Возвращаемся к китайской нежити, вернее фильмах о них. Надо сказать, что серия Мистер Вампир – это не первая попытка в ужасы-комедию. Тот же Само Хунг и Лам Чин-Йин, уже снимались в таком ранее – и в целом, у этого дуэта, вышла отдельная серия фильмов – с разницей в 10 лет: Встреча с призраками 1980 года – и вторая часть, 1990 года.
Отличия от Мистера Вампира? В основном сюжет ведает о главном герое – простоватом парне, незадачливом обывателе – а мастера-даосы, знатоки нежити и заклятий, присоединяются позже. Начало больше похоже на фильмы с Джеки Чаном и вообще фильмы из Китая (Гонконга), начала собственно, 80-ых. Ещё – время, когда происходят события – как минимум, судя по одежде, Китай тут более ранний и классический: тот же мастер-даос щеголяет в других одеждах и носит более длинные усы, прическу и косу. То же касается и остальных, поэтому фильм смотрится более по-китайски классическим, чем более современный Мистер Вампир. Это особо самобытно и ценно: старая одежда, антураж, традиционные китайские прически с выбритым лбом и косицей сзади (наследие влияния маньчжуров).
Ну и старая школа кино, чуть-чуть отличающаяся от новомодного кинодела, начиная с 85-90 годов – скажем так, старый период охватывает 76-84 года, а далее идёт другой период, когда отходят от классической схемы и идут в экспорт на общий рынок мира, по части кино – на заграничных потребителей, привнося некоторые их элементы в свои фильмы.
Встреча с привидениями\Encounter of the Spooky Kind (1980).
– ещё дословно, то можно китайское название фильма Gwai Da Gwai перевести как “битва призраков” или “дух против духа”, и тут скорее имеется в виду битва духов двух даосов, что и происходит в конце фильма – явное противостояние сильных духом жрецов. Режиссер – Рэймонд Чоу, вышедший из небезызвестной киностудии, поставщика фильмов тех лет – Golden Harvest.
Итак, что же с фильмом? Все на месте: немного бытового юмора, немного драк, и надо сказать – более хоррора как такового: добротный монструозный грим хоть и простоват, но выглядят монстры пугающе, а сам фильм мрачный и местами тёмный. Так сказать, по атмосфере именно ужастика он лучше, чем более поздняя серия легковесного и дурашливого Мистера Вампира, который больше напирал на юмор и драки – тут же, хотя и царит порой комедийные нотки, большую часть времени неприятности и страх грозят ГГ не по детски, и зритель это понимает. Тут же ужас едва ли не треть фильма – по крайней мере, по антуражу. Итак…
Начинается фильм как бы с хоррора, потом хохма, которая раскрывает подход к твистам этого фильма: сначала идёт подводка, а почти сразу же “ружье Чехова” выстреливает: сначала незадачливого, но наблюдательного героя Само Хунга (Чунг, он же Смелый\Храбрый Чунг) разыгрывают по части призраков его приятели – и тут же приходит настоящий призрак! Потом беседа лапшичника об измене жены – оп, а тут и измена жены главного героя с богатым гостем (мастер Тэн), которого он сам недавно подвозил. И хотя с темы удалось соскочить, мастер Тэн решил, с помощью советника, от мужа любовницы избавиться.
Не ища легких путей, советник советует (простите за тавтологию) нанять нечистого в выборе средств священника-даосиста, дабы тот левыми методиками сгубил Чунга. Всё вроде бы удаётся, и Чунга через поставу, уговаривают провести одну ночь в храме, а потом ещё одну – только до третьей не дотянули, но там ещё будет ночь на кладбище, так что в целом по канонам…
Мне что до утра с тобой в прятки и догонялки играть, да? Ну ладно…
В связи с этим вспоминается наши книга и фильм “Вий”, однако много сказок, в том числе и польских или корейских, про то, что нужно перебороть зло ночью в храме. Кстати, была такая польская сказка про солдата-пьяницу, который расколдовал принцессу-вурдалака и потом женился на ней – ага-ага, полек-Сапковский явно знал эту сказку, только переложил её на Ведьмака – я уж не говорю, что он в стёбной манере переиначил, не иначе как цинично-пародийно, основные европейские сказки, но это его дело – вышло злобненько и кое где даже реалистично-жизненно.
Пережить ночь ему помогает брат Цуй (или Чуй), коллега того нанятого советником нечистого даоса Чина. Ну как брат, на самом деле они братья по вере, то есть, называя друг друга братьями, они имеют в виду не кровное родство, а братство веры-даосов, вот какая штука. И как зло не существует без добра – Инь-Ян всё же, то и Цуй, прознав о намерениях брата применять чёрную магию, вознамерился уравновесить положение (чтобы всё было по Фэн-шуй) и помочь по мере сил незадачливому, но храброму Чунгу – и дал ему парочку советов по выживанию, не вмешиваясь однако в испытания напрямую.
Что то фильм стал мрачным – время корчить дурацкие рожи!
После пары неудачных таких покушений, с участием довольно крипового дзяньши (грим впечатляет, мертвец действительно получился жутковатым), заговорщики решают убрать Чунга по старинке, но снова не напрямую: обвиняют его в убийстве жены(та поддерживает это), и того берёт под стражу местный инспектор, которого играет наш старый знакомый Чин-Йин Лам.
Роль тут маленькая, но титульная, не хуже чем в остальных фильмах – но вскоре роль даоса будет за Ламом почти до конца. А пока он тут инспектор.
Вот тут видно, что некая судьба вмешалась – тут даоса играет неплохой Чунь Фат, но простенькую проходную роль инспектора досталась Чин-Йин Ламу, отчего стало даже немного обидно. Конечно, и Чунь Фат хорош, но все же. В общем, после этого фильма Само Хунг заметил игру Лама (одни его фирменные движения глазами в стороны чего стоят), и взял его на роль уже даоса в серию о Мистере Вампире. Как по мне, попали в десятку – именно в таком комедийном и более серьезном фильме как Встреча с привидениями, в мистере Вампире он пришелся к месту – словно для этой роли и родился.
От суровости до комедии – человек есть человек.
Чунг выкручивается и из этого, хотя попутно все же терпит всякие траблы, бежит из тюрьмы, скрывается на кладбище – эпизод с мертвецом-повторюшкой. Вышло одновременно и криповатенько, и забавно-фарсово, и креативно. Благодарный мертвец, надо же!
Делай как я!
В конце концов, он приходит к мастеру Цую и тот говорит, что лучше всего стать его учеником – нет другого выхода, податься некуда. В общем, всё идет к тому, что грядет противостояние как братьев Цуя и Чина, так и заказчиков-участников – толстяка Чунга и Мастера Тэна (к которому, кстати, уже и убежала жена Чунга).
Сначала идёт физическая битва двух даосов.
И тут есть маленький косячок – Чунг и Цуй работают на пару, и ходят по улицам, не скрываясь – напоминаю, что Чунг в розыске. Впрочем, тут же это им аукается – с подачи вмешательства даоса Чина, начинается драка – и Чунга “накрывают” прибежавшие патрульные, во главе с инспектором – а вот тут классические драки из 80-ых, аж зубы свело, как узнаваемо – вплоть до применения подручных средств в виде скамейки. Ещё тут можно увидеть что все трюки Само Хунг делал сам, но в один момент его заменил тощий каскадер, который ну никак на его комплекцию не тянул – возможно, Само Хунгу срочно было нужна замена.
Вот Само Хунг, а вот это уже дублёр. Буквально одна сцена, в остальных драках Хунг оперировал сам.
Надо сказать, что дзяньши тут как инструмент, ещё есть простой оживший труп, и всякие даосские ритуалы – как то кровь недавно зарезанного петуха, деревянный меч и прочие атрибуты. Опять немного покоробило отношение к животным: брат Цуй, кроме яиц и крови порекомендовал лапы черной собаки – и хотя показали лишь эпизод, где Чунг с чёрным щенком пошел к мяснику и тот согласился сделать дело, всё равно это немного не того. Но Чунга оправдывает то, что он хочет выжить и готов на любые средства (напомнило пожертвование, причем впустую, котенка, в фильме Затащи меня в Ад).
Бедняк, богач.
В целом, история получилась больше про похождения Чунга, но и проделки даосов-братьев тоже неплохо показаны. В негативе показаны богачи – мистер Тэн и его хитрый советник. Простоватый бедолага Чунг, (которого за глаза называют толстяком), на их фоне выглядит героем из народа, и вызывает сочувствие. Всё это в целом знакомо нам по сказкам, например, Поп и работник его Балда – или ещё каких бар\помещиков и крестьян.
Мелкая ремарка: нередко в этом фильме на заднем фоне царят леса, бамбуковые и обычные – красиво там у них тогда было (а потом мегаполисов понаставили).
Забавно смотрятся оба даоса: один сухопарый, но слегка бандитской внешности – он благороден, профессионален и честен, и его коллега – свиноподобный, не такой уж и злодейский даос, просто не гнушающийся “тёмной стороны силы” – но из-за этого изрядно невезучий и как бы проклятый. Надо сказать, что в последующем фильме, со сходной тематикой, Чунь Фат как раз уже выступает как бы на стороне зла, являясь зловредным даосом, да-да, с бандитской внешностью.
Нередкая традиция старого китайского кино – оголение мужика, ну надо им разик засветить задницу ГГ, комичная и фривольная традиция (она будет повторена и во второй части). Тут это обыграно тем, что нужно было написать на коже даосские символы, чтобы оппонент не заколдовал Чунга, и поэтому письмена должны покрыть каждый участок кожи – а то получиться, как в японской легенде про монаха, у которого призраки украли уши – про них-то он и забыл.
В конце концов, грядет файнел батл, в результате которой в Чунга Цуй вселяет дух короля обезьян – Сон-Укуна, а брат Чин в тело помощника – дух бога войны Ханумана. В общем, за неимением Плойки и джойстиков в те года, два мастера поддерживали духи в телах своих помощников – а те дрались между собой. При этом каждый балаболил на своём наречии – Чунг верещал и вел себя как обезьяна (обычно с его юркостью такой стиль держал его кореш – Джеки Чан), а одержимый помощник брата Чина – просто вёл ускоренную речь. Получилось изрядно комично.
Это напомнило мне эпизод из фильма “Большой переполох в маленьком Китае”, когда колдун Ло Пэн и волшебник Эг Шен сражались с помощью двух виртуальных бойцов, олицетворяющих их дух – зло и добро.
…а уж потом соревнование в мастерстве даосов. У кого башня выше – тот и сильнее!
Так или иначе, но бой завершается, многие получают по заслугам даже мистер Тэн и жена Чунга, но финал закономерно мрачный – даже учитывая то, что Чунг вступил на путь даоса, бой между мастерами снова закончился по Фэн-шуй: Инь и Ян вступили в противоборство и самоуничтожились. Никак иначе! А разгневанный и усталый Чунг прописывает ББПЕ своей неверной жене.
Молилась ли ты на ночь? Только тут гнев и ревность оправданы: жена действительно была неверна.
Как по мне, фильм это оправдывает – половина фильма это комедия, но другая половина – нравоучительный, и не всегда смешной реальный мрачняк, так что такой жесткий и мрачный финал, этакое горькое послевкусие тут уместно.
Мне эти разборки напомнили мне молдавские сказания о Ионе Могуряну – когда он после предательства своей жены, спутавшейся с богачом Тэвеэлуком, воскрес и зарубил саблей обеих прелюбодеев: как говорится, не умер Могуряну – жив он ещё!
Мелочи.
Вот кого мне напомнил персонаж актёра Чунь Фата – морского волка Айоза, из “Пиратов Тёмной воды”!
В общем, фильм получился как смешным, так и серьезным местами – и развлекает, и пугает, боёв в меру – особенно забавен бой с дзяньши, который оказался тем ещё мастером кунг-фу!
А это уже словно файтинг какой – дзяньши-то мастером каратэ оказался.
К тому же дзяньши любит делать стойку в 45 градусов, как некогда некий поп-певец (и скелетик Брукс из One Piece, который по факту тоже отсылка на него же).
Встреча с привидениями 2\Encounter of the Spooky Kind 2 (1990).
– уже по цифре два видно, что фильм продолжение (но непрямое) первого, и в целом уже вторичен.
Более чем через десять лет решили снять продолжение – и видно, что одна эпоха сменяет другую – с 80-ых на 90-ые, чуть изменилась и школа, хотя конечно постарались сделать “как тогда”. Само Хунг уже не молод, ещё более грузен, так что тут уже не так резво прыгает, хотя вспоминая его же и Джеки Чана “Закусочную на колесах”, старичок ещё вполне себе, разве что реже старается махаться руками-ногами. Как режиссер же, также сметлив и верен своему стилю – кстати, тут это Рики Лау, уже набивший руку на подобных фильмах, в частности на той же 5-летней продолжительности серии фильмов про Мистера Вампира. Важная заметка – несмотря на общий дух и одного и того же актера в роли ГГ, это разные и не связанные друг с другом фильмы, хотя нечто общее есть у обоих – тема неравенства, добра и зла, и собственно сверхъестественного. Но этот фильм уже отличается от первого хотя бы подходом; как никак прошло 10 лет, и школа кино изменилась.
Интересный подход с самого начала – дзяньши показывают в начале, но далее идёт повествование о призраке-девушке. Начало вообще сумбурное: кто, куда, откуда? Два беглеца и нетрадиционный вампир-дзяньши (и его жена, липнущая к смертным, как и он сам), который решил для начала покурить трубку и прилечь, вызывает удивление – тут явно как-то не по понятиям традициям ведёт себя. Выглядит всё это как чей-то кошмар – да им и оказывается. Квота на дзяньши в этом фильме выполнена, а далее наш старый знакомый Само Хунг, в роли Абао вступает в повествование. Мы ведь помним, что серия называется Знакомство с привидениями – а дзяньши как бы и не причем, так, упомянули вскользь – это явное влияние Мистера Вампира, который лежит между этими двумя фильмами во временном отрезке кино-строя. А вот призраку в фильме будет уделено куда больше времени.
Новый курс: вместо того чтобы пугать нас призраками, попытаемся им посочувствовать: девушка-призрак, присматривающая за своей престарелой и слепой матерью (кстати, Там Синь-Хун) – она не поведала ей, что уже умерла и находится в таком состоянии.
Тихо ты… инквизитор китайский! Отошёл быстро – это домашний призрак!
Знакомый в своём амплуа Мастер-даос, дядя Кау (опять Йин-Чин Лам) в таком ключе, пытаясь сделать свою привычную работу, несмотря на дружелюбность призрака, выглядит как упёртый инквизитор – он и ранее воевал с призраками, и они были зловредными, сейчас же всё иначе – девушка-призрак вполне дружелюбна и не пакостит – но долг даоса упокоить её.
Кажется в моей харчевне запахло Бенни Хиллом…
Далее, герой Абадо хочет жениться на дочке местного корчмаря (Тэдди Ип) – красный нос любителя выпить прилагается; но того же хочет очередной вредный коротышка-очкарик, богатей и “жалкая ничтожная личность” – мистер Ши (Эндрю Лам). К несчастью, у него в друзьях непонятно как затесался колдун-даос (Хуан Ха), с “тёмной стороны силы”, который ему подыгрывает.
Довольно благообразный дед – пока не начинает творить тёмные ритуалы.
Что происходит далее? Противостояние Абадао и вредного Ши, “конкуренция лавочек”: уличная лавка Абао и его товарища – Малого Хоя, хлипкая и малопопулярная, а харчевня рядом – наоборот, привлекает к себе посетителей, так что у Абадао шансов мало, однако тут он встречает некую девушку и… Дело в том, что девушка-призрак (Вонг Ман-Гван) расплатилась “деньгами мёртвых”, (о которых я расскажу ниже), так что ученик даоса быстро понял, кто она такая.
Я вообще в первый раз их перепутал, подумал, что к Абадао подружка пришла, а не приблудный призрак. Честно! Но если приглядеться, то они различаются.
Ещё есть бодрые драки, не так много (но Эндрю Лам противостоящий Само Хунгу, со своим стилем, буквально “обезьяны”, довольно крут), верная и хорошая линия с призраком.
– Стиль свирепой обезьянки, понял? – Смотри как точно чувак стиль воспроизводит, прям точно как обезьяна скачет! (И действительно, один из самых забавных моментов фильма).
Всё что касается богатея – мерзенько, хотя и два ученика мастера (Абадао и “Маленький” Хой) не лучше. Тут прослеживается недовольство крестьян высшим классом, закономерно испорченного богатствам и властью. В конце, по готичному мрачновато, однако до этого многое играет даже, опять таки, на комедийную составляющую: девушка-призрак:, вступив в сговор с более бедными продавцами лавочки, проникает в дом богача и кидает им из окна антиквариат, чтобы сообщники обогатились – но этому мешает вездесущий даос-злодей. Надо бы с ним разобраться, тем более, что он навел порчу на батю избранницы (Мими Кун) Абадао.
Это не воровство – а реквизиция и экспроприация! Так Робин Гуд завещал!
Потом происходит много всего – порча на батю-харчевщика, изгнание души (кстати, снова оголение Само Хунга, разве что это теперь его призрак, который переселился потом на время в… поросенка), нападение призванных колдуном э… мервячков, видимо только что закончивших “детский сад” для мертвецов.
А кроме отравления корчевщика, на него наложили порчу – и он пытался убить незадачливого будущего зятя.
– Ты чего это?! – Хочу тебя замочить в сортире, зятёк!
А уж потом, после всего этого…
Финальная битва с боссом мрачноватая и серьезная.
Файнел босс: три фазы никто не отменял: моя гвардия, телохранители – и я сам!
Накрутили всего, что отдаёт дурным вкусом – ранее у фильма был филигранный стиль, теперь же всё в кучу: черные собаки, охраняющие вход в пещеру, также два телохранителя колдуна с повадками змей (это неплохо и оригинально), кучка мумий (а вот это уже спорно и тупо – а я словил флэшбэк, вспоминая битву с тремя мумиями из финала игры Double dragon 3).
ВНЕЗАПНО мумии.
Далее концентрация энергии Ци с последующей перестрелкой из пальцев сгустками энергии – тут вам не Звездные войны, с их выстрелами из бластеров!
Пиу! Пиу!
Финал тоже сомнительный – так как с подачи колдуна отца-корчмаря траванули растительным ядом, то противоядие – изловить и отрезать “корешок” у вредного очкарика – дабы болезный его соснул и выздоровел. И соответствующая шутка про это – грубо падре, грубо!
Сейчас мы тебе отрежем… корень зла!
В общем и целом, мне понравилась первая половина фильма, когда всё начиналось, и многое было от души – далее пошло закономерное и предсказуемое противостояние тёмному колдуну, а это было уже затянуто и не так весело, хотя бой в пещере был местами неплох.
Улыбнись, это же как бы комедия! – Что, правда?!
Видно, что до высот первого фильма не добрались уже, однако фильм неплох (где-то на четверку, растерял со временем задор фильм – и едва поспел к началу 90-ых, когда такие фильмы были на излете), просто уже вторичен, хотя – девушка-призрак была мила, а стандартная троица изгонителей нечисти (мастер и два его ученика) при деле. Видно, что отчасти взяли и направление из Мистера Вампира, и из первого фильма 1980 года – получился гибрид, не совсем уж удачный, но для 90-ых – самое то.
Что ещё сказать? Кроме девушки-призрака похвалю змеечеловеков – Коллина Чоу и Чун-Квай Чуна, а также “почетного дзяньши” китайского кино – Чун Винг-Чуна и его “жену”, я имею в виду дзяньши – Вонг Лай-На. Несмотря на малые роли, они вложили в них максимум, и поэтому запоминаются.
Кстати, снова фишка китайской нежити – удлиняющиеся когда нужно руки.
А теперь перейдем непосредственно к фильмам, вышедшим после основной серии Мистера Вампира – так сказать, шоу уже закончилось, но желание продолжить банкет осталось…
Главный\Верховный вампир\Ultimate Vampire (1992).
По сути, на этом фильме, либо на так называемом Мистер Вампире 5, заканчивается серия Мистера Вампира, но это неточно! Фильм-последыш, не дающий ничего нового, разве что масштаб стал чуть больше: много дзяньши, почти целая армия – в середине фильма, а ближе к концу, тупо зомби-раш (или вернее призраки, вернувшиеся в свои тела мертвецов).
Да, тут кулаками не сильно поможешь.
Но в целом, фильм опять про противостояние двух даосов: хорошего (Лам) и плохого, черного колдуна (Лау Шунь – актёр играющий фактурных, лихих, но часто диковатых персов – тут он похож на молодого Сарумана, в смысле Кристофера Ли).
Тёмный маг: жестокий, коварный, представительный, в меру безумный – по заветам Сарумана.
Качеством этот фильм не уступает тем же Музыкальному вампиру или Вампир против Вампира этих же лет, хотя… Хотя сам по себе фильм неплох, разве что мне, уже наевшимся и Мистером Вампиром и другими фильмами, этот не предложил ничего нового. Однако мешанина из всего-всего меня в принципе порадовала.
Два ученика даоса – ну вы поняли, красавчик (Чин Сиу-Хо) и совсем даунито (Рональд Вонг) – глуповатый даже по виду, но забавный и простодушный челик, повелись на слова тусующейся на концерте в честь мертвых, дамы-призрака (Кэрри Нг), и вырубили даосскими приёмчиками – гофу на лоб; ценобитов стражей ада, которые должны следить за временно отпущенными призраками из преисподней (на день поминания), которых они потом должны сопроводить обратно.
Как я понял, раз в год (фестиваль ЧжунъЮань, фестиваль призраков) живые проводят ритуалы и концерты-представления (также я предположил, что по сцене мечется артист, изображающий некого народного героя, например, Царя обезьян), на которые призраки приходят – но живые их не видят, хотя считается, что всё путем, типа дань уважению духам умерших. Конечно же, местный даос может их видеть.
Так вот, призраки без стражи разбежались, и хотя оба парня завели себе знакомого призрака-шалунью (которая научила вызывать её по особой считалке – эй-ка, эй-ка, голубая змейка!), но проблему надо решать…
Созывается консилиум даосов, на который приходит именитый Мастер-Даос – вот конкретный такой маг пути Тао – не просто в оранжевой накидке, а в хантэне черно-белого цвета, то есть классический мастер пути Тао.
А вот это уже что то новенькое – главный даос, да ещё и слишком ушедший по пути власти, силы и могущества.
Масштабное массовое мероприятие – операция “Призрак”.
В общем и целом, консилиум плавно перетек в операцию по отлову и упокоению беглых духов, которых надо было приманить рисовыми пирожками (или что там у них), со специальной начинкой – ну а там, всё средства хороши…
И снова ритуалы, колокольчики, мечи.
И надо сказать, что также как и в расцветке хантэна Мастер-даоса преобладает черный Инь, так и он тут своеобразный адепт “тёмного пути”: шарашит молниями из рук, аки ситх какой – чувствуется влияние Звёздных войн, тем более, что эти молнии (или Громовой кулак), выжигают призраков, развеивая их по ветру – и разупокаивая их, а не возвращая их в ад, где они более-менее живут.
Безграничная власть!
В общем, темненький подход, и явное пренебрежение к “ потусторонним клиентам”: на то он и мастер, чтобы имея такие силы, изрядно так иметь жестокий и пренебрежительный подход к своим обязанностям. Также у него есть сын-ученик, который своей однобокой челкой сразу наводит на мысли, что он прохиндей и негодяй – а если учесть, какой у него и Мастер, то это даже закономерно.
Так и выходит – сын мутит дела, пытаясь пройти в виде духа к местной красавице (Джоанна Чан), но сговорившись с дамой-привидением, двум ученикам удается его обыграть и напугать; однако вот незадача – пока дух подвергался курощению, тело ученика тёмного мага погрызли бродячие собаки (карма!), а мастер будет очень недоволен таким поворотом.
Посылаю свой дух – далеко и надолго! А нет, не далеко – к местной красавице.
Как в сказке, колдун посылает за неким могильным грибом – и тогда он всё простит. Но у него есть план – надо сказать, на что же он рассчитывал, если сам мешал в добыче гриба, подводя к гибели троицу добытчиков – даоса (традиционный Лам) и его нерадивых учеников, подняв пока они были на кладбище целую ораву дзяньши, да ещё и во главе с главный вампиром. Прочем, кое как им удалось и гриб достать и ораву разметать.
А вот и виновник торжества, в смысле, отчего фильм так и называется – Высший вампир. Правда экранного времени у него очень мало, да и роль его невелика, как ни странно, но все же.
А когда они всё же добыли гриб, тем не менее, нашел ему применение и оживил с его помощью своего ученика, превратив его в нежить. В обеих случаях тёмный Мастер добивался своего.
Надо сказать, что могильный гриб – это дыхание мощного дзяньши, и добыть его надо, держа и сохраняя во рту, а то и передавая его напарнику, ибо оно изрядно “могильное” и охлаждает реципиента. Вот почему в этот момент в фильме идет много почти что “Брежневских поцелуев”, в стремлении отдать и передать важный компонент. Это забавно.
Сын колдуна: вот она, тёмная сторона силы – кармическая невезучесть за тёмные делишки, и постепенное обращение в нечто неживое.
Ну а далее пошло-поехало – надо завалить нехорошего колдуна, но сначала надо победить его сына-нежить, а потом выжить под напором поднятых им зомби – к тому же, это оказались души тех, кого те же ученики даоса и выпустили из-под контроля четверки надзирателей за духами. В общем, работы хватило. Под конец, колдун так шарашил молниями из рук, что окончательно утвердил за собой титул замаскированного ситха. Ну а мы-то знаем, что силы добра все равно победят…
Забавно, даос поев дерьма земли, смог отвечать могильным стражам, ведя с ними диалог. После бегства призраков нашему даосу удалось договориться со стражами ада поправить дело, если представиться такая возможность.
Кто сказал “Призрачный патруль”?! Мы стражи мёртвых душ, могильная стража!
Занятная тут любовная линия в фильме – вызванный двумя учениками леди-привидение, поначалу заигрывала с обеими, но под конец фильма приглядела себе нелюдима-даоса, который по роду деятельности жены иметь не мог – но призраку пофиг, и она настойчиво намекала и предлагала свою любовь смущенному таким оборотом даосу. Собственно, и фильм то кончается убеганием даоса от призрака, который уже в красно-парадное свадебное нарядилась…
Я убегу, улечу, испарюсь, но на тебе никогда не женюсь…
Неожиданно – не ново, по части леди-призрака (это мы уже не раз и не два видели, в Мистере Вампире), но забавно обыграно, тем более, что и по жизни актера Лама было больше побегов, чем побед на любовном фронте – женитьба, мирный развод, двое детей – что печально.
Ещё немного даосской магии.
В целом, фильм чуть отличается по настроению от других фильмов, хотя в целом, идёт сочетание многих привычных и знакомых элементов китайских ужастиков – тут и комедия, и дзяньши и призраки, и противостояние даосов, и ученики – разве что драк маловато. Но фильм неплох, хотя и вторичен. Я получил довольно много фана глянув на него – этот фильм находчивый, есть спецэффекты, которые сейчас смотрятся слабо, однако они есть. Плюс фильма – намешано много всего – дзяньши, призраки, и их стражи, черная магия, колдун и его сын, много всего – и все это работает: и одно проистекает от другого. Неплохой фильм, местами даже лучше Вампир против Вампира и Музыкального вампира – по крайней мере, по масштабности и задумке.
Очень много дзяньши! Чем то на дискетку похоже, только музыки нет…
Скажем так, смотря очередной поздний фильм, ждешь что он будет совсем уж слабым и скучным, но он оказывается ничего так, чуть другой, но не хуже остальных – не шедевр, но для коллекции неплохо. А потом трудно оценивать который из вторичных лучше – все они каждый по своему креативны и неплохи, и нередко смотря следующий, задвигаешь предыдущий чуть назад, в угоду новому. Например, после этого Вампир против Вампира уехал на последнее место – из последышей, потом встал в середине Музыкальный вампир – и этот фильм возглавил список.
А вот эту ситуацию явно выдрали из того же “Большого переполоха в маленьком Китае” – когда под конец Молния, последний из Ураганов, вышел на бой, метая молнии и руша потолок.
Важная черта, о которой я не упомянул в первой статье – но упомянуть о ней будет нелишне: как мы помним, даосы ведут процессию дзяньши к месту погребения, кричат в ночи – Мертвые идут. Берегитесь! – а кроме этого, могут петь песни-мантры, и разбрасывать время от времени деньги мертвых. А вот о последнем поподробнее.
Напечатать, подписать, сжечь – или кинуть на ветер! Мёртвые будут благодарны!
Это либо адские деньги, либо потусторонние. Цель у них – это вроде как не обычные деньги, а напечатанные-нарисованные именно для умерших – их разбрасывают, а порой и сжигают, как бы обогащая усопших, отдавая дань их памяти (обычные деньги не катят – ибо земные и вообще прах: да к тому же, деньги мёртвых должны быть выше по номиналу, со множеством нулей). Такие деньги почти не отличаются от настоящих, разве что даос расписывается на них, как бы подтверждая их подлинность – но для мертвых. Это показано именно в этом фильме, а во Встрече с привидениями 2 именно такими деньгами расплатилась с торговцем девушка-призрак – и поэтому герой Само Хунга довольно быстро понял, кто перед ним. Как мы видим, некоторых мертвецов\призраков можно уличить в том, что они могут попытаться заплатить “своей валютой” (которую они получили по “долгу службы”, от живых)…
В этот раз Бэтмен не прилетел, да к чему ему в Поднебесную-то лететь?
Пара приколов: непонятно зачем наш даос проецировал эмблему на луну, это явно отсылка к культуре запада… Неуместная, в принципе – зачем, почему?
Ну, средний облик понадобиться для отпугивания ученика колдуна.
И так выглядит леди-призрак в одном из обликов – а вы что думали, у них и потусторонний облик есть.
Опять эти его фокусы…
Итог: неплохой и непритязательный фильм, довольно масштабный по массовке; постарались впихнуть побольше, и это выглядит органично. Местами лучше даже почти ровесника – второго Знакомства с привидениями, в котором тоже был поединок с тёмным колдуном-даосом.
Ещё один фильм, за которым следует вернуться в промежуток между 80-ыми и 90-ыми:
Мертвый и смертоносный\The Dead and the deadly (1982).
Завязка тут такая – есть местный Толстяк (Само Хунг), который состоит одним из учеников у престарелого мастера-даоса, и тут в городе появляется его приятель Лунг Чан (не менее известный актёр Ву Ма), который ушел ранее на поиски богатства и славы. Он их и нашел – разбогател, но прибыл в город в качестве покойника – а Толстяк этому никак поверить не может – “ведь он был так молод!”
Брат с сестрой друг друга стоят – хотя не будь дама в роли коварной вдовы, сама по себе актриса симпатичная. Кстати, блик в правом глазу последней – отражение осветительной лампы киностудии.
Кроме этого с ним прибывает его беременная жена (Люн-Мей Хуэй), сопровождаемая её зловещим братом бандитской внешности (уже известный нам по роли “положительного” даоса из Встреч с привидениями Чунь Фат). Ещё у Толстяка есть девушка, которая подкатывает к нем (Чери Чун), но тот как бы не замечает её – и на это есть причины…
И вообще, если Встреча с привидениями меня приятно удивила, то этот фильм аж трижды это сделал. Во-первых, общий подход – местами солёные шутки: то про стояк, то Само Хунг спустит штаны с трупа, пытаясь понять, убили ли его рано ушедшего товарища, например, отравленной иглой – а потом прибегает бедный и наглый могильщик и пытается забрать ценные золотые зубы у “трупа”.
Даже в морге он будет играть – на восторги ему плевать.
Тут вообще не знаешь, плакать или смеяться (юмор довольно чёрный) – во-первых, это глумление над трупом, который, как мы подозреваем, совсем и не труп, но тогда все эти манипуляции с ним коробят не меньше, хотя и несут толику комичного характера – хитрец получает страдания за то, что притворяется “политическим трупом” в угоду своему замыслу.
Ну никакого уважения к покойнику!
В фильме в целом, много фривольностей. Это не портит картину, просто вызывает легкое удивление – обычно китайские фильмы более скромны и скучны на шутки, а тут этак развернулись – едко и смело. Взять хотя бы ещё один намёк – беременность жены, вероятно притворная, ибо Толстяк как-то узнал, что его приятель дисфункционален по этой части.
Любопытные характеры в оппозиции: женщина-дворянка, жена богача Лунг Чана, и её брат-даос, оба имеют примечательную и зловещую внешность. Незадачливый прохиндей-богач, который сначала притворялся мертвецом, а потом таки стал призраком (с подачи “родни” – жены и её брата, которые решили не делить богатства с ним, и получить всё) и как мешал, так и помогал в деле своему корешу – Толстяку.
Наш учитель незабвенный – и его ученики.
Мастер даос тут опять играет Лам Чин-Йин, но старательно загримированный под старика, и это даже обыгрывается – несмотря на то, что дедушка всё ещё лихо выписывает кульбиты и машет руками, ему требуется помощь, и его сильно поддерживают два ученика в его ритуалах, ибо учитель уже староват и может оступиться.
Ну-ка помогите дедушке под потолок прыгнуть – чего то я стар стал! Раньше легче было…
Однако мастерство его и мудрость неоспоримы. Кроме этой парочки есть ещё куча других учеников, но они вторичны.
Это конечно не мим, но тоже уморительно.
Во вторых, пару раз фильм Само Хунг накрасится и предстанет перед нами в этаком амплуа загримированного идола – это комичная составляющая, и это действительно забавно, не всё “слонёнку” руками-ногами махать. Кстати, потом этот подход, про кошмар, сон – в начале фильма, будет применён в Знакомстве с привидениями 2.
Мы ещё молимся? Ну тогда помолюсь-ка я пока… Великому Джа! (А тут должен был быть растаман, судя по комедийному настрою).
Ещё следует упомянуть про куклы для похорон, своеобразные свидетели, проводники “виновника тождества” – в мы уже таких видели в Главном вампире. Именно под такую статую (мужскую) и замаскировался наш ГГ. Часто этим и занимаются священники-даосы: помощники притаскивают этих кукол, а даос потом проводит ритуалы по очищению души и успешному уходу её за границ бытия. Ещё у ног покойника ставили свечу, чтобы она освещала ему путь в загробный мир.
В третьих, под конец, когда злыдни получили по заслугам, призрак упокоился, пришлось спасать самого ГГ, отчего у меня на лоб полезли глаза ещё два раза – несмотря на обычную в общем-то деревенскую сказку: если хочешь спасти любимого, делай то-то и то-то – но подробности и заковыристость манипуляций заставляет нас недоуменно крутить головой. А кроме того, прибывают адские стражи – но у них внешность этаких инопланетян (хотя на самом деле так их видят смертные, а по факту они летучие духи и это видно в самом конце фильма). Что это, дань спилберговскому I.T.?
Что-то могильные стражи на инопланетян стали смахивать – а под конец совсем стали вылитые “зелёные человечки”, но в виде духов.
Забавная подводка к карме – едва ГГ сокрушался, что его друг рано откинулся, как ему вскользь напророчили, что род его проклят и его судьба – рано умереть, едва у него появятся дети. Как оказалось, всё это не шутки, и под конец фильма он умирает, но имеет шанс на воскрешение (напоминает китайские или же корейские сказки на ночь, где нужно читать в ночи джуёк и прочее, чтобы спасти бедолагу, проклятого парня). Кроме того, ставится условие – он умрет, когда у него будут дети – вот почему Толстяк уклоняется от внимания девушки, которая к нему неравнодушна – и сама с ним не прочь завести семью.
Как в анекдоте: эй, уроды, куда вы меня тащите!?
И тем более закономерно, что именно она, тем не менее, берется спасти умершего ГГ. Но после воскрешения, когда думаешь, что тут то он и продолжит свой мудрый целибат и проживёт много лет один, ГГ удивляет ещё раз, побывав мертвым, он говорит – да пофиг, что я умру, если будут дети! – берет девушку на руки и говорит с ухмылкой: времени мало, пошли делать детей! Истинный китаец, чего уж там – один раз живём, а он как минимум, один раз умирал.
Плевать на смерть, главное потомство! (и любовь).
Фильм меня приятно удивил и не раз, хотя иногда был, в целом, даже стандартен и предсказуем. Но всё равно, я был рад его глянуть и смотрел с интересом, качая головой – необычно, забавно, хорошо. Практически эталонная полу-комедия, полу- даже драма и нравоучение, этакая притча-сказка. Актёр Лам тут не жжот, но выступает в чуть нетипичной роли старца, правда, все ещё привычного даоса (грим старикана неплох, но Лама распознать можно – этакая версия старика Ло Пэна, его смертной ипостаси, из “Большого переполоха в маленьком Китае”). Но главный тут все же Само Хунг, со своими ужимками и игрой в честного, душевного парня на деревне.
Особый талант – отыгрывать чужую личину, например, одержимого женским или мужским духом. В Мастер-экзорцисте, например, в ученика даоса вселился дух женщины-призрака.
Этот фильм по качеству, может чуть уступая, сравнивается с первыми Встречей с привидениями (время их выпуска очень близко друг к другу), и в целом не зря. Забавно и юморно, хотя злодеям тут тоже досталось чисто по карме, за их козни.
Я не понял, зачем ему прилепили эту нашлепку на нос, но наверное так комичнее.
Неоднозначен приятель Толстяка, Лунг Чан – он вроде как и прохиндей, но и свойский и в целом неплохой парень, разве что вредный. Что при жизни. что после смерти, не давал заскучать близким…
Проделки старины Пивза… то есть Лунг Чана.
Словно бы в отместку, за манипуляции “поиска правды” с его телом, когда честный и простодушный Толстяк пытался выяснить причину гибели друга, после смерти, будучи призраком, Лунг Чан, в попытках уговорить ему помочь совершить месть, сильно так пакостил, но в конце концов ушел с миром. Да и Толстяку в целом повезло.
Он улетел, но обещал вернуться!
Мастер-экзорцист\Exorcist Master 1992.
– или же дословноQūMó DàoZháng – даос, изгонитель дьявола.
Мне этот фильм понравился, в нём есть пара находок, да и Лам Чин-Йин (даос Чиу, дядя Найн) немного посмешил, роль у него тут привычная, но с парой нюансов. И он тут особенно молодо выглядит, так как не носит усов, разве что лицо округлилось и стало шире – а было актёру тогда под сорок.
Брат на мне всю жизнь ездит!
Тут нет двух традиционных парней, учеников даоса, зато есть уморительная парочка-связка – брат и сестра. Сестра (Хун Юэ) довольно простовата, скромна и забавна, брат (Колин Чоу) такой же, по традиции серии, хитроватый симпатяга. Ещё забавно, что мастер зовет их, по крайней мере, по переводу который я смотрел, как Звезда и Луна.
Хорошая, свежая и смелая находка: снова оболтус-парень – и симпатичная, но недалекая его сестра.
Кстати, особо стоит отметить как раз молодого тогда Колина Чоу (изначальное имя – Дзо Джаолун) – плодовитого актера, который вышел из многодетной семьи, был в армии и неплохо знает боевые единоборства.
Обычная завязка: тандем начинающих учеников даоса хотят сделать доброе дело и берутся изгнать с места одного знакомого опасного призрака-женщину в красном. Получается не очень, отчего без помощи мастера у них “откидывается” заказчик.
Вот кто больше похож на вампира-аристократа. Но это всего лишь мстительный призрак-женщина.
В общем, благими намерениями…
Во многом фильм как бы ставит вопрос конкуренции со стороны наступающей на земли Китая католической церкви\веры – начало было положено в недавнем же Вампире против Вампира: снова в католической церкви обитает европейский священник-вампир – но мы об этом вспоминаем под конец фильма, хотя в начале нам на это намекают. Крест падает с вершины церкви и накрывает священника? Кто-то вспомнит первого “Омэна” – тут же это оправдано, ибо священник этот был вампиром, и дядя Найн (Лам) явно в курсе этих событий, если даже не приложил руку к упокоению вампира. С некого инцидента прошло около двадцати лет.
Ещё для комплекта, есть сцена обблевывания священника-католика одержимым – это уже взято из классического “Изгоняющего Дьявола” (Exorcist). Забавно, что фильм как бы направлен против чуждой веры и влияний Запада, но приводит в пример их же элементы – правда, в подтверждение своих опасений в виду того, что несет “просвещение” оттуда – всякую чертовщину.
Как я уже говорил, у этой парочки есть довольно молодой мастер-даос – дядя Найн (у которого тут нет традиционных усов – но есть монобровь), и поэтому он тут выглядит молодо – да к тому же, это позволило ему по сюжету применить финт с переодеванием – усы бы тут только помешали; у которого, судя по всему, какие-то проблемы со здоровьем – то на стену той самой католической церкви отольет, то по утрянке возьмется за ночной горшок… В общем, он хворает; католики потом сделали попытку его вылечить по крайней мере от простуды, но он им не доверился.
Роль Лама, пусть и типичного даоса, тут оказалась особенно хороша: тут он мастер, но нарочито китайский традиционалист, любитель старого-доброго, которое он защищает изо всех сил, под напором “понаехавших” конкурентов, в виде миссионеров европейской католической веры, разве что ученики у неё, представители – тоже азиаты.
Мастер – завзятый ретроград, почитатель китайских традиций почище некоторых и поэтому держит в строгости учеников, которые пока что, по молодости – и традиции сценария же, бедокурят и косячат – вспоминаем их фейл с призраком.
Разыскивается Миядзаки-Христоc, Распространитель Веры: смиренен, бобр-добр, скромен, кроток и наивен.
Как на беду, приехали католики-китайцы, во главе с очкастым и седеньким усато-бородатым азиатом (снова Ву Ма, но так задрапированного усами-бородой и очками, что узнать его почти невозможно), который видимо пол-жизни провел в Ватикане, был натаскан на веру и поэтому китайские традиции ему чужды, как и местный язык. И, конечно же, они-католики, расконсервировали запечатанную церковь (несмотря на предупреждение даоса Чиу), и страшно сказать, исходя из своей веры, начали раздавать гуманитарную помощь – миссионеры проклятые!
Честно сказать, если в раздаче еды, консервов и прочего нет ничего плохого, но потом пошли европейские шмотки, что уже выглядит как внедрение “тлетворного Запада”, а если учесть что ряды паствы-прихожан ширятся, всё это выглядит как угроза местным устоям – сами китайцы это поняли давным-давно, и неоднократно показывали в фильмах (в Японии происходило примерно так же).
В конце концов разобрались со всем этим, и примерили обновы – да ещё и в церковь ломанулись.
Что улыбнуло в фильме: конечно же, брат с сестрой приобрели костюмы и как “Мартышка и очки”, не сразу поняли, что с этим делать. Попытки спрятать обновы от строгого мастера, но закономерное палево от зоркого глаза мастера в комплекте.
Что произошло – все эти галстуки-бабочки и лифчики как бы развращают, по мнению киношников, честных и праведных, скромных большей частью, китайцев. Это хорошо видно по наглядному примеру в фильме: по традиции китаянки ходят в народных костюмах, запахнувшись по самое горлышко. А тут местная красавица Энни (Хунг Юэ) щеголяет в европейском призывно-красным платье, с глубоким декольте (на него комично акцентирует внимание незадачливый брат-ученик Звезда, и даже ослепленных красотой девицы, жертвует любые деньги – на нужды католической церкви) и хотя выглядит эффектно, но и развратно также, да к тому же ходит (и поддерживает) в церковь – и по-английски шпарит. И братец у неё такой же – делец, модник и проходимец.
Ещё собрались самые “приличнее люди” города, на посиделки: хозяин ресторана (это куда не шло), далее владелец игорного дома, также хозяйка борделя и хозяин опиумной курильни. Короче, все “самые достойные люди города”. Улыбнуло также, что исходя из того, что священнику-католику надо переводить, он понял, что хозяйка борделя (дом Хом-Ва) содержит “курятник с цыплятами” – и цыплята это хорошо, кивнул дедок, и сказал помощнику-послушнику – наверное, вкусные у них цыплята, надо туда сходить!
Кстати, Луне понравился католик-послушник – хоть какой-то противовес брату Звезде с его Энни.
В общем, хорошо что простодушный католик-дедок не понял жаргона. Хотя, в конце концов дедок признал, что все собравшиеся тут, грешники – а как не католической церкви их перевоспитывать и водиться с ними?
Теперь вы знаете, что делать, когда вас достают соседи, своими звуками из-за стены…
Совершая даосские ритуалы и молясь Будде, Мастер Чиу был сбит с толку громогласными распевами из католической церкви, стоящей рядом – Аллилуйя! и органной музыкой – и все это на их улице. Включившись в противостояние, он вышел на улицу с учениками и врубил свой музон – народную китайскую музыку. Забавно. Правда, католики хоть и были ошарашены, вызова не приняли.
А я наконец то воочию увидел ту дудку, которая “традиционные китайские праздничные звуки” издаёт! Устроили мюзик-батл, понимаешь!
Также, при первом знакомстве и беседе (через переводчика), мастер почти сразу встал в боевую стойку – I must a kung-fu fight! – против сухонького священника.
Вот он, подход каждой из культур: Китай – с кулаками и ногами, если надо (но это не всегда помогает), а христиане – смиренно – Император Бог защитит, не надо насилия! (что тоже не всегда помогает).
Потом Лам, в виде разведки, переодевшийся старой китаянкой, заходит в “храм божий” и чудит – снова непонятки по части веры и вообще – нафига она китайцам? Я вообще подумал поначалу, что это некий чёрт с копытами зашел в церковь – но это перебинтовал себе ноги мастер, чтобы сойти за женщину, а также нацепил маскирующие его платок и очки (и стал отчасти похожи на Джонни Деппа…).
Кроме этого, даос вознамерился ночью проникнуть в храм, чтобы решить проблему с его проклятьем, и переоделся в ниндзя-налётчика. В общем, решительный малый – когда словами он ничего не добился, попытался решить проблему разведкой и активными действиями.
Как мы видим из вышеперечисленного – фильм первую свою половину весьма фриволен, юмористичен, хотя Мастер Чиу как всегда запредельно суров и строг, фильм от этого ещё больше контрастирует от юморных моментов. Вторая же половина фильма вспоминает про ужастики и старается наверстать мрачняком жанр. Как всегда, завязка интригует, но вторая половина фильма – предсказуема и малоинтересна, а финал даже скучноват, несмотря на экшен. Но сойдёт.
Забавный финт, чтобы уйти с проторенной дороги: местный разбойник-даос Шэнь (собственно Шэнь Юэнь) ведет колонну дязньши, но во первых, они поддельные, ибо в перекур балагурят, живее всех живых и прочее, а во вторых, бандит-жулик спользует их для транспортировки наркотиков (каких ещё наркотиков?). Беда в том, что всех дзяньши покусал европейский вампир и теперь, ну да, как в Музыкальном вампире – из них вышел гибрид, который и кусается, и прыгает.
Совсем дикий гибрид получился, да к тому же четырехклычный – четыре ранки от укусов.
Финал довольно скоротечный и опять же отдает Звёздными войнами – согласились на том, что Восток и Запад соединились – даос зарядил крест амулетом гофу (придав кресту неоновое свечение), а священник-католик освятил деревянный ритуальный меч даоса, отчего тот засиял аки лайт-сабер. Такой тандем и позволил убить евро-вампира…
Весь фильм меня удивляли и радовали – очень забавный и неплохой получился фильм, но под конец скатился в банальщину, хоть и креативил всё время. Может быть виноваты времена и средний бюджет – самый финал с укусом на шее выглядит куце – и что теперь, еще полчаса фильма снимать? Нет, закончим на этом. Это мелкий минус фильму – с одной стороны, традиционный финал китайского фильм, когда эпилог вроде как не нужен, со второй – он вдвойне смотрится незавершенным.
В конце концов все распределись по разные стороны баррикад: аристократы против священников. Стенка на стенку, как в фильме Роберта Родригеса, в частности “От заката до рассвета”. Если уж копировать вампиров, то вплоть до классики жанра.
Сам фильм смотрится так, что долго и успешно запрягал, но под самый финал бытро-быстро свернул экшен и закончил фильм, оборвавшись на довольно дразнящей и интригующей ноте. А так четыре из пяти, изрядно меня этот фильм, напрашивающийся было уже на проходяк, порадовал. Неординарный находчивый фильм, и посыл есть, весьма прозрачный (и честный). Но всё же силы зла победили, объединившись – это тоже ценно. Даже получше Вампир против Вампира смотрится – хотя “Китаю не нужна чужая вера” чуток напрягала, но была справедлива – на гора им эта католическая вера, китайцам у которых своя спокойная и традиционная вера.
Во многие моменты видна дань уважения Брюсу Ли – Лам играет так, что невольно вспоминаешь замашки и жестикуляцию которая вообще характера для китайцев) именно его. Забавная парочка – скромная и простенькая сестра, и зарвавшийся, влюбленный в красотку брат, а также старомодный и стеснительный учитель-даос, рассудительный, но опять же немного невезучий. Тандему брат-сестра противопоставляется порочная парочка брата и сестры же, со стороны богачей – у них и деньги и влиятельная церковь под боком.
Хорошо, что объединившись католик и даос всё же победили зло. Церковь это не круто, но приемлемо – вывод фильма, если не будут мешать, то пусть живут!
Ещё забавный момент: мэр города (Вин Чо Ип) то и дело ест пельмени с чесноком, отчего бандит-сообщник при разговоре с ним отворачивался, но потом эта фишка с чесночным духом помогла при отражении атак гибридного дзяньши, который как полукровка-вампир, боялся чеснока.
Далее, креативно, что собственно Ультимативный вампир-европеец, то и дело “переключал режимы”: то он боялся креста, то вёл себя как прыгающий дзяньши, ибо испил их крови. Дзяньши получились с его подачи гибридами – и прыгали, и кусали, пили кровь.
Ещё прикол – условность, обыгранная при нападении дзяньши: во первых его становил порог (писал об этом в первой статье – мол, дязньши можно остановить высоким порогом, который он попросту не сможет перепрыгнуть), и тот бесцельно некоторое время пытался его перепрыгнуть. Далее, удалось заманить его же под низкий потолок и тот не мог выбраться, потому что стукался в потолок головой, а выпрыгнуть с этого места он не мог – но потом сообразил проломить головой препятствие.
В целом, ода фильма – Мастер-экзорцист и Главный вампир где-то на одно уровне – каждый по-своему порадовал и удивил. Они немного отличаются по настрою от Мистера Вампира, однако и общего в них много, так что для коллекции нелишне будет и их глянуть – если вам понравилась основная серия Мистера Вампира. Так сказать, побочка по той же теме – и с теми же актерами.
Сходные произведения.
Перечислю, но не буду сильно расписывать побочные фильмы, которые сами по себе малоценны, но возможно откроют ещё немного об этой теме. Если предыдущие фильмы прочно войдут в коллекцию, и будут время от времени пересматриваться то ниже следующие, скорее всего, будут туда добавлены, и возможно стерты после одного просмотра – ценность их невелика, однако для ознакомления с жанром они сойдут.
Пендель призраку 1992 года. Так себе фильм, есть вроде запал, но уже не то. Урбанизация, современность, призраков мало, зато много вселений в тела смертных. Снято в духе того же Полицейского-мага, но явно и намного слабее. Для коллекции сойдёт, если совсем-совсем нечего смотреть – гляньте, но я бы прошел мимо. Много разговоров, боевых тёток, нелепых ситуаций и пинания ногами.
Застенчивый призрак (хотя дословно скорее застенчивый дух – shy spirit) 1991 года – фильм куда лучше предыдущего: бодренький, неплохой, хотя и не хитовый. И опять же, не про современность, а про первую половину XX века в Китае. Ужасов тут нет, есть история про девушку, которую пытается спасти её жених. Опять виноваты богачи – сын богача упал на девушку с крыши (угадайте, что он там делал), когда та мылась в бане, и выбил из неё дух, который потом некоторое время так и ходит голышом, пока её не одевают.
Есть бодренькие 5-10 минутные драки, которые немного растягивают фильм. Есть могучий полукровка, которого наняли для своей защиты богачи – у него азиатские черты, а телосложение и рост европейского “качка”. Есть два даоса, хорошо сыгранные – отец жениха девушки – и примкнувший к богачу и его сыну проезжий жрец из Тибета (его выдаёт особый головой убор, который славен как раз в тех местах, ну ещё в Шангри-Ла), со своей дочкой. Не то чтобы этот жрец был колдуном и злым, но действует он “по воле богов”, и так получается, что несмотря на то, что он как бы потворствует несправедливости, в конце концов баланс хороших и плохих дел уравновешивается, а финал вполне себе открытый и мирный.
Чун Дзин-Юэ, Нгай Син, Чунь Фат, Дик Вэй. Ещё: инспектор – Стэнли Фун, Эрик Цан, Питер Чан – богачи, сын и отец.
На удивление неплохой фильм, минимум на пару раз, любопытный мешаниной драк, мистики и некой мистической судьбы и предначертания, немного комедии и мизер даже драмы. Опять же есть даосы – и кстати, бонусом, когда наши герои истории ещё младенцы, к ним пригласили даоса для предсказания судьбы – и это актёр Лам Чин-Йин, который тут на пять минут, как “приглашенная звезда”, но и это камэо радует. Потом титул даоса фильма переходит к не менее известному актёру (отец жениха) – Чунь Фат, к котором я уже не раз упоминал. В целом тут все роли неплохие. Нежити тут нет, за исключением приблудных призраков и стражей Потустороннего мира.
На пару минут в фильме появляется четверка призраков (куэн), словно вышедших из классики мистических историй Китая. Тоже приятный бонус.
Ещё фильм – сиквел странноватого Теневого бокса (shadow boxing), который решили немного разбавить – собственно Теневой бокс 2. Присутствуют дзяньши, ведомые мастером-даосистом, и его учеником даоса (также эту роль доверили девице, с закономерными последствиями). Комедия, но уж больно дзяньши тут побоку, для продвижения сюжета – хотя пара твистов по их использованию все же забавны и креативны. Сцена их бунта в гостинице бодрые и юморные. В целом, дзяньши в фильме – элемент проходной и необязательный, фильм про другое, но как упоминание об дзяньши забавен. Ну, это так, для коллекции.
Ещё есть древнейший фильм Легенда о семи золотых вампирах – по сути кроссовер с европейскими вампирами: есть Дракула и приехавший в Китай Ван Хельсинг (почетный “Хельсинг” тех лет – актёр Питер Кушинг). Нечисти тут почти нет, мертвецы разве что, да культ – а сам фильм похож на Индиану Джонса либо Копи царя Соломона – по антуражу европейцев в экзотической стране. Своеобразен как фильм и ценен кооперативом Запада и Востока, породивший один из первых гибридов-фильмов такой кооперации.
Напоследок.
Первый фильм Встреча с привидениями 1980 года является, пусть и своеобразной копией нашего гоголевского Вия, все же снят так, как сказка-притча, но с добротными декорациями, костюмами и гримом монстров (крипота!); есть много забавных персонажей, есть комедия, но есть и мрачняк и хоррор – и в целом, это подзабытый шедевр, который потом, по сути, и дал ход более легковесному, но более популярному Мистеру Вампиру, а также мастеру Чин Ламу раскрыться по-полной. Другие фильмы с его участием в большей мере походят на того же Мистера Вампира, разве что в разных вариациях – китайцы как могли, меняли элементы истории\сценария, чтобы было и похоже – и было бы что-то по новому.
Ещё заметил, что как и в случае с Блудным сыном или Встрече с привидениями, смотришь гонконговские фильмы прям с удовольствием – виден стиль и старание того времени, самобытный народные китайский антураж и культура, жестикуляция и традиционная одежда. Сейчас такого нет, китайские фильмы примелькались, большей частью они про современность и на современность заточенные, да к тому же много элементов другой, европейской культуры вплелось, хотя узнаваемость и китайский колорит остались – просто после десятков лет, старые фильмы все ещё очень сильно выделяются от современных, да и время тогда было “золотое“ — Golden Harvest не даст соврать.
Выводы.
Сейчас, да и после 2010-го года идут прямолинейные ужастики, и тут Корея с Японией впереди планеты всей (ну и США), так что уникальные китайские ужасы про “прыгающих мертвецов”, пусть и сумбурный и странный априори, все же попадает в мою копилку “фильмов на ночь”. От фильма остается неоднозначные послевкусие – некая тоска, местами затянуто, но атмосферно и многие элементы китайской культуры обогащают фильм. Уникальный, поздний проект, который оценили лишь особые фанаты азиатского хоррора – а в год премьеры воспринимать этот фильм было сложно и не готовы были мы такое видеть, когда мода на китайские ужастики прошла в 80-ые а закончилась на середине девяностых, когда жанр стал угасать – или не то чтобы угасать а смещаться в другие темы, близкие больше к европейским веяниям.
Кроме всего прочего, вся серия про вампиров имеет тот же порыв понравиться Западу и США, как законодателям хоррор-моды. Вон недавно и корейцы подтянулись со своим шикарным сериалом Царство мертвецов – обидно им, видите ли, стало – у японцев зомби-раш прошел, с подачи амеров, а чем мы хуже? Зомби у них не было, пришлось заимствовать (в предыстории как бы сериала – фильма 2019 года, зомби привезли португальцы, а уж тот покусал корейцев и понеслось…)! А до этого Поезд в Пусан пустили – один и другой, чтобы не отставать… Чем вампиры хуже были, в свое время? Китайцы сориентировались и поступили хитро – предоставили по сути сходный, но свой аналог европейских вампиров, но обыграли на своём поле, получилось задорно и минимум на пару десятков лет, а то и сейчас помнят немного этот феномен Мистера Вампира.
Начиная с Знакомства с привидениями начиналась, а вернее продолжалась эпоха гонконгских ужастиков, не таких уж и частых – ранее они тоже были, но качество и спецэффекты там были конечно тогдашние – так что Мистер Вампир лишь подхватил и систематизировал многие наработки – а после него, в запале, старались делать фильмы в том же ключе – и почти все они были пусть и схожими, но и отличались немного задумками и подходами к историям, и в целом были неплохими.
Долго их не отпускало, фанатов тоже, так что как мы видим даже в 90-ые пусть и пошел спад, мода на даосов и нечисть китайскую была востребована. Но лихие 90-ые прошли, и пошли немного другие фильмы, да и городские боевики вытеснили со временем легковесные кунг-фу и другие киношки. Так что этот пласт ценен, так же как и похождения БрюсаЛи и Джеки Дана – нередко там играл Само Хунг и чаще всего – Лам Чин-Йин. Вот как то так, гляньте если не видели. Конечно же это зайдёт в первую очередь тем, кому понравилась серия Мистер Вампир, насчет других не уверен, но для ознакомления может кому пригодиться.
А на этом мы почти закончили, однако, я припас ещё одну жемчужину, пусть и мутноватую, про которую уже пару раз упомянул. Поначалу я хотел на нём и завершить эту статью, но материала по нему набралось ещё немного, так что решил приберечь на отдельную статью. Это совсем-совсем поздний фильм, который также принято смотреть дождавшись ночи – да его и крутили тогда, как раз под ночь, часов в одиннадцать-двенадцать. Но про него в другую ночь…