Год Потопа. (The Year of the Flood; God’s Gardeners) Маргарет Этвуд. 2011.

Год потопа (более полное — Год потопа, Божьи Садовники) — так называется вторая книга Трилогии Беззумный Аддам. И снова автор вернулась к полюбившейся истории первой книги «Орикс и Коростель», после десятилетнего почти перерыва, написав ряд книг. Она собралась с духом, и с наколенными знаниями и переживаниями других своих книг, взялась и снова окунулась в мир Безводного Потопа.

Она повествует о жизни Садовников Господних или Вертоградарей, как они сами себя называют. По сути, это община людей отринувших цивилизацию, по духу гринписовцы и хиппи. Но все дело в том, что кроме них — безобидных и старающихся жить обособленно, есть и более радикальные течения, активные «зеленые», не чурающиеся биотерроризмом и пикетами, отрытыми протестами против властей.

Вертоградари же стараются приютить разных людей, ненавязчиво привить им свои идеи (вегетарианство, отвращение к убийству животных, знания и свое виденье мира), и никуда не лезущие, старающиеся избегать внимания властей и особенно Корпоративной полиции (ККБ). Там мы встречаем второстепенных героев из первой книги «Орикс и Коростель.» (Бернис, Аманда) и узнаем  о их взрослении и жизненном пути, вплоть до катастрофы.

И снова тот же прием — краткое упоминание состояния и дислокации в нынешнем мире, после Безводного потопа (Вертоградари его предрекали, но не знали когда он будет), далее припадаем к истокам, к началу истории, изредка возвращаясь в ненастоящее. Тут мы конечно же мельком видим и Джимми, и Гленна, тогда еще не бывшего Коростелем, но уже вынашивающего определенные идеи. Появляется и беглая мать Джимми (Кувалда). По конец книги появляется и сообщество Бззумный Аддам, хотя родоначальник этого движения как раз вышел из тихих и неагрессивных Вертоградарей. И как я уже упомянул, каждая из глав сопровождается стихами, сочиненными самой Маргарет Этвуд, хотя за основу она взяла стиль незабвенного Уильяма Блейка. Очень атмосферно получилось.

Я бы еще сказал, что получились очень «зеленые», «гринписовские» книги — по духу они действительно прививают эти идеи, но автор особо подчеркивает, что это идеи умеренных людей, безобидных, почти хиппи, что в мире книги есть и более экстремистские направления — те, которые идут на конфликт с государством и правлением — и безжалостно уничтожаются. Именно к таким примкнула мать Джимми и Бернис.

Честно говоря, половина книги идет неспешно — нас знакомят с жизнью общины, своеобразный быт и правила Вертоградарей иногда нас смешат, удивляют, озадачивают. В какой-то мере это интересно. Начинается все вообще с горестной жизни Тоби — столько на нее всего навались, что просто плакать хочется. Но попав к Вертоградарям ее жизнь немного налаживается. И как и Джимми, Тоби, в то же время, так же пытается выжить после апокалипсиса. Вторая героиня книги Рен также находится неподалеку — истории жизни ее и Тоби идут параллельно, разве что Рен более успешно устроилась и ей сильно повезло. Рядом с Рен росла и Аманда — уже тогда крайне яркая и независимая. И конечно же Рен и по своему воспринимает Джимми. Теперь мы видим Джимми ее глазами, с другой стороны.

Но во второй половине книги темп внезапно нарастает — надвигается катастрофа, начинаешь переживать за новых героев книги — удастся ли им выпутаться. А ведь повествование не дает ответа даже в начале — мы узнаем ситуацию, возвращаемся в прошлое, снова ныряем в настоящее — и дальше идет в ногу с персонажами, следим за их дальнейшей судьбой.

Самое смешное, что «Орикс и Коростель» кончается так, что мы не знаем, что же будет с Джимми. Так вот — вторая книга повествует ровно до этого момента, и едва немного описав сложившуюся ситуацию, заканчивается на самом интересном месте: теперь мы хотим знать и о дальнейшей судьбе не только Джимми, но и Аманды и остальных. Ну автор, ну интриганка! Снова респект!

Помните мозаику? А  теперь представьте, что у мозаики появились новые фрагменты — нет, они были и раньше, просто вторая книга словно бы по-новому осветила их, и на фоне первого плана вдруг солнцем озарился дальний лес. Снова меняется представление о картине — она становится полнее, объемнее. Дважды гениально! И грядет третий фон — небо. Третья книга трилогии — Беззумный Аддам, который вышел в августе 2015 года. Он даст полую, окончательную картину Безводного Потопа и его героев, взгляд с третьей стороны, со стороны сообщества Беззумного Аддама. Так по крайней мере задумывалось поначалу.

И странное совпадение, почти мистическое — я прочитал книгу «Орикс и Коростель», как-то еще раз перечитал, но так как книга всё же тяжелая и грустная, то я ее отложил на потом, чтобы еще раз перечитать. Прошло много времени, уехал я в середине августа на Юга, в Сочи. И тут, лежа на пляже, я вдруг вспомнил, как начинался «Орикс и Коростель» — с пляжа, на котором жил наш Джимми, Снежный человек. Мне захотелось перечитать, так сказать, в тех же условиях, закрепить материал книги (это так же, что в дождливую или ветреную погоду, соответствующую сюжету, читать или смотреть о похождениях героя и вживаться в образ). В новом Покетбуке этой книги с собой не было, да и читать такую серьезную и грустную книгу на отдыхе мне показалось неправильным. Я приехал домой, скачал «Орикс и Коростель», пока свежи воспоминания о ярком солнце и пляже и…  Оказалась, что давно есть продолжение — Год потопа! А что самое мистическое — именно тогда, когда я отдыхал, в августе 2015 выходит и последняя книга трилогии — Беззумный Аддам. Вот совпадение, я ведь случайно вспомнил о первой книге, вообще не знал о продолжении, ибо в моем преставлении книга «Орикс и Коростель» кончилась в общем-то логично и многозначительно.  Целом на нем можно было и закончить.

Самое интересное, что опубликовав свою первую книгу «Постижение» в 1985 году, канадская писательница Маргарет Этвуд написала вторую свою книгу — «Орикс и Коростель» после очень большого периода времени — в 2004 году. Проба пера, затишье — вторая книга, успех, и она начала писать, утвердилась, и написала ряд вполне интересных и самобытных книг.  И конечно же, она решила вернуться полюбившейся книге, которая так вдохновила ее, вознесла, и написать продолжение. Видимо, именно Орикс и Коростель вдохновили ее на дальнейшее. Книги ее заслуженно завоевали ряд премий.

Кроме того, канал HBO заинтересовался циклом книг Этвуд и хотел снять по нему сериал (как только будет завершена третья книга) — даже не знал тогда, радоваться или плакать. С одной стороны есть психологизм и внятный интересный сюжет, с другой актеров нужно подбирать очень точно. И самое главное — нельзя допускать отсебятины.

И тут же про третью часть – под конец Этвуд разочаровала меня, и думаю и фанатов – то ли ее торопили, то ли ей уже было плевать, но книга вышла совсем не о том – поверхностно и слабо. Ей интересней описать любовь сторонних персонажей, впихнуть еще немного информации из старого мира, вскользь очертив судьбу остальных и особенно Джимми. Мир погиб, а она нам про выживших, когда как интересней увидеть последнюю драму со стороны Коростеля, его выбор, его жизнь за кулисами. Фэйл. Не потому ли так ничего и не слышно про намечавшийся было сериал. Действительно, стоит ли начинать, если оригинал в конце споткнулся. Для меня же самой сильной и пронзительной, самодостаточной и законченной остается первая – Орикс и Коростель. Она кончилась так как нужно, как я ее закончил читать, так и остается, можно выкинуть все последующее и забыть. Пусть остается неопределенной судьба Джимми, а что до человечества – в этой книге оно уже почти умерло, пусть и судьба Детей Коростеля будет неопределенной, чем конкретизировать её. Полный слив – финал вообще писал ребенок – и это не шутка, просто Этвуд дала закончить словами научившегося писать Коростелёнка Черной бороды – ни это ли ростки новой катастрофы, уже новой расы, как оказалось способной вкусить яда (познания и осознания) старой? Пришли плохие дяди, что-то случилось, что-то произошло; мы ждем, чем все кончится. Эх, разочарование. Все же лучшая книга этой женщины-феминистки – это Орикс и Коростель: две другие хоть и самобытные, но не такое пронзительные. Но так или иначе, Орикса и Коростеля я еще не раз перечитаю, и вам советую. Это грустно, но и сильно одновременно, этого не отнимешь.

Мы про Ерёму, о нам про Фому – рассказали событие до Потопа, но легче от этого не стало, не то чего мы ждали. Не раскрыли что же случилось в период когда Глен был с Орикс, закулисную работу и игры группы Беззумного Аддама. Видимо поэтому и сериал посчитали нерентабельным – с таким-то куцым финалом…

Кстати, по другой её книге -“Исповедь служанки” вышел сериал, женщинам он “понравится” (угнетение женщин, кому это может понравится?), но в целом довольно своеобразный, но те такой сильный как хотелось бы. К сожалению идея автора что во многом виноваты мужчины, а страдают женщины – из книги в книгу повторяется, что видимо вытекает из личной жизни писательницы, что не могло не повлиять на все творчество автора. Вспоминаю другой “случай” – с Дином Кунцем, которому достался такой отец, который затмил всех Пеннивайзов по уровню страха для мальчика, и это чувствуется во его книгах.

Таким образом для меня осталась значимой первая книга – как она закончилась, так и будет. Серия закончена, пожалуй не было смысла продолжать, все уже сказано в первой книге. Кому надо путь потешат себя Ветроградарями, но по моему мнению, у Этвуд из всех книг Орикс и Корстель получилась случайно очень сильной и интересной, все остальное – так, мелочевка, своеобразные, тяжеловесные, тягучие и не очень удачные книги. Ну бывает, что человек всю жизнь творил халтуру, но для того чтобы случайно создав что-то сильное, оправдал бы свое серое творчество.

Добавить комментарий