На страже смерти, либо можно еще перевести как Стража смерти. Первая мировая война? 1917 год. До этой войны были конфликты, но такой масштабной, всеобщей войны не было. Разве что в качестве репетиции была Гражданская война в Америке – чем не вступление в новый век. Как говорил Родригес Бендер: прошла эпоха тирании и насилия, начинается новая эра… тирании и насилия! Самое интересное, что все страны в Первой Мировой только учились воевать, разрабатывались новые доктрины и тактики, вводились новшества — танки, пулеметы, авиация и колючая проволока, применялись газы. Ходить строем, как в прошлых веках, солдаты стали отучаться, воины вязли в грязи при атаке, сидели в окопах или штурмовали укрепления. Позиционная война показала как сложно пробить оборону, поэтому развивалась новая осадная артиллерия. Падает снаряд, убил нескольких, покалечил многих, ужасно. Человечество училось воевать масштабно. И что самое страшное, когда началась Вторая Мировая, в ее начале люди тоже некоторое время приспосабливались, раскачивалось, а потом уже все увереннее втягивались и начинали воевать. Может быть страны и быстро приспособились к войне, но вот для людей массовая бойня принесла только кучу новых неприятностей. Первая Мировая война особенно страшна в этом плане — генералы поначалу очень плохо представляли, как нужно действовать в той или иной ситуации, и посылали в массовые прорывы солдат. Солдатам Первой Мировой на себе пришлось познать все прелести такой масштабной войны — нервное напряжение и недосып, постоянный страх, голод, холод и дожди под отрытым небом, сидение в окопах, засилье вшей и крыс и штурм вражеских креплений под пулеметным огнем, отравление газами.
В фильме все это в той или иной мере показано. Фактически, для солдат того времени, это и было новым Адом на земле. В такой обстановке очень просто сойти с ума, ведь война учит убивать, требуя сломать старые принципы. Это важно помнить при просмотре фильма. Человек постоянно испытывает страх, его гложет стресс и солдат становится агрессивным, подправленным, потерянным – целый букет эмоций и переживаний. А ведь и дедушка Фрейд тоже изучал все эти метаморфозы человека на войне, и некогда сказал: “война дает человеку легально проявить свою скрытую агрессию.”
Начинается фильм, и что же мы видим: отряд обычных британских солдат, перед атакой они собираются с духом. И сразу же видны их характеры. Очень лаконичная и емкая сцена, величественная и атмосферная. Если проанализировать, то эта сцена прост гениальна — идет музыка и при явлении нам нового персонажа, для каждого идет свой фрагмент мелодии!
Главный герой Чарли Шекспир (что сразу настраивает нас на драму) слишком молод и вообще не уверен, что ему ту место. Другие словно делают свою привычную работу и только Томас Квин (Энди Серкис) всегда готов на бой, хотя за этим рвением он срывает свой страх. Капитан Дженингс исполняет должность, имеющую в советской армии значение политрука и комиссара. Для кого-то стимулом выжить — это его семья, как например Девид Тэйт. Бренддфорд — набожный солдат берущий свои силы в Вере. Со временем он на примере покажет, как вера перетекает в критической ситуации в болезненный фанатизм.
Далее идет прорыв и блуждание в тумане. Отряд теряется. Найдя траншеи, они их захватывают и далее пытаются вести себя в сложившейся обстановке соответствующие. Пленные, найденные в траншеях немногочисленные немцы только усугубляют ситуацию — в них отряд видит виновников всех своих бед, и трудно не удержаться от насилия. Но похоже, немцы не представляют угрозы и сами стали жертвами чего-то неизвестного. Далее начинается такой тихий ужас, что выдержать который многим оказывается не под силу. Ночь скрывает все непроницаемым покровом, но и день не приносит озарения — все в тумане, куда идти непонятно. Тут помогла бы стандартная схема из техники безопасности: Без паники! Успокойтесь и спокойно проанализировав ситуацию, подумайте, что делать дальше, наметив четкий план, следуйте ему. Но увы, на войне все инструкции теряют смысл, человек живет только чувством самосохранения, инстинктами и рефлексами. Но уподобившись животному человек теряет здраво рассуждать. И пребывание в неопределенности все глубже погружает потерявшихся солдат в панику, уныние и безумие. Солдаты показаны обычными людьми, это никакие не герои, они стараются понять и выжить. Наряженные растет, возникают жертвы.
Нет нужды пересказывать сюжет — это надо просто видеть. Возможно, кто-то ждет от фильма монстров и мертвых зомби-фашистов, но этот фильм построен на нагнетании напряжения, символизме и простых и понятных образах и страхах. Это психологическая военная драма, с элементами триллера. Согласитесь, неведомый враг непонятно на что способный, гораздо сильнее воспринимается, чем например выскочивший из-за угла и уже явивший себя монстр. Немного утрированно, но есть такой эпизод одном из первых фильмов Уве Болла “Дом мертвых” — капитан корабля (кстати, Юрген Прохноу, внезапно) видит двух плывущих к нему зомби, нисколько не удивляется, совершенно без грамма эмоций и словно говоря “Ааа, это зомби, давайте их мочить!» спокойно их расстреливает (+_+). Когда появляется монстр и становится понятно, с чем имеешь дело, уже не так страшно, человек ищет способы и пути его одолеть.
Тут же присутствует мистика, непонятное окружает выживший отряд и это им не нравится. Но все же самый главный враг человека это он сам. В диком напряжении человек способен не только навредить другим, но и себе — например, убегая от опасности, свалиться в пропасть, уничтожить порой, единственную возможность спастись, сделать прямо противоположное своему спасению.
Крысы, дождь и грязь — самые наглядные черты фильма. И опять-таки, для полного погружения в фильм стоит смотреть в дождливую погоду за окном. Один мой друг еще пошутил что еще и под рукой иметь крысика – для полноты картины, ибо крысы в окопах, в фильме так и шныряли. Но и без этого чувствуется антураж фильма — то туман, то ночь, то проливной дождь нагнетают обстановку, грязь под ногами серая и беспросветная, вездесущие крысы деловито снуют повсюду. Траншеи и колючая проволока повсеместно. Нет вестей, нет людей, а пленные немцы — это враги, но такие же потерянные и напуганные.
Эпизод когда один из бойцов оставшись один начал фапать на фотокарточки – тоже жизненно, хрестоматийное снятие напряжение в армии. Но атмосфера в фильме такова, что и это ему довершить не дали…
Снова порадовал Энди Серкис — и хотя часть ролей у него нарисованы на компьютере, подобно Голлуму, в живую он тоже играет очень убедительно и живо. Роль агрессивного Квина очень показательна. Образец такого агрессивного солдата, который сознательно взвинчивает себя до состояния боевой машины — это частая фигура в войнах. Фактически это последователь берсеркеров древнего мира, и обладает теми же плюсами и минусами. Да, отвага и рефлексы делают его более успешным в бою, но подавляя страх такие становятся на ступень ближе к безумию, ослепляющая ярость — это тоже путь к гибели, ведь изливая свою агрессию сам подставлявшийся под удар. Перед таким человеком нередко стирается грань между своими и чужими.
Обратите внимание на актеров — обычных солдат играют обычные малоизвестные актеры, максимально близкие к обывателям. И в этом тоже есть смысл, играй солдат сплошь знаменитость получилось бы совсем неестественно. Не совсем понятно, почему не был прощен раненый парнишка, лежавший пол фильма и по сути совершенно безобидный.
Интересно, что во вселенной Warhammer 40k тоже есть DeathWatch — Гвардия смерти, куда уходят нести службу, ограждая границы Империи от нечисти.
К слову сказать, окопная дубинка, которая была у Квина — это альтернативное рукопашное орудие которое мастерили, в основном немцы, из деревяшки и колючей проволоки. Внимание к деталям — еще один плюс фильма. Это и надписи-указатели в траншеях, и амуниция и детальная форма Британской армии. Также интересно, что режиссер Майкл Дж.Бассет позднее взял свои наработки из этого дебютного фильма в свой Сайлент Хилл 2, хотя там пугать из-за угла было глупо. На “Страже Смерти” — отличнейший пример прекрасного нагнетания обстановки — в Сайлент Хилл 2 нужно было сделать так же, но как то не получилось.
Еще любопытно, что фильм возможно берет свою идею из исторического события – Исчезновение Норфолкского полка. Это событие, произошедшее с боевым отрядом 1/5 («первого дробь пятого») батальона Норфолкского полка британской армии 12 августа 1915 года в ходе атаки турецких позиций во время Дарданелльской операции. Совсем в другом месте, воевали против турок, 180 человека пропали. Впоследствии были найдены мертвыми через очень продолжительный срок — в 1918 году. До сих пор существует несколько версий их гибели. Вполне возможно что были и похожие истории в разное время Первой и Второй Мировых войн. На войне гибель отрядов не редкость, но обычно по характеру ран и местности (разбомбленная, затопленная и т.д.) обычно видно отчего они погибли, а тут загадочно все. Так что идея фильма не пустом месте образовалась.
Это место словно судилище, а вернее Чистилище, где взвешиваются все поступки и действия. И многие не прошли испытания — сорвались, сошли с сума, стали фанатиками, жажда убийства взяла верх — они остались во тьме, сидеть у костерка. Возможно рядовому Шекспиру помогла его молодость и непредвзятость. Нужно было только успокоиться, постараться быть человеком и проявлять хоть каплю милосердия и понимания, когда это было нужно. Капля человечности, выдержки. Однако видел же он себя среди погибших – или это только напоминание, что он мог бы там оказаться наряду с остальными там, во тьме? Те испытания, что солдаты проходили, то спасение что они искали — они спасали не свои тела, а души. А немец в конце словно арбитр — он может быть, в равной мере, и Богом, и Люцифером, ибо наказание грешникам назначает именно последний. Он дает испытание и возможность на Спасение. Он словно жертва и судья в одном лице. И когда идет следующая партия, он смотрит на нас, и его взгляд говорит нам — ну давай, покажи, что у тебя в глубине души, настоящий ли ты человек или тварь дрожащая. Всем дается шанс на путь Наверх.