Закат: Убежище вампиров (Sundown: The vampire in retreat) 1990.

И снова про вампиров…

Также этот фильм известен как Закат: Отступление вампиров – весь смысл в том, что вампиры затаились, окопались в своём городке, и как бы отступили от человеческой, соблазняющей и смущающей (а порой и угрожающе-пугающей) их цивилизации людей – и тихо-мирно стараются жить тут; закат для них – спасение. Сам городок назван как Чистилище, что тоже символично – это шанс на искупление их грехов. В городке Чистилище обычные вампиры, так сказать, тихие, но есть и ад – неподалеку в пещерах хоронятся кровожадные вампиры, которые не хотят искупления – только продолжения старых диких кровавых  традиций.

Ранее смотрел по телику, в 90-ые: бодрый и необычный фильм, ироничная комедия со множеством мелких, и парой-тройкой крупных (Кэррадайн и Кэмпбелл) актёров. Гениальный, по-своему, фильм. Кстати, я уже в начале 90-ых, видел фильмы Энтони Хикокса – Музей восковых фигур (1-2).

Это любопытно, некоторое время я не присматривался к режиссерскому имени, так что считал, по молодости, что это фильмы Альфреда Хичкока, но потом всё же прочитал правильно – их делал Энтони Хикокс. Уже тогда я отметил необычный стиль режиссера – его фильмы слегка суровы и мрачны, но одновременно содержали позитивных героев, мелкие хохмы и гэги, разбавляющие мрачноватую картинку почти-триллера. Также, у его фильмов хороший серьезный подход к классике ужасов – видно, что автор и сам в молодости насмотрелся как минимум классических Хаммеровских ужастиков, а теперь уже сам мог снимать нечто подобное. Так или иначе, уже всё это даёт представление о стиле и направленности режиссера – как минимум, у него необычный и оптимистичный взгляд на кино. Нестандартные и уникальные работы режиссера Хикокса, построенные, тем не менее, на хорошем знании классики, и ужастиков, в частности.

Первые же кадры этого фильма дают понять – режиссер уже стебётся, ему неинтересно было снять традиционный фильм про кровососов – получите нечто необычное, задорное и просто-гениальное по задумке.

Персонажи.

Женщины тут красивые, злодеи колоритные, и даже обыватели-вампиры, каждый из них, обладают своим стилем. Видно, что вампиры, каждый из них, в каком времени жил, в такую одежду и предпочитает наряжаться, плюс солнечные очки и шляпы.

Граф Йозек\Джозеф Мардулак – уже по его титулу и фамилии видно, что он оттуда, из Европы, типа венгр или румын, а фамилия читается почти как Вурдалак, а начало фамилии – почти как Мардук. Тут играющему графа Девиду Кэррадайну даже не стоило напрягаться – он брал своей обычной харизмой и едким ехидством. Вот реально чувствуешь у него, графа, лидерскую, жесткую ауру, подавляющую несогласных и вдохновляющую остальных. Колоритный представитель, и хозяин этих мест – который, по сути, всё это и затеял: выкупил мёртвый городок в пустыне и заселил его вампирами (как минимум ему пришлось их собрать и уговаривать переехать), которым он привил мораль сдерживания кровожадных инстинктов, а в перспективе – интеграция людей в их общество – и взаимоСОСУщестования с ними. Сам титул –  граф, и фамильный гробик в его старом особняке, палит его как хорошо нами известного вампира, но это неточно!

С другой стороны, ̶В̶а̶н̶я̶ Хельсинг за ним гоняется, и он-то, вворачивает время от времени: прочему вы не зовете его  настоявшим именем…?!

Как минимум, можно понять, что он Высший вампир, так как успешно подавляет свою жажду, и убеждает сделать так же и остальных ̶с̶о̶б̶л̶ю̶д̶а̶я̶ ̶п̶р̶а̶в̶и̶л̶а̶ ̶М̶а̶с̶к̶а̶р̶а̶д̶а̶ (но некоторые даже смирные, все же скучают по старым временам). Так или иначе он дал им шанс, и жители как могут выносят это испытание. Но как минимум, стало поспокойнее, тише, разве что есть “караульный пост” – заправка; своеобразный пограничный объект, между вампирами и миром людей: вампиры людей ещё всё же побаиваются. Как главный фактор своего плана, Мардулак также построил завод по производству искусственной крови-заменителя, и возложил на этот проект большие надежды.

Единственное допущение – поселение в пустыне, комон, под палящим солнцем! Но на самом деле, тут есть две причины – Граф выбрал этот городок, потому, что там нет людей, он никому не нужен, люди в нём не заинтересованы и заглядывают редко – и потому, вероятно, это обошлось ему в минимум усилий и затрат ̶к̶р̶о̶в̶и̶ денег. Также вампиры в этом фильме не особо-то и боятся солнца – так, стараются держаться в тени, а на улице ходить под зонтиками, мазаться солнцезащитным кремом (Дикон Фрост, из первого Блэйда, видно, подал пример) и носить солнечные очки.

В общем и целом, это логично – ̶л̶ю̶д̶и̶ вампиры объединены своей сущностью-братством (община). И не особо обращают внимание на расу или происхождение. Однако, как мы увидим, есть кучка кровожадных ренегатов, которые хотят жить по старому (что очевидно по их нарядам – по законам Дикого Запада).

Это мы так, на массовку заглянули – со всех соседних фильмов!

Забавно, но среди головорезов в пещере, засветился некий вампир в форме морского офицера, которого в битве мы не увидим, но уж очень тот чистюля выделялся из группы оборванцев. Мне вспомнился первый помощник капитана с авианосца, предатель-подсобник “Миллениума” в анимэ Hellsing. Также в пещере есть и классические вампирши, целые мини-кланы и семьи, но мы будем лицезреть на поверхности разве что бандитов и ковбоев – во время “революции Джефферсона”. Возможно, что в пещере ещё остались как раз самые некомбатантские вампирские кровожадные представители.

Инженер Дэвид Харрис – обычный трудяга, в меру умный, честный и прямолинейный, мало что может противопоставить сопернику, Шейну-вампиру – он и человеком ему уступал. Его пригласили с семьей, чтобы он наладил нормальную работу кровяного заводика (каждый приличный лидерский вампир мечтает о своём ̶с̶в̶е̶ч̶н̶о̶м̶ кровяном заводике…). Классический человек, оказывающийся потом сильным духом, тем двигателем победы, который придумает, как забороть недругов. Для интереса ему прикрутили семейную драму.

Сара – жена Дэвида. Образованная, красивая, хорошая мама, сильно потакающая своим дочкам. Но не без греха, зато это играет на то, что многие оценили её шарм и красоту. Когда за ней гоняется Шейн, то фильм на пару минут становится мини-хоррором.

Уйди, старушка, я в печали…

Для большего антуража, объяснения семейных драм – они идут на фоне сильного ветра саванны, бушующей природы, буйства колышущийся зелени – режиссер словно хотел немного обыграть нечто вроде классики, например, “Унесенных ̶н̶е̶г̶р̶о̶м̶ ветром”.

Также две девочки-дочки инженера ̶Б̶р̶у̶н̶с̶а̶ Дэвида, которые также вызывают симпатию. Отыгрывают они по своим годам: одна, младшая, пугливая, а другая, постарше – излишне смелая и вечно пугает сестру. Забавный дуэт; и действительно, светленькая дочка ни в мать ни в отца – ни даже в Шейна.

Блондинка Сэнди (Дебора Форман – она и сейчас хороша; играла с 70-х, также была в роли Сары, в том же Музее Восковых фигур) – украшение этого фильма, также как и жена инженера, Сара. Особо стоит обратить внимание на её отыгрыш и мимику: мелкие взгляды, переглядывания – пожалуй это самый экспрессивный персонаж (ну ещё Сара и Хелсинг), порой корчит уморительные рожицы. Юная вампирша, бледная, изящная и ранимая. Видно, что человеческие чувства в ней ещё очень сильны. В сцене в закусочной, у неё происходит целый каскад разных эмоций – это просто надо видеть! Может и переигрывает, зато это изрядно забавно и оживляет картинку. Чувствуется, что это самая молодая и энергичная вампирша из городка.

Ранее, в “Музее восковых фигур” она смотрелась более забитой и неуверенной – но зато лезла к Маркизу де Саду. Тут же она расцвела, да и прическа у неё тут лучше.

Под конец проявляет себя сильной и боевитой, но все равно этого было недостаточно, чтобы остановить орду кровожадных вампиров. Видно,что если добавить ей пару складок и морщинок – и она будет уже не такой юной, а более взрослой. Но её обратили в таком возрасте, когда она застряла между девушкой и взрослой женщиной. Яркий, светлый образ – необычная вампирша, хорошо вписывающаяся в планы графа Мардулака по интеграции в человеческое сообщество и понимания\работы с  самими людьми.

Главный злодей – и его прототип. Он походу и в жизни вампир – в солнечных очках ходит.

Главный злодей – Итан Джефферсон (кстати, взяли фамилию продюсера фильма – Джефферсона Ричарда, а также сделали этого киношного злодея визуально похожим именно на него: та же бородка и усы, но комплекция оригинала более объемная, лицо более круглое, а рост небольшой) – а играет его Джон Айленд – он играл короля Артура в Музее восковых фигур II: Затерянные во времени, а также он жил, снимался в “Санта-Барбаре”; и умер в Санта-Барбаре – вскоре после этого фильма.

Из него получился, пусть и шаблонный, но всё же харизматичный, и с убедительными речами, колоритный злодей. Внешним видом навевает о временах Варфоломеевской ночи, или просто о Пуританах прошлых веков. Это своеобразное визуальное ограничение его могущества: если обычно вампиры одеваются в наряды времён для них привычных (их ещё достать нужно, потому что старые добрые обноски из тех времён явно должны были сгнить), то почти сразу видно какого возраста вампир. По логике, вампир одетый например, в средневековые шмотки, будет по сути, старше и могущественнее более позднего – например, ковбоя или мушкетёра.

Тоже по классике: какой же вестерн без Мексиканской дуэли?!

Что собственно и было доказано в конце – хотя тут была небольшая обманка-мимикрия (твист – вот это поворот!, впрочем легко предугадываемый) его оппонента – так как он начальник этих земель, то он косит то под ковбоя, то под аристократа Викторианских времён – а они появились сравнительно недавно, всего век-два назад. Странно, но как второй человек после Мардулака, Джефферсон ничего на шефа не раскопал – а ведь с изучения конкурента, тем более на тот момент бывшего союзником, и строится план заговора…

По паре нео-вампиров – по разные стороны баррикад.

Джефферсон почти всё сделал правильно: собрал шайку кровожадных недовольных, а ноу-хау от новообращенного им же неофита-Шейна, позволили ему устроить революцию с неплохими шансами на победу. Но пара факторов поставили крест (каламбур) на его почти сбывшихся планах. Занятно, но также кроме старых недовольных кровососов, он завербовал по ходу сюжета местных тусовшиков с дискотеки – парочку панков-торчков (Чез и Бургунди), пообещав им вечную жизнь. Это также как бы уравновешивается неофитами, влившиеся в ряды Чистильшиков-горожан: парочка более развязных и простых молодежных приключенцев, Джека и Элис (их было трое, но тут Морт постарался, замочив хамло на джипе – на заправке). Кстати, Джек типажом походит на морячка-молодого пирата, тем более, что в начале он в бандане, да и имя у него подходящее.

Шейн – обаятельный, наглый красавчик (и пижон), ВНЕЗАПНО бывший хахаль-любовник жены Дэвида. Как бы драма, но с изрядно поданным режиссером нарочито-ироничным оттенком, зато придаёт хоть какую-то изюминку отношениям и создавая своеобразный любовный треугольник. Судя по характеру Шейна, он просто воспользовался случаем и нагло влез и охмурил Сару. В целом, он бахвал, как вампир ещё слаб и изрядно самоуверен, но все же смекалист – мало того, что помог планам Джефферсона, так ещё и сыграл себе на руку – создав такую ситуацию, чтобы Дэвид, а значит и его жена Сара, приедут прямо к нему в лапы.

Занятно, но параллельно я читал первого “Некроскопа” Брайана Ламли, и почему-то был уверен, что некромант Драгошани выглядит именно так как Шейн, ну разве что волосы потемнее…

Очевидно, что фильм про вампиров не обойдется без местного залётного ̶В̶а̶н̶ь̶к̶и̶ Ван Хелсинга – его играет, на минуточку, Брюс Кэмпбелл. Роберт Ван Хэл… – просто Ван Хэл! Внук Абрахама Ван Хелсинга, ботаник, незадачлив, по сути, он, если и не позор для рода Хелсингов, то уж точно более слаб духом и навыком, чем его предки. Комичен, старается быть жестоким и строгим, но слишком добр, да и взаимная симпатия с Сэнди его подкосила. Конец немного закономерен – но немного не то, что вы подумали.

В целом, комичный перс, в фильме для разрядки и некоторой иронии. Если в “Армии тьмы” он был и крут и комичен, то тут – просто почти клоун, безобидный и хороший парень. Внешне сильно напоминает Нэда Фландерса из Симпсонов (набожный католик и мягкий человек). Я и сам теперь так выгляжу…

Несмотря на идею интеграции, Хелсинга пришлось вербовать по старинке…

Стоя под крестом, прикусывает клык с видом – ну бывает, Бог его знает – кто прощён, а кто нет…

Мелочи.

Так, Брюс Кэмпбелл уже тут, а это значит, стало быть – Армия тьмы?!

Интернационал, тем более, что объединились-собрались вампиры из разных мест. Чета немецких вампиров Краусбергов – Отто и Анна (образец старомодной любви и в престарелом возрасте), четверка молодых вампиров с завода, различные обыватели, в том числе и пара ковбоев. В большей мере, это представители преимущественно начала и середины XX-го века – видно, что более поздним обращенным легче переносить жажду крови, а вот более старые вампиры уже давно не могут побороть свои древние кровожадные инстинкты.

Нация V. Шляпы и солнечны очки в в комплекте.

Реквизит неплох, он разнообразен и богат – из-за самого различия вампиров разных эпох, а  костюмы бандитов-ковбоев перекочевали, видимо, с соседнего павильона про дикий Запад, так что всё норм. Декорации тоже к месту – пыльный солнечный городок, фабрика, старый особняк. Картинка, особенно VHS-версии, конечно слегка блеклая, да и ночных фонов, тёмных, мрачноватых и скрывающих некоторые детали хватает – но что вы хотели от фильма про вампиров?!

Следует учитывать, что он изредка шел по ТВ, и появлялся, в основном, на кассетах. Я вот записал его с ТВ на видак, но потом, то ли стёр его, то ли потерял – и для верности купил, уже на закате видаков, VHS-кассету, с довольно плохоньким качеством. Он у меня где-то в саду валяется – вместе с стареньким видаком, который ещё работает. Обычно попадаются две-три версии, и только в одной качество вполне приемлемое.

Есть пара-тройка второстепенных персов, но они по своему шикарны и добавляют картине очков.

Эх, какой бы фанфик получился, бери и пиши: городок, заселенный одними вампирами разных эпох!

Спеть, что ли? Где наши гитары?! Вампиры-пенсионеры на отдыхе.

Во первых, это конечно же троица с заправки, братья – этакие местные ZZ Top (хотя если кто помнит, с бородами там было только двое). 90-ые же! Изрядно комичная и философская троица. В особенности отжигает Морт (Эммет М. Уолш) – толстяк-здоровяк, временами буйный и плохо сдерживающий свои эмоции. Морт порой рассудителен и старается слушаться наставлений Мардулака, но не всегда у него это получается! Первым же делом, в начале фильма, срывается на “Реднеке”, нагрубившем ему.

Кантри-дед.

Кстати, один из актеров (троица на заправке) Саншайн (!) Паркер и в жизни носит шляпу и бороду. К сожалению, умер вскоре после съемок этого фильма.

Упитанный негр-шериф Квинтен КанадА (его играет ВНЕЗАПНО Джон Хэнкок), следит за соблюдением закона в городке, а по факту, на нём лежит директива, выпроваживать людей из города, и оберегать вампиров от эксцессов. Одновременно довольно крутой дядька, но чуток размягший. Он ироничен и добродушен – когда всё хорошо, но когда возникают сложности, вполне жесток и решителен.

Повар ̶Н̶и̶г̶е̶л̶ь̶ Найджел – ворчит на то, что вынужден готовить бесполезные бургеры и прочую еду в своей забегаловке – как для обычных людей-заезжих, так и как реквизит-обманка для них же, но для вампиров – типа они обычные едоки-люди.

Мистер Грянзуля.

Ему противостоит местный недо-плохиш, ковбой-толстяк Бейли (одиозный Джордж “Бак” Флауэр), которого я назвал про себя грязнуля – по нему видно, что он ранее любил валяться лицом вниз в конскую поилку. Не очень плохой по сути, но гниловатый тип, кандидат на предательство местных законов, ибо долго уже терпит без крови, и не прочь бы оборвать бескровную диету. Роль небольшая но колоритная. Часто цапался с поваром Найджелом, который сам по себе довольно раздражительный.

Разности.

Грим, особенно когда горят нечистые вампиры, отличный – до крипоты. Снесение башки, немного крови – есть толика чернухи, как же без неё.

Извини, родной, так получилось…

Озвучка – есть пара-тройка вариантов, я смотрел (и мне большее привычен) перевод ТВ-3 – там большей частью жжет Борзунов – это его велеречивая и пафосная озвучка (как всегда)… Он более неточен, но также неплохо передаёт смысл фильма, пусть и чуть искаженно.

Тут у меня вообще получилось интересно: запись с телика – ТВ-3, на кассете была озвучка Петра Карцева, а когда я искал фильм в Инете, то нашел перевод аж Михалёва. Косяк, это у многих было, в одной определенной версии – почти пять минут в середине фильма (разговор Хелсинга и Сэнди) не переведен, но в озвучке ТВ-3 озвучено всё. Есть смысл найти версию с обеими озвучками и в этот момент переключится с одного озвучивания на второе, а потом вернутся обратно. Более редко встречающийся перевод – А. Михалёва.

Так или иначе все три варианта стараются обыграть одну финальную шутку по-своему. В конце, закатив речь, граф роняет фразу, смысл один но шутка обыгрывает быт вампиров – на это реагирует Хелсинг-неофит, и ржёт над каламбуром, прерывая недоумевающего графа. Граф говорит: отКРОВенно говоря… – или в другом переводе: – я уже сыт этими разборками с вампирами ПО ГОРЛО… Третий вариант: начнётся новая жизнь, которая свежей КРОВЬЮ вольется в наши жилы… Хелсинг: конечно, они же вампиры, понятно же, это смешно – по горло\откровенно\вольется… Действительно, забавно.

Музыка (Ричард Стоун).

Классика же!

Что еще можно похвалить – это бодрую музыку, без дураков, тут есть много чего приятного для слуха – это и мрачноватые триллерные мотивы, и лирическая музыка (Дэвид и Сара, также и Хелсинг и Сэнди). И что самое главное – раз фильм косит под вестерн, тут есть мексиканские и просто вестерновые композиции: этакие бравурные трубы, героизм, дух приключений. И этим фильм необычен. И вообще складывается ощущение, что рядом снимали заурядный вестерн, а режиссер взял да и позаимствовал оттуда реквизит для фильма, а до кучи и саундтрэки – вставил только своих персонажей, и вуаля – фильм получился этаким гибридом, смесью старых времён и модерновых; нео-вампиров, которые по сути, “перековавшиеся” старые, ковбойские перестрелки и городок на краю пустыни – и тут же современный завод по производству крови.

Кстати, одна мелодия так и называется – Mort’s Duel In The Sun; то есть, когда Морт пытается заправить машину, передвигаясь к ней перебежками – в сомбреро и перчатках, стараясь не попасть под палящее солнце. Также сильна композиция во время перестрелки плохих и хороших, также явление креста (и тут без него не обошлось, без креста животворящего!) – дословно Прощенные и Проклятые\Падшие (или Прощение\Искупление проклятых) – Redemption Of The Damned; которая плавно перетекает в бравурную мелодию, прям перед глазами возникает закат и едущие в него ̶Н̶е̶у̶л̶о̶в̶и̶м̶ы̶е̶ ̶М̶с̶т̶и̶т̶е̶л̶и̶ всадники! И чувство, что мы посмотрели нечто светлое и знатное! С музыкой на удивление тут сильно – хотя картинка и операторская работа вполне заурядные (но декорации и реквизит хороши).

Приколы.

Летучие мыши-вампиры – также по классике, хотя выглядят их муляжи комично и корявенько (особенно летучий мышь с седыми усами и бородой Итана Джефферсона), да и Шейн в этом облике выглядит игрушечным. Но зато традиция!

Интернациональная четвёрка – французик-чистоплюй Пьер (смахивающий на Байрона или на Луарвика-Луарвика из “Отеля погибшего альпиниста”), невозмутимый англичанин Джеймс, очкарик-итальянец Пуччи, и похожий на Арнольда Шрвацнеггера, как лицом так и комплекцией, мексиканец Рамон.

Боевая четвёрка: Арни у нас нет, зато есть его мексиканский эквивалент! Он один нас троих стоит!

Как в старые добрые времена – огнестрельное оружие, в кои то веки, оказалось полезным против вампиров, стоило применить технологию деревянных пуль… Причем, кровожадные вампиры вооружены новейшей автоматикой, а вот приверженцы Мардулака – традиционными ковбойскими револьверами и арбалетами. Традиция! И неважно, что у врага Теперь у меня есть автомат, ха-ха-ха! – но всё равно добро победит! К тому же, никто не запрещал пользоваться трофеями. Но всё же Модрулак и его ̶л̶ю̶д̶и̶ сильно потеряли в этой схватке – хотя и врагов покосили немало.

Как видно даже визуально, у врагов было много головорезов и боевиков, а мирные горожане были плохо приспособлены к войне – врагам в полной мере дали бой лишь немногочисленные телохранители Мардулака.

Также, в теории, вампиры должны гибнуть только при попадании пули в сердце – и фильм этому более-менее следует, но там была такая битва, что просто в дикой перестрелке некогда смотреть, кому куда пуля попала. Но мне кажется, режиссер следил за этим фактом внимательно, обыгрывая свои же законы этого мира. Пара-тройка же ранений “не в сердце”, вполне для вампиров не смертельны.

Не без цинизма\ностальгии – в финальных титрах, как бы в ностальгию, показаны даже те, кого убили в перестрелке (типа они попрощались и ушли) – равно как и хамло (Том “Рэднек” Прайер) из начала фильма – но в виде лежащей на земле башки.
̶У̶к̶о̶л̶ Убийство зонтиком – ужасно иронично-цинично. Им проткнули – а потом он раскрылся. И поделом, предателю!
Ирония – Шейн дразнит Дэвида словами, что нужно было целится ему в сердце, чтобы убить – а тот почти тут же возвращает эти слова ему же, воспользовавшись его советом: в сердце, Шейн, в сердце!

Итог.

После первой половины фильма, ближе к финалу, предстоит бодрая масштабная перестрелка!

Фильм середнячок, или даже чуть выше, (на 7-8 баллов), но он берёт душевным, ироничным посылом и настроем, кроме того, во второй половине фильма начинается бодрая и довольно продолжительная экшен-перестрелка – вполне глобальная войнушка. Для смотревших раньше – это уже ностальгия и просто клёвый фильм, а любителям ироничных вампиров – смотреть, если не смотрели.

Бодрая такая комедия, комедийный хоррор и приключенческий фильм, родом из 90-х: старина – традиции уходящих 80-х, и начало безбашенных 90-х – а впереди вскоре будут дикие Блэйд и От заката до рассвета!

В фильме многое просто и понятно подано – плохие и хорошие, соблазны старой, и трудности новой, вампирской жизни. Стёбно, оптимистично, порой по-семейному, по-доброму – и с иронией. Местами мрачновато, цинично – но поучительно.  Не такой жесткий, как классический “От заката до рассвета”(он появится спустя пару-тройку лет), помягче, но и тут хватает доли ужастика и перестрелок. Но всё равно, получилось почти что “для семейного просмотра”. А главное, поднята шикарная тема: а такие ли уж вампиры плохие – может и у них есть шанс на искупление? По крайней мере у тех, кто готов раскаяться и бросить кровавые замашки…

Граф Дракула плачет от вашей статьи ̶к̶р̶о̶в̶а̶в̶ы̶м̶и̶ слезами…

Добавить комментарий