Когда смотрел в детстве, это был люто страшный ужастик! Видел всего один раз, но запомнился надолго. И наверно, так было с многими.
Ещё название этого фильма, больше подходящее либо для желтой прессы, либо для бульварного романчика ужасов (или детективной истории): Кошмар в Транссибирском экспрессе. Еще варианты – Экспресс ужаса или Ужасный поезд. Для британцев название звучит как просто Horror Express, а для испанцев он зовётся Pánico en el Transiberiano. Во как!
Забавно, но: когда искал этот фильм по названию, сначала нашел другой – с похожим названием и тематикой, но другого года выпуска: Поезд страха (Terror Train) 1980 года – мерзонький и слабенький слэшер про маньяка-мстителя на поезде.
Заранее извиняюсь, но не мог не написать в некоторых местах, в несколько комичном ключе, про такой жуткий и жутко серьезный фильм.
Особенности.
Снимали испанцы, при поддержке Британии, и притом при очень скудном бюджете – было заявлено 300 000 з̶а̶ ̶п̶р̶и̶г̶о̶р̶ш̶н̶ю̶ долларов. Это вылилось в то, что декораций было мало и они использовались на полную, также съемочная группа работала на холоде, а часто и недоедала – лишь бы снять фильм. Но всё равно, фильм получился, при таких стесненных условиях, вполне добротным, хоть и в своей категории дешевых испанских фильмов (на родине фильм был встречен довольно прохладно, а за границей стал вполне культовым) – но на удивление качественным, буквально выжимающим всё из тех ресурсов, которые были. Неплохо воссоздано время царской России, начальная сцена на вокзале Пекина тоже неплоха, вообще все декорации поезда.
Даже практически всё испанские актёры неплохо так своей внешностью отыграли именно русских – в этом плане выделяются инспектор Миров и инженер-учёный Евтушенко. Также граф Петровский, хотя и обладает славянской внешностью, на самом деле поляк.
Как я уже говорил, меня слабо пугали мифические чудовища и твари, но если монстр был порожден наукой (или объяснялся с точки зрения науки или эволюции) был мутантом или пришельцем – то эти фильмы пугали меня в полной мере – например “Нечто” 1982 года, являющееся среди моих ужастиков любимейшим.
Этот фильм из разряда таких. Посудите сами – нашли образец древней обезьяны, которая тысячи лет назад, как-то добралась до гор и замерзла там в пещере. Её нашли, и так как наступил новый век, решили изучить, как представителя древнего рода – ну, там доказать, что это недостающее звено в цепи Дарвина и всё такое прочее – археология и палеонтология, хоть и в начальной стадии, уже шли полным ходом, пыталась объяснить всё и вся в жизни человека и приближалось к пику популярности – напомню, что действие в фильме происходило в 1906 году.
Далее этот ̶о̶т̶м̶о̶р̶о̶ж̶е̶н̶н̶а̶я̶ о̶б̶е̶з̶ь̶я̶н̶а̶ неандерталец оттаивает и начинает орудовать на поезде, едущим через Сибирь. Отчасти это детектив с элементами хоррора. Необычна подача ситуации в фильме – монстр не обычный вампир или оборотень, а существо “научное”.
Актерский состав.
На главные роли в этот фильм пригласили довольно знаменитых британских актёров, парочку коллег, своеобразный дуэт, который уже давненько играли во всяких хоррорах – это конечно же Питер Кушинг и Кристофер Ли – последний ещё не был тем благообразным седым дядькой, которым мы его привыкли видеть, и был средних лет, со стильными усами. Как мы помним, у него очень низкий и мощный голос.
Кристофер Ли тут играет типичного английского ̶р̶а̶с̶х̶и̶т̶и̶т̶е̶л̶я̶ ̶г̶р̶о̶б̶н̶и̶ц̶ археолога (вообще-то геолога): добыл на территории Китая находку, упаковал и полулегально повёз в родную Англию, ещё и возмущаясь возникшим препонам на его пути; также он скрывает суть находки и не хочет, без нужны, сотрудничать со следствием. Упрямый, надменный и высокомерный англичанин, готовый на сокрытие улик, лишь бы добиться цели – привести и изучить находку. По сути, он половину фильма тянет аж на потенциального, если не злодея, то отрицательного персонажа, антигероя – но под конец фильма вроде бы проявляет жесткость, смелость и волю, помогая спастись выжившим.
На его фоне более субтильный Кушинг-Уэллс выглядит не так ярко, но роль неплохая – и видно, что Ли и Кушинг привыкли работать в паре, споря и просто беседуя друг с другом. Просто Кушинг опять играет традиционную для себя роль доктора В̶а̶н̶ ̶Х̶е̶л̶ь̶с̶и̶н̶г̶а̶ орнитологии, старающегося помочь людям.
Отдельной хохмой стоит внешняя схожесть персонажей инспектора Мирова и Александра Сэкстона: общий типаж, оба с усами, разве что со временем мы, конечно запомним, что у Мирова есть ещё и бакенбарды (да и Кристофер Ли выше всех, кто играл в фильме). Роль у инспектора поделена как бы на две части, но в обоих он примерно одинаково отыгрывает, не видно особой разницы – до и после, разве что потом его напряжение возрастает.
Вообще, фильм если и даёт нам интригу, то она не связана с тем, будем ли мы гадать (как в “Нечто”) – кто же чужак; тут нам ясно показывают злодея, а мы гадаем, до кого он доберется и кто погибнет – немного сместили точку ожидания, но это тоже работает. В какой-то мере мы переживаем и за “лишнего”, видя его старания и манипуляции – но и за второстепенных персонажей мы тоже болеем.
Роль русского священника, с забавной нам, искусственной фамилией Пуджардов занятна, и конечно же в ней легко угадывается “бесо-монах” Г. Распутин.
Пара персонажей, по сути, так и хотевшая отвести от других беду в этом поезде, потом по иронии сами стали сосудами для существа. Ирония и скрытый смысл “Распутинского” двуличия… Тоже удачная деталь, а кроме того, эта роль испанского актёра Альберто де Мендозы практически равноценна игре маститой парочки хоррорщиков Питера Кушинга и Кристофера Ли – как минимум, он также неплохо держит на себе внимание зрителя и вызывает сочувствие странным и противоречивым характером фанатичного русского священника.
Когда в повествование врываются казаки с предводителем, то начинаешь понимать, что ̶к̶о̶н̶е̶ц̶ ̶н̶е̶м̶н̶о̶г̶о̶ ̶п̶р̶е̶д̶с̶к̶а̶з̶у̶е̶м̶ развязка близка – события форсированны.
Забавно появление актёра Аристотелиса Саваласа в роли главного казака-капитана Казана – нечто похожее получилось, когда именитый, но излишне для роли молодой ̶Ю̶л̶ь̶к̶а̶ Юл Бриннер пытался играть Тараса Бульбу из нашей классики. Так и тут – лысый тип, и чтобы уж точно все поверили, что он казак, то и дело колоритно несущий пафосные речи (на самом деле актёр импровизировал на ходу). В целом очень этот персонаж пафосен и нарочит (самый клюквенный из всех), так что видно, что он слишком переигрывает. Забавно его первое появление на экране – он возлежит с подружкой под шкурой из серого волка, ибо находится в снежной Сибири. Ни бороды, ни усов – и вообще он слегка напоминает более взрослую версию Вина Дизеля… По роли далее пытается превозмочь чары существа, так что показан грубым, но волевым сильным человеком. В целом, скорее комичный персонаж, отчасти колоритный, одиозный и запоминающийся. Но всё же инспектор более сбалансирован по своей игре.
Впрочем, окружение капитана Казана, рядовые бойцы-казаки действительно больше похожи на казаков. В целом, в фильме постарались передать как костюмы европейцев, так и “этих русских” – вплоть до вышитой сорочки графа Петровского. Иногда кастинг массовки удачен, но иногда прям видно, что итальянцы.
Кстати, казаки вооружены карабинами Маузера 1895 года (именно своими, родными – испанскими М-1985) – они узнаются по характерным тупоносому стволу и намушнику. Такие карабины можно видеть, например, в фильме “В поисках капитана Гранта”: Майор Мак-Наббс ходил именно с такой. Забавно, но эти карабины имеют меньше сходства с немецкой винтовкой Маузера, но больше по внешнему виду похожа на британскую винтовку Ли-Энфилд с магазином. Похвально, но вложить их в руки русских казаков, конечно, было перебором: у нас тогда были уже свои винтовки Мосина.
А у инспектора Мирова Браунинг (с курком, так что скорее всего модель 1911) – хотя для достоверности, ему надо было выдать простой револьвер системы Нагана – распространенный и в России. Забавно, но Миров вынимает свой пистолет из длинной кобуры, которая явно предназначена для более длинноствольного пистолета – например, для Маузера.
Кроме того, графиня Ирина (Сильвия Тортоса) ехавшая с Петровским, блистает пусть и скромной, но ярко выраженной, ну чисто испанскими красотой и чертами лица.
Фильм немного всё же отдает клюквой, но лишь отдаленно – всё же старались сделать серьёзный фильм а не пародию. И в большей мере им удалось передать антураж, по крайней мере, восточно-сибирской России.
Особенности и ляпы.
В начале фильма, в пещере, идёт мелодия под аккомпанемент свиста, далее, как не странно, её насвистывает лезущий в ящик кондуктор, потом её играет спутница графа Петровского, далее её насвистывает монстр, а под конец фильма она становится и лейтмотивом для концовки. В целом эта мелодия навевает мысли о тех временах – 70-х, и вызывает ассоциации с итальянскими вестернами.
Хм, обезьяна-свистун, агрессивно-прогрессивный пришелец? Может это представитель пришельцев-свистунов-обезьян из книги В. Кузьменко “Древо Жизни” – об этой книге я писал статью. Но нет, скорее всего, это энергетическая сущность, а не телесная.
В целом, этот фильм также немного напомнил другой научно-фантастический, сходный по духу древний фильм “Куотермасс и колодец” 1967 года, где под Лондоном также откопали неких инопланетян, а потом расхлёбывали всё это. Хм, сверчки из летающей тарелки с Марса? Занятное комбо.
Также в фильме подан ряд наивных и устаревавших теорий – например, загадочный зверь на расстоянии мог выкачать из человека душу, знания и память – и как показало вскрытие, при этом исхитрялось распрямить жертве извилины – до состояния гладкого мозга! То есть существо кипятило жертве мозг, выкачивала из него знания и оставляло гладкий, стёртый мозг. Дико и наивно, но простим это древнему фильму.
Также устарелая теория, заявленная ещё Артуром Конан Дойлом, в частотности Шерлоком Холмсом – о том, что роговица может запечатлеть некие уже виденные образы. Впрочем, Холмс как раз хотел опровергнуть эту теорию. А кроме всего прочего, напоминаю, что фильм снимался по первоисточнику писателя Д. В. Кемпбэлла (автор вообще был одержим идеей пришельцев, захватывающих тела людей и мимикрирующего под них ), который в свою очередь написал “Кто там?” – то есть то, по чему потом Д. Карпентер снимет своё “Нечто”1982 года – а он сам фанател от более ранней экранизации 1951 года. Так что многие наивные теории как раз оттуда! То есть, мы видим своеобразное переосмысление идей его “Кто там?” в этом фильме, разве что чуть поменяли декорации. Просто авторы фильма старательно всё передавали, почти ничего не меняя. И вот почему нам покажется знакомой смесь страха и подозрения – и выяснения, кто среди нас чужак, в закрытом пространстве, да ещё и когда снаружи холод Сибири – это своеобразная версия того же “Нечто”! И в этом фильм тоже неплох, нагоняя жути и напряжения.
Также главная фишка этого кино-ужаса – это глаза, через которые эта сущность залетала и перемещалась от одной жертвы к другой, а также брала инфу через них же. И опять, как и в фильме Д. Карпентера “Туман” 1980 года, были задействованы красные лампочки на месте глаз. С одной стороны это смотрелось немного искусственно (наросты вокруг глаз), с другой, если забыть о том, что это именно фильм, в темноватой и напряженной атмосфере поезда, это играло на ужастик неплохо. Также у выкачанных жертв вытекали глаза, являя белые бельма. Это тоже пугает.
Кстати, были культ или даже школа в киноиндустрии, воспроизводства белых “слепых” глаз было особенно развиты в итальянском секторе, ну и испанцы также были в теме. Часто это использовалось в ужасах, как показатель безумия, одержимости – или того, что это был зомби. Обычно применялись грубоватые накладки-линзы на глаза.
Также, когда сущность сменила “хоста”, то внезапно его телу передалась часть предыдущего хозяина-носителя. С одной стороны опять бредово, но с другой, это добавляет интриги – сыграет ли это на его разоблачение?
Это немного сумбурно выглядит, но в поезде появилась загадочная незнакомка Наташа, как бы бегущая от опасности – нам намёками дадут о ней краткую её характеристику. В фильме она шпионка, а на самом деле мошенница-воровка, охотящаяся за драгоценностями жены Петровского – Ирины. Вот почему и полезла в складской вагон.
Ещё ляп – складское помещение (отдельный вагон), больше похожее на проходной двор: там произошла парочка убийств, там же лежат хладные трупы, но дверь в чертов вагон как будто никогда не заперта – и не охраняется. Это глупо.
Для продуктивного контакта с человеком существу требовалось отсутствие света, также на свету у него могли быть хорошо видны красные глаза, а свет мешал контакту. Если ранее существо тратило некоторое время на высасывание разума человека, то в битве с группой казаков, оно внезапно стало это делать за считанные мгновения.
Когда существо нападает на Петровского, то видна путаница в монтаже: два кадра с кровоточащими глазами, потом бельма, а потом снова они нормальные и кровоточащие – но потом снова идут бельма.
Также оператор злоупотребляет сценой, когда очередная жертва с бельмами глаз падает на спину, на пол – раза три такое повторяется.
Как Москва узнала о ситуации на поезде, в творившемся там хаосе. И у русских железнодорожников, что, всегда есть запасной путь, ведущий в пропасть – ну, на всякий случай, чтобы поезд с бурнашами там, спровадить?!
Итог.
Под конец испанцы не удержались от небольшого мини-зомби-раша, что выглядит не совсем к месту. И вообще, последняя четверть фильма как будто теряет всю интригу и быстро тянется к финишу, как бы тускнеет. Всё уже ясно, надо лишь решить проблему. Концовка несколько сумбурна, хотя и логична.
Зверь, проживший многие годы и не забывший, как он попал на эту планету, живо заинтересовался речами молодого учёного-инженера Евтушенко, контачащего с Циолковским – и разрабатывающего проект по полёту на ракете в космос. Далее, между делом, он интересовался уже у Петровского, о его сплаве – сможет ли он выдержать низкие и высокие температуры. Конечно же, зверь посчитал эту информацию полезной… Пытливый разум, прямолинейно и самым эффективным способом собирающий нужную ему для “побега” информацию.
Эта история из фильма немного напоминает целый цикл не связанных друг с другом рассказов фантаста Альфреда Ван Вогта, где основой лейтмотив – некий зверь\пришелец\монстр выступающий против людей – и в большинстве случаев монстр погибает. И это при том, что это не хоррор, а фантастика, пусть и в какой-то мере драматичная и поучительная. Мы как бы следим за злодеяниями монстра, отчасти даже ему сопереживаем, но в конце концов, люди находят способ его обезвредить. Так и тут, по сути, это древняя сказка про волка и охотников. Очень похоже.
Есть ещё немного мелких “почему и как?”, но в целом, фильм ровный, чуть наивный, но чертовски тягуче-атмосферный. В целом, хочется его только хвалить, лишь иногда качая головой от мелких косяков и несуразностей.
Фильм при первом знакомстве выглядит дешевым трэшаком, но видно старание над съемками фильма; в глаза бросается детализация и любовь к мелочам, а также неплохая игра именитых актёров. Сам монстр самобытный, вполне пугающий, его методы всё же в чём-то уникальны, да и атмосфера поезда, летящего в ночи, вполне навевает тревоги и мистики. Неплохой образчик средненького фильма, который внезапно стал в своё время классикой фильмов ужасов.
Ну и фильм из детства, и сейчас дающий щекочущее тревожное чувство при просмотре.