Мистер Вампир (Mr. Vampire): серия гонконгских фильмов, а также немного про дзяньши – “китайских прыгающих вампиров” и мастеров-даосов.

Наконец, после 2020 года, когда я уже почти нашел все фильмы по описанию, которые смотрел ранее в 80-90-ые, я нашел и этот фильм – вроде бы даже нехотя искал, но надо было заканчивать гештальдт – осталась пара-тройка фильмов, и вопрос стоял: найти их, что ли? Осталась всякая незначительная мелочь, но всё же…. Помогло и то, что я нашел в загородном саду кассету со своей записью того фильма (там же обретался и старенький видак), так что я как минимум узнал (нет, не название фильма, оно в конце было иероглифами) хотя бы год выпуска – 1990. От этого уже легче было искать, а по описанию этот фильм довольно быстро находился. И нашел, посмотрел, сравнительно недавно. Итак…

Магический полицейский/Magical cop 1990 года.

А глаза добрые-добрые…

– оригинальное название фильма – Qu mo jing cha.

Был как слегка разочарован при просмотре – уж больно простенький сюжет, фильм по сути на излёте 80-ых, когда такие уже были не в цене: но ностальгия всё же взяла своё, да и посмотреть его целиком было любопытно – а кроме того, фильм был современным, драйвовым, бодрым, с забавным и запоминающимся полицейским-мистиком (отсюда и всё говорящее и незамысловатое название фильма), а ещё фильм поднимал такой необычный жанр как борьба с нежитью и нечистью, да ещё и в современном городе – но старыми дедовскими способами (кто сказал – отечественный Ведьмак (А. Смолин), за авторством Андрея “Файрола” Васильева?).

В общем и целом, я не пожалел о том, что увидел его ранее и потом, лет через 30 все же нашел. Кроме собственно, удовольствия от просмотра – и оценки тех ощущений и нынешних, я также зацепил всю франшизу, с которой собственно и началась серия, а именно – Мистер вампир, где мастер-даосиста почти неизменно играл один и тот же актёр – Чин-Йин Лам, персонажа которого я называл в шутку “китайский чёрт с бровями”.

Кстати, ещё не понимая подоплеки противостояния китайского даосиста и японской ведьмы, я частенько размышлял, что бы было если они помирились и действовали бы сообща: Япония и Китай, два мага, один Ян – добро, другая – Инь, тьма. Даже нарисовал нечто вроде фанфик-рисунка, где они были вместе, ну да ладно…

У таких заклинателей в почете и как рабочие инструменты были астрономия, астрология, всякие силы баланса, а так же Фэн-шуй – например, зеркала оттуда сильно так помогали. Китайские корни также предполагали геомантию, прикладную алхимию (долголетие и здоровье) и предсказания. Забавно, что в XIX веке такая практика была запрещена и возрождена только после 2000-ых годов официально. Для примера легенды о японском оммёдзе Амэ-но Сэймэе, или корейский Пи Хён; или как вариант – колдун Чон У Чхи (сам читал про него в корейских сказках).

Так или иначе, в современном городе начались некие странные дела, у полиции в Гонконге на виду оказалась неживая девушка – и вызвали, по старой памяти – так как комиссар управления (это кстати, “ветеран кино” старина Ву Ма, о котором я ещё упомяну) помнил, кто был специалистом в таких делах, своего давнего знакомого, который так видимо и не состарился, в отличие от комиссара.

Сельский полицейский, дядя Фунг (Чин-Йин Лам), все ещё практикующий разные даосские ритуалы, оказался полезным, и ему в нагрузку дали, по традиции серии, двух оболтусов-полицейских (Уилсон Лам (ага-ага) в роли детектива Лама и Миу Киу Вай в роли сержанта Но), чтобы они у него учились и смотрели, как он работает – и заодно уж вели бы дело, которое им поручили.

Красавчик как всегда ничему не учится, а вот второй напарник внимает словам “учителя”.

Под ногами мешается и веселит нас дуэт двух напарников, незадачливых учеников дяди Фунга (как по мне, но все эти прикольчики и забавные ситуации в духе комедий Джеки Чана, который тут вполне бы смотрелся).

А далее, я начал копать, откуда же пошел такой жанр – потому что при отзывах про этот фильм его называли неофициально Мистер вампир 5 (по сути, так и есть, но опять же не совсем – ещё один экскурс в современность, но актер играющий мага – Чин-Йинг Лам, всё тот же и антураж тот же – просто этот фильм вроде как планировали, но выпустили только в девяностых; да и наотличку он от основной франшизы, чуток смахивая разве что на вторую часть). Итак, совсем недавно просмотрел уже начало этой серии – и о ней есть также что сказать. И мне понравилось, хотя качество серий было неоднородным.

Особо.

Это важно: Гонконг-киноделие уже было “отравлено” легендарным в Америке, но слегка порицаемым в родном Китае Брюсом Ли (в миру Ли Сяолун), так что стремление снять по-своему, но “как в Америка и Европе”, было закономерным порывом – тем более, что как и в Японии, “новые веяния”: понятия, одежда и техника, идеи и реклама – всё это уже смешались-перемешалось с родными традициями Китая. Пробочкой этого стали актёры-полукровки (как правило, ранее были полукровки – полу-японо и -корея происхождения), а следовательно, и не только, смешанные имена – как например, Рики Лау, Билли Чой и другие. Опять же, яркий пример и подражание – Джеки Чан (он мелькал в поздних фильмах Брюса Ли – и перенял, по сути, эстафету от мастера, разве что ушел в комедийный боевик – но и пара серьезных драм у него тоже были). Учтём это.

Ещё немного про даосов и дзяньши.

Раз уж мы будем рассматривать такую франшизу, которая большей частью посвящена дзяньши, то и о них стоит сказать слово, а то и про даосов.

Это похоже больше на легенду или искаженные факты, но раньше даосы-священники транспортировали трупы умерших к “родной земле” (путь тела в тысячу ли), где именно там они могут быть похоронены. Даос на время “поднимал” мертвеца, и такой воскресший получал гофу-амулет на лоб – и оказывался подчинении у заклинателя-даоса. Сначала шел даос, потом прыгал его подопечный. Есть версия, что ранее так переносили мертвецов два человека – помощники даоса, который обычно шел впереди (и это важно: два – число не очень, а вот вместе с мастер-даосом и помощниками образовывалась мистически сильная тройка, что было для китайцев хорошо – главное, чтобы не было четверки…), взяв по три трупа – и связав им вытянутые руки к бамбуковым шестами-направлющими, которые они и несли. То есть, транспортировались тела стоя, отчего при ходьбе их двух носильщиков, бамбук пружинил, а тела как бы подпрыгивали, руки у них были вытянуты – и издали это выглядело как самое это оно – трупы “прыгали” вместе с идущим впереди даосом. Иногда всё же, если тело было одно, то транспортировали его так: даос шел впереди, а следом шел второй, неся тело на спине (вместе с телом, опять  же тройка образовывалась).

Чтобы не гонять туда-сюда порожняком, даосы-заклинатели устраивали этакие “паровозики” – набирая мертвецов оптом и уже этакой ”змейкой” вели их куда нужно. Кроме того, либо сам даос, либо его ученики (которым, например, доверили вести дзяньши в черте города – недолго и к определенному двору), звонил в колокольчик и вскрикивал: в Багдаде всё спокойно! – “мёртвые идут!” – чтобы люди не мешали процессии. Кстати, колокольчиком они отчасти и управляли “прыгучими мертвецами” – и в фильмах про них это обыгрывалось, как например, они то следовали за звоном колокольчика, то наоборот боялись его, и зажимали уши (хотя возможно, мертвецы уже не видят и не слышат, но могут, видимо, почувствовать вибрацию звонка и просто движение).

Также такой “скорбный ход” (который называли обычно Сянси ганьши, дословно буквально – Переход в Сянси; ну вот, у других “уехать в Детройт” или ещё что, а тут…) старались проводить ночью и у этого две причины: во первых, мертвецы, да и дзяньши, на солнце разложатся, а последние ещё и погибнуть могут – ибо света солнца боятся (вспоминаем гремлинов-магваев из серии Гремлинов); во вторых, чтобы не пугать смертных в конце концов, да и тракт будет свободен от пешеходов и возниц. В общем, было как мрачно-тревожно – но и забавно, в виду прыгающих вереницей дзяньши. Вот почему обычно щепетильные в вопросах изображения предков и останков умерших, китайцы все же выбрали комедию ужасов.

Надо сказать, что европейцы уже во всю смеялись над жуткими вампирами, делая комедии, а китайцы это повторили, да и дзяньши – не тело почтенного предка, а так сказать злая его версия, зло во плоти, пусть и не самое ультимативное. В общем, не прямая насмешка, а только опаска и смех над обратившимся во зло некогда бывшим человеком существом.

Суть дзяньши – пить жизненную силу Ци живых. Из этого же проистекает и их особенность – они обычно плохо видят, а чувствуют живых по их выхлопу дыханию – и именно через рот они обычно и выпивают Ци. В фильмах обычно это пару раз советовали: задержи дыхание – и дзяньши тебя не учует, даже если будет стоять вплотную. Другое дело, что так долго смертному не выстоять.

У дзяньши есть острые зубы, по некоторым версиям, но кусаться, как вампиры, они обычно не должны – впрочем, европейское кино слило их с обычными европейскими вампирами и теперь дзяньши всё же кусаются и обращают в себе подобных именно через укусы. Раньше было по-другому. Ещё на заре возрождения легенды о них, говорили, что дзяньши светились, видимо впитывая свет луны ночью.

Дзянь – столбняк, твердый, закостеневший, окоченевший. Мертвец сам по себе твердеет, отчего видимо и пошла его манера передвигаться – прыжками, а для ориентации и равновесия они держат руки перед собой – опять же и жертву так схватить легче. Вызывает сомнение, как он вообще двигается и поворачивается, но в целом, его суть понятна.

Экзотический вариант – нечистый на руку даос-священник, а по сути некромант, юзающий тёмную колдовскую магию Инь – он мог сделать из человека или мертвеца дзяньши (или попросту проклясть или иначе как-то навредить человеку), например, в качестве слуги или убийцы. В паре фильмов будет и такое!

По мере того, сколько жертв он выпьет, дзяньши становится сильнее – в одном позднем фильме, Эра вампиров 2002 года, был особый дзяньши-генерал, с которым не могли совладать даже учитель с аж четырьмя учениками, не говоря уже о помощниках. Есть особо древние и матёрые дзяньши, которые как бы выше рангом обычных дзяньши – и поэтому могут пить Ци на расстоянии, могут летать и в целом, сильнее и проворнее обычных. Ещё есть поверье, что следующая ступень прожившего не одну сотню лет дзяньши – это обращение в кровожадного демона (накопление совершенного им зла). Бывало и так, что поначалу дзяньши только привыкает к своему состоянию и первое время пьёт Ци у животных и детей, но по мере укрепления начинает искать и людей.

Вообще, по преданиям у китайской нежити исчисление “жизни” шло столетиями, и им требовался отдых – например малый, средний, или большой Жуцзин (лет сто, двести или триста – этакая спячка или торпор, как у европейских вампиров).

Ещё одно – если свет солнца был губителен для дзяньши, то строго иногда они черпали силу из света луны. В паре фильмов это показано – сначала “подзаряжали батарейки” от света луны, а потом уже и на людей переключались. Также, кроме прямого света луны на тело дзяньши, нежелательно было попадание его и на гроб, где он возлежал – тот мог подняться оттуда и вырваться. Для этого даосы и очерчивали черными чернилами (строго вдоль и поперек, по клеткам) гробы с телами дзяньши, и прилепляли гофу на его крышку. Сами дзяньши действовали ночью, а перед рассветом прятались либо в гроб, либо ныкались по пещерам.

Именно этот подход виден во многих фильмах про дзяньши.

Методы борьбы: вместо осины – ветка персикового дерева (от призраком помогает ивовая ветка, но сами призраки часто селились в ивах тоже, как не странно), оно в Азии является священным. Ну, или предметы из персикового дерева, например палка или трость, посох. Далее, зеркало – дзяньши испугается или устыдиться своего вида, вспомнит\поймёт что он умер – и попытался отшатнуться, укрыться или нечто похожее (ага, вспоминаем Телемертвецы). Даосы в кино, к тому же, заряжали Фэн-шуй зеркала энергией и стреляли в дзяньши (к тому же зеркало это имело вид Восьми триграмм). Старый добрый огонь – по крайней мере спалит оболочку мертвеца. Также можно использовать побочку от боязни дня\ солнечного света – крик петуха пугает их и дзяньши стараются в этом случае убежать до восхода солнца. Кровь чёрной собаки (нечто вроде европейского предания о вампирах, про собаку с “ангельскими глазами” – белыми пятнами вокруг глаз) иногда применимо – но на уже напитавшегося Ци от людей дзяньши, это уже не действует.

Ещё метод борьбы – высокие пороги, от 15 см – прыгающему дзяньши трудно будет его преодолеть. Более матёрый, летающий, скорее всего такое перелетит такой порог, а то и слетит с крыши во двор; но такого ещё встретить нужно (в фильмах обычно дзяньши часто именно такие матёрые). Клейкий рис – он сжигает\обжигает дзяньши. Иногда фигурируют куриные яйца, бросок которые дезориентирует, по крайней мере, управляемого другим даосом дзяньши. Еще из рекомендаций против дзяньши: копыта от мёртвого осла уши чёрного осла, лапы черной собаки (или её кровь) – из экзотики. Адзуки/Вигна – фасоль узловатая, растущая в Гималаях и Азии, простой уксус. Можно попытаться отпугнуть дзяньши Книгой Перемен.

Сами даосы часто применяют вместо чернил кровь курицы или петуха – их следует перед ритуалом зарезать, а кровь вылить в чашку. Именно кровью даос-заклинатель и чертит заклятье на листке-гофу, который потом будет сдерживающей печатью на лбу мертвеца. К тому же, это как отвращающий, так и приманивающий инструмент – смотря какое заклятие начертает на нём заклинатель – порой дзяньши вынужден следовать за тем, куда прилепили гофу.

На некоторых дзяньши, например, матёрых и древних, часть даосских штучек уже плохо действовали, и поэтому нужно было применять всё и сразу, комплексно. Обычно также, в отношении китайских священнослужителей пишут, что он либо даосист, либо даос, оригинальное самоназвание – ТАОистский священник (Путь Тао).

Еще инфа: Если в Поднебесной их называли дзяньши и писались как Jiangshi (на кантонском goeng-si), то в других странах похоже, но на свой лад: в Яполнии они – kyonshi, в Корее – gangsi, во Вьетнаме – cng thi.

Что обычно было в фильмах серии. Как правило, этим занимались второстепенные даосы, знакомые главного мастера, а тот предпочитал оставаться практиком и “оперативником”, этаким мастером по поимке и упокоению нежити, охотников на призраков – работы ответственной и опасной. И поэтому при нём, как правило, присутствуют два ученика – с прицелом вырастить себе смену. Но, как правило, молодые парни несостоятельны – и их надо менторить и подгонять, а то и выправлять их ошибки. На этом всём и строится фильм – и не один.

Небольшая сноска: Жаль, что Мистер Вампир мне не попался ранее, ибо “китайский прыгающий вампир” – вещь сама по себе любопытная, а всякой мистикой и видами нечисти я занимался давно, ещё с “Охотников за привидениями”. Также следует уточнить, что по традиции их зовут дзяньши (или даже цзянши), либо чиан-ши, и они действительно отчасти сходны с европейскими вампирами: нежить, поднявшаяся из могил, однако есть и различия. Китайские Дзяньши пьют исключительно жизненные силы – энергию Ци. Также, обычно их изображают в традиционной одежде времен династии Цин (мандаринской): в шапочках и балахонах, с длинной косой – и это обычно мужчины. Так как тогда считалось знаком аристократии и даже императорского величия – ухоженные волосы и длинные ногти (вспомним внешний вид колдуна Ло Пэна из фильма Большой переполох в маленьком Китае), то положенные некогда в могилы мертвецы обладают именно такими чертами – этакие знатные мандарины той эпохи. Эта традиция как бы заставляет изображать всех дзяньши именно при параде, как например, графа Дракулу в устоявшемся тёмном графском костюме и красном плаще. Традиция, которая даже обыгрывается по деталям в фильмах про них, но порой ставящая на образ и ограничения – но об этом позже. Кстати, небезосновательно, что именно мандаринов династии Цин (чиновников, министров, и в общем знать) держали за этаких кровопийц (позже, когда дзяньши приобрели чисто европейскую привычку пить кровь) и “выпивателей жизни “(традиционная суть дзньши) – их недолюбливали и боялись при жизни. Неудивительно, что именно они становились нечистью при смерти. Вспоминая графа Дракулу, корни такого тоже ясны…

Ещё, для удобства и короткости введу такие термины, которые были мне близки, когда я про них, попрыгунчиков-вампиров, впервые узнал – это враги из одного подземелья, игры Ragnarek Online. Тут вообще вышло смешно, шли с другом в комп-клуб играть-регаться в Линейку (LineAge II), в результате что-то не получилось и мы зарегались в Рагнарек и просидели в нем год-два. Так вот, там были такие враги, в особом подземелье (довольно фановые и популярные среди рангнарёк-игроков): синие бонганы (кун) и красные мунаки (тян). Всё было в комплекте: древние церемониальные одежды, круглые шапочки и особые бумажки, нависающие на лицо – ну и конечно передвижение прыжками. С вашего позволения, с легкой своей руки, так и буду их называть по обзору. Для краткости, изредка все же буду вворачивать истинное название – дзяньши, ибо “китайский прыгающий вампир” не совсем точное определение, устоявшееся и узнаваемое, но все ещё неточное. Итак, поехали…

Мистер вампир (Mr.Vampire) 1985 года.

Итак, сам фильм поначалу как будто начинается с середины и не имеет пояснительного начала. В “мертвецкой”, наряду с покойниками, за которыми следует присматривать и совершать обряды, обретается ряд дзяньши, но так сказать “лицензированных” – предположительно, их оставил на сохранение проезжающий мимо даос, друг мастера Кау – он носит очки и по иероглифам его роли его называют мастер Четыре глаза (или Четырехглазый, если грубо). Один из учеников решил пошутить и…

Творится всякая чертовщина, появляется черепушка и улетает, мертвецы шалят и прочее. Кроме всех этих невольных неприятностей и шалостей, как бы знакомящих с основами китайских суеверий, начинается основной сюжет.

Богатый человек – Ям (Хун Ха), видя, что ему не везёт в делах, решает перезахоронить своего отца, которого видимо как-то не так и не там похоронили – для китайца важно правильно похоронить предка, можно сказать по Фэн-шуй, да ещё и с соблюдением традиций…

К останкам же Китай всегда относился с почтением и старался гонять заезжих европейских и не только археологов и Расхитителей гробниц, пытающихся разворошить и до кучи увести прочь всякие мощи, не говоря уже о реликвиях. Это получалось не всегда, к слову.

С похороненным отцом явно что-то не так – он не сгнил, да к тому же был поставлен “на попа” – его гроб положили в землю не горизонтально, а вертикально, хорошо ещё, что не вниз головой… В общем, явно всё нечисто, но наш приглашенный мастер-даос Кау (Лам Чин-Йинг) сомневается и предлагает либо перезахоронить тело, либо оставить у себя, до поры до времени. Богач соглашается на последнее. И всё завертелось… Отец кусает сына, и теперь уже есть один матёрый дзяньши и другой пока ещё слабый мертвец.

Кроме собственно ожившего, так сказать, Мистера Вампира, фигурирует и призрак китайской женщины-соблазнительницы (Полин Вонг), которая навязалась к одному из непутёвых учеников мастера – как будто одного дзяньши было в фильме мало! Лишняя какая-то линия, но я думаю, призрака ввели для того, чтобы не обидеть духов соблюсти опять-таки баланс Инь-Ян: есть мужской представитель нечисти, а есть женский. По крайней мере, призрак добавляет некой лирической нотки, и также разбавляет своими полётами прыжки неуклюжего неуспокоенного предка богатея. Также забавно первое её появление – из паланкина несомого другими призраками она пристроилась позади едущего на велике ученика мастера.
Произошло это потому, что ученик пожалел умершую красавицу и оставил на её могиле ароматические палочки – а та вернулась с того света и пришла за парнем – вернее за его любовью. Ещё забавно, что следуя за избранником, призрак умудрился треснуться головой об ветку дерева и упасть. Странные китайские призраки…

Также присутствуют такие шаблоны, по традиции соблюдаемой ранее и в других фильмах, которую потом и в серии фильмов про Мистера Вампира будут соблюдать: красивая, но недалекая девушка; есть долговязый и очкастый, но трусливый и навязчивый родственник-кузен, который набивается к ней в женихи (я припомнил сходного типажа-кузена из боевика с Джеки Чаном, из фильма “Городской охотник”); также есть Мастер-сэнсей и его два ученика – тут это красавчик Мань-чой (Рики Хуэй) – и смешной чел Чау-Санг (Чин Сиу-Хо), отвечающий за юмор; и сам по себе, своей рожицей создающий юморной колорит. Потом, в той или иной манере, эти типажи будут кочевать из серии в серию, но будут вариации.

Плюсы фильма\Забавные сцены:

Ещё забавны нападки недо-палача, гадкого полицейского-кузена, который собрался попытать “заметенного” им же, по нелепым обвинениям, Мастера Кау, а в итоге, совершенно кармически (не рой другому яму!) испытал на себе всё то, чем хотел попотчевать недруга. Задницей на иглы – это как минимум повторится в Магическом полицейском и в том же ключе: шуметь нельзя, рядом бродит мертвец, однако сама ситуация…

Что немного разочаровывает – и это характерно для ранних гонконгских фильмов – быстрый и смазанный финал, европейцы и другие бы киноделы прикрутили эпилог, постарались объяснить судьбу всех героев. У китайцев же всё заканчивается обычно на резкой, порой комичной ноте, обрывающей историю на полуслове. Но это уже была фирменная фишка, а в последующих работах было ещё хуже, либо наоборот – от этого стали отходить (в том же Магическом полицейском был скучный, но закономерный и явный финал-эпилог).

Некоторые интересности.

Кроме этого, съемки Мистера Вампира ознаменовались такими деталями: Ранее Само Хунг сам снимал такие фильмы лично, тут же ограничился продюссированием, отдав режиссерское кресло Рики Лау. Обычно Само Хунг – деспот и контролёр на съемках (это видно и тогда, когда он сердито в кадре на кого-то, смотрит из роли – так же было и в процессе режиссирования), так что порой пугал и нервировал своими – давай-давай, играй лучше!; всю съемочную группу – поэтому, так как режиссером он назначил Лау, то ограничился общим контролем картины и пореже заявлялся на съемочную площадку.

В третьем видимо слишком перемудрили со сценаристами. Поэтому третий получился лучше второго – видимо Само Хунг все же стал строже и требовательнее к Лау. Во третьем фильме сам Само Хунг появился в эпизодической роли.

У мастера Кау есть особенность – его монобровь (в серии фильмов его обычно и зовут – Однобровым даосом), а углы бровей взлетают вверх, что по моим наблюдениям (этот образ закрепился и был характерен для всей серии, разве что причесон у актера чуток менялся), это противопоставляется направленными вниз его кончиками усов. Всё продуманно, а кроме того придаёт ему необычный и залихватский вид (+_+)!

Сам Само Хунг неоднократно возвращался к теме призраков и дзяньши – ещё в детстве страшные сказки от его матери, да и книги по типу писателя Пу СонЛинга, вдохновляли его снять фильм, где бы фигурировал оживший мертвец.

Снимали полгода, плюс ещё пара месяцев на доводку. Построили деревню для фильма, что было затратно, если учесть что она была показана в начале и в конце. Тайвань и Тайбэй – места съемок, работали\снимали в две смены – дневную и ночную. Отдыха, как вы понимаете, было мало.

Часто в кино актеры импровизировали и шутили – некоторые импровизации и шутки вошли в фильм, вопреки сценарию. Это неплохо разбавило сюжет. Обычно такая практика в гонконгских боевиках была популярна – надо же как-то обогащать простенький сценарий.

В кадре мучили животину – потому что китайцы более привычны к “списанию живых существ” (да ладно, крестьяне из любой страны такое проделывают – дело привычки, но другое дело кино!), поэтому змея и курица – для кровавых чернил, были настоящими. Так повелось ещё с фильмов 80-ых.

Место и время действия событий фильма немного сбивают с толку. Но видно, что это начало XX века. Но если сопоставить форму полицейских (в особенности пятигранную звезду на фуражке), то видно что это ранняя (20-ые годы) Китайская Республика (годы существования – с 1912 по 1950-ые). Однако, по традиции, мертвец наряжен в одежды мандарина предыдущей эпохи Цин – впрочем, так будет во всех фильмах про дзяньши.

Азиатский вампир хорошо был принят в сопредельных странах: в Корее, например, но в Японии вызвал просто бум на дзяньши; японцы вообще падки на чужие уникальные страшилки и сущности – то без ума от вампиров, то от ангелов – но, делая “свои” версии, часто наделяют их своими, ниппонскими чертами и смыслом. Пошли тогда игрушки-kyonshi, амулеты и всякое такое. Впрочем, традиционных вампиров Европы, которых японцы тоже “взяли на вооружение”, обогнать был сложно – был даже сериал про человечного Дракулу, евшего гамбургеры!

Итог.

А чой вы такие серьёзные?! – Ну мастер, хватит менторить!

Так или иначе, фильм зашел, и не удивительно, раз он был хоть в названии адаптирован для тупых американских зрителей как Мистер Вампир, что фильм в своё время стал популярным – ещё бы, наряду с “ихними” Дракулами появился не менее колоритный конкурент, да ещё с китайским колоритом. Впрочем, и ранее и потом, хоррорами плотно занялись другие азиатские страны – Корея и Япония, и Китаю особо не светило первенство в этом, однако чем-чем, а уж боевиками из Гонконга, китайскими драками (выйду за околицу, гляну на село – китайцы дерутся – и всем весело!) Китай запомнился и прославился (как и Индия – своими драко-танцевальными фильмами).

Мистер вампир 2 (Mr.Vampire II) 1986 года.

– Jiang shi jia zu: Jiang shi xian sheng xu ji – она же “Семья вампиров”.

Самый, пожалуй, оторванный от серии и самобытный фильм. Начинается в относительной современности – где-то 70-80-ые года – и поэтому сейчас смотрится, как фильм из 90-ых.

Мастер, тут он носит вот удивление, настоящую свою фамилию – Чин Лам, возникает не сразу, а поначалу нам презентуют первую тройку участников – прошаренного профессора археологии Квока Тун-Вонга (Чанг Фат) и “неизменную парочку” его помощников… О нет, неужели теперь роль гонителей вампиров достанется им? – нет, просто они нужны для завязки.

Следом идёт мастер Лам и его, тут уже дочь Чиу-Чиу (та же Мун Ли из прошлого фильма) – и репортёр в очках – Йен (Юэнь Бяо), который хочет добиться благосклонности дочери мастера – и его благословения. Тут не стали заморачиваться и главному герою фильма взяли его настоящее имя-фамилию: как говориться, Лам Чин-Йин в роли доктора Лам Чин-Йина! Тут он не даос, а врач со своей лавочкой с лекарствами – но зато владеет теми же сходными с даосскими методиками – и поэтому почти сразу распознаёт, что в городе появились вампиры – когда к нему пришел лечиться один из укушенных помощников археолога (в первой части так же укусили второго помощника мастера и он его также лечил).

Место упокоения целой семьи дзяньши – и даос за это ответственный, так и оставшийся там же, в пещере.

Что же нашли археологи в своих поисках, кроме древних и не очень старинных чашек из земли? Пещеру, где некогда один даос-экзорцист упокоил главу семьи вампиров – и погиб сам, а неподалеку в пещере есть и его, главного вампира, семья – мать и ребенок, но уже в стоячем гробу. Но современные люди об этом не знают и поэтому увозят тела (к их счастью пока, с гофу на лбах), к себе, в хранилище.

В игрушки поиграем (кажись тоже made in China!), музычку послушаем!

Далее предсказуемо – сначала теряют бонганёнка в пути – везли на “чёрный рынок”, продавать – Куда это он его? – Наверное, в “живой уголок”! – Не положено! (он прибивается к семье бати-ботана и пары его детей), а следом оживают мать с отцом этого пацана. Далее идёт фарс, растянутый на довольно долгий срок. И под половину фильма наконец возникает Лам Чин-Йин, который пытается разрулить ситуацию. В некоторые моменты фильм похож на “Магического полицейского”, ибо антураж тот же, и время явно почти наше -70-80-ые.

Не волнуйтесь, это детский дзяньши, домашний! – И действительно, в семье нежити он оказался самым безобидным.

Тут надо пояснить, что у фильма как бы две направленности – семейный фильм, почти детский – и взрослый (например, когда у очкарика доставали из штанов змею, ранее туда заползшую). В общем метались стараясь угодить обеим аудиториям – в целом, по идее, фильм семейный. Такое впечатление, что сценарий писали в стиле Письмо Дяди Фёдора – это когда и кот, и пёс, приписывали за ним строчки. Два-три сценариста – не новинка для китайских (и не только фильмов – так было и в первом фильме), так что эти метания понятны.

Прятки от нежити такие прятки.

Получается неоднородный фильм, жанр которого то и дело скачет от “семейного просмотра” и направленности, фарса – до пошловатого юмора, лихих драк и прочего. Есть даже драма, семейно-бонганская. И чего это несносен нам, мир в семействе миноносином? Экий Франкенштейн…

Туса в городе – пожалуй самые светлые моменты после пробуждения из гроба маленького дзяньши.

Также есть девочка и пацан, совсем малыши, к некоторым попал одинокий бонганёнок, и они его приодели от солнца и стали с ним тусить (под задорную китайскую песенку). Потом конечно пошло воссоединение с семьей.

Вампир-отец тут стандартен, но вот его жена, это нечто (само по себе появление дзяньши-мунака было необычным) – в целом, они оба должны были получить Отдельный приз за роль нежити. Так и сделаю, скажем так, в дальнейшем, а это будет довольно часто по серии фильмов, я присужу Статуэтку Золотого дзяньши актерам, которые классно сыграли нежить!

Впрочем, Логово белого червя тоже полу-пародия – и спорный, сумбурный ужастик.

Ещё надо сказать, что мало того, что актриса выражает эмоции за нежить (даже радость), ей как бы не свойственные, так и сама по себе как бы проявляет черты, которые видимо будучи ещё живой проявляла и тогда: некую жеманность, застенчивость – и когда на неё рыкает муж, мол “не лезь, я сам”, она слушается его и отступает. Это первый шаг к тому, что дзяньши как бы могут общаться друг с другом – факт спорный, но его потом решили обыграть.

И впервые, может быть, дзяньши-женщина. Получилось действительно как-то лампово и мило. Но опять же, вампирские замашки, ну да ладно.

Но у всего этого есть и обратная сторона – беготня от дзяньши сильно так развлекает, но фильм нас нисколько не пугает – в первом фильме серии было немного всё же мрачно и напряжно.

Бонганёнок (Хо Кин-Вай) задорный, играет собственно как ребенок, но к месту – молодец.

Немного криповый получился бонганёнок, из-за бритого черепа, зато походит на Дракулито-вампирёныша из 90-ых, если кто помнит такой мульт-сериал.

В общем, кто тут отрывался на всю катушку – особенно актёры изображающие нежить, серьезно. Даже бонганёнок по-своему зажигает. В остальных же случаях, можно сказать, что кроме Лама, тут мало кто выделился – ну хорошо, Билли Лау жжет как может! Парочка, дочь и зять мастера вполне пресные и стандартные. Играют норм – и ладно. Много нелепых ситуаций, фарса, комедии положений и прочего.

Плюсы фильма\Забавные сцены:

Папа подслеповатый, не заметит!

Беглого бонганёнка девочка принимает за маленького нелегального эмигранта (недавно показывали таких по телеку и называли “пронырливыми змейками”), раз он мало что понимает и большую часть времени молчит. Грустно и забавно.

Спокойно, мы их уделаем! Или нет…

Также отмечу долгую “вязкую” битву, нарочито замедленную, в виду того что убегая от дзяньши, опрокинули бутыль с успокоительным, и якобы от его паров всё стало тормозить. Выглядит немного глупо, но это фарс, отчасти высмеивающий злоупотребление мееедленнным замедлеееением персонажей во время драк – нарочито и долго затянувшаяся шутка. Впрочем, смешно.

Ещё обыгрывается особая манера движения дзяньши – они прыгают!, и вообще занимают разные неудобные для живого человека углы положения тела: конечности-то не сгибаются, приходится изворачиваться. опять же плюс к неестественным способностям нежити, не присущим живому человеку.

Не забыли про амулеты-гофу, которые удерживают\усыпляют дзяньши. Пара сцен посвящены именно этому.

Также присутствует применение деревянного меча, предположительно сделанного из древесины персикового дерева (это у китайцев вместо осинового кола). В других сериях это будет меч, сплетенный из китайских монет.
Один удар – и восемь дырок!

Впрочем, репортёр пытался применить подручные средства – но с плачевным (и комичным) успехом: как правило, дзяньши очень “непробиваемы” и хорошо держат удары ног-рук и обычного оружия. Другое дело инструменты даоса-экзорциста.

Мастер, я тоже так могу! Ой, не получилось!

Забавные препирательства приехавших на инцидент служб города – тела надо изучить – и ученые тянут в одну сторону, полиции они нужны как улика, а потом и пожарные поучаствовать захотели… Коротко, но забавно.

Сцены в морге потом перекочуют в Магического полицейского, отчасти. Забавно смотрится паника гражданских, когда наступает не какое-нибудь цунами или землетрясение – а бесчинствуют два “прыгающих китайских вампира”!

Сегодня в центре ожидаются большие пробки – из-за бесчинства кратковременных дзяньши!

Не менее долгие прятки от дзяньши, с применением подручных укрытий.

Порой актёры второго плана сильно переигрывают – но это же фарс и пародия; и мы уже привыкли.

Финал крайне плох: видимо не знали, как правильно свернуть фильм, на какой ноте – смотрится как завязка на вторую часть именно этого фильма: только упокоили пару дзяньши (одного спецназ полиции так вообще подстрелил из “мухи”), оставив бонганёнка (ВНЕЗАПНО семейная драма!); и его судьба под вопросом – остался без родителей, сам нежить-дитя, и выбор – убить\упокоить его или присмотреть за ним (это обыграли, по моему мнению, в позднем фильме Вампир против вампира, приютив у мастера маленького дзяньши – правда, там время действия опять же до 70-ых годов, но всё же).

Вроде должно быть смешно, но так резко закончилось и не на самой весёлой ноте…

Единственный фильм, который стал странным, противоречивым. Неплохой такой, но уступает другим именно своей неопределенностью и неоднородностью – к тому же нарочитой дурашливостью (где-то с четверть фильма). Впрочем, пара моментов, долгая первая фарсовая битва с ожившими дзяньши и ещё пара сцен вполне креативны, а актеры-нежить удивили своей хорошей игрой, и в целом фильм худо-бедно со своей ролью справился – хотя было видно, что киноделы оценили отзывы и вернулись к старой проверенной формуле: старина и проверенный мастер-даос с учениками. Если сильно не придираться и не заморачиваться, фильм неплох – но ведь есть и другие фильмы.

Лам тут не на первом плане, деля его со второй тройкой – археолога и его помощников. В целом вроде и бодро и смешно, но как-то странно и вязко вышло с другой стороны – стоило вернуться на старую тропинку – это было ясно всем…

Мистер вампир 3 (Mr.Vampire III) 1987 года.

Да не бойся ты, это мой кореш!

Он берётся изгнать призраков, но обычно манипулирует своими давними знакомыми – умершими родственниками, старшим и младшим братьями-бонганами – маленький (всё тот же малец Хо Кин-Вай, только без грима – уже ставший своеобразным талисманом серии, пусть и не всегда появляется) и большой Пао (Дэвид Луи) (вернее они тут скорее не дзяньши, а призраки).

Бу! Что, не напугал? Это всё грим никудышный – и глаза не подвёл….

Как мы видим, некоторым понравился мелкий бонганёнок из прошлой части, и это решили обыграть, но по своему. В целом, пацан-нежить не лезет на первый план и хорошо играет, путаясь под ногами у старшего. Хорошая и занятная парочка, вызывает сочувствие усатый “бродячий мастер” – дядя Мин (или брат Мин, если между даосами), которого мы могли видеть в других китайских фильмах – “тот самый смешной усатый дядя из конконгских комедий-боевиков” – Ричард Ву, он же Ричард Нг Ю-Хон.

Это мило. И опять “мистическая троица” – в противовес мастеру и его двум ученикам.

Мастер Нин (Чин-Йинг Лам) тут занялся вроде как не профильным своим делом – отражением атак неких “горных бандитов” – но потом оказывается, что они, эти всадники-назгулы – заколдованные черном магией мертвецы, которых поддерживает и ведёт темнолицая, загорелая колдунья-ведьма-заклинательница (Агасси Ван – о да, снова она играет нечисть!), отчего крестьянам тяжело было победить её приспешников (этакое переосмысление Семи самураев Куросавы).

Теперь у нас два мастер-даоса! А вернее, скорее полтора…

А потом мастер Нин и Ко будут воевать как с ней, так и её оставшимися прихвостнями (а сама первая битва ещё навевает битву крестьян с ниндзя, из древнего корейского винрарного Хон Гиль Дона – парня со свирелью).

Разборки с разбойниками-конокрадами. Драйвовое руконогомахание.

И ага, как потом будет видно, этот же трюк будет в Магическом полицейском: мертвецы на службе женщины-колдуньи, а наш мастер-даос ей противостоит своим мастерством. Так как тут совмещается и ученик, и непутевый полицейский-очкарик в одном лице – персонаж капитана Чанга, то юмор исходит в основном от него (этому способствует и его нелюбовь к парочке братьев-бонганов Пао, которых он троллит, а потом кармически огребает от них или ещё кого другого). Есть ещё парочка помощников, но они для фона – а один к концу фильма так и вовсе помирает внезапно – усатый Тё (актёр Бан Юн-Сан). Мастер Нин в исполнении Чин-Йинг Лама на высоте, но видно, что он уже на автомате играет, хорошо, спокойно и привычно.

Один ученик мастера слишком дурашливый и отвязный, так что второй ученик вообще теряется на фоне такого “свирепого клоуна”. Снова схема: один ярый ученик мастера, а второй скромный.

Шикарна ведьма, полудикая, интуитивно и вовремя применяющая козырь за козырем из своего арсенала черной магии – то атака тараканов, то летучих мышей. Тут немного поменяли суть дзяньши-бонганов – теперь это умершие призраки, но и про других призраков не забыли – после нейтрализации заговоренным мертвецам колдуньи удалось выйти из тел и в качестве духов продолжить пакостить крестьянам – снова показана одержимость духами.

Призраки-разбойники – и люди ими одержимые.

Снова хаотичные попытки обезвредить то одного, то другого мертвеца. Одного призрака даже удалось нейтрализовать почти сварить в котле, но он выбрался и не пойми как застрял в полу-материальном состоянии, словно бы слепленный из вареной лапши или теста. Мерзонько выглядит, и вместе с тем комично, если слышать какие хрюканья он издаёт.

Раньше я был китайцем! – вот как кинематограф меняет людей. Забавна сцена в духе Сальвадора Дали: измазанный до черноты сажей человек, и белый, как варёная лапша, “варёный” же призрак (китайской лапши ннннада?!).

Традиционная манера оголения мужика – чтобы спастись от призрака и натереться сажей, став для нечисти невидимым – присутствует: поясню в следующей статье – в гонконгских комедиях такое бывало, в 80-ые.

Раньше я был китайцем! – вот как кинематограф меняет людей. Забавна сцена в духе Сальвадора Дали: измазанный до черноты сажей человек, и белый, как варёная лапша, “варёный” же призрак (китайской лапши ннннада?!).

В целом, в фильме много дичи происходит с нечистью, этакий эксперимент: то смена статуса привычных бонганов, то призрака можно сварить в котле, но не доварить, то ещё что. Ведьма перекинулась, открыв “вторую фазу” – это оригинально, но чуть отходит от канонов китайской нечисти.

Инструкция по применению: пробить дно кувшина, и амулетом Инь-Ян через дырку втянуть призрака в горловину кувшина, направив её на него – а далее поставить кушин с призраком на полочку в хранилище – ПРОФИТ!

Зато показали ещё один приём, в стиле “Охотников за привидениями”, с их “энерго-ловушкой”: даос может прилепить знак со своей шапки Инь-Ян к дну кувшина (для вина, предположительно) и направить его горловиной в сторону призрака – и его туда засосёт. Остаётся лишь прилепить гофу-амулет на закрывающую крышку кувшин – и поставить его на полочку, в “хранилище призраков”, где уже стоят другие заточенные в кувшины призраки (Хоттабыч не одобряет).

Плюсы фильма\Забавные сцены:

Поначалу братья Пао носят традиционный одежды династии Цин, но потом их в какие-то модные полиэтиленовые “накидки от дождя” наряжают.

Показана нечастая но встречающаяся фишка дзяньши: они могут вытягивать руки далеко-далеко, если им нужно достать жертву.Проделки над Чангом двух весьма душевных и дружелюбных братьев-привидений. Сами пусть и туповатые, но ужимки Чанга, особенно когда он обмазался сажей.

Продуманная деталь: так как призрак женщины не имеет одного глаза, то вселившись в мастера Мина, тот приобрёл те же свойства – закрыл один глаз. Кстати, европейский вампир нахцерер, тоже никогда не закрывает один глаз, только левый.

Ещё забавный момент, который отсылает к фильму Карпентера “Большой переполох в маленьком Китае”: старший Пао пытаясь отбиться, начал было раздуваться, но его прервали.

Если китайского призрака-сущность разозлить, то он надуется и скорее всего взорвётся! (а что это там так бумкнуло?!). Напомню, что “Большой переполох в маленьком Китае” вышел в 1986, то есть годом ранее. Пародия на пародию китайского боевика?!

Сцена обмана зрения – курица-ворона: эпизод изрядно и нарочито тупенький, но угарный. Это надо видеть.

В первой части были проблемы с законом, поэтому мастер-даос угодил за решётку, да ещё и какое-то время не мог вытащить голову застрвшую между прутьев. В третьем фильме решили повторить “решеточную проблему”.

Дежа вю: Шо, опять? Сижу за решёткой в темнице сырой: у мастера-даоса постоянно проблемы с замками и решётками. Так было в первой части, есть и тут.

На дне рождения дяди Нина собрались его друзья – по сути, всё это гонконгские режиссеры, актеры и сценаристы (каждый из них в одном лице): Само Хунг, Кори Юэн, Ву Ма (он же – Фунг Ван Юен, и он как раз родился в Китайской республике) и до кучи – Тэдди Ип.

Я ведь и сам когда-то снимался в этакой “погоне за призраками”!

Итог.

Хоть и неудачливый, но брат Мин всё же неплох как даос – и в паре с именитым коллегой Нином, им удаётся справиться с проблемой. И скажем так, мастер Мин выглядит тут лучше, чем будет нерадивый мастер из Музыкального вампира (о котором ниже).

В общем и целом, третья часть, в какой-то мере, даже получилась местами лучше первой, немного другой, и явно намного лучше второй части – в общем и целом удалось реабилитировать серию, вернув интерес к ней. А вот последняя часть, последыш, так сказать, закономерно вышла слабее – хотя это как посмотреть.

Мистер вампир 4 (Mr.Vampire IV) 1988 года.

– Geung see suk suk.

Ещё к продюсерам кроме Само Хунга присоединилась Джессика Чан.

После неплохой третьей части, отчасти реабилитировавшей серию, вышел четвертый фильм, и он снова немного отличается от остальных. Первое – мастер-даос тут совсем другой – это известный нам друг мастера Кау из первой части – даос-священник Четыре глаза (Энтони Чан); но у него есть симпатичный и молодой ученик Кар-Лок (собственно актёр Чин Кар-Лок – даже перестали заморачиватсья над придуманными сценарными именами!). Есть престарелый буддийский монах Ят-Яу (после камэо в третьей части, наконец ему дали полноценную роль, на старости лет – и это наш Ву Ма\ Фунг Ван Юен), который возвращается в родные места – и у него есть прелестная “две косички” ученица-послушница Чин-Чин (Лоретта Ли), за которой не прочь приударить уже ученик даоса.

– Так, время для ОЧЕНЬ ранней утренней молитвы! – Да блин, даже самодельные наушники не помогают!!! – Это я старался!

Всё бы ничего, но своеобразные чудики – даос и буддист враждуют, и являются “заклятыми друзьями” – чуть позже нам раскроют мотивы их вражды – буддист по привычке (правильно, в храме свои порядки и устав, который непосвященным покажется жестким), а дома у них рядом; имеет привычку вскакивать ни свет ни заря и начинать бить в гонг, возносить молитвы, отчего его живущий рядом даос-сосед, конечно же не в восторге!

Подобно вудуизму, одна из сторон даосизма подразумевает так называемое “протыкание человека на расстоянии” – энфольтование, а проще говоря навести направленную порчу.

В общем, при встрече они начинают друг над другом подшучивать, это перерастает в пинки исподтишка, подножки, всякое такое – а потом и применение магических трюков (снова креатив в этом деле). Заходит это довольно далеко и чуток перебрал с этим, однако это забавно пусть и немного нарочито.

Достань соседа: управление в действии.

Четыре глаза довольно комичен, буддисту больше веришь, но в целом оба хороши. Забавны хитрости, как в первой части, на которые идёт нерадивый молодец-ученик, чтобы избежать наказаний и “нагрузки” от мастера.

Монах наносит ответный удар: про петарды слышал?

Ученик мастера-даоса – как и в первом фильме, хитрый и ленивый красавчик, а у монаха послушница – типичная деревенская девушка “две косички”.

Па-раво-зик и-дёт! Попрыгали домой!

Ещё с начала фильма идёт уморительный фарс, где Четыре глаза ведёт вереницу дзяньши и пытается всё это модернизировать – попутно вроде как появляется знакомая нам призрак-женщина – но на самом деле это лисица-кицунэ (Полин Вонг, уже игравшая ранее в первой части женщину-призрака – и на самом деле тут она не японская кицунэ – а демоница, призрак-лисица). В целом, короткий, но забавный эпизод – так, ничего такого, для умелого даоса. Видно, что он даже злоупотребляет “техникой безопасности работы с мертвецами” и изгаляется над своими безмолвными подопечными.

Битва за столом, отчего один из едоков получает по яйцам, и в целом, больше еды разбросали, а не поели.

Иглы в задницу – позабытая как бы традиция, обыграна тут, когда два мастера выясняли отношения – мастер Четыре глаза отлетел назад, прямо на кактус.

Забавен момент, когда подневольные дзяньши стукали палками того, кто произнесёт определенное слово – и тут ученик переиграл учителя. Снова фарс.

Наличие бледного “жеманного” помощника принца Ву (Юэнь Ва) коробит немного, но на его ужимках держится изрядный юмор второй половины фильма. Был нелепым при жизни, остался таким и в качестве дзяньши… Будем считать его роль не “голубой”, а просто это некий женоподобный помощник принца…

На самом деле, всё проще – это евнух, например, в звании тайцзянь (евнухи обычно и заправляли по разным должностям у малолетних императоров Китая – к обычным полноценным чиновникам доверия было меньше), отсюда и его ужимки.

Сам же актёр Юэнь Ва обычно играл второстепенные роли, потом пару раз вошел в образ злодея, а после 2000-го года ударился в нарочито комические роли – до этого он выступал больше в боевиках. По своему тоже человек-легенда, разве что выступающий в качестве “человека второго плана”.

Хохмы с головами.

Забавна сцена, когда даос Четыре глаза принял в себя “дух святой”, и стал аватарой, внешне преобразится вид комичного раздувшегося от мощи героя-супермена. Пародия же!

Ну, они это у американец и европейцев насмотрелись, с и ихними “Мистерами Вселенная”… Но всё равно забавно; супергероика-кач не свойственна для Китая – там больше ценится ловкость и сила духа, а не просто сила.

Забавно, что дзяньши тут умеют своеобразно переговариваться, общаться, обнюхивая и распознавая друг друга – сметливому ученику удалось их на время перехитрить, выдав себя за своего.

Мы это… свои, просто умерли недавно.

Есть внезапная небольшая драма – пожертвовавший собой, сопровождающий процессию принца даос Крейн, Четыре глаза-младший (Чон Фат).

Прощай, брат-даос! (По традиции даосы называют друг друга братьями, как и монахи).

Процессию возглавляет юный 71-ый принц (снова задорный талисман серии – юный Хо Кин-Вай), а также воскресший дзяньши – всё тот же почетный “дзяньши серии” – Чунг Винг-Чунг.

Как всегда, кармическая неудача сопровождала караван принца сопровожджающая гроб: то дождь смыл защиту с гроба, потом туда ударила молния, а вырвашийся дзяньши, как всегда и бывает, оказался невосприимчив к оружию смертных.

Как и в предыдущем фильме, у местного “босса” есть вторая ипостась, и это при том, что ещё до обращения в неё на дзяньши плохо действовали даосские приёмчики – видимо поэтому и погиб Четыре глаза-младший.
Только похвалишь грим, как появляется это “чучело для детского утренника”. Ну да ладно, это уже традиция.

В фильме довольно необычный выбор оружия и средств даосов, видно решили немного оживить всё это.

И как уже однажды подмечено в этой серии: дзяньши часто используют не по назначению.

Ну хоть тут польза будет от “окоченевших мертвецов”… Пусть двери подпирают!

Итог.

Опять добро победило, зло повержено… с особой жестокостью…

Напоследок оторвались, фильм похож и на третью часть и на первую, но самобытен сам по себе – конечно, сказалось отсутствие Чин-Йин Лама, однако и Энтони Чан (Четыре глаза) в принципе, более комичен и был к месту именно тут. На его фоне буддийский монах выглядит смирным и лишь отвечающим на его каверзы адекватным ответом. Скажем так, ранее, в первой серии Четыре глаза был показан мельком и вызывал ощущение суперпрофессионала, у которого ничего плохого никогда не случается. Тут решили “перекачать” его образ, отчего он стал слишком пафосным и комичным одновременно, к тому же зловредным – в отличие от скромного и сугубо профессионального, выбирающего ясный и четкий путь Однобрового даоса (который обычно давал ученикам подзатылдьник или пинок и этим ораничивался).


Как же они УГОРАЮТ: порой кажется, что вольно или невольно, сьемочный процесс для самих актёров был делом весьма потешным. Одна морда дзяньши в некоторые моменты чего стоит!

Получился как бы приквел или сиквел, но про другого даоса. Фарс, комедия – в первую половину, и комедийный ужастик – во второю: “мёртвая стража” и местный дзяньши-босс, а так же его демоническая ипостась, вышли вполне криповыми, а антураж мрачноватым – во вторую половину фильма; первая же часть радует светлыми тонами и дурачествами (и легким членовредительством) двух соседей. В целом бодро, фильм мне понравился не меньше чем остальные, как минимум не хуже предыдущего, он просто другой, хотя отсуствие мастера Лама всё же отнимает одно очко обаяния у фильма из серии. Даже два не самых плохих актёра не смогли заменить крутого мастера Лама…

Вампир против вампира (Vampire vs Vampire) 1989 года.

Режиссер сам Лам Чи-Йин (ещё и видимо родственника приплёл – сингапурца Луа Лама), что видно – сбился общий стиль, а мастер в фильме носит мирское же имя актёра-режиссера (как и во второй части Мистера Вампира). И в целом, сюжет стал проще, что ли. Ещё этот фильм неофициально называют Новый Мистер вампир 2.

Напоследок выбрали странное сочетание, не сказать, чтобы нелогичное, но несколько специфичное – решили, что раз уж франшиза называется как бы в честь европейского вампира, то почему бы не ввести именно такого – классического, и даже обыграть его природу, ибо на него почти никак не действуют даосские заморочки, хорошо действующие обычно на китайские версии нечисти.

Ещё есть стандартная парочка – глуповатый очкастый генерал (Билли Лау) и его кузина-графиня (Сандра Нг); генерал только мешается и всё портит – правда, его линию не дожали и забыли о ней сразу после его, продиктованного жадностью, поступка. На месте учитель и два его ученика – один красивый и один простоватый (Дэвид Луи – А Фонг и Чин Сиу-Хо – А Ху). Приглашенный актёр – Фрэнк Юхас, собственно европейский вампир.

Это важно: по сути даос приютил\вырастил дзяньши у себя дома, что порицалось бы учением даосизма МаоШань…

Кроме всего прочего есть вполне уморительный бонганёнок (снова талисман серии – Хо Кин-Вай), который забавно пищит, ведет себя больше собственно как ребенок, и лишь изредка как нежить (прыгает с вытянутыми руками и проворачивает всякие потусторонние фокусы).

Стой пострелёнок-попрыгунчик – повиси пока на гвоздике.

Он будет полезен, да и в целом разбавляет повествование – для сохранения от солнца он обычно запаковывался в длиннополые шляпы, разные корзины, коробки и накидки.

Стой пострелёнок-попрыгунчик – повиси пока на гвоздике.

В целом, пошедшая со спорной второй части привычка пихать маленьких дзяньши в очередную серию, есть и тут, но с каждой серией с этим экспериментировали и тут он выглядит забавно и даже органично (в третьей тоже было неплохо, на пару с более старшим братом, только там они больше были призраками).

Обычно малец путается под ногами, а ученики пытаются над ним подшутить – или подбить на шалости, например потырить у учителя монет.

В шапку мальца встроена сигнальная система – “учитель недоволен”!

Ещё неявная фишка фильма – судя по названию, идёт как бы противостояние (или хотя бы присутствие) восточного дзяньши-мальца (хотя он в кадре появляется нечасто, но принимает малое участие в битве с вампиром в конце) – и вампира западного – европейского, чуждого Китаю.

Кроме летучих мышей там ранее обретались два священника-католика, надо полагать – только один стал вампиром, а второй успел его похоронить неподалеку и заколоться деревянным колом сам, отчего зло на время утихло, но оставило свою тень. Ну а далее, вы понимаете – вампир по недосмотру и своей хитрости выбрался и нашему мастеру стоит с ним сразиться…

Ещё в фильме есть тема женщины-призрака (это тоже традиция), но из борделя, отчего у пары парней-учеников взялся повод найти её неупокоенное тело, зайдя в тот самый бордель где её умертвили – и по крайней мере, накостылять тем, кто виновен в её гибели. Эта линия второстепенная, но растягивает немного фильм. В целом, смотрится вполне к месту – по сути, это повод для разборок в стиле кунг-фу небольшой драчки в китайском стиле.

Ещё мастер с учениками ловил “призрака пальмы” – обычно духи и живут в деревьях (ива), реже в других предметах, например, в куклах умерших людей.

И как иногда бывает, отчасти помогло зеркало.

Таким образом в фильме есть три женщины-нежить: положительный призрак, призрак пальмы и вампирша-графиня.

Мультяшный графон призрака пальмы – но тогда это было огого как круто!

Забавно, что по сути борцы с вампиром вернули вампира в первоначальное состояние под конец фильма, не убив, а только нейтрализовав, похоронив наглухо – и есть шанс на то, что настолько живучий враг вернётся…

Особо стоит подчеркнуть бравурную и героическую музыкальную тему, которая играет почти под конец фильма (тайминг на 01:05:40.) – чего, как по мне, явно не хватало в предыдущих фильмах; ну тут расщедрились, ибо противостояние было действительно эпичным, да ещё и с очень трудноубиваемым врагом – типа профессионализм и превозмогание.

И без того затянутый финал, и окончание боя с вампиром (аж две фазы) заставил закончить тоже по традиции: смазано внезапно и непонятно-комично (две жабы с иероглифами, серьезно?). Ну, мы уже привыкли.

Плюсы фильма\Забавные сцены:

Сцена, где Лам попадает в затруднительное положение, и долго пытается скрыть отсутствие у себя штанов перед нагрянувшими простоверными монашками.

Ужимки и пугания монашек в ночи, отдельно неплохо отыгрывает мать-настоятельница (Мария алиллуйя! Кордеро).

Европейский вампир, одетый традиционно в чёрное (судя по виду не священническое, а графское одеяние), опасный сцуко, но и комичный, то и дело демонстрирующий свой оскал (мне напомнил какого-то нашего молодого актера из 90-ых или похожие наши фильмы из того же времени).

Снова радует нас Билли Лау глупостью и мелочностью местного генерала. К слову сказать, кроме вампира из Европы, который покусал его графиню-кузину – тут начинает действовать и она же, роковая женщина-азиатка-вампир, после укуса вдруг ставшая загадочной и коварной. Впрочем, справились с ней как-то сумбурно, взрывчаткой (бонганёнок притащил).

Плюс европейских вампиров для китайцев – им не надо прыгать, и поэтому они, как правило, стремительны и куда опаснее восточных сородичей.

И вообще, фильм порой как будто урезан монтажом – что за девицу похитил вампир, я так и не понял, монахиню, что ли? Или свою некую любовь? Судя по всему, он нашел свою давнюю пассию и пытался её оживить.

Даос снова в деле.

Неплохой такой челендж, в виду того, что обычные методики даоса не действуют на чуждого китайской вере вампира (но дневной свет никто не отменял). Бои с вампиром стали менее комичными, и более бодрыми (особенно на болоте, в конце фильма).

Итог.

В целом, чуть уступающий в стилистике фильмам общей серии фильм, со своей спецификой, этакий очередной эксперимент: нарочито европейский посыл, но с теми же китайскими наработками. Шутки есть, но они растянуты, и в целом, фильм сосредоточен на нагнетании и хорроре, комедийные элементы тоже есть, но появляются редко, разбавляя мрачняк. Чин-Йин Лам уже как-то устало играет, хотя под конец все же лихо прыгает и колдует. Дзянши тут почти нет, зато растянули линию с вампиром и ракидали аж три очень маленькие роли женщин-призраков, вместо одной привычной.

Что мастер, опять проблемы с решётками? – Нет, не думаю – не в этот раз!!!

В целом, получилось, что китайский фильм стал больше похож собственно на европейский хоррор (на который и равнялись), хотя и удалось сохранить азиатскую специфику. Снова самобытный фильм, неплохой, но как будто сделанный по методичке – радует разве что сам вампир без кавычек, да бонганёнок, отчасти монашки и совсем слабо – ученики (которые тут даже похожи друг на друга), да и сам мастер тут играет привычно, но пресно.

Парадокс, став в конце концов, почти что настоящим европейским Мистером Вампиром (хотя тут не это официальное название), фильм превратился в скучноватый, размеренный и неспешный ужастик, пусть и комедийный (но в некоторые моменты проглядывают мрачноватые и тревожные нотки настоящего хоррора). В итоге ни там ни тут, фильм любпытен для коллекции, местами задорный, но выглядит как вольное ответвление серии, которая уже была на излёте.

Опять фильм на излете, прогиб под популярность, но в целом смотрится с интересом; есть юмор, драки, разве что битва с вампиром не так воодушевляет – уж европейских Дракул мы видели достаточно, да и вид приснопамятного кровососа вышел изрядно комичным вдвойне (всё время напоказ разевает роток с массой зубищь).

Музыкальный вампир (Musical Vampire) 1992 года.

Yin yue jiang shi, Уилсон Тонг – режиссер и продюсер.

Центральная идея – попытка внести некую изюминку в уже набившую оскомину тему “прыгающих вампиров”. Над признать, идея занятная: умерший, и не такой уж и старый дедушка семейства, как-то подарил своей внучке, купленные ранее в Японии часы, при заводе которых проигрывается мелодия песенки My dear lady (ну или “London Bridge Is Falling Down”) – а будучи уже дзяньши-вампиром этот дедок подвергся ещё и воздействию стимуляторов некого иностранного доктора (Джеймс М. Крокетт), из-за чего на него перестали действовать вещи, обычно останавливающие других мертвецов – знакомо, не так ли? Так вот, именно знакомая ещё при жизни мелодия вводит этого дзяньши в ностальгический ступор, и от него по крайней мере можно сбежать.

Герой с деревянным мечом. Против нежити – самое то!

Ага, как и европейский вампир из Вампир против вампира, тут тоже не обошлось без вмешательства Запада: пришел док, нанял местных, они похитили случайно удачно подвернувшегося конвоируемого учеником мастера-даоса “прыгающего мертвеца” – а далее, док вколол ему стимуляторов – и тут же пал от его руки.

Типичный полубезумный учёный, правда, он тут буквально на минутку…

Далее, этот дедушка стал колобродить, а вроде как поймать и вернуть его обязаны троица местных вампироборцев – неряшливый усатый мастер (Стэнли Фанг) и два его ученика (тут тоже всё стандартно: обычный худощавый китаец Сюн Синь-Синь – А Кеунг и красавчик Диксон Ли – А Ху). В таком случае ждёшь появлении именитого мастера Лама, но…

Учитель, а точно вы наш учитель? Мы уже надеялись на другого, более компетентного…

Есть две новости: он в фильме есть – но его мало; зато он жжёт каждую минуту своего присутствия в фильме, что сильно радует. Фанаты будут довольны.

С каждым фильмом Лам выглядел все более моложаво – может быть он и сам вампир?

Надо сказать, что именитый мастер тут же (правда, в начале фильма он толко мелькает, чтобы тут же скрыться, видимо со словами “что-то я припозднился к сьемкам этого фильма, надо наверстывать…), едва появившись, пытается остановить всеми возможными способами прыгающего, аж при солнечном свете дня, дедка-бонгана (которому от силы лет 40-50 по виду (отчего один из учеников, “потерявшего” мертвеца, вынужден на похоронах под него замаскироваться), что порождает кучу забавных и нелепых попыток – но всё без толку.

Что бы мы не делали, ни идут дела – дзяньши очень мощный, вот таки дела!

На редкость юморные эпизоды, тут мастер-Лам решил всё же немного сыграть в юмор, когда обычно всегда серьезен и редко выставляет себя в комичном ключе – а тут прям десять минут фарса и забавных гэгов.

Мне немного это напомнило, что болгарские вампиры озлобляются, прежде чем выйти на охоту: около сорока дней они копят злобу, а их дух отличается призрачностью – потом вампир обретает своё старое тело и выходит на охоту, видоизменяясь.

Довольно спорный и глупый, но забавный момент фильма – в каждом фильме мертвецы всё больше очеловечиваются и даже пытаются говорить и общаться друг с другом.

И лишь объединившись со своим коллегой-неряхой, а сам он приходится дядей усатому неудачливому мастеру, и знает своего коллегу, который ничем особенным не прославился – был хуже при их общем обучении на даосов, и в целом, часто занят тем, что ковыряет то в носу, то в ухе, то между пальцев, да ещё и при сидении за столом и при еде (нарочито небрежный тип, слегка “жалкая ничтожная личность”).
Далее по списку: есть красивая внучка того дедка Чу Чу (Рэйчел Ли), и приятель красавчика, второй китаец, неплохо так, в отличие от первого, знает кунг-фу и ритуалы своего мастера – и как всегда, они соперничают.

Есть и каверзный, недалекий и вредный полицейский офицер (Чарли Чо За Нах Чо Ча-Ли), которого так и тянет “всех расстрелять” – а не ловить вампира, который запугал и перекусал пол-родной деревни.

Есть соперничество за внимание местной красавицы Чу Чу (или Чи Чи), но красавчик хитрый, пусть и не очень умный, а его приятель слишком простоват – но зато талантлив, ибо трудоголик.

Отдельная, опять же, благодарность актёру, играющему бонгана-вампира (Вонг Чи-Кеунг): пусть он и переигрывает, но его корчащего рожи и выдающего всякие эмоции игра сильно так радуют. Наконец-то классический дзяньши! И вообще, многим дзяньши в фильмах не хватает традиционных усов и бородки “ниточками” (как например, у Ло Пэна из “Большого переполоха в Маленьком Китае”).

Едва троицу собрались расстрелять за неудачную попытку поимки и укрощения вампира, как появляется мастер и даосскими своими приёмчиками (есть кое что новое, ибо направлено против людей), спасает их и уговаривает полицию и власти повременить с казнью, а следом так и вообще разрешает все проблемы с вампиром.

Плюсы фильма\Забавные сцены:
Отдельно идёт креатив, чтобы не только часами приманить вампира-меломана – ибо часы после их первой битвы сломались, в ход сначала было пошел оркестр слепых музыкантов (напомнило парочку слепых же наёмных музыкантов-убийц из Разборки в стиле Кунг-фу).
Но потом решили насвистеть тему “Леди”, усилив её своеобразными рупорами – полыми бамбуковыми стволами, усиливающими звук. Не всё получилось как задумывалось, однако опять же, изрядно комично вышло.

Как и в первом и четвёртом фильме, даосизм помог управлять конкурентом, отчего тот выделывал разные нелепые штуки.

Перед боем с “перекачанным” дзяньши мастер-даос хорошо подготовился, да и потом в бою неплохо себя показал.
– У вас ус отклеился… и голова отлетела – Ничего страшного, сейчас обратно присобачу… Спасыбо! Ну-с, продолжим бой!

Ослабив вампира, он передал дело остальным и в конце концов завершил упокоение прыткого мёртвого дедушки.

Не смотря на обычно статичное и аналитическое течение своей роли, в определенные моменты мастер Лам показывает, что и сам он в жизни мастер восточных единоборств, акробатики, и даосских ритуалов – всё это он проделывал четко и стремительно, и это на протяжении многих фильмов. Он словно бы родился для этой роли…
Йя! Кия! Мастер-даос! В действительности же, главное оружие даоса – его умения, медитация, выдержка, стойкость и сила духа, а также знание даосских ритуалов.

Итог.

Общие итоги.

Вольное виденье героев первого Мистера Вампира. Бывает и такое.

Собственно, после Мистера Вампира и Вампира против вампира вышел Чудо-полицейский\Маг-полицейский 1990 года, которого мы уже рассмотрели; ещё есть Мистер вампир 5 либо Новый Мистер Вампир 1992 года, но он труднодоступен, лишь упомяну о нём (ещё есть Новый Мистер Вампир 2, и блин, я запутался). Также были попытки переснять Мистера Вампира в в 2021 году – и с тех пор “а воз и ныне там…”

Была ещё куча околотематических фильмов (например, Wizzard`s Curse 1992 года – так себе фильм, да ещё и косящий под Термика)), а порой, по сути, подделок под Мистера Вампира (Hello Mr. Vampire и прочие), в том числе пара фильмов для детей. Так что мы завершим обзор на этой ноте.

Мистер Вампир – славная, но немного дурашливая серия фильмов – в виду выбора пути в виде комедийного и довольно легковесно-развлекательного хоррора. Чем-то по настрою похожит на “Охотников за привидениями”, но со своим азиатским колоритом. Радовало ранее фанатов, смотрится неплохо и сейчас – фильмы про азиатскую нежить не особая редкость, однако именно про дзяньши конретно – вполне. Поэтому фильм зашел как самим китайцам, так и нам и европейцам, породив целый небольшой культ – к тому же, он держался на игре полу-легендарного актёра Чин-Йин Лама. Нужно погорить и о нем, в качестве завершения…

Вечный даос.

Довольно молодой актёр – когда начал играть, роли поначалу у него были стандартными для боевиков и ужастиков, но потом взошла его звезда – и понеслось: мастер-даос, без вариантов, на веки вечные. Был талантлив, владел восточными единоборствами, был ловок и деятелен. Не был мастером красноречия, но любил философствовать и говорить с людьми. Когда он пропадал из фильма, он словно бы тускнел без него.

Встреча с призраками 1980 года: Да мы тут все на Брюса Ли похожи…

Ещё одна особенность актёра: он редко и скупо улыбался, но мог взглядом, движением глаз, передавать свои эмоции – либо показать на что либо, стоящее внимания. В целом, его лицо в кино выражало то упорство, то серьезность, то лукватсво, то дружелюбие.Одно это выделяло его – словно показывая, что порой слова не нужны. Талантлив он был во многом.

Кроме Мистера Вампира потом снимался в сходных фильмах: Моё свидание с Вампиром 1998, Китайский охотник за привидениями 1994, Мастер-экзорцист 1993… Много чего ещё. Но после начала 90-ых, как и следовало ожидать, он задолбался сниматься в одной роли, но что поделать, Шов Мост Show Must Go On…

Скажу вот что, как истинный актёр-китаец, Лам выдавал, вместе с режиссерами этих фильмов, не то чтобы по фильму в год, а по пять-десять за один год! И так было почти всю жизнь – начиная с 70-ых и закачивая 90-ыми. Впечатляет.

Кроме Блудного сына 1981 года, сыграл, кстати, старого даоса в фильме Мёртвый и смертоносный 1983 года (пожалуй, об нём в следующий раз упомяну, вне серии Мистера Вампира). Важная черта Лама: он был явно менее честолюбивым и напористым, чем Брюс Ли, который со временем, хотя и добился многого, но и зарвался выше меры – к тому же, это изрядно подкосило его здоровье… Впрочем, Лам тоже себя не жалел.

Это карма: в “Блудном сыне” у него выбриты брови и голова, в судьбоносном “Мистере Вампире” всё наоборот: густая щевелюра и густая же монобровь, практически ставшая его нарицательным званием: Однобровый даос. В этой роли он преподносил професионального мастера боевых искуств, ментора, немного наивного, но стоического и строгого учителя, отдающего властные приказы – кстати, так же было и в жизни, когда он учил жизни каскадеров, а также режиссировал и продюсировал.

Немного печально, что он прославился именно серией Мистера Вампира, ибо как драматический актёр он также был силён: гляньте, например, “Школа в огне”. Кроме того, был скромным: за первого Мистера Вампира не взял гонорара, а свои похороны просил устроить “без шума и пыли”. В гроб положили его одежду даоссокого священника – и прочее по мелочи, а кроме прочих почетных друзей и коллег, его гроб понесли: Само Хунг, Ву Ма и Чин Кар Лок, которых мы уже упоминали.

Что ещё сказать, человек этот родился для роли занятного и забавного, но сурьёзного даоса-кунфуиста, которого и играл всю свою вторую половину фильмов (плюс снялся в ранних работах, на сходных ролях).

Парадокс, но зачастую он играл, загримировавись под седого дядьку, а по сути, не дожив до такого возраста фактически – но словно бы с каждым фильмом всё больше молодел.

И как и Брюс Ли (с которым он встречался), связавшийся с изморительным конвеером киностроения, в конце концов сгинул, эх: снявшись в двух сезонах сериала “Эксперт по вампирам” (Vampire Expert), он ещё успел сняться в “Тридцатилетнем монахе”, где по словам очевидцев “он словно бы репетировал свою смерть”. Началась работа над третьим сезоном Эксперта по вампирам, но к тому времени старая наследственная болезнь дала о себе знать – рак печени: умер в Гонконге, в Госпитале Св. Терезы, в 1997 году.

Что ещё сказать, этот человек мог называться Мастером, как Брюс Ли, разве что он был скромным Малым Мастером – и вторых ролей, но от его игры веяло весельем, радостью и жизнью. И было ему всего за 40 лет – если точнее, 44 года (две четвёрки, что очень плохо по китайски), за которые он много, но не всё успел…

Послесловие: где ещё можно найти дзяньши/чиан-ши?

Навскидку:

Более занятно, что многие элементы про китайских дзяньши и даосов были соблюдены в анимэ японцами в точности: гроб дзяньши был опутан сетью горизонтальных и вертикальных линий – крест накрест, а на гофу-амулете были начертаны правильные китайские иероглифы.
Мне лично, мордашка Лей-Лей общим выражением (или рисовкой) всегда напоминала лицо Мотоко Кусанаги, из Призрака в доспехах 1995 года.
Далее, как самый сочный и скомпонованный пример – один из ранних фильмов с Джеки Чаном – Опасное задание/Опасная \Фантастическая миссия (силы) – Fantasy Missinon Force 1983 года. Так была бригада – сборная героев и проходимцев, которые должны были вызволить генералов из плена и шли к этой цели.
Так вот, по пути они ночью попали в проклятый дом, который стал вместилищем для самых разных аномалий. Вот прям пособие к Мистеру Вампиру: прыгающий бонган, только что простолюдин, ориентирующийся по дыханию живых.
Но самый сочный и длинный эпизод был с лысым мужичком, который сошел вниз, и видя как за столом сидят представительные люди и играют в маджонг, не смог устоять и ввязался в игру – как раз одно место пустовало. А подумать, что они тут делают, ему в голову не пришло – мужик был простоват.
Впрочем, так или иначе, вся команда спаслась из проклятого дома (свели всё почему-то к сатанистам-сектантам) и пошла дальше. Забавный был эпизод в целом, юморной, местами мрачный и мистический. Этакий микс по-китайски – про нечисть, собранную под одной крышей. И мой любимый из всего фильма эпизод (ну и драматичное противостояние в конце – ВНЕЗАПНО, почти все герои умерли).
Были и другие источники, в основном арт, анимэ и игры, но как мы видим, конкретно фильмов про дзяньши мало, что вдвойне ценно при просмотре Мистера Вампира как явление в кино. Даже для китайского кино-строя это было своеобразным феноменом.

Напоследок.

Ещё заметил, между прочим, что часто в ряде фильмов учителя тут называют либо Си-Бу, либо иногда Си-Б(в)а, в зависимости от обращения. Сейчас для нас адаптировано это звучит как Си-Фу, Мастер. Или я так услышал, и они действительно называют его Си-Бфу (Бфа).

Вольное виденье героев первого Мистера Вампира. Бывает и такое.

Прервёмся пока, а в следующий раз рассмотрим напоследок ещё немного фильмов про китайскую нежить, так сказать, последыши и предысторию основной рассматриваемой нами линейки Мистера Вампира – ибо есть и пара фильмов, которые начинали и заканчивали эту тему. Zàijiàn, xiàcì jiàn!

А дзяньши пусть в ночи прыгают дальше, свою сотню ли…

Добавить комментарий