Зловещие мертвецы: Чёрная книга (Evil Dead: Black of Book) 2013: на удивление неплохой перезапуск серии; кроваво, зрелищно – но вторично.

Под канун Дня Всех Святых, Хелловина энтого, долго думал, что бы по традиции упомянуть. О Коралине и Паранормане я вроде бы вскользь упомянул в сборнике неоднозначных мультфильмов – хотя неплохо бы и разобрать их поподробнее: оба довольно детальны и шедевральны – и подходят под тему, но потом, в следующем году. Решил взять что-то не особо хеллоуинское, но ужастиковое, относительно новое и уже проверенное временем. Кроме того, сама франшиза была мною несколько подхвачена запоздало, но об этом ниже, а так, я уже дорос до перезапуска Зловещих мертвецов, так что встречайте…

P. S.: Кстати, слово зловещие или зловещий закономерно будет часто присутствовать этой статье, франшиза такая зло… ну, вы поняли.

P.P.S: Дополнил давнюю статью про фильм 1990 года – Тёмная сторона луны, ибо готовя эту статью, вспомнил про желтые глаза одержимых.

Начало.

Любопытный кадр из начала фильма -словно бы лес вниз головой. как бы отражение нового фильма – в свете старого, оригинального.

Опять начну сильно издалека, как уж у меня водится. С серией Зловещих, я, как и многие из сверстников, мог бы познакомиться ещё в глубоком детстве, благо были предпосылки к этому – но не судьба. Дело вот в чём. У меня есть тётка (сестра моего деда), в те времена она ещё была молодая и шастала по киношкам, а потом мне (да и другим наверное), рассказывала что видела.

Оцените, что я услышал, но не особо понял (постарайтесь угадать, про что это), когда мне ведали о том, что одного чувака посадили, а потом к нему в камеру пробрался старец, а потом вместо его мёртвого, в мешке, выкинули в море ГГ, а потом он нашел на острове клад… (ну конечно, это был наш свеженький Узник замка Иф), или о том, что чуваки охраняли нефть-горючку от бандитов, а под конец стали от них удирать, но оказалось что в цистернах не горючка – а песок (второй Безумный Макс) – вот так кратко, я узнал суть этих фильмов, а когда их смотрел сам, то кивал головой: а фильмы-то в пять раз круче, чем мне напел Рабинович говорили, хотя настолько захватывающе мне их преподносили, что было понятно, что они действительно стоящие. Ещё так мне ведала про кино мать, тогда ещё также с отцом ходящая по киношкам, как и все – так я узнал про Жизненную силу и Миллениум в пересказе, но увидел их много позже, когда сам их потом нашёл. О Жизненной силе я уже писал в ранней статье, а Миллениум меня разочаровал в целом, но глянув его в юности наверное он бы меня впечатлил.

Но вернёмся к серии Живых мертвецов. Тогда у бабки “пиратского канала” (аналогового) ещё не было, он появиться через два-три года (канал “Август”), где будут крутить вперемешку все те хиты из 80-ых и 90-ых, а у тётки он уже был, видимо в районе протянули быстрее, чем в центре. Мне от этого было как-то фиолетово; просто я был в гостях у тётки, и там что-то фоном показывали, то ли нейтральный фильм, то ли мультики, а было мне лет этак 5-6 наверное, мало короче – и я увидел по экранной программке, что потом следом будут показывать неких Зловещих мертвецов – и загорелся их поглядеть, на что тётка с сомнением сказала моей бабушке (приведшей меня к ней), что это очень страшный фильм – то ли она его видела недавно, то ли этим же днём был утренний показ и сейчас должны были повторить под вечер.

Время было в принципе детское, часов семь – солнце ещё не садилось, но сами понимаете – и домой было пора, потеряли бы время, добираться в сумерках – это раз. А второе – если уж тётка сказала, что даже для неё фильм был страшенный (как некогда для отца увиденное Нечто было Нечто Дикое), для молодежи, то мне уж никак его не посмотреть – а бабушка наверное ещё переставила, что после фильма меня уже до утра придется успокаивать. В общем, они были правы, но тогда я некоторое время требовал дать мне посмотреть этих самых Зловещих Мертвецов, и несколько обиделся, когда мы ушли домой. Сказали только, что там, в фильме, ОСОБО СТРАШНО; кто-то из подвала лез и его цепями удерживали, как-то так. Кажетя я досмотрел до того как в хижине стали крутить кассету профессора и тут меня забрали домой, не дав досмотреть.

В общем да, так Зловещих я не посмотрел, зато чуть позже у бабки уже по “Августу”, лет этак через 5-7, да и дома, хватанул-оттянулся на просмотре – то В Дурном вкусе (дома) и Живую мертвечину (смотрел с дедом – ему особенно понравился священник, “надирающий задницы во имя господа!”), то дома Телемертвецов (трэш-пародия дешевая, по сути – но тогда пугало будь здоров), то шикарного Дракулу Копполы (опять с дедом), то дома опять же Повелителя Кукол 3 (совсем недавно тогда слышал от матери про этот фильм; она только перепутала, что у одной куклы-итальянца на голове была не юла – а бур, которым он сверлил фашистов) или Гоблинов – это которые Ghoules, причем сразу “немного не с начала” даже – сразу со второй серии про них (она даже круче первой). Много позже познакомился и записал на кассету парочку серий Музея восковых фигур, идущих по НТВ – креативно, только, ЛОЛ, как это у меня бывает по молодости, я думал-считал, что это фильмы Хичкока – а не Хикокса, как было даже озвучено в титрах. Ну или Восставшие из ада в 90-ые, не сколько страшные, сколько мерзкие (особенно вторая часть) – первую смотрел с бабкой и дедом; дед ещё похохатывал очередному скелетику с чердака, которого уносила кудрявая бандитка, любовница сбежавшего из Ада любителя острых ощущений.

Крюгер там (Кошмар на Улице вязов), от которого я скорее засыпал – поглядел доброго весёлого дядю в шляпе и с когтями – и спать. Как я у же говорил, у меня был некоторых иммунитет от рядовых пугалок, меня больше ужасала научная фантастика. То же было и с Чаки (Детские игры): засыпая после просмотра я не трясся от страха, а старался подсчитать, сколько гадский Чарльз Ли Рэй убил в этой серии: 12-13 человек? – а нет, забыл негра-учителя, значит 14! Как по мне, первая (смотрел дома) и вторая (смотрел у бабушки) норм, потом уже третья как-то не по-детски пошло, с натяжкой и вроде бы закончили на этом – но потом возродили серию, выдохшуюся по сути, а сейчас ещё и перезапустили, ни к чему это. Но некоторые ужастики были мне либо в фан, либо не пугали, либо ещё что. Короче, тяжелый случай.

Про Гремлинов я вообще молчу – вот их я посмотрел вовремя и к месту (кажется уже был 4 канал, потому что сначала я увидел рекламку про этот фильм, а потом и сам фильм). В общем, всё то что я пропустил в конец 80-ых, я наверстал в начале 90-ых – и далее, отполировав ностальгию собирал фильмы уже сам, с 2000-ые по 2010-ые года.

Ах да, Зловещие (кстати, в славянском фольклоре есть похожие мертвецы-упыри, только они не зловещие, а так называемые вещие – по по преданиям они особо буянили, залазили на колокольни и били по ночам в колокол). Конец франшизы я всё же зацепил – опять же смотрел у бабушки – и это была Армия тьмы, хотелось спать сильно да и не с начала, но все же поугорал за это всё, опять же скелетики смешные. И первым фильмом, который я пересмотрел, была именно Армия тьмы – могу как нибудь позже его упомянуть, он пожалуй самый прикольный, креативный и выбивающийся из серии, но и знаковый, но это потянет опять на большой объём, а фильм и без того известно-фановый, все про него знают – опять же отсылки от него тянутся аж в Варкрафт 3 (фразы гнома-стрелка) и дальше. Кроме прочего, это явная вольная экранизация классического Янки при дворе короля Артура, этакая более цинично-пародийная, сильно по мотивам, но как по мне удачная – да ещё и с магией и нежитью (и чернухой).

Так вот, Зловещих я глянул году этак к 2010-ому году, сильно позже, и на меня они не произвели впечатления (как и классический Изгоняющий дьявола (Экзорцист), который явно вдохновил всё это по части одержимости), но я хоть понял, откуда взялся Эш, как его рука пала жертвой одержимости и некоторые корни этой франшизы. И да, для меня маленького это было бы очень страшные фильмы, они и на молодежь тех лет производили впечатление. Снято на энтузиазме, за копейки, воплотив свои идеи (как и работы Дона Коскарелли, которого я уважаю). Сейчас же, несмотря на ужасность бросается в глаза нарочитая трэшовость и даже пародийность (особенно вторая часть, немного другая по настрою, чернушный стёб самой себя), а также наивные спецэффекты (особенно корни в лесу). Плюс – молодой Брюс Кэмпбэлл, и другие актеры трудолюбиво играющие обычное слэшерное мясо. Одержимая из подвала активно косплеила Пазузу из Экзорциста.

И вот, глядя новый фильм, без подкрепления памяти старым фильмом. Также как-то нейтрально вышло, но ругать сильно его я не буду, но об этом позже.

Важно отметить разность первой и второй оригинальной части Зловещих: первая, как поздно я её не посмотрел, даже сейчас смотрится круто, лампово, по-старому (а если учесть, что после этого фильма, кроме Ромеровских зомби, появилась ещё одна франшиза, за который потянулись и другие хоррора, то этому максимальный респект), более того – во многих моментах это был не слэшер, а настоящая драма: видно, что в особенности Эша, трогают ужасные метаморфозы и потеря близкий друзей, на свою беду уехавших за город.

Ужасные ведьмы, мне всё же непонято было, при чём тут зловещие мертвецы? А дело в том, (и это видно по начальному названию, довольно отдельно, отстранено появляющемуся в начале), что у фильма было одно название, истинное – Книга мёртвых (ибо весь ужас начался с исследования этой книги), но потом его поменяли на известное нам, но не особо сосуществующее содержимому название. Вроде как это скорее ведьмы-одержимые, но с натяжкой всё же вроде как мертвецы; так оно и пошло, правда в серии то и дело всё же всплывала эта Чертова книга (взятая у Говарда Лавркарфта, и это Нормантеленомикон Некрономикон).

Вторая же была наполнена чернушностью, стёбом, реками крови и изрядной такой безуминкой (ОК, у второй части появилось не меньше фанатов, чем у первой, но она была другая) понравилась не меньше первой, когда как первая была чистым хоррором.

В общем, у меня в фане многие годы закономерно была третья часть, которая ещё больше отличалась от первых двух, разве что была ближе ко второй, да и мостик был как раз между ними вполне логичный. Самая прикольная, глядел её первой и время от времени гляжу и сейчас, а новый фильм – сравнительно, 2013 года, фильм глянул только сейчас – и в целом, он мне понравился. Но есть пара нюансов. А теперь конкретнее.

Новые мертвецы – и опять эта Книга.

Итак, обозначив и отмежевавшись от его ремесленной серии про Павука, вернемся к Зловещим мертвецам – или даже скорее к теме проклятий и дэдаев (напомнило червей-дэамайтов из игры Бладрейн: тоже одержимость и паразитизм, пусть и органические). Сэм Рэйми всё время тянуло к старому-родному – но он зарабатывал то очки-рейтинг доверия для себя и комнаты, то тупо деньги – себе и студии. И наконец, решился выпустить нечто похожее, снова пробный шар – а стоит ли затевать Зловещих 4 и прочее. Пробой пера после долгого срока был фильм Затащи меня в ад, после 2010-го. В духе мэтра, мерзенько немного трэшово-пародийно, вторично. Мне фильм напомнил немного Худеющего Кинга – и его цыганскими фокусами проклятьем – но после многих лет простоя серии – неплохо, к тому же не совсем чистые Зловещие, но всё равно достойно.

Потом, с подачи ещё живого Димы Орка, моего приятеля, я глянул “Хижину в лесу” – странно, очень креативно и свежо, опять же навалили кучу штампов и отсылочек. Действительно, оказалось крайне необычно и по новому взгляд на сонм этих всех ужастиков, разложенных уже было по полочкам. А потом вышла игра от корейцев – Lobotomy Corporation: смесь “Склада 13” и собственно концепции “Хижины в лесу”, где все аномалии и явления, монстры и апокрифы постепенно изучаются учёными – а потом случаются прорывы, грозящие то массовым помешательством, то общей резней – а то и Апокалипсисом в духе Евангелиона.

И наконец этот фильм, Чёрная Книга добрался до меня, и я его оценил-посмотрел. Накатал скорую статью, чтобы не забылось. И вот. Напомню также, что не смотрел Зловещих как все ранее, но все же глядел на серию позже, так что было с чем сравнивать.

Суть. Немного о фильме, а потом спойлерная часть, так что лучше как только закончить этот раздел гляньте его, если не смотрели а потом продолжим, лады?

Очень вкратце.

Классный кадр; по фильм их разбросано немного – и кажется что они получились почти случайно.

Группа молодых людей собралась в хижине в лесу, с целью провести время и заодно полечить от зависимости одну хорошую но оступившуюся деву – сестру неплохого чувака – Дэвида Аллена. До этого в хижине были некие события, о которых наши ребята не знают, но потом обнаруживается зловещий подвал, а ещё там есть Чёрная книга, которую один чел из компании умудрился открыть и прочитать написанное. Ну далее по накатанной: одержимость, всякая хрень, членовредительство, ужас, триллер, всё такое. Смотрите, короче. Если понравилось и не глядели оригинал 1981 года – то можете и его глянуть, хотя ЭТО КЛАССИКА, ЭТО ЗНАТЬ НАДО!

Спойлеры и сравнения.

Персонажи.

В старой версии это была кучка молодых людей, простых: стандартные парни и девчата из даже скорее 70-ых, чем 80-ых. Скучные, овцы агнцы на заклание – но им в целом и сочувствуешь.

Правда, была была пара черт у одной – с ходу я назвал блондинку в шапочке, сидящей на заднем сиденье машины, никакой, тусклой какой-то – и опа, эта дама с нарочито крючковатым носом, бледным лицом (как бы уже намек, что она станет классической ведьмой), тут же получала от меня пару баллов, когда начала рисовать, сидя в одной из комнат домика (кстати, в новом фильме Зловещих таки блондинка оказалась таки никакой, проигрывающей этой из оригинала). Вот тебе и ярлыки! Под влиянием она нарисовала грядущие ужасы, книгу, с которой всё начнётся и пошло-поехало.

Конечно, далее Эшли особенно будет переживать за одержимость своей личной подруги, но и других было жалко. Я к тому, что парни и девчата были без закидонов и затей, и их одержимость – по сути гибель их душ, была особенно резкой. Они были естественны, и мы про них ничего не знали, а примерно могли судить по манерам и поведению – и отчасти по внешнему виду.

Кстати, тут рисует уже не блондинка, а сама Миа. Ну, рисует и рисует, это никак не обыграно – и подано потому, что было в оригинале. Но на самом деле, нам намекают, что Миа талантлива и ей бы пора завязывать с пагубными привычками – а то талант рисовать стрёмные хижины пропадёт зря.

В новом же фильме каждый перс с какой-то фишкой (учитель, медсестра, наркоманка), это уже нарочито – с одной стороны, это уже чуть более продуманные персонажи, когда как в оригинале не было возможности ни на одну лишнюю минуту растянуть хронометраж в попытке раскрыть компанию: группа играла как могла, естественно (напомню, что у первого оригинального фильма был “карманный бюджет” – деньги, собранные из своего кармана и желание снять фильм во что бы ты не стало), с другой стороны – чувствуется, что современные фильмы без этого не могут, чтобы все походили друг на друга и прописали по одной, но максимально непохожей черте. Так или иначе, эти личности запоминаются.

С другой стороны, персонажи шаблонные, а новый фильм “вылизан”, он сделан с оглядкой на старый, но рафинированно подготовлен и почти совершенен – это странно звучит, но у старого фильма был шарм, тут же мы получаем стандартный уже продукт своего времени. Но это неплохо, выглядит кроваво и красиво. Просто создаётся такой довольно большой контраст между копеечным и устаревшим ужастиком – и лощенным и почти безупречным новым фильмом, по стандартам. Ожидаемый продукт. Скажем так, старый был первопроходцем и удивлял тогда, а тут уже по старым рельсам снято по новому – и повторяет он более-менее старое, но на свой лад. Фирменный стиль сохранился (насилие, кровища и безумие), а спецэффекты и грим стали лучше.

Эш Уильямс как персонаж, поначалу тоже был таким же полу-стандартам, но в силу расширения своей роли во франшизе, поднялся до главного героя серии, по сути тянущего на себе всю ещё зловещесть, борясь с мертвецами-одержимыми, дэдаями. В новой тот же набор, разве пусть и со штампами по типу ботан, блондинка, смуглянка-негритянка, брат-сестра, но всё же есть в каждом одна, но изюминка. Это хорошо – с одной стороны ничего лишнего, с другой – всё равно мы про них много не узнали, и сопереживать им будем меньше.

Итак, новые персы, что ухоронились в Хижинке Хагрида очередном домике в лесу:

Миа Аллен – бледная и одутловатая лицом (артистка в жизни такая же, разве что волосы не тёмные, а рыжего оттенка), но в целом симпатичная девчонка, которой нужен был решительный шаг вперёд по поводу “скажи наркотикам нет”. Чтобы ей было легче, ей составил компанию участливый брат – ну и компания друзей придачу.

С таким лицом ему надо играть всяких хитрых эльфов-плутов (или бардов) в фэнтези. С другой стороны, он явно не героической внешности человек – просто хороший парень.

Дэвид Аллен – немного слащавый паренёк, по виду этакий эльф (ну да он ещё и модель в жизни). Не особо уверен в себе, участлив и переживает за сестру. Большую часть времени мы считаем его за главного героя фильма, и в целом так и происходит, но на самом деле, только по секрету – главные в этом фильме – это Книга и сама Хижина, я серьезно!

Немного напомнила Холли Бэрри в её лучшие годы.

Медсестра Оливия – негритянка, вернее мулатка, и как водится, зачастую вышедшие из семьи темнокожих человек стремится что-то доказать, быть идеальным, лучше других – обычно это либо наглые, либо просто внешне уверенные в себе парни и девицы. Увидев её пару раз в начале фильма, я уже сразу определил про себя – не жилец, уж больно правильная, да ещё и давит на ненадежную сестру ГГ – сам же так и не поборола тот же греха. Уверенная, целеустремленная, спасает всех, не бесит, но чуток подбешивает своей заботой (но это часто профессьон де фуа медсестёр) – и “я так вижу”. Так и вышло. Такие люди стремясь доказать и продавить свои идеи, сами порой не видят возникшей пропасти под ними.

Натали – простенькая блондинка, больше для компании и для фона, блеклая, не красавица, просто стандартная девица. Явно наивная деваха, что и подтверждается, и особо не запоминается, разве что в роли одержимой, но с Миа не сравнится. Для галочки.

Эрик – ботан-очкарик, (сам такой). Едва увидел, подумал – если бы Второе пришествие Христа случилось, он бы выглядел именно так: блондин в очках, ранимый, хиппарского вида – и в целом по типажу похож на Джарета Лето. В целом, себя вид оправдывает, разве что есть он слега занудлив. Иногда чем-то недоволен, безобиден в целом, пытлив (учитель в школе), что его и подтолкнуло к изучению странной Книги.

Если накосячит, то долго молчит, пока не случится беда. В целом ожидаемый тихушник: втихую почитал Чёрную Книгу (в которой было написано НЕ ЧИТАЙ МЕНЯ!), а потом долго молчал, глядя как происходят странные и пугающие вещи. Мог бы хотя бы, не вдаваясь в подробности – что прочитал заклинание, просто сказать, что всё это похоже на картинки из книги. А в конце концов, когда Эрик уже был сильно ранен, он всё же признался в содеянном.

Я ошибся, я могу один раз ошибиться?!

Вообще, такого рода тупость работает обычно в классических книжных ужастиках, да и во вселенной Вахи 40 000, та и просто Вахи: Инквизитор или некий исследователь или учёный, вопреки всему слышанному-читанному ранее, все же начинает крутить-вертеть запретные артефакт или книгу – и в итоге Хаос вырывается наружу, делая любопытного человек одержимым, а то и всё его окружение подвергается воздействию этого самого Хаоса. Классика! Просто без этого момента не было бы большинства зловещих событий в книгах и фильмах.

Однако его зуд в области “дай-ка я посмотрю, докопаюсь, почитаю всякую хрень” все испортили. Этот перс состоит из штампов и не имеет сколь нибудь бросающихся в глаза черт, хобби там. Книгочей, любопытен разве что. Тем не менее запоминается лучше инертного брата Мии, да ещё и тем, что протянул больше остальных: дотягивает почти до финала – неубиваемый что ли, для своего класса какой-то уж больно живучий – мало того, что почти под конец он “типа из последних сил” так ещё и “вот и я перешел на тёмную сторону Силы!”.

Я ещё кое на что способен!

Более скучные сливаются раньше. Напомню также, что в старом фильме одержимыми стали сначала всё девчата и лишь потом – товарищ ГГ-Эша. Так и тут. По сути, не будь его, не было бы и продвижения сюжета в фильме.

Состав фильма.

Редкие кадры природы хороши – и днём лес не такой зловещий, а очень даже наоборот.

Важная инфа: режиссер фильма – какой то латинос Феде Альварес – что крайне неплохо; свежий взгляд на события, скорее всего и сам фанат старой серии фильмов про Зловещих, сравнительно молодой режиссер. От себя скажу, что его же недавний Чужой: Ромул мне понравился миксом 1 и 4 части, за редким исключением (из Прометея и Завета навалили Жокея и Чёрную жижу), скажем так, последними 10-15 минутам фильма. Во стальном же, снято хорошо и свежо. В общем, парень могёт, есть куда расти – но и работа над ошибками была бы желательна. По факту мы сейчас имеет режиссера который переснимает старое, но немного по своему, что хорошо. В общем это изобретательный дебютант с хорошим потенциалом. Сэм Рэйми, увязший в своих прибыльных Паучках, был тут лишь продюсером (дорос и до такого).

Ещё одна побочка такого дальновидного режиссера как Альварес – он набрал в свой фильм свой “интернационал”, плюсом засунув “родных по крови” парней: сценариста Родольфо Саягеса (был косяк в связи с этим – сценарий был на родном языке авторов, и пришлось его переводить на английский – для актеров этого фильма!) и на одну из ролей первого плана – Шайа Лабафа Шайло Томаса Фернандеса (Дэвид Аллен). Ничего страшного, от всего этого фильм как бы приобретает этакие латино-итальянские замашки (а мы помним, что испанцы были этакими ярыми штамповщиками фильмов как по теме мертвецов-демонов – один Ромеро чего стоит; так и спагетти-вестернов).

Чтобы это уравновесить, пригласили и других парней и девиц: Джейн Леви (Миа Аллен) – американка (замена задумывающейся было Лили Коллинз), Лу Тейлор Пуччи (Эрик) – также американец (но по фамилии, каммон, все ещё проглядывают итальянские корни (по отцу)), Джессика Лукас (Оливия) – канадка, а Элизабет Блэкмор – австралийка. В общем, пёстро получилось. Я особо такое люблю, если только фильм от этого только выигрывает, не разваливается – и начинает играть красками взаимодействия “дружбы народов”.

Рэндал Уилсон играет демоническую Миа, ведьму там, если что.

Что ещё сказать, фильм в целом окупился (раз этак в пять-шесть), ибо обладал довольно скромным бюджетом, да и каммон! – фильм про хижину и пяток человек в ней, плюс демоны – это не тянет на эпик-фильм или нечто подобное. Вышло скромно, эталонно, образцово и лампово. Кроме прочего камерно и экономно: хижина, лес и пяток актеров. Видимо львиную долю фильма составляют затраты на грим, он действительно неплохой и впечатляющий. Бонус – литры крови, которой не жалели – и лили везде и всюду. Минимум декораций.

Фильм лишь номинировался на награды – Лучший грим и Лучший фильм ужасов, что крайне показательно и ожидаемо. В общем, фильм это заслужил, но некоторая вторичность, возможно, помешала достойно оценить фильм и получить награды. Критики фильм не ругали, но был нюанс – многие смотрели его без привязки к старой серии Зловещих – и для них это был рядовой свежий ужастик, которых в наше время все ещё много (ну тогда, по крайней мере).

Альварес подбивал Рейми снять Армию Тьмы 2, когда как он снимет Зловещих мертвецов 2 – тогда он подтащит свою ставшую однорукой Мию, а Сэм – своего Эша Уильямса – и они вместе зажгут! Ну, ждём-ждём…

Плюсы.


На стоп-кадре многие сцены наиболее эффектны.

Плюс, забегая вперед – кровища, спецэффекты, грим, все на высоте; скажем так, на уровне первых Зловещих – учитывая ещё и то, что раньше были дешево и сердито, сейчас же шикарно и более гладко и пугающе. Я к тому, что Сэм Рейми не стал тогда занижать рейтинг и снял как привык – с кровищей, реками крови и морем насилия, всякого членовредительства, с блевотой и кровавыми ранами. Темнота опять же, это и плюс и минус, но об этом потом. Всё это привело к другому рейтингу фильма – R, вместо намечавшегося было NC-17.

Дело в том, что по традициях первого фильма, новый фильм хорош в плане постановки света и тени, но есть один эффект (нюанс). Для контраста тёмные помещения проклятой хижины тускло и скупо совещаются – одновременно чтобы было видно хоть что-то – и также сохранить эффект полутьмы, мрака. Из всего этого получился эффект зернистости если на первом плане всё чётко, то на втором немного зернисто в освещенных и блекло – и невыразительно на дальнем, втором плане. Мелкая придирка, вблизи все чётенько, аж до тошноты.

А самая неятность, зернистость заднего фона – это когда снимали в темноте и в помещении. Но этот эпизод короткий и больше придраться особо не к чему.

Есть мелке претензии, как водится к логике и правилам одержимости, которые немного так нарушаются в угоду сюжета. Эрик, например, вообще ломает многое – вроде и помер в конце, но стал одержимым, это как?

Скорее всего внимательные заметят, что ему нанесли рану одержимая сущность и возможно в неё попала СКВЕРНА Варпа. Вот он со временем и тоже того, но он же вроде откинулся перед финалом – в общем этот момент кажется притянутым и спорным.

Хороший продуманный плюс – ранняя история смотрелась нарезкой страшных историй от Лавкрафта: группа в лесу, в хижине, с каждым приключается какая-то хрень потусторонняя. Например, одну из девушек схватили хищные растения\корни. Это несколько отдает тем, что автор словно тогда насмотрелся японского хентая с щупальцами-корнями.

С другой стороны, почему бы и нет, у европейцев под конец 80-90-ых была идея фикс о разумных растениях, и ходила байка как одну путешественницу, которую в джунглях изнасиловали лианы – она вырвалась, но много позже пошла в турецкие бани и “проросла” там, попутно умерев.

К чему я веду – смотрелось это в оригинале как стоп-моушен, наивно и немного нелепо. Это просто произошло, под влиянием Книги и все. В новом фильме этот эпизод (да ещё и среди бела дня, а не ночью, как в оригинале) смотрится органичнее – и привязан к происходящему. Чёрные корни и ветки выглядят как следствие ведьминых сил, опять же мрачный лес вокруг.

В новом фильме это органично вписано; после того как очкарик не утерпев, прочитал заклинание из Книги, сестре ГГ поплохело и она стала сходить с ума – взяла машину и угнала. Потом въехала на этой тачке в болото и выползла из неё – и началось.

Классный кадр, кстати.

Её схватили корни-ветки, но следом из под земли пролезла ведьма – и из её рта вылезли ещё черные лианы и залезли сестре куда не надо. Уже обоснованно – ведьма, которая в дальнейшем одержит\оборет несчастную наркоманку (как будто этого было ей мало), сама появилась и активно начала обрабатывать жертву, ветки сами по себе, потом её ведьмовские чернокорни – и вот, почва подготовлена. Связка сюжетная, это продуманно. Потом Мию находят и везут обратно.

Очень хорошо показали что со стороны Мия действительно выглядит поехавшей – но она она просто в шоке. Плюс – расширенные зрачки.

Далее проще – сорвавшейся от “ломки” наркоманке никто не верит, а медсестра гнёт своё – никуда никто не уйдёт, мы же обо всём этом договорились! В общем, вы поняли, упрямство и целеустремленность, вера в свою правоту только губит в первую очередь самого уверенного в себе перса. Эх смертные, вы же внезапно смертны…

Вообще тут происходит переломный момент, даже чуть раньше, когда начинаются проявления тёмных сил, но именно тут начинается трансформация Мии.

Кого мне напомнила Миа в этот момент – Гриму Гнилоуста из ВК. Тот же типаж, ну ещё и немного Голлума. Того и гляди, с таким типажом в какой-нибудь Дагон сниматься позовут…

С Миа начинается творится всё то, тем славны одержимые. Книга показанная зрителю, в картинках услужливо подсказывает стадии всего этого: ведьмы, мол, опрокидывают на себя кипяток, занимаются членовредительством и прочее. Чек. Хорошее, но штампованное развитие.

Наконец одержимость Миа во всей красе: вид Пазузу, дикая ухмылка, рывки головы, редкие заторможенные взгляды в никуда, чёрные спутанные волосы, жёлтые глаза. Ещё со времен Экзорциста и более редкого, малоизвестного (но уважаемого мною и отмечаемого как особый) фильма про дьявола в космосе – Тёмная сторона луны, также были жёлтые глаза (козлиные, как символ одержимости дьяволом). Там это смотрелось пугающим отличительным знаком. Море дьявола туда же. Так и тут.

Жёлтые глаза – знак одержимости демоном.

Скажу больше, как по мне уж очень сильно напирают на классику 70-80-ых. Тогда в почете был как раз Омен/Знамение, и Изгоняющий дьявола. Так вот, ведьмы, что старые, что новые, сильно косят под Пазузу, вплоть до идентичности образа. В этом фильме также, по классике одержимой доски – которая то, пардон, ссалась, то рыгала блевотой в священника. Тут и это есть: сначала Миа наблевала на медсестру-смуглянку, а потом уже та начала ссатья, попутно акцентируя внимание на свои “конверсы” (фирмаА!), намоченные в процессе.

Я вернулся, я восстал.

Далее. Для одержимости нужен физическо-биологический контакт. Вопрос только с “Иисусиком”, когда он-то успел – ну понятно, что это неожиданность и нам не показали всего, хотя предпосылки к этому были, он тесно констатировал принимал удары от бешеной Оливии. Просто был шанс тихой драматичной смерти – но нет, тоже восстал – и так же быстро и слился. В в общем, как был брату Миа добрым другом – так и не отнял у того много времени и сил. Хотя, надо помнить что именно он инициировал все эти ужасы, прочёв книгу.

Моя беда – как и многих зрителей, закаленность и очерствение. Скачал фильм, смотрел с каменным лицом, подмечая и констатируя детали, едва чуть морщась от кровищи и раслченёнки. Не пугался ни разу, скриммерами особо не злоупотребляют – и их ждешь. Бида-бида. С другой стороны – автор и Ко стараются как могут: мрак, кровища, членовредительство, всё по полной программе. Разве что персов не жаль, болеешь разве что за наркоманку и её брата, он же типа ГГ, хотя нам намекают о важности, показывая именно её, а не брата в начале.

Начало.

Начало – про убегающую девушку, кстати, которое спойлерит дальнейшее, но одновременно и показывая суть грядущего. А ведь неплохо сделано. Я даже в начале поморщился – опять начинается, ну ясно, безумная семейка рэднеков догнала и оглоушила жертву (а ля У холмов есть глаза или нечто подобное). Тут и дрожащая, привязанная к столбу жертва – и лихорадочный её батя, намеревавшийся сжечь дочурку – и колдунья под боком, и вроде как рэднеки всякие позади.

Один нюанс – заявлено что мать убила сама девушка, которая вскоре срывается и мило сулит вынуть из отца душу. И являет сущность – она одержимая, и тут и колдунья и семейные и батя “обеляются” – они лишь творят добро, поджигая ведьму, выполняя троп мы поймали ведьму, можно мы её сожжем?! Такова завязка фильма. Он нас уже разок обманул тут в ожиданиях, хоть что-то оригинальное, хотя одержимость ожидаема подсознательно, и её ждешь, но не так уж и очевидна. Спорное начало, но всё же поставлю плюс. Хорошо вырулили-выкрутились.

Далее.

Ещё один “случайный” кадр, где Эрик оправдывает свой внешний вид: с видом одухотворённого Иисуса, где перекладины окна за его спиной создают крест.

Вообще я бы поставил 80-85% фильму по успеху, если бы всерьез давал оценку фильму, ну хотя бы как критик, у других может быть другое мнение: от 60 – проходняк, до 90 – почти шедевр. Стараюсь быть объективным. За что бы снизил оценку – вторично, финал перескакивающий на рельсы не Марти, так Мэри Сью, всегда было модно (но ожидаемо), в третьих, за общее качество – всё хорошо, но логика иногда прогибается под сюжет, и во вторых – эта зернистость некоторых сцен фильма, но это совсем мелко.

Если другие, кроме Эрика и отчасти более-менее занятного красавчика Дэвида, брата Миа особо не выделяются, то Миа явно если и не заслуживает Оскара, то уж точно приз зрительских симпатий. Посудите сами – в начале это симпатичная девица, потом немного даже отталкивающая дивчина, бледная и одутловатая. Грань между “ничего так” и “немного криповато”.

Я выделил особый момент, где Мия в животном, инстинктивном жесте открыла рот, пребывая в максимальном шоке и ужасе – и видны две ниточки слюны свисающие с нёба. Весьма характерная картина для сумасшедшей, однако тут кто угодно будет так выглядеть (плюс остатки ломки). Гениальный кадр, криповый и натуралистично-жутковатый.

Далее, потом полу-безумие, приправленной ломкой, далее – дикая одержимость, потом снова прозрение, а потом боевая героиня под конец. Актёры и более матёрые и именитые, в таком случае сильно стараются, чтобы показать такие вот переходы, а тут аж две-три фазы. В общем, на фоне более блеклого брата из персонажей, роль у Джейн Леви зачётная и она с ней справилась, и запоминается.

В роли одержимой – фурор, жутко, страшненько,мерзко и дико. Хорошо. Верю. Потом – одетая в красное платье, как бы переродившись из под земли, становится чуть ли не на порядок красивее себя из начала (полежала в земле сырой и похорошела). Даже свалявшиеся мокрые волосы как-то по особому падают на лицо. В общем, классическое перерождение-катарсис, от немощной и спорно-стрёмной тётки (но вызывающей понимание и сочувствие девахи), до пережившей смерть героини произведения.

Стоит ли говорить, что под конец она по канонам теряет руку, пилит врага бензопилой и идет к хэппи энду? С одной стороны, она как бы занимает место Эша: дивчина теперь будет как он, возможно, прыгать, бегать и пилить врагов рукой-пилой, всё по современным трендам. С другой стороны – вроде бы и по классике, просто стрелочка так повернулась – был парень, теперь девка. Отсюда же и положение вещей – у Эша слилась подружка, тут внезапно сливается брат, в двух шагах о спасения, причем виновата не сестра, а старый друг, это необычно.

Минусы.

Сама Чёрная книга. Претензии к ней:

Да уж, совсем не Весёлые картинки…

Ладно Книга, иллюстрации словно на компе нарисованы (ну почти, от руки – но очень профессионально, в духе тех же иллюстраций из Некрономикона, которые есть в интернете) или специальным художником – ни тебе дикости, ни рваной безумной рисовки а ля служитель Хастура. Рафинированно, плакатно, спасает положение непонятные письмена, но… снова все портит крупный шрифт, который с-ка, словно для тупых зуммеров написан шрифтов современности – крупно и немного даже напоминает игро-дьябловский шрифт. Ну не пишутся так книги древности, прямые такие буквы, да ещё и на английском (в крайнем случае на готике пишите, что ли). Это конечно могло быть и заметки более поздних владельцев книги, но всё равно, топорно.

Далее, книга как бы заранее предсказывает что будет, покадрово: кипяток, ведьма из под земли и прочее. Это было ожидаемо. Далее. У Эрика зудит и он перекусывает кусачками “колючую проволоку” оплетающую запретный фолиант (даром что не инкунабулу). Потом Эрик сидит над ней, лихорадочно читает, потом конечно же, находит запретную фразу… которая зачеркнута… – не беда! – копирка, заштрих, и так как водится всегда, владелец Книги продавливал стилом буквы, вундеркинд угадывает нужные слова – и читает их вслух. Вслух, Карл! И это несмотря на то, что в книге по три раза написано – не читай это, не читай это вслух и прочее (это либо инструкция для тупых, либо нарочитая подначка – чтобы прочли и попробовали). Можно списать это на влияние самой Книги, помноженное на неуёмное любопытство исследователя, учителя, к слову. Ну, иначе кина бы не было, ПОНИМАЮ.

И начинается. Далее по штампам, если вы глядели старое кино, с самого начала для вас не будет особых открытий (разве что поудивляются неофиты, старого кина не видевшего вообще), разве что в деталях. Некоторые сценки и кадры один в один перенесены из оригинала, с учетом улучшенных спецэффектов. Я уже не говорю, что выглядывающая из под люка пола ведьма с жёлтыми глазами давно стала мемом, и тут это повторили. В общем, со скидкой новизны и следованию канону, старались повторить оригинал. Получилось похоже, но и немного по своему, что тоже хорошо, времена тут уже наши, что чувствуется.

Мелкие огрехи по логике и психологии: блондинка полезла в подвал к одержимой, на время забыв, что та одержимая (возможно, думала что её “отпустило” и она не притворяется). В результате – ещё один кандидат на одержимость, по цепочке. Результат – укушенная рука, оммаж на Эша, который себе закорапченную кисть отпилил. Блондинка вынуждена была сделать то же – только не закричала, что логично, когда начала пилить подручной пилой руку – а сделала это в конце, когда уже отчекрыжила её. Логичнее было бы в начале закричать – потом, сжав зубы, терпеть, а потом бы что нибудь прохрипеть в бессилии – и упасть в отключку. А тут почти с инертным лицом, отрешенным, пилит и пилит, не верю.

Ведьмы такие ведьмы, даже наверное, своя Лига есть.

Претензия – “гламурность” ведьм, скажем так, они выглядят как Колдунья из Отряда самоубийц, вроде бы пугающе-крипово, но и красиво-дико – в общем, дикая но симпатишная ведьма. Я таких зову “прекрасная мертвЯчка” – ещё с серии игр Dead Rising, были такие особы зомби девицы – не толстые тетки-обывательницы, а стройные, в вечернем платье девицы, разве что с кровавыми челюстями и глазами – гибкие, но туповатые, милые и немного радующие глаз, выделяясь в толпе. Рыжие упырицы из нашей же игры Lord of the Dead – в общем, типаж понятен; вроде и крипово, и красиво – для мертвЯчки. Тут это правило соблюдено.

А ведь вспомним, как это было в оригинальных Зловещих: все одержимые, никакого гламура: страшные, старые и иссохшие ведьмы, даже Шейла, новая подружка Эша из Средневековья – хрупкая, тоненькая и нежная, преобразилась в страхолюдину, отталкивающую и страшненькую.

Тот же второй, Злой Эш, из Армии тьмы, после своей гибели воскрес и всё больше становился ужасен на лицо – а потом вообще скелетиком стал.

Тут это работает разве что на блондинке – больше крипово, а вот с одержимой Миа гламурный что ли, этак выглядит притягательно-хищно. Местами даже юморно. В общем, привлекательно. Но не по канонам прошлого! Ну да ладно, это же для молодежи!


Меня всегда умиляли все эти – Ку-ку! Вы про меня не забыли?!

Приручена драма, но она почти не работает. “Застукали” собаку Дедулю, жалко но скоротечно. Закопал Дэвид сестру, потом вопреки логике, откопал её – и опа!, вместо одержимости она исцелилась – наверное типа в виде одержимой умерла и одержимость слетела (по факту прилетела в подходящее тело Эрика) отчасти это можно объяснить и так.

Концовка напомнила фильм Я иду искать (2019 года – и на самом деле дословно название звучит – готов или нет, типа “кто не спрятался я не виноват”): девушка, в крови лицо, в целом пережила некое дерьмо – но осталась жива, но есть травма, которая её только закалила. Кровавый дождь – вероятно, как мне показалось, оммаж к другому ужастику – Чернокнижник 2, где предсказывалось, что когда этот колдун придёт, как раз низвергнется на землю дождь из крови, что потом и случилось (ну в целом, кровавый дождь давно ассоциируется чисто по-библейски, как одно из знамений бед и Конца света).

Тут так же, правда, кровавый дождь вроде бы должен был предзнаменовать приход главного Диабло, и я же готовился к этому. Кстати, в Книге было сказано, что нужно загубить не 100, и даже не 10, всего навсего пять душ – но из одержимых, не считая Мии, чуть чуть не набралось – задел на сиквел? Похоже. В общем, нахваталась от других фильмов, а почему бы и нет. Клише на клише, впрочем неплохо сшитое, надо признать.

На самом деле, можно посчитать душу Мии, но она как-то “соскочила”. Возможно, за “10 негритёнка” посчитали одержимую девицу из предыстории, пролога фильма. Но все равно не совсем сходится – если не считать брата Мии, Дэвида – но он не был одержим и ушел сам.

С ног на голову финал – ожидаемо, твист, дальше по стандартам. Ну каммон! Глав-босса буквально выпилили бензопилой – это так просто, чего парится! В результате финал словно писал не сценарист, а уже сам режиссер – ну он так видит!, как должен закончится его фильм: брат сливается и заодно аннигилирует “внезапно” одержимого Эрика, а Миа, реабилитированная и обновленная, схёстывается с ведьмой, просто потому, да ещё и почти хеппи-энд, если не считать руки (это дань традиции но в свете, что уже есть однорукий Эш, это тоже смотрится притянуто), и ранее погибших остальных. Как-то притянуто, в угоду возможному сиквелу.

Бонус, обращенный случайно – в середине и ближе к концу исповедь человека, знающего книгу – краткий лор про что она, всё это на фоне титров. Кстати, это камэо – голос профессора Раймонда Ноуби, из оригинальных Evil Dead. В конце, ещё больше давя именно на ностальгию олдов – в профиль морда Эша и тот самый его возглас – Груви! (Круто!), которого я так ждал в этом фильме; он предполагался, когда Дэвид мастерил приспособу для реанимации сестры.

Ну, круто же..?

Кстати, подобно Эшу Дэвид сымпровизировал машинку для оживления и потом её использовал. Но не оружие, как было бы обычно.

Набор Арканум: собери Реаниматор сам!

Бензопила вообще досталась Мии чуть погодя – правда, могла бы она выбрать и мачете, но подобно персонажу Брюса Уиллиса из Криминального Чтива, остановилась на другом варианте (там же Буч выбрал ещё более экзотический вариант, но более тихий – катану).


Этто бензопИла – мне её какой то чувак с Марса оставил.

Зато мачете тут же использовала одержимая ведьма – и тут особо не верю, наиграно: тыкнули в стену, нарочито ошарашенные глаза Мии, потом реакция, немногие так реагируют с затормозом. Ожидаемо. Быть может просто слишком наиграно, или я уж слишком придираюсь.

Кстати, после выкапывания из под земли вылезла ведьма, что в целом и непонято, и логично – после ритуала очищения душа-суть ведьмы стекла в землю и вылезла, чтобы бороться с очищенной оболочкой – Мией.

Отсылки.

Набор Арканум: собери Реаниматор сам!

Для начала буду приводить примеры из старого фильма, потом из нового – в виде изображений, для наглядности.

Ещё спорная претензия – отсылки к оригиналу. Они вроде есть, но в целом новому зрителю, не смотревшему оригинал 1981-го года мало что скажут – они их просто не заметят. А их немало.

Обрушился мост через реку в старом фильме – и размыло дорогу в новом – результат один.

Начиная с хижины в лесу, в которой особое место уделялось паре моментов с самокачающейся качелью – в начале и потом, в зловещую, вот каламбур, ночь. В этом фильме с качелью как то мало поработали, она есть, но ничего не несёт – в старом же фильме на этом была завязана целая механика зловещего нагнетания, присутствия чегото неведомого, раскачивающего без видимой причины тяжёлую качель.

В старом фильме качели были тревожно сами по себе качающимися – а в новой версии это просто качели, на них посидеть почилить можно.

Амулет, в оригинале покрытый серебрянкой – оригинальный кулон на цепочке, выпрошенный для реквизита для фильма, под честное слово вернуть, на стороне. Тут это амулет из крушины, подаренный Мие братом.

– Кулон, мне, зачем? – Да просто в оригинале так было!

Кстати, в оригинале книга погорела (ха!) на том, что её всё же можно уничтожить, и под конец она попала в камин – и сгорела. А тут сценарист на этом месте сказал: – так, это слишком просто, применим на ней адские “рукописи не горят”. И теперь книгу нельзя сжечь, как пытался это сделать Эрик.

Бесколёсная машина из оригинала, которая к слову, в фильмах Сэма Рейми, часто была в кадре – как своеобразный талисман кто сказал машина-Кристина? Она к тому времени, когда происходят события этого фильма, уже так бы и выглядела.

Одержимая в подвале, люк на цепи, сам подвал с всякими намёками на ужасы.

Бензопила в сарае (в оригинале была в подвале).

А вот тут наоборот: поначалу подвал из старого фильма выглядел более-менее нормально, а вот в ремейке – до упора крипово и отталкивающе.

Кстати, ну подумаешь, цепи в самом подвале, всякие висящие там гнилые кошки (ничего, цепи снимем, кошек выкинем, побрызгаем дезодорантом – и будет образцовый подвал!), зловоние – которое, кстати, собака учуяла лишь потом, хотя собаки такое чуют да и чувствуют неладное на нехорошем месте – и воют, особо сильно. Миа же сразу обратила внимание на запах и далее вопила про жуткую вонь. Если уж и собака не учуяла, то уж люди обратили пристальное внимание на запах лишь потом (типа нечто легкое было, но терпимо, пофигу вообще). Это к придиркам к логике фильма. И конечно же, взятая оттуда Чёрная Книга, переплетенная колючей проволокой – ничего не предвещало недоброго.

Книга, патроны, дробовик – так было и в оригинале.

В оригинале была особая сила, летающая то медленно и зловеще (заглядывая в окна), то быстро и стремительно, на уровне пояса (это был сам Сэм Рейми на велике с камерой – это видно по легкой тряске и плавности съемок, чего не было бы, иди он с камерой шагом, раскачиваясь вниз-верх) где-то в лесу, вокруг хижины, что придавало фильму динамичности и особого выражения незримого и близкого ужаса. Тут этим как-то пренебрегли, сосредоточившись на ведьме и её проклятии.

Перед тем как прикопать одержимую сестру, Дэвид наряди её в красное платье. Примерно такое же было на подружке Эша – Шейле, из Армии тьмы, когда она обратилась в демона и потом противостояла ему.

Проглядывают тут и отсылки к другой классике ужасов: Миа пеняет Дэвиду, что тот где-то болтался когда в больнице умерла их мать. Нечто похожее частенько было в книгах и фильмах Кинга, например, в Кладбище домашних животных, в эпизоде с больной сестрой.

Крепкое следование некоторым канонам оригинала 1981 года: первая одержимость от проникновения корней, потом от укусов, блевотины одержимых, и самое неожиданное превращение – когда выяснилось, что в ногу девушки вонзили карандаш, и от этого пошло заражение – это я пока про старый фильм.

Тут же в новом фильме, напрямую показано, как по венам идёт заражение, безо всяких твистов, так прямолинейно, что Натали тут же попыталась сдержать заразу отпиливанием руки, хотя её ещё и поцеловала “дамочка из подвала”.

Ляпы.

Кого могу поругать больше всего, так это постановщика сцен – ляпов немного, но если приглядеться, они грубоваты и бросаются в глаза. Фильм это не портит, но создаётся этакая небрежность в очевидных же вещах.

Например, в само начале, когда поймали и вырубали девицу, видно что приклад ружья немного не долетает до её головы, а словно отскакивает от невидимый стены.

Далее, электронож лежит не так как был в начале сцены, когда Натали сидит на полу и примеривается. чтобы с делать со своей рукой. Потом можно заметить, что отпилила она себе руку чуть выше локтя, но в один момент видно, что культя почти под плечо, то есть короче, чем было заявлено.

Рана нанесённая куском стекла в грудь Эрику – прямо по центру, потом смещается правее, и показано это крупным планом, когда он этот кусок достаёт.

В общем, стандартный набор огрехов обычного ужастика. Словно специально это допущено; через некие промежутки времени, в начале, пару раз в середине и под конец.

Итог.

С одной стороны – фильм вторичен, с другой – он явно лучше выглядит, чем старенький, но по своему атмосферный фильм 1981 года, и смотрится с интересом. Новые актеры по бэкграунду довольно пустые – повесили шаблонные ярлыки и горящий внешний вид и поведение. Запоминается Эрик и Оливия. Тусклый брат Мии, а вот кто тут блистает – это только Миа. У неё сложная, многоступенчатая роль, но она с ней справилась. Мне вообще нравится, когда персонажи сначала одни, потом другие, а следом ещё и третьи. Эволюция, изменения, метаморфозы, разные грани, за этим интересно наблюдать – и ты чувствуешь фальшь, если они не проработаны хотя бы в одной ипостаси – и восхищаться, когда они действительно продуманы и хорошо сыграны.

На моей памяти, так мог играть Роберт Карлайл, его ранняя работа – “Людоед”, с этой статьи про этот фильм, в общем-то, года этак три назад и начался мой поток статей; он показал три ипостаси: забитая жертва, маньяк, и уверенный почти сверхчеловек. Ну а потом человек и обращение в зомби – в 28 недель спустя. В общем, могёт – как и некоторые другие, просто не всем такие роли даются, да и попадаются.

Тут нечто похожее – бледная наркоманка (на четыре), одержимая (на пять), потом борец с нечистью (на два, уж больно мало времени этому отдали). В общем, актриса выложилась, попутно показав краткий миг помешательства, грани безумия, когда тебе никто не верит – а ты в таком шоке, что только подтверждает подозрения других – ты просто не в себе. Одержимая вообще удалась: красиво-криповая, разве что сквернословий от неё могло бы быть побольше (спускайся вниз – я тебе отсосу, красавчик!) – всё таки всего остального, чернухи и крови, в фильме не стесняются.

Отсылки, декорации – норм (для олдов это будет даже в плюс, как бонус), более менее происходящее происходит по логике, разве что сценарист в конце запутался – почему и зачем всё происходит и какие тут правила, которые, кажется, меняются на ходу. Очень много притянутых событий, с сомнительной логикой. Финал скороспелый и с намёком на сиквел.

Тут ещё одна проблема – вроде не слэшер, но по факту получается именно так: большинству персонажей, о которых ты ничего не знаешь, сопереживать не получится; брат Мии тоже какой-то инертный, и когда приходит его час, ты как-то даже особо не удивляться – хотя он же вроде ГГ, нет? Впрочем, в старом фильме мы тоже ничего не знали о персонажах – молодые люди и всё тут. Тут же персонажи даже поярче будут, так что вроде норм.

Смотрится этот фильм, примерно так же, как и оригинал 1981 года – с любопытством, только немного разные атмосферы созданы: в старом фильме более драматичная, ужасная и гнетущая, тут же в новом фильме – более привычная для слэшера атмосфера, немного предсказуемого ужаса – но во второй половине фильма держит в напряжении, снято отменно.

В общем и целом, пришлось придерживаться нейтральной оценки – хорошо, неплохо, даже очень неплохо, если учесть более тупые ужастики и слэшеры, что выходят уже после 2015 года, какие-то безидейные и даже не стильные. Тут особый стиль, взятый у старой франшизы, “старой гвардии” ужастиков (одного из истоков, можно сказать) всё же есть. Вот гляжу я на более поздние ужастики, и они проигрывают фильму 2013 года, а это значит, что снимали этот фильм с душой и старанием, да ещё и с оглядкой на классику.

На самом деле, те кто любят старый фильм 1981 года и оценили этот, будут довольны множеством отсылок на фильм, с которого всё начиналось.

Фильм лично мне понравился, хотя и осталось легкое послевкусие – вторично (много таких фильмов уже есть – правда, этот вполне добротно снят), старый фильм даже сейчас если и смотрится наивно, но обладает особой атмосферной безысходности и запертости в ужасном месте.

Мне вообще дико, на уровне подсознания, понравилась концепция хижины в лесу, предложенной ещё старым фильмом: снаружи неприветливый лес, в хижину кто-то то и дело заглядывает – и даже потом пытается проникнуть, а там внутри светло, уютно и вроде как безопасно – но всё меняется и хижина становится ловушкой: зло внутри и снаружи.

Тут же нечто схожее есть, но более рафинировано; вроде и прикольно, но чего-то не хватает, может быть снято для современных людей и про наше же время. Но всё ещё сочно, мрачно и кроваво, безумно-дико. Уже это выделяет этот фильм. Плюс фильма – куча отсылок, и если и пересказаны многие эпизоды из старого фильма, но обыграны они порой изящнее, богаче – а порой и по-другому. Нарекания могут вызвать лишь последние 10 минут фильма, которые кажутся притянутыми и нарочитыми – для эффектного задуманного финала – когда как в оригинале всё кончалось закономерно, хотя и ноткой неопределенности.

Итак, что же в итоге – фильм вроде как для фанатов; неоднозначный но более чем смотрибельный фильм-переосмысление старой темы. Зацепит и тех, кто с франшизой не знаком особо, ибо фильм этот смотрится свежо и лишь в деталях опирается на оригинал, а по факту смотрится как ещё один ужастик – но со своим особым стилем.

Для тех кто не в теме – фильмы будет ещё одним ужастиком про ведьм и проклятья – середняк, с неплохой атмосферой нарастающего безумия и жестокости. Открытый финал, в оригинале там заканчивалось всё так, что либо Эша закономерно и в целом ожидаемо сминала злая сила леса-книги, либо у него был ещё шанс побороться, НО ЭТО НЕТОЧНО! (правда, сиквел всё же решили делать, так что… ну вы поняли…). Новый же фильм словно бросает вызов – начало положено, ждите to be continued… Многообещающая и вместе с тем ни к чему не обязывающая концовка. Как-то так.

Получилось у меня сильно сумбурно, ибо фильм на выбор получился немного внезапно и наспех, но мой совет – смотрите и оценивайте его сами, Зловещие мертвецы: Чёрная книга уже многими оценена (кто-то поругивает, кто-то хвалит) и обладает своей атмосферой и стилем, актеры неплохие, эталонный в целом даже ужастик – отличающийся, конечно, от оригинала, но он хорош по своему.

Ругать такой фильм не хочется совсем, мелкие огрехи не в счёт – и претензий особых к нему нет, а возникшие клише и штампы ожидаемы. А вот последующий за ним фильм Восстание зловещих мертвецов как-то совсем не в тему, как по мне, отдельная история – и получилось сильно она любителя.

Но мы ждём чего ещё придумают на тему Зловещих мертвецов, ибо они живее всех живых, как показывает время. Потом до Армии тьмы добраться, что ли, раз уж про них вспомнил? Надо будет подумать…

Добавить комментарий