Необычная судьба игры повлияла и на книги. Талантливый и молодой автор книг — Илья Новак, по-своему описал мир Аквадора. Разработчики игры, конечно же, предоставили ему материалы и наработки, определив основную канву сюжета, но дальше Новак и сам справился, воссоздав Аквадор во всех его деталях и многообразии, породив массу заминающихся и интереснейших героев и мест. Эксперимент почти удался, и если бы не провал игры, мы бы увидели расцвет …ээ, Уничтоженных Империй.
Честно говоря, я тогда не видел игру, не читал книг, и увидел первое упоминание об этой вселенной из журнала Мир Фантастики (№6 (34) июнь 2006), который как раз оперативно следил за новинками фентези и фантастики. Там была статья про мир Аквадора. Да, разработчики старались продвинуть свое детище везде, где только можно, и это похвально. Вот ту я и заинтересовался, статья получилась емкой, но крайне интригующей. Первым прочитал все же книги, а потом дождался выхода игры, так и было задумано разработчиками — сначала раскрутить вселенную, заинтересовать, потом выпустить игру. Но вернемся к книгам.
Начало незамысловато — не обошлось без могущественного Артефакта, который нарушает равновесие. Хотя он скорее является гарантом стабильности, и из себя представляет обруч, Мир, в который вделаны жемчужины цехов — парангоны Холодной, Теплой, Мертвой и Механической. По сути это уникальный драматургический инструмент дающий владельцу + 15 к молодости и силе воли, и до кучи Власть и Могущество. Да и жемчужины каждая усиливают свою родную стихию.
И решил владелец, предчувствуя близкий конец, раздать жемчужины своим ставленникам — как раз Аркмастерам своих Цехов, а вот Обруч спрятать, уж больно он мощен. Правда, подходящий Ородруин был черте где, и до него еще лететь было надо, но именно там решил Владыка Октон Маджигасси схоронить сей артефакт. Вся надежда была на то, что владельцы удовольствуются каждый своей счастью силы. Догадываетесь, что будет?
И конечно же все передрались, началась Война Цехов. Далее идет цепочка развития событий, которая время от времени перетекает от одного представителя к другому, но тем не менее смотреть на это еще интересней. Нашлось место интригам и заговорам. Самой интересной веткой повествования оказалась история подопечных Цеха Механики — гномов, вернее гноморобов. И еще крайне удачным вышел местный шериф — Капитан местной полицейской стражи Трилист Геб, знакомимся мы с ним практически сразу. Второстепенные персонажи мелькают, добавляя колорита, но тоже запоминаются. Нам показывают и рассказывают самые важные места, события и исторические реалии, но не то чтобы поверхностно, но настолько, насколько это необходимо.
Действие разворачивается неспешно, обстоятельно, а там, ко второй части, довольно быстро меняет темп и появляется драйв, события заметно ускоряются, растет драматизм, Империи начинает рушится, грядет местный «Враги сожги родную хату» (хотя уместней было бы сказать, что все у друг друга пережгли хаты , а потом накрыло вообще всех). Честно говоря, был у меня единственный момент, когда читать было скучно, да и то потому, что на предыдущих страницах автор так заинтриговал, что на очередные штурмовые продвижения по городу Шамана Джудексы хотелось забить и быстрее узнать, что же случится с остальными участниками драмы. Но быстро дочитал, практически все линии повествования завершились.
Во второй книге снова меняется темп, и выныривает один из казалось бы второстепенных персонажей — Дук Жиото. О его похождениях Новак живописал подробно, отчего становится тошно, и только потом стали подтягиваться остальные. И мы, наконец, узнаем о судьбе Мира, и почему гномы оказались на другом континенте.
Мое личное мнение — Новак зачастую автор жесткий, нередко перегибающий палку, некоторые эпизоды просто шокируют. Не вдаваясь, впрочем, в детали автор упомянет о пытках, о убийстве детей гноморобов. Как бы это получше объяснить — ждешь от Фентези сказочности что ли, а тут — резня, жестокость, непривычно что ли. С другой стороны, у того же Сапковского в его книгах жестокость — это норма, но видимо там это поставлено так изначально. Но это мое мнение, просто книги получились жестче, чем ожидалось, всё же в игры играют подростки, хотя и для взрослым это не чуждо. Но в оправдание автора можно добавить — как книга называется? Герои уничтоженных империй. Никто не обещал молочных рек и кисельный берегов, наоборот, перед нами разыгрывается драма и трагедия, так что возможно жесткость оправдана. И если почитать другие произведения автора, там эта жестокость тоже есть, но может это своеобразная фишка автора. Жестокость, не оголтелая, а можно сказать, редкая да меткая, сочная, с запоминающимися подробностями. Но иногда действительно оправданная, добавляющая драматизма и показывающая всю опасность мира. Но это к слову.
Что характерно, в повествование введена масса персонажей, но практически всем сопереживаешь и реально хочется узнать что с ними будет дальше. Неплохо, поддерживает интригу автор. Так же Новак озаботился о философии и легенде сотворения Аквадора. Легенда мира о Кузнеце и его ученике, кратко, но емко прольют свет на некоторые реалии этого мира.
Видения Некроса Чермора, пока он плыл к Слепому Пятну, словно порождены болезненным или наркотическим бредом. Уж не подстегнул ли себя автор, уж больно ярко и наглядно все описано. Но кроме шуток, это очень сильный ход, показано насколько Чермор стал сходить с ума, как у него сдвинулось восприятие мира. Окончательно добивает финал, за Чермора все же переживаешь, даже меня проняло, уж больно депрессивно все закончилось. Хотя Некрос и не умер вовсе, просто перевоплотился и только начал свои скитания уже в другой ипостаси. Немного банально, а ля как Дарт Вейдер докатился до жизни такой, однако очень эмоционально и сильно. Пожалуй, самый трагический персонаж, да еще и Риджи Ану с собой потащил. Символично. Кстати, порождение такого существа, каким стал Чермор, в древних легендах имеет особое место и по сути является, то ли карой богов, то ли испытанием судьбы (гермафродит, две отставляющие, перетекающие одна в другую). Извините за своеобразный спойлер.
Некрос Чермор, пожалуй, один из самых интересных героев книги. Бесон и Атлеко как бы в тени. Весь экшен и удары судьбы идут на Чермора, хотя Доктус радует своей человечностью и участливостью к судьбе своих низкорослых подопечных.
Похожая судьба ждала и житрож…хитрого и дальновидного Огненного мага Атлеко. Он пришел к концу пути, обрел что хотел — и определил свою судьбу на многие года вперед. Тоже возникает мысль — а стоило ли все этого?
Гело Бесон — суровый Норд, скорее дань традиции, немногословен и в отличие от Чермора, как то блекл. По сути все Мастера Цехов нейтральны, так он самый нейтральный, немногословен и статичен.
Вероятно, Капитан стражи надоел автору и поняв что из него ничего уже не выжмешь, он его убрал из повествования. А жаль, всю первую книгу он неизменно радовал осмысленными поступками и человечностью. Но, к слову сказать, автор это хоть и скоропостижно, и скажем так, закончил он неожиданным финалом, и не менее удивительным эпилогом этого персонажа. Не буду раскрывать секрет, однако в череде страданий он словно бы дал росток надежды, неожиданное подтверждение того, что вряд ли могло быть. Право слово, вспоминается Колесо Сансары.
Доктус Савар, Бьёрик, его сын Гарбуш и добрый мастер Лейфа получились очень живые.
Октон Маджигасси — тоже в десятку, полубожество со своими целями, которого мало интересуют другие, отягченный проблемами мира демиург, который все же не всесилен. Молчаливый и отстраненный от всего целеустремленный мудрец.
Вач — ружье, которое должно выстрелить. Не совсем простой, как кажется, парень. Немного заторможен, но силен, занятный персонаж. Вроде тугодум, но по своему предан и верен цели, и поступает правильно, по-человечески прямо и честно. Его прошлое раскрывается почти в конце второй книги.
Дук Жиото — это что-то с чем-то. Автор изначально сдавал его максимально мелкотравчатым приспешником-злодеем и пронырой. Можете не согласиться, но автор с маниакальной точностью выписывает его подвиги. Появился второй шанс на новую жизнь — а он за старое. Встретил доброго человека — а он — вжик тому по горлу и бежать. Приютили — а он опять резню устроил. Мерзкий тип, не лишенный, однако, человеческих черт. Но уж больно рафинированный Мелкий злодей/негодяй и пакостник.
В противовес ему стоит поставить Фана Репко. После всего содеянного, он испугался, был готов принять судьбу, кару, смерть, но изменив свою жизнь, нашел тихое пристанище. Из негодяя стал годяем, можно сказать.
Жалко, что цикл обрывается. Последующие заявленные книги так и не были написаны — Блистающий Мир и Техноготика. А ведь судьба перенесшихся видимо в наш мир Вача, Дука, Лары и остальных должны были продолжится там.
И не забываем об эпизодических персонажах, они тоже добавляют детали к сюжету. Всю жизнь проведший в Остроге Кузнец Бонзо, Хуго, Ипи, брат Чермора Альфар, даже Лич Зоб и Шаман Джудекса. А еще и Лара, вождь Юшвар и многие другие. И каждый что-то выражает, несет что-то свое. Да, еще то и дело рядом с Чермором переваливаясь с лапы на лапу идет Пес-демон, тоже очень запоминающийся персонаж, забавный спутник.
Есть и пара интриг, впрочем довольно быстро раскрывающихся. Гениально назван изначальный дом гноморобов — Норавейник. Радуют описание теории горючего пороха и основ физики и химии, особенно когда объяснять пришлось северным варварам-воинам. А это удачное обращение — добрый мастер, нечто вроде «Йо Маьярок» (мы из добрых венгров), и еще вспоминается Арканум (обращение «добрый мистер»). Кстати, Арканумовского-то тут хватает, но это общая тенденция магия/механика.
Континент Атланс — вот где находится то самое пресловутое Слепое Пятно, куда летел Ковчег. Третья книга самая слабая — видно, что разработчики игры потребовали точное соблюдение сценария кампании. Стандартное «враги сожгли родную хату» и «мертвые идут!», эпизодическое описание скорее юнитов и подконтрольных героев игры, чем персонажей — все это не идет на пользу книги.
Пару раз были действительно забавные моменты, как например комментарий кентавра о разуме. У мужчин значит он в голове, а у женщин в груди — чем больше грудь, тем она «умнее», одареннее. В целом в книге местами проглядывает петросянство.
Третья книга как раз и начинается на новом месте на континенте Атланс, и как бы завершает цикл… вообще. Героя пихают и ведут в те места, где ему следует быть, дабы познакомить читателя с миром Аквадора. Вот так Эльхант незначащий проваливается под землю, находит колонию гномов, встречает нежить, встречает Вампирессу, и тоже случайно, одним глазком видит, собственно, Рига Праха (местный аналог князя нежити), который и двигает армии нежити. Немного порадовали Превращенцы, в игре это были стандартные Оборотни (волки) тут же, ходы нежити роют Кроты-Мутанты… то есть Кроты-Оборотни. Ладно бы рыли, но возникает вопрос, что покуривал автор, когда в пылу боя на гномов налетели боевые Кроты-Оборотни… А ведь там еще были и летающие Жмыхи (летучие мыши). Картина Репина — гномы с мортирами и топорами против подземных кротов-превращенцев и гигантских летучек. Нет, правда, проскакивает в книгах нечто веселое.
Далее ему дают квест — найти собственно утерянное кольцо, простите, Круг (так его называют гномы) или Обруч Октона. Причем для лучшего его функционирования, нужно собрать, всего лишь, все четыре жемчужины, в том числе одна которая есть у Рига Праха, ничего сложного. И конечно же, Эльхант спускается под землю снова, и вот так запросто находит Мир. Некрос Чермор, ставший Ригом Праха, лет двести его искал, не мог найти, перекопал всю гору, а тут…
И метеором несется Эльхант к далекому континенту, с которого вся эта история и началось. Быстро, емко показываются стороны конфликта — был у Механиков-гномов, видел Северян, в глыбе у которых отдыхает Гело Бесон, а на троне сидит его престарелый верный Хуго. Далее Эльхант десантируется к горячим парням, где посреди египтоподобной империи Солов, снова встречаем старого знакомца Сола Атлеко в таком состоянии, что ему можно только посочувствовать. Смысл в этом «галопам по Европам» один — быстро и наглядно показать, что на континенте во всю идет Война Цехов, и некоторый строй воюющих сторон, не более. От этого кажется, что мир приходит в движение только когда, когда мимо идет Эльхант, и замирает позади, стоит ему покинуть декорации. Своеобразный ход, но помним о том, что книга писалась под заказ, нужно было действительно показать декорации к игре.
И так же как и в случае с быстротой нахождения Обруча, жемчужины так же быстро собираются, Эльхфант уверенно, будто зная, где и куда идти, собирает их. Так и хочется сказать «Ага!» и тыкать пальцами, но мудрый автор сразу же поясняет: все так быстро происходит, потому что героя ведет судьба, события ускоряются, и она дает шанс все изменить, ведя за руку главного игрового…простите, книжного персонажа.Выкрутился, все продумал. Вот разве что этим можно упрекнуть книгу, первые две были богаче на идеи и самобытнее. А третья была неразрывно и тесно связана со сценарием игры, вот почему так получилось. Но Битва Деревьев неплоха, всего чуть-чуть слабее, и немного другая.
Хотя заканчивается все не менее драматично. Сюрприз, снова катаклизм. И книга обрывается. Самая противоречивая книга, однако не лишенная обоняния. Лично я с удовольствием прочел ее до середины, путешествия Эльханта хотелось быстрее пропустить, но прочел до конца.В конце многие из персонажей слиты, закономерный финал, пафосный и трагичный, оставляющий мостик для продолжения…которого не будет. Финал, кстати, очень быстро наступает, просто таки сверхсветовой скоростью.
Если позволите такое отступление, то могу припомнить на моей памяти, было нечто подобное. Самая первая книга одного из циклов Реймонда Фэйста. Всю книгу ведется повествование — характеры главного героя и остальных, интерьер вплоть до орнамента и черепков, развалин корабля, зданий, все серьезно. Но видимо редактор торопил автора со сроками сдачи — это видно по дикой спешке. Грядет битва, пришли эльфы, помогли гномы, сеча, быстрее, быстрее… закрывайте портал..еще быстрее… Все, закрыли, все свободны! Я не вру, именно так — финал уместился в какие-то десять страниц. Тут та же картина, эскалация ритма повествования, дикий градус экшена — но концовка Битвы Деревьев от этого становится на редкость динамичной и захватывающей. Так что не все так плохо.
Но есть и жирные плюсы, это второстепенные персонажи. И если амазонка Лана как-то серовата, как и ее отец, то остальные дают жару. Это и грубоватый рыжий предводитель команчей…простите, кентавров Бран. Редко но метко появляются в повествовании уморительно-печальные фея Поэми и некая гневная пирси (измененное ирландское пикси).
Это эльф Орхар, на деле обладающий явным украинским или старорусским акцентом, и такой же добродушно-простоватой на вид. Вооружен цепом, в бою превращается в берсерка. Бывший друид Драэльнор Лучшая песня чем-то напоминает Октона Маджигасси — такой же добрый волшебник, прирожденный наставник (а в книге он такой и есть для Эльханта) главных героев.
Особо стоит отметить такого удачного персонажа как голем Кучек. Глиняный голем радует своей невозмутимостью и силой Терминатора (что в условиях этого мира так и есть, почти робот, разве что вполне уязвим), а так же детской непосредственностью при комментариях того, что видит: Кораблики, Убоюн обратно поломался, человечки и пр. Коронное оружие — серп на древке, нечто вроде глефы, которое он неизменно и ласково зовет Убоюн. Как и ожидалось, некогда был создан гномами, но переплыв с континента на континент (!), попал к эльфам. Я бы понял, если бы его смастерили гномы на Атлансе, тем более, что они были ограничены в ресурсах и сделали бы глиняного, а не парового или стального голема. Но заокеанское происхождение? Странно.
Упоминается о Доктусе, о Гарбуше и Ипи, ставшие для потомков Мастером Гарбом Рассудительными его женой Молчуньей. Мы даже застаем старого-престарого Дика, у нынешних гномов имеющего титул Путешественника, с его-то ногой. Да, Гарбуш все сделал, как хотел — смастерил подпорку для Дика на ногу, да такую хорошую, что тот исходил Атланс вдоль и поперек. Рига Праха сопровождает пес-демон Тасси, правда за двести лет он подрос и действительно обрел воистину демонические атрибуты, да еще и породил, пусть и менее опасное, чем он сам, но все же потомство.
Вообще, за исключением эльфов-железнодеревщиков со своими городами, эльфы кочевые, сразу же навевают мысль о индейцах, те же луки-копья и палатки-вигвамы, разве то светловолосы. Да и сам Эльхант эту теорию подтверждает, самоназвание его клана-народа — агач. Апач, ага. Вообще, Эльхант справедливо обладает навыками родственника Леголаса — ловкий акробат, владеет Кэлгором, своеобразным редким видом меча и лихо им машется. Еще имеет секретное оружие — ломик в рукаве, вернее, стальные подковки на сапогах, отчего от его пенделя мертвоживые улетают далеко и надолго. Забавная деталь. В общем, почти невозмутимый спецназовец, не лишенный, однако, чувств и эмоций. Обладает своеобразной прямотой и упрямством — если считает нужным, поступает по-своему, несмотря на мнение окружающих. Видимо, только его упрямство и своеобразное «Делай что делаешь и будь что будет» и заставило его поработать Спасителем мира на полставочки.
К середине книги некоторые моменты становятся непонятны, хотя Эльхант и пытаться объяснить ранее происходившее, получается это плохо. Кто такие слепцы из Абиата, у одного из которых которых Эльхант учился акробатике, читателю вообще непонятно. Туманная история вражды отца главного героя с Друидами — все это как-то не завершено, упомянуто вскользь. И неужели за двести лет не развалился корабль, на котором прибыл Некрос, хотя и обломки Ковчега еще сохранились.
Две блистательные, драматичные и самобытно написанные книги, и закономерный финал. Ну что же, автор справился. Стандартное настоящее Аквадора и сильная начальная предыстория. Где-то она стандартна, а где-то очень сильно написано, есть место и забавным моментам. А это непередаваемый ход, когда пример, читателю объясняется обычное в общем-то явление, типа изобретения пороха, огнестрела, дирижабля, но показанная от лица первооткрывателей, когда даже термины приходится придумывать впервые (горючий песок, Эфироплан, огнестрел). Забавно, ты словно вместе с с персонажами заново видишь, как все впервые зарождалось в той вселенной. Пример со спичками — гениально! Деревянная палочка при чирканье издает звук -Спищщщ -поэтому их и назвали спичками, ведь у гномов считается, что важно правильно назвать предмет. Тогда он будет работать хорошо, нечто вроде «Как вы судно назовете — как оно и поплывет.» А если имя предмета не будет соответствовать -то и предмет забросят, он будет ломаться и не найдет себе применения. Так что гномы специально садили самого смекалистого для такой важной работы — придумывать правильное имя предмету, дело важное! Удачная идея. Все же в третьей попадаются светлые моменты, и вообще гноморобы в книге только радуют.
Вердикт — в целом неплохо, местами банальная и стандартная история, не шедевр, но вселенная описана довольно обстоятельно и за похождениями ее героев наблюдать интересно. Герои живые, драматизм растет. Третья книга не такая полная — так и кажется, что героя ведут по местам только для того, чтобы показать нужное читателю, но в целом тоже ничего. Но это еще и объясняется тем, что между событиями первых двух книг и третьей, прошло лет двести и многое изменилось. Тем более, что старые Империи остались позади, а действие происходит с переселенцами на этот континент Атланс. И конечно же, поменялся стиль повествования, он стал совсем приключенческим.
Но больше всего меня поразила судьба игры и книг — добрые начинания так и остались незавершенными. Приоткрылось окно в новую вселенную — да так и застыло, захлопнулось. Печально.
Кстати, несмотря на незавершенность, все же автор написал еще пару сопутствующих произведений — рассказы «Ради всех грехов мира» и «Кривые крылья». Есть у Новака и еще пара книг, не связанных с Аквакдором, но продвигающий идею воздухоплавания. Это фишка автора, любит он писать про воздушных пиратов, магию и интриги-приключения («Высокая магия»и «Бешенство небес»).
И обязательно прочитайте статью самого Новака, которая повествует о нелегкой судьбе написания этих книг. Она так и называется — «Как мы писали сценарий». Очень честный и прямолинейный автор, дает отчет о своей работе. И что самое интересное, вскользь упомянет о возможном провале игры, очень прозорливый автор. Конечно же, задумывался симбиоз его книг и будущей тогда игры. Разработчики оглянулись, кликнули на весь город призыв, а с соседней улицы града Киева откликнулся мастеровой пера Новак и они скорефанились. Заслуга разработчиков игры — они были заинтересованы в расширении своей вселенной и искали пути осуществления таких планов. Заслуга писателя Ильи Новака — взяв наработки, он наполнил книги своим виденьем, по сути, использовав свои идеи, и привычные ему методы написания. Вышло неплохо. Честно говоря, три последующие книги — написанная Война деревьев и ненаписанные Техноготика и Блистающий Мир, были уже о том, что было бы в игре, в точности повторяя сюжет кампании. И мы видели, как резко менялся стиль повествования — переходя с широкого тракта и вьющихся тропинок хитросплетения сюжета к прямой чугунной…простите, железной дороге сценарного маршрута игры, хотя к середине книги автор как мог старался отойти от заявленных событий. А последующие части игры так и не появились, так что может и не стоит жалеть последующие, так и не не выпущенные книги. Возможно, они получились бы такими же прямолинейными. Но вот первые две — написаны душевно, ибо автор вложил в них свою душу, это дорогого стоит.
Как правило, книги под заказ, посвященные определенной игре, особенно онлайн, имеют свои законы и специфику. Так и тут, подобно книгам посвященным Аллодам, эта серия несколько вторична, однако обрисовывает местную вселенную, плюс в том, что автор старается придумать занятные ситуации и интересных, хоть порой и заведомо шаблонных героев. Этим и ценно это начинание. В целом если читать книги в отрыве от первоисточника-игры, будет не очень, а для фанов – тоже средненько, средненький автор и умершая вселенная игры. Ностальгия, пара-тройка интересных моментов, неплохие герои, попытка раскрыть любопытную но сыроватую вселенную. Все это своеобразно, я все же получил удовольствие, как от книг, так и от игры – в свое время.