Цикл книг про Маджипур. Роберт Силверберг. 1980-1982.

У меня замок есть, не знал…

Начнем с того, что по сути, я начал читать цикл немного неправильно – сначала я прочитал вторую, потом первую и только потом третью. Но не сильно жалею об этом, по моему мнению, Хроники Маджипура поданные короткими рассказами, точнее и лучше знакомят нас с устройством этого мира. Но вам же рекомендующею все же начать с Замка Лорда Валентина. Дело в том, что в первой книге, по ходу странствий по миру главный герой Валентин находит бойкого мальчишку, который всего лишь за небольшое вознаграждение показал ему дорогу в Лабиринте. Достигнув своих целей Валентин, теперь уже Лорд, вспомнил о своем долге и вызвал паренька к себе, на Замковую Гору. А потом этот подросший Хиссунэ получил доступ, как бы случайно, к тем самым Хроникам — через специальный аппарат Счетчик душ, содержащему сохраненные воспоминания предков, уже давно умерших людей: героев, королей, простых обывателей. Вот о них и идет повествование во второй книге – Хроники Маджипура.

Перед нами преступают участники давно минувших событий – торговка и воровка, художник, чиновник-путешественник. Всех их объединяет одно – они пережили какую-то судьбоносную встречу, сделали что-то легендарное, изменили свою судьбу, иногда и внесли некие изменения на Маджипуре. В этих рассказах чувствуется Величие, и Судьба, порой крайне причудливая, а так же драматизм, ирония и горечь. Так вот и происходит – первая книга про Лорда Валентина, вторая с помощью изысканий молодого Хиссунэ; мы окунаемся в воспоминания о жизни самых разных представителей Маджипура. Третья книга, на мой взгляд оказалась несколько тяжеловеснее остальных. Понтифекс Валентин — это само по себе уже печально. Познакомившись с расстановкой сил Верховной власти Маджипура вы поймете, о чем я говорил. Но всё же третья книга не менее сильна чем остальные. Но обо всем по порядку.

Просто не мог пройти мимо такой книжки, все таки тезка, хотя ее я не нашел сам, а мне ее подарили. И не разочаровался. Цикл Роберта Сильверберга (у которого не менее написано книг, чем у Джорджа Мартина, просто большинство из них пришлось на вторую половину 20 века и сейчас несколько позабылись), это, пожалуй, самый богатый и запоминающийся мир среди миров писателей старой школы. Достаточно проработанный и самобытный, но при этом, повествование не перегружено лишними описаниями. Есть некий баланс между открытием мира и приключениями, повествованием. Мир Маджипура надолго запоминается, ибо он разнообразен своими обитателями, своей своеобразной системой Высшей власти и даже равновесия добра и зла, нечто вроде загробного судилища Египта или кармического цикла Индии.

Замок Лорда Валентина.

Стартовая книга, в которой постепенно открывается мир Маджипура. Главный герой наделяется обычным, в общем-то, свойством каждого второго приключенца из книги — он не помнит кто он и откуда. В поисках себя и своего места в этом мире, он постепенно заново знакомится с миром, в котором живет. Отчасти такой авторский ход оправдан — вместе с героем, кстати, любознательным, великодушным, дружелюбным дипломатом, и мы смотрим на мир Маджипура его глазами.

Далее также всё по стандартной схеме фэнтези: к главному герою липнут разнообразные люди и другие представители планеты. Как бы сколачивается команда приключенцев. Но не все так просто. Главный герой медленно и осторожно ищет ответы на свои вопросы, попутно присоединяясь к циркачам (на самом деле труппе странствующих жонглеров). Крыша над головой, небольшой заработок, еда и интересные товарищи, любовница-подруга — чем плохо? Главный герой молод и ловок, поэтому и решил пока стать бродячим жонглером. Поначалу эта вольная и интересная жизнь его вполне устраивала.
Но постепенно, сквозь сны к нему пробивается некая правда, которой он не хочет верить. И только пройдя половину пути он, наконец, получает подтверждение своим догадкам – и делает то, что считает должным. Тут и заговор, интриги, и путь наверх – лучше прочитать самому. Почти классический “Принц и нищий”. Характеры героев несколько шаблонны, но порой играют гранями. Наверное, Валентину там уделено большая часть времени, а остальные как бы дают почувствовать разницу; другие характеры, мировосприятие, положение. Чередуются описание перснажей и различных мест Маджипура, по ере продвижения героев книги к конечной цели – собственно к пику Замковой башни, величайшей вершине Маджипура.

Лично мне понравился (ну ГГ Валентин по умолчанию в фаворе) интриган Колдун Аутифон Делиамбр, раздражительный Залзан Кавол (фигура в чем-то трагичная: постоянно что-то терял в ходе их похода), да еще дико понравилась Лизамон Хултин — нечто вроде Рыжей Сони, рыжеволосая наемница, но метра этак два ростом и соответствующей комплекцией: великанша со вспыльчивым, а порой, как не странно, уравновешенным характером. И конечно у нее кхм… вибромеч, наверно нечто вроде пиломеча в Вахе, по крайней мере лезвие хорошо режет плоть и деревья. Сильный эпизод ее характеризующий: в определенный момент переплывая море её и Валентина проглатывает морской дракон, так она этим вибромечем прорубила путь наружу, да еще и песню пела про Лорда Малибора – который как раз и был славен тем, что погиб из-за Дракона… Сильна баба!

Прочем неплохо прописан и беловолосый Слит – с его фобией Метаморфов, а позже у него наступит катарсис в Землях Метаморфов – и он излечится от своих страхов. Карабелла – подружка Валентина, являет собой в целом блеклого персонажа, но добра и понятлива. Нашлось место даже чужаку-инопланетянину, случайно залетевшем на Маджипур и успевшему послужить праведному делу. Толковательница снов тяжеловесная Тисана, это своеобразная пасхалка – ее историю мы узнаем из второй книги.

Мир Маджипура.

В спутниках главного героя угадываются и земные черты. Очень интересный подход к расам, населяющим этот мир. Люди почти не делятся на расы, разве что по месту жительства по сторонам света. Заселение Маджипура сродни покорению Америки. По-видимому, прилетев на космических кораблях, колонисты с Земли, или может с любой другой системы, стали обживаться на этой воистину гигантской планете, большую часть которой всё же занимают огромные океаны. Материки – Сувраель и Ахенроель и сами по себе большие, но океаны — еще больше. В одном из рассказов сборника один из мореплавателей пытался переплыть такой океан, не доплыл, повернул назад, но и это заняло у него около двух лет! А полное плавание заняло бы лет пять-семь… Конечно, такую гигантскую планету людям было долго не заселить, и поэтому, тогдашний лидер призвал выходцев с других планет помочь заселить эту новую планету, наравне с людьми. И не прогадал — несмотря на первое недоверие, опаску и даже вражду к чужакам, новые поселенцы так или иначе доказали свою полезность и гармонично влились в круговорот жизни и развития Маджипура. Хьорты и врооны — хитроватые и дипломатичные, дружелюбные и всегда старающиеся решить дело миром. Если хьорты ничем не примечательны, то врооны обладают даром, нечто вроде телепатии или еще точнее – эмпатии, помогая другим заглянуть в себя и понять свои страхи. Также они владеют легким телекинезом и мелкой магией-колдовством. Как по мне, есть в маленьких вроонах от чернокнижников или заклинателей. В любом случае они неплохие психологи и дипломаты, компенсируют своим даром не слишком привлекательную внешность и малый рост.
Как противовес им есть Хайроги — чешуйчатые рептилии-гуманоиды которых люди считают скользкими и холодными. Но что поделать, если предки их змеи и рептилии. Но когда становится понятным, что они такие в силу своих природных качеств, их права признают, хотя и недолюбливают. Но те так же хладнокровно, а иногда и попросту непонимающе относятся к предрассудкам и мнению людей – и невозмутимо торгуют и живут среди них. Аналогом негров в этом мире являются скандары — гиганты с угрожающей внешностью, четырехручные и покрытие серой шерстью (нечто вроде медведей). Вспыльчивость их отчасти заключается в густом мехе – на Маджипуре им явно жарко. Мне сразу вспомнился Чуббака – волосатый гигант, опасный, но вполне дружелюбный и цивилизованный. Несколько вспыльчивые, но не лишенные мудрости. Сильны и выносливы. Есть еще Су-сухерисы с двумя головами, но это уже редкость.

На самом деле, по моему мнению, в  скандарах автор увидел нордлиногов , о чём нам намекает их перовая половина названия – Сканд – то есть скандинавы. А что, всё логично, представьте лохматого гиганта одетого в шкуры: он пришел с ледяного края и – ему жарко засушливом климате – задень такого или разозли – и костей не соберешь. (впрочем, они быстро остывают). К тому же скандары хорошие мореходы и рыбаки (а порой, закономерно и воины) – так что это местные викинги-скандинавы.

И есть еще один нюанс, снова напоминающий читателям Америку. Дело в том, что на планете уже были аборигены — хилые и невзрачные на взгляд людей Метаморфы – коренные жители планеты. Именно Изменяющие форму, как их стали называть, с помощью своей мимикрии приспосабливались к этому миру. Вот такой парадокс — люди вытеснили Метаморфов и стали заселяться, а потом позвали другие расы, которые так или иначе стали невольными соучастниками в деле порабощения аборигенов. Кроме обычных названий, Метаморфов называют еще и пьюриварами, ибо они после войн со Лордом Стиамотом осели в резервации Пьюрифайн.

К слову сказать, первоначально использовав космические корабли для перелета на планету, колонисты разобрали их что ли, но в любом случае Маджипур теперь живет по феодальному строю, наряду с мечами и луками, привычным холодным оружием, хотя нередко встречаются лучемёты и излучатели. Есть единственный космический порт, в котором время от времени появляются звездные торговцы, но какое-либо сильное изменение на жизнь Маджипура это не производит. Древние машины остались лишь на вершине Замковой горы, где жили все Короналы – именно они обеспечивают атмосферой эту планету, а в особенности саму Замковую гору, которая вершиной уходит в стратосферу. Вот такая смесь научной фантастики и фэнтези. Где-то на грани есть технологии, новые выходцы из миров, но всё же Маджипур живет своей жизнью, зациклившись на незыблемых многовековых традициях. Нечто подобное было на Барраяре Лоис МакМастер Буджолд. Но как и в той вселенной, в этом мире полную картину мира составляют личности, расы и люди, по сути простые, и тем не менее яркие. По строю там царит феодализм, развита торговля, философия, культура и земледелие; монархия наряду с мистицизмом.

Было несколько войн, в ходе которых удалось победить, истребить часть Метаморфов и загнать их в резервации. Нужно сказать, что сделано это было весьма радикально — тогдашний Коронал (о них ниже) просто применял тактику Выжженной земли – выжигал поселения Изменяющих форму вместе с лесами и территориями, по мере сил – правда, эвакуируя из-под удара своих подданных ( это очень емко отражено в рассказе “Время огня” сборника Хроники Маджипура). Так или иначе, на момент действий книги, Изменяющие форму сильно уступают в численности и живут в резервациях, изредка копируя другие расы и проникая в города – где тайно живут там под чужими обликами. Естественно, их за это не любят.

И пара слов о Верховной власти Маджипура. Она не нова, но в деталях уникальна. Проще говоря, в мире есть две официальные власти (можно сказать Король и Римский папа: светский король и духовный лидер). Это Коронал, выборный человек довольно молодых, либо более зрелых лет, который заседает на Замковой горе и изредка охотится или путешествует по своему миру, но в целом пишет эдикты, законы и следит за их исполнением. Многие дела за него делают чиновники и бюрократический аппарат. Коронал же как правило, во время своего правления, добавляет в архитектуру Замковой горы какое-нибудь новшество (например, Оружейную или Сады, которые впоследствии и носят его имя) и издает указы, распоряжения, в силу сложившейся обстановки в стране. Довольно часто в истории правителей Замковой горы (которых называют еще Лордами) бывало, что Короналы умирали или погибали, тогда на их место выбирали нового Коронала – но в определенной династической среде, порой сразу несколько претендентов, втайне от них самих готовят на эту роль. Но большинство же Короналов доживало до преклонных лет, и чем ближе подходил их срок, тем больше они пригибаться под грузом не только лет, но и ответственности. И тут собственно проявляется уникальная фишка этого мира. В определенный срок, такой умудренный жизнью, много повидавший и сделавший Коронал меняет свой статус и место правления -как правило когда умирает старый Понтифекс. Отныне Коронал переезжает в Лабиринт: подземный город, в глубине которого ему и предстоит доживать свой век в качестве Понтифекса (аналог земного Понтифика). Очень оригинально, даже если вспомнить, что некоторые короли постригались в монахи. Несколько жестоко и печально для привыкшего к праздной жизни Коронала, но необходимо для укрепления власти. Ему как бы смиряют светский дух, давая возможность врасти духовно в философском переосмыслении, ранее содеянного во время правления Короналом – и теперь с высоты своих лет и опыта, наставлять (и корректировать работу) молодого Коронала – что крайне продуманно. Если говорить цинично, то его заранее “готовят к земле”, по сути, еще при жизни “хороня”, заточая в Лабиринте под землей. Понтифекс скорее является духовным лидером, но обычно всё же контролирует и корректирует, наряду с Высшим советом, самые спорные указы молодого Коронала, которого естественно выбирают на место бывшего.

Вариант перевода – Корональ. Также по тому же переводу, вместо У ичитается Ю – я привык, например, читать как Лорд Конфалум, когда как по другому он читается как Конфалюм. Хм, Люцифер Крюган?

Работу этой системы мы и увидим в книге, побываем и на Замковой горе, и в Лабиринте.
И сверх земных, так сказать правителей, есть еще две силы, которых с натяжкой можно назвать божественными. На самом деле эти две силы пользуются механическими приспособлениями, однако они дают такую поистине глобальную власть, что иначе как великой и божественной ее не назовешь. Эти две силы – как чаша весов, как бог и дьявол. И обе силы равно нужны Маджипуру. Это Леди Острова Снов и Король снов (я бы скорее назвал его Королем Кошмаров). Женское и мужское начало. Если Леди Острова Снов выбирают каждый раз новую. Зачастую Леди Острова Снов обычно автоматически становится, после небольшой подготовки, мать нынешнего Коронала. С помощью механического обруча она может проникать в сны маджипурцев и отвечает за легкие, ненавязчивые и даже приятные сны для благочестивых горожан. Так же она в праве наслать сон-предупреждение, для того чтобы человек мог задуматься и изменить что-то в своей жизни, а иначе, оступившись и сделав плохое дело, он может попасть уже в руки другой силе…

Эта сила противоположна Леди снов, но она также необходима. По сути, это Высший суд и Карательный орган в одном лице. И если Леди, живущая на Острове Снов может быть любой, лишь бы была матерью Коронала, то на пост Короля Кошмаров на Маджипуре держит монополию одна династическая семья. Некий аналог Харконненов – опасная, ведущая свой род из глубины веков династия мрачных Барьязидов. Некогда один из первых Барьязидов изготовил механическое приспособление, которая было даже сильнее обруча Леди Снов, но с ее помощью можно было насылать только кошмары. В силу обстоятельств, об этом узнал некий путешественник, после чего появиться новый Коронал, а Барьязиды стали четвертой силой Маджипура (об этом ведает рассказ из сборника Хроники Маджипура – Пустыня украденных снов).

Так и повелось — они и только они наблюдают с ветреного и сумрачного континента Сувраеэля за душами жителей Маджипура. К слову сказать, грешники есть в этом мире, по большей части мелкие — жадные торговцы да воришки (у которых есть своя гильдия, вполне официальная, помогающая, скажем так, перераспределять мелкие богатства — рассказ Воровка из Ни-Мойи). И очень редко на Маджипуре случается поистине для планеты несусветное событие — насильственная смерть, то бишь убийство. И если воришка за свои темные делишки отделается довольно поверхностным плохим, дурным сном, то убийцу пусть и невольного, Король Снов будет усиленно прессовать, в прямом смысле кошмарить, иногда вплоть до самой смерти. Одно из решений в таком случае – раскаяться и стать паломником на Остров Леди Снов. Но и в этом случае нужно будет посвятить почти половину жизни, а то и весь остаток жизни на то, чтобы избавится от внимания Короля Кошмаров. Думаете, можно долго прожить и с кошмарами? А вспомните, как беззащитен человек, перед кошмаром во время сна, как они всесильны для нашего сознания. А теперь представьте, каково это – изо дня в день быть буквально в аду ночью, когда кары не повторяются, ибо Король придумывает все новые и новые. А днем тоже житья мало – без сна человек долго не протянет, и ждать с содроганием прихода ночи, которая принесет новое напоминание от Короля кошмаров. Очень сильное решение. В этом этот мир уникален – убийства, за исключением войн, крайне редки, а наказания за них крайне суровы, причем от возмездия не укрыться нигде на планете.

Рассказ Преступление и Наказание (!) как раз повествует о таком случае — да, да, то, что для Достоевского влилось в книгу, Сильверберг сумел выразить рассказом на пятьдесят страниц, но поверьте — от этого ничуть не убавилось драматизма. Тем более что убийце сочувствуешь. Ну не хотел он, он сам пришел…

Другие рассказы не менее интересны. Почти все они повествуют о судьбах людей, напоминают о нитях Судьбы и Роке. Прихоти судьбы заставляют искать что-то свое, находить свое место в жизни, встретить свою вторую половинку, необычного друга, человека… и порой потерять его навеки. Местами очень сильно. Не хотел бы пересказывать, но все же…

Хроники Маджипура.

Тесме и Хайрог.

В противовес ксенофобии, так сказать рассказ об одиночестве и о чуждом, который при ближайшем рассмотрении одновременно доказывает, и что человек и не-человек различны, но одновременно есть у них и ряд схожих, близких обоим черт (вспоминает фильм Петерсена “Враг мой”). Смелый человек Сильверберг это тонко показал. Был такой фривольный сборник “Секс с чужаком”, с короткими рассказами, написанными самыми разными фантастами. Так вот, Тесме и Хайрог бы отлично туда бы вписался: однако во многом выигрывая по стилистике, не за счет пикантных подробностей (которым в этом рассказе уделено процентов пять), а за четкое и емкое повествование, психологизм и драму. Если вкратце, молодая женщина Тесме, добровольный “робинзон” и в душе легкая социопатка, живет в джунглях, сбежав из душного города и родных. Она сама ради себя живет в своей хижине, пока не натыкается на мужчину в беде. Мужчину…, чужака, сломавшего ногу. Она берет его к себе домой. Чужак корректен, вежлив, не наглеет и вообще старается не обременять хозяйку. А та кормит его, ухаживает и постепенно понимает, что чужак теперь ей вовсе не чужак. А потом все получилась как бы само собой. Этакая ксенология и человечность.

Несмотря на это, заканчивается все логичнее и проще. В финале легкое удивление и грусть, а иначе и быть не могло. Все идет как задумано, каждый находит свое место. «Да и после стольких лет, какое это теперь имеет значение?» Показательный пример автора, что люди, поначалу настороженно относящиеся к чужакам, способны принять их, жить с ними бок о бок в этом большом мире, хотя все же находят покой среди своих привычных соплеменников. Но по крайней мере взаимодействие и дружба возможна. Чем больше познаешь чужака и его обычаи, тем проще понимание его сути.

Художник и Метаморф (Изменяющий форму).

Схожее произведение, только роли поменялись. И тут чуждость и различность культур заставляют расставаться. Не менее легендарная личность-художник: лирический поиск себя, рисование на природе, снова добровольная робинзонада. Только теперь сейчас представитель человечества столкнулся с аборигеном, для короткого как раз все люди — чужаки. И тоже все закончилось несколько сумбурно, печально и закономерно.

Пятый год путешествия.

Магелану, Колумбу и прочим Одиссеям посвящается. Стремление пересечь на заре времён поистине Великий океан заканчивается не так, как задумано. Но и тут есть смысл. Сила иногда в том, чтобы отказаться от поставленной цели, чтобы в дальнейшем, кто-то другой мог ее выполнить. Название говорит само за себя — плыли они туда и сюда ПЯТЬ лет, а это уже значит, что и возвращаться надо будет примерно столько же, если не больше. А ведь противоположного берега (земли) все нет и нет. Кое-то сходит с ума, и капитан выужен сделать немыслимое — пойти на невольное убийство. По-моему, и сами моряки, и капитан, не знали, что им была поставлена невыполнимая тогда задача, нереальная. Поняли они это только после этих событий, когда дошли до грани, но повернули, едва ее переступив. Ответственность капитана во много раз сильнее, и посчитав, что с них достаточно, Капитан принимает свое решение: во благо Похода, во благо команды, дабы не повторять того, что случилось… дабы сохранить то, что они уже прошли, этот путь, не материального пространства, но духа – повернуть назад, домой.

Время огня.

Тоже крайне сильно, величественно страшно и горько одновременно. Непримиримый Лорд Стиамот ведет войну с Метаморфами уже тридцать лет (а до этого еще пять или шесть тысяч лет велась вражда людей и Метаморфов – самому Маджипуру 14 000 лет). Терминальная (буквально) стадия войны: жизненных сил постаревшего на этой войне Коронала уже не хватает – и он, торопясь закончить эту войну, просто выжигает массированным огнем провинции, где прячутся Метаморфы. Рассказ ведется от лица молодого офицера, который выполняет приказ Коронала и старается предупредить и эвакуировать жителей провинций находящийся под ударом. Да, да — ради войны и будущего поколений, которые будут помнить его решение, Коронал Стиамот, выжегший душу на этой войне, сжигает всё то, что ему принадлежит — земли, поселения, леса. Вопрос цены и результата — а стоило ли все этого? Никто не ответит — ни Метаморфы, ни офицеры и солдаты его армии, ни жители потерявшие свои дома. Но все будут помнить Стиамота и его нелегкий выбор. Драма усугубляется местный феодалом, который не хочет уходить с родных земель. Это его земля и его выбор, и ему неинтересно, что надвигается время перемен, Время Огня. Этот рассказ созвучен с нашим земным примером: бомбами сброшенными на Хиросиму и Нагасаки – ради дальнейшего мира – и разве это не подействовало (но какой ценой…)?

Всё же результат был — Метаморфы повержены, люди стали доминантами, укрепив свои позиции и показав, что они крепко будут цепляться за землю, которой они уже считают по праву своей, не считаясь ни с вражескими, ни со своими потерями. С тех пор не было сколько-нибудь сильных восстаний, все помнили Время Огня Лорда Стиамота. Разве что Метаморфы помнили это событие сильнее остальных, и не простили, и не забыли ничего и по сей день.

Объяснения Калинтана.

Художник изобразил все почти в самурайском стиле: высокие люди в церемониальных одеждах, да ещё и на фоне заката (или рассвета).

Чиновник, близкий к Понтифексу Ариоку, приоткрывает завесу о своем повелителе в разговоре со своей подругой. Понтифекс, как кажется, сошел с ума, решив сталь из Понтифекса… Леди Острова снов. Старый клоун, сумасшедший? Нет, Хиссуне при разборе ситуации понял правильно — старый человек, воспользовавшийся дичайшей возможностью уйти с поста, уйти с этого склепа называемого Лабиринтом, где он был заживо похоронен. Безумная выходка, позволившая усталому человеку разорвать многовековую фундаментальную традицию. И вместе с тем он подставил под удар своего приемника – нынешний Коронал теперь должен занять его место, став новым Понтифексом – в расцвете лет, вынужденный заступить в мрачный Лабиринт, который он уже не покинет. Трагикомедия. Хиссунэ очень хорошо их обоих понял — он и сам там жил, в Лабиринте. Необычно, никто не знает, что придумает человек для своего спасения (а хотя бы и спасения души), для того чтобы избежать гибели и забвения. Очень характерная черта, проливающая свет на одну из граней механизма правления Маджипура – и случившийся в результате курьез.

 

Про Пустыню украденных снов и Преступление и наказание я уже кратко упомянул. Сильные вещи. Нравится мне концовки в этих рассказах, монументальные и пафосные, но от их величия просто волосы на голове встают дыбом, нечто вроде того, как мы узнаем, например, о становлении Дарта Вейдера, Супермена или Короля Артура.

Забавно, ну художник изобразил всё так, словно у них там Мортал Комбат происходит: моё Кунг-фу сильнее твоего!

Толкователи снов.
Тут всплывает молодость дородной толковательницы Тисаны, некогда помогшей Валентину в осознании своей истинной судьбы. Собственно Храм на Острове Леди Снов и Испытание. Еще один штришок к миру Маджипура. В целом камерная роль третьестепенного персонажа, но кратко показана суть и смысл обучения Толковательниц снов – и то что они всё же люди.

Воровка из Ни-Мойи.

Судьба, как много мы читали о таком, что сильной человек казалось бы потеряв всё, свернув не туда, человек получает то, что ему пророчествовали – может быть в шутку. Неисповедимы пути человеческие. Обманутая торговка, которой некие мошенники пообещали, что ей достанется Особняк на Ниссиморн Проспект, сами предопределили ее судьбу, да и свою тоже.

Мы узнаем о вполне законной профессии Воров на Рынке. Они не только занимаются «перераспределением ценностей» но и “держат крышу”, оберегая от “нелицензированных” воришек и других нарушителей “своих” торговцев. Семья-клан, сообщество, где нашла приют бывшая торговка из провинции. Далее, волей судеб она встречает молодого человека (брата Герцога – фигуре чуть менее значимая, чем Коронал), вхожего в высшее общество Лорда Малибора (мне все время при прочтении этого имени лезет в голову Мальборо – не иначе автор так зашифровал). Не сказал бы что полный хэппи-энд, но все же… После ударов судьбы и испытаний получить то, что и не думал получить. И попутно, мы узнаем о судьбе Лорда Малибора – вскользь, однако с несколько другой стороны – через призму отношений других людей. О нем упомянули вскользь, косвенно – как о человеке смелом, азартном и безрассудном, любящего охоту – и через это увлечение получивший свою гибель. Он проглотил кусок, который не смог прожевать – вернее, его самого проглотил дракон-гигант, так сказать королевский дракон, которого он так мечтал найти и убить. Судьба иронична. Вообще, глядя на судьбу каждого из Короналов, понимаешь, что на его примере дается своеобразный поучительный урок. Примерно то же было в мире The Elder Scrolls – каждый из святых стал символом того что сделал за время своей жизни, как например, Император Талос.

Очень жизнеутверждающий рассказ, нечто похожее было в «Дверь в лето» тоже, кстати, Роберта, но уже Ханлайна — так же рекомендую. По моему мнению, это лучшая его книга. Даже описывать не буду, ибо пропадет интрига — просто читайте. Такой заряд мощи!

Талантливый, но несколько непутевый инженер теряет все, страдает, пытается устроиться в жизни, ибо как и Мистер Мак-Кинли, был заморожен и проснулся в будущем, где его никто не помнит и не знает. Его компаньон и кореш, по его словам — кот Пит, (названый в честь Петрония Арбитра) самый близкий ему друг, с которым он даже пьет имбирное пиво — самый запоминающийся образ в книге. И еще кое-кто почти незаметный, но не менее дорогой ему человек, о важности которого для себя главный герой понимает лишь тогда, когда теряет все и переживает кучу метаний и лишений. Человек в беде, поиск, метания и судьба, все расставляющая на свои места — так сказать “всем сестрам по серьгам”, каждый получил то, что заслуживал. Ханлайновский же «Звездный десант» вещь сильная, но меня не впечатлила, однако понравилась, во многом провокационная и философско-психологичная книга «Чужак в земле чужой». Но это так, к слову.

Вориакс и Валентин.

Обнаглевший Хиссунэ намеревается заглянуть совсем недалеко — в недавнее прошлое братьев, тогда еще не Короналов, Вориакса и Валентина. Упоминается о сломанной ноге младшего брата, о его хромоте, а так же мы видим, что первоначально Валентин, как и его старший брат Вориакс, черноволосы и смуглы – и поначалу именно более старший Вориакс носил бороду, а потом её отрастил и Валентин – много позже. Прогуливаясь по лесу, они встречают молодую ведьму, с которой они проводят безумную ночь. Нет, все коротко и без лишних подробностей, это вам не маниакально-дотошный Филип Фармер; тут это прием, показывающий приземленность персонажей, но все равно – ай да затейники братья, замутили амур де труа. Хотя как люди они показаны очень человечными: они молоды и спешат порадоваться жизни – и у них эту беззаботность вот-вот отнимут…

После оргии, на рассвете Ведьма предсказывает им их судьбу. Неприятие истины и безмерное удивление портят приятные воспоминания вчерашней ночи и они буквально сбегают из леса, от носительницы предсказания, но не от судьбы… И все действительно происходит так, как было предсказано: Вориакс становится Короналом, трагично погибает на охоте, а теперь уже Валентин ставится Короналом, вслед за братом… Пророчество свершилось. Но многое ещё впереди, судьба Лорда Валентина еще не до конца исполнилась…

Этим рассказом завершается цикл, ибо Хиссунэ заглянул слишком далеко и Лорд Валентин наконец обратил на него внимание. Теперь он заберет его с собой – и их путь идет по всему Маджипуру и пытливый юноша побывает там, где оказывался лишь погружаясь в вспоминания других людей. И продолжается правление Коронала Валентина, который станет однажды…

Понтифекс Валентин.

Мне ГГ тут показался походим как на Куриана из Kingdom Under Fire , так и Лукаса из Dungeon siege III.

Слова заговоры, надвигается катаклизм. Но верные друзья-советники с Лордом Валентином, однако, всё изменилось — полномочия и власть налагают ответственность, все не так молоды, как раньше, да и ситуация серьезней, чем раньше. Лорд Валентин придавлен властью, его товарищи тоже крутятся в виде шестеренок при его дворе. Некогда Метаморфы, как оказалось в самом конце, приложили лапу к заговору, который почти удался. Не оставили они попыток и сейчас. Только теперь у них есть еще более хитрый план, аграрный; внедряя и меняя ландшафт с помощью новых саженцев, подрывая экосферу. Намерения их серьезны – практически “тактика выжженной земли” – им уже не жалко земли, которая некогда принадлежала им, а теперь людям и прочим пришельцам. Вполне вероятно, что весь континент станет как Сувраэль – продуваемой ветрами засушливой пустыней, хотя есть вероятность, что выжив конкурентов, Изменяющие форму найдут способ возродить экологию. Лорд Валентин решает и эту проблему.
И наконец, случилось то, что должно было случиться давно: Изменяющих форму принимают в Совет – отныне у них будет свой представитель, а с их расой будут считаться, и они будут полноправными членами сообщества. Долгое противостояние закончилось равноправием. Но явно найдутся и те, кто все еще будут косо смотреть на коварных Метаморфов. Лорд Валентин оказался достаточно молодым и испытанным судьбой, чтобы с одной стороны довериться Метаморфам, а с другой принять верные решения, когда как до него не было компромиссов, а только гонения и война с коренными аборигенами. Опять же, найти пути решения давнего конфликта и простить многочисленные козни аборигенов, претензии которых вполне справедливы. Воистину судьбоносная эра для Маджипура.

И еще, решив тряхнуть стариной, старичок Сильверберг (серебряный самородок вы наш) выпустил продолжение для цикла Маджипура — «Сказки Маджипура» / Tales of Majipoor (2013). Увы, пока на английском, ждем перевода. При локализации, я надеюсь, название все же поправят на Легенды или Сказания.

А ведь он и не забывал свою самую удачную вселенную и любовно выписывал следующие книги: «Горы Маджипура» / The Mountains of Majipoor (1995), «Волшебники Маджипура» / Sorcerers of Majipoor (1997), «Лорд Престимон» / Lord Prestimion (1999), «Король снов» / The King of Dreams (2001).

Не сказал бы что все эти книги плохи, но всё же первая трилогия получилась очень душевной, а вот остальные стали все более фундаментальны, углублены в прошлое, и стали похожи на Цикл “Дюны” Фрэнка Герберта . Но лучше всего начать с истоков, с того начинался Маджипур — с приключений, философии, познания мира и ярких людских характеров и судеб.

Ну, хватит пафоса и нагнетания мрачности, повеселю вас немного.

Долго думал, стоит ли упомянуть такое, но всё же решил что стоит, ибо все же лулз. Тогда книги эти в 90-е стали появляется повсеместно как серия книг “Иноземье”. Ну и у моего отца она была, так что и я причастился. Кстати так и с Тафом было. Не что бы я не вовремя их прочитал – книга взрослая, но и мне лет было 14, нормально прошло. Но дело не в этом. Каждый год нам тогда, в честь 8 марта и 23 февраля всем классам дарили книги – одинаковые, похожие по тематике. И по недогляду раздали именно эти – Хроники Маджипура и Замок Лорда Валентина. В прошлом году это был, в общем-то нормальный выбор – проверенный фантаст Айзек Азимов и его” Лаки Старр”. Но Сильверберг – другое дело. Ну можно же было догадается – полуголые девицы на обложке, хотя содержание более чем достойное, философское и фантастическое. Но суть не в этом.

Конечно же у меня первый вау-эффект давно прошел, хотя меня грело имя главного героя, хотя порой надмозги первоначально перевели это произведение как Замок Лорда Валентайна – хотя это была тогда бы английская фамилия, что неправильно. И конечно же, меня в этот день слегка поддразнили, что мол, книжка про меня. Я отмахивался и говорил с видом знатока: это фигня, зато там есть постельная сцена, по крайней мере, в Хрониках Маджипура – точно. Где, где, на какой странице? Я прикрываю глаза, припоминая, потом отвечаю – на 35. И вопрошающие бегут читать и ржут. Подходят другие, вроде бы даже девчонки и протягивает другую книгу, им достался уже Замок. А тут типа есть такое же? Я говорю: не повезло, только там, в Хрониках, хотя… тут вроде бы тоже есть, но попроще – вскользь, не так откровенно. И тоже называю страницу. Мда, день был веселым. Я тут ни причем вообще, сами учителя-организаторы надавали нам альтернативной фантастики… Да ладно, это были 90-е, к кроме того 7-8 класс… нормально. Вот как то так. Как я уже говорил, мне эти книги попали в руки на года-два раньше, и по значимости сильно на меня повлияла. Мне понравился этот мир. Вторая такая книга для меня была “Повелители Галактики” Эрнста Малышева и Зои Малышевой. От обеих книг за основу я кое-что взял на вооружение. Эти две книги очень сильно сформировали мой собственный мир.

Иллюстрации к книге делал художник Константин Комардин (не путать с более поздним Комардином), еще я узнал его  иллюстрации (часть рисовал именно он) в книге Иоганна Музеуса “Сказки о Рюбецале” – по манере рисования волос, и в частотности, по рисованию одежд и лат. Еще он нарисовал Лизамон Хультин весьма привлекательной, но порой  – особенно в Понтифексе Валентине – очень уж жилистой, когда как по книге это была массивная, толстоногая, чуть ли не валькирия амазонка, бой-баба. Наиболее точный образ – это Конан, но только женщина: гора мускулов, большой вес и рост, внушительная сила – и вместе с тем имевшая довольно добродушный (но порой могла вспылить) и прямолинейный характер. И вообще в серии “Иноземье” ряд художников неплохо так передали суть персонажей книг, когда как, по моему мнению, оригинальные американские художники нарисовали по своему, весьма отдаленно изобразив суть Маджипура, когда как Комардин – вот прямо как надо, в десятку.

Так или иначе, книги эти для меня и многих моих современников – своеобразная веха, конец эпохи, когда и к нам прорвалась годная хорошая зарубежная фантастика, а уж потом на этих ростках выросло и наше поколение, и новейшие (у нас уже были и Ефремов, и братья Стругацкие, и прочие) течения уже своей фантастики (и фэнтези). Этот цикл больше развлекательный, но он легче воспринимается, чем “Хроники Амбера” или “Дюна”, но тем не менее имеет свою философию и непередаваемый и в целом оригинальный стиль. К тому же несмотря на некоторую мрачность, судьбу и рок, книги стремятся к оптимизму и восстановлению справедливости, ведь сам герой цикла – Лорд Валентин старается быть дипломатом и человеком, прощающим своих недругов, а также решить конфликты миром. Это ценный посыл.

Добавить комментарий