A Skanner Darkly (Помутнение) 2006.

 
По сути мультипликационный фильм ни о чём – пространное бытие наркоманов, такое же неспешная, неявная и тайная работа отдела нарко-контроля – напрямую действовать нельзя, только косвенно – “чтобы не спугнуть более крупную рыбу!” По моему мнению, нам опять попался фильм, сила которого сосредоточена по смыслу в финале – а всё предыдущее это нагнетание напряжения и подводка к этому. По сути так и есть.
Этот мультипликационный фильм рисовали применяя ротоскопирование. Также оригинальный роман 1977 года был известен как Скользящий во тьме (или Скользящий по времени).
Вещество D (Death), новый наркотик грозит жизням жителей Америки, никто не знает источник его возникновения и поэтому полиция, в частности отдел DNA (отдел по борьбе с наркотиками), выставляет своего агента под прикрытием Фреда (под псевдонимом Боба Арктора), чтобы он, через наблюдение за собой и окружением – с помощью видеокамер, собственно, через сканнеры (Skanner), выявил поставщиков и крупных распространителей.
ГГ, по сути, дурачок, он не мог не втянутся в наркоманию. Он запутавшийся, неуверенный, простой парень. По сути, перед нами драма, перемежающаяся бредовыми, порой забавными диалогами и глюками, есть потоки создания и пространные беседы, именно из-за этого и создаться тот противоречивый эффект, ни о чём и обо всём одновременно.

Удачное решения – визуал, также особые маскировочные костюмы работников отдела, переливающиеся из одного состояния-личности в другое. Это кое-что говорит о отделе нарко-контроля. А они сами не ловят приходы, если часто их собеседники пялятся на “поток сознания” таких костюмов? Маскировка, говорите вы? Ну да, перенимая наркоманский опыт людей, за которыми следят. Если подумать, то прорисовка “наплывающих” друг на друга личностей и их одежды (пусть и не весь фильм), прибавило аниматорам лишней и трудоёмкой работы.

Но кроме шуток, если останавливать кадры, то порой нам как бы дают подсказки: то в напряженный момент диалога ГГ и начальника промелькнёт оскал смерти-черепа. Или можно на мгновение поймать из череды промелькивающих лиц, лицо самого автора книги – Филипа К. Дика:

Да борюсь я наркотиками, борюсь – вот не сходя с рабочего места!
Еще один момент – когда Боб, в силу своей работы, вынужден смотреть на свои “подвиги” со стороны и анализировать их. Так сказать, на рабочем месте – там и тут, причем, сдается мне, что Фред так напринимался своего вещества D, что часто под кайфом и плавает как в аквариуме – то, что у него есть раздвоение личности, и так понятно.
Так вот, сильный эпизод, кроме всего того, что он видит в женщине, с которой как Арктор провёл ночь, совсем другую женщину, Донну – причем и с помощью аппаратуры. Итак, Фред смотрит на свои передвижения и действия (забавно смотрится на ускоренной перемотке все их акробатические постельные упражнения – но Боба это не радует, ему тошно от вчерашнего) и вы только вдумайтесь – работник смотрит на другого себя со стороны, ему плохо, так как он под давлением вчерашнего – и тут же, на рабочем месте догоняется наркотой – сам сотрудник по борьбе с этим наркотиком! Полный сюр и тут чётко показано падение, смертельную усталости и потерянности Фреда. А ведь и за ним могли наблюдать коллеги за его рабочим местом (и скорее всего так и было) просто начальнице того и надо было.
Штатные лабораторные доктора, хоть и стараются помочь, оценив сколько ещё протянет пациент, но по сути, готовят на него материал – а потом скажут начальнице, дошел ли клиент до кондиции, до “истинного задания”. И только в конце выясняется двойное дно – хотя твист с начальницей явен и легко угадывается. Также на нарушение мозговой деятельности указывает то, что парочка докторов меняет внешность под конец мультфильма. У Боба со временем теряется чувство юмора и обостряется депрессия и паранойя. Также, компенсация работы при повреждении одного из полушарий другим – распространенная защитная реакция, возникающая при травме химической или физической (контузия) коры головного мозга. То есть, мозг уже нормально не работает, но старается “ехать” на счет одной стороны, давая пациенту хоть какой-то шанс существовать.
Мутный тип, персонаж Дауни-младшего Джеймс Баррис – как дилер, по сути, он и сам садит других на вещество D (но сам старается его не принимать), но на деле, хоть и есть у него некая бредовость в высказываниях, но рациональность в нём тоже есть – вот он больше походит на полицейского под прикрытием. Хитрый и мутный тип, к тому же первым пошел сдавать Арктора. Расчетлив и циничен – не торопился помогать, когда незадачливый Эрни поперхнулся и стал задыхаться. Два других персонажа – глуповатый Чарльз Фрекк, который и по жизни без наркотиков неудачник (жалкая ничтожная личность) и великовозрастный подросток со скандинавской внешностью (персонаж Вуди Харрельсона) Эрни Локман, тоже обладает незамутенным сознанием.
Забавна фраза Эрни: Ну что, глушитель действительно сработал как надо – ПОТОМУ ЧТО МЫ ВСЕ ОГЛОХЛИ!
Ровно настолько Донна Хоторн – это осторожная, недалёкая и  глуповатая тёлка, настолько рассудительна, сострадательна и деятельна её другая ипостась.
Финал очень силен, и нам его даже проговаривают – горькая ирония, так как попав на плантации Боб Арктор (первоначально это был Фред, а сейчас – Брюс) по сути взялся за главную работу – к которой его так цинично готовили. Похожий на проповедника зубоскалящий “хозяин жизни” появляется, читает нотацию и уходит, а центр реабилитации наркоманов “Новый путь” такая же злая ирония и своеобразный Уроборос: наркоманы, пострадавшие от вещества D, едва завязав, выращивают синие цветочки – сырье для того же вещества D – уже для других несчастных и пока не подсевших людей – а Арктору предстоит раскрыть и доказать эту схему.
По сути это тоже антиутопия, но косвенная: просто настали такие времена, что наркотики распространяются повсюду, а государство пока ничего с этим сделать не может.
Далее идёт список самого Филипа Дика – перечень его погибших от наркотиков друзей – проигравших в игру жизни, выбрав мутный путь веществ и затуманенного иллюзорного создания глюков. Тут была бы уместна песня Красной плесени “Свинцовый туман”…
То, что Фред принимал наркотики исходя из “роли”, ничего не значит, на что его начальник цинично указал – и поведал, что его ждёт штраф и принудительное лечение – проще было притвориться, что принимал наркотики. Всё по плану!
Выводы.

С одной стороны, сценарий фильма, отличающийся по стилю от книги (но сам Филип К. Дик некогда работал над сценарием). Проходной и простой, но внимание вызывает его двойное дно. С другой стороны, наркоманский визуал, который запоминается, дает как бы искаженное восприятие – и оправдывает название фильма: с одной стороны, мы то и дело “видим как через мутное стекло”, этакий коллаж-витраж – одно перетекает в другое; то яркие цвета и краски, то инертные и взрывные персонажи. Порой яркий и ясный день сменяет мрачная ночь, а эйфория сменяется отчаянием и депрессией.

Я согласен, что этот продукт получился странным и противоречивым, недооценить его легко, но всё же в нём кое-что есть. Как образец необычного почти арта – зачет, как сценарий и нечто продуманное – не зачет; слишком простой сюжет, пространный, много казалось бы лишнего. А идея одна – наркотики это путь в могилу, какие бы яркие картины они не давали, и борьба с ними, а порой с самим собой – в первую очередь это выбор каждого. Хотя есть люди, которые конкретно борются с их последствиям и пытаются отвратить людей от их приема и распространения.
Поэтому оценки у “Помутнения” такие разные – визуал необычен и хорош (он хорошо передаёт некую искусственность, неправильность этого мира), довольно дорогая и кропотливая работа по обрисовке персонажей – но копеечный сюжет, который проигрывает той же книжке (зато он отчасти очень прост и нагляден – и это не то слово).
Персонажи неглубокие, многое лежит на поверхности. Передан дух и жизнь этаких наркоманов и “философов”, с горьким привкусом трагедии человека, подсевшего на них, ломка не только телесная, но и духовная.
И у меня сложилось такое впечатление, что в роли Киану Ривза-Боба Арктора, в самом финале, мы видим своеобразного Христа, который через муки и наслаждения ада вещества D, своей жертвой (расплатившись деградацией личности и почти загубленным мозгом) должен спасти других, слабых духом людей – как от наркотиков, так и от людей, которые их пропагандируют и толкают… А полиция, другие агенты DNA ему в этом помогут – список умерших от этой дряни всё растет. В “Помутнении” показан придуманный мир, но с вполне реальными корнями из нашей реальности – начиная с опиумных войн и заканчивая изобретением LSD.
Я видел, как с земли поднималась Смерть – по полю, синему от цветов… Это подарок моим друзьям – на День Благодарения…
Боб запрятал в сапог сорванный с плантаций синий цветок; возможно в дальнейшем, он отдаст его на экспертизу, и у DNA будут доказательства – и образец производных наркотика D.
К сожалению, отчасти авторы этого мульта пошли по пути наименьшего сопротивления и поставили многое на визуал, но даже тех крупиц смысла и истины хватит, чтобы уловить посыл. Поэтому “Помутнение”, неидеально – оно замутнено (вот каламбур) нагруженным визуалом, и пересматривать его не слишком тянет, но по крайней мере концовку хочется пересматривать снова и снова – горькая, сильная, но правдивая. Финал получился поучительным и сильным – чего не скажешь об остальном.
Местами очень глубокий смысл, но он запрятан далеко и занавешен бытовухой глуповатых обывательских “торчков” и скрытой работой органов правопорядка. Визуалка шикарна, смысл плавает и теряется, но центральный посыл прост – а вот пути его решения… Сама судьба автора говорит за себя… Как не печально, но этот мульт как бы стал своеобразной эпитафией всей жизни Филипа Дика – и его борьбой между жизнью и наркотиками.

 

Так вот ты какой, Цветочек синенький…

Добавить комментарий