У Говарда Лавкрафта есть куча маленьких произведений, новелл, да и то, после его кончины в довольно молодом возрасте, за него многое дописал и дополнил его друг (подобно Байрону и Полидори). Есть, конечно же, Зов Ктулхту, но среди его произведений есть самобытное и фундаментальное. Очень аутентичное произведение, довольно объемное – для автора коротких новелл. Это Случай (или История) Чарльза Десктера Варда.
Этот мистическая повесть с элементами детектива и ужасов, очень повлияла на писателей современности, не говоря уже о введенном Говардом Культом Ктулху. В частности, в проведении Брайна Ламли (четвертый том истории о Некроскопе), позаимствована у Лавкрафта схема воскрешения великих людей из праха. Еще вспоминается рассказ «Герберт Уэст — Воскреситель мертвых», по которому сняли фильм ужасов Реаниматор (по крайней мере, первая часть, почти дословная экранизация). Но вернемся к нашему рассказу о Чарльзе Декстере Варде.
Само построения имени и фамилии главного героя (хотя большую часть рассказанного берет на себя еще один персонаж, без которого всего написанного не было бы) дает нам понять, что перед нами предстает исследователь от науки (Чарльз, почти Дарвин), которому интересно прошлое и связь его с настоящим, значение фамилии Декстер — маленький, безобидный, веселый, а Вард значит хранитель, оберег, знак защиты. Таким образом, перед нами исследователь, пользующийся научными методами обработки информации, молодой и безобидный человек, хранитель знаний. Так и есть, все это легко находится в книге. Мотивы юного исследователя благородны — узнать о своем, почти мифическом, предке как можно больше, тем более, выясняется, что судя по найденному портрету, предок его имеют с ним самим почти дьявольское сходство .
Не буду раскрывать интригу, скажу только, что произвола мистическая связь между Вардом и его предком, таинственным и знаменитым чернокнижником и алхимиком Джозефом Карвеном. Найдя его потрет, Вард загорается узнать о жизни так похожего на него предка и начинает свои изыскания. Потом он находит способ даже поговорить с Карвеном лично, но для этого необходимы методы алхимии того времени… Что из этого получилось, лучше читать самим. Очень интересная книга, начиная от рассказа о родном Провиденсе, его быте и собственно, медленного и неспешного срывания покровов с жизни и смерти Джозефа Карвена, который и является, по сути, главным действующим лицом повести.
Система воскрешения из праха великих людей с последующей добычи знаний для того времени было верхом гениальности. Поискал в архивах, нашел могилу, достал прах, например, Аристотеля или Архимеда, выкопал, воскресил с помощью специального заклинания, немного побеседовал, в случае необходимости, попытал жертву изысканий. И вот, вызванный поведает свои секреты, может указать местопребывание книги или клада. Потом развоплощение и хранение ценного ученого или политика в специальном кувшине с биркой, для дальнейшего использования. Вот таким способом колдуны собирали свою коллекцию как ученых, так и созданных монстров, а прахом активно обменивались — мол, я тебе Сократа, ты мне, например, Нострадамуса. И Джозеф Карвен был не единственным алхимиком, который этим занимался, просто попался вовремя на глаза добрым людям, хотя старался проводить свои изыскания в тени. И его личная трагедия оказалась в том, что его застали врасплох, и он погиб, по сути, не от руки нападавших, а по вине одной из сущностный, призванных в приступе отчаяния.
Порой читатель уже четко догадывается о происходящем, но другие персонажи по-книжному разыгрывают неведение в элементарных казалось бы вещах – старый прием, но он действует. Хочется крикнуть: да нет, на самом деле тут…!
Крайне увлекательный знаковый рассказ, на редкость детальный и масштабный, и как водится у Лавкрафта – про замкнутую жизнь маленького городка. Сам писатель прожил в такой местечке очень долго — это чувствуется во многих его рассказах; про замкнутость и затхлость таких мест, с естественных в таких случаях застое развития, кровосмешении и порождениями таких браков. Городок как микромир, со своими скелетами в шкафу, как добрыми, так и позорными. Дело Карвена — позор города, но и его тайная ликвидация, по сути, дело благородное, также пришлось похоронить во времени. И все же любопытный юноша на свою беду их раскопал.
И лечащий доктор семьи Вардов Вайлетт (Виллетт) ставит точку в затянувшейся драме, низвергая зло обратно в ничто. Очень печальная повесть, жалко даже неоднозначного мрачного Джозефа Карвена, несмотря на сомнительные методы, страстно стремившегося к величию, и, по сути, просто бывшего фанатичным исследователем Истин любой ценой. И чем больше он узнавал о тайнах Бездны, тем потом больше погружался в бездну отчаяния. Так что перед нами две трагедии — Чарльза Декстера Варда и его предка Джозефа Карвена, оба исследовали, стремились каждый к своей цели, но оба получили не то, чего хотели.
Мне это довольно большое и развернутое произведение Лавкрафта понравилось больше всего; обычно же он был “малоформатистом”, умудряясь впихнуть всю суть в маленький рассказ, не раскрыв лишнего, отчего потерялась бы интрига. Легкая недосказанность, обрыв на самом интересном месте вносили в Лавкрафтовские рассказы тот элемент мистики и непонятного, неизведанного. А тут так порадовал, много информации, исследований, переживаний, мистики и алхимии. Нас писатель считает умными, мы сразу догадываемся, что значат все эти странности, но туповатые и простые персонажи не могут сопоставить и поверить в мистическое-непонятное, что происходило с Декстером Вардом. И сторонний вроде бы персонаж, человек науки, увидев все своими глазами, не до конца еще понимая что увидел, делает правильные выводы и заканчивает дело. Это сильно.
И хотя судьба Чарльза Декстера Варда сложилась иначе, древнее зло тоже получило справедливое возмездие. Как и все произведения Лаврафта, этот рассказ полон печали, тайны, мистики и стремления постичь нечто неведомое. Но это одновременно и предостережение — в глубине веков предки зачастую делали такие вещи, что лучше не знать об их деяниях. Так что, перед тем как раскопать что-либо о своем прошлом, будьте готовы к последствиям, узнав правду, возможно, она вам не понравится.
Например, в фильме “Методе Съема Хитча” герой Уилла Смита пытаясь произвести впечатление на свою новую девушку, приводит ее в музей и с гордостью показывает фотографию ее дедушки – как он в числе прочих поселенцев сходит с парохода на землю Америки. Но эффект был прямо противоположным: вместо гордости за дедушку, женщина расплакалась – дедушка то был маньяк по прозвищу “Мясник”, и был позором семьи…
Вот так и получается – некогда живший, например, достойный джентльмен-предок, а если покопаться в истории – окажется что он был, мягко говоря, весьма неприятным типом. Хотя порой вероятно и обратное – того кого считали ренегатом, оказывался героем-мучеником.
Пожалуй, это самое любопытное, и на удивление для Лавкрафта большое произведение, мистическое, емкое и детальное – в дальнейшем его возьмут за эталон: например, в цикле “Некроскоп” Брайана Ламли, в одной из книг прямо позаимствован процесс оживления из праха. Ай-ай-ай..
Помните поучительную историю Чарльза Декстера Варда, попавшего в ловушку во времени, оставленную его предком Джозефом Карвеном.