“Дюна” Дэвида Линча DUNE (1984) – Неоднозначный шедевр.

Статья немного дополнена, в частности добавил комментарии про актёров, “как было в книге”.

Скажу сразу – посмотрев фильм Дюна 1984 года (а произошло это для меня где-то в 88-ом году), я остался под огромным впечатлением (и не я один). Фильм – шедевр, режиссер –  гений, но я понимаю недовольство Линча своим фильмом. От его стиля осталась любовь к деталям и психологизм, но в остальном фильм действительно смотрится как не-Линчевский. Это его творение, но вынужденное: сказали – снимай всё как видишь, но не отходи от суди, все диалоги – по книге; выбор был только в декорациях и костюмах – но и их тоже следовало подогнать под вселенную книги. Очень жесткие рамки для Линча-режиссера – само по себе снимающего авторское, своё кино – со своим стилем и виденьем. В общем сложилась такая ситуация, как если бы безумно-гениальному Тарантино навязали снимать фильм по “Войне и миру” – книга достойная, эпичная, но не моги там практически ничего менять! И следили бы за процессом, одергивая режиссера. То есть не давали самобытности и полету фантазии автора разгуляться! А ведь этим и славен Линч, своим стилем и виденьем, философией мира – и не только он.

К тому же когда пришли к Линчу, он книги не читал, иначе бы сразу оценил масштабы и головную боль со съемками; его предложение заинтересовало, и он взялся за работу, а потом книгу все же осилил…

А фильм оказался шедевром по многим параметрам: звездных состав – и мало того, там творился творческий и продуктивный “интернационал”: Император – пуэрто-риканец, Леди Джессика – англичанка, герцог – немец (Юрген Прохноу, прям с Подводной лодки Петерсена сошел, даже бороду брить не пришлось), талантливый ветеран кино Макс фон Сюдов – в эпизодической, но запоминающейся и знаковой роли имперского эколога Льета-Кайнза (отца Чани), МакМиллан в роли Володи Харконнена (пришлось навесить на него “лишние килограммы”, чтобы соответствовать роли тучного барона), много еще кого – да блин, в роли Фейд-Рауты – просто Стинг! То есть, все актеры оказались на своих местах и теперь восприниматься как лица героев из книги. Удачная экранизация, которая со временем стала культовой, не получив однако официального признания. Да и Линч для проформы отмазывался как мог от своего детища, и официально фильм как бы принадлежал некому Алану Смити – псевдониму, собирательному образу, по типу ноунейма, за которым скрываются режиссеры, которые не хотели ставить под своим фильмом свои имя и фамилию. Линч был недоволен тем, что ему не дали доработать фильм окончательно, а значит это частично не его фильм, урезанный и перекроенный…

И тут режиссеру Дэвиду Линчу нужно быть благодарным съемкам фильма “Дюна”: взяв на главную роль молодого и неизвестного никому Кайла МакЛахлена, он в дальнейшем получил ключевого актера как в своем “Синем бархате” так и в сериале “Твин Пикс”. А до них, кстати, Кайл МакЛахлен сыграл еще одного агента ФБР – Галлахера, в фильме “Скрытый” (Hidden). Также еще пару актеров он также отметил для себя – и в дальнейшем пригласил на съемки своих фильмов.

Практически всё, за что не возьмись, в этом фильме на пять: декорации. костюмы (особо постарались над дизайном дистикомбов Фрименов – к тому же много одежды на съемках шили мексиканцы, отчего на некоторых одеждах иногда можно заметить вышитые, чуть футуристически замаскированные фамилии людей, их делавших), игра актеров, стиль, вид космических кораблей, местности и пустыни (и Червей), спецэффекты. Размах был эпическим, но фильм по сути не повторил судьбу “Звездных войн”(хотя вполне мог бы), не обзавелся продолжениями (и это тоже делает его уникальным – ну быть может еще “Светлячок” можно вспомнить): разве что слабенький сериал дополнил вселенную (а сейчас еще один грядет). Но, есть одно большое “но”: во-первых, люди не читавшие книги Фрэнка Герберта потянулись к этой вселенной (в фильме всё же очень многое было непонятным для не читавших книгу), а во-вторых: по ней стали делать игры! Причем первая закономерно стала квестом, а потом внезапно вторая часть и последующие – уже RTS, что логично. Вот где была золотая жила! Минимум философии (но она была, к чести сказать волне фундаментальная и продуманная – как и мир), взята за основу общая суть книг и фильма – и как бы дополняя слабость боевых сцен в фильме, они в полной мере отражены в играх: тотальная война и добыча Пряности на просторах пустынного Арракиса! Далее поведаю и по последней и них в серии.

Есть один человек на YouTube – была такая книга “Еретики/Фанатики Дюны”, так вот он один из них: RocketMan: фанатичный поиск деталей и смыслов в этой  вселенной. Есть у него и другие темы, но Дюна ведущая – кому интересно, гляньте. Для антуража он даже иногда косплеит ментата (и немного похож на капитана “Гипериона” Мэта Хорнера из Starcraft 2). Скажу больше, сам же я начал смотреть другого ютубера “Красного циника”, когда искал рецензию про фильм “Дюна”, а тут мне он и попался. Мне понравился детальный и подробный разбор этого фильма, и я потом смотрел всё, что выпускал этот ехидный товарищ. Его я также рекомендую для понимания – «Дюна» – 1984 vs. 2000. Обзор «Красного Циника»; он сравнивает фильм Линча и сериал 2000-го года.

Также есть корокий ролик История провала фильма ДЮНА(1984) о трудностях и особенностях сьемок за аторством GreenGrass.

Как бы не старался Линч, фильм и без того огромный по хронометражу, пришлось урезать до полуторочасовой версии – доступная сейчас театралка идет около трех часов (02:58), когда как полная режиссерская наверно тянула на четыре (вспоминаю легендарную 3-6-часовую “Das Boot” с тем же Юргеном Прохноу). Есть переходный вариант часа на два. И даже если бы выкатили 4-часовую или пяти, фильм оказался лишь частичной адаптацией и экранизацией. И это не говоря уже о том, чтобы экранизировать остальные книги! Скажем так, в минусы фильма отчасти можно занести трудность понимания материала: слишком фундаментальная вселенная Дюны: если кто не читал книг, понять всю суть в фильме трудно. Но в целом, фильм как мог раскрывал особенности – через яркие картины и образы персонажей. И поэтому фильм закончился на еретичной – с точки зрения книги, ноте “всемирного потопа”, когда Пол Муад`Диб обрушил на не знающие дождя пески, и стоящих на них Фрименов водный ливень. По логике он этим погубил всех Червей и пряность ими производящую – хотя может быть, его ливень был локальным и не распространился на весь Арракис, что тоже логично.

Очень сильная сцена, очень стремительно повышающая фигуру мессии Пола Муад`Диба до ранга Бога Дюны. А в книге это был постепенный  и осторожный, порой мучительный процесс: была например, опасность фанатичной преданности его служителей, с последующим выпилом галактики в результате Священной войны во имя Пола Муад`Диба. Но фильм есть фильм, он живет по своим законам и в целом мне этот финал больше понравился. Хотя было видно, что режиссер не будет снимать дальше, сразу же закрыв финал истории, закончил фильм и поставил точку – хотя с такими объемами книг как раз напрашивался именно сериал или ряд фильмов. Но фильм получился более цельным и в целом более понятным для рядовых зрителей.

Почти анекдот: Вызвал Пол Муад`Диб ливень, поначалу Фримены возрадоваться воде с небес, но потом им стало не до смеха, Великий Потоп все-таки; и лил дождь сорок дней и сорок ночей…

Скажу больше – фильм в целом лучше книги: по визуалу, простоте подачи идей и наглядности, зрелищности. Первая же книга Дюны, чисто по человечески, кончается ни к селу ни к городу: несмотря на победу и свою диктатуру, Пол Муад`Диб понимает, что всё еще только начинается (а далее идет порядка двух десятков книг раскрывающие эту фундаментальную систему): перестояло жениться на принцессе Ирулан, приструнить Императора, сдерживать Фрименов от Джихада, мудро править, попутно живя с Чани, которая будет ему лишь наложницей, когда как принцесса Ирулан –  официальной женой, но нелюбимой и только для политического брака. Много чего еще. То есть финал первой книги был сумбурным и тяжелым: это была не победа, а лишь точка в новых войнах и трудной жизни на Арракисе.В фильме же всё это перечеркнуто более оптимистичным и ярким финалом.

В режиссерской версии почти десять минут рассказывается краткий лор вселенной Дюны – с демонстрацией рисованных иллюстраций: растянуто и статично, но как минимум арт у фильма был обширным и использован в нём. Всё таки эта была попытка кратко пояснить предтечи Дюны, сжато и по теме. А в финалке этого вступления нет. Зато оставили, как мы через Пола немного узнаем об Арракисе через интерактивный учебник. Также подчеркнули печатку Герцога Атрейдеса, и важность её для Барона.

Также в книге был один маленький секрет: Пол потом узнает, что его медноволосая мать была незаконнорожденной дочерью Барона, рожденная от его наложницы, отчего Пол приходился ему внуком (!). А вы думали, просто так Хароннены рыжие – и Леди Джессика носит тёмно-медную шевелюру? Вот как всё закручено было! Вообще книга показывает, что многие решения имеют свои последствия, многое взаимосвязано – хотя на первый взгляд этого не видно.

Также режиссер ввел в пользование, вопреки книге, Атрейдесам звуковое оружие: потом это развилось в играх – это была фирменная фишка Атрейдесов и Фрименов. Это не был крутой режиссерский бред: так он пытался компенсировать то, что сухопарые и худосочные выживальщики в пустыне Фремены превосходили по книге в бою (зачастую рукопашном – с Крисножами) Харконненов и даже элитную гвардию Императора – Сердюков… то есть Сардаукаров (один  воин которых стоил десяти обычных). А чем они последних превосходили; Сардаукары были профессиональными бойцами и гладиаторами, с прокачанным телом и психикой – а Фримены, в основном по рукопашке и фанатизму были сильны, но в весовой категории проигрывали Сардаукарам. Вот почему такой финт ушами – к философии, фанатизму и мировоззрению, боевому стилю боя на Крисножах Фрименов, извне, Атрейдесами были принесены технологии супер-оружия; звукового оружия – которое они в дальнейшем использовали, что несколько уравняло их шансы в бою с Сардаукарами: крайне мощное на средней дистанции, дистанционное оружие (сорри, за тавтологию).

И тем более крайне гениальным решением Линча выглядит подводка усиления звукового оружия: от имени Муад`Диба удесятерялись силы его фанатичных Фрименов, а звуковое оружие – мощнее стреляло! Очень хорошая находка.

Забавно, но в аниме “Последний изгнанник” я увидел пару отсылок к “Дюне”. Там также есть Гильдия, дающая двум сторонам конфликта способ перемещения в пространстве: генераторы, с помощью которых корабли обеих стран – Диззета и Анатоля летают. Этакие третейские судьи, смотрящие за войной – и в некой мере  контролирующие её ход. Так же Гильдия закономерно обладает космическими технологиям и превосходными пилотами и техникой. Скажу даже больше, Император Анатоля – который под конец сериала неожиданно схлестывается с первосвященником (типичный конфликт Престола и Церкви), отец одного из персонажей аниме, по внешнему виду  и по мундиру – вылитый Коррино Шаддам IV. Это даже не заимствование,  а явный реверанс в сторону вселенной Дюны, благо Анатоль засушлив и местами пустынен – и вода там в цене.

Также, в анимэ Hellsing (OVA и Ultimate) полицейская Виктория Серас вооружена 30-мм противотанковой (противовампирской) винтовкой Харконнен – в которой живет дух Барона Владимира Харконнена… Бредово – но зато отсылка.

Также Бене Гессерит давно пытались вывести Сверхчеловека, а когда он случайно появился – жутко испугались, потому что его, как оказалось, было нельзя контролировать – его появление было спонтанным и даже вырос он у них под носом, а они лишь подозревали о его появлении. Ну и спрашивается, зачем пытались вырастить?  Надеялись в самом начале взять под контроль богоподобного? Не получилось, зря старались перехитрить судьбу. В этом заключается своеобразный парадокс.

Также  многое показательного в именах Домов и семей. Харконнены, Владимир – европейцы, немецкие и славянские корни. Лето – греческие корни. Уникальным является Пол Атрейдес – его имя универсально и может быть читаться как простое Пол, более мягкое – Поль, и как более жесткое – Пауль. То есть, по сути,  у нас – в нашем мире, он бы был личным, родным для любой нации мессией (Э..Павлик? Павел Муад`Диб?).(+_+).

Отдельных рофлов выстуживают переводы, по крайней мере, первой книги. Много перловки порождено. Смотрите статью “Его звали Пауль” одного совестливого переводчика.

Мое предположение, но скорее всего “брежневские брови” у ментатов были нужны для большего отличия от обычных людей: красные губы были бы не так заметны, а вот буйный рост волос от применения спайса – брови и шевелюра, вполне вписываются в канон. На самом деле, малиновые губы были у  Зуфира Хавата от приёма сока Сафо, а потом эту фишку распространили и на других ментатов. В последующей серии игр Westwood, кстати, в роликах с живым актерами эту моду поддержали, по крайней мере в поздних играх.

Также забавно, как отличались цвета Домов в книге и играх: у Хаконненов был основной цвет – оранжевый, в форма была синей. У Сардаукаров форма была серая с золотым и серебряным шитьём. А у Атрейдесов котировался Красный ястреб – и при этом был черно-зелёный штандарт – что потом стало и Фрименским знаменем, перекликаясь с зелёным цветом флага мусульманского Пророка Мухаммеда. Но в игре Харконненам достался красный цвет, Атрейдесам – синий, а зелёный отошел ̶л̶е̶в̶ы̶м̶ Ордосам. Интересно и то, что символ – голова Быка, был как раз у Атрейдесов – ранее отец Лето, старый Герцог, погиб от ̶р̶у̶к̶ ̶ рогов и̶ ̶к̶о̶п̶ы̶т̶ быка на арене. Голова быка потом, при Герцоге Лето, обычно вешалась напротив портрета старого Герцога  – символизм, и приверженность традициям. И снова подчеркивался фатализм и примирение с неизбежной судьбой Атрейдесов.

К сожалению, “Дюна” при всех её вложенных усилиях, стараниях, декорациях,  звездном разноплановом составе актеров не смогла повторить судьбу “Звездных Войн” – по сути своей вполне поверхностных, но еще более понятных; но зато фильм всё же расшевелил народ: вышли в дальнейшем сериал и игры, фанатов книг прибавилось, многие заинтересовались этой вселенной (были – и сейчас есть, редкие люди знающие об играх серии, но не знающие о книгах Фрэнка Герберта или фильме Дэвида Линча “Дюна”). А это уже немало, а что самое интересное, источником стиля стали считать за эталон-канон именно фильм (удачный прозорливый визуал и дизайн, который грех было не позаимствовать), а уж во вторую очередь книги по Дюне – и иллюстрации к ней.

Что еще сказать, для не-фанатов серии фильм был тяжеловатым, местами непонятным, фанаты же в целом смирились с урезанием сюжета книг – по сути лучше уже было не снять, и так получилось неплохо, но по результатам сборов – провал, когда как фильм со временем (так часто бывает) стал любим и почитаем, стал классикой жанра, эталонным шедевром, недооцененным в свое время. Все же, если есть старание, в него вложили душу, фильм неплох, местами просто эпичен – тогда у него есть все шансы на то, что его поймут и примут в дальнейшем. Так и случилось.

Игра актеров.

Итак,  из нареканий к фильму, можно лишь пожурить его за некую шаблонность и пафос – но Линч старался максимально передать и донести до зрителей, вплоть до прямого и понятного визуала (и символизма) суть персонажей. Да и как иначе, если в книге фигурируют главы Домов, плоть до Императора Вселенной! Тут неизбежен пафос и эпик!

Для эпика собрали разномастную и разновозрастную группу актеров.

Кайл МакЛахлен (Пол Муад`Диб Атрейдес) – по образу сходен с Люком Скайуокером: пытливый и ранимый юноша, который с годами приобретает силу, мужает и становится ключевой фигурой в мире вселенной (Сначала Люк, теперь вот “Пол, я твой дед!”). Кайл пришел в Дюну, сыграл настолько “в роль”, что стал для Линча примером – и его талисманом. И хотя в дальнейшем Кайл не сыграл знаковых ролей, как актер он своеобразен – но конечно же его лучшие роли – это “Дюна” и “Твин Пикс”, далее пошла мелочёвка. Было одно нарекание к нему: как 25-ледний парень отыграет подростка (в этом плане было бы больше сочувствия и попросту уважуха малолетнему пацану – за офигенское превозмогание навалившихся на него проблем), но в целом смотрится не менее гармонично; отец и его достойный наследник, да и в бою против недруга-Фримена в режиссерской версии это смотрится более естественно! А то поучилось бы, как по книге – что юный Пол ухайдокал более опытного и сильного взрослого мужика, едва появился среди Фрименов – это был тот еще спорный момент из книги! На игре Кайла МакЛахлена многое зависело, и он не подвел – роль точно под него. Порой как Пол он осторожен, мудр, прозорлив; многое видит, порой медлит с решением, но в нужный момент (это хорошо видно) берет себя в руки и соответствует образу человека-вождя, которого в нём видят Фримены-последователи. К сожалению, фильм не получил продолжения, а я бы посмотрел на еще более сильный рост Пола Муад`Диба в лице властителя Арракиса (в цикле книг это описывалось долго, поучительно и с большим философским смыслом).

Еще выделяю среди фильмов его третий фильм “Скрытый враг” (Hiden), где он играет еще одного агента ФБР – Галлахера – по котором коротко упомяну в другой статье. Конечно, Пол из фильма слабо тянет на пятнадцатилетнего, но в книге он как-то быстро возмужал, и у него к 19-ти годам стала проклёвываться борода, так что как игра этого актёра, так и смещение по возрасту, неплохо смотрятся в самом фильме.

Кеннет МакМиллан (Барон Владимир Харконнен) – получился как Барон словно добрый дядюшка: он почти не корчит злых рож, а больше похож по типажу на Джокера: часто лыбится, хитро улыбается и безумно хохочет. В общем оптимистичный, безумный злодей – который время от времени срывается. Создается впечатление как безумного и хитрого, но якобы доброго дядюшки – именно поэтому для предания в целом харизматическому, даже обаятельному виду Барона прибавили отталкивающие язвы. В целом враг киношный получился очень живым, ярким, и явно переигрывает по экспрессии более сдержанного и скучного Герцога Лето. Вообще, под старость лет, именно роль зловредного Барона Харконнена стала апофеозом и триумфом карьеры ИакМиллана. Так сказать дорос до него – и сыграл! Хитрость Барона налицо, маниакальность тоже, также много экспрессии. Что важно: нам показывают его планы и чаяния, его позиция и поступки вполне понятны: всё это не на пустом месте  – у него отняли Арракис, и вообще Лето Атредейс – глава конкурирующего Дома, который ему помешал одним своим существованием. Подавалась мысль о бракосочетании и альянсе с Харконненами – если бы вместо Пола родилась бы дочь, как хотели Бене Гессерит.

На моей памяти после “Дюны” сыграл в одной из серий “Карниз “в Антологии Стивена Кинга “Кошачий глаз”. Также играл в сериале “Мрачные тени” (это первоисточник Тима Бёртоновского фильма). Часто удавались комедии и разноплановые роли: от пьяниц и картежников до служителей закона. Скончался в 90-х, наиграв прилично в фильмах начиная с 70-х. Актер старой школы.

Долго не отпускала одна мысль, едва она мне пришла в голову; а что если Барон Харконнен – это своеобразный Карлсон из мира Дюны: мужчина в самом расцвете лет (хотя по книге это был уже преклонных лет старикан), обладает рыжей шевелюрой, умеет летать, видимо любит поесть и пошалить (на свой манер) – и подвержен порой приступам безудержной “радости” (но порой и гнева). А что, похоже… (+_+).

Ещё, по моему мнению, воссоздавая образ Владимира Харконнена в фильме, взяли за основу английского монарха Генриха VIII (у которого было рекордное количество жен как у английского короля – шесть, включая Анну Болейн, Джейн Сеймур; также он был особо падок на Екатерин: Екатерины Арагонская, Говард и Парр), именно тот образ, когда ему было уже за вторую половину жизни:” Он чудовищно растолстел, набрал сто сорок килограммов веса, был покрыт вонючими язвами, которые лекарям приходилось вскрывать и чистить чуть ли не ежедневно, уже почти не ходил своими ногами, а передвигался в особом кресле.” Очень похоже, не правда ли? Разве что у Барона не очень было с женщинами, хотя однажды его удалось соблазнить с помощью Бене Гессерит, что было нонсенсом – и отчего появилась в дальнейшем Леди Джессика – а Пол, по сути, стал полукровкой: Атрейдес-Харконненом – и зачем потом Бене Гессерит пытались скрестить Атрейдесов и Харконненов, когда это уже было проделано, пусть и не по обычному сценарию? Впрочем, эту тайну знали немногие…

По книге Барон был хитрым и расчетливым, но был у него изьян, роднивший его с римскими патрициями – он то и дело путался с мальчиками: специально подбирал себе таких, которые были бы похожи – то на Пола Атрейдеса, то на племянника Феуд-Рауту. Так что в фильме передали, пусть и преукрасили и изменили, но ненамного, его сдвиги.

Макс фон Сюдов\Карл Адольф фон Зидов (Льет-Кайнз)  – эпичный дядька (ныне уже покойный – умер недавно – в 2020-ом, 8 марта!), не уступающий по числу фильмов именитому Кристоферу Ли: играл в свое время и Дьявола, и Христа, апостола Петра, также многим он известен ролью Судьи Фарго в “Судье Дредде”. Также он – Зигмунд Фрейд из “Хроник молодого Индианы Джонса” и Лиланд Гонт (искуситель) из “Нужных вещей” по книге Стивена Кинга. Роль в “Дюне” Линча у него маленькая: мы вроде как как должны сочувствовать и испытывать уважение к Льету-Каинзу, но слишком мало времени у него на раскрытие. Но особенно в эпизоде со спасением рабочих Харвестера (где засветился и сам Линч), он сыграл максимально сильно и емко.

В книге-первоисточнике папку Чани – имперского эколога Льета-Кайнза, который перенял философию Фрименов, раскрыли чуть получше. Кайнз, взяв за основу наработки своего отца, привил Фрименам свою мечту, направив их, подсказав им путь улучшения Арракиса – путём постепенного ̶Ф̶о̶н̶д̶а̶ ̶о̶з̶е̶л̶е̶н̶е̶н̶и̶я̶ ̶К̶р̶а̶с̶н̶о̶г̶о̶ ̶К̶р̶е̶с̶т̶а̶ озеленения Арракиса, возведя почти в религию, дав им цель. Именно поэтому те собирали воду, по сути, превратив научные наработки, в фанатично-религиозную утопию по улучшению “лика Арракиса”. Перед своей гибелью он настойчиво был преследуем видениями-лекциями своего отца, видимо крепко засевшего в его голове. То есть, работа с экологией Арракиса начались ещё при прежнем экологе, а Кайнз их продолжил.

Гениальный персонаж, возможно, в книге не раскрытый полностью: предтеча Пророка, подготовивщая почву (как и Бенегессеритские учения, давшие Полу и леди Джессике шанс влится в дальнейшем в жизнь Фрименов) для прихода Мессии-Пола Муад`Диба, и сам при жизни, поначалу чужак-имперец (если Пол, Лисан аль-Гаиб – это Глас из Внешнего Мира, то Льет – его Идея), ставший своим человеком, самым почитаемым из Фрименов, также почти легенду – и получивший в жёны Фрименку и такую же дочь – которая также стала матерью детей Пола, в дальнешем. Очень многоплановый персонаж, сходный с персонажем, слишком ярким и быстро, но символично, слитым – из Игры Престолов, кхалом Дрого.

В книге он появлялся нечасто, но очень судьбоносно – в фильме у него совсем мало времени. Именно в его выборе, приютив на время беглых Пола и Джессику, поддавщись влиянию прикрывающих их Айдахо, заключена его судьба: он сделал выбор, в результате котого его подопечные спаслись, но Харконнены отплатили ему тем, что выкинули его без дистикомба ̶н̶а̶ ̶м̶о̶р̶о̶з̶ в Пустыню, где тот погиб при взрыве меланжевых залежей – в фильме он гибнет за кадром, вероятно, от жажды и перегрева, в испорченном Харконненами дистикомбе. Его дочь Чани показала себя как помесь как его имперско-научной силы воли и пытливости, так и жесткости и стойкости Фрименского наследия со стороны матери. Если папка героический – надо соответствовать!

Существует фанатская песенка, на манер мелодии из Бременских музыкантов: Ничего на свете лучше нету, чем во всём следовать Лиету – Мы своё призванье не забудем – терраморфировать Арракис будем! (+_+).

Юрген Прохноу (Герцог Лето (Лито) Атрейдес) – обычно играет без бороды, но и с ней в некоторых ролях запоминается именно таким. Кроме “Подлодки” Вольфганга Петерсена славен ролью в “В пасти безумия” Карпентера – в роли пророка (почти Ктулху), а также играл еще одного судью – предателя Гриффина, в том же “Дредде” с Максом фон Сюдовым.

В фильме Герцог человечный, рассудительный, благородный и заботящийся о своих близких: хотел сделать, вопреки всему, свою наложницу Леди Джессику официальной женой, что противоречило её статусу. Она также, вопреки всему, родила ему сына-наследника – как выращенная Бене Гессерит, она могла контролировать выбор пола ребенка. Вообще начало легенды возникновения Пола появилась из массы противоречий и случайностей: Бене Гессерит переоценили влияние своей марионетки Джессики на Герцога, пропустили становление Пола как Квизац Кхадерака – в общем то и дело вмешивалась Судьба и Рок, случайность, пред которыми бессильны многие могущественные партии в книге – и опять же Барон как родоначальник. В целом Герцог инертен, плывет по течению, старается лишь отсрочить неизбежное: сделал шаг навстречу гибели – и примирился с судьбой. Юрген Прохноу хорошо сыграл благородного лидера, слишком “домашнего” по-моему: все же глава Дома должен быть более брутальным и жестким, в первую очередь ставить его (Дома) интересы выше семейных – в фильме для него важнее семья. Играет волевого, но в целом слишком прямолинейного и бесхитростного мужика и мужа – куда ему по хитрости до Владимира Харконнена – но зато он вызывает сочувствие.

По книге был жестче, порой пугая Леди Джессику своей переменой – от доброго семьянина, до холодного и отстраненного управленца своим Домом – и наоборот; чем был похож на своего отца – старого Герцога. Также, в его честь Пол назвал своего сына – Лето Вторым.

Франческа Аннис (Леди Джессика) – кроме того, что английская актриса (даже учитывая “Дюну”, у ней наберется фильмов едва ли десяток – девять, если быть точным) сыграла красивую и благородную аристократку; она также отлично сыграла заботливую мать и любящую женщину – порой, в некоторые моменты, по силе воли и желанию жить, они переигрывает инертного Герцога Лето. В трудную пору она была поддержкой мужу, а позже – после его гибели, их сыну. Фримены также чтили её как мать мессии, не менее значимую для них.

Передана почти по книге, разве что перенесли лишь самое необходимое, пожертвовав парой раскрывающих сцен из книги. В десятку, как и Чани – не прибавить, не убавить.

А а кроме того, она породила еще более необычное существо-вундеркинда: сестру Пола Алию (кстати, эта девчушка – Алисия Уитт, позднее сыграла в “Твин Пиксе”, а потом еще в ряде фильмов, в общем после “Дюны” пошла в гору).

По книге была темноволосой, но всё такой же вредной и слишком прозорливой для ребёнка – по сути, это был сосуд для многих поколений Преподобных матерей – и Фримены поначалу считали её одержимым Демоном ребёнком, “который слишком много знает”. По разным переводам она пищется либо как Алия-Клинок\Нож либо как Алия-Странная\Странница (Strangerness).

Хосе Феррер (Падишах-Император Шаддам IV) – эту роль ранее предлагали Сальвадору Дали (ранняя попытка снять “Дюну” Алехандро Ходоровски) – а тот был тем еще троллем и пренебрежительно относился к работам других – кроме своего, у него было мало авторитетов, так что он бы там наиграл – в любом случае получиться бы нечто забавное, несуразное и диковато-необычное.

Поэтому нашли пуэрто-риканского актера, который неплохо сыграл. Вообще Хосе Феррер – это первый латиноамериканский актер получивший Оскара, а это кое о чем говорит. А начинал с Бродвея, был театралом, подключился к телепередачам и  кино. Кроме актерства был еще сценаристом-соавтором и режиссером, а по молодости брал своим темпераментом и живостью в ролях. Также играл одну из ролей в “Лоуренсе Аравийском” 1962 года кстати, сам автор как раз вдохновился этим фильмом, когда писал свою Дюну – и там многое, очень многое, совпадает! Хосе Феррер – снова именитый актер “старой гвардии”.

Император у него, по сути, получался не великим правителем, а внешне уже стареющим дедушкой, со своим бременем власти – скорее управленец; но как видим из фильма, чуть ли не вынужденный лебезить перед Космической Гильдией. С другой стороны, нам четко дают понять, что в этом мире постоянно идет борьба и одни зависят от других: Гильдия от Спайса, другие Дома – от Гильдии и Императора, Ментаты и Бене Гессерит (селекция рождаемости) стараются регулировать и контролировать всё это.

Кстати, мало кто заметил, но по-моему, тут есть обыгрыш слов Spice и Space – по сути можно читать как Гильдия Пространства/Космоса, так и Спайса\Пряности!

По книге Император втайне мечтал породнится с Атрейдесами; также он был немного похож на старого Герцога – отца Лето – и Император сетовал тогда на то, что Ирулан тогда была слишком мала, чтобы выдать её замуж за него. Также он был в ярости, когда обстоятельства заставили его приложить руку к гибели Герцога Лето – и отчасти потому, что также владел неким даром предвиденья, и углядел в этом и изменение своей судьбы. Что еще более важно, при нём был его лучший и надежный “соратник по идеям” – имевший все предпосылки быть даже более ранним Квизац Хадераком, но не ставшим им – лорд Хасимир Фенринг. В фильме его нет совсем, но и в книге он появляется считанное число раз, однако добавляя эффект таинственности и особой остроты закулисных интриг Императора.

Эверетт МакГилл (Стилгар) – роль лидера Стилгара должна быть сильной, но в фильме он присутствует ровно настолько сколько нужно: в целом спокойная роль лидера-наставника. Не выглядит Стилгар свирепым воином-вождем, как-то тускло. А ведь актер как раз прославился образами брутальных злодеев – например, играл телохранителя злодея-хакера из “В осаде 2: Территория тьмы” (да-да этот бритый великан – именно он). Хотя у него есть и более спокойная роль в “Твин Пиксе” – Эд Хёрли. Как видим, из “Дюны” себе в помощь, режиссер перетянул еще одного понравившегося ему актера.

В книге Стилгар описан максимально размыто – это понимающий Пола, прямолинейный и честный вождь, готовый как пожертвовать собой, склониться перед Полом, так и следовать за ним. Особо и часто подчеркивается начилие у него бороды – видимо, чтобы он отличался от других Фрименов. В фильме его образ передан также максимально доступно и просто.

Стинг (Фейд-Раута) – пригласили по знакомству, играет там нечего, и не совсем Стинг подходит под эту роль (боец-гладиатор), но в целом доставляет: зубоскал и наглец, хотя как и второй Харконнен – Раббан, остается в тени своего дяди-Барона.Что вы хотели, он больше певец, чем актер. Но в любом случае, наряду с другими актерами, добавляет “Дюне” как фильму эпичности и общей необычности-уникальности.

По книге это был темноволосый паренёк, изворотливый, хитрый, но все же не такой интриган как его Дядя-Барон. Также он походил на того же Пола Атрейдеса, и по сути являлся еще одной веткой генетичесокого отбора Бене Гессерит – но уже со стороны Харконненов. В финале их поединок открыл наблюдающей за ним Преподобной матери опасность потерять обе многовековые ветки селекции – если оба они погибнут в этом бою.

Пол Лоуренс Смит (Глоссу Раббан)  – сравнительно небольшая роль, но хороша в дуэте со Стингом: один тонкий и хрупкий, а второй раскормленный, туповатый штурмовик. Особая связь с Бароном отыграна хорошо – как младший представитель Дома, он его слушается (титул на-Барона, наследника) – а тот видит в нём исполнительного родственника (племянника), на которого можно положится (и кинуть в случае чего).

Играл Лоуренс живо и правдоподобно, хотя чуток переигрывал – но до безумия Барона ему далеко – так сказать, личинка Харконнена. Вполне возможно, что Барону Раббан напоминал себя в молодости. Чтобы понять всю суть этого актера я скажу лишь для примера, что ранее он играл роль тюремного смотрителя в “Полуночном экспрессе” 1978 года,  и внимание! – роль Блуто в “Попае” 1980-го года! Думаю с типажом этого актера всё понято, тут он тоже выступает в амплуа харизматичного громилы. Судьба Раббана-Лоуренса состояла в том, что он много позднее умер в Израиле, в городе Ранаан. Судьба?

По книге у Раббана Зверя была чисто эпизодическая роль, но в фильме его вводят в повествование почти сразу, и роль его чуть более раскрыта. В книге же он появляется ненадолго и где-то ̶з̶а̶ ̶к̶а̶д̶р̶о̶м̶ погибает, оставив не отомщенной месть Гурни Халлека, которому он некогда оставил шрам на щеке. Автор, видимо, изрядно сократил эту линию. В целом, сливают его и там, и тут, очень быстро и походя.

Ричард Джордан (Дункан Айдахо) – опять малая роль, в целом актер сыграл себя самого – вечно улыбающийся, добродушный и общительный парень – как в кино, так и в жизни. Как по мне, эта роль “друга семьи” Атрейдес располагает к себе, но не вяжется с званием Мастера-оружейника из книги. Также в фильме его гибель не стали затягивать, когда как в книге он еще помогал Леди Джессике и Полу бежать, и лишь потом отошел из повествования. В фильме это сделали быстрее и драматичнее – опять же сыграло обаяние и сочувствие этому персу. Умер актер в начале 90-х – от опухоли мозга, а так был крайне общительным человеком: играл в кино и театре, в основном поначалу злодеев, начинал с 60-х годов.

По книге это был примерно такой же по характеру человек, разве что он был черноволос – но также, как и в фильме, он был открытым и честным в обращении человеком, прозорливым воином и дипломатом, а Фримены оценили его качества – как человека Герцога. Также, в книге он гибнет позднее чем в фильме, помогая сначала сбежать Полу и его матери, и только потом, защищая их, погибает в бою.

Патрик Стюарт (Гурни Халлек) – частый гость в фантастике, начиная с “Звездного пути” и заканчивая “Людьми Х”, так что пригласить его на роль в “Дюне” было почетно для Линча. Роль у него тут небольшая, но он успел добавить пару запоминающихся деталей: игру на футуристическом музыкальном инструменте балисете и тренировочный бой с Полом. К сожалению времени в фильм у него мало и образ у него шаблонный: проверенный фехтовальщик (вспоминаем Сирио Фореля), кадровый военный Гурни, спокойный и сосредоточенный, когда надо – может быть жестким и решительным.

По книге это был суровый воин, играющий на балисете, сыплющий цитатами и поющий песни. По внешнему виду он был нечто вроде Существа\Вещи (Бена Гримма) из Фантастической четвёрки: уродливый гигант, со шрамом на щеке (работа Раббана) – прямолинейный, и не лишенный остроумия и обаяния. Также он, как и Зуфир Хават, поддался на дезу о том, что во всём – гибели Дома Атрейдес, виновата Бенегессеритская ведьма – мать Пола, но Пол ему доказал обратное. Получается, что в фильме образ Гурни сведен к более приземлённому и не слишком выделяющемуся – увы, стоит это признать. Однако харизма самого “Капитана Пикара” все же играет на эту роль.

Также именно книжный Гурни Халлек мне немного напомнил типажом другого ментора, воина и учителя – из цикла Барраяр; а именно, высокого, сильного и уродливого, но в целом, очень ̶д̶у̶ш̶е̶в̶н̶о̶б̶о̶л̶ь̶н̶о̶г̶о̶ душевного человека, оруженосца Майлза Форкосигана – сержанта Константина Ботари.

Дин Стоквелл (доктор Веллингтон Юэ) – родился прямо в Голливуде, в Северном, если точнее; именитый актер, играл аж с 1945-го года. В фильме получился совсем не подлый, тихий и неуверенный в себе человек, на которого надавили – и он сдался, в силу обстоятельств став предателем. А мог бы по врачебному убить себя, разозлить Харконненов, чтобы они избавили бы его жену от мучений (скорее всего они вообще её сразу убили). В целом противоречивый и спорный персонаж – причем еще по книге: одна жизнь за жизни всего Дома Атрейдесов – глупо, нелогично, дико.

Также Линч использовал его в дальнейшей своей работе: в эпизодической роли в ‘Синем бархате”. Неплохая актерская игра; предателю сочувствуешь, и без явных подсказок и не подумаешь на него – ведь он же “проверенный” имперский доктор. Но если знать подоплеку о том, что именно с подачи Императора начался заговор с целью свержения набирающих силу Атрейдесов, то многое можно предугадать. Хотя его роль раскрывают почти в первой половине фильма – что ломает интригу, но зато держит в напряжении зрителя.

Также для русскоговорящих, своеобразным циничным фактором будет то, что Веллингтон Юэ – выпускник Суккской Имперской школы (доктор) – вот он со временем и ссучился… (+_+).

По книге это был неоднозначный персонаж, этакий шахматист: он, будучи вне подозрений у Атрейдесов, из-за своего статуса кондиционированного (проверенного) Имперского доктора, играл под дудку Харконеннов – но и то и дело вымерял так, чтобы путём размена окружающих его “фигур” – членов семьи Атрейдес, смог бы достать и ненавистного Барона. Поэтому его игра отчасти оправдана – у него свои цели, а кроме того, пусть его план не сработал в полной мере, он был честен с Герцогом, и он спас Пола и Леди Джессику: он написал им письмо, где не просил его простить ̶и̶ ̶п̶о̶н̶я̶т̶ь̶ -так уж получилось. Видимо это был “человек судьбы\рока”, трагичная фигура, ключевой человек – от выбора которого зависело многое.

Брэд Дуриф (Питер\Пейтер де Врийе\Врис) – этого актера вторых ролей я особо отмечаю. У него как поведением, так и диковатой внешностью, удается сыграть крайне запоминающиеся типажи. Есть у него и фишка – любит сниматься в номерных фильмах: Чужой 4, Вавилон 5, Властелин Колец: Две Твердыни. Он же Чарльз Ли Рэй – человек, который в дальнейшем стал куклой Чаки! Имеет дочь Фиону Дуриф – почти точную копию себя, которая отчасти играет в той же манере, как и её отец: можно видеть её во втором сезоне “Холистическое детективное агентство Дирка Джентли – а я еще при просмотре думал про неё; чем-то на Дурифа похожа – а оказалось “яблоко от яблони: та же, во все 33 зуба улыбка. Особо Дуриф запоминается? если по своему фирменно улыбается или в особенности – скалится (вспоминая “Чужих 4”, это особенно убойно когда он мерился оскалом с одним из Алиенов). Классный актер вторых ролей, с необычной внешностью и отыгрышем. В фильме играет ментата Харконненов: опасный, хитрый, с примесью одновременно безумия-одержимости и с другой – контроля над собой и своими эмоциями – но несколько неудачливый ментат Питер де Врейс. Как ментат выглядит убедительней Зуфира Хавата, ментата Атрейдесов: как мастер убийств, агрессивен и настроен на смерть врагов, продумывая их способы убийства и почти не думая о защите, что его и сгубило.

По книге это был очень опасный женоподобный человечек-ментат, балансирующий на грани безумия, но довольно быстро “убитый” автором – как по мне это был шикарный перс. Но вместе с ним погиб и тогдашний начальник охраны Харконненов – что дало шанс Капитану Йакину Нефуду занять его место. Также, Барон ранее пообещал ему, Питеру, Леди Джессику, но в силу обстоятельств, и следуя совету ̶д̶о̶к̶т̶о̶р̶и̶ш̶к̶и̶ доктора Юйе, он переубедил кровожадного ментата в том, что она ему не нужна – пообещав Питеру, тут же, на месте, место Герцога и правление Арракисом. По сути, Барон уже готовил его на место наместника, которого будут ненавидеть из-за жестокости – но Питер пал, и его место занял Раббан. Так или иначе, план Барона сработал, но во многом не до конца: он потерял Питера, но заменил его Зуфиром Хаватом, также он поставил Раббана, но не успел посадить Фейд-Рауту на его место. В целом, опять же получились “размены фигур”, причем во многом – по вине “шахматиста” Веллингтона Юйе. В этом книга гениальна – опять цепь взаимосвязанных событий и кармическое воздояние.

Леонард Чимино (Доктор Барона) – дядька внешностью и характером походит на нашего Николая Дроздова. Линч также пару раз акцентировал в фильме на нём внимание – а взял в проект из уважения к его послужному списку. В целом декоративная роль-камео, и к тому же актер отыгрывал её в более мрачном стиле чем обычно: безмолвный доктор со слегка криповатой внешностью. Часто приглашался в фильмы для ролей где требовалась благородная, высокопарная и нетипичная внешность: в “Гудзонском ястребе” играл кардинала Церкви, в “Водном мире” – старейшину, а начинал играть еще с 60-х годов. По сути актер старой (гвардии) школы кино.

Фредди Джонс (Зуфир/Туфир\Суфир Хават) – всегда был добрым дядющкой, так что многие его роли схожи, имел приличный послужной список, начиная играть еще с 70-х годов. Роль небольшая, но запоминающаяся, но опять-таки чуток противоречит с книгой: какой же это глава убийц Дома Атрейдес?! То же что и с Дунканом Айдахо, Мастером-оружейником: слишком добр – по виду и поведению, для своей профессии. С другой стороны, в фильме его показали со стороны защитника дома Атрейдес: он знает многое о бомбах, ядах и покушениях – и его работа выискивать их, выявлять шпионов и лазутчиков. Как мы видим  – и он сам сетует на свою некомпетентность – дается ему это не всегда. Он явно проигрывает ментату Харконненов Питеру, но все же как наставник и начальник службы безопасности Дома неплох. Внешний вид навевает мысли либо о Брежневе, либо о отечественном актере Юрии Папанове – у Фредди такой же усталый и грустный взгляд из под бровей. В целом актер из троицы наставников Пола также неплохо сыграл свою роль. По фильму он выжил, но перешел к Харконненам, заменив выпиленного неосторожного Питера.

Что с ним стало – вернулся ли он к Атрейдесам, непонятно по фильму, когда как в первоисточнике – как я уже упоминал – безрадостном и тяжелом в конце, да и в целом, он то думал о Леди Джессике как о предательнице (Харки не сказали ему о настоящем предателе, а зная о её происхождении, она и выглядела как засланка от Харконненов), хотел при случае отомстить Падишаху-Императору за помощь Харконненам Сардаукарами – и в конце концов, когда Император, как последнее своё средство, натравили его на Пола – принял смерть, не желая идти против бывшего хозяина. Сурово. Впрочем, его гибель была предрешена: ранее Харконнены отравили его – и всё время незаметно давали противоядие, а по книге как-то слабо отражено, как он вообще дожил до финала. Похоже, автор под конец тоже подзабыл обрисовать некоторые детали, связанные с этим персом.

На самом деле, вся эта сцена, равно как и банальная, в общем-то, концовка по книге, были в режиссерской версии фильма – и если смерть Хавата (он, в отличие от книги – где он уколол себя отравленной иглой, тут вырвал себе сердечный клапан, который ему поставили Харконнены – то есть сыграло ещё одно “чеховское ружье”, показанное в фильме ранее) ещё смотрелась для фильма достойно и мрачно, то финал фильма, когда слово остаётся за двумя близкими женщинами Пола – матерью и любовницей: “А нас, Чани, нас, которых называют любовницами, история назовет женами“(забавно, что не читавшие книгу, чисто логически, их действительно считают женами, хотя по факту это наложинца Герцога и любимая Пола, без особых официальных статусов), смотрелась блекло (зато по книге), и поэтому еретичный дождь в конце, путь и не по канонам Вселенной, но все же был мощнее сухого финала разговора двух женщин. Одно оставалось незименным: Пол зарезал Фейд-Рауту – сам, лично; хотя о поединке с ним вместо Пола, горя местью, умолял верный Гурни.

Зато такая версия финала в фильме по канонам первой книги – сухо и скучно: если не принимать в расчёт продолжение событий в последующих книгах Дюны.

Даже находясь на службе Харконеннов, Зуфир проявлял старые заковыристые замашки интригана (не уступая ментату Питеру), а те не до конца понимали его многоуровневые хитрые планы – рожденные порой Зуфиром “ради искусства”.

Линда Хант сейчас.

Линда Хант  (Шадоут Мейпс) – такое впечатление что Эдну Мод из мультфильма “Суперсемейки” списали с её поздней внешности. А так карлица сыграла в Дюне служанку-Фримена Шадут Мейпс. Крошечная роль (сорри за каламбур), но запоминающаяся: этакая Предтеча грядущего мессии (как Иоанн Креститель до Христа) – и мученица, принявшая смерть от руки предателя. На удивление интересная эпизодическая, отчасти ключевая роль – к тому же в режиссерской версии она контактировала (намекая на пророчество о мессии) с Леди Джессикой и принесла той в подарок Криснож, сделанный из зуба Червя.

Сильвана Мангано (преподобная мать Рамалло Фрименов) – актриса с большим списком ролей, но к сожалению “Дюна” стала её предпоследней работой. В фильме появляется на мгновения, чтобы сказать пророчество о Муад`Дибе. Роль сходная с ролью Шадут Мейпс – она нужна, никому не мешает и показывает представителя духовенства Фрименов, которые сами по себе суеверны и религиозны – часто это тесно сплетено с их жизнью в пустыне – и с философией, проистекающей из этого.

По книге это была седовласая и очень древняя женщина, вобравшая в себя многие жизни и мысли других ̶П̶р̶е̶и̶с̶п̶о̶д̶н̶и̶х̶ Преподобных Матерей – всё это она передали Леди Джессике, заменившей её в дальнейшем на этом посту (и как минимум половина этих знаний перепала находящейся у Джессики в утробе Алии).

Шон Янг (Чани Льет-Кайнз) – её в “Дюне” мало, но она хорошо смотрится в паре Кайлом МакЛахленом. Когда её волосы туго стянуты – она выглядит как истинная дочь Фрименов – жесткая и ловкая, когда кудрявые и распущенные – очень женственная и чувственная. Также хороший выбор, сочетание как жесткости и силы, так и человечности. Кроме “Дюны”, самая её запоминающаяся роль в “Бегущего по лезвию бритвы” – также находясь в тени главного героя-мужчины: Рэйчел.

Книжная Чани практически такой и была, разве что сама актриса, играющая роль Чани, обладала, за границами сьемок фильма, капризным, скандальным и взбалмашным характером – и это несмотря на вид “сущего ангела” в жизни.

Вирджиния Мэдсен (Принцесса Ирулан\Ирулана\Ирулен) – крошечная роль, тем не менее тоже запоминается: лицо благородной дворянки, плюс царское платье, женственность. К сожалению она должна была раскрыться в последующих двух фильмах (как никак по книгам она подробно вела свою хронику становления Пола как Муад`Диба) – но из-за провала картины этого не случилось. На моей памяти она была главной героиней в “Кэндимене”. Воспринимается именно так, как нужно: красивая и покорная дочка при могущественном Императоре, шахматная фигура для размена в политических мезальянсах.

Прямая цитата из книги:”Наконец взгляд Пауля остановился на зеленоглазой блондинке с чеканными чертами высокородной патрицианки, излучающими поистине классическую надменность”. В принципе, всё правильно передано, развче что в фильме принцесса всё же показана чуть более мягкой, но также и рассудительной – судя по прологу: по книге именно она писала (немного отстраненно, пафосно и суховато) ̶В̶о̶й̶н̶у̶ ̶и̶ ̶м̶и̶р̶ свои труды, посвященные судьбе и жизни Пола Муад`Диба. Также, в начале фильма, передана всё же её тревожность за отца – при визите Гильд-Навигатора.

Джек Нэнс (Капитан Йакин Нефуд) – режиссер особо акцентировал этого актера в эпизодах, так как это актер с давней историей игры в фильмах, в том числе и у Линча, в частности “Голова-ластик” а потом в “Твин Пиксе”.  Играть там, в “Дюне”, было нечего, тем не менее как прихлебатель Барона, всё же запоминается ролью верного слуги. Наверно единственный Харконнен из высшего звена, которого не убили в фильме. Судьба самого актера печальна – не дожил до 2000-х.

Шан Филлипс (Гаус-Хелен Мохиам) – сыграла старую каргу, почти бабу-ягу. Роль по сути не антагонистичная, но близка к этому. И не враг, но ни не друг – союзник, которого стоит опасаться, недруг твоего отца – для Пола Атрейдеса. Очень сильная игра, при том, что времени у неё не так много в фильме. Этот персонаж как старая гадюка, которая преследует цели своего Ордена, пытаясь контролировать всех в поле своего влияния. Бене Гессеритская ведьма пытаться доминировать и командовать, удерживать инициативу в развитии Домов, но все всё время её переигрывают – ложью, хитростью и силой мысли\воли. Показано сильное женское начало в лице Ордена Бене Гессерит – в противовес мужскому началу, людям-компьютерам – Ментатам.

При её одеянии и гребне на голове, она невольно у меня ассоциируется с Королевой чужих или Хищником (!), что подчеркивается её стальными зубами. Ну опять же применение Голоса, изменяющегося до шипящего и нечеловеческого…

Вообще сказывается логичная и закономерная картина – вокруг доверчивых, благородных Атрейдесов собираются не менее честные,профессиональные и преданные люди – которые слишком мягки, добросердечны и добры – по сравнению с более хищными и агрессивными людьми других Домов. Отчасти Герцог Лето напоминает пассивностью (сказали: иди-принимай Арракис – так и сделал, хотя подозревал что это ловушка) Императора Николая II. Харконнены же агрессоры, и собрали под свои замена штурмовиков-психопатов, жадных до власти, а также беспрекословно слушающихся своих хозяев слуг – из страха, террора и подчинения. Резкий контраст, но тут уж свои шаблоны – нужно было максимально подчеркнуть кто-есть-кто, а зрители подсознательно поймут, что у каждой стороны есть недостатки – которые привели оба дома к гибели (одни слишком благородны и доверчивы, а другие – слишком агрессивны, бездушны и безжалостны).

Музыка.

Своеобразная, атмосферная, эпичная местами, сделана по принципу – меньше да лучше. Есть пара треков настолько удачных, что они неотрывно стали связаны с фильмом. В частности тема боя, начальная тема и финальная Take my Hand. Другие скорее служат фоном, но неплохо передают атмосферу фильма и происходящего. Они слабо слышатся – визал на главном фоне часто поглощает всё внимание, но дело свое они делают, создавая атмосферу. То есть, в фильме сравнительно мало треков, но пара тем запоминаются на века экспрессией и силой – и являются лицевыми для вселенной Дюны.

Main Title – самая знаковая и эпичная, суровая и мощная; Leto’s Theme –лирика, симфония; Robot fight – своеобразное ритмичное техно; The Box – тревожная, нагнетающая, атмосферная – есть некая тайна и она скрывает угрозу (эта тема хорошо бы подошла ужастику); Trip to Arrakis – закономерно медитативная, если нас в дальнейшем ждет пространство пустыни, то сейчас – бескрайний космос, его величие и простор; First Attack -марш, барабаны, женский хор на заднем плане, трагические нотки в первой четверти, ритм, растянута середина, далее идет мелодия и постепенно затихает, заканчивается; Prophecy Theme (By Brian Eno) – пространственно-медитативная, сакральная и мистическая – неплохо; Dune (Desert Theme) – ритмичная и современная; пианино и электрогитара, чуть уступает по эпичности заглавной, но более бодрая и модерновая, оптимистичная – хороша; Paul meets Chani – лирическая, оркестр, вариация заглавной, но более мягкая, щемящая и интимная – очень сильная по-своему; Prelude (Take My Hand) – только намётки основной песни, но не менее любопытная, хотя и короткая, на фоне фильма – почти скрыта, для фона; Paul Takes The Water Of Life – также как и с The Box, тревожно-мистическая, “пустотная”, вдалеке звон и протяжные звуки, порой колокол бьет резче и ближе; а в конце как бы прозрение – и безумие осознания; Big Battle – нарастание интенсивности, ритм, пианино и трубы, почти марш, вариация заглавной темы, симфония, в середине – партия пианино, снова барабаны и трубы, снова ритм – а в конце как бы эпичная победа и триумф – в фильме проигрывалась, когда побеждали Фримены – мелодия крайне  сильна как раз последней своей частью!; Paul Kills Feyd – нечто псевдо-африканское (за весь фильм побоялись вставить нечто восточное, так и напрашивающееся по теме пустыни), больше подходящее для погони: ритм и напряжение, быстро затухающая и завершающаяся;  Final Dream – сакрально-мистическая, перекликающаяся с Prophecy Theme, тем боле что по фильму духовники Фрименов рядом с Полом Муад`Дибом – рождение легенды, признание Квизац Хадерака – небольшая, пафосная ближе к концу и быстро затухающая (мне напомнило отчасти некоторые мелодии из игры Sid Meiers Civilization – Beyond Earth); Take My Hand – та самая, лирическая и завершающая весь фильм: просто суперская. Если Main Title – это Ин, то эта мелодия – Янь “Дюны” Линча.

Как минимум, тут тоже есть пара тем не уступающих мелодиям из “Звездных войн”: заглавной теме и Имперскому маршу.

Также особо стоит отметить короткую мелодию-вариацию, которую проигрывает Гурни Халлек на своем балисете – это происходит сразу после возвращения Атрейдесов домой, после спасения добытчиков Спайса.

Костюмы, декорации и спецэффекты.

Выше всяких похвал, даже сейчас, спустя боле чем сорок лет смотрится неплохо, чуть наивно, но все же. Нелепо выглядят лишь силовые поля на людях, но тогда это было верхом графики тех лет. Черви хоть и бутафорские (это видно, когда на нём едут Фримены), тем не менее сделаны с тщанием – вблизи видно, что они имеют сегменты, а издали – что они зачастую пятнистые. Необычный подход к изображению пасти червя: она не круглая, а трех-лепестковая, и в целом Черви навевают фрейдистские мотивы, однако устрашают и имеют титанический и внушительный вид. С костюмами и декорациями старались – потратились: они под стать вселенной и персонажам. Разве что засилье скафандров (Сараудкары и Харконнены) чуть сбивает с толку. В фильме есть налет именно фантастики 80-х, когда уже не так наивно как в 60–70-х, а стильно и модерново – хотя и чуть в стиле барокко. Но опять же вселенная Дюны – это смесь как футуризма, так и старых традиций; феодализма и моды Старой Земли.

Другие мелочи.

Наш полоротый мессия.

Разные варианты перевода оригинала: привычнее  и чаще применяются-произносятся как Фримены, но есть вариант когда они – Фремены. Также сокращают Сардаукар до Сардукар. Вообще в первой же книге (и в последующих), есть глоссарий, весьма любопытный – многие слова там берут корни из древнеперсидского и арабского, а некоторые технические понятия – из европейской и американской науки.

Также занятно, как в фильме передан Голос – особым образом сказанные другим тембром слова, которые могут заставить реципиента подчинятся командам. Только сильные волей способны ему сопротивляться и преодолевать его. Пола Атрейдеса научила мать, а по канонам Бене Гессерит, мужчины Голосом и прочими фишками Ордена не могут обладать и только Квизац Хадерак мог сочетать в себе способности присущие как Ордену, так и свои – заглядывание в будущее (пророчество) и перемещение разума в пространстве. В фильме это нечеловеческий низкий голос, почти шипящий и пугающий. Занятно, но Шадут Мейпс, (вероятно из-за роста актрисы) разговаривает низким шепотом, похожим как раз на Голос. Вообще это напоинает контроль с помощью голоса из Звездных войн, но “Дюна” как книга появилась раньше…

За Герцога Лето (Долгой жизни Герцогу Лето!) – так кричали солдаты в фильме, бросаясь в бой на Харконненов, когда когда по факту Герцог был уже обречен. Созвучно по смыслу “Король умер, да здравствует король!” – то есть в тот момент содержалась в этой ситуации злая ирония: ему пожелали долгой жизни, а он вскоре погиб – и погибли большинство тех, которые его защишали. Что самое интересное, кричал это Гурни Халлек – который всё же уцелел, остался в живых и даже со временем его нашел наследник Лето – Пол Атрейдес.

Был вырезан ряд моментов, и поэтому был непонятна привязка эпизодов их завершающая: например из двухминутного эпизода (где Пол и Леди Джессика оказываются в пустыне) становится понятен крик Пола, обращенный его умершему отцу: спящий пробудился! Ранее на Каладане состоялся разговор между отцом и сыном – про то, что в нас спит нечто сильное – и однажды проснется – примет бремя власти, станет готов к правлению; внутренняя сила и воля, новые возможности и прозрение мудростью. Что с Полом и случилось, в самый критический момент его жизни: он потерял почти всё, но далее обрел новый народ – и ответственность за него, став их вождем.

Также, как и в книге, в режиссерке был бой Пола с одних из недовольных Фрименов – Джамисом. Еще в книге Усул-Пол заплакал на его похоронах, чем несказанно удивил и поразил других Фрименов – пролил воду ради чужого человека, в недавнем времени недоброжелателя и противника. В фильме сделали по другому, далее показав выжимку из тела побежденного влаги – которая досталась Полу как победителю. Также он стал автоматически ответственен за судьбу оставшейся вдовы Джамиса и двух её детей (в фильме они часто находятся на периферии, также они есть при “разборах полетов” с Императором и Харконненами – в конце фильма). И опять причинно-следственная связь: принял одно решительное действие, как казалось правильное – и получил такие последствия, о которых поначалу не подумал. Барон тоже сделал всё, чтобы привести себя к гибели – как это и бывает: уничтожил казалось проблему его бесящую, но нашел на свою голову врага-мстителя. Старая истина о Карме и возврате насилия тому, кто её насаждает!

Занятно, но в оригинале-режиссерке, при пленении Леди Джессики, Барон просто говорит с ней и уходит\улетает, а в финальной версии – плюет ей в лицо с высоты своего полёта, дабы еще больше укрепить свой мерзотный статус злодея (еще ему нанесли язвы на лицо) – хотя по книге это был просто старикашка, отличающихся вполне ожидаемым коварством и изворотливым умом сильного Дома – Харконненов, а не суперзлодей. Страная деталь. То есть, было бы логичнее, если бы плевок был бы в режиссерской версии, а не наоборот. Но быть может так сильнее получилось: эти эпизоды урезали-сократили, зато добавили самый смачный… как плевок.

Снимали на натуре – в мексиканской пустыне. Декорации зданий и кораблей также неплохие, со множеством деталей. Костюмы Фрименов – вообще почти как по книге, по дизайну и конструкции, Харконненские похожи на них – выполнены в тёмных тонах, а форма Атрейдес соответствует окружающей пустыне – она песочная, либо светло-салатовая, мундиры же офицеров Атрейдес вообще напоминают земную некоторых стран: она тёмно-зеленая. Хотели изобразить на груди герб Атрейдесов – ястреба, но сделали невразумительные треугольники. Также у Харконненов – красный круг.

Кстати, в охране Атрейдесов есть несколько женщин  – что несколько облегчает взаимодействие и охрану Леди Джессики. Ну вы поняли – если нужно будет зайти на женскую половину, и в случае крайней необходимости обыскать служанок – в поисках оружия или яда. Конечно у Леди Джессики статус пониже, но обращаются с ней почтительно.

В видениях-снах Пола, еще на Каладане  была Чани, а также образы падающей капли воды и раскрывающейся ладони – всё это со временем сбудется. Как мне показалось, раскрытая ладонь – это к эпизоду, когда Стилгар мажет кровью плечи солдатам, кторые будут личной гвардией Федайкинов Пола Муад`Диба, а потом раскрывает её, показывая Полу. Хотя в фильме, как и в книге, много символизма, и раскрытая ладонь значит еще и раскрытие силы, а быть может и еще другие значения.

Как видно в режиссерке, некоторым персонажам потом не подкрасили глаза синим – нет эффекта глаз Ибада, как звали это Фримены (синие зрачки). Вероятно режиссерка не пошла в ход,  поэтому только в театралке этот эффект синих глаз присутствовал. Но мне кажется что и в театралке кое-кому глаза не “засветили”… Также немного непонятно, почему у ментатов не синие глаза – вероятно, они принимали особую смесь, которая давала некоторые побочные эффекты, но действовала не в полную силу, выборочно…

В книге-оригинале, кстати, глаза были “синие на синем” – то есть, не просто зрачки, а всё пространство заливалось синевой – в том числе и белок. В полутьме или в темноте такие глаза смотрелись либо черными, либо вообще тёмными провалами. Всё это выглядело устрашающе и порой крипово. Прибавьте к этому особый запах Фрименов – в связи с тем, что все их выделения (включая и пот), по сути, поглощались и перерабатывались их костюмами-дистикомбами. Джессика поначалу это подметила, но потом привыкла: этот запах стал у неё ассоциироваться с домом, привычной осбтановкой стойбища Фрименов. Важная, и казалось бы, малозначительная деталь – но как она подчеркивает реалистичность быта людей, вынужденных жить в пустыне!

Также, если придираться и экранизировать книгу дотошно, то Атрейдесы, по крайней мере, Пол и старый Герцог, обладали характерной фамильной чертой – крючковатым носом, как у ястреба – что подкреплялось их гербом! Падишах-Император вообще был рыжим – и с густой шевелюрой, что тоже играло на его герб Дома Коррино – Льва. Харконненам надо было бы изобразить на гербе вепря…

Вообще даже по сравнению с сериалом который отделает от фильма порядка пятнадцати лет изображение техники и пустыни смотрится отлично  – в сериале 2000-го года спецэффекты проигрывают даже видеороликам из игр по Дюне – Dune 2000 1998 и  Emperor: Battle for Dune 2001!

Любопытная деталь: еще до того как это стало мейнстримом, в свите Падишаха-Императора есть генералы-Сардаукары разных рас: индеец, негр, европейцы, ближневосточник. Они вполне могут быть и представителям разных планет.

Мопс Семьи Атрейдес.

Мирность и миролюбивость Дома Атрейдес представляет “былый и пушистый” мопсик – ручная собачка Герцога Лето Адрейдеса. Он  то и дело тусуется рядом с Герцогом, при нападании врагов потерянно бредет мимо трупов солдат Атрейдес – а потом его подбирает Гурни Халлек, при атаке на врагов. Вероятно он и сохранил мопса, как практически единственное оставшееся от Семьи Атрейдес, потому что в дальнейшем, мы увидим, что этого мопса держит на руках один из двух малолетних Фрименов – в финале, когда Пол Муад`Диб пришел к Императору Шаддаму IV и оставшимся Харконненам. Гениальная мелочь! И вообще это Фрэнк – наблюдатель от Людей в Чёрном! (+_+).

Несмотря на некие послабления, Дом Атредесов был не совсем уж беспечным и беззубым: в книге Герцог Лето послал в самоубиственный рейд своих людей, и те уничтожили, на Гьеди Прайм, накопленные ранее, большие запасы Пряности Харконненов – вот почему Барону пришлось снова “трясти дань” с Арракиса!

Итог.

Ещё один любопытный момент – так уж получилось, что во время просмотра Дюны тогда, я ел солёные крекеры в виде рыбок (Goldfish) и они упорно тогда для меня были связаны-ассоциировались с пряностью, а что, похоже: рассыпчатые, солёные, песочного цвета. Как мы помним, в фильме было нечто похожее, разве что темнее и тверже по консистенции – ну это же по лору червиные… OH, SHI..!

Также был сериал в 2003 году, но по моему мнению – слабоватый, если декорации еще туда-сюда, то костюмы – дикий винегрет сонма модельеров. Хотя тоже старались, но на мой взгляд переборщили с разнообразием – и словно чувства вкуса и меры не было. Игра актеров тоже на среднем уровне, частые мискасты – тот же Барон там – это десткий сад. Также в деталях изменена философия и поступки персонажей, что тоже не пошло на пользу сериалу (например льют воду при Фрименах, чтящих её ценность – а те ликуют!). Но с другой стороны, он отчасти перекрывает те пустые места и огрехи, которые неизбежно образовались в фильме “Дюна” Дэвида Линча.

Что мне особенно понравилось: даже  финальные титры – это маленький шедевр. По степени сильного сочетания визуала и лирической музыки приходит на ум лишь финальные титры “Властелина Колец: Возвращение короля” – с рисованными портретами актеров в своих образах. Тут же представляют нам всех самых актеров, их кино-образы – и зачастую на некоторые самые душещипательные аккорды приходятся злодеи – в частности под такой отрезок попадает Барон Владимир Харконнен – и сейчас, под неё, он не представляется просто злодеем – он тоже совершил свои ошибки и понес кару – его тоже поглотило время. Также и с другими – они словно театральные роли: добрые, злые, разные – но объединенные одной постановкой.

Мы словно листаем хронику о давно живших людях: видим их великие деяния, победы и поражения, кто-то погиб на этом пути, а кто-то прославился, кто-то верно служил, кто-то предал, кто-то просто был малозначимым – но поддерживал своих хозяев. В какой-то мере такое лирическое завершение фильма даже сильнее поначалу тихого и спокойного, а потом брутального, начала фильма. Довольно редко чтобы титры с актерами были настолько выражены и продуманы драматургически – это как последняя аннотация в книге, когда нам рисуют портреты персонажей, глянцевые и объемные – еще раз напоминают нам их яркие образы из книги, которую мы только что прочитали.

Очень сильно; после первого просмотра фильм ошарашивал (допускалось, что зрители так многого и не поняли), а своеобразный эпилог-завершение добивал зрителя. В целом если начало было затянуто (в особенности когда нам по сути пересказывали\читали учебник с кратким пересказом Принцессой Ирулан предыстории вселенной Дюны), то ближе к финалу сосредоточен весь пафос, величие и сила этого фильма.

Кроме всего этого, всё это присходит на фоне буйства жизни – на фоне океана планеты Каладан -в противовес начальной пустынной открывающей теме в начале фильма. Тут всё лежит н поверхности, но режиссер неплохо перекинул мостик от запустения к жизни.

Так же в книге есть эпизод, когда Атрейдесы налаживали отношения с аборигенами, поселенцами, видели немногочисленных живущих на виду Фрименов, и ошарашили одного торговца, рассказав, как у них на Каладане утонул один человек. Это как так – удивлялся торговец – смерть от того, что был погружден в воду, а это воможно? Столько воды?! Для аборигена с Дюны это был конечно же шок.

Меня даже в какой-то мере радует, что Дюна не стала франшизой как “Звёздые войны” – та со временем разбухла, запуталась в продолжения и канонах – и скатилась. Пусть уж будет по сути получавшийся уникальной и противоречивый арт-хаусным фильм с  недооцененной судьбой, чем вереница невнятных сиквелов и приквелов. Фильм сделал то, что с трудом делала книга – по моему мнению, хотя первоисточник и насыщен геологией-экологией, философией, религией, политикой и историей, символизмом; эти книги в первую очередь для фантастов – не для всех: она имеет сложную, порой запутанную и тяжеловесную структуру – всё друг с другом связано – и распутывать это выйдет не у каждого – с другой стороны, там поданы более понятные нам эмоции, переживания, психология живых персонажей – это уже ближе к пониманию – но в целом кино-адаптация в некоторых местах получилась проще, чуть более понятнее, чем книжный оригинал – для понимания и осознания которого нужно перечитать как минимум половину книг этой серии; а самое главное  -нагляднее и визуально ярче книги, а зачастую хоть и бредовые, но некоторые решения из фильма смотрятся логичнее и проще, но другие -наоборот, странные и противоречивые.

Для меня, первым смотревшим фильм, книга (отец купил в книжном по пути, когда мы ехали к моей бабушке – это было вскоре после выхода фильма) немного удивила и даже порой разочаровала – не совсем так было в ней, в фильме порой было короче и лучше, а порой в книге было детальней и осмысленней. Если бы первым начал с книги – ворчал бы по поводу фильма-экранизации больше – а так, был восторг именно от него. Также, в детстве Дюна мне казалась затянутой и даже нудной. Сейчас же читается с интересом, быстро и легко. Многие идеи не переусложнены, они лежат на поверхности, развче что психо-трипы Пола и Джессики смотрятся всё же пространно, но это объяснимо. В целом, первая книга разочаровывает финалом – он смазан и явно намекает на многочисленные продолжения, хотя приложения, словарь и думы о экологиии Арракиса простирается ещё на страниц сто-двести…

В целом как и фильм “Нечто” Карпентера, который я и многие также очень любят за душевность, не в последнюю очередь – за психологизм и атмосферу; старание при съемках, и то что он дает нам как зрителю, кинолента “Дюна”также значима и культовая сама по себе. Мне было плевать на мнения критиков – я был очарован им, и оценил этот фильм, едва увидев в первый раз (потом только, чуть позже, прочитал первую книгу – еще в советском издании). Конечно есть и те, кому фильм “не зашел” – и в этом я их понимаю: я знаю о недостатках фильма, весьма небольших, и согласен что “Дюна” Линча неидеальна и труднопонятна для не-читавших; но она, как только смогла, приблизилась к оригиналу – и званию шедевра на века.

Добавить комментарий