На страже смерти (Deathwatch). 2002.

На страже смерти, либо можно еще перевести как Стража смерти. Первая мировая война? 1917 год. До этой войны были конфликты, но такой масштабной, всеобщей войны не было. Разве что в качестве репетиции была Гражданская война в Америке – чем не вступление в новый век. Как говорил Родригес Бендер: прошла эпоха тирании и насилия, начинается новая эра… тирании и насилия! Самое интересное, что все страны в Первой Мировой только учились воевать, разрабатывались новые доктрины и тактики, вводились новшества — танки, пулеметы, авиация и колючая проволока, применялись газы. Ходить строем, как в прошлых веках, солдаты стали отучаться, воины вязли в грязи при атаке, сидели в окопах или штурмовали укрепления. Позиционная война показала как сложно пробить оборону, поэтому развивалась новая осадная артиллерия. Падает снаряд, убил нескольких, покалечил многих, ужасно. Человечество училось воевать масштабно. И что самое страшное, когда началась Вторая Мировая, в ее начале  люди тоже некоторое время приспосабливались, раскачивалось, а потом уже все увереннее втягивались и начинали воевать. Может быть страны и  быстро приспособились к войне, но вот для людей массовая бойня принесла только кучу новых неприятностей. Первая Мировая война особенно страшна в этом плане — генералы поначалу очень плохо представляли, как нужно действовать в той или иной ситуации, и посылали в массовые прорывы солдат. Солдатам Первой Мировой на себе пришлось познать все прелести такой масштабной войны — нервное напряжение и недосып, постоянный страх, голод, холод и дожди под отрытым небом, сидение в окопах, засилье вшей и крыс и штурм вражеских креплений под пулеметным огнем, отравление газами.

В фильме все это в той или иной мере показано. Фактически, для солдат того времени, это и было новым Адом на земле. В такой обстановке очень просто сойти с ума, ведь война учит убивать, требуя сломать старые принципы. Это важно помнить при просмотре фильма. Человек постоянно испытывает страх, его гложет стресс и солдат становится агрессивным, подправленным, потерянным – целый букет эмоций и переживаний. А ведь и дедушка Фрейд тоже изучал все эти метаморфозы человека на войне, и некогда сказал: “война дает человеку легально проявить свою скрытую агрессию.”

Начинается фильм, и что же мы видим: отряд обычных британских солдат, перед атакой они собираются с духом. И сразу же видны их характеры. Очень лаконичная и емкая сцена, величественная и атмосферная. Если проанализировать, то эта сцена прост гениальна — идет музыка и при явлении нам нового персонажа, для каждого идет свой фрагмент мелодии!

Главный герой Чарли Шекспир (что сразу настраивает нас на драму) слишком молод и вообще не уверен, что ему ту место. Другие словно делают свою привычную работу и только Томас Квин (Энди Серкис) всегда готов на бой, хотя  за этим рвением он срывает свой страх. Капитан Дженингс исполняет должность, имеющую в советской армии значение политрука и комиссара. Для кого-то стимулом выжить — это его семья, как например Девид Тэйт. Бренддфорд — набожный солдат берущий свои силы в Вере. Со временем он на примере покажет, как вера перетекает в критической ситуации в болезненный фанатизм.

Далее идет прорыв  и блуждание в тумане. Отряд теряется. Найдя траншеи, они их захватывают и далее пытаются вести себя в сложившейся обстановке соответствующие. Пленные, найденные в траншеях немногочисленные немцы только усугубляют ситуацию — в них отряд видит виновников всех своих бед, и трудно не удержаться от насилия. Но похоже, немцы не представляют угрозы и сами стали жертвами чего-то неизвестного. Далее начинается такой  тихий ужас, что выдержать который многим оказывается не под силу. Ночь скрывает все непроницаемым покровом, но и день не приносит озарения — все в тумане, куда идти непонятно. Тут помогла бы стандартная схема из техники безопасности: Без паники! Успокойтесь и спокойно проанализировав ситуацию, подумайте, что делать дальше, наметив четкий план, следуйте ему. Но увы, на войне все инструкции теряют смысл, человек живет только чувством самосохранения, инстинктами и рефлексами. Но уподобившись животному человек теряет здраво рассуждать. И пребывание в неопределенности все глубже погружает потерявшихся солдат в панику, уныние и безумие. Солдаты показаны обычными людьми, это никакие не герои, они стараются понять и выжить. Наряженные растет, возникают жертвы.

Нет нужды пересказывать сюжет — это надо просто видеть. Возможно, кто-то ждет от фильма монстров и мертвых зомби-фашистов, но этот фильм построен на нагнетании напряжения, символизме и простых и понятных образах и страхах. Это психологическая военная драма, с элементами триллера. Согласитесь, неведомый враг непонятно на что способный, гораздо сильнее воспринимается, чем например выскочивший из-за угла и уже явивший себя монстр. Немного утрированно, но есть такой эпизод одном из первых фильмов Уве Болла “Дом мертвых” — капитан корабля (кстати, Юрген Прохноу, внезапно) видит двух плывущих к нему зомби, нисколько не удивляется, совершенно без грамма эмоций и словно говоря “Ааа, это зомби, давайте их мочить!» спокойно их расстреливает (+_+). Когда появляется монстр и становится понятно, с чем имеешь дело, уже не так страшно, человек ищет способы и пути его одолеть.

Тут же присутствует мистика, непонятное окружает выживший отряд и это им не нравится. Но все же самый главный враг человека это он сам. В диком напряжении человек способен не только навредить другим, но и себе — например, убегая от опасности, свалиться в пропасть, уничтожить порой, единственную возможность спастись, сделать прямо противоположное своему спасению.

Крысы, дождь и грязь — самые наглядные черты фильма. И опять-таки, для полного погружения в фильм стоит смотреть в дождливую погоду за окном. Один мой друг еще пошутил что еще и под рукой иметь крысика – для полноты картины, ибо крысы в окопах, в фильме так и шныряли. Но и без этого чувствуется антураж фильма — то туман, то ночь, то проливной дождь нагнетают обстановку, грязь под ногами серая и беспросветная, вездесущие крысы деловито снуют повсюду. Траншеи и колючая проволока повсеместно. Нет вестей, нет людей, а пленные немцы — это враги, но такие же потерянные и напуганные.

Эпизод когда один из бойцов оставшись один начал фапать на фотокарточки – тоже жизненно, хрестоматийное снятие напряжение в армии. Но атмосфера в фильме такова, что и это ему довершить не дали…

Снова порадовал Энди Серкис — и хотя часть ролей у него нарисованы на компьютере, подобно Голлуму, в живую он тоже играет очень убедительно и живо. Роль агрессивного Квина очень показательна. Образец такого агрессивного солдата, который сознательно взвинчивает себя до состояния боевой машины — это частая фигура в войнах. Фактически это последователь берсеркеров древнего мира, и обладает теми же плюсами и минусами. Да, отвага и рефлексы делают его более успешным в бою, но подавляя страх такие становятся на ступень ближе к безумию, ослепляющая ярость — это тоже  путь к гибели, ведь изливая свою агрессию сам подставлявшийся под удар. Перед таким человеком нередко стирается грань между своими и чужими.

Обратите внимание на  актеров — обычных солдат играют обычные малоизвестные  актеры, максимально близкие к обывателям. И в этом тоже есть смысл, играй солдат сплошь знаменитость получилось бы совсем неестественно. Не совсем понятно, почему не был прощен раненый парнишка, лежавший пол фильма и по сути совершенно безобидный.

Интересно, что  во вселенной Warhammer 40k тоже есть  DeathWatch — Гвардия смерти, куда уходят нести службу, ограждая границы Империи от нечисти.

К слову сказать, окопная дубинка,  которая была у Квина — это альтернативное рукопашное орудие которое мастерили, в основном немцы, из деревяшки и колючей проволоки. Внимание к деталям — еще один плюс фильма. Это и надписи-указатели в траншеях, и амуниция и детальная форма Британской армии. Также интересно, что режиссер Майкл Дж.Бассет позднее взял свои наработки из этого дебютного фильма в свой Сайлент Хилл 2, хотя там пугать из-за угла было глупо. На “Страже Смерти” — отличнейший пример прекрасного нагнетания обстановки — в Сайлент Хилл 2 нужно было сделать так же, но как то не получилось.

Еще любопытно, что фильм возможно берет свою идею из исторического события – Исчезновение Норфолкского полка. Это событие, произошедшее с боевым отрядом 1/5 («первого дробь пятого») батальона Норфолкского полка британской армии 12 августа 1915 года в ходе атаки турецких позиций во время Дарданелльской операции. Совсем в другом месте, воевали против турок, 180 человека пропали. Впоследствии были найдены мертвыми через очень продолжительный срок — в 1918 году. До сих пор существует несколько версий их гибели. Вполне возможно что были и похожие истории в разное время Первой и Второй Мировых войн. На войне гибель отрядов не редкость, но обычно по характеру ран и местности (разбомбленная, затопленная и т.д.) обычно видно отчего они погибли, а тут загадочно все. Так что идея фильма не пустом месте образовалась.

Это место словно судилище, а вернее Чистилище, где взвешиваются все поступки и действия. И многие не прошли испытания — сорвались, сошли с сума, стали фанатиками, жажда убийства взяла верх — они остались во тьме, сидеть у костерка. Возможно рядовому Шекспиру помогла его молодость и непредвзятость. Нужно было только успокоиться, постараться быть человеком и проявлять хоть каплю милосердия и понимания, когда это было нужно. Капля человечности, выдержки. Однако видел же он себя среди погибших – или это только напоминание, что он мог бы там оказаться наряду с остальными там, во тьме? Те испытания, что солдаты проходили, то спасение что они искали — они спасали не свои тела, а  души. А немец в конце словно арбитр — он может быть, в равной мере, и Богом, и Люцифером, ибо наказание грешникам назначает именно последний. Он дает испытание и возможность на Спасение. Он словно жертва и судья в одном лице. И когда идет следующая партия, он смотрит на нас, и  его взгляд говорит нам — ну давай, покажи, что у тебя  в глубине души, настоящий ли ты человек или тварь дрожащая. Всем дается шанс на путь Наверх.

Добавить комментарий