Эра милосердия. (Роман) Братья Вайнеры. 1975.

Словно бы в насмешку над названием обложка такая. Или просто констатация – до этой пресловутой Эры ещё очень далеко…
Роман “Эра Милосердия” экранизирован в 1979 году на Одесской киностудии под названием “Место встречи изменить нельзя”, режиссёр – Станислав Говорухин. Можно сказать, по горячим следам – книга 1975, а фильм -1979. Книгу же, в отличие от проторенной дорожки – в виде публикаций в издательстве “Молодая гвардия”, впервые удалось напечатать в Воениздате (ну ещё ранее и в “Смене” – именно тогда книга обрела рабочий псевдоним: “Место встречи изменить нельзя”) – критики указывали на вопиющую тёмную сторону Силы отрицательность Жеглова.
Да, да, именно так называется оригинал, который написали братья Вайнеры. По сути это ирония, так как название проистекает из беседы Жеглова с соседом Шарапова по коммуналке Бомзе (в фильме его сыграл Зиновий Гердт). Он говорил, что сейчас, в послевоенное время, наступает смена времен и по одному календарю папуасов наступает Эра Милосердия, когда люди должны отбросить насилие и злобу. Это, скажем так, прямо противоположно индуистскому мнению, что начиная с высокодуховных времен мы докатились до Калиюги — эры войн и и падения нравов, но это так, к слову.
Так вот, Жеглов усмехнулся и спросил: что сейчас делать-то, сложить орудие, что ли, само все исправится?  Бомзе ответил, что мол, Эра только начинается и пройдет немало времени, пока вырастет новое поколение, без жестокости и жадности. Типа Светлое будущее. А Жеглов наложил на это свою резолюцию — пока она не наступила, он и другие законоборцы приложат все усилия, чтобы вывести преступный элемент, поддерживать правопорядок, а уж наступит ли Эра — это они потом увидим.
Жеглову, честно говоря, совсем немного не хватает до фанатичного НКВД-шника. Но и так сойдет. Он и так капитан милиции. В те времена как раз нужны были молодые, жесткие, деятельные и просто неприменимые борцы с преступность. Иногда даже чересчур — все перегибы с арестом и дознанием Груздева наглядно показывают это. Закон иногда жесток, порой к совсем непричастным людям, но лишь бы закон торжествовал. Можно сказать, что Жеглов дальний предок Судьи Дредда (+_+).
Когда снимали фильм, автор сказал режиссеру, что Жеглов – фигура деятельная, но отрицательная. Действительно, Жеглов уже натерпелся от уголовников, стал жестким и “глаз у него замылился”, он давит, садит невиновного растяпистого Груздева, не желает извиняться за свою ошибку – вполне возможно что ему не чужды муки совести, во всяком случае, неудобно получилось. Шарапов же – практически пацан, пусть и закаленный войной, молодой и доверчивый, и только через некоторое время поглядев на всяких там Бисяевых и Ручников, стал по его словам “срывать овечьи шкуры с волчищ.” Он – новая надежда сыска, который еще не придавлен усталостью и тяжестью работы старых сыскарей. Но когда снимали фильм, Высоцкий перетянул одеяло на себя, так сыграл, что даже “плохой”  Жеглов у него стал обаятельным человеком, пусть и не без недостатков.
Скажу сразу — книгу перенесли на экран с любовью, не стали сжимать до формата фильма, а сделали полноценный сериал. Пожертвовали парой эпизодов: например, с ранением жильца Фирсова – местным шпанюком, из обреза, также ёмким и очень знаковым обучением САМБО у инструктора Филимонова, который кидал через колено и Жеглова, и могучего Пасюка; или немного переделали встречу Шарапова и Фокса — никакого Фокса в оригинале Шарапов в глаза не видел, а опознавал его в ресторане «Савой» дежурный  Соловьев (его взял с собой Жеглов и сидел для контроля рядом с ним) – Фокс увидел его, Сольвьева перекошенное страхом и ненавистью лицо – и начал отступление, а Шарапов же постарался его “принять”, ибо стоял к нему спиной и не слишком выделялся (но Фокс уже насторожился, взвинтился – и просчитал его, Шарапова, у стойки).
Самое несуразное в том, что провернув в фильме финт первого знакомства Шарапов-Фокс, режиссер выставил Шарапова в невыгодном свете, попросту как лопоухого пацана: идёт стрельба, шухер, ловят банду – а он заболтался с неизвестно откуда вынырнувшим офицером (конечно, стоит учесть, что вероятно сыграла воинская солидарность к коллеге-военному, к тому же орденоносцу), однако Шарапов военный, и даже первогодка бы знал – поставили на ̶с̶т̶р̶ё̶м̶е̶ пост – стой, не убегай, не слушай посторонних – тут даже оперативником быть не надо – при такой ситуации нужно было незнакомца задержать, мало ли он из бандитов (что так и оказалось). К тому же Фокс решился уже убить Шарапова – но передумал, вероятно посчитав, что и так хватит приключений на ночь – а на шум сбегутся коллеги молодца, побежавшего за подмогой. В общем, изменили эпизод из книги – и от этого стало как-то совсем непродуманно.
И самое печальное — убрали целую серию (которая была начальной и была по сути прологом) когда лейтенант Шарапов и рядовые Коробков и Левченко переплывают Вислу и берут языка-немца, а потом при обратной дороге их накрывает минометами и Левченко ранят, но его спасает, вылавливая из реки Коробков. Короче в начале хотели показать героическое прошлое Шарапова, его деятельность в разведке и что он получил награду за ранения не просто так – а одно из которых было получено именно при прикрытии товарищей.
И поэтому в фильме об этом только упоминается. И что самое важное — в книге-оригинале немного другой финал (читайте сами) — и все же в сериале как-то лучше сделали, а в книге суровая правда — между милицией и бандитами идет война, и потери идут с обеих сторон.
Режиссеры хотели всё передать как в оригинале, но им дали добро только на хеппи энд – ну и по мелочи указали, что вырезать и поправить.
Милиционер-постовой сбитый Студебекером, оперативник Вася Векшин, бандитский водитель Есин – который ранее и прирезал того же Векшина, Левченко и еще кое-кто очень важный… Вот почему Шарапов вопреки всему все же взял подкидыша.
А так книгу в сериале передали слово в слово — и да, еще и обогатили игрой актеров. И без того неплохая книга, известная, но не легендарная, в форме сериала стала просто “Наше Все”. Не зря старались.
Иллюстрация И. Бабеля, он сам – и Гриша 6 на 9. Может, его и имели в виду?

Это скорее относится к фильму, однако это любопытно: фотограф Гриша 6 на 9 мне показался нарочито похожим внешне, на такого деятеля-журналиста (а также прозаика, военного корреспондента, драматурга и редактора) как Исаак Эммануилович Бабель (Исаак Маньевич Бобель). Впрочем, актёр, играющий эту роль сам по себе такой внешне – однако, поставили же его на эту роль для чего-то.

Кроме всего прочего, обычно в карикатурах и иллюстрациях Бабеля часто изображали в тюбетейке\ермолке – по летней поре, хотя чаще тот ходил в кЭпке. Бабеля “шлёпнули” в 40-ом (а действия фильма происходили в послевоенные годы), и долго это скрывали – ещё на заре карьеры он писал то, что видел (военные действия, гражданская война, коллективизация), то и дело игнорируя нотации руководства; под конец о нём вспомнили, и решили “убрать” – слишком много болтал-писал – правды или нет, много лишнего в любом случае – главное, он мешал властям. Честно сказать, Бабель был довольно прямолинейным всегда; написал как-то про С. Будённого и его бригаду – и тому не понравилось: ̶с̶о̶в̶с̶е̶м̶ ̶н̶е̶ ̶п̶о̶д̶в̶и̶г̶и̶ ̶Ч̶е̶п̶а̶е̶в̶а̶ ̶п̶о̶л̶у̶ч̶и̶л̶и̶с̶ь̶ ̶н̶а̶ ̶б̶у̶м̶а̶г̶е̶.̶ Всё у него было нарочито резко и в лоб – правду-матку писал, в общем.

Так или иначе, Гриша-фотограф либо случайно, либо намеренно, как бы напоминает этого человека, Бабеля – и тот в фильме также болтает много, рассказывая всякие байки и занятные случаи, а также обладает широким лбом, залысинами, лопоух и бесхитростен – и носит очки.

И тем более следует обратится к истокам и почитать оригинал. Наши родители например, читали именно роман, а уж потом смотрели сериал. Скажу так — сколько удовольствия мы получаем от просмотра сериала, так и от книги просто не оторваться, хотя многое мы знаем наперед, но не все…

Главное — детали, прояснения которых зачастую просто нет в сериале. Например, про рабочий инструмент «писку» – заточенную по краю монету, которую сбросил Кирпич, про следственный отдел, куча разных мелочей и привязок.

Упомянуты, но не показаны в фильме Сеня Тузик и майор Кондратий Филимонович Мурашко – глава отдела по борьбе с карманными кражами. Также забавна фраза фотографа Гриши Ушивина новоприбывшему Шарапову: знаешь, чем мы занимаемся? Убийства, бандитизм, разбой! Неудачно построенная фраза даёт неверное понятие, что милиция этим безобразием занимается, а на самом деле она расследует эти все безобразия. Также в фильме поймали Кирпича буквально сразу, когда как в книге у Шарапова и Жеглова прошло полдня, пока они катались то на одном трамвае, то на другом – и Шарапов начал подозревать, что Жеглов его решил проучить, показав, что не всё так просто делается – но всё же к его удаче, Кирпич им попался под вечер – да еще и с поличным. То есть уже тогда Глеб Жеглов ставил ему задачки и испытывал его. А дело с разбросанными бумагами было потом.

Кстати, ранее это был Московский Уголовный Сыск (МУС) – отсюда и “мусора”, а уж потом Московский Уголовный Розыск (МУР). Так в свое время ГПУ переименовывался в ОГПУ – и там вообще была своя эволюция как структуры, так и аббревиатуры её сопровождающей. То же было и с Уголовным розыском.

И самое спорное изменение — это эпизод с кошельком. Жеглов еще беспринципнее и жестче, чем показано в фильме. В сериале он более хитер — кладет кошелек Кирпичу исподтишка. В книге же он просто засовывает уже конфискованный ридикюль обокраденной гражданки за пазуху карманнику и схватив его поперек туловища, затаскивает в  милицейский участок. Та ещё картина. Более чем вероятно, что у Жеглова девиз — «цель оправдывает средства». И он сам об этом говорит — старается так он не ради себя, а ради страны, жителей. По сути, он ярый фанатик, инквизитор, но не забывает что и человек тоже. Он так же устает, не высыпается, ворчит, и когда Шарапов на него злиться за скрытую папку с делом Груздева, прощает ему всё по-простецки. И в книге, и на экране он показан и злым, и веселым, и переживающим за товарищей. Просто работа такая, а Жеглов выкладывается по полной. Профессиональная деформация. Более слабому следователю будут просто не по зубам матерые уголовники и убийцы.

Кстати, по мнению некоторых сведущих людей, Фокс не мог бы так просто сдать своих товарищей, вспомните слова Вора в Законе Ручечника, однако, по словам тех же уголовников, он свободный волчара, и вполне мог это сделать. Просто веры к нему не было, уж больно замашки его фраерские только мешали банде “Чёрная Кошка”. Вполне мог сдать банду.

Кстати, у Карпа еще и старая мать была, которая благословляла его на бандитские вылазки — так и в старину разбойников провожали сестры, жены и матери. В фильме ее заменили на более молодую подружку. А так у них было почти семейное предприятие: Карп-главарь-горбун в годах, и его престарелая мать.

Затертое, но удачное решение — показать работу МУРа со стороны новичка. На фоне Жеглова Шарапов — и убивавший ранее на войне, неоднократно раненый, в общем-то закаленный офицер, да еще работавший со штрафниками — человек в МУРе новый, а поэтому действующий на ощупь, по ученически, компенсирую недостаток информации пытливостью и вдумчивостью. И мы через Шарапова тоже вникаем в дела МУРа. Старый книжный прием – новичок на новом месте, но тут он хорошо работает.

Забавно, что дающая показания подруга убитой Груздьевой – Игрнид Соболевская, упоминая Фокса, пересказала его слова: он (Фокс) намекал, что имеет некое отношение к СМЕРЖу. А Шарапов как фронтовик, не понаслышке знающим об этой службе, поправил её, что имелся в в виду СМЕРШ (СМЕРть Шпионам). Кстати, Фокс явно отличается от других бандитов, интеллигентен и начитан, но в то же время дерзок и крут, вероятно уже имел некие грешки или судимость, но крайне незначительную. Пётр Ручников после долгого томления в камере, напрямую Фокса не сдал, но рассказал лишь одну историю без конкретики, как трое бежали из лагеря, одного взяли за “Корову” и их осталось двое. То есть некто помог ему бежать и выбраться на волю, а потом, пройдя эту проверку он и стал вхож в банду.

Все изображенные в фильме бандиты — несколько карикатурны, но очень запоминаться. Особенно удался Фокс и Карп — главарь банды; Промокашка, Кирпич неподражаем, Валентин Бисяев (Копченый) несколько блеклый, но и в оригинале он был под интеллигента, Манька Облигация (Котова) и Ручечник (Ручников) — как с книги сошли. В десятку.

Правда Промокашка в оригинале “длинно и нескладно начал ругаться” но режиссеру сказали: и так фильм про бандитов, урежьте хоть тут. И пришлось Промокашке матом не выражаться. Но Промокашка сошка мелкая, не матерый совсем – так, дурачок. А ведь  зачастую настоящий “вор в законе” использует мат в крайних, весомых случаях, а нарочито сыплют “феней” только люди, не смыслящие в ней, шестерки – и ни за что не отвечающие, в частности” за базар”. Как правило, знающие люди очень сдержаны в речи поведении – и следят за своими словами, отвечают осторожно: это входит в привычку, чтобы не подловили на словах. И вообще Промокашка на съемках жег, так входил в образ мелкого блатного, дерзкого, что его хотели в сцене сдачи рефлекторно скрутить и надавать реальные, приглашенные для съемок конвоиры.

Вся бригада, пожилой водитель Копырин, украинец-гигант Пасюк, молодой Тараскин, неподражаемый Гриша-Шесть-на-Девять. О Жеглове и Шарапове я вообще молчу.

Наверное, именно с подачи этого произведения потом пошли книги о интернациональном составе милицейских отделов – например, книги Андрея Кивинова Улицы разбитых фонарей” (где в группу входили абхазец Эдик Каразия, латыш Толя Дукалис).

Разве что не менее важного начальника отдела подполковника МУРа Панкова  (я по малолетству прочитал вместо ПанкОвсого списка, то есть списка составленного следователем Панковым, пАнковский список) несколько задвинули, а ведь он был даже матёрее и опытнее, старше – и главнее подчиненного ему Жеглова. Словом, передали книгу на 95 %: нашли массу отличных актеров разных планов,  передавших характеры по книге. Декорации, машины, дух времени — все передано на отлично, хотя прошло довольно много времени.

Попав в плен к банде, Шарапов пребывал в их логове – и в книге есть такой эпизод (наверно из гуманности не стали снимать), когда главарь стращает Шарапова, у него на коленях сидел белый кролик – и Горбатый-Карп произносит (эту фразу ещё моя мать ещё помнит, часто их цитировала иронично) – “Люблю я кроличков, божья тварюшка – добрая, благодарная, ласковая. И к смерти готова благостно.” – так он его, кролика взял, вилкой в нос ткнул и на вытянутой руке показал Шарапову убиенного зверька и спросил: “Понял, чего ты стоишь на земле нашей грешной?” И добавил: “Хорош, фунтов десять будет! Затуши с грибами.” – и кинул тельце своей престарелой матери Клаше. Практичный и циничный главарь, наглядно показал что тут ни с кем не церемонятся. Довольно сильная и наглядная сцена.

Но Шарапову терять было нечего и он продолжил играть роль – тем более, что ему надо было показать себя не бесстрашным и несломленным, а просто отчаянным мелким человеком (которому именно отчаяние придаёт смелости – и даже дерзости), который при их делах боком.

Ещё запомнился и дословно врезался в память такой эпизод, тоже связанный с животным. Бандиты подкинули на место преступления, на “обнесённый” склад, свою фирменную визитную карточку: чёрную кошку. вернее на этот раз плюгавого чёрного котёнка:
На перевернутом ящике сидел совершенно окоченевший котенок; маленький, черный, он разевал красный треугольный рот и жалобно мяукал.
Директор сказал растерянно:
– Вот он – их бандитский знак…
Глупость, конечно: ну какой там знак – обычный маленький котишка! Но оттого, что подбросили этот жалкий мяукающий комочек бандиты, все смотрели на него с удивлением, интересом, а некоторые – просто со страхом, будто был этот несчастный котенок ядовитым.
Жеглов поднял его за шкирку и вглядывался в него, будто прикидывал, нельзя ли получить от него какие‑нибудь сведения. Но кот только мяукал, судорожно поводя растопыренными лапками.

В книге, самое важное, идут наблюдения и размышления Шарапова — все повествование идет с его стороны, от первого лица. Показаны его эмоции и переживания. Поэтому в книге не было фотографии Вари (а очень сильная задумка режиссера, надо признать), и план спасения Шарапов угадал накануне уже будучи в плену у бндитов, просчитывая делали и его осенило — Место встречи изменить нельзя! Вот отсюда и танцевал. Так что приготовления Жеглова он видеть не мог. То есть в книге мы видим только то, что видел или слышал Шарапов.

Из хотя финалы не совпадают, Шарапов так или иначе становится найденышу отцом… Идет криминальная война, но надо идти дальше, и возможно растет то поколение, при котором наступит пресловутая Эра Милосердия.

Немного деталей.
Если читать книгу, то появятся дополнительные детали для понимания персонажей и в фильме.
Также, если полной по именам-отчествам: Жеглов Глеб Георгиевич, Шарапов Владимир Иванович, Синичкина Варвара Александровна, Груздев Илья Сергеевич, Ингрид Карловна Соболевская, Алексеевич Копырин – водитель “Фердинанда”, сосед Шарапова – Бомзе Михаил Михайлович, составитель шарад и загадок для журналов/ Мария Афанасьевна Колыванова – “Манька-аоблигация”, Моторина Вера Степановна – Верка-модистка, Светлана Петровна Волокушина – сообщница Петра Ручника, Анна Петровна Дьячкова – “Аня”.
Эпизодические персонажи которых не ввели в фильме: кинолог Алимов и его пёс Абрек (они искали следы, оставшиеся после одного из ограблений “Черной кошки”); участковый инспектор Воробьихин, так разозливший Жеглова (в книге) своими незнанием и некомпетентностью, также в том же деле где хулиган Толик Шкандыбин ранил из ружья соседа Фирсова. Также мать Карпа – Клаша, своеобразная “наставница” главаря банды. Инструктор по САМБО Филимонов также в фильме отсутствует.
В книге был пара воспоминаний про “противотанковое” прошлое Шарапова, собственно и “взятие языка” на Висле, вместе с Левченко и Коробковым – его боевыми товарищами.
Алексей Диомидович Тягунов – известный убийца, с протезом глаза голубого цвета; был в книге, в фильме ему изменили внешность на обычного коренастого мужика-увальня, когда как по книге он был красавцем и бренькал на гитаре – как по мне, на эту роль надо было брать Александра Абдулова, который в фильме тоже был рядом, как член банды – но с палёной мордой (с ожогом на пол-лица) и не так запомнился.
Панков Сергей Ипатьевич: его отчество – намек на его возраст и одновременно и прошлую жизнь – он старше других и родился ещё тогда, когда дывали такие старые отчества в честь отцов). Так же обстоит дело и с сухоньким, престарелым майором (главой бригады МУРа по борьбе с карманными кражами) Кондратом Филимоновичем Мурашко (заставший грабивших церкви “клюквенников”, то есть в годах этак 20-30 начала века), которого Жеглов незлобно, но иронично обозвал Акакием Акакиевичем (“Шинель” Гоголя), намекая, на его четкое и неукоснительное следование букве закона – когда как сам Жеглов не брезговал, как мы уже видели, грязными и “ускоряющие дело” методами.
Свирский Лев Алексеевич – начальник Жеглова, подполковник, в книге он представлен, в фильме же – его решили особо не показывать. Любопытно, что деятельный Жеглов, косвенно, но мог бы его со временем подсидеть (так как начальник Свирский с него много спрашивал – и не поощрял за успехи, а Жеглов, сам по себе, очень сильно заинтересован в качестве своей работы, видных и другим в дальнейшем – и как пример и подражание, так и в смысле успеха и признания) – кстати, некоторые заслуги других оперативников Глеб брал на себя, отговариваясь тем, что “одно дело делаем” (с другой стороны, заловил “Кирпича” и как бы походя “пришпилил” нарушителя, сделал дело за отдел майора Мурашко, занимавшегося такими “мелким” делами.
Что мы знаем про Фокса? В быту это Евгений Петрович Фокс – и это тот случай когда фамилия сошла и за кличку. Он сидел по молодости, но соскочил (по его словам, татуировка на его руке “кто не был там, тот будет, а кто был – не забудет” – ошибки молодости, начальник!) и далее, как мог, избегал наказания, крутил дела не попадаясь, но с годами стал хоть и смелее и хитрее, приобрел некую лихость, рисковость и неосторожность, играя с законом. Имеет интеллигентный вид, знает литературу, ведет себя как некий аристократ, со своими манерами и кодексом. Не женат, предпочитая временные романы, а ткже игру в карты(опять же -риск), мошенник – липовые “большие суммы” на счету в банке.
В книге это был высокий, средних лет человек с бледным лицом и синими глазами, кудрявой тёмной шевелюрой. По факту не имел среди бандитов своей “прописки”, но всё же обладал авторитетом – как минимум, этакий разведчик, добытчик и даже убийца, если надо – в массе дел, за которые он брался. По факту был одиночкой сам по себе – и доверия к небу поэтому особого не было.
Его личный носовой платок с вензелем, чужая военная форма старшего офицера и орден Великой Отечественной войны: он в роли, волк не то чтобы в овечьей шкуре, а в шкуре овчарки, верной защитницы стада – в общем, это не стандартный бандит, а артист, можно сказать – и многие преступления он действительно проворачивал, вероятно, с этакой же заковыристой каверзой, с которой ему удалось подставить Груздева, скинув на него убийство его жены, которое сам же и устроил. Однако Фокс работал небрежно, отчего в конце концов и попался – а ведь про него даже не слышали до дела Груздева, ранее он успешно всё проделывал…
Носил две нашивки за тяжелые ранения – это могло быть и камуфляжем, но в книге напрямую не утверждалось, что он вообще не воевал – он вполне мог быть и бывшим офицером, пошедшим по тёмной дорожке (что частенько и случалось). Что любопытно, в фильме как раз у Шарапова есть две желтые нашивки за ранения (а вообще был ранен раз пять).
На самом деле, настоявший “воровской аристократ” – с хорошей репутацией, также своеобразный артист, элита и профессионал – это как раз Пётр Ручников, который никогда не влазил на чужую территорию, или проделывал какие-то левые, не связанные с его основной работой, махинации.
По логике, правда учитывая, что он продуманно подставил Груздева, убил его жену – тем не менее, он оставил отпечатки пальцев, надкус на шоколаде (хотя мог затереть всё это, убрать основные следы, ибо времени у него было достаточно) – и все по первости сработало, выявив самый очевидный вариант – убийство Груздевой своим мужем. Но потом, эти улики сыграли против него – особенно, если учесть что он сам же и подбросил пистолет Груздеву, и его лицо запомнили. При первом варианте, Груздева бы не разбираясь “замели” бы (что и случилось) и судили; но при пересмотре дела, у следствия оказалась масса улик против Фокса – другое дело, что их поиск занял продолжительное время, да и Фокс попался не сразу. Всё это говорит как о хитроумности Фокса, так и о его недальновидности и небрежности допущенные в поздний этап его “похождений”. Этим же попрекал его и главарь банды, Карп-Горбатый – рисковый, неосторожный, действующий сам по себе, ненадежный товарищ – и когда было заявлено, что он всех сдаст, всю банду, то этому поверили – уж больно подленький был Фокс, по замашкам и поведению.
Ещё одна ошибка Фокса – некая бравада и опять же небрежность, его лихость, с которой он допускает явные ошибки. Что ему стоило, человеку, “которому человека убить, как высморкаться”, раз уж убил одного оперативника в засаде, убить свидетелей – Верку Модистку и лейтенанта Соловьева, раз уж узнал всё что нужно. Ан нет, широта души, типа “благородство”, великодушие, проявление своей лихости: я вас оставляю в живых – вы ничто! И это вылилось ему боком: Верка-модистка сказала про произошедшее, а Соловьев его потом опознал (это в книге, в фильме он также оставил Шарапова в живых – и опознал его тоже Владимир), отчего Фокс всё же попался. Непоследовательность, та самая противоречивая натура Фокса, из крайности в крайность, о которой сетовал Горбун – вот как он поступит в любой ситуации – поведет себя благородно или предаст? По сравнению с таким малоуправляемым “волчарой”- одиночкой, “бандитским аристократом”, другие бандиты – глуповатые, в меру исполнительные, но бесхитростные, от них проблем и подлянок ждешь, как главарь банды, меньше.
Что мы знаем про Шарапова? – в милиции он человек новый, а его боевой опыт, тут будет постольку поскольку. Ему 22 года – Жеглов старше его лишь на 4 года. В книге даётся его описание (с его же слов): маленькие глазки, курносый нос, щербатые передние зубы. Также он блондин и довольно низкорослый.
В фильме же его почти без изменений передали как этакого Павку Корчагина – увидели в другом фильме и почти без изменений перенесли и сюда (а актёры Конкин и Беляев, стали на веки вечные заложниками своих главных ролей: другие роли? Не, это же Шарапов и Фокс!).
Шарапов – старший лейтенант, в милиции поначалу стажер – а потом и опер. Ранее командовал ротой разведки, дошел до Берлина. Под началом у него был штрафной батальон, так что ботать по фене он мог хорошо, однако, матёрого зэка (по фильму и книге) ему не дал играть Жеглов – а в фильме ещё и поменяли ему легенду, сославшись на сына на полу-мифического Сидоренко.
Также и по книге и по фильму, именно Шарапов выдвинул гипотезу что сторожа на складе убил горбун: человек низкий, но сильный – потом Шарапов сильно палился, сказав Ане при встрече, чтобы она передала горбуну пожелание Фокса – про горбуна были лишь догадки – и не более, и не стоило так рисковать и упоминать его конкретно; а кроме того, откуда было известно, что горбун – именно лидер шайки? Это занятный ляп, идущий ещё с книги…
Что мы знаем про Жеглова? Это парень из семьи которую отец-подлец ушёл, бросив детей и жену, прихватив корову. Обида, ожесточение, беспризорность – и вместе с тем желание если не найти отца, то постараться исправить несправедливость по отношению к другим. Сублимация в чистом виде, обида за своё нелегкое детство, ожесточение – но и стремление, чтобы другие, совершившие вред людям, понесли наказание. Скажем так, сосед Бомзе, с его Эрой милосердия, кинулся бы помогать обездоленным, Жеглову же надо наказать виновных в первую очередь, а пострадавшими займутся другие службы – и государство. Однако в некоторые моменты, Жеглов вполне человечен, и помогает потерпевшим – например, отдал продуктовые карточки соседке, которую обокрали. То есть, по возможности он готов сгладить беду и утешить пострадавших, однако в приоритете у него основная работа – поиск преступников, и никак иначе. Пусть каждый занимается своей работой. Учился сам, много читал, но только по профилю. Не сказал, чтобы по впечатлениям сильно образован – знает Жеглов ровно столько, чтобы пригодилось при работе. Хорошо знает статьи и уголовный кодекс – это даёт ему то и дело обращать закон, цитируя фразы или используя положение, чтобы подлавливать подозреваемых, направлять и в нужную сторону, либо использовать их ошибки против них.
Минус Жеглова – он настолько фанатик, что порой не гнушается грязных трюков, так как истинные бандиты как раз не ограничены в противодействии – с чего же ему не использовать парочку трюков против них – для блага дела, конечно. И вот ту Жеглов частенько перегибает палку, что подметил про него Шарапов. Жеглов словно боится совершить ошибку, которая приведет к тому, что нарушивший закон избегнет наказания, и поэтому действует по первоочередной цели – доказать и пресечь, а уж потом разбираться, вдумчиво и упорно.
Оба, и Жеглов и новичок Шарапов, по своему правы – это две стороны одной медали. Кто даст гарантию, что Шарапов дослужившись до полковника, не станет таким же, как Жеглова – хотя они почти ровесники, но Жеглов пережил много утрат, ещё до Векшина, вероятно, потерял пару друзей, разуверился в людях, потерял веру в них, и просто обязан подозревать всех – по долгу службы. Шарапов кое что понял из этого, так как по его словам, водясь с Жегловым, он сам видел, “как из под овечьей шкуры они вытаскивали настоящий волчар”. Он сам, наблюдая за “каталой”-Бисяевым, и мог по внешнему виду сказать про него, навскидку, не думая, – в общем, неплохой парень. Жеглов же практически знает многое о знакомых подозреваемых, и подозревает-прокачивает-просчитывает незнакомых ему, навешивая на них свои правила (и ярлыки, как это случилось с “подозрительным” Груздевым).
Жеглов – жесткий и требовательный человек – к себе и к остальным, оставаясь временами хорошим, веселым компанейским другом, часто улыбается и шутит. Но человек, разозливший его, обычно попадает в его “черный список” – и если не исправляется, Жеглов его списывает, как бы убирая его в сторону – этот человек не оправдал его надежд. Веры ему он уже не оказывает.
Например, в расследовании ранения соседа Фирсова (в книге) его разозлил местный участковый, который ничего не знал на участке, хотя соседи при опросе поведали больше, чем тот смог выдать или знать. Жеглов ему высказал, что он о нём думает, уделив к тому же внимание информатору, рассказавшему ему интересные и важные сведения, а участкового просто игнорировал в дальнейшем.
Что уж случилось с дежурным Соловьевым, говорит не надо – тут всё наглядно: Жеглов прилюдно его облил презрением и порицал, ибо было за что, снял с должности – однако потом использовал в качестве свидетеля, чтобы тот узнал Фокса (в книге), по сути взяв предателя, сослуживца, не справившегося с работой в качестве позорной роли – мол, узнай Фокса, хоть часть вины искупишь, Иуда. К Шарапову за его ошибки тоже были претензии.
Ещё важно, Жеглов придерживается своей точки зрения, не извинился перед Груздевым – за него это сделал Панков. То есть, по его кредо – стой на своём, не признавай своей вины, по его мнению – действительно наказания без вины не бывает. С этим можно поспорить, но Груздев отчасти действительно сам пару раз “подставился”, что дало Фоксу его поставить: проблемы с женой, и наградной пулемёт пистолет, который лопоухий “научный сотрудник” хранил чуть ли не на виду, да ещё и патроны неподалеку были.
Сейчас же, в наше время требуется, чтобы у частных лиц оружие хранилось в закрываемом хранилище, сейфе (да хотя бы, например, чтобы до него не добрались дети, соседи, случайные люди, да кто угодно) – а уж про милицию и говорить не стоит – личное оружие. У гос-работника просто обязано храниться вне службы в таком месте, где не будет доступа к нему посторонним.
Таким образом, Жеглов считает всю свою деятельность, с трюками, своими ошибками и прочим – правильной, он действует по своему, лишь бы это принесло следствию пользу. Инквизитор, цель которого – найти и доказать, выполнить свою работу – вполне возможно, что адвокаты и суд потом изменять меру пресечения подсудимого или докажут его невиновность, но совесть Жеглова будет чиста – он своё дело старался проделать по максимуму, доведя его до закономерного финала. Беда в том, что Жеглов никому не доверяет, профессионально деформировался, как я уже говорил, а Шарапов парень новенький, со свежи взглядом, боле честный и неподкованный – и надо сказать, изрядно наивный и доверчивый (нелепейший эпизод из фильма, первой встречи с Фоксом это показывает – повернулся спиной к малознакомого человеку, который чуть было его не пристрелил).
Вердикт: Жеглов – человек с нелегкой начальной судьбой, неприменимый боец с ересью преступностью, не жалеющий практически никого (и себя тоже) и не дающий поблажек – ни врагам, ни друзьям. До истинного инквизитора ему не хватает сущих мелочей – ибо он часто просто продавливает, что в беседе, что методами и действиями, свою точку зрения – однако остается человечным, пусть и не самым мягким собеседником и человеком в целом.
Брюнет, 26 лет, белозубая улыбка, напористый, коренастый, похож на цыгана: тёмные глаза, тёмные волосы и смуглая кожа. Из-за того что вышел с низов и добился много сам, своей упорной работой, имеет заковыристую подпись – вот, мол смотрите, это представительно и запоминается.! Хороший учитель, который буквально тыкает носом в ошибки, а порой предотвращая их, даёт инструкции, чтобы не было по возможности повода для ошибок подчиненных. Но и требователен тоже – если его кто то разочаровал, то он обычно крайне им недоволен и как бы ставит на ступень-две ниже по уважению и доверию – или вообще на время “забывает” о провинившемся.
Капитан милиции, естественно что комсомолец. Всё делает либо неплохо, либо отлично – в том числе и стреляет из своего Парабеллума. Чистка сапог до блеска, ревностное отношение к работ, порой вплоть до чуть ли не кровной заинтересованности в успехе вверенного дела – всё это характеризует его как человека стремящегося к успеху, к вершинам того, что он делает своими руками и головой. Это вознаграждается – в МУРе он лет пять и является отличником милиции. Замахивался на юр. фак, к чему готовился, так как высшие должности подразумевают официальное юридическое образование.
Подкатывал в книге с Варваре Синичкиной – вероятно, либо из спортивного интереса, либо чтобы “подстегнуть” Шарапова – чтобы Володя был с ней поувереннее и понапористее – а то мол, он сам уведёт!
Проучив Шарапова с пропажей дела, он добился результата, из чего следовало, что Шарапову стоит перенять его привычку прятать документы от чужих глаз. По крайней мере, в фильме это показано наглядно: Шарапов, после обиды на разыгравшего его Жеглова, умчался – и тут же снова оставив дело на столе; Жеглов покачал головой, улыбнулся, но дело прибрал в сейф – урок не выучен, может ещё исправится – это он в запале. И действительно, потом далее в фильме, говоря с Груздевым, Шарапов отходя от стола, спрятал доки подальше в стол – даже если он отчасти верил подследственному Груздеву, он решил, что не стоит искушать его – вдруг он все же окажется виновным, ну вдруг? В общем, урок был усвоен.
Шарапов – упрям, настырен, настойчив, есть огромное желание разобраться, понять свою новую работу. У Жеглова же эта “пелена доверия” не работает, он многое знает и пережил уже достаточно, так что уже действует по шаблонам, уверенно и сомнению в своей работе у него почти нет. У Шарапова сомнения постоянно возникают, на первых порах это не мешает делу, но надо учиться дальше. Военный опыт пригодится лишь в стычке с бандитами, а аналитика хромает, так что он равняется на Жеглова. Некая наивность и суждение по первому впечатлению – встреть Аню с Фоксом на улице, не зная их дел, смог бы он распознать в них бандитов? Да нет. А вот Жеглова так не проведешь.
С другой стороны и представительный, пожилой Груздев Жеглову не понравился, с профессиональной точки зрения он был идеальным подозреваемых. На что и начал играть Жеглов – по уверенному и проторенному пути: ревнивый муж убил жену. То есть, у Жеглова надо очень постараться, чтобы завоевать авторитет, и ни звания ни положение, ни презентабельный или безобидный вид не могут его поколебать, если идёт расследование. Для Жеглова самое важное в работе – свидетели, это они, случайные и невольные, становятся самым важным источником информации; есть улики, а беседа с окружением позволяет их опровергнуть, подтвердить или усилить, либо отмести как малозначимые. Всему этому он учит Шарапова.
В конце концов, с подачи того же Жеглова, действующего по работе и убившего бандита Левченко – Шарапов вероятно и обиделся не на Жеглова, на несправедливость – товарищ убил его друга, который и сам говорил, что былн не без греха. Жеглов выполнил по сути свою работу и долг, и всё это подкосило Шарапова, что он решил не работать в дальнейшем с Жегловым, для которого действительно, люди – мусор. Это не так, но уж больно противоречивой и отрицательной фигурой его выставили в книге авторы – это не самый плохой вариант, не негодяй, но и хорошим человеком его назвать нельзя – принципиальный, жесткий, недоверчивый. Деятельный и неподкупный страж закона – и многим от его выходок не поздоровиться: если это будут бандиты – хорошо, но ведь и случайных людей он цепляет, “раскручивает”, а то и садит под стражу – из его же работы, но подозреваются все, а уж докопаться до истины, это тоже важно, но пока до неё докопаешься… Причем он же сам, учил Шарапова, противоречит сам себе – закон не так поймешь, говорил он – чью-то жизнь загубишь. В общем, Шарапов по книге довольно простой персонаж, честный и прямолинейный, а Жеглов – противоречивая фигура, вызывающая как уважение, так и некую неприязнь. Уж больно крут капитан в своих решениях! По фильму кстати, его решили сделать именно таким, навесили играющему его Высоцкому тёмные усы, что ещё больше придавало брутальности этому суровому типу, но потом, по во время съемок фильма смягчили этот типаж, чему и сам Владимир Семёнович поспособствовал.
Ещё одна важная деталь, роднящая капитана Жеглова с Шерлоком Холмсом – в другое время и другие обстоятельства, он бы стал гениальным же но злодеем-преступником – детство трудное, пошел не туда – и так далее. Далее, по роду службы знает много воровских приёмов и нахватался этих самых мелких хитростей от “подопечных”, так что изредка применяет их на других – для примера, подкинул кошелек “Кирпичу” или показал Шарапову, как выбивают авторучки. Также не женат, и посвятил всего себя делу, “во благо народа”. Это тоже любопытная деталь, но все же Жеглов остаётся со знаком плюс для правопорядка, разве что в личном отношении он явно неровен и честолюбив – и жёсток в делах.
Вывод.

Крайне интересная книга, описательно прочтите, поучительная, показывающая пласт времени, да еще и давшая толчок  к этим вашим “Улицам разбитых фонарей”. Так же могу порекомендовать книгу Республика ШКИД  (о ней я еще упомяну), так же очень педагогическая и крайне интересная книга, и время там тоже передано неплохо, даже еще раньше — послереволюционное время.

А вы говорите — раньше почитать не было ничего интересного. Ищите, читайте, есть поистине универсальные книги на века, которые читали, читают и будут читать…

Добавить комментарий