Режиссер фильма Джон Хаф – место рождения – Великобритания, Лондон – что многое объясняет, годы жизни с 1954 по 2013.
Всё началось тогда, когда мой отец-инженер добыл в конце 80-х отечественный ПК Урал 64К – правда гонять на нём приходилось какое-то время на черно-белом советском, с деревянными стенками, телевизоре – такой вот контраст технологий. Потом, в 90-ые мы приобрели советский же цветной телик (который довольно быстро сдох, едва дожив до 2000-х – отец его чинил, так как был радиоинженером, но все равно он барахлил). Но суть ни в этом. Ещё на чёрно-белом экране, едва мы записали игру с кассеты Biggles, в меню нам показался куда-то спешащий пилот самолёта – с револьвером в руке, в лётной куртке и с развевающимся белым шарфом.
Шелковый шарф – это было тогда необходимостью, как защита от сильного в полёте ветра, так чтобы удобнее было вращать головой в кабине, глядя по сторонам – другие материалы натирали бы шею. Это была своеобразная кастовая фишка “рыцарей неба” – как Германии, так и Англии.
На заднем фоне стояла пара бипланов. И пронзительная запоминающаяся музыка! В общем, отец был в восторге, да и я втянулся. Начали мы играть – самолёты, всё понятно и закономерно-ожидаемо. Но стоило проиграть разик, как режим сменялся, а потом ещё раз. В общем, необычная игра!
Игру мы так и не прошли, тем более что там надо было завершить три ветки, три разных по динамике сюжета: полёты на самолете, беганье по крышам Лондона от полиции, и марш-бросок мимо патрулей и ДОТов немцев. Как-нибудь пройду её всё же – там в конце каждого эпизода нужно сделать по одной вещи – раздобыть вертолёт, разбомбить станцию врага и найти керамический бункер. Лично мне нравился третий режим, а отцу – про самолёты. Лондон никому особо не нравился – напряжно да и прыжки были сложными, особенно на джойстике – рано прыгнул и упал вниз, между зданиями. Порой мы специально быстро падали и переносились в третий режим.
В эту игру можно и сейчас проиграть на эмуляторе ZX Spectrum – и игра и эмуль занимают считанные байты.
Кроме того, в эмуле можно сохраняться, хотя иногда кнопки в играх нередко фиксированы, а сохранения иногда не слишком выручат при очень рандомной и сложной игре. Но во всех остальных случаях сейвы все же помогут. Кроме того, древние игры были настолько продуманны, что нередко к ним шло подробное описание – и гайд по прохождению.
Оригинальный же фильм 1986 года я посмотрел позднее, видимо, когда он до нас дошел и был переведён: тогда мы его и посмотрели, кажется в 91-ом или около того, плюс-минус пару лет – по пиратскому каналу, крутившему фильмы, но уже вместе с дедом. Дед был, конечно, в восторге: первая мировая, бипланы, англичане и немцы. Особенно его очень радовала техника в фильмах, а в особенности обыгрышь, когда технологии будущего пытались освоить “попаданы” из прошлого (или наоборот – люди из нашего времени разбирались с допотопной техникой). И в этом фильме был именно такой случай. А представьте мое состояние тогда – поначалу я даже не обратил внимания на название фильма – ну подумаешь, “Путешествие во времени”, начало тоже ничего не дало, но стоило появиться Бигглзу, как я понял – это же фильм по той игре, это же Бигглз!
Ну правда, я, да и отец, тогда еще называли его первое время как читали – Бигглес, но мать, изучавшая английский в школе, поправила, что правильнее будет – Бигглс, всё же.
Хотя фильм изрядно ироничен, забавен и несколько наивно-наигран, но все равно это продукт той эпохи (вспоминаю ту же “Жизненную силу”), так что он всё же зачётен, и смотрится с ностальгией даже сейчас. Кто не смотрел, любопытно будет познакомится с ним впервые – фильм забавен, легок и слегка надуман. Но и у этого есть свои причины.
В фильме как бы два главных героя, но на самом деле вся история разворачивается ради показа нам пилота Великой Мировой войны Джеймса Бигглсуорта, но через второго персонажа – тот всё же “попаданец” из нашего времени (в фильме это объяснено как хронодвойник – один человек связан с другим во времени, и переносится к первому, или первый ко второму – стоит одному из них оказаться в опасности), управляющий небольшой продуктовой кампании – и это молодой и в целом незадачливый Джим Фергюсон. К нему как-то вечером пришел не кто-то там, а сам гранд-мофф Таркин (актёр Питер Кушинг). А после этого странного события, Джима то и дело стало тянуть в начало XX-го века, к пилоту Бигглзу – если сокращенно и для друзей. Комичность этих провалов во времени (и его возвращений назад – закопченным и грязным) и составляет юмористическую часть фильма. Это веселит, и немного разбавляет серьезность декораций Великой Мировой войны.
Первое, на что обращала игра при запуске – это заглавная тема, повторяющая в какой-то мере главную тему фильма. Надо было оценить это – игра вышла в том же году, что и фильм, такова была его популярность. Что в игре начальная тема запоминается и врезается в память, так и в фильме то же самое, песня Джона Андерсона Do You Want To Be A Hero (Theme Biggles), также запоминается. В фильме она начинает играть почти в начале фильма, и потом при полёте обеих ГГ на биплане.
Генштальт был завершен – сначала игра, потом фильм.
Итак, мы подобрались непосредственно к фильму: снято добротно, как минимум тратились на антураж – на технику, старые самолёты и военную форму “тех лет”(есть пара косяков, но о них позже). Вышло неплохо, фильм все же не стал блокбастером, но был популярен как в Америке, так и в Англии. Добротный такой “попаданческий” фильм – он мог бы быть непробиваемо серьезным, если бы снимала только Англия, но амеры со своей стороны всё подали с легкой иронией. В фильме присутствует легкая криптоистория – в лице немецких разработок секретного ультразвукового оружия. Это было бы круто даже для Второй Мировой, а ту сразу такая шняга ещё в Первой! Таким образом, в “Бигглзе”немцы показаны как опасные головастые враги (как всегда немного опереточные), с которыми и борется доблестный Бигглз – путем фоторазведки и дальнейших попыток уничтожения их супероужия. Это как своими малыми силами, заставить немцев потерять “козырь в рукаве”, в виде супер-оружия – и заставить их сражаться по-честному, без новомодных штучек. Правда, пришлось тоже схитрить и по удачному стечению обстоятельств выкатить свой козырь – вертолёт из будущего. Но вертолёт достался почти случайно, так что это немного балансируется ноу-хау немцев, которые, такое впечатление, технологию получили от инопланетян – кто, откуда, зачем? Просто она есть.
В целом фильм получился чуточку мрачноватый и грязноватый из-за окопных декораций тех лет войны, зато нам привычны и успокаивают своим видом современные улицы Америки, а в особенности Лондона – как напоминание о сытой и богатой жизни, наступившей уже после завершения Второй мировой войны.
Как это водится, к сожалению, фильм будет особо ценен для ностальгирующих, смотревших его либо один раз, либо затирающий его до дыр раз десять. Для современников, по крайней мер для половины, фильм будет проходняком, наивным, простым – и слабоструктуированным. Но всё равно, фильм задорный, с парой-тройкой мелких неточностей, но в целом бодрый и ненапряжный.
Сама идея летчика, да ещё Первой Мировой, обыгрышь “попаданства”, причём систематического, а потом и в обе стороны – это ценно, смотрится все же необычно даже сейчас. По своему уникальный фильм.
Джим Фергюсон директор небольшой фирмы, поэтому деловит и представителем, молодой американец, у которого есть подружка и работа. Также у него есть хороший бородатый коллега и менее приятный тип, тучный и глуповатый вредный сынок, пропихнутый богатым папашей в фирму – на одном этапе он будет пакостить Джиму, но ему достанется на орехи – и ещё он будет участвовать, как ни в чём не бывало, на одном мероприятии в конце фильма. А целом забавный но проходной перс-обжора и интриган.
Юмор.
После первого знакомства с Бигглзом из прошлого, у Фергюсона уж очень быстро, по-моему, выработался рефлекс на шум, похожий на стрельбу – хотя тоже забавный эпизод.
После получаса раскачки фильма начинается форменная хохма – то старикан даёт Фергюсону форму английского пехотинца, винтовку тех времен (и “Узи” – для верности, для превосходства в огневой мощи); Джим честно напялил форму, даже проспал в ней всю ночь, ожидая когда его перенесёт на поля Первой Мировой – а потом плюнул на это, а когда разделся и пошел в ванную побриться, по иронии судьбы перенесся в женский монастырь – где он, с полотенцем на бёдрах, был признан, в первый момент, за Христа! Далее он встречает кого надо – команду Бигглза, и ему выдали ту одежду, которая была в наличие в женском монастыре – ну вы поняли, балахон монашки. Изрядно забавный эпизод! И даже это в дальнейшем сыграет на руку – дополнив костюм монахини чепчиком, и слившись с окружением, Джим спасает Бигглза. А потом ещё была сценка, когда он вернулся в этом одеянии и предстал перед коллегами: ну всё, поехала крыша – трансом заделался, монашкой нарядился! Как видим, часть фильма Фергюсон нас изрядно веселит!
То есть, всё, что касается янки Джима, носит несерьезный, стёбный характер и порой реально разбавляет тягучую серьезную атмосферу противостояния англичанин и германцев.
Также, на полигоне Джим ляпнул про местность, что она выглядит как после ядерной бомбардировки, и Бигглз его не понят, а Фергюсон пояснил: ну, типа, тотально всё разбомблено, напрочь! Потом Бигглз вернул ему эту фразу. Это скорее грустно, чем весело.
Фильму особые виденье придаёт плёнка – она немного “зернистая”, старая – это особенно видно на ближнем плане. Все же местами фильм сильно напоминает кино-комикс с массой допущений – причём 20-30-ых годов, и у этого тоже есть причина. Думаю, вы уже начинаете догадываться…
Условности и косяки.
Пытаясь оторваться от немецкого аса-конкурента – Эриха фон Штальгайна, Бигглз пролетает низко над землёй, по просеке в лесу – и хотя трасса прямая, был риск зацепиться за деревья. Хотя потом Фон Штальгайн ведает нам, что Бигглз действительно великий ас – незадолго до того разговора, он пролетел под мостом, отчего немецкий командир узнал его стиль. Да и скорости у тогдашних самолетиков была “приемлемая”(150 км\ч), так что его лихачества вполне могли быть реальными.
Далее, во вторую половину фильма, группа во главе с Джимом и Бигглзом, вот прямо из своих окопов, по секретному тоннелю, через пещеры, попадают туда, куда нужно – на полигон по испытанию немецкого супер-оружия. Например, именно тут, на крупных планах, видна зернистость плёнки, ибо снималось с близкой дистанции и было полутемно.
Также нашей парочке сильно повезло (ещё одно допущение),что они угнали вертолёт с нетипичным шарообразным динамиком, что пригодится им в дальнейшем!
Далее в финальном поединке Бигглз закидывает ручную гранату в кабину очень низко пролетающего самолёта! То есть, под конец пошла некая переигранная супергеройская абсурдность (мне напомнило начало Капитана Америки) – которую можно простить, она даже забавна на фоне современных блокбастерых подвигов: Ну конечно! Да ну на йух, такого быть не может!
Там же нарочитый символизм, со статуей святой и ребёнка. А Бигглз-то, как истинный герой, словил гранату тоже! Однако…
Забавна сценка, где лондонские панки помогли нашей парочке ускользнуть от полиции – ну подумаешь, идёт фрик в лётной форме, панк же!
Довольно быстро Бигглз разобрался с управлением, как он метко назвал вертолёт “летающей мельницей” (мой дед на этих словах долго веселился) – только центр тяжести, по его словам, сильно смещён. И хотя на это ему потребовалось некоторое время, с техникой он освоился – там же масса тумблеров, как он в них разобрался?!
Музыка.
Разнообразна, конечно, самая суперская – это заглавная тема, ещё можно выделить хулиганскую и задорную Chocks Away,да ещё пожалуй, когда пробирались на полигон, то звучит мелодия-эмбиент, тягучая, медитативная, мистическая Discovery – причём, она разделена как бы на две части – барабанно-мистическая и более смелая и напористая, она начинается почти ровно на половине звучания – при пяти минутах проигрыша, на его двух минутах.
Эта мелодия сделала бы украшение любому ужастику или мистике старой школы – но и тут она по сути, делает то же – создаёт атмосферу тайны и скрытого напряжения. Ещё есть лирическая (пианино) Marie’s Theme, посвященная подружке Бигглсуорта – двойному агенту шпионке-француженке Мари.
Кстати, с ней тоже не всё понятно – получила ранение, но не было крови – драма! Любовь-морковь, а потом вроде как бы просто спала. Недоиграли. Еще один мелкий косяк. Если прислушаться, то француженка Мари выговаривает имя Бигглза (Джеймс) как Жеймс, то есть, как привыкла – по типу Жан или Жак, а не Джак\Джек, как бы сказал англичанин. Любопытный отыгрышь роли!
Разные мелочи.
Супер-оружие немцев – локатор, распространяющий Ультразвуковые волны, и до кучи еще спекающий термически объекты и живую силу. Так сказать, немцы обрабатывали врагов термически на фаллический символ!
Еще косяки фильма – немецкая форма, такое впечатление что путали реквизит Первой и Второй мировой – просто смешали и всё. Неаккуратно, но простительно.
Шапочки с двумя пуговицами и красным околышем –это да, но форма (чёрный кожаный плащ) самого Фон Шлтальгайна напоминает нам того же Красного черепа из “Капитана Америки”, ну ладно, он супер-злодей –даже вон непонятно зачем маску нацепил чёрную – я бы понял, если бы у него лицо было обезображено. Сдается мне, что так создатели фильма немного обыграли “Человека в Железной маске” – роль Питера Кушинга, но об этом ниже.
Также, вероятно для эпизода, когда Джим переносится с подружкой назад в Лондон, и отстреливается из автомата от набегающих немцев – а в нашем времени, случайно под горячую руку расстреливает машины лондонских полицейских – в результате чего за ним и стал гоняться служебный вертолёт. Вот именно для этого в фильм ввели – прежде всего, вручив в лапы немцев, немецкий же пистолет-пулемёт MP 28.II. образца 1928 года (дырчатый кожух и боковой патронный магазин, а ранее, действительно, в 1918 году, была его первая модель – MP 18.I.) – который появиться лет через десять со времён Первой Мировой. Напомню, что в фильме идёт 1917 год. Либо это германский MP 28.II, либо английская копия Lanchester Mk.1, 38-40-ых годов. В любом случае, оба варианта были ближе к Второй Мировой. Так что, если разбираться, в фильме есть условности, но они часто играют на ситуацию и отчасти оправданы. В общем, тут у нас анахронизм.
Как говорил М. Задорнов – но и это ещё не всё! И наконец, первоисточник… Если вам казалось, что фильм по детски наивный местами, то…
Джеймс Бигглсуорт (Бигглсворт) по прозвищу “Бигглз” – вымышленный персонаж – пилот и авантюрист-искатель приключений, главный герой книжной серии приключенческих книг о Бигглзе (специально писал для юных читателей), за авторством У. Э. Джонса (1893—1968).
Первое появление Бигглза – в “Белом фоккере” (первый номер журнала “Полярный полёт”). Далее был уже в составе первого сборника рассказов “Бигглз”, “Верблюды идут”.
До своей кончины, наступившей в 1968 году, Джонс продолжал штамповать книжки о храбром пилоте – серия книг перевалила за сотню (!) – в том числе романы и сборники рассказов. Так что в те времена пилот Бигглз был популярен, а режиссёр и создатели фильма, видимо, выросли на этих книжках – вот и решили экранизировать. Получилось неплохо для дебюта. Правда фильм заканчивается клифхэнгером – и в принципе, как можно было ждать продолжения, так и просто закончить на этой ноте. А иначе, какие-то Индианы Джонсы начинаются, судя по всему. А это уже избитый формат… Но некоторые посмотревшие “Бигглза” иногда спрашивали: а есть вторая часть – там же так всё закончилось, будто продолжение будет?!
Когда снимали полёты на бипланах, отсняли прилично плёнки, так что “последовательность пилотажа представляла большой интерес для любителей авиации настолько, что в специализированных журналах появлялись сюжеты о съемках сцен”. Так что косвенно, фильм дал пищу и для авиа-любителей – и еще раз оправдал свое появление – не зря всё же!
Насколько я понял, в фильме мелькают модели бипланов Stample SV.4 (Vertongen) и Boeing-Stearman (Kaydet – то есть учебный, либо Model 75) – но увы, оба они были более позднего периода – с 30-ых по 40-ые. Опять косяк! Хотя вероятно, только они сохранились и могли летать – не нашли просто совсем уж раритетные, почти 100-летней давности модели в исправном состоянии – да и дорого это. Один из бипланов пилотировал специалист: пилот-бомбардировщик Второй мировой войны – Джон Джордан.
Также, на земле стояли модели LVG C VI. (появившиеся в 1918 году) и Avro 504 (опять “учебка”, но 1913 года ). То есть были все же подходящие модели, но не для полётов.
Далее, полицейский вертолёт – это Bell 206 Jetranger. Когда снимали сцену с поездом, то его повредили, а до этого была ещё куча более успешных дублей.
Кое что об одном актёре.
Партнёр по фильмам Кристофера Ли – который часто и систематически играл Дракулу, Питер Кушинг также часто играл в фильмах о Франкенштейне, потом про Дракулу – с пяток фильмов, только если коллега играл Дракулу, то Питер – роль Ван Хельсинга. Однажды сыграл собственно гранд-моффа Уилхаффа Таркина в “Звёздных войнах” (“Новая надежда” 1977 года) – чем прославился и запомнился. “Бигглз” же стал его последней работой – он уже и так был стар, а тут и рак помог перейти мир иной, в 1993 году. По моему мнению, актёр с таким лицом и фактурой мог бы сыграть Шерлока Холмса – вот точно его типаж, тем более, что тоже лондонец…
Вероятно, что отсылка к “Человеку в железной маске” – это первая роль Питер Кушинга: в 1939 году он прибыл в Голливуд со своим отцом, где и вскоре получил роль второго плана в фильме “плаща и шпаги”, собственно “Человек в железной маске”. Вероятно, поэтому ас Фон Штальгайн носит шлем-маску.
Также, Питеру Кушингу не надо было изображать из себя британского офицера – он и так был офицером Ордена Британской Империи.
Итог.
Получилось, с одной стороны полнее серьезно, но с другой, есть и задор, и некая легкость, несерьезность повествования – этакий дух приключений. А образ “Бигглза” передан хорошо, но несколько шаблонно. Актёры играют естественно, если не придираться, то всё норм – играют ровно настолько, насколько надо. Бигглза все же получилось маловато – он тут эпизодически, а ведь это фильм про него! Фильм ровный, игра тоже.
Питер Кушинг из “старой гвардии” и колоритен, а актёры, играющие Джеймса и Джима тоже на месте: Бигглз так вообще внешним видом ярко напоминает героев тех лет: кожаная куртка, скуластое лицо, кожа слегка обтягивает череп – и это немаловажная деталь, (ну, недоедали там во время войны), своеобразная кудрявая шевелюра, иногда скрытая лётным шлемом.
Конечно, у всех статистов есть мелкие косяки с обмундированием, а команда Бигглза так вообще отчасти карикатурна: рыжий, один с мундштуком и моноклем, а другой с трубкой – и прочие англичане.
Уникальный по своему фильм, смелый, равно как серьезный, так и и одновременно местами и несерьезный. Забавное сочетание, смысл все же криптоисторичен, главный враг закономерно опереточный, как научная фантастика – слишком легковесна, но всё же это продукт конца 80-х, так что многое можно списать, тем более, когда знаешь, что был первоисточник – более чем старый и наивный, из начала века – и режиссер пытался вогнать сюжет в рамки фильма, именно из его содержания.
А так зачётный фильм из моего детства, да и многих, наверное… Ну и игра есть. Тогда это было редкостью. Это сейчас – фильм по игре, игра по фильму, а тогда всё только начиналось…
И не забывайте про песню! Всё же приятно, что хоть в таком ключе (фильм), напоминают о легендарных временах пилотирования Великой Мировой войны.