Дюна (1\2) Дени Вильнёва (2021) — новая Дюна не хуже старой и хороша по своему.

Сходили мы с другом недавно на Дюну, ну, по крайней мере на то, что пока что на пол-фильма тянет – и неплохо вышло; конечно судить рано, но в целом, фильм удался — как минимум не хуже экранизации Дэвида Линча. Однако и шедевром его назвать нельзя (версия Линча тоже была спорной) – есть у него и слабые стороны, но сильных и хороших сторон больше.

Так как я уже писал ранее про Дюну – про Линчевскую экранизацию — Dune -«Дюна» Дэвида Линча (1984) — Неоднозначный шедевр. — и до кучи про игру Emperor: Battle for Dune — Император: Битва за Дюну (2001)., то попытаюсь провести к ней ниточки – и куда уж деваться, сравнить немного обе версии – тех лет и нынешнюю, новую. Ну и из оригинала приведу парочку примеров. Также не удержался, чтобы не поделиться своими всплывшими в ходе просмотра этой Дюны ассоциациями с другими ролями и фильмами.

Мир Дюны.

Философия, религия, политика, экология, отчасти «вещества»(спайс, пряность) — и связанные с ней пророчества — всё это содержится в Дюне, цикле книг за авторством Фрэнка Герберта. Во многом это мир сочетает в себе черты Вахи Сороковника (это она скорее взяла на вооружение многое из этой вселенной); в частности: могущий Император, спец-солдаты, подчиненные лично ему – Сардаукары; из-за наличия специальных защитных экранов, имеющееся лазерное оружие малоэффективно — из-за особого эффекта Хольцмана – и поэтому наряду с огнестрелом, в ходу рукопашное оружие – которое вместе с защитной броней играет на следующий пункт этой вселенной – феодализм: несмотря на очень далёкое будущее, и космические перемещения меж планетами, управление тут основано на титулах и Домах (герцоги, бароны и прочие). Также сильна своеобразная религия и философия. В книгах Дома иногда пользовались древними понятиями из Кодекса: например, Лето Атрейдес напомнил Барону о древней Вендетте. Наряду с структурой, взятой из правил древней Земли, эта вселенная является дальним будущим, и тут в ходу режущее и колющее оружие, а также броня — наряду с защитными экранами и лазерами, а значит пехота играет не последнюю роль в битвах, а транспорт выполняет, большей частью, логистически-десантные функции.

Из этого исходит то, что автор мог бы тупо написать мир — про короля, его рыцарей и дворянство, а вместо Червей были бы Драконы, помёт которых давал бы те же плюшки, что и спайс (+_+). Но нет, всё происходит в будущем, с космическими кораблями и лазерами.

Специализации – мир без компьютеров, центральная ось —  спайс-специя, она расширяет человеческий разум, развитие памяти и мышления за пределы обычных людских возможностей. Например, ментаты – вычислители, тактики, лекари – следят за состоянием здоровья, Бене Гессерит занимаются генетикой, селекцией, проповедуют философию, религию, и по сути, занимаются шпионажем-политикой — и косвенным контролем Домов (сочетание нужных браков и рождение детей с нужными качествами), есть супер-воины – Сардаукары, бойцы, гладиаторы. Все при деле. Навигаторы – измененные люди, ведущие корабли; а на Гильдии КОАМ вообще строятся многие перевозки и перемещения. Император лишь смотрит за порядком, и не даёт преимуществу одной из сторон развиться, и в таком положении его верные ему Сардаукары – его полиция, необходимая сила сдерживания: по желанию, он мог бы вырезать любой Дом по одиночке — но тогда другие возмутятся, но теоретически это можно было сделать. Политика сдерживания и сотрудничества — под страхом исполнения законов в чистом виде. Продуманно.

У этой вселенной продуманный лор, много персонажей и понятий, что накладывает особый подход к подаче материала для режиссера: надо донести их до зрителя, но и пожертвовать частью из них, чтобы фильм получился не исторической хроникой, а именно сбалансированным и даже экшоновым фильмом (а не дотошной и тягомотно-длинной экранизацией Атлант расправил плечи). Учтём это.

Персонажи.

Видно, что режиссер Дени Вильнёв старался сделать свой фильм и как «по книге», так и отчасти, немного в деталях отойти от неё, можно сказать, чтобы было максимально непохоже на версию предшественника – экранизацию Дэвида Линча. Также, исходя из того, что фанаты и так знают суть, а не читавшие более-менее уловят характеры, часть персонажей была урезана, вплоть до шаблонности –  отчасти это и минус, по крайней мере для не-фанатов и молодого поколения – и вообще, для них фильм будет во многом “А, что, зачем?” Это следует учитывать. Для некоторых будет мало экшена – он тут нечастый, хотя и интенсивный, вобравший в себя резкость и сосредоточенность в своей точке развития событий.

Дежа вю: словно в начале «300 спартанцев», прибывает темнокожий посол-гонец с важными требованием от правителя — и как обычно, ничего хорошего это не сулит.

Импа, то есть Императора, тут нет совсем! Также как и Фейд-Рауты и ещё нескольких персонажей – их покажут во второй части фильма.

Во многом фильм словно бы советует – читайте книгу! Хотя даже базовых слухов о книге, и инфы фильма, с натяжкой, но хватит, чтобы понять бОльшую суть замеса. Обычно, у хорошего или плохого фильма, почти всегда есть такой посыл, а у Дюны он был всегда – местная вселенная не сказать, чтобы очень запутанная и сложная, но с продуманной структурой фракций и законов этой вселенной — плюс разнообразные персонажи и личности. Без, даже беглого знакомства с оригинальной Дюной, неофитам всё это покажется бредом и странной штукой: то какие-то растаманы-торчки-арабы в пустыне, то навигаторы (в этом фильме их, можно сказать, нет), то какие-то ведьмы, то Менталисты какие-то…

Наиболее полно начинаешь понимать персонажей после прочтения книги — там они не ограничены временем и раскрываются так, как хотел автор (но порой, даже там видно, что автор хотел сказать больше, но не написал в конце концов — и у Дюны остались отредактированные моменты, не вошедшие в финальную версию книги).

Итак, что же мы видим в новой Дюне…

Актёры и роли.

АТРЕЙДЕСЫ (АТРЕЙИ).

Пол (пока что не Муад`Диб а) Атрейдес\Тимоти Шаломе.

Пацан, молодой и пытливый, вечно либо с хитрой усмешкой или задумчивым видом, часто его посещают видения — и это ещё пока он не начал по-полной принимать пряность (как по мне, с этими видениями, в частности о Чани, переборщили — в раннем кино Линча их было меньше — и они были более значимы). Даже не знаю, что сказать про эту роль — с одной стороны, тут Пол смотрится очень сдержанно и задумчиво, выдаёт мало эмоций — так было и в книге, где молодой Атрейдес больше впитывал информацию, постепенно осваивая быстро меняющуюся обстановку. С другой же стороны, выдай актёр больше экспрессии и эмоций, то переигрывал бы, так что особо к роли не придерешься: не должен Пол Атрейдес чрезмерно прыгать и скакать, гримасничать и жестикулировать (к сожалению, этим жестоко страдал Пол Атрейдес их сериала 2000-ых — прям истеричка, а не достойный наследник).

У нас много общего: мы оба загадочно молчим, а на самом деле продумываем долгоиграющие планы… (Пол и Локи).

Когда смотришь на актёра, кажется, что смотришь про юность Локи (марвеловского) – чем-то они похожи, Тимоти Шаломе и Том Хиддлстон — наверное, общими образами. Про его игру сказать можно мало: умный, хрупкий, в моменты отчаяния и гнева ему веришь, местами отстраненный. Кайл МакЛахлен в этой же роли выглядел 25-летним мужиком, несколько потерянным, но более взрослым — тут же как воробушек, отчего воспринимаешь свалившуюся на него ношу потерь, мести и взросления с сочувствием. Может где и не дотянул, но в целом, неплохо для его роли справился. Скажем так, он на фоне остальных матёрых актёров просто выглядит блекло. Как подросток 15-ти лет он смотрится хорошо, но по логике – очень спорно. Поясню: его уже готовят к престолонаследию, тренируют волю, ум и тело, но выглядит он этаким Байроном: хрупким, хилым (Дункан Айдахо закономерно подкалывает его однажды, именно по этому поводу — наследнику Атрейдесов уже надо «мышцу рОстить»…) недокормышем. Его что, мало кормят, мало тренируют?

Пол Кайла МакЛахлена выглядел взрослее (ну быть может, 20-летним  парнем), но лучше подходил логически: плотный, натренированный, более солидный – и именно такой парень завалил как-то фримена Джамиса в поединке. В  этом же фильме, с его внешностью Пола, поверить в его победу над Джамисом ещё труднее. Надо было показать его ловким и жилистым, быстрым и резким, тогда бы можно было поверить. Но в целом, половина внешности играет на роль — подросток всё таки, но всё же актер молод и больше плывет по течению, поддерживаемый другими актерами — и ситуациями и атмосферой фильма, чем играет сам – сделал загадочное или страдальческое лицо — и все. Или в фильме мало сцен, где нужно было играть сильно — но например, в палатке в пустыне (неплохо).

И вообще, он манерой выражать эмоции Тимоти больше похож на реинкарнацию Элайджи Вуда, с его “обиженным слоником” — хоббитом Бильбо Бэггинсом. Но актер мне понравился, просто надо больше сил вкладывать в роль и стараться в второй половине фильма по-максимуму, иначе главная роль будет очень невыразительной. Из примеров — Дэниел Рэдклифф, который поначалу тоже играл средненько, а потом раскрылся, стал более уверенным и вошедшим в образ.

К слову сказать, на роль ̶п̶о̶т̶о̶л̶к̶а̶ Пола Шаломе выбрали не просто так: по книге он унаследовал черты отца и матери – что видно в фильме: он обладает утонченными чертами и бледным лицом — как у матери, и темноволос — как его отец. В этом плане всё логично. Так или иначе, роль не провальная – но над ней ещё надо работать, чтобы появился Мессия фременов. Посмотрим, ведь нужно самому Тимоти Шаломе на съемочной площадке, пережить перерождение Пола в Муад`Диба, прочувствовать это – надеюсь, Вильнёв покажет, как это сделать, чтобы роль вышла достойной – а пока юный актёр выглядит этаким дебютантом — одно то, что его выбрали на ключевую роль – это уже большая ответственность. Однако, некое доверие ему есть при просмотре – не полный мискаст.

Вообще, мне ГГ в этом фильме сильно напомнил паренька Пола, из древней, но пожалуй, слабоватой даже тогда игры (ну у и рожи там, Шарапов!) по Дюне же — Frank Herbert`s Dune — эта его лохматость и общий вид…

Леди Джессика\Ребекка Фергюсон.

Джессика выглядит молодо и загадочно, а первый кадр больше бы подошел Звёздным войнам… Отчасти её некую монашеско-религиозную направленность Бене Гессерит в фильме выразили больше.

Поначалу актриса не понравилась в этой роли: конопатая, сухопарая, ̶н̶е̶ ̶п̶и̶с̶а̶н̶а̶я̶ ̶к̶р̶а̶с̶а̶в̶и̶ц̶а̶ (и действительно, первое впечатление показало, что с этим выбором актрисы не всё гладко). Но, по мере действия она всё же начинает нравиться зрителю. В принципе, ты соглашаешься, что так она и должна выглядеть: чуть строгой, местами мягкой, средних лет (но порой, она выглядит ненамного моложе Пола, типа старшая сестра — на самом деле, актриса моя ровесница). Хотя её, Джессики, заламывание рук, излишнее волнение за сына — в начале фильма сильно портит её образ – и это Бене Гессерит, которые учатся контролировать эмоции (и учат этому других)?! В раннем фильме Линча она волновалась за сына, но проговаривала это про себя и лишь на мгновение показала эмоции, что с сыном всё в порядке. Тут же раскрыта более эмоциональная её сторона, и выглядит это не очень – слабая и пугливая, хотя речитатив (который в раннем фильме произносил про себя сам Пол), тут проговаривает именно она. Спорно, но приемлемо.

Далее, Бене Гессерит подготавливали женщин, как наложниц аристократов (и что немаловажно – матерей их детей), это были отборнейшие, генетически выверенные, совершенные красавицы (и исходя из их будущей роли жен высокопоставленных лордов, их обучали выглядеть как аристократки, им прививали все тонкости высшего света), и что не менее важное – они почти не уступали ментатам — и были аналитиками и тонкими психологами. Это были как бы две ветви, вытекшие из запрета на вычислительные машины: мужская и женская – Метанты (расчет, аналитика) и Бене Гессерит (психология, политика, генетика, отбор). В фильме Линча Леди Джессика выглядела как высокородная аристократка, тут  же всё более блекло, хотя сама актриса придала своему персонажу некую интересную интерпретацию и изюминку – но всё равно, роль выглядит местами очень приземленно: много эмоций и спорная, загадочно-неопределенная внешность. Вышло по другому, чем у Линча – тоже хорошо, нарочно попробовали многие роли в другом ключе – и некоторые стали совсем уж блеклыми, так что выбирать не приходится.К слову сказать, в Линчевском фильме Джессика была очень сильно леди — на лицо был аристократизм и манеры, красота, безупречная прическа и одежда — но и лишь в коротких эпизодах (Голос) она показывала себя как Бене Гессерит. Тут же наоборот – Джессика тут словно религиозная фанатичка: одежда серая и невзрачная, лицо и поведение аскетичное, сильный уклон именно в Бене Гессерит. Потому, когда в сцене, где Пол обвиняет её в том, что она Бене Гессеритская ведьма и вырастила его по-своему, это выглядит более сильно. Это не хорошо или не плохо – режиссер пошел по другому пути, не став повторять образ, который уже был задействован в более раннем фильме. Это зачётно, хотя и не одобрено фанатами. Опять же все покажет вторая часть — ибо роль матери Мессии должна быть достойной.

Герцог Лето Атрейдес\Оскар Айзек.

Герцог Алайский… то есть Лето Атрейдес.

В этой роли соблюден некий баланс — такой, какой надо — волевой мужик, с греческими корнями: внешность грека – черноволосый, орлиный профиль, тёмные борода и усы. Закономерно похож на ястреба – оправдывая семейный герб (в Линчевской версии Лето был значительно мягче и ранимее). Суровый, сильный, душевный лидер. Ему сочувствуешь, когда случается предательство. Его роль – ни больше, ни меньше, в самый раз экранного времени – но наверное, всё же маловато для фильма, тем более, что его роль важна именно в начале, а далее у неё продолжения не будет.

— Классный дизайн брони, сир! — Скоро на войну в трениках ходить будем!

Когда он и его гвардия заступают на Арракис, мне сначала не понравилось то, что они нацепили броню, сходную с рыцарскими доспехами – но почти тут же понял: это хорошо играет на «феодализм на планетах», как бы преемственность времён – конечно, броня более модерновая и крепкая, чем просто латы, но дизайн их неплох и напоминает о древних временах Земли. К тому же это логично, раз в ходу рукопашное режущее оружие: от летящих зарядов защитит энергощит, а от лезвий — уже броня…

Роль выверенная, ёмкая и лаконичная, маловато — но сойдёт. В обычном своём амплуа, без бороды и усов, актёр бы выглядел бы менее солидно и более молодо.

Гарни Халлек (Гурни Хеллек)\Джош Бролин.

Тем-то Утера Светоносного напоминает…

Матерый дядька — был особенно неплох в фильмах Старикам тут не место, Джона Хекс и Люди в чёрном 3. Внешне выглядит как родственник (брат или дядя) Герцога Лето. Моложавый «старый конь, который борозды не испортит». Седой мужик, воин, хороший наставник. Бородка и усы, более аккуратные, и если Лето внешне – король, то Гурни — рыцарь-лорд. Шаблонен отчасти.

По книге Гурни был гигантом, и у него был шрам (тут про него не забыли) — и личные счеты к Харконненам – обе экранизации весьма поверхностно к этому отнеслись. В целом, также мало уделили времени на раскрытие, но все эпизоды с ним вполне характеризуют его как сильного воина, прямолинейного, благородного и честного – наставник Пола, долг превыше всего. Есть чувство юмора, а на все случаи жизни у Гурни были свои цитаты (тут отчасти есть), но к сожалению не раскрыто, как он бренькает на балисете: в экранизации Линча это было, что подчеркивало его разносторонность — впрочем, Гурни в исполнении Патрика Стюарта выглядел суховато, и чуть романтически.

По традиции, что в старой версии, что в новой, игру Гурни Халлека на балисете, убрали подальше, вырезали. Не воинское это дело…

Ничего сверх нормы, как актёр Джоша Бролин уже сам по себе играет в образе, и ты уже знаешь, чего ждать. Можно было бы поменять местами Момоа и Бролина, тогда бы соответствовало по книге по внешности, но тогда бы пришлось гримировать Момоа под более глубокий возраст, а Бролина наоборот… Да и по стилю поведения, что актеры, что персонажи, лучше будут, как их выбрали – молодой и брутальный Дункан Айдахо — и более рассудительный и сдержанный Гурни. В книге у него было примерно схожая роль, как и у Хавата — но по части войск, он был более бесхитростным и прямолинейным человеком и солдатом.

Битв в фильме мало, но они практически гранулировано выверены.

И в Линчевской версии, и версии Вильнёва, Гурни показал себя, ринувшись с бой при нападении Харконеннов – но этот эпизод плачевен: почти что дословное  повторение ранней ситуации экранизации Линча: Харконенны отлупили Атрейдесов как детей, всеобщая беготня, невразумительный бой, Сардаукары наравне с Харконеннами уверенно лидируют.

Ракетные гроздья гнева Харконненов.

К чести сказать, бои у Вильнёва получились столь же короткими, но более зрелищными — смыла и логики в них больше, а спецэффекты внушают: сначала “щелкаются” летающими бомберами Харконеннов  транспортники Атрейдесов, ломаются их поля, а потом взрываются их корпуса – далее прилетает и жмякает классическая “Рука Смерти Харконеннов“ (Атомная ракета из серии игр  по Dune), а добивается это всё серией ракетных гроздьев с ночных небес – Бог войны аплодирует и весело хохочет в сторонке.

Суфир (Зуфир) Хават\Стивен Хендерсон.

То Суфир Хават добрый, то порой криповый дядька. В итоге — ни рыба ни мясо.
Схематичен. Роль небольшая. Внешне сильно напоминает доброго дедушку (в Линчевской был суровее, но также уже в годах), этакого главу безопасности (тюфяк, дядя-старый черепах, который едва поспевает за всеми), которого держат лишь за его прошлые заслуги. Он то и дело сетует на то, что уйдет в отставку, в связи с некомпетентностью – когда обнаруживается очередной просчет его сил безопасности. Действует старыми проверенными методами – но этого явно недостаточно. Так было и в книге. В целом, актёр добродушно выглядит так всегда, что не идёт на пользу этому суровому фильму.
По сути, так и есть – Суфир очень стар, и послужил не одному поколению Атрейдесов по книге. Это наложило свой отпечаток – с одной стороны, он параноидален, педантичен, но с другой – наделал много ошибок, и не очень адекватно воспринял возню с предательством и защитой Атрейдесов (хотя тут нужно винить как Харконненов, так и поддержку Императора).
Основной его ошибкой было то, что он ложно поверил предательству леди Джессики (рабочая паранойя, но направленная не туда), и проглядел истинного предателя. Почти до конца он верил в версию, поданную и подкрепленную Харконненами — и когда его попытались использовать ещё раз, наконец-то поступил как истинный бусидо-самурай, приняв смерть – но он не мог сделать этого раньше, ибо всё же мечтал устранить Императора — из-за его вероломства — и выстраивал планы по этому поводу. То есть, у него до конца была мотивация – Атрейдесов нет, но есть месть Императору! Также, он хотел выявить Джессику как предательницу – если та была ещё жива. В этом и заключалась главная трагедия этого многомерного и непростого персонажа. В книге это хорошо было подано, в Линчевской версии было мало раскрыто, и в современном фильме – совсем нет, что печально.
В этом же фильме Суфир почти не вызывает сильного доверия внешним видом, появляется мало, а то, что он Ментат, показано один раз, в начале. Больше он похож на тупо главу охраны, тем более, что носит форму офицера – а вот насчет аналитика, человека-компьютера, его представить сложновато. Впрочем, и в фильме Линча ментаты были всего лишь головастыми советниками, а их сверхспособности особо не были продемонстрированы.
Увеселительная прогулка.
Кроме прочего, против него играет образ, так как он разик предстал с зонтиком от палящего зноя, уподобившись слабовольному толстяку из “Разрушителя” со Сталлоне – помощнику Доктора Кокто. Вышло это фамильярно, хотя и не лишено логики – всё таки жарко, но уж лучше бы зонтик выдали Леди Джессике…
В целом, очень маленькая роль, для вида, играть тут нечего, а внимания персонажу уделено мало. Посмотрим, что же будет дальше, ведь роль у Суфира вполне существенная, хоть и не главная.

Доктор Юйе\Чан Чэнь.

Ммм… предательство у нас в крови! Доктор Юйе и его идейный близнец (Юрий из RA2) — оба творят дичь на ровном месте — хитровыдуманные планы, идущие в разрез с основной линией ̶п̶а̶р̶т̶и̶и̶).
Решили сделать сукк-доктора (выпускника медицинской имперской школы) для равноправия рас азиатом. В принципе, если вспомнить, что азиатские доктора совмещали полезные восточные знания, иглоукалывание и прочее — такой доктор на своём месте.
Малая роль, схематичен, уделено мало времени. Тем не менее, хорошо передал образ сдержанного, и предупредительного, профессионального доктора семьи Атрейдес. Порой, с этим даже перебор – почти вплоть до тона речи как «молодой хозяина в доблом здлавии!» Даже когда он предал Герцога и излагает ему свой план, сдержанность его не покидает (Господина, назмете на зуба и рыгнете на барон – тот и умлет!). Как Крыса-кун почти не раскрыт, надавили на него – он и согласился, мало было времени на мотивацию. Мне показался некой азиатской версией Ильича\Ленина. Лишь под конец показал, что волнуется – представ перед ненавистными Харконненами — как никак, подступало дело всей его жизни.
В Линчевской версии был так же сдержан, однако более эмоционален в момент, когда состоялась встреча с Бароном. В этой версии фильма все же не дотягивает до Линчевской – там его предательское поведение проговаривалось им же про себя (и сильно внутренне переживал); также он поведал леди Джессике о своей ненависти к Хаконненам. Тут же этого нет. Доктор просто есть – выполнил свою роль: мавр.. то есть азиат, может удалиться…
Роль для галочки — ну хоть актёру наклеили бородку и усы, а то он молод сравнительно для этой роли.

Бене Гессерит, Преподобная мать Гайа-Елена Мохийам\Шарлотта Рэмплинг.

Пугающе, мрачно и загадочно, роль мизерная, в Линчевской было чуть получше — правда в ней Мохийам была показана как хоть и могущественная и вредная старуха, но всё ещё человечная, часто дающая волю эмоциям (у неё вообще многое пошло не по плану) — и времени у неё было там вполне много на раскрытие. Но по книге у неё была примерно такая же роль, хотя в дальнейшем, во второй книге, её роль продолжилась – она участвовала в заговоре против Пола Муад`Диба. В этом фильме она показана очень мельком, но образ подобран неплохо. Кстати, тут эта роль — всего лишь Предсказательницы Императора, этакого инспектора-дознавателя от него.

Дункан Айдахо/Джейсон Момоа.

На удивление хорошая и яркая роль, он должен был быть примерно на одном уровне с Гурни и Суфиром, но роль расширили, и что самое главное – актер её играющий, харизматичен сам по себе — и сыграл много ярких, пусть и схожих между собой, ролей. Кто-то во время просмотра видел в нём Аквамена, я же — Кхала Дрого, а ещё он играл позднего Конана (какого надо, по канонам — эмоционального, харизматичного брюнета с чувством юмора). Харизматичный качок, а тут ещё и без бороды и усов — в один из моментов. Скажем так, роль под него лишь чуть, но он неплохо вложил в эту роль свою харизму. Получилось весьма неплохо.
veflВ целом, очень неплохая роль, он выделяется из слуг Герцога, видно, что если Гурни Полу как дядя, то этот что-то вроде старшего брата – Дункан ближе по возрасту и относится к нему запанибратски.

Битва с наступающими Сардаукарами – выглядит и эпично, и излишне пафосно, предсказуемое превозмогание, но в целом, очень достойно. В Линческом фильме это было очень скоротечно, пусть и драматично: прибежал, подрался, умер. Тут же аж в два приёма, героическая смерть в бою!

last fight… and i`ii be back (если повезёт с дальнейшей экранизацией серии Дюна)!
…Дрался Дункан ̶М̶а̶к̶Л̶а̶у̶д̶ Айдахо, дрался, пока HP него не кончилось, упал он, но полежав, отрегенился и включив “режим берсерка” продолжил резать Сардаукаров – но всё таки, в конце концов упал: адреналин кончился (или батарейка села). Смех смехом, но в целом выглядит это всё равно круто. Ещё забавно было ранее, когда он вырвался из окружения врагов, зарезав парочку Харконненов и распугал оставшихся. Будь это битва на равных условиях, Харконнены бы сильно рисковали проиграть — выступая против таких сильных и волевых людей Герцога, как Гурни и Айдахо…
И опять показали, что Сардаукары как-то не очень – раз воин Атрейдесов их пачками уделывал. Хотя по книге, он вполне мог это сделать – всё таки, Мастер-оружейник, в самом расцвете сил, когда как тот же Гурни более мудр, но уже старше и осторожнее. Кроме того понравилось, что показали Айдахо как дипломата и человека, быстро перенимающего суть – фирменам он понравился, а сам он понял многое из уклада самих фрименов. Будь у него больше времени и возможностей, он бы стал для Пола ещё одним человеком, готовящим фрименов к бою.
В общем и целом, эта роль сильно запоминается. Персонаж получился живым и общительным, но опять же, раскрытым ровно настолько, чтобы вызвать симпатию и коротко обрисовать этот типаж. Хотелось бы больше таких ролей.
По книге Полу так не хватало Айдахо, что когда недруги подкинули ему клон — гхола Дункана Айдахо — и он знал об этом, и потом присматривал за ним — но в конце концов приблизил к себе, хотя и ожидал удара от него, но также видел в нём и старого друга-приятеля. В общем и целом, вместо того чтобы подкинуть Муад`Дибу свинью, заговорщики, по сути, воскресили и вернули Полу старого друга — который неожиданно встал на сторону Пола и поддерживал в дальнейшем его планы (сам гхола Айдахо признался, что понимая свою сущность, искусственность, подчеркнул, что тем не менее, память у него и воспоминания – оригинала, умершего тогда Айдахо, с присущими ему понятиями чести и долга) – а когда тот ушел в пустыню, стал опорой для его сестры – Алии (и с ней он поступил согласно порядку и долгу). В общем, и по книге это вроде бы поначалу проходной персонаж, позднее, тем не менее, получал второе толкование и новые возможности для сюжета. Так и тут. Жаль, что другие роли не продумали как эту.

ХАРКОНЕННЫ.

Сразу бросается в глаза «трудовое орудие» Раббана, плётка — и Гурни его не забыл.
Про них мало что можно сказать – они есть, и это враги Атрейдесов и уделено им до преступного мало времени, нужны лишь для декораций. Обидно, «Харки» Линча, пусть и переигрывали, но являли собой ярких и даже безумных злодеев (порой с внешностью этаких панков – в особенности Стинг отличился), тут же они внешне очень хорошо выражают, что они из себя представляют, но вот по эмоциям – их проявлений в фильме очень и очень мало.
Ещё заметка – если по версии Линча Харконнены имели отличительную семейную черту – рыжие волосы, то тут они лысые и бледные (что также подтверждается лором их мира-индастриала — закопчённой планеты Гьеди Прайм). И тут режиссер сделал не так, как у коллеги, и это тоже вариант – так даже устрашающе выглядит.
Также, идёт противопоставление «Харков» Атрейам: Отец Герцога баловался древней игрой – Корридой и был заколот быком на ̶С̶е̶к̶р̶е̶т̶н̶о̶м̶ ̶К̶о̶р̶о̶в̶ь̶е̶м̶ ̶у̶р̶о̶в̶н̶е̶ на арене, а тут по внешнему виду Харконнены – как бы быки, особенно Раббан (кольцо в нос и рога на голову – вот вылитый — правда, Барон с его комплекцией, тянет разве что на кабана или свинью (+_+)). Воины традиционно носят тёмную форму и доспехи.

Барон Владимир Харконенн\Стеллан Скарзгард.

Наше дело — загадочно и коротко бросать фразы и большую часть времени скрываться в тени (Марлон Брандо в аналогичной роли неоднозначного персонажа).
Его появления выглядят как камео, что смешно и обидно (ибо актёр матёрище), он нарочно или случайно недалеко ушёл от роли Марлона Брандо в “Апокалипсисе наших дней”: полутень и мрак стараются скрыть очертания разжиревшего тела (но по сравнению с Линчевским баронским телом МакМиллана оно выглядит чуть ли не худосочно) и лица актера, характерное проглаживание лысины…
То он в тумане, то из грязи лезет, то воспаряет вверх, вероятно из-за действия гравитационного моторчика ̶в̶ ̶з̶а̶д̶н̶и̶ц̶е̶… Не впечатляет пока — антураж есть (в этот данный момент, но он короток), но выглядит как пугало, к тому же немногословное. Этакий пупс, обиженный на то, что у него отобрали любимую игрушку: Арракис! Надо его вернуть, а врагов убить!
Всё, вся его мотивация! Такой барон проигрывает МакМиллановской роли — из экранизации Линча, и совсем блекло выглядит по сравнению с книжным Бароном Владимиром. Есть шанс на раскрытие во второй части фильма, но в целом, старт очень слабый у этого типажа, а актёр-то могёт больше этой роли — и намного!
А барон-то был не так прост – был хитрец и интриган по книге, давил на Императора, откопав на него кое-что (Салуза Секундус). Также, как хотел убить и Герцога Лето, и его отпрыска – но в то же время облизывался на мальчишек, похожих на Пола. Но, он конечно понимал, что заполучив сына Герцога он «спалится», да и веселья с ним не будет (даже родной племянник Фейд-Раута пытался через рабов-наложников его пришить): «засадишь»ему ночью, а потом он тебе засадит… ножик под ребра – а то и прыгнет сверху — и затопчет до смерти! Так что без всяких там – он и своему ментату советовал не палиться и умерить свои аппетиты по части леди Джессики. Мерзонкий был Барон из книги, многогранный, с продуманным грешком, присущим древним римским патрициям — а тут главный антагонист – и такой блеклый. Но фаны все равно будут говорить, что в этом молчаливом отыгрыше видна гениальность и харизма Скарзгарда!

Глоссу Раббан\Батиста (Дэвид Майкл Батиста-младший).

Старина Дракс.

Актер подобран в тему, визуально он круче Линчевского Раббана: подтверждение оригинального: мозгов нет, одна сила танк, да и только! Времени у персонажа мизер, и всего пара реплик – да и в дальнейшем, во втором фильме, будет не больше. Шаблон и камео старины Дракса Разрушителя – на его месте мог бы быть и Вин Дизель, с которым они как-то снимались… Ещё один пример (наряду со «Скалой» Дуэйном Джонсоном), когда рэстлер WWE ушел в актёры, играть качков — но харизматичных, так что кто от этого выиграл, тот ещё вопрос…

Питер Де Врайс\Давид Дастмалчан.

Мутант из Обитаемого острова: — А я тоже ментат Харконеннов! Только про это никто не знает… Питер:  — Да неужели?!

Тут его также преступно мало, мотивации у него нет, а ведь книжный прототип, как ментат (как и Зуфир Хават), был не так прост. Тут же он для вида – лысый сенобит в коже (внешне похож на роль мутанта актёра Константина Быкова в отечественном Обитаемом острове), зловещий и в целом инертный. Эх, диковатый, бешенноглазый и опасный, лохматый Питер актёра Брэда Дурифа был куда объемней… В книге ментат был гениален во многом – от составления изощренных планов, до извращений и пыток, им придуманных.

Питер был гениальным мастером губительных планов — по книге, и вместе с тем, маньяком и садистом: он работал на Барона, в надежде заполучить Леди Джессику, проделав с ней всё, что он захочет. Барон Владимир, после пленения Джессики и Пола, с трудом, но переубедил подопечного отказаться от неё – последующий допрос Предсказательницы Императора, применение Голоса, выдали бы участие Барона и Ментата в смерти родственников Герцога. Барон соблазнил Питера (нет, не так), предложив ему выбор – либо баба, либо он предоставит ему Власть, сделав наместником Арракиса после Раббана, в любом случае – Большую власть. Дипломатия Барона сработала, Питер скрепя сердце признал, что власть ему выгоднее, чем развлекушки с женщиной Герцога — и согласился на условия хозяина. Всё было продумано! Отчасти, Дюна своими интригами и коварством напоминает Игру Престолов (Серия ПЛиП) Джорджа Мартина, однако там показанных Домов было поболее, да и козни и кидалово масштабней.

 ̶М̶о̶р̶г̶а̶н̶ы̶ ФРИМЕНЫ\ФРЕМЕНЫ.

Опять условности феодализма — глухие шлемы фрименов-федайкинов. Спорно, но ожидаемо. И что они в них видят в бою?!

Пока мало показаны, приютили в своих рядах и синеглазых афро-американцев, что сейчас уже норма, лиц средневосточной расы зато как-то мало, а у Линча тоже много было европейских статистов. По логике, арабоподобными должны были быть и Сардаукары — с их янычарскими корнями…

Я очень устал вами командовать — так что быстро заберём их воду — и в сиетч!
Стилгар Хавьера Бордема выглядит более убедительно, чем внешне мягкий, душевный лидер, сыгранный в фильме 1984 году (Эверетт МакГил). Однако тут он выглядит несколько притомленным, усталым что ли. А первая его речь, обращенная к Герцогу, меня насмешила (возможно, виноваты особенности выбора интонации нашего дубляжа): абориген-пустынник заявился к новому хозяину Арракиса и лениво и ворчливо, невнятно-нагло, как негр-рэпер, бубня, высказал свои требования (как  я их услышал и увидел): Это типа, мы тут таких не любим! Эт наша земля, вы такие же, как Харконнены — чужаки. Го хоум! Вы придете – и уйдете, а мы останемся! Чет я утомился вам пояснять… Мы хотим остаться на земле своих отцов! Я всё сказал! (Хау!)
Забавна сценка с плевком, и ответными плевками на стол – она была подана торжественно и серьезно в книге, а тут, и в другом фильме  – довольно значительно и забавно (хотя получилось почти что «тьфу на вас!» и «тьфу на вас ещё раз!»). И вообще, одержимость фрименов водой порой выдавало как забавные казусы (а им хоть ссы в глаза — всё божья роса!), так и суровую необходимость — вплоть до переработки костюмами выделений тела в воду.
Далее, персонаж так же лениво и тяжеловесно отыгрывает лидера фрименов. Когда его берёт в плен Джессика, сильно удивляется, но в целом, остается таким же меланхоличным. Неудивительно, что фримены после такого поставили под сомнение его лидерский статус… Усталый какой-то лидер получился, невнятный, на мой взгляд — но местами суров, этакий много повидавший воин — и многое ему безразлично: он задумчив, как Великая Пустыня.
Давайте уже сыграем сцену — я уже на ходу засыпаю!
По книге Стилгар перетерпел сходную ситуацию – после того, как его застала в бою врасплох мать Пола, он несколько сдал в глазах своих. Более того, он как бы отошел в тень, на фоне руководства подрастающего Пола, да и его мать, как выяснилось, Бене Гессерит, да к тому же мать Мессии, была в авторитете. Неоднозначны были и их отношения – Джессика как бы была вторым лидером, после Стилгара, наставницей  Пола в клане. Стилгар сам пришел к ней и серьезно сказал: я пытаюсь, как могу, не сближаться с тобой, но мои люди думают, что к этому идет — и что так и будет. Эти мысли и догадки будут плохо влиять на клан – типа ты и так мать Мессии, а тут ещё припишут нам личные отношения – у тебя нет мужа, а я вроде как должен взять тебя к себе. Стилгар поступил благородно, придя к Джессике, предупредил о сложившейся ситуации — и запросил дальнейшую стратегию поведения – и все это ради подавления нежелательных конфликтов в клане, слухов и прочего.
Кроме того, фримены ждали, что будет разборка между двумя лидерами за главенство (Стилгаром и Полом) — и один из них должен умереть (Горцы, блин!) Пол это обошел, резко заявив — грядут перемены, вы смиритесь с этим — отныне старые традиции не так важны, изменим их! Тем более, что победа списывала некоторые статусы жесткой пустынной конкуренции и выживания самих фрименов…
Джессике пришлось придерживаться определенной стратегии, хотя, в конце концов, со временем, когда страсти улеглись, а авторитет Мессии, как и его матери, стал совсем уж бесспорным, Джессика решила сделать своим любовником практически единственного оставшегося в живых из людей своего мужа Лето — Гурни Халлека — человека не менее фанатично ей верного и преданного.
Нынешний Стилгар получше раннего, вроде бы суровый, и просто уже много повидавший – но чего-то ему не хватает, живости что ли. Посмотрим в продолжении, оживет ли он или нет, под руководством повзрослевшего Пола Муад`Диба.

Чани Кайнз/Зендая.

Временами хмурая и серьезная, отыгрывает мордашкой, времени у неё мало (можно было пригласить на её роль и не менее популярную Селену Гомес). Если возьмутся за экранизацию второй книги – Мессия Дюны и она там будет играть, то ей нужно будет выдать еще больше трагизма, зрелости и женственности. А пока что подруга Пола не так требовательна к своей роли. На эту роль старались отбирать, что тогда, что сейчас, изрядно красивую и необычно выглядящую актрису. Прошлая актриса —  Шон Янг выглядела простовато, была красива, но за пределами кино была ярой скандалисткой. Зендая же смешливая вне съемок, общительная и живая, да и моложе Янг в те годы. В любом случае, отыгрывание роли у Зендаи ещё впереди, во второй части.

Что немаловажно, так как поменяли пол и цвет кожи у её папан, сделав её маман (Кайнз), то смуглость самой Чани тут хорошо вписывается – мать чернокожая, отец – фримен. В книге было конечно, наоборот – Кайнз, имперский человек, пришелец — но его избранница из фрименов, и потому к нему, со стороны фрименов, было больше доверия – он многое почерпнул от жены, о самих фрименах, их верованиях и обычаях, о экологии и планете Арракис в целом.

Вот тут, в фильме Дюна Линча, вид актёра-шведа, белобрысого и белокожего Макса Фон Сюдова, был более чем оправдан: человек-чужак, более того — имперец, отличный от фременов внешне (которые большей частью были тёмноволосыми и смуглыми), перенял их обычаи, понял суть их философии — а также дал им мотивацию, стал предтечей мессии, подготовив путь, как для него, так и для самих фременов — мечту об изменениях родного мира.

Это было продумано, также, он не был похож и на Атрейдесов — сторонний человек, со странными связями и непонятным почитанием со стороны тех же «аборигенов». Тут же, на корню зарубили эту идею, так как и фрименов здесь разбавили темнокожими и латиносами (а то, что без притока «свежей крови», в замкнутых группах, преобладает общая ассимиляция — подведение к смешанной по крови, однородной группе, ничего не значит, да?), хотя должны были быть хотя бы люди с ближнего востока (правда, в линчевской адаптации вообще были одни европейцы). Получается, что и этот персонаж ничем от фрименов не отличается, и был внешне как они же. Не продуманно это.

Также, в обеих экранизациях точно передали телосложение Чани: она по канону невысокая и гибкая — и отчасти из-за этого, ей в дальнейшем трудно было выносить сразу двух детей, что имело свои последствия (Мессия Дюны).

Кайнз-Льет\Шэрон Дункан-Брюстер.

Чани: А помните, папашку моего героического… то есть мамашку! Что их объединяет, так это то, что в книге и обеих фильмах у них очень мало времени на раскрытие. Традиция.

Не мог удержаться, чтобы не напомнить о шутливой песенке, составленной фанатами: Мы своё призванье не забудем — по заветам Льета-Кайнза терраформировать Арракис будем…

Также в фильме роль у Шэрон инертная. Она советчик и наблюдатель – ей вообще запретили вмешиваться, и если быть свидетелем гибели Атрейдесов, то безмолвным. Но она не удержалась и помогла беглым Полу и Джессике (кстати, по книге так и было, а вот в экранизации Линча этот момент убрали и сократили). Сначала, конечно подгорало от смены пола и до кучи цвета кожи, но потом, смирился и даже ощутил некую логическую подоплеку — как не чернокожей женщине, матери и фримену, не быть экологом, по сути — представителем Матери Темной\Сырой Земли, женским образом Праматери. Вполне ожидаемо. С этой точки зрения роль актрисы вполне символична. Те крохи времени, что она играла, полны сдержанности, скрытого благородства и значимости: просто уверенный человек, который не так прост и однозначен как кажется на первый взгляд. Все эти смены пола или расы почти не важны, ибо роль очень маленькая — так же было и в Линчевском фильме. Хотя забавно выглядит смена сути этого персонажа: был мужчина, светловолосый актёр-швед, а стала женщина, темноволосая и темнокожая. Но не мне судить.

К слову сказать, что в экранизации Линча, что в этой, закономерно затерли роль Кайнса – он, по сути, как и прибывшие на Арракис Бене Гессерит (которые подготовили почву для будущего Мессии), являлся своеобразным Предтечей – по крайней мере именно он, со своим взглядом со стороны (сами фримены не могли оценить всю, одновременно реальность или безумность его плана — по озеленению Арракиса) дал им многовековую мечту о улучшении родной планеты – по сути, создание Рая, Земли Обетованной. Кайнз честно предупредил, что ̶к̶о̶м̶м̶у̶н̶и̶з̶м̶ ̶н̶а̶с̶т̶у̶п̶и̶т̶ это случится даже не через сто лет, а в обозримом будущем. Так или иначе, среди фрименов он был известен как Льет (Льет-Кайнз), то есть человек принявший тайное, фрименское имя – как потом Пол стал Муад`Дибом. В экранизациях же это не проговаривается, времени в обеих фильмах этому персонажу было уделено считанное число раз.

Кроме того, тут переиграли гибель имперского эколога – в книге и фильме Харконенны бросили его в пустыне с поврежденным костюмом и у него был шанс спастись – но очень небольшой. По сути своей, погибнув, он тем не менее стал мучеником, ожесточил Пола и Чани, дав им лишний повод для мести за себя, а дело Ленина… то есть Льета-Кайнза, стало для фрименов священным. В этом же фильме случилось всё почти так же, но в гибели матери Чани были виноваты уже Сардаукары: ну подумаешь, имперцы друг друга режут – это их дело; но с другой стороны, как могли Сардаукары решать — предатель она или нет – может, это был хитрый план эколога! Но режиссер не заморачивался и привинтил кармическо-фатальную судьбу: палачи и их жертва были поглощены могущей природной силой, убийцы тут же понесли наказание, но погибла и Кайнз. В оригинале, в гибели Кайнза были косвенно виноваты Харконенны, но сам эколог трагически и судьбоносно погиб, попав в Барабанные пески — и его принял Великий Шаи-Хулуд…

Джамис (господи боже  — Бабс Олусанмокун) — резкий и непримиримый фримен «ну а чо он такой» — микроскопическая роль, и он ̶м̶а̶в̶р̶ нэгр — что совсем неважно. Однако, я не понял — это он был в видениях Пола, или другой персонаж, который будет его ещё учить премудрости пустыни?

Выводы по ролям.

Как мы видим, в этой экранизации, часть персонажей была отодвинута почти до уровня статистов – но также, некоторые персонажи неожиданно получили второе дыхание (Дункан Айдахо), и позволило сосредоточится на главных – Поле, Герцоге и Леди Джессике. Но я думаю, вы уже поняли, что перекос в одну сторону, повлёк ослабление ролей других актеров. Кроме того, следует учитывать хронометраж ленты… На самом деле, если бы Дюна была бы хотя бы четырех-серийным произведением… Увы, получилось хоть так, реалии нынешнего времени диктуют именно такой подход. Кому надо – дополните этот фильм просмотром более раннего фильма 1984 года — и чтением книги-оригинала это приветствуется и подразумевается.

Визуал фильма, декорации и костюмы.

Неведома зверушка: Хакроннены что, балуются генетикой, делая творения в стиле садо-мазо (явно Тлеилаксы заказ делали).

По своему шикарный  и детальный визуал, декорации, атмосфера и костюмы продуманы до мелочей. Дени Вильнёв предпочитает совмещать у себя в фильмах серый, темный и оранжевый, изредка голубой, цвета. Много либо широких открытых пространств, либо обширных и пустых внутри зданий. Поначалу это кажется лишним, но со временем привыкаешь — и это логично, что в дворце на Каладане, что в крепости на Арракисе много пространства. Почему бы и нет, нужно больше пространства лордам, не хибары чай, однако возникает эффект, когда такие пространства подавляют находящихся там людей (и зрителя тоже). И наоборот, огромные открытые просторы, пролёты камеры — обратный эффект, величия и общирности. Удалось передать всю суть пустыни — дюны, песок; все движется и живёт своей жизнью, опять же дикие песчанные бури — при бегстве на орнитоптере, прям ощущаешь себя в центре бури.

По своему шикарный  и детальный визуал, декорации, атмосфера и костюмы продуманы до мелочей. Дени Вильнёв предпочитает совмещать у себя в фильмах серый, темный и оранжевый, изредка голубой, цвета. Много либо широких открытых пространств, либо обширных и пустых внутри зданий. Поначалу это кажется лишним, но со временем привыкаешь — и это логично, что в дворце на Каладане, что в крепости на Арракисе много пространства. Почему бы и нет, нужно больше пространства лордам, не хибары чай, однако возникает эффект, когда такие пространства подавляют находящихся там людей (и зрителя тоже). И наоборот, огромные открытые просторы, пролёты камеры — обратный эффект, величия и обширности. Удалось передать всю суть пустыни — дюны, песок; все движется и живёт своей жизнью, опять же дикие песчанные бури — при бегстве на орнитоптере, прям ощущаешь себя в центре бури.
Отдельно работали с орнаментами — три рыбы на изголовье кровати Пола или барельеф Червя. Вроде бы показывают мельком, но это выраженные символы, как бы воды, родного Каладана, и песка, пустыни, Арракиса.
Также, по хорошему Атрейдесы это Атрейи (Бесстрашные — по гречески), но нам привычней так, то же с фременами\фрименами. Да ладно, среди фанатов всё ещё идут споры, как читать творца Дюны: Герберт или Херберт (+_+).
Нечто вроде каналов Марса — футуристично и самобытно. Поселение на Арракисе.
Поначалу дизайн некоторых вещей (броня и  техника) напрягает некой неправильностью, но через некоторое время к этому привыкаешь – все аутентично, вычурно, здания — этакие пирамиды ацтеков в массовом плане, в виде города. Внутри зданий, на первый взгляд, слишком просторно и пусто, но с другой – всё логично, тем более, что Атрейдесы в этот момент времени переехали на Арракис, и не успели всё заставить вещами и мебелью. И мы ещё не видели Сиетчей (Ситчей)…
Униформа и одежда в этой Дюне более аскетична — и не так вычурна, как в Линчевсом варианте (вы ещё версию А. Ходоровски не видели!), порой попросту практична, проста и соразмерна. Немного разочаровали Сардаукары (по многим параметрам — шуму много, страх, но на деле, не слишком эффективны) — какие-то белые скафандры, слегка громоздкие, не впечатлили. Харконненские солдаты тоже выглядят стандартно, хотя тёмная форма подспудно навевает мысли о полицейском спецназе. Некоторые костюмы как дань моде модельеров — сетчатая у Бене Гессерит, например. Остальная униформа вполне приемлема — куда уж аксельбанты и прочее — тут всё скромно и выверено. Костюмы фрименов (я привык к линчевской версии) тут смотрятся несколько тяжеловесной, зато есть головные уборы, маски для дыхания (полезно, если попадешь в пыльную бурю), и в целом, также функциональны.

Техника.

Особый подход к дизайну, похвально. Могли бы изобразить местные орнитоптеры по игровому – в виде ястребо-образных самолетов, но сделали по книге – в виде четырех-крылых стрекоз, по ощущениям и функциям моделирующих наши вертолёты. Довольно крепкие машины, но со своим лимитом прочности. Особая деталь – закос под земные навигационные и управленческие панели в кабине, выглядит это очень гармонично – зачем неон и яркие экраны, если более логичны обычные приборы управления, без излишеств (и ИИ-компьютерных основ, ибо запрет на них никто не отменял)?
Далее, немного смущали транспортники Атрейдесов – этакие слоны-мастадонты, гигантизм, кубизм и прочее. Но в целом, транспортники и должны вмешать в себя много грузов, но по части солдат это менее логично – лучше уж нечто вроде БТРа, приземистого и не такого многоэтажного. Но всё равно, большие объемы запоминаются. Гигантизм, знаете ли, особенно в технике, присущ (порой до абсурда) многим империям: Германии, Англии…
Харвестеры, наоборот, плоские, приплюснутые, коробочки для сборки пряности. Постарались переделать механизмы перемещения в этакий архаизм — по типу воздушных шаров плюс сложная система подцепки карриэром-носителем сборщика; не очень надежная, так как в пустыне вообще механизмы очень часто выходят из строя, клинят из-за песка (что и случилось в одном эпизоде).
В общем и целом, в фильме Вильнёва смешаны технологии будущего, подкрепленные архаичными, приземленными механизмами, ибо так проще, надежней и практичней. Этакая смесь футуризма и почти что Клокпанка\Стимпанка.

Косяки фильма.

Фанаты поймут их, эти мои претензии, а неофиты, скорее всего, пропустят мимо.

Питер на Салуза Секундус – обучение Сарадукаров, личной гвардии Императора хранилось в секрете ото всех, в том числе и от Домов Ландсраада. Барон лишь по косвенным данным пронюхал, что возможно, именно на планете-тюрьме, планете с жесткими условиями жизни, Император и готовит своих сверх-бойцов. Никого Шаддам IV туда не пускал, и хранил свой секрет. В фильме же, ради будущей победы, на эту планету допустили союзника от Харконеннов – ментата Питера. Тот проинспектировал-обозрел ряды Сардаукар и остался доволен. Сцена вроде бы продуманная и зачетная, но Питер там был лишним — по лору вселенной Дюны.

Кроме того, сами по себе Сардаукары, были, по сути, элитой Императора и ни во что не ставили бойцов других Домов — даже больше, пройдя ад своей «тренировочной планеты», они как гладиаторы, требовали к себе уважения и привилегий, согласно своему статусу. Избалованные, в общем, были — могли многое, но и кичливые были от этого, что караул!
При взаимодействии с бойцами Харконненов, Сардаукары, в акции против Атрейдесов, разграничивали свои обязаности и даже указывали на это тем же Харконненам, чтобы они ими тут не командовали — это их, Сараукаров, призвали на помощь их Дому, а не наоборот — также офицеры Императора требовали соблюдения условий договора между ним и Бароном. Только на таких правах и было установлено сотрудничество — Барону даже пришлось кое-что скрывать от менторящих его офицеров Императора.
Так что лебезить и что-то там докладывать, какому то ментату от Харконненов, офицеры Сарадукаров тоже бы не стали.

Атмосферно — но даже так сцена не играет в полную силу, без звука.Кстати, местный командир Сардов – вылитый долговязый норд. Также мне понравился запоминающийся речитатив-молитва, духовного лидера, капеллана (или кто там у них — священника или шамана?), человека-колокола.

Кроме того, по книге у ментатов были ярко-алые губы — от употребления специального сока-выжимки; в линчевском фильме это подчеркнули густыми бровями и лохматыми шевелюрами, здесь же — особой полоской на нижней губе, знаке мената — а у доктора на лбу ромб (по классике), знак высшей имперской проверки-доверия (но никто не знал, что при определенных обстоятельствах, такое выверенное обучение можно обойти).

Сардаукары: бежевые боевые костюмы (с функцией гравитационного приземления), мощные рукопашники-воины Императора. Отличительная черта — ̶г̶р̶у̶п̶п̶а̶ ̶к̶р̶о̶в̶и̶ личные данные-звание над правой бровью.
Представьте, если бы к «зелёным беретам», к их тренировочному лагерю, допустили какого-нибудь эксперта от союзников НАТО – вот тут мы готовим своих бойцов, вот их методы, а вот новейшие образцы оружия. Гляньте, нам не жалко!  Выглядит это конечно же дико, так и тут — та же ситуация. Но если не вдаваться во всё это, то сцена, как и с Атрейдесами в начале фильма, выглядит коротко, насыщенно и мощно. Опять же антураж – не стали делать из планеты ад после атомной бомбардировки (как было в первоисточнике), но подчеркнули, что место это суровое и мрачное: идёт дождь, а пейзаж навевает мысли о окопах Первой мировой войны.
Чахлый комарик – искатель-убийца. С одной стороны несолидно выглядит (да и после попытки покушения, Гурни посмеялся над Полом: «уловителем убийц голыми руками» — так несолидно и просто выглядело покушение), но с другой — вполне эргономично и логично сделать убийцу маленьким и незаметным. В Дюне Линча механизм-убийца тянул на целый фонарик — по размерам и неповоротливости, и мог застрять где-нибудь, да и заметить такое легче легкого — если только внезапно и со спины, проглядеть эту угрозу.
Живучесть Барона. Конечно, это задел на будущее, но барон как-то выжил — и то, что он включил шит, до того, как Герцог раскусил зуб и траванул всех находящихся в комнате, также не очень логично. Допустим, поле задерживает частицы и предметы, но ведь воздух-то он должен был пропускать. Спишем на то, что действительно, яд немного задержался в поле, а Барон взмыл к потолку — и там как-то выжил, хотя вся комната была поражена газом, и все люди в ней умерли (просто не осталось не зараженного воздуха), а потом прошло много времени, прежде чем охрана зашла, чтобы «прибраться». Но так было в книге, и оспаривать это не будем. В фильме Линча это подали более изящно: Лето в бреду, в горячке паралича, перепутал Барона со стоящим рядом ментатом Питером, поразил его, но барон также, заподозрив неладное,ранее стреманулся на потолок – а газ убил, по сути, одного ментата (в книге зацепил всех в комнате), и был видимо, очень ограничен в радиусе поражения. Тут же многое не сходится – газ убил в всех в комнате, но не Барона.
В Линчевской Дюне и в книге, служанка-фримен Шадоут Мейпс пришла к Джессике, поговорила с ней наидине (Джессика ситуацию контролировала и всё взвешивала) испытала её, дала крис-нож, всё это было проделано приватно (но остался вопрос, как служанку пропустили с оружием). Тут же это подано очень грубо, как по мне: ситуация с ножом повторилась (опять Суфирова охранка муад`дибов не ловит!), но что усугубило ситуацию – почти что прилюдно провернула ритуал вручения ножа. Непорядок! По моему, даже у неофитов возникнут закономерные вопросы по этой сцене.
Глянем со стороны: пришла некая фанатичка-абориген, её уличили в сокрытии оружия, та передала на глазах свидетелей Леди Джессике священный нож (который вообще никто не должен был видеть – а если бы увидел, то умер бы от рук фрименов) – это как нож из бивня священного животного — слона, только ещё сакральное – для фрименов (зуб Червя). Далее, Джессика беседует с подозрительной служанкой, и та, проверив её на словах, воет в священном экстазе (мать Месии и всё такое).
Кстати, тут прослеживается косяки определенного перевода: при озвучке фильма была взята версия одного из переводов Дюны, не самая новая и точная фонетически. Это выглядит грубо и наплевательски. Крис-нож назван Делателем – пальцем вас делали, делатели-хреновы-переводчики! Мэйкер, Податель — более точно. Далее, Квизац Кхадерах – озвучили как Квизац Кадерач – возрадуйтесь же те, кто читает монарха монарчем, а Гонарха Гонарчем (Халфа)! Но кроме этого, по моему, более нет таких грубых косяков – ну разве что стилсюты названы пустынными комплектами. На самом деле, между Дюновцами-фанатами давно идёт Джихад, на тему разных переводов и версий, так что это простительно, но для премьеры фильма все же надо было выбрать перевод достойный — и наиболее признанный фанатами, как классический и хороший. А то опять всплывут всякие лазружья (вместо лазганов), оглушители вместо станнеров и прочее…
В переводе книг фантастка А. В. Вогта часто фигурировали вибраторы — но это были лишь вибрационные пистолеты.
Также, люди не знакомые с книгой, обзывают великого Шаи-Хулуда Шай Халудом… Но это простительно, и кстати, с арабо-персидского это примерно переводится как Владыка вечности, некто вечный.
Вообще, кроме самой книги Дюна, любопытен и её словарик-глоссарий в её конце, который поясняет многие понятия мира Дюны – и генезис возникновения этих названий. В фильме, например, заявлено о глазах Ибада – что это, догадаться несложно (эффект посинения зрачков), но даже в инете есть масса всяких пояснений, что и откуда. Любопытно, что раз Фрэнк Герберт писал фрименов с персов и арабов, он взял многие понятия как раз из этих культур, равно как немного и из Османо-турецкой – Сардаукары (с их башарами-офицерами) вылитые элитные Янычары. В общем, если впервые будете читать книгу, словарик вас приятно удивит, хотя и загрузит тоже. Вообще, многие книги начинаются с придумывания мира, особенностей, специальных слов – и рисования карты – без неё никуда! Даже у Ника Перумова была карта мира (и не одна) – не говоря уже о Толкиене…
Сцена с пальмами воспроизведена по книге, но неточна, и надо было вставить лишь фразу, чтобы сохранился смысл. Люди-фримены смотрели, как каждый раз слуги поливают прожорливые до воды пальмы (а леди Джессика нашла в новом жилище тайную оранжерею, которая для своего поддержания дорого и расточительно стоила), а когда Пол заметил, что смотрят они с надеждой, смотритель ответил, что это из-за того, что они надеются, что пальмы завянут — и вода на их поддержание пойдет на нужное, а не бессмысленное дело. Тут эта фраза пропущена. Однако пылающие, запаленные Харконненами пальмы всё же были перенесены сюда из книги.
При том, что воспроизвели сцену воссоединения с Дунканом Айдахо, но пропустили званный обед (его и Линч пропустил), также разговор Джессики с Юйе: у Линча он был; но там Док выкрутился, что его волнение при упоминании Харконненов — это его скрываемая ненависть к ним, ибо они убили его жену — он сказал лишь часть правды, но ему в этот момент сочувствуешь, так как слышишь его мысли — сожаление о его предательстве, волнение его положением. Отчасти, он хотел чтобы его разоблачили и остановили, но этого не случилось — это был бы хороший судьбоносный момент, отчасти многого можно было избежать. Также и самой книгой задавался вопрос о спорности и правомерности предательства доктора — ради одной жизни жены (да и то уже теоретически загубленной) положить тысячи других.
Лисан аль-Гаиб (глас из Внешнего мира) – едва Атрейдесы прилетели на планету, все начали чуть ли не скандировать: «Пророк, веди нас, мы готовы! Он Избранный!» На самом деле, всё это узнавалось через слухи, люди говорили шепотом и не напрямую: издавна легенда о Голосе Извне, как пророчество, передавалось фрименами, и они присматривались ко всем чужакам-инопланетникам. У Пола долгое время были сильные сомнения и скептицизм (но он это понимал и отражал), что это именно он – а Джессика в трудную для них минуту сильно на этом акцентировала внимание сына: правда это или нет, но ты должен выдать себя за Лисан аль-Гаиба, подыграть – и мы выживем! Но пророчество оказалось верным в качестве предназначения Пола (вспоминается Колесо Времени, когда наряду с настоящим Драконом Возрожденным, появлялись (порой свято верящие в своё предназначение) и ЛжеДраконы, так что всё свершилось правильно. Тут же, напрямую все уже знают про Пола – это грубо, и не очень изящно подано.
Кроме того, многие фримены должны бы были одеться по-обычному, скромно — но тут уж оделись чуть ли не в парадное. Переставьте картину: например, в Индию приехал иностранец-сахиб, а местные индусы оделись в парадное и ни с того ни с сего стали его приветствовать, кричать, что он их надежда и пророк – выглядело бы это дико и привлекало бы внимание.
Косяки грубоватые, что не делает чести сценаристу. Подобный случай был в отечественном «Обитаемом острове» Бондарчука, где Максим прибыл на планету Саракш, и тут же, ломая логику мира (Сарашкианцы считали, что их земля плоская, а небо монолитно — и других миров не может быть в принципе), уличный сказочник через марионетку озвучивает пророчество: придет пришелец с неба, который изменит всё. Так и тут. Так и или иначе, как мы видим, фильм при всей его хорошей визуализации, музыке и прочем, имеет довольно существенные косяки, допущения, в плане подачи и повествования – мы это учтём, ибо фильм это не слишком портит — однако всё же грубо и небрежно это всё выглядит в глазах фанатов Дюны (или это специально сделали, отойдя от канона — у нас тут фантастика).
Ещё о корявом  переводе — обозвали феод или лен, то есть земельное владение, файфом (типа земля, а так это один из округов Шотландии). Красиво и непонятно. Также стилсьют, или комбикостюм обозвали дистикомбом — по словам матерых переводчиков так правильнее — ибо дистиллирующий костюм. Ну, тут понятно, какой вариант перевода взяли, оттуда все термины и шли.

Музыка в фильме.

Музыка Циммера подкрепляет шикарный визуал. Запоминается женский вокал, нечто вроде арии боя из третьего Ведьмака. В остальном же, порой царит тишина, а если есть музыка в спокойных сценах, то она для фона и не вылазит на первый план. В Линчевской Дюне, тем не менее, музыка была сильной и даже доминирующей, сильно врезаясь в память, тут же кроме одной-двух тем фильм не акцентируется, поскромнее, в этом плане.

Особенности.

Отсылка к тушканчику пустыни – муад`дибу, песчанной мышке. Показали, что даже его физиология пустынных животных направлена на выживание: большие уши мыши конденсируют влагу, пот — и стекая к мордочке, позволяет мыши умываться, возвращать влагу себе. Забавно.
Скромность и мудрость: Пол выбрал свое фрименское имя, исходя из этого пустынного малого грызуна, тем не менее приспособленного к выживанию в пустыне, но из этой «мыши» постепенно сформировался Пророк, также его другое имя, основа колонныУсул. Кроме того, Пол базировался на том, что Муад` Дибом также зовется похожая на ту же мышь тень кратера на одной из лун Арракиса.
Бегство Пола и Джессики пошло по книжному канону – Барон не встречался с пленниками, те избавились от конвоя и попали в пустыню — и их нашел Айдахо; потом они задержались у фрименов и Кайнса, который задержал врагов, но попался сам — Айдахо погиб сразу, а мать с сыном нырнули в песчаную бурю на орнитоптере.
В фильме Линча было немного по другому: Барон поболтал о том о сём с Джессикой, она и Пол улетели под охраной, потом они сразу, напрямую, убив конвоиров, попали в пустыню. Когда начал после фильма читать книгу, удивлённо сморщился – в книге всё это было более растянуто и роль Айдахо была дольше. В фильме это смотрелось более логично и лаконично — и Кайнз почти сразу погиб (за кадром), едва Харконнены его сцапали, и Айдахо не мельтешил, не тянул хронометраж.  Но расширение роли Айдахо в этом фильме мне  понравилось больше.
Маман Пола, леди Джессика — одухотворенное лицо, некоторый привитый фанатизм Бене Гессерит — и навязывание его сыну, в попытке сделать его сильнее – она сама отчасти так выросла, и поэтому направила по нему же сына (вообще, появление самого Пола Атрейдеса было целой цепочкой «если бы» и «пошло по другому пути»). Отчасти это ему помогло выжить. Кроме того, почёт к его матери фрименами был подкреплен тем, что она не просто пришелица из другого мира, а в дальнейшем их новая Преподобная мать – фримены её приняли в свои ряды, где она заняла подобающее место: их древняя и умирающая Преподобная мать Ромалло передала ей все знания, накопленные за её долгую жизнь, попутно зацепив ими нерожденную ещё дочь Джессики, сестру Пола, Алию. Алия же уже при рождении вызывала священный ужас у фрименов: ребёнок, который обладает знаниями и провиденьем древней старухи, и примерно таким же мышлением, разбавленным, правда, непосредственностью ребёнка (и ещё владение Голосом). Мать Пола они почитали, а вот от Алии поначалу шарахались — и лишь один Айдахо-гхола на неё определенно «настроился»…
Фильм многое не объясняет, зато даёт картинку, атмосферу, живых персонажей — но порой даже слишком упрощенных и понятных, почти без двойного дна и фантазии– всё на виду, шаблонно, но зато понятно. Нет многомерности.
Ожидания – сразу же занизил их для себя; ибо ждал качества подачи чуть похуже (или мискаст) – только бы было приемлемо и термимо! Потому фильм не вызвал ни особо бурных восторгов, ни разочарования – это добротный, хороший, качественный, приемлемый фильм – но у него есть и слабые стороны, но их можно понять и принять. Для наших времён эта экранизация — вполне здравая и даже новаторская, пусть местами и соблюдающая определенные навязанные правила.
То ли Чёрная дыра, то ли глаз, то ли… Все равно погибель — или вечность! Соединились как бы два символа: сначала Линчевские Черви навевали мысли о Фрейде, теперь Вильнёвские — но уже с другой стороны…
Появление Червя – мандраж и трепет, а когда он явился — возникает величие и некая пустота (ещё с пред-релиза были споры насчёт его дизайна), ты говоришь себе: ну вот он, Шаи-Хулуд! Уже всё. Ты просто его воспринимаешь как данность – так и этот фильм. Мощно, свершилось, он просто есть. Ждешь ведь его, а потом просто созерцаешь — и накатывает некая правильность происходящего. Червь, из-за своей раскрытой пасти гипнотизирует — это скорее символ, чем попытка нас напугать. Еще в начале съемок пасть Червя ассоциировалась с Бездной\Черной дырой, куда уходило всё сущее, так что символизм был понятен с самого начала. Также он ассоциируется с этаким глазом вечности, что взирает на нас.
Видение Пола, когда его накрыло пылью специи, он снова увидел (в который раз) Чани, но под конец пробормотал про то как слышит «старика» – приближающегося червя (ибо они живут явно больше людей). Так что же он видел? Чани ему виделась больше всего, один раз прозрение о грядущем фанатизме его фрименов, захвате планет, и почти что ничего — про его путь Мессии. Чани, одна Чани – она была важна, но других важных и полезных данных он почти не получил. И у меня возникла такая картина:
— Сынок вставай, опять кошмар снился, ты так стонал и метался!
— Да какой кошмар! Зря разбудила… Угадай, что мне снилось?!
— Опять Чани!
— Ага, в своих видениях я уже до женитьбы дошел, до медового месяца, прогнал уже все поцелую и позы…
— Так, сынок, хватит смотреть эротику вместо реально важных пророчеств… они тебе важнее: кто предаст, кто будет другом. Сосредоточься на этом в следующий раз!
-Ну, ладно, мам…
Нет, ну правда, с видением Чани они тут переборщили. В ранней версии Дюны, Линча, Чани появлялась пару раз, а не спамила как тут, ну и символы были, разве что Джихада не было. Кстати Пол, помня о возможных фанатиках его веры (Джихад), старался потом соблюсти баланс, чтобы уж совсем его люди Вселенную не шатали — но всё равно, по сути, его фримены (федайкины) стали новой силой (вместо сдавших Сарадукар Императора Шаддама), которые наводили свои порядки, захватывая планеты и подавляя волю к сопротивлению. Разве что масштаб был приемлем — и Пол контролировал этот процесс как мог — но уже задумывался, а надо ли ему всё это… Как выяснилось и без него, свершившегося Мессии, его Империя ещё жила, правда на плечах его приемников и соратников (Мессия Дюны и далее).
Вообще, по хорошему, Полу надо было либо умереть в битве с Харконненами, либо не тянуть время после победы над ними — всё это его правление затягивалось и всё больше приносило Полу только горечь, новых врагов, проблемы и потери.
Маски. Не один я это подметил, но когда Пол и Джессика попадают в пустыню и находят фрименов и идут с ними, то возникает мысль – вот и они в масках (анти-ковид)! Прочем, в пустыне, где ветрА более чем пронизывающие и несущие песок, минимально, что нужно сделать – натянуть ткань на нижнюю часть лица, а лучше – распиратор. Фримены были прошарены в плане сохранения влаги, и позаботились о том, чтобы нижняя часть лица, рот, были закрыты и туда же подавалась трубка с водой. Далее, у воинов-фрименов были замечены боевые шлемы, глухие и даже технологичные. Спорный момент, лучше бы оставили по старинке, накидки на голову – но в Линчевской Дюне не было даже этого, это было в сериале, есть и тут – голова прикрыта и защищена от солнца.
В момент нападения Хароконеннов на Атрейдесов так и просится рекламный слоган: Харконнены — круто, Атрейдесы — отстой! На самом деле, Харконнены подгадали с атакой, к тому же, ранее сидели на этой планете плотно и не хотели её отдавать (ну и поддержка Императора). В Линчевской Дюне всё это проговаривали, показали Императора и его мотивы — но, по книге было всё куда сложнее: Шаддама вынудили одобрить план свержения Атрейдесов, хотя тот и понимал, что после этого у него уже не будет доверия со стороны других Домов, а кроме того, сам Император сетовал на то, что Герцог с ним не породнился, через его дочь — и тогда бы не пришлось проворачивать такое против него. Вильёв справедливо рассудил, что от него требуется больше донести свой визуал, а его фильм и так будут сравнивать с фильмом Линча, с книгой — так что сосредоточился на передаче истории без особых и второстепенных предпосылок.
Несмотря на славу артхаусника с его тягомотным и длинным медитативно-созерцательным «Бегущим по лезвию 2049«, тут Дени Вильнёв породил киноленту в два с половиной часа – но скучать и зевать, как в «Бегущем» не пришлось – тебе любопытно слушать диалоги, смотреть на реакции и эмоции, ты впитываешь пейзажи, оцениваешь одежду и технику этого мира, проникаешься атмосферой. Так что всё приемлемо — и единственное место где я начал было скучать – предпоследние сцены фильма, когда Пол и Джессика бредут, бегут по пустыне, а это минут 5-10; всё остальное идёт гармонично, четко и местами даже слишком форсировано. Специально не смотрел на время, но понимал, что прошло немало, а фильм всё не кончался – я просто пытался понять, когда он кончится, чтобы настроится на то, сколько инфы фильм мне ещё предоставит. И как ранее, при просмотре последнего Властелина колец, то и дело думал, что уже финал, приподнимался в кресле, но фильм шел дальше — и улыбаясь, я снова разваливался в нём и наслаждался (хотя фаны всё же ворчали — впихнуть несколько концовок под финал и так немалого фильма! — и это ещё про ИсправНор, с Саруманом в Шире, не стали снимать!).
Но конец немного предсказуем: Пол и Джессика встречают фрименов, а среди них Стилгара и Чани, далее успевает пройти бой с ершистым Джамисом — и потом они все вместе идут навстречу общей в целом судьбе и их ждет одно дело – так чужаки и аборигены заложили начало новым временам Арракиса…
Единственное, о чём жалеешь и вопрошаешь: а что если при просмотре второй части фильма, мы подзабудем и будем спрашивать: Джамис это кто? Как он погиб, почему ведутся его похороны? Это единственная линия, которую надо будет закрыть — думаю, основная линия сюжета, о том что Пол должен отомстить ̶н̶е̶р̶а̶з̶у̶м̶н̶ы̶х̶ ̶х̶а̶з̶а̶р̶а̶м̶ Харконненам, у нас в голове сохранится — предатель выбыл, Кайнс тоже, дело за новыми героями и частью старых…
Вот я ворчу, ворчу. Но для вида, для критики – но на самом деле, фильм мне понравился, так что я только обозначаю моменты, которые могли бы быть поданы по-другому, чуть лучше — и только. В особенности меня порадовал подбор актеров (порой, в наше время, фильмы грешат дичайшим мискастом) – даже второстепенные персонажи чем-то цепляют. Не говоря уже о картинке, атмосфере и прочем.

Итог.

Кажется, кто-то перепутал — чья очередь подкрашивать ресницы…

Несмотря на то, что я являюсь олдфагом, и на Линчевской Дюне практически вырос, я не стал вопить: не надо нам нового фильма, старый шедевр на все времена! — и ждал новый фильм с надеждой, что снимут по крайней мере лучше, чем сериал 2000-го года. Сначала со скепсисом и недоверием пошел на фильм Вильнёва (занизив свои ожидания), а когда начал смотреть, то проснулся энтузиазм, а после просмотра заключил: фильм хорош, ибо книжной Дюне не очень везло с экранизациями (но игры вытянули эту вселенную и сделали её популярной, как и стратегии в целом), так что результат неплох, а режиссера взявшийся за это очень сложное дело, надо похвалить: после стольких лет у фильма Линча (спорного и неоднозначного) появился хороший собрат, со своим, пусть и новым виденьем.

Также, вышел обзор человека, который изучал феномен «Дюны» много больше, чем я: я-то так, погулять вышел, поверхностно знаю вселенную, ценю первые три книги (а далее, последующие за ними книги — уже несколько другие планы автора), больше в игры по ней, хотя первая «Дюна» была у меня одной из первых прочитанных мною серьёных книг в детстве; так вот, более детальный, на полтора часа, обзор от камрада: Дюна Дени Вильнёва. Детальный разбор фильма (Это фантастика) [RocketMan]. Куда уж детальней… (ещё бы мнение Красного циника дождаться…).
В общем и целом — фильм удался: визуал шикарен, история передала неплохо, пусть немного сжато, но нормально — лишь основные главные события, и не отвлекаясь на второстепенные детали; хорошая игра актеров – ровно столько, чтобы поддержать историю. Кроме того, фильм неполный, и испортят его или сделают даже лучше, чем первая часть – мы посмотрим потом.
Если в фильме Линча была некая яркость, пышность, вычурность, пафосность, но и некоторая театральность, камерность — то тут, в фильме Вильнёва, царит выверенный минимализм, аскетичность, даже некий декаденс (что неудивительно, ибо по книге многое было, пусть и туманно и вариативно, но безнадежно-судьбоносно) — однако есть сцены, которые бьют наповал: в основном пейзажи и масштабные, глобальные массовки. Опять же детали, особенно реквизит к фильму, во многом передающий суть книжных прототипов (крис-ножи, светильники, оптические приборы, приборы управления).Также фильм породил некий парадокс: многое из снятого было вырезано (около 10-15% или даже больше — что породило целые лакуны в сценарии, оставшиеся без мотивации и предыстории персонажи, разные предспосылки), однако фильм все равно оказался для некоторых «затянутым» (для меня он пролетел махом — и было даже мало).
Как минимум, фильм не шедевр, но вполне на уровне, достойный, а атмосферу и свой взгляд на Дюну режиссер сохранил – и сколько бы не экранизировали великие произведения, каждый режиссер снимать их будет по-своему и редко какой фильм, снятый одним, будет похож на работу другого режиссера. Решились наконец, сняли, теперь будем ждать продолжения. После многих лет появилось что-то масштабное и ожидаемое фанатами – после долгого перерыва и прорыва в Звездных войнах и Властелине колец. Да и людям напомнили об этой необычной вселенной.
Тут ещё намечается кино-адаптация, которую я жду – Колесо времени, и как по мне, уже сейчас к этой экранизации есть претензии и вопросы. Но мы-то знаем, что даже в случае провала, найдутся люди, которые заинтересуются миром оригинала и потянутся его читать.
А у Дюны самые лучшие первая, вторая (по крайней мере, для вхождения в эту вселенную) отчасти третья книги – далее идут совсем уж дебри, которые нужно разгребать с большим энтузиазмом и энергией, подготовившись. Экранизировать ещё и их — вопрос ещё тот. Ну, а мы будем ждать, когда выйдет вторая часть и мы наконец сможем оценить фильм цельным произведением.
По ощущениям мы будто посмотрели начальную серию Звездных войн «Новая надежда» — и действительно, воодушевились и загорелись увидеть продолжение. Фильм, в целом, получился ровным, ожидаемым (опять же, многое нам показали в тизерах и трейлерах), но местами, был вот прям восторг; мозг поначалу не мог охватить все величие и продуманность некоторых сцен, показанных режиссером, но потом осознаешь масштабность и впечатляешься — например, Атрейдесы в полном сборе, или легионы Сардаукар, или прибытие Атрейдесов на Арракис… Сильно вышло, фильм немного слаб в паре моментом, но в основной массе — просто отличный, много шедевральных кадров, а есть моменты с неспешными философско-медитативными, глубокомысленными сценами — как замершие картины. Антураж, музыка (большей частью), игра актеров, декорации — всё впечатляет. Конечно, фанаты Дюны поворчат, но в целом, для неофитов фильм будет вполне «взрывным», пусть и немного непонятным — но некоторые зрители интуитивно поймут основную суть: фильм это позволяет, благо основной посыл прост, и просто специфические термины и понятия будут понятны лишь читавшим оригинал. Но, так или иначе, этот фильм был выстрадан, долго ожидаем и в целом, он оправдался. Ждали не зря. Кул вахад!

Добавить комментарий