Цикл-трилогия Каюкер и Ухайдакер Трилогия (2006-2007). Павел Марушкин.

Осторожно! Каюкеры, табак, травка, хулиганы, приключения, обезьянцы, дикие племена, Вавилон, Потоп, Магические Войны, Великие Маги и немного Музыки Джунглей!

Есть цикл таких книг. Начну слегка издалека. Впервые нашел о них упоминание где-то в 2004. На каком-то диске с приколами была реклама, о том, что и Терминатор, и Нео, и Люк Скайуокер читают некую книгу в самый неподходящий момент. Приехавшая на свой концерт Мадонна тоже удивилась, что нет зрителей, и только находящийся там дворник ей ответил – так читают все! Вскоре оба они уже сидят на краю сцены и читают на пару. Коротенькая такая рекламка, ненавязчивая почти, креативная. Я даже не запомнил толком ни автора, ни названия пары его книжек, разве что их обложки остались в памяти. Странно, но почему-то мне показалось, что Музыка джунглей – это первая из серии, вероятно потому, что в видеоролике она лежала поверх второй. Третьей, завершающей, как позднее оказалось, трилогию Старая Контра, тогда еще не было, ее дописали потом.

Итак, во-первых, я нашел эти книжки в детском отделе! Не сказал бы что они такие уж откровенные, однако в них есть ряд вещей, не совсем понятные и приемлемые для самых маленьких читателей, попадись она им в руки; некоторые отсылки и шутки поймут только взрослые. Действительно, написана серия в подростково-хулиганском стиле, однако если подумать, то в книге как-то уж слишком буднично и легкомысленно, словно само собой разумеется, упоминается: распитие пива, убийства (каюкинг) и даже употребление веществ (умат-кумар), не говоря уже о том, что одно из племен смолит и дымит напропалую, сделав курение табака основой жизни и религии своего племени. Ну и некоторая степень чернушности. А если взять то, что герои книги пытаются нажиться на том, чтобы опубликовать эротический дневник пиратского капитана-обезьянца… хотя каких-либо пикантностей автор избегает, а скорее настраивает на романтизм, приключения и верную дружбу. Согласитесь это не чтиво для совсем юных отпрысков. С другой стороны, совсем взрослым она покажется детской, молодежной. Так что я немного удивился – детский отдел, ну ничего, бывает… Но так или иначе, книги я приобрел. И вчитался. В любом случае книги вроде как для юношества – и они легкие для чтения и нарочито бесшабашные, но с другой стороны по степени проработанности персонажей и мира довольно детальны.

Стиль повествования мне понравился, легкий такой: тебе словно ведают занятную смешную, временами жутковатую байку, попутно знакомя с этим довольно нескучным миром. Большое количество отыгрышей ситуаций и отсылок радует. Книга для развлечения, но порой поднимает серьезные вопросы, смерть то и дело кого-нибудь изредка забирает, есть временами мрачность, есть редкие жесткие и жестокие сцены.
Если подумать – главный герой Иннот и его антагонист Подметала по сути Киллеры. Разве что оба обладают обаянием, человечны и разве что выбрали себе необычную профессию. Вспоминаем Леона и Хитмана – обаяшки, правда? Цикл книг их шутливо обзывает протагониста и антагониста как мастер, и мастер экстра-класса: Каюкер и Ухайдакер. Профи из спецслужб назвали бы Ухайдакера киллхантером, охотником на убийц. Антагонист Подметала появляется значительно реже, он более профессионален, хладнокровен и не лишен креатива в своем деле. Иннот же – центральный персонаж книги, более пофигистичен, имеет, как мы выясним, пару-тройку отличительных особенностей, делающим его чуть ли не суперменом. Во всяком случае, он очень живой и профессиональный выживальщик, ушлый и сметливый тип. Ни за что не заморачивающийся, имеет свой кодекс и манеру каюкинга, любознательный и общительный; когда как его антагонист Подметала осторожен и расчетлив, одинок, полагаясь постоянно только на себя, хотя надев маску, может быть чертовски вежлив и обаятелен. У Иннота, как и у Леона-киллера, есть некая планка – по его словам, он делает каюк монстрам, под кое определение попадают и люди – бандиты, маньяки, за свои действия получившие статус нелюдей. И за все повествование он практически старается отбиться от нападающих, а не убивать целенаправленно. По крайней мере специально на страницах он как-то никого не убивает. А вот Подметала на пути к своей цели как раз может “укаючить” любого, причем, чем сложнее это сделать, тем с большим старанием и изобретательностью Подметала это сделает.

В обоих именах скрыт незамысловатый смысл. Иннот – вроде как забавный енот, но и иной: забавный и ушлый парень, но вроде бы чужак, не из здешних мест. Подметала – это очень сильный спойлер, если знать суть происхождения, хотя Подметала позаимствовал это прозвище, по сути оно все равно определило в дальнейшем его судьбу. Для примера, есть такой персонажик как Дворнике… Ну и просто говорящее имя Подметала, типа убирает он людей, подметает их.

На Сицилии был известен киллер с кличкой Ботаник – обычно он запрыгивал на крышу авто и поливал всех сидящих в ней из автоматического оружия – как из лейки. Рано или поздно он перешел все границы и “полил” совершенно посторонних людей, в частности беременную женщину, на пару с целью заказа; и тогда сами мафиози его убрали – дело чести! Надо по понятиям, а не по беспределу.

Однажды Подметала убил цель, чуть капнув из баночки специальным кислотным ядом – через вентиляционное окошко. В общем, образцовый Хитман, да и втереться в доверие, замаскировавшись цивилом, ему не в новинку. В его арсенале фигурирует даже зонтик – только оперирует он им по-другому и никаких уколов им не наносит.

Иннот же плывет по течению – в начале книги он буквально, словно упрямая щепка, держится на плаву, топя недругов и вытаскивая друзей. Тема реки, воды и особенно потопа – тоже важны, так как мир КиУ – это мир джунглей, посреди которых возвышается Биг Бэби, Бэбилон, нечто вроде собственно собирательного образа городов Вавилона (культурная цивилизация урбанистического порядка – с аристократией, стражей и обывателями ) и Венеции – после того как город в дальнейшем затопит наводнение. Вокруг того города расположены деревеньки и фермы, живут различные племена папуасов-крестьян – племена куки и у каждого свои причуды и обычаи. Есть мирные племена, есть воинственные, есть недалекие или наоборот хитрые. Иннот в своем путешествии набредает на Смоукеров-курильшиков, всех поголовно синекожих человечков и с одним из них – юным Хлюпиком (или Хлю) плывет дальше, в Бэбилон. Попутно они агрят местную Бабу Ягу – костяная нога и ступа присутствует (!), есть фамилиар-черный кот, и все заверте…
Интересно, смешно, хотя порой автор разбавляет приключения поистине мрачными эпизодами, дабы автор совсем не разнежился от безбашенных проделок легкомысленных персонажей. Баланс в книгах есть, и это хорошо. В третьей так вообще все становится серьезней некуда – это уже не развеселая сказка, а суровая действительность, на фоне глобальных изменений и событий мира, которые еще аукнутся… в прошлом.

Но я уже говорил, что начал читать со второй книги. Твою мать, если бы я знал… Читая, подмечал отсылки, но думал что это так нужно – списал все на некую ретроспективу, которая вернет во второй (это которая оказалась всё же первой) настоящее время. Вы поняли иронию – мне так хотелось понять и узнать, что же будет дальше, что не мог остановиться. В принципе, все было более или менее понятно. Но все же, дочитал до конца. Потом все же спохватился и начал читать первую. И тут многое мне стало понятно…
Ну что поделать, в первый и последний раз такое со мной было, в свое оправдание скажу – вторая была настолько насыщенной приключениями, что незнание некоторых событий первой почти не мешало. Это был своеобразный знак, ирония судьбы. Потом в ожидании третьей книги через некоторое время перечитал обе – теперь уже по порядку. А потом и третья подоспела. Так или иначе, мне удалось сложить цельную картину. И не пожалел – теперь этот цикл у меня настольная книга – не знаешь что бы почитать – читай КиУ, ну или любую из десятка таких же полюбившихся мне книг.

Можно сказать одним словом – это легкое чтиво, приключение (наподобие приключений Тарзана) в чистом виде, с юмором, своей философией, легкими, и, тем не менее, продуманными героями. Это как я уже говорил – это хулиганское и местами безбашенное приключение в интересном мире. Некоторым может показаться слишком несерьезной – а она такая и есть. Расписывать подробнее не имеет смысла – читайте. Скажу только, что мир практически на 80% проработан; за кадром остались темные века и мелкие детали происхождения некоторых персонажей, некоторые местности, упомянутые вскользь. Например, маг Афинофоно Джихад, Кактус – как то мало про них сказано. Гро или Громила так естественен, что постоянно находится на периферии и сильно не отсвечивает. Он просто есть. Кто-то так и остался фольклором. Судьба и гибель Кашлюна – старого приятеля и коллеги Иннота подается как нечто стороннее – ну бил, жил и умер. Самый что ни на есть проходной персонаж – он даже не появляется на сцене… Вообще все приятели Иннота – это каюкеры-коллеги, ребята веселые, душевные и деловые в том числе. Немного странно, но факт.

Два больших плюса трилогии – как раз проработанность в мелочах этого интересного мира, и много персонажей, каждый из которых прописан хорошо, если это второстепенный перс, то описан он емко и точно, в пару мазков кисти.

У меня возникала такая аналогия – помните про реку и поток? Повествование подобно разлившейся реке – чем дальше она течет, тем шире она охватывает новые земли, попутно разбиваясь на отдельные ручейки (похождения второстепенных героев) по ходу сюжета, а потом устремляется и образует воды, затопившие город Бэбилон. Так вот, повествование словно бы втекает в город, растекается по улицам, образует лабиринт, а потом все ручейки гармонично сливаются опять, и вытекают из города. Я не зря поднял это сравнение – весь замес и начинается с того, что джунгли начинает затапливать, а следом и Бэбилон, так и повествование полнится приключениями, идеями, событиями и новыми местами. Тема плаванья, как водного, так и воздушного, равно как и пешее путешествие к цели – некая хиппи-культура прослеживается, подкрепляемая философствованиями о бытие, распитие кофе, пива и курения травки. Ну и магия ей в противовес присутствует, бормотология (очень точный термин для магии), проклятья (прерогатива ведьмы Перегниды).

К чести автора хочу сказать: он свел все линии повествования, объяснил судьбу всех персонажей! Никого не забыт, под конец книги вроде бы ехидно вспоминаешь, что вроде бы забыт кот одной вздорной особы – но нет, он тут же возникает. С другой стороны автор же сам все это придумал, ему легче все объяснить, но все равно респект! Павел Марушкин неравнодушен к своим героям и произведению – сюжетные линии и герои объяснены и занимают каждый свои места, целостны и закончены. Браво! Разве что автор оставил тайной то, что и должно остаться тайной, или персонажей и так плывущих по краю повествования (магнат Вхутмас); мелкие продавцы и профессора, таможенники – все это понятно. Но вот персонажи первого и второго планов – их линии все доведены до логического конца. Старая Контра так и остается городской легендой. Многие персонажи просто шикарны: Подметала, Перегнида, Громила, Фракомбрасс, Иерофант Монастыря Безумных метеорологов (МБМ) и многие многие-другие, в каждой книге вводятся новые персонажи, рассказывается о судьбе старых. Что похвально – за каждого болеешь всей душой и гадаешь, что он предпримет и куда заведут его идеи. Даже за тех, кто вознамерился поставить палки в колеса (наподобие павиана Камбюрадо) главным героям, есть сопереживание. Нет однозначно плохих – просто у каждого свои цели. Разве что некроманты Севера достаточно негативны, но и у них есть свои планы. Для таинственности этих сущностей их не раскрыли в полной мере, передав только самое важное. Вот сущности и все тут – как ходячая чума или смерть, квинтэссенция.

Судя по тому что Марушкин больше ничего не написал, то он сам сидел себе, сидел, скучал и думал, что неплохо бы почитать такое чтиво, чтобы было весело и увлекательно – на пару-тройку вечеров, а потом его осенило – а напишу-ка я сам, вдруг получиться… Не знаю, может у него давно зрела идея про Каюкеров и прочего… раса Обезьянцев явно навеяна творчеством Пьера Буля (Планета обезьян)… В общем, вышло такое чтиво, чтобы другим было бы прикольно почитать. Взял да и написал – для себя и других, трилогию.
Начало книг сразу же немного намекает нам, что есть некие творцы, нечто вроде театралов, которые ведут некую игру. Причем в начале, кратко обрисовывают творцов, а потом когда они входят в повествование, дается пара намеков так, чтобы их узнали, кратко описав нам их автор, словно бы говорит нам: ну, ну, узнали?! Нет?! Ну ладно, потом узнаете… Во второй книге намекают о судьбе второго главного персонажа Хлю. Вот прямо так и пишет, обращаясь непосредственно к нам, читателям – этакое ломание четвертой стены. Автор напоминает нам, что помнит, что его книгу читают. Своеобразно. Интересный ход, автор как бы со сцены рассказывает нам, первые слова мы воспринимаем от него, но потом история увлекает нас, и мы представляем перед глазами, нарисованную им историю, а когда очнемся – снова фокусируем взгляд на рассказчике, который нам все это и рассказывал, но словно бы отошел на второй план. И этот рассказчик говорит нам – вот так на данный момент закончились приключения, ждите продолжения. Вы как бы очнулись от его рассказа и обращаете на него свой взор: что же дальше? Ждите до завтра! То есть до следующей книги. Я такое называю стилем конферансье. Интригует, причем осознанно, классическая “1000 и одна ночь” – миллион приключений, которые можно рассказывать изо дня в день. Нечто было в “Большом Лебовски” братьев Коэнов, когда о главном герое рассказывал некий человек, а в конце появляется как местный ковбой и говорит: вот такая вот получилась байка, извиняйте, если что не так. Где-то хорошо, а где то не очень.

Не хочу перехваливать эту трилогию – в чем-то она вполне заурядна и даже банальна, однако, задора и захватывающего повествования ей не занимать. По сути, у этой трилогии постоянно смешивается возрастной рейтинг повествования, то слишком круто и едко, то по-детски прямо. Но одно могу сказать точно – вещь необычная, из разряда удачного смешения уже виденного раньше приключенческого жанра.

Оформление и обложка.

У сожалению, так как все три книги – почти что самобытный самиздат, то иллюстраций к ней совсем нет, даже на форзаце – хоть сам рисуй…

Замечания к оформлению обложек – вторая и третья неизменны. Обложка первой книги “Дети непогоды” была со временем изменена – первый вариант (издательство) изображал финальную битву Каюкера и Ухайдакера, Иннота и Подметалы на крыше, и была в целом нечеткой. Второй вариант изображал бой все того же Иннота и Перегниды. Как по мне вторая лучше. К слову это изображение не соответствует описанию главгероя автором: долговязый тощий чернокожий субъект, с рыжими космами; длинный горбатый нос, либо в бородавках… Экий гоблин. А тут изобразили мачо-качка, этакого викинга. Но с другой стороны, персонажа с такой внешностью как на обложке, проще и приятнее воспринимать, я согласен с этим. Увидев на обложке этот образ, я в дальнейшем и сопоставлял с внешностью Иннота.

Это забавно, но если знать о способности Иннота, то я бы сказал, что это замаскированный образ из другой вселенной. Будь Иннот зеленокожим и помассивнее телом, то это был бы вылитый Бланка из джунглей из игры Street Fighter – и волосы красные есть, и током бьется… Если идти дальше, то можно также сравнить Иннота с Вэшем Паникёром из анимэ Trigan: оба неунывающие, энергичные, человечные субъекты-долгожители, являющиеся, по сути своей, энергетическими ходячими генераторами…

Вторая обложка книги Музыка джунглей закрепляет образ Иннота, и являет образ Большого Папы – вождя племени Смоукеров, но вот незадача, не показывает лица второго главного героя повествования Хлю – а все потому, то он в этой книге практически не упоминается. В первой не нарисовали, а во второй не было необходимости. И только на третьей нам его показывают в компании друзей и подельников Иннота. Немного нечестно, нам его внешность предоставляется додумать самим. Описание его скудное и кратко дается в самом начале первый книги. Как мне показалось, это сделано специально, чтобы мы сами дорисовали остальные детали, а то и встали на место Хлюпика, влезли в его шкуру, тем более что он любознательный и молодой, и ничего практически в этом мире не знает (как и мы поначалу). Он все узнаёт от нового товарища Иннота, а вместе с ним мотаем на ус и мы. Таким образом, создается классическая пара – учитель и ученик, один ушлый и многоопытный, а второй как губка готов впитать все премудрости мира и опробовать его на себе.
Говорящее имя Хлюпика показательно само по себе – недалекий паренек, кроме своей родной смоукеровской деревни ничего и не видевший; и бывалый приключенец, одинаково хорошо идущего за своего, что в шумного городе, что в глухой провинции.
Дальше читайте сами, наслаждайтесь. Столь колоритных персонажей я давно не видел. Куча занятных личностей, порой хватит пары фраз, чтобы обрисовать их манеры и внешний вид. Перед нами этакая подростковая сказка, притча, но дельно изложенная, с кучей деталей и отсылок.

Другие персонажи.

Прикол, однажды прочитал фамилию автора как Мокрушкин. И тогда приставил себе произведение, заигравшее новыми красками: Мокрушкин – Хаюкер и Ухайдакер (практическое пособие).

Подметала – очень, очень стильный персонаж. Заделывает каюк изящно, часто применяя новые методы. Он мастер своего дела, импровизатор, маэстро. Убрав с пути вполне безобидного антиквара, дабы заполучить одну магическую вещь он напевал: “Каюк, каюк – изящно и продумано”. Подметала артист, мастер и специалист во многих вещах – если нужно кем-то притвориться, то он это сделает, изучит дело, подойдет творчески. Аристократ-убийца, нет в нем ярости, злости, он не маньяк (хотя если подумать, скорее фанатик своих идей), он – профессионал. И после прочтения книги, играя например, в Хитмана, после очередного изощренного и уточненного убийств так и подмывает повторить за Подметалой: Каюк, каюк, изящно и продумано! Законопослушно-злой, из-за следования правилам и своему кодексу. Что характерно, имеет благородную цель через убийства и подставы добиться большой власти, перекроить историю, сделать лучше в своем понимании.

По своему благороден – предупреждает Иннота и Кашлюна о том чтобы они не лезли не в свои дела, далее корректно и вежливо вызывает Иннота на дуэль, тем не менее на которой оба не будут ограничены в средствах и приемах. Про таких говорят – враг, пальчики оближешь. И действительно – хорошему герою должен противостоять интересный и кованый, умный и понятный по мотивации злодей. Явно злодей-профессионал старой, олдскульной школы.

Перегнида – баба-яга местного разлива, мстительная и зловещая. Баба с яйцами, может дать фору многих более слабовыраженным особям мужского пола. Довольно человечная, не всемогущая, иногда вполне растяпистая, старая женщина со своими привычками и принципами. Шикарнейший персонаж, если не первостепенный, то уж один из важных. В середине первой книги дается некий намек на ее героическое, без дураков, прошлое, о чем Иннот все таки допирает в конце первой книги. Ранее была рядовым исполнителем, но по роду профессии обладала уже тогда железной волей и упрямством. В общем и целом выживальщица в любых ситуациях, и вообще осколок старых времен, ходячий фольклор. Я бы назвал ее хаотично-злой. Баба-ага из сказки, но более ушлая, но тем не менее, вполне адекватная и понятная в своей мотивации.
Изенгрим Фракомбрасс (Изя) – обезьянский пират, шимпанзе. Проныра каких мало. Пират, и этим все сказано. Тяжелое детство приучило его не ждать ничего хорошего от жизни. Никому не доверяет – если и доверяет (но приглядывает) – своей лично набранной команде обезьянцев, но и когда время от времени проверяет на прочность и преданность. Живет сегодняшним днем, в меру простоват, но хитер и по своему мудр. По мнению многих чертовски удачлив, потеряв все, вляпавшись в скверную ситуацию, поворачивает ее в свою сторону, выруливая ее в свою пользу, сбегая и вновь находя свой путь. Самый близкий, пожалуй, образ в литературе – Джон Сильвер, старый и хитрый, но обаятельный и харизматичный пират.

Раса обезьянцев – еще одна запоминающаяся фишка мира Музыки Джунглей. Шимпанзе, гориллы и прочие лемуры, капуцины – ветки человекоподобной расы, созданной в пору великих Войн магов. Имеют черты негров, есть диковатые ее представители, есть тяжеловесы-горри, традиционные солдаты, вышибалы, боксеры… Есть маленькие обезьянки-манки, в общем пестро и знакомо. Есть цивилизованные манки, один из третьестепенных персонажей Морш де Камбюрадо служит в Интеллигент сервисе (намек на ЦРУ – Intelligence servise) – разведке. В целом менее развитые обезьянцы довольно умны и общительны, более крупные более замкнутые и опасные, есть легкомысленные, есть пройдохи и деловые люди. Обезьянцев как любят (Мохнатый Фронт освобождения) так и ненавидят (Антиприматы).

В городе поддерживается культ Джа, играется Джанги. Во второй книге этому уделено много внимания – по необходимости и ради прикрытия каюкеры сколачивают свой Джанги-банд (Киллинг орчестра). Собственно, Музыка Джунглей…

Главный герой скрывает пару тайн, которые раскроются во второй и третьей книге. Реально, его история – это нечто, все продумано до мелочей, все сходится. А в конце третьей книги у вас перехватит дыхание, как и у Иннота, который раскроет, наконец, тайну своего происхождения. Иннот и его персонажики – его внутренний мир, все это раскрывается во второй книге и логично ведет к финальной канве сюжета. Это есть показатель того, как все продумано, и почти каждый персонаж скрывает двойное дно, и не все так просто. Еще Иннот если вспомнить, умеет играть на музыкальных инструментах, хотя поет отвратительно…
Иннот добродушен и дружелюбен, равно как опасен и хитер с врагами, не чужд всему человеческому, пивка попить, курнуть, девочки, но особая его страсть – это хорошо поесть. Причем ест он за двоих, за четверых, за … разрешите идти, сэр?! Я буду сражаться против десятерых! Что самое смешное, Иннот хорошо ест, как бы подзаряжается, и потом может идти в бой хоть против троих. И обратно тоже бывает – растратив энергию в бою, он скорее бежит в столовую и наворачивает еду, заново копя силы. Вроде бы ничего особенного, но… это одна из фишек Иннота. Эта можно сказать механика, как и некоторые другие хорошо объясняется ближе к концу.

В книге есть очень мутная личность – некий мистер Вхутмас. Он наподобие мистера Блендли из Острова сокровищ, появляется на страницах, герои встречаются с ним, другие встречаются с ним, что-то происходит и со временем создается такое впечатление… Обычно это называется создание негативного образа – появляется диктор и вещает о бедах, реклама, снова этот диктор, снова про смерти и несчастья. И создается впечатление, что он словно бы вестник всего этого. Так и этот персонаж; магнат, серый человек, внешность и суть которого мы никак не можем представить. Но вокруг него, может и не по его воле, косвенно случаются разные неприятности – то одного убьют, то Перегнида нагрянет и учинит погром, то во время обеда в ресторане, в мир иной отойдет совершенно случайно (судьба!)  самый правильный из смоукеров… Очень подозрительно, хотя во всех ситуациях и сам господин Вхутмас вполне мог бы и сам погибнуть, но его-то судьба как-то бережет: то пронесет мимо, то опоздает к раздаче. Особо отметил этого персонажа – это жжж неспроста! Дикая теория, но может и это и есть Старая Контра? Хотя она, скорее субстанция, а не человек, а воплощенная идея…

Особенности.

Первая и вторая книги бодренькие, шуточные, озорные и ехидные. Но вот третья словно бы взрослеет – эпизод побега с Севера навевает самые драматичные эмоции, дышит трагизмом, опасностью, безысходностью; повествование ведется как напряженный триллер. Он гармонично вписывается в повествование. И некий некромант, повинный во множественных неприятностях, живо напомнил мне Дедушку Нургла из Вахи 40 000. Тем более что он тоже отвечал за гниение и болезни (Некробио). Сильней эпизод, резкий и сильный, он показывает, что в судьбе персонажей наступает перелом, истинное испытание души и тела – не все хиханьки и хаханьки, малозначимые третьестепенные герои-беглецы умирают один за другим, и удастся ли выжить главным героям – большой вопрос. И тем более, после его завершения чувствуется спад напряжения, огромное облегчение. Но если эта линия напряженная и долгая, то линия Фракомрасса не так увлекательна, она тянется и тянется, пожалуй эта самая затянутая и унылая часть серии. И все крутится вокруг пресловутого пирата. И только к концу книги события вдруг пинком отправляются в стремительный полет, опять Фракомбрасс ковыляет к финалу, и нечто вроде эпилога. Эпилог заставляет оценить величину размаха, сути истоков, радость и уважение за главного героя, ну а напоследок хулиганский постскриптум – некоторые думают, что это задел на возможную новую книгу, я же увидел только то, что некоторые персонажи непотопляемы, Перегнида форевер! Ну, я не был удивлен, вспоминая конец первой и начало второй книги.

Боевые проклятья мадам Перегниды – сами по себе веселят не по детски – “Обосраться и не жить!” и “Умри, но сдохни!” Что характерно, те на кого пали эти страшные проклятья, посмеяться уже не могли, а кое-кто вообще копыта откинул. В этом мире, особенно во времена Магических войн, проклятья и сглаз вполне успешно соперничали с обычными заклинаниями. “Чтоб тебя перекосило!” действовало буквально, перекручивая бойца. Ну конечно, действовало как надо только в устах истинных специалистов – даже классификация по степеням тяжести проклятий была: третья–слабенькое, первая – сильное. Ведьма Перегнида по старой памяти носилась на ступе и проклинала все, что было внизу…

Автор иногда ходит по грани: в паре моментов просто жестко. Старуха открыла коробочку Пи-здюлей (духи побоев и тяжких телесных повреждений), это знаете ли… Гениально, но на грани приличий. Писал для подростков, в надежде, что читать будут все же взрослые? Или как один обезьянец в драке располосовал живот другому – до кишок. Редкие эпизоды, они придают остроты книге, но порой ошарашивают.

В книге то и дело сначала упоминаются, а потом и показываются местные “городские легенды” – тут и “аллигаторы в канализации”, и тайное общество Веспо Крабро, да много чего еще. И сам Подметала сам существует как городской фольклор, что ему на руку – практически все думают что его нет. Кстати, его деятельность как раз и строится на таком неведенье, и логово его укрыто так, что никто его не замечает.
Куча приколов и отсылок: например, с бомбочкой – Черный смайлик. Веселят столкновения двух культур – племени Смоукеров и Стибков – последние зовутся так, потому что стебутся над своими и чужими, да так удачно, что часть таких надоевших шутников бросают на произвол судьбы свои же. Балакают они на пиджине (пиндосы, стало быть, английский). Забавно обыгрывается при встрече с простоватыми Сомукерами – стибки говорят одно, а понимают их на слух совсем по простому: – Хау, ду ю? Ушиб палец, вот и дую… – Где ваш Биг босс? – Ну и что что я бос…

Ну, есть и их стандартные факи, щит, мазафака!

Кстати у каждого племени есть поверье об Амбе – то бишь смерти, и как потом убедился Хлюпик – эта сущность вполне материальна. У смоукеров Амба красноглазая, с курительной трубочкой и косой, а у стибков – с легкомысленной косичкой. Ироничная смерть, я думаю. Так или иначе для некоторых в джунглях Амба это и разинувший пасть Армадилла, и падающее на бедолагу дерево. Все равно Амба! Как говорится – Амба Капут!

Кроме того у смоукеров есть культ собственно курения табака, есть Табачный дух Никоциант (сложенное от слов никотин и негоциант ), которого они и почитают, куря трубки и выкуривая кальян по большим праздникам. Есть особая форма курения, называемая Глубокий смоук – нечто вроде медитации, когда улетаешь в нирвану, сосредотачиваешься на самом процессе курения, с особой важностью в каждой затяжке и выходе. И после нужно сказать, если трип удался: «это был хороший смоук!» Курильшикам на заметку. И действительно, много кто курит ради курения, а вот наслаждаться этим процессом – как то люди забыли. Так же Хлюпик отрыл для себя то, что после курева хорошо идет кофе. Вы еще помните, что книгу могут читать “неокрепшие детские умы”? И чему эта книга их учит? (+_+).

Я напоминаю – речь идет о табаке. Автор также упоминает курение травки, но отзывается о ней как о расслабляющей, но какой-то несерьезной. Умат-кумар – так это у него называется. Еще Марушкин ведает о дикой смели укум-пива – травка+ пиво. Хорошо, что в этом мире нет ничего потяжелее. Так же в этом мире есть ром, редкий коллекционный сорт виски “Черная борода”, ректификованный спирт. Я же говорю, совершенно детская книжка, столько нового можно узнать!

Ещё в Бэбилоне есть заведение“Жареная картошка форевер” – одно из любимых мест любителя поесть Иннота. Ну хоть что то здоровое. Так же Бэбилон имеет Апеер Бэби – собственно крыши и прилегающие к ним пристройки. Иннот как заправская белка-летяга вполне неплохо перемещается по крышам, и вообще он производит впечатление не качка, а жилистого акробата, вдобавок хорошо владеющего Боевыми Искусствами, а кроме того выучившего бой на палках, шестах, знаком с техниками фехтования: бой двумя палками – “Синавали “ и одной -“ Соло Бастон“. Далее обзаводится новой тростью и бумерангом из твердого роммеля.

Плывя по Бэбилону Каюкер распевает смутно знакомую песню – «On the river of Babylon» Bonet M, и говорит, что это самая Бэбилонистая из Бэбилонских песен…

В определенный момент пират Фракомбрасс попадает к истокам, так сказать в точку бифуркации, когда вершится история. Подозреваю, что он стал эталоном обезьянцев, видимо попавшись на глаза одному магу Белой Коалиции.

Как и у нас в мире, в книге прокатились две войны, только у них Магические: Первая и Вторая Магические войны. После этого остались Некроманты севера – Черные маги и вроде бы где-то живут Великие Маги Юга. Самый известный из ныне живущих – Великий Мардух (снова отсылка к Вавилону). Со временем всплывут и они. Причем это будет открытием для остальных. Как по мне, это похоже на Синих магов Средиземья, живущих среди людей и природы.

Другие племена в книге могут либо убить, либо сожрать. Часто чужака просто отгонят, возможна торговля, если племя мирное. Есть шаманы, вожди. Сомукеры уникальны с воем роде, хотя у них есть и вождь, и шаман, просто вот они-то не совсем обычные аборигены… Вообще каждое племя имеет свою историю и особенность. Одни прирожденные воины (Кипадачи), вторые хохмачи, третьи выращивают Траву (Адиуки). Есть мстительные Керопашки…

Еще фишка – это названия и самоназвания мира, имена и фамилии. Автор все продумал, вплоть до местных заковыристых, но чем-то родных имен – они строятся по своей схеме. Сэлбасер, Цуклои Кекалдач, Заекиров, Чаква Шамполамо, – их как-то сразу запоминаешь. Цытва-Олва из племени Люли – местный цыган. Воины Кипадачи Хадзме и Йоо – слышится мне нечто ямайское, у них, выходцев с Ямайки, например, есть имя Йооп. Кроме шуток, ямайцы, новозеландцы и филиппинцы сохранили в именах свои племенные корни.

И еще – все эти отыгрыши невольно вызывают улыбку; Старая контра, упоминание о воздушном грозном дирижабле Западло, дирижабль обезьянских пиратов – “Тяжелая дума”, кличка их капитана – Ёкарный глаз!

Веселит глава МБМ – Иерофант безумных метеорологов, местный Гэндальф, я бы даже сказал Пендальф, в свете его специализации. Сей почтенный старец продемонстрировал подкованному в единоборствах Инноту свои коронные мастерства Сверхзвукового Щелбана и могущество Мистического Пенделя!
Светлая личность, альбинос Твадло (опять говорящее имя) некоторое время радует своей причудливой и вихляющей судьбой. Эпизоды с ним короткие, но очень емкие, заставляющие чернушно потешаться над сложившейся ситуацией. Есть некий артефакт, позволяющий сплотить угнетенных и рабов – вив ля революсьон! Жареный петух как средоточие коллективного бессознательного. Аналог аллигатора – Армадилл, мамонта – грохмант, есть в природе носопыр. Стибки стоят свою оборону на выращивании Железного занавеса!

Во второй книге автор вспоминает об оставленном было племени смоукеров и более подробно раскрывает нам шамана Свистоля, вождя Большого папу, и друга Хлюпика – Пыху, внезапно получившим повышение.
Предыстория мира.

Ранее была одна общая академия магии, с множеством факультетов, но уже тогда между ними были споры и разногласия. В определенный момент возник конфликт, маги разделились, началась война. В магической войне маги раскололись на две силы – Некроманты Севера и маги Белой Коалиции. Во время этой войны была создана Зона Мооса – зайдя в ее зону любое железо гнется как пластилин – то была попытка ограничить оружие. И сейчас в этой зоне весь метал портиться. Воевали наземные армии, в ходу были бои на дирижаблях. Мало того, маги воевали не только магией, но и создавали свои боевые расы солдат и монстров.

Так появились Армадиллы (обыгрывается песенка “Крокодил-дил-дил плывет”, а по сути Армадилл – помесь анаконды (змеиное тело) и крокодила (пасть и чешуя), и малоизвестные, но милые снайперы-стрелки Сипапокулла – люди-лемуры, пигмеи с мощными духовыми трубками, стреляющие на дальние дистанции. Яркий представитель – Адирроза. Хм, и это имя забавное.

Ну и обезьянцы – как по мне самое удачное творение, гармонично влившееся в человеческий муравейник, да к тому же прирожденные воздушные пираты… то есть моряки, ибо часто носят рваные тельняшки. Тут по моему, обыграны негры. Только обезьянцев не завозили, а просто создали, а теперь они худо-бедно, но интегрировались в общество. По сути многие сегодняшние куки и и жители Бэбилона – потомки некогда воевавших армий, наряду ус обезьянцами, нашедшими в этом мире свое место. Теперь-то понятна боевитость и агрессия Кипадачи – видимо это были некогда самые способные воины. Некроманты наряду с людьми юзали всяческих мертвяков, в частности жмуров, оглушающих некроплазмой противников. Они и сейчас живее всех живых: Эфтаназио, Некробио и Танато. И творения их тоже никуда не делись. По сути, раз живы Некроманты прошлого, то когда это вроде бы задел на будущее – возможны новые конфликты, да к тому же в концлагерях все еще страдают люди…

Необычное смешение магии и технологии; со времен МВ в ходу дирижабли, в том числе воздушные лайнеры, в Бэбилоне есть телефоны и телефоны-автоматы, осветительные лампочки. И наряду с этим – Университет изучения магии. Обычно в ходу дубинки и духовые трубки, равно как ножи и тесаки, палки и трости. Есть стража и таможня. Развита торговля, есть мэрия, телевиденье (камера с ручкой а ля начало XX века) и журналистика, газеты.

Нет огнестрельного оружия, но есть аналоги архимдовско-греческих наработок – баллисты стреляющие либо боласами, либо бутылками с флогистоном, легковоспламеняющейся жидкостью, аналог – Коктейль Молотова. Именно так боролись с наполненными водородом дирижаблями – флогистон взрывался и воспламенял баллон воздушного судна. На самом деле флогистон – это термин, обозначающий субстанцию огня, его метафизическую сущность и была давно опровергнута. Такие ошибочные теории и версии, например, существовали и во времена Артура Конан Дойля – вспомним его “Отравленный пояс”– якобы Земля пройдет через некий космический поток, умерщвляющий/усыпляющий все живое. Созвучно Планете налетевшей на Земную ось.

Вообще по намекам на Ильича, лагерей-бараков и общего духа тоталитарного коммунизма явно напоминают СССР, тем более что у них еще и комиссары были. А у Белой коалиции были Рейнджеры и шерифы… Н это точно союзники. Хотя судя из хроник, ни те, ни другие, не были тупыми болванчиками или убийцами, а были обычными людьми, по крайней мере, в обычных армиях – уставали, воевали, порой до последнего (северяне), на что-то надеялись…

Ещё отличный обыгрышь, это медиаторы – проводники магии и силы, красная пятиконечная звезда, бывшая в ходу у Командиров Севера (да, и Война Севера с Югом Америки тоже на уме) и шестиконечная у Южан. Оба они позволяли манипулировать магией, метать молнии и фаерболлы. Красная октябрятская звездочка против звезды шерифа (или Звезды Давида как каббалистического символа) ?! Дико, но и неожиданно-прикольно!

Кроме того были всякие пехотные палки-убивалки. Например, молот усиливающий удар десятикратно. В джунглях растут разные породы деревьев, из которых делают оружие. Например знакомый нам стоерос, и роммель, по описанию – железное дерево. Не было гранат, но был их магический эквивалент – стеклянные шарики с заклинаниями. Уникальный зонтик добытый Подметалой – тоже своего рода бормотологическое оружие, ну или скорее инструмент.

По ходу повествования нам дают заглянуть в те бурные времена, ненадолго – и обрывают на самом интересном месте. Это делается через старые хроники, и как правило, они повествуют о прошлом личностей, либо косвенно либо напрямую говоря о них, которые и сейчас еще живы. Эти эпизоды написаны захватывающе и когда они кончаются, хочется еще… Может быть стоило выпустить еще одну, четвертую книгу, про прошлое Бэбилона?!

А уж обезьянские пираты это нечто – отчаянные, наглые и хваткие ребята с просто душой, летают на дирижабле, грабя воздушные суда, и даже иногда делая вылазки в деревни или даже в самый Бэбилон. Вместо “Веселого Роджера” котируют свой флаг – простой и вульгарный мужской половой орган на черном фоне. А секретное орудие – фекальный обстрел (обыграна привычка кидаться фекалиями у обезьян) – хорошо дезориентирует, особенно когда на группу недругов попадет под поток содержимого корабельных гальюнов, с зависшего над ними дирижабля … Пираты дирижабля Тяжелой думы, что командует капитан Фракомрасс, имеют свое пиратское логово, наподобие Тортуги.

Всё это по отдельности воспринимается как дикое попурри-бред, но в целом создает довольно неплохую картину мира, созданию из знакомых элементов, однако гармонично выглядящую почти живую, реальную и забавную. Это даже не заимствование, а стёб, обыгрыш, взгляд на знакомом в новом свете.

Итог.

Много бы еще мог пересказывать, но лучше прочитайте сами, очень много приколов и информации, равно как и сочных и живых персонажей. Короче читайте, не пожалеете, я думаю что написав книги автор и сам перечитал их не единожды. У меня есть такая привычка, держать книги, которые в любой момент можно их перечитать. Черт возьми, я их наизусть знаю, но все же – каждый раз перечитываю, как в первый раз. Надеюсь, что и для вас это будет любимый цикл из разряда поучительных и веселых приключений.
Очень стильной цикл, продуманный, детальный, про жизнь и удивительные приключения Каюкера и Ухайдакера, да и вообще про нескучный мир, где сила соседствует с магией, дружба с враждой, а смерть с надеждой…

Добавить комментарий