость цветовых решений и рисовки — у каждой истории она своя. Тут и точки, и штрихи, и яркие цвета, и рисовка линиями. Очень разнообразно, спасибо аниматорам и авторам комиксов, настоящий американский продукт, хотя первоисточники все же европейские, ибо в журнале Heavy Metal публиковались комиксисты не только американские, а со всей Европы, преимущественно Франции (очень сильная школа рисования), Италии, Испании, Португалии, Польши и прочих.

Музыка. А саундтрек, мммм! Подборка тех времен просто убойнейшая! Nazareth, Black Sabbath, Sammy Hagar, Blue Oyster Cult, Grand Funk Railroad, Devo и другие. Не успокоился, пока не нашел сначала этот мультфильм, а потом некоторое время искал мелодии из них. Сейчас в интернете он давно доступен как сборник песен из Heavy Metal, благо мультфильм еще многие помнят.

Самые удачные песни, это конечно же Heavy metal (Takin` a Ride) Don Felder (B-17) и Veteran of the Psychic Wars ( Гэри Кеньон) группы Blue Oster Cult. Начальная песня задает настрой, пожалуй еще мощно получился штурм города под хардкорнейший Black Sabbath — The Mob Rules. Другие саундтреки не так заметны, но тоже органично вписываются в картину происходящего. Короче, как с содержанием, так и с музыкальным сопровождением сделали все на 100%.

Сэр, к нам примазался какой-то чувак! Не обращай внимания, это чёртова параллельная вселенная!

Также о Heavy metal упомянули в хулиганском мультсериале “Южном парке”: в одной из серий (эпизод –1203 (№ 170) – Major Boobage) про кошачью мочу и токсичное влияние её на человека, были вызванные ею глюки где присутствовал эпизод с B-17 под оригинальную музыку плюс героиня похожая на тааракианку, по крайней мере нарисованную в том же стиле.

Есть идейное продолжение, вышедшее с интервалом, лет этак в 20, и называемое Heavy metal 2000: Fakk 2 (обыгрывается американское ругательство fuck, но тут Fakk2 обозначает термин Federation Assigned Ketogenic Killzone. Так называются области космоса, представляющие серьёзную опасность для жизнедеятельности человека, а цифра характеризует степень этой опасности). Не такое масштабное и откровенное, но детальное, и даже с новой 3D графикой. Озвучивали там довольно известные личности: главного злодея — Майкл Айронсайд (ему удаются роли и брутальных злодеев, и наставников-героев), а на роль главной героини пригласили Джули Стрейн. Неплох, но скажем так, просто решили выпустить в новом тысячелетии мульт по старой доброй вселенной Heavy metal. Получилось неплохо, но бомбы, как образец 1982 года, не получилось. Просто стандартная неплохая история, не такая глобальная и амбициозная, вот парадокс, несмотря на спасение вселенной, как первый Тяжелый метал.

Но о Тяжелом металле 2000 мы ещё поговорим отдельно.

Добавить комментарий