Мультфильм “Когда-то давно” Галины Бариновой (1990): по своему гениальный мультфильм – и я объясню почему.

В одной далекой далекой галактике…

…В одно далёкое время, настолько далёкое, что невозможно понять, было ли это в далёком прошлом, или будет в далёком будущем, миром владели Змии…

Кста, напоминает голосом и настроем про мультфильм “Голубой метеорит”.

Это был бы ничем не примечательный мультфильм, но так сложилось, что он для меня стал тем маркером – на стыке советского и российского, от старого к новому – порождением того времени, от 80-ых к 90-ым. Да и история, как я его глянул, сама по себе любопытна (ну прям-прям очень!) – но насколько она интересна, решать вам…

Кроме прочего и самого выбора фантастики этого мультфильма (который несмотря на мрачноватое содержание, позиционировался всё же как “мультфильм для детей” (ну разве что по простоте сценария и наивности – даже слов там нет, одна музыка) – но как по мне, он для взрослых или как минимум для юношества), хотя это могла быть и фэнтезийная и привычная сказка, само название сбивает с толку – как когда-то давно, ведь это будущее?! – или на него смотрят ещё более поздние жители? В общем, туманно и аллегорично получилось. По сути истории тут тебе и “красавица и чудовище”, и” дева в беде” – и принц, её спасающий, и “убив дракона сам, становишься драконом” и вообще тут некая рекурсия и прочая высоконаучная хрень…

Проще в плане названия было бы в духе Кира Булычева: Сто лет тому вперёд. Загадочно и в целом даже понятно. Тут же более туманно и расплывчато. Так и с сутью мульта – сюжет проще некуда, но мелкие детали и нагромождение анахронизмов сбивает с толку. Прибавим ещё и дизайн костюмов – он ближе к модельным костюмам с подиума, но этот стиль поддерживали в фантастике в основном законодатели тех же мод – французы и в их фантастике вычурные костюмы были не редкостью. Кстати, “Пятый элемент” в этом плане позаимствовал стиль у художника-иллюстратора Энки Билала, которого видимо Люк Бессон читал в детстве – да и у других комиксистов франко-европейской школы, но это к слову. В общем, это особый выбор модерн-футуризма- урбанизация и модерновая одежда, и тут же доспехи и драконы (правда механические).

Видел этот мульт в 90-ые (кажется, в 1991 или 1992 года), и кажется по 4 каналу – с зелёной такой 4-кой (ещё помню, с начала вещания четверка была острой по углам и на черно-оранжевом фоне, но потом мутировала в жирную четверку на фоне белого линованного поперёк фона). Смотрел вечером, не с начала; и застал лишь конец, что опечалило – я пришел со второй смены из школы, к вечеру. Впрочем, на утро, как я знал, обычно перепоказывали то, что было показано вчера вечером – и я до школы успел его полностью посмотреть, правда пришлось вставать пораньше (где-то до 7, когда крутили мультики), что поглядеть его от начала до конца – причём уже зная финал.

В общем и целом, при первом впечатлении, начал смотреть вечером, как какой-то рыцарь скитается-блуждает по опасным землям – а в конце дерётся за принцессу, что ли. Особого драматизма, так уж получилось, от такого начала “уже концовка, непонятно что было в начале” – а потом цельная история, и уже зная, что будет, меня не хило так впечатлило – в общем, волею судьбы был этакий невольный эксперимент – что если глядеть не с начала, а потом внезапно понять картину целиком.

Режиссеры- Галина Баринова и Галина Петрова, причём последняя ещё и художник этой картины. Кроме того, что получился этакий немного мрачный артхаус, это несомненно ещё и явно авторская работа. Отсюда же проистекает и некоторая нелогичность и даже наивность сюжета. С другой стороны -музыка и визуал на уровне – и визуал имеет даже свой особый стиль.

Отдельно подбор музыки – проглядывает любовь советских людей к ново-модерному, зарубежному: поколение, любившее Space (и сейчас где-то лежит эта легендарная пластинка, эх…). Техно космо, интсрументал и прочее. Фантастика и иностранщина – почему бы и нет? Другое дело, если бы это была сказка, тогда в ней могли быть и отечественные мотивы.

Начало в духе фантастики – механическая и бессмысленная работа парня. Какая-то смесь будущего и одновременно неких пост-средневековых традиций, переложенная под фантастику – суровые испытания в пути, поиск дракона умыкнувшего любимую – и жители города, наблюдающие с экранов за очередной жертвой, отравленной на заклание (особо подчеркивается, что и наша молодая пара была бы не прочь такое глянуть, но тут жребием видимо, их разлучили – и парень становится частью ток-шоу “Дева и дракон”).

Парень натягивает шипастые латы и идёт по следам стального дракона, терпит муки и страдания в пути, но то ли из-за силовых доспехов, то ли из-за акробатической и подтянутой формы тела, довольно ловкий, вёрткий, выносливый – и преодолевает препятствия, хотя порой часто находится на грани гибели: как минимум, парень упрям и вынослив, хоть и раним с виду. Да и какая бы зрелищность была бы, посудите сами – с точки зрения авторши, если бы на поиски любимой отправился очередной качок-супергерой?! Нет, тут будет хрупкий и бледный обыватель из города!

Но потом женская романтическая натура авторши даёт сбой, чем смущает зрителей-мужчин – новоиспеченная пара, похищенная ранее дева и её похититель, а ля Ромео-Джульетта, её парень умирает под клинком чОрного рыцаря (в первый раз это было для меня особым открытием, так как я изначально не знал кто это был в латах!), а “принцесса” закалывает себя – по классике Шекспира, но зато не мечом, а “лазерной саблей” а ля Звездные войны! Ну и до этого эти световые мечи палятся в поединке двух мужчин. Ещё символизм, что девушка закалывает себя именно мечом погибшего, и никак иначе. Драма, короче.

Тут рыцарь додумывается снять шлем и деанонизироваться и мы вспоминаем, что это наш скиталец – первый парень девушки! Неудачно и неудобно вышло, право! Опустошенный парень, понявший, что убил и нового любимого своей подруги, и та жившая с ним в согласии, погибла тоже, обреченно идёт к знакомому механическому автомату-дракону и ведёт его в город – где уже выставлена новая жертва – как мне показалось, с лицом Венеры Боттичелли. А это значит, что сейчас будет обездолен ещё один молодой человек, который также ринется вслед… и так по кругу, до бесконечности. Дракон заглатывает девушку и утопывает вдаль. Вот и последние слова: эта история была когда то давно…

На самом деле, кроме наивняка и простейшего сюжета, драма тут подана в духе театра, а сам мультфильм местами срывается от неспешного мелодраматизма в бодрый экшен, и идёт мультфильм очень быстро. Коротко и сурово, можно сказать. Контрасты, футуристичный город, понятные чувства их жителей -интересно, все обо всём знают, или просто не догадываются о сути стального дракона? Словно некий ритуал производят, непонятно зачем – ради драмы и зрелищ?!

Вот такая вот вечная бессмысленная рекурсия: потеряв свою подругу, полюбившую другого, прошлого похитителя, ГГ сам становится этим самым “драконом” – а ведь мог бы и последовать примеру подруги, или просто удалиться, прервав порочный круг, но нет, он идёт сделать то, что должно. А нужно ли это? Судя по всему так будет всегда.

А теперь к деталям.

Принцесса, Дракон и Рыцарь – только всё это как то перепутано… Нетипично в общем.

Скажу так, лучше всё же гляньте сначала мульт, а потом возвращайтесь сюда – за разбором деталей, который будет понятен после просмотра – тогда и пересмотреть его более вдумчиво, “вооружившись” новой инфой, уже можно будет.

Мне не просто так приходится спойлерить и пересказывать сюжет, а лишь для подачи деталей – ибо их тут много и все они важны для восприятия; скажем так, при первом просмотре они не столь явны (иногда просто покадрово надо разглядывать и анализировать, чтобы понять общую картину сцены). Кроме того, отдельно посмотрев мульт, вы составите о нем свое мнение – а потом вернетесь сюда и рассмотрим, что же видел в нём я. Это тоже важно.

Хронометраж – почти 17 минут; это не мало и не так растянуто – например, некоторые мультфильмы дотягивали иногда аж до 19-20, но редко – бывали и “коротышки” в 7-10 минут.

Не знаю о мыслях автора картины и её амбициях, но много из визуала прямо кричит, что над каждой сценой и всяческими деталями работали очень усиленно; если их разбирать, то это бросается в глаза. В общем, это мульт несет в себе больше, чем просто пересказ сказки, тут всё кроется в деталях – и это мне понравилось особо. Просто как художник подмечал некоторые решения – и это в целом и гениально: отказавшись от слов, описания действия, все предано визуалом, деталями, и подкреплено эмоциями ГГ и музыкой их передающей.

Урбанизм.

С самого начала читается короткая аннотация и показан быт города, стоящего в пустошах. Сразу несколько ассоциаций – земляной, чуть как бы пыльный фильтр визуальной кратинки мульфтильма напомнил о Космических пришельцах 1981 года. Стоящий в отдалении, наособицу модерновый город – причем в пустоши, навевает мысль о Мегаполисах из Судьи Дредда, и прочем пост-апокалипсисе. В целом, диспозиция понятна: будущее, где жизнь в основном в городах и есть (или это лишь один из городов вообще, либо вообще единственный на континенте). Если разбирать то всплывет ещё парочка ассоциаций, но пожалуй, более неявных – потом подкину ещё парочку. Самая же явная – это серия ЗВ Лукаса.

В пустоши снаружи города, время о времени идут некие извержения, в результате которых взлетают в воздух камни – и в атмосферу разлетаются пары. Кроме прочего, над городом одним из первых объектов летит именно телекамера-глаз, а уж потом другие объекты – но мы поначалу даже не придаём этому значения. А это важно!

Появившийся первым в небе Наблюдатель Протоссов… то есть просто летучая камера, потом появится ещё раз.

В городе кипит жизнь, приправленная модернизмом как в зданиях так и в одежде. Вычурно, детально, стильно. Обращаем внимание, что к землисто-песочному тону прибавился ещё и серо-стальной – эти два цвета и будут превалировать на протяжении всего мультфильма.

Чем-то напоминает иллюстрации в “Уральском следопыте” годов этак 80-90-ых.

Попутно показывают работу одного из ГГ мультфильма – он работает на заводе. Кстати, ещё тогда мне показалась несколько бессмысленной его работа, так как процесс создания чего-то зациклен, а само действие изготовления предметов повторяется – ну и смысл? Отметим также ритмичное техно, навевающее мысли о Жан-Мишель Жаре.

Сизифов труд?

К слову сказать, это мог бы быть и не совсем бессмысленный процесс, может быть это тест на прочность или ещё что. На самом деле об этом символизме упомяну в конце.


Домашняя зверушка, самоготовящийся ужин и поцелуи на диване – хороший досуг.

Придя домой парень встречает там свою девушку, и они расслабляются – при этом показано, что у них есть домашняя зверушка (явно из рептилий, скорее всего из пустыни снаружи), и что более важно – многое автоматизированно. Все наливается, вариться париться, ну про телик я вообще молчу. То есть, у них есть личное пространство, где царит покой и уют – и пара созерцает друг друга (и телик). Отмечаем столь же модельный дизайн шмоток молодой пары – в целом, они одеты по местной моде, пусть и вычурной – девушка в своём шиньоне похожа на баронессу, возлегшую на диване.

Приходит значит парень с завода домой, а у него подруга как баронесса в позе мадам Рекамье на диванчике валяется. Ну приходится соответствовать – неужто мы не графья?

Простенькая цепочка – пара проводит свой досуг как все – перед телеэкраном, потом к ним в окно заглядывает летающая телекамера – и их делают временными звездами местного телешоу (так сказать, под прицелом телекамер).

А теперь телеоператор Глазик настроит картинку… И повели словно под конвоем – под прицелом телекамер.

Это первый звоночек, что тут далеко до идиллии, так как их уединение было нарушено. Им воздают почести, дают новую одежду и попутно показывают всему городу – то они позируют, то открывают новое метро, то ещё что. Вероятно, пара не понимает(или сразу принимает, ожидая финала), почему так, но поддерживают эту роль. Мало ли, их может выбрали почетными людьми города, или выиграли в том же телешоу.

Вечером наша пара смотрит на себя в телевизоре – но потом показывают, кроме нашей пары, которая на экране смазывается и забивается помехами на экране (ещё один тревожный звоночек), мрачную и тёмную пустошь снаружи – а потом кадр трясется пару раз (приближение некой угрозы). Потом пара оставляет диковинные меха перед экраном и ложатся спать. Возможно, они уже тогда ожидали прихода беды (если знали, что их ждёт).

Вместе, в радости и в горе…

Наша же пара целомудренно спит в одной кровати – и их вид более приближен к природе и обычному быту: простые волосы у девушки, простая одежда без всяких деталей, просто и спокойно. Ещё деталь – они спят на спине, близко друг к другу, бок о бок, голова к голове. Ещё важно отметить интерьер комнат – у нашей пары, ночью особенно, изломанные линии помещает их как бы в клетку. Плюс – одеяло своими складами как бы навевает мысли о потрескавшейся иссохшей земле.

Разлучителей вызывали?

Дальше начинается своеобразный триллер – обратим внимание, что теперь наша пара словно бы чуть рассоединена, лишь руки любимого обнимают девушку, и между ними уже есть пространство – и когда прямом между ними вырастает из под земли робот (или человек в доспехах – при этом он картинно разрывает покрывало), то на это невольно обращаешь внимание. Робот тянется именно к девушке, появляется второй робот и помогает сцапать девушку, которая на мгновение кидается на шею любимого – но того отбрасывает первый вторженец, а её забирают с собой. В общем, прямо и недвусмысленно их идиллия была разрушена. В этот момент тонкие черты, пропорции тела парня играют с ним недобрую шутку: он словно становится похожим на паука, правда с четырьмя ногами. Я уже говорил, что тут намеренно истончены формы человеческого тела?

Ну у некоторых корейских и японских аниматоров, к слову, особенно у женщин, есть такой стиль – рисовать непропорционально длинноруких и длинноногих, с вытянутыми лицами, бледных персонаже – порой с неземной и нечеловеческой красотой.

Человек-паук.

Девушку выводят из города и приковывают к специальной скале и удаляются. При этом ветер задувает на девушку полы её одежды и она словно оказывается укрыта саваном, что выглядит жутко. Также подмечаем особый контраст: хрупкость девушки, её ног и рук, этакая жертва, она выделяться на более тусклом фоне, а её конвоиры выглядят вообще почти как тени безликие то ли люди в доспехах то ли роботы.

Также показано, что весь город следит за этим зрелищем – ага, все внезапно соскочили и во все глаза стали смотреть глубокий ночью ШОУ. То есть, в это так или иначе посвящены все в городе, может быть об этом знала и наша пара, но просто не думали, что на них падёт этот странный жребий – кроме прочего, это не такое уж частое зрелище, судя по отрезку времени далее, так что…

Под деловитую и ритмичную музыку появляется из за горизонта новая угроза – и из-за которой и были все эти приготовления: выползает, вернее вышагивает, механический Змей – из под земли извергается лава и сверкают молнии – что вероятно, олицетворяет бурю, стихию, которую нельзя остановить – она просто случается!

Стихия надвигается.

Кажется ляпом, что у змея оранжевым горит один глаз – но на самом деле, это отсветы извергаемой лавы, которые подсвечивают левый бок механизма и его брюхо.

Извините, я психолог-фрейдист (+_+). Нет, ну правда, особенно в момент 15:40.

Шагоход-Змей обладает по дизайну глазаами хамелеона. С самого своего начала прибытия, уже кроме огромных размеров машины, демонстрируется и то, что у него также кроме прочего есть оружие – огонь по одной из самых высоких башен города, как бы и есть его демонстрация силы. Впрочем, ещё до прибытия к городу, механизм засаживает молнию, видимо для пробы, ещё и в землю.

Змей отрывает пасть (в которой есть верхний и нижние ряды, через раз, зубов, да и то “травоядных” – не заостренных) и вместе с кучкой земли и каменным алтарем с девушкой, заглатывает добычу; этакий экскаватор, аккуратно и точно все проделал – а после удаляется.

Начинается драма, о чём ещё напомнит музыка – классическая, обычно включаемая на похоронах великих людей (Матери Терезы, на моей памяти, или принцессы Дианы). Парень выходит из города и приходит к котловану – и скорбит об утрате. А зрители смотрят, между прочим.

Спешите видеть – и радоваться, что именно вас минула чаша сия!

И тут выплывает странная деталь, значение которой я попытаюсь объяснить в конце: фантастика фантастикой, но рядом со скорбящим, стоящим на коленях парнем, появляется сначала странная куча мусора или тряпья, а потом и доспех (или скафандр, ибо по свойствам он вроде как эластичный). Его телепортировали те, кто организовывал шоу-ритуал, или некто иной? Отметим, что всё это появилось незадолго после ухода местного “дракона”.

Шмот какой то выбросили и броньку неплохую. Пригодится.

Намёк был понятен – и словно по наитию, парень натягивает на себя доспехи, застегивается – и его долгий и трудный путь начинается. Попутно парень “делает ручкой городу”, который оказался таким лицемерным – как бы прощаясь с ним.

Бывайте, ихтиандры фиговы!

Именно на этом я и начал в первый раз смотреть этот мульфильм, не сначала – на 10:30. Скажу также, что с последних 7 минут до конца мульта идёт динамичное развитие начавшегося было неспешно сюжета, 10 минут была подводка, потом поиск, и последние 3 минуты фильма – скорый финал, драма, кульминация, всё очень быстро и стремительно. И темп каждого сегмента ритмично нарастает: неспешно-спокойно, потом ритмично и динамично, а события финала проходят чередой, просто проскакивают, и лишь под самые последние секунды снова становятся неспешными, как в начале.

Снарядившись и получив новую цель в жизни (а если бы он плюнул на все и нашел бы себе другую? – но нет, он вопреки всему отправился, как и полается в сказке, на поиск утерянной любимой – но вот конечный результат…) наш упрямый парень отправляется в дальние земли – чуть ли не в китайскую провинцию Е-Беня. Немаловажным является то, что он идёт по глубоким следам шагохода, которые более менее отпечатаются по пути следования механизма! Но вероятно не везде, хотя примерное направление известно – ещё одно допущение для сюжета.

В своих скитаниях облаченный в доспех-скафандр наш парень проходит разные биомы, что немного намекает на своеобразные круги ада: пустыня, снега-ледники, текучая вода, скалы. В общем огонь, вода и медные трубы, как в сказке – разве что последние были с самого начала (чествование нашей пары).

Ещё одна деталь – костюм защищал человека от температур, но не полностью – приходилось греться, терпеть жару и холод, лезть в воду. Кроме прочего, у костюма была пара примочек-гэджетов, помогающих преодолевать препятствия – в частности, крюк-кошка и ещё особый меч, который можно было включать на пол-силы.

Становление Дарта Вейдера.

В конце концов, идя приблизительно “в том направлении” парень буквально сваливается в яму – это был отпечаток лапы шагохода, и стало ясно, что похититель где-то уже близко.

Далее начинается какой-то корабль Гаргантюа из Battle Toads: парень под лучами прожекторов из глаз шагохода пробираться внутрь и блуждает уже внутри механического зверя. У зверя есть иллюминаторы по бокам, всякие люки, а внутри механизмы и видимо система препятствий.

Полоса препятствий.

Всё это наш парень преодолевает, чтобы найти сердце зверя – особую область, где есть земля и растут деревья (может быть и голограмма, но скорее всего нет, в конце концов, пространства внутри зверя много, хотя… дверца, отрывавшаяся чуть позже, разрушает эту иллюзию); можно сказать, если раньше был ад снаружи, то теперь тут рай внутри – тихо и кругом растительность, по крайней мере её видимость.

Это тоже хороший контраст – правда, вся та же пыльная палитра мультфильма не даёт собственно зелени сочности – она тут приглушенная и какая-то осенняя.

Ну что, посмотрим, чей Шворц длиннее?

А тут уже начинается Месть Джедая какая-то. Навстречу гостю выходит юноша в плаще и выхватывает световой меч, то же делает и наш закованный броню парень, и они начинают сражаться. На рассуждения времени нет. Отметим, что наш парень измотан, а его противник выгляди свежо и бодро. Ну и конечно, я не заря упомянул Джедаев – наш-то в доспехах – вылитый Дарт Вейдер, вернее если бы Люк Скайуокер напялил бы батькины доспехи (потом из них ещё и шипы выскакивают – какой-то Йож из Эрленвальда получается).

Но в целом, их силы равны – и они кружат друг напротив друга, клинч, один раз наш опрокидывает на землю хозяина этого места, но тот быстро вскакивает. Так продолжается некоторое время.

Что, задница подгорела? Ничего, бывает!

Потом юноша отводит взгляд – и мы видим, что к месту боя выходит девушка. Наш парень пользуется моментом и проводит лазерным лезвием по телу замершего юноши и тот падает на землю. Ни крови, ни раны, ни ожога, ну да ладно, сказка же, без деталей и уточнений. Допустимо.

К убитому юноше бросается девушка, и мы видим что это именно она – похищенная, для которой за время отсутствия нашего парня тот юноша стал дорогим и близким. Она видит перед собой убитого нынешнего любимого – и непонятного вторженца в доспехах; хватает меч и по заветам Джульетты, закалывает себя мечом (и снова ни крови, ни ран). Это важно: юноша погиб из-за появления девушки, а та закалывается его же мечом, как бы виня себя в этом, попутно следуя за любимым – и ещё чтобы не достаться челу в доспехах с шипами. Вот такая вот театральная сцена драмы.

Оба лежат рядом, как Гюльчатай и Петруха, прям по классике. Важная деталь – у обеих отросли волнистые волосы, и они стали сильно похожи друг на друга, в общем, два сапога пара, гармония и прочее. Парень, разу же всё случилось, закрывает глаза любимой… Извини, любимая, так получилось…

Претензии циника, кроме меча не составляющего ран – если бы наша девушка была такой приспособленкой-выживальшицей, что прожила с похитившем её юношей в мире, могла бы привыкнуть и к “пришельцу”. Но напомню, что он ещё не снял доспехов, а также девушка потеряла любимого, и в аффекте, чисто на эмоциях предпочла “не достаться никому”.

Ещё забавно и нелогично, что её новый парень мог бы, в столь длинный отрезок времени, пока её жених добирался до них и они были вместе, сказать похищенной: – эй, чувиха, я тут как видишь, пришел на “драконе”, похитил тебя, а ведь дело в том, что у меня также такое было, и у меня похитили невесту, а стало быть… В общем, если бы парень пришел к ним, то они как нибудь да разобрались бы, ибо и похититель был на том же месте, что и наш ГГ. То есть, в этой ситуации была пара вариантов, когда дело бы решилось миром и более менее компромиссом. Ну не знаю, шведской семейкой там, первым и вторым мужем, или ещё что. Эх, тяжело быть романтиком и циником одновременно.

Прощайте, иллюзии.

А наш ГГ-парень наконец-то додумывается снять шлем, но уже поздно – драма уже произошла. Усталый и опустошенный, понимая, что погибшие любили друг друга, тоже словно по наитию, уходит к голове машины- к кабине управления, чтобы запустить шагоход и вернуться назад, в город. Попутно он скидывает доспехи, как бы освобождаясь от своей роли преследователя и мстителя.

Нажми на кнопку – получишь результат! Так что же ты не рад?

Хорошая деталь – парень осунувшийся и у него свалялись волосы, также на нём та одежда, в которой он был, когда надевал доспехи. И теперь уже он ведет к городу Змея, а там его уже ждёт очередная жертва. Змей заглатывает добычу и уходит вдаль, и снова идет монолог о том, что было когда-то давно…

Прям Венера!

Важная деталь, подкрепляющая общую рекурсию местной истории: что что было в начале – город в пустоши, извержения и выхлопы, а также слова о будущем и прошлом, повторяются в конце – но в обратном порядке (разве что не будет слов про Змиев); в общем, как начинался мультфильм, так он и заканчивается, закольцовывая местного Уробороса.

Давай по новой, Миша!

Интересности.

А что если городов таких ещё много – и у каждого свой Змей-Дракон?

В связи с этим, вспоминается как фильм “Убить дракона” 1988 года, так и сумбурно-пробный, но местами очень захватывающий рассказ нашего старого знакомого Виктора Точинова (помянем, увы, если кто не знал) Великая степь – где фигурирует механический дракон инопланетян, однажды так заглотавший купающуюся в пруду девушку Женьку, дочь местного высокого офицера – и тут футуризм, ибо по сути рассказа городок с военными провалился в начало времён (ещё по этой теме “Город на крою света” Э. Гамильтона), сгинул под натиском степных кочевников – кто-то читал классику “Конные варвары” Г. Гаррисона или наше “Подземелье ведьм”), а оставшаяся пара – та же Женька и ещё один пассажир, становится по факту своеобразными Адамом и Евой – и пусть рассказ сравнительно короток и внезапно обрывается – и как-то сам по себе до конца немного не продуман, идея была весьма любопытной, просто держу в курсе. Ещё любопытно, что книга вышла из самого опыта автора – он работал на военных года три-четыре в Средней Азии, вот и накатил под впечатлением от увиденного этакую немного нелепую и нарочитую книжицу… Так, мы отвлеклись.

Ещё по рисовке, тонам, пропорциям тел и общему болезненному антуражу пост-апока и антиутопии вспоминается мульт-сериал Эон Флакс (особенно серию с подиумом), есть что-то схожее – правда, этот сериал будет потом.

Главного героя, парня с завода зовут Зор (или Сор, или даже СОра – Сора и Кора, ну вы поняли), а его подругу (скорее всего, его невесту) – Кора. Прямую это не говорится, и это можно узнать в аннотации к мультфильму. Когда отнимают у Зора его невесту, это делают то ли два робота, то ли люди в доспехах – потом эти доспехи (почему-то оставшиеся от “дракона” – видимо предыдущий похититель их скинул; ну вы поняли, все для того, чтобы продолжить традицию – без них наш ГГ скорее всего погиб бы в дороге).

Помните, я упоминал о тряпье и доспехах на краю котлована – может быть, предыдущий владелец доспехов телепортировал их ГГ, но зачем? Странная деталь, наводящая на эту мысль, ибо в конце и ГГ скидывает свои доспехи, а непонятным тряпьём могли быть останки предыдущей погибшей пары, завернутые в свою одежду? В общем, очень странно, непонятно и пугающе.

Световые мечи и сами доспехи (или скафандр) стиля а ля Дарт Вейдер (ну разве то серый цвет, общая субтильность и шипы) – ну вы поняли, оттуда же, из ЗВ.

Ещё стоит отметить, что сам по себе Дракон, или скорее даже Змей – ибо без крыльев и шагающий (по сути, это шагоход), наподобие динозавра или ящерицы – видимо боевая машина, так как на нём есть оружие, да и сама по себе его крепкая броня и мощь способны действительно представлять угрозу для города.

Невольный бонус: парень скитался пешком, но обратный путь прошел более быстро, пилотируя Змея. Ещё – новая жертва похожа на его прошлую подругу (светловолосая), но с другими чертами лица.

Огромный плюс – музыка, подкрепляющая визуал и задающая то темп, то эмоциональный настрой:

Начало, титры и первые слова, настораживающие-звенящая тема. 1 минута – город, бодрый ритм, деятельность. 2-3 минуты – дом, спокойная тема, уют. 4-5 минуты – город, презентация, деловой официальный настрой, 5-6 минуты – снова настораживающие-звенящая тема тема, 7 минута – на удивление бодрая футуристическая тема, приход Змея, 8-9 минуты – драматичная музыка, потеря и дальнейшее путешествие-скитание ГГ, 12 минута – ритм и темп, футуризм, внутри Змея, 15 – темп боя, 15 – гибель пары, лирика, 16 – лирика, эпилог.

Ещё необычная, стильная запоминающийся картинка – этого тоже не отнять. С другой стороны, тут царят преимущественно серо-стальной и землистые цвета, приглушенные, а то и тёмные тона. Для восприятия зрителя это действует угнетающе. Музыка также зачастую то задаёт ритм, то нагоняет тревогу, то вгоняет в тоску или медитацию.

История повторяется, закольцовывается и скажем так, это не круг – а спираль, ибо участники драмы все же меняются – а быть может это и есть смысл жизни? Вспомним однотипную закольцованную работу парня той девушки: одна форма перетекает в другую, а потом снова обретает прежнюю, и так весь день. Тогда эта заводская работа парня из города обретает особый символизм, подтверждавший общую направленность идеи мультфильма.

По факту, раз герой скитался довольно долго, то выходит, что дракон появляется как минимум раз в год или несколько месяцев (полгода?), а жители города дают по традиции ему на откуп очередную девушку – наверное думают, что он её просто съедает – как в сказке. А иначе кирдык городу!

С этим всё понятно, просто есть вопросы, откуда пришло всё это, становилась эта традиция – объяснений, слов в мультфильме нет, как мы помним. Цинично и то, что горожане, в том числе и наша пара, уже знают об этой традиции – и готовы позырить на зрелище “Дракон и дева” – а кому-то не везёт, и двумя несчастными становится больше с каждым разом. Но всем пофигу – как говорится, Само веселье слез не уничтожит, И страшно то, что час пробьет, быть может, Когда не станет в мире перемен..

Итог.

Самурай на горячих источниках. Наверное…

Мрачновато получилось, пессимистично, некоторым образом даже визуально красиво – и стильно. По своему гениальный мульт, разве что всего пожалуй с парой претензий: романтизм переплелся с суровой в целом фэнтези-техно. По сути, это модерновая техно-сказка, где дракон и доспехи – лишь мишура, а будущее живет по каким-то средневековым анахроничным условиям. Суть дракона, кто его построил, зачем и почему? – ответов нет.

Посыл для взрослых зрителей, но и он будет туманным и расплывчатым. В итоге – по сути, авторская, штучная работа, специфическая и странная, но явно что-то ворошащая в душе. Смысл, который впечатляет и будоражит, он ускользающе непонятен – и понятен одновременно. Тут душой надо прочувствовать, а не головой, что ли. В общем, необычно вышло – и запоминается. Кто-то скажет – хрень какая-то, сказка короче, а кто-то скажет – это гениально. Не знаю, отметил для себя этот мульт, ибо он попался мне в странное переходное время, а это тоже своеобразный символизм.

Вообще складывается такое впечатление, что город будущего живет по какому-то неправильному слогану, пусть и в частном случае – но ритуал соблюдаемый жителями города и “драконом”, подразумевает, что рано или поздно выбор-жребий падет на рандомную пару, и этого не избежать. Этот слоган бы говорит: живи, работай, потребляй, заводи невесту – потом акция: потеряй невесту, пройти по разным землям и получи новую, выиграв дуэль. Так то так. Мрачно и депрессивно всё это как-то…

Кроме всего прочего, несмотря на сравнительную короткость мультфильма и некоторую блеклость картинки, важны все детали – а их тут много, и это не просто так! И если мульт чем-то зацепил, значит в нём что-то есть. Этот мульт по многим причинам я особо выделил – и поделился этим с вами. Даже пришлось его рассматривать не в сборнике, а отдельно, ибо набралось на отдельную тему, пусть и не столь много. И ещё – выразить идею почти не используя слова – это само по себе уже гениально. Учитесь. Это как с фотография – она должна быть понятна и без подсказок и надписей. Особая и многоплановая работа, довольно редкая и выбивающаяся даже из мультфильмов 90-ых годов – как и фильм “Убить дракона”.

Напоследок упомяну позже ещё об одном проекте, который примерно так же выглядит и вышел почти в то же время, а там переключусь ещё на что-то кроме мультфильмов, ибо к лету, пришла пора, высказал об тех мультфильмах, которые были у меня в мыслях – но я не знал, напишу ли про них что-либо, “когда нибудь потом” – и вот это “потом” всё же наступило.

Казалось, не так уж и давно была рассказана эта история…

Добавить комментарий