Многое решает обложка, она должна дать первый посыл читателю, заинтриговать, запасть в душу. И нередко случались примеры, когда ужасная, совсем неподходящая обложка портит и отваживает от достойной книги. Мне лично попалась в подземном переходе первая моя книга Лавкрафта: на обложке, которой бежали какие-то инопланетяне, а на заднике (вот каламбур) какая-то голозадая девица, зато в кожанке и динозавр (не иначе как творчество Валеджио). Мда, это как к «Войне и миру» прилепить на обложку кадр из “Терминатора: Восстание машин”. Короче, уж лучше пусть будет нейтральная синяя, зеленая, красная, черная обложка, чем такое несоответствие содержимому. В 90-х многие книги зарубежных авторов как раз и печатались наобум, как например Пол Андерсон. Иногда лепилась картина вообще из Фентези. Так же печатали и Стивена Кинга — хоп, на обложку аллегорическую картинку из художников-ужасистов и готово!
Стивен Кинг, кстати, тоже отметился по этой теме – овирусе, в двухкнижии “Противостояние”. Еще близко к теме: двух-страничный рассказ Роберта Шекли “Чумной Район” и начало “Чумной звезды “Джорджа Мартина. Также “Записки промышленного шпиона” Геннадия Прашкевича, в частотности “Человек из морга” – бедный подводный “Ктулху”(глоубстер) оказался виноват в эпидемии, хотя истинные причины всего этого, как всегда в людях…
Но это к слову, я уверен, что как в подборе музыки (вербально) и изображения (визуально), к произведению — игре, фильму, так и к тексту книги, стихам, важно как никогда выбрать правильное, соответствующее содержанию произведение. Это если к комедии приписать мрачную готическую музыку, или к грустной, серьезной книжке пририсовать каких-нибудь клоунов. Возникнет когнитивный диссонанс, не к ночи будет помянут (+_+). Хотя порой издатель\автор иногда и добивается такого эффекта, но это бывает оправдано редко.
А вот если подобрана индивидуальная, очень близко отражающая контекст книги иллюстрация — это не просто здорово, это правильно. Как правило, сам автор договаривается с художником, что будет изображено на обложке, и чаще всего, художник знакомится с текстом, или хотя бы с синапсом книги. Обычно художник делает несколько набросков и вариантов, а автор выбирает наиболее подходящую тему. Иногда они оба спорят и выбирают окончательный вариант, затем обложка утверждается и далее печатается. Все, теперь у книги своя жизнь, свое уникальное содержимое и свое неповторимое лицо-обложка. Все это очень важно.
Порой содержимое обложки через некоторое время меняется – если например, на нем изображены запатентованные герои\существа другой вселенной: как пример можно привести Числа В.Пелевина, где упоминались покемоны, и на обложке были тоже они – они подразумевались, но напрямую о них речи не было. Но со временем обложку пришлось сменить на нейтральную. Авторские права! Или изображение обложки неприемлемо для морального ценза, цензуры, да мало чего еще!
Вернемся к книге. Именно обложка книги Орикс и Коростель была выбрана удачно — она буквально бьет по глазам, стучится в душу. Правильная иллюстрация, девочка с зелеными глазами — зеленые глаза это особый пунктик в книге, такими обладали как раз Дети Коростеля. Безрукость скорее как аллегория на будущие крылья, хотя именно Коростель был мужчиной, а Орикс женщиной — хотя Джимми приписал ей как раз опеку над птицами. Синий цветок тоже важен — именно синий цвет Коростель выбрал как отличительный знак для своих творений, играющий своеобразный сигнальный показатель.
А дело было так — впервые я наткнулся на упоминание об этой книге в разделе Новые книги в журнале «Мире Фантастики». Идет перечисление новых вышедших книг, крайне мелкое изображение книги и краткое описание. Все, лаконично и компактно. Эта книга не из тех, что будет красоваться, как афиша, во всю ширь на одной из страниц журнала. Можно сказать, эта книга не для всех, хотя многим она придется по душе. Вроде бы середнячек, странна книжка от автора двух-трех (а порой и одной книги).
Я мельком глядел, чего нового вышло из книг, и тут меня зацепила обложка. Прочитал название, аннотацию — техногенная катастрофа, дети Коростеля, Орикс и Коростель — лаконично и непонятно. Запомнил название — оно больше бы подошло сборнику стихов, чем книге, тем более что автор — женщина. Забегая вперед скажу, что эта канадская писательница-автор книги действительно разбавила своими «Стихами Вертоградарей» текст второй книги, так что в чем-то я оказался пророком. Но обо всем по порядку.
Решил почитать, по краткой аннотации понял, что книга постапокалипсис, все вроде бы знакомо, как-нибудь почитаю. Я говорил — об этой книге сказано было мало, она скромная и не кричащая. Вот и я до нее добрался года через три-четыре. Прочитал я ее уже в электронном варианте, когда у меня появляться более практичный PocketBook. Я начал искать книги, которое еще не читал — прошерстил сайты, журналы. И добрался-таки до позабытой было книги Орикс и Коростель. Начал читать — нехотя, с ленцой. И вчитался, чем больше читал, тем больше проникался — сильная вещь, порой циничная, жесткая и правдивая. В чем-то гениально, но некоторым стиль повествования может не понравиться — начинается с конца, когда все уже произошло и медленно и неспешно возглашается к началу, к детству головного героя тогда еще Джимми. И так всю книгу — воспоминая, настоящее, порой воспоминания перемежаются более поздним событиями. Выглядит это крайне интригующе, хотя и оставляет некий хаос в повествовании. Но вся гениальность в этом и заключена.
Самое интересное, что книга главным образом повествует о раздолбае Джимми, далее взявшим имя Снежный человек — как насмешка о редкости и единственности того в раннем старом мире. Ныне и сам Джимми, как он думает, единственный председатель человека на земле. Когда-то был Снежный человек, теперь просто Человек. Рядом живут Дети Коростеля, но о них мы узнаем почти в конце книги. О многом можно догадаться загодя, предугадать (вас озаряет, и вы щелкаете пальцами) — но это своеобразный ход автора. Мы любим догадываться, предвосхищать события — Маргарет Этвуд это нам позволила не один раз.
Где-то серьезно и печально, где то крайне цинично, автор показывает нам мир будущего и нашего настоящего. Прошлое — наш сегодняшний мир, очень узнаваем. По сути, хотя заявленное время недалекое будущее — двадцать первый век, который уже тогда наступил, это ничего не меняет. Те же страстишки, власти, СМИ, Корпорации, обучение, работа. Разве что медицина и фармакология сильно продвинулись позволяя создавать сплайсы, все новые и новые препараты и новейшие формы жизни… Далее многое можно предугадать, однако сюжет от этого только становится интереснее. Например, на ум приходит корпорация Амбрелла или нечто подобное…
Начнем с того, что мы знакомимся с главным героем — он сейчас представляет нечто вроде вынужденного Робинзона — можно сказать, последний из Могикан. Хотя кроме него есть еще и другие, но все дело в том, что он сейчас находится на Руинах цивилизации, а те, кто пришли после, застали только новый мир без людей, но не старый, когда мир принадлежал виду Homo sapiens.
Джимми же и застал Потоп, и был у истоков Начала конца. Многое сначала непонятно, хотя многое можно угадать. Но автор умело ведет повествование — интригует, постепенно раскрывает картину, переходя от воспоминаний как-мы-к-этому-пришли, и изредка возвращаясь к нынешнему быту нашего Робинзона.
Этвуд умело забрасывает удочку с наживкой и подсекает. Беззаботное, почти-нормальное детство, странный гениальный друг и девочка… у которой странная, печальная и необычная судьба. Им всем еще предстоит найти друг друга найти.
Только привыкаешь к светлому, хотя и несколько унифицированному и законсервированному будущему, как начинают выплывать подводные рифы. Это и жестковатый контроль, власть Корпораций, сверхразвитость навязчивых лабораторных игр с природой. Всплывают обычные вещи и в наши дни — интернет, травка, склоки родителей, изощренность и меркантильность работы, снаффы, порносайты, эксперименты с природой и сущностью человека и окружающего мира — все это цинично нам напоминает о тех грехах человечества, которые со временем накапливаются и действительно становится понятно, что этот мир уже ожидает Великое Судилище — он шатается, человечество все сильнее раскачивает лодку, чаша весов колеблется. Обойдется или нет? Время покажет.
Автор нам намекает; появление разработок – скуноты, свиноиды, волкопсы, пухлокуры в начале повествования, проходит немного времени – и вот уже скуноты заняли место домашних животных, а пухлокуры повсеместно продаются как курятина. С тех пор я с другом, изделия KFC, иначе как пухлокурами и не называем – черт знает из его они сделаны, и как геномодифицированны… (+_+).
У нас есть ключи – предпосылки к началу катастрофы, которые потом о себе напомнят. Мы можем во время чтения уподобиться простоватому Джимми, который видит посыл – но не понимает их, и во что они потом выльются. Порой идут прямые цитаты, а ближе к концу они подтверждаются:
“Поначалу скуноты были баловством, их в свободное время выводили какие-то подающие надежды сотрудники из биологической лаборатории «ОрганИнк». В те дни все дурачились: так забавно создавать новых животных, говорили эти ребята, богом себя чувствуешь.”
“Отчего ему кажется, что человечество перешло какую-то черту, нарушило границы? Слишком много — это сколько? Слишком далеко — это где?”
“Коростель говорил, что это талант – понимать, когда с тебя хватит.”
“Мировой судья, в прямом смысле слова, думал Джимми, но кто дал ему право судить?”
Коростель — прозвище, кличка друга детства, хотя он всего лишь Гленн. Оба они взрослеют, учатся сначала в школе, потом в разных училищах. И если Коростель гениален, местами интересен, порой несколько даже пугающ и скучен, то автор намеренно ведет повествование от главного нашего персонажа. Наверное, сильная сторона этого персонажа в том, что мы видим его со стороны, и нам непонятны его мысли, желания и мотивация. Намеки видит Джимми, но не придает им значения.
Это Джимми, человек постоянно что-то передразнивающий, несколько замутненный по началу, но приземленный и скрывающий за маской фиглярства свое не то чтобы плохое, но какое-то странное детство. И со временем этот человек казалось бы, не взрослеет — так же ведет себя как ребенок, о чем ему часто напоминают, в частности подруги и любовницы.
Редкие и поэтому крайне придающие остроту ругательства (на 800 страниц, где-то 5 крепких ругательств — переводчик правильно дословно перевел, максимально, как есть, не смягчая, передав накал момента). Циничное знакомство с девочкой, которая так поразила обоих товарищей — по интернету, на сайте с определенным содержимым. Это как встретить ангела в борделе — все такого же невинного и всепрощающего.
Орикс является связующим звеном между Коростелем — витающим в облаках своеобразным, но уже циничным гением, и приземленным ребячащийся, простоватым Джимми и появляется в книге сравнительно редко, но метко. Орикс, тем более что она азиатка, вдвойне загадочна и непредсказуема, Так до конца и непонятно, кого она поддерживает, что ей не нравится, что вообще в голове этой женщины. Противоречива и загадочна, неординарна –это как минимум. Вполне человеческая женщина, но некое божественно-небесное спокойствие, сострадание и всепрощение, даже после того что с ней происходило.
Так вот, главный герой Джимми, а Орикс и Коростель появляются в его судьбе не так часто, они словно бы вертятся вокруг его орбиты, но имеют для него самое важное значение. По сути это своеобразный (и неподтвержденный вроде бы) любовный треугольник — Коростель как мог, скрывал свои дела и планы от других.
Каково, а? Книга Орикс и Коростель — но книга о человеке, который их объединяет, и который вообще не упомянут в названии книги!? Тоже интересный ход. Мы видим этих близких ему людей его глазами — глазами непутевого человека, фигляра, попутанного. Он мечется по жизни, его озадачивает Гленн-Коростель, удивляет и поражает историей свей жизни найденная Орикс — а настоящего имени её мы так и не узнаем. Выглядит она как выходец из Азии — азиатка, возможно, вьетнамка или тайка, с раскосыми глазами и смуглой кожей — рассудительная, по восточно-буддийски мудрая. Загадочная и непонятная женщина, стоящая между Джимми и Гленном. По сути, она не делает выбора в чью-либо сторону, одаривая обоих своим присутствием и вниманием. Очень странные отношения всех троих между собой— и неожиданная развязка. Коростель по всем параметрам гениален и умен настолько, чтобы предвидеться большинство последствий своей работы, даже свой уход он вроде бы спланировал верно, как и Орикс, он — человек-загадка. И многое остается тайной. Коростель задумал нечто гениальное и пошел по двум путям сразу — покончить со старым и породить новое. Вы уже догадываетесь? Дети Коростеля.
Гленн предусмотрел практически все для своих детей: автономность, вегетарианство (и возможность повторно использовать переработанную пищу – что возмутило Джимми), особенности размножения, цвет кожи (совершенно разнообразный – от темного до зеленоватого), неагрессивность (что вылилось потом очень осторожное и слабое сопротивление диким животным), отсутствие многих социальных “недостатков” и то ли не удержался от тщеславия, то ли на правах создателя, наделил всех своих Детей Коростеля чертой, присущей ему самому – зеленые глаза…
Но весь трагизм бьет по нам в конце, вроде бы все уже наперед знаем, что будет дальше, но только не знаем как. Ан нет, эффект еще сильнее, когда узнаешь. Происходит двойное осознание — мозаика складывается в витраж, пронзительный и режущий глаза; и от этого чувствуем всю тоску и безысходность ситуации, и соглашаемся, что все к этому шло. И тем не менее, новая надежда есть даже для одинокого Снежного человека.
Книга довольно длинна, но почти нигде не провисает — наоборот, в последних 200 страницах происходит много чего, пружина сюжета распрямляется и летит по направлению к развязке — и тут я бы ожидал еще немного разъяснений. Но автор наоборот жестко забивает гвозди, не рассусоливает, последними мазками довершает картину. Самые моменты драмы бьют по сознанию, последние 30 страниц подводят итог и наступает время осознания ошибок и новых возможностей, и по сути эпилог.
По-моему, очень сильная книга, странная по многим параметрам — сокровенно-циничная и грустно-возвышенная, пошловатая и невинная, с явной экологической и этической философией. Книга явно взрослая, но что-то в ней есть и для молодых людей — взросление, понимание места жизни. При всем нередком цинизме автор умело обходит скользкие темы, легко их касаясь и не зацикливается на подробностях. И если Коростель несколько отдален от нас, то простяга Джимми, с его самокопаниями, нам становится очень понятен и близок. Да и мир, рисуемый автором, тоже приобретает знакомые черты и детали.
И еще — всё это писала женщина, тем более что с феминистическими взглядами: автор словно бы говорит через немногословную мудрую Орикс, а главные вершители судеб это мужчины – хотя именно она несет свет учения, направляет и мирит, успокаивает и утешает. Немаловажная роль. И еще деталь,— снимаю шляпу перед Маргарет Этвуд — порой житейская философия перемежается неплохими психологическими этюдами и самое поразительное — сносными, доходчиво растолкованными научными терминами; многие теории возникновения и выведения новый породы интуитивно понятны, хотя мелькает масса научных терминов (трансорганоид, сплайс). Автор основательно подошла к своему творению, подняла словари и перечитала много всего.
Такое мы уже видели: постапокалипсис, апокалипсис, «Орикс и Коростель» напоминает частично пандемией «Противостояние» Стивена Кинга и аниме «Подлодка №6» — закат человечества, гениальный создатель новой расы — и его надежду в то, что уж его народ не повторит ошибки предыдущих обитателей Земли — людей. Но признаки все равно есть — похоже, все идет по замкнутому кругу, а в корне новой расы все равно заложена возможность искушения, греха — нет в мире совершенства, ибо создавший новый вид и сам является человеком с недостатками, так нежели он создаст лучше себя и бога? Есть лишь вечная надежда на лучшее, на лучшую долю, на другой исход. Вполне возможно, что нас тоже кто-то создал, сгинув и уступив нам место.
По сути Гленн вывел новую расу с друидическими корнями, вегетарианцев, полу-людей полу-растений, лишил их религии и предрассудков (но оставил человеческую полу-основу и мышление, так что скорее всего все пойдет по старому образцу), разработал, как ему показалось, совершенную для них систему размножения и питания, существования; возникали все же, как выяснилось в дальнейшем, трудности с обороной от диких зверей, в виду не агрессивности Детей Коростеля.
И конечно же в конце открытый финал: Джимми на грани выбора своей судьбы — такой же, что и висел над человечеством в начале книги — окончательно ли он рухнет, или взлетит ввысь над пропастью, быть или не быть, есть ли еще надежда? Пан или пропал — так некогда сказал Коростель.
У меня на этот счет сложилась определённая картина — представьте себе витраж, или мозаику. И вот автор, Маргарет Этвуд своими руками начинает складывать картину повествования — один элемент за другим, каждый кирпичик мозаики ложится в нужное место — но вразнобой, как удобнее выкладывать, не по порядку. Вот одна часть, последствия, вот фрагмент воспоминаний, вот еще кадр из жизни.
Постепенно, одни элементы и фрагменты дополняются, совмещаются. И под конец книги — о чудо, многое объясняется просто и логично, картина почти завершена. Гениально, автор, но многое тут зависит и от читателя — нужно пару раз припомнить события, перечитать, сопоставить. Необычный подход, книжка в чем-то уникальна к подходу повествования сюжета. Но я бы сказал, что некоторое фрагменты все же отставить в тени — и верно, автор дополнила книжку продолжением, но о них позже.
Со временем, совсем недавно, появились и иллюстрации к книге. Орикс изобразили загадочной и закономерно с лицом скрытым тенью — действительно, точного ее описания у нас нет, а вот Коростель изображен по хулигански традиционно в черном, он словно бы показывает всему миру свое отношение.
Орикс Бейза — восточноафриканская разновидность этой антилопы, и художник изобразил на заднем плане дверь ее кабинета и собственно ее позывной псевдоним, под которым ее знали. Ну и Джимми Снежный человек – эту иллюстрацию можно влепить в начало, где он на берегу — очень атмосферно, закат цивилизации и последний ее представитель, невольный Робинзон на планете Земля…
Лично мне, кроме родной обложки, понравилась еще одна, а вот остальные немного не в тему. Два героя книги, у Джимми — скунот, у Рен — зеленый кролик; очень трогательно и удачно, я бы поместил ее в начале книги, в главе когда начинается детство Джимми. Вот она:
На удивление пронзительная, интересная и необычная книга, как-то случайно (рандомно) получившаяся такой сильной и эмоциональной, поучительной и серьезной. Я проучил гораздо больше ,чем ждал от неброской книги, затерявшейся среди шедевров и блокбастеров именитых авторов. Теперь Орикс и коростель одна из моих любимых книг. Возможно, не всем она зайдет как мне, но прочитать ее все же стоит. По ощущениям книга вроде бы заканчивается на самом интересном месте – есть недосказанности, но одновременно есть чувство, что на этом можно им закончить.
Итак, крайне сильная книжка, с научным подходом, этическими, философскими и экологически-генетическими теориями и темами. Сильна она и в плане психологии, хотя характеры Орикс и Коростеля так и остаются в тени, зато Джимми мы узнаем почти всего. И узнаваемый мир — так, что самим становится стыдно. Очередное напоминание о хрупкости мира, о балансе и его обитателях — ведь кроме человека есть и другие виды, меньшие братья. Сегодня истребим их, а после погибнем сами. Мир показан так, что стараниями людей он перешел границу, когда кончается человек и начинается бог — человек стал творить ради своих целей и прихотей, и далеко зашел за черту. И не остался безнаказанным. Свершился Потоп, как когда-то давно, но теперь уже Безводный.
Глава ” Воздушный шлюз” сильно напомнила мне то, что сейчас происходит – карта мира в красных пятнах заражения. Отрывок тот я когда-нибудь запишу-начитаю на аудио, настолько он пронзителен.
Одна из моих любимых книг, написанная женщиной и для женщин, та самая, которую нужно читать сидя на берегу океана.