Тёмная сторона луны (The Dark Side of the Moon) (1990).

– Дополнил статью после долгого периода, можете перечитать. Помог случай – вспомнил про жёлтые глаза как признак одержимости и вернулся к этой статье.

Ужасы, фантастика, боевик, чужастик, мистика, триллер, детектив.

Я знал, что в подходе к фильму есть некая чертовщина – вспоминая произведение “Дьявол и Даниел Уэбстер”, и сопоставив с тем что режиссером (и продюсером) этого фильма был некто Ди Джей Уэбстер. И это была его первая и последняя работа, если не считать клипов и видеороликов. Видимо это такое специальное проклятье Преисподней: выбирая тему для фильма с участием дьявола и ада, режиссер обрекает свой фильм на сложную, хромую судьбу – тот же Горизонт событий, про ад в космосе, тоже хоть и получился хорошим, но не полным – и противоречивым.
К сценарию приложили руку близнецы-сценаристы Чэд и Гэрри Хейсы – ответственные за фильмы, в том числе Заклятье (снова мистика). Музыка – Фил Дэвис.
Фильм сняли за сравнительно короткий срок – пару месяцев, с февраля по март, однако потом были досъемки в августе: но и в итоге – не больше трёх месяцев. Бюджет фильма – 1. 200 000.
Ещё запоминается, что сразу же при названии фильма играет мистическая, тревожная и щемяще-тоскливая мелодия – на фоне горящего адского пламени. Этакая безысходность сразу чувствуется – фильм же с весьма пессимистичным посылом.

…2022 год. Космический корабль, занимающийся ремонтом спутников, имеющих на своём вооружении ядерные заряды, теряет энергию и начинает дрейфовать к тёмной стороне луны. 22 год ещё не наступил, и у нас вероятно уже не будет на это период кораблей, которые были заявлены в далеком 1990-ом.

Что мне понравилось, так это смесь sci-fi и мистики (даже религии); довольно редкое сочетание, вспоминается только разве что “Горизонт событий.” По сути можно было ограничиться фильмом про бермудский треугольник и корабль в него заплывший (собственно довольно унылый фильм Бермудский треугольник), но нет, авторы перенесли чертовщину в космос – пожалуй, самая интересная идея. Хоть как-то разнообразили жанр, довольно шаблонный и клишированный по части моря и кораблей. То же “Море дьявола” унылее и  трэшовее.

Как бы мне не понравился в свое время этот фильм, начну с минусов. Они, как не прискорбно есть. Серая тёмная картинка, выглядит бедно, некая бюджетность присутствует. Очень все скромно; декорации, скафандры, есть важные для специалиста-космолога косяки фильма с герметизацией и переходом между двумя космическими кораблями. В целом фильм прост и наивен, небрежен. В фильме царит частый мрак, а если и есть свет, то он приглушенный. Однако местами это играет на атмосферу, тем более что есть отмазка, что по сценарию, прямо в начале фильма СпейсКор-1 теряет энергию и действует только автономка – аварийный запас энергии, кислорода на пару суток и постепенное снижение температуры. По сути, еще в начале, корабль уже умирает, что предает безысходности ситуации. Но так просто им умереть не дают. Вот почему так темно – авария. Но вспоминая Ностромо, там был контраст между тёмными коридорами и яркими, светлыми, просторными кабинами экипажа.

Было бы глупо жать обилия света от фильма “Тёмная сторона луны”. (+_+).

Заунывный диктор, добавляющий тоски и тягучести. Плюс – это божественный Леонид Володарский. Опять-таки это  иногда играет на атмосферу – растянутую и вязкую, доля пафоса и величия великого врага. Кому то понравится, кому-то нет. Лучше всего смотреть с оригинальной английской дорожкой и с субтитрами.

Еще минус озвучки Володарского – он чуть меняет построение фраз. Порой несет отсебятину, смысл сохраняется, но немного искаженно. Так же он игнорирует и не читает обьявления-предупреждения бортового ИИ-корабля ( и большую часть речи капитана “Тибериуса”в конце). Часто не успевает прочитать текст, чуть запаздывает, тормозит с озвучкой. В общем, он довольно топорно поработал над этим фильмом, добавив ему еще немного сумбурности. Но кто я такой, чтобы судить его?! Все равно он – бог озвучки. Ну не кассовый блокбастер переводил, чай – и так сойдет! Порой эти косяки превращаются в мемы-перлы, все эти прибавленные вдогонку фразы-окончания:

Володарский, пафосно: Да обратится он (рай) в прах… который я разотру ногами (тихо и неразборчиво, скомкано заканчивает) …в присусствии вашего создателя…

Начал за здравие кончил за упокой. Но я ценю эти огрехи, опять же уникальность озвучки и её косяки делают ее живой, что ли…

Это как с мемом” Ах ты, сукин сын, дерьмо собачье! Иди сюда ублюдок, мать твою…” и т.д. Никто почти не помнит название этого фильма, но все дословно помнят весь диалог. Так и тут, живенько и корявенько. Врезается в память. Так что и плюс и минус.

Экипаж СпейсКор-1.

Не мог отказать себе в удовольствии и разобрать персонажей по винтику, с точки зрения толкования и психологии.

Актеры неизвестные ноунеймы, играют по сути простых людей, в целом это неплохо и естественно; наподобие экипажа Ностромо, обывателей, не суперменов. Если  кого и можно узнать, то это сухопарого актера Джо Тёркила – кто помнит, он играл в “Бегущему по лезвию” главу корпорации, ну еще и в “Сиянии” Кинга.

Джо Тёркел передаёт привет! Занятно, что если в “Бегущем по лезвию” этот актёр играл доктора Элдона Тайрелла, то тут он играет роль Пакстона Уорнера, а до этого играл доктора Харму в ужастике со сходным названием – Сказки Тёмной стороны (1985). Тянуло старикана на Тёмную сторону…

Ещё на корабле есть андроид Лесли, по типу Эша из Чужого, но – во-первых это по внесшему виду баба в латексе, холодная и безэмоциональная, бледная и лаконичная (но губы накрашены красным, а в ушах серьги) – а во-вторых, это просто “обложка” для компьютерного интеллекта, так как установлена в кресле и вероятно к нему припаяна и не перемещается. Интересная находка фильма, этакий человекоподобный интерфейс, часть интерьера.

Экипаж полный набор. Практичный ученый-штурман Пакстон Уорнер, неуверенный старенький серенький капитан Флинн Хардинг, четкий дерзкий молодой чел номер два – Филипп Дженнингс. Молодой горячий главный герой – симпатяга и пытливый юноша Джайлс Стюарт. Его друг добродушный толстячок Дрейфус (этакий родственник\типаж а ля Денни де Вито), медик корабля.

Единственная женщина, не считая кибер-Лесли – обычная в общем-то симпатичная баба, вполне привлекательная. Немного стервозная и пугливая, но в сложившейся с ней ситуации это объяснимо. В целом, в фильме персонажи это короткие наброски, скетчи, без лишней раскрытости, просто чтобы были. С другой стороны, всё это не сверх-накручено и смотрится естественно.

Забавно, но когда дьявольский посланник подошел к бездушному компьютеру-андроиду Лесли, та соизволила его послать: Отвали от меня, гниль (motherfucker)! Ну, он её и расхерачил – обиделся или офигел просто, от неожиданности и наглости робо-бабы.

В целом роль андроида получилась камерная и даже криповая, но забавная на общем плане – пришел пообщался с ИИ-интерфейсом корабля – почти как с человеком, это куда лучше бездушной и далекой Матери на Ностромо!

Некоторые особенности персонажей.

Персонажей мало, также вспоминается экипаж Ностромо, но в целом каждому из персонажей привесили по одному ярлыку, да и внешне и по поведению угадываются типажи.

Филлип Дженнингс например, как актер, указан на первом месте, хотя играет явно второстепенную роль, а она у него человечная, но с душком, он немного плохиш и бунтарь.

Главный герой же Джайлс (Giles) явно тянет на паладина этого корабля  – модная прическа, смышленый, правильный, дотошный, заведомо храбрый и решительный герой. У него в титрах второе место – быть может героем первоначально назначили именно актера играющего Филиппа. Третьим идёт актер Блюменфильд. Остальные – вторичны. Кстати, симпатичная актриса Камилла Мор в других фильмах играет красоток, но тут снялась в роли андроидки Лесли. Криповато получилось…

Кудрявую каштанововолосую Алекс МаКинни играет тоже шотландка Венди МакДональд. А что, логично и правильно смотрится. Выглядит она правда замученной, с намечающимися мешками под глазами.

Носящий знаменитую еврейскую фамилию Дрейфус (образованного от названия немецкого города Дрей, плюс латинизм-окончание  – ус), и в миру той же нации – Блюменфильд. Опять-таки ничего не выдумывали, и этот персонаж заведомо вызывает симпатию и расположение.

Негров нет, зато есть как бы француз Майкл Си Готье – вообще все очень странно и четко получилось с актерами у этого фильма. А вот на Ностромо негр был!

Завязка.

Конечно же, закономерный закос под Ностромо из Чужих. Кстати, никакой компьютерной графики – лишь модельки космо-кораблей и фон. Выглядит хорошо даже сейчас.
Немного напоминает другой фильм примерно того же качества – “Море дьявола” – одержимостью, и пожалуй того же уровня съемки. В “Темной стороне луны” порой экономили на декорациях, отчего прибегали к частично удачному и испытанному методу тотального затемнения; вспомним съемки растолстевшего Марлона Брандо – в не менее тягучем и медитативном фильме “Апокалипсис сегодня”. Так и тут – полутьма, персонажи освещены, фоны нет. Отчасти это опять-таки играет на атмосферу, когда дьявольский посланник ходит и вещает – и реально страшно, словно бы в прятки играет с нами, а не с героями фильма. Вообще очень тёмные коридоры навевают тревогу и постоянное напряжение. Но, так или иначе, получилось атмосферно. Кстати, начальные кадры полета СпейсКор-1 уж очень вызывают дежа вю с полетом Ностромо.
Мне этот фильм очень зашёл. Тут нужно пояснить маленький нюанс. В детстве я не боялся “Крюгеров, вурдалаков и ведьм”. Если монстры были из сказки или фентезийного фильма – фигня, после такого ужастика я спал спокойно. А вот если монстр был из фантастики, сай-фая, как бы материалистический, возможный с точки зрения эволюции-науки, на которой я был взращен в советское время… Так вот, созданные на научной основе всякие пришельцы и мутанты меня пугали больше – после некоторых фантастических ужасов  я некоторое время не мог спать. Тот же Чужой был как раз из этого разряда. Редкий английский фильм “Куотермасс и скважина\колодец”(1967): тряпичные кузнечики-инопланетяне из тарелки, дешевка, но тогда было тревожно после просмотра. Или Поезд Ужаса\Страха (1972) – тоже, кстати, про перемещение антагониста из тела в тело – наивный ужастик, с опровергнутыми сейчас теориями, но идея свежая – и тоже про инопланетянина. И ужас многих советского времени – отвратный мутант из “Тайны долины змей” (плюс жуткая атмосферная музыка, от которой волосы шевелились на голове даже в эпизоде в конце фильма).
Так вот, тогда после этого фильма я тоже долго не спал. Это повлияло на мое мнение. Смотря этот фильм сейчас, конечно же замечаю то, чего не замечал ранее. Ради справедливости скажу сразу – фильм мрачный, растянутый, и заунывный. С другой стороны, часто фильмы раньше зачастую и были такими – классический Чужой тоже был изрядно растянут во времени (особенно это видно в режиссерской версии) и по сути своей медитативен. Так и тут – как бы нагнетается тягучая атмосфера – в плюс это или в минус, считайте сами. Я, пересматривая первый раз, честно смотрел целиком, но во второй и третий  просмотр перематывал на ключевые места. Они в фильме есть, и они же хоть немного окупают тянучку состоящую из промежуточных блужданий по кораблям.

 

Сюжет.

Как же без разборок.

Не хотелось бы спойлерить, но можете сначала найти комментарии, инфу, и посмотреть фильм, если есть желание. Для остальных не решивших смотреть фильм всё же кратко перескажу…

Идея гениальна, но проста, была вполне новой для  90-х  – фильм как раз 1990 года выпуска. Тогда были как раз на подъеме слухи про всякие НЛО, нечисть, Бермудский треугольник и пришельцев. Антагонист фильма – по крайней мере, аватара дьявола, не какой-нибудь демон или черт, а сам Князь тьмы, тот самый. Мутит тёмные дела, основав трассу, транзит – из бермудского треугольника на Земле некий коридор на аналогичный же треугольник, но уже на Луне. Как бы все то, что там утонуло и пропало на Земле – остовы кораблей, самолетов и прочего хлама – всего того, что есть в Бермудском треугольнике, принадлежит Ему.  Но в целом, всякий хлам типа железок его мало интересует, другое дело – это загубленные души, что попали в сферу его влияния.

Также гениально и то, что ад по версии фильма, находится на Луне, где всё мертво и безвоздушно – где ещё как не там складировать мёртвые души?! Таким образом, Земля – колыбель жизни, а конечная точка – Луна; мертвая, охлажденная поверхность (мёртвое тело).

Вообще план дьявола прост – накопить через свой приватный канал Земля-Луна много-много душ, обрести могущество равное богу (больше загубленных душ, отнятых  у бога – в итоге плюс к силе самого дьявола), и собственно победить его и испепелить рай. Просто и изящно, но займет пожалуй, ценную вечность… Вот так дьявол и развлекается, порой лично прикладывая руку к пропаже кораблей – так, мелочевка в сетях.

Очень темно и мрачно – что снаружи, что внутри кораблей.

Итак, космический корабль “СпейсКор-1” нашего экипажа попал в некий поток в космосе и теряет энергию. Вскоре в космосе был замечен корабль-призрак возникший через некоторое время  – шаттл из прошлого: как выясниться, это старый пропавший, между прочим, на Земле в 1992 году шаттл, так сказать товарищ по несчастью нашего СпейсКора-1. И как выясниться в дальнейшем, этот шаттл наполнен водорослями и морской водой, так как когда-то давно, с орбиты совершил посадку на воду, как раз видимо в районе Бермудского треугольника. В целом вся эта история туманна и противоречива, много неясного и загадочного, но о многом всё же догадаться можно. Зрителя неспешно и прямолинейно подводят к определенным  выводам.

Поначалу нас кратко знакомят с экипажем корабля, потом идут блуждания и изыскания на чужом корабле – острая необходимость снять с мертвого корабля микросхемы, и вообще всё, что пригодится для починки своего корабля, заставляют бродить по тёмному шаттлу, в результате находят тело некоего космонавта  – Майкла Джексона Си Готье (ох, лучше бы они нашли там именно Майкла Джексона, отплясывающего лунную походку, пока шаттл дрейфует к луне). В общем, начинается хрень. Далее с середины фильма начинается собственно ужасы и триллер.

Дай ему мудрость сосчитать все мои имена…

Самый, пожалуй, атмосферный  момент – тёмная сущность в теле космонавта Готье. Усами немного похож на Фредди Меркюьри. Желтые глаза (как и в “Море Дьявола” это знак одержимости); могучий, как бы свыше, его голос из тьмы; он вещает, отсылая нас к библейским мотивам. Антагонист то появляется, то пропадает во тьме, пугая оставшуюся с ним один на один в лазарете Алекс.

The Show Must Go On…
Тело за каким то фигом тащат в лазарет, где оно оживает. Ожидаемо гаснет свет. Оставшись в тёмном лазарете один на один с Алекс, он ставит её на колени, расстегивает ширинку… а нет, просто распахивает комбинезон и из его пуза появляется окровавленное лицо в обрамлении кишок. Туда то он и тычет заловленных людей головой или лицом – а после чего эта сущность переходит в пузо жертвы. Необычный подход, этакий дьявол, мистическо-биологический, как бы с точки зрения науки. Это я тоже отметил.
То есть, фильм затрагивает вроде как религиозную тему, но поясняет всё это и рациональным, научным подходом: Сатана есть, но о у него есть рациональный план, и своя система. Никакого адского огня и рогов, лишь простая арифметика – чем то этот счёт загубленных душ напоминает ставший уже даже классическим Корабль-призрак, где агент ада набирал из душ свою квоту.
Какой то библиологический дьявол попался.

“Наконец, настал Судный день для вас всех! Теперь ты принадлежишь мне!“ (Are belong to us!) – получилось почти как All your base are belong to us!

“Дай ему мудрость сосчитать все мои имена…” –  думаю, намек более чем прозрачен, разве что “имя нам Легион!” не добавил…

Второй эпизод не менее эффектен  и предсказуем – одержимая Алекс заманивает аки суккуб неизвестного нам члена экипажа в свои сети и снова, по цепочке дьявольская сущность меняет “хоста.”

“Ты ослаб и теперь твоя душа принадлежит мне! Навсегда!” – неплохая конкуренция колдуну-каратисту Шан Цунгу в плане пафосных фраз.

Вторая половина фильма – своеобразный детектив, когда нарастает паранойя и недоверие друг к другу между членами экипажа. Итак, противостояние с тёмной мистической сущностью на борту корабля, детективная часть, где все не знают, что случилось и чего ждать – и друг от друга в том числе.

Напомнило этой ситуацией фильм “Нечто”. Что мне особо понравилось – по сути каждый из актеров немного да взял на отыгрыш роль пафосного дьявола – то у него женское лицо, то лицо мужчины, еще одного. Для разнообразия третья такая одержимая оболочка светит желтыми глазами из тьмы, почти не показывая лица – тоже страшновато получилось. Изворачивались операторы как могли. Так что у некоторых актеров было в фильме по две роли – нормальная и одержимая дьявольской сущностью форма. Сразу же негатив и недоверие вызывает резкий-дерзкий несдержанный Дженнингс, а доверие – дружелюбный толстячок-медик Дрейфус, и Пакстон – рассудительный и вежливый штурман. Капитан – старый пенсионер, его сливают очень быстро. Ни рыба не мясо, куда уж ему даже до капитана Ностромо Далласа… Староват он для такого дерьма…

Потом Джайлс мечется туда-сюда, ему старается помочь друг-медик. Одержимый находится, переигрывает всех (делая финт ушами – по сути это спойлер, смотрите у кого уши торчат), погибает агрессивный, но в целом невинный человек, который просто старался защитить себя, разрешить ситуацию; он так же хотел выжить и не доверял остальным. В этой драме тоже есть хороший психологизм, мне это тоже понравилось. Дрались два человека, каждый из которых думал что сражается со злодеем. А точку поставил третейский судья, самый безобидный человек на корабле.

Джайлс остается с верным другом Дрейфусом и ружье, вывешенное в начале, выстреливает – эпизод со сливками. Еще до этого Джайлс и так был на взводе, параноит, все равно подозревает, что все еще не кончилось, а этот эпизод развеивает последние сомнения. Одним словом он по одной особенности “раскалывает” притворщика и предпринимает меры.

И далее последняя самая пафосная сцена. Противостояние уже почти победившего Дьявола и жалкого, но несломленного человека, буквально лицом к лицу. Бог не заступился за него, Джайлса. Дьявол все также пафосно вещает, повергает на колени Стюарта, но тот встает с пола, несгибаемый и выкладывает последний козырь. Джайлс пошел против всемогущего Дьявола, сделал выбор: пожертвовал собой, в надежде захватить с собой инфернального злодея, так сказать, отправил дьявола к черту! Опять-таки вспоминаем самоуничтожение Ностромо, но в этом эпизоде больше драматизма, чем там.

В таком ключе у нашего ГГ есть все шансы попасть в рай : пожертвовал собой, да ещё и попытался остановиться дьявола. Однако, этого было мало и дьявол взялся за старое.

У тебя был выбор… У всех есть выбор!

«Да, выбор есть. Может быть, я еще смогу уничтожить тебя, но если на то воля Божья…ты понял? … увидимся в аду!»

Напоследок Дьяволу спутали все карты, попалась храбрая душа… Победа? Как бы ни так… Глупо было надеяться уничтожить физически всесильное, не материальное зло. Но Джайлс хоть попытался.

Как говорилось в начальном ролике M&M VI (RPG): “Власть дьявола безгранична, если уже столько миров склонились перед ним…”

Злая ирония, все идёт как задумано, и пропажа СпейсКор-1 – это еще одно судно в цепочке пропавших и еще будущих пропадать в дальнейшем…

Как я уже говорил, фильм довольно пессимистичен. И не мудрено – где уж человекам противостоять могучему дьяволу, если с ним может сравниться лишь бог, который существует наряду с ним. Кстати, открытая тема – если обнаружилось по фильму, что есть дьявол – то и бог есть, но вот где он?

Дьявольский трафик функционирует, и очередной невольный скиталец взывает о помощи:

…SOS…SOS…Говорит капитан корабля Тибериус, мы потеряли управление, дрейфуем к Луне…SOS… SOS…

И все это на фоне далекой Земли, а на безжизненной поверхности Луны лежат все те судна, корабли, фрегаты и самолеты, которые ранее пропали в Бермудском треугольнике. Очень сильный финал, и не менее сильный, циничный и грустный эпилог. Аж до мурашек.

Вот именно этими эпизодами мне фильм и понравился. Ряд идей выбивался из серого повествования, но общее исполнение фильма, вышедшего кстати, сразу на кассетах и DVD – минуя кинотеатры; несмелый осторожный сценарий картины, все это превратило “Тёмную сторону луны” в посредственный фильм категории B – в общем, как фильм назвали, там он и оказался… На тёмной стороне Луны. Хотя некоторые фишки этого фильма сделали бы честь и добротному ужастику первой величины.

Мелочи и интересности.

Ранний намёк на то, что Пакстон не прочь насчёт шашней с Алекс. Но той конечно неприятно такое внимание.
Главная фишка этого фильма – привязка к герметическим реалиям. Вообще то я только по Каббале спец… На это меня натолкнул эпизод из фильма Доля секунды – там был монстр из глубин мутных вод Лондона, он часто чертил на месте убийства треугольник в круге – и знак Скорпиона; так он оставлял послание для детектива Стоуна, ибо тот как раз был по Гороскопу Скорпионом, а треугольник – знак силы и воды. Ещё он умудрился начертить этот знак аж на груди напарника Стоуна – а живот это и есть абдоминальная область, олицетворяющую Деву, Рака… и Скорпиона! Так и тут, в этом фильме: Бермудский треугольник, раны на животах жертв – перевернутый треугольник (тригон воды). Таким образом тут смешивается три субстанции – вода, (не забываем про морскую воду на шаттле), холод и тьма, ибо при присутствии дьявольской сущности в фильме обычно и царит темнота. Может быть ещё и плоть и кровь, как пространство внутри треугольника, ибо именно в плотских телах людей дьявол и селиться на время. В общем, на редкость любопытная система, да ещё и в космическом ужастике, это не проговаривается напрямую, но угадывается, если всё сопоставить.
Тема треугольника, собственно Бермудского, в фильме сообо часто возникает. И рана в животах жертв туда же.

Библейский же подход к распределению ролей: верование, что женщина это источник греха: как правило, мужчина это убийца, женщина – искусительница. Необычный метод обращения путем засовывания в свой распоротый живот (где видимо, обитает кровавое лицо из кишок, плотская сущность дьявола) голову человека. А если этот так тогда как эта рожа перебирается из головы следующего “хоста” в его живот. Фильм таких ответов не дает, сам процесс показан намеренно сумбурно.

Таким образом, при осмотре нужно было смотреть на пузо всех подозреваемых, на предмет “синдрома харакири.” Впрочем, одержимый мог успеть сменить одежду. Помните метод обнаружения Кукловодов Ханлайна?

Фильм есть на YouTube с озвучкой Леонида Володарского. Странно, но когда я смотрел этот фильм, был еще какой-то перевод, отличный от этого. Там как раз была переведены послания ИИ-корабля и призыв о помощи с борта Тибериуса. По крайней мере помню последнюю фразу по другому:

“У тебя был выбор! У всех у вас был выбор!

Нет, у меня ещё есть выбор. Может быть, я не могу уничтожить тебя, но если будет на то воля Божья, то пусть так и будет. Если же нет…то увидимся в аду!”

Немного притянут за уши основной твист с Бермудским треугольником – ряд цифр взятых с потолка, так или иначе на каждом из углов треугольника образуют 6, так что в сумме получается число Зверя- 666. Интересно то, что ранее пропало 665 кораблей, а СпейсКор-1 будет 666-ым по счету, типа завершая  сбор. Однако судя по продолжению сбора, на примере последующего Тибериуса (Тиберия), это будет уже 667-ой. Или дьявол решил дотянуть до 6666 или вообще Over 9000? Если так, то в этом есть смысл, ведь нужно набрать очень много душ, чтобы сокрушить рай, а полу тысячей тут не обойдешься…

Я тут подумал, и выявил ещё один косяк – Земля-то вращается, и не всегда же Бермудский треугольник обращен к Луне, а значит, канал с планеты на спутник не всегда есть, или как-то так. В фильме указан финальный пункт назначения\прибытия погибших кораблей и прочего – квадрат на тёмной стороне Луны – 40-B.

Личное оружие на СпейсКор-1 – вещь спорная: огнестрел, да еще и автоматический, на борту; а вдруг кто даст очередь в иллюминатор? Хотя там обычно на шаттлах ударопрочные стекла ставят, которые мелкие осколки метеоритов держат, типа того… В любом случае, автоматическая винтовки в фильме – это австрийская булл-пап штурмовая винтовка с 1.5-кратным прицелом (в фильме к нему ещё и фонарик прикручен и удлинен ствол) Stayer AUG калибра 5.56. Тогда эта винтовка выглядела футуристично и многим казалась чуть ли не бластером. Авторы посчитали, что для космоса она – самое то.

Но обычно максимум оружия на борту – пистолет у капитана, может быть ещё у кого одного, но и это было бы спорно – воевать с пришельцами, что ли; или друг с другом, брать на абордаж другой шаттл или станцию? А так такой даже однотипный арсенал на шаттле выглядел избыточным.

Скафандры скорее не для космоса а для подводной работы. Кстати о воде. Морская вода в космическом корабле  – гениален автор или безумен – судить вам. В любом случае, это необычно и смотрится как  сбивающая с толку и настораживающая деталь ужастика.

Кстати, едва наши ребята вступили на борт шаттла, ещё до обнаружения морских водорослей, нам показали рыбий скелетик на полу – откуда, зачем? А потом будет и морская вода и водоросли, а также инфа о том, что шаттл затонул ещё за Земле, но черте почему сейчас дрейфует в космосе.

Деталь, от которой уже тогда должны были зашевелиться волосы на голове у членов экипажа СпейсКор-1: если шаттл пропал на Земле ещё в 90-ые прошлого века, то почему труп Готье в такой сохранности, тем более что он подвергся воздействию морской воды – нет разложения и прочего?! Возможно, действует какая то консервация объектов во время транспортировки. Ещё на шаттле остался воздух и энергия, что совсем уж жутковато-непонятно.
Низкая бюджетность фильма наложила отпечаток и на грим, то есть как раз его отсутствие – ограничились лишь лимонно-желтыми линзами для глаз. Впрочем, в сочетании с наступающей темнотой, которая также была фишкой дьявола в этом фильме, его звериные глаза у одержимых им, смотрятся отлично.
В фильм есть несколько обманок:
Джайлс атакует некого червя, но это оказывается лишь оторвавшийся шланг.
Кто-то убивает на шаттле кэпа Флинна, и садит его на крюк. Это сделала ещё одна сатанинская сущность? – ибо одержимая Алекс была тогда на другом корабле, как и труп того же Готье. Не особо продуманный сюжетный ход, да и кэпа слили как-то бездарно и внезапно.
В этот момент возникает легкое дежа вю от Чужого – капли крови на полу, перед тем как вниз свалиться тело Готье.
На самом деле, фильм отчасти повторяет сценарий классического Чужого: корабль команды ломается и потом встречает чужой корабль, с которого проникает “зараза”, мистическая угроза; потом в середине фильма кэп корабля делает в одиночку с оружием вылазку, но погибает (как Даллас). Потом идут метания по коридорам корабля, и казалось бы когда всё кончено, но есть эпилог (ГГ и главный антагонист лицом к лицу), расставляющий все точки над i.
Филипп расправляется с одержимым и бежит дальше, но оказывается, что одержимый лишь притворился мертвым – а в итоге все подозрения в одержимости пали на Филиппа, та к тому же он пал от рук ещё одного хоста дьявола, успевшего перескочить в новое тело.
Вроде норм человек, а потом – ап! И уже осатанел…
Этому способствует и то, что первое время одержимый имеет обычные глаза, но когда сущность внутри человека проявляется, то они желтеют – то есть, поначалу ты даже не заподозрить неладное, и выявить кто есть кто нельзя, пока сама сущность не захочет проявить себя! Именно так Алекс и обманула зашедшего к ней в лазарет посетителя. Потом ещё одна обманка – первым возле лазарета находят ошарашенного Дженнингса, а другой в этот момент пришел издалека и типа не при чем.
Ранее, когда Готье вырубил Алекс, то он успел скинуть комбинезон и переодеться в больничную сорочку и лечь на мед.стол – хотя времени для этого у него было мало, до того как прибежит встревоженный Джайлс. Но тут уж силы дьявола могут что угодно сделать, особо не придерешься. Ещё момент – всё самое важное происходит всегда в темноте, по традиции, когда сила дьявола особо сильна.
Кстати, твист с тем, что Дрейфусу теперь, скажем так, плевать на аллергию на молочное, уже был сломан тем, что ранее нам показали как к нему подступил последний одержимый – нам лишь дают напрячься за не знающего этого ГГ. То есть сценарий довольно закручен, есть клише – да, но всё же, интрига есть.
Если глядеть ос стороны, то люди и дьявол словно ведут игру в карты: дьявол кидает кидает карту за картой, меняет их и тасует – люди тоже ведут ходы, но когда карта дьявола вроде бы побита последним козырем ГГ, у него всё ещё остается козырь на руках, примерно так.

В связи с тем, что в фильме творится чертовщина, бога тоже поминают – когда медик хлебнул кофе со сливками, то помянул Христа. Далее, перед тем как пойти дальше в недра мёртвого шаттла кэп корабля перекрестился. На шее мёртвого Майкла Готье был серебряный крестик. Также, короткий диалог перед самым концом, где Джайлс упрекает друга в том, что тот начал молиться:
– Вера не поможет!
И в целом, в конце, сам же дьявол отметил, что Джайлс как-то во всё это не верит, а когда он усомнился, то также стал более доступен для дьявола, его душа стала уязвима. Печально и то,что в вотчине дьявола, среди мёртвого космоса, бог действительно не помог даже тем, кто в него верил: набожному доктору Дрейфусу; и Готье, с его нательным крестиком.
Экипаж мёртвого найденного в космосе шаттла также оставил после себя память.

Я к тому, что даже если фильм и смотрится как полу-трэш, любовь к мелким деталям и выставленных парочке “чеховских ружей” всё же выдаёт старание сделать фильм лучше, но когда средств мало, это чувствуется. Постановка и свет в фильме хороши – которые если вы смотрите тёмную версию, а не более современную и яркую – оценить сложнее. У меня была возможность использовать кадры из новой версии, но я выбрал ту, которую я видел тогда. Но для примера влепил пару-тройку из более качественной версии – для сравнения. Скажем так, в тёмной невнятной версии сохраняется дух VHS, темнота прям сгущается, а вот более новая-улучшенная версия выглядит более лампово и стандартно, что ли. Впрочем, выбирать вам.

Итог.

Тёмные коридоры – и там где ещё немного светло. Джайлс: -Видишь рыжего корабельного кота? -Нет… – И я не вижу – а он должен был быть, по канонам…

Бывало и хуже, например фильм категории уже скорее С, проигрывающий этому фильму по всем параметрам: “Тёмный лес”, космический трэш из трэшаков. В этом же фильме есть светлые идеи, понятый и четкий посыл противостояния злу, простая и немудреная игра актеров, неплохие но серые декорации – но опять-таки есть мрачность и атмосферность, психологизм. Есть и минусы и мелкие недочеты, но они пришли со своим временем – все-таки это были мрачные 90-ые.

Много пафоса со стороны дьявольских сил, когда как экипаж выдает вполне обыденные эмоции, страхи и переживания – да к тому же они то мёрзнут то потеют. Паранойя, страх погибнуть в космосе, безысходность, нарастающие со временем. Боюсь что перехвалил этот фильм, но не разобрать его так подробно я не мог. Наверняка у любого киномана есть такой же  фильм, который сейчас смотрится нелепо, но тогда…ностальгия. Тот же “Заклятие долины змей” шел на ура, да и сейчас неплох…

Я считаю Тёмную сторону Луны своеобразным ранним братом фильма Сквозь горизонт. Почти все то же самое: чертовщина в космосе, шаблонные члены экипажа – почти не раскрытые, есть жуткие сцены и атмосфера, но чего-то не хватало для полной успешности.  А про разницу в бюджетах и говорить не стоит. Тот же «Горизонт событий» был более богатым на бюджет и декорации, но и он не стал успешным в плане проката.

Этот фильм собрал по кусам многое из других фильмов. Посудите сами. Чужой+Нечто – учитывая биологическую суть дьявола, и переселение этой сути из человека к человек (опять же паранойя и агрессия между членами экипажа) – ещё вспоминается Князь Тьмы Карпентера со схожей атмосферной. Далее – раз уж недавно разбирал фильм со схожей судьбой: тёмный, стильный, но недооцененный и бюджетный – Доля секунды, то и у него есть нечто общее, к тому же почти те же годы выпуска: мотивы некой сущности поглощающей души, роль треугольника, тригона воды, узкие и тёмные, залитые водой пространства. Общая тема конца 80-ых, начала 90-ых: тема дьявольских сил и Бермудского треугольника (ну НЛО там или ещё что, популярное тогда).

Что меня порадовало: несмотря на схожесть с “Чужим”, по сути, фильм немного изменил фабулу, а то и так связка чужой\монстр на корабле (даже Лепрекон 4 этого не избежал) уже тогда была заезжена, просто Ридли Скотт снял на редкость сбалансированное кино, ну еще ему повезло, что все совпало.

Других фильмов кроме “Чужого” про космических тварей и без того было множество. Тут же добавили древнего врага человеческого, мистики и библейских мотивов. Получилось немного похоже на Карпентеровский фильм “Князь Тьмы” – откровенно слабенький для его уровня фильм, но тем не менее атмосферный и мрачный, хотя то же “Нечто” да и “В пасти безумия” намного круче.

Переселение из тела в тело – еще один фильм, такой же направленности – “Жизненная сила”(1985). Пожалуй, в дальнейшем напишу и про него, но чисто ради лулзов и очень кратко. Люблю противоречивые фильмы, авторы старались, выходит не трэшак, не самый плохой фильм, но все равно противоречивый и не очень успешный, несмотря на свежие идеи и исполнение. Тот же “Реаниматор” – почти трэшак, но чем-то зацепил некоторых и стал более популярным, чем его собратья…

Неидеальный, но атмосферный, затянутый и неоднозначный фильм – меня очень зацепил, может быть, то время в котором я его смотрел, в детстве, он был очень крут  и сильно мне врезался в память. Опять же, он немного отличается от обычных чужастиков, хотя бы выбором мистической стороны, да ещё и извечного врага человечества в антагонистах.

Этот полюбившийся мне фильм занял то же место очаровательного, необычного и креативного бреда; наряду с “Долей секунды”, в моей коллекции необычный мистических фильмов. Хоть убейте, но мне нравится этот фильм, при всём его пессимизме и какой-то несправедливости и хрупкости людских судеб, которые и без дьявола могут попасть в беду и дрейфовать к своей гибели. С одной стороны явный закос под Чужого – с другой стороны довольно оригинальная идея дьявольского канала с Земли на Луну. Вышло атмосферно пусть и и изрядно мрачновато.

Для кого-то иного он будет пустышкой, проходняком, так что я посвящаю в этот раз этот обзорчик фильма не новому, молодому поколению, а олдфагам – вдруг кто еще помнит этот довольно редкий фильм и понастольгирует.

Добавить комментарий