И снова про вампиров: я старался найти фильм крайне необычный, не слишком известный – и противоречивый. Итак…
Начнем разбор сразу с его названия. В оригинале это Frostbiten. В прокате в Америке – Frostbite. Вообще bitten (именно с двумя t) – это покусанный, укус, а вместе с frost – укус холода дословно – или обморожение. По сути, фильм сразу играет со смыслом – это может быть и укус зимы\холода, и укус вампира, полученный той же зимой, что тоже совпадает с сюжетом. Также можно трактовать название как обморожение или отмороженные – отчасти фильм также подаёт сюжет то серьезно, то со стёбом.
Также важно – каким то хреном у нас фильм перевели как “30 дней до рассвета” – что породило своеобразную хохму, так как нашел я этот фильм, когда скачивал более поздний фильм 2007 года – 30 дней ночи. Перепутал название, не особо вдаваясь в детали, скачал по названию – вроде бы нужный-похожий – посмотрел, и только потом нашел тот, что хотел скачать. А хотя, оба фильм мне понравились – так как оказалось, что они имеют всё же общие корни – комикс 30 Days of Night.
Парадокс, несмотря на некую значимость фильма (по оценкам, для Швеции два заметных фильма про вампиров), на родине он оказался провальным и оценен как слабый, в то время как заграничные критики и зрители, а в особенности в нашей стране, приняли “Обморожение” более тепло (каламбур) – и выразились, что мол шведы молодцы, тоже могут – хотя бы попытались угнаться за набившей оскомину американской кино-индустрией ужасов! В общем, худо-бедно, вне Швеции, фильм признали как неплохой, свежий и забавный. Шутка ли – его закупили для показа в сорока странах, правда преимущественно мелких.
В общем и целом, куда не кинь, фильм противоречив – вроде бы и слабо, но и в тоже время и в чем-то он силен. Решать вам. Даже после просмотра не скажешь, плох он или хорош – он висит на грани. Хотя, если вы изрядно категоричны, то скорее всего, можете ему поставить вердикт – либо фигня, либо шедевр. Я же буду более осторожен, и скажу лишь, что это фильм в моём духе: противоречивый, неоднозначный, но в целом, многие его плюсы и удачные находки, перевешивают его косяки – и признать его голимым трэшаком нельзя. Автор, режиссер Андерс Банке намеренно показал нам, что его фильм может и в серьезное, и в смешное – просто вместе эта смесь и порождает противоречие и неоднозначность фильма. И не комедия, и не серьезный и страшный хоррор. Режиссер наглядно показал и ироничную сторону, и вроде как триллер-хоррор:обе эти линии пусть в целом и слабоваты в отрыве, но обе они идут через весь фильм. Вот почему фильм сложно оценить – ни там, ни тут.
Фильм получил пару-тройку скромных престижных наград: лучший иностранный фантастический фильм на Fantasporto2006, Лучший результат, Лучший грим и Лучшие спецэффекты на Фестивале фильмов ужасов Screamfest 2006.
По сути, оба этих фильма – Frostbiten 2006 года и Låt den rätte komma in (Впусти тех кто следует) 2008 года – стали единственными и необычными фильмами про вампиров из Швеции. Получилось в духе этой суровой страны, но чуток с разным оттенком. Хорошая попытка, скажем так, северяне подошли к фильмам серьезно, а например мексиканцы, или какие-нибудь другие южане, могли бы сделать совсем хреново. Хотя, вспоминая тот же легендарный “От заката до рассвета” – чем не полу-пародия, в том же духе – немного драмы, триллера, боевика – и черный юмор есть!? Хотя, опять же, вторая часть стала уже полу-трэшовой, а вот третья – уже полным трэшаком.
Так что порой режиссеров пробивает на фильмы, именно высмеивающие вампиров – ибо уже приелись в своём обычном облике, и не слишком пугают.
Сюжет и его особенности.
Самое начало фильма – это просто шедевр, даже несмотря на скудный бюджет смотрится органично, хоть и изрядно банально. Украина, немцы, избушка. Всё это шикарно, и имеет продолжение ближе к концу фильма. Но после этого начального эпизода начинается стандартный, чуть затянутый ужастик. Что некоторым понравится – а некоторым нет: это бытовуха, по типу общения матери и дочери, школьных дел и города вообще. Это добавляет фильму достоверности, показывает быт, по сути ничем от нашего не отличающийся. Но как по мне, пустопорожние беседы дочери с матерью, по типу беседы о синем чайнике и прочем, не дают полезной информации – но играют на легкое очерчивание бытовой жизни и на пару минут продлевают хронометраж фильма. Но другие эпизоды уже поинтереснее.
Но представьте обрушившиеся на меня в начале фильма дикие комбо (да и на вас тоже – если посмотрите в первый раз): во-первых, не тот фильм, что я искал – но очень похожий по тематике, во-вторых, не наша студия фильма, шведские титры, а на фоне всего этого играет наша “Тёмная ночь“. Сюрреализм! А добивание – пока мы не оправились – ещё микс: место действия – 1944 год, Украина – и мечущиеся под огнём наших немцы, а точнее шведы из бригады СС Викинг (викинги, блин!); и их крики – Йохан! Хайнес! Аксель ̶П̶е̶р̶в̶о̶л̶я̶й̶н̶е̶н̶ беги! Ну а далее будет как бы избушка (бедные скандинавы – угораздило же их) и более нам привычные штамбы ужастика – но начало просто убойнейшее! Автор этого – гений! Как, что, где, почему?! ААА!!!
Дело в том, что Андерс Банке учился в Москве, во ВГИКе. Там же и научился русскому, что наложило свой отпечаток на его работы – а их немного; но по сути, это ранее был подающий надежды дебютант-режиссер, со свежим взглядом на мир – по типу того же Пола Андерсона.
Корни истории с избушкой идут от популярного комикса 30 дней ночи (а их даже целая серия, хотя ближе к середине они теряют задор), а точнее приквел 30 Days of Night: Red Show. Собственно, немцы зимой нарываются на клан вампиров, и для того, чтобы их обуздать, они даже объединяются с русскими. Там также была маленькая девочка-упырь, более криповая, так как те комиксовые вампиры отличаются изрядной зубастостью (у них все зубы острые, а пасти такие, что просто ужас – Зубастикам на зависть)– это их фишка, что отчасти передали в более позднем фильме 30 ночи 2007. Кстати, если вам покажется знакомой аскетично-линейная, но запоминающийся кроваво-депрессивная рисовка комикса, то вы не ошиблись – этот австралийский художник Бен Темплсмит, он также рисовал ролики для игры Dead Space, а также комикс – Silent Hill и прочие, например Wormwood. Стилистика у него своеобразная и запоминающаяся, и подходящая именно под мертвечину и легкое безумие.
Также, фильм зародился тогда, когда Банке увидел сценарий комедии-ужаса Даниэля Оянлатвы образца 1998 года, и стал пробивать средства для его реализации. Но подвижки для съемок вышли лишь к 2004 году. Также в сценарии присутствовали ещё и вампир-пёс, и вампир-цветок. По ̶с̶о̶о̶б̶р̶а̶ж̶е̶н̶и̶я̶м̶ ̶з̶д̶р̶а̶в̶о̶й̶ ̶л̶о̶г̶и̶к̶и̶ финансовым соображениям этих персонажей не стали снимать. Хотя, я вот вспомнил книгу ̶М̶у̶р̶к̶и̶ Кристофера Мура – На подсосе\История любви, где был бритый кот-вампир, для приличия одетый в ярко-оранжевый свитер… Такое не забудешь. Но шведы обуздали полёт фантазии и оставили в фильме только говорящих собак.
Вступительный эпизод завершается и нам наконец покажут, как называется фильм – а далее пойдут неспешные, но со временем раскрывающиеся детали будущих событий, в (как водится) маленьком и тихом, занесенным снегом городке. Мать Анника и её дочь Сага – а сама женщина приехала пообщаться с известным гематологом Герхардом Беккертом – а тот, пытаясь повлиять на коматозную дочь, мутит некие красные таблетки (не те, как в песне:”глотал по горсти красненьких и запивал вином”) – ̶к̶р̶а̶с̶н̶е̶н̶ь̶к̶и̶е̶ ̶и̶ ̶п̶е̶р̶е̶л̶и̶в̶а̶ю̶щ̶и̶е̶с̶я̶ ̶н̶а̶ ̶с̶в̶е̶т̶у̶. Впрочем, он не рассматривает их употребление простыми смертными, но всё выходит по иному…
Но всё равно, после всех событий, сама концовка фильма вроде как разочаровывает – то ли деньги кончились, то ли режиссер решил, что сказал нам всё. А быть может всё вместе. Как по мне, такой конец как бы продолжает вечное кольцо путешествий вампиризма по странам – ранее так скитался выживший из избушки, а сейчас мать с дочерью. Все повторяется и циклично – и возможно нам ждала бы очередная история, которую автор решил не повторять. Хотя может быть, он делал прицел аж на мини-сериал или продолжение… Но бюджет и так был скромный, а фильм получился очень странным, хотя и изрядно обновлял взгляд на вампиризм, особенно в северный широтах…
Актеры и роли.
Из ролей запоминается разве что доктор Грехард Беккерт (действительно, самый тут матерый актёр Карл-Оке Эрикссон), интерн Себастиан (Юнас Карлстрём – в натуре какой-то стрёмный) и неформалка Вега (Эмма Оберг).
Вот Вега – реальное шило, и по-моему, такая же в жизни. Тут, в таком случае тройное комбо: актриса такая в жизни, в фильме – в роли Веги, и когда обратилась в вампира – тоже ничего не поменялось. Как была ̶г̶о̶т̶к̶о̶й̶ эксцентричной рыжей ведьмочкой, так и осталась ей, не выходя из образа: то она меланхолична и задумчиво, то отчаянно хохмит и прикалывается.
Разве что прибавилась одна деталь – она как вампирша, иронизирует, как бы пугается креста, скалит клыки, но не нападает; а под конец фильма все её фразы изрядно саркастичны, даже перед своим падением, да и после, у неё сохранилась этакая ироничная патетика: какая ужасная смерть! Стебалась до последнего! Она весь фильм играла на общую комичность ситуации. Это главный персонаж-резонатор! И вообще, пол-фильма делает её роль.
На её фоне как докторша Анника (Петра Нильсен), играющая тут стандартную серую роль врачихи, слабо смотрится вместе с матерым Герхардом-Эрикссоном – равно также как и блекловатая и осторожная Сага (Грете Хавнешёльд), меркнет на фоне экстравагантной Веги. Вообще, мне типажом Сага напомнила персонажа Викторию Винтерс/Джозетт Дюпре из “Мрачных теней” ̶Т̶и̶м̶о̶ф̶е̶я̶ Бёртона – и это тоже странный и неоднозначный, но чертовски стильный фильм про ̶в̶а̶м̶п̶и̶р̶о̶в̶ вампира.
Также в фильме показаны силы правопорядка – слегка задумчивые, но бравые, компетентные и деловые люди, которые просто профессионально делают свою работу. В момент, когда надо было зайти в камеру с задержанным буйным кровососом, патрульного одели в полное обмундирование – включая каску, бронежилет и щит. Сразу повеяло частичкой “Типа крутые легавые” (Hot fuzz), которые также, нужно сказать, были отличной и умной британской пародией на американские боевики.
И вообще, не я один это подметил, но режиссер, которого как мы помним, ̶н̶а̶у̶ч̶и̶л̶и̶ ̶н̶а̶ ̶с̶в̶о̶ю̶ ̶г̶о̶л̶о̶в̶у̶ натаскали в нашем ВГИКе, и он, трудясь над своей работой, старательно копировал выученные клише, роли и приёмы – и зачастую из классики, например А. Хичкока.
Среди полицейских есть малорослая напарница патрульного – с трагическим большеглазым лицом, бледная и как бы копия Хелены Бонэм Картер. По-моем, это всё специально. Под конец эти бравые ̶к̶о̶п̶ы̶ полицейские с̶т̶а̶л̶и̶ ̶г̶е̶р̶о̶я̶м̶и̶ ̶в̶о̶ ̶в̶с̶е̶х̶ ̶с̶м̶ы̶с̶л̶а̶х̶. Впрочем, но это неточно!
Отдельно игра немцев-шведов из начала фильма – ничего лишнего, им веришь, особенно под огнём наших войск – им отчасти сочувствуешь: забрались в снег, в Россию, а точнее в Украину – ну всё, это хана! Тут и упыри украинские в избушке их покусали: всё по Гоголю, который уделял мертвякам из фольклора много внимания в своих книжках.
Мария, светленькая бледная девочка-славянка, подозрительно похожа на актрису, игравшую роль девочки-вампирши из шведского же фильма “Впусти меня” 2008 года – возможно взяли на заметку типаж именно из этого фильма. И вообще, локации, настрой и морозные улицы выглядят похоже, только “Впусти меня” все же сурова, депрессивна и мрачна, а “30 дней” словно зимняя сказка: снег, ночь, и даже если есть кровь, всё это преимущественно на ослепительно-белом фоне. Впрочем, порой фильм перемежается тёмными коридорами и ночными улицами. Но всё равно, смотрится как этакий новогодний, зимний фильм – пусть и ироничная черная комедия.
Также можно отметить игру второстепенный актеров, то бишь ребят на вечеринке – а играют они слабо. Видно, что режиссер для чистоты и незамутненности ролей, набрал студентов из родного театрального. Впрочем, это также идёт на пользу фильму – ребята играют самих себя. Зато не надо было искать великовозрастных актеров, чтобы те корчили из себя школьников!
И еще, снова о молодежи – по сути режиссер намекает, что до этого подростки были если не отморозками, то безответственными и безмозглыми чудилами, так и после обращения ими остались – им лишь прибавилось злости и веселого вампирского цинизма.
Например, самый яркий её представитель, не считая Веги, Йон(е) (Никлас Грёнберг) – тот что в наушниках, высокий и ехидный. Мы не видим его пол-фильма, как например Вегу, но с первых кадров он показывает себя – а в бытность упырём, жжет по полной: хохочет, выдув шарик с гелием; прыгает по воздуху, коряво обыгрывая “Матрицу” (смотрится коряво, но в целом, для фильма-пародии это даже веселее смотрится), а в конце выдаёт фразу-суть этого фильма: веселье только начинается, ведь до конца полярной ночи остаётся 30 дней!
Разные мелочи.
Очень много неожиданных идей и смыслов навевает этот фильм. Например, взять хотя бы красные кровяные таблетки доктора. Если убрать их заявленные свойства, то можно рассматривать их как урок-предупреждение о вреде наркомании: не слишком умный интерн подрезал у доктора некие таблетки, попробовал их, и ещё по недомыслию они попали на вечеринку, где были уже употреблены в массовом масштабе. Тут и без вампиризма случилось бы страшное – а подумать; что за таблетки, какой эффект от них? Нет, надо все тащить в рот! Не голландские подростки чай! Можно это списать на молодежную безбашенность и бестолковость (а, и так прокатит – один раз живём!), фильм на этом отчасти и строится. Короче, даже Алиса из Страны чудес прикидывала, не яд ли это, прежде чем попробовать бутыльки с надписью ̶у̶к̶о̶л̶и̶с̶ь̶ ̶м̶н̶о̶й̶ ̶и̶ ̶в̶ы̶н̶ю̶х̶а̶й̶ ̶м̶е̶н̶я̶ выпей и съешь меня. То есть, мне показалось, что автор это и имел в виду. Выставив в таком недальновидном и безалаберном свете родную шведскую молодежь (да и любою другую в их возрасте) режиссер намекает нам: молодость, отмороженность, всякие вечеринки – они повышают градус что-нибудь подцепить, сделать что-нибудь необдуманное, в общем хаотично-опасное само по себе.
На это же намекают трипы с говорящими собаками, которые с завидным постоянством попадались Себастиану. С одной стороны, это придаёт фильму толику ироничного безумия, с другой всё же немного выбивается из обычной логики. Хотя, если вспомнить мопса Фрэнка из “Людей в чёрном” – но там это было обосновано… В общем, всё равно странно.
В одной из сцен, доктор Герхард остается с покусанным один на один – и традиционно закалывает его колом в сердце. Мы тут же думаем: ага, это местный Ван Хельсинг – благо его благообразная внешность к этому располагает – но тут не всё так просто. Это просто доктор избавляется от конкурента-лишнего рта, следов своей деятельности (по сути улики против него). Также на эту не очень логичную сцену повлияло и то, что первоначально режиссер хотел сделать Эрикссона именно охотником на вампиров, но передумал, да еще и обманул зрителей, показав в трейлере как раз этот эпизод, пояснив, что это его роль – Ван Хельсинга. В фильме это немного по-другому. Также это действие доктора могло бы объясниться и тем, что в округе орудует, например, другой вампир (знакомый или питомец доктора), а он заметал за ним следы. То есть, предпосылки у фильма могли раскрыть фильм полнее и шире, но режиссер прямолинеен. Мне например, была бы интересна ̶с̶т̶р̶а̶ш̶н̶а̶я̶ ̶с̶к̶а̶з̶к̶а̶ ̶н̶а̶ ̶н̶о̶ч̶ь̶ про мини-вампиршу Машу! Так или иначе, это один из спорных моментов в фильме.
Также, в отрыве от его тайны, доктор Герхард мог бы сойти за рядового доктора-нарко-барыгу или даже маньяка – с его молотком под больничным халатом. Также можно придраться к объему его чудо-капсул: понятно, что он делал их партиями, пытаясь подогнать состав получше, но его безалаберность и положило начало инциденту в городе. На его месте я бы все исследования проводил у себя, да и таблетки ныкал бы тщательнее. А тут практически каждый мог их найти в больнице, стоило лишь провести ревизию.
Также забавны развлечения интернов – кидание шприцов, на манер дротиков, в наглядное пособие по анатомии. И прочие их подвиги: катание наперегонки в инвалидных колясках, подмешивание анастетика в коктейль на вечеринке… В общем и целом, уже это давало представление о нравах парочки этих ребят – но один оказался более здравомыслящим, а другой более дурашливым.
Любопытно, что главный вампир, по сути носферату, может менять возраст и внешность, ̶х̶о̶т̶я̶ ̶е̶г̶о̶ ̶п̶а̶л̶и̶т̶ ̶х̶а̶р̶а̶к̶т̶е̶р̶н̶ы̶й̶ ̶ш̶р̶а̶м̶ ̶н̶а̶ ̶г̶л̶а̶з̶н̶и̶ц̶е̶, а в монструозной форме он явно сильнее даже обычных вампиров. Также, прокушенный мотоциклист почти тут же обратился в монструозную форму, когда как школьники с вечеринки, при обращении так не делали, а по сути, обзавестись только клыками и силой-скоростью. Хотя Себастиан на пару мгновений принимал эту форму в гостях.
Кстати, режиссер Андерс Банке заморочился с привязками дорожных перемещений: в начале фильма нам показывают с разных сторон разных участников; как пересеклись их пути на дороге – компании школьников, Аннике и Саги – и лихача-мотоциклиста.
Сцена знакомства Себастиана с родителями, и без того уже сама по себе заезженно-предсказуемая, обретает особый смысл, если знать что интерн приглашенный туда, уже вот-вот готовый обратиться в вампира. И нам дают то и дело, буквально с интервалом в минуту-другую, похохотать и оценить ситуацию. На нас обрушивается комбо за комбо: и отец у дочери не простой, и на стенах висят предметы, проистекающие из его профессии – и еду приготовили с приправой. Всё одно к одному! И ещё очередная говорящая собака добивает своим комментарием про кролика – это выглядит как форменное издевательство. В общем, у кого-то вечер максимально не удался, не считая того, что начало тоже было не лучшим – когда закинулся кровяными таблетками.
Еще забавно, что как соседка звонит в полицию и жалуется на шумящих подростков: вечеринка видите-ли у них, вон даже на стены полезли! Вот прям по стенам ползают – до чего молодежь дошла!
Вероятно, мог быть вырезан эпизод с задержанием Себастиана, так как другие полицейские знали уже о его опасности и снарядили в камеру новоприбывшего.
Главный вампир, хоть и выгладит неплохо, все же видно что это резиновый костюм, напяленный на актера. Но всё равно крипово – сцена побега от него в коридоре неплохая. А вот таинственная Мария, может быть даже родоначальница многих вампиров, как любила лежать в гробике, в спячке, а потом в коме (это у ней в привычке) так и осталась недоразвитой вампиршей – и не фига не мудрой девочкой, и в бою она себя показывает так, как и выглядит 10-летней – несерьезно, комично и слабо. Некоторые персонажи могли бы быть раскрыты получше – это напрашивается при просмотре. Например, дочь или пациентка доктора Герхарда Беккерта – и её кома, когда и почему? Хотя, вроде бы, действительно была авария – хотя она могла втемяшиться в машину своим ходом – без машины, когда неслась по дороге; тогда многое сходится.
Отдельное спасибо за комбо в начале фильма – песня “Тёмная ночь“. Нам она привычна; у русскоговорящих вызовет в фильме скорее удивление или ностальгию, а для шведов это было нечто экзотичным, не-ихним, добавляющим антуража в фильм.
Что мне это напомнило: фильм “Тёмный город” 1998 года, где один персонаж играл на аккордеоне “Синий платочек” – для сбивания с толку зрителей; анахронизмом, неуместностью и общей сюрреалистичностью происходящего.
Начальный эпизод хоть в рамочку – штамповка, но филигранная, до мелочей продуманная, и обрисовывающая события, предшествовавшие будущим событиям. И опять многое решил случай – и опять ирония, укус напоследок, “из последних сил”.
Также что напомнило – антуражем, зимой и немцами – фильм “Операция Мёртвый снег” 2009, от соседей шведов – финнов: тоже видать заразились энтузиазмом снять свой фильм про нечисть – их торкнуло на черную комедию а ля живые мертвецы (плюс они тоже нацисты). “Мертвый снег” – первая часть по своему шикарна и похожа подходом. Тоже в копилку. Эти фильмы не совсем трэш, а нарочитое обыгрывание штампов – и увеселение и ирония над ситуацией. Вспомните “серьезные” украинские ужастики – они не странные, они нелепые; да и наши российские тоже не лучше. А вот снять черную комедию выглядит более логичным – но и на это нужны какие-никакие старания, талант и желание снять неплохое кино.
Вообще выстраивается такая цепочка – 30 дней ночи – комикс, а следом фильмы до 2010 года, один за другим: 2006 – 30 дней до рассвета, 2007 – 30 дней ночи, 2008 – Впусти меня, 2009 – Операция Мёртвый снег (слабая вторая часть в 2014 появилась), ну и в довесок – слабый и ненужный ремейк :Впусти меня” 2010 года. Далее тема несколько угасла, но как видите, в то время тема вампиров был на подъеме!
Итог.
В общем и целом некоторым фильм понравится, некоторым нет. Но потенциал в фильме был и неплохой – но он не раскрыт в полной мере. Фильм не так плох, но в нём кое-чего недостаёт, он странный, хоть и забавный. По крайней мере шведы решились на такое, пусть и один режиссер. Этот фильм проигрывает тому же “Впусти меня” 2008 года, но иронично обыгрывает вампиров – и в целом, мельком показывает-передаёт быт самих шведов. Наверное, если бы было больше денег, режиссер бы растянул бы начальный эпизод до всего фильма, и не заморачивался бы с нашим временем. Я отправил его в копилку про фильмы про вампиров, и по традиции пересматриваю в зимние праздники.
В фильме чуть корявые компьютерные спецэффекты, но грим неплох, антураж выдержан, атмосфера есть, слегка халтурит часть актёров, но другие прям на месте, в десятку – роли Веги, Себастиана, Герхарда и даже Йона. Музыка ситуативная и её немного в целом, не запоминается особо, разве что удачен переход к названию фильма.
В фильме то и дело меняться направленность: то напряженный триллер-хоррор, то почти молодежная комедия, то пародия на вампиров. Необычный и задорный коктейль. Мне показалось, что оптимистично замешанный.
Финал очень обрывочный и резкий. То есть, фильм заинтриговал, накалил, и тут же свернулся, а мы медленно остываем – и это всё?! Многим хотелось бы продолжения БАНКЕта! Но в любом случае, логически такой финал-завершение всё таки оправдан. Нет, режиссер все же как минимум полу-гений – и начало сильно интригует, режиссер умело комбинирует приемы и жанры (но порой все же не столько удачно и гармонично), и перед концовкой наш интерес разогревается, а вот дальше – получилось, что ̶л̶о̶м̶а̶й̶ ̶м̶е̶н̶я̶ ̶п̶о̶л̶н̶о̶с̶т̶ь̶ю̶!̶ обламывай нас, режиссер! Не люблю незавершенных работ, хотя отчасти они возвращают к жизни, своим солеными прерванными повествованиями. Начало – это шедевр, может быть не стоило снимать дальше?
Хотя финальная песня нас как бы тонко стебёт и напоминает – жизнь и не-жизнь продолжается, а мы посмотрели всего лишь зимнюю стёбную сказку про вампиров, даже байку, вроде бы смешную, страшную – но скорее несерьезную. А в самом конце титров, как возвращение к началу, снова звучит “Темная ночь”. Блин, при всей его богатой истории этой песни, она у меня теперь ассоциируется с этим фильмом, с его началом, и восхитительными кадрами снежной ночи… “30 дней до рассвета”.