Ограбление по Фрейду (Ruben Brandt, Collector) 2018.

Коллаж сюрреализма и классики искусства.

Как всегда, жестокий и беспощадный русский перевод, на самом деле картина называется как “Рубен Брандт, Коллекционер”. Но “Ограбление по Фрейду”, затмевая самоназвание мультфильма, тем не менее, более точно подает главный посыл: ГГ одержим ассоциациями, заевшими в его подкорке и связанные с  классическими картинами.

Интересная тема которую я нашел до смешного просто – стал просто перебирать мультфильмы, отметая совсем уж детские, ища достойные и любопытные, или в меру развлекательные:  сначала за 2018 год, потом за 2019. И среди кучи всякой всячины нашел это. Посмотрел скрины, скачал, посмотрел и оценил. Обычно я такое нахожу по хвалебным отзывом. Но тут как-то сам нашёл-набрёл.

В 2018 году вышел полнометражный анимационный фильм от венгерского режиссера Милорада Крстича. Сразу бросается в глаза психоделика и сюрреализм, также есть элементы триллера и детектива.  В мультфильме есть много отсылок к картинам великих художников XIX—XX веков. Ruben Brandt Produkció – студия, собственно я понял, что она была основана для создания этого мульта.

В целом занятный мультипликационный фильм, в первую очередь берущий отсылками и визуальным оформлением, весьма смелым. В других же аспектах он середнячок, по многим параметрам. Но он и не претендует на массовость. Он как вычурное произведение, висит себе на стене галереи, пока на него не посмотрит знающий ценитель. Нечто вроде коллажа из многих и многих  картин, в целом напоминают о целом пласте культурного наследия.

Психотерапевт Рубен Брандт  то и дело страдает от кошмарных сновидений, в которых то и дело фигурируют различные картины. Дело складывается так, что в его распоряжении оказываются, “совершенно случайно” группа людей как раз специализирующихся на краже картин. Ну а далее идет импровизация. За “благородными грабителями” гоняется Майк Вазовски… то есть Майк Ковальски – частный детектив и международный эксперт из Вашингтона, как раз специализирующийся по делам с похищениям произведений искусства. Ковальски пытается разобраться в мотивах весьма громких, нарочитых и на публику, преступлений… Самое забавное, что грабители по-сути обставляют ограбления так, что они сами невольно становятся произведениями искусства – в наглую, с мастерством и театральным размахом. Весь смысл однако в видеоряде, а сценарий для галочки.

Есть обыватели, мелкие темные личности, но в целом  главные герои – авантюристы, и если и похитители, то нечто вроде благородные жулики О`Генри – присваивают рискованные дела по воле сердца, ради бравады, творческого зуда и прочего присущего авантюристам. Ну, или приходят на ум друзья Оушена. Все начинается с ходу в карьер, а потом уже немного отходит назад, и первые эпизоды становится понятны. Так Брандт знакомится с Мими, а мы – с Ковальски.

Конечно, глаза поначалу некоторое время спотыкаются о “кубизм головного мозга”. Перебор стиля Пикассо. С другой стороны, картинка выглядит очень необычно и то и дело привлекает взгляд изощренными решениями. С моей точки зрения, очень сильная концентрация на импрессионизме, немного утомляет. Но опять-таки мультфильм довольно быстро просматривается, так что баланс есть. Первая треть мультфильма подготавливает нас, и мы уже воспринимаем этот диковатый изобразительный стиль этого мира как должное. Местами очень простое, как агитация, шаблонно, сценарий уместиться на паре рукописных страниц, в целом многое предугадывается. Концовка открытая, что тоже вызывает недоумение.

Есть и пара-тройка действительно сильных в режиссерском плане эпизодов.

Например, когда психотерапевт Брандт, работая со своей группой, воодушевляет ее, обрисовывает ситуацию, то на некоторое время становится этаким первобытным шаманом! Меня это как  и самого психолога, это поразило. Да, действительно, если например вести корпоративную группу в – желательно сплоченную и небольшую, там где есть место вольности и импровизации, можно сотворить подобный настрой и сцены, ролевые игры и прочее. Действительно емкая и впечатляющая сцена, экспрессия зашкаливает.

Некоторое время ломал голову кого же мне напоминает накачанный персонаж, носящий майку и несколько пар очков (многоглазик) – с трудом сдерживающий свои порывы, страстная натура и брутальный чел. Но, как и я, вы довольно быстро его сопоставите, особенно когда начнется экшен. На самом деле если вы еще не догадались, вам кинут в конце сцену погони, навеянную фильмом, где участвуют грузовики.

В целом фильм чуть провисает в середине картины, когда некий шпик решает вмешаться в дела ГГ – персонаж настолько неважный для сюжета, что не раскрыт никак.

ГГ похож на павиана, преследуемый своими кошмарами, связанными с известными картинами. В одно время его план меняется на план другого персонажа – и мы видим как они похожи. Но это я поначалу списал на общий стиль рисования. Мой друг, например, сделал предположение, что это его отец, но на самом деле это немного не так, но близко. В конце все закономерно подтверждается.

Об искусстве.

Авантюристка и акробатка Мими.

Вообще, многое сделано так просто и гениально, например, когда гимнастка встала на руки и стала тянуть ногу, что я невольно стал вспоминать, что бы это мне напомнило, и ближе к концу фильма она повторяет эту позу, но держа лук ногами – классическая картина египетской акробатки, отсылка! Ну, еще на цирковых и теле-соревнованиях это и делают ловкие акробаты. В целом фильм кидает нам смутно знакомые образы, а потом наши догадки подтверждаются.

В целом фильм немного недосказанный, экспериментальный, необычный и гениальный, но концовка так же банальна, ведет в никуда –  и одновременно вроде бы как и закончена в своей сути. Нам опять просто поведали историю, байку, где не сюжет главное, а то что мы увидели (или не заметили).

Фильм поощряет широкий кругозор, показывая разные известные картины художников  – и это среди непрерывной трансляции стиля Пикассо и иже с ними, сюрреализма, авангардизма. Известные картины:

Фредерик Базиль — Портрет Ренуара (1867), Поль Гоген – Женщина, держащая плод (1893), Франк Дювенек — Свистящий мальчик (1872) – именно он напугал Брандта в начале, в поезде, Сандро Боттичелли — Рождение Венеры (ок. 1486) – тоже многие знают, Энди Уорхол — Элвис I & II (1964),  Ганс Гольбайн — Портрет Антуана ІІ Доброго, герцога Лотарингского (1543), Винсмент Ван Гог — Портрет почтальона Жозефа Рулена (1888), Эдвард Хоппер – Полуночники (1942) – достаточно известная картина, Рене Магритт— Вероломство обрзов (1929), Эдуард Манэ — Олимпия (1863 г.), Пабло Пикассо — Женщина с книгой (1932), Тициано Вичеллио — Венера Урбинская (1538), Диего Веласкес — Инфанта Маргарита Австрийская (1660).

О 25 кадре.

– При просмотре выкиньте все это из головы, а потом в конце вспомните. –

Еще одна старая теория: зомбирование через 25 кадр, классическая, устаревшая на фоне более продвинутых масс-медиа и прикладных суггестивных методик, но все еще не забытая. Но мы же живем во второй половине ХХ века (по мультфильму), поэтому как раз была популярна эта тема.

Это мне напомнило ситуацию, в которую попал герой Л. М. Прашкевича, отечественного писателя – промышленный шпион Эл (цикл „Записки промышленного шпиона“). Под конец похождений, этого похожего на авантюриста Ясона Дин Альта – и немного на Джеймса Бонда, человека-агента ловят загадочные Алхимики (последнее дело – Приговоренный), которые  по их словам, “не убивают никого своими руками”. Он уже давно обнаружил их тайную деятельность и влияние на цивилизацию: они пытаются скрыть от людей “хищные вещи века”, от могущества которых, по их мнению, будет только хуже.

По сути его закрыли на острове и за ним присматривал местный смотритель Юл – так как он был одноглаз, то его ГГ называл Циклопом. Так вот, он главного героя Эла провёл, сказал что ужасно храпит: и вполне возможно, что это и действительно было правдой; поэтому пленнику предложили, между прочим, спать в соседней комнате со всякой аппаратурой – она типа при деле, но сейчас не нужна – и сгодится как спальня. Места немного есть, в тесноте да не в обиде! ГГ там и провел много ночей – и постоянно страдал от кошмаров, среди жужжащей и мигающей лапочками аппаратуры. В конце это ему надоело, и он как ему казалось, удачно сбежал и уплыл на лодке с острова.

А оказалось, когда ему позвонил Циклоп и заявил, что всё прошло по его плану: бежать и рыпаться ему все равно некуда – его суггестивно “зарядили” когда он спал – спец-аппаратурой. Теперь стоит ему пойти “искать правды”, попытаться рассказать о всем, о чем он знает –  Циплоп ему позвонит, скажет ключевые слова  -и он сам, своими руками покончит с собой (ранее так самовыпилился без причины один из других агентов). Все просто. Вот как было всё закручено – одновременно просто и гениально, не придерешься. Не буду говорить как ГГ выпутался из этой ситуации, если учитывать что ключевое слово знал только Циклоп, но в любом случае занятная серия. Я так или иначе, ведаю вам о том, что схема в “Ограблении по Фреду” напомнила мне именно ситуацию из этой книги. Похожая ситуация и в Рубене Брандте, только тут хотели добра; но вы же понимаете, если уж и рекламу трудно выкинут из головы, то систематическое запихивание “истин” в подкорку влечет за собой расстройства; когда мозг бьется с навязанным, и через сны порождает кошмары. Короче, моя тема.

Итог.

Что еще можно сказать? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это именно такой случай.

Довольно короткая но концентрированная экспериментальная европейская работа, так сказать от экспертов-живописцев из Австро-Венгрии: дабы не забывали, у кого еще осталось великое, без преувеличения, наследие культуры – ну еще Франция и Италия, пожалуй, могут с ними поспорить. В Австро-Венгрии (а сейчас просто Венгрии и Австрии), в частности в столице культуры Вене (откуда был родом и Зигизмунд Фройд) как ни странно, очень развито искусствоведение – буквально в крови, на генетическом уровне, так что “Рубен Брандт” дает её концентрацию, наряду с легким юмором и экшеном.

Нормировалась картина на американский “Сатурн”, но пару наград получила все же в родной Европе (удивительно, неожиданно одна из них – за лучший сценарий). Всё это крайне противоречиво, как и сам мультфильм, прямо неожиданные результаты дает, уж не знаешь что и думать. В любом случае это маленький, но шедевр.

Осталось лишь желать, чтобы взялись еще бы за какое направление написания картин – и сняли по нему фильм. Из похожий проектов, вспоминаю работу в стиле Сальвадора Дали Destino (Судьба) 2003 года. А начиналась разработка еще с 1945 года, другой человек с усами – Уолт Дисней заинтересовался этим, но дотянули до 2003, когда все причастные уже были в мире ином. Снял его уже француз Доминик Монфери. Получилось изрядно похоже на работы самого Сальвадора  – очень необычного и веселого, я бы даже сказал, “находчивого” человека; но не без трагизма – под конец жизни. Кроме всего прочего он имел свою музу – Галу; а это важно, иногда быть одержимым, посвящать как одной, так порой и ряду женщин в своей жизни свои произведения. Его я ценю больше Пикассо.

Еще из похожего подхода к видеоряду могу с натяжкой рекомендовать спорной мультипликационный фильм “Ван Гог. С любовью, Винcент” 2017 года; как по мне, сценарий слаб: взяты некие общие факты и спорные его случаи из жизни, но видеоряд очень силен, стильно – мультипликационный фильм весь словно из оживших картин Ван Гога. Передала ли картина хоть часть реальной жизни художника? Неважно, главное его картины ожили и заиграли.

На этом пятиминутку искусствоведения закончим.

-Человек эпохи Возрождения.

У этой записи один комментарий

  1. Аноним

    Впервые увидела такой интересный разбор на Рубена Брандта. Меня мультфильм очень поразил свой визуальной составляющей, буквально смаковала каждый кадр.
    Как раз хотела посоветовать его к просмотру, стала искать название для скрина и наткнулась на ваш блог)

Добавить комментарий