Эра вампиров\ The Era of Vampires (2003): поздний нетипичный азиатский фильм-хоррор – или “всего понемногу”.

– Этот фильм как мутноватая жемчужина, завалявшаяся у бродячего торговца – основной товар уже продан, и осталась только она – качество её сомнительно, но это всё ещё жемчужина, пусть и не такая ценная как проданные другие – и мы её берём-покупаем, чистим и разглядываем, гадая о её истинной ценности – быть может это пустышка, а быть может она будет по своему ценна – и именно для нас…

И напоследок – есть ещё один фильм поздней китайской волны хорроров; его лучше смотреть ночью\вечером (собственно я все эти фильмы смотрел ближе к ночи, для большего погружения во мрак), это сходный проект, но появившийся после большого перерыва моды на азиатские ужастики – и снятый уже другой группой энтузиастов. У этого фильма тоже, как водится у меня, припасена история – и по той же схеме: фильм показывали редко, и опять таки, я его смотрел урывками (где-то в год выпуска, в 2004 что ли), переключая не более интересное, так что застал опять тот же финал-непонятку, который мне понравился мрачностью и неким фаталистическим эпилогом – но фильм показался сумбурным, зелено-серым и невзрачным: в нём то вели долгие беседы, то непрерывно боролись с нежитью. И речь, конечно же, идет об Эре вампиров (опять вампиры – это тоже сбивало с толку, хотя было видно, что тут именно китайские дзяньши). После долгого перерыва и поисков других фильмов, руки дошли и до Эры вампиров: нашел посмотрел, оценил. И вот какое мнение у меня по этому поводу…

Ещё есть альтернативное название фильма – собственно, проистекающее из сценария: Vampire hunters – но это же само по себе штамп, отчего и есть риск затеряется среди других таких же. Собственно, пародийный же фильм Бесстрашные охотники на вампиров: Бал вампиров из той же оперы.

Кстати, по сценарию Харка главный вампир назван Королем-Вампиром, в фильме же он некий генерал – по одному из переводов, в другом именно Король Вампиров – в любом случае, это их главарь. Кроме этого видно, что по новомодному обычаю совместили китайского вампира с зомби – уж больно вид полуразложившегося мертвеца гадостный, да и могуч он не по-детски! Все эти ужасы, кровь и мёртвая плоть повесили на фильм закономерный рейтинг R.

Кроме прочего – как режиссер, Харк специализировался в фильмах самой разной направленности, обычно как раз не ужасы (например слабенький Взрыватель с Жан-Клодом Ван Даммом), но сказать, что для него хоррор как токовой – из ряда вон, нельзя: он продюсировал Китайскую историю о призраках 1987 и 1990 годов, а третью часть ещё и режиссировал и дал сценарий. Уэллсон Чин, режиссер картины также знал, что снимать – однако придал фильму свою специфику – в виде смеси дзяньши и зомби тематики, плюс драма, драки и мрачняк, пополам с юмором, порой весьма чёрным. По идее, этот фильм – пародия на жанр, однако он отчасти получился всё же серьезным и мрачным. В общем, если глядеть в отрыве от пародии – этот фильм как бы ещё один азиатский ужастик, добротный и похожий на мрачную легенду, сказку на ночь.

Фильм получился изрядно и нетрадиционно готичным (чувствуется влияние Европы): мрачным, тёмным и каким-то сумеречным (а то и сумбурным и тревожным) – в нём, если и есть юмор, но немного (но есть) – больше хоррора, по сравнению с тем же Мистером Вампиром. Также присутствует некий фатализм, судьба, рок. Несколько сумбурный сценарий, но в целом, многое узнаваемо: есть борьба с нежитью, вполне без дураков, есть незадачливые ученики великого учителя – аж четыре штуки: Гром, Дождь, Ветер и Молния – вспоминаются же китайские Ураганы – слуги Ло Пэна, воплощения стихий. Здесь же их аж четверо, правда, они тут обычные люди, и разве что смекалку могут применить, хотя традиционно сильны в единоборствах и применении различного оружия.

Немного об актерах.

Снимали примерно в те же года, когда сняли и Убойный футбол (2001), так что частично состав актеров здесь перешел оттуда – например, Дэнни Чань (Чань Квок-Кван), Ли Кин-Ян и Ют Фей Вонг. А сразу после этого фильма, снова эта часть актёров вынырнула в Разборках в стиле кунг-фу 2004 года.

Старый мастер Мао Шэнь – Цзи ЧуньХуа – кстати, неординарный человек, атлет и хореограф боевиков, ушуист, а его внешний вид – результат вероятно, иммунной болезни – тотальной потери волос. Обычно играл лысых злодеев, уж больно устрашающе и зловеще он выглядел, но тут ему повело – сыграл как раз сильного духом, строгого, но профессионального учителя-мастера, охотника на нежить (ну и для антуража усы прилепили)! В общем, он и в жизни такой – лысый и мастеровитый.

А его ученики: Кен Чанг — Хей, Майкл Ман-Кин Чоу — Фат, Лам Сует — Канг, Дэнни Чань (в титрах фигурирующий как Квок-Кван Чень)— Чой. Кроме этого, даос-некромант-геомант – Ли Кин-Ян, и Мастер Джанг – Юй ЖунГуан.

Есть также есть некий честолюбивый молодой аристократ Дракон Танг (которого играет запоминающийся игрой актёр Хорас Ли Вэй Син – он то и сыграл всего в пяти фильмах – включая этот), который вознамерился заполучить сокровища местного богатея, мастера Джанга – а для этого и послал ко двору свою сестру, в качестве невесты – а вот и она, любовный интерес для одного из молодых вампир-хантеров, Хея. Впрочем, обо всём по порядку.

– У этой земли хорошая репутация – тут похоронены приличные люди!

Завязка такова – Мастер по охоте на нечисть и его отряд (воины ордена и его личные ученики), наткнулись, в своих поисках, на элитного дзяньши – целого генерала, которого когда-то тут упокоили и закопали. Полежав в могиле, тот стал сильнее – вероятно, напившись энергии и крови из случайных жертв (вероятно, путников): на расстоянии этот Могучий Лич убер-дзяньши силен: умеет летать, сосать кровь и энергию даже на близком расстоянии – из человека визуально к нему вылетают сгустки крови и жизненная сила, содержащаяся в ней. В ходе боя погибает несколько солдат, которые сопровождали мастеров – монахи-воины, члены ордена.


Собственно, ничего и не поменялось – моя жинка и при жизни была молчаливой…

Оставшиеся без Мастера ученики, после долгих блужданий, забредают в городок, где намечается нечто интересное: местный почтенный человек хочет выдать за своего сына очередную девушку. Кроме богатства, которое он где-то припрятал, у старикана-богатея есть хобби – он бальзамирует и держит у себя своих предков – всю династию, а это тел этак с три десятка! У него и жена-то находится в таком же качестве, установленная подле него, и издали кажется просто спящей, разве что подтекает бальзамирующая смесь – ну не стесняется фильм на мрачные и мерзкие сцены, чем и отличается от других, более рафинированных кинОв.

Под конец, как всегда, появляется пропавший Мастер Мао и принимает финальный бой, ибо надо продолжить забарывание файнел-босса. Концовка, которая мне понравилась своей безысходностью, одновременно и цинично-юморная в начале, вроде хэппи-энд, но во второй своей части…

То, что ученики спасли город от вампиров, никто не заметил, зато все почести достались полиции, за мелкую заслугу перед городом – уничтожение под городом Лут-Голейном монстра Радаманта расчисткой канализации. Три ученика остались в городе, приютив дочку гробовщика Лин (в частности ученик Молния-Чой и Лин вместе), а Гром уезжает со спасенной им Сашкой Сасой.

Чем ценен этот фильм?

Мрачный, атмосферный фильм, немного юмора присутствует, но по европейски готично и мрачно, эталонный почти что, но китайский ужастик, созданный уже этакими полукровками: полу-американские полу-китайские имена (а то и псевдонимы) этому способствуют; однако, несмотря на это, подавшие сугубо и практически классических китайских вампиров – то есть дзяньши (плюс у них черты зомби). К тому же это подано безо всяких прикрас: мумифицированные люди, разглаживающиеся трупы (хороший грим и прочие атрибуты), в лучшем случае – бледные и более-менее сохранившиеся, мумифицированные; опасный “финальный босс”, на забарывание которого ушла не одна жизнь. Часто действия происходят ночью, что чередуется и с дневными, солнечными событиями.

Последний из фильмов про такую тематику и того времени – фильм на излете, уникальный в свое время. Пусть он и не окупился, но занял место, по крайней мере, среди серднячков и необычных фильмов, которые обычно время от времени вспоминали и крутили по телеку. Уникальный фильм, по духу сходный с китайскими же старыми легендами об ужасе ночи, но с очень тонким налётом вампирской эстетики Европы.

Почему фильм называется Эра вампиров? Наверное, имелось в виду, что главный генерал косвенно стал причиной подъема целой группы мертвецов, и его и армию с трудом удалось с трудом успокоить, хотя в конце оказалось, что не все ещё упокоены – и эти земли, в частности дом Джангов, так или иначе, оказались проклятыми и как бы под властью ночи. Видно, что в фильме две линии: линия борьбы с мертвецами, и людские козни и разборки, а то и любовь – и вторая линия как бы разбавляет и без того обычно прямолинейную и простую линию борьбы с нежитью, отчасти спасая фильм от трэшовости (или ещё больше подталкивая к нему)!

Кроме всего, этот фильм как бы для меня напоминал о 2000-ых, так что некая ностальгия по нему все же была – нашел, посмотрел – не восторг, но оценил я его неплохо, утащил в коллекцию. Мрачно, сумеречно, атмосферно, драки и прыжки-драки не особо удивили, но сама история с бальзамировщиком, хитрым братом невесты (дополнительная и странная линия сюжета), а также элитным дзяньши-генералом\Королём нежити была любопытна – интересное сочетание. Циничный финал, опять же.

Этот фильм, как Инь и Ян – собственно, контраст дня людей и ночи мертвецов, а также отношение к нему: поначалу для меня фильм был сумбурным и скучным, мрачным, потом – я его принял: фильм ходит по краю недооцененного авторского кино, и вроде как бодрого полу-трэша (фильм довольно малобюджетный, поэтому и выглядит местами именно так), но всё же он сделан качественно и со старанием, так что оценивать его сложно. Для некоторых он будет проходняком и скучным кинОм, а другими он будет оценен, как редкий представитель китайского хоррора, некой страшной притчи, не такой уж и простой по содержанию. Для меня этот фильм как раз из последней категории.

Особенности, детали, мелочи.

Кроме всего прочего, стилистика фильма, выбор гаммы и пленки, отсылает нас словно бы в прошлое – ужастики 70-80-ых – и это нарочитый выбор. Обратный парадоксальный эффект этого – фильм тогда был новым, но смотрелся как устаревший пережиток прошлого. Зритель обозревающий сию картину, невольно набрасывает ей лет, визуально покупаясь на небрежное качество, обманывается временем её создания.

Картинка фильма немного неятная, чуть рябая, отчего эффект 70-80-ых выдержан на ура. Также в фильме преобладает серо-зелёные, тёмные цвета, часто разбавляемые красными объектами (цвета крови).

В целом, фильм ценен ещё и тем, что не стремится к современному сюжету и времени, а является неким историческим фильмом, отсылающим к определенной, сравнительно недавней, но прошедшей эпохе Китая – когда китайцы носили сзади косички и брили спереди голову; однако в ходу уже был динамит.

Обратим внимание, что в начале и конце, фильм даёт пояснения – речь ведёт (как бы ведает нам) женский голос, и судя по случившемуся, это оставшаяся с одним из учеником Саша/Саса. Вероятно, она решила либо рассказать нам об этом, либо написать дневник или письмо – то, что видела она, другие и было услышано от других людей. В середине фильма Саша пишет письмо брату, находясь в доме Джангов – и вот почему она потом продолжила свои записи, как бы ведая о произошедшем.

И вообще, фильм необычно построен: бодрое начало, где чуть ли не орден монахов, во главе с Мастером Мао Цзедуном и четырьмя его лучшими учениками, ходят по землям и выискивают нежить – следом сразу же идёт бой с могучим мертвецом – а потом конфликт затухает; и фильм неспешно начинает разматывать шелк повествования, если можно так выразиться – и начинается нагнетание напряжения, мрачные тени и предзнаменования. Далее идет хоррор, вкрапления драк и юмора, а потом снова идет битва, которая сходна с начальной битвой – как бы закольцовываются начало и финал затянувшегося противостояния.

Хронология и события.

Кроме всего прочего, их имена похерил работодатель и назвал по своему – Цой и Хой, Хей, Фат, Лю Канг и Чой – для простоты.

Коротко и ёмко дается начальная экспозиция, через сбор-слёт группы людей, собравшихся в морге у гробовщика – просто кучка нужных для города людей. Они собрались и стали обсуждать грядущую свадьбу сына Мастера Джанга: мол, есть возможность подзаработать, так как уже шесть невест умерло ранее – с женщинами Джангам не везет, а продают они воск (и отсюда же фамильное пристрастие к бальзамированию у Мастера Джанга). Странно только, сетуют люди, что они ни разу не получали заказ на покойников из самой семьи Джанга – куда же они девают мертвецов? Позже мы об этом узнаем, а пока обиженные на такие непонятки сплетники обозвали Джанга старой сволочью и выдвинули предложение – распустить слух, что у него живёт вампир! Как говорится, пошутили, и накликали себе… Далее будет видно, что они действительно наняли парня – “пошуметь по крышам”, чтобы были основания для слухов для вампира – а ещё позже, они примут настоящего вампира за своего актёра, которого наняли изображать вампира, после того как “бегун по крышам” сбежал, перехваченный Чоем. Снова судьба – настоящий вампир поел мнимого актёра-вампира – и тут то для сплетников-заговорщиков всё и закончилось – в морге. Но это будет потом. Короткая линия, но прибавляющая фильму ещё один подсюжет.
Не грози мастеру школы восточный единоборств – он и один вас уделает, без учеников.

– Ты.., можешь идти – но голову оставь тут!

В общем опасный, резкий и быстрый тип. После расправы он решил лично узнать, в чём там дело, в этом доме Джанга.

Потом Джанг поведал о своем ремесле Сасе – в подвале у него уже содержится недавно мумифицированный и укрепленный воском сын – вот и невеста может его видеть. Ранее Саса видела подле мастер Джанга его жену и поняла сейчас, что она тоже мумия. В общем, мастер Джанг вроде как немного поехавший старикан, изрядно хладнокровный но и последовательный – набор инструментов для вскрытия, мания содержать предков вечно и прочее. Это попахивает чёрным юмором, но придумано здоровски – типа благородная традиция клана, воск и бальзамирующие составы в помощь.

Но в связи с этим есть вопросы ик оживлению и функции движения, вдвойне: и так закоченевшие, так ещё и начиненные бальзамировой (правда после оживления она вытекла, но всё равно) – как же они так лихо прыгают?!

Ещё ученикам везёт – они находят родовой подвал Джанга и Фат случайно открывает тайник, где лежит золото, но они не взяли его. И тут прикручен такой вот гениальный диалог:

– Золото!

– Мы пришли за вампирами, а не за богатством!

– Правильно!

– Глупости! Зачем нам вампиры, если есть золото?

– Идиот, если придут вампиры, нам не понадобится золото!

– Верно!

– Солнце садится…

– Уходим.

Хронометраж фильма – 1 час 43 минуты (титры не считаем, их на пару минут), что больше чем стандартные для фильмов 1. 20 или 1. 30 – последствия совмещения пары сюжетных линий. Опять же трэш длился бы короче – и не был бы так насыщен событиями и разными комбинациями. Прошел час, а фильм и не думает заканчиваться.

Все чего хотела Саса – чтобы её забрали из дома Джанга, брат или кто другой. Этим другим оказался Гром. Но прежде они спасаясь от главного вампира, они доскакали до места, которое оказалось той самой гробницей, с которой все и началось. Рекурсия и петля судьбы! Там и обнаружился учитель.

Однако Сасу ранят, и поэтому её надо спасать, поддерживать и стараться вылечить от грядущего вампиризма. Этот момент с раной, тоже “мимо кассы” – когда это произошло? Сценарий фильма, наверное, более полно это обыгрывал.

Сошлись два мастера в бою…

Отец Лин – гробовщик и вместе с ним собирались у него в морге разные люди города, например, дядя той же Лин. После того, как вампир до них добрался, они схоронились (ха) в том же морге от солнечного света, который для низших зомби губителен, так как жжёт их. Чтобы сдержать эту вампирическую заразу, нужны были опилки гробовых досок, чтобы вылечить раненую Сасу.

Ещё подаётся странный и никак потом не развившийся намёк на состояние здоровья ранее скрывающегося три месяца учителя – у него на шее странная сыпь. То ли это была, по сценарию, заготовка для того, что учитель в своих поисках чуть было не стал сам вампиром – был укушен, либо был поражен (возможно, теми же недругами) смертельной болезнью – в любом случае, отчасти можно понять самопожертвование Мастера Мао Шэня в конце – терять ему было всё равно нечего, а времени оставалось мало.

В глазах своих учеников он так и остался великим, достойным и храбрым человеком – пусть и изрядно скрытным, не говорящим всей правды, до поры до времени не выдававшим факт своего спасения ученикам.

Ну и финальная битва, как бы зацикливающая фильм – с завязкой боем из начала фильма.

Про героев и персонажей.

Некая театральность, следование сценарию-первоисточнику, заставило сделать персонажей только-только, шаблонными, но зато с ярко выраженными явными чертами, по одной-две на каждого. Скажем так, тут пошутить, что китайцы на одно лицо, не получится – видимо консультант фильма посоветовал именно для Европы придавить актёрам хотя бы внешние черты, которые бы отличали бы их друг от друга.

Другие не отстают, Лин не очень похожа на Сасу, а Мастер Джанг колоритен, как и Мастер-вампироборец Мао – просто последний отсутствует почти пол фильма. Не уступает им и молодой Мастер Дракон Танг, действительно вызывающий уважение своим “ранним мастерством”, упорностью и стойкостью – он знает себе цену, но изрядно пренебрежителен к врагам. Можно сказать, что это некое отражение молодого Мастера Джанга – вероятно, он и сам когда-то в бытности Начальника полиции, был таким же деятельным и хитрым.

Каждый ученик Мастера, как черепашки-ниндзя, немного, но отличаются друг от друга.

Например:

Ветер\Канг – упитанный чел, часто бывает на подхвате, неповоротлив, однако компенсирует это тем, что может метать боевые шипы (с тросиками), а его вес и сила помогают удержать врага – на месте или на расстоянии от себя, что и проделывает за фильм пару раз. Толстяк.

Выводы.

В итоге получился неоднозначный фильм, некоторым он будет эталонным пародийным фильмом, местами даже совсем и не пародийным, а неким необычным азиатским ужастиком. Для других это будет страшилка на ночь, растянутая, скучная и претензионная. В любом случае, фильм оказался изрядно необычным, и самое главное – в нём видно старание, а уж какое – пародийное, или в попытке создать свой хоррор – не особо важно. Мне фильм зашел, правда после продолжительной подготовки годами – я был очень снисходительным к нему; хотя это и не трэш в полном смысле слова, но фильм странный, на грани и стыке нескольких жанров, гибрид, хотя основа в нём все же азиатская – чем он и ценен.

Слегка сумбурный, местами банальный ужастик с элементами драк, выигрывающий однако, за счёт мрачноватой атмосферы, каких-никаких персонажей (причём больше уважения заслуживают песронажи Мастер Джанг и его конкурент – Дракон Танг, и отчасти – крутой учитель нашей четверки – Мао Шэнь), и необычным гибридом дзяньши и зомби – причём армии мертвецов тут почти и нет, зато есть мощный и практически неубиваемый мертвец – и есть пара любопытных баек-историй, идущие фоном для основной линии – тайна семьи Ашеров Джанков, и судьба Дракон Танга. Фильм меня порадовал, я его утащил в коллекцию, хотя поначалу был о нём невысокого мнения. Надеюсь, что хотя бы ценителям необычных ужастиков этот фильм зайдёт.

Не могу назвать его шедевром, но стараний было много – и мне фильм понравился, понравиться и ценителям странного – и в особенности азиатских ужастиков: он немного нетипичен, и любопытен сам по себе. Ещё фильм ценен множеством мелочей, слиянием двух историй, а лично для меня – это последний фильм, буквально в новом тысячелетии, когда такие фильмы уже никак не могли появиться, а Эра вампиров/Охотники на вампиров, этакий последыш, последний из могикан, всё же вышел, вопреки всему! Точка.

Ну что же, раз продолжим нашу тему азиатских фильмов ужасов, перекинемся южнее, в Корею – там есть тоже парочка фильмов, которые достойны внимания, да и сняты одним режиссером. Ждём следующей Ночи ужаса…

Добавить комментарий