Бал Вампиров\Бесстрашные охотники на вампиров (The Fearless Vampire Killers\Dance of the Vampires) 1967.

Продолжаем наш вампиро-марафон. Фильм будет нетипичным, от не самого захудалого режиссера, и про вампиров, что необычно; и про зиму (февраль же), что тоже в тему сейчас.

Фильм заявлен как комедия (многие видят именно пародию, в том числе и на штампы этого жанра) но мне кажется, что это скорее как трагикомедия. Это как рождественская сказка – но почему-то от неё хочется плакать.  Пасторальная деревенька, снег, сугробы, горы и крепкий мороз. Всё красиво, замок давит величием и некоторым запустением.

В американском прокате собственно  и называется как “Бесстрашные убийцы вампиров, или Простите, но ваши зубы впились мне в шею” (Pardon Me, But Your Teeth Are in My Neck). А оригинал называется так: Бал Вампиров (или даже Пляска – Dance of the Vampires).

Все началось с того, что одним зимним вечером я был занят своими делами, а мать позвала меня к телевизору – там бегали какие-то мультяшные человечки. И действительно, два охотника на вампиров бегали за Дракулой и в конце загнали его в могилу. Я не растерялся и начал запись на первую попавшуюся видео-кассету. А мать развела руками – пока я искал кассету, мультик почти закончился и начался фильм. То есть, звала на мульт, а оказалось что это только заставка к фильму. Но я не пожалел об этом, и хотя фильм оказался совсем не детским, всё же нас он позабавил. ̶Х̶о̶т̶я̶ ̶и̶ ̶у̶б̶и̶л̶ ̶ф̶и̶н̶а̶л̶о̶ч̶к̶о̶й̶. Сейчас, почему-то этот начальный пародийный обрезок-мултик убирают, но он был.

Художник нарисовал Сару в роскошной ванне из замка, когда как при похищении графом она была в простой деревянной.

На самом деле это была именно США-шная версия, в оригинале такого не было – добавили специально для амеров. Я впервые видимо видел именно эту версию, и чуть урезанную, судя по всему. Сейчас же осталось то, что лев WarnerBros. трансформируется в рожу зелёного носферату  с клыками, с одного из которых падают капли крови – на идущие следом титры. Также пока они идут, играет атмосферная музыка, настраивающая на тематику фильма. Так же и в финале, музыка подчеркивает его.

Также афишу (обложку) к фильму теперь уже классическому, рисовал известный комиксист Фрэнк Фразетта – вот почему граф Кролок по сути больше Дракула, чем собственно персонаж Поланского. Также узнаваем стиль автора – который по особенному плакатно рисует женщин. Вечно они у него либо испуганные, либо разевают рот от удивления, некая либо комичность, либо ужас на лицах. В целом, всё это добавляет антуража старины и тех лет.

О фильме.

Вообще сам фильм идёт сразу по нескольким планам. Во-первых, он выглядит как рождественская открытка: снег, красивые снегопады и мороз –  его действие наглядно и резко показано: в фильме он такой, что люди должны на улице падать обмороженными брёвнами. Все прелести обморожения, так сказать, на лицо – это уже первый звоночек серьёзности фильма: герои рискуют своими жизнями, терпят невзгоды и опасности. Этому веришь.

Пасторальные зимние пейзажи. Не в последнюю очередь – приметанный снегом древний замок. Атмосфера как общая, так и той же таверны и замка различны – создаётся контраст между ними. В таверне прям уютно, а в замке просторно, но пустовато.

Конечно же, добрая традиция смотреть “Бал” как раз зимой – что я и сделал в первый раз; его как раз зимой показывали – что логично.

Во-вторых, сам фильм по сути карикатура, многие персонажи как нарочито шаблонны (но каждый с изюминкой) и карикатурны. Они либо комичны, либо пафосны.

В третьих, фильм словно бы сделан из двух праздников: Хэллоуин (как бы триллер и ужасы – вампиры) и собственно рождественская (зимняя история) по типу о Эбенезере Скрудже ̶М̶а̶к̶Д̶а̶к̶е̶.

То есть, фильм гениален своей многоплановостью, а также любовью к деталям, антуражу, декорациям и костюмам – да во всём, ибо  режиссер Р. Полански (на самом деле – Полянский, или еще точнее – Раймунд Роман Либлинг) завзятый перфекционист и многое делает обстоятельно, не давая пощады ни себе, ни съемочной группе.

Кроме того, сам Поланский там играет одну из главных героев. Не особо люблю фильмы, где режиссер лезет на первый план, пыжится – может он и великий киносъемщик, но если актер из него так себе, то получается плохо.

С другой стороны, если режиссер отлично отыграл и умудрился сделать фильм хорошо – то это конечно вин, но такое бывает редко. Правда, иногда режиссер так видит свою картину, что объяснить кому-либо другому (и доверить сыграть) не может никому – и играет сам. Порой, он заказывает сценарий и роль под себя. Но надо быть осторожным – как с фильмом “Поле битвы земля” – где Джон ̶Р̶е̶в̶о̶л̶т̶а̶ Траволта сыграл харизматического, надо признать, злодея, он запоминается (как и его напарник, сыгранный Уитакером – который потом стал прототипом для Габриэля Тоша из StarСraft 2), но сама роль нарочито утрирована, а фильм слабоват. Тут правда, всё наоборот: Траволта выступил режиссером, и если его роль, написанная “под себя” неплоха, то фильм сильно пострадал (но моему отцу направится, видимо тоже из-за ностальгии). Куда умнее режиссеры поступают, если играют в своём фильме либо маленькую роль (Джармуш или Стивен Кинг-камео), либо они самокритичны и неплохо отыгрывают дурачков и неплохих, но недалёких парней (Бен Стиллер): и показал себя как актёра, и также не показал своего персонажа пафосным сверхгероем. ̶Н̶е̶ ̶т̶о̶ ̶ч̶т̶о̶ ̶М̶и̶х̶а̶л̶к̶о̶в̶!̶ Это скромно и гениально!

Так и тут – скромная, но хорошая роль недалекого парня Альфреда. И фильм не пострадал от метаний режиссер-актёр Поланского. По моему, это всё гениально. Кроме всего прочего, Поланский выбрал очень необычный жанр, на стыке комедии и ужаса, фарса и даже драмы. Нужно оговориться – также как в фильме есть элементы хоррора, пусть и комичного, также в фильме есть и комедийные элементы. Но и тут не всё просто.

Вы же помните, что “Бал Вампиров” это как бы зимняя сказка – так вот, она при некоторой комичности подаёт горькую иронию, порой переходящую в драму. Если задуматься над некоторыми сценами, то картина мрачнеет, становится серьезнее. То есть, этот фильм порой развлекает, но порой заставляет и пригорюнится. Нетипичная такая сказка, а финал роковой во многих смыслах. Горькая такая сказка, вроде смешно, но в конечном итоге –нет.  Это тоже надо умудрится сделать. Трагикомедия – вот наиболее точное определение. Это тоже следует учитывать.

Далее, разберем персонажей. Также нужно сказать, что отчасти Бал Вампиров так срежессирован, что вызывает ассоциации с театральной постановкой – потом по этому фильму сделали мюзикл, и люди фанатеют от него, порой даже не зная первоисточника. То есть, фильм подзабыли, а мюзикл живёт своей жизнью и довольно популярен – но я считаю именно фильм лучшим, он очень богат на детали – и эмоции. Сама атмосфера – дня и ночи, страха и комичности, очень сильна.

Персонажи.

Практически все персонажи абсурдны и нелепы.Сцены также порой забавны и абсурдны, много с участием упыря-Йонека, он отдельно – то ещё шило. Ай-ай-ай-ай-ай! (+_+).

Наши главные герои: парочка невольных вампироборцев: престарелой профессор Амбронсиус и его молодой помощник ̶д̶в̶о̶р̶е̶ц̶к̶и̶й̶ Альфред (Роман Полански). Ну вы знаете ̶Р̶у̶с̶а̶!̶ этих чудаковатых немецких профессоров – ищут, что бы доказать, ̶т̶е̶о̶р̶и̶ю̶ ̶о̶т̶н̶о̶с̶и̶т̶е̶л̶ь̶н̶о̶с̶т̶и̶, например. Дедушка в маразме, он комичен – часто подмечает нужные ему признаки, но иногда в  упор не видит очевидного. Отчасти списан с Эйнштейна и как мне кажется, с Дока Брауна – который также является прототипом Эйнштейна, но без усов и более молодого и деятельного.

Джек МакГоурэн (Профессор Амбронсиус) несмотря на свою довольно впечатляющую, пусть и изрядно комичную роль, мало известен, так как он больше актёр театра. Впрочем в кино он периодически заскакивал. Но Полански затащил его на съемки в свой фильм – и не прогадал. По своему гениально сыграл! Половину фильма он тащит легко!

У Джека МакГоурена был ряд ролей в фильмах, например, “Изгоняющий дьявола” или “Доктор Живаго“. Сам он ирландец из Дублина, и по сути был совсем не старым, но умер в 54 года, в 1973 году, вскоре после этого фильма, а если точнее, то сразу после съемок в “Изгоняющем дьявола“.

Его помощник Альфред более приземлен: Роман Поланский, который его играет, ̶н̶е̶ ̶о̶т̶х̶о̶д̶и̶т ̶о̶т̶ ̶с̶в̶о̶е̶г̶о̶ ̶о̶б̶ы̶ч̶н̶о̶г̶о̶ ̶п̶о̶в̶е̶д̶е̶н̶и̶я̶ ̶в̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶: пялится на сиськи трактирной служанки, а потом при случае трогает их. В целом, немного задумчивый великовозрастный паренек лет тридцати-двадцати пяти. Помогает профессору в его исследованиях и путешествиях.

Роман Полански радует со своим носярой, прочем профессор тоже не отстает со своим шнобелем. Но так лучше: создаётся атмосфера комичности и некоторой карикатурности наших героев. Один забавен, второй симпатичен – оба вызывают сочувствие и доверие.

Профессор и Альферд приезжают в таверну (постоялый двор), где заправляет хитроватый Йонек Шагал, хозяин этого заведения. У него есть толстая и грозная жена, и очаровательная взрослая дочка Сара, унаследовавшая от него рыжие волосы. Глядя на дочку, закономерно удивляешься, как у таких неказистых людей родилась такая красавица –порой такое бывает.

И смех и грех.

Итак, Йонек (Йоне) Шагал (Альфи Басс), хитрый, пронырливый мужичок, ̶ч̶т̶о̶ ̶п̶о̶д̶р̶а̶з̶у̶м̶е̶в̶а̶е̶т̶с̶я̶ ̶е̶г̶о̶ ̶н̶а̶ц̶и̶о̶н̶а̶л̶ь̶н̶о̶с̶т̶ь̶ю̶, также он не прочь выпить и уйти на сторону – благо в трактире есть также симпатичная светловолосая служанка Магда, к которой Шагал пытается проскользнуть, в тайне от жены, чуть ли не в каждую ночь.

Магда (Фиона Льюис)– недалёкая, глупенькая, пугливая служанка, то и дело трётся неподалеку, ̶т̶о̶ ̶в̶с̶т̶а̶н̶е̶т̶ ̶р̶а̶к̶о̶м̶, протирая пол, то выставит на обозрение глубокий вырез. В общем и целом обычная сельская девушка, но по ней непонятно – чего же она хочет: чтобы её оставили в покое или все бы ̶е̶ё̶ ̶х̶о̶т̶е̶л̶и̶ обращали на неё внимание (кто их разберёт, этих женщин).

Словно комедийная открытка. – Тс, меня тут нет!

Жена Шагала, Ребекка (Джесси Робинс) –они с мужем прям как Бальзаминов со своей женой-Мордюковой – та еще парочка. Очень сильна, обычно за неимением скалки, лупит мужа палкой колбасы по голове. Сурова и недоверчива, но ̶б̶ь̶е̶т̶,̶ ̶з̶н̶а̶ч̶и̶т̶ ̶л̶ю̶б̶и̶т̶ своего Йонека.

Дочка Шагала – Сара (Шерон Тейт), очаровательное создание. Персонаж Шерон Тейт красива особой красотой шестидесятых и узнаваема как женщина тех лет (как например, “Анжелика – маркиза ангелов“). Я запомнил Шерон Тейт именно такой – рыжеволосой; но на самом деле это парик, сам актриса была блондинкой. Сам Роман Полански, сыграв с этой актрисой в этом фильме был пленён ею и они почти тут же они поженились. Для них это было счастливое время. А я удивлялся, почему я эту актрису вообще не знаю, где она ещё снималась – я бы запомнил! А вот что…

Далее случилось страшное – да вы и сами знаете: когда Тейт ждала ребёнка, её жизненный путь пересекся с оголтелыми сатанистами-маньяками, группой из криминал-комунны “Семья” ̶М̶е̶р̶е̶л̶и̶н̶а̶ ̶М̶э̶н̶с̶о̶н̶а̶ Чарльза ̶Л̶и̶ ̶Р̶э̶я̶ Мэнсона, и она трагически погибла. Так что финал этой картины видимо напророчил судьбу и рок этой актрисе. ̶П̶т̶и̶ч̶к̶у̶ ̶ж̶а̶л̶к̶о̶!̶ Поланского жалко – только получил такую жену – и тут же потерял. Кроме шуток – роковая такая гибель, на взлёте её карьеры и жизни. ̶Э̶т̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶е̶ ̶Т̶а̶р̶а̶н̶т̶и̶н̶о̶,̶ ̶г̶д̶е̶ ̶п̶о̶д̶ ̶р̶у̶к̶о̶й̶ ̶о̶г̶н̶е̶м̶ё̶т̶!̶

Отличная рыжеволосая упырица получится – я гарантирую!

В фильме Сара равно сколько очаровательна, столь и простодушна – её похитили, а она не париться (сорри за каламбур), ведь будет бал, да и тут, в замке, так хорошо! Её страстью является частое мытье в ̶б̶а̶д̶ь̶е̶ ванне (насколько помню, в вестернах то и дело красотки это и делали), чем видимо и подкупил-удержал её в замке граф. Вообще, после похищения её графом, мотивация её непонятна; вполне возможно она частично находится под контролем графа фон Кролока: ̶з̶а̶в̶ы̶в̶а̶е̶т̶ поёт как сирена, исчезает без следа, стоит только отвлечься. Очень похожа на приманку – и первой жертвой стал её отец. Также перед балом она на удивление покорна и безэмоциональна, что подтверждает эту теорию. ̶С̶л̶о̶в̶н̶о̶ ̶т̶е̶н̶ь̶ ̶с̶м̶е̶р̶т̶и̶ ̶с̶у̶щ̶е̶с̶т̶в̶о̶в̶а̶н̶и̶я̶ ̶н̶о̶с̶ф̶е̶р̶а̶т̶у̶ ̶у̶ж̶е̶ ̶л̶е̶г̶л̶а̶ ̶н̶а̶ ̶н̶е̶ё̶. В целом, Сара – источник многих бед и хлопот Альфреда.

Немного романтизма не помешает этой сказке.

Занятно, что Шерон Тейт не сильно напрягалась когда играла, а вот Полански был тем ещё перфекционистом, и ему приходилось подстегивать её, чтобы она играла лучше – чтобы в образ входить! Какой Шерон выглядит в этом фильме, такая она, по сути, была и в жизни: непосредственная, красивая, но несколько простодушная и больше во внешность. Это схоже с ситуацией с Нормой Джин, то есть Мерилин Монро.

Великая страсть Сары Шагал – я про принятие ванны каждый день…

Также по фильму самому Роману Поланскому не приходилось особо играть влюбленность в кадре – он и так был очарован Шерон.

Нужно заметить, что по канонам, дело происходит в Трансильвании зимой. Хотя какого чёрта тут делает немецкий профессор из Кёнингсбергского Университета (Albertus-Universität Königsberg), и почему владелец замка не Дракула, а некий граф ̶К̶р̶о̶л̶и̶к̶ фон Кролок ?! Видимо авторские права, или Полански выдумал своего прототипа, фильм-то его, оригинальный. На самом деле это важно, что нет Дракулы – это не пародия, а сказка самого Полански. Но я бы тогда сделал Трансильванию Германией, тогда фон Кролок был бы к месту.

Вампиры в Германии тоже найдутся (граф Войцу из игры Nocturne) – или в Венгрии или Чехословакии (предание – Трактир “У Чеснока” из сборника “Братиславский колокол“) – везде они были, по крайней мере в поверьях.

Но так как родоначальником вампиризма считается Трансильвания (вообще-то Валахия или даже Греция), так что режиссеру виднее. Профессор специально прибыл сюда, чтобы якобы изучать летучих мышей (которых в живую словно бы до этого не видел), но на самом  деле – добыть редкую породу Transilvanicus vampirus vulgaris – и заодно доказать коллегам-учёным,что собственно вампиры есть на свете; и тут же, по возможности, их изничтожить. Чувствуете некоторую непродуманность этого плана? По сути, наша парочка исследователей – это всего лишь теоретики с инструментарием, но без подготовки “оперативников” ̶В̶а̶н̶ ̶Х̶е̶л̶ь̶с̶и̶н̶г̶и̶ ̶д̶о̶м̶о̶р̶о̶щ̶е̶н̶н̶ы̶е̶, потому-то у обоих всё идет из рук вон плохо с убийством вампиров – и не по плану.

Отсылка: Профессор Амбронсиус в трудной ситуации закономерно косплеит Эйнштейна с высунутым языком.

Профессор иногда очень прозорлив – и на публике, особенно при графе, прикидывается дурачком, что ему без труда удаётся. Внешне похож на старую обезьяну, но с парой трюков в рукаве – уж больно его ужимки забавны. Очень классный старикан, актёр просто жжет, а на его фоне Альфред кажется более инертным и обыденным.

Граф фон Кролок (Ферди Мэйн), владелец замка и окрестным земель – не Дракула, но традиционно на него похож. Монументален, сочится аристократической аурой, от скуки вечной жизни содержит обширную библиотеку. Внешне, по-моему, порой похож на нашего актера Нодара Мгалоблишвили (особенно в роли графа Калиостро). Любит делать выразительные глаза. Классный отыгрыш – не уступает профессору и как бы является его оппонентом; мощный вампир-злодей. По типажу иногда порой напоминает Шерлока Холмса (в рейтинге готичных персонажей из классики они конкурируют: Дракула на первом месте, а следом идёт Шерлок).

Чертова аристократия!

По моему, в его лице Полански неодобрительно выставляет знать-аристократию, которая по сути, в переносном смысле, пьет кровь у крестьян и простых людей, что в целом не ново, но всё ещё злободневно (предание “Дивинский суд” из того же Братиславского колокола). А про его сына Герберта вообще промолчу – то вообще полный пи….

Замковый слуга-горбун ̶К̶у̶к̶о̶л̶д̶ Кукол или Куколь (Терри Даунс – вот уж точно даунс). Горбун, типичный Игорь, немного похож на мексиканца, но скорее всего славянин-румын, стриженный под горшок. Не является вампиром, так как не боится распятия и ездит при свете дня в деревню, на санях – за свечами для замка. На лицо ужасен, огромные ступни, кривые огромные зубищи, собственно горб, руки до земли, сам по себе тугодум, но очень верен хозяину и охраняет склеп от вторжения, и ещё выполняет кучу других хозяйственных мелочей. Хобби – тесать гробы, так или иначе дело полезное – гробы всегда пригодятся. В любом случае, он мастер на все руки и неплохой плотник. Мало разговаривает. Когда на его пути выскочил волк, остановил сани, догнал волка и загрыз (!) его за кадром –монструозен и практически бесстрашен, но несколько неуклюж. Претендует на звание Игоря (Трансильванского) года, но явно проигрывает Франкенштейну.

Это интересно: Терри Даунс – британский актер, а также боксер в среднем весе (прозвище “Паддингтонский Экспресс” или “Лихой, Избивающий, Разбивающий”: Dashing, Bashing, Crashing), а также бизнесмен. Играл в фильмах нечасто и в основном вторые роли, например, в “Золотой леди”, “Караваджо”, “Пять морпехов для Сингапура” и т.д. Умер сравнительно недавно, в 2017 году, прожив 81 год. Порой качественный фильм выделяется одним-двумя необычными камео или актерами, как например, в “Дюне” Линча был Стинг. Так и тут – если покопаться, то пара уникальных творческий людей разноплановой направленности найдется и тут.

Ещё забавно, но по моему, юнит (Гниющий) Зомби из Kings Bounty: Легенда о рыцаре; судя по характерной позе и топору в руках, был списан с этого персонажа – разве что он лишился шевелюры и у него почти слезла кожа.

Родня, коллеги и просто другие давние вампиры. В прошлом году, на балу, они загрызли дровосека.

Кроме прочего у графа родня-коллеги под боком – собственное фамильное кладбище, помимо склепа где они с сыном спят днём. Также собственно на Бал вампиров родня просыпается и вылазит потусить. Видно, что родня отчасти немецкая и итальянская, во всяком случае европейская одежда на это намекает. Это более древние вампиры прошлых веков – дряхлые и уже полуразложившийся, криповые. Их много. Собственно заявленный приз этого бала –смертная девушка, которую либо выпьют досуха, либо обратят в ещё одну носферату. Но скорее всего и логичнее предположить, что она будет центральным блюдом на пиру.

Сын графа Герберт фон Кролок – вероятно приемный сын графа, местный Лестат. Имеет длинные светлые волосы, одет в светло-голубой камзол, на шее синий шейный платок. Тут и слепой увидит, что  ̶к̶а̶к̶ ̶т̶о̶л̶ь̶к̶о̶ ̶у̶в̶и̶д̶е̶л̶ ̶т̶в̶о̶ю̶ ̶р̶о̶ж̶у̶,̶ ̶с̶р̶а̶з̶у̶ ̶п̶о̶н̶я̶л̶,̶ ̶ч̶т̶о̶ ̶т̶ы̶ ̶п̶и̶д̶а̶р̶!̶ что он того, нетрадиционный, “голубой”. При первой встрече положил глаз на Альфреда и делает попытки его домогаться. Это выглядит неожиданно, комично и стёбно – но немного дико. Спорный момент, но граф Кролок не против того, чтобы у сына был “друг”, а у него самого – коллега-ученый, с которым они могли бы обсуждать целую вечность разные научные темы.

Ужасная комичность: Альфред пытается показать профессору, что их посетил ночной гость с клыками – а у него нет слов.

Рональд Лейси – деревенский простачок, ляпнувший, что – есть, есть замок в округе! Его тут же затыкают суеверные деревенские.

Деревенские прикидываются неучами и что они не в курсах, и не хотят признавать перед чужаками все свои противовампирские мероприятия: развешенные кресты и чеснок. Профессор нарочито пытается их вывести на чистую воду, но те упорно его игнорируют.

Также Роланд Лейси играл “нациста-шпика с обожженной рукой” – майора Арнольда Тота, в фильме “Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега”.

Разное.

Особенно в сцене передвижения Альрфеда и профессора по верхам замка видно, что камера чуток плавает – но тогда и снимали практически “с руки” – или на крыше было трудно вести “чистую” съемку. Кстати, оператор – британец Дуглас Стокомб, умерший сравнительно недавно – в 2016 году, и доживший до 103 лет (!) ̶в̶о̶т̶ ̶к̶т̶о̶ ̶т̶р̶у̶ ̶в̶а̶м̶п̶и̶р̶, ветеран операторской кинематографии и известная личность. По-моему, “Бал” был его второй серьезной работой. Также он отметился, например, в “Индине Джонсе” (первый, про Ковчег).

В начале за санями бегут собаки – видимо, хотели показать именно волков, но нашли только собак – или они просто одичали. Вблизи потом волков не показывают, как и того, что загрыз Куколь по дороге.

Когда Альфред в пещере с летучими мышами сначала роняет профессора, а следом поднимает на ноги и они бегут дальше; видно, что камни бутафорские – слишком лёгкие и подвижные.

Профессор смекалист и умён когда нужно: креативно сообразил, что нужно делать с замковой пушкой. Также профессор уже предусматривал в дальнейшем переливание крови Саре – то есть, он всё понимал и предусматривал, но не успевал по времени.

Селяне нарочито обрюзгшие лохматые, диковатые и карикатурные.

Замок издали не впечатляет, но внутри оказывается очень обширен, а мне напомнил зимнюю крепость Ордена Сарафана, где проказничал Каин из игры Legasy of Kain: Defiance.

Деревенька почти не показана; по сути, мы видим  лишь таверну, но и её хватает.

Фильм Поланского снят по рецепту старых хорроров: ночь и сумрачный день, запустение, пасторальная деревенька, на горе – зловещий замок, а там: летучие мыши в подвале, пыль, паутина, готические декорации (в том числе и мрачные вампирские портреты (которые ну совсем не палят обитателей этого замка!), склеп и кладбище.

Забавна удачная и точная теория профессора об улавливании ультразвука у летучих мышей. Но с спячкой и бодрствованием у “летучек” зимой, он вызвал у графа скепсис – ему ли не знать о поведении кровососов.

В фильме есть эпизод, когда Альфред и профессор Амбронсиус готовятся, а потом и идут на лыжах по снегу – до замка. Это прямая отсылка к тому, как Полански пришла в голову мысль о сказочной вампирской истории – на Альпийском горно-лыжном курорте. Многие сцены были сняты в Великобритании, а также был задействован замок Тауферс, что на границе Италии, Тироля и Австрии. Его и сейчас используют для съемок, например, в 2016 году – но начал традицию именно режиссер Полански, показав пример хорошего, годного замка для съемок.

Профессор смекалист и умён когда нужно: креативно сообразил, что нужно делать с замковой пушкой. Также профессор уже предусматривал в дальнейшем переливание крови Саре – то есть, он всё понимал и предусматривал, но не успевал по времени.

Забавна езда горбуна в гробу по снегу – на плакате фильме это обыгрывается, но в гробу катится троица людей, а горбун и граф  бегут за ними. В фильме точно такого нет, но по настрою вполне могло бы быть (но есть уход на санях).

Это как-то упускают из виду, забывают, но когда похищают Сару, то граф её кусает.

Пошедший из-за этого на разборки с графом Йонек Шагал нарывается на полдюжины укусов в разные места и замерзает на морозе. Он почему-то (наверно потому, что сразу умер, да и укусов было много), почти сразу же обращается и начинает безобразничать, оставаясь по сути, тем же клоуном и незадачливым прохиндеем. Изрядно комичная роль. По старой памяти, он опять добирается до служанки Магды, кусает её – а потом и забирает с собой в замок.

Всё это отчасти напоминает антуражем “Семью вудралака” А. Толстого.

Граф комментирует это тем, что всё начинается с одного; он обращается в его веру вампиризма и подвергает заражению близких – которых до недавнего времени защищал! Страшная штука – мы же помним, что это скорее трагикомедия и мрачная сказка?!

Когда Йонек-упырь похитил Магду и привёл в замок, то та, как и простодушная Сара, тоже была очарована декором и так же получила роскошное платье для бала. Проникшие через дымоход Альфред и профессор, видимо за кадром, оглушили её, так как вернувшийся Йонек (может была вырезана некая сцена – он напился где-то крови – ибо рот его был в крови) нашел её лежащую на полу – потом он утащил её на кладбище и завалился с ней в одну из могил. Кто про что, а этот персонаж за старое, ̶п̶о̶х̶о̶т̶л̶и̶в̶ы̶й̶ ̶с̶т̶а̶р̶ы̶й̶ ̶к̶о̶з̶е̶л̶! Или просто за компанию её взял, чтобы уютнее было – как никак, он все время пытался выспаться днём – аж в склепе хозяев замка, и даже пробрался в гроб к Герберту!

Главному вампиру не зазорно выступить с речью перед коллегами, показать “козу” и помянуть Люцифера.

Это вроде бы не важно, но смысл в этом есть – зеркальность: сани въезжают в Трансильванию в начале фильма (оптимизм), а под конец выезжают из неё обратно (мрачный трагизм). Окна и зеркала тут тоже часто в фокусе камеры. Также зеркала в фильме, пусть и редко, но сильно играют на вампирскую тематику. Только небольшой ляп – зачем вампирам огромное зеркало в бальном зале?! Хотя, если от старого интерьера осталось, но всё равно странно.

Для ̶т̶у̶п̶ы̶х̶ ̶а̶м̶е̶р̶и̶к̶а̶н̶с̶к̶и̶х̶ ̶з̶р̶и̶т̶е̶л̶е̶й̶ фильм поменяли на более для них колоритное и понятное название и преподали его как фарс – отчасти фильм вроде бы про это.  Но на самом деле, художественная его ценность выше, чем просто фарс и пародия. Это реально, по замыслу Полански, страшная зимняя сказка – мрачноватая, суровая, пусть и красивая. Также немного подсократили некоторые сцены, порой действительно были затянутые, но они также и создавали атмосферу.

Итог.

Замковый антураж прекрасен.

Очень атмосферный ужастик, трагикомедия, фарс, ирония – много всего намешано. Это не самый мой любимый фильм, но стоит его посмотреть, как всплывают добрые и грустные ностальгические воспоминания. Из-за этого, в целом, его и ценят те, кто смотрел его раньше – старый, давний и ностальгический. Фильм хорош, но имеет горьковатый и печальный привкус. В конце концов, как говорится, чтобы бы вы не делали, все ваши старания оказались напрасны.

Бал, по сути срывается, но вампиры-то остались. И кроме того… Троица покидает Трансильванию, однако… Мрачный голос диктора выносит вердикт. Как говорится, против чего боролись – на то и напоролись.

…по всему миру!  (Благими намерениями…)

В свете того, что случилось с Шерон Тейт (да и с судьбой Поланского) это воспринимается ещё мрачнее. Такая вот грустно-сказочная сказка. Гениально. Очень наглядный живой фильм: актёры и их их игра, декорации – так что просто забываешь, что это фильм.

Порой у охотников на вампиров всё же удается оправдать их звание.

Что еще можно сказать: шикарный визуал, и такая же шикарная музыка к нему. Очень атмосферно, до мурашек. Композитору Кшиштофу Комеда также респект: передана некая роковая суть, драма, заунывность бытия – вампиризм также не забыт (женские арии, обычно сопровождающие фильмы про вампиров). В общем, куда не возьми, все сделано на пять, гениально в своей многоплановости и детализации. Но несколько снижает рейтинг то, что фильм “устарел”, но как по мне, он наоборот смотрится одновременно как свежий (картинка всё равно четкая и стильная), и также как старинный, древний фильм – самобытный такой, ламповый, душевный, но немного уже наивный – и серьезный, что неожиданно.

Много символизма, обыгрывания штампов. Самой слабой и простой игрой роли, как не странно, выделилась Шерон Тейт – но она приемлема и роль в целом небольшая, тут больше отыграла мимикой и внешним видом. Поланский снисходительно отнесся к дебютантке, которая заваливала дубль за дублем. В целом, пусть и эпизодически появляясь в фильме, Шерон Тейт сильно его украшает. Радует монументальный граф, радуют ужимки парочки незадачливых борцов со злом. Мне интересно, чем это закончилось для самого профессора? Наверное, тоже без шансов.

Режиссер картины также вводит некую философскую составляющую, тему вампиризма, цикличности и взаимосвязанности событий, а также символизма (окна двери, переходы). Также своеобразным хождением по кругу, когда одно возвращаться к точке развития – например, побег Альфреда от преследующего его Герберта, или хождения по крышам и карнизам Альфреда и профессора – в конце концов, и Альфреду пришлось идти повторно, и оба они оказались внизу. Это как бы показывает тщетность попыток людей что-то изменить в природе вещей (которые порой сильнее человеческой натуры). Если вы смотрели пару-тройку работ Полански, то поймёте, что он изрядный пессимист (или реалист), и в его работах часто побеждает зло – после долгого сопротивления положительных героев. ̶Т̶а̶к̶ ̶ч̶т̶о̶ ̶к̶о̶н̶е̶ц̶ ̶н̶е̶м̶н̶о̶г̶о̶ ̶п̶р̶е̶д̶с̶к̶а̶з̶у̶е̶м̶.

Но порой нам нужны истории с горьким, пусть и ироничным, фатально-роковым содержимым – в этом фильме и заключен своеобразный его контраст: вроде как комедия, но общий фон, тень всего происходящего – она нисколько не смешна; умирают и обращаются люди, и несмотря на хохмы, герои рискуют своими жизнями и испытывают страх и напряжение. Всё это следует учитывать, когда смотрите работы Поланского – и “Бал” не исключение.

Как по мне, с таким серьезным и мрачным подходом, Роману Поланскому надо было сосредоточится на экранизациях сказок Андерсена – тоже весьма депрессивного и пессимистичного сказочника.

Так или иначе всё это действует на наше восприятие и эмоции. В общем, мы получаем при просмотре от фильма не совсем то, что хотели – но все равно зачётно. Самое то зимой: хорошо ложащийся под медленно падающий снег фильм, мрачноватая весело-грустная зимняя сказка… про Бал Вампиров.

Добавить комментарий