Ночные воины. Охотники на вампиров – Vampire Hunter: Dark Stalker`s Revenge (1997-1998) – неровное анимэ по файтингу. Но как минимум, музон хорош!

– Посвящается памяти Димы Орка.

По этому анимэ есть две отговорки: во первых, это не самое любимое мною анимэ, но все же оно неплохое и большей частью, как всегда я буду его хвалить, но и покритиковать его надо, сетуя на то, что оно получилось всё же далеко не идеальным (но стильным и проработанным в мелочах, надо признать). Второй момент – я уж не такой сильный фанат игр, а вернее конкретной игры, по которой было анимэ, поэтому могу неточно передать суть, но ярые фанаты наверное меня поправят, если что. Как минимум, об этом анимэ знают и ценят – как штучное воплощение любимой игры, по крайней мере, в плане анимации – если поискать, есть и сопутствующие материалы и манга, но большей частью серия игр Night Warriors была дико популярна в самой Японии, а у нас отметилась поменьше, но также как минимум, у нас помнят забавную кошечку Фелицию (фурри!), да весёлого мертвеца Забель Зарока (рокер!). Ну, а мы начнем, пожалуй.

Ещё важно, что это первая часть статьи про Ночных воинов – как бы для тех, кто не смотрел анимэ и хотел бы вкратце понять что там да как. Будет и вторая часть,более углубленная, спойлерная, но позже.

Обычно я очень неохотно берусь смотреть и оценивать анимэ, которое я сам не находил и не смотрел ранее, а его мне порекомендовали друзья – хотя сам обычно, насмотревшись их кучу, в свое время, пихал то один тайтл, то другой, паре своих друзей – так что мы были в расчете.

Но был один человек, я его за внешность звал Дима Орк, который ушел от нас довольно рано. Полагаю, что в Вальгаллу, а быть может, если точнее, даже в мир Вахи СорокаТысячника, водить Орды орков… Так вот, он был любителем всего понемногу, не чурался и анимэ, любил по жестче, что-нибудь чтобы ещё про рок и хард – и прочее: музыка, игры, даже Ваха; как классическая так и Сороковник. Именно с его подачи я в своё время узнал о Вахе подробно и на некоторое время был её фанатом.

И вот, Дима Орк притаранил мне аж VHS-кассету с небольшим мини-сериалом анимэ – в четыре серии. Я тогда за анимэ только принимался (кажется только-только нашел Тригана на CD). Это был нонсенс, в то время как мы с ним училиcь в одном Инстике, в ходу были уже даже не CD а DVD, а у меня видак уже отходил от той эпохи – и большей частью пылился в комнате. Короче, это были 2000-ые, и кассеты уже почти вышли из обихода, сохраняясь у немногих любителей – или людей, которым было жаль выбрасывать полюбившиеся записи вместе с видаком.

Но ради такого случая, именно на кассете, я это анимэ глянул. По словам Орка, у него был там любимый персонаж, металлюга-бритиш (на самом деле австралиец), да ещё и нежить. Ну я и глянул этот мульт. Особых восторгов он у меня не вызвал поначалу, вроде ничего так, середнячок – и ещё я понял, что для Димона это был особый мульт (к тому же одного из героев звали так же, как его – Димитрий) – к тому же, он был сделан по вселенной файтингов Darkstalers, а в них он немного играл, да и общался с фанатами этой вселенной. Ну конечно, кроме металлюги ему нравилась кошечка Фелиция – но она сама по себе многим нравилась и так. Что лично мне понравилось в этом анимэ – некоторая готичность, мрачноватость и даже безысходность этого мира, хотя проблески оптимизма и надежды в нём то и дело проглядывали.

И несмотря на то, что первоисточник был файтингом, само анимэ битвами не особо перегружено, и они присутствуют в нужных количествах – то есть, старались соблюсти балланс. Немного разговоров, немного драк, драмы, истории, путешествия и – так далее. Если бы анимэ состояло бы из одних драк (файтинг же!) то было бы намного тупее и скучнее – и ребята из Madhouse это понимали.

Но это, можно сказать, нестандартное анимэ у меня завоевало своё особое место – и как я подмечаю, это очень неоднозначный продукт с особой, хромой судьбой. С чего начать? Показав его потом другому своему другу, тот выдал вердикт – очень блекло, слабо, по детски – и прочее, в том же духе. И он был в целом-то прав. Ну, он реалист, так что всё тут понятно с его оценкой. Слабо в целом, и на любителя, да и то редкого – скажем так, для фаната игры, который в теме – это хорошее анимэ. А вот для простого анимэшника – спорное; ценность его снижена из-за незаинтересованности и какой-то общей сумбурности даже начала и предыстории самого мира.

И действительно, если присмотреться, начинаешь подмечать всё это, однако… Рано или поздно надо было высказать своё мнение – ибо кто-то же старался и даже пытался сделать мульт хорошим, но по ряду причин не вышло в полной мере – не то чтобы шедевра, а несколько даже огорчение для фанатов вселенной ДаркСталкеров, а некоторые рядовые зрители зевали от скуки.

Тем не менее, у этого анимэ есть пара недостатков, так и немногочисленные, но веские и весомые преимущества, которые хоть как-то не дают назвать Ночных охотников совсем уж пропащим проектом (а если припомним более раннюю адаптацию США-Канада 1995 года, то поймём, что этому анимэ ещё и повезло). Скажем так, это была смелая попытка экранизации, не самой популярной (как например, Mortal Kombat), но имеющей свою сравнительно малую и преданную группу фанатов. И ещё, глядя на анимэ экранизации более популярного Street Fighter-a – разве у них получилось лучше!? Кое в чём это анимэ у Уличного Бойца даже выигрывает – хотя бы по антуражу и особой тёмности местного сурового и мистического мира.

В общем, частенько, за редким исключением, сами игры превосходили продукты созданные по ним, да хотя бы по живучести-памяти о них и ярко выраженности. Исключения редки, и по факту, игры-первоисточники оставались монолитами, когда как продукты, созданные по их мотивам – лишь копиями, или версиями достославного первоисточника. Что уж говорить о не так чтобы широко известных играх – хотя с этим могут поспорить те же японцы, породившие Night Warriors – так же как и Street Fighter-a, из которого по сути, Ночные Воины и выросли, позаимствовав кое-что для себя.

Я же в своё время сильно угорал по редкой, но забавной по миксовке полу-пародийных, сколоченных в мини-команды по три бойцах – выходцах из NeoGeo (SNK), не развившейся вширь перспективной тогда консоли – King of fighters (KOF) – и оттуда же Fatal Fury и Art of Fight, давшая тому же King-у брутальных персов – ту же May, с веером, которая соперничала за любовь фанатов с китаянкой Чун Ли из Street fighter`a! Да и вообще, Night Warriors, хотя и имели несколько портов, явно уступали по вниманию и распространенности другим тайтлам, это следовало учитывать.

Но в 1997 году серия всё ещё тянулась вверх, так что разработчики заказали БезумноДому (студии Madhouse) OVA-сериал по своей новой игре – Night Warriors: Vampire Hunter (а их было даже две части). Именно на основе этой игры в серии и была создана эта OVA.

Начало.

Есть вроде как похожий на наш мир (точнее альтернативная Земля), но изрядно искусственно затемнённый – и в этом виноваты Дарк Сталкеры (DarkStalkers) – в частности Крокодил, что солнце проглотил… то есть лорд Димитри Максимофф (ещё один повод, почему Димону нравился этот мульт – Димитрий, ну вы поняли, брутальный чел, да ещё и вампир); вроде как наш соотечественник – на самом деле европейский славянин а ля Дракула. Как вампиру ему солнце мешало, а другие Дарк Сталкерам тоже это было на руку – и каким-то образом он провернул нечто похожее на операцию Dark Storm из Матрица-Антология 1998 года, где люди закрыли солнечный свет тучами.

В общем, тучи надолго закрыли солнце, некоторым перерождениям тьмы это было на руку, а людям стало жить в таком мире тошно и уныло. Как это получилось – нам не объяснят, и вообще, многие персонажи просто есть, есть некий лор, но его обычно знают лишь фанаты самой серии игр. В этом есть своеобразный минус анимэ, как бы для фанатов – они-то подоплеку знают, а мы нет. Впрочем, в игре инфа тоже подавалась гранулировано и совсем коротко – файтинг всё таки – с другой стороны, какой никакой сюжет и мотивации героев все же были.

И вообще, с самого порога нас кидают сразу вроде как посередине разворачивающегося сюжета: какие-то Тёмные, лорд Димитри уже проиграл, но обещал вернуться, сыплются прочие-другие персонажи. И поначалу даже вообще непонятно, кто тут главный герой. С финалом отчасти тоже не всё понятно – и если победа над глав-гадом вроде как закономерно угадывалась, что что же стало в дальнейшем хотя бы с оборотнями – или вампиром и суккубом. Тоже обрыв потока. Непонятно.

Отчасти, однако, те же фанаты файтинга, по которому была снята анимэха, должны были быть благодарны, что увидели воплощенных в анимэ своих героев, но и некоторое разочарование их можно было понять: некоторые полюбившиеся, можно сказать если и не ключевые но “клёвые” персы (как например, диковатый но забавный “канадский” Сасквач или там фараон Анакарис) были из повествования вытеснены в тень, а оставшиеся некоторые персы своим появлением были спорными и почти что пятиминутными (Фелиция и Галлон).

Несведущие и не разобравшиеся особо фанаты, поздние игроки в Night Warriors спросят, почему в аниэм не нашлось места вполне кавайной местной Красной шапочке (Baby Bonnei Hood), девушке-осе Q-Bee и прочим, что уж говорить о ключевых и знаковых бойцах, которых оставили за бортом, например, “теневой” сестре Морриган – Лилит? Дело в том, что анимэ это было создано, опираясь на конкретную часть, охватывающую тогдашний период, и не учитывающую (эти игры ещё тогда и не вышли) части, которые появились потом – куда потом добавили вышеперечисленных. Была цель – экранизировать именно Vampire Hunter – и все бойцы, кто тогда в игре были, их всех и ввели в повествование – только одних попытались раскрыть получше, а других – очень эпизодически и для галочки, чтобы они лишь присутствовали.

Все персы, что были тогда в игре и перенесли в OVA. Вторая планка – это кстати из ремастера игры – более четко перерисованного.

Некоторые упомянуты вскользь, в основном показаны в ролике-опенинге и как жертвы – павшие от рук (и ног) местного мега-босса Пирона (или Пайрона). Нам же, несведущим, показаны персы из файтинга почти без истории, только с туманными мотивами – вот неоднозначные, вот условно-злые (на самом деле просто Тёмно-нейтральные), вот глав-гад. Простенько и лениво. Несколько спасает атмосферу музыка и мрачная вселенная, которую авторы попытались передать – и в целом им это удалось в большей мере, чем остальное. Не за этим ли аниматоров и наняли? Эффект получился наверное, строго наоборот: характеры бойцов не раскрыты в полной мере, зато бэкграунд, окружающий мир, её атмосфера, переданы хорошо, что тоже ценно.

Разглядывая нарисованных персов и выполняемые ими спец-удары, надо признать, что аниматоры совестливо и довольно детально перенесли всё это из первоисточника, чего вероятно и заказывали разрабы игры.

В этом мире сами люди изрядно так либо озлоблены, либо находятся в депрессии и отчаянии, живя кое как – и без огонька светила. Другое дело Дарк Сталкеры, многие их которых если и не злые, то изрядно циничные, харизматичные и просто хаотичные безумцы, бродяги – и хулиганы, что ли? Некоторые такие порождения тьмы – творческие личности, для примера – этакие барды и певцы – парочка из нежити-металлюги и певицы Фелиции, например, (кошко-девочки, ага).

Также в этом мире, кроме мира людей, есть ещё и мир тьмы (Макай), а в них, кроме того, что в людском мире просачиваются и бродят эти самые Проводники тьмы (собственно Дарк Сталкеры) – есть разные плоскости, где живёт (и конкурируют между собой) демоническая аристократия, например. К сожалению, эти миры нам особо детально не покажут, лишь обозначат.

И неясно точно из анимэ, например, откуда пришел мега-сильный Пайрон\Пирон (по виду это типичный штампованный элементаль огня из Третьих Геройчиков). Он просто возник, видимо путешествуя от планеты к планете, и устраивая на местах свой Mortal Kombat, в надежде найти бойца, который набьет ему морду будет равным ему по силе, и будет своеобразным вызовом его способностям – а кроме, того, поиск сильного бойца и упивание своей мощью, видимо Пирона своеобразно подогревало (простите за каламбур).

Суть анимэ в хождениях по этому миру, стычкам, и как центральная сюжетная линия – противостояние Пирону, местному боссу игры, которую он и затеял – найти самого сильного бойца в мире и победить его. Попутно будут показан ряд бойцов, которые так или иначе пытались выжить в этом мире, сделать что-то полезное. Исходя из направленности игр, по которым делали анимэ, одна из сторон – это охотники на женить, вампирхантеры: это пара сестёр с востока и бродячий монах-воин.

Минусы.

А в игре-то глаз у Донована другого цвета был! Но в остальном, передали точно.

В файтинге-оригинале, а это обширная линейка игр, было много героев, но в анимэ решили выдвинуть одних, и лишь упомянуть, а то и не показывать-развивать вообще – других. Странный выбор. Таким образом, многие фанаты остались в пролёте, часть была в недоумении. А те, кто всё таки увидели своих фаворитов в этом анимэ, также испытали неоднозначные эмоции. Кто-то показан мельком, на пару минут, у кого-то лишь упоминание или камэо, а есть пара персов на которых держится повествование – и они вполне этого заслуживают. И если молчаливый Донован довольно спорный выбор, то уж Морриган вполне к месту, как и вампир Димитри, и даже дзяньши Лей-Лей (Сянь-Ко) – и даже её сестре-даосу уделили внимания, чего было явно меньше чем в самой игре. Хотя и тут была палка о двух концах – наверное, некоторые фанаты не совсем так представляли в быту своих кумиров – но в целом, характеры переданы хорошо: аристократы, барды, охотники на вампиров – и только люди показаны в большей степени крайне негативно, но это обусловлено лором мира игры, да и мрачной суровостью и недоверием отчаявшихся самих людей.

Ещё одна из причин негатива – графика, несмотря на время появления аж 1998 года, рисовка по крайней мере персонажей бедноватая, аскетичная, грубоватая, скупая, приемлемая, но словно бы из прошлого десятилетия – из 80-ых, ну или начала 90-ых. При этом, местами задники, все эти города и местности, вырисованы довольно неплохо, что играет на антураж мира. Я бы сравнил это с анимэ Триган – там тоже не самая классная рисовка, но к ней быстро привыкаешь, и кое где она вполне так выигрывает по стилю. Но там был всё же довольно крепкий сюжет. Так и тут – по крайней мере, атмосферу этого мрачного мира графика передаёт.

Учтём также, что в момент появления, всё это выходило на VHS, в не самом лучшем качестве, и смотрел я тогда именно такую, тускловатую и тёмную версию – и соответствующим эпохе “вольным” переводом. Сейчас же, появилась и добротная озвучка (студия Камертон – довольно бодро и профессионально), и оцифровка, и качество картинки, так что это анимэ заиграло свежими красками – так что сейчас я бы ему надбавил один балл, за как оказывается, вполне детальные задники-фоны и лишь чуть лениво вырисованных персов (в основном на задних и средних планах, вблизи аниматоры постарались, вырисовывая чуть ил не каждый острый зуб Лорда Димитри, например). Взрывы, пламя, лазеры, артиллерийский огонь – всё это довольно хорошо нарисовано. Опять же передана особая динамичность драк, порой резких и скоротечных – то что надо. Некоторые движения в деталях можно оценить лишь в замедленной съёмке или на стоп-кадрах.

Но всё же иногда задаешься закономерным вопросом – а зачем в анимэ столько персов, зачем им их сюжетные линии, если они почти никуда не ведут – и прочие. А ответ прост – это просто ленивая экранизация всего навсего игры-мордобоя, файтинга – и сценарий состоит из сшитых белыми нитками слабо мотивированных героев, которые время от времени пересекаются. Моя претензия в том, что все они плохо раскрыты, когда как в динамике боя, в диалогам они вполне хороши. Сюжет есть, и на том спасибо, но очень схематичный (ну, сойдёт!).

Часто пара конкретных персов задирают морды к небу и начинают пафосно вещать – и выглядит этот тут как-то по-особенному. Ну, воины пафоса! – но для меня это было скорее в плюс. Конец 90-ых всё таки – такое тогда ещё было в моде.

Ещё причина спорного результата анимэ, его оценки – тонны пафоса, многое гипертрофировано и подается так, словно это важняк важнецкий! Это было бы не так критично, если бы не “детсадовский” сценарий анимэ: один плохой злодей – Пирон, его роботы Куатзилы\Фобосы (изображение которых авторы скопировали из сомнительных хроник-мифов про Лемурию-Атлантиду – тогда в 90-ые была популярна эта тема; на самом деле, внешний вид роботов – скопированы с японских статуэток Догу эпохи Дзёмон), которые тем не менее, совершенно “нейтрально” пытались ликвидировать сильнейших бойцов планеты, ибо нефиг!

Прибавьте к слабому сценарию ещё и то, что лор мира, экспозицию, провалили – фанаты вроде как должны знать его и понять что к чему – однако, сами игры были эксклюзивом для PS и PSP, а значит, фанатов игр было не так уж и много, по сравнению, с например, вездесущим Мортал Комбатом. А если взять не-фанатов, а просто зрителей анимэ, то они будут также в недоумении – очень кратко нам показали этот мир, вроде как стандарт, но никто ничего почти не объясняет, более того: нам покажут некоторых персонажей и нисколько не раскроют их историю.

Яркий пример – вампир Демитри Максимофф и суккуба Морриган Энсленд которые вроде как находятся по разные стороны баррикад, причем аристократических: она представитель демоничества запредельного, Мира демонов Макай, а вампир – типичный японский Дракула, земной владыка (поневоле), который по случаю подмял под себя некий регион земли смертных. Общую суть мы улавливаем, но в глубину никто не копает. И в целом, персы вышли шаблонными донельзя, да ещё и в рамках своего поведения, заданного чрезвычайно деревянными и упёртыми – взять хотя бы вроде как ГГ монаха Донована. Он вообще смахивает на угрюмого и немногословного дебила недалёкого парня, сильного разве что телом и духом, надо признать – как никак странствующий и немного философствующий монах – и до кучи охотник на вампиров.

С ним вообще есть ряд проблем – то он молчит с умным видом, то пафосно вещает прописные истины. Сама его суть противоречива – как миролюбивый хиппи, тем не менее ведущий войну всеми средствами, пусть и со злом: качок-монах, человек широкой души, немного отстраненный, вроде бы участливый временами, но и фаталистичный и словно бы не заинтересованный в судьбах людей (на самом деле он сдерживается и держит дистанцию, чтобы кого, даже по слуайности, не угробить, своими время от времени вырывающимися, стихийными силами).

Имеет класс монаха, но также является и странником, охотником на вампиров (нечисть), да ещё и использует оружие Дарк Сталкеров – живой и огромный, одержимый злым духом меч Дхайлёк. Не дерется за деньги или славу, а по своему почину – таков его путь! – дабы очистить этот мир от тьмы. И это из-за того, что половина его – это именно демоническая его часть, кровь демона. Вспоминаем приснопамятного Блейда (а то и вампир-хантера Ди)! В общем, всё сложно и неоднозначно. Скажем так, он законопослушно-нейтральный. В целом, как Донован, так же выглядит и сам мини-сериал: двойственность идей, странный вид и странные решения – что то цепляет, а что-то отталкивает. Впрочем, сериал короткий (OVA же) и в целом неплохой, просто изрядно странный и неоднозначный.

Плюсы.

– Что скажешь, сестра? – Ничего не скажу, промолчу!

Озвучка вроде как неплохая, в японской версии пафосная, в английской более сдержанная и стандартная, что ли, но не менее профессиональная – в любом случае постарались. Особенно удались Димитри, с его мощным голосом и Морриган её с томным голосом, да ещё Фелиция – непосредственная и оптимистичная. Донован, в силу своей сдержанной натуры, всё же до них не дотягивает – совсем редко повышает голос, это когда он пафосно вещает, да и то как то сдержано.

Плюс, спорный но по сути классический – постарались хоть немного перерисовать-передать удары из игры каждого из бойцов, отчего персы и бьют своими “коронками” и “ультами”. Это вызывает у фанатов узнавание и оргазм умеренную радость, простым же зрителям будет слегка любопытно и не более – вроде как появляется интерес, но не зная подоплеки, он не поддерживается.

Иллюзия тьмы, “коронка” cуккубы Морриган, пару раз была показана в анимэ.

Например, Иллюзия тьмы у Морриган – это когда она раздваивается и потом она сама и её копия зеркально мутузит врага, а потом снова сливаются в одну суккубу – и что это было? Впрочем, большинство ударов угадываются по файтинговой составляющей, разве что вызывают недоумение силы Донована, то и дело призывающего разных богов стихий (молнии, огня и прочего), этаких элементалей, которые помогают ему в битве. Что, почему?! Слегка напоминают Стэнды из Жожо, ну да ладно…

Вместо третьего удара в анимэ будет воздушный Атлант, в остальном же полное соответствие оригиналу-игре.

И ещё то, что некоторые уникальные бойцы, удары которых основывались на их сущности – например, Анакарис (это особо зверский, как по части зрелищности ударов, так и по части трудности их исполнения, боец), атакующей своим саркофагом или бинтами – или гиганта Виктора, способного увеличить свои конечности – на манер Боевых жаб; их показали только в одном из опенингов и больше нигде.

Несомненный плюс вытягивающий чуть ли не наполовину это необычное анимэ – это музыка. Учитывая, что чуть позже, для примера, вышел анимэ-сериал Звёздные Рыцари со Звезды изгоев (Outlaw star) 1998 года – фановое анимэ классом пониже, более ранний, который явно и сильно уступающие более продвинутому брату космо-ковбою – Бибоп ковбоев, то и тут, в Ночных Воинах, и там – сложилась такая ситуация, что музыка на голову выше графики и сюжета, чем и запоминается, в основном. Остальное вторично, о музыке мы поговорим отдельно, ибо есть за что её похвалить.

Кто мне понравился.

С подачи Димы, конечно же мне приглянулся металлюга – к тому же с его появлением выходит пара забойных треков. Он крутой, нейтрально-злой, Тёмный, типа музыкант, продавший душу – вроде как нежить, а жизнью наслаждается и живее всех живых! В целом он хулиган и оптимист, с кучей своих приколов. Маскируется под типичного человека-рок-гитариста. Нечто вроде Рюка, в своей Дарк Сталкеровской ипостаси внешне – и неунывающий оптимист и циник. Его очень мало, показался в начале – и бывайте! Свой бодрый заряд в анимэ он вносит, вроде как оживляет его, но потом исчезает. Жаль, но из этого хаотичного перса, по сути гуля, много в сюжетном плане действительно не выжать – а то бы получился комедийный жанр, серьёзно!

С появлением этого перса есть одна забавная шутейка.

Почти то же и с Фелицией, супер-фанового перса, которому вроде как выделили аж почти всю третью серию, но раскрыта ли она? Да нет, не особо. Она просто есть, хотя её суть передана пусть и куце, но почти исчерпывающе: она певица, путешествующая по миру людей с концертами – наивная, оптимистичная и добрая.

В целом, не будь этих персов в анимэ, было бы намного скучнее – они изрядно разбавили повествование. Опять же фан и бешеная энергия – некоторые персонажи, такие как вампир Димитри и Донован слишком монументальны, что ли.

Шуток тут мало, так что цените. Далее идут суровые боевые разборки и драмы.

Сёстры с востока – был очарован (и не я один) ребячливой дзяньши Лей-Лей (она же Сянь-Ко). Классная парочка, а серия про них поражает особым фатализмом – потерявшие давным-давно мать мстительницы, частично и сами идущие по сомнительной тропе борьбы с Тьмой. Старшая сестра не менее внушает, хотя и более сдержана.

Восточный колорит, и тут же самурайский одержимый доспех. Необычный японо-китайский колорит второй серии завораживает, вот. Получилось классно.

Кроме того, само анимэ – по логике, как бы разделяется на несколько небольших историй, а то и страшных бабаек баек на ночь. Присутствует главная сюжетная линия, но в целом, многие истории случаются по пути к главной цели, и по сути они филерные – но они немного раскрывают особенности этого мира. Ещё заметка – это анимэ довольно кровавое местами, мрачное и тёмное, опять же мордобой, хоть и не как в Мортал Комбате – кровь брызжет, но нечасто.

И конечно же, в половине случаев, главный поставщик крови в этом анимэ – страдалец Донован, с его “нечистой” кровью.

Оборотень (Галлон, он же Джон ТалБейн), Фелиция – блохастые представители оборотней. Вроде как должны тащить, но не фига, кошечке ещё дали время, а вот волку – фиг. Кошечка конечно выглядит как сексуально, так и мило – но уж больно перекачана, впрочем она вроде как боец – и нередко ведет себя так же игриво, как и “милая нежить” Лей-лей. В общем, и сами ребячливые по характеру, эти два перса – дзяньши и кошечка – нарочито детские персонажи, либо скорее юношеские. Оборотень выглядит серьёзно и вдумчиво-взросло, что противоречит его игровой сути, да и в целом он тут мало раскрыт – проносится этаким метеором, а вернее своей фирменной “Волчьей пушкой”.

Они сошлись – вода и пламень… Сначала подерутся, а потом по… подружатся, короче. И ещё они, вероятно, любят мерятся длинной своих крыльев.

“Сладкая парочка” соперников-аристократов разных миров: гигант со своим фамильным замком – Димитри-вампир (дворецкий зовёт его с японским колоритом – Димитори-сама), и суккуба Морриган Энслэнд. Им времени уделили сравнительно немного (типа вторая, побочная сюжетная линия), но их противостояние нет-нет да напоминает о себе. К тому же, мне нравятся вампиры, а тут он пусть и уступает классическому японскому Кастлеваневскому Дракуле, но в целом, тоже держит марку – и это при своей вторичности, кальке с того же Дракулы.

Аристократия – это весело: все развлечения – но только в мире смертных, боевая дипломатия…

Но мне суккуба, здравомыслящая и не ставящая во главу угла даже судьбы мира людей и демонов поначалу, больше понравилась. Занятная особа, плюс умело воюет.

И ещё. Несмотря на крутой стиль Морриган-суккуба, мне понравился и продуманный человеческий её облик аристократки: бледное и худое  лицо, высокий лоб, длинные прямые волосы, распахнутая белая рубашка и красные стильные штанки, на ногах – белые туфли.
Я всё ещё годяй – полным негодяем всё никак не получается стать что-то…

Качок, полу-злодей, мрачный тип, харизматичная личность, мощный тиран – но у него тоже, всё же, есть предел его силе – к тому же он в прошлом проиграл важный бой, но не первому встречному, а тогдашнему Королю Демонов – Велиалу, что тоже почетно в какой то мере.

Никто не скрывал, с кого слепили вампира Димитри – Capcom можно заниматься самокопированием.

В некоторые моменты данный вампир-граф неотличим от Майора Байсона из Street Fighter`a – ну и где тут оригинальность?! Мы то конечно припоминаем, что Ночные Воины были последователи Уличного Бойца со всеми вытекающими – но спасала лишь готичность и фэнтезийность придуманного нового мира – в этом плане тот же Уличный боец даже как-то бедно выглядит по сравнению с этой вселенной, в силу почти полного отсутствия мистики.

Восточные сёстры Лей-Лей и Мей Лин (типа Чун-Ли, но в двух лицах), о них я как-то упомянул в статье про дзяньши, китайских прыгающих вампирах. Скажем так, старшая сестра как бы находится в тени младшей по популярности – и это не мудрено: блеклая, субтильная, плотно запакованная в одежду жреца, строгая и скромная заклинательница-даос – и её забавная, несмотря на статус нежити, игривая как ребенок, сильная и классная, младшая сестра-дзяньши Лей-Лей, она же Сянь-Ко.

В игре Сянь-Ко нарочито юморной перс – а вот в анимэ – суровый; лишь в редких случаях ребячливый – и это идёт антуражу этого мрачного мульта на пользу.

Ещё один момент – несмотря на нарочито китайские одежды, в Лей-Лей есть сугубо европейский элемент, который не позволила бы себе скромная, и в целом, не заморочавивающаяся своей внешностью (да ещё и мертвая) китайская девушка – глубокий вырез своего наряда.

Хорошие второплановые персы, со своей давней драмой и историей.

Что ещё про них сказать – старшая сестра – даос-заклинатель, присматривает за младшей: вместе они ездят на кабриолете (это типа Хот-род Ти-баскет) с прицепом, где размещен гроб для сестрицы Лей-Лей, в котором та отдыхает. Вместе они вроде как борются с нечистью, как и Донаван – и у них на это свои причины: по версии мульта (в игре немного другая версия) их мать пожертвовала собой, проведя тёмный ритуал (Igyo Tenshin no Jutsu), чтобы отвести беду от императорского дворца, осаждаемого тьмой. В результате сестры остались одни, и младшая к тому же, в попытках обуздать тьму вокруг, стала нежитью, а старшая – даосом. Так и живут. И если старшая сестра суховата, хотя и не лишена юмора, то младшая – на редкость неунывающая, оптимистичная, веселая и общительная. И это при том, что от её лап с когтями изрядно так достаётся как мелким представителям тьмы, так и порой зловредным людям – но их она обычно, с подачи старшей сестры, лишь слегка “стунит” и лупит, оставляя в живых.

Также тускловато выглядит неспешный Донован, но его внутренний мир и прошлое, хоть немного заставляют проникнуться душой к этому немногословному воину-монаху.

Донован отчасти получился как американский супер-герой – с каменной челюстью, но зато с азиатским колоритом – стихийный монах.

Спорный и неоднозначный перс – монах Донован. Со временем к молчаливому монаху, с внешностью истукана с острова Пасхи, слэш охотнику на вампиров Донавану присоединяется девочка, вроде как из европейско-германской деревни (соответствующий германский наряд сельской жительницы прилагается) – Анита, которая потом путешествует с ним. Она на редкость молчалива, замкнута и так же отстранена от внешнего мира. У неё безучастный взгляд помертвевших глаз -результат давней трагедии. В целом, она похожа на куклу, тряпичную куклу Барби же она и таскает с собой, как бы подтверждая свою суть – вроде как молчаливая и бездушная (но на самом деле волне эмоциям подвержена, разве что выдаёт она их редко-редко). Именно их за этой особенности я звал её куклянкой. Вполне неплохой перс второго плана, становящийся со временем для одного из ГГ (прибавим и сердобольных сестёр-китаянок, старающимся помочь обоим) важной – когда как поначалу Анита следовала за ним, а Донован отговаривал её этого не делать.

Милая пара (кто сказал, Геральт и Цири?), причём девочка изрядно неоднозначна: хмурая, неулыбчивая, по сути жертва (и порождение этого мира) местных разборок людей и Тёмных, с явным пост-травматическим синдром, заставившим её захлопнуться в своей скорлупе.

Впрочем, кое какие эмоции она испытает, но старательно их прячет – впрочем, они нередко все же становятся нам видны. Со временем Донаван старается чтобы хотя бы раз его спутница улыбнулась.

Итак – почти поровну распределено между персами: парочка редких появлений Фелиции и в одно появление – рок-гитариста – Забель Зарока. Далее идёт парочка же соперников-аристократов – суккубы и вампира (банально в целом, да, а если бы были силы добра, то это была бы монашка и паладин) – и у них экранного времени побольше. Во второй серии появляется Проклятый доспех и его нынешний хозяин – Бишамон, поддавшийся проклятью этого доспеха: упомянули бойца из игры – ну и ладно, вписан в антураж и только. По сути, проклятый доспех тут не персонаж (ну может быть призрак-дух самого Бишамона, что заточён в нём), а скорее тут показан как враг-моб, что довольно забавно. С другой стороны, ему уделено довольно много времени.

Стоит отметить, что анимэ любопытно построено – в знак того, что персы тут вроде как почти равны, и играют каждый свои роли, дополняя общую мозаику картины – кто-то больше, кто-то чуть меньше; вроде как главный герой Донован появляется лишь после того, как закончилась затравка в виде презентации и сути этого мира, после того как явили зрителю по паре других персов. И только тогда появляется Донован! Это любопытно – он не врывается в повествование – а неспешно приходит и оглядывается, согласно своему неторопливому методичному характеру странника.

Музон.

Вампирский “Фендер” – между прочим, из цельного дуба! Эндинг у серий вполне классический по-американски – песня на английском.
– иначе не скажешь, он тут на удивление драйвовый, мощный и специфический.

Большой и огромный плюс – музыка, она поддерживает эту мрачную и тёмную картину и фон анимэ. Даже больше – сама музыка необычна даже тем, что написанная японцем, но содержит саксофонные композиции (порой крайне зажигательные, дикие и динамичные – прибавьте ещё рок и металл, электрогитару там), что обычно крайне нетипично для Японии. Это сейчас вкусы изменились, а тогда саксофон был лейтмотивом (визитной карточкой, если хотите) США-шных мультов (и фильмов раннего периода). Тут же уши наши радуются этому набору. Практически весь саундтрэк из Сталкеров я утащил к себе в коллекцию. Это сильная сторона мульта.

Кроме того, учтём, что прицел был не на одну Японию, а на Европу и США, что заведомо подразумевала и игра – чудовище Франкенштейна, оборотень, Дракула, суккуб – только местные, и лишь чуток восточного колорита – Проклятый доспех и дзяньши-сестра. Соответственно и музыка получилась не однобокой а модерновой.

Надо сказать, что получилось хорошо и самобытно, почти не похоже на игровые композиции из оригинала – явно старались придумать нечто своё. К слову, в самой игре, по крайней мере в самой первой, были своеобразные и удивительные композиции – скажем так, раз это вселенная полу-европейских монстров (только глазами японцев), то и аранжировка была соответствующая – мотивы Кастлевании и орган давали темы вампира Димитри, традиционные египетские мотивы – Анакариса, опять же “мяукающая” музыка Фелиции.

Про других сказать можно мало – у суккуба Морриган и Лей-Лей несерьёзные мотивы – у дзяньши даже веселые, у оборотня – по деловому не напряжные, ибо он не чистокровный и кровожадный оборотень, а подневольный перевертыш-подросток. Донован на удивление по музыкальным темам из игры стандартен – ритм и обычное течение, местами лирично.

И только на удивление лиричные и восточные мотивы сопровождали Бишамона – я бы на их месте ввёл нечто агрессивно-наступательное, но нет – игроделы как бы подчеркивали и напоминали, что это был трагичный перс: доспех, источающий ярость – и заточенный в ней некогда сильный воин, “съехал с катушек” и много всякого продолжил делать под управлением злосчастных доспеха и не менее проклятого меча, пьющего кровь (если бы это был персонаж женского пола – то у неё был бы просто меч, или она сама бы в него превращалась). Так что первая мелодия у Бишамона в игре – бравурная, ступенчато-пошаговая по ритму и на удивление бодрая, а другие две – лирично-медитативные, как я и люблю. Но это в игре.

Башамон – в игре и анимэ – а что, похоже.

К слову сказать, цель Бишамона – выйти из подчинения доспеха, и в первой игре, в случае победы над Пироном, мы увидим воина, всё таки этого добившегося – его же, но более бледного, призрачного вида, мы видим и в анимэ – и ситуация аналогичная, пусть ему и помогли со стороны (Донован).

Как пример противоположного, и более ожидаемого, приведу персонажа из Killer Instinct, но более свежего – Хисако, мёртвой японки с нагинатой – вот у кого музыкальная тема агрессивная, безумная и пугающе-разражающая! Но это к слову.

А ведь в игре есть и вторая её версия – Shin.

В игре у Забель Зарока/Лорда Раптора такие музыкальные темы, которые напомнили мне Сеговские инструментальные мотивы из Battle toads, в анимэ же предпочли более забойное хард-роковые исполнение, что хорошо совпало с тем, что этот перс давал свои концерты.

Но вернемся к трекам из самого анимэ – лишь четверть ситуативные, остальное мощно и отлично звучит, подчеркивая ситуации, происходящие в анимэ. Порой один трэк повторяется пару раз в разных сериях или даже в одной, но это лишь даёт эффект узнавания – мы, уже слыша мелодию настраиваемся, что сейчас будет либо драматичный момент, либо мистический или боевой.

К слову сказать, в композициях нет направленности, как в играх, именно на бойцов: тема такого-то, а именно ситуативные, привязанные к месту и ситуации. Тоже хороший подход, ибо одно мы уже слышали в игре, а анимэ нужно было другое, подкрепляющее как бы мир в первую очередь, антураж – а не самих персов.

Супер-динамичный и информативный опенинг, к тому же в каждой серии прибавляется монолог одного из героев, придавая серии объёма. Опять же пафос, но на фоне играющей музыки и видеоряда дерущихся воинов – самое то. Это мне понравилось.

Мелочи – сцена где в четвёртой серии Морриган приходит к поверженному Лорду Димитри, звучит музыка, которой не в с официальной сборнике для анимэ. В нём есть похожая Final Kiss, но это не то. Как мне показалось, это своеобразный микс из первой игры, совмещение тем-эндингов Морриган (1-27\28 morrigan ending 1 и 2).

Также нет в сборнике, мелодии с кладбища, где впервые появление Донован. Странно, но факт, возможно мелодия также была взята из другого источника, или написана другим автором, и не вошла в официальный сборник.

Это так же как с выступлением мелодии из серии Ленор: Mаленькая мертвая девочка – Рагамуффин (Оборванец). Фанаты даже на синтезаторе её наиграли, но не вырезали из звуковой дорожки этот трэк, а найти его вживую никак нельзя. В общем, готично и медитативно. Так и тут, не менее классные темы, неуловимые, не вошедшие в сборник к анимэ.

Кстати, также редко встречающаяся композиция Cool love, которая немного схожа на тему с кладбища, но более бравурная и весёлая.

Для начала перечислю самые простенькие, а потом пойдёт “тяжелая артиллерия”. Иногда добавлю значок (С) в знак того, что зачастую мелодия привязана к определенной сцене и так и запоминается. Значок (!) будет значить, что мелодия суперская – на мой, по крайней мере, взгляд и особо заслуживает внимания.

Некоторые композиции так вообще, даже в отрыве от анимэ, слушаются сами по себе драйвово!

The Final Kiss (!) – пианино, лирика, словно на закат смотришь, печаль и одиночество. Небольшой взлёт, мистическая тема, словно капли в озеро падают. Молчаливое пение на фоне. Пианино главенствует, смена темы, протяжение. Взлёт, надежда, печаль – сворачивание темы, по два аккорда, лирика, снова надежда под конец, завершение – затухание мелодии, переходящее в тишину.

Хорошая тема, немного медитативная, ситуативная и лирическая. Довольно редкая для общих тем этого “драчливого” анимэ.

Shao Tribe (С) – драматичная, момент когда заклинательница-мать двух сестёр жертвует собой в борьбе с наступающей тьмой. Также туда входят воспоминания сестёр после этого момента – восточная тема памяти, в концовке.

A Sad Destiny – надвигающийся рок, судьба, всё деятельно и динамично. Нужно что-то делать, ритм и нарастание тревоги, но заканчивается всё затуханием мелодии. Ситуативно, для фона или перехода сцен. К тому же она довольно короткая.

The Disappearing Lights – спокойная, вкрадчивая, нечто вроде темы Протоссов-духовников из Старкрафта. Мистика, некие болотно-лощинные мотивы. В середине перелом, ритм, нарастание, снова ритм, легкое затухание, и пара тактов, снова тихо,\ – снова пара тактов и окончание. Также для фона и переходов. В целом спокойная тема.

Pure Yet Alone (С) – некая томно-тягучая мелодия, посвященная воспоминаниям и прошлому (на заднем плане нечто вроде криков морских птиц); жирный и пронзительный саксофон в середине, вторым идут ксилофон и пианино. Под последнюю треть снова протяжка, и словно прощальный гудок паровоза. Атмосферная, лирическая тема, словно бы отмеривающая время (темп).

Murder Pentagram – ну, тут стандарт, хаос и разлад, это мы слышали много раз, снова агрессия и напор. Беда этой композиции – хаотичность и подойдёт она к ряду ситуаций – с разладом и не пойми чем. Смелая середина, многоплановая, повторение пройденного, завершение – в два такта. Как-то слишком хаотично, для файтинга даже слишком. Не часто встречается в анимэ, ибо не подходит к большинству сцен.

Mad Rhythm (С) – мрачная и тревожная тема людей, когда они на что-то решились. Мистика, в середине двойной такт, на фоне свой быстрый ритм. После середины нарастание ритма, драматизм, последняя четверть – взлёт и констатация, снова слышится рок и судьба, орган, протяжное затухание. Стильно и мрачно, хорошо для фона сцены из анимэ. Неплохая тема.

Lord of Distruction Destruction of God (С) – тема Пирона, по сути; орган, напор и пафос, накатывание на слушателя, электрогитара. Чувствуются ритм, как бы шаги, поэтапное продвижение. Особая финальная часть, с затуханием и завершением.

Пафосно, но мне как-то слабо понравилась, стандарт агрессии, что ли, непреодолимая сила. Похоже на тему Харконеннов из игры Император: Битва за Дюну, что и неудивительно – Пирон же у нас злодей.

Precious Spirit (С) – раскачивающая мелодия, два ритма идут друг за другом как эхо – протяжка с вибрацией, снова два отголоска, разные по тональности. Снова повторение с начала, но с возрастающим драматизмом. В последней четверти идёт пронзительный аккорд – с повышением, закручиванием новой мелодии – и завершением, снова подъём, а следом и затухание в три-три такта.

Именно в этот момент Димитри и его дворецкий в анимэ обсуждают, что делать дальше после визита Морриган, глядя на город людей.

Нагловатая, напористая мелодия, важна своим эхо-исполнением. Ценна последней пронзительной четвертью. Неплохо.

Dark Diamond – агрессивно-наступательная, довольно оптимистичная тема, в целом стандарт и мне понравилась мало, но всё равно внушает. Электрогитара. Рокерская какая-то тема, снова ритм-шаги, Пирон наступает и так далее. С первой трети идёт смена темы, которая снова сбивается на начальную – а потом снова, “дожимание темы”. Затухание.

Space Symphonic (С) (!) – заявление Пирона, его поступь и снова другой темп, чуть ли не лирическая местами, рок и судьба, пафос. Драматизм снова в середине, смена темы, снова поступь. В последней четверти особо сильно звучат колокола, отбивая ритм, что крайне готично, завершение мелодии, запилы электрогитары, снова колокола – смена темы, электрогитара, два и один такт, завершение.

Сильна во вторую свою половину из-за мощных колоколов. Начало скорее даже лирическое. Ритм, поступь. Неожиданно классная композиция.

Немного похоже на композицию Эона из игры Pathfinder: Wrath of the Rightous, в том плане, что есть некое космическое равновесие, шаги, поэтапность, драматизм.

Invitation to the Charm of Darkness (С) (!x2) – саксофон, агрессивный, мощный запил. Начинается словно бы с объявления в игре диктора возгласа пару раз – Hay-ra! Собственно, это тема опенинга, сама по себе мощная и динамичная. Далее идут клавишные, на заднем фоне барабаны отбивают ритм. Напор, драматизм, пафос. Во второй четверти снова запил саксофона, продление – и последняя четверть, снижение темпа, с последующим скатыванием, заканчивающася короким аккордом.

Мощно получилось, и в качестве прецентации, открытия каждой из серий, а ещё и подрепленная видеорядом – так вообще пушка. Очень качавая. Одна из самых качественных и продуманных композиций анимэ (ещё бы!).

Night Battle Party (С) – вы готовы к року?! Начальные барабаны и ритм задают настрой. Начало концерта Забель Зарока – начало хулиганское, потом не менее нарастающая тема, раскачивающаяся из стороны в сторону, электрогитара ведёт, пошаговый ритм, накатывание и завихрение мелодии; так два раза, потом снова, два такта чередуются? снова завихрение – и трехтактовое окончание с электрогитарой.

Очень быстро-качавая мелодия, привязанная к концерту мервяка. Начало прям убойное, но потом идёт ровный стандарт. Одна из тем, оптимистично-хулиганско агрессивная с чётким ритмом и двумя фонами – электрогитарой и ударными.

Chaos Flare (!) – мистика, и словно мелкие ледышки раскалываются на заднем плане поначалу. После первой четверти – медленный напор, нарастающая угроза, мрачная и тяжелая тема – и прокатывание мелодии далее; последняя четверть – небольшое снижение, снова агрессивная поступь, и снова взлёт, ударные. Запилы электрогитары под конец, неожиданный и быстрый финал. Начинается как медитация но потом идёт многоплановость, сбивающая настрой начальной темы.

Атмосферно, мрачно, начинается как медитация, продолжается как угроза чему-либо, многоплановая в середине композиция. Чувствуется набег и сопротивление этому, смена тем, драматизм, сопротивление. Сочные запилы электрогитары.

Oriental Sisters (С) (!) – собственно с подачи этой темы и называл так китайских сестёр – восточные сёстры. Это тема презентации более веселой из сестёр – Лей-Лей. Начинается с удара гонга, который есть у дзяньши. Привязана к почти что первому появлению сестёр – когда младшая разметала нападающих пьянчуг, пристававших к старшей сестре. Задорная тема, саксофон крайне оптимистично звучит – словно бег по лестнице вверх.

Начало развесёлое, выходящее на саксофонную тему, снова оптимистичная тема – подьём, нарастание – снова саксафон, с перемежающаяся тембром – и ироничное короткое завершение, с эпилогом. Одна из самых ярких и оптимистично-задорных тем этого мрачного анимэ, браво! Крайне нетипичная для японского анимэ тема, но подходжит к ситуации классно!

Escape From The Labyrinth (С) (!) – снова оптимистичный саксофон, слова Донована о том, что его путь ведёт по лабиринтам тьмы, но он не боится. Мощная электрогитара переключается на саксофон, середина чуть провисает, на одном ритме тянется, потом – снова саксофон, ступеньки, подъем, снова закрутка мелодии. Переборы электрогитары, мощно. В три такта завершается мелодия – и как эпилог, лирическая мелодия (Анита улыбается и светит солнце), мини-завершение – тихие раз-два-три аккорды. По сути это последняя (не считая стандартной песни для европейцев в титрах) мелодия анимэ, завершающая покадрово эту эпопею.

Чувствуется, что сочиняли с оглядкой раскадровки в анимэ. Прям по сценам расписано – Донован, его восхождение, солнце над планетой, а Анита улыбается.

Planet Burning (С) (!) – а вот эта тема зачётная. Это когда Димитри сражался с Пироном. Пафос, заявление, превозмогание – ритм, драматизм – потом следует драматичная протяжка, ещё смена темы, а потом – двухтактная агрессия, нарастание напряжения, драматизм, и так два раза – напор, драматизм, под последнюю четверть – отбиваемый ритм, потом снова превозмогание, нарастание, и снова драматизм в три такта, заканчивается почти как тема из Терминатора.

Крайне мощно на всём протяжении темы, но привязано к сцене поединка вампира и мега-бооса, к тому же повторяется. Драматизм, сила, противостояние, ритм – тут есть всё. Драматично.

Artman (С) (!) – восточные мотивы, мощно; превозмогание, пафос, немного лирики, электрогитара, духовые – сильна в сцене, где Донован сражается с людьми из китайского города. Во второй половине словно бы расцвет мелодии – и закономерное окончание, в три такта.

Bluffman (С) (!х2) – ещё одна мощненйная тема, пафос и драматизм. Обычно привязана к сцене где Анита и Донован бредут по дороге. Превозмогание, драма, преодоление.

Начало – орган, ритм, протяжение мелодии, лирическая часть – духовые, протяжка. Далее перебор клавиш пианино, несколько тактов, перебор клавишь – и нарастание мелодии, саксофон, словно в гору поднимаются, подъём духа; два раза подъём, драматизм – далее снова духовые лирика, и окончательный подъём, саксофон и затухание темы. Повторение темы, но во второй половине особо сильно.

В анимэ втречается довольно часто, как минимум пару раз. По факту привязана к упрямым и преодолевающим трудности Аните и Доновану.
Очень готично получилось. Одна из сильнейших тем анимэ.

Endless Battle Game (С) (!) – на замок Лода Димитрия нападают роботы, а он с ними сражается. Крайне агрессивная и ритмичная мелодия, ударные, мистика-орган, далее саксофон, а барабан отбивает ритм на фоне – далее особый ритм, барабан сами по себе, нарастание и снова главная тема, закрутка мелодии, повторение. Снова мистичная музыка, саксофон, закрутка, мистика, саксафон – в целом трехтактное повторение общей темы. Ступенчатое завершение – как бы вниз протяжка – и финал.

Ещё одна мощная тема, которая запоминается. Она и Artman самые пожалуй, динамичные темы в анимэ. Сильная композиция, к тому же привязанная к одной из динамичейших сцен-сражений в анимэ.

Вот как то так, на слух это и взучит, чувствуется и запоминается. Так что у этого анимэ ещё и один плюс – не было особой привязки, кроме общей темы к мелодиям, довольно простым, надо сказать (файтинг всё же), из игры, их сочиняли именно для сцен в анимэ, что видно. Сильно радуют композиции с электрогитарой, пианино и в сообенности с саксофоном – это вообще высший класс и крайне необычно (вспоминается разве что шедевральный Ковбой Бибоп, тоже в принципе пришедшийся амерам и европейцам – да и нам, и всем-всем-всем ко двору).

Другое.

А вот диалоги и некоторые конфликты и ситуации тут – так себе. Туда же и босс игры Пирон – забороть его – цель по сути игры, да и анимэ. Пирона могуч и туп, самоуверен и всесилен – но сокрушается силой духа главного героя Донована, величие которого в его монолитности, упорстве – и отчасти в самоунижении – ой, я нечистый, я полудемон-получеловек – при том, что он действительно как-то не по человечески отстранён, но и человечен в определенных ситуациях. В общем, человек, борящийся со своей тёмной половиной – буквально.

Вы будете смеяться, но есть ещё одно анимэ, от этой же студии, и по моему вообще более слабое, по моему мнению – а я на нём вообще чуть не заснул – Fatal Fury, The Movie (и ещё двухсерийная OVA была) – да простят меня её фанаты, я в нее играл на эмулторе, славная была серия, но я больше проникся King of Fighters и Samuray Shodown – и вот по этим файтингам, так же как и с Сталкерами, сделали ремесленный заказняк, слабый и по такой же схеме.

Fatal Fury The Movie: cтандартно и ожидаемо – это не плохо, но хотелось, конечно, большего.

Только это анимэ было ещё слабее, ибо там не было мрачного мира (в целом, получилось как с Уличным бойцом-адаптацией – пресно, на заказ, в целом банально, но сойдёт) и попросту колоритных врагов и тёмных зверей. Сходные элементы – оставшиеся от древней расы Доспехи, дающие собравшему их мощь (и скорее всего силу земли безумие) – отсюда некие особо мощные воины в масках, нападающие на каратистов серии. Ценна серия разве что брутальным Тэрри Богартом и сексапильной и более раздетой, чем Чун Ли, японкой Май Ширануи. В оправдание этого анимэ можно сказать и то, что оно также было заказным анимэ, а кроме того, вышла ранее – в 1994 году. Но там ещё своеобразная “тонкая” риcовка была, делающая вид знакомых по серии бойцов более хрупкими (как лицами так и телами), что ли? В общем, стандартно и просто.

Таким образом Месть Дарк Сталкеров – не такой уж и неудачный эксперимент, который все же ценится за хорошую попытку. Удачным оказалось процентов 70-80 от силы, плюс вытягивает музыка, и отчасти – персы и общий лор сурового мира игры, из которой всё это взяли. Порой, как не странно, персы и пафос, незамутенный, даже к месту; в этой как бы подростковой сказке, с гипертрофированными истинами. Отчасти на удивление хорошо получилась атмосфера погибающего под гнетом Тьмы мира. Дарк фэнтези, пусть и подростковое. Так-то так.

Ещё плюсы – некоторые удавшиеся сцены, кое-что всё же удалось передать максимально сочно и продуманно – и таких сцен в общем-то немало!
Я же, как у меня водится, взял лучше из этого куска чуток недопечённой пиццы: музыку, пару-тройку персов, добрую память о человеке, для которого это анимэ был важным, пусть и не шедевральным, но любимым.

Боюсь либо перехвалить анимэ, либо сильно поругать, поэтому как могу, то выгораживаю его, то часто критикую. Скажем, так, некоторые согласятся со мной, что анимэ вышло нелепым, слабым и странным априори – но некоторые наоборот, возразят – что это чуть ли не шедевр, пусть и не понятый, просто классный и совсем не провальный – так что пишу в основном для последних. Мне же этот продукт понравился по ряду причин – и не последнее место в нём – кроме файтинга (а экранизировать их надо ещё уметь, чтобы не получилось ни скучно, либо ещё как – уныло, что ли), ещё и то, что тут фигурирует мистика, мрачняк (почти готический) и какие-никакие попытки в драму и пафос. Другие файтинго-экранизации не могут похвастаться и таким. Норм анимэ, в целом.

Скажем так, и это не только моё мнение – это анимэ как файтинг выигрывает у ряда побратимов, как раз примесью мистики, антуражем, старанием описать скорее этот мир, чем самих персонажей – когда как в других, кроме драк, предложить больше нечего – тут они не на первом месте, пусть и за счет простейшего и куцего сценария. Если же сравнивать с обычными анимэ – тот тут Ночные воины, в силу своей узкой специализации и построения того же сценария и его развития, проигрывает обычным, это да. И остаётся, что это анимэ – не совсем удачная, но крайне совестливая и смелая попытка экранизации, достойная в общем-то похвалы особых ценителей таких вещей. Вот так.

Наверное я из тех людей, которые почти во всём ищут хорошее – и если не в самых слабых и плохих вещах (играх-фильмах-книгах), то по крайней мере, в спорных и неоднозначных; да вы и сами знаете, прочитав с десяток моих опусов… Так и тут, умудрился найти ещё пару-тройку мелочей, прибавляющих этому анимэ толику шарма, находчивости, смелости и хоть как-то оправдывающего его существование наряду с другими, более хорошо оцененными и замеченными работами.

Ещё неявный плюс анимэ – можно покадрово глядеть, как прорисованы удары бойцов (взятые, опять же, из игры-первоисточники, причём довольно точно их передали). Особенно в этом плане выигрывает Морриган, которая, как акробатка, вертится волчком и выдаёт удары изящными ногами. То есть, в этом плане, как и просто по рисовке, аниматоры постарались. Они постарались практически во всём, кроме слабого сценария – и он-то и слегка портит ценность этой картины – но если это отметить, и помнить, что это ненапряжный экшен по файтингу, для развлечения глаз, то понять разрабов можно. Ещё плюс – общий антураж мира, мрачно, дарк фэнтези: люди угнетены и подавлены, выживают как могут, а кругом монстры, которые либо враждебны, либо хаотичны и непредсказуемы, и их ненавидят и не любят – и невольно, и закономерно, что появились люди-охотники на них, использующие, вот парадокс, те же укрощенные силы тьмы. Вспоминаем Зула-некроманта из Диабло 2.

Казалось бы, нарисуй каменное лицо, без эмоций – и дело в шляпе. Но нет, показано как весело в бою проворной Морриган. В игре же, в силу грифических ограничений, о таком надо было только мечтать – разве что смех или злость\гнев внешне прорисовать бойцам.

Также стоит отметить работу с тенями и полутенями, разными уровнями тьмы и света. Также добротная мимика персов – иногда всё же чуть дубовая и заторможенная в диалогах – зато порой в бою и с дальних планов, бойцы все же корчат рожицы – минимум, но добавлена мимика лиц бойцов в драке!

Ещё, кроме внешнего вида суккуба, у Морриган красиво нарисовали её развевающиеся в бою волосы. Тоже хорошая фишка – больше всего мне эта деталь понравилась в этом её облике. Ну и забавные крылья по бокам головы.

Кроме картинки, чуть выше среднего, тут на редкость краетивная и мощная музыкальная составляющая – не каждому проекту так везёт. И это при том, что композиторы старались сделать мелодии максимально непохожими на те, что были в игре.

Кроме стандартной электрогитары и задорного саксофона, нередко играет и орган, что как нельзя кстати аккомпанирует тёмно-готичному содержимому этого анимэ – в общем, сакс для драк, орган для пафоса и драмы, нагнетания мрачных тем.

Стоит ли говорить, что при всем этом, пафосные позы и величественные речи, а также выверенные детальные изображения местности, удары в бою, движения – все это было словно заготовка для манги-комикса (кстати, и они имели место быть – и довольно неплохие). Так как они выходили в 2000-ые, то во первых, они не оглядывались на отдельно выпущенное анимэ-OVA, а продолжали сюжет игр серии в целом, и отсюда вытекает и во вторых: в выпусках фигурировали все персонажи, которые были в играх на тот момент.

В манге есть всего понемногу: немного эротизма, крови – диалоги и драки. Рисовка приятная, мрачноватая, но слегка замыленная что ли – но детальная. Стильно выглядит, впрочем, у разных серий чуток отличается рисовка.

Так что и Пирон там опять буянил, Днонован Бейн уже ходил с Анитой, был и Доспех Бишамона, и создатель Макай, Марионетка и прочие, прочие. Наконец и обделённым вниманием персам из анимэ, было уделено внимание; например, упомянули парочку личных слуг-дворецких (забавных и комичных) самой леди Морриган – они были в игре, в кат-сценах.

Слуги Морриган – в манге и самой первой игре серии.

Всего было несколько выпусков\серий и один спешел. Это Darkstalkers – The Night Warriors 1-3, просто Darkstalkers 1-6 и особый Darkstalkers Summer Special.

Сериал США-КанадА. А вот точно категория B! С такой то проработкой и подходом…

К слову сказать, ранее выходила поделка, правда намного уступающая даже этой спорной экранизации – сериал 1995 года, США-Канада – прости Господи, комедийный сериал про Ночных воинов – нечто вроде как бы несерьёзного Уличного бойца (фильм). Такая грошовая направленность не снискала славы – и после первого сезона, содержащего символические и несчастные 13 серий, сериал закрыли. В целом, это даже где-то чуть ли не на уровне Дракулито-вампирёныша по выбранному сеттингу – слабо и не к месту.

Наш мир, Пирон на космолёте, TV-передачи, сотовые, чёрное-белое – две тимы суперов, по типу Х-мэнов; некий налёт Трансформеров, что ли. В общем, слабо вышло – и изрядно американизировано.

Так что наша рассматриваемая экранизация-анимэ явно не самая худшая, а быть может даже лучшее, что приключилось с этой серией игр – как минимум, у неё появилась вполне фановая экранизация, и даже люди не знавшие об игре, о ней узнали, через это анимэ – а то и вознамерились поиграть, хотя для этого нужно было в некоторых случаях, возиться с эмулятором, к примеру.

Об игре и некоторых особенностях персов.

Заглавие анимэ и стартовые экраны двух игр серии – 1 и 2 части Vampire Hunter. Никакой разницы – всё как заказывали разрабы, буква в букву (и стиль).

Несколько деталей без которых персонажи будут мало понятны или менее интересны.

По факту, вышедшая от тех же Capcom Night Warriors (и как одна из частей Vampire Hunter) была скопирована с проверенного уже своего же детища – Street Fighter-а; но понимая, что явить миру ещё одну игру – про турнир и человеческих бойцов, будет уже не прогрессивно и не ново, выдумали новую вселенную – и с монстрами на главных ролях.

Другое дело, что как и мультирасовый Уличный боец, монстры были слизаны с европейско-США-шного фольклора, но нарисованного так, как их бы увидел японец! Скажем так, япы не стали запихивать в свои игры своих Сусаноо или Кусанаги с Каппами и прочими, взяв европейские стереотипы – суккуб, вампир, мервец и прочие. Хотя парочку монстров они все же добавили – оживший доспех и Алубаш, который стал немного похож на традиционного же японского каппу (но скорее на Тварь из Чёрной Лагуны из Хаммеровских ужастиков), но с более изящными и элегантными формами.

И хотя в оригинальность и тут не особо получилось; в древнем же Killer instinct были и древний замок, и оборотень, и боец из лавы-огня, и нежить-скелет-боец – а в позднем, наших лет выпуске, будет вампирша Мира, всё же обилие разнообразных, именно монстров, вытягивало серию, которая всё же не могла похвастаться славой с более матёрым собратом – Уличным бойцом. Прибавьте сюда же необычные удары, порой происходящие из самой сущности бойца – бинты у Фараона-Анакариса, цепи и крылья у Морриган, и так далее.

Мир получился отчасти гротескно-комичным с одной стороны, и мрачным и фаталистичным – с другой. Одни концовки из игр чего стоили.

И отсюда же вытекает и общая мрачность и жестокость этого мира, под стать монстрам его населяющего – в игре в целом, в боевых сценах, в антураже и атмосфере присутствует мрак, давящая атмосфера и фатализм – но не всегда, всё же это было больше развлечение, чем нагрузка для игрока. Но даже выиграв игру за одного из бойцов, мы могли совсем не получить хорошую концовку – она зачастую диктовалась самой сутью и стремлениями бойца и его целей. Хорошо, что БезумноДомцы (Madhouse), делавшие анимэ по игре, это понимали и хотя свели всё к банальному хэппи-энду, всё же постарались передать общий фатализм и несправедливость этой мрачной вселенной. Даже то, что появился Пирон и походя ухайдакал с пяток мощных бойцов играет на это.

Опять даже показаны притеснения людей, и что среди них есть как отчаявшиеся ортодоксы, так и смирившиеся – и даже сочувстующие и помогающие некоторым порождениям Тьмы – если они своим поведением того заслуживали (Фелиция например, или Донован). Ещё в плюс идёт то, что в анимэ есть прорисованные сцены из игры, я имею в виду бэттлграунды – например, ночной город – или мрачная лаборатория с шахматным полом для Виктора. А замки снаружи и внутри Мира демонов и лорда Димитри, по рисовке – особый случай.

Наверное, для Димы Орка это действительно было сильным бонусом, что в анимэ есть перс с его именем – Димитри, а это довольно редко случалось. Примерно такой же восторг был у меня, когда я нашел книжку Замок Лорда Валентина. В общем, для него и без того крутой мульт обретал ещё больше ценности. Я же с его подачи также полюбил этот мульт.

Немного лора этого мира, или кто-зачем-почему.

– может немного не совпадать с основной версией игры, но лишь в мелочах – смотря из какой версии, японской и английской, были взята инфа.

Дарк Сталкеры, Ночные проводники, Ночные Воины – название людьми порождений тьмы, либо просто Тёмные. Есть как безмозглые и монструозные, а есть и разумные и тем не менее опасные, но порой нейтральные или безразличные, не трогающие людей, если их самих не трогать. Но в основном, мелкие и более редкие крупные твари (которых в самом анимэ как-то совсем почти не показано – разве что их останки), просачивающиеся из Мира демонов, и безобразничающие на земле, давно приучили людей, что Ночные воины – это их враги, недруги – и следует их опасаться – и либо бежать от них, либо сражаться, до последнего.

Потусторонний мир Макай, в котором была своя знать, был свой лидер – Велиал (или Белиал) – и кланы демонов ему подчиняющиеся; а в Мир людей был портал, но в него было запрещено пробираться, хотя иногда некоторые демоны туда просачивались. Димитри(й) Максимофф (ударение на первый слог), тогдашний местный аристократ, вампир с демонической силой, действительно бросил вызов владыке Белиалу – но проиграл.

Забавно, что всё же победив Димитри, Белиалу пришлось выкинуть вместе с его замком и часть сакральных земель из своего мира, и из-за этого стала утекать его сила, и он изрядно ослаб. Именно тогда он передал бразды правления свей приёмной дочери, из клана Энсленд (Aensland) – и та, хотя и уступала в силе названному “бате”, всё же хоть как-то управлялась с Миром демонов, хотя и вела себя порой легкомысленно – скажем так, на уровне не королевы, а избалованной принцессы. Именно с её подачи – её появившейся привычки нырять в портал в Мир людей и развлекаться там (принимая более-менее приличный человеческий облик) – а дурной пример заразителен, другие демоны-аристократы тоже туда стали наведываться. Ну и всякие прочие Тёмные туда просочились.

По иронии же судьбы, когда вампир-обиженка Максимофф накопил таки сил для реванша с Велиалом, то тот уже развоплотился и встретила его как раз его наследница – Морриган Энсленд (что и показано в анимэ дословно).

Также, именно энергетическая сущность вселенского масштаба – Пайрон\Пирон, давным давно пролетал мимо Земли и увидев там динозавров, решил, что тут жизнь на этой планете разовьётся до таких пределов, когда будет ему интересна для поглощения – и оставил там роботов. Те время от времени сканировали местность и уничтожали особо сильные формы жизни, а то и империи – так пали динозавры и могучие империи Атлантиды и Майя.

И когда две номинально самые мощные силы этого мира сошлись в бою – Морриган и Димитри Максимофф, то они, роботы, сначала атаковали их, а когда уничтожить их не удалось, настучали сообщили об этом Пирону – и тот спустя всего пару серий анимэ (+_+) прилетел на готовое. Вот почему он так по-хозяйски и пренебрежительно обращается с роботами во время беседы с ними. Это неявно и если не знать всё это, то по анимэ выглядит так, что он заглянул к роботам-Каутзилам на огонёк (ха) и поинтересовался их мнением.

По пиратской, ранней версии перевода, роботов зовут Куатзил, что был и в оригинале (японская версия), правда, там было для нас неблагозвучное Huitzil, но в версии США их назвали более ожидаемо – Фобосами. Впрочем, обычно его называли и просто Уизил. В позднем переводе используется именно это провище. Командир роботов, полу-босс, оставленных Пироном на Земле. Умеет, как и остальные роботы, трансформировать части тела под оружие и атаковать этим. В нимэ все роботы могут это делать, и их сила в массовости и некоторой даже универсальности боевых методов.

По факту, в первой игре серии было три действующие силы – Морриган, Димитри и Пирон, сила же последнего была неизмеримо выше двух первых, но сами по себе эти двое также были крайне сильны – по меркам как Мира людей, так и демонов – один отчасти подчинил себе Мир людей и повелевал в качестве умеренного тирана, а вторая управляла Миром демонов.

Донован и парочка нежити-борцев в виде Лей-Лей и её сестры, пришли из дополнения Night Warriors 1-2, и следите за мыслью – вписались в мир игры и анимэ, как полноправные борцы с силами зла – по крайней мере Донован, со спутницей Анитой, был хорошо мотивирован в плане истребления нежити. Ему вторила весёлая “китайская нежить”, “прыгающий вампир” Сянь-ко – Лей-Лей. И соответственно, в анимэ они распределели роли так: Донован стал двигать сюжет, а Лей-Лей, со своей сестрой, как бы следовала параллельно, делая ту же работу, но пожалуй, более методично, чем монах-вампирхантер, но обычно это было в своём восточном регионе.

Скажу более точно – был заказ, и по приказу Capcom были в экарнизацию были введены все персы, которые были в NW 2! То есть, по факту ввели всех, но некоторых обделили вниманием, сосредоточившись на основых, с хорошими зачатками сюжетных элементов. Не делать же глав-героями Сасквача, с его жаждой захватить\победить слабых людишек, или водяного, который искал себе пару? Поэтому, легкомысленного полукровку Галлона (он же Джон Талбейн) – также оставили в тени, ограничившись мелким камэо. Также часть бойцов была либо засвечена в опенинге, либо показано в другом опенинге, что они пали от руки Пирона – он налетел на не самых слабых бойцов и победил их – и точка. А уж потом, “набив руку”, принялся за самых сильных – троицу обитающую сечас в мире людей.

Следуя такой логике, получилось более-менее в плане простого сюжета, но многие персы остались не раскрыты от слова совсем. Тут, по моему мнению, надо было делать мини-сериал, уделив каждому по серии или даже половинке. Но бюджеты были не резиновые, поэтому получили то, что получили: квинтоэссенцию в виде лейтмотива про вампирхантеров и порождений тьмы, с которыми те встречались по сюжету, плюс парочка финальных боссов, как и в игре – сначала Фобос, потом Пирон. Рядовых же Тёмных мы почти не видим – так же как в игре держали за кадром жалких людишек.

Вывод.

Как по мне, студия Madhouse выполнили свою работу честно и дословно, но лишь слегка поступившись в угоду заявленных ресурсов и сроков – вроде как хотели наниматели, но со своей спецификой. Дело другое, что этот файтинг был не так популярен и потом, так что их поделка вроде как канула в лету и была напрасной, что ли. Но на самом деле, получившееся анимэ вполне неплохое, внезапно-неожиданное, и тем и ценно – кое-что в нём есть: мрачность, стиль, фатализм, необычные герои – монстрятник, по сути. Это хороший, но неоднозачный штучный реликт эпохи уходящей XX века – всё как я люблю.

Фанаты игры, а их не очень много, были и довольны, и не довольны одновременно, а рядовые зрители – озадачены: что это было? Но анимэ вышло – и с годами даже заняло своё особое место среди файтинг-экранизаций, как довольно любопытное, не шаблонное (ну почти) и не скучное, чем обычно грешат файтинг-адаптации. Зачёт в общем. А на фоне того, что сейчас выходит (или скорее всего даже не торопиться выходить), это анимэ ценить начинаешь ещё сильнее.

В общем и целом, как эта серия и Streer Fighter, и Killer instinct и Mortal Kombat, подтверждают одно правило: так уж получается, либо геймеры выбирают то, что более просто и унитарно, универсально – то и живёт и развивается годами – а вот уникальные, напичканные идеями игры, супер-креативные, дикие и смелые – их участь быть подзабытыми, почти безвестными, крайне неудачными по части продолжений и развития, и их максимум – иметь горстку преданных фанатов, которые ещё помнят эти игры Увы. Порой такие игры залуживали забвения – например, неоднозачные Bio Freaks, а порой было жалко самобытную игру – а сколько было клонов и подражателей!

Кстати, если вас интересуют обзоры файтингов и не только – поинтересуйтесь товарищем, который так же как и я, с 6 лет за компом (ну, разве что он помоложе немного), и является экспертом старым играм (как консольным так и на PC), хотя и не супер-мастером в плане геймплея – Чешир Котовский. “Он нечто вроде SirOldSchool, но у него на удивление также сравнительно мало ценителей, так что подкидываю вам ресурс. В целом, у чувака за много лет накопилось много-много интересного – и в основном, для ознакомления с прошлым игр или ностальгии.

Не знаю как вы, не особый любитель Mortal-a и Streer Fightera – хотя играл в обе серии игр, да и смотрел снятые по ним анимэ – но зевал при просмотре анимэ-адаптаций(разве что Мортал всё же лидирует), а вот к штучному анимэ про Ночных воинов нет-нет да возвращаюсь, а это что-то да значит.

Ну да ладно, мы закончили, теперь самое трудное – вердикт, и выносить его трудно. Грешно судить столь необычный и в то же время наивный и прямолинейный проект, сделанный с душой, но даже быть может слишком душевно – кому-то понавиться, кому-то нет, кто-то зафанатеет, кто-то пожмёт пречами – не моё – и забудет. Я же не забыл, и помню.

Любопытно мнение других, ибо проект любопытный, как и вся серия, неоднозначный, хотя и старется в “вечное доброе”, но у него есть мелкие огрехи, но в целом всё это родилось тогда, не на пустом месте, а как адапатция игры, под конец 90-ых – и это на удивление спорное анимэ – уж больно оно нестандартно; но пожалуй, самое душевная и совестливая адатпатия игры-файтинга, или вы не согласы?

По крайней мере крайне необычное – а иначе никак, сама вселенная игры также была кративной и необычной сама по себе. Другой вопрос – насколько всё это было к месту? Они, аниматоры опоздали со своей работой – или поторопились? Что получилось в итоге? Анимэ не сверхпопулятное, но знаковое, кое кто его помнит, есть фанаты игры, а есть и даже анимэ. Штучная работа, если и есть похожие аналоги, то они проигрывают по числу решений и ходов, музыка хороша, пусть и специфична. Подкачал копеечный сюжет, явно для галочки. С другой стороны – мы знали примеры перегруженности сюжетом в других анимэ – так что, пожалуй и тут всё логично: просто и прямолинейно. В общем и целом, это хороший набор разных идей и стараний.

Беда этой анимэхи – вроде как не цепляет старших, взрослых зрителей, пойдет разве что для незамутненных разумом современных подростков и детей (и то будут претензии по сценарию – по типу, почему так тупо и в лоб?). Если бы я посмотрел это в детстве – то прыгал бы от счастья, но я глядел уже в достаточно взрослом возрасте, лет этак в 25, поэтому моя оценка была более сдержанной и осторожной – но всё равно анимэ мне понавилось даже тогда – сейчас же не разонравилось и по сей день.

Не шедевр, едва ли заслуживающая внимания анимэха, даже для знающих фанатов она была слабой. Хромая судьба неплохой, в целом, задумки и мира. Я буду помнить это анимэ из за его противоречивости, рекомендовать ли его вам? Как хотите, это реликт, странный и пыльный, и понравиться лишь желающим странного, либо для ознакомления. Фанаты же знают это анимэ и так, давным-давно.

Поругать, по мелочам, можно разве что средние планы прорисовки персонажей – они небрежны, когда как бросаются в глаза задние, прорисованные четко и детально, фоны. Некоторая наивность, детскость, скорее даже подростковость этого анимэ – либо это принимаем, либо отметаем. Но и переусложнять не стоило, как по мне, вышло что вышло – делали мастера, но несколько не понимали, что же будет – и что получится в конце. Это анимэ – реликт, странный и причудливый, позабытый но тем не менее изредка, но вспоминаемый – и некоторыми с теплотой. Ну и ладно.

Что ещё сказать? Так как готовил материал довольно долго, то разбил получившуюся довольно весомой статью на две части – через пяток дней выпущу второую часть, где уже будет детальный пересказ анимэ – так что бегом его смотреть, а потом уж можно и детали обсудить. Ещё будут некоторые мелочи и детали из игр серии – и их связь с этим анимэ.

А я своё слово сказал, и пусть Дарк Сталкеры живуть во Тьме… Хотя без них наш мир скучнее…

Добавить комментарий