Нежный возраст. С.Соловьев. 2000.

 

Про этот фильм не получится долго говорить. Скажу только, что он необычен, и вы не раз будете вскакивать с дивана с вытаращенными глазами. Сергей Соловьев, режиссер старой школы, обычно снимает напряженные фильмы, драмы, крайне необычные, но интересные, богатые на детали и людей.

Дмитрий Соловьев прошивший 90-е годы, поведал о них своему отцу Сергею Соловьеву. Тот был так поражен теми событиями, происходившими в то время, сам-то он был погружен в деятельность, и смотрел на 90-е словно сквозь стекло. И родилась идея снять этот фильм. К нему приложило руку много хороших людей. Фильм получился очень сильным, тем более, что многие узнают в  нем себя. И главную роль конечно же играет Соловьев-младший, это позволило еще раз пережить то, что он испытал. Не нужно было объяснять, как нужно играть, Дмитрий все прекрасно помнил и сыграл сам. Вот пример положительной преемственности поколений.

По сути, этот фильм своеобразная притча, хотя многие ситуации основаны на реальных событиях. Стилем он напоминает повесть и даже разделен на три главы, вобрав в себя черты классики русской литературы — «Идиот», «Отцы и дети» и «Война и мир». И в последней очень четко замечено — ничего не меняется в этом мире, как раньше частенько на войну шли парни, запутавшиеся в жизни и любви. Да и обычные вехи эпохи испытывали как мы сами, так и наши предки — коренной перелом, крах власти, поиск места в жизни, да просто поиск работы, стремление к любимому человеку.

Молодое поколение. Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…

Повествование ведется от лица молодого человека, простого русского паренька Ивана Громова, еще недавно бывшего школьником. Сейчас же он находится в военном госпитале и повествует о своей жизни немолодому армейскому психиатру. По сути, того интересует только история его болезни, и так как попал в госпиталь Громов с травмой головы, то психиатр заинтересован узнать, были ли еще травмы головы у пациента. Но невольно узнает из рассказа молодого еще парня, о таких жизненных встрясках, что судить о психическом здоровье только по травме никак нельзя. Сама жизнь 90-х словно в калейдоскопе переворачивает плохие и хорошие события, драму и комизм возникающих ситуаций. И вместе с психиатром, мы видим историю жизни Ивана Громова, которая лишь немногим отличается от нашей. А что 90-е? Смена государственного строя, неопределенность, нет четкого будущего, мафия, локальная война. Все это прошел Иван. В целом фильм явно мальчишеский, про взросление.

Многие, родившиеся в 80-ые узнают там себя, да и в целом фильм посвящен мальчикам, родившимся и повзрослевшим в это время. Я, как никто другой, почувствовал сейчас ту грань, что передана в этом фильме – переход эпох; ранее нас учили что трудяга-работяга – венец творения и ему открыты все дороги, а потом резко начался капитализм, и в почете стали деньги – хотя и люди с прямыми руками все же в цене, но уже не на вершине почета.

Я намеренно не буду раскрывать сюжет, смотрите сами. Скажу только, что очень сильно снято, ничего лишнего, простенько и естественно. Забываешь, что это фильм, ты словно смотришь в окно, и многое узнаешь. Драма иногда разбавляется комичными моментами, их довольно много, иногда становится неуютно, и практически весь фильм идет грусть и надежда на светлое будущее. Фильм очень грустный, драма все-таки. Но через весь фильм, через жизнь Ивана Громова, идет одна полоса. Это любовь к Лене, коротая направляла его и держала на плаву во многих ситуациях. Постоянно стремясь к ней и теряя, Громов все больше формировался и рос. Лена — его маяк, а друзья проводники. Все, что есть в жизни, дает нам судьба. Есть в жизни какая-то обреченность, но стойкость, упорство, и стремление быть с  любимом человеком преодолевают ее.

Мир и война.

Отличные, самые яркие роли у актеров С.Гармаша и Н.Чиндяйкина, у остальных эпизодические, но не менее интересные. А молодежь играет максимально естественно. Множество коротко, четко обрисованных персонажей.

Этот фильм характерен резким узнаванием тех времен, для поколения 90-х, те кто пропустил это лихое, непередаваемое время, тоже стоит приобщится. Практически это судьба — дождаться 90-х, пережить их, а потом увековечить в картине. Тем более что сняв этот фильм в 2000-е, режиссер словно разграничил эпохи, после его фильма очень мало было снято таких сильных фильмов, самое большее что у нас теперь снимут это комедию или боевик. В период с 90-х по 2000-е шли такие разнообразные и необычные фильмы, отражающие метания и сумбур идей Перехода, а этот фильм — вершина того времени. Заканчивались мятежные годы, наступала стабильности и определенность, время взглянуть на лихорадочность тех дней. Посидеть, подумать, а что же мы пережили.

Обезьян – лучший друг дальнобойщика!

Упомяну те моменты, (не раскрывая сюжета, сам потом увидите), которые добавляют фильму жизненности. Глаза Менделеева, обезьяна-друг дальнобойщика (Шимпанзе Прохор, а вернее Лора — самки более дисциплинированы при съемках), сценка на заправке, ранение героя, голубь. Да и многое другое, перечислять нет смысла, каждая комичная сценка отражает  весь абсурд и нелепицу перехода времен. Идет драма, печаль, лирика, и тут — раз, дико, смешно, разряжает обстановку. В жизни так и бывает, зачастую попав с в трудную ситуацию, организм ищет что-то смешное, чтобы можно было отвлечься, на время, от проблемы. Так же и тут. Психологизм. В фильме он очень продуманный. Диалоги и даже ракурсы, все пропитано им. Гениально, чего еще говорить.

И еще — когда вы посмотрите фильм до конца, и когда пойдут титры, вас еще раз сшибет с ног. Вам ненавязчиво покажут всех тех  молодых актеров, наряду с кучей именитых актеров, хорошо знакомых нам, которые играли  в этом фильме. В лицо, в пике своих ролей. Очень разнообразный букет. А песня, еще одного нашего старого знакомого барда БГ, добавит,  и так к сильному финалу, пару лирических ноток. Мы увидим и тех, кто талантливо играл в этом замечательном фильме, и тех, кто приложили к нему руку, снимал, декорировал и писал музыку, ну и конечно главного режиссера всего этого представления. И сам Маэстро в конце машет там ручкой… Однозначно, Шедевр.

Добавить комментарий