“Рождественская история”Роберта Земекиса (A Christmas Carol) (2009): мрачновато-поучительная, но оптимистично-светлая Рождественская сказка.

Первоисточник.

С самого начала нам напоминают о первоисточнике за авторством Чарльза Диккенса.

Она же Рождественская песнь и другие Святочные рассказы (Christmas Stories: A Christmas Carol, либо же Рождественская песнь в прозе) 1843 года британца-новеллиста Чарльза Диккенса.

Кроме этого этот выдающийся эссеист и романист обессмертил себя произведениями такими как Оливер Твист или Посмертные записки Пиквикского клуба; да и попросту его сборники рассказов пользовались популярностью, да и сейчас у некоторых в почёте. На моей памяти, его очень любил и время от времени упоминал в своих проведениях Жан Рэй: например рассказы Диккенса таскал с собой один детектив из Владычицы титров тигров, или ГГ в Городе Великого страха – констебль Сигма Тау Триггс, уходя на пенсию взял с собой полное собрание сочинений именно Чарльза Диккенса – чтобы почитывать их в тиши глубинки. Как по мне, это показательно. Диккенс был правильным кентом, ибо “откинулся” в графстве Кент… Ничуть не хуже были выходцы из Британии же – сэр Артур Конан Дойл и Редьярд Киплинг… Рождественская песнь же пожалуй самая известная и бессмертная классика за последние 200 лет (быть может ещё Дракуда Брэма Стокера (+_+)).

Новаторский Роберт Земекис.

Пойдём со мной, время воспоминаний… Ну и воздушный аттракцион бесплатно.

Не впервой замечаю магическое значение имени Роберт (не даром термин кибОрг-убийца робот видимо пошел от этого имени). На моей памяти все эти Роберты крайне плодовиты, работали чуть ли не на износ, выдавая на гора кучу произведений, идей и попросту титанических усилий, актёрской игры или ещё чего. Для примера: Ханлайн (особо отмечу), Фергюсон (поэт), Маккамон, Льюис Стивенсон (особо отмечу) – писатели; Патрик, Де Ниро (особо отмечу), Дауни-младший, Карлайл, Энглунд (трудяга и признанный актер хорроров) – актёры; генерал Ли, президент Кеннеди, король Роберт Брюс, Шуман а также Роберт Паттинсон, Роберт Баратеон и прочая и прочая… Сюда же попал и Роберт Земекис – режиссер своеобразный, прославившийся трилогией Назад в будущее, и рядом других произведений, каждый из которых был по своему особенным и уникальным.

В своё время режиссер Земекис временно забив на обычные фильмы, решил удариться в новомодное 3D и наклепал ряд мультипликационных фильмов, и с каждый их качество росло, но смотрелись они неоднозначно. И если Полярный экспресс как-то получился странным (но местами крайне зрелищным), чуть лучше пошёл Беовульф (как нибудь и до него доберусь – пол фильма вроде бы норм, даже новаторски, но вот вторую – не дотянули, да и в целом вышло слишком по-Голливудски), а потом вышло этакое некоторое переосмысление легенды: викторианская Рождественская история по моему мнению, вышла замечательной, разве что ей по настрою можно было бы смотреть и под Хэллоуин – в ней особенно во второй половине, есть много жутковатых моментов. Но и от сказки это тоже есть – сам оригинал был так же по-английский мрачноват и суров, хотя и сводил всё к оптимистичной концовке (автор вообще тяготел к загадочности, мистичности, и детективности, хотя временами был и остроумен).

В общем, после последнего мульта его студии Земекис забил и на этом всё, но эти мульты-поделки, эксперименты по сути (как и фильм, также неоднозначный но стильный), остались – и время о времени их смотрят, а значит они вышли более менее норм, старания были зачтены. Чего не отнять – визуальная картинка выглядела местами сыровато и неестественно, но необычно и новаторски; не каждый поставит на такое и будет продолжать. 95% мульта выглядит богато и временами блестит как Рождественская открытка – чего собственно и было нужно, а тут ещё прибавим и передовую анимацию.

Я же разберу именно этот мультфильм, раз уж он такой тематики, под праздничное настроение. Может до Беовульфа доберусь, говорить о нем есть что – но сравнительно мало (ага, счас, как начинаешь копать, так страниц на пару десятков наберётся, как обычно). Давайте так, раз уж у меня вроде как кончаются темы для Рождества\Нового года, то потом можно рассмотреть под эту тему и Полярный экспресс – он не меньше сделал для праздника, просто он менее успешный и чуть более сыроватый, чем мой сегодняшний выбор. И по нарастанию важности глянем и на Беовульфа. А пока на разборе именно Рождественская история.

Начало.

Первоисточник – британца Чарльза Диккенса, который был мастером многочисленных рассказов, коих выходили целые сборники, и особняком, прямо таки в веках у него прославилась эта поучительная история про скрягу Эбенезера Скруджа – фамилия которого стала нарицательной и перекочевало, прости Господи, аж в Утиные истории (к слову сказать, двойственность утиного Скруджа была помягче, но и у него был особый несносный характер, патологическая жадность – и время от времени просыпающаяся человечность, так что далеко от канона он в принципе не отошел). Смысл – старый и жадный до денег скряга, черствый и одинокий, ему был ниспосланы Духи Рождества; чтобы хоть под конец жизни он вспомнил, что деньги это не главное, что есть другие люди, которым неплохо бы вспомнить и помочь им (и будет тебе счастье).

В общем, делать жизнь лучше и в первую очередь – других, а не себя, и будет тебе счастье – а там и мир будет лучше. Да просто вспомнить, каково это – быть счастливым, даже имея малую толику всего. Для примера и бедняки радовались малому, дети, да и люди чуть менее богаче Скруджа, находили радости в жизни, не то что черствый ворчун. Его не хотелось ненавидеть, а больше жалеть – старикан был жалок и мелочен в своём мирке жадности и скупости.

Простой посыл, хорошая история, настолько удачная да ещё и праздничная – эта притча была настолько удачной, что её неоднократно экранизировали, докатившись до странноватого Новая рождественская история (Scrooged) с Биллом Мюрреем (всего один раз по “пиратскому каналу”видел и потом как-то не попадался, но фильм забавный – но из разряда “старого сделаем по новому”; малопопулярный, наверное потому что бездушный и циничный перезапуск классики). Фильмы (порядка 6 самых значимых), мульты – тема не устаревала.

А впервые услышал об этой истории в уникальной книжке Путешествие в сверхъестественный мир (черненькая обложка, где был череп вампира с клыками и кровавыми глазами) – порождение духа середины 90-ых, когда были популярны НЛО и прочее (она у меня и сейчас под рукой): банальная либо любопытная инфа о призраках, оборотнях, всякой мистике и прочем, всего понемногу. Когда речь пошла о призраках, упоминался приход Марли к Скруджу. Может стоит как нибудь написать и про неё? Стоила она тогда в 90-ые (Росмэн-Пресс) всего 10 рублей, точно помню…

Там правда его перевели как Шрудж, ну да ладно…

Сам же этот мульт как-то мне попался в год выхода или чуть позже – я его друзьям показывал, сам смотрел несколько раз, но всегда получалось нечасто: мульт вроде и праздничный, но с глубоким смыслом, к нему надо готовиться, уж больно он мрачный и берёт за душу. В общем, особый случай – не проходняк, почти шедевр и вещь в коллекцию, да к тому же строго сезонный.

13 серия первого же сезона, как раз под Новый год.

Ещё на моей памяти даже в Реальных Охотниках на привидений есть эпизод, где наша четверка ловцов духов попала в прошлое и изменила историю, после чего им пришлось всё исправлять – а то все в настоящем стали ворчливыми Скруджами, а Рождество стало скучным и унылым. Пришлось спасать канон, косплея духов самим и импровизируя. Об этом я уже как то упоминал.

Сам (мульт)фильм.

Со времён Горбуна из Нотр-Дама мульты Диснея не были такими мрачными как этот.

За нарисованными компьютерными лицами скрываются актеры, гримасничающие и отыгрывающие роль, а также дающие само собой разумеется голос персонажу.

В первую очередь, это сюрприз номер один – Джим Кэрри в роли как самого Скруджа, так и пары-тройки других персов (на самом деле, в титрах чуть ли не меньше упомянуты те, кого НЕ играл Джим Керри). Неожиданно, но в целом даже логично, хотя роль у него совсем не комедийная, а даже мрачновато-сатирически отрицательная и драматичная (это и даже не роль дяди Олафа из фильма Лемони Сникетт и 33 несчастья).

Кадр, где Джим Керри сам на себя максимально похож. А то старик, то ещё кто…

Если честно, то всё же такой выбор понять можно: типажи злодея-графа Олафа, отталкивающего, но харизматичного хитроумного типа и чёрствого сухопарого Скруджа довольно похожи, да и внешне их описывают как схожих, так что выбор был вполне вменяемым. Опять же, другая работа Джима Керри – Гринч, тоже ничего так.


Вроде бы угадывается нечто знакомое, но мы теряемся: уж больно низкоросл и пухл лицом персонаж Гэри Олдмэна.

Сюрприз номер два – Гэри Олдмэн, как персонаж забитого и скромного служащего Тома Крэтчита – тоже странный выбор, но снова, виден необычный и экспериментальный подход – попробовать на роли скромного служащего временами довольно экспрессивного Олдмэна. Гэри Олдмэну не идут тихие и невзрачные персонажи, но тут он поучаствовал и даже преуспел. Неплохо, нестандартно, креативно. Получилось хорошо. Другие второстепенные персы не так значимы, разве что мимоходом выскакивают этакое камэо по типу Боба Хоскинса.

Что удалось передать.

Не посрамившая старую историю экранизация, пусть сделанная с одной стороны по выверенным шаблонам, с другой же стороны – в виде полу-ужастика, драмы, собственно сказки, компьютерной графики с этими всеми почти человеческими лицами (но немного неестественными), и пролетами камеры как на американских горках (аттракцион на экране – это давняя фишка мэтра Земекиса). В общем и целом вышло круто, мощно – и всего лишь с парой огрехов, вполне логичных и допустимых. В остальном же у Рождественской истории одни плюсы – и их немало.

При всех экспериментальных подходах к режиссуре и видеоряду, удалось отлично передать как дух Рождества, так и посыл картины – слезы наворачиваются в драматичные моменты, душа радуется ярким праздничным эпизодам, и особенно светлой концовке, которая на контрасте с нагнетающий тревогу и мрачность начала и середины мульта – бытия нелюдима Скруджа, хорошо так сыграла. С этим мультфильм справляется на ура. В итоге – микс из всего понемногу. Есть где слезы наворачиваются, где вздрагиваешь, где испытываешь дискомфорт, есть где посмеяться и порадоваться. Очень необычных подход, не зацикливающийся на одном настроении, как я подметил. С этим есть небольшая проблема, вызывающая у некоторых зрителей недоумение – нас то смешат то пугают, то ещё что.

Даже больше – глядя на перековку скряги Скруджа, мы как зрители невольно перенимаем его переживания – наказывают-поучают Скруджа, но мы как бы так же как и он испытываемым неловкость, стыд, смятение и прочие чувства – хотя казалось бы, мы не должны всего этого переживать. Но мульт мастерски на нас это перекладывает, а значит намекает нам, что Эбенезер-то исправился, а вот нам бы тоже не помещало бы быть получше – даже если мы святее святого, всегда есть куда расти. С этим мульт отлично справляется.

Минусы.

Это что, маленький Джо Пеши? Тогда затыкайте уши…

Их почти нет. Шикарная музыка хорошо дополняет картинку, пожурить можно разве что лицевые анимации – за стандартную уже придирку в виде эффекта “зловещей долины”(да и то не у всех а лишь у третьестепенных персонажей и массовки), да и только. Стандартная такая придирка также к капроновым волосам – бакенбарды, усы и бороды выглядят получше.

Даже на волосах Скрудж сэкономил… (+_+).

Иногда это забавно – например, в одном кадре находятся Скрудж, у которого волосы так себе – и проситель, у которого волосы короче и выглядят естественней. Но всё это уравновешивается чрезвычайной детализацией всяких лицевых мелочей.

В движении в мульте почти всё норм, но порой очень трудно поймать стоп-кадр без размытия (около 20% – и это обычно во время движения и экшена), всё получается смазанным. Особенно это позорно выглядит с животными – у них же шерсть.

Но всё равно ГГ Скрудж получился вроде бы и мерзким, и жалким и сочувствуешь ему, он и отталкивающий и в нем есть надежда на чудо, на перевоспитание. Другие персонажи вторичные и третичные скорее для фона. Выделяются после Скруджа и Боба Крэтчита разве что Духи, да и то не все, но над ними работали – первый самый блеклый, но душевный, а самый харизматический – это второй Дух, а вот третьему, выходящему под конец, словно передали меньше всего времени – да и ладно; Смерть, забвение и опустошение, нечего особо показывать. Ясно и без слов. Но воспринимается он с одной стороны искусственным, а с другой – закономерно чуждым этому миру, как и положено.

С Марли всё хорошо, но эти его внезапные завывания слишком театральны…

Если второстепенные персонажи особо не запоминаются, то запоминаются пришельцы к богачу-начиная с короткой роли компаньона Скруджа – Марли, старого друга, который является предвестником прихода троицы – сам Марли подобно Скруджу, богатей умерший ранее и теперь в виде неупокоенного духа, связанный цепями с ящиками с золотом, которые любил больше людей. Это уже крипово и гнетуще.

Таким образом в мульте два вида кринжа: отрицательные черты Скруджа, его внешний вид, усиленный и условленный его поведением – и нравоучения и болезненные трипы в прошлое и будущее призраков-проводников.

Немного добавляют крипоты второстепенные и третьестепенные персонажи по типу уличных мальчишечек да и прохожих. На стоп-кадре у них либо чрезвычайно злодейские, либо глупые лица. В движении это не особо замечается, но помечается подсознанием.

– Брось придуриваться! – Самому смешно.

Например, когда племянник Скруджа смотрит на своего дядю, находящегося вне кадра, то он словно смотрит в никуда, сводит глаза в одну точку. В общем, порой это и забавно – и немного пугает. Все это огрехи того подхода переноса движения лицевой анимации живого актера, и сопоставление, дорисовывание его компом – а потом ещё и сведение.

Мда, с такими пучеглазыми рожами только Лавкрафта экранизировать. А ведь это идея! Почему бы недостаток 3D не превратить в преимущество? Криповость на халяву!

Быть может создатели и видели, что у них выходит, пытались переделать, но со временем решили остановиться от этого бесконечного процесса “поиска совершенства” и оставили все как получилось на данный момент процесса, таково моё впечатление. Вышло неидеально, но всё равно очень неплохо.

Совсем редко попадаются кадры, которые лучше подошли бы игре про Скруджа, уж очень неестественные.

Порой, учитывая некоторую мрачную, то гнетуще-тревожную, то “пугательную” (хоррорную) составляющую, в другом случае можно было бы сделать именно Хэллоуинский ужастик, или просто хоррор\хоррор. Например, про другую легендарную известную лондонскую легенду – Джека-Потрошителя – уж больно некоторые лица на стоп-кадре к этому располагают:

Подрисуем скальпель побольше и прибавим злодейский смех – вот вам и Джек-Потрошитель. Да и Гэри Олдмен собаку съел на ролях злодеев…

Скажем так, я не буду уподобляться брюзге Скруджу и вопить, что всё это вздор и чепуха! – я рекомендую посмеяться над этими рожицами и наслаждаться самим мультфильмов; в нём больше все же плюсов и стараний.

Плюсы.

Ещё я заметил, что особенно добрые и душевные люди в мульте имеют светлые, небесно-голубые глаза (“зеркала души”), как призрак своей доброты.

Их очень много, мульт практически из них и состоит. При всей некоторой резиновости лиц людей – а она проявляется на дальних и средних планах, ВБЛИЗИ же она чертовски детальна! Посудите сами: морщины, прыщи, волосы на лице и носу (особенно это видно у старикана Скруджа), вены на лбу (!!!). Да даже пар изо рта – это уже само по себе логично и правильно, и воспринимается само собой разумеющимся. Иней на стенах и стекле. Команда очень старалась!

Как я уже говорил, общую картину немного портит побочка от 3D переноса эмоций и прочего, в деталях же и в окружении все запредельно чётко и детально. В общем, всё те проблемы как и со времен появления пожалуй что первого (я имею в виду такого качества и масштаба) полноценного 3D-мультфильма – Последняя фантазия: Духи внутри нас; большие затраты и надежды немалые – и дубовость, легкая неестественность людей (особенно с их пластиковыми волосами – а вот лысина доктора Сида смотрелась хорошо, ибо без “искусственных” волос). Но этот мульт ушел далеко вперед и смотрится почти как совершенство.

Сюда же можно отнести и выбор композитора, по совместительству он же и дирижер – Алан Сильвестри. Хороший, годный выбор, когда речь идет о Рождественских фильмах и вообще о такой теме – вспомним почти что вечный Один дома 1 и 2, где музыка задавала настрой этой немного членовредительски-хулиганской истории, но и напоминающей о светлом празднике. Так и тут – музыка шикарна. и отлично дополняет картину. В основном это касается светлых праздничных зарисовок, а вот для более мрачных припасена более зловещая музыка…

Побочный плюс от наших – дубляж хороший, но порадовала адаптация под старину – глас, взор и прочее. Это добавляет в историю чувства именно некой старины. Разве что эффекты современности – пролет камеры, “американские горки” напоминают о современности, но в остальном это следование старине в деталях, в том числе и староречи в оригинале, наши это просто поддержали.

Начало мульта.


Важная деталь – фирменные очки надвинутые на лоб, видимо с которыми Джейкоб не расставался, также подсчитывая деньги (а также подвязанная платком челюсть) – и призрак будет с этими же атрибутами.

Достойно начала какого нибудь Тима Бёртона – покойный компаньон Марли в гробу. Скрудж этакий Фома Неверующий удивленно констатирует: это Марли и он мёртв, в гробу… Удивительно! Видимо о своей смерти он так же не думает -такого ну никогда не будет.

Далее идёт своеобразный “торг со смертью”, когда гробовщик требует деньги за услуги, а Скрудж жмётся.

Чтобы как-то компенсировать зазря “потерянных” два медяка, он кощунственно забирает их у мертвеца: они ему не понадобятся! – решает Скрудж.

Это ему без надобности!

Мимоходом, нам пока идут титры, нам показывают предпраздничный быт Лондона – и он кипит жизнью, все радуются, кроме, понятое дело Эбенезера Скруджа.

Нищие у кухни клянчат еду, подготовка к празднику, и вечные “три наперстка”.

Между делом: в титрах всплывает ещё один Роберт – Пресли, оператор-постановщик. Кстати, имя Боб (Крэтчит) – это уменьшительное от Роберта – то есть он Роберт, но как бедняк много чести его так называть, поэтому он просто Тихий Боб.

Блеск и нищета Лондона: праздничные приготовления для застолья у богачей – и не забыли о такой востребованной тогда профессии как трубочисты.

Пошли первые пролёты камеры, а их будет с некоторой периодичностью довольно много – как бы очерчивая границу между разговорами и сменой обстановки.


Просто и наглядно (и мимоходом) показано течение времени: краска на вывеске облупилась а первая буква в имени компаньона Марли покосилась.

Далее конторка Скруджа и прошло семь лет (в мульте заявляется как семь сочельников). Бедняга-клерк – щуплый и низенький Боб Крэтчит корпеет в конторке подле Скруджа, занятого подсчётом денег за бухгалтерской книгой.

Всё равно получилось, что теплее и уютнее на вид именно в уголке у Боба, чем у промороженного холодом стекла за которым сидит Скрудж.

Показан как сам Лондон зимой, его обитатели, все радуются приходу праздника, один лишь Скрудж недоволен. К нему заявляется его племянник: жизнерадостный и оптимистичный молодой человек – который пытается порадовать дядю, но тот отвечает как обычно: вздор. чепуха!, пошёль нафиг, с Новым годом!

Чего это ты такой серьезный?

Потом приходят два джентльмена каким-то фигом решивших, что известный скряга-богатей Скрудж им отвалит хоть пятак на благотворительность (ну видимо за счёт праздника – Рождество же, надо творить добро!). Он и их обламывает.

Потом он запирает конторку и бредёт к себе домой, в особняк – и тут и начинается самое интересное!

Ща как дам больно! Просто руки марать неохота!

Приход призрака Джейкоба Марли.

Время пришло в гости отправиться – ждёт меня старинный друг…

После начальной вводной, показывающей всю суть Эбенезера Скруджа и его окружения, наступает время хоррора: тихая, вкрадчивая, немного зловещая – но и и сказочная, музыка; тёмные тона, зимний холод и одиночество одиночного Скруджа, подходящего к своему особняку. Криповая морда вместо дверной стучалки.

Потом долгая-долгая подводка в пришествию ночного гостя (явная попытка растянуть хронометраж в принципе лаконичной и выверенной истории-оригинала – туда же идут и немного не в тему “крутые горки” и пролёты в дальнейшем – впрочем, с первые их части идут в пользу сюжету, показывая просторы и декорации): целых пяток минут отведён этому: скрипы, звон колокольчиков, звон цепей – и наконец появление старого компаньона в виде зеленоватого призрака.

Что любопытно, он словно бы послан Скруджу для нравоучений, но живёт в иной плоскости, собственно как и положено духу, и обитает как бы в сумерках или тьме – и не видит живого Скруджа, ибо шарит глазами мимо него, а говорит с ним лишь на слух, реагируя на его голос, который быть может долетает до него отовсюду, а не из конкретного места. Это всё не показано со стороны самого Марли, но угадывается по косвенным его проявлениям.

Скруджа от вида Марли корёжит – и зрителя вместе с ним. Эмпатия.

В определенный момент у призрака отваливается челюсть, отчего челюсти отпадывает и у доброй половины зрителей, такого не ждущих; потом немного черного юмора а ля фильм Страшилы, когда призрак исправляет ситуацию.

Марли предвещает о приходе трёх Призраков\Духов: в час ночи этой ночи, в тот же час – на другую ночь, и после полуночи – на третью, явяться эти Духи. После этого он покидает старого друга, а Скрудж видит, что не один Марли мается от своих накопленных при жизни грехов – на улице таких грешников много.

Истина жестока! Ну и тут в принципе по классике.

Хорошая душераздирающая деталь: женщина на улице с младенцем:

Рад бы помочь, да не могу – не додумался при жизни, а сейчас поздно!

Ещё бы девочку с спичками бы показали и вообще было бы совсем… Кстати, с малюткой всё в порядке, как показали под конец мульта:

Хорошая отсылка к Рождению Христа.

Финальный аккорд – испуганный Скрудж запрыгивает на постель и как падают створки на окне, так он и захлопывает занавеси – словно занавес первого акта. Гениальная деталь!

Призраки – раз, два, три.

Первый Призрак: Дух Прошлого Рождества.

Тихий, ностальгический, тёплый, полузабытый.

Далее, первый Призрак, обычно его изображают традиционно девушкой, ибо это прошлое Скруджа, в котором он и оставил свою любимую. Тут же как-то решили сделать существо неопределенного пола – но скорее явно тяготеющего к мужскому типу. В любом случае, его изображают как нечто мягкое, зыбкое, полузабытое.

И ту я пожалуй, поругаю экранизацию за отступление от оригинала – по сути это были три выверенные ипостаси: женское мягкое начало (как бы олицетворяя мать, начало жизни), мужское (зрелость) и безликая смерть (которая равна для всех); баланс, ёпта!

Особенности этого Призрака\Духа – внешняя мягкость, собственно цвет восковой свечи, полупрозрачность вместе с тем, лицо в пламени. Для каких-то своих фишек ему дали ряд странных деталей: он говорит с придыханием, шепчет неспешно, интимно и как бы напоминая. Кроме этого в начале он станцевал влево-вправо, ещё больше пугая Скруджа. Ещё у него есть не менее странная привычка покачивать головой туда-сюда (словно отсчитывая некие такты), как если бы это делал человек держащий свечу и разгоняющий тьму, размахивая ей. Ещё он изредка заикается. А потом этот Призрак ушел к расе Свечников из игры Monster Train…

– Я не плачу, ледышка в глаз попала… – То то и оно…

Тут это вкрадчивый и вежливый, как бы отголосок славного доброго прошлого самого Скруджа, который тогда был ещё хорошим и положительным, и у него только отрывалась дорога к светлой неопределенной ещё жизни, которую он тогда видел совсем другой. Призрак-ностальгия. Внешний его вид – свеча с живым пламенем, он не давит, а ведает и напоминает – по сути он нашептывает, интимно и по дружески напоминая о старом светлом прошлом.

Сначала я подумал, глядя на внешний вид первого Духа, что это тупо отсылка к слуге-канделябру из Красавицы и чудовища (ну Дисней же – ну и это тоже, вполне возможно), но потом понял, что это удачный символ прошлого: мягкий огонь свечи, этакого воспоминания, который вроде бы горит, но немного уже малозначим (росточка небольшого) – воспоминания то стираются, то всплывают, а то и искажаются, меняются от времени, подобно изменчивому пламени свечи. Я более чем уверен, что созданием образов и продумкой внешнего вида призраков занимались особо. Кроме прочего, сам же Керри также играет своих духов, и по сути мы видим его сначала молодым, потом зрелым, а потом на склоне лет.

Кроме прочего, потом Призрак ещё и молодой, являет массу лиц, воспоминаний людей которые были дороги Скруджу или он их знал, да и его молодое лицо. В общем, это очень мягкий призрак, добрый, участливый и ностальгически-грустный.

Парад лиц.

В паре моментов он изрядный проказник – увлекает Скруджа за собой (произнося фразу почти по библейски: Иди со мной, если хочешь жить! встань и иди со мной!), а когда тот пытается его загасить, уносит Скруджа в зимнее ночное небо. С его помощью Скрудж припоминает своё детство, юношество, начало жизни, невинность. Полеты по небу, зимняя местность, словно сошедшая с Рождественской же открытки.

Церковно-приходская школа, где он был одинок, и где маленький Эбенезер кстати пел гимн “Придите те кто верен” (католический Adeste fideles, популярный как раз в XVIII-XIX веках).

Venite adoremus Venite adoremus Venite adoremus Dominum… Venite adoremus Venite adoremus Dominum…

Потом ему напоминают того кого он любил больше всего – свою младшую сестру, которой потом не будет, но сознается её сын – его племянник.

Кстати, тут даётся вроде как подсказка – в этот вечер в прошлом, по словам сестры, отец внезапно подобрел (случилось некое чудо) – не пришли ли и к нему Призраки и “наставили на путь истинный”. В общем, возможно это добрая традиция в роду, или этой местности близ Лондона.

Для начала, после зловещего Марли, этот Дух немного снижает градус напряжения и окунает в добрые старые времена. Это и есть Дух Прошлого рождества – ну или всех предыдущих. Кроме прочего, несмотря на светлые воспоминания, он также пробуждает и печаль о ушедшем прошлом и те моменты, которые изменили жизнь Скруджа, сделав его таким какой он сейчас. Как он расстался с любимой девушкой, которая могла бы его наставить на путь истинный. А вот любимая им сестра, по крайней мере взрослая, осталась как-то за кадром и присутствует лишь в ранних воспоминаниях Эбенезера.

Кого мне напомнил персонаж Боба Хоскинса – мэра из городка, из игры Ведьма из Блэр. В целом типичный такой перс из того времени.

Кроме сестры Дух показывает первую работу юного Эбенезера – его начальника, старика Фезеринга (Боб Хоскинс) и своего доброго друга. Далее танцы, на которых он встретил свою любовь.

Отметим, что по крайней в воспоминаниях Скруджа, танцы прошли как нечто волшебно-бравурное, возвышенное, отчего танцоры аж летали.

Бедная во всех смыслах девушка, которую Скрудж бросил из-за бедности.

Далее Призрак показывает их размолвку, когда Скрудж по причине мотивации “не быть нищим”, отдал все силы на заработки денег, и после тяжкого разговора от него ушла любимая, “отпустив его” – а он её не остановил. И тут Скрудж приуныл, видно что все эти воспоминания изрядно его мучает (Призрак, не мучь меня, нет сил!).

Борт-1, зажигание, Первый пошёл! Поехали! Полёт нормальный! (+_+).

Потом Скрудж все же применил гасильник и буквально загашивает Призрака накрывая его колпаком, но тот звездой взмывает в небо, унося самого Скруджа (тут не забыли показать как щеки скряги колышутся на пронзительном ветру) – и нас ждёт очередной аттракцион: если пролеты в начале этой главы был к месту, то это – лишь для развлечения зрителей, не более. Хотя видеть такое было забавно.

Второй Призрак: Дух Нынешнего Рождества.

А ты уже поверил в Рождество?!

Самый мой любимый призрак, да думаю и почти всех зрителей – Дух Нынешнего Рождества. Само его появление сильно напоминает классическое явление Санта-Клауса глазами детей на Рождество: всё ярко-праздничное, переливающийся свет из приоткрытой двери – а в самой комнате нарочито гротескная картина: на целой горе подарков восседает великан (а комната-то сама по себе немаленькая), комната залита светом, звенят часовые музыкальные машины.

Это нарочито языческий великан в зелёном халате (а история Англии, как мы помним, тесно переплелись с мифологией Ирландии и Шотландии, Уэлльса и Кельтов – отсюда смесь красного и зелёного цвета – цвета ёлок и наряда Святого Николая), с ножнами – но без меча, в венке из омелы (и с факелом, сделанным из рога).

Здоровущий, пышущий жаром (и наверняка вином – на что намекает его покрасневший нос) и жизнью здоровяк, жизнерадостный, но слегка вспыльчивый. Он большой, громогласный, вечно смеющийся, олицетворение праздника и торжества – он “здесь и сейчас”.

Особенно комично выглядит пантомима с ножнами:

– Вижу у тебя ножны, а меча-то нет!

– Меча нет – торжество доброты!

Все эти атрибуты словно вышли из английских (не только) сказок и легенд: пояс как в легенде о Зелёном рыцаре, ножны из легенды о короле Артуре. Факел же в виде рога – скорее всего Рог изобилия, так как иначе не объяснишь наличие кучи подарков под великаном. Многофункциональность этого артефакта довольно значима – с его же помощью великан перемещает Скруджа и показывает прошлое – ещё одно показательное того, что в зрелые годы человек могущественнее всего и многое может.

Он хохочет и смеется – порой даже кажется что он не в себе, уж больно сильно он отдаётся этом делу; балагурит, местами он суров – но и отходчив. Это оптимизм, жизнь, сила и яркость. Цвета тут выкручены на максимум. Он спешит жить, радоваться, и напоминать о сути Рождества.

Мимоходом Дух на реплику Скурджа о пекарнях проезжается о церковниках, которые прогоняют бедных на улицу – святости в них нет. Вот оно, различие: мирская религия – и воплощение истинной святости, сакрального существа, которое не завязано материальными, человеческими вещами.

Когда он устраивает гайд Скруджу (снова аттракцион) то звучат псалмы и словно бы наступает апофеоз торжества. Для большего эффекта он прокатывает ошарашенного Скруджа с ветерком по улицам, а потом показывает как живут другие его знакомые.

Нас ждёт рождественский гусь! А вдруг у него там голубой карбункул внутри, по акции?

Любопытен переход от одной сцены к другой – двое детей бегут за праздничным гусем, который ждёт их дома, а мы следуем за ними и приходим в скромный дом клерка Боба Крэтчита, подчиненного Скруджа.

И тут, Дух намекает и показывает Скружду, что пока всё хорошо, по крайней мере терпимо – но если ничего не изменить, то людям вокруг Скруджа будет плохо в будущем, да и его самого ждёт незавидная участь.


Тот момент, когда зашел разговор, что “Тимми все здоровее становится” – намёк на будущую трагедию.

В этом призрак суров и многозначителен. У него тут двойная роль – напомнить о радостях праздника, и напомнить что все хорошее когда нибудь кончается. Нужно что-то менять, делать, успевать – а время летит незаметно.

Один кадр, когда Дух становится как бы святым – если и не Иисус Христос лично, то нечто похожее; праздник-то святой сам по себе!

К слову, второй Дух напоминает божественного отца, который словно ребёнку показывает ситуацию и ждёт ответа от заданного урока – ментор. И он временами куда суровее и требовательнее, чем первый Призрак.

Куды, урок ещё не выучен!

Ещё любопытно, что именно в этот момент, когда Дух показывает Скруджу семью Боба, он уже начинает седеть, и процесс этот потом ускоряется – и то, что он “мотает время вперёд” своим факелом, ведёт к тому, что его время заканчивается (год приходит к концу).

Ожидание мотается, и всё идёт по плану…

Семья Боба сплоченная, они отзывчивы, ждут отца семейства с работы, поддерживают друг друга – живут бедно, но достойно, с любовью. Много детей, но мало денег.

Жена Боба корит Скруджа за чёрствость, но Боб ссылается на грядущий праздник и просит быть снисходительным к начальнику. И с его подачи ему было пожелание от жены Боба: будь твой хозяин 3-ды весел и 4-ды счастлив! Под конец будет видно, что и это пожелание сбылось. Хороший посыл – не кляни врага и недруга, а то приумножишь зло.

Также Тим высказывает свое коронное пожелание: Господи, храни всех людей!

Повторяется такая же ситуация и с племянником: Дух показывает, что Скруджа не привечают и не уважают близкие его племянника Фреда (небезосновательно), хотя сам племянник ему сочувствует, дураку старому, который сам лишил себя радостей общения. И тост в его честь, вопреки всему: Здоровья этому старому брюзге!

Потом наступает время мрачного окончания праздника. Тьма вокруг и свет где-то дальше, а на нас давят своим видом огромные монументальные часовой механизм с колоколом – Часов Времени.

И тут к скряге возвращаются его ранее брошенные слова про тюрьму и работный дом (ещё и психушку приплели, даже без санитаров). Ему надо было воочию увидеть то, что он высказал, чтобы он это продумал, осознал.

– Это твои? – Нет, человечьи. Люди породили обеих!

Сказать и отмахнуться легко, но когда перед глазами Нищета и Невежество, тут уже начинаешь задумываться. Это творение людей, их черствости и других дел.

Сильный момент: ЧТО ЖЕ ТЫ ВЗОР ОТВЁЛ?

И снова наступает мрачная сцена (даже переход до этого, при взмахе факелом вторым Духом сейчас происходит с болью на лице), к тому же, пожалуй самая продуманная и мрачная (последняя скоротечна и менее продолжительная). Отмечу ещё, что среди звенящей тишины слышится мерный стук часового механизма, словно напоминая о ходе времени.

Призрак под ударами часов стареет (с первым ударом его лицо приобретает мучнистую бледность), седеет, а его грудь сковывает сердечная боль, но он продолжает хохотать, пока жизнь уходит из него. Он продолжает смеяться даже когда падает на пол и превращается в мертвеца-скелета. Но даже тогда, он до последнего тихо смеется, как бы показывая что жизнь, жизнелюбее, сила праздника и духа человечества (оптимизма и веры) борется до последнего. И на протяжении всего времени когда был Дух, видно, что постепенное старение, слабость он встречает с улыбкой и не противится этому – таков закон природы, хора времени – уход неизбежен. Не сколько жутко это выглядит, сколько фатально. И тут зрителя пробирает от мысли, что все мы смертны – а праздники заканчиваются и все хорошее уходит. А значит это надо как-то замедлять, отмечать и задерживать сколько возможно – попутно делая нечто хорошее, или по крайней мере значимое. У Скруджа пока нет и этого – праздники и веселье он не признаёт, а о конце себя и других как-то старается не думать.

Но постепенный переход к третьему духу, самому безмолвному, на контрасте ужасает и пожалуй это самые криповые эпизоды в фильме, не считая Марли.Стоила ли такая крипота и мрачняк быть в общем то позитивной сказке? В общем то да, ибо старый скряга уж очень закоренелый и упоротый закостенелый и упрямый в своих принципах, и чтобы его переубедить его сначала было нужно растрогать, потом растормошить, а потом напугать (пугнуть хорошенько – а до этого призраками пугали мало?) – и пройдя через всё это, он проникся так сказать духом Рождества и общей человечности. Отдельно все эти элементы бы не сработали и он бы ничего не понял, но постепенный переход от одного к другому дал именно такой эффект. Тут Земекис прямо и чётко провел эту линию, не побоявшись что отчасти его мульт превратиться чуть ли не в Хеллоуинский.

Чаще всего я пересматривал именно этот эпизод, я имею в виду именно середину мульта – от начала прихода второго Духа, и до его ухода – скорее всего эта “сердцевина повествования” самая продуманная и насыщенная, как по мне. Как бы припоминая, что настоящее ускользает, истончается, дряхлеет: призрак начинает стареть, его скручивает боль в груди, он седеет, потом падает и превращается в скелет, который тем не менее, как начала Дух Нынешнего Рождества хохотать, так и хохочет до тех пор пока огромные часы колол не пробьют двенадцать раз.

Пустяки, дело житейское…

Забавно, но часто Духа Нынешнего Рождества показывают порой ближе к классическому Санта-Клаусу – да, в зелёном одеянии по-британски, но с седой бородой; тут же этот переход должен был быть, но он слишком пугающий: пышные рыжие борода и волосы седеют, но гигант не превращается в седого дедушку, в просто умирает, превращаясь в мертвеца.

Кончен бал, погасли свечи…

Любопытна деталь, которую я вроде бы подметил, но осознал позже – когда Дух падает наземь, из факела в его руке просыпаются сгоревшие угли, что также олицетворяет тлен и “прогорание” жизни, что логично. Да ещё и венок с головы усыхает. И это гениальная продуманная и логичная деталь!

Третий призрак: Дух Будущего Рождества.

И он видит последнего призрака – будущее (с учетом возможного будущего) самое мрачное и тревожное – но и неопределенное, нечёткое (и может измениться). И вот тут как зритель я начал уставать – ранее было интересно, но затянутая погоня Призрака-Смерти за Скруджем, хоть местами и комична (кручение ногами бочонка, мордой об сосульки), и одновременно затянута.

В Лондоне что, внезапно начался зомби-апокалипсис? Зомби-алканоиды, блин.

Кроме того, создаётся впечатление, что мульт стал дешевле: графика совсем просела (но это всё равно лишние затраты на анимацию, на очередной в общем-то ненужный атракцион-экшен), а повествование скатилась в плохонький хоррор, чес-слово.

Издали ещё ничего, но вблизи – очень так себе.

Явление адского экипажа, погоня: улицы, катание на бутылке, крыши, Скрудж аж два раза побывает в трубе, уменьшившись до размеров крысы. Занятно, что Скруджа поначалу преследует кучер в треуголке, но потом, во второй погоне, его заменяет Смерть в балахоне.

Сама по себе Смерть не особо проработана, но пугает больше других Призраков, что отмечает и сам Скрудж. Безмолвная тень в балахоне, которая между прочим, вырастает из тени самого Скруджа.

И лишь под конец нам являют его лик, с пустыми глазницами и звездообразными глазами в них – что немного походит на Пратчетовсого “хорошего парня” Смерть, по крайней мере как его рисует особый фанат-художник, специализирующийся на иллюстрациях этого мира.

Призрак своим костлявым перстом указывает на грядущие события: маленький Тим умирает, а его отец убит горем – тут вспоминаться аналогичный эпизод, где сын смотрит на отвернувшегося отца в своих воспоминаниях, в полукомедии-притче (и полу-драме) С пультом по жизни.

Как по мне, концепция у обеих фильмов практически одна – осознать свои ошибки, переосмыслить и начать жить по другому (либо ценить то что имеешь).

Никчёмный был человек – жалкая, ничтожная личность…

После смерти Скруджа никто о нём хорошего слова не скажет, в особенности – коллеги-богачи; разве что порадовалась парочка должников, обрадовавшихся, что их долг передадут другому, менее “безжалостному кредитору”, а его сметливая старая служанка обобрала его тело – так как он по её словам, был нелюдим и не имел людей-семьи, которые бы его окружали – и похоронят его в плохоньком гробу.

И тут крысиная натура. Видимо это предки Питера Петтигрю…

Забавно что потом Скрудж убегает от людей наперегонки с крысой, её же и уподобляясь – благо они сейчас одного с ней размера.

Под конец Призрак у могилы Скруджа. И на этом Скруджа наступает окончательный катарсис. Он падает в могилу, клянется, проникнется Духом Рождества, что исправиться…

Классный кадр получился.

Забавно, что Смерть показал Скруджу надгробие с датой его смерти, но последняя цифра осталась занесенной снегом, как бы не определяя заранее, в каком именно году тот кончается – это будет в декабре, в этом десятилетии, но последний год неизвестен. Хитро и многозначительно.

На самом деле можно примерно угадать какая там цифра – скорее всего 4; то есть совсем скоро – максимум до 1949 года, менее десяти лет. Вот и жди каждый год и вздрагивай – это может быть и 43, и 45, и 47…

После этого он просыпается… и с облегчением понимает, что это сон (или нет?) и переосмыслив всё это, идет на улицу, прямо на ходу преображаясь в веселого и отзывчивого – так что некоторые недоверчиво смотрят ему вслед. Ну в самом деле – конец жизни, почему бы не поудить и не повернуть свою жизнь на позитив и лучшее?

Это я так улыбаюсь! Непривычно, правда?!

Он возвращаться в утро накануне Рождества и у него есть шанс начать свою жизнь по новому – раздавать деньги, здороваться даже со всеми, всем желать здоровья и счастья (чего не дождаться было от него прежнего). В общем, урок был усвоен.

Похожий персонаж из нашей классики – Андрей Фокич Соков, скрытый, серый и тихий заведующий буфетом, который даже после встречи с раскрывшим его будущее Воландом, так и не поменял ничего из своей жизни, так и умер, как было предсказано.

Так держать!

Любопытно, чтобы напомнить что мы смотрим экранизацию, персонаж Боба Крэтчита (Герри Олдмен) вдруг превращается в рассказчика, не меняясь внешне и не превращаясь, например в Диккенса (хотя скорее тут всё наоборот: персонажу Бобу Крэтчиту придали нарочито внешность Диккенса средних лет, в оригинале он выглядел по другому, был худ и выше ростом).

Любопытное разделение прошлого и будущего: на время оставленной скучной конторки Скруджа – и предвечерней улицы, по которой идёт тот же Скрудж, неся Тима.

Любопытное разделение прошлого и будущего: на время оставленной скучной конторки Скруджа – и предвечерней улицы, по кторой идёт тот же Скрудж, неся Тима.

А Гэри Олдмен указывает на идущего на плечах с Тимом Эбенезера и весело констатирует – Рождество спасено!; ведь каждый вносит частичку хорошего – и мрак отступает, хоть на это время. В такие дни надо по-максимуму быть оптимистами, любить ближних и помотать – тогда и тебе воздаться.

И получилось светло и лампово, даже несмотря на смесь мрачняка и безысходности. Вообще сам мульт да и сама история заставляет сопереживать и балансировать на эмоциональных качелях: то горе, до радость, то ужас, то смех, то свет, то темень. Получилось очень глубоко, но немного нетипично -чем не могут похвастаться некоторые другие экранизации, в особенности новейшие, рафинированные и для детей – напомню, что мульт вроде как семейный, но большей частью именно для взрослых – детям его показать можно, но они сильно так испугаются (юношество уже не так среагирует, но всё равно будет дискомфортно), всё таки Рождественская песнь – произведение английское, а значит и мрачное и поучительное.

Мелочи и интересности.

Во власти Кольца – тут это совсем не про это, но у меня возникла именно такая ассоциация. Да и если учесть нелюдимость Скруджа и его любовь к золоту…

Сам по себе мульт играет на контрастах очень часто, по сути перемежая то мрачняк с праздником, то свет с тенью – в последнем случае порой даже во многих отдельных кадрах это видно: слева тень, справа свет (негатив и позитив ситуации). Например, добродушный племянник Скруджа освещен светлом камина, а отстраненный и черствый Скрудж залит холодным голубым светом промерзшего у него за спиной окна. Браво!

Ещё логично, что Скрудж минимум пару раз получал травмы, повергался опасности, пусть и в своих снах – а кроме того, мог бы запросто умереть от сердечного приступа при появлении ещё Марли, не говоря уже о других Духах. Все же он крепкий старикан, раз уж дожил до такого возраста.

– Как дела, злой дедушка? – Нормально! (Высокий из Фантазма передаёт привет).

Сама суть Скруджа – игнорирование правил и так все поступают, он не такой как все. Он не поддерживает и не верит в праздники, суеверия, подминая их своим желчным характером. Поясню на примерах – он желает чтобы все сдохли, заглушает песни певчих на Рождество – в общем, праздника для него нет и он считает все это чепухой и вздором, хотя в молодости всё это вполне поддерживал. В общем, он очерствел и потерял чувство юмора. Слова его, брошенные не подумав, по сути, жестоки и мелочны – про тюрьмы и работные дома, а про праздник – собрать празднующих на площади и сжечь на костре из рождественских ёлок. Пожелание чтобы все сдохли: население у нас и так в избытке! Добрый дидусь! К слову сказать, потом эти его слова потом возвращают ему же, что ошарашивает его – и он видит как это слышится и видится со стороны.

Но когда ему наглядно показывают то, о чём он говорил, то он начинает задумываться и ужасаться – и в нём просыпается человечность, что показательно. Так сказать, ему показали всё это воочию – и он преисполнился; легко отмахиваться фразами, не видя того, что он бросает на нищету и невежество, но когда оно перед глазами уже труднее…

Также он часто посылает всех к чёрту, в частности тех же Духов, о которых говорит Марли. Но раз уж он сказал, что он их примет, так и быть – а так бы и их бы послал!

Через племянника Фреда в начале мульта нам как бы уже намекают на визит призрака Марли, да и слова его прямая отсылка, что нужно сделать в Рождество; слова про то, что… цитирую: Когда каждому дана возможность заметить ближнего своего – и возлюбить его, как попутчика на тот свет, а то каждый сам по себе идёт своей дорогой!

Что мне помнило – мульт малоизвестный сейчас трудоголика Арнольда Буровса (некоторые видели его работу позднюю Приключения старого дворника), специализирующегося преимущественно в стоп-моушене – Сказка о медяке (по мотивам сказки латыша Скрабе). Почти тот же посыл: простой парень парень получил неразменный медяк, нажил богатство, всю жизнь считая деньги, состарился – и что в итоге: по наущению черта ничего путного не сделал (только тот самый медяк полировал, многократно доставая и доставая его из кармана – ну ещё бани построил, ибо ранее сам был банщиком), а положил свою жизнь к алтарю Маммоны; ни семьи ни детей, да ещё и смерть матери позорно проворонил. Фэйл. Не менее знаковая нравоучительная притча. Хронометраж не дотягивает до 20 минут, а за душу берёт – и вроде бы зрители не виноваты, но после просмотра осадок остается, безысходность передана прямо и мощно. Стоит ли ради денег тратить свою жизнь, если не поучаешь обычных жизненных радостей? Эх .потом как нибудь отдельно про него напишу, у меня так и бывает: сначала делаю вброс, потом дохожу и до отдельной статьи.

Сам же типаж Скруджа был как то высмеян и в произведении Н. Носова Незнайка на луне в виде скупердяя Скуперфильма, который экономил во всем и в целом очень походил на классического Скруджа: постоянно высчитывал в уме прибыль и убыток. Показательно потерял где-то свою трость (убыток!), но потом волей случая на него полилась газировка – из бутылки лежащего над ним в поезде коротышки – и тот начал уже подсчитывать, что ему от той трости удалось компенсировать бесплатной газировкой – но под конец бутылка упала и ударила его по лбу! Показательный пример: за всё надо платить! – констатировал Скуперфильд. Потом банкротство пошло ему на пользу, и он наконец перестал изводиться насчёт денег. Это ли не краткая забавная отсылка к английскому Скруджу?

Как по мне, личная трагедия Скруджа как человека – его отчуждение от людей, отдаление невесты и друзей, как старых так и потенциально новых – а значит пользу наносить ласкам подвергать проявлять дружбу и любовь будет не к кому. Так Эбенезер и ожесточился, очерствел – именно разрыв с невестой стал поворотной точкой, после которой большая часть жизни Скруджа пошла прямолинейно и однообразно, совсем не положительно. Ни ребёнка ни котёнка, как говориться. С возрастом прибавилось ворчание, желчность, собственно старость, что не прибавило ему оптимизма, а лишь усилило его брюзжание. Однако как водится здесь не прикрутили некой личной трагедии(как иногда делают в повествовании, когда нужно оправдать злодея или некого неоднозначного человека; хотя предпосылки к этому были -например, смерть любимой сестры), а лишь его выбор в пользу денег, их накопления и приумножения. Зачастую, выйдя из низов сколько нибудь сосредоточившись на заработке больших денег, такие люди портятся, и совсем редко остаются прежними.

Возможно кто то захотел бы поменять Олдмена и Керри местами, но на самом деле все было верно – от Джима Керри требовалась некая живость, экспрессивность – и в то же время и статичность. Возможно снимая как обычно фильм, Джим мог бы сорваться в комедию, как-то не так отыграть, что было бы видно на экране – но в 3D получилось как надо, Керри сыграл в этом мульте много кого, не только голосом, но ли лицом. Мало того, что надо было играть голосом, ещё надо было передавать английский акцент и имитировать старческую речь. Вышло немного напряжено, но и любопытно.

О! А! Ы!

Керри вообще отдаётся кривляньям и репликам с душой, а тут аж тройная работа получилась. К тому же, временами от него требовалась как экспрессия, так и желчность в голосе, и сдержанность. В этом мультфильме, к слову, есть запредельно много однотипных реакций “офигевания лицом” и отвисшей челюсти Скруджа, но это в принципе логично: старикана протащили через столько воспоминаний и ситуаций, что это даже логично.

Скупой обокрал мертвеца, лишив его платы для Харона: двух монет на глазах – и не поэтому ли тот вернулся именно к нему, да и сам по себе не смог найти покоя целых семь лет? Забавно, что до этого те же две монеты настойчиво требовал гробовщик, одну Скрудж отдал кое-как, а вторую скрепя сердце и почти физически сопротивляясь этому.

ЛОЛ, в первый просмотр я подумал, что Марли не ящиками обвешан – а ловушками для привидений – ну он же призрак, вдруг его Ghostbusters упустили…

Показательно, с самого начала подчеркивая его запредельную скупость (а денег-то у него много!). И это при том, что тогда перед ним буквально лежала подсказка – его мёртвый компаньон Марли в гробу, которому все его деньги уже без надобности, не возьмешь их с собой на тот свет! Но как мы увидим далее, эти все сундучки с деньгами он получил в качестве наказания – таскать с собой в духовном виде, будучи неупокоенным духом.

Скромный огонёк в камине, на ужин – овсянка. Неча транжирить-то!

Было бы понятно если бы Скрудж был пышущим жизнью богатеем которому есть куда девать деньги – женщины вино и прочее. Но нет это старый человек, который зажимает монету даже для своих нужд – в конторке у него мерз вместе с ним Бобом, да и сам он очень экономно топил свой камин, также страдая от недостатка тепла (в том числе и душевного, ведь у него почти нет родственников да и друзей вообще нет). На определенном моменте жизни он поставил деньги превыше всего и с тех пор отказывал себе и другим, копя деньги и их по возможности не тратя.

Также с начала мульта ещё одна деталь – ключи Скруджа, которыми он запирает двери – контору на три замка (и пару раз подергал при закрытии, проверяя), и даже маленький ларь с кокосом – с углём, чтобы лишнего не тратили; а его клерк Боб Крэтчит сидит при одной свече (как и Скрудж, хотя сам он мог бы себе позволить по крайней мере канделябр на 2-3 свечи) и скудном огоньке камина.

Кстати, спальня самого Скруджа также запирается на пресловутые три замка. То есть мульт и наполняется такими деталями, которые и в оригинале были быть может опущены; дорисовывая, дополняя повествование деталями, делая его полнее.

В принципе, аниматорам ничего не нужно было придумывать: иллюстрации к неоднократным переизданиям классики подкидывают уже готовые зарисовки. Ну разве что добавить пару деталей от себя…

Сюда же типаж старика от которого все шарахаются: дети в начале мульта, собака-поводырь утянула своего хозяина в сторону от Скруджа. Таким “ложным маньяком” был для юного Макалистера старик-сосед с лопатой, и сосед из мульта Дом-монстр, оказавшийся лишь отпугивателем от своего хищного дома – из добрых побуждений. Но Скрудж тут реально killjoy, “убивающий радость”, когда при его виде замолк Рождественский хор на улице (но порой кажется что глаза у него всё же “добрые-добрые”.

Ремарка психолога: Если внимательно присматриваться, то подмечаешь, что при возникновении той или иной ситуации, Скрудж замирает, словно бы раздумывая; и если это был бы нормальный человек, то он бы улыбнулся, ответил, бросил вежливую реплику – Скрудж же выдаёт брюзжание и негатив. Но видно, что человеческое в нём есть, но подавлено обычной своей личиной озлобленного на всё человека (и не осознающего, как он несчастлив).

Когда племянник Скруджа упоминает свою любовь, дядя лишь смеется над его словами, выплевывая их: Любовь! Чувства! Болван! – но мимолётно улыбается, но непонято над чем же: над глупостью племянника, или он сам припомнил свои начинания, старые добрые мечты, оказавшиеся потом ему глупостью сейчас, но тогда, всё же…

Он словно бы говорит про себя: У меня тоже была любовь… Было время…

Кстати, тут племянник Фред показан вполне обыденно, более простовато что ли, обывательски, но в иллюстрациях оригинала его зачастую рисовали молодым и красивым, человеком у которого всё впереди – любимая и будущая семья, как когда-то могло быть и у Скруджа.

Но всё равно получилось максимально близко к классике.

“Мимика тела” тут тоже выражена – есть упитанные, округлые и добродушные горожане. Сам же Скрудж как и в молодости, высокий, длинный и худощавый, с длинным вытянутым лицом – но под конец жизни он сгорблен и кое как ходит. А вот под конец мульта он хоть и продолжает сутулиться, но начинает улыбаться и “радоваться жизни” – и что характерно, если ранее он всё это считал чепухой, то сейчас совсем так не считает. Показательно.

О семье Боба Крэтчита. Когда показывают его семью то есть небольшая отсылка на автора – портрет молодого Ч. Диккенса. Я же привык его помнить в зрелые годы (это еще не считая говорящей внешности самого Боба Крэтчита):

Особо отмечу мелкую но душевную анимацию тёти Марты, гостьи, сестры жены Боба – именно такие рожицы взрослые корчат когда случают детские их истории:

ДА ну? Да ты что? Да что ты говоришь!

Дух Нынешнего Рождества тот ещё шутник и проказник, и умеет разряжать обстановку – двинул задумавшегося Скруджа по голове факелом (это вполне в его духе):

Итог.

Было бы неправильным если бы в конце мульта во время титров не звучала бы душевная Рождественская песнь – так тут и есть.

И вправду душевно вышло – слушайте в конце мульта, когда идут титры.

Не буду слишком долго распинаться про этот мульт – его либо вы смотрели много раз, либо слышали – и это тот случай, когда лучше глянуть самому, чем сто раз услышать, так что дерзайте – кто не видел – смотрите, кто видел – самое время его ещё раз пересмотреть. Несмотря на изрядную мрачность и драматичность произведения-оригинала, которому мульт следует, все же всё сводится к оптимизму и роняет искру надежды и добра, а это ценно.

Пожалуй самая поздняя и самая удачная, доведенная до совершенства работа в Роберта Земекиса в 3D: хорошо, без особых косяков, необычно смотрится и уже заняла место среди шедевров – поначалу это было спорно и слишком революционно, но уж больно хорошо сделано. Однако Земекис создав сей шедевр, вот печаль, обиделсо, что всё это как то не окупается и вроде бы никому не нужнО, закончил свои эксперименты в 3D, хотя казалось бы, нащупал свой путь.

Но надо сказать, что создавая такие вот гибридные полу-фильмы, полу-анимацию, затрачиваться большие средства и проделывалась по сути двойная работа (как например в том же создании игр): работа актеров и озвучка, сведение с графикой, работа с ней, опять же визуал и музыка, много всего. И выходит, что затратив вдвое больше ресурсов самого разного плана (денег, времени и человеко-часов), выхлоп от таких проектов… ну спорный, сомнительный и непостоянный. Тем не менее народную любовь и признание в разной мере получили все его работы, так что старался не зря, да и эксперименты в целом были показательны, кроме него больше никто так не старался и не рисковал. Не провал но и не оглушительный успех, нечто среднее. Именно на этой волне и были созданы и попытка эпика – Беовульф и первый-блин-комом,но тем не менее праздничный Полярный экспресс, и душевный и пугающая одновременно поручительная Рождественская история, ставшая в какой то мере такой же классикой, какой стал и оригинал.

Потом Земекис провалиться с почти безумным и переделанным Первому игроку приготовится (снова амбициозно, но явно тот случай когда овчинка выделки не стоила), так что его главный станет Назад в будущее – на века (воистину трилогия на все времена и вне времени!). Так или иначе, зрители со временем оценили его последнюю работу, и она была достойной – в других быть может были довольно существенные недочеты, хотя и у них есть фанаты. В общем стараться не зря, но результат его не удовлетворил, скажем так, да и дорого это.

Побочка от всего этого – нужно было не долбить упорно Новогоднюю тему, а сосредоточиться скажем на Хэллоуниских ужастиках – эффект зловещей долины способствовал бы именно хоррору. Но быть может, Земекис упорно направлен нести пусть и мрачноватое местами, но оптимистичное и светлое, и эта тема в отличие от мастера в этом деле Тима Бёртона, не прельщала. Так или иначе, мы имеем пару рождественских историй, одна их них изрядно мрачноватая – и не менее суровая и мрачная (хотя местами и пародийная) эпос Беовульф. И на этом его эксперименты закончились. Во всем этом присутствует, как не старайся некоторая искусственность, и от этого не уйдешь – и это следует учитывать, хотя последняя работа получиться почти идеальной, нащупав верный путь.

А мы же получили хорошую очередную, но чуть ли не лучшую адаптацию давно известный истории (среди мультфильмов – точно, да и с фильмами может поспорить). Если не считать пары спорных моментов, мульт удался. Ещё одно доброе дело. Видно что старались, пусть и выбрав такой длинный и трудный обходной, и такой странный путь 3D анимации. Но что не сделаешь ради святого духа Рождества?

Боже, храни всех людей!

Спонсировано “Фондом Скруджа” – помогает людям аж с 1843 года!

Добавить комментарий