Фильм Доля секунды\Считанные секунды (Split second) 1992.

Фильм явно нарочито взрослый и брутальный: обнажёнка в начале, расчленёнка и кровища, вырванные сердца – так что влепим 16+ или (R).

Был в 90-е такой фильм Доля секунды, совершенно уникальный — мистический боевик, что на фоне просто боевиков и фантастики, про роботов в космосе, выгодно его отличает от остальных. Сейчас, когда требования к современным фильмам подразумевают либо интересную идею, необычное исполнение, или на худой конец спецэффекты. А в 90-е практически все, что выпускалось, было новым, экспериментальным, режиссеры искали новые жанры и идеи. В этом фильме сюжет позамысловатее, чем про “чужастика” в космосе, однако сейчас, при просмотре кажется таким же простым.

Но этот фильм выигрывает за счет мрачноватого юмора, характеров главных героев и атмосферности. Да, при рассмотрении видны логические нестыковки, иногда некоторая бредовость сейчас смотрятся нелепо. Но тогда… Именно ощущение тайны, мрачного антуража затопленного Лондона и незримое присутствие врага — все это в месте дает тот положительный эффект от просмотра фильма. Кто смотрел Долю секунды тогда — те поймут тот неповторимую атмосферу фильма. Тут еще примешивается ностальгия, а такие необычные фильмы чаще запоминаются, чем например, однообразные бесконечные боевики Сигала и Ван Дамма. Те кто посмотрят его сейчас — будут в недоумении, и будут по своему правы — фильм с неплохой готической атмосферой, почти триллер, мистика, неплохая идея — и местами бредовый сюжет и логические ляпы. Но все же, я думаю, найдутся те, кто оценят этот фильм.

Придирки и особенности фильма.

Вся суть фильма в том, что полицейский-детектив Х. Стоун и его напарник Дик Даркин (или Дёркин по другому переводу), пытаются поймать некого маньяка, который шастает по городу (Лондону) и вырывает сердца у жертв – а порой и надкусывает их. В общем, нечеловечески дико и жутко. Всё это связано с прошлым Стоуна, который ранее потерял напарника при смутных обстоятельствах.

Вид от лица этого монстра иногда есть в фильме, но почему-то, как ляп фильма, он идёт с точки зрения роста обычного человека, что немного неправильно. Также показано его сиплое дыхание и биение сердца, которое может улавливать Харли Стоун – всё это из-за того, что ему этот маньяк нанёс рану, когда он еще был с напарником Фостером, и теперь между ними есть мистическая связь.

С Фостером тоже непонятно – он провалился ̶в̶ ̶Т̶а̶р̶т̶а̶р̶а̶р̶ы̶ под воду, пропал прямо на глазах у Стоуна (под конец фильма, так же под воду проваливается и новый его напарник – Дик Даркин). Почему было решено, что он убит, он скорее MIA чем KIA (Пропал без вести а не Убит в бою). Зато логично, что нашли заржавевший револьвер Фостера – ведь он долгое время был в воде, когда Фостера утянули на дно. И в чём состоит вина Стоуна? У него пропал напарник, пропал необъяснимо и загадочно. Хотя видимо Стоун не смог внятно это объяснить на работе, и выглядело всё так, что он ̶в̶т̶и̶х̶у̶ю̶ ̶з̶а̶м̶о̶ч̶и̶л̶ сбагрил напарника – из-за его жены, чтобы потом к ней подкатить.

Также логика хромает тогда когда выясняется, что монстр царапнул его по руке – даже краем глаза можно было бы увидеть трехметровую неведомую хрень, что подошла к тебе почти вплотную. Но возможно, что Стоун тут же потерял сознание и пришел в себя после. Неизвестно тогда, как он выбрался из подземки, и почему монстр его не убил.

Маньяк играется со Стоуном, ведя какую-то свою игру “в страшилки-пугалки”, и в целом, ему удаётся держать Стоуна в напряжении.

Дика Дракина, с его психологическим образованием, специально прикрепили к неуравновешенному параноидальному (не без оснований) Стоуну: по сути, тот сначала следил за ним, и поэтому сам Стоун был не в восторге от потенциального стукача-напарника – все его “наблюдения” могли пойти в его дело, характеризующего его, Стоуна, как психа.

Также по сути, и сам Стоун действительно не без греха: его психика сдвинута и находится в пограничном состоянии, он много пьет кофе и много курит, а также он имеет свой взгляд на расследование. Например, он предъявляет полицейский значок собаке, в порыве чёрного юмора – а на вопрос хозяина клуба, что он делал, горит что беседовал с его секретарём (то есть с собакой).

После этого уже не удивительно, что он валяется на полу в туалете клуба – на месте смерти жертвы, обведенным по силуэту тела – и размышляет на тему, как все произошло, и что чувствовали жертва и убийца. Сам по себе Стоун экстраординарен и экзотичен. Видимо, рана на руке также дала ему некоторые черты легкого безумия или даже прозрения. А в противовес ему Дик Даркин – слишком правильный и логичный. Хотя при столкновении с мистикой он также заражается хаотичностью, поспешностью и дерганностью.

От саундтрека, а в особенности от главной темы, в фильме мурашки по коже, а в сочетании с картинкой и атмосферой – вообще убойно.

Игра Рутгера Хауэра и Нила Дункана замечательные: крайне необычный получился дуэт – и плодотворный, лучший, пожалуй, в ряде фильмов из 90-х. При всём этом фильм, при 7 миллионах не окупился в прокате: собрал всего 5 миллионов. Но несмотря на этакий налёт бредового трэша, фильм снят качественно, и многие фанаты до сих пор его помнят – и он является уже своеобразной классикой хорошего и необычного хоррор-боевика из 90-х.

Лондон, затопленный Темзой, и вообще переполненный водой и сыростью показан бедновато: показали в начале мост и пару затопленных улочек и всё. И теперь Лондон не затянут туманом, а залит дождями. Подземка также выглядит скромно.

В фильме заявлено падение нравов, усиление криминала и разрухи – и собственно, усиление полицейских подразделений, но сам фильм этого не показывает, сосредоточившись на маньяке, который, если поразмыслить, стал воплощением всех грехов этого города – и так как нам не объясняют его природу, то можно допустить именно генезис (зарождение) этого существа – из сущности и греховности людей и животных (крыс), глубоко под землей: под Лондоном завелся особый крысиный Дьявол!). Стоун так и сказал: его (убийцы) ДНК словно соткана из ДНК всех маньяков и убийц. Получилось полу-мистическое, полу-научное объяснение.

Также, на пользу идут и знания Дика о оккультизме, астрологии и мистике: по сути, со временем, он неплохо так дополняет мало начитанного оперативника Стоуна, который даже плохо помнит свой знак зодиака. Действия фильма происходят в 2008 году, в Год Крысы, что символично и является особой продуманной фишкой фильма. В чем-то “Доля Секунды” по простому гениальна – в мелочах и их продуманности.

Харли Стоун?! Ха! А что великого в имени Дик Даркин?!

Отдельно нужно сказать о игре актеров — и если детектив Дик Даркин, в общем-то стандартен и предсказуем, хотя и забавен; то Харлей Стоун — просто шедевр. Очень часто, когда фильм получался совершенно стандартным, простым, но игра актера, играющего главную роль, зачастую вытягивает весь фильм. Например, роль Джонни Деппа — Джек Воробей, прибавил и так отличному фильму еще половину успеха. Так вот, скромный и неплохой, зачастую недооцененный, американско-нидерландский актер Рутгер Хауер сыграл в этом фильме отличную роль. Нечто похожее мы видели в его Попутчике (1986 ), хотя играть неординарную личность, психопата или неадекватного полицейского, гораздо интереснее, чем простого обывателя. И тут Рутгер Хауер сыграл роль, которая отлично дополняет этот мрачный мир — параноидальный полицейский ищущий загадочного маньяка-убийцу. У Рутгера Хауера, практически и нет проходных ролей, а есть куча запоминающихся — это и «Попутчик», и «Кровь и Плоть», и отличнейший «Леди-ястреб».

Пошло, но забавно: моя мать ещё помнит, и напоминает мне, как обидели понравившегося ей ещё по фильму “Леди-Ястреб”, актера Рутгера, переведя его в этом фильме, в начальных титрах: … в фильме снимались: Рутгер Хуер. Вполне возможно, что можно ещё найти фильм с таким переводом.

Небольшая заметка — ранее, когда фильм транслировался первые несколько раз — он был полной версией. А сейчас присутствует только обрезанная версия. По-видимому, просто урезали так, чтобы уложится в требуемый хронометраж. Ничего такого серьезного не вырезали, всего пару эпизодов, но если без второго можно было и обойтись, то первый эпизод с расстрелом Стоуном крысы в мусорном бачке сразу ставит вопрос — позже, когда об этом вскользь упоминается в урезанной версии, как уже о прошедшем событии.

А второй эпизод немного раскрывает жизнь напарника Стоуна, Дика. После похищения подруги главного героя, напарники решают заехать уже к подружке Дика, о которой тот рассказывал, но так, что создавались сомнения в ее существовании (у меня есть одна тян). Они приезжают к ней, и мы видим коллекцию брелков для ключей, один из которых она и подарила Дику. Далее они ее забирают и отправляют за город, дабы монстр не утянул и ее, и только потом идут в Логово Зверя.

В целом, вырезали около 6 минут, так как фильм обычно шёл 1:36, а сейчас 1:30.

Парочка крысоловов из подземки – похоже они крыс не только ловят но и ещё и едят: больно дико-полубезумно выглядят – этакие сталкеры по подземельям. Еще одеждой они мне немного напомнили парочку Уэфа и Би – из Галактики Кин-Дза-Дза. Также дико показано их второе появление: монстр-то реально смотался наверх и скоропостижно кокнул их, вполне воможно применив свой трюк с просачиванием на разные уровни.

Самый криповый и напряженный момент из фильма.

Самое интересное, что ждешь очередного маньяка, но оказывается, что он не так прост. Особенно радуют проявления характера грубоватого Стоуна и аккуратного чистоплюя Дика. Еще больше доставило, что он внешне похож на меня, да еще и по той же специализации — психология, ну разве что еще и детектив. Есть пара-тройка условностей – трехметровый монстр (разве что плащ напялил) невозбранно ходил по улицам и творил свои дела. Да ладно?! Очень куце подана история напарника Стоуна – нам нарочно не выдают, как Стоун оттуда выбрался, и прочее – а иначе было бы еще больше вопросов к фильму. Многое списывается на мистику; вполне возможно, что монстр действительно мог исчезать и появляться, не попадись на глаза людей.

При убийстве первой жертвы в фильме, когда он возвышается над ̶М̶э̶р̶и̶л̶и̶н̶ ̶М̶о̶н̶р̶о̶ блондинкой, то можно видеть что он очень высок, что правильно.

Что сразу приходит на ум, даже не зная ещё сущности маньяка: он появился, например, из вентиляции ̶к̶а̶к̶ ̶ ̶и̶ ̶п̶о̶д̶о̶б̶а̶е̶т̶ ̶Ч̶у̶ж̶о̶м̶у̶, и убив жертву, скрылся туда же, не выходя из туалета клуба. ̶Н̶у̶ ̶и̶л̶и̶ ̶о̶н̶ ̶п̶р̶о̶с̶о̶ч̶и̶л̶с̶я̶-̶у̶т̶ё̶к̶ ̶в̶ ̶к̶а̶н̶а̶л̶и̶з̶а̶ц̶и̶ю̶ ̶ч̶е̶р̶е̶з̶ ̶у̶н̶и̶т̶а̶з̶.̶ ̶

Кстати, недружелюбный к Стоуну полицейский, друг погибшего напарника Фостера – это актер вторых обычно ролей Пит Постлетвейн. О же Кайзер Соуза из “Подозрительных лиц”, ещё он играл в “Соломоне Кейне” и куче других фильмов. В 1990 у него был диагностирован рак легких, но умер он от рака поджелудочной железы в 2011. Неброский актер, но всегда был на месте в разных фильмах – краешком, играя вторые роли, подыгрывая и усиливая атмосферу фильма.

Также, Мишель Маклейн в фильм играет актриса Ким Кэттрол – тут у неё тёмные волосы (вероятно парик). Она же потом будет играть одну из ролей в сериале “Секс в большом городе”, а раннее играла, например, в “Полицейской академии”. Получилось нечто вроде Мии Уоллес из “Криминального чтива”.

Когда к Мишель прорывается когтистый монстр, то удивляет её реакция – она не испугана, а в ярости, обзывает его крысиным ублюдком (что в принципе верно) и словно бы знает, что именно он забрал её мужа Фостера – монстр что, напялив плащ, к ней с цветочками потом приходил и домогался?!

Еще забавный момент был, когда напарники подбирали себе оружие – и выудили у оружейника, кроме компактной бомбы «Мегатрон», по паре вундервафель – микро-миниганов(!). Причем боезапаса хватило бы всего лишь на непрерывную стрельбу около 10-20 секунд. Но все равно прикольно. Наша маленькая личная война…

Дико порадовало перечисление того арсенала, которое детектив Стоун носил с собой (большей частью в машине): нечто похожее было в первом Терминаторе: зашел он в магазин и начал перечислять что ему нужно: кольт, SPAS-12, Armalite AR-18, и так далее… Для пущего прикола он запросил привычный ему плазменный карабин «Вестингауз (М-25А1) диапазона 40 Ватт, которая была доступна только при начале войны со Скайнетом – ею и были обычно вооружены модели 101. Это скорее шутка для фильма, ведь Терминаторы таких глупых ошибок не делают, путаясь в о временных периодах – и наличии оружия в них.

Кстати, в том же фильме Терминатор 1984 года смотрелось диким то, что в оружейной лавке можно купить автоматическое скорострельное, а то и штурмовое оружие! Так же как и в фильме “Коммандо” – даже реактивные пусковые установки были, кроме прочего. Наверное, просто если Арнольду Шварцнеггеру что-то нужно, это будет в магазине: заверните мне Мини-ган, Ракетную установку и вон тон тот перочинный ножик! – Это Мачете! – Всё равно, заверните! (+_+) .

На самом деле, в книге Термик, убив продавца магазина, немного подрихтовал нужное ему оружие, заточив пару стволов под автоматический огонь – как-никак убийце из будущего дали все тактико-технические характеристики оружия и схемы модификаций -для большей эффективности ведения огня.

И конец фразы шефа, обращенная к Стоуну — я удивляюсь, что ты не таскаешь с собой ракетную установку! И его ответ — не удалось достать разрешение (+_+). Присутствующий Дик Даркин хмыкает, а шеф одергивает его – не смешно!!

Стоун, ты что его в свою веру обратил?!
Липкий страх, напряжение, погоня за кажется неуловимым и невидимым, но находящимся в неподалеку маньяком, почти монстром… Распределение ролей, как например, в Секретных материалах: один фанатик, маньяк, со своей идеей, а напарник по началу этакий Фома Неверующий. Кризис, враг показал оскал – и вот уже напарник верует, проникается идеей его поймать, уничтожить. Не ново, но подано отлично, с черным юмором и сарказмом. Поведение начальника отдела крайне понятно – ему заявляют что идут ловить чуть ли не дьявола, как это понимать?!
Ты его видел?! Нам нужны большие, мать его, пушки!
Неплохо передана паранойя главного героя – он и сам стал одержимым при поимке маньяка (вспоминаем персонажа Разрушителя” Джона Спартана: “Маньяка может поймать только другой маньяк!”). И чем сильнее параноил Стоун, пачками выкуривая сигареты, мучась бессонницей (а порой и спя на ходу) и литрами выпивая кофе – тем сильнее накопленный эффект, когда маньяк оказывается монстром: не зря так нервничал, реальность превзошла все ожидания – зверь да и только! И начальство начинает понимать, видя что за “зубки” у этой твари, что Стоун может быть и прав.

Монстр выглядит знакомо(типа недо-Чужой), он резиновый: фильм больше нагнетал, и неплохо, напряжение, а финальная битва как-то слишком по бытовому проходит, но в целом, всё равно зачётно!

ЛОЛ, но крутой персонаж Харли Стоун внешне выглядит этаким братом-близнецом Дюка Ньюкема, разве что слишком мрачный, вы не находите?

Когда Стоун наводит пистолет на сердце монстра, и говорит “Спокойной ночи!”, мы словно завершаем смотреть некую мрачную и страшную сказку, а по сути – кошмар. Далее наступает день – и мы понимаем, что этот кошмар закончился.

Не все ясно с происхождением этого мистического убийцы, но ясно одно – силы света снова одержали победу. Хотя, силы зла неуничтожимы – все эти бульки в конце фильма… Но нет, показалось наверное.

Я рекомендую этот фильм тем кто хочет посмотреть что-то необычное и атмосферное — мистическое, с долей черного юмора. Для усиления эффекта лучше смотреть в слякотную, промозглую и дождливую погоду (лучше осенью и пребывая в меланхоличном настроении) ̶и̶ ̶и̶м̶е̶я̶ ̶к̶р̶ы̶с̶и̶к̶а̶ ̶п̶о̶д̶ ̶р̶у̶к̶о̶й̶. И хотя фильм неидеален, он стильный и смотрится хорошо даже сейчас.

Добавить комментарий