Macskafogo (Ловушка для кошек\Котоловка) 1986 – Мультик из далёкого детства.

Шикарный мульт из детства, до сих пор можно вспомнить его хоть весь, а то и пересмотреть неоднократно. Не знаю, как он воспринимается сегодняшними детьми. Но в целом, как минимум, половина шуток будет им понятна – а тем более, что для нынешних это будет совсем пресно и обыденно: войны, мафия, приключения.

Мульт 1986 года, у нас его показывали, кажется, в 87-89 году – я смотрел в первый раз в кинотеатре – как наверное и многие. Как позже выяснилось, вырезали пару-тройку сцен, вероятно, для укладки в заявленный хронометраж – всякие мелочи. Сейчас можно найти полную версию – но озвученную забавным гнусавым беглым голоском, впрочем, подходящим под ситуации.

Даже как-то странно, что его показали у нас в СССР – при всей мультяшности и отсутствии крови, мульт не совсем детский, можно сказать, что он во многом пародирует взрослую жизнь, и притом в деталях: мафия, секретные операции, приключения и перестрелки. В целом, мир срисован с нашего – и проблемы тут глобальные. Для Америки было заявлено своё название – Cat City (Город кошек). Раньше думал, что его делали поляки или чехи, но оказалось – венгры. В песенке-клипе “4 гангстера” это легко угадывается – забавный такой язык. Но на самом деле, также Венгрии помогали ФРГ и Канада, так что проект получился более чем качественным и запоминающимся.

Кстати, не менее винраный мульт от венгров – Витязь Янош  (János vitéz) 1973 года – по поэме 1844 года Янчи Кукуруза (авторШандора Петёфи), ибо вышел он из крестьян. Очень своеобразно нарисованный (порой по-наркомански), яркий – по кислотному. Мне он напомнил две вещи: наших Приключения Бременских музыкантов, отчасти Ух ты, говорящая рыба! – и британский мульт Yellow submarine 1968 года. Вспомнил, из-за того, что там также были венгерские песни и собственно, венгерская же мова. В целом, смотреть надо в оригинале с субтитрами.

Завязка и мир.

Мульт намекает, что кто-то получит по наглой кошачьей морде, причём в глобальном масштабе.

Планета Х, а начало мульта, с уплывающими вдаль субтитрами, напоминают начало”Звездных войн”. На этой планете уживаются мыши и кошки. Мыши более цивилизованные и тихие, они более деятельные – у них есть города, торговля и прочее. Место кошек в этом мире странное – создается такое впечатление, что они некие нахлебники: банда мародеров и бандитов, под предводительством своих главарей. У них тоже всё есть, но они больше захватчики, хотя вроде бы живут с мышами практически бок о бок – и не кажутся иностранцами или чужаками. То есть в кадре порой встречаются мирные коты-водители и прочие цивилы, но редко.

Обе эти нации разделены на подрасы, которые есть у обеих сторон. То есть, разница между ними только в организации их деятельности и государственном строе – ну и национальный колорит. Коты постоянно притесняют мышей, грабят, топчут, воюют с ними. Мыши пытаются противодействовать, но пока что терпят выходки ушастых бандитов. Но потом, мыши разрабатывают супер-оружие, но его ещё нужно собрать – но надежда на победу уже есть. Есть ещё крысы, но кроме “четверки гангстеров” мы больше других не увидим.

Все это напомнило мне “Бельчонка и Ёжика” от корейских товарищей – там слегка завуалированно переданы реалии того времени… Сыендук как-то прошелся по этой теме: ФУРРИ ИЗ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ | Разбор мультсериала “Бурундук и Ёжик” | Сыендук.

Все мы в детстве были в восторге от “Ловушки для кошек”, но одному моему другу этот мульт не нравится, ибо он просек фишку, что он не детский ещё тогда, да и отвратительный мульт по его мнению – как детский. И отчасти его можно понять. Я же все же с теплотой отношусь к нему, ибо он всё же не так брутально-отвратный, по сравнению со многими сегодняшними мультами.

Стоп-кадры палят взрослые моменты, и мульт действительно с легкой натяжкой осмотрибелен для детей.

По сути, если смотреть пессимистично и здраво, то так и есть – но этот мульт, как бы подготавливал нас к взрослой жизни, к тому, что вот-вот нас уже захлестывало – ведь на дворе был конец восьмидесятых. “Ловушка” действительно была для нас – своеобразной ловушкой во времени – со временем, у нас стало популярно все то, что было показано в этом мульте: боевики, погони, бандитизм и спец-операции. По значимости и некой предсказательно-пророческой идеей сходна  по силе с книжкой Н. Носова “Незнайка ̶в̶ ̶И̶з̶у̶м̶р̶у̶д̶н̶о̶м̶ ̶г̶о̶р̶о̶д̶е̶ на Луне“.

Персонажи.

Во многом клишированы, порой чрезмерно пафосны или круты, порой забавны – всего понемногу. Все вместе составляют шедевральное полотно. Также все они очень разнообразны – и все на своих местах. За происками кошаков не менее интересно наблюдать, чем за мышиной возней.

Если копать глубоко, то получаются вполне глубокие персонажи, несмотря на их поверхностную обрисовку и простой внутренний мир. У меня всё равно получились, чуть ли не объемные психологические портреты. Итак…

Мышары.

Ник Грабовский. Агент Интермыши, народный герой. Почему-то на слух думал, что он Гробовски. Спец-агент, на манер Джеймса Бонда. До Супермена всё же не дотягивает – у него есть некий лимит – например, его можно оглушить и ненадолго застать врасплох. Но все равно это крепкий орешек. Ранее чудил, совершал подвиги, вероятно, когда был моложе – для него они в принципе повседневность.

Было заявлено, что он сражался с Кинг-Конгом, возомнил себя Микки-Маусом XIII-ым, а потом впал в буддизм и отшельничество. При первой встрече с ним, в этом немного сомневаешься – уж больно он рассудительный и хладнокровный.

Но он не без причуд: эксцентричен, самокритичен – хотя и профессионален. Сразу вспоминается Жосс(лен) Бомон из французского Профессионала. Обладает мрачноватом чувством юмора, несмотря на то, что в целом пессимист и слишком суров и серьезен, или прикидывается – всегда готов к неприятностям, и поэтому не теряется, разруливая их.

В нужные моменты не прёт напролом, а крадётся, осторожничает, задействуя глаза и в особенности уши – такого сложно застать врасплох. Также Грабовский умеет своеобразно телепортироваться (на корабле), стелсит.

Мне даже в детстве казалось, что в нём есть примесь киборга: алмазные зубы, уши-локаторы ̶г̶л̶а̶з̶а̶-̶ф̶о̶т̶о̶п̶о̶р̶а̶т̶о̶р̶ы̶ – хорошо слышит, а микроплёнку сфотографировал глазом (вероятно, просто обыграли фотографическую память буквально). Хвост как инструмент – может взять хвостом и кинуть что либо, вскрыть замок и прочее. Кроме того, спрятал микрофильм в отделение в своей груди. Или он Инспектор Гаджет?

Грабовский косплеит Супермена. Ему бы ещё при этом “фигушки” показывать… (+_+)

Также на это намекает его способность имитировать женский искусственный голос – как у технической службы ИИ супер-машины крыс.

Если перевести его в человеческие формы, это крепко сбитый мужчина средних лет, коротко стриженый, с оттопыренными ушами и густыми бровями – что подчеркивает его суровость и мрачность – ну или то, что он ̶м̶а̶д̶ь̶я̶р̶ венгр (вспомните густобрового Виктора Крама из четвертой книги о Гарри Поттере).

Носит на груди стилизованную букву G, оканчивающуюся стрелкой, что оригинально.

Боб  (Роберт) Поляков.

Поляков – хорошая, годная фамилия для мыши – много смыслов: и поляк, и полевая мышь, и полевой агент. Упитанный, мудрый и добродушный профессор с нарочитой внешностью Эйнштейна. Я бы назвал его мозгом сопротивления Интермыши и её идейным вдохновителем – этакий мотиватор организации, также он неплохой психолог и быстро подтолкнул Грабовского на действия.

Интермышь или Интермышия если точнее – международная организация по противодействию кошкам – в этом названии легко угадывается Интерпол, то есть Интернациональная полиция.

Деятельный престарелый мышь Поляков, по-видимому, ходит в свободное время в тир, так как под конец мульта, в перестрелке, проявляет заметную меткость, стреляя из револьвера. Классная, кстати сцена – и никакой крови, вывел кошек из строя без убийств. Респект! Во второй части мы узнаём, что он являлся Капитаном Интермыши, то есть её руководителем.

Доктор Фушимыши – коллега Эйншейна… то есть Полякова. Нарочитый японец, дожил до глубокой старости – мудрый, но забывчивый. Стойкий самурай – даже под пытками, не сказал врагу где спрятал ̶м̶и̶е̶л̶о̶ф̶о̶н̶ микрофильм. Изобретателен – когда нужно, может создать чертеж аппарата, устройства или механизма. Живёт в Покио (Токио, но мышиный). У него есть помощница Цино-сан (собственно красотка, если перевести).

Цино-сан – красивая япона-мать, ассистентка профессора. Соблюдает японские традиции, такие как вежливость и ритуальные поклоны. Не обладает храбростью, пуглива. Но в некоторых ситуациях решительна и находчива. Монструозный Теофил при их поимке сильно её напугал. Внезапно, любовный интерес для нашего героя Грабовского – при условии, что он закончит все дела.

 ̶В̶я̶л̶ы̶х̶ ̶х̶р̶е̶н̶ Ленивый Дик.

Забавный вспомогательный персонаж, но не менее важный для мультфильма, потому что детям больше нравится этот недотепа, разбавляя суровость и мудрость ГГ своей недалёкостью и общей комичностью. Хороший парень, истинный сангвиник: любит поесть, поспать, тугодум, тучен. Гнев и обида быстро проходят. Незадачлив.

На самом деле, со временем приходишь к мысли, что это реинкарнация бравого солдата Швейка – благо снимала Венгрия, а там и до Чехии недалеко!

Труби Гавриил труби, хуже уже не будет – город так крепко спит…

В целом, так и получается – несмотря на все недоставки, Дик удачлив, он неплохой приспособленец и неизменно оказывается, в конце концов, в нужном месте – и даже помогает Грабовскому. Также имеет хобби, которое не раз его спасёт – играть на трубе, а поначалу вообще представляет собой  ̶ч̶е̶л̶о̶в̶е̶к̶-̶о̶р̶к̶е̶с̶т̶р̶ мышь-оркестр. Я бы назвал его полу-ленивым – у него нагулян жирок и он любит, собственно, полениться, но на хобби у него есть огромный энтузиазм – часами репетировал оркестровые марши, также долго дудел в трубу – на водопаде. Когда нужно и когда прижмёт, вполне хорошо применяет свои силы для выживания. В целом, довольно беспечен, и быстро забивает на опасное окружение и проблемы, не заглядывая далеко в будущее.

Сотрудник Интермыши, майор, вовремя попавший на слух Полякову и Грабовскому – его отправили как фальшивого агента (сразу вспоминается “ловушка для дурака” – французский Высокий блондин в чёрном ботинке), для отвлечения внимания. Коты его проигнорировали (быть может, и зря – но тут вмешалась больше судьба и случай), так как Теофил, при перехвате данных уже знал, что Ленивый Дик – обманка.

Адлингтон – нечто среднее между Грабовским и Ленивым Диком: меланхоличный, невозмутимый и сдержанный. Именно с него практически и начинается мультфильм, так что поначалу кажется, то это он будет ГГ. Мне он почему-то понравился, хотя присутствие его в мульте сомнительно и спорно – но я его выделял, хотя экранного времени у него мало.

Недалекий полицейский агент, для него Юлий Цезарь – аферист, провозящий в протезе героин (доказательство кокаином!). Адлингтон явно спутал исторического деятеля с итальянцем-контрабандистом.

А дети будут потом родителей спрашивать – что такое героин. А вы им ответьте, что это певец-бард, который сидит в багажнике и поет героические песни!

Типичный британец с неизменной трубкой – но он её не курит, видимо бросил (или дети же смотрят, хотя Теофил дымит сигарами невозбранно). Нам его практически с начала мульта представляют – и вспоминают только под конец.

Мне он понравился своим невозмутимым видом, также при операции Котовасия, именно он ехал на ̶д̶р̶а̶н̶д̶у̶л̶е̶т̶и̶к̶е̶ машине Грабовского, отвлекая на себя огонь – а та машинка под его управлением, проявляла чудеса героизма – это просто надо видеть.

Видно, что и за рулём, а таком аду, Адлингтон всё ещё невозмутим.

Смотрящему потом этот мульт деду даже её жалко стало, любил он машинки – особенно жук-фольксваген Герби от “пятничного” Диснея (если кто помнит) и “Кристину” Стивена Кинга.

Адлингтон знал, на что шел перед операцией – и был невозмутим и фаталистичен: когда Поляков предупредил его, что шансов у него нет – 99% из 100, что он погибнет – на что Адлингтон сказал, что будет верить в свой один процент! Истинный англичанин – всё для пользы дела. Также респект! Являясь ненадолго в повествовании, по сути, это тень крутейшего Грабовского.

Также, в конце его снова показывают – он выжил, отделавшись лишь травмой руки – он всё также невозмутим и меланхоличен.

Адлингтон показывает, что и рядовому герою тут найдется место, и он сыграет свою роль в этой игре. Также как и Дик, оказался полезен. Грабовский слишком крут, а Адлингтон крут по-своему; своей непробиваемыми английскими чертами – по моему, это тоже такой стёб над британцами. Это трудно объяснить, но Адлингтон не менее важен для мульта, хотя кажется, что он проходной перс. К сожалению, в продолжении довольно сильно сдал и отупел. Впрочем, он и не блистал выдающимся умом…

Котяры.

Тут всё серьезней: бандиты, головорезы, пираты и вражеские агенты. Да и крупнее они мышей, что не мешает иногда мышам им насолить.

Фриц Теофил.

Теофил – любящий бога, такая фамилия бы подошла греческому философу или проповеднику. Это явная насмешка, так как Фриц далёк от милосердия и прочего, мешающего делу – он бездушен и жесток.

Пишется как Teufel, а во второй части его имя вообще озвучили как Тойфель – то есть Дьявол (или чёрт). Также в миру тоже был активист, вплоть до террора – Фриц Тойфель.

Но порой Теофила жалко: в беседах с боссом, он сдаёт – и мы видим уже старого, потрёпанного и усталого кота под давлением начальства.

Также интересная деталь – этот злодей харизматичен, хитёр и находчив – а это немаловажно: если ему противопоставляется яркий положительный герой – злодей должен также блистать, ему под стать; то многие зачастую болеют именно за него и дело кошек!

Как минимум, за противниками мышей интересно смотреть, они также занимают половину фильма. Также болеешь и за незадачливых прихвостней кошек – четверку крыс.

Теофил или просто Тео – офигительный перс, пожалуй, самый эффектный и эффективный злодей из боевиков. Также за ним интересно наблюдать, ему сочувствуешь, так как он не всесилен. Изрядно харизиматичен. Деспот, деятелен и жесток, любит вымещать гнев на “мальчике для битья” – своём безобидном секретаре-помощнике коте Шафранеке.

Любимая фраза, вызов помощника – порой для доклада: ШАФРАНЕК! Или совсем конкретно для взбучки (поигрывая механической рукой) – Шафранек, подойдите-ка поближе! – и последующий за этим ор наказуемого кота.

Ну-ка, что там у мышей в их святая святых…

Длинный и худой, ̶и̶с̶т̶и̶н̶н̶ы̶й̶ ̶а̶р̶и̶е̶ц̶, вероятно немец, окрас сине-серый, шеф разведки и операций противодействия мышей. Организовал всё так, что видит практически все действия штаба Интермыши! Имея такие тузы в рукаве, тем не менее, часто его проекты фейлятся (из-за того же Шафранека), а операции срываются, но уже из-за некомпетентных кадров – которых, кстати, нельзя убрать по старинке (чик по горлу – и в колодец!) так как это запрещает профсоюз! Бандитская организация – и, тем не менее, со своим “пиратским кодексом” – и правилами, что реалистично!

Теофил: что за расточительство! Камень на шею – и в речку! Вдовам телеграмму от председателя. Сиротам – леденцы на палочке, по одному на каждого!

Указал подчиненному, что ненавидеть его – это полезно для дела, для их лучшего взаимодействия. Как сказал бы Корней Яшмаа из “Парня из Преисподней” Стругацких: в нём умер великий педагог.

Ветеранский кот – нет глаза, носит наглазную повязку (за ней заначка в виде рубина), стальной механический протез ̶р̶у̶к̶и̶ лапы, вставные челюсти, надорвано ухо и потрёпан хвост. Явно раньше был оперативником, но потом стал начальником – это также вызывает уважение. Уже не так силен в бою, но всё же опасен – с ним Грабовский не справился.

Теофил тщеславен и чисто по-злодейски скалится, когда его планы удаются, в противном случае он хмурится. В целом, очень деятельный, жесткий  и деловой кот – даже уделал Грабовского, что впрочем, не помогло особо делу.

Джованни Гатто.

Гатто – кот по-итальянски (во второй части так и расписывается). Как говорится, дель гатто лос панталонес!

По сути Толстопуз из Чипа и Дейла, но окрашенный в белый цвет – типа белый господин. Итальянец-мафиозо. Гедонист – ленив, любит принимать ванны, маникюр и прочее. Типичный утопающий в роскоши мега-богач. Даже говорит с ленцой, но Теофил его до ужаса боится, ибо начальник. Любит ставить задачи так, чтобы они выполнялись, а если этого не будет – убирает не справившегося, и назначает нового (метод Сталина).

Котто… то есть Гатто, как и подобает крестному отцу, делает предложения от которых нельзя отказаться – категорично пригласил Теофила с чертежами на вечеринку. До Теофила на этом месте было четверо предшественников. Любит форсировать события, как бы подталкивая Теофила на действия: вы же взяли чертежи – захватите и Грабовского?

Забавно, но босс чует дым от сигары Теофила на расстоянии – через телефонную трубку. Необъяснимо, но у мульта свои фишки.

Теофил генеральный директор (вице-президент), шеф разведки. Джованни Гатто – президент синдиката. Под конец Гатто заявил Теофила как своего приемника, так как тот выполнил поставленные задачи.

Сразу видно по характеру, кто тут боевой кот, а кто сразу прятаться лезет.

Хм, один явный немец, второй итальянец – причём один худой, а второй тучный. Чем-то мне они напомнили одного ярого оратора и ему в пару – бесноватого художника. Как и японцы, венгры тоже любят напомнить о своих союзниках… Я же говорил, что мульт этот отчасти содержит и взрослые аллюзии.

Шафранек.

Тихий, собранный, очкастый секретарь, идеальный помощник – в отсутствии шефа уверенно руководил операцией. Тих, безобиден и добродушен.

Секретарь, далее косплеит мумию.

Многие отсылки про него сыграют только на взрослых – жена ушла к начальнику Теофилу (интересно было бы на неё взглянуть). А у него осталась милая пушистая дочка, которая ещё не испорчена взрослой жизнью и кото-расизмом: держит под кроватью мыша и подкармливает его. Мышь хоть и побаивается хозяйки, но все же сочувстует ей. Этот эпизод вырезали – он спорный, но милый. Батя об этом знает, наказывая дочку, но всё равно видно, что при старании можно вырастить кошачье поколение, которое уже не будет так предвзято смотреть на мышей – и будет готово к сотрудничеству. Кстати, во второй части к этому, с грехом пополам, всё же проходят.

В принципе, уже по виду дочки Китти видно, какая у Шафранека была жена.

Обычно Шафранек занят сбором информации, но однажды получил по ушам, когда собрал не те сведения – вероятно вместо сведений о отшельничестве Грабовского, он нашел сведения о похожем случае – Цинцинатусе, народном трибуне, ушедшим в народ, отшельнике. Впрочем, в оригинальной озвучке именно Теофил заинтересовался этой личностью.

Теофил любит его лупить – своей железной лапой. Я только не понял, то ли он циничен, то ли у него короткая память (от давней контузии, например), но на следующий день интересуется у Шафранека, что случилось с ним: Шафранек, что с вами?! Тот обматывается бинтами (потом и лапа, и хвост пострадали – и их тоже пришлось забинтовать), и покорно отвечает: Пустяки, сэр! Порезался когда брился! – А что с рукой? – Я держал в ней бритву, сэр.

Дети, конечно, тут похохочут, но выглядит это довольно по-взрослому цинично.

Я этот ответ надолго запомнил, а у многих он стал мемом. Если случалось где-то пораниться, то отвечал примерно так же другим людям. Еще одна ходовая фраза: пустяки – бандитская пуля! (Старики-разбойники).

Похожий перс был в Jagged Alliance 2; глуповатый и преданный помощник Дейдраны – Эллиот. Дейдрана в любой ситуации его хлестала по лицу, а однажды даже прострелила ему голову – но и тут помощник выжил и принес соболезнования, что он запорол дело – свою гибель. В общем, сурово. Так и тут – типичный Шафранек.

Также Шафранек до мозга костей клерк – подхалим, почитает босса, раболепен и безответен, меланхоличен. Вероятно британец, так как постоянно вежливо обращается к шефу “сэр”. Может быть все же жестким – это видно из командования операцией. В целом строг и суров с дочерью – то есть, он на ней хоть как-то отрывается, теперь уже являясь домашним тираном для неё.

Порой ему достается за дело: из-за несоответствия трат денег и результатов (разработки кошек). Также стоит отметить удачность озвучки его голоса – и вообще озвучка тут шикарна: полный дубляж, много голосов мастеров советского дубляжа. Такие метры как Всеволод Ларионов (Ленивый Дик), Александр Белявский (Теофил), Владимир Феропонтов (Максипотак и Бадди), Алексей Золотницкий (Нерон фон Шварц) – этот вообще один из лучших дубляжников, что и показал в этом мульте; и особо как человек-оркестр – Надежда Румянцева: крыса Куки, Цино-сан, мышонок-индус, мышонок-газетчик.

Нерон фон Шварц.

Мелкий ̶т̶о̶р̶г̶о̶в̶е̶ц̶ ̶о̶р̶у̶ж̶и̶е̶м̶, косящий под аристократа. Мелкий жулик, который пытается впарить не слишком качественный товар. Торгаш, рекламщик, оптимист, отчасти антерпренёр – делает из презентации целое шоу. Походит внешне на катящийся черный шарик меха – закатывается и выкатывается из кабинета Теофила. Кот-весельчак, уболтает и чёрта. Одевается так, что видно, что он раньше был нечто вроде ̶с̶у̶т̶е̶н̶е̶р̶а̶, собственно, владельца кабаре – низкопробного, кичливого и аляповато-яркого, как и его одежда.

Теофил, после просмотра ролика: что это за галиматья?!

Фон Шварц: О, это новое модное изобретение – называется видеоклип! Фон Шварц всегда идёт в ногу со временем!

О, уж мы-то их вскорости, после этого мултфильма, в реале, нахлебаемся доверху!

Но надо признать, к встрече с Теофилом он подготовился – напор, натиск и наглядная презентация.

Любит бонусы: А могу ли я, в случае успеха, рассчитывать, скажем, на орден (почесывает бок).

На что Теофил категорически отвечает: если таковым можете считать синяк под глазом! Но в случае провала, можете уже ни на что не расчитывать!

То есть, несмотря на напор и болтливость торгаша, Теофил его окорачивает, а потом ворчит как старый расист: никогда больше не буду связываться с черномазыми! И опять взрослая шутка.

Фон Шварц – афрокот, на что намекает и его черный окрас, и его фамилия – ̶Ш̶в̶о̶р̶ц̶ Шварц – тёмный. Кроме того, его имя Nero – также означает чёрный. Также хорошо запоминается, много забавных фраз, подан с душой, а по сути, появляется всего раз-два за мульт. Работодатель крыс-предателей. Навязчив. Любит оставлять за собой последнее слово:

Я принесу вам удачу. Вот увидите – когда черный кот переходит доро…

– Вон отсюда, Шварц!

– ФОН Шварц! До встречи, губдай!

Даже если его прогоняют, фон Шварц остаётся по-деловому вежливым – в надежде, что про него ещё вспомнят. Очень меметичный получился персонаж. Мы видим его всего ничего, но он ярким пятном нам запоминается. Кот-метеор!

Еще диалог: Да вы мошенник, старина!  Шварц: О, благодарю вас за комплимент – но в этом смысле вас превзойти невозможно, мистер Теофил!  Теофил: Терпеть не могу, когда мне грубят – и тем более в такой льстивой форме!

Отдельный бонус – приключения незадачливых головорезов (чуть про них не забыл).

Итак, Крысы.

Группа неудачников-наемников от Фон Шварца:

Будди (вероятно, как писалось так и прочитали – Buddy)/Бадди – наглый лидер крыс, тем не менее трусоват, чуть более толков, чем другие крысы, но всё же такой же неудачник и недоумок. Вроде как крутой – если бы не был так суетлив и взбалмошен. Одет по военному, высокий брюнет с баками, кожа тёмнее, чем например, у блондинов Куки и Билли. Гангстер, вероятно итальянец, судя по бакенбардам.  Вместе с Патти как бы образует пару, оба брюнеты.

Билли – раздолбай, что видно по внешнему виду и поведению. Нечто вроде хиппи или великовозрастного рокера-подростка (череп на майке). Постоянно цапается с командиром Бадди, отчего создаётся впечатление двух детсадовских пацанов, что-то не поделивших. Глуп, наивен, в целом безобиден. Дурик. Болтает много, чем бесит Бадди. Также он с Куки образуют пару – оба блондинистые, и в целом оба недалекие; также Билли помогает именно Куки, оказывая мелкие услуги.

Во второй серии, только под конец, когда оба уже состарились, дотумкивает, что надо бы женится на Куки.

Забавно, что в драке с Грабовским, три раза улетал не туда, стукаясь башкой, а потом пытался изобразить каратэ и в конце концов упал сам. Незадачливый перс.

Куки – нарочитая симпатичная, но недалёкая блондинка. Вероятно, персонаж списан с модной тогда Барбары Стрейзенд. Этакая кудрявая овечка, с модной и легкомысленной манерой одеваться. Обладает острыми когтями, пытается разнять и помирить мужиков-драчунов. Часто паникует, как впрочем, и большая часть крыс в команде, при проблемах. Характер игривый и блудливый – пытается подбить на секс (скользкие намёки во вроде как детском мультфильме).

Мне она напомнила медсестру-наемницу Лиску (Fox) – Синтию Газмэн, из того же Jagged Allince 2 – каждая её фраза двусмысленна и подаёт её как смазливую и любвеобильную девицу. Впрочем, она неплохо стреляет с двух рук и достаточно проворна – ну и ещё хорошо медицину знает.

Патти – по моему, самая адекватная крыса в группе. Делает порой четкие и своевременные вещи. Курит сигареты с мундштуком и обладает тягучим и прокуренным гнусавым голосом. ̶О̶б̶л̶а̶д̶а̶е̶т̶ ̶э̶м̶о̶ ̶в̶н̶е̶ш̶н̶о̶с̶т̶ь̶ю̶, брюнетка с более тёмной кожей (как и Бадди), прячет глаза за тёмными очками (и что-то там в них видит).

Придурошный Бадди, насмотревшись шпионских боевиков, заставил всех надеть тёмные очки перед ̶о̶п̶е̶р̶а̶ц̶и̶е̶й̶ ̶Ы̶-̶ ̶ч̶т̶о̶б̶ы̶ ̶н̶и̶к̶т̶о̶ ̶н̶е̶ ̶д̶о̶г̶а̶д̶а̶т̶ь̶с̶я̶!̶

На самом деле, как и у шпионов, это символ того, что она прячет свои глаза – “зеркала души”, и максимально отстранена от остальных – что так и есть!

Патти носит короткие юбки, ̶с̶в̶е̶т̶я̶ ̶с̶в̶о̶и̶ ̶б̶е̶л̶ы̶е̶ ̶т̶р̶у̶с̶е̶л̶я̶. Также, когда они в клипе работодателя “ногами дрыгают” (да и сам клип ̶а̶н̶т̶и̶ч̶е̶л̶о̶в̶е̶ч̶н̶ы̶й̶ противомышиный и в меру жесткий) одета в телесного цвета костюм бурлеск-шоу или стриптиза. В общем, опять “детский мультик”. С натяжкой такое можно допустить, но в всё равно дети нервно хихикают.

Носит в сумочке пистолет с глушителем, говорит редко. Могла бы быть самым успешным киллером-головорезом, если бы не была так меланхолична – она большую часть времени невозмутимо молчит, а когда ситуация накаляется, отвечает: а мне то что?

Подстреливает преследующих их группу полицейских-патрульных из пистолета, как мне показалось, вслепую – и только потом, нехотя, говорит об этом. Если бы не неё меланхолия… Тихая и незаметная большую часть времени Патти, порой перевешивает, тем не менее, эффективностью других трёх крыс вместе взятых.

Некоторое время меня преследовала мысль, что я этот типаж где-то уже видел. Но вспомнив популярное ранее “Кабере”, понял, что это же полная копия с внешности Лайзы Минелли (роль Салли Боулз)! И намёк на то же кабаре, где крысы раньше плясали. Ну и Барбара Стрейзенд конечно.

Гангстерши всё равно получились милыми – для крысок.

Вернемся же к крысам. Мне они своим гендерным составом напомнили группу ABBA – вероятно, это и было заявлено венграми. Там тоже были пары – по паре, из мужчины и женщины. Но конечно, эти крысы хоть и харизматичны, но в целом больше комичны. Незадачливые дедотёпы.

Куда там поймать Грабовского – им ничего доверить нельзя! Ранее работали в кабаре у фон Шварца, и часто поминают, что в случае неудачи они все вернутся туда ногами дрыгать. В целом, так и случается – и у них это выходит более хорошо (если вспомнить клип фон Шварца) – и не надо подставлять голову под пули.

Особенности и фишки.

Как всегда в 90-ые – чуть простоватые модельки персов, но роскошные и детальные задники. Плюс неплохая музыка и овучка -да и наш дубляж.

Ленивый Дик – рояль в кустах: если бы он не разбился, не попал бы к вампирам – то не спас бы Грабовского. А, кроме того, как он узнал, что ему потребовалась помощь – и прилетел туда куда нужно?! Рояль! Но линия с ним тоже занятна, второстепенна, но потом выливается в разрешение ситуации. Спасение с неба – ̶о̶р̶л̶ы̶ ̶п̶р̶и̶л̶е̶т̶е̶л̶и̶!̶ То есть, рояль на рояле.

Фанаты Тома и Джерри, и без того уже завороженные противостоянием кошек и мышей – Фриц так вообще отчасти Том по расцветке, а тут ещё и супер-оружие – это бульдог Спайк из “Тома и Джерри” (ну тот, у которого ещё щенок был).

Мексиканские амигос – нарочитый акцент и словечки. Лунатик Педро, немного не того, так как говорит о себе в третьем лице и разражается смехом. Впрочем, другие мексы чуть более адекватные, а их патрон – Максипотак (или  Паксипотак по другой версии), вообще рассудительный, оригинальный тип. Кроме того, при всей его тучности, волне неплохо летает и планирует в воздухе.

В целом, дикая клюква, но даже будучи детьми мы это схавали – и это было забавно. Буэнос ночес, амиго – ха-ха-ха! Логово летучих мышей-мексов – ацтекский храм, что намекает нам на фильм “От заката до рассвета” (традиция!). Видно, что ацтекские боги были кровожадными – и породили кучу базиса под дальнейшие мексиканские легенды о вампирах.

Имя ленивого Дика не понравилось патрону банды и он переименовал его в Рикардо, зачислил в свою джаз-банду и бонусом сделали его вампиром ( а я в детстве просто подумал, что они ему клыки подточили и всё).

По сути, Дик-Рикардо уже стал вхож в мексиканскую летучую банду и вряд ли вернется в Интермышь. Хотя по второй части он все же остался в этом статусе (как агент) – но всё равно живёт у мексов на границе.

В продолжении это обыграли, но получилось изрядно жизненно-приторно: куча детей и толстая жена-мексиканка – но почему-то детеныши маленькие – к тому времени должны были уже вырасти.

Под конец мульт нас не разочаровывает – и так были пристрелки и приключения, а тут ещё и с юмором, и драйвом. Также, почти под конец, мыши и коты ведут городской бой. А кошки ещё применяют “кошачьи” ракеты.

Обыграно это с типичной мульт-логикой, сломанной физикой, но всё это изрядно забавно. Мульт же! Нет крови, обычно противники куда-то падают. В общем, бескровно выводятся из строя. Огонь во все стороны, Вьетнам отдыхает – ад, да и только!

Кстати, в детстве не понял, куда сдуло кота – номера второго у базучника (он ещё вовремя подхватил и засунул обратно выпавшую оттуда ракету, незадолго до этого) – мне казалось, что его отмело выхлопом от ракеты. Но потом, при замедлении в записи, можно разглядеть, что его наоборот, засосало в задний раструб ракетницы! А всё потому, что он придерживал ракету рукой, чтобы опять не вывалилась. Поэтому-то у кота на дисплее-прицеле высветилось циничное Game over – ну хоть не взорвалась базука в лапах, и ладно!

Соблюдайте технику безопасности, при работе с базукой! Кстати, кота из серого перекрасили в коричневый цвет на последнем кадре.

Забавности.

Мульт во многом построен так, что в нём многое высмеивают и на многое намекают – как потом это будут делать фильмы про Остина Пауэрса. Много нарочитых клише и штампов. Как минимум четверть, а то и половина шуток уловится только взрослыми, а дети будут только догадываться и подозревать о смысле.

Пах, пах – я  тебя убил! – Бадди стреляет ̶в̶ ̶в̶о̶з̶д̶у̶х̶ ̶и̶ ̶п̶р̶о̶м̶а̶х̶и̶в̶а̶е̶т̶с̶я̶ в Грабовского, а тот делает вид, что в него попали и падет вниз с небоскрёба – а на самом деле, он, как в анекдоте про Штирлица, чудом сумел зацепиться за крюк, но в этом случае в роли “чуда” – его хвост. Бадди смотрит вниз и даже не видя тела, говорит что дело сделано. Потом все крысы ползают по асфальту, ища микрофильм… А где же тело? – спросим мы, но не крысы.

Также, как Дик спасет Грабовского, непонятно откуда он знает, что тот попал в беду и где он сейчас. Также и дальновидный Теофил уже расположится там, где он смог перехватить Грабовского и Цино-сан. А ведь для этого было много случайностей: самолёт подбили, они выпрыгнули, а потом полетели по пневмо-почте – впрочем, последнее как раз могло быть отслежено, если знать мышиные планы. Но всё равно притянуто.

Фамилия Грабовски – русско-польская, либо обозначает граб как семейство растений, либо произведено от городка Грабовец. В целом, создается ощущение от мыши, тихой, но опасной способной ГрАбануть врагов по-полной – довести до гроба.

Супер-машина, доверенная группе наемников-крыс – Альфа Джульетта. Обыгрывается марка машин Альфа-Ромео. Даже будучи маленьким, я также понял этот посыл, возможно потому, что мой дед фанател от старых машин и даже рисовал их, так что и я был в курсе.

Также забавно, что в природе действительно есть такая модель, но всё же она не просто Альфа-Джульетта, а именно все же Alfa Romeo Giulietta, то есть марка машины – и подвид. Она выпускалась в период с 1954 по 1965, например как Spider-кабрик.

В мульте же это нарочито Бондовская тачка – с кучей примочек, вплоть до полива масла на дорогу, шипов для прокола колёс, ракет и прочего. Есть ̶Б̶о̶л̶ь̶ш̶а̶я̶ ̶к̶р̶а̶с̶н̶а̶я̶ ̶К̶Н̶О̶П̶А̶ кнопка самоуничтожения – и её крысы тоже испытали.

Размеры: кошки и мыши живут в одном мире, но тачки у кошек больше, а здания у мышей меньше. Но пропорции порой почему-то теряются – то кошки на корабле мышей пользуются дверями себе под рост, то Бадди, летя на самолете (как и остальные крысы, ростом почти с кота-пилота), выпивает банку колы и кидает вниз – её использует Грабовский для плаванья, умещаясь в ней с головой – хотя он чуть ниже крыс, а не совсем карлик. Также крысы утрамбовывались к нему в его машинку, хотя были повыше самого Грабовского. В общем, законы этого мира в угоду сюжету искажаются.

Нарочитая ирония – как говорится, только помяни, что этого не было – так это тут же и случается. “Кошки могут ограбить банк, если только приедут сюда на танке” – что они тут же и делают. Хотя, к слову сказать, они и не на танке приехали, а технически на самоходке. Также забавно и логично (для мультика) – у них из орудийной пушки вылез шланг от пылесоса, для сбора добычи – помним, что у мульта свои законы!

Управляющий банка: только через мой труп – вероятно водитель тут же хмыкнул – ну, как скажешь! Ещё забавно,что мыши бы не среагировали, если бы рыжий кот-танкист, откусив кончик сигары, не плюнул бы и не попал в кнопку сигнализации! Впрочем, это мало что дало, и повлекло ̶м̶а̶ш̶и̶н̶н̶ы̶е̶ мышинные жертвы: прибывшая бригада полицейских (забавен эпизод со шваброй) была расплющена выезжающим танком походя, буквально В ЛЕПЁШКУ! Обыграно без убийств мултяшно – эта лепешка, встав на бок, комично уезжает. Ещё забавно, что кот-водитель этого скорее всего даже не заметил!

Кот грабит престарелых мышей, и под конец забирает телевизор, на что старый мышь ему покладисто протягивает газетку с программами – возьмите в придачу, раз уж взяли всё! Что тут скажешь: горе побежденным!

У кошек синдикат, когда как у мышей государственные организации и институты: армия, полиция, правительство.

Налет мышей-вампиров сопровождается под аккомпанемент захваченного с собой Дика, который играет весёленькую мексиканскую мелодию. Также один из вампиров по привычке вцепился в кошечку-певицу, высасывая у неё кровь – а один из коллег говорит ему, словно бы повторяя нашего Михалкова: делом надо заниматься, дорогой мой, делом! (Свой среди чужих, чужой среди своих) – Сначала дело Мигель, а развлечения потом! За мной! – Си, си, сеньор Педро!

В мульте довольно неплохие песни на венгерском (отчасти дублировано): Динамичная 4 гангстера (горяченькое дельце в городе) – на мотив Four Brothers, только не группы Brothers Four, а именно в исполнении Вуди Германа –Woody Herman – Four Brothers; и песня кошки-певицы в конце.

Также насчёт музыки – 0на в основном фоновая, но всегда к месту. Тема Грабовского – сначала посвистывание, потом подключается оркестр: звучит пару раз, в середине мультфильма. Иногда, собираясь куда-то идти, нередко её насвистываю.

Вероятно, в этом мире роль Христа исполняет Микки-Маус. От его рождения идёт исчисление, а в мульте шел 1980 год. А, кроме того, либо их короли, либо герои, носят это имя, судя по нумерации. И почему этот мульт делали не Дисней?! Это бы их озолотило!

И опять без убийств – Патти всего лишь прострелила полицейским колеса их мотоциклов, а те слетели на дорогу. Подъехавший позже Грабовский докладывает об аварии в рацию, а потом зачем-то бреется ей. Патрульные отдыхают на дороге, всем своим видом показывая, что тут их полномочия всё! Один патрульный лениво листает книжку по медпомощи (с красным крестом); а второй на него опирается. И их можно понять: сотрясение мозга, контузия и ушибы не дали им продолжить погоню (не говоря уже о вышедших из строя мотоциклах).

Кстати, в городском бою, патрульный полицейский эскорта отстреливается с помощью глушителей на своём мотоцикле. Странно, но забавно.

При пленении Грабовского, чтобы он больше не кусался (он первым делом прокусил Теофилу хвост), ему сделали буквально рот на замок, продев этот самый замок между губ. Кстати, потом его готовит к столу типичный итальянский кот-повар.

Нарочитый расимз: презренные крысы (другие мыши не реагируют никак, а Грабовский убийственно с ними вежлив), чёрные коты; мыши – вообще вне понимания и любви кошек.

…А Колумб – ни в чём не виноват!

Курение в мульте: Патти курит сигареты с мундштуком, капитан “США-шного” корабля традиционно дымит трубкой, Теофил курит ядрёные “злодейские” сигары, Адлингтон носит трубку – но не курит. Зато не курит ГГ мульта – и вообще он крепок и здоров. Ну и босс котов, гедонист Гатто, не терпит сигаретного дыма, за что ругает своего подчиненного Теофила.

Одна из кошачьих ракет вылезла из сортира, а вторая – из церкви, отодвинув купол.

Среди котов есть те, кто вроде бы должны были погибнуть: угонщик самолёта и капитан подлодки, но они живы-здоровы. Оптимизм!

Супер-пёс: Своеобразное действие этого супер-оружия – заглатывание кошек в механическую пасть, кот переворачивается вверх тормашками внутри, отчего у него выпадывает опасное оружие (оружие, бомбы, ножи), потом тёмный (плохой) кот становится белым и пушистым ̶п̶у̶т̶ё̶м̶ ̶к̶а̶с̶т̶р̶а̶ц̶и̶и̶, перекрашивается на дисплее в белого – и выпускается из специального выходного шлюза, расположенного под хвостом механической собаки. Хм….. очень физиологично.

Идиллия.

Также после реморализации котов, те становится безобидными (до второй части), но отчасти помнят кто кому начальник: Шафранек даёт собранные цветы Теофилу, а тот передаёт их Гатто. Производственно-командная цепочка сохранена!

По составу собрания Интермыши видно, что тут действительно интернационал: Нильсен – швед, Мартинес – испанец (по нему видно, что идальго), полноватый белобрысый немец, британец с неизменной классической трубкой, есть китаец\японец\кореец-мышь в очках, также есть шотландец.

В вырезанной сцене Поляков ведает Грабовскому, что центр Интермыши вчера взорвали – видимо Теофил перестраховался, после того как получил инфу оттуда.Перед боем присутствует явный шотландец, но не в юбке-килте, а в своеобразных штанцах – и с шикарными рыжими бакенбардами.

У Гатто три кошки – вьетнамка, белокошка-блондинка и “негритянская” кошка.

По крайней мере, шеф на один шаг всегда впереди мышей – неуд им по контрразведке. То прослушка и камеры прямо в сердце Интермыши, то предусмотрел действия мышей и держал под боком специалиста по языку глухих.

Los Vampiros – и их новый солист.

Максипотак – патрон мексиканских кровососов. Или же сокращенно Максимо. Намеки на мексиканцев, как потомков ацтеков, что так и есть.

Майор сыграл нечто похожее на игру пана Квинто, чем растрогал мексов. Свой ̶Д̶ж̶а̶з̶б̶а̶н̶д̶ – стало понятно, что Дик вольется в их дружный кровожадный коллектив. Задолго до “Отчаянного” Бандераса: мексы на радостях стали стрелять из оружия – причем, оно порой было скрыто в инструментах!Тоже традиция Мексики. ̶Н̶е̶ ̶г̶о̶в̶о̶р̶я̶ ̶у̶ж̶е̶ ̶о̶ ̶п̶у̶л̶ё̶м̶е̶т̶а̶х̶ ̶-̶ ̶в̶ ̶г̶р̶о̶б̶а̶х̶ ̶и̶ ̶к̶р̶е̶с̶т̶а̶х̶.̶.̶.̶

И сыграем – и постреляем!

Крутой джентльмен: спрыгнули Грабовский и Цино-сан с самолёта – Грабовский раскрыл парашют только из-за того, что спутница промокнет – а так бы приземлился без него.

Угон самолёта – кошки захватывают самолёт – и это уже даже не смешно. Такое в жизни, много где, уже тогда стало печальной закономерностью. Хотя, там оказывается воздушный маршал (на самом деле один из членов экипажа, вооруженный пистолетом) и обе стороны ведут оживленную перестрелку.

Робкая сердитость – Ленивый Дик: Извинитесь, вы ударили меня по носу – Молчи! А то вообще без носа останешься! – тоже люблю цитировать. – Вы пожалеете! Вы слышите меня?! Слышите?! (Себе:) Не слышат!

Также Ленивый Дик напоминает Пончика из того же “Незнайки на Луне”.

Ленивый Дик, после крушения, сидя на унитазе в кабинке туалета: кажется, я немного испугался…

Дикая удача Дика: был заперт в туалете и чудом выжил – уцелел и его чемодан с барахлом, и самое главное – труба тоже!

Мрачный юмор – Дик: Тут есть кто живой?!

– Нет, – отвечает местный попугай, – ВСЕ померрли! Дик: Ой, соболезную!, попугай: что поделаешь – такова се ля ви!

Дик упоминает о отсутствии крокодилов, но вскоре они тут как тут. Как нарочно!

Вердикт.

Шикарный, но чуточку взрослый мульт (на грани) –  на вырост, неожиданно от мадьяр, которые обычно не делали громких проектов (но им явно помогли). Шутки порой солёные. В целом, товарисчи с западной Европы порадовали нас тогда, предвосхитив все эти хлынувшие к нам (и появившиеся в ответ наши) потом боевики и приключения. Герои мульта, пусть и шаблонные, но мастерски поданы. Весело, чуть цинично и ржачно, порой серьезно и поучительно. Уже давно привитые “Томом и Джерри” истины – хорошие мыши и плохие коты. А много потом появились спорные, но забавные Кошки против собак… В целом, развлекательно и живо. Неплохо смотрится и сейчас: картинка сочная и не устаревающая, особенно отреставрированная. Втройне ценна тем, кто её смотрел в детстве. Можно смотреть и пересматривать неоднократно. Вроде бы серьезно и сурово, но в тоже время смешно и весело. Для тех кто вырос – сняли вторую часть. О ней я тоже упомяну вскоре.

Когда Грабовский и Цино-сан уединяются за шторой, то это такой момент, который значит многое. Во-первых, сожаление, о том что такой классный мульт закончился, во вторых, как эта пара намекает, что потом будет зрелище не для детей (подумаешь, целуются) – и  как бы проводят черту: это для детей, а дальше взрослая жизнь; а в третьих, также намекают, что это был для нас, детей, мультик – а потом, вскоре и для нас начнётся взрослая жизнь. Почти беззаботное детство заканчивалось – и начинались 90-ые, куда более динамичные на события. А 80-ые были тихими и сонными. И от всего этого немного грустно было даже тогда.

А всё же замечательная получилась “Ловушка для кошек”…

Добавить комментарий