Для начала.
Легенда о волках является третьей работой ирландского режиссера Томма Мура (и примкнувшего к нему Росса Стюарта) и студии Cartoon Saloon (плюс ещё студия Mélusine). Важно понимать, что же случилось в тот промежуток времени, когда уже были выпущены первый и второй мультфильмы студии – Тайна Келлс и Песнь моря:
Мур и компания не могли не понимать, что нужно что-то делать – с одной стороны, их мультфильмы, качественные, но редкие, уже пробили себе дорогу, стали популярными – по факту, они себя оправдали: признание и почёт – но с другой стороны, кассовые сборы опять же, и реклама – всё также плохо и слабо: вышел шикарный мультфильм, информация о нём – что за мульт, о чём он? Снова, как это водится, сарафанное радио и лестные отзывы зрителей (а также восторженные комментарии обзорщиков и критиков) стали привлекать внимание основной части аудитории, которая наконец заметила мультфильм (как это было, когда после Тайны Келлс вышла Песнь моря). Надо было что-то делать… Такое вот “признание с опозданием”, было губительным – и несмотря на возрастающую любовь к поделкам студии Cartoon Saloon, возросшее ожидание и интерес к их следующей работе, положение было шатким.
И стриминговый сервис Apple сильно так помог с ускорением и распространением третьего мультфильма Томма Мура. Прибавьте ещё и то, что мультфильм был готов тогда, когда уже свирепствовал ковид-19, а значит, в кинотеатры пойдут ещё меньше людей (для некоторых игро- и медиа-разрабов это было удобной, а порой и честной, отговоркой о сроках и результатах) – вся надежда была на домашний, стриминговый просмотр. А мы помним, что и сами по себе работы Мура собирали мало кассы именно в кинотеатрах, а во время эпидемии результат был бы практически нулевым!
Сноволки как бы дополняли людскую историю, ещё одна ирландская легенда, с душком оборотничества – положение спасал, тем не менее, сам дух (и сопутствующие ощущения – усиленное чутье и виденье окружающего мира) этого перевоплощения в волка, по сути, ещё одну форму ходящего во снах существа – и человека, и волка – лесного гибрида, а вернее надо полагать, последних мистических представителей лесных жителей.
Всё это очень странно объяснить на словах. Ну, просто стала история стандартной, с примесью некой волчьей тайны и всё. Опять же, Диснеевская Покахонтас имеет со Сноволками некие сходные черты: девушка, тиран во главе с пришельцами-захватчиками, есть девушка, но другая, из коренного населения (Мэв). Нет любовной истории, вместо этого – дружба даже не двух девочек, нет, берите выше – межвидовая дружба и сплочение, во первых, человека и этакой местной Маугли, мистической представительницы древней страны, а во вторых – как бы дружба и старание понять друг друга двух стран – Ирландии и Англии. Одна диковатая и свободная, а вторая закрепощенная и строго-собранная.
Честно сказать, ирландские сказки действительно были с неким сильным-пресильным налётом дичайших фольклорных деталей, фантастических зверей и верований, богов. Английские же сказки и сказания были прямолинейными что ли: единороги, грифоны, драконы и прочее. Скажу даже больше, многое потом было взято на вооружение и видоизменено Британией как раз из шотландских и ирландских преданий. Посудите сами – кровожадные Красные колпаки, банши, и прочая нечисть, а также кельтское наследие пришлось по вкусу англам – и по мере смешения народов и культур, многое стало фундаментом и в британском фольклоре. В общем, соседние две страны – Ирландия и Шотландия, сильно так повлияли на культуру самой Англии.
Третий аспект – дружба человека и сноволка, а также первоначальная задумка авторов мультфильма. Сразу же напрашивается вопрос – почему главный герой теперь девочка. Ранее это всегда был мальчик (в Песне моря у него на вторых ролях уже была младшая сестра), почему здесь не так? Этот вариант напрашивается сам собой, подразумевается. Поначалу так и было задумано, но, по моему мнению, все эти последующие кувырканья, что в образе людей, что в образе волков, прибавляют мульту некой фривольности – только познакомились и тут же стали кататься и валяться по траве представители противоположных полов. Поэтому решили – пусть водит дружбу с юной сноволчицей Мэв девочка Робин (даже имя не пришлось переделывать). В целом свежо, но с другой стороны, получилось изрядно по-современному прогрессивно – что также ломало преставление о тех нравах – как раз девочки и соблюдали все наставления, воспитывались в строгости в те времена. Поэтому изрядно мальчишеский и бунтарский дух Робин несколько выбивается из тех временных реалий – но с другой стороны, я это объяснял ролью Робин – нет матери, а отец-мужлан (и матёрый охотник), за неимением сына воспитал дочь более-менее вольно – хотя мягко, но требовал, чтобы Робин прибиралась по дому, сидела в нём, а не шлялась по лесам, как и пристало девочке-хозяйке. Ещё такой подход развязал руки сценаристам – конфликт отца и сына был бы натянутым, и то, что для мальчишки было бы легко и естественно – убежать в лес, охотиться, идя по стопам отца, для девочки было встречено её отцом строго и крайне негативно. К слову, едва работы по Песни моря завершались, уже задумывался сценарий к Сноволкам – но как водится у Cartoon Saloon, на разработку ушёл пяток лет; работу надо было сделать качественно – по крайней мере, в визуале и детализации Сноволки опережают Пень моря.
Вот такая сложилась ситуация с Сноволками. В общем, как по мне, Песнь моря, несмотря на фольклор, была общечеловеческой, но интимной, сакральной; Сноволки же получились более прямолинейной полу-сказкой, слегка подпорченной стандартным подходом, упрощенным и узконаправленным. Чуть более легкая музыкальная составляющая (запоминается песня в середине), про сравнению с той же Песнью моря. Но это так к слову, деталей тут чуть ли не больше всего, но они скорее вплетены на визуально-эмоциональном уровне.
В общем, Песнь моря была бомбой, после которой вышедшие позднее Сноволки воспринималось как нечто уже привычное, более простое и пресное, что ли – в общем, при первом просмотре, как и Тайной Келлс, я бы слегка разочарован и сразу не впечатлился. Ну, норм история, говорил разум, душа же лишь слегка развернулась. Дополнительным фактором было то, что Песни моря удалось выжать слезу, когда тут всё было ровно и не так уж драматично.
Однако стоило признать – стиль и трудов было положено немало, смена подачи и стиля была видна, смещен акцент на то, что не просто показать сказку от ирландцев, а некое послание – человек во многом подгоняет под себя дикую природу (и дело не только в Ирландии, некогда и Британия в целом, была дикой и заросшей лесами), ломая и навязывая своё человеческое – коробки домов, составляющие мрачные и забитые жителями города, всё серое, решетчатое (это важный элемент-символ мультфильма) либо темное, металлическое. Людям тесно в этих рамках, но они этого либо не осознают, либо намеренно об этом забывают. Это настолько она поверхности: серые улицы города, латы, тусклые одежды.
Также важно, что “заражение свободой” происходит спонтанно, случайно – и воспринимается как подарок судьбы (это было у Робин, потом произошло и с её отцом). Обычно в истории про оборотней это несёт трагичный и поучительный характер: проклятье, на манер вампиризма, гибель от рук людей, в виду наказания за бешенство и кровожадность. Но сноволки не такие – хотя им и грозила гибель от рук людишек, они оказались более свободными чем они. Они в полной мере воспользовались своей полученной свободой. Разве что, если природные сноволки были привычны к своему облику, то новоявленным сноволкам некоторое время пришло на осознание своей сути – и как с этим жить дальше.
Ещё момент – в историях про современных оборотнях, порожденных городским фэнтези (Дозоры Лукьяненко, вселенная Whitewolf и производные от ней – взять хотя бы серию книг про Киндрэд от Пехова – прости Хосподи, вампиры-оборотни, клан Грейганн (они же Гангрелы из оригинальной Whitewolf), то подчеркивается, если даже оборотни и живут в городах, то неизменно обладают духом природы, некой свободой, свободолюбивостью – их так и тянет на природу, на просторы, а сами по себе это люди, то есть Lupus-ы, – люди честные, прямолинейные и не особо терпящие всякие крючкотворства и тайные планы – они сами по себе чувствуют, на уровне звериных инстинктов, ложь и фальшь, являясь своеобразными их детекторами. Даже простое чутьё – что” то тут не так” – не стоит участвовать в этом деле, которое для них просто “плохо пахнет”- их фишки. В общем, волки – это стая, а сами по себе они недолюбливают города, любят простор и свободу – и не любят тех, кто ограничивает их в этом, навязывает свои правила. Сильны традиционно своими кровными, родовыми связями, пестуют потомков – сыновей и дочерей, прививая чувство долга и справедливости – в своём понимании. Войны других кланов их мало волнуют, однако есть своя территориальность, за свои земли они сражаются яростно – правда, некоторые буйные молодые и сильные “волки” уходят в солдаты и наемники к другим кланам.
Сноволки в этом плане много проще, ближе к природе максимально, но чувство природной, сущности их – свободы естественности, предопределяет их поведение. По той же Мэв – и отчасти её матери, видно, что они бесхитростные, в которой мере мудрые существа, недоумевающие, как люди живут в свои плохо пахнущих и лесных коробках – когда есть душистый и родной лес. Важно и то, что Робин и её отец уже отчасти были готовы к переходу, ибо знали и любили лес – ибо были охотниками, а значит, часто бывали в лесу. У отца долг всё же перевешивал, Робин же довольно быстро поняла, где ей лучше – в определенный момент город вообще начал её душить своим тусклым бытом человека. В общем Билл и Робин повезло быть укушенными “свободой”.
Суть мультфильма.
Отец Робин, как бы имеет родство с лесом – он знает его и там почти как дома – но его держит город: далее, как и в Песни моря, тут и опять семья без матери, а у ‘волков” – дочь и мать. В общем, опять набор неполных семей, разве что сейчас главный герой не пацан, а бойкая девочка – даже две девочки (опять Динснеевские принцессы повлияли?).
Честно говоря, я уже жду, что четвертой историей будет про кельтских друидов (кто о чем, а я о своём) – ибо тема священная из Тайны Келлс уже была, а тема лесов-природы была так же и затрагивается и в Песни моря – так и тут, в Сноволках.
По канонам он был бы законопослушно-злым, когда как Робин потом, и Мэв – хаотично-добрыми – Робин с самого начала была свободолюбивой. Избаловал её отец, учил своему ремеслу, а когда лорд-протектор решил загнать Робин в рамки простой женщины-обслуги, как все, та вскоре взбунтовалась и пошла наперекор. Её изменения видны даже наглядно: сначала она носит капюшон и строгую прическу, потом волосы её свободны и растрепанны – что придаёт её мягкому, женственному виду свободу и волевую решимость. Потом и отец внешне теряет последние цивилизованные черты, по мере того, как осознает, что дочери городе ничего хорошего не светит.
Также наглядно представлены и другие – с самого начала, человек леса, уже несколько оторванного от влияния города, отец Робин лохмат, выглядит диковато, когда как лорд-протектор (и его люди) гладко выбрит, отпустил локоны, носит одну и ту же одежду, придерживается своих правил и навязывает их другим.
Ещё одни бунтарем, которого повергли публичной казни (колодки), но потом он также получил свободу – выглядит седоватый пузатый мужичок – невольный “вырубщик леса” – лесоруб. Он округлый, неконфликтный и слышал о ирландских Сноволках, о чём ведает Робин. Из него тоже бы вышел, пусть и тучный, но неплохой Сноволк. Как и всегда, у Мура, внешний вид продуман, выражен в определенном цвете и форме, и несёт свою идеи, сущность его личности.
То есть перс продуман, разве что оно настолько, чтоб работать. Даже финальная его грань гибели вызывает уважение – это не совсем уж тупой злодей, а с принципами – даже в последнюю секунду он наделся на силу веры. Сильно, и неясно – погиб он или нет, скорее всего – да (опять же, его гибель – типичная гибель Диснеевского злодея, вспомнить хотя бы антагониста Тарзана, охотника, ха,) – но крохотный процент того, что он выжил, осталась. Будем считать, что он слился с природой, против которой он так боролся и стремился подчинить… В любом случае, это хороший типаж, который ты принципе понимаешь – обстоятельства и среда требуют деспотического правления (Пётр первый был таким, Иоанн Грозный и далее – примеров много), другое дело, что благими намерениями…
Так или иначе, работы Томма Мура – целая веха в рисовке и подаче мультов. Кроме Миядзаки, сколько вы ещё знаете расовых авторских работ передающих колорит, дух и верования своего создателя и страны? В общем, штучная работа, не ширпотреб, и это важно – если Миядзаки ушел в массы, то работы Мура – вещь в себе, скромная и душевная поделка с не меньшей душой, интимная, доверительная трилогия сказок, ждущая, когда ее пустят в дом и по достоинству оценят.
Хаос всегда побеждает порядок, ибо лучше организован…
Что мне особенно нравится в работах Мура – это картинка, которая порой так и просится в некую квестовую, архаусную игру. Еще один большой плюс, при общем заданном стиле автора, он тем не менее, подает сценки каждый раз чередуя их подачу – то пара цветов, то мрачняк, то обилие линий, то заштриховка. Порой, персонажи, в зависимости своих метаморфоз – взросления или смены характера, закалки, также меняют свой внешний вид (это сильно видно по Робин, уже побывавшей в шкуре волка и всё больше становящаяся похожей визально на подругу Мэв – волнистые размытые линии, а не чёткие, загнанные в рамки своей роли из начала мульта). В общем, вы же задумывались, что мульты Томма Мура за каким-то фигом, делают почему-то по пять лет? Всё кроется в мелочах – нужно только их увидеть и сопоставить. Да что там, можно было бы долго распинаться за символизм и выражение идей, лучше посмотреть и вникнуть самому.
Второй как бы подкупает как раз сочетанием приземленности людей и живучих в тени мифических существ (про которых хотелось бы узнать побольше, но увы, нам их показывают но не рассказывают – детали отчасти могут передать их суть). В третьем мульте это противопоставление (а то и симбиоз) снова ярко выражены, но во много раз ярче и насыщеннее – люди тусклые, ограниченные, и серо-черные (но опасные своей непримиримостью, боязнью чужого и неправильного) а волки – вольные, дикие и живые.
Эта ситуация напомнило мне, как создавала своих злодеев писательница Диана Уинн Джонс – по некоторым шаблонам, опереточно, чтобы были. Но нередко у неё получалось так, что после долгой череды пакостей и доставленных трудностей либо враги, либо члены семьи, дальние родственник, всё же говорили: а чего это мы боролись то, лучше мы уйдем в сторону!? – или дело разрешалось миром, либо сотрудничеством. В общем, оказывалось так, что у злодеев, порой были свои, можно сказать благородные (с их точки зрения) мотивы, но которые шли вразрез с целью главного героя. Порой их мотивация тупо БЫЛА и всё тут – как прописанная роль. Мне последнее не очень нравилось, но для сказки это было приемлемо.
Примеров спорной, противоречивой мотивации много. Мать, стремящаяся выдать дочь замуж, нравоучения строгих менторов, да хотя бы взять домовика Добби, который в начале так помогал Гарри Поттеру, что чуть было не угробил его…
Так что в работах Мура всегда есть шанс принять чуждую поначалу сторону, помириться и разрешить конфликт, отодвинув проблемы.
Потеря возлюбленной\матери, горе мужа и матери переживающей за сына – мотивы у студии такие были и раньше. Ранняя работа Cartoon Saloon про волков, отца и сына, причем отец тяготился ушедшей подругой – тому пример.
Особенности.
Кроме многоплановости визуальной подачи, следует также оценить и привязки, сценарные якоря, которые потом, если припомнить, будут иметь своё продолжение. Туда же идёт эволюция персонажей, какими они были в начале мультфильма – и потом. Это более чем очевидно, но и Маха-сова, и Бэн, и Робин с её отцом, все они перетерпели метаморфозы от негативных качеств до более лучшего состояния души. Обычно, есть начальная форма, промежуточная и конечная, венчающая трансформацию. Робин -самый яркий пример: человек, “дочь города” – далее гибрид, получеловек-полу-юная сноволчица – в конце же – сноволчица полная, ушедшая в леса. Её отец также прошел такую же дорогу – но более быстро и резко.
Особенности рисовки мультфильма – многое передаётся через попросту визуал, общее направление сущности персонажа, придуманное ещё до его осуществления путём рисовки и закраски. То есть, это как написать историю, сценарий комикса – простой и утрированный, копеечный – но через штрихи, мазки, особые знаки, не сразу заметные глазу, передать стиль персонажа, окружающий мир – надо только вглядеться, подумать и сопоставить! Так и тут, глубина и подтекст мелочей обогащают, добавляет деталей к сравнительно пресному повествованию картины. Для примера, приведу самый яркий пример, из последних Сноволков.
Лорд-протектор, даже его конь – это угловатые, почти квадратные фигуры, то же и с головой и плечами. Долговязые солдаты в прямоугольных кирасах, которые ходят строем – прямоугольным. Город в виде квадрата, крыши в виде треугольников, квадратные окна. Чистейшая геометрия.
К слову сказать, явно видно, что автор вдохновлялся работами Майка Миньолы – уж больно гротескно выглядят злодеи, другие фигуры\персонажи и дома-города в этом мульте. Другое дело, что как раз мистические существа идут от сердца автора Томма Мура – они гибкие, длинноволосые, текуче-изменчивые и прекрасные. Люди в него понимании более тяжеловесные и угловатые, приземленные, можно сказать.
То есть, многое тут продумано, но невнимательный зритель, или незаинтересованный, увидит лишь простейшую историю на вечерок. И лишь сосредоточившись на почти что медитативном восприятии, улавливании всех деталей автора, будет вознаграждён сполна. Чего не отнять у работ Мура – их то и дело ставишь на стоп-кадр, скринишь, как бы делая отдельную статичную картину, хотя бы для выявления тех же деталей. А ведь мульт совсем не статичен, он кипит, фоны меняются, перетекают друг в друга, и в динамичности как раз происходит общая магия движения. Это сложнее объяснить на словах. Но когда вы смотрите на все это – становится понятнее. Особенно в этом плане выделяется вид из глаз самих сноволков.
Сюда же можно приплести заботу бабушки из Песни моря, которая местами становится, из самых благих побуждений, пусть и легким, но навязчивым тираном для детей-внуков (и сына) – для их же блага. Ту же роль взяла на себя и Сова-Маха, поначалу забрав эмоции, ранящие его сына, а потом начала творить то же “добро” для всего волшебного народца. Получилось как всегда…
Та же роль была у строгого дяди Брэндана – Келлаха, из Тайны Келлс – он пару раз запирает подопечного, чтобы тот чего не натворил, по сути, мешая ему в его целях. Но и тут есть место искуплению – и обе стороны примиряются. В целом, автор с позиций ребенка как бы внушает и утверждает – ребенок чище и проще, он незамутнен, видит правду (не всегда сразу), взрослые же часто делают ошибки, но при этом остаются при мнении, что они поступают правильно – а потом ребенок каким-то образом оказывается прав, настояв на своём, защитив свою идею, виденье мира и взгляды. Это довольно частый посыл в подростковых и детских повестях – дети часто видят то, чему взрослые не предают должного значения.
С лордом-протектором сложнее, он также тиран для чужих и своих, делает выбор, который в конечном итоге и тоже губит его людей – и тоже из своих благих намерений. Но из него вышел куда более суровый отрицательный перс, так что если он и достоин искупления, то в меньшей мере – по крайней мере, со стороны зрителей.
В этом плане лорд-протектор – это шаг назад, не очень мудрый, попосовый и шаблонный выбор – персонификация зла. Даже Аббастве Келлс змей Кром Круах был мельком и мы видим его походя. Тут же потребовался, пусть и не совсем уж 100% злодей, но близко к тому. Подход стал проще и грубее, ну хоть картинка визуала отчасти спасает положение. Да и на третий раз уже стиль автора вызывает стойкое дежа вю.
Как бы главный злодей – у автора это покажется не как уж чтобы патентованный злодей – а скорее в силу своих характерных черт, это деспот и тиран, но и человек со своими целями, противопоставляемого главным героям, но явно неоднозначный персонаж, не замазанный одним чёрным, (и это важно!), и имеющий нарочито узнаваемые черты Кромвеля – не самого лучшего, скажем так, воина, но жесткого и деятельного управленца и отчасти полководца – сам персонаж похож на персонажа Гая Гинсборна, одного из прямых оппонентов Робин Гуда. Он сам, лорд-протектор, и его конь – угловатые, квадратные, он как бы цепляет историю своими углами, его не обхватить, не обнять – уколешься.
Кроме того, город англичан, который он защищает от леса, правит им, имеет нарочитые и угадываемые черты клетки, того же квадрата. Геометрически, он как бы олицетворяет порядок, упорядоченность, симметричность – и вместе с тем замкнутость, служение правилам, сковывание рамками… Да И просто лабиринт из улочек и домов, вход которого охраняют пара солдат с алебардами – то ли своих защищают, то ли не дают выйти лишний раз “на волю”…
Сам лорд-протектор – это более жесткая и продуманная версия губернатора из Покахонтас Диснея.
В общем, получилось с одной стороны шаблонно, но с другой – появился антагонист, причем достойный и со своей мотивацией, да ещё протекающей из исторических хроник того времени, даже более того – почти точно воспроизводя реального исторического деятеля тех лет.
Немного спорным смотрится то, что в конце концов, охотник принимает новую жизнь (а куда деваться) и как бы становится партнером массивной и монументальной матери Мэв. Ну да ладно, новые начинания и всё тут. Сложно будет притереться к такой волчище, когда как, по крайней мере, судя по облику дочери – жена у охотника была хрупкой и тоненькой. Но ему поможет то, что теперь у него, как и у матери Мэв, душа волка, и со временем они споются. Мэв и Робин вот теперь вместе бегают.
Особо стоит отметить взгляд Кромвеля. Сам Кромвель и на родине был противоречивой, одиозной фигурой – не сказал бы, что он был великим воином и полководцем, однако, как управленец-лидер был весьма эффективен – как говорится, когда надо было, действовал быстро и решительно. Был такой случай, когда требовалось его участие в разрешении конфликта, и он не долго думая, возглавил атаку кавалеристов в месте прорыва – это был человек действия, мастер решительных мер, в общем. С одной стороны он был этаким прогрессистом, однако для других англичан – особенно противной стороны, против которой он боролся, что уж говорить об ирландцах (которые, как и Шотландцы, жили под гнетом британцев, имевших виды на их земли) – с другой же стороны для некоторых он был тираном, которого не все принимали. В общем, для ирландцев это был палач и захватчик – и что с того, что он старался для своего народа?
К слову сказать, потом “благодарные” потомки вспомнили об великом деятеле и откопав его труп (а заодно ещё и парочки его коллег), протащили их по улицам, и повесили на денек-другой на веревках – потом их срезали, а головы отрубили и насадили на пики. В общем, если не вовремя, так уж казнить! За заслуги, ибо нефиг! С головой\черепом Кромвеля тоже не всё было гладко – по легенде она слетела в бурю и её подобрали в коллекцию добрые люди. Это почти такая же мистическая история, как с могилой пирата капера Генри Моргана – его могилу и дворец затопило море (плюс землетрясение) и унесло тело; кому суждено было покоиться в морской волне, так тому и быть!
К чести сказать, тут он подан не как однозначное зло, а человек, глубоко верящий в свою веру, в свои убеждения – и поступающий соответственно им, до последнего целясь за ту же веру и помыслы. В мульте, кстати, этот перс фигурирует как лорд-протектор (защитник, да) тот же титул носил и Кромвель, так что, не называя его так напрямую, всё же очень прозрачно показали, кого они имели в виду.
Странная формулировка, звание – лорд-протектор – это изобретение англов, которое маскировали прямой титул, которые обтекаемо величали этакого управленца-шерифа; по сути это заверенный церковью лидер от государства – регент, временно управляющий в отсутствии действующего монарха.
В целом, первый и последний мульт как бы повторение – есть люди в закрытом своём мирке, а есть дикий лес, природа, в котором живёт девочка, превращающаяся в волка (в случае с феечкой Эйшлин, почти что во что угодно: в оленя, в лосося и так далее) – с заявлением что это ЕЁ лес. Снова столкновение двух культур, а то и видов – людей и мистов, мистических существ.
По наскальным фигуркам в пещере видно, что в этом логове жило не одно поколение сноволков – а их возраст явно больше чем у людей (как минимум, жизнь человека и волка вместе взятые).
Несмотря на низкий рост, Мэв не только быстрая проворная, но и крепкая и сильная – когда надо. Но часто видно, что она всё ещё ребёнок, пусть и местная Маугли.
Если Песнь моря была выполнена в акварели, а Тайна Келлс как гравюры из священной книги, то тут, в Сноволках авторы применили сразу несколько вариантов выражения визуально: это и завитки, заштрихованные линии леса, а также их лесных обитателей (хаос и свобода). Особенно это хорошо видно по волосам и лицу диковатой Мэв. Город – четкие, жирные линии обвода горожан (эффект сериала Атака титанов), так и квадратного и треугольного (крыши домов) построения людского города и их построек в целом. Цвета – яркие буйные у леса, у людей – более тусклые, металл, ткани, серый, темный и коричневый. Присутствуют редкие светлые и яркие тряпки – флаги, ткани, но их мало. Кирпичная кладка, решетки, солдаты в кирасах и шлемах с решетчатыми же забралами.
Тяготея к художественным наглядным образам, я пожалуй, нарисую такой: мастер создал молитвенный посох, украсил его сложным орнаментом – но это оценит лишь понимающий. Дай его, посох, в руки даже простому монаху – тот восхититься, глянет на орнамент и не более (закорючки как-то?!); но знающий мудрый духовник (или тот же монах, но уже умудренный, с высоты своих немалых прожитых лет) по достоинству оценит работу и скажет, что на верху посоха изображены символы неба, внизу – земли, а посредине – род людской. В общем, нужно не просто создать, что-то, а правильно скомпоновать, подать – чтобы была гармония, смысл, который по надежде автора, оценят и увидят – пусть даже и со временем. Так-то так. Так и с работами этого ирландца, есть за что уцепиться и над чем подумать.
Детали мультфильма.
Охотник – отец и дочь, оба носят капюшоны, и в целом, часто намекают, что каждый из них это человек-стрела. Ну и оба ходят с арбалетами – отчего Робин у меня вообще вызвала ассоциации с Красной шапочкой… то есть Валлой из Heroes of the storm.
Кроме того, местная Робин стала жертвой так сказать сапковского типажа – персонажа Марии Барринг, то бишь Мильвы: Робин, выращенная без матери, под влиянием охотника-отца, вышла пусть и женственной, но сорвиголовой по-панцански, с замашками отца – как его растили, такую он модель воспитания перенес и на свою дочь – будь мать Робин жива, она вырастила бы её менее по-спартански, подготовив на более мягкую и послушную женскую роль. Тем не менее, несмотря на охотничьи закидоны, Робин почтительно относится к воле отца, который желает ей лишь блага и перечит лишь в самых крайних случаях – но сложившаяся потом ситуация начнёт развивать некий разрыв и недопонимание между Робин и её отцом. Скажем так, на стороне Робин – правда, а на стороне её отца – долг, не в последнюю очередь перед самим собой – защищать и оберегать её.
Робин верит в сказки и мечтала бы встретить горных великанов, ведьм и даже шэлки – отец же, как взрослый, во всё это не верит, хотя в ближайшее время выясниться, что по крайней мере, сноволки существуют. Хотя он не так уж и не прав – кроме них, встретить в это время мистических созданий затруднительно и считай их уже и нет – разве что в глубине чащи или гор…
У голубоглазых и светловолосых отца и дочери светлая и дружелюбная фамилия – Гудфэллоу, славные парни. Иногда эта фамилия даётся персонажам в издёвку, характер у них диаметрально противоположный, но тут всё по честному – это действительно, светлые, душевные, славные и добрые люди.
Большая часть населения городка – ирландцы, англичане тут состоят в органах управления и в качестве солдат, пришедших на земли Ирландии для завоевания и контроля.
В городе местные скандируют и поют про волка, им вторят и дети. Неудивительно, что популярная тема на слуху и старшего Гудфэллоу гонят быстрее истреблять лестных волков – это его работа.
Банда детишек – грязноватая, дерзкая и лохматая (сероглазые задиры, большей частью мальчишки, и у каждый из них щербатый) – ирландские дети. Автор вполне допускает, что его соотечественники были бедняками и драными грязными дикарями – с другой стороны, на их фоне англичане будут выглядеть чрезмерно хорошо одетыми, напыщенными и в целом, деспотами и менторами, навязывающими свои культурные традиции. Но и горожане в целом, показаны как необразованное, агрессивно-пугливое племя, живущее по своим законам.
При первой встрече лорд-протектор обмолвился, что вспыхнул мятеж на юге (ещё бы) и он едет туда – реальный прототип – Кромвель обладал сходной чертой; делать все самому, контролировать и разрешать проблемы лично. Также Л-П, как я далее буду его именовать, поначалу не строг, скажем так, законопослушно-злой, он деятелен, отдаёт приказы спокойно и рассудительно – это потом, когда ситуация накалится, он будет действовать более хаотично и лихорадочно.
Суть сноволков – нечто вроде оборотней и друидов – они говорят с волками, могут перекидываться в них же, но более разумных, а кроме того, обладают заживляющей природной магией. В целом, это защитники лесов, ибо живут там же и призывают-отзывают своих подопечных, младших братьев-волков, если им угрожает истребление или опасность. Как минимум, они могут излечивать своих волков, но людей при случае тоже могут излечить.
По сути Сноволки самоповтор, ибо мистическую девочку превращающуюся в волчицу мы уже видели – правда, тут рыжая Мэв (и её мать) только эту форму и имеют, когда как фея Эйшлин может превращается и в другие животные формы, несмотря на свой малый возраст, относительно своих предков. Скажем так, тут девочка-волчица конкретна и узкоспециальна.
Получив излечение от Мэв, сокол Мерлин стал защищать ту, когда та в образе юной волчицы предстала перед испуганной и настороженной Робин. Вспомнился кот-союзник Живоглот, скорефанившийся с псом-Сириусом Блэком, из Гарри Поттера… Безмолвный союзник, который на стороне хорошего оборотня.
Таким образом, сноволки – это не просто оборотни, а духовные проекции и мистические существа, перевоплощающие не тело, а именно свою душу, в облик волка. Кроме того, это видно при переходе из тела человека – душа волка обретает телесную форму. Наиболее близки к ним люди-Странники\Астральные Бродяги, посылающие свои души-проекции ходить и видеть (но не взаимодействовать) по материальному миру – такое часто было присуще ранее больше шаманам.
Мелочи.
Можно сказать, что наряду с верой, Л-П в мультфильме был защищен своим панцирем, но когда волшебные зубы новоявленного сноволка Билла прокусили его, то он его отбросил – ну раз так…
Среди вещей, за пазухой Робин, Мэв нашла хрустальный шарик – это отсылка к Тайне Келлс, где был сходный артефакт – глаз Святого Колумбы/Кром Круаха.
Всё как обычно: Робин отрепетировала речь, и даже возможные реплики отца – но как всегда, реальность пошла не по плану -тот не стал её слушать. Также – как часто в подростковых произведениях водится (но в основном, в детских приключенческих историях и детективах, про шпионов или мошенников, например – да хотя бы тот же классический Карлсон, который, как известно, живет на крыше, тому пример) – родители, тут отец девочки, не слушают своих детей и гнут свою линию. Это частая тема у Томма Мура.
Кроме того, нам неоднократно покажут, что он был испуган, разгневан и растерян – всё же он не железный, однако большую часть времени он убийственно-спокоен, серьёзен и методичен в своих речах.
Об озвучке.
Снова постарались и отличились, в каком-то смысле. Так как были подключены многие англичане не последней величины, а персонажей тут сравнительно мало, то вышло замечательно:
Билл Гудфэллоу – озвучил британский актёр “часто умирающий” Шон Бин (в представлении не нуждается) – который, будь сценарий экранизирован не как мультипликационный фильм, а как просто фильм, мог бы сыграть вживую отца-охотника вполне уверенно и сурово. Тут же он выдаёт нужную палитру эмоций – от мягкого заботливого отца, до сурового бати, отчитывающего дочь за непослушание.
Лорд-протектор – Саймон Макбёрни (актёр, режиссер и сценарист): его едкий, степенный, обстоятельный и монументальный голос лидера и тирана, всё на месте. Не нужен был крикун, а именно рассудительный, но подавляющий своими речами других властный человек. Макбёрни ещё и режиссер, так что стараться выдавать командные нотки в голосе персонажа ему не пришлось – он это и так умет.
Робин – английская актриса-ребенок Онор Нифти Нифси, обычно вхожа на BBC(1), была взята на эту роль для четкого английского говора, что она и предоставила. Серьезная девочка, но по роли ей также надо было отыгрывать и веселую и временами беззаботную Робин, с чем она также справилась.
Мэв – нужна была девочка-сорванец, этакая жизнерадостная Пэппи Длинный чулок – и пригласили Эву Уитэйкер. Она отыгрывает диковатую девочку-из-леса, у которой по природе полный рот острых волчьих зубов – и время от времени она рычит. На её фоне, более сдержанная но эмоциональная речь Онор Нифси смотрится совсем скромно и ровно. Уитэйкер же передала всё что нужно от её роли: дикость, юность, напор и дикую же жизнелюбие, шаловливое веселье – но не забываем про грустные и отчаянные нотки в её голосе, когда она пыталась спасти мать.
Её старания, рычание и кривлянья оценили по достоинству – Эву наградили “Эмми” за озвучку Мэв.
Дровосек Шон Ог – Томми Тирнан, ирландский комик, его роль – забавный шутовской и растяпистый, но душевный мужичок. Персонаж практически списан с этого человека, как внешне, так и по его поведению. Он не унывает, везде ищет положительные стороны, к тому же является почти что единственным хранителем традиций старой Ирландии – знает о сноволках.
Мария Дойл Кеннеди (Молл) – несмотря на американо-английскую структуру имени-фамилии это также ирландская певица и композитор. К сожалению её голоса да и участия в мультфильме мало, но она старалась. Её голос, под стать грузной и мощной волчице и сноволчице Молл, матери Мэв, внушает уважение – помогло и то, что кроме всего вышеперечисленного, эта женщина ещё дирижер и преподаватель – так что сильные, властные нотки в её голосе были к месту: будучи волчицей она требовала, предостерегала и направляла.
Для массовки – два дровосека, тощий и упитанный: первый это Джон Мортон, ирландский сценограф, кинорежиссер и актёр, а второй – Джон Кенни, ирландский же комик и актёр. По крайней мере, у второго образ списан именно с прототипа из реальной жизни, первый же по рисовке смахивает на предка паромщика из Песни моря – Дэна.
По мелочи – две самые роли – “одна реплика” пастух овец – Пол Янг, и роль старушки Бриджет, присматривающая за Робин на судомойне – Нора Туми.
О стиле автора.
Два важных но на первый взгляд малозаметных фактора:
Решётка городских ворот как символ барьера, преграды, границы межу мирами: города людей и леса\природы\воли – куда то и дело стремиться “убежать” Робин – и желательно вместе с отцом.
Другие методы визуала – их тут много – и они чередуются, я уже говорил, что Сноволки – самый экспериментальный проект из трилогии Томма Мура?
Ещё один выбивающаяся из ряда, но в виду особой напряженной ситуации, особо выделяющийся сцена:
Также, отдирая засаженную ей же стрелу арбалета от листка с волком, Робин как бы выстраивает игральную карту с перевернутой собой и волком – кем она потом станет – и человеком, и волком:
Печально, но отчасти возросший конфликт с горожанами вызвала сама Робин – она в виде сноволчицы, которой не место в городе, пробежала по их улицам и вломилась к Л-П – попутно переполошила, перепугала горожан да ещё и была возможность в виде зверя пасть от стрелы отца-охотника.
Ещё момент – даже если бы Робин рассказала отцу правду о своей сущности, отец бы понял – но всё равно пришлось бы, так или иначе, уйти из города, покинуть его. Потому что – что? Правильно, Робин посчитали бы ведьмой, и сожгли бы на костре. Не прокатило бы то, что кое-кто знал о сноволках – большинству суеверных горожан было бы спокойнее просто устранить угрозу – сообща, не разбираясь, хорошие волки-оборотни или нет.
Ружья, которые должны выстрелить ближе к концу (ружье Чехова):
О семейной гармонии.
На командную работу показывает и то, что выпускали “всем миром”–конечно же Ирландия, Франция, Великобритания, США – и прости Господи – Люксембург!
Музыка не так трогает как в Песни моря (и в целом, слезовыжимательных моментов – как в Песне моря, особо нет, хотя казалось бы, ещё немного и…) – снова как бы шаг назад, по сравнению с Песнью моря, однако вполне на уровне, если вспомнить начальную Тайну Келлс. Но в плане визуала – выше на порядок, впрочем все три работы на своём, высшем уровне детализации, красоты и взятого стиля – что выгодно и успешно выделяет работы Мура от мультфильмов других мультипликаторов.
Мой вердикт: лучшая работа Томма Мура – это средняя в трилогии, центральная, можно сказать – Песнь моря. Она воспринимается длиннее, и выражено душевнее, полнее, чем как начальная “проба пера” История аббатства Келлс (всё же в ней много чего не хватает), или последняя пока что работа – Сноволки, которая во многом была даже упрощена, чтобы поспеть в ковидную эпоху на широкие экран (её досрочно, ускоренно впустили осенью, когда как эта работа должна была появиться много позднее) – скажем так, её все же ускорили, чуть поторопились, выпустили второпях (хотели к зиме-весне, выпустили осенью).
Что ещё сказать? Мультфильм номинировался на Оскара, на Премию BAFTa, Золотой глобус, но их получили какие-то другие работы – Сноволки получили лишь Спутник и Премию Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса. Всё это при том, что рейтинг положительных отзывов у него был от 90 до 99! Как-то несправедливо… Да и черт с этим золотым истуканом!
Знаете что, в похожей ситуации не менее душевный Клаус проиграл какой-то там уже съехавшей Истории Игрушек 4 (которой надо было напоследок вымученно выйти с очередной частью и во что бы ты не стало получить приз!), так что отсутствие Оскара, как раз в наши дни, олицетворяет мастерство – его не оценишь противоречиво-изменивым, уплывающим из рук Оскаром – всё решает любовь зрителей и критиков. Оскароносного победителя, отгремевшего дутой славой подзабудут, а мульты без этой золочёной награды будут помнить и пересматривать…
Ждём его дальнейших работ, хотя если считать побочную, но созданную его же студией Cartoon Sallon работу Добытчицу 2017 года – но уже от режиссера Норы Твоми, то есть ещё как минимум одна схожая по духу работа…
Общие выводы по трилогии.
Тайна аббатства Келлс – это икона, гравюра из священной книги, лубок. Вместе с тем мульт передаёт сначала легкость, беззаботность – потом тревогу от близости угрозы – в виде налётчиков-викингов, потом мистику в лице Эйшлин и мрачного божества Кром Круаха. Потом идёт кульминация, противоборство, судьба, а заканчивается перерождением, оптимизмом – все труды были не зря.
Песнь моря – также, поначалу беззаботность, пасторальность местности маяка. Потом постепенно вкрадывается скрытая тоска, печаль, потом идёт спокойствие (городок), потом снова – мист, мистика, тайное, потом угроза в виде сов, а следом – столкновение лицом к лицу с Махой, неожиданное разрешение конфликта и яркий оптимистичный, с легкой горчинкой финал, также яркий оптимистичный эпилог. Выражено это всё в акварели, но также и в фентезийном орнаменте сказки. Тут и пейзажи как леса так и города – и не забываем частые морские виды – как тут без акварельного наполнения.
Сноволки – гобелен, полотно, но порой не сотканное, а нарисованное красками или карандашами (это особенно хорошо видно при взгляде на скетчи мульта: сначала раскадровка, потом всё раскрашивается и наполняется цветом).
По началу присутствует также легкость, постепенно переходящая и сначала в мистику (встреча с Мэв), а потом начинает давить груз ответственности перед отцом и другими горожанами, давление лорда-протектора, потом снова мистика, перерождение, воля и снова тревога – новоявленному сноволку (волчице, если точнее) в городе светит только угроза, да и до этого жизнь там была не сахар. Воля в виде леса, гармония духа и природы, слияние с ней – но тут же всё это пытается разрушить и подчинить лорд-протектор.
Второе перерождение Робин, пошедшая против отца, а тот в этот момент стал соскальзывать, поддаваться её выбору, задумываться – а так ли правильно он поступал (надо сказать, что наверное, укусы сноволков благотворно действовали на реципиентов, заражая их “волей к свободе”, и они начинали думать уже не так узко, не по-людски, поддаваясь не разуму но эмоциям). Конфронтация, напряжение, угроза – и разрешение, опять же кармическое падение в бездну лорда-протектора – как физическое, так и в плане отчаяния, либо смирения – если на то будет воля божья, вверяю себя в её руки…
Так или иначе, выросший на мультфильмах Дона Блута и Хайяо Миядзаки, Томм Мур со временем стал в один ряд с ними – по крайней мере, по словам критиков. Его вклад в историю мультипликации сравнительно скромный, но всё равно довольно почетный и заметный.
Наверное, эти три мульта было бы правильно поставить в таком логическом хронометраже: XVI век, потом Сноволки XVII века, а потом современность – и всё это старая добрая Ирландия, только в разное время. Но как выпустили, так и выпустили. Также – Песнь моря самая сильная, по моему мнению, она личная, пронзительная и продуманная, в от после неё Сноволки кажутся уже привычными и обыденными, история волков и людей понятна уже многим, она вторична (многое мы уже видели в двух ранних мультах) когда как Песнь моря сильно берёт за душу, она семейная в полной мере. Также по общему настрою, задаваемому при просмотре, три мульта задают каждый свой.
На самом деле, это даже хорошо, что порой зрители начинают смотреть не в полную силу играющего мульта Тайна Келлс – она как бы подготавливает к более насыщенной Песни моря, а следующая за ней Сноволки как бы дают остыть, чуть разбавляя общей темой тревожности – и одновременно и легкости, яркости повествования.
Вот и получается, что опопсив сценарий последнего мульта, чтобы уж точно понравиться всем (как я уже отмечал, визуал в большей мере искупает эту ситуацию, доносит дополнительные детали, но не спасает положение) оказалось так, что крепкой, цепляющей работой оказалась Песнь моря, а две другие – как бы обрамление для неё – один пирог, то есть мульт, оказался недопеченным, сырым, а последний – слишком торопливым, но и перенасыщенным. Баланс где то посередине – в Песни моря.
Последний мульт вкинули даже раньше срока, из-за “короны”, должен он был выйти зимой-весной, выпустили осенью. Отчасти для меня это был и плюс, и минус – с одной стороны, я посмотрел – получил мульт чуть раньше чем рассчитывал, но с другой стороны, после просмотра, руки опустились – и это всё?!
Кстати, по уровню проработанности и стилистики у той же Тайны Коко есть побратим – Книга жизни, которую я оценил довольно высоко: куда отсылок (особенно в песнях), необычные персонажи в виде мексиканских праздничных фигурок, но с другой стороны – но опять же, стремление понравиться и быть понятным всем подкосило сценарий, сделав его пусть и не совсем уж тривиальным, но ожидаемым, попсовым, а под конец так вообще чуточку слащавым. Но всё равно, кроме Миядзаки и Мурра есть и другие мастера, которые изредка пробиваются на свет со своими работами – хоть это радует.
Но кто сказал, что и в наших примерах нет 3D? Он есть, но дозированный, как часть интруменатария – а не сплошняком. В общем, на фоне круизных, глянцевых суперлайнеров, где-то у их подножия сейчас, мучительно и долго тонут сразу несколько мини-“Титаников” – кукольная и рисованные анимации, и прочие старые (например наложенная анимация), изжившие себя (но их ещё требует душа зрителя) старые добрые подходы к передаче образов… Грустно всё это.
Каждый мультфильм – это как бы новый этап мастерства, одновременно и эксперимент над стилем подачи. Например, Тайна Келлс была собственно как гравюра из той же священной книги. Песнь моря, ввиду присутствия разных жидкостей – моря и дождя, да и вообще воды – акварель. Тут же, в Сноволках, словно гуашь и цветные либо карандаши либо мелки применили. К тому же тут наиболее богато экспериментировали со стилями и выражением их на экране – одно “волковиденье” чего стоит, в его неудержимом диком беге через лес, полный разных тонкостей запахов и нюансов.
Так или иначе стоит порадоваться, что кроме Диснея, на которого надежды сейчас мало, есть и другие творцы, которые пусть и редко, на радуют нас яркими, а самое главное – самобытными и необычными своими работами – и Томм Мур из их числа. Его трилогия завершена, однако, кто знает, может быть им не исчерпаны и не рассказаны ещё пара тройка ирландских историй – так что ждём…