Phantasm I-V (Фантазм 1-5) 1979 -2016. Длинный старик и его летающие шары.

Хронология серии:

Фантазм (Phantasm, 1979), Фантазм 2 (Phantasm II, 1988), Фантазм 3: Повелитель мёртвых (Phantasm III: Lord of the Dead, 1994), Фантазм 4: Забвение (Phantasm IV: OblIvion, 1998), Фантазм 5: Уничтожитель (Phantasm V: Ravager, 2016).

Практически в конце 70-х, начале 80-х взяла начало тогда еще трилогия Дона Коскарелли, который и прославился этой линейкой фильмов. Были у него и другие, но не столь знаменитые – но их было немного, кажется два. Что же до качества его фильмов, то он балансировал на грани трэша, и самобытного фильма ужасов – с толикой черного юмора и мистики. Спасало положение то, что тогда все новые идеи были на ура, а сама задумка про летающие шары, карликов, мертвецов и таинственного хранителя кладбища (Верзилы) была оригинальна. Она и сейчас неплохо смотрится, главное – автор проработал свою вселенную, обозначил детали и ее узнаваемость, специфичность, оригинальность, но одновременно старался не раскрывать многого из уже известного. Три части появились с 80-х ро 2000-ые. Потом вроде бы франшиза заглохла, но через некоторое время появилась очередная попытка продолжить угасшую было серию Фантазма.

Вышла в 1998 году неоднозначная четвертая часть – Забвение (Oblivion). Она немного приоткрыла завесу тайны, поведав нам о том, что Верзила в самом начале пути был простым исследователем-ученым Джебедайей (Jebediah), который однажды изобрел механические врата-портал – и шагнул через них. Так пропал долговязый чудаковатый ученый, и на Землю вернулся уже Верзила. “Забвение” тоже не дает прямых ответов, и даже пытается откупиться от зрителей своей трактовкой. Если проанализировать концовку, то нам стараются туманно намекнуть, что Майку все это привиделось, приснилось, ведь в психиатрии есть термин фантазм – нечто вроде ложных воспоминаний, фантастических и иллюзорно-бредовых, но человек ими обладающий, верит, что они действительно с ним произошли – по крайней мере, у него в голове. Но такой ответ зрителей снова не устроил – хотя можно было бы принять и такой финал.

И наконец, так сказать еще один фанат, взяв в продюсеры Коскарелли доснял вполне приемлемый финал франшизы. Неоднозначный, да. Фильм словно бы повторяет все то, что мы видели ранее. Чувствуется что автор другой, дух серии поддерживается, но уже что-то не то. Бюджета мало – а когда он был большим? Так или иначе, линейка закачивается.

Концовка может быть и спорная, но всё же сильная – в одно время Рэджи замученный болезнью и якобы галлюцинациями умирает в присутствии двух своих лучших друзей – постаревших Майка и Джоди Пирсонов на больничной койке. И одновременно он устало отдыхает в машине уносящейся вдаль, в сопровождении тех же Майка и его брата – но уже в другом мире. Понимайте как хотите. Попутно показывают кадры, каким был Рэджи и остальные в разное время – совсем молодыми, зрелыми и теперешними. Ностальгия пробивает от воспоминаний как о персонажах, так и о актерах их играющих – какими они были раньше и постепенно взрослели, старились. Очень сильная сцена. А Реджинальд Бэннистер в старости стал напоминать немного актера Патрика Стюарта.

С одной стороны мы явно не этого ждали – а чего, многие будут недовольны таким сливом. Но по факту, эту затянувшуюся франшизу нужно было как-то заканчивать. По сути она должна была закончится еще в 2000-х, но специфика того времени была в том, что каждая серия рассчитывала на продолжение и заканчивалась на самом интригующем и критическом для героев картины месте. Так что затянули серию, растянули, но в конце концов закончили – как могли.

Но подумайте – фактически Фантазм все сказал еще в третьей части, затянутая четвертая – это попытка возродить серию, реанимировать труп, а пятая – ставит точку, запоздалую, но всё же точку, завершающую картину. Серия могла бы остаться незавершенной, но так или иначе последнюю главу всё же дописали… Дела нужно доделывать. И это тоже показатель – фанатам не давало покоя то, что серия не завершена, а значит, своеобразная популярность у Фантазма была, культовость, многим бы хотелось продолжения, или даже бесконечной череды новых и новых серий.

Вспомним “Кошмар на улице Вязов” и в особенности – “Восставшие из ада”. Чем дальше, тем дальше мимо темы. Последние так вообще развернулись на франшизе, по сути все сказавшей еще в первой части. Мусолили, переигрывали, меняли жанр, разные режиссеры пытались придумать что-то новое, но суть не менялась – рассказ Клайва Баркера охватывал первый фильм, все дальнейшие серии были фантазии режиссеров. Хотя мне понравилось то, что Пинхэда разделили и показали, каким он был человеком, до обретения инфернального облика – плюгавый ушастый английский офицер, рассудительный, но запутавшийся по жизни, в результате поисков обретший извращенное, мистическое предназначение – так сказать, адский палач на выезде. Кроме того, удалось таки показать собственно актера Дага Брэдли играющего мрачного Пинхэда, так сказать, вживую, без грима – а то когда он был не в образе, актера спрашивали: а ты кто такой вообще?

Вернемся к Фантазму – остановимся на пятой части и смиримся с завершением. Франшизу завершили, это тянулись долгие почти 30 лет. Умер Ангус Скримм – это уже практически ставило крест на продолжении.

Основные факты о Высоком человеке, особенности.

Верзила, Высокий человек, Длинный, Высокий, Громила, Гробовщик или просто Tallman.

Высокий Человек жил в XIX веке и скорее всего был своеобразным ученым-исследователем и философом, кроме того что был могильщиком, носил старинное имя Джебедайя и фамилию Морнингсайд. В итоге он сконструировал механический аппарат, который позволил ему путешествовать в другие измерения. Пройдя через портал в первый раз, Джебедайя вскоре вернулся в свою реальность изменённым, необратимо превратившимся в существо, более известное как Высокий Человек. Далее он продолжил работать гробовщиком, хоронить трупы, а под шумок и взаимодействовать с тем миром, из которого он вышел Верзилой – отсылать туда тела. Город, кстати, так и называется, видимо в его честь – Морнингсайд. Мы видим это в первой части, когда показывают табличку с названием города.

Нужно сказать, что в первой части больше все же мистики, чем научной фантастики; например, когда Майк нашел фотографии мрачного гробовщика в хрониках XIX века этого города, то тот на них оживает. Подобное делало другое древнее существо, которое известно как клоун Пеннивайз и Оно Стивена Кинга. В обеих случаях наличествует сплав как научной фантастики, логического происхождения существа (пришелец из космоса или иного измерения), так и мистические черты, позволяющие антагонисту творить необъяснимые и пугающие вещи, например оживлять мертвых.

Всегда одет в строгий чёрный костюм, что характерно для гробовщика. У него длинные, почти до плеч волосы: в XIX веке; в первой части, они темные, а далее с проседью, потом совсем седые. Говорит очень мало, но всегда четко и веско, используя в основном мимику — чаще всего, приподнимая одну бровь и непередаваемо ухмыляясь — это стало одной из узнаваемых фишек этого персонажа. Голос под стать виду – скрипучий, мощный. Неудивительно, потому что актер кроме съемок в кино подрабатывал на озвучке, подобно талантливейшему “Голосу Сарумана” Кристоферу Ли – еще одному замечательному высокому старикану с харизматичной внешностью и запоминающимся мощным голосом. Ныне они оба в лучшем мире.

Высокий Человек обладает нечеловеческой силой и живучестью: в первой части запросто ворочал гроб, неся его одной рукой. Как минус довольно неспешен, хотя в первой части вполне проворен, когда ловил Майка. Может развить широкий быстрый шаг, но все равно по законам жанра не может догнать героев картины. С другой стороны, в некоторых случаях может буквально телепортироваться, оказываться в местах, где его не ждут. В любом случае манипулирует пространством и расстоянием – и ещё фишка, сами фильм как бы намекает про переход сна в реальность и наоборот, так что Верзила может и это. Кроме этого обладает еще некоторыми мистическими чертами: владеет телекинезом, контролируя объекты и людей при помощи разума. Его отрубленные конечности и органы не умирают, а трансформируются в насекомоподобные хищные существа, автономные от основного тела-источника. Закачивает в жертвы желтую кровь\жижу, и если его ранить, так же кровоточит ею же. Можно предположить, что это своеобразный консервант, создающий подобие кровообращения и сохраняющий тело от распада.

Практически всегда Высокого Человека сопровождают другие существа, в частности воскресшие люди, попросту мертвяки, скукоженные они же – в виде карликов. Главными приспешниками Высокого Человека являются именно карлики, хотя многое он старается сделать сам, в частности решить проблему устранения людей узнавший его секреты. Можно предположить, что он отсылает трупы в другой мир, а в другом измерении под воздействием жара и высокой гравитации они услыхали, а потом он снова призывал их к себе. Вполне возможно, что часть карликов все же транзитом уходила в тот мир окончательно. Несмотря на свои размеры, карлики — также известные как Согладатаи, шпионы, наблюдающие (Lurkers), довольно многочисленны, сильны и выносливы, компенсируя этим свой малый рост и нерасторопность. Кроме того, Верзила использует летающие металлические сферы под названием Стражи или Часовые, а еще точнее – Патрульные (Sentinels). Что они и делают – патрулируют местность в поисках жертвы-нарушителя. Эти сферы прячут внутри себя различные виды оружия: лезвия, дрели, сверла лазеры и циркулярные пилы (а если честно, то это инопланетный мульти-тул – есть всё, да еще и соковыжималка встроена (+_+)). Они являются знаковым оружием Высокого Человека, нередко оказываются у него под рукой и он их направляет на врагов. Сферы также содержат внутри мозги извлеченные из людей\карликов. Вообще поисково-охотничья программа сфер заставляет их искать жертву, человека и впиваться в его голову. Однажды такой шарик впился в лоб как приспешнику-человеку Верзилы, так и самому Высокому человеку, но он его сокрушил, смял и выкинул. Это показывает что, во-первых, у сфер отсутствует функция распознавания свой-чужой, а во вторых, как их хозяин Верзила мало подвержен угрозе со стороны своих же творений.

Хотя Высокий Человек традиционно уничтожается в каждой серии, но возвращается через некоторые время. Ему можно нанести вред и следовательно, остановить – хотя бы на время. Одно из его слабых мест – холод, на это давался намек в первой части. В третьей это было проверено. Хотя при таких температурах кто угодно замерзнет, однако это не остановило его надолго.

Если вспомнить, куда он телепортирует трупы\карликов (их низкий рост был обусловлен высокой силой притяжения “красной планеты”, куда их пересылали; им в такой форме было легче работать там), то это похожее на ад место – параллельная реальность с очень высокой температурой и апокалипсическим окружением – то логично было поместить его в противоположную среду. Как выясняется в третьей части внутри его головы помещена особая, я бы даже сказал элитная золотая сфера.

Хотя обычно сфер очень мало, под конец третьей части оказывается, что их может быть очень много.

Стало традицией и фичей франшизы, то, что когда Высокий встречает Майка, то протяжно произносит «Пааааарень!» (Boooooy!), чем отчасти создается комичное впечатление (по крайней мере, мне так подумалось) как от строгого учителя, который пеняет опоздавшему в класс ученику. Типа восклицаний “Джуниоор!” или “Элвииин!”

Пара слов о играющего Верзилу актере, Ангусе Скримме. На самом деле это конечно же псевдоним, а так он в миру Лоуренс Рори Гай ( Lawrence Rory Guy) 19 августа 1926 года выпуска, родился в Канзас-Сити, а умер, увы, 9 января 2006 года года – видимо для него числа оканчивающиеся на шесть были судьбоносными. Что еще можно сказать, если кратко, то что это американский -кино и теле-актёр и как я уже говорил, еще до кучи актер озвучки. На вид это добродушный долговязый дядька, скромный и умеющий удивительно тепло и душевно улыбаться. Как говорится, просто у него роль такая. Так что он добрейшей души человек, Действительно. И тем ценнее его мрачная роль, которую он играл. Вполне возможно, он так мало говорил и выражал лицом эмоции потому, что боялся не сдержаться, улыбнуться, принять слишком ему характерный добрый вид. Хотите увидеть его обычное поведение – смотрите эпизод, когда он был Джебедайей, еще не зашедшим за врата. Вот это и есть он в обычной жизни -простодушный, сутулый, добрый. Кроме того Ангус Скримм начинает цикл Фантазм, в начале первого фильма выступив в начальном ролике, там он тоже вполне человечен.

Одна из его последних ролей в фильме “Продавец мёртвых” (вариант нашего перевода – “Я торгую мертвецами”), где он играет роль мрачного ученого, для которого гробокопатели поставляли мертвые тела для его экспериментов. Ностальгия, еще раз было приятно тогда увидеть узнаваемого Высокого, в привычном антураже, пусть и немного в другом фильме.

И в пятой части Фантазма он начал сниматься, но в этом же году скончался, так что его где могли дорисовали на компе, тем более что нужно было показать его во множестве – это как бы были все его клоны, так что убив одного, на его место присылался другой Верзила. Этакая своеобразная версия-разгадка его бессмертия и вездесущности (эффект Кенни). Ну и банальное завоевание миров, это как то само собой навевалось ещё с первых частей. С другой стороны, исчез налёт мистики и тайны.

Так что же представляло собой эта линейка самобытных ужастиков? Кратко пробежимся по сериям и героям, рассмотрим их эволюцию.

Phantasm.

Итак, первая часть. Я бы провел параллели с циклом “Зубастиков”. Похожий подход – неглубокая, простая история, ужасы и мистика, но запоминается своеобразным духом. Новаторская идея, выделяющаяся из серых других проектов, хотя к концу всё же скатывается в скудное исчерпавшее себя кино. Как и первые “Зубастики”, первая часть Фантазма как бы ознакомительная, стартовая. Многое неясно, мало спецэффектов (бюджет ограничен), но начало положено. Оценив первую часть, народ потребовал еще, и с выходом второй части франшиза сформировалась. Плюс франшизы в том, что режиссер не откладывал дело в долгий ящик, снимал как можно быстрее. Интервал между фильмами составлял от двух до трех-пяти лет.

В фильме присутствует гадалка-бабка и ее внучка (помощница), странная парочка, к которым Майк приходил за консультацией – отсылка к Дюне и Ящику боли. Майк видимо думает, что мистическая бабка действительно что-то знает о потустороннем, но судя по реакции парочки, когда Майк уходит – переглядываются и смеются – это просто шарлатаны, разыгрывающие людей, и в частности простоватого и замороченного Майкла. С другой стороны, эта слепая бабка присутствует как родственница Джебедайи (воспоминания в четвертой части). Кроме прочего, у неё есть обширная коллекция антиквариата и разных диковинок, среди которых Майк и нашёл ожившую фотографию старого гробовщика.

Последующая вторая же часть развернулась вширь и в глубь, окрепла и осмелела. Первая часть частично не определилась с возможностями Верзилы и вообще общего плана действия темных сил. Например, Верзила менял облик, превращался в женщину…бр. Во второй тоже есть этот элемент, видимо Верзила обладает многими мистическими чертами, порой тяня оделяло Мастера Кошмаров на себя, отнимая славу у Фредди Крюгера. Часто герои засыпают и видят нечто, что сбудется или просто не могут понять – сон это или явь. Грань между нашей реальностью и миром Верзилы часто сливается, так что в полной мере фильм оправдывает название – твари, которые могли существовать только в бредовых кошмарах, появляются в реальности.

В целом от первой части сильно веет настроем 70-80 годов – песни, уютный городок, баки и вислые усы, кудрявые буйные шевелюры, машины тех лет, электро- и просто гитары (Рэджи и Джоди основали свою группу, в которой был и почивший Томми). Лампово и узнаваемо, пусть и в антураже Америки.

Что понравилось. Роль Майка, вот ему веришь в этой ситуации. Пугливый подросток, пытается всем крикнуть – “Волки!”, но ему никто не верит, кроме разве что поначалу скептически настроенного старшего брата. Отчасти, на дерганности Майка и его возможных “бед с башкой”, фильм ведет призрачную линию, что всё это – его бредовые, фантомные видения – а в начале второго фильма его держат в психушке. В целом, фильм можно трактовать и так, но все же линия с непонятным слишком детальна чтобы её игнорировать.

Далее в следующих сериях будет больше чёрного юмора, но и тут есть легкий такой юмор, как бы чуток разбавляющий мрачняк мистики и ужаса.

Например, Майк возится с машиной, а проникший сюда карлик, машину раскачал и домкрат её поддерживающий упал, и машина придавила Майка. Он хватает молоток и бьет по ноге вставшего перед ним – но оказывается что это его старший брат, спугнувший карлика и попавшего под раздачу. Забавно.

Или ещё раньше, на кладбище орущий испуганный Майк, за которым из кустов ринулся свирепый карлик, прерывает сеанс интимного общения с кладбищенской девушкой брата Джоди, тем самым невольно спасая его – как показали в начале фильма, их знакомого Томми заколола та же женщина, за личиной которой скрывался Верзила. Майк орет, истошно крича на всё кладбище пробегает мимо парочки – Джоди узнав брата, пытается его догнать, на ходу пытаясь натянуть штаны. Тоже забавно.

Или эпизод с мухой, залетевшей его на голову.

Рэджи еще не развернулся, у него мало времени, но он вполне оригинален – играет на гитаре (что неплохо проделывает этот актер и в жизни) и вообще играет роль хорошего друга семьи, неплохого городского обывателя. Тут он ещё молод, равно как и братья, отчего достигается эффект сопереживания – таким молодым не стоит умирать, болеем за них. Но тем не менее, Рэджи запарывает финкой НКВД под конец фильма, снова прикинувшегося бабой Верзилой – однако Рэджи живее всех живых, когда утешает Майка, который скорбит о гибели Джоди, убившегося в автокатастрофе (именно тот момент, где начинаешь думать, что всё это Майку НАФАНТАЗМИРОВАЛОСЬ. Однако оказывается, что кое что не было бредом: Верзила снова является Майку.

Финал фильма, когда уже все тихо-мирно, лирично-грустно – и тут Верзила, и Майка утаскивают. В третьей части снова обыгрывается эта экспозиция, в точности, но уже с пацаненком Тимом. Занятно, но видно, что некоторые кадры сняты много позднее – например, Верзила уже не с тёмной шевелюрой и длинными волосами, а седой, с приглаженной стрижкой под горшок. Опять же, Рэджи выглядит много старше, лет на десять, чем был тогда. И это при том, что в первой части его вроде как убивают, но потом он живее всех живых.

Интересности.

Что мы узнали про Майка? Это нервный, чувствительный подросток, который в свои “роковые” 13 лет потерял обоих родителей и у него остался его старший брат Джоди. Часто видно, что Джоди словно бы ему второй отец – заботится о нём, но Майк как изрядный сталкер, то и дело следит за ним – чтобы он никуда от него не сбежал – или не влип в неприятности (как минимум он его спас один раз, когда прервал его знакомство с убийственной блондинкой, на кладбище). Также Майк хороший технарь – возится с машиной (Плимут “CUDA”) и даже водит её. Парень он смелый, решительный и смекалистый – несмотря на внешний хрупкий вид, большие глаза и в целом, похожий на девочку из за своей стрижки – лезет в опасные места, успешно убегает и спасается от сил зла. Когда брат его запер, чтобы тот за ним не ходил, из патрона и молотка сделал “разрушителя замков” и вырвался из комнаты.

Потом эти его новаторства, включая и Рэджи, будут своеобразной остроумной фишкой серии: сварганить необычное и реактивное оружие, чтобы потом применять его против злых сил.

Джоди Пирсон – красавчик, гитарист-певец, хороший брательник Майку, а от их отца остался внушительный арсенал: винтовки, дробовик, кольт. Подозрения братьев, что их умершие родители возможно попали в лапы Высокого человека подтвердились – как минимум, гроб отца был пуст. Также, можно предположить, что на это намекает момент, когда в кошмаре, два мертвеца хватают лежащего в кровати Майка, это его родители – мужчина и женщина.

Майк не верил непутевому брату, но и сам сталкивался с необычным, так что быстро поверил брату, едва увидел доказательство Майка – палец Верзилы, который потом мутировал в “адскую муху”. Также решительный, но задумчивый парень, которого тоже явно тяготит гибель близких, но обычно он воспринимает более спокойно внешне, чем его малолетний брат, который места себе не находит, мечется и следит за ним.

Рэджи – элегантный, рано полысевший мороженщик, с традиционным фургончиком с мороженным.

Далее он постареет, погрузнеет и станет этаким брутальным, но недалёким мужиком, практически героем боевика следующих серий Фантазма. В этом фильме у него роль вспомогательная, а его гибель в конце фильма под вопросом.

Хорошая привязка – у него был камертон, и он же смекнул, что”резонансные столбы” – нечто вроде врат в тот красный, жаркий, потусторонний мир-планету – сходен с действием камертона – вибрация и двойственность направляющих.

Учтём пару фактов о первом фильме – это личный проект Дона Коскарелли: своя камера и какие-никакие деньги – и каждый цент пошел в дело. В результате фильм приобрел выверенность, мрачноватый шарм непонятности, особой атмосферы кладбищ и похоронного агентства, за которым скрывается могущественное существо (Высокий человек), которое плодит карликов, преобразуется их из трупов, и переправляя в другой мир. Тут тебе и большой пласт мистики, ужаса – и приправлено это под конец долей научной фантастики – отсюда же и летающие шары (кстати, проект “Серебряных сфер” – и их реализация, чела по имени Виллард Грин).

С другой стороны, в фильме много непоняток, которые просто так не спишешь на собственно, фантазм фильма: например, парочка ведьм-гадалок – бабушка и внучка Сэлли. К слову сказать, после слов Майка эта самая блондинка Сэлли пошла в похоронное агентство, добралась до двери с жужжанием (над которой были изображены древние греки – вероятно, врата могли быть и с тех времён, хотя Верзила оформился на Земле лишь лет 100-150 назад), где как мы потом узнаем, находятся врата; вошла туда – и раздался её короткий вскрик. Однако потом она как ни в чём не бывало присутствовала в лавке, живая здоровая – а потом поехала с Майком и подружкой по ночной дороге – где их всё таки забрали карлики – но по словам Рэджи, он их нашел и помог сбежать.

А во-вторых, видно, что фильм порезан и в нём было много как нужного и любопытного, так возможно, и не реализуемого и лишнего: фильм идёт 1;24 мин, а говорят, оригинал был около трёх часов – потом некоторые наработки и кадры ушли в четвертую часть, но не всё. С другой стороны, фильм и так несколько затянут, а идей было много, поэтому режиссер оставил лишь самое нужное, породив необычный, но с другой стороны, вполне стандартный по структуре ужастик, филигранный и завораживающий. Его спасает ворох самобытных идей, их конгломерат, харизматичный и довольно немногословный злодей, а также атмосфера самой этой вселенной.

Отдельно похвалю музыку – часто это заунывный повторяющий “вой в трубе”, но многие музыкальные темы, зловещие и тихие, как раз хорошо нагонят напряжения и поддерживают сцены, когда ждешь нападения на главного героя, когда он или они бродят по мрачным коридорам и кладбищу. Основная тема (музыка Фреда Майроу и Малькольма Сигрейва), часто повторяется в разных вариациях. Ради прикола, даже органная музыка, которая играет на похоронах бедняги Томми – это тоже вариант заглавной темы! В общем, наряду с визуалом, музыка тут не на последнем месте, а в сочетании с финальной темой и появлением Верзилы – это просто шедевр.

Phantasm II.

Вторая часть начинается там же, где закончилась первая – и далее вполне органично продолжается, Рэджи умело разруливает ситуацию, есть потери, но оба готовы продолжить дело – преследовать Верзилу, мстить. Как мы помним, брат Майка Джоди погиб в автокатастрофе – но есть сомнения, что к этому приложил руку общий их знакомый. Теперь и Рэджи потерял близких, поверил в правоту Майкла и пошел с ним, на восток -куда перебрался Верзила, поднимающий мертвецов.

Тут же проглядывает пара нестыковок: то Рэдж не верит Майку, говоря что всё это произошедшее с ним – его бред, то вдруг верит и поддерживает Майкла и участвует в его “фантазиях”, находит и борется в Верзилой. Другая нестыковка – Верзила опустошает кладбища, а значит и городки, в которых эти кладбища были – и все якобы молчат, когда как маленькие городки, по типу Морнингсайда, пустеют и облезлюдивают. Но должен был кто-то это видеть, хотя бы сбежать оттуда, что-то сказать по этому поводу – но нет, парочка словно живёт в параллельной вселенной, в которой они преследуют Верзилу.

В первой проглядываются зачатки новой линии мистики – например, в самом начале сюжет с гадалкой, не получивший развития; она появляется как родственница старика – ученого Джиебедайи в Забвении четвертой части. Но мистика всё же присутствует. И Майк, и более поздняя героиня, появившаяся в повествовании – экстрасенс Лиз, обладают сверх-чутьем. Видимо поэтому Верзила имеет интерес к таким мистикам, способным видеть незримое, и охотится за ними – как минимум, они могут его видеть и чувствовать, а Лиз так вообще многое предвидела и ждала этого заранее.

Практически во всех частях, наряду с грубоватым черным юмором присутствует и легкая эротика. То женщина в лавандовом платье (так её называют в титрах), то обнаженная Кеми-Алхимия, ещё негритянка из третьей, то потом в четвертой части ещё немного. Этот элемент скорее лишний, но его немного. В общем и целом, серия Фантазма придерживались стандартного микса 80-90-ых: немного эротики, ужасы, чернуха (черный юмор), цинизм – и тут же романтика (Майк и Лиз, например), либо семейные-братские узы (Майк и Джоди), и некие их связывающие мистические силы.

С другой стороны, черный юмор разнообразит картину и делает ее по настрою похожей на “Зловещих мертвецов”, в частности “Эш против Армии Тьмы”. Оба они продукт своей эпохи – трэш, но самобытный, ироничный, криповый местами, но дающий мрачноватую атмосферу и переживания и борьбу главных героев с силами зла.

Вторая часть Фантазма на порядок смелее и самобытнее, креативнее – и было видно, что бюджет в этот раз превысил сумму, выданную на первую часть. Например, аниматронная кукла – посланник-визитка Везилы, появляющаяся из спины девушки, похожей на Лиз – вещь дорогостоящая (да к тому же сыгравшая свою роль едва ли пять минут). Обычно такие игрушки присущи подающим надежды фильмам (как например, то же Нечто, только там аниматроники и усилий было масса – и при этом фильм не окупился на старте), у которых был шанс вырваться из фильмов категории B в нечто культовое – в некотором роде так и произошло. Опять же карлики – пусть и резиновые, но карлики обрели хари, довольно живые и пугающие (ранее их лица не показывали, либо это была халтура – тот же карлик-Томми). Ещё – фильм стал дорожным приключением, перетекая их этакой мистической городской байки-легенды – древний городской могильщик – в путешествие по дорогам в погоне за ним; масштаб вроде как стал больше, хотя декорации снова сузились до размеров местного кладбища.

Добавили милую и трогательную экстрасенса Лиз (Элизабет). Плюс её бабушка и довольно запоминающийся священник с вынужденной тягой к спиртному – отец Майерс.

Герои второй части – Майк и Рэджи, проявили смекалку и креативно подошли к оружию уничтожения – и если самодельный огнемет и бензопила стандартны, то мего-ружье, сделанное из двух двустволок со спиленными стволами клином (еще фонарик сверху прикрутили) – это вещь, хотя и выглядит слегка нелогично, бредово – но в этой кино-вселенной многое суть бред и фантазия, так что такая вундервафля стала закономерным узнаваемым брендом фильма.

Рэджи – по сути, тоже еще один узнаваемый элемент, лицо фильма, тем более что он является продюсером фильма, его так и зовут в миру: Реджинальд, Рэджи. Если другие актеры появлялись и уходили, то старина Рэджи был в каждой из серий Фантазма. Растяпистый мороженщик, забавный обыватель-мужичок поначалу, он мутирует в местами брутального мужика, истребителя нежити, но местами глуповатого и недалекого, боязливого, похотливого – но зачастую собирающего волю в кулак и в одиночку устремляющегося то убивать монстров, то преследовать Высокого человека, то спасать Майка.

Спорный момент – во второй части подросшего Майка теперь играет красавчик Джеймс ЛеГрос (ЛеГро). Немного не то, но актер играющий Майкла тогда не подрос, а ЛеГрос подходил на роль по возрасту парня. Зато актер Майкл Болдуин вернулся в следующей части. ЛеГрос играет неплохо, но он слишком пышет юношеским задором и силой (особенно если учесть, что он семь лет провёл в психушке, где обычно такая среда, что обычно ты бледен и худ, подавлен – и не выглядишь как молодой богатырь), в то время как Майк был хлипким бледным подростком с манией мистического преследования – и без того параноидально пугливый, а тут и действительно столкнувшийся с ужасов во плоти. С другой стороны, по сценарию прошло некоторое количество лет, так что нужно было показать взрослого парня, а не подростка.

Что понравилось. Некоторые сцены, фильм стал богаче на атмосферу, события и декорации. Проходной персонаж священника, подозревающего, что в его приходе нечисто и по своему разумению борющегося со злом – пытается заколоть труп дедушки Лиз, видимо, чтобы он не ожил – но тот все равно оживает; и вынюхивает о темных делах в вотчине самого Верзилы. Когда же он попадается Высокому в лапы, тот говорит знаковую, циничную, но по моему взгляду, сильную фразу, тем более что его оппонент – священник: ”Ты думаешь, что после смерти ты попадешь в рай!? Нет, ты попадешь к нам!

Криповая и отвратительная сцена, когда из спины мнимой Лиз вылезает тварь с ужасной харей – и не мне одному, как можно заключить, такой сцены хватило для кошмаров. Подозреваю, насколько этот спецэффект потрясно выглядел визуально, настолько его долго и сложно было сделать и подготовить.

Заигрывание со сном и явью, некая экстрасенсорная сила и люди ею обладающие. Неплохая идея, почти не сыгравшая в дальнейшем, как и возможная любовная линия Майка с Лиз. Ещё это фишка и самого Высокого – сами фильмы, от серии к серии, как бы намекает про переход сна в реальность и наоборот, так что Верзила может и это, также перемещаясь между грёзами и реалом.

Приблудная брюнетка Алкеми (Алхимия) зажигает с Рэджи; по-взрослому, в спальне устраивая родео, в то время как у Лиз и Майка в это время всё целомудренно; они доверяются друг другу и обсуждают свою общую экстрасенсорную связь сон\явь. Кстати, актриса играющая брюнетку Алхимию была довольно раскрепощена и наседала на Бэннистера, а режиссер Коскарелли переснимал эту сцену в несколько дублей, так что лысина у Рэджа красная не просто так – актриса его за… запарила.

Так же этот фильм застал мой дедушка, так что он добродушно посмеивался над тем эпизодом, когда Лиз, убегая от своей изменившейся после смерти бабушки – ставшей карликом, оглоушила ту вазой и тут же извинилась перед ней. Дед тогда сказал: ну вот, зашибла любимую бабушку!

Интересности.

Музыка из второй части, при просмотре навеяла многие мелодии из 80-ых: сначала Терминатор (первый), потом мистические нотки из Большого переполоха в маленьком Китае, и напоследок – Повелитель кукол. И это не учитывая коронной темы, в разных вариациях, самого Фантазма, дающий непередаваемые эмоции – от лирических и настораживающих чувств, до жутких, мороз ко коже, агрессивных и пугающих тем.

Не лучший выбор на роль актёра для фильма. Майк из первой части был ранимым и хрупким пацаном, а тут герой боевика: качок, красавчик, упитанный у румяный, толстогубый, стрижка не та. В принципе сойдет и так, но привыкнув к такому Майку, мы потом снова обламываемся, когда видим повзрослевшего Майкла Болдуина, добравшего лет до своей нынешней роли, и появившегося в следующей части – и вот теперь всё становится на свои места: Майк вырос в долговязого, тонкокостного парня, с трагичным и тревожным лицом – и неким неуловимым мистическим обликом (на манер Гоголя): тёмные одежды, грустные глаза, бледная кожа и вытянутое лицо. И снова нам придется привыкать к новому Майклу.

Странный, но креативный выбор оружия: сдвоенные, скрепленные между собой две двухстволки – непрактичные, но убойные:; как минимум, пригодившееся один раз: чтобы срезать кучку карликов – потом Рэдж её выкинул в том ж подвале – но потом добыл с земли или подобрал эту свою царь-пушку, в начале третьей серии – изрядный косяк-допущение – либо намёк, что мы снова в фантазии-фантазме, где полезные вещи всегда оказываются под рукой.

Интересная линия с экстрасенсорным чувствованием – сначала Майкла и его брата Джоди, потом Майкла и Лиз: неплохая подводка к тому, что Длинный охотится и преследует, собирает нужных ему людей с повышенной чувствительностью к паранормальному – он и сам обладает рядом таких черт – например, его телекинез. К сожалению, с гибелью Лиз, нить почти обрывается и остается лишь Майкл, который медленно но верно покидает мир людей, и видимо превращаясь в то, что хочет в нём видеть Верзила – подобного себе.

Занятное расширение, вернее закрепление темы человеческих помощников Верзилы – он не пренебрегает помощью смертных (бледные братья-гробовщики), но как правило, они гибнут либо от рук наших положительных героев, либо от тех же автоматических летающих сфер, для которых есть одна цель – поразить её, а кто там им попался – не важно. Те ещё союзнички, а вернее автоматические охранные системы-охотники!

Ещё занятно, что одна сфера мало того, что была весьма креативно использована как ключ к особому “замку” камеры в другой мир (Верзила учёл ошибки первой части и стал запирать “кладовку” на замок), так ещё и направленная Майком, поразила самого хозяина – правда тут же была им сокрушена-смята с легкостью.

Опять таки сильный знаковый финал – Верзила жив; его короткая лаконичная фраза: “Нет, не сон!”, звон стекла и темнота. Традиция. Только, раз это вторая часть, то теперь в лапы карликов попали двое – Лиз и Майк. И как ни грустно, начало третьей, последующий части перечеркивает эту сцену на нет, сводя градус критичности сложившейся ситуации к минимуму.

Учтём, что между фильмами шли годы – как минимум, между ними было лет пять, а актеры лишь взрослели, либо старились. Это сильно подгоняло режиссера и доставляло дополнительные трудности. Зато Майкл к третьей части вырос и стал как раз под свой сценарный возраст.

Phantasm III: Lord of the Dead.

Кстати, когда тут говорят, что Джоди погиб в автокатастрофе, то в момент показа этого эпизода, нам показывают переворачивание катафалка из сцены погони из второй же части – когда их машина перевернусь. В первой части было просто упоминание катастрофы и показана могила Джоди, над которой стоял юный Майк.

В третьей вернули старого героя серии – Майка играет собственно, наконец возмужавший и вернувшийся в проект актер Майкл Болдуин, это радует. Из хлипкого парня он превратился в высокого бледного изможденного грустного парня. По сюжету он пережил аварию, но находится в коме (снова оправдание прошедшего некого отрезка времени =а Верзила, я полагаю, терпеливо ждал, когда Майк очнется). Далее его похищают, а так же появляется вроде бы погибший, но возмужавший брат Майка – Джоди; как выяснится, его воспоминания содержатся в сфере, а так-то ещё непонятно по его поведению – не засланный ли он казачек на службе Верзилы…

Остался неизменный Рэжди – в основном он-то и тянет всю франшизу вперед, являя собой образ харизматичного, но туповатого и пугливого, очень человечного и приземленного обывателя. Но видимо, по причине отказа актрисы играющей Лиз, её персонажа пришлось спешно скормить карликам, прямо в начале третьей части… Может быть актриса уже выросла, и не могла играть ту прежнюю девушку – так же ситуация как и с постаревшей актрисой Линдой Гамильтон из Терминатора. А жаль, персонаж получился не менее интересный чем Майк. Хрупкая и ранимая девушка-экстрасенс. Скорбим. Еще одна линия, любовно-мистическая оборвана. Но долой сопли, у нас тут брутальные разборки с могильными силами зла! Майк как-то отодвигается на второй план, а главную скрипку, или можно сказать гитару, играет старина Рэдж.

К слову сказать, по возможности, режиссеру можно было вырулить на то, что у погибшей Лиз есть старшая сестра – Джери Рейнольдс (ту же фамилию носила и сама Лиз), типа она тоже экстрасенс. Ну, тут либо не стали менять сценарий, либо актриса, играющая сестру Лиз, и без того в том фильме была на пять минут, неизвестно зачем – и по сценарию же, тут же уехала с похорон – а уж на момент съемок третьей части достать её было невозможно. В любом случае, ввели в фильм негритянку-солдатку, отчего в выигрыше остался один Рэдж, которому “везло” на странных, диких баб.

Добавили в третьей части новых персонажей: боевитую негритянку-солдатку Роки со стильной прической, и что самое главное – очень необычного мальчика Тима. Сын местного шерифа, дерзкий выживальщик с отцовским револьвером – и как его не уносит отдачей из такой бандуры? Мистика. В случае чего может и по летающим шарикам пострелять и мародеров, забредших в дом, ликвидировать. “Один дома отдыхает” – чернуха во все поля! Вероятно, насмотрелся фильмов про Рэмбо, так как обладает скиллом устройства смертельных ловушек.

В одной версии фильма часть расчленёнки, например, как брошенный Тимом топор прилетает в голову подружки главаря мародеров: порез на горле от фриcби с лезвиями и прочие мелочи были вырезаны (монтаж). Кто смотрел полную, сразу бросается в глаза рваной склейкой сцен. Ранее, во второй чисти, были укорочены сцены, например, когда летающий шарик “пилил” голову священника. Старались смягчить рейтинг? Из-за этого как правило хронометраж фильма сокращался на пару минут.

Верзила утащил родителей Тима, вот и пришлось браться за револьвер и заменить отца на участке. А ведь отец был не абы кто, а местный шериф. Видимо сын весь вышел в отца: крутой, хладнокровный, по крайней мере, держится молодцом для своих лет, но в некоторые моменты всё же остается ребенком; пугается, теряется, но вместе с тем пронырлив и готов дорого отдать свою жизнь. По традиции, карлики утаскивают его в конце третьей части, а в четвертой он не появляется. Дурная традиция… Эх, введут перса, а потом сливают. Жалко, но это хоть как-то играет на то, что с Верзилой шутки плохи: рано или поздно он до всех доберется.

Виден самоповтор – по сути, все фильмы франшизы суть повторение полюбившихся фишек из ранних серий. То и дело ситуация возникшая в прошлых частях, повторяется или обыгрывается в иной вариации. В целом, как и вторая часть, третья полна как задора, черного юмора, погонь и перестрелок, так и мрачного ужаса и тревоги. Хорошая серия, после неё, по сути, франшиза закончилась.

Отсюда же и то, что идея из первого фильма, когда Высокий остановился перед парящим холодом фургончиком Рэджа, была использована тут с умом – его, Верзилу, попытались заморозить, вполне успешно, но эффект снова был непредсказуемый и пугающий: из головы плененного в морозилке Верзилы вылетела особая, элитная золотая сфера.

Что понравилось. Рэджи в свободном плавании, максимальный фокус на него. Чудит, движется к цели, находит на свою плешивую голову приключений и новых напарников… Мы потеряли старых, но приобрели новых, свежая кровь.

Опять таки режиссер ввернул эротическую сцену между негритянкой и Рэджем (сон). Но она перебивается комичностью, когда на заднем плане появляется тихоня Джоди, который пытается сказать нечто важное: “Рэдж, я понимаю ты сейчас занят, но удели мне внимание… то есть не в это смысле, а в смысле что нам нужно поговорить о важных вещах!” Забавно.

Забавная бригада мародеров, атмосфера вымерших городков.

Опять-таки традиционная критическая ситуация в конце фильма. Все очень плохо, неспешно заходит воскресший Высокий и говорит по-доброму улыбаясь: “Это не кончится никогда!” (вариант: это никогда не закончится!, или – еще ничего не закончилось!). И очередного мальчика, Тима, снова утаскивают карлики через стекло – как Майка в первой части. Пожалуй, на этом моменте годнота серии Фантазм и закончилась.

В целом третья часть снова немного поменяла направленность, тянется в середине повествования, но в целом бодренькая и экшоновая. Пожалуй, самая крутая из серий. Далее пошли после долгого перерыва только изменение жанра и потеря пути в съемках – куда двигать франшизу дальше.

Phantasm IV Oblivion (Забвение).

Вот уж точно пророческое название – Забвение. Четвертая часть появилась спустя четыре года. В этой части снова поменяли состав, в котором не нашлось место ни негритянке, ни мальчику. Рассказали историю старого алхимика Джебедайи – как он стал Верзилой, но и только. Финал без ответов, хотя в чем-то и ностальгический. Ну, хоть попытались. Четвертая вышла самой сумбурной, ведущей в никуда, обрывки повествования, пожалуй, самая слабая часть, вышедшая как попытка еще немного продолжить историю, но не знающая чего еще можно было бы придумать. Если вы ее смотрели, то кроме пары эпизодов из всего фильма не вспоминается. С другой стороны она тягучая, философская и в меру атмосферная, смотрится как переосмысление, попытка понять, куда идти дальше.

Что понравилось. Краткая история становления Джебедайи как Высокого.

Очень короткая сценка, Рэдж и очередная засланка-подослица, вместо грудей – хищные сферы, эротический сон как видимо самого режиссера.

Концовка – неопределенная, непонятная, кажется, фильм с нами прощается с фанатами, стараясь закончится именно сейчас, без объяснений, вернуться в прошлое. Все это сон, бред-фантазм, в результате смертельной болезни – приснившийся мальчику или что-то типа того. Грустно, но и в чем-то непередаваемо правильно. По сути конец четвертой части – это ностальгия и прощание с Фантазмом, пусть и таким странным способом.

Phantasm V: Ravager (Опустошитель).

Спустя долгие 18 лет, собрав немного денег, решили завершить-таки франшизу. Получилось мелко, дешево, через силу, отголоски былой славы: престарелый Рэджи в лечебнице, мало событий, этакая пенсия, когда как в это время финал развернулся бы в нечто эпичное. Молодцы что додумались до гигантских шаров с лазерами.

Я, например, когда ждал четвертую часть Фантазма, придумал, что шары объединяются в тандем, и по два-три крутились вокруг своей оси и атаковали бы людей. Нужно было придумать еще чего-нибудь креативного и напоследок ввести в последний фильм. Или внезапное появление аж двух или трёх Верзил, выходящих из разных выходов – мы всё равно уже знаем, что их много! Но авторы решили пойти по наименьшему сопротивлению.

Так или иначе, они все завершили, не разочаровала лишь обновленная версия бессмертной мелодии. В целом пора было заканчивать, культ еще жив, но уже угас. Ангуса Скримма нет, другие актеры состарились.

Что понравилось. Начало фильма, слова “Меня зовут Рэджи, мороженщик …, и я преследую Высокого человека. ” Далее, новая версия мелодии Фантазма на фоне названия фильма.

Сцена, когда Майк приходит к Рэджи в психушку, дает ему оружие, и тот “как в старые добрые времена” начинает отстреливать врагов. Немного забавно, если Рэджи действительно находится среди врачей и начинает в них стрелять, видя в них монстров. Хотя если это фантазия, то откуда взялось бы оружие. Как и весь этот фильм, мы гадаем – правда это или явь. Сумбурно в целом.

Финальная сцена, хоть как то завершающая всю серию. Все равно, сильно получилось. И путешествие от начала к концу в виде образов героев картины.

Другое.

Поначалу мы вроде как игнорируем странности с тем, что как бы в реальной жизни Майкла ничего не происходило – нам намекают, что это его фантазии. Собственно его фантазм. Но чем дальше, ем больше намеков именно на это – однако, поддерживается впечатление, что и реальность и виденье Майкла и Рэджи – Длинный, мистика и прочее, всё же живут параллельно с с реальностью и им действительно грозит опасность, и Верзила не совсем плод воображения и бреда – как никак, он словно бы сам рвет ткань реальности и сн – некой изнанки реальности, вторгаясь из одной области в другую.

Что мне правилось.

Обобщим. Первая часть была как бы про городскую страшилку-легенду; древнего гробовщика (на манер кинговского Оно, поселившегося с старом городке). Тайна, мистика, кладбищенский антураж, попытки борьбы с Верзилой, пришедшим из другого мира.

Вторая часть – поиски Верзилы, и от этого этакая дородная история – Рэдж и Майк колесят по городкам, по следам Длинного, видя как тот опустошает города и могилы. Опять же боевик, приплели экстрасенсорику, даже немного романтики.

Третья часть изрядно чернушная: отчасти и боевик – как вторая, но и чёрная комедия. ВВели кроме поднадоевших карликов и сфер ещё и веселых мертвецов (троица мародёров). Также появился, несмотря на свою гибель, повзрослевший Джоди, который вроде как обретается в виде сферы, а значит на стороне Верзилы – но подыгрывает Майку, немного раскрывая то, чего от него хочет Длинный.

Четвертая часть снова больше похожа на первую: даже более она философская, про жизнь и смерть, тем более что некоторые кадры из первой части, не вошедшие в финальную версию тут есть. По сути, она топчется на месте и ставит неуверенную точку.

Пятый фильм – пост-апокалипсис, во многих смыслах, ибо это и наш пошатнувшийся мир – и психика Рэджи, который тоже теперь пребывает в лечебнице. Мы совсем запутались, смешались, как и режиссер-продюссер, которые вроде ка хотели закончить затянувшуюся франшизу, но не знали как. Получилось так себе – но спасибо и на этом – хоть первые три фильма были отпадными.

Кстати, во второй части карликов играли два собственно, карлика-актера: Эд Гейл и Фил Фондакаро. Это официальные карлики, кто играл до и после – не выяснено, наверное, семь злых гномов… Ещё любопытно, что кроме леди в лавандовом (лиловом) – Кэти Лестер, был её мужеподобный, грубоватый двойник – Лаура Манн. Это было нужно для того, чтобы виден был переход – от её облика, к облику старика-Верзилы.

В первой, второй и третьей части было довольно много актёров, а вот четвертая сильно так просела по этой части – актеров всего с пяток, да и то практически все те же самые – главные персы из предыдущих частей.

Ещё пара интересных вещей. Это ставшие маскотом-символом серии Фантазм, наряду с Верзилой, летающие шары-охотники, высасывающие мозг у первых попавшихся им на пути людей, впиваясь им в голову. На моей памяти эти шарики упоминались дважды в играх – может быть больше, может ещё где кто еще чего заметил, но явление это редкое.

Итак, в Fallout Tactics в миссии Преория, где нужно достать ядерные батарейки из бункера, расположенного под селением Вачуту, в одном из шкафов можно найти искомый шарик – видимо заклинивший, так как из него торчат два лезвия. Второе упоминание, это древняя игрушка на ZX Spectrum Rapid fire (1987), где чел идет слева-направо с дробовиком и нужно отстреливаться от врагов. Вампиры в кепках, летающие шарики (по крайней мере похожи), если они соприкасаются с ГГ, то выпивают у него кровь, а здоровье у него в виде семи литров крови (и 5 жизней-попыток), если она кончится – Game over.

Далее идет Верзила (или Длинный человек – по другим переводам. Играет его Ангус Скримм – в жизни очень тихий и неконфликтный человек большого роста. Собственно роль у него была одна – неспешно курсировать перед камерой и изредка поднимать бровь и говорить редкие фразы главному герою серии, в частности тянуть – Пааареннь! (BOOYYY!). Собственно это тоже стало его визитной карточкой.

Первые наивные смотревшие в пиратском переводе на кассете и слышавшие этот возглас предполагали, что Верзила вызывает пацана на бой… Ну, типа “Бой!” Как сейчас говорят: PvP или зассал?

Мне удалось найти, по крайней мере, несколько ярких упоминаний об этой франшизе и в частности главного узнаваемого персонажа.

Cult Classics, Series 2 – как коллекционная фигурка, лицо конечно кривоватое, но в целом узнаваемое, изображено, когда Tallman еще был в первый части – темные волосы с проседью, а не полностью седой, как в последующих. Плюс один карлик-помощник и врата – хромированные столбики. Ну и сферка летающая для комплекта.

Boogeyman: The Killer Compilation – 12 номером. Так сказать, наряду с Фредди Крюгером, Кендимэном и Пинхэдом. Заслуженный Ветеран Ужастиков США!

Упоминание в игре Diablo 3. Палец высокого человека – уникальное кольцо призывающее одного, но мощного вуду-собако-зомби. Не так полезно как стая, таких же, но не таких мощных, но все дело в фане!

Книга из 90-х, топорная и беспощадно-русская книжка “Черепашки-ниндзя против Длинного старика его помощников карликов и блестящих шаров”. Фигурирует как антагонист черепашек, древний алхимик с именем Ринорук Торфун. Есть карлики, сферы, а книга состоит из отрывков I,II и III частей.

 Сам я тогда помечал на полях страниц этими цифрами и черточками начало и конец абзацев – откуда, из какой части Фантазма взяты эти эпизоды – карандашом, и так как книга была в целом легонькой и не такой ценной.

Кстати, также в этом же издании есть и “Черепашки-ниндзя и Карлик Кон”. Является вольным пересказом первой и второй частей фильма Лепрекон, с вкраплением разных историй и даже классики (сказка Гауфа “Холодное сердце”). Кстати, Карлик Кон – существо из скандинавской миологии, там был еще ряд других карликов (цвергов), в частности карлик Клепто – как видно из имени страшный барахольщик, коллекционер и воришка. Сам же Карлик Кон принадлежал к злодеям: был обидчивым и воинственным. Так что отождествив его с Лепреконом, авторы в целом угадали.

Мэри Флоуренс (это кстати псевдоним, а авторша наша, отечественная) – книга “Фантазм” 1-2, издательство Мария. 1993 год. По сути не книга, а недо-сценарий, литературная версия двух первых фильмов. Но тогда читалось нормально. Были корявенькие иллюстрации в духе времени, но хоть по фильму – видно что художник по крайней мере видел первую часть. Впрочем, половина рисунков, и без того немногочисленных, были отсебятиной, лишь общим попадая в тему Фантазма, добавляя книге аллегоричности.

Довольно унылое и затянутое чтиво, впрочем, в те времена было вроде норм. Замечу, что если фильму удавалось ёмко передать характер и реакции Майка и остальных (как есть, наглядно), книга погрязла в навязывании лишних переживаний и мыслей героям – я бы написал по другому.

И в целом, там где мужчина-автор сосредоточился бы на повествовании от третьего лица, простенько и “со стороны”: типа, Майк подумал, сделал или ещё чего – а также на общей приключенческой концепции сюжета, экшене; “Мэри” выбрала вариант повествования от первого лица (очень ответственный и требовательный подход, как правило, сильно ограничивающий то, что мы видим по сюжету), переключаясь между персонажами: живенько, но не очень хорошо в плане мотивации персонажей (и излишне эмоционально – книга просто переполнена мыслями и переживаниями персов, в частности Майка) – и передачи некоторых событий фильма, которые никто из них попросту не видел. Отсюда и момент, когда она даже описала поведение Алкеми, которая вполне возможно, до определенного периода, даже не была обращена Верзилой, и стремилась на помощь друзьям, ушедшим на кладбище – спасать Лиз.

В целом неплохо, просто получались слегка немотивированные мысли и переживания героев, которые порой были им чужды – Майк например, рефлексировал и дергался мысленно больше обычного, Джоди воображал всяких мертвецов, когда как уравновешенных человек вроде него, просто на его месте думал бы просто – что за фигня, что это было? – и прочее. Рэджи шарахался мысленно от всего – что было в принципе приемлемо для ужастика, но когда смотрел фильм, было визуально проще и без всяких этих внутренних страхов и метаний. В общем, неоднозначно вышло. С другой стороны, автор пытался как-то описать, кто есть кто – и место их в истории (например, бабушка-гадалка и Сэлли), что было вполне в тему. Беда в том, что фильму не надо было описывать многое из того, что творилось в головах персонажей, а вот автору пришлось наполнять своими мыслями их поведение и поступки – и от этого их побуждения были странно мотивированы и пояснены.

По большому секрету, я когда-то хотел написать свои Фантазмы исходя их фильмов, были черновики(они и сейчас где то лежат, в виде разрозненных, пары желто-страничных амбарных книг) – ставил на стоп-кадр фильм и записывал кратко что там было, потом наделся написать расширенно, со своими мыслями) – но потом, узнав о книгах Флоуренс, да и “Черепашках”, по сути переписавшими-сплагиатившими многие сцены, и объединив их в одну книгу, охладел к этому проекту. Кроме того, меня привлекала вторая и третья серии, но первая, “разгоночная” была мной как-то слабее воспринята – смотрел её первой, в очень раннем детстве, один раз – и запомнил с пятого на десятое, хотя сам себе фильм сейчас смотрится жутковато даже сейчас. Но факт того, что по этой серии нужны книги – у меня был, и руки сами тянулись их написать…

Terrordrome: The Rise Of Boogeyman – игрушка-файтинг наподобие Mortal kombat (где появлялся как гости Фредди Крюгер, Чужой, Хищник). Так вот в этой игре все наоборот – конкретно персонажи ужастиков и только они. Эш, Реаниматор (Герберт Уест Лавкрафта), Чаки, Пинхэд и прочие. Со временем проект свернули – и без того частный и основанный на энтузиазме фанатов. Кроме того их попросили изъять Эша и ряд персов, так как вы понимаете – они брендовая марка, и права обладания кошмариками принадлежат их определенным издателям и создателям.

Меня радует, как я уже говорил, когда разматывая один источник, находишь все больше и больше годноты

Знаковая машина Майка и Джоди (а потом и Рэджи) – Hemicuda: Еще одна легенда тех лет, Плимут Барракуда (Barra’Cuda) 1971, а точнее его модификация Plymouth Cuda Convertible: (Hemi`cuda). Умели же делать раньше; хот-род  70-х годов. Наряду с так почитаемой моим дедом-автолюбителем “Кристиной”(Стивена Кинга) Плимутом 57 года, этот автомобиль просто знак качества и культуры тех лет Америки. Ну, как символ тех лет еще Делориан (DeLorean DMC) можно вспомнить.

И еще она маленькая мелочь – её не все могли заметить, но всё же она была. Когда проходят последние титры, и обычно идет предупреждение – дескать мол, все права на фильм защищены, нарушители (пиратских копий) будут наказаны государством, ФБР (и тут авторы прибавили свое слово) …и гневом Высокого человека. Прямо так и написано! Занятная мелочь, но как играет на атмосферу. По сути, найти эту пасхалку смогут самые преданные фанаты, досмотревшие титры до конца. Насколько помню, такая надпись появлялась в конце третьего фильма.

Актеры.

Реджи. Полагаю, он сыграл сам себя – играет на гитаре, сметливый, в равной мере пугливо-осторожный и крутой, решительный. В жизни Реджинальд Бэннистер (1945 года рождения) американский актер, продюсер, сценарист, музыкант, и до кучи активист.

Джоди Пирсон – актер Билл Торнбери, вспомогательный герой, в первой части уделено много времени, в последующих – редкие появления.

Майкл Персон – Майкл Болдуин, сам себя играют, то же имя что и в жизни. Собственно, снимаясь в Фантазме, он и вырос. По сути одно из лиц этой серии. Персонаж Майка являл собой более ранимую составляющую фильма – Редж крутой, Майк же более осторожный, он многое потерял (хотя и Редж тоже), и на его голову постоянно сваливалась неприятности. Хрупкий мальчик, далее подросток, и наконец, усталый мужчина. Почти всю жизнь он борется с ужасом, начавшимся очень давно.

Пола Ирвин – Лиз, взята именно на эту проходную роль. Для своей роли неплохо справилась; забавная милая девушка из очередного городка.

Саманта Филлипс – брюнетка Алхимия (!) из второй части. Фотомодель, продюсер и ведущая. Собственно Фантазм II был ее вторым фильмом.

Музыка.

 Автор Фред Майроу. Все серии главная тема в разных вариациях, так или иначе, повторяется. И немаловажную роль наряду с почти готической составляющей играет музыка, от тревожно-агрессивной, до перезвона колокольчиков и игры пианино. Она тоже запоминается, по сути, первое, что вспоминается при упоминании Фантазма – это именно заглавная мелодия. Существует OST к каждой части – в основном это эмбиент и многочисленные вариации заглавной мелодии (около двадцати или больше).

Итоги.

Приз Международного кинофестиваля фантастических фильмов в Авориазе – это первый фильм Фантазм: 300, 000 бюджета, сборы – 20, 000 000. Нехило. Народ оценил.

Наряду с другой серией фильмов о Лепреконе (Leprechaun) похожему по настрою, смеси мрачности и черного юмора (режиссера Марка Джонса и др.), Дону Коскарелли удалось внести свой необычный тип ужастика, мистики и чернушного боевика\фантастики в копилку кинофильмов. В первый фильм были положены свои деньги, которые со временем все же отбились, Дон Коскарелли явил свое детище миру и в целом его оценили, приняли его фантазии. Замечательные актеры Ангус Скримм, Рэджи и Майк. На грани трэша, почти шедевр, у этой серии есть свое мрачное обаяние и привлекательность. Кто смотрел тогда – поностальгируйте, кому будет интересно, и вы не знакомы с этой серией (ну вдруг), посмотрите.

Важно ещё и то, что режиссер то и дело экспериментировал с сериями: от ужасов переходя на боевик, чёрную комедию а ля Зловещие мертвецы, заканчивая мистикой и научной фантастикой, и даже драмой (родные и близкие главных героев погибают и умирают).

Итак, подведем итоги: первая часть неплохая, стартовая, наивная, но уже с характерным узнаваемым стилем. Далее пошли неплохая вторая и отличная третья – я все же склоняюсь к тому, что вторая часть наиболее продуманная и атмосферная, но третья брутальная, безбашенная, экшоновая. Обе по-своему хороши. Четвертая же была снята почти из последних сил, когда как пятая смотрится как эпилог, реально “из последних сил”. Дешевая картинка, старые усталые актеры, невразумительный сюжет и сценарий, очень все вторично. Это печально, но они хотя бы закончили то, что было нужно закончить еще в 2000-х, если честно. Франшиза тянулась без малого 37 лет, почти четыре десятка лет, есть фанаты, многие еще помнят эту серию, это ценно. Этого хватило, чтобы её долго помнили, и даже мало кто знакомый с этой самобытной серией, говорит один другому – ну этот фильм, где был длинный чувак, там еще карлики бегали, и шары металлические с лезвиями летали…

Замечательная серия Фантазм, возникшая в 80-ые и закончившаяся аж в 2016 году… Мало кто мог похвастаться протяженностью с этой серией. Разве что “Кошмар на улице вязов”, но у него-то было лучше с финансированием и популярностью, так что Фантазм с меньшими ресурсами и возможностями протянул так же долго, как и более известные короли жанра ужасов.

Кстати, до недавнего времени Фантазм нечасто обозревали, но нашелся один чувак, который прошелся по всей серии: это CinemaTor, а его обзоры будут любопытны смотревшим – или тем, кто не смотрел эту серию – он обстоятельно описывает (и с юморком) все фильмы этой серии – с 1 по 5. Парень задаёт правильные вопросы, а в конце выводит даже третью концовку в пятой части, которая вполне имеет право на жизнь. В общем, рекомендую. Также есть и другие обзоры.

Режиссер (а на первых порах для пущей экономии еще и оператор, монтажёр и продюсер) Дон Коскарелли сделал очень многое, подарив миру еще одного харизматичного антагониста (не считая не менее интересных, ему противостоявших персонажей Майка и бесподобного Рэджи) знакового, культового ужастика-серии Фантазм: устрашающий, мрачный, немногословный и стоящий где-нибудь у вас за спиной, ждущий когда вы обернетесь, чтобы сказать вам свою тягучую коронную фразу: Booooyy?! (Паааарень?!)

– Что это он делает? – Сценарий читает… – А мы там есть? – Конечно, как же без нас-то!

Добавить комментарий