Об авторе.
По факту, автор книг родился в Молдавии, но жил в Воронеже. Выпускник Воронежского медицинского института, также он неплохой шахматист – что вылилось в его публикации в “64 –Шахматном обозрении”; и писатель-фантаст – его публикации были, собственно, в “Уральском Следопыте”.
Впервые я увидел рассказ этого автора именно в Уральском Следопыте – в номере 1991 года за Октябрь, и назывался он “Ночная стража”. Даже сейчас он у меня лежит – я аккуратно оттуда удалил страницы и получился как бы самиздатовский, на десяток страниц, журнальчик.
Рисовал иллюстрации к этому рассказу, кстати, тот же художник (Игорь Кожевников), который часто рисовал солдат и мутантов для издательства комикса “Велес”, что зачётно. Я сначала видел его рисунки в журнале, а потом и в комиксе – и сразу подметил знакомый стиль рисовки военных, с их характерными кепи, а также суровые их лица – и хорошая детализация анатомии и одежды.
Ещё на моей памяти, Щепетнёв написал рассказ Позолоченная рыбка, в рамках Время учеников-2 Стругацких – и уже там прослеживается его подозрительность и нелюбовь к власти советской. Ещё есть более популярные его Хроники Навь-города, но уж очень своеобразно написано – и на любителя. Косвенно связанный с Чёрной землёй сборник – Певчие Ада. Роман в новеллах (2015). Похожий подход, но другой формат.
Автор писал и довольно неплохо то, что сейчас можно назвать советско-российским хоррором (или зомби-хоррором), писал самобытно и обстоятельно – разве что в виде довольно коротких рассказов, объединенных порой одной темой. Он и сейчас пишет, но всё же реже, чем хотелось бы. Есть интрига, атмосфера, передан дух и главное настрой персонажей, их переживания. Читать такое вечером и вдали от людей – мурашки пробирают. В целом, наверное так же читали в своё время Гоголя – вот, пожалуй, самый близкий и точный автор сходного жанра: упыри, деревня, люди и их суеверия – и реальность, в которой не всегда всё можно объяснить в природе.
Порой бывает даже наоборот – реализм заставляет ГГ книг Щепетнёва часто недооценивать и скептически реагировать на возникшую чертовщину – а когда он “видит ад воочию”, то обычно уже поздно драпать куда-либо.
Далее, в 2000 году была попытка выпустить сборник этого автора – тогда уже пребывающего в качестве доктора из центра АнтиСПИД. Его врачебная направленность даёт о себе знать – научный подход к мистике, зачастую главный персонаж книги – доктор. У автора есть пара пунктиков – рационализм, объяснение мистики наукой (есть вампиры, но это некие некро-сущности, которые даже как бы изучаются – в специальном секретном московском институте Некробиологии). Также у автора некий зуб на власти и быт СССР, и в частности на КГБ – которых он обзывает Глубинными Бурильщиками. Всё это проскальзывает, например, в рассказе Тот, кто не спит или даже в том же Оборотне\Чёрной охоте (кто, зачем, почему – догадайтесь). Но быт, в особенности сельский, у него описан посконно, обстоятельно и со смаком. Также язык автора пестрит то мрачными намёками, то довольно остроумными изречениями, юморок бытовой, шутейки остроумные. Ну, живой язык. Из-за него в целом и читается быстро, интересно и легко.
Но речь пойдет не о нём. Итак, выпустили сборник, посвященный-таки вампирам-вурдалакам, я бы его порекомендовал, но с одним но. Центральная тема у него своеобразная и я составил свою хронологию событий. Дело в том, что некоторые рассказы были написаны много позднее, но они по смыслу также неплохо подходят к сборнику Чёрная земля.
Например любопытен рассказ “Вампир из Катакомб” и вроде как вбоквел о неизвестном существе. Другие рассказы странные и короткие, уже не так цепляют, как его основная тема, хотя они также любопытны. Вообще, автор пишет вроде бы фантастику, но в таком ключе и с такими деталями (псевдонаучность), что невольно, хоть на пару мгновений, создается впечатление (или хочется верить) о том, что всё это было, или могло быть. На это работает последовательная хронология событий и привязка с местности, а также крепкое, детальное повествование и логика происходящего – но многое, порой самое нам интересное, происходит за гранью зрения главного персонажа рассказа. Также, следует учитывать, что описалось это на стыке конца 80-х – начала 90-х; поэтому разгул всяких “барабашек”, расцвет мистики – взять хотя бы популярный тогда сериал “Секретные материалы”.
Во-первых, сборник вышел под странным заголовком – Полночь ХХI Век: русский роман ужасов. (Северо-запад. Терра. 2003 год). Тираж от 6000 до 50 000. Место действия – Центральное Черноземье.
Это несколько сбивало с толку и не добавляло популярности, хотя издатели хотел как лучше – связав книгу по названию с творчеством Стругацких, да и направления фантастики вообще. Все рассказы сборника неоднородны, порой обрезаны, и часто ведутся от лица ГГ, отчего начинаются и обрываются, да и в целом повествуются-базируются на его маршруте следования, а также косвенных слухов, выводов и событий.
Для большего погружения уехать в деревню и читать там, ну или там в дороге – в поезде-электричке, на природе, в общем. Вечером, на хуторе близ Диканьки…
Во-вторых, очень малый тираж книг – я сам прошелся по книжным, едва увидел заметку в “Мире фантастики” о выходе книжки “Черная земля”. Мне в “Книгах” сказали, что тираж настолько мал, что не выходил из Москвы, и не разошелся по стране. И для меня, и для вас, единственный путь – электронный вариант. Ну, быть может ещё у кого в разных изданиях остались книжки.
Впрочем, книги его найти можно – как правило, более поздне-изданные: 2015 и 2017 годов.
Чёрная земля.
Автор – воронежский врач, из этого следует, что у его произведений есть особая привязка к этой местности, своя речь и колорит. Мне напомнило антуражем речь старшины Васкова, из “А зори здесь тихие…”. Также навевает мысли о другом произведении-сборнике, о всякой чертовщине – А. Бачило “Академонгородок” – со сходной чертовщиной из глубинки, хоть и сильно притянутой, в некоторых рассказах, искусственно центральной темой – первоначально рассказы никак не были между собой связаны.
Итак, своеобразная любопытная хронология, я бы даже скомпоновал его по-своему. То есть, в сборнике идут, одна за другой, темы связанные в сборник, но, по моему мнению, пара-тройка рассказов, не вошедших в сборник, тоже неплохо подойдут к нему. То есть, приплюсую их к сборнику – всё равно вы их найдете либо в антологии автора, либо скачаете вразнобой. Итак, поехали:
Восстание мертвецов\Особый заказ – 1985.
(Рамонские истории, более поздняя публикация – книга “Певчие Ада”).
Итак, короткий рассказ, повествующий о том, как зародились вампиры-упыри в средней полосе Черноземья (первые их следы, по крайней мере заметные) – и якобы из-за их разгула Мосин изобрел особый убойный “слонобой” с серебряными пулями. В целом, напоминает классику Алексея Толстого” Семья вурдалаков”. Рамонь – это местность такая. Также псевдоисторичности добавляет личности принца Александра Петровича и Сергея Ивановича Мосина.
Тут сразу даётся особый подход к мистике в книгах Щепетнёва: если это и вурдалаки, то витают в рассказах про них и суеверия, и ужас, но автор старается объяснить их с точки зрения науки, этакой некробиологии – в наш развитый век это нам более понятно, но и мистический ореол и ужас ими вызываемый, всё же сохраняется.
Неплохой задел для начала истории, хотя местность немного не та. Впрочем, в центральном рассказе ЧЗ будет отсылка на эту местность из Воронежского края, так что связь все же есть.
Допущена в рассказе неточность: все же свинец тяжелее серебра, пусть и не намного – а то автор заявил, что серебряные пули тяжелее свинцовых. Может для нечисти по убойности полезнее серебряные, но по факту – свинцовые тяжелее и развивают большую скорость при выстреле.
Собственно Чёрная земля – Вий, 20-й век. Начальный рассказ из сборника.
К ряду самизатовских, в общем-то, работ Щепетнёва были сделаны иллюстрации художника Ивана Иванова (моего земляка с Урала) – занятные, со множеством деталей, но несколько своеобразные (нечто карикатурное и топорное – но и стильное, в той же мере), изрядно лубочные. Это всё тоже ̶д̶о̶с̶т̶а̶в̶л̶я̶е̶т̶ добавляет сюрреализма.
Практикант – 1927 год.
Я сначала подумал, что это некая шутка, но на самом деле, это пересказ почти что классики Гоголя, но с реалиями начала 20-века – многие детали обыграны в новом ключе. Но автор не шутил, не мог же он дословно…
Ан нет, мог: мертвая комсомолка в церкви, молодому человеку ГГ-Никифорову, как активисту и новенькому студенту-практиканту в селе, надо просидеть там три ночи – в бывшей церкви, а ныне культур-клубе. Вместо чтения псалтыря (как Хоме Бруту), ему поручили писать речь об усопшей – какой она была, воспоминания о ней (особенно это было трудно сделать новенькому, ничего о ней не знающему активисту). Жуть, реально чувствуешь себя на месте Никифорова – переживаешь, что он чувствовал. В книгах это переломный момент – либо герой бросает всё и сбегает, но мучается вопросом – а что бы было, если бы он остался, чем всё закончилось? А другой вариант – ГГ решает остаться и получает либо свою гибель, либо благополучный исход. В целом, очень неплохо и логично, подводка к финалу – напомнило чертовщину из сборника А. Бушкова Борьба с неведомым – необъяснимо и загадочно.
Но заканчивается всё по другому; в отличие от Хомы Брута, ГГ решает на всё плюнуть. По факту, больше похоже на частый лавкрафтовский приём: ГГ лишь понюхал запах страха, вкусил ужаса, но успел свалить – нафиг все эти страсти-мордасти деревенские! Нам и ему – прочерк в графе “а что же случилось, и чем всё закончилось?”. Вот тут почему-то у меня не было обиды за недосказанность и обрывочность рассказа – всё логично, как минимум половина людей на месте Никифорова бы так и поступила.
Мероприятие два дробь одиннадцать: Красноармеец 1936 год.
1936 год – святое дело для Чекистов – взорвать церковь. Правда, комиссар тут один, а остальные солдаты-исполнители, но это мелочи. Но сделав это антиклерикальное дело, они открывают проход для сил, которые дремали под этой церковью. Написано сумбурно, но экшен матерый, навевает мысли о Resident Evil или Живых мертвецах – накалом и безысходностью. Никто не устоит перед толпой некрошей из Некрополя… то есть, перед зомби-рашем. В целом, как начинается всё это неспешно, тем драматичнее становится ситуация в конце. И загадочно закончилось – нам не расскажут, как в те года справились с этой волной – наверное, батальоны прислали, они срезали их из пулемётов и закопали обратно. Или оно само всё улеглось? Но интрига накаляется – страсти-мордасти от десятилетия к десятилетию, в этой местности, всё сильнее.
Ночная стража: Доктор – 1989 год.
Конец 80-ых Чернобыль, мутации по местности, созерцательно-философствующий врач Петров – его вербуют Глубинные Бурильщики, мелькает отсылка к институту Некробиологии. Фишка тут в том, что взрыв Чернобыльского реактора дал толчок к мутации дремавших в этой местности мертвецов, которые стали превращаться в уж совсем инфернальных монстров (мега-упырть, модель два – Радиоактивный гуль). Метод борьбы: отстрел и последующее захоронение в бетоне – ибо ещё активная и радиоактивная биомасса остается опасной. Плюс – караси с лапками в реке.
Именно этот рассказ я читал у Щепетнёва первым. Выглядит не как продолжение серии, но есть подвязка к Институту НБ, так что связь всё же есть. Вообще, этот рассказ стоит особняком, так же как и следующий – оба они скорее научпоп-хоррор, чем “мёртвая серия”.
Как мы потом поймём, буквально в следующем же рассказе, Петров таки согласился сотрудничать и теперь ищет материал для того самого института, по сути, являясь неким агентом-оперативником у этого агентства.
Черная охота: Стражник.
90-ые, спец-операция, самый меня взбесивший рассказ – если не знать подоплеку, не фига не понятно, что произошло. Полная каша из недосказанностей. Экспозиция поломана, больше похоже на сон без ответов. Ещё и клифхэнгер – опять ссылки на неведомое нам, что-то произошло, всё косвенно – в общем, нам даются обрывки произошедшего, и реакция неких спецслужб, а то и противостояние между ними – но заканчивается ничем. Шизофреничный финал – пара фраз: ну я поехал, лес темнее. Как-то так.
На самом деле у автора в голове висела центральная тема, но если о ней не знать, то читателям многое будет непонятно.
На самом деле, многое понятно, но в конце выдаётся такая картина событий, что больше напоминает историю из желтой прессы. Какие-то египетские серьги, дележка их между спец-агенствами, оборотень – который и не оборотень, а так, зактулхуированный человек, считающий себя таковым. Просто под начало этого объяснения ты так и порываешься спросить ШИТО? А под завершение – Чего, бл…ь? В общем и целом, сходными чертами обладает и поздний рассказ про Шерлока Холмса – Лето сухих гроз.
Оба они читаются вполне бодро, но потом мозг напрочь стирает прочитанную информацию из головы, так что и не помнишь, о чём они. Я не шучу – оба эти рассказа освежались в памяти лишь тогда, когда перечитывал их – и я вскоре опять не мог сказать, о чём они снова. Накрепко запомнил только котёнка Багира, клянчившего рыбу… (+_+).
Странная тема, короче. В общем, проходной рассказ, сумбурный, но не лишенный, однако логики – нужно лишь принять её, но все равно смотрится куце и обрывочно. Может быть, этот рассказ нужен был лишь для того, чтобы показать в деле знакомого нам врача Петрова – и кем он стал, и чем занялся. Тогда да, норм.
Кстати, заявленную историю автора потом некие люди использовали в своей передаче, отчего Щепетнёв катил на них бочку, обвиняя в плагиате. В общем, реально, написал он об этом в 2003 году, а потом передача всплыла с подозрительно похожей темой, аж в 2015 году – думали, автор не заметит? В общем, странная тема. Как по мне, автор был хорош для 90-х, но и тогда его вполне душевный труд на ниве отечественных хорроров не окупился, а напиши он сейчас – результат будет тем же, если не хуже. Да и писать об одном и том же десять раз – уже не то. В общем и целом, Щепетнёв упорно, из десятилетия в десятилетие, двигает и дополняет свою навязчивую тему изумрудов-рубинов из Египта (Рамонь – Родина Амона-Ра? ̶З̶а̶д̶о̶р̶н̶о̶в̶а̶ ̶н̶а̶ ̶н̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶ы̶л̶о̶) – осевших в Воронеже, и обладающими то телепортационными, а то ещё какими свойствам – и автор эту тему не бросает. Но интервал рассказов, которые связывает эта тема, так велик, что в отрыве друг от друга они очень куцые и смотрятся обрывками общей темы. Я это отметил, но эту тему как-то всё равно обходил стороной – идея фикс, и не самая лучшая, хотя и любопытная.
Одиночка.
Самый, пожалуй, длинный, обстоятельный, атмосферный и сочный в сборнике рассказ: владелец грузовика – Виктор, и изыскания его племянника Петьки. Правда, как всегда остаётся открытым финал, что сильно разочаровывает (нужно взять, встать и что-то делать) – так нагнать жути, саспенса – и оборвать! Автор часто любит так желать – додумывайте сами! Грубо говоря, студенты выкопали местного Дракулу и поплатились за это, а в районе опять, как и много лет назад, начались вспышки вампиризма упыризма и вообще, это всего лишь “разгул бешеных собак-людоедов” – с точки зрения людей сторонних. Ага, как же, упыри это – чего непонятного? А наукой не доказано – это да, только Институт Некробиологии в курсе.
Любопытно, но тут он заявлен как Институт некробиологических структур, а в предыдущем рассказе – как служба небиологических материалов.
Мы отчасти узнаём о тех временах, когда всё это началось. Очень атмосферно, перемежается бытовухой бомбылы-извозчика ЗИЛа-130, а нагнетается дневниками племянника, участника раскопок. То есть, мы косвенно, не напрямую, через дневник, узнаём обо всей этой странной истории. Автор всё делает правильно – он нам даёт ровно столько, чтобы мы были в легком неведении обо всех деталях произошедшего, и делали свои выводы. Неизвестность, недосказанность пугает больше.
Есть отсылка к ранним событиям, как то взрыв церкви, далее деревня закономерно опустела, а потом пришли новые поселенцы-беглецы (опять обида на власти СССР – гонения и угрозы расстрелов). Снова стали пропадать люди, а под конец выявлено нечто, являющееся причиной всего этого – и которое изловили и закопали за границей кладбища – придавив для надежности взятой из степи языческой мегаплитой. Всё это рассказывает одна старушка, жившая ранее именно в этой деревеньке – старушка баба Настя, тогда ещё маленькая девочка Настасья Киреева.
Что ещё хочется отметить – автор увлекает, описывая будни гробокопателей – на самом деле практикантов-студентов, которые изучали основы ̶н̶е̶к̶р̶о̶ф̶и̶л̶и̶и̶,̶ ̶м̶а̶р̶о̶д̶е̶р̶с̶т̶в̶а̶ ̶и̶ ̶р̶а̶с̶х̶и̶щ̶е̶н̶и̶я̶ ̶г̶р̶о̶б̶н̶и̶ц̶ ̶ археологии и разграбления могил; писали работы по теме того, что через какой срок могильная земля исчерпывается насчёт трупного яда, чтобы в дальнейшей их работа послужила бы основой тому, чтобы в городе смогли использовать кладбище, нужное для застройки городского проекта. Во как.
Сказка ложь, да в ней намёк – и снова камешек в огород городских уже властей-дельцов, да и лихих 90-2000-ых: спишем старое кладбище и построим на месте этого ̶и̶н̶д̶е̶й̶с̶к̶о̶г̶о̶ кладбища супермаркет или высотку какую!
Также, автор умело, как шутит, так и подкидывает мрачные предпосылки грядущей беды: через страницу-две они регулярно появляются, накапливаясь со временем. Параллельно ситуация раскопок ухудшается. Перестают идти электронные часы, причём у всех, барахлит радио. Атмосфера мрачнеет. Добавим, что всё это идёт через дневники студента Петьки, что даёт особый эмоциональный окрас. Итак, по тексту идут все эти намёки: не дано, и хоть умри; тебя только за смертью посылать; вернулся, как на казнь; кукушка, кукушка, сколько мне лет жить…
Поселок Шаршки где проходили раскопки в этом рассказе, есть в Усманском районе Липецкого района (Окско-Донская равнина). Неподалеку есть особый Воронежский биосферный заповедник. Также есть упоминание о Дворце Рамони, где обитал друг нашего водителя. Так что все эти привязки реальны, разве что автор меняет численность населения и значения этих поселков – да ещё тех времен – когда Щепетнёв писал свои рассказы, тогда уже прошло немногим более 10-20 лет.
Многое написано по классике жанра: сомнительная и странная цель, подкрепленная всплывшей жаждой наживы: халявное золото от умерших, а то и клад закопан тут же. Ага, как же, Колчаковские клады! Помня “Чужого” Ридли Скотта, я вспоминаю, как закончил навигатор Кейн, когда попёрся в космический корабль – и сунул нос прямо в одно из яиц Чужих – рубины, видите ли, ему мерещились, плюс премия за находку чужеродного корабля. Так и тут.
Дальше – больше. Еще до того, как раскопать роковую ̶Д̶р̶а̶к̶у̶л̶ь̶с̶к̶у̶ю̶ могилу, студенты уже потеряли настрой, силы куда-то испарялись, а по ночам начал им слышаться доносящийся из-под земли ̶д̶а̶б̶с̶т̶е̶п̶ стук. Один к одному – да не, фигня, суеверия – померещилось! Также их предупреждала бабка из деревни, но охота же посмотреть, что за загадочная могила! В общем, далее всё по канонам: залезли в могилу, пошарились, энтузиазм спал, один “занозился”. Далее начались закономерные странности. Петьке судьба дала аж пару шансов избежать своей участи: приезжал дядя на ЗИЛе, а потом, после ночного инцидента с товарищами, Петька вырвался – и мог бы сбежать, куда глаза глядят.
Порой в жизни так и бывает – как мы помним, в самом первом рассказе Никифоров плюнул на всё и сбежал, а вот порой человек наступает на горло своим страхам и махнув рукой, решает подождать, а то и продолжить – а ну как чего будет?
В общем, далее мы через его дневник и поездки его дяди, как бы переходим ко второй фазе рассказа. Она сугубо деловая, чуть даже растянутая, особенно когда дядя наведывается к другу в Рамонь – тебе интересно дальнейшее, а тут отчасти тормозится повествование; но на самом деле, нам подкидывают ещё информации. По сути же, автор проецирует свою жизнь тогда, виденье своего края, и от этого реализм повествования нарастает (я уже не говорю о тех, кто жил в Воронежской области и читал его книжки).
Жутко, написано в более современном ключе, но интересно, местами реально жутко. Также мне показалось, что автор намекает нам, что либо за ГГ идут всякие упыри, либо он в несознанке, поддавшись злому влиянию, выпиливает невольного напарника. В общем, за ним приходят, ему звонят – а чем закончить всё это? Концовка в стиле Лавкрафта – опять мрак и тайна.
Этим и завершается цикл Чёрная земля. Есть ещё варианты, где есть дополнительные главы, но в целом, это основная работа Щепетнёва. Вообще, автор постарался, создав именно антологию, когда как он больше тяготеет к маленьким, но четко и ёмко прописанным рассказам. Вам мало? Конечно мало, когда ещё могу подкинуть его работ.
Забавно, я над этим уже поржал немного, но кроме Петьки (и руководителя группы Камилла), в группе археологов было ещё трое – Валька, Сергей и Андрюша. У меня тоже есть друзья со школы – Андрей да Сергей. Забавное совпадение.
Тот, кто не спит.
Разведывательная миссия, по поводу результата тайных экспериментов государства над группой людей. Собственно, опять претензии к власти, сумбурно, как и в Чёрной охоте. Вы будете смеяться, но немного напомнило Фоллыч, с его фишкой в виде экспериментов над жителями сети Убежищ.
Лето сухих гроз – 1913 год.
Последнюю оценят любители Шерлока Холмса и Лавкрафта – но я как-то не впечатлился, такое смешение жанров – читал два раза и даже сейчас не могу вспомнить, в чем там была суть (опять рубины?). В целом, получилось сумбурно, очень натянуто и спорно.
Левый приток Стикса. Не закончено.
Кормить зверей воспрещается (Оборотень) и Оборотень-2 редкие рассказы. Первый рассказ, так вообще слишком “журнальный”; найти его почти невозможно, и быть может и к лучшему – он короток и изрядно написан “на коленке”. Кстати, непонятно зачем фигурирующая в первом рассказе цикла прокладка медного кабеля связистами тут упоминается (кабель древний, особый, заложенный в 1927 году – это было как раз, когда в село приехал Никифоров из Практиканта) – с него собственно, всё и начинается. Но опять-таки сумбурно и скомкано, даже для мелкого рассказа.
Другие рассказы.
Дело о замоскворецком упыре (начало цикла) и прочие дела Арехина.
Сочно написанная вещь, навевающая сразу о нескольких источниках, в основном, из-за популярного для писателей времени сразу после революции: Булгаковский Мастер, либо Пелевинский “Чапаев и Пустота”: комиссары-следователи, Московские улочки, мистика. Рассказ толковый, обстоятельный, но опять-таки разочаровывает открытым и скоротечным финалом – вздыхаешь, ну стиль у автора такой! Постоянно заканчивать так, чтобы мы сами всё додумывали – смиритесь! И опять схлестнулись суеверия и мистика – с реальностью и наукой. Ну подумаешь, учёный головы профессора Доуэля штампует…
Вообще у Щепетнёва про Арехина есть целый цикл рассказов, объединенных потом в сборник, так что если понравился первый рассказ, то прочитайте и другие. Особо стоит отметить сумбурный (как всегда), но любопытный рассказ Швейцарские каникулы, где Арехин встречает “литераторов” на отдыхе, в Швейцарский Альпах (близ Рейхенбахского водопада, ага): Льва Давидовича, Владимира Ильича, Надежду Константиновну и Феликса Эдмундовича – и внезапно, кобольды! А, чего, как?!
Ещё есть Дело о волхве Дорошке и другие рассказы – и сборники больше в научную фантастику – они курьезны и тоже занимательны.
Мне почему-то показалось, что если связывать направленность Арехина в шахматах, то это так в его лице автор замаскировал отечественного гроссмейстера тех лет, чемпиона мира по шахматам (на него ссылался и великий Комбинатор О. Бендер) – Александра Алехина.
Ещё ГГ – молодой следователь-гений Арехин, мне напомнил, не сколько Шерлока Холмса, сколько другого персонажа-следователя мистического детектива – из цикла об агенте ФБР Алоизе Пендергасте, авторов Дугласа Престона и Линкольна Чайлда. Тот тоже был начитанным, с аристократическими, но немного гениально-безумными родственными связями, этакий разоблачитель мистики. Классный, но немного растянутый цикл – упомяну о нём как-нибудь подробнее, ̶к̶о̶г̶д̶а̶ ̶о̶с̶и̶л̶ю̶ ̶в̶е̶с̶ь̶ ̶ц̶и̶к̶л̶.
Даже попробую, раз попался такой момент, вас немного повеселить – в другой раз такого не будет случая упомянуть. Читал практически всего Пелевина (да и кто не читал) – мощно дядька задвигает, полёт фантазии и горы веществ, почти камплания, трипы, медитативные созерцания; и чего не отнимешь – смелые идеи и взгляды; но и порой, при запутанности его образов и пространных видений и речей, одновременно практически всё логично и хорошо скомпоновано. Так вот, дочитываю я значит “Чапаев и Пустота”, а там твист, что Петька не знал: либо он реально поехавший современный человек, либо его дружба с мистическим комдивом действительно была в те времена – и он тот самый Петька (эффект сна про бабочку). И под конец, к нему запросто, на броневике, в нашей современности, подъезжает Чапай и забирает его с собой, в ̶С̶р̶е̶д̶и̶з̶е̶м̶ь̶е̶ Внутреннюю Монголию. Финал ошарашивает, так как всё равно слои реальности накладываются друг на друга, и остается некая мистическая тоска, некий дзен-буддизм, дхарма, и навевается изменчивость и суетность этого мира. В общем, сильный заряд на размышления.
Дочитываю я это, уже подъезжая к нужной мне остановке, к дому – и конечно же, я старался дочитать книжку до того, как мне надо было выходить, благо оставались считанные страницы; а ехал я на маршрутке. Наверно сыграло и то, что я известный фантазёр, так что случившееся далее было по крайней мере забавно… Дочитал я книгу, поднимаю взгляд, и по-первости подумал что всё – приплыли: напротив меня сидит Чапаев. Вот-вот, как и в книжке, мне скажет: ну всё Петька, хватит дурью мается, пора со мной идти… На самом деле, не выспался я, ехал с работы, а сидел напротив мужик (небритый, но хоть без усов), просто у него шапка такая была – черная, с поперечной красной полоской – SPORT. В общем, мне в первый момент показалось, что это на нём, как в древних фильмах про революцию, папаха с красной лентой – принадлежность к Красной армии. В общем, для меня Чапаев пришел. Но через 5-10 секунд до меня дошло, что это простой чувак – да и выходить надо было, так что я всё же, в легком ступоре, стал выбираться на улицу. Длился мой шок недолго, но эти мгновения мне заполнились надолго. Сильнее этого могло бы быть, если бы кто-нибудь читал Кинговское “Оно”, поднял бы взгляд – а напротив клоун сидит: например, он просто торопился на корпоратив к детям – и заскочил в автотранспорт, а читатель его не заметил! Примерно то же было в первый момент с читателем, как со мной – шарахнулся бы от этого клована!
В общем, это было мистическое стечение обстоятельств, пара-тройка четких совпадений. В общем, со странными книжками у меня были еще подобные совпадения и происшествия, да и не у меня одного, наверное. Может, кто Гулливера читал когда, а вскоре мимо него прошел очень длинный дядя. В общем, над такими случаями, если они произошли, стоит немного позабавиться. Ну, посмеялись – и хватит, продолжим…
Немного не по теме, но продолжая мистическую тему – два вроде бы объединенных одной темой рассказа:
Первым я бы поставил Смертельная находка, а потом Вампир катакомб – стоит их прочитать, как понимаешь, что нечто сходное в них есть: налёт мистики, но строго научное объяснение, впрочем, также многое оставляющее за кадром. Этакая кровососущая медуза из палеолита – или сходных времён. Как мне показалось, оба эти рассказа, пусть и с легкой с натяжкой, но связаны. Как водится, оба написаны с изрядной долей иронии и сарказма – думаешь на классику, упыри-классические, а тут наука – это вообще характерно для автора.
И на закуску – рассказ “Те, кто рядом”: гениальное и страшноватое своей конспирологической (но и бредовой, в целом) идеей про коллективный разум крыс. Собравшись в стаю крысы могут суггестивно внушать людям свои идеи.
Далеко не ново, так как у некоторых фантастов это проскальзывало – и даже более того, такое было задействовано в игре Planescape: Tournament, где по отдельности крысы были не опасны (как в Фоллыче), но собравшись в некий хэйв-майнд, могли вести диалог, а то и применять магию! Разбиваешь эту стаю – и крысы снова тупеют и разбегаются.
Но всё равно, как курьез, рассказ занимательный.
Напоследок, как последыш, написанный много позднее – как бы продолжая по просьбам читателей, нечто похожее:
Дети луны – (Черная земля 2) Стражник-2.
Его тоже можно включить в цикл Хроник Чёрной земли. Опосредованно как идея, название рассказа, обыгрываются мумии (дети луны), которые охраняли свои пирамиды – кровожадные неживые твари. Но на самом деле, в книге будут опять упыри. Опять сельский врач (мы уже привыкли), сельский же юморок и повествование – кто читал рассказы про Анискина, тот поймёт и узнает этот стиль. Неспешное развертывание событий: мы знаем что происходит, но ГГ всё ещё ̶т̶у̶п̶и̶т̶,̶ ̶д̶о̶л̶г̶о̶ ̶т̶у̶п̶и̶т̶ ̶не верит и полон скептицизма. Постепенное нагнетание, ухудшение ситуации – когда как в самом начале нам заявили, кто у нас тут будет, хоррор и триллер – и опять, на самом интересном месте – открытый финал: всё только начинается!
Ну, неинтересно автору писать дальше, хотите – пишите дальше сами, домысливаете – как бы говорит он, и по своему он прав: сколько книжек теряет свой запал, когда из неизведанного, в том числе и насчет ближайшей судьбы персонажей, книжка делает поворотный момент: всё проясняется, книга идёт к финалу (но он может и резко поменяться, хотя и к этому мы готовы), а нам уже это малоинтересно – да, мы всё это прочитаем, но интрига уже пропадает. Так что Щепетнёву виднее, может так и лучше – в любом случае, это такой стиль автора, а за начало и середину любого его произведения, его уважаешь – написано старательно и в деталях. Плюс – по бытовому, этому веришь, обстоятельно и последовательно, и мы зачастую видим лишь то, что видит ГГ, и изредка, по слухам ему передают то, что видят и другие.
Разное: сходные произведения.
Из похожих, многие из 90-ых, соответственно: повесть С. Панасенко Повелитель праха (1990). Риг (лорд) Праха – из Хроник Уничтоженных Империй: Битва деревьев – ты ли это?!
Малая глуша Марии Галиной (2009) – уже лучше, но опять-таки предсказуемо и закончилось соответственно.
Виктор Точинов, которого я уже отдельно выделял, и его Родительский день (2007). И даже отчасти его Тварь (1 и 2) – обычно написаны, но собственно, древняя и ужасающая, “с щупальцами” Тварь – почти по Лавкрафту.
И прости Господи, очень низкопробный и порой, чрезмерно перегруженный чернухой и смищным махровым юмором Красный бубен – дать бы авторам в этот бубен – Владимиру Белоброву и Олегу Попову! Что забавно – хотели даже эту похабень-мутотень экранизировать, но к счастью, такой нечисти нет места на земле русской…
Итог.
В целом, автор показал себя как неплохой, саркастичный фантаст-мистик, середнячок, но порой, по-мелочи, его уровень явно выше среднего; довольно гениальный писака – с интересными бытовыми идеями, поданными в особом, любопытном ключе. Этакие современные сказки-страшилки – но с научным, деятельным и детальным подходом описания.
Вот, пожалуй, и все.
С оговорками, но автор по-своему крут, последователен – и скромен. Продвигали его тяжело и с трудом, а автор любопытный – к тому же писал тогда, когда это было более-менее востребовано; сейчас его время прошло, но те, кто читал его раньше, вспоминают его с теплотой – как-никак у нас было сравнительно мало написано в таком, по бытовому, простом и доступном формате, без зауми – на одних логике и эмоциях, хорроре.
Также, у него есть занимательные малоформатные рассказы и пара-тройка более объемных (но всё равно не таких масштабных – любит автор лаконичность) работ. Автор талантлив, и порой именно в выверенности его работ – и подачи информации, она создает как бы достоверность. Что еще сказать – он дельный сказочник-рассказчик, но с научным подходом – но корни его хорроров из народа, из суеверий и страхов давних веков.
Когда искал Щепетнёва, натыкался на кучу всего другого Щепетнёва, но Евгения – вот кто пишет графомански, вразнабой, махрово и бесстыдно – всякие там Суккубы и прочие. Дяденьке много лет уже, а пишет как озабоченный подросток с манией величия. И ведь популярен почему-то. В общем, Василия Щепетнёва найти сложнее, чем какого-то там Евгения-однофамильца. Но мне два десятка работ-рассказов Василия дороже, чем 20-30 книжек, “того, другого”.
Живой русский язык Щепетнёва, много хорошо переданных образов и местности. Но автор обломщик – раскручивает интригу, а под финал всё ему становится неинтересным – и он быстро всё завершает. В некоторых такое выглядит логичным, но порой сильно разочаровывает – уж больно в повествование погружаешься, а дальше? Но всё же этот его энергичный и интригующий вброс, описание, интрига, держит в хорошем напряжении и интригует – а если автор попытался бы нам все-все объяснить – пропала бы интрига, и мы бы разочарованно сказали: и всего-то? Что за бред! Так что автор в какой-то мере всё делает правильно – нам же интересней будет. Всё-таки тайна, мрак и неизвестность – на редкость сочные рассказики – от отечественного же автора: выверенный хоррор на интересную тему некро-проявлений и чертовщины. Зачетно. Сейчас уже так не напишут.