По сути, это дебютный роман Оксаны Ветловской, кстати, из того же города что и я, хотя чуть меня помладше. Также она художник-иллюстратор и иллюстрации к своим книгам рисовала сама. Мне тоже не надо искать иллюстратора к своим рассказам – сам нарисую. Но то, что в авторше сосредоточено так много, это уже вызывает уважение. Люблю женин-писательниц, которые пишут вещи, которые не стыдно оценить и похвалить (Буджолд, Андрэ Нортон, Урсула Ле Гуин).
В этом содержится некая ирония — книга написана про нацистов, а номинирована книга на Национальную литературную премию… О как, неожиданно. Но в книге действительно показан один положительный ариец, на фоне которого остальные описаны крайне отрицательно, эффект “Обыкновенного фашизма”. Но все правильно, книга дает неоднозначный образ одухотворенного немца, который своими помыслами и действиями выделяется среди остальных соотечественников, погрязших в чиновничестве, жестокости, жажде власти. Изображен, правда, некий идеалист, человек в поисках истины, какой бы она не была, и человек этот с выдающимися экстрасенсорными способностями. Один талант пить, и не пьянеть (по самому утверждению героя романа, жуткое проклятье) чего стоит! (+_+)
Едва увидев в книжном магазине эту книжку на полке, сразу же ее купил – и не пожалел. Мало того, что герой слегка на меня похож, носит такие же очки (и плащ черный у меня есть), так и мировоззрение его сходно с моим: исследование неизведанного, противление насилию, осуждение варварства и жестокости людей, уверенных в своей правоте, что страна им это позволит и простит. Исследователь неизведанного и должен быть неким идеалистом, с богатой фантазией и не от мира сего. Альрих Штернберг именно такой.
Начинается роман с описания событий, которые раскроются немного позже. А главная интрига, что археологи находят некое сооружение, похожее на Стоунхендж. Об этом узнает Альрих Штернберг и после исследований понимает, что это так называемое Каменное зеркало — последняя надежда Германии. И предпринимает меры по её изучению и воссозданию на практике копии этого сооружения. Но все это гораздо сложнее, чем кажется. Далее идет жизнеописание Штернберга, его родственных связей и деятельности организации, в которой он работает.
Итак, знакомитесь — потомок древнего рода Альрихов Штернберг (Солнечный камень). Мало того, что внешний вид его выделяет среди остальных — высокий рост, разного цвета глаза, косоватость, он обладает слабым зрением, носит очки, да еще предпочитает густую шевелюру — так еще и читает мысли, может работать с потусторонней материей, владеет тайной рун, как никто другой. К слову сказать, в его роду издавна попадалось нечто такое, что трудно описать. И неудивительно, что работает он в аппарате СС, а вернее, в пресловутом Аненербе.
Ну а далее, разворачивается главная интрига: поиск применения Каменного зеркала, которое он находит, причем Альрих экспериментирует в основном для себя, но в будущем предполагает спасти свою Германию от поражения, только защитить, не более. Лидеры и прочие руководители в его планах не учитываются, ибо мелочны и недостойны – и только великая Германия достойна спасения. Есть у него и соперник – более старый, циничный и матерый почти-некромант Мёльдерс. Вот он-то являет собой все штампы Аненербе: мизантроп, жестокий и беспринципный циник и некромант, чёрный маг в форме.
Даже следует любовная линия (не с Мёльдерсом (+_+), а с новообращенной воспитанницей Даной), перипетии сюжета и исследования.
Местами довольно жесткая книга для женщины-писательницы. И ей явно помогли с подбором материла, кое-что подсказали — уж очень хорошо расписаны некоторые моменты, чувствуется глубокое знание предмета, по крайней мере в сфере Германского оккультизма.
Наверное, многие ждали толковой книги про деятельность Аненербе – интересном явлении в истории Германии (вспомним соперников Индианы Джонса). Мистическая оккультная служба, загадки и тайны. И как была написана книга, по другому никак. Ну не писать же в очередной раз, про русских разведчиков, солдат, или еще кого, против которых действует Аненербе и проигрывает им. Вспомните, например, “Последний отряд”, хрестоматийный пример. Хотя да, Аненербе — враг интересный, пальчики оближешь.
Нет, в этой книге взгляд на эту организацию должен быть изнутри. И представитель оной должен вызывать сочувствие и понимание. Автор книги справилась с этим отлично. На фоне деятельного идеалиста и просто очень молодого честолюбивого немца, другие на его фоне смотреться тускло и отрицательно, а многие вызывают осуждение своими действиями или бездействием. И это правильно, Альрих часто сталкивается с равнодушием, жестокостью или глупостью лучших представителей Рейха. При том, что Альрих и сам цвет нации, СС-овец, правда, по параметрам несколько не проходящий физический ценз, уж больно он аномален во всех смыслах. Но эта анормальность, по крайней мере, по части развитой ментальности, и держит его на плаву.
В качестве критики можно привести пару примеров. Они чисто стилистические. Во-первых велеречивость автора, очень большие предложения, иногда много поэтических сравнений, текст надо бы немного почистить. Сам не могу иногда удержаться от объемных предложений, так что простить такое можно, не всегда же можно лаконично разбивать на короткие предложения. Но все же порой много лишнего. спишем на дебютность книги.
Второе замечание касается главного героя. Он живой, но противоречивый персонаж. Альрих раним, деятелен и излишне гуманен, иногда чересчур. И при этом он очень силен ментально, его потенциал позволяет ему стать практически всемогущим. Спишем это на его становление, Имперский маг юн и еще не развернулся в полную силу, но все же, иногда его сила позволяет ему творить многое из того, что простым людям недоступно, а он топчется на месте, размышляет, рефлексирует.
Очень хороший ход — показать отношение витающего в облаках немецкого офицера к делу Рейха. При сильном желании помочь, не сколько Рейху, сколько родной Германии в целом, Альрих сталкивается с реалиями и они его сбивают с толку. Он идеалист, и видеть, что творят его соотечественники, и сталкиваться с тупостью и жестокостью – его это тормозит и шокирует. Да и от него требуют соответствующего поведения и соблюдения “линии партии”. С одной стороны, Штернбергу нужна поддержка госаппарата, но с другой стороны, из-под палки он работает неохотно, да к тому же, часто цели его идут вразрез с его начальством.
Все правильно, но вот только пребывание с инспекцией в концлагере переиграно. Таких экспериментов никто не санкционировал, обычно немцев испытывали самые необходимые исследования на четко выбранной контрольной группе, а не на замученных кацетниках. Исследования скрупулезнейше записывались, чтобы в дальнейшем их использовать на благо самой нации. Это было бы смешно, если бы не было так печально: эксперименты с заключенными по части предела болевого порога и заморозки, дали в дальнейшем врачам всего мира наработки, в результате которых появилась, например, гибернация да и прочие медицинские открытия. Зло, в какой-то мере потом обратилось благом… НУ хоть что-то было полезным в этом страшном кошмаре.
И тем более такие эксперименты, которые в книге описаны, бессмысленны и невозможны в плане поддержания дисциплины. В концлагерях следили, чтобы шла одобренная партией система, и вольное обращение с дисциплиной лагеря, какие-то подпольные исследования с сомнительными результатами, а тем более гарем, боком бы обошлись коменданту лагеря. В чем, а в дисциплине (Ordnung) немцы толк знали. Собственно, в книге показаны гипертрофированные фашисты – это как изображаемый Доктор Зло в боевиках: аляповатый, нарочито злой злодей, с гротескными чертами и абсурдными замашками. Ну если у нас ГГ почти супер-герой, то и злодеи должны быть шаблонными, и не уступать ему по части пафоса и наигранности.
Некогда и Советский Союз изображали так же нарочито грубо: злой Рюсский, с Калашом и шашкой, обязательно НКВД-шник и КГБ-шник в одном лице, да еще азиат и кОзак в придачу. Так что в книге достаточно много опереточных и приукрашенных моментов. Но для женщины получилось довольно жесткое повествование книги, нечто было местами у Макмастер Буджолд в её “Барраяре”. Все, что касается Оккультизма — всё на местах, как быт и нравы — так повествование выдаёт такие перлы! И любовная линия все тянется и тянется, хотя с другой стороны, это опять-таки играет на показание Альриха, как чувствующего человека. Но глупо было бы бы ждать от книги излишней серьезности (но попытки создания драмы довольно успешны): постепенно фанфик любовь-мокровь перетягивает тему оккультизма и идет с ним вровень.
Никогда не любивший Штернберг опекает подопечную Дану, к тому же привязывая к себе, делая её своей ученицей. Если включить голову, то он сам куёт против себя оружие: бывший враг, но что более опасное – она становиться ему дорога, а это значит, что тот же Мёльдерс захватив Дану, может диктовать Альриху условия. Также Аненербе могут поставить ему в вину торможение результатов – из-за амуров с заключенной. Много всего, но авторша не особо задумывалась об этом. Мы словно видим всё через призму взгляда Альриха; затуманенного и по молодости ещё не способного просчитывать будущее логически, а не оккультно, как он привык делать.
Иногда объемные описания радуют, иногда выглядят лишними. Но всё же неплохо, несмотря на то, что на некоторых страницах ошибок и несообразностей очень много, когда как на других написано просто гениально.
Иногда думается,что конец немного предсказуем, ведь Германия проиграла, но наверно автор выпутается в этой ситуации. Скорее всего, Штернберг погибнет или просто сойдет со сцены, продолжая свои исследования втихую.
Но в целом неплохой цикл с особым свежим взглядом на деятельность и мотивы Анненербе и такого интересного персонажа как Альрих Штернберг, в частности. По меньшей мере он сразу запоминается читателю, уж очень яркий человек (простите за каламбур, с такой то фамилией, не может он быть неярким). Глянем что будет во второй книге.