Как вы видите, я обычно не напрямую выбираю тему для статьи, о нет. Обычно, если с вещью не все так явно – или она дала некие побочные корни, не менее интересные, чем собственно оригинал, эту тему я и выдвигаю. Так и тут. Скажем так, есть ценности которые не принадлежат мне одному, и поэтому я порой выбираю обходные пути, которые нашёл сам. По факту, тут больше будет про комикс (ибо он был первым прочитанным источником, а не рассказ), совсем немного про книгу (вернее, про повесть – она по своему хороша – и конечно же полнее того же комикса) – и упомяну, что есть ещё аудио-вариант.
По факту, книги Эдмонда Гамильтона, фантаста (не путать с Питером Гамильтоном, можно сказать приемником, также фантастом же современности), это не мой выбор – эти книги нравились моему отцу, я же застал только Космического волка и Капитана Фьючера – уже тогда это было наивно, но учитывая, что книги писались полвека назад, это простительно – да и книги были легкими и приключенческими, что было в плюс.
Некоторое время спустя под 90-ые я охладел к фантастике, что тоже повлияло на восприятие – последняя зацепившая сильно меня вещь была как раз книга Путешествия Тафа Джорджа Мартина, о чём я уже писал. После все эти бластеры-космос-планеты, меня как то не впечатляли. А ведь совсем недавно, в начале 90-ых я ещё прыгал и сражался с двумя друзьями сучковатой палкой, отыгрывая Дарта Вейдера…
Сокровище Громовой луны – повесть, написанная Эдмундом Шклярским Эдмондом Гамильтоном в 1942 году и изданная в сокращенном варианте, в 1956 году у нас, в небезызвестной “Технике Молодёжи”. Если обычно Гамильтон знаменит чуть ли не космо-операми, эпопеями, то тут у нас в какой-то мере даже шедевральная вещь – по сути своей, это тот же Остров сокровищ, но с парой нюансов – ну и в космосе; и можно сказать, тема того, что нужно собраться и из последних сил что-то доказать миру, что жизнь твоя прожита не зря, попутно испытав, что такое товарищеская поддержка.
Для начала.
Жертвы Гробовой скалы.
Сейчас будет небольшая телега, буду запрягать издалека. Наши предки, да будут благословенны они в веках!, нам подносят такие подарки, которые потом запоминаются надолго, а мы порой либо сразу их оцениваем, либо лишь со временем понимаем, что нам они дали. Бывает подарок мелкий, но он вызывает бурю восторга и благодарности – старый человек может быть случайно, спонтанно нашел-купил вещь, но важно, конечно же ещё и внимание близкого человека – но тут угадал в масть. Начиная одну тему, приходится перескакивать с темы на тему, ибо затрагивая время в которая одна эта тема была, вспоминаешь и то время, тот пласт эпохи, в котором были и другие темы, пересекающиеся с этой. Итак начнём; Исаак родил Авраама…
Я не помню, чтобы игрушка или книжка была не в тему – ну разве что бабушка подарила мне как-то трансформатора, но это оказался Вольтрон – ну не знала она, чем трансики различаются – и что есть другие, похожие на них. Игрушка была так себе, и даже не трансформировалась, но был один нюанс – обложка-картонка к этому Вольтрону была, как иногда тогда водилось, совсем от другого набора – это был уже редкий тогда G.I. JOE, где был изображен водолаз Dip six, а на обороте мелко были нарисованы и перечислены другие солдатики этой серии. Я аж с лупой их разглядывал и даже перерисовывал. Недо-трансик Вольтрон же быстро забылся, хотя я был благодарен бабуле, за этот мелкий подарок. В общем, это если бы вам подарили так себе игрушку, но вы прилипли бы к обложке-упаковке, найдя в ней куда большую ценность, чем в самом предмете!
Что ещё сказать ? Серия G.I. JOE была популярна ранее, и до нас не дошла, да и к слову сказать, при всей качественной выделке тех игрушек, они были всё же чуть кубические, чуток нелепые – и в целом в духе времени: супер-солдаты, какими их представляли в те времена 60-70-ых. Но идея крутых солдат каждый со своей специализацией, этакая элита элит (плюс их враги-оппоненты – Viper-ы организации Cobra, мне крайне понравилась. Чуть позже застал пару серий как раз G.I. JOE – их просто показали вперемежку с другими мультами в 90-ых. И много позже серию попытались возродить сняв пару безбашенных но крайне юношеско-наивных фильмов, ну вы их знаете – а вдогонку пошли куда более детальные и качественные фигурки, правда их было мала, так как в фильме было мало героев (и без этого на всех не хватало времени) а серия в целом загнулась.
Ещё я понял, что от судьбы не уйти, когда ездил к отцу в Индию по его командировке и мне этот водолазик там попался – и мы его купили, перед самым отъездом домой – могли бы больше, я бы всё там скупил; там было порядка двух десятков солдатиков – но мать сказала, что одного водолаза хватит, раз уже с детства он у меня был на примете. В общем, он у меня и сейчас где-то лежит…
Но вернемся к теме. Как я писал когда-то ранее, книгу Древо жизни Кузьменко (книга первая) мне с помойки притащила прабабка. Этот же комикс – Громовая луна, подарил дед, который был дальнобойщиком, и ездил по СССР, возя грузы. В одном из таких рейсов он видимо, проезжая мимо города, в дороге и купил этот комикс – что особенно ценно, как я узнал позже, это был именно местный комикс издательства “Муха” из Уфы, то есть прямо из города-первоисточника, из сердца города. Я за него сразу же уцепился, ещё по обложке понял, что это фантастика – космонавт стреляет в забавного но крипового чубрика-инопланетянина.
Что ещё было ценно – попав в масть, дед тоже этот комикс прочитал, и ему понравилась идея: по сути про пенсионеров-водителей, ветеранов – пионеров космоса, первых покорителей безграничных пространств (пусть и не машин, а звездолетов) которых было выкинули на обочину, но они словно банда стариков-разбойников, добыли корабль и нашли сокровище, так сказать тряхнув стариной, и доказав, что старички ещё ого-го – и кое что могут! Богатыри, не то что нынешнее племя! Это тоже было в тему.
Комикс был прочитан махом, а когда я показал его отцу, так он ожидаемо сказал: а так это же по Гамильтону (я даже как-то аннотацию на обложке не обратил внимания) – я читал! Кстати да, отец ещё до со времён, когда в “Технике молодежи” появились “Звездные короли” подсел на Гамильтона, а следом и я пару рассказов перехватил – собственно, ознакомился с этой самой Громовой луной, Космическим волком и Капитаном Фьючером – кстати, чуть позже, по последней серии вышла, пусть и немного измененная сценарно, но анимэшка старого образца Капитан Фьючер 1978-1979 годов – там чуть-чуть поменяли в деталях темы, но в целом узнаваемо – и это сериал: Человек-линза (Lensman), который вышел попозже, в 1984-ом году – туда же, по они духу схожи – и я там увидел много из книги. Я же больше в 90-ые был по Лаки Стару – благо мне эту книгу Азимова подарили в школе на 23 февраля (а потом и Сильверберга с его Замком Лорда Валентина – но об этом я уже упоминал в ранней статье).
Потом я этот комикс утащил в художку где её прочитала моя группа и ещё один один класс во вторую смену, а сейчас он у меня где-то неподалёку лежит, нашел недавно.
Сам же Гамильтон был этаким оптимистом-фантастом, писавшим без затей, доступно и понято, без зауми (как например фундаменталист и педант Азимов), можно сказать именно в приключенческом стиле, космооперы, приключений в космосе (нечто вроде Гарри Гаррисона). И хотя у него попадались ляпы, как и у Азимова; по части физических законов и космических реалий – просто эти правила были опровергнуты и доказаны лет этак через 10-20 после написания этих книг, но книги все равно были зачетными и доступно-понятными.
Кстати, если по планетам некоторые реалии были спорными и попросту тогда не доказаны, но вот эпизод, когда Капитан Фьючер проник на борт вражеского корабля включив прибор невидимости, при этом закономерно передвигался на ощупь – так как давая невидимость способность закономерно делала невидимыми и глаза (а значит не было преломления света от них, и человек слеп на время действия прибора) – что было достоверно (и что позже тех лет, когда был написан Человек-неведимка Герберта Уэллса, опровергли позже).
Отцу это было ещё легче – он на них вырос, я же считал их чуть даже простенькими и наивными, мне больше зашел тот же Сильверберг и Ханлайн.
Что же касается книги, я поначалу был воодушевлен, а потом даже несколько немного разочарован второй половиной книги – скажем так, комикс подан в очень сжатом ключе и кое что в нём упрощено (иногда это было на пользу делу) и местами даже удачнее, а читая книгу, оказалось что там больше деталей, нагромождений, немного не так, как было в комиксе, уж больно некоторые элементы были для этого рассказа тяжеловесны, но с классиком не поспоришь. Позже я отмечу, какие различия были между комиксом и рассказом.
О самом комиксе.
Что мне понравилось с первых же минут – комикс цветной, но опять же с особым нюансом. Дело в том, что обложка и и последняя страница цветные, это да, но далее идут просто залитые разными цветами страницы. Скажет так, сначала розовый оттенок, потом голубой, потом зелёный (да вы и сами увидите на иллюстрациях).
Это было необычно, хотя с одной стороны, ждешь уже полностью разноцветного комикса, с другой же стороны – радуешься и этому решению, задающему легкий настрой при чтении – учитывая то, что цветные комиксы, особенно фантастические, не детские, были редкостью (особенно если это была долгоиграющая серия), да и по классике жанр не зря зовется монохромным искусством рисованных историй. В общем, с подходу раскраски страниц было необычно, тебе словно подсвечивали разной расцветки лампами страницы комикса. Было необычно.
Второй момент – стиль комикса, особая авторская рисовки художника: особая штриховка, манера изображать лица, может быть немного небрежная (и лица чуть округлёны, а тела порой массивны), но всё равно вызывающая уважение стилистика, которая быстро узнаётся, стоит попасть в руки другим номерам “Мухи – к слову, сказать потом мне ни одной “Мухи” не попалось, я скачал их в электронном виде позже, благо ресурсы после 2000-ых позволяли.
Раз комикс из Уфы (Башкирская республика), то рисовал его местный художник – Руслан Сулейманов, с тем самым стилем, были и другие в издании, и они обычно перемежались – один иллюстрировал одну историю, второй другую, третий – третью. Что меня поразило, эти башкиры выучились и применили свои познания на практике, не говоря уже об МУХАметзянове, который организовал весьма вовремя это издательство – и в честь него его “Мухой” и назвали. Ну ещё и МУ-ХАлимов кажется, рисовальщик. В общем, неожиданный и добротный подход от соседей по области. Нам также было чем ответить – тому пример не менее винраный, но позже появившийся Свердловский Велес” (который заодно упоминал об нашем же уральском Мегадроме Агента Z, в то же время транслирующийся по 4 каналу).
В общем, это было время наших комиксов – потом дело но расцвет 90-ых ознаменовался именно появлением пары-тройки смелых издательств. Велес, в виду местопребывания, мне попадался регулярно, сначала ранние выпуски (например, собственно Велес и Оружие древних воинов), потом пошли сборники.
Сюжет – комикс и книжка: сага о Пламенной луне.
Группа первопроходцев космоса, пенсионеры, ветераны, обломки некогда молодых и решительных людей, ныне прозябают в нищете, так как их не пускают на работу в новую Межпланетную Компанию Металлов и Минералов, у которой вообще есть ограничение: они набирают специалистов не старше 25. ГГ, кстати, довольно зрелый мужчина, раз за разом ходит на трудоустройство, но его неизменно отбривают – тебе же 37лет, старик! Иди отсюда, правила компании и прочее… ГГ же надеется, что он проскочит – вдруг новый чиновник не обратит внимание на его возраст. Другие же его товарищи даже не пытаются – у кого голова не в порядке, у кого руки нет, у кого просто возраст (а был и и те, кто ещё в эру первооткрывательства космоса погибли, совершая подвиги, открытая новые планеты в космосе).
В общем, у ГГ, кстати, зовут его Нортон Коммандер Джон Норт (или просто Джонни, для друзей – ибо по возрасту он немного моложе других “стариков”), и ещё есть мизерный шанс, как самый молодой, но и он в пролете – и пофигу, что у этих людей есть огромный опыт и заслуги перед космолётством – если по чесноку, действительно, рискованно брать в космос людей, у которых может например, оказать сердце, не выдержать тупо перегрузок (что и случилось с одним стариканом позже), в общем, отчасти отказ Компании объективен, но это не отменяет их пренебрежение перед людьми, некогда пионерившими, прокладывающими путь для будущих поколений – которые их тут же забыли.
Я бы нанял их в качестве консультантов по полетам или подобному, по планетам, что ли – но все равно бы бы риск внезапной смерти в пути – ну хотя бы в как нибудь академию, в виде учителей! В общем, если подумать и прикинуть, им нашлась бы работа – но Кампания построена на реальной прибыли и путях верно ведущих к ней, и ей нужны лишь молодые.
Ммм, а мне стоит пересказывать книгу или комикс? Может сами почитаете и то и это? В любом случае вот вам кратко: один из умерших ветеранов космоса – а именно, штурман с корабля “Грёз Пространства” некогда нашёл на опасной планете, вернее, спутнике Урана, собственно за опасность названную Громовой луной – как выясниться с рассказа его дочери Алины, есть сокровище с необычными свойствами – и это минерал левиум, настолько ценный, что даже кусочек его стоит целое состояние.
Сначала её отец отколупнул его от общего самородка, кое-как вернулся из опасных мест – а потом передал его своей дочери, перед смертью завещая свою волю – и та его сохранила, этот кусочек – и так как у неё не было возможность полететь туда самой, задумала было воспользоваться услугами Компании, но те честно и прямо сказали – 80% прибыли их – космолет и команда на них, а с мадам – инфа о сокровищах. По логике это вполне объективно, ибо большую часть расходов и риска берёт на себя именно Компания – но конечно всё равно получается по-грабительски для заказчицы.
Та отказалась и подумав, обратилась к старым друганам отца – уж они-то ближе по духу и устремлениям да и по честности, к идеалам её отца. Кроме того, в случае успеха, барыш пойдет на нужды этих стариков – да и подобных им, как и думал её отец, что крайне благородно. Другое дело, что у стариков-разбойников нет своего корабля, да и лететь могут лишь совсем немногие из них, да и то шанс найти в опасном мире сокровище довольно зыбкая – туда и молодым соваться рискованно, а уж “пережиткам прошлого” и подавно. Но делать нечего, нужно рискнуть.
Эта завязка немного напомнила начало Чумной звезды Джорджа Мартина, но это вообще распространенное клише в фантастике: поиск сокровищ, который берёт начало ещё с Острова сокровищ Стивенсона, да и ещё более дальше по времени. Где-то далеко есть клад, берём-добываем корабль – и разношерстную команду; и пускаемся в приключения, дележку, опасности и прочее – и далее по списку. Даже больше, этакой отсылкой к старым временам иногда блещет и автор: Нова упорно называет Норта моряком, а под конец старый корабль возвращаясь на Землю, словно бы “скрипит брамселями” (которые бывают у парусных судов). В общем, по духу СГЛ роднится со старыми морскими рассказами.
Ещё мне собственно напомнило нашу комедию (и немного драму) с Никулиным и Евстигнеевым Старики-разбойники: чтобы доказать свою полезность они стремились показать всем, что “старые кони борозды не испортят”, да вы и сами знаете.
Громовая луна – один из спутников Урана – Оберон; как туда добраться и прилететь в нужное место более-менее сможет наша “старая гвардия”, вопрос один – корабль. У мисс Лоурел есть немного левиума, но связываться с Компанией не вариант – и тем более, что они уже знают об левиуме. Стариканы же словно в отместку за их жадность и не прием на работу, решают угнать\позаимствовать космолёт именно у Компании – и на свой страх и риск полететь к Громовый луне… Это даже в какой-то мере честно, так как мисс Лоурел ранее хотела выкупить корабль на свои деньги – но те отклонили её предложение, взамен пообещав всё предоставить – команду и корабль, в обмен на инфу о сокровище – и 80% прибыли от него. А вот это было нечестно!
Сама повесть Гамильтона, как и всё из того времени, в меру простенький, с хорошей подачей, немного наивный, но вместе с тем и прямолинейный – он в духе того времени, когда он писался – так раз сойдет для комикса, даже ещё чуть более всё упростили. Но рассказ зачетный, посыл мощный.
Вот в целом и всё – далее захват звездолета, первые потери, перевалочная станция на самом Уране, поиск компаньона-дельца, с которым стоит держать, конечно же при поиске сокровищ, ухо востро. Попутно ГГ знакомится с девушкой из бара, которая хорошо знает их нового компаньона, скользкого и подозрительного типа – но у нашей группы нет особого выбора, нужна поддержка и ресурсы… По её описанию это волк в обличье человека – (Идемте в мою контору… – сказал паук мухе – Нова намекает, что с ним не стоит иметь дел, но кто слушает легкомысленную блондинистую красотку? Так или иначе, наша компания добирается до Громовой луны, но перед этим по их пятам следует офицер компании Сидней, с простой миссией – арестовать беглецов и изъять потерянную собственность – корабль.
Ну а дальше читайте сами, превозмогания, героизм, и неординарный финт от персонажа, которой казалось бы совершенно бесполезен (но был намек на проблески у него частично вернувшейся памяти в начале полёта) – и финал, угадайте какой?
Важно то, что в пути погибли многие “пионеры космоса”, и лишь горстке удалось воспользоваться богатством – ну по своему усмотрению и мисс Лоурел – они откроют на деньги свою Компанию, фонд ветеранов, который обеспечит и приютит других немногочисленных космолетчиков, не только банду Норта – в память об её отце и тех, кто в начале выхода в космос бороздил его просторы.
Ну и простое человеческое счастье; более старшим – покой и достаток, спокойную пенсию и старость, чуть более молодым – награда за труды и лишения, упорство и веру в свои силы – парам Сиднея и Алины и Норта и новы. Идея проста как мир, но неплохо выписана, комикс лишь убирает лишние детали, сокращает в целом, правда добавили и немого от себя логичных штрихов, но в целом, комикс следует почти дотошной канве сюжета.
Получилось атмосферно, ёмко и здорово – этот комикс идет отдельно, занимая целый особый выпуск посвященный именно одной теме, что даже в отрыве от основной серии журнала”Мухи”, я бы его порекомендовал – в общем, качайте этот номер как комикс-адаптацию (и весьма достойную, не только для 90-ых) одного из рассказов известного когда-то классика фантастики, и именно космооперы. Этот рассказ это заслужил!
Особенности рисовки.
Особое внимание художники уделили самим персонажам – а их здесь немало, а также кораблю и немного планете и окружению.
Пара моих личных претензий к рисовке – персонажа Сиднея, офицера Компании, гоняющегося за угнавшими их космолет пенсионерами, изображали иногда вполне мужественно (но явно не брутально, молодой человек всё таки), и один раз его изобразили так, что он больше смахивает на тётеньку. Дело в том, что его нарисовали молодым человеком, довольно смазливым, хотя и крепким.
Отдельно: в комиксе на погонах именно Сиднея, скорее всего аббревиатуры Space Service или нечто подобного (у его напарника есть S – и M или N в придачу), но выходит как всегда – SS. Это типа суровые парни, с которыми лучше не связываться. Эта хохма также есть на пилотках, в фильме Королевство полной луны Уэса Андерсона; только там был номер отряда скаутов – 55, но тем не менее, смысл автора был именно в этом обыгрывании: парни в таких пилотках уподобились нацикам, ловя по приказу своего сбежавшего скаута-коллегу – и с особым рвением. Ещё вспоминается эпизод Маски в больнице, где у свирепых санитаров из больницы батя семейства углядел красный крест, но перетекающий в свастику (есть дополнительные палочки сбоку) – тоже тот ещё намёк на тиранию и произвол. Ну вы поняли, как в классике: дети в подвале играли в гестапо….
Кстати, его имя Сиднея – Филипп, что по гречески переводится как “любящий лошадей”. Другими словами, это человек, конюх или слуга, который заботится о ком-то – а там и до людей недалеко. В любом случае, как и Алекс-защитник, этот человек о ком-то заботится. Как по мне, вполне показательно для этого перса. Также есть имя Ипполит/Ипполита – который уже трактуется как человек “распрягающий лошадей” – то есть укротитель, человек решительный и умелый.
Главный герой же более суров, но не менее благороден – в последствии этот невольный лидер “банды престарелых ветеранов”как бы противопоставляется своей тёмной шевелюрой паладинствующему офицеру-блондину Сиднею – который также в целом придерживается своего кодекса чести. Это даже для не очень честной Компании, было бы не очень приемлемо – в конце концов, Сидней оттуда уходит, и даже находит себе подругу в лице нанимательницы, дочки одного из ветеранов, которая собственно и подала идею полететь за сокровищем.
В общем, Сидней ещё с начала был за дипломатию, хотел как лучше, шел на риск, чтобы всё разрулить – и стал жертвой обстоятельств, наряду с захваченной врасплох группой Норта. Сидней сам по себе старался найти компромисс -слишком он правильный, придерживающийся правил – как Компании, так и своей жизненной позиции – своими действиями он в первую очередь старался выгородить если не всю банду стариканов напрямую, а скорее стремился сделать лучше мисс Лоурел, которая была ему симпатична. Хорошо, что его благие намерения всё же, с натяжкой, привели к успеху, да и ушел он из под гнёта Кампании тоже удачно.
Сама Алина Лоурел (после некоторого времени подзабыв, я вспоминал её то как Лорен то как Лорейн) изображена тут шикарно, аристократично, можно сказать, даже фигуристой женщиной, красивой эффектной и деятельной брюнеткой – временами решительной и даже властной, но теряющейся при опасности и бедах, что логично – девушка всё таки.
Мне понравилось, ещё с книги, что она кинулась выполнять волю отца, хотя могла на деньги с продажи левиума некоторое время жить безбедно и праздно – кроме того, она не испортилась, имея на руках большие средства, и всё ещё осталась сердобольной и отзывчивой девушкой, нашедшей и пришедшей к товарищам её отца.
Нова Смит же ей в противовес – хрупкая и невысокая, её роль невелика – но важна, ведь по сюжету сам Норт считал неэтичным ухлёстывать за “благодетельницей”, которую уважал, но не более – и прочее, а тут волею судьбы подвернулась дерзкая космическая проститутка “звездная девочка” Нова; и они друг другу помогли – а там уж и от благодарности перешли к более тёплым отношениям. Что ещё забавно реализовано: Норт шатен, но ему досталась блондинка, а брюнетка-красотка Лоурел осталась с блондинистым Сиднеем. Простенько и наглядно!
Кроме прочего, последняя, цветная страница комикса словно бы вышла из под пера анимэшника – явно видно, что подражали японским анимэ, которое в 80-ых косило как раз под популярный сай-фай США, но со своей рисовкой – даже больше, именно ниппонские художники ранее и брались рисовать, пусть и по мотивам, чуток в деталях меняя, некоторые работы фантаста Гамильтона, что забавно, банально – но мило, в духе того же времени. Сейчас такое сплошь и рядом.
Интересности.
Художник и сценарист комикса – Рустан Сулейманов (да будет благословлён его отец в веках!), ещё выделяется рисовкой “Затерянного мира” и мини-рассказов – “Звёздный патруль” и “Я остаюсь”. Так же сильно и стильно вышло – это в той же “Мухе”, в других номерах. Его рисовка вышла самая самая узнаваемая. Ещё экранизация про жукоглазых пришельцев – рассказ “Невероятная планета”.
А далее перейдем к мелочам и отличиям в книге-первоисточнике. Левиум – минерал с необычными свойствами – чем собственно и ценится всеми, также он и неуловим, уж больно предпосылки к его возникновению редки в природе – а следовательно, он действительно редкий и легендарный. На это намекает его название – летучесть. Дел в том, что его структура решетки атомов… а, забейте! – левиум редкий минерал с отрицательным весом – и найти его сложно из-за того, что он возникает может быть и не раз в век, может быть и чаще – но беда в том, что у него нет веса и он тут же улетает вверх, в воздух, в стратосферу и дальше! Вероятно из-за этого свойства левиума, в галактике найти его часто не удавалось, уж больно тот неуловим (цитата):
Левиум был элементом с обращенной полярностью притяжения. Он отталкивал все вещества, а не притягивал их. Уронить левиум было нельзя, он просто улетал вверх.
Предполагают, что этот элемент родился невероятно давно глубоко в недрах Солнца; титанический электрический заряд внешних частей солнечного шара обратил нормальные заряды в субэлектронных частицах его атома, изменив и полярность его притяжения. Судорога Солнца, некогда образовавшая планеты, выбросила левиум в космос.
Отговорка книги – кусок левиума бы помещен в “карман” каменной пещеры на Громовой луне, и его “потолок” не давал ему улететь – а надо было ещё подумать, как транспортировать такой вёрткий минерал – легкий, почти невесомый? Скажем так, либо в контейнере, либо как минимум носилками вниз (что и сделали в книге), чтобы не улетел. На самом деле, минерал в 7 футов величиной, (а представьте сколько он стоит, если даже нескольких крупинок хватило на космический корабль), первоначально не смог унести отец Алины -представьте себе если бы вы попробовали удержать в руках гроздь воздушных шариков без ниточек, которые бы рвались вверх. В книге удалось уравновесить летучий левиум нагрузив его снизу тяжёлыми камнями, которые его тянули вниз и позволили его транспортировать. В общем, та ещё морока.
В комиксе это не особо подчеркивается – просто перенесли огромный минерал видом как бриллиант (именно что уже как бы ограненный – но так нагляднее и понятнее) на носилках и всё – в книге же с ним был ряд проблем и трудностей. Это раз.
Второй момент – конфликт с Бердо и его ребятами. В книге это были обычные рабочие люди, наёмники Бердо – с ними пришлось махаться перед самым сокровищем, и по сути убивать своих же собратьев-землян, пусть и с бандитскими замашками.
В комиксе решили поменять им внешний вид, причем сразу с набора команды, заменив людей на гуманоидных инопланетян – их уже не так жалко, таракашки какие-то стрёмные. Именно эту рожицу мы и видим с обложки журнала. К тому же, их можно было просто скопировать, придав общую внешность – и не рисовать-заморачиваться с прорисовкой новых личностей. Это два.
Ещё на планете обитали лавовые формы жизни, в комиксе они есть, но их роль эпизодическая. Это был ещё один из многих факторов риска в книге – и без того путь к планете был трудный, конкретно к местопребыванию сокровища – ещё труднее, ну вы поняли, а тут ещё и кремниевые звери. И лава кругом, переплыть её удалось лишь на каменном плоту, отколотому от основой породы скал – когда как обычный базальт тонул в лаве. Это потом стало проблемой, когда уплыл плот, ибо на островке, где оказались добытчики сокровища, уже не было той плавучей породы, из которой можно было бы соорудить плот.
Особая роль полоумного и плюгавого Стини – это выживший из ума некогда гениальный пилот; все его жалеют и даже свои не воспринимают как полноценного человека – чел без памяти, чудак, жалкая, ничтожная личность. Но в паре моментов он ошарашивает, как этакий безумный малкавианин: то внезапно вспомнит слова, которые нужно сказать при погребении космолётчика – в момент когда погибшего при старте Питерса выбрасывают в космос (как Кейна в “Чужом” и так далее) – о вечности и трубах архангелов, что призовут погибших.
Второй момент и он ключевой – когда не осталось уже надежды, этот экс-пилот на рефлексах, заявляет что спасёт попавших в беду товарищей – и на своих полузабытых навыках, приводит корабль в невозможном положении, висит над лавой и подбирает уже отчаявшихся приключенцев. Это мастерский ход, в комиксе это очень быстротечно, но с полным диалогом между командиром Нортом и меланхоличным Стини – и прикинуть; Стини действительно стал немного безумным ранее, хотя и осознавал риски, но рискнуть так мог только полу-сумасшедший. Сильный момент – ещё один ветеран оправдал свои навыки, а спасение уже на финале попавших в безвыходное положение – и самый незначительный перс повернул стрелки судьбы и закончил дело.
Не забываем, что беда случившаяся прямо у самого финала их поисков, когда сокровище уже найдено, также была очень обидной невезухой – и хорошо что Стини её нивелировал, но другим пришлось в него поверить, в 1% того, что этот безумец, их товарищ, их спасёт. Вот так-то. В итоге: чудо-профит!
Ещё важно, что по книге Джон Норт соврал о припасах якобы имеющихся на планете (типа Лоурел Торн оставил) и приказал улетать Стини, чтобы потом вернуться с помощью. А расклад был такой: Дорак, Норт и Сидней, три мужика, застряли на островке окруженном лавой – а на корабле две девушки и полоумный пилот – по факту, все должны были порознь погибнуть, если бы не Стини. Но в итоге Стини завис над ними пилотируя корабль – и спас всех, игнорируя первоначальный приказ Норта улетать (и спасаться самим, оставив троицу на планете).
Как в насмешку, уже после эвакуации, Стини снова впал в своё инфантильное состояние, вернись к своему тихому безумию. По факту в этой жиденькой колоде карт Стини был этаким Джокером, который сыграл на руку в конце партии, когда все козыри кончились…
Передали, что несмотря на судьбу – Сиднею явно повезло с ней. Были подвижки что она достанется именно Джону Норту, но тот, как и другие, излишне по-отцовски к ней расположен – всё-таки дочка уважаемого всеми ими отца и всё такое. Зато второй перс, “случайная бабочка” достается именно Норту – и тут нет каких либо обязательств (как с мисс Лоурел).
Девушка-в-беде Нова Смит тоже нарисована по канонам – но уже блондинка, не такая представительная по виду как мисс Лоурел; маленькая и шустрая, следовательно более ранимая с виду – и более приземлённая. Довольно решительная, отчаянная и правильная девица, несмотря на свою ветреную профессию.
Но вот ГГ – с некоторых ракурсов (и в особенности с надетыми радио-наушниками) и учитывая, что он капитан корабля, ранее и сейчас – художник кажется намеренно придал ему черты актёра Олега Стриженова (вспоминаю так любимый моей бабушкой фильм Неподсуден: Свердловский аэропорт же, где колесил некогда её муж, мой дед). А что, похоже – благородный и немного грустный лицом высокий пилот, опытный и уже многое переживший, волевой и справедливый.
Далее. Хищный делец Шарль Бердо – по тому же почину художника, ему придали черты хитрого и расчетливого Сальвадора Дали Уолта Динсея, так мне показалось.
Впрочем, художник нередко по привычке так рисует то злодеев (хитрых с усиками прохиндеев), то авантюристов, чуть меняя детали, так что набив руку, он нарисовал Бердо именно так… Это тоже в плюс, иногда потом посмеивался глядя на “говорящие” лица персов.
В 90-ые вообще не заморачивались с авторскими правами и прочим -подумаешь, изобразили пару наших актёров как персонажей комиксов – да даже и иностранных актёров: вспоминая мультфильм Вампиры\Хозяева Геоны, где невозбранно нарисовали Чаке, Арни и Слая…
Хорошо нарисовали бравого служащего Филиппа Сиднея – самого пожалуй, неожиданного и надо сказать непутевого, но положительного в целом перса – в нём есть черты паладина, который готов пойти на нарушение строгих правил Кампании – лишь бы конкретной честной девушке (Алине) было хорошо и не грозила никакая опасность. Мне он запомнился – с ГГ что взять, он изначально гуманный и правильный, а Сидней – этакий паладин на службе злой корпорации (он мог бы быть Бёрком из Чужих, но более благороден и честен, так что это скорее Горман или Хикс из тех же Чужих). В плюс, но так было ещё в повести.
Это подтверждается и тем, что не будучи лучше (и не менее прагматичнее и алчнее) Бердо, Компания дала Сиднею указания – следовать за угонщиками до Громовой луны, и как только (и если) они добудут сокровище – конфисковать его и корабль; но Сидней пошел наперекор этому и лишь попытался захватить корабль ещё до полёта на опасный спутник Урана – да и то, чтобы не подвергать риску мисс Лоурел (это его высказывание натолкнуло Норта на мысль, что Сидней в неё влюблён), что потом и подтвердилось.
Другим стариканам, чтобы их различать, придали весьма разную внешность – один толстенький и лысый, носит очки, второй сухопарый высокий и седой, третий однорукий гигант с черными усами, ещё один, поляк, чернобородый и усатый, а последний так вообще развалина в инвалидном кресле. Ключевых же персов мало, но каждый добротно и наглядно прорисованы. Второстепенные впрочем тоже.
Ещё мелочи, на мой взгляд удачные – при угоне космолёта группе стариков в комиксе пришлось подстрелить меркурианских псов, которых не было в книге – они просто оглушили охрану и угнали корабль. Сценарист же комикса посчитал, что раз уж у нас тут доступ к другим планетам, то почему бы не охранять площадку будут инопланетные собачки. Откуда старики взяли боевое оружие? – так у оглушенного часового, охраняющего корабль.
Хотя это и выглядит жестко, но добавляет миру антуража. Отсюда же изменение людей на чужерожных инопланетных работников мистера Бердо.
Изобразили одного из офицеров сопровождающего Сиднея, как мне показалось негром, что логично – история написана американским автором, про алчные корпорации, почему бы и не быть там сотруднику-афроамериканцу? Кстати, среди стариканов негров нет, хотя нередко что в космосе, что в море, бравые негры (а то и пираты) – старпомы, боцманы, всякие авантюристы – или ещё кто, попадались.
Ещё большую ностальгию вызывает маленькая сноска в конце последней страницы – цена – 2 руб. Мда, были времена.
Отличия комикса и книги.
Норт ответил с горечью: – Думаю, все мы призраки, спорящие о тенях.
Более менее передали как по книге. в диалогах, пусть и сокращенных, точно следовали книге (и переводу). За бортом остались описания природы Титании – фауны и аборигенов, разные мелочи и описательные фрагменты. Немного сократили финал, видно было что торопились или хотели уложится в свой формат, но об этом позже. Хорошо передали внешность всех персонажей. разве что немного по другому изобразили парочку из них, чем это было в книге, но в основном – всё верно передали.
Итак, начнём с персонажей. Джон Норт – всё норм, молодящийся шатен, с изможденным лицом. Ирландец Майкл Коннор (скорее всего даже О`Коннор) – в повести про очки ничего не сказано, есть лысина, он краснолиц и лицо у него по описанию жабье – в целом типах передан верно; добродушный толстяк. Он даже чересчур ирландец в повести: любит выпивку, галантен с дамами, заступаясь за них, сам по себе крайне добродушен и “не видит зла”. Даже при смерти его желание сбылось – выпивка и красотка рядом.
У Яна Дорака было плохое зрение, вот вам ещё одна причина его списания в ветераны – в комиксе об этом ни слова – там это сутулый, похожий на капитана “Ностромо” Далласа, усато-бородатый брюнет. Ещё он смуглый по книге.
Великан Уайти Джонс, у которого нет одной руки (правой), в комиксе высокий брюнет с усами. В книге был заявлен как белокурый гигант, на манер Хансена.
Старый Джезон Питерс – развалина передвигающийся в кресле-каталке (если точнее то в ) – в комиксе показан как очень дряхлый.
Стини (ум на уровне 14 лет, но самого ему 43 года, по книге) – малый с круглым детским лицом и ясными голубыми глазами, умишко у него повредился, но некогда это был величайший из пилотов – в комиксе малого роста и действительно есть контраст с его внешностью и возрастом.
Ларс Хансен – стереотипный северянин; беловолосый и высокий – так и нарисовали в комиксе.
Шарль Бердо (я всегда читал как БЕрдо, но возможно правильнее – БердО) – показан как типичный французик с характерными усиками, в описании это был мужичок с хищным и красивым лицом волка. В комиксе больше передано, что он скользкий тип, судя по лицу, но в целом норм. В повести автор Бердо часто обзывал авантюристом – в отрицательном ключе.
Нова Смит – миниатюрная блондинка, легкая как бабочка. В ответ что её спасли от приставаний пьяного добытчика, она пыталась предупредить Нора о предательстве Бердо. Забавно что Норт к ней первоначально относился презрительно и игнорировал.
Алина Лоурел – на мой взгляд слишком аристократична в комиксе, я бы добавил ей стрижку карэ и более приземленный вид – как никак дочь штурмана с корабля, а не дочь богатея. Но в целом ругать за такой вид в комиксе не за что – она вполне могла приодеться и выглядеть лучше, после того как добыла денег от продажи левиума. В остальном же всё хорошо – разве что по книге она была высокого роста и с угловатыми движениями (что в комиксе ну никак не передашь), а вот рост могли бы – впрочем, её невысокий рост в комиксе играет на то, что ветераны как бы ещё защищают, нависая как скалы, рядом с ней. Ещё к неё карие глаза по книге, в комиксе же – серые.
Далее. Левиум (возможно от слова левитация) – я читал как левИум, чтец из аудио-книги читает как лЕвиум, но я вообще обычно читаю на последний слог, так уж повелось. Минерал, обладающий обращенной полярностью, отталкивающий от себя частицы. Обычно зарождается на солнце и улетает в пространство.
В комиксе у мисс Лоурел, в начале, в руках довольно приличных размеров алмазоподобный камень, в повести же даже несколько грамм этого минерала стоило очень много. В повести там у неё была всего лишь крупица, которая была к тому же в колбе (пузырьке) – чтобы минерал, из-за своих свойств, не улетел никуда. Но в комиксе решили сделать всё проще и наглядней – сверкающий алмаз, прозрачный минерал.
Архаичные но продуманные термины для космических кораблей – не двигатель но циклотрон; кстати, Коннор как раз циклотронщик, к тому же 3-ий офицер в прошлых экспедициях. Управляется это также архаично – педали и рычаги. Педальный космический корабль, блин. Но вспоминаем, когда это писали и допускаем всё это. Но при этом в ходу атомное оружие – почти у всех оно есть, ручное – пистолеты и ружья.
Уран – ближайшая к Солнцу планета, сама по себе раскаленная, а тут заявлено что только Оберон (Громовая луна) обладает лавово-базальтовой структурой. Кстати, у Урана четыре спутника – два малых – Ариэль и Умбриэль, луны, и два побольше – Титания (обжитый спутник) и Оберон (крайне негостеприимный и не располагающий даже для разведки).
Оберон и Титания – отсылка к Шекспировскому “Сну в летнюю ночь”. На моей памяти этих персонажей ввела в повествование и Диана Уинн Джонс, в своём “Волшебном витраже”.
Потом, он же, Гамильтон, когда писал Капитана Фльючера, упомянет что для жизни на Уране нужны будут специальные экраны – без них люди попросту будут испепелены. В общем, из-за близости Солнца теоретически на всех – планете и спутниках, было бы жарко и почти невозможно жить.
Приход незнакомки (Алины Лоурел) поначалу было расценено Джоном Нортом как визит какой то социальной служащей, чтобы выдать им “милостыню” – позорной подачки для некогда прославленных героев космоса – хотя старики живут на чердаке и перебиваются тем, что то один, то другой, случайными заработками добывают еду на всех и только. Но у них гордость! – да и принимать жалкие крохи от забывших их подвиги действительно позорно.
Но мисс Лоурел предложила им обратное – надежду на возрождение их статуса, приключение и прочее – а также поддержку и других таких же, ветеранов космоса. В принципе она могла бы основать такой фонд без полёта на Громовую луну – но вырученных денег хватило лишь на старый корабль и только, а ресурсы на полёт уже не хватало – и чего готовить о стариках. В общем, всё равно нужно было максимально использовать шанс и лететь пытать удачу, пусть и сильно рискуя.
Сама постановка книги очень похожа на завязку Острова сокровищ Стивенсона, а ещё больше усиливает этот эффект послание штурмана Тора Лоурела, отца Алины:
“Залежь левиума в западном из трех вулканических пиков, поднимающихся из Пламенного Океана. Высадка возможна только на базальтовом плато близ копьевидной бухты на южном берегу. Применять двойную теплоизоляцию. Переезд к пикам на каменном плоту. Остерегаться Огневиков”.
Опять же таинственность и непонятность – пока на месте не окажешься, не поймёшь некоторых описаний. Как мы помним, нечто похожее писал и Флинт про поиск его сокровищ.
В комиксе сокращена последняя часть, но по книге там есть важный момент: наши герои и ребята Бердо бьются, но когда наши побеждают, то оставляют в живых поверженных в схватке Бердо и его подельника – (был убит Дарм, а Ленниг погиб ранее, наряду с Коннором). Это ещё раз подчеркивает благородство-высокоморальность (и безрассудность) наших героев – даже при риске удара в спину, они их не убили. Они оставляют связанный злодеев под присмотром сильно раненного Яна Дорака (который ещё и полуслепой), и те сбегают, стремясь всё ещё заполучить левиум.
И тут всё по карме – Бердо появляется в пещере где обретается левиум, но так как его тащили на поверхность, опоры для скалы уже не было – кусок велиума попирал его, и пещера начала рушиться – и Бердо погиб под обломками породы, получив кару, так сказать, от природы и судьбы. Тут же отыграв атланта, но выручив товарищей, пал и гигант Уайти – он принял на себя тяжесть оседающего потолка – и Норт и Сидней смогли выскочить с грузом левиума.
Келс же успел нагадить напоследок, но и пропал сам – угнал плот (в комиксе его как бы унесло течением) но не рассчитал – и разбежавшись прыгнул со скалы упал в лаву, в попытке допрыгнуть до плота – а далее как показано в комиксе, разве что также нет эпилога – прилета на землю Норта и оставшихся товарищей. Сцена с Монументом.
И хотя судьба левиума довольно расплывчата в повести: у Компании могло бы хватить наглости “отжать” добытый левиум, но в целом, его вроде как положили “на хранение” и о нём позаботятся (всё таки автор жил во времена некоторого уже послабления нравов – честности и прочего, что и обычно вкладывал в свои произведения – не всё “кидалово” голимое), а значит он ещё послужит людям.
На Земле, в повести, есть монумент, где некогда приземлился первопроходец и в целом это памятник всем погибшим в пути и ушедшим из жизни космолетчикам. Именно к нему приходит в конце путешествия Джон Норт и там плачет. Всем косполётчикам известны имена первых флагманов-капитанов: Горхем Джонсон, затем Марк Кэрью подхватил эстафету и так далее. Норт же мысленно присовокупил своих товарищей к эпитафиям и именам на монументе:
Джезон Питерс: B никто не сможет помешать мне еще раз попасть в пространство…
Майкл Коннор: Вот так я всегда хотел умереть – рядом с красивой девушкой и с бутылкой…
Харлей Стини: Я был хорошим пилотом, не правда ли?
(По факту он жив, но бледная тень самого себя… А Ларс Хансен же погиб почти что в бою).
Уайтмэн Джонс: Джонни…
Финальные слова, когда подошла Нова и обняла “моряка”, и Норт почувствовал “как странная теплота растопила ледяную боль в его груди”, ставит точку в этой повести.
Сильно, кратко и ёмко написано, может до гениального произведения не хватает объема, этакого эпоса; но эта повесть – крепкий и гранулированный рассказ-приключение, драма и прочее, знаковый среди малоформатных рассказов (где всего навсего 6 глав), этакий флагман, как нужно писать эталонные и душевные рассказы. В этом плане повесть полнее на детали и мысли героев, у комикса же другой формат и он с ним справился, передав лишь самое нужное – ну и немного сократив, и подав этаким приключением (несмотря на драму, гибель половины команды и разные лишения), всё же с хэппи эндом и в развлекательной форме (будь на месте Гамильтона какой нибудь суровый пессимист Герберт Уэллс, то Стини разбил корабль, садясь к троице с левиумом – и те бы остались погибать на куске камня), более оптимистично, когда как у оригинала был очень осторожный, выстраданный финал, сдержанный и сильный. Но это мелочи, кому надо тот и повесть прочитает – она более полна на детали, а комикс как мог предал самое важное. И получилось хорошо.
Заключение.
Читайте книгу, читайте комикс, сравнивайте. Есть ещё а трекерах аудио-начитка за авторством evgen_priest – кому нравится слушать. Сообразно, чтец хорошо играет с голосом, даже передал старческий фальцет Питерса. У него самого местами немного усталый голос повествователя старой истории. В общем, хорошо вышло.
Скажу своё мнение по СГЛ – хороша идея, но мне оригинал в своё время был умеренно-восторженный, хотя для некоторых – слишком просто и туфтово, но не мне. Больше всего понравился комикс, показавший, как надо было бы его переделать – ещё более просто, но добавив деталей, по типу мелочей всяких -но кое что и убавив, ради формата.
Я привел пример маленькой, но явно удачно экранизации не самого последнего рассказа (повести), можно сказать знакового для Э. Гамильтона. Вообще, выбор экранизации в виде мультфильма (средне-затратно, в отличие от кино, а то и сериал-адаптации) и комикса (почти за копейки, разве что приложить чуток усилий), это хороший выбор; а если за дело возьмется именитый комиксист или арт-мультипликатор, то дело вообще может вылиться в не менее достойную работу. В любом случае, это хорошая тема прославить старую классику, или что там было выбрано. Тут же вполне скромно и мало заметно, но почётно вышло – но по сути затерялось во времени, а я раскопал-напомнил, ну хоть что-то. Что комикс что повесть Гамильтона – жемчужины, может не самые-самые шедевральные, но уж точно берущие за душу, ибо сами по себе сделаны с душой.
На моей памяти экранизировать так рассказы классиков, в виде именно комиксов были выбраны работы Роберта Шекли, нередко Азимов (ну тут и сериал не стыдно забабахать, по типу неоднозначного Основания), как классик-основоположник целой ступени фантастики и не только – и некоторые другие малофаорматисты, но всё же.
Например, знаковый рассказ Р. Шекли Абсолютное оружие в виде комикса выпускалось аж три раза – и это только у нас. Упомянуть и об этом что ли – времени это займёт немного, а вспомнить те же времена конца 80-ых, начала 90-ых снова можно. Так или иначе, я порекомендовал СГЛ: оцените этот комикс да и книжку – простенько и прямолинейно, но сейчас кто хотя бы так напишет? Даже беда с этим – если раньше наши подражали зарубежью, но писали более чем топорно и наивно, то сейчас слишком даже, конкурируя больше меж собой, заумно и много-много-многословно – чем больше объем и приключений, тем больше денег. Утомляет.
Я особо ценю малые рассказы авторов – и ещё то, что порой им дают вторую жизнь или воплощение – в виде комикса, книги, теле- или радио-спектактля, а то и сериала – обычного или мультяшного. В нашем случае это был необычный формат, но вполне логичный – комикс. Коротко. наглядно, сравнительно мало текста, больше визуала, идея сохранена и донесена до читателя, которому может быть, захотелось после ознакомится с первоисточником, если не читал раньше, а там и откроет для себя другие книги автора…
Ещё плюс, на мой взгляд – немного сократив мысли автора и некоторые сюжетные детали, тем не менее, удалось передать историю более сжато (к чему как-то стремился и Гамильтон, издав его в журнальном варианте).
Читается за 10-15 минут, а то и меньше, ощущается как глоток свежего воздуха. Есть ещё более короткие форматы (например всего в страницу), но этот в самый раз, страниц на 35 – даже сетуешь, что так мало.
Итак, малыми силами, в таком полусерьезном формате как комикс, этот сейчас уже подзабытый рассказ жившего давно мэтра ожил, а я напомнил об этом вам, и надеюсь, не зря.