Древо жизни 1991. (Трилогия) Кузьменко В. Л. – Одна из последних толковых научных фантастик “века ушедшего”.

У некоторых вещей, особенно у моих – странная судьба. Эту книгу мне принесла прабабка, живущая на другом конце города, и время от времени меня навещающая. Книжке я обрадовался – это оказалась фантастика. А еще больше обрадовался отец, так же быстро прочитавший ее от корки до корки. Кто-то выкинул ряд книжек – была еще пара, но не столь важные, и более банальнее. Не в саму мусорку выкинули, конечно же, но положили на бетонный паребрик – и оставили. 90-ые – это когда хватали каждую книжку. А в 70-80-ые так вообще гонялись за ними, сдавали макулатуру, чтобы их получить, ценили их и коллекционировали. Особым шиком считалось собрать коллекцию “Арабских сказок” или “Приключения Незнайки” с иллюстрациями, или например, собрание Пушкина, Лермонтова, Есенина и прочую классику. В 90-ые уже начали появляться книги, но все равно, 80-ые были еще бедны на это. По идее я должен был вознегодовать праведным гневом на тех, кто избавился от этой книжки, но, по сути, я этим людям благодарен.

Первая книга выше всяких похвал. У меня она самая любимая. Кроме того, есть еще две книги – их я прочитал намного позднее. А так у меня на руках был оригинал – первая книга, а другие я уже скачал как электронку много позднее. Важно наличие иллюстраций, которые отлично передают дух книг. Нарисовано советским художником: тушь, хорошо нарисованы пропорции, немного злоупотребляет тёмным фоном. Аскетично, подходит для боевика, резкие черты, фоны, отлично передает как статичные беседы, позы, так и яростный экшен. Видно, что художник плотно сотрудничал с автором книги, многие образы, один в один, передают персонажей и ситуации.

Иллюстрация из “Героев Эллады”.

Помните, наверно у каждого была книга “Мифы древней Греции: Герои Эллады” 1991 года. Иллюстрации там конечно… Обнаженная натура – а что, греки это любили, вознося культ здорового тела. С другой стороны, выглядит это в рамках легенд не пошло, а естественно. Хотя если женские тела художник изображал более-менее правильно, то уж “небодержателя”Антея изобразил форменным шкафом (хотя по логике, очень широкие плечи и мощный торс его объяснимы – удержи-ка небосвод на себе!); да и досталось некоторым героям и силам Олимпа – с другой стороны, например, если Геракл закономерно силен и накачан, то другие, менее сильные герои изображены так, как нужно: Тесей в меру подтянутый юноша, а худосочный Орфей и выглядит как изнеженный и хрупкий поэт-песенник.

Плюс есть теневые  вставки – порой  богов художник изображает как тени – силуэты богов, этакий театр теней.

Женщины женственны, даже амазонки с которыми сражался Геракл, а мужчины – мускулы у их рельефны. Если это старик, до и выглядит соответственно дряхлым и тонконогим. В общем и целом эта книга являлась выжимкой, обобщением, прозой из Греческих мифов – книжка довольно взрослая, хотя часто попадается в руки детям. Мифы там жесткие и кровавые. К сожалению, скандинавские мифы, сходные по пантеону, у нас менее известны и популярны.

Также могу упомянуть мульты режиссера Анатолия Алексеевича Петрова. На старости лет он начал выдавать такое… Фу, гадость, автор ты что, офигел?! Да ладно – отвечает нам режиссер, блеснув очками и погладив усы: это жаркая Греция, мифология – там все голые ходили.  Первые работы в этом направлении были полусырыми –  зарисовки и неполная заливка цветом, но смысл передан: Рождение Эрота, Дафна, Нимфа Салмака (вот она-то была полноценной завершенной, правда, короткой работой). Сюра добавляет и кислотная картинка его мультов. В любом случае, от греха подальше, после ряда фривольного и смелого (и немного отбитого) “Полифема, Акида и Галатеи” Петрову больше много денег на разработку не давали.

Но самый главный его шедевр – это вырванный из контекста 7-ой подвиг: “Геракл у Адмета“(1976) – тут у автора получилось даже более мрачно чем обычно, и более целомудренно. Тут в полной мере присутствует, так любимая мною ротоскопия, обрисовка и живые движения. Картинка опять-таки кислотная, странная (плавающие цвета и легкая неестественность, заторможенность анимации) но для тех лет получилась дорогая и необычная. Ныне оно (ротоскопирование) в основном осталась в прошлом, в 80-90-ых – цените это направление жанра.

Кроме этого у него был “Шут Балакирев”, “Вовка в Тридевятом царстве”, тот же “Полигон” – и прочие, не менее известные. Но что касается последней его работы – это были девяностые, время экспериментов, порой смелых и дерзких. Или автор устал от детских картин и взялся за риал серьезные, взрослые.

Так или иначе, я не зря все это упоминаю, дело в том, что в первой книге, как пример, успешного социума выдвигается планета Элия. И художник для книги должен был передать как образ захватчиков, так и жителей этой планеты.

Невысокие, худосочные, но красиво сложенные, с  пропорциональными и изящными телами, и к тому же высокодуховные, кроткие, неиспорченные дети природы с планеты Элиа – соответственно Элиане, явно напоминают древних греков: любовь к естественному, к искусству, к созерцанию природы (и гармонии с ней), натуральному хозяйству. Минус, как оказалось этой цивилизации – общая, (противоестественная для их природы) не агрессивность, когда как земные греки сочетали в себе как искусство-философию, так и превосходное и агрессивное воинское искусство и дисциплину. Так что эти иллюстрации с пропорциями тела хорошо предают настрой книги. Также видно по рисунку, в последующих книгах – кто работяга, кто солдат, кто диктатор. А кто буржуй недорезанный!

Местами мрачновато, но детально, вроде бы простенько, но со вкусом. Вспоминая авангардистских художников 90-х (взять хотя бы некто Афонина (но и это неточно) рисовавшего диковатые рисунки к не менее шизофреничному Ю.Петухову) – это просто образец здравомыслия и соблюдения пропорций и графической логики рисования. Еще иллюстрации к этой книге сильно напомнили иллюстрации к “Земле Санникова”. Хм. Короче, старая советская школа иллюстраторства. А между прочим, были уже 90-ые.

Так вот, рисунки немного напомнили эти иллюстрации. Кроме того, убедительно изображены персонажи – генерал, император, солдаты. Порой с иронией и передают некую идею, настроение. Местами выглядит монохромность мрачновато, особенно во время драк, погонь и вообще всего экшена в книге.

Немного перемудрили с изображением шествия Свистунов по перевалу – какие там барабаны и флаги – это же рейд в тыл врага, а не парадное шествие!

Сергей изображен высоким, крепким, светловолосым мужчиной, а Эльга Лацис – хрупкой обычной девушкой с тёмными волосами. В противовес ей, жена Сергея Ольга – светловолосая и обладающая нарочито русской внешностью. Прочем и с ней не всё так просто, как и с их детьми. Однажды сын Сергея Володька перерастет отца и будет с ним почти равным по возрасту – это же фантастика.

О самой книге и авторе.

Автор книг – Кузьменко Владимир (Володимир) Леонидович (1931-2002), учёный-нейробионик (что найдёт отражение в его произведениях), также он преподавал в медИнституте – что тоже сказалось: в его книгах появляется иногда эдакий нравоучительный и менторский тон – но подача материала у него структурирована хорошо, так что всё это идёт на пользу понимания его книг. Писателем-фантастом (одной книги, а вернее трёх) стал после некого толчка в жизни, о котором позже.

Так бывает, взять хотя бы П. Марушкина, написавший своего “Ухайдакера” в трёх томах и закончившего на этом. Правда, в случае Кузьменко, после трилогии он издал ещё с десяток книг, и ещё одна неопубликованная трилогия! Особо стоит подчеркнуть, как он работал над более поздними книгами: иногда трудился параллельно, одновременно над двумя-тремя. Это тоже отмечалось у некоторых гениальных людей, которые могли работать с разными источниками одновременно. Это не такая редкость, просто получить потом нормальный результат – вот что важно; и главное – чтобы они получились непохожими друг на друга.

Вы же знаете, когда у человека накапливается информация, его измышления, которые он, либо хочет передать людям, либо хотя бы изложить на бумаге. Кузьменко интересовали такие темы как бессмертие человека (пусть и через клонирование, как вариант), искусственный интеллект (именно в те годы учёные подобрались к этому понятию достаточно близко, да и сейчас успешно развивают эту линию, ̶п̶р̶и̶х̶в̶о̶с̶т̶н̶и̶ ̶С̶к̶а̶й̶н̶е̶т̶а̶) и общество как самоорганизующиеся системы.

Вообще структура книг, несмотря на порой объяснимую и доступно изложенную приключенческую легкость текста, все же порой грузит философский-социальными размышлениями. Неплохо написано, вроде бы все просто и понятно изложено, но философско-социальная направленность порой перегружает текст. Это даже угадывается – когда идёт экшен, а когда намечается философия жизни.

Так или иначе, человек вложил в эти книги всё свое виденье, наработки своих исследований, да и личный опыт умудрился передать отчасти. Книги по своему гениальны, но есть в них один недостаток – они слегка идеализированы, уж больно сверхчеловеком получился ГГ, хотя его нам и пытаются показать ранимым, делающим ошибки и человечным. Но у “попаданства” свои законы жанра. Много разноплановых идей, мнений и персонажей, но некоторые предсказуемы, хотя попадаются и неоднозначные – тот же Чак или крамольный генерал.

К фантастике автор обратился в конце восьмидесятых годов. Толчком к этому (по собственной версии автора) послужил необычный эпизод из его жизни — по возвращении с научного симпозиума, проходившего в Киеве, Кузьменко почувствовал себя плохо, лег и проспал более двух суток. Увиденное и пережитое во сне — автор подчеркивает, что «ощущал реальность всего происходящего», — стало сюжетной основой романа «Древо жизни».

Короче, он ехал на поезде, после симпозиума мог перегреться, далее впал в кому и после его “торкнуло” – он и написал книгу. Причем издал все три книги в один год. Часто автор с цинизмом и привычностью доктора описывает некоторые жуткие моменты, поверхностно упоминает хирургические процедуры (Свистуны извлекали из элиан мозги для своего био-супер-компьютера), а порой вспоминаются боевые маневры древних полководцев – чтобы победить врага, нужно было ГГ действовать тактически и стратегически.

Автор интеллигентен и продвигает свои идеи, с которыми многие согласятся. Например, он защищает свободу личности, часто – свободу и выбор женщин, человека вообще, его место в природе, а также как выглядит, например, точка зрения с разных сторон. По сути он гуманист, но и реалист отчасти – понимает, что идеал идеалом, но жизнь диктует законы по своему.

Чувствуется, что автор пожил немало, накопив жизненный опыт, и излагает некоторые щекотливые моменты в своих книгах деликатно и без перегибов в описании – и смакования возникшей пошлой или жестокой ситуации – чем грешил, например, ̶н̶е̶ ̶к̶ ̶н̶о̶ч̶и̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶п̶о̶м̶я̶н̶у̶т̶ Ю.Петухов.

Как ирония смотрится новая организация Неогуманистов (нетрудно провести аналогии с неофашистами), с их “гуманными” идеями ограничения, селекции населения, фашистские методы (распространение наркотиков, создание оружия, будущая диктатура), которой начинает противостоять наш ГГ. Автор время от времени включает в повествование диалоги спора двух персонажей – неважно, что личины меняются, но обычно один собеседник это ГГ Сергей, а второй оппонент может быть различным.

Особенно стоит обратить внимание, когда задается некий вопрос – а персонаж однозначно отвечает – Да! Это очевидный контрапункт, тем более, что как правило, его обозначают обе стороны, это предельное утверждение. Тут автор особо подчеркивает свою позицию, её важность.

Так вот автор дает нам спор двух сторон, одна как бы положительная, ГГ, другая этакий дьявол-искуситель, пытающийся логикой втолковать, например что фашизм – это логично, кто-то должен взять на себе ответственность, радикальное и жесткое по решению проблемы перенаселения, деградации и  вырождения (стояли такие проблемы тогда, актуальны и сейчас). ГГ вроде бы соглашается с этим, по крайней мере выслушивает доводы и аргументы, но не принимает их и заявляет: это батенька, фашизм, не наш метод. Но эти диалоги, так или иначе, всё равно повторяются. Вечный спор. Что-то делается не так. Проблема в обеих случаях: когда проблема решается с точки зрения ГГ – это будет один неоднозначный результат, а методы и решения  точки зрения неогуманистов – результат тоже будет нетривиальным, неоднозначным, но они явно хуже.

Самое интересное, что из книги в книгу автор словно бы пробует на вкус разные режимы, зачастую доводя их до абсурда, выделяя основные их грани, острые углы и немногочисленные преимущества. В первой книге это был фашизм пришельцев, биологизация элиан; в конце первой и второй книг капитализм, делец Каупони – а в начале второй феодализм-тоталитаризм – с генералом и диктатором, также автор привел подозрительно похожий на советский, социализм – на другой планете (ну, не отличишь почти – лагеря, самосвалы, соц-организации), и только под конец серии, в третьей книге, когда Сергей решает проблему Каупони и его организации, он пытается смоделировать космическую программу, колонизацию другой планеты – и неизбежные и там распределение ответственности (в том числе и в распределении ресурсов), командования людьми-колонистами, конфликтами недовольных и прочего. Таким образом, наряду с научной фантастикой, психологией, и боевиком, автор раздувает социальные темы, и не сказал бы что то неинтересно, хотя порой такие темы перегружают книги. Но видно что для автора это было важнее большинства похождений ГГ Сергея – он лишь призма, через которую автор и рассматривал все эти социальные модели.

Книга первая.

Свистуны – деятельные захватчики ̶с̶ ̶П̶л̶а̶н̶е̶т̶ы̶ ̶О̶б̶е̶з̶ь̶я̶н̶. Опасны, ибо рациональны, разумны и целеустремлённы: концлагеря, милитаризм, вера в свою доктрину и высокоразвитая техничность.

Интересная деталь – мало того, что сюжет первой части книги явно навеян “Планетой обезьян” Пьера Буля, это явно: высокоразвитые обезьяноподобные инопланетяне противопоставляются менее развитым, технически природным элианам, живущим в гармонии с природой. У одних социализация муравьев: всё для пользы дела, погибни, но поддержи свой народ, загуби более слабую расу-планету; дисциплина, милитаризм, технология, бластеры, власть. С другой стороны элиане – это их взаимодействие к окружающей средой, охота, собирательство, земледелие, не агрессивность, развитые творческие и метальные качества – плоть до телепатии и понимания процессов природы. Этакие Друиды, понимают природу: видят как растут деревья, мудры, но при агрессии извне не могут дать отпор, по крайней мере могут защищаться, но не более. Как вариант, в них заложен именно защитный потенциал – они могут приказать зверю атаковать врага (обезьяны почти сразу же вначале погорели, когда ихние же собаки накинулись на них из-за влияния элиан) или создать биологическое оружие (споры и бактерии).

Занятна жизнь элиан – их женщины могут “заговорить” зверя не нападать, подчинится, также они могут влюбить в себя понравившегося мужнину – но при этом, если мужчина ухитрится её отвергнуть, может дойти и до самоубийства – сама женщина также включается в процесс и любит своего избранника очень сильно. Также, если мужнина ей разонравится, то она может внушить ему чувство отторжения и отвадить его от себя. Генетически женщины как бы предугадывают своё потомство, оценивая партнера. Мужчины тоже кое-что могут: телепатия, виденье процессов роста природы, порой видеть сквозь стены и препятствия. Кроме того у элиан сильная сенсорная связка работы мозга и органов восприятия – запахи, цвета и звуки на порядок лучше чему у землянина, расширен визуальный спектр, чувства усилены, есть дар залечивать ран (впрочем, есть дальние племена, обделенные этим, но зато более сильные и выносливые).

Порой среди элиан попадаются люди с “чёрной душой”: духовно калечные, неполноценные – женщины их чувствуют и таких прогоняют из общества. Рационально, хотя и цинично – мужчины Элии давно приняли такой уклад, но Сергею-Эрику он показался не очень правильным. Впрочем, “со своим уставом в чужой монастырь”  – и он принял законы, по которым живут его союзники.

Так что разумная раса пришельцев, внешне похожая на обезьян – это внеземные технари, агрессоры, и надо сказать, ГГ это признает – достойные противники: неплохие солдаты, аналитики и учёные – они явно в силах подавить более слабых и инертных элиан. Вот почему Сергей вмешивается и становиться для местных “греков” вождем. Забавно ведь, обычно в нашем понимании обезьяны ниже нас по развитию, а люди – венец творения. Прилетевшие же с другой планеты Свистуны считают себя сверх-расой, избранной богами, а местных людей аборигенов – рабами и материалом для использования. Это у них объясняется с точки зрения науки (как например, у нас по Дарвину) довольно логично и просто: другие слабы, а у нас есть сила их поработить, а когда ГГ интересуется – а что, если будет еще более сильная раса, которая уже самих Свистунов приструнит – обезьян пожал плечами и признал, что по той же теории это возможно – ну значит, таковы законы природы, ничего не поделать: те, более сильные, также имеют право на такое.

Но Сергей эту расу признал калечной, упёртой, тупиковой ветвью развития – и по воле вселенной, скорее всего, она заглохнет – например, уничтожит сама себя или все-таки нарвется на более продвинутых агрессоров и захватчиков. Сергею, конечно же, по душе союзники элиане – Дети природы. Таким образом, автор как бы сталкивает две разные, но по-своему прогрессивные расы – но у каждой есть преимущества и недостатки – и всё это лишь с точки зрения землянина как-то различается – морально, этнически.

Суть не меняется: каждая раса может считать себя выше другой, по их мнению. А когда та, низшая раса бунтует и доказывает, что она не хуже, в конце концов пересилив и победив  – не могут объяснить себе этот парадокс. А ведь и у Свистунов была революция, великий вождь, который сплотил их, а они через жестокость, силу, строгую дисциплину и диктатуру, и надо признать – технический прогресс (вышли в космос), за счет завоевания других рас, шли к величию своей избранной расы. Знакомо? У нас в истории был много таких примеров, все отличие в том, что в книге эти времена давно прошли (но не ушли совсем, раз остались отголоски неонацизма), и Сергей смутно помнит эти примеры и помнит, что раз они ушли в прошлое – они неправильны, его народ не захотел повторения тех времен.

Конечно, ГГ учит элиан, руководствуясь своими нравственными выборами, кроме того невольно учит их быть агрессивными, давать отпор – из необходимости противостоять Свистунам. В этом тоже он видел проблему – а что если он научит элиан, а те будут подобны землянам – стоит ли это усилий? Тут автор отчасти дал Сергею некую роль прогрессора, но выражено это в учительском, осторожном обучении союзной расы, и несет, отчасти, в первой книге всё же приключенческий характер – с нередкими, но занятными философствованиями и нравоучениями.

Таким образом Сергей, попав их мир, становится катализаторам борьбы с захватчиками.

Порой жалко даже обезьян, если читать дневники оставшихся выживших. Показано – как и все нацисты, они всё же люди\обезьяны – но скованные своей моралью и кодексом. У них тоже есть дети, предки, понятия и законы, долг и чувства, но восприятие исковеркано, искажено “партией”.

Автор осуждает практически все режимы, разве что Элия у него выглядит как мягкий вариант коммунизма – но он базируется на мягкой природе элиан, у которых практически нет агрессии, преступности, ревность и жажды власти. Когда такие параметры отсутствуют в самой сущности людей, то общество неплохо работает.

И опять же то, как учил воевать элиан Сергей напомнило мне более раннего фантаста – А. Толстого: так учил революции и тактике боя Алексей Гусев марсиан в “Аэлите” – и тоже пытался изменить их к лучшему… Но обычно, одному-двум людям не в силах изменить фундаментальные многовековые реалии другого мира – рано или поздно всё вернется к началу. Сергей не ставит таких глобальных задач, его цель – изгнать Свистунов, защитить элиан – и как можно скорее вернутся к жене и детям – на Землю.

Но надо сказать, что для борьбы с Свистунами, Сергей – теперь уже Эрик, “сын неба” – как прозвали его аборигены, натаскал их, пробудив на время агрессию, сплоченность, дисциплину и упорство. Так что всё же некие зачатки привычной земному Сергею, техногенной цивилизации  у них есть. Со временем это скажется на том, что и к нему они в определенный момент будут испытывать агрессию и даже боятся сильного и могущественного землянина. Ненависть и прочие негативные эмоции – казалось бы, оружие повернулось против самого Эрика-Сергея…

Очень глубокая книга, просто сказано, немного растянуто философски, но все равно заставляет задуматься.

Начало первой книги очень скучное, но быстро преодолевается. Далее, как я уже говорил, начинается смесь Тарзана-попаданца в другой мир –  и книги “Планета обезьян”. Во второй половине книги, вроде бы все устаканилось, но возник новый конфликт. Эрис стал не нужен – долой Эрика! Вроде бы всё логично, обида и смирение. Но у этого другие причины и они проявляются, вновь виновный несет наказание и во второй раз Элия избежала беды. А далее мы плавно возвращается на Землю и разруливаем же непосредственно проблемы Сергея. Тут уже начинается противостояние капитализма, торгашества, наемничества и перерастает в экшен-боевик. И снова приключения, новый персонаж – эстонка Эльга Лацис. На первый взгляд, это проходной персонаж, но она ещё сыграет важную роль в последующем.

Заканчивается всё неожиданно, но предсказуемо – все эти прыжки должны иметь объяснение – в конце Сергею откроется истина. Он прошел один пласт реальности. Интересна отсылка-мостик к последующей книге – глава Заговорщики (Кардинал и Каупони), если не знать, что будут ещё книги, то она смотрится как непонятно для чего. Но это задел на будущее – сговор, беседа.

Самый очевидный пример происходящего – это фильм Вачовски “Матрица”, слои реальности – не ново, но об этом как-то забываешь. Порой не совсем понятно, какой же слой реальности истинный – каждый обладает некими логичными чертами и порой они перетекают один в другой. ГГ Сергей также недоумевает и путается, но его навыки с Элии (телепатия и телекинез), как не странно, находят применение и на Земле.

Книга вторая.

Много власти – тоже плохо: тирания, генералитет – далее, капитализм в сговоре с религией (Каупони с кардиналом) – тоже не лучшие социальные модели. Автор осуждает, и борется с этим с помощью своего ГГ.

Вторую начинал пару раз, был недоволен отсутствием ГГ, мир наш, но как то сильно измененный, ушедший далеко в будущее еще больше, чем было при Сергее. Но опять же, проскочив первую же вводную главу, как и с первой книгой, очень быстро втянулся и осилил и вторую. Когда поначалу только врубаешься, а потом затягивает повествование, снова смена планов и слоев реальности. Но теперь все понятнее – мы уже научены, что слои времени и реалий меняются.

Теперь уже высмеиваться революционные настрои – осколки общего, где каждый со своим виденьем перекройки мира, демагогия. Как всегда реальное дело делают самые деловые и деятельные, остальные погрязли в болтовне и теоретизировании. Но верный ли это путь? Победившие неогуманисты построили сверх-общество, где рабы даже не задумываются над тем, что они рабы. Низшие члены общества и их дети – идут за станки, как компенсация – в голову им вживлены электроды – и в качестве оплаты труда (и развлечения) ночью транслируют приятные сны-мечты: семья, эротика, женщины, яхты, богатство. Кто сказал, опять “Матрица”? Незавидна участь женщин – они либо служат как сурогатые матери богачам из высшего класса, либо если “повезёт” – как жены, либо непригодные идут в бордель. Среднего класса нет: учёные “умники” урезаны 200 лет назад. И от этого проистекает застой – теряются технологии, а многие старые запретили, их запретили изучать и развиваться в этом направлении – полезны лишь те, что поддерживают жизнь. Нет уже спутников на орбите, а новые не строят. Интересная антиутопия, и даже некоторые представители цивилизации понимают, что это тупик. Есть там Император (диктатор) – и его силы военные и полиция, а есть оппозиция, в виде закономерных революционеров. Даже если расшевелить этот социум, как это делают революционеры – толку не будет. Также в ближайшем окружении вождя, да и среди рядовых аристократов, тоже есть люди, которые готовы многое изменить – но на последних идёт охота, как на крамольников. Упоминается богатей Каупони – якобы это с его подачи вся эта антиутопия и заработала.

Как правило, враги Сергея в большинстве обладают оружием и солдатами, и чтобы им противостоять, команды ведомая Сергеем, также применяет оружие, но не сразу. Милитаризм. Кстати, художник по своему рисует местные бластеры на манер ППШ – с барабаном-магазином.

Вторая половина книги возвращает нас в прошлое-настоящее, Сергей активно борется с “мафией”магната Каупони. Упоминается отец Эльги – Петер Лацис. Нам как бы показывают недостающие куски, упоминания о которых у нас были в первой книге: Бэксон, Каупони, база в джунглях. Идёт интересная связка с первой книгой и многое подтверждается. Далее автор снова скачет по новому миру, и несмотря на чуть измененные неземные имена, это калька с нашего соц. лагеря: лагеря, профсоюзы, гос. учреждения – время как бы наше послевоенное, дух социализма-коммунизма, бюрократии. Легко всё угадывается – эта реальность лишь сделка завуалирована – по сути, мы как бы видим параллельную, но сходную с нашим миром модель развития общества, в котором мы некогда жили – до 90-х. Как всегда, достаточно обрисовав мир и людей, автор снова закрывает эту тему и возвращает нас к Сергею.

Третья книга.

Стандартная тема других планет и внеземного могущественного разума (с женским лицом). Солярис?

И наконец, третья книга – снова первая половина книги это планета Урания, а далее Перун – туда летал Сергей, и откуда вернулся еще до завязке первой книги (нарочито это изложено косвенно и сумбурно, чтобы не ломать интригу). Тут отчасти третья книга напоминает обычную космическую советскую фантастику. Например, книга А. Ярославского “Аргонавты Вселенной” 1926 года (да, и это я застал – правда, у меня была книга, кажется, 1967 года переиздания).

С одной планеты на другую, автор интересно подводит космологию связывая её с земной мифологией – на планете Перун живут кентавры, сатиры и разные кхтонические твари, и немудрено – и титаны, и боги Олимпа вероятно произошли из этого источника, некогда прилетев на Землю и основав там колонию. Далее была битва, революция между теми и этими, а в результате до нас дошли только мифы. Всё это не ново, предсказуемо (помню, такая же подводка была у писателя Р. Глушкова “Меч в рукаве”), но всё равно занятная теория – и не противоречащая космологии вселенной. На планете Перун мы на время идём к колонизаторским заморочкам – и это напоминает рассказ  Р. Бредберри и мультик “Здесь могут водиться тигры”, когда сама планета противостоит людям, копающихся на её поверхности. Почти под конец всплывает та самая раса титанов (по сути аналитическая битва умов), сложная задача, пара конфликтов среди колонистов (это забавно, но свелось к тому что “опять хохлы виноваты” – появился заговорщик с окончанием фамилии на О, когда как другой хохол потерял жену и погиб смертью храбрых). И пожалуй, подведение итогов.

Особенности.

Социализм на другой планете – только имена не наши, но всё равно слишком узнаваемо. Дотошный художник ещё и бюст Сталина изобразил (идёт с социализмом в комплекте) – чтобы не перепутали.

Противостояние социалистического лагеря и феодально-капиталистического. Оба имеют недостатки и достоинства. Автор не спешит выносить вердикт, но склоняется к мнению, что капитализм имеет массу негативных черт.

Автор, как я уже упомянул, активно пропагандирует защиту прав человека, но еще конкретнее пытается защитить права женщин – как более ранимых и глубже чувствующих существ. В первой книге элианки, по сути, обладали большим могуществом, чем мужчины, тут же ключевые моменты в книгах обеспечивают две важные для ГГ женщины – Ольга и Эльга (̶м̶а̶л̶о̶ ̶Г̶Г̶ ̶б̶ы̶л̶о̶ ̶ж̶е̶н̶ы̶,̶ ̶т̶а̶к̶ ̶е̶щ̶ё̶ ̶о̶д̶н̶у̶ ̶з̶а̶в̶е̶л̶,̶ ̶в̶е̶р̶н̶е̶е̶ ̶э̶т̶о̶ ̶Э̶л̶ь̶г̶а̶ ̶п̶р̶о̶я̶в̶и̶л̶а̶ ̶и̶н̶и̶ц̶и̶а̶т̶и̶в̶у̶).

Занятно, что оба эти имени схожи, и оба происходят от скандинавского имени Хельга – Святая. Думаю, автор это и имел в виду. По сути, Ольга в особенности, Эльга поменьше, они обе направляют Сергея, мотивируют его, подсказывая путь – и если Ольга как бы остается строго-возвышенной богиней зрелости и мудрости, то Эльга – богиня юная, этаким растянувшимся в веках, недостижимым вечным символом земной любви. Вообще, у автора греческие мотивы божественности, краем то и дело проглядывают в некоторых эпизодах книг.

Все же не обошлось без некой фривольности (что я вам говорил про греческие темы?); также порой нарисовано по шаблону (1 и 2 иллюстрации).

Как истинный ботан, автор лелеет мечту о волевых и свободных женщинах, поощряет многоженство – ГГ то и дело окружен женщинами: они помогают ему, растят его детей, но не уступают ему в смекалке, силе воли и прочем. Также автор, то и дело то показывает, как с одними обращаются плохо, а потом как некоторые женщины живут как свободные – как бы подавая пример, как нужно по природе, правильно, как должно занимать женщине место в жизни. При всей силе многих женщин в книге, они порой показаны как ранимые, и в некоторых ситуациях не способные всё же отразить опасность. Впрочем, у автора есть очень деятельный ГГ Сергей, а порой рангом пониже – по силе воли и уму, ему попадаются и достойные друзья-единомышленники, но реже.

Как бы это помягче сказать – автор подкаблучник, но в хорошем смысле. Как интеллигент, он очень уважает женщин, преклонятся перед ними. Цените и берегите – говорит он. Это разумно, так как на женщинах строится рождение и воспитание детей, этакая созидательная сила. И вообще женщина – это символ красоты и жизни. Это часто проскакивает в его книгах. В его книгах многие женщины ведут себя достойно – но часто они поучают синяки и шишки, много испытаний сваливаются на их головы – и они пытаются противостоять невзгодам. Есть много слабых и ранимых женщин, разве что планетарная богиня Урания непомерно сильна – да и то, выбор пола зависел от самой этой сущности и она подстроилась под Сергея. Это просто заметка, чтоб вы знали. Книга пропитана любовью к женщинам, а также уважением к мужчинам (за редким исключениям, по типу негодяев и разных ничтожных личностей) – не просто сильным, а думающим, храбрым, ищущим, и отстаивающим правду (свою истину) – как они её понимают. Это может быть и полицейский, и учёный, и космонавт. Но как по мне, автор немного скомкал конец всей серии – даже извинился; – рад бы ещё вернуться к ГГ Сергею, но… С другой стороны, автор завершил цикл практически сказав нам всё, что хотел – и закончив на наиболее логичной ноте – на переосмыслении, чуть горьковатом, но закономерном финале.

Итоги.

Сложно создать высокоморального, сильного духом героя – и не породить очередного Рэмбо – автор как мог этого избегал, сделав ГГ Сергея делающим ошибки, не всегда успевающим вовремя и порой сомневающимся в своих делах.борется с этим с помощью своего ГГ.

Враги не менее сильны, но идеология у них своя, “правильная” для них, и в какой-то мере их можно понять, но вот принять их методы… Фашизм всегда фашизм, даже исходя их лучших намерений. Порядок через силу – это эффективно. Но к добру не приведет, и в конце концов поработители и сами падут под грузом своих деяний.

У нас и сейчас есть проблема перенаселения, но кто возьмется этот вопрос решать, а ведь нужно это делать. На самом деле, когда нужно, человечество порождает нужных ему людей и те проблему решают – порой не самыми лучшими методами. Так что и мышления, противоречия гуманизма и баланса природы, социума, так же актуальны. На редкость мудрая книга, разбавленная для развлечения некоторыми приключенческими моментами.

Трилогия не дает однозначного ответа, нужно что-то делать, автор часто завершает цикл, не давая порой решения глобальных проблем, как бы ставя троеточие. То есть, по сути, создает ситуацию, но оставляет её на перепутье. Этакая “домашка” нам, домысливание ситуации. Часто наступает вроде бы хэпи энд, разрешение ситуации. Но чаще просто тупик; ситуация балансирует на грани, а двигаться дальше автор не будет, решает не углублять тему. В целом, к этому привыкаешь, и это не бесит. Так, пласт за пластом, автор проигрывает ряд ситуаций, соц. режимов и разных порой миров. В целом каждая линия завершается и начинается новая, не менее интересная, что заставляет и ее читать с упоением, чтобы узнать, что же будет дальше.

В принципе для непрофессионала, не-писателя, написано очень живо – все же автор человек науки, тем более, что занимался нейробионикой – это чувствуется, по некотором зацикливании работ по стимуляции мозга, создания СС – Сверх Системы, супермозга-компьютера. И благодаря привычке систематизации информации, поданная в книге инфа четко структурирована, диалоги длинны и продуманны, идеи понятны.

В целом очень неплохо, читается легко, лишь иногда немного устаешь от внезапно выплывшей философский-социальной проговорки. В трилогии есть всё – немного шпиономании, борьба, приключения, философствование. Фантастика, частые смены плана, места действия, немного “попаданства”, прогнозирование дальнейшей ситуации в мире.

Недостатки? Да пожалуй, их нет. Своеобразная неглупая трилогия, разве что пропитанная скорее духом  80-х , чем лихих девяностых. В чём-то жутковатая на детали. В чём-то занятная, радует “Матричным” многослойным погружением в реальности. Простые, понятные всем идеи можно подать так,  что они будут выглядеть как нечто гениальное, и вместе с тем простое. Уникальные книги, немного наивные, но с четким посылом –действовать, размышлять и взвешивать, стремясь к свободе духа, отбросив оковы сдерживающих факторов – но и не забывать о балансе, ибо и победившее добро начинает навязывать свои порядки.

ГГ Сергей как-то сформировав бригаду по активному противостоянию мафии – концерну Каупони, после того как добился цели, решил её распустить – дабы она сама со временем не превратилась в контролирующий и навязывающий орган. Кузьменко отчасти историк-мыслитель и практик, получившийся у автора ГГ Сергей, если не сверхчеловек, то близок к тому.

Похожая организация (ККК или Контр-Крим) была у В. Головачева, практически террористическая, но с благородными целями – уничтожать бандитизм. Но с точки зрения закона, они так же действовали методами за гранью закона и преследовались властями как те же бандиты. Также, как правило, злодеи и тираны из книг получают заслуженную и справедливую кару – порой враг своими руками создает те условия, которые его погубят.

Одни насаждают фашизм, другие уничтожают первых – и вторых судят за их поспешность и жестокость – но с временем признают как героев. Сергей ГГ об этом знал. А кроме того, сам автор подчеркивают – это силовой метод, он нужен, но по сути, надо менять структуру этого мира, бороться с моральными, социальными первопричинами, а не устранять последствия. Немного идеологично? Ну да, автор дал себе немного помечтать.

Более менее сбалансированное общество осталось на Элии, и благодаря тому же дару Элии – Сергей смог перенести на других людей дар телепатии, распространяя его, делая людей морально и духовно лучше: умение распознавать пол ребенка еще до рождения, например; также чувствовать природу, животных и среду. Вот этот корень Древа жизни дает надежду на перемену общества. То есть, в биологических, скрытых резервах и их раскрытия, изменения человечества, автор видит решение проблемы. Но увы, пусть к бессмертию – Райское Древо Жизни, истина как и положено, не на Земле – на на дальней Земле Обетованной – другой планете.

Крайне любопытная, и даже можно сказать, фундаментальная трилогия. Перечитывал множество раз.

Вторая книга отчасти воспринимается как промежуточная, она имеет корни возникновения: что логично – события начинается в первой и имеет последствия в третьей книге. Всё взаимосвязано. Третья тоже неплоха, но под конец скатывается, ускоряется. Автор всё же устаёт, делает заключение, но опять оставляет читателя додумывать.

Но в целом, очень захватывающая, философская, местами нарочито интеллигентная, местами приключенческая трилогия – и добротная научная фантастика. Все герои прописаны четко, каждый с понятной логикой и мировоззрениями, автор дает послушать обе стороны, спорит о прогрессе, о плюсах и минусах социальных и политических строев.

Вообще ключевая тема книги – наряду с биологическим понятием Древа жизни, это технологическая СС – СверхСистема, вычислительный компьютер, с почти человеческим мышлением и личностью, который многое дает человечеству, поддерживает Сергея ГГ.

Вывод неутешителен, но надежда есть – человек все время возвращается по кругу назад, к агрессии и насилию – однажды победив врага и став героем. Можно повторить его путь и владея силой стать тираном, причиняя добро, перешагнуть грань. Человеку свойственно ошибаться: ГГ неоднократно проглядывает многие возможности, не успевает в некоторых случаях, но старается разрулить возникшую проблему. Сергей проявляет жалость, а порой жестокость – и всё это ему аукается. Он ошибается – и это путь человека думающего. Автор предложил фантастическую идею, как вариант – создать симбиоз между человечеством и некой Сверх Системой – компьютерной (самой по себе ущербной в одиночестве), неким космическим интеллектом (Урания), и растительным (Перун) – и только когда эти три системы объединятся, они всего лишь смогут направить человека, указать на его ошибки и дать ему возможность их обходить – это инструмент созидания. По автору, Древо жизни находится не на земле – в неком Раю, на другой планете – но некогда с неё и было населены семена жизни. Немного банально, но автор часто намекает на греческие легенды и изгнание из рая.

И ближе к концу третьей книги я понял суть трилогии – Древо жизни, то есть автор, когда писал ещё первую книгу, уже имел в мыслях конечную идею трилогии – чем всё завершится. Снимаю шляпу перед продуманностью плана автора – а две первые книги лишь доводка к этой идее. В целом, получилось немного кусково, через ряд ситуаций и пластов реальности, незавершенных нарочно, но создается общая картина с разных сторон зрения – со своими преимуществами и недостатками. Своеобразная необычная и динамичная трилогия, немного наивная, но интересная философскими идеями, порой затянутая, но не чрезмерно, много происходящее вполне человечно, по бытовому понятно. Автор старался кроме дебрей науки показать и обычную жизнь – и у него вполне получилось. Крайне необычная трилогия, на ум приходит по глобальности и накалу эмоций разве что “Властелины Вселенной” Эрнста Малышева (Людоедки Ярты, Гибель Терпы, Тайна Оринферы). Её я тоже могу порекомендовать. Идея, когда из дерево выходит  новый человек, взамен погибшего ранее – тоже удачна.

Отчасти напомнила “Землю (ха-ха) Санникова” Обручева, как смелыми иллюстрациями, тем же стилем, так и написанием в приключенческо-аналитической, и даже научной форме.

Как мне подсказали, есть и аудио-версии всех трех книг (не без косяков озвучено, но приемлемо). И действительно.

Крайне смелая и вдумчивая трилогия, от непрофессионала-писателя, но человека науки, мыслящего, почти философа и социолога, правда бытового, но часто задумывавшегося о смысле жизни, человека и социально-психологической направленности человечества. Шикарные по своему книги. Рекомендую любителям и в особенности поздней фантастики. Это последняя, по-моему мудрая книжка, без стремления одного только экшена и приключений из конца 80-х. Тут и подумать следует.

Добавить комментарий