Фильмы о китайской нежити. Продолжение: до и после серии фильмов Мистер Вампир.

Начало.

Возвращаемся к китайской нежити, вернее фильмах о них. Надо сказать, что серия Мистер Вампир – это не первая попытка в ужасы-комедию. Тот же Само Хунг и Лам Чин-Йин, уже снимались в таком ранее – и в целом, у этого дуэта, вышла отдельная серия фильмов – с разницей в 10 лет: Встреча с призраками 1980 года – и вторая часть, 1990 года.

Отличия от Мистера Вампира? В основном сюжет ведает о главном герое – простоватом парне, незадачливом обывателе – а мастера-даосы, знатоки нежити и заклятий, присоединяются позже. Начало больше похоже на фильмы с Джеки Чаном и вообще фильмы из Китая (Гонконга), начала собственно, 80-ых. Ещё – время, когда происходят события – как минимум, судя по одежде, Китай тут более ранний и классический: тот же мастер-даос щеголяет в других одеждах и носит более длинные усы, прическу и косу. То же касается и остальных, поэтому фильм смотрится более по-китайски классическим, чем более современный Мистер Вампир. Это особо самобытно и ценно: старая одежда, антураж, традиционные китайские прически с выбритым лбом и косицей сзади (наследие влияния маньчжуров).

Ну и старая школа кино, чуть-чуть отличающаяся от новомодного кинодела, начиная с 85-90 годов – скажем так, старый период охватывает 76-84 года, а далее идёт другой период, когда отходят от классической схемы и идут в экспорт на общий рынок мира, по части кино – на заграничных потребителей, привнося некоторые их элементы в свои фильмы.

Встреча с привидениями\Encounter of the Spooky Kind (1980).

– ещё дословно, то можно китайское название фильма Gwai Da Gwai перевести как “битва призраков” или “дух против духа”, и тут скорее имеется в виду битва духов двух даосов, что и происходит в конце фильма – явное противостояние сильных духом жрецов. Режиссер – Рэймонд Чоу, вышедший из небезызвестной киностудии, поставщика фильмов тех лет – Golden Harvest.

Итак, что же с фильмом? Все на месте: немного бытового юмора, немного драк, и надо сказать – более хоррора как такового: добротный монструозный грим хоть и простоват, но выглядят монстры пугающе, а сам фильм мрачный и местами тёмный. Так сказать, по атмосфере именно ужастика он лучше, чем более поздняя серия легковесного и дурашливого Мистера Вампира, который больше напирал на юмор и драки – тут же, хотя и царит порой комедийные нотки, большую часть времени неприятности и страх грозят ГГ не по детски, и зритель это понимает. Тут же ужас едва ли не треть фильма – по крайней мере, по антуражу. Итак…

Начинается фильм как бы с хоррора, потом хохма, которая раскрывает подход к твистам этого фильма: сначала идёт подводка, а почти сразу же “ружье Чехова” выстреливает: сначала незадачливого, но наблюдательного героя Само Хунга (Чунг, он же Смелый\Храбрый Чунг) разыгрывают по части призраков его приятели – и тут же приходит настоящий призрак! Потом беседа лапшичника об измене жены – оп, а тут и измена жены главного героя с богатым гостем (мастер Тэн), которого он сам недавно подвозил. И хотя с темы удалось соскочить, мастер Тэн решил, с помощью советника, от мужа любовницы избавиться.

Не ища легких путей, советник советует (простите за тавтологию) нанять нечистого в выборе средств священника-даосиста, дабы тот левыми методиками сгубил Чунга. Всё вроде бы удаётся, и Чунга через поставу, уговаривают провести одну ночь в храме, а потом ещё одну – только до третьей не дотянули, но там ещё будет ночь на кладбище, так что в целом по канонам…

Пережить ночь ему помогает брат Цуй (или Чуй), коллега того нанятого советником нечистого даоса Чина. Ну как брат, на самом деле они братья по вере, то есть, называя друг друга братьями, они имеют в виду не кровное родство, а братство веры-даосов, вот какая штука. И как зло не существует без добра – Инь-Ян всё же, то и Цуй, прознав о намерениях брата применять чёрную магию, вознамерился уравновесить положение (чтобы всё было по Фэн-шуй) и помочь по мере сил незадачливому, но храброму Чунгу – и дал ему парочку советов по выживанию, не вмешиваясь однако в испытания напрямую.

Забавно смотрятся оба даоса: один сухопарый, но слегка бандитской внешности – он благороден, профессионален и честен, и его коллега – свиноподобный, не такой уж и злодейский даос, просто не гнушающийся “тёмной стороны силы” – но из-за этого изрядно невезучий и как бы проклятый. Надо сказать, что в последующем фильме, со сходной тематикой, Чунь Фат как раз уже выступает как бы на стороне зла, являясь зловредным даосом, да-да, с бандитской внешностью.

Нередкая традиция старого китайского кино – оголение мужика, ну надо им разик засветить задницу ГГ, комичная и фривольная традиция (она будет повторена и во второй части). Тут это обыграно тем, что нужно было написать на коже даосские символы, чтобы оппонент не заколдовал Чунга, и поэтому письмена должны покрыть каждый участок кожи – а то получиться, как в японской легенде про монаха, у которого призраки украли уши – про них-то он и забыл.

В конце концов, грядет файнел батл, в результате которой в Чунга Цуй вселяет дух короля обезьян – Сон-Укуна, а брат Чин в тело помощника – дух бога войны Ханумана. В общем, за неимением Плойки и джойстиков в те года, два мастера поддерживали духи в телах своих помощников – а те дрались между собой. При этом каждый балаболил на своём наречии – Чунг верещал и вел себя как обезьяна (обычно с его юркостью такой стиль держал его кореш – Джеки Чан), а одержимый помощник брата Чина – просто вёл ускоренную речь. Получилось изрядно комично.

Это напомнило мне эпизод из фильма “Большой переполох в маленьком Китае”, когда колдун Ло Пэн и волшебник Эг Шен сражались с помощью двух виртуальных бойцов, олицетворяющих их дух – зло и добро.

Мелочи.

Встреча с привидениями 2\Encounter of the Spooky Kind 2 (1990).

– уже по цифре два видно, что фильм продолжение (но непрямое) первого, и в целом уже вторичен.
Более чем через десять лет решили снять продолжение – и видно, что одна эпоха сменяет другую – с 80-ых на 90-ые, чуть изменилась и школа, хотя конечно постарались сделать “как тогда”. Само Хунг уже не молод, ещё более грузен, так что тут уже не так резво прыгает, хотя вспоминая его же и Джеки Чана “Закусочную на колесах”, старичок ещё вполне себе, разве что реже старается махаться руками-ногами. Как режиссер же, также сметлив и верен своему стилю – кстати, тут это Рики Лау, уже набивший руку на подобных фильмах, в частности на той же 5-летней продолжительности серии фильмов про Мистера Вампира. Важная заметка – несмотря на общий дух и одного и того же актера в роли ГГ, это разные и не связанные друг с другом фильмы, хотя нечто общее есть у обоих – тема неравенства, добра и зла, и собственно сверхъестественного. Но этот фильм уже отличается от первого хотя бы подходом; как никак прошло 10 лет, и школа кино изменилась.

Интересный подход с самого начала – дзяньши показывают в начале, но далее идёт повествование о призраке-девушке. Начало вообще сумбурное: кто, куда, откуда? Два беглеца и нетрадиционный вампир-дзяньши (и его жена, липнущая к смертным, как и он сам), который решил для начала покурить трубку и прилечь, вызывает удивление – тут явно как-то не по понятиям традициям ведёт себя. Выглядит всё это как чей-то кошмар – да им и оказывается. Квота на дзяньши в этом фильме выполнена, а далее наш старый знакомый Само Хунг, в роли Абао вступает в повествование. Мы ведь помним, что серия называется Знакомство с привидениями – а дзяньши как бы и не причем, так, упомянули вскользь – это явное влияние Мистера Вампира, который лежит между этими двумя фильмами во временном отрезке кино-строя. А вот призраку в фильме будет уделено куда больше времени.

Новый курс: вместо того чтобы пугать нас призраками, попытаемся им посочувствовать: девушка-призрак, присматривающая за своей престарелой и слепой матерью (кстати, Там Синь-Хун) – она не поведала ей, что уже умерла и находится в таком состоянии.

Что ещё сказать? Кроме девушки-призрака похвалю змеечеловеков – Коллина Чоу и Чун-Квай Чуна, а также “почетного дзяньши” китайского кино – Чун Винг-Чуна и его “жену”, я имею в виду дзяньши – Вонг Лай-На. Несмотря на малые роли, они вложили в них максимум, и поэтому запоминаются.

По сути, на этом фильме, либо на так называемом Мистер Вампире 5, заканчивается серия Мистера Вампира, но это неточно! Фильм-последыш, не дающий ничего нового, разве что масштаб стал чуть больше: много дзяньши, почти целая армия – в середине фильма, а ближе к концу, тупо зомби-раш (или вернее призраки, вернувшиеся в свои тела мертвецов).

Два ученика даоса – ну вы поняли, красавчик (Чин Сиу-Хо) и совсем даунито (Рональд Вонг) – глуповатый даже по виду, но забавный и простодушный челик, повелись на слова тусующейся на концерте в честь мертвых, дамы-призрака (Кэрри Нг), и вырубили даосскими приёмчиками – гофу на лоб; ценобитов стражей ада, которые должны следить за временно отпущенными призраками из преисподней (на день поминания), которых они потом должны сопроводить обратно.

Как я понял, раз в год (фестиваль ЧжунъЮань, фестиваль призраков) живые проводят ритуалы и концерты-представления (также я предположил, что по сцене мечется артист, изображающий некого народного героя, например, Царя обезьян), на которые призраки приходят – но живые их не видят, хотя считается, что всё путем, типа дань уважению духам умерших. Конечно же, местный даос может их видеть.

Так вот, призраки без стражи разбежались, и хотя оба парня завели себе знакомого призрака-шалунью (которая научила вызывать её по особой считалке – эй-ка, эй-ка, голубая змейка!), но проблему надо решать…

Созывается консилиум даосов, на который приходит именитый Мастер-Даос – вот конкретный такой маг пути Тао – не просто в оранжевой накидке, а в хантэне черно-белого цвета, то есть классический мастер пути Тао.

А вот это уже что то новенькое – главный даос, да ещё и слишком ушедший по пути власти, силы и могущества.

Так и выходит – сын мутит дела, пытаясь пройти в виде духа к местной красавице (Джоанна Чан), но сговорившись с дамой-привидением, двум ученикам удается его обыграть и напугать; однако вот незадача – пока дух подвергался курощению, тело ученика тёмного мага погрызли бродячие собаки (карма!), а мастер будет очень недоволен таким поворотом.

Надо сказать, что могильный гриб – это дыхание мощного дзяньши, и добыть его надо, держа и сохраняя во рту, а то и передавая его напарнику, ибо оно изрядно “могильное” и охлаждает реципиента. Вот почему в этот момент в фильме идет много почти что “Брежневских поцелуев”, в стремлении отдать и передать важный компонент. Это забавно.

Забавно, даос поев дерьма земли, смог отвечать могильным стражам, ведя с ними диалог. После бегства призраков нашему даосу удалось договориться со стражами ада поправить дело, если представиться такая возможность.

Ещё один фильм, за которым следует вернуться в промежуток между 80-ыми и 90-ыми:

Мертвый и смертоносный\The Dead and the deadly (1982).

Завязка тут такая – есть местный Толстяк (Само Хунг), который состоит одним из учеников у престарелого мастера-даоса, и тут в городе появляется его приятель Лунг Чан (не менее известный актёр Ву Ма), который ушел ранее на поиски богатства и славы. Он их и нашел – разбогател, но прибыл в город в качестве покойника – а Толстяк этому никак поверить не может – “ведь он был так молод!”

И вообще, если Встреча с привидениями меня приятно удивила, то этот фильм аж трижды это сделал. Во-первых, общий подход – местами солёные шутки: то про стояк, то Само Хунг спустит штаны с трупа, пытаясь понять, убили ли его рано ушедшего товарища, например, отравленной иглой – а потом прибегает бедный и наглый могильщик и пытается забрать ценные золотые зубы у “трупа”.

Любопытные характеры в оппозиции: женщина-дворянка, жена богача Лунг Чана, и её брат-даос, оба имеют примечательную и зловещую внешность. Незадачливый прохиндей-богач, который сначала притворялся мертвецом, а потом таки стал призраком (с подачи “родни” – жены и её брата, которые решили не делить богатства с ним, и получить всё) и как мешал, так и помогал в деле своему корешу – Толстяку.

В третьих, под конец, когда злыдни получили по заслугам, призрак упокоился, пришлось спасать самого ГГ, отчего у меня на лоб полезли глаза ещё два раза – несмотря на обычную в общем-то деревенскую сказку: если хочешь спасти любимого, делай то-то и то-то – но подробности и заковыристость манипуляций заставляет нас недоуменно крутить головой. А кроме того, прибывают адские стражи – но у них внешность этаких инопланетян (хотя на самом деле так их видят смертные, а по факту они летучие духи и это видно в самом конце фильма). Что это, дань спилберговскому I.T.?


Особый талант – отыгрывать чужую личину, например, одержимого женским или мужским духом. В Мастер-экзорцисте, например, в ученика даоса вселился дух женщины-призрака.

Этот фильм по качеству, может чуть уступая, сравнивается с первыми Встречей с привидениями (время их выпуска очень близко друг к другу), и в целом не зря. Забавно и юморно, хотя злодеям тут тоже досталось чисто по карме, за их козни.

– или же дословно QūMó DàoZháng – даос, изгонитель дьявола.

Мне этот фильм понравился, в нём есть пара находок, да и Лам Чин-Йин (даос Чиу, дядя Найн) немного посмешил, роль у него тут привычная, но с парой нюансов. И он тут особенно молодо выглядит, так как не носит усов, разве что лицо округлилось и стало шире – а было актёру тогда под сорок.

Хорошая, свежая и смелая находка: снова оболтус-парень – и симпатичная, но недалекая его сестра.

Кстати, особо стоит отметить как раз молодого тогда Колина Чоу (изначальное имя – Дзо Джаолун) – плодовитого актера, который вышел из многодетной семьи, был в армии и неплохо знает боевые единоборства.

Обычная завязка: тандем начинающих учеников даоса хотят сделать доброе дело и берутся изгнать с места одного знакомого опасного призрака-женщину в красном. Получается не очень, отчего без помощи мастера у них “откидывается” заказчик.
Вот кто больше похож на вампира-аристократа. Но это всего лишь мстительный призрак-женщина.

В общем, благими намерениями…

Во многом фильм как бы ставит вопрос конкуренции со стороны наступающей на земли Китая католической церкви\веры – начало было положено в недавнем же Вампире против Вампира: снова в католической церкви обитает европейский священник-вампир – но мы об этом вспоминаем под конец фильма, хотя в начале нам на это намекают. Крест падает с вершины церкви и накрывает священника? Кто-то вспомнит первого “Омэна” – тут же это оправдано, ибо священник этот был вампиром, и дядя Найн (Лам) явно в курсе этих событий, если даже не приложил руку к упокоению вампира. С некого инцидента прошло около двадцати лет.

Ещё для комплекта, есть сцена обблевывания священника-католика одержимым – это уже взято из классического “Изгоняющего Дьявола” (Exorcist). Забавно, что фильм как бы направлен против чуждой веры и влияний Запада, но приводит в пример их же элементы – правда, в подтверждение своих опасений в виду того, что несет “просвещение” оттуда – всякую чертовщину.

Как я уже говорил, у этой парочки есть довольно молодой мастер-даос – дядя Найн (у которого тут нет традиционных усов – но есть монобровь), и поэтому он тут выглядит молодо – да к тому же, это позволило ему по сюжету применить финт с переодеванием – усы бы тут только помешали; у которого, судя по всему, какие-то проблемы со здоровьем – то на стену той самой католической церкви отольет, то по утрянке возьмется за ночной горшок… В общем, он хворает; католики потом сделали попытку его вылечить по крайней мере от простуды, но он им не доверился.

Роль Лама, пусть и типичного даоса, тут оказалась особенно хороша: тут он мастер, но нарочито китайский традиционалист, любитель старого-доброго, которое он защищает изо всех сил, под напором “понаехавших” конкурентов, в виде миссионеров европейской католической веры, разве что ученики у неё, представители – тоже азиаты.

Мастер – завзятый ретроград, почитатель китайских традиций почище некоторых и поэтому держит в строгости учеников, которые пока что, по молодости – и традиции сценария же, бедокурят и косячат – вспоминаем их фейл с призраком.

Честно сказать, если в раздаче еды, консервов и прочего нет ничего плохого, но потом пошли европейские шмотки, что уже выглядит как внедрение “тлетворного Запада”, а если учесть что ряды паствы-прихожан ширятся, всё это выглядит как угроза местным устоям – сами китайцы это поняли давным-давно, и неоднократно показывали в фильмах (в Японии происходило примерно так же).

Что произошло – все эти галстуки-бабочки и лифчики как бы развращают, по мнению киношников, честных и праведных, скромных большей частью, китайцев. Это хорошо видно по наглядному примеру в фильме: по традиции китаянки ходят в народных костюмах, запахнувшись по самое горлышко. А тут местная красавица Энни (Хунг Юэ) щеголяет в европейском призывно-красным платье, с глубоким декольте (на него комично акцентирует внимание незадачливый брат-ученик Звезда, и даже ослепленных красотой девицы, жертвует любые деньги – на нужды католической церкви) и хотя выглядит эффектно, но и развратно также, да к тому же ходит (и поддерживает) в церковь – и по-английски шпарит. И братец у неё такой же – делец, модник и проходимец.

Ещё собрались самые “приличнее люди” города, на посиделки: хозяин ресторана (это куда не шло), далее владелец игорного дома, также хозяйка борделя и хозяин опиумной курильни. Короче, все “самые достойные люди города”. Улыбнуло также, что исходя из того, что священнику-католику надо переводить, он понял, что хозяйка борделя (дом Хом-Ва) содержит “курятник с цыплятами” – и цыплята это хорошо, кивнул дедок, и сказал помощнику-послушнику – наверное, вкусные у них цыплята, надо туда сходить!
Кстати, Луне понравился католик-послушник – хоть какой-то противовес брату Звезде с его Энни.

В общем, хорошо что простодушный католик-дедок не понял жаргона. Хотя, в конце концов дедок признал, что все собравшиеся тут, грешники – а как не католической церкви их перевоспитывать и водиться с ними?

Вот он, подход каждой из культур: Китай – с кулаками и ногами, если надо (но это не всегда помогает), а христиане – смиренно – Император Бог защитит, не надо насилия! (что тоже не всегда помогает).

Потом Лам, в виде разведки, переодевшийся старой китаянкой, заходит в “храм божий” и чудит – снова непонятки по части веры и вообще – нафига она китайцам? Я вообще подумал поначалу, что это некий чёрт с копытами зашел в церковь – но это перебинтовал себе ноги мастер, чтобы сойти за женщину, а также нацепил маскирующие его платок и очки (и стал отчасти похожи на Джонни Деппа…).

Кроме этого, даос вознамерился ночью проникнуть в храм, чтобы решить проблему с его проклятьем, и переоделся в ниндзя-налётчика. В общем, решительный малый – когда словами он ничего не добился, попытался решить проблему разведкой и активными действиями.

Как мы видим из вышеперечисленного – фильм первую свою половину весьма фриволен, юмористичен, хотя Мастер Чиу как всегда запредельно суров и строг, фильм от этого ещё больше контрастирует от юморных моментов. Вторая же половина фильма вспоминает про ужастики и старается наверстать мрачняком жанр. Как всегда, завязка интригует, но вторая половина фильма – предсказуема и малоинтересна, а финал даже скучноват, несмотря на экшен. Но сойдёт.

Забавный финт, чтобы уйти с проторенной дороги: местный разбойник-даос Шэнь (собственно Шэнь Юэнь) ведет колонну дязньши, но во первых, они поддельные, ибо в перекур балагурят, живее всех живых и прочее, а во вторых, бандит-жулик спользует их для транспортировки наркотиков (каких ещё наркотиков?). Беда в том, что всех дзяньши покусал европейский вампир и теперь, ну да, как в Музыкальном вампире – из них вышел гибрид, который и кусается, и прыгает.

Весь фильм меня удивляли и радовали – очень забавный и неплохой получился фильм, но под конец скатился в банальщину, хоть и креативил всё время. Может быть виноваты времена и средний бюджет – самый финал с укусом на шее выглядит куце – и что теперь, еще полчаса фильма снимать? Нет, закончим на этом. Это мелкий минус фильму – с одной стороны, традиционный финал китайского фильм, когда эпилог вроде как не нужен, со второй – он вдвойне смотрится незавершенным.

Во многие моменты видна дань уважения Брюсу Ли – Лам играет так, что невольно вспоминаешь замашки и жестикуляцию которая вообще характера для китайцев) именно его. Забавная парочка – скромная и простенькая сестра, и зарвавшийся, влюбленный в красотку брат, а также старомодный и стеснительный учитель-даос, рассудительный, но опять же немного невезучий. Тандему брат-сестра противопоставляется порочная парочка брата и сестры же, со стороны богачей – у них и деньги и влиятельная церковь под боком.

Хорошо, что объединившись католик и даос всё же победили зло. Церковь это не круто, но приемлемо – вывод фильма, если не будут мешать, то пусть живут!

Ещё забавный момент: мэр города (Вин Чо Ип) то и дело ест пельмени с чесноком, отчего бандит-сообщник при разговоре с ним отворачивался, но потом эта фишка с чесночным духом помогла при отражении атак гибридного дзяньши, который как полукровка-вампир, боялся чеснока.

Далее, креативно, что собственно Ультимативный вампир-европеец, то и дело “переключал режимы”: то он боялся креста, то вёл себя как прыгающий дзяньши, ибо испил их крови. Дзяньши получились с его подачи гибридами – и прыгали, и кусали, пили кровь.

Ещё прикол – условность, обыгранная при нападении дзяньши: во первых его становил порог (писал об этом в первой статье – мол, дязньши можно остановить высоким порогом, который он попросту не сможет перепрыгнуть), и тот бесцельно некоторое время пытался его перепрыгнуть. Далее, удалось заманить его же под низкий потолок и тот не мог выбраться, потому что стукался в потолок головой, а выпрыгнуть с этого места он не мог – но потом сообразил проломить головой препятствие.

В целом, ода фильма – Мастер-экзорцист и Главный вампир где-то на одно уровне – каждый по-своему порадовал и удивил. Они немного отличаются по настрою от Мистера Вампира, однако и общего в них много, так что для коллекции нелишне будет и их глянуть – если вам понравилась основная серия Мистера Вампира. Так сказать, побочка по той же теме – и с теми же актерами.

Сходные произведения.

Перечислю, но не буду сильно расписывать побочные фильмы, которые сами по себе малоценны, но возможно откроют ещё немного об этой теме. Если предыдущие фильмы прочно войдут в коллекцию, и будут время от времени пересматриваться то ниже следующие, скорее всего, будут туда добавлены, и возможно стерты после одного просмотра – ценность их невелика, однако для ознакомления с жанром они сойдут.

Пендель призраку 1992 года. Так себе фильм, есть вроде запал, но уже не то. Урбанизация, современность, призраков мало, зато много вселений в тела смертных. Снято в духе того же Полицейского-мага, но явно и намного слабее. Для коллекции сойдёт, если совсем-совсем нечего смотреть – гляньте, но я бы прошел мимо. Много разговоров, боевых тёток, нелепых ситуаций и пинания ногами.

Застенчивый призрак (хотя дословно скорее застенчивый дух – shy spirit) 1991 года – фильм куда лучше предыдущего: бодренький, неплохой, хотя и не хитовый. И опять же, не про современность, а про первую половину XX века в Китае. Ужасов тут нет, есть история про девушку, которую пытается спасти её жених. Опять виноваты богачи – сын богача упал на девушку с крыши (угадайте, что он там делал), когда та мылась в бане, и выбил из неё дух, который потом некоторое время так и ходит голышом, пока её не одевают.

Есть бодренькие 5-10 минутные драки, которые немного растягивают фильм. Есть могучий полукровка, которого наняли для своей защиты богачи – у него азиатские черты, а телосложение и рост европейского “качка”. Есть два даоса, хорошо сыгранные – отец жениха девушки – и примкнувший к богачу и его сыну проезжий жрец из Тибета (его выдаёт особый головой убор, который славен как раз в тех местах, ну ещё в Шангри-Ла), со своей дочкой. Не то чтобы этот жрец был колдуном и злым, но действует он “по воле богов”, и так получается, что несмотря на то, что он как бы потворствует несправедливости, в конце концов баланс хороших и плохих дел уравновешивается, а финал вполне себе открытый и мирный.

Ещё есть древнейший фильм Легенда о семи золотых вампирах – по сути кроссовер с европейскими вампирами: есть Дракула и приехавший в Китай Ван Хельсинг (почетный “Хельсинг” тех лет – актёр Питер Кушинг). Нечисти тут почти нет, мертвецы разве что, да культ – а сам фильм похож на Индиану Джонса либо Копи царя Соломона – по антуражу европейцев в экзотической стране. Своеобразен как фильм и ценен кооперативом Запада и Востока, породивший один из первых гибридов-фильмов такой кооперации.

Напоследок.

Первый фильм Встреча с привидениями 1980 года является, пусть и своеобразной копией нашего гоголевского Вия, все же снят так, как сказка-притча, но с добротными декорациями, костюмами и гримом монстров (крипота!); есть много забавных персонажей, есть комедия, но есть и мрачняк и хоррор – и в целом, это подзабытый шедевр, который потом, по сути, и дал ход более легковесному, но более популярному Мистеру Вампиру, а также мастеру Чин Ламу раскрыться по-полной. Другие фильмы с его участием в большей мере походят на того же Мистера Вампира, разве что в разных вариациях – китайцы как могли, меняли элементы истории\сценария, чтобы было и похоже – и было бы что-то по новому.

Ещё заметил, что как и в случае с Блудным сыном или Встрече с привидениями, смотришь гонконговские фильмы прям с удовольствием – виден стиль и старание того времени, самобытный народные китайский антураж и культура, жестикуляция и традиционная одежда. Сейчас такого нет, китайские фильмы примелькались, большей частью они про современность и на современность заточенные, да к тому же много элементов другой, европейской культуры вплелось, хотя узнаваемость и китайский колорит остались – просто после десятков лет, старые фильмы все ещё очень сильно выделяются от современных, да и время тогда было “золотое“ — Golden Harvest не даст соврать.

Выводы.

Сейчас, да и после 2010-го года идут прямолинейные ужастики, и тут Корея с Японией впереди планеты всей (ну и США), так что уникальные китайские ужасы про “прыгающих мертвецов”, пусть и сумбурный и странный априори, все же попадает в мою копилку “фильмов на ночь”. От фильма остается неоднозначные послевкусие – некая тоска, местами затянуто, но атмосферно и многие элементы китайской культуры обогащают фильм. Уникальный, поздний проект, который оценили лишь особые фанаты азиатского хоррора – а в год премьеры воспринимать этот фильм было сложно и не готовы были мы такое видеть, когда мода на китайские ужастики прошла в 80-ые а закончилась на середине девяностых, когда жанр стал угасать – или не то чтобы угасать а смещаться в другие темы, близкие больше к европейским веяниям.

Кроме всего прочего, вся серия про вампиров имеет тот же порыв понравиться Западу и США, как законодателям хоррор-моды. Вон недавно и корейцы подтянулись со своим шикарным сериалом Царство мертвецов – обидно им, видите ли, стало – у японцев зомби-раш прошел, с подачи амеров, а чем мы хуже? Зомби у них не было, пришлось заимствовать (в предыстории как бы сериала – фильма 2019 года, зомби привезли португальцы, а уж тот покусал корейцев и понеслось…)! А до этого Поезд в Пусан пустили – один и другой, чтобы не отставать… Чем вампиры хуже были, в свое время? Китайцы сориентировались и поступили хитро – предоставили по сути сходный, но свой аналог европейских вампиров, но обыграли на своём поле, получилось задорно и минимум на пару десятков лет, а то и сейчас помнят немного этот феномен Мистера Вампира.

Начиная с Знакомства с привидениями начиналась, а вернее продолжалась эпоха гонконгских ужастиков, не таких уж и частых – ранее они тоже были, но качество и спецэффекты там были конечно тогдашние – так что Мистер Вампир лишь подхватил и систематизировал многие наработки – а после него, в запале, старались делать фильмы в том же ключе – и почти все они были пусть и схожими, но и отличались немного задумками и подходами к историям, и в целом были неплохими.

Долго их не отпускало, фанатов тоже, так что как мы видим даже в 90-ые пусть и пошел спад, мода на даосов и нечисть китайскую была востребована. Но лихие 90-ые прошли, и пошли немного другие фильмы, да и городские боевики вытеснили со временем легковесные кунг-фу и другие киношки. Так что этот пласт ценен, так же как и похождения БрюсаЛи и Джеки Дана – нередко там играл Само Хунг и чаще всего – Лам Чин-Йин. Вот как то так, гляньте если не видели. Конечно же это зайдёт в первую очередь тем, кому понравилась серия Мистер Вампир, насчет других не уверен, но для ознакомления может кому пригодиться.

А на этом мы почти закончили, однако, я припас ещё одну жемчужину, пусть и мутноватую, про которую уже пару раз упомянул. Поначалу я хотел на нём и завершить эту статью, но материала по нему набралось ещё немного, так что решил приберечь на отдельную статью. Это совсем-совсем поздний фильм, который также принято смотреть дождавшись ночи – да его и крутили тогда, как раз под ночь, часов в одиннадцать-двенадцать. Но про него в другую ночь…

Добавить комментарий