Я включил в свой сборник редкие, противоречивые и странные (как это у меня водится) мультфильмы, вроде бы семейные; по крайней мере они будут понятны взрослым, но порой содержат детские или юношеские темы – но в целом, они излишне мрачны и суровы для детей. В общем, смотрите на свой страх и и риск – и я надеюсь, хотя бы пары вы, взрослые все же оцените – трудов в мульты вложено немало, но получилось в лучшем случае очень спорно, а порой и просто крипово. Но в нашем мире есть место всему, так что приступим…
Часть 1. Условно-положительные.
ПараНорман (или как приручить зомби)\ParaNorman (2012).
Противоречивый мульт от студии Laika.
Нарочитый стёб над зомби-муви. По сути, что сразу бросается в глаза – это стилистика персонажей. Они уродливы и угловаты, персонажам-зомби это не вредит, а вот люди выглядят не очень – отчасти внешних их вид немного облагораживает их мимика и жесты. Но люди тоже карикатурны, разве что Норман выглядит вполне нормальным. Да ещё ведьмо-девочка – в своей обычной форме.
Циничный подход, благо тема обыгрывает “я вижу мёртвых людей”. Норман – здравомыслящий пацан, наделённый паранормальным, выше заявленным даром – но обычные люди традиционно ему не верят и считают чокнутым, как и его странного дядю (тоже обладающего сходным даром).
Многоплановая работа, вроде как пародия, но есть и драма, и нравоучительная мораль – например, что люди могут быть иногда пострашнее зомби, и что нужно терпимее относится к мёртвым (или просто иным существам, например, инопланетянам с своими мотивациями), и не всегда их нужно боятся.
Как Норман ворочал тело умершего дяди – напомнило, как в фильме “Затащи меня в ад”, главная героиня ворочала труп старухи в её могиле. Отвратно и крипово, этакая проверка на брезгливость. Мульт местами очень циничен, я не говорил?
В любом случае, это фильм явно не для детей, по крайней мере, он рассчитан либо на подростков, ибо на взрослых – ибо многочисленные отсылки будут понятны лишь им.
Мульт, несмотря на элементы комедии (но чёрной), всё же довольно суров и мрачен – но это для антуража. Шутка ли, сам городок пропагандирует ведьмино проклятье и изображает главную достопримечательность – ведьму, как традиционную каргу в колпаке. На самом деле, ведьме, которая была казнена (но почему-то, по традиции не сожжена а повешена), всего-ничего лет. Такая несправедливость, вылилась через многие годы в то, что зомби восстали и возжаждали справедливости, да вот беда – они же ранее, будучи людьми и сами были виноваты в этом затянувшемся проклятии городка, так что пока они втолкуют свои мотивы нынешним живущим, они рискуют пасть от их рук.
Один день из жизни Нормана – поход в школу, а по пути он здоровается со всеми болтающимися на улице призраками умерших людей. Он очень вежлив, хотя и старается не вести себя странно, “разговаривая с пустотой” – по мнению других людей. Призраки – душевные люди, они привязаны к родным местам и живут параллельно с живыми, но те их не видят.
Очень много хохм и обыгрываний кино-штампов. Нечто похожее – и с такой же смешливо-грустной ноткой, было в английском же фильме “Шон живых мертвецов”. Неуклюжие родители Нормана, его “слишком блондинка” сестра, туповатый качок, хулиган-задира из школы (когда приходит беда, то он сам жмется к Норману, ибо в душе пугливый и недалёкий парень – мне это напомнило толстяка-задиру из “Трудного ребёнка 2”).
Девочка-ведьма, одетая и вообще отчасти выглядящая как Венсдей из Семейки Аддамсов, в обычной форме пуглива, стеснительна и подавлена, в призрачной – мечет громы и молнии и являет собой мстительный призрак мести, похожий на пучок молний ярости. Усмирить её – задача Нормана, но тут не нужны его таланты, а нужно его добросердечие, рассудительность и милосердие. В целом, мульт указывает на ошибки прошлого, и как бы просит дать шанс самим сделавшим роковую ошибку людям – шанс на искупление и прощение. Не страх и ненависть ̶в̶ ̶Л̶а̶с̶-̶В̶е̶г̶а̶с̶е̶ должны поправить дело, а великодушие и доверие, равно как и понимание. Только в этом случае мстителю будет дарован покой и забвение. Прошлого не воротишь, а городить еще большую ненависть – это не выход. Очень ̶п̶о̶-̶х̶р̶и̶с̶т̶и̶а̶н̶с̶к̶и̶ по-католически.
Мульт всё же мрачноват и криповат для детей, но если вы постарше, то получите от этого странного продукта какое-никакое удовольствие. В целом, бодрый мульт, но не для широкой публики – даже после двух-трёх просмотров, остается осадок – да ну его, какой-то стрёмный, мрачный – неплохой, но странный. Я подскажу – он английский, немного горько-садистский, едкий, что ли. На подсознании его вскоре хочется забыть – он не для развлечения, как не странно. Но всё же, в мою копилку, скажем на Хеллоуин, он у меня попал. Необычный и смелый мульт. И не самый мерзкий, просто странный, да и грустно-веселый отчасти.
Коробяки или же Семейка Монстров (2014).
Делали те же люди – из студии Laika, что создали ПараНормана и Каролину в Стране Кошмаров.
Сходный фильм Коробяки по произведению Алана Сноу Семейка монстров (или же Здесь живут монстры,из серииХроники Рэтбриджа) (забавно, что также есть сходная книга Алана Макдональда – Большая книга приключений семейки Троллей).
В оригинале было много грубовато нарисованных, но многочисленных картинок (около пятисот страниц с иллюстрациями), так что обширный визуал напрашивался сам собой. Но снявшие мультфильм, многое перевернули с ног на голову: например, Бокс-Тролли вместе с Артуром противостояли некой преступной Сырной Гильдии в книге. Тут же немного по другому сделали – совсем мало сценария, его обогатили-переделали, наполнив весьма поверхностных шаблонных отчасти персонажей книги объемом и живыми характерами. Визуал шикарен, озвучка тоже, но вот содержание…
Так как англичане, как и их островные ̶к̶р̶ы̶с̶ы̶ коллеги – японцы, обладают извращенным талантом превозносить всё искаженно, и мульт именно в этом ключе. Представьте себе, что талантливый художник взялся изображать, рябых, лопоухих, в бородавках, с небритой щетиной людей: калек, нищих, раздутых богачей, сухих скряг, больных и юродивых – в общем, передавая на картину – всё как есть, но с такой точностью, что становится тошно! Так и тут – сколько труда вложено в эти амнимированные куклы – а анимация тут кукольная, шедевральная – но в этом-то и есть проблема! Они настолько реалистичны, что хочется блевать, мульт отравителен, и вместе с тем прекрасен – и вместе с тем богат на антураж и мелочи! Масса деталей, с любовью сделанные декорации, механизмы, дома и костюмы. Всё это следует учитывать.
Сразу видно, кто ту главный монстр, без вариантов. Коробяки – это такие выдуманные монстры, нечто вроде гремлинов наоборот – они собирают мусор и всякий хлам – и чинят его, по сути, являясь гениальными механиками-чинилами (вспомнилась Орки и Гретчины из Вахи 40к), которые из разного хлама могут создать чуть ли не боевого меха (а он тут будет). И чем больше все люди вопят об их кровожадных вылазках, тем больше мы убеждаемся, что всё строго наоборот – они сами, Коробяки, боятся всех и вся, скрываясь в канализации от людей. Как мы увидим, Коробяки очень пугливые, тихие и не злые, а по ночам собираются в этакий гештатльт-общину – собираются в один большой пирамидальный куб, прячась своих же коробках – для сна, которые на себе обычно и таскают как одежду или броню.
Обычно они зовутся теми именами, что написаны на коробках, которые подбирают с поверхности, из мира людей: Колесник, Шестерёнкин там, или Рыбник.
Найденный “человеческий детёныш” Артур Трабшоу, с которым тоже не всё так просто, считает себя особым видом Коробяки, просто очень высоким – ведь его наставники ему ничего не сказали против. Но выйдя однажды на поверхность – замаскировавшись под человека, основываясь на обложке найденной пластинки Барбершоповых певцов – он вдруг понимает, что он из людского рода, но всё ещё сомневается в этом, да и другие Коробяки стали ему как родные – и они более привычные ему, чем верхние непонятные люди, к которым ему ещё предстоит привыкнуть.
Мне понравилась импульсивная (даже чересчур – как и все рыжие люди), дочь одного из управителей города – взбалмошная, привередливая, крикливая, милая (когда не буянит), но упрямая и напористая Уинфред Рокфор де Бри (Винни). Самый, пожалуй яркий тут перс. Огненная шевелюра, упитанная румяная мордашка и взрывной характер; местами Винни женственна и порой покладиста, застенчива и сострадательна Артуру. А порой чрезмерно кровожадна и требовательна (где мои реки крови?!). У меня она ассоциировалась отчасти с персонажем Пеппи Длинныйя̶з̶ы̶к̶Чулок. Артур также вызывает симпатию.
Ну и антагонист – мистер Арчибальд Хватсон, местный чистильщик-эктерминатор, которому выгодно раздувать байки о Коробяках. Также на его сдвинутую личность влияет и то, что он выдаёт себя за местную красавицу (!) примадонну Фру-Фру. ̶Т̶р̶а̶н̶с̶в̶е̶с̶т̶и̶т̶ Травести чертов! Вообще странно!
На самом деле, он поёт песни про злодеяния Коробяк (выводя западающий нам в голову припев Коробяяяки!), чтобы то и дело их порочить – и напоминать об этих “злых тварях” и их злодеяниях по ночам.
В общем, это спорный момент мультфильма, добавляющий этому персонажу совсем уж мерзотности. В общем, Арчибальд моральный урод (да и просто урод), которому выгодно охотиться и пленять злополучных Коробяк. Пока люди видят в них монстров, они не могут разглядеть его в мистере Арчибальде. Кроме того, он Коробяк не просто так ловит, у него есть некий план: всё идёт корнями истории туда, когда пропал отец-изобретатель Артура…
На подхвате у него три полудурка – один злобненький коротышка, второй задумчивый философ, а третий просто недалекий добродушный, в целом, увалень. Все они помогают вылавливать наших “троллей”. В целом, они не злы, но с подачи командира всё же представляют угрозу для “подземных бяк”.
Артур Трабшоу – Коробяки дали ему имя Эггс (Eggs) – так написано на его коробке, которую он носит – простой паренек, найденыш, сын сгинувшего изобретателя Трабшоу – небольшой спойлер будет для тех, кто прочтёт, что изобретателя озвучивает Саймон Пегг – а ведь если изобретатель погиб, то кого Пегг озвучивать будет?! Сам Артур, как в отца, так и в Коробяк, довольно неплохо разбирается в механизмах, сам он пытлив и любопытен.
Словно мышь Рокфор сценарий писал – все помешаны на сыре. Целые колеса, круги сыра размером с огромное колесо! Главный приз богатеев этого города – собраться всем городским советом (куда принимают только именитых и своих) и отведать разные сорта сыра. То же стремится сделать и Арчибальд – и в управление пролезть (получив попутно белый статусный цилиндр), и сыра попробовать – и это несмотря на то, что у него на него аллергия. Не какая-то там, непереносимость, а жуткая аллергия – вплоть до нарывов и опухолей. Приятного аппетита… то есть, мой вам совет: вообще не смотрите этот мульт за едой! Отвратительно! Но и это своеобразная фишка мульта. И вообще, тут сыры поставлены порой во главу угла, как вы заметили – да и город называется Сырбург.
Лорд Рокфор де Бри (что я говорил о мыши Рокфоре? ) – недальновидный и в целом простоватый аристократ, не видящий дальше своего носа. Довольно оторван от своей единственной дочери и редко прислушивается и понимает её.
Если аристократы Сырбурга носят белые длинные цилиндры, то “группа отлова” носит красные цилиндры (Красношляпники), что отчасти роднит их со злобными карликами – Красными шапками\колпаками из Шотландского фольклора.
Мульт мрачноват, часто сменятся день и ночь, создавая свой настрой. Порой днем пасмурно, и городок Сырбург подается во всем его мрачном давящем стиле. Все закопчено, запылено и грязно – ну, это же почти стим-панк, угольно и грязно тут всё!
В конце мульта есть особый реверанс нам – ломание четвертой стены: (отчего даже жалко разрабов этого мульта) два бывших отловщика подметают улицу и болтают между собой (и нам показывают, как над ними работают аниматоры, вращая и передвигая их, очень быстро, изо дня в день): – мы же из параллельного мира, подчиняемся мастерам-гигантам – говорят они, куклы из мультика! – А главное, зачем?
Все куклы для мультфильма сделаны с тщанием и до последней мелочи – также, часто такие модели и в особенности лица, напоминают пластилин. В мульт вложено очень много усилий. Как мне показалось, куда больше чем в Коралину, но результат – очень противоречив. Не всякому покажешь, не всякий оценит. Коралина, пусть и тоже криповенькая и мрачная, всё же выигрывает некой симпатией у этого мульта, совсем уж погрязшего в искаженном виденье.
Это как показать людям достоверную куклу-Ктулху – в подробностях, в слизи и мерзких щупальцах. Одни скажут – фу, мерзость, а другие скажут: вот это красота! – а первые на них недоумевающее посмотрят.
Примерно так же и с этим мультом – он мерзонький, но вместе с тем он и любопытен – и на свою беду, глубже чем кажется, хотя посыл вполне прост – не всё то зло, что выглядит угрожающе, и не всё то добро, что борется с этим злом – хорошее.
Сами изловители Коробяк философствуют между собой на взрослые темы: мы их ловим, значит мы за добро – а они злые.
Короче, типичная подмена понятий, а также человечность (порой от монстров), дружба и доброта всё же дают шанс на спасение людей этого мрачноватого и запутавшегося мира. Это не антиутопия, но изрядно исковерканный, мракобесный мир, с дремучими, легковерными и недалекими обывателями – им сказали: вон те – монстры, они и верят, боятся неведомых зверей, не выяснив, так ли они опасны и недружелюбны.
Пока не наткнулся на Коробяк случайно, про этот мульт слыхом не слыхивал – искал более позднюю (тоже не ахти какую) Семейку монстров или Мы – монстры 2018 года, а этот называется похоже. Что же касается Мы – монстры, то она больше тупо-развлекательная: мне понравились дочка-мумия, оборотень-сын и отчасти вампирша-мамаша, но отец-пердун, мерзкая ведьма, педиковатый Дракула, подкатывающий к мамаше семейства – это все мимо. Довольно глупый мульт, проигрывающий даже скабрезному, но более удачному Отелю Трансильвании (Монстры на каникулах). В целом, мульт на раз-два, пара гэгов и хохм, слаб как мульт, а мораль её слабее, так что упомянул его только к слову. Проходняк. Скорее даже во вторую категорию запишу, уж больно он поверхностный и тянет лишь на пару просмотров.
Ну, у меня такое бывает, причём часто и удачно; искал одно, а нашёл другое, более интересное – я не пожалел об этой ошибке: найденный этот мульт про Коробяк меня даже больше порадовал, чем тот, который я потом всё же нашел! Шедевр, но со своей криповой и порой уродливой обложкой – есть светлый посыл, но он завернут в обертку изрядного английского мрачняка и депрессии – некого декаданса.
Что ещё напомнило: лица людей, да и антураж (депрессивный, болезненный, стимпанковский стиль) из чертовски стильной игры Dishonored: грязь, люди со шрамами, щетиной, худые, исхудалые, изможденные – то жалкие и унылые, то чванливые и высокомерные, вздорные, также мстительные, жестокие, бессердечные… и прочее, и прочее. Очень по-английски, хотя отчасти имелась в виду смесь стран Голландии с Данией, и прочих приморских держав, а не только одного Лондона. Среди всего этого, только местный мастер-ассасин Дауд, вопреки всему, остается самым сердечным и сочувствующим человеком, понимающим всю глубину трагизма этого города и мира. Столица – сбор всех пороков и бед этого мира, примерно так – и ГГ, практически единственный светлый луч надежды в этом мире – ну и его дочка-принцесса Эмили.
Как видите, и у этого мульта есть нечто подобное, разве что этот мир все же более красочен (днём), чуть более оптимистичен, да и шансов исправиться в “лучшую сторону” у него больше.
Говорят, знаменитый Кромвель, заказывая свои портреты, не терпя лести и подхалимажа, говорил живописцам: рисуй что видишь – морщины, прыщи и бородавку. Вот в таком ключе – все изъяны и реалистичность лиц тут порадуют (порой не в лучшую сторону).
Местами юмор тут чернушный, хотя порой и неожиданно позабавит – например, когда диковатый Артур применяет навыки, привитые ему Винни, в приличном обществе. Местами отношения персонажей (Артура и Коробяки – и его же и Винни), довольно трогательны, что немного спасает мульт. Но есть и более уродливые стилистически мульты, и более пустые по содержанию, об одном таком я ещё упомяну…
В общем и целом, с натяжкой, можно его рекомендовать. Но детям сомнительно, подросткам вроде можно, родителям тоже. На ваш страх и риск – что-то в нём есть, но не для всех он будет приемлем!
Чем меня ещё мульт порадовал, кроме сочной и яркой парочки Артура и Винни, так это финальной песней – чуть стёбной, чисто-английской Little boxes (Sniffy Dog) – закинул её отдельно в копилку музыки. То же было и с ПараноНорманом – после мрачноватой, в целом, ленты, идёт задорная песня про духа – Little Ghost, и забавные стилизованные картинки к титрам.
Ну и сопутствующий визуал немного радует, а кроме того, мы убеждаемся, что подавляющее число сейю-озвучивателей в нём – англичане, включая, представьте себе, самого Саймона Пегга (Герберт Трабшоу), голос которого отдали отцу-изобретателю Артура. Также: Арчибальд – Бен Кингсли (традиционно играет злодея), Лорд Рокфор де Бри – Джаред Харрис, Винни – Мэри Эль Фэннинг (младшая сестра Дакоты Фэннинг), мистер Свинтус – кореш Пегга – Ник Фрост, а самого Артура озвучивает ̶Б̶р̶а̶н̶ ̶С̶т̶а̶р̶к̶ ̶и̶з̶ ̶”̶И̶г̶р̶ы̶ ̶П̶р̶е̶с̶т̶о̶л̶о̶в̶”̶ Айзек Хэмпстед-Райт. То есть, англоговорящие были просто в восторге от озвучки!
Коралина в Стране Кошмаров или же Королайн\Coraline (2008).
И третий мульт от той же laika.
Скажу кратко – шедеврально и признано критиками, но почти такие же претензии, что и к предыдущим Коробякам: рекомендуется юношеству и взрослым, но не для детей. Детям крипово смотреть, остальные лучше уловят оммажи и скрытые смыслы. Куклы на высоте, но тот же английский подход – диспропорции, общая несуразность и депрессивная мрачноватость реального мира – и некоторая нарочитая кислотность другого, параллельного.
Оригинал – сказка Нила Геймана, которую сильно облагородили (сама сказка написана бегло и схематично, позволяя многое обрисовать своему воображению), добавив деталей в мир и персонажей, продумав весь визуал наконец – это в плюс (в первую очередь – Генри Селику). Очень сильно сгустили атмосферу, почти до триллера и хоррора. Отлично передали грань между аляповатыми фантазиями и серыми буднями родителей, да и соседей девочки. Когда Коралина сердится на мать-комариху (уж больно у неё нос такой – острый, а лицо хмурое) то сама Коралина пока не понимает, наверное, что она тоже когда-нибудь превратится в такую же – и у ней тоже будут дети. Папа семейства устал и уныл, как это и бывает с трудоголиками – но как минимум, часть шикарного особняка он своей семье позволил! Кот шикарен, чуть ли не переигрывает классического Чеширского кота-коллегу.
Это мульт многие хвалили, он при просмотре ценен – особенно дождливой осенью, под настроение. Страшноватая сказка, оказавшейся чуть более оптимистичной. Признанный шедевр, хотя визуал такой же – спорный, местами взрослый, пугающий – но в то же время детальный и богатый, запоминающийся. Этот мульт уже легче распознать и принять. Некоторые моменты не для детей – криповый мистер Бобински, две полуголые старые тётки-акробатки, бывшие тем не менее, в молодости ловкими девицами – и тогда смотревшимися вполне презентабельно.
Кроме того, к сказке Геймана мой любимый художник Крис Риддел, которого я просто боготворю, нарисовал ряд иллюстраций, чем немного подсказал дизайн персонажей для будущего мультика. Сама книжка занимает всего около 180 страниц (купил её себе – в коллекцию книг с иллюстрациями этого художника), но иллюстраций там мало – на каждую главу, зато каждая на всю страницу.
Остров собак\Isle of Dogs (2018).
Режиссер – Уэс Андерсон, который пару раз решил взяться за почти арт-мультипликацию.
Если Великолепный Мистер Фокс ещё худо-бедно можно смотреть, то Остров собак, в ещё большей мере, как и Коробяки, совсем не подойдут для детей. Серость этого мира, этакая мусорность, жестокость, даже в подтексте. Политика. Многое по-взрослому – мне почему-то напомнило Маленького принца Сент-Экзюпери– грань между взрослой жизнью, работой и обязанностями, свободой, своей самоидентификацией и смертью. Довольно страшный явный смысл – ̶э̶л̶ь̶ф̶о̶в̶ больных – в резервацию!, даже если они и мнимые больные; для порядка, всё равно туда отправят – на Остров ̶П̶р̶о̶к̶л̶я̶т̶ы̶х̶ Прокаженных. Ясный посыл, приправленный тем же режиссером-Уэсом; как по мне, мульт получился даже слишком нарочито по-японски – сами японцы сделали бы более тонко. Но стиль есть, мрачноватый такой, антиутопия, пожалуй. Война кошек и собак, собаки верные и преданные людям, которые их начали опасаться. Но влияние кошек в мульте как бы за кадром – люди априори боятся собак и перемен, так что рады спровадить угрозу обществу. Тут попадают по смыслу и животные, и если надо будет – то и люди. Убрали же изобретателя вакцины, по тихому… Даже озвучивалась такая возможность – эпидемия, разносимая собаками, если их не отселить, перекинется на людей! И с ними тоже надо будет поступить так же… Хотя есть и более гуманные люди – группа учёных, которые стараются сделать лечебную сыворотку, но им противостоит руководство города, которому невыгодно это лекарство.
Штучный мультфильм, почти артхаус – и не для всех. Забавная вещь; начав смотреть с начала, где японский храм и его служитель, на пару мгновений забыл, что смотрю! В голове было – Япония, это заставка или уже мульт, что происходит? А далее самурайский собачий эпос. А уж потом, собственно, сама история.
Понравился визуал, хотя он местами опять-таки мерзонький (мусор, черви, грязь, болезнь, пыль), особенно когда нам показали великолепную, в своей ободранной гордости, пятёрку местных разномастных собак – этакие мушкетёры: Шеф, Кинг, Дюк, Рекс (что также читается как Король – Rexus) и Босс. Владелец Спотса, юный японец Атари Кобаяси тут скорее как резонатор. Именно Атари пытается найти и спасти своего пса Спотса, сосланного на этот неблагоприятный остров.
Наверное, вся эта тема замусоренности мира и нетерпимости к заболевшим\бедным\изгоям, хорошо бы была снята Хайо Миадзаки (или Сатоси Коном, будь он ещё жив), но они бы опять-таки, сделали всё более сказочно, ярко и тонко. Но Уэс Андерсон и славится нарочитым антуражем – порой до упора, педали в пол, абсурдизма – как на построении крайности этого мира – так и персонажей, и их внешности. В целом, многое предсказуемо. Также антуража добавляет чиста японска музыка с применением ритма барабанов, очень по-самурайски получилось!
После того, как местного правдоруба-учёного-сэнсея траванули специальным ядом-васаби к суши, многие на суши будут некоторое время смотреть с подозрением. Да и сам процесс приготовления суши “по живому”, высмеивает это увлечение.
Мульт для взрослых, арт, смотреть с осторожностью – есть риск что он вам либо не понравится от слова совсем, либо неожиданно будет оценен – заранее не скажешь. Он не так плох, но коробит своей нарочитой резкой критикой неправильного, несправедливого политиканского общества, морали и отчасти крипового, опять же взрослого, порой пародийного, визуала. Мрачновато, но в целом к ознакомлению пойдёт. Мне напомнило ранних Чумных Псов 1982 года, Мартина Розена. Также отчасти, мне похождения собак напомнили нашу отечественную книжку ̶Ф̶и̶н̶к̶а̶,̶ ̶Ф̶о̶м̶к̶а̶ ̶и̶ ̶А̶в̶т̶о̶г̶е̶н̶ и Ромка, Фомка и Артос – из-за “собачьей” темы.
Бонусом идёт озвучка: ассистентка Йоко Оно – кто бы вы подумали, сама Йоко Оно (Леннон), Тильда Суинтон – Оракул, собачка Миндалька (мелкий, но классный перс) – Скарлетт Йоханссон, Билл Мюррей – Босс, Дюк – Джефф Голдблюм, Спотс – Лев “Саблезубый” Шрайбер, Шеф – Брайан Кэрнстон, Рекс – Эдвард Нортон.
И тут серьезно подошли к голосам мульта – и не поскупились. Отдельной темой стоит девушка – “ученица по обмену” (Уокер); по сути, перенявшая схожий с британским, японский протестующий менталитет Японии. Мульт оценили критики, и многие остались довольны. Странный, но любопытный, мрачноватый – но детальный. Нарочито взрослый и отчасти политически-гринписовский и пропагандирующий гуманистический подход.
Приключения Десперо\The Tale of Despereaux (дословно: Сказ о Десперо)(2011).
Снят по одноименной оригинальной книге Кейт ДиКамилло – “Приключения мышонка Десперо“:
Местами очень яркий и позитивный, а местами мрачноватый и даже чуть пугающий. Светлый, но спорный мультик, вроде бы для детей, но он глубже, чем кажется. Еще немного напоминает Стюарта Литтла, потому что ГГ тут – мышонок. Есть пара штампов, по типу того, что Десперо Тиллинг – бесстрашный\отчаянный, не такой как все: он не боится того, чего должны боятся другие мыши – ножа, людей или кошки. Десперо пытлив, любопытен, и недоумевает, что такое страх вообще. И ещё у него очень большие уши (+15 к полету в воздухе), и милый взгляд. В общем и целом, он ведёт себя не так, как другие мыши, да ещё и читает сказочно-рыцарскую героику. Сказочный…книголюб.
С другой стороны, в начале мульта нам говорят одно – и тут же ломают эти штампы: ̶г̶р̶е̶м̶л̶и̶н̶ы̶ крысы не любят яркий свет, трусливы – и не говорят. В друзьях у корабельного крыса КьяРоскуро – друг-человек матрос Пьетро, мне показавшийся похожий на Стивена Сигала. После бегства и скитаний Роскуро оказывается буквально на дне ямы – озлобленный и подавленный. Это не аллегория на Падшего? Но при столкновении хмурого крыса и бесстрашного Десперо, его судьба всё же снова меняется.
Отличный дизайн персонажей, особенно повара Андрэ и напомнивший Свата-на-ум, То-чего-не-может быть из нашего мульта “Сказа про Федота-стрельца“ – живое воплощение кухни. Король и его дочка выполнены в чопорном и болезненном худощавом, чисто французском\английском аристократичном облике, когда как крестьянин Соу и его дочка похожи на тех свинок, которых и разводят – они неотёсанны, грубоваты, этакие дикари, но в душе всё же добры и совсем не плохи.
Из коротких вставок, сделанных как гравюры из книги, которые жадно читал Десперо (вместо того чтобы грызть страницы, как другие мыши), видно, что возможно, авторы могли бы уйти тупо в рыцарский эпос, но посчитали, что про мышонка баллада будет смотреться милее и более необычно.
Нарекания вызывают лишь пара моментов, по типу поведения дочери крестьянина – этакой маленькой Шречки (Миггери Соу), да и её отца. Спорный момент с супом – отсюда и пошли все трудности королевской семьи – и крыса, не к месту попавшего под раздачу, и всё меньше доверяющего кому-либо.
Отдельный сильный персонаж – ̶п̶ы̶т̶о̶ч̶н̶ы̶х̶ ниточных дел мастер Ховис: слепой мышь-монах в балахоне, который опускает маленького Десперо, по приговору мышиного суда, вниз, в Бездну. Судя по его опояске красной нитью, некогда он был таким же как Десперо, заслужив эту нить за бунтарство. Очень сочный, колоритный персонаж, он появляется в середине мульта, но запоминается своей вкрадчивостью, мудростью и пониманием. По сути, это мышиный Харон.
Эпизод с ним хочется смотреть и пересматривать, и не в последнюю очередь из-за атмосферы и музыки.
Чуть уступает ему злодей-лидер крыс Боттичели, подбивающий на гниль ещё не совсем сошедшего со светлой дорожки Роскуро.
Нам в целом, со своим отечественным дублежом и так всё норм, но англоговорящим это был просто праздник какой-то! Я просто боюсь читать этот список: Десперо Тиллинг – Мэтью Бродерик, Дастин Хоффман – Роскуро, Эмма Уотсон – принцесса ̶н̶а̶ ̶г̶о̶р̶о̶ш̶и̶н̶е̶ Горошинка, Стенли Туччи – Андре и Болдо, Кристофер Ллойд – Ховис, Фрэнк Лангелла -мэр\судья города мышей, и на закуску – рассказчик – Сигурни Уивер. Каково, а? И это не считая актёров поменьше.
Немного напоминает Рататуй 2007 года – “крысиной темой”, но тот более чем ярок и оптимистичен.
Но в остальном мульт, хоть и чуть странен своим подходом (порой он пугающ и мрачен), вместе с тем хорошо играет на контрастах хороший-плохой, свет и тьма – и печаль-грусть и оптимизм-храбрость. Семейный мульт, но скорее для детей более взрослых, чем для совсем маленьких. Главные уроки этого мульта: рост не имеет значения – для дружбы и понимания – и если есть в жизни неудачи – не надо отчаиваться, злиться, а нужно найти решение и уметь простить и понять.
Часть 2. Отрицательные.
А теперь перейдём от положительно-спорных к отрицательно-спорным – к тем, которые для меня были скорее нет, чем да, при рекомендациях к просмотру. Большей частью их появление либо не оправдано, либо вызывают простой вопрос – а почему так плохо, и стоило ли это того, чтобы их делать?!
Упомяну, но не рекомендую:
Дом-Монстр\Monster House. (2006).
Криво сделанная анимация, криповый, вроде как тоже хеллоуинский, местами очень нелогичный мульт, сам же нарушающий свои же правил: дом, мультфильм из очень притянутых за уши условностей.
Мерзонький и страшненький мульт, неприятный; чем-то игру про соседа – Hello Neighbor напомнил: мы за ним наблюдаем и бегая по его дому – от него. Может мульт не так уж и плох, но всё же его не особо тянет пересматривать, так что он действительно был ни к месту.
Мне всё это напомнило антуражем короткометражку из первого сезона Любовь, Смерть и Роботы: 9 серия – Свалка\The Dump.
Второй мульт тоже особый, это просто дно. Пока его не выпустили, про него ещё как-то говорили, но так только он вышел, критики и зрители ужаснулись и закопали это детище поглубже – или сожгли. Я конечно же говорю об Игоре:
Игорь\ Igor (2008) года.
36% в рецензии оценок к этому мульту, наверное о чём-то говорит?! Уродский мульт, во всех смыслах.
Очень слабая идея, посыл, а точнее подмена понятий, даже хуже, чем в более позднем Лораксе\Dr. Seuss’The Lorax(2012) – его кстати, можно тоже смело включить в этот список отрицательно-спорных. Песня про капитализм и уничтожение природы ради прибыли – дети скорее возьмут это на вооружение, чем поймут, что это как раз антипропаганда – не делайте так! Да и сам мульт кислотный, странный и нехороший, хотя хотел бы быть нравоучительно-хорошим.
Но вернёмся к Ыгорю. Есть некая мрачная страна ̶Б̶о̶р̶а̶г̶о̶в̶и̶я̶ с говорящим названием Малерия. По типу Трансильвании или даже хуже, точнее – Болгарии\Венгрии. Там живут разные сумрачные гении, и их помощники верные Игори (об этом как-то прошелся Терри Праттчет в его Солдатской Балладе – в виде Игорей и Игорин), все эти личности делают всякие разные убивальные штуки – чтобы поначалу хвалиться ими на выставке, теша свое злобное тщеславие – а потом и грозить этим всему миру (или другим злым гениям). В общем, стандартная такая страна, с массой Докторов Зло – сделал робота-убийцу или бомбу, и грози миру, вымогая блага и деньги (и вызывая страх) у соседей. Достойная цель! Всё тут в этом мире либо мрачно, ибо страна, как на заказ (а так и есть), занавешена непролазными тучами, в целом, вообще очень грязная и депрессивная – и персонажи тут, под стать миру, уродливые и кислотно-яркие, гротескные – искореженные и манерные куклы.
Это и педиковатый, гламурный хитрозадый ученый ШаденФрейд (на самом деле он тупо мим внешне) и пухловатый король – Мальбер – по виду типчный США-шный или даже европейский торгаш-управленец. По честноку, его башни давно ̶т̶у̶м̶а̶н̶я̶т̶ ̶л̶ю̶д̶я̶м̶ ̶м̶о̶з̶г̶, ̶н̶а̶ ̶м̶а̶н̶е̶р̶ ̶Б̶а̶ш̶е̶н̶ ̶у̶п̶р̶а̶в̶л̶е̶н̶и̶я̶ ̶и̶з̶ ̶”̶О̶б̶и̶т̶а̶е̶м̶о̶г̶о̶ ̶о̶с̶т̶р̶о̶в̶а̶”̶ ̶С̶т̶р̶у̶г̶а̶т̶с̶к̶и̶х̶ “закрывают людям свет истины”, покрывая тучами небо над Малерией.
Злобненькая “красавица”- помощница ШаденФрейда Жаклин, обманывающая своим изменчивым обликом не только окружающих, но и себя отчасти – я это называю эффектом Йениффер или убийцы Анжелики, жены Стальной крысы Гаррисона: ранее они были уродками, но умными и хитрыми – но добившись красоты, у них осталась искалеченная внутренняя начинка – характер забитой, некрасивой, несчастной женщины, которая ещё помнит, какой она была в начале. Также она, меняя свой облик, шпионила за всеми подряд, пытаясь выкрасть инновации для ШаденФрейда. “Милый” персонаж…
Судя по ШаденФрейду, сами авторы намекают, что без дедушки Фрейда тут не обошлось.
Я не спорю, стиль у мульта есть, но он даже уродливее “эстетически ужасных” ранее рассмотренных мною Коробяк. Местами вылезает неуместная сексуальность, местами фобии всякие нехорошие. Как сказал бы по поводу таких моделек Евгений Баженов в роли Христа-Спасителя: Тот кто это сотворил, обладал невероятной ненавистью ко всему роду людскому!
По дизайну в стиле сюрреализма – пять, а вот по наполнению мульта смыслом и хорошей подачей идей – кол, причём осиновый…
Что удивительно, мне этот стиль показался знакомым, я видел схожие гротескные модели в игре Psyhonauts – вот прямо один в один дизайн. Также, там были некие мозговые искания, психофизические трипы, так что и этот мульт занимается нечто похожим. Но даже Психонавты, с их кубизмом и угловатостью, всё же выигрывают по части доброты у этого недо-мульта. В общем, всё это странно и тревожно.
Итак, среди всего этого живёт ужасненький, но симпатишный Игорь, и он не такой как всё – хозяин его, по его же вине, погиб. И он, бывший помощник-слуга, мечтает создать уже своё творение, и выиграть в конкурсе злых гениев. Он делает дылду ̶ж̶е̶н̶у̶ ̶Ф̶р̶а̶н̶к̶е̶н̶ш̶т̶е̶й̶н̶а̶ Еву, чтобы она на конкурсе изобретений выиграла приз и признание его как творца. Доверившись порочному ШаденФрейду, Игорёк рискует потерять своё от чистого сердца сделанное творение, которое злодей переделает на злой лад.
Когда это случается, то становится совсем цинично-мерзко: злая версия Евы буквально рвёт на куски “изделия” других конкурентов, и всё это под издевательски напеваемую ею песенку Tomorrow – которую в 1978 году пела Барбара Стрейзенд. Нечто похожее было в коротком клипе AVM – Elfen Laid под то же Tomorrow, где демонстрировался невинный в целом персонаж Нана – и всякая присущая этому анимэ расчленёнка.
В общем и целом видно, что у авторов всего этого НЕ СОВСЕМ В ПОРЯДКЕ С ГОЛОВОЙ – и с виденьем мира! Депрессняк, суицидальный, бессмертный Бушеми-суслик СоВсехНог и ходячий Мозг в банке, угроза, обида, ненависть к миру. И в самом низу, почти задавленная всем этим, трепыхается светлая, в общем-то идея, что есть в этом мире и лучик оптимизма. Но всё равно, картина давит её, этот оптимизм, несмотря на хеппи энд, мульт очень мерзкий, глазам больно, блевать так и кидат. Не надо было даже начинать снимать этот ужас. Кому он такой нужен?! Даже старающийся в добро ГГ Игорёк не может его вытянуть – мир такой. Есть пара гэгов, но мульт чисто потребительский, наркоманский, нарочито направленный на капитализм-милитаризм – ещё и зло показали-передёрнули, собственно малые страны, которые некая Развитая страна считает мелким грязным клоповником и рассадником злых уродов – Сербия, Венгрия, Румыния, да хоть любое малое государство – и так далее. Под конец шутка про слепых: – ты что ослеп? Ах да, точно..! Очень смешно!? Нет!
Думаю вам хватит посмотреть обзор, трейлер или даже картинки к этому “шедевру” уродства, как физического, так и морального, чтобы понять, что этот мульт крайне фигов, болезненнен и подойдет совсем уж старухам-убийцам, животным-мутантам и суицидальным мальчикам… Я предупредил – не смотрите: фу, бяка!
Коробяки ещё куда не шло, но это… Хорошо, что судьба справедлива к этому ужасу – его тут же забыли и оставили во тьме. Мульт интересен парой позаимствованных, банальных штампов: Красавицы и чудовища, порой сливающееся в одно, добро-зло, болезненная маленькая страна, внешность персонажей, стремление злых игрушек к добру – но подано это в слишком болезненной и безумной обёртке. Параноидально-наркоманский глюк и не более того.
Труп невесты Тима Бёртона\Tim Burton’s Corpse Bride (2006).
Мульт этот изрядно грустный, но у него есть стиль, и опять-таки не для всех. Но его беда – он скучен большую часть времени. Стилистика порой угнетает: ну, поняли мы, поняли, что мир живых, ОСОБЕННО в Англии, уныл до ужаса – а вот Мир Мёртвых, подобно миру из игры Grim Fandango– место веселое, да и мёртвые там оттягиваются – как кто может, позабыв в том мире все свои заботы. Тот же кучер, мучающийся от чахотки, попав в иной мир, был радушно принят – и понял, что избавлен от многих проблем, в том числе и болезни, его сгубившей.
Пустоватые, но внешне обаятельные, понятные нам и вызывающие сочувствие Виктория и Виктор, а также собственно, сама шикарная Невеста. Мульт берёт своим антуражем, довольно мрачным (и порой аскетичным, нарочито бедным на краски, если это касается мира живых), нарочито карикатурным большинством персонажей – что живых, что мертвых. Тема жизни и смерти, долга, кармического возмездия (богач и хитрец Лорд Баркис) – всё это на поверхности, неплохая попытка передать всё это, но удалось лишь отчасти – визуал угнетает, подавляет, этот мульт не для развлечения, вот в чём беда, а для размышления над тяжелыми думами бытия человеческого – а после него желательно найти яркую искру, дающую человеку жить дальше. Катарсис – после такого мрачняка, если ты его принял и осознал, живи дальше – и радуйся!
Мульт на раз-два. Что-то не получилось, но даже половины той хватило, чтобы хотя бы кому-то понравиться. И его название – Труп Невесты Тима Бёртона не располагал к себе – нафиг люди на этот самый труп пойдут смотреть. А мульт, тем не менее, готически мрачен, печален – как и многое в творчестве Бёртона, не забываем об этом! В общем, Невеста не стала шедевром, но как образец жанра готики, вполне достойна войти в коллекцию, наряду, например, с Коралиной. Для меня скорее нет, чем да, после многих лет смотрится с трудом. Визуал шикарен, зачетная, душевно-сближающая сцена игры на пианино, но в целом, очень уж мрачно, даже для Бёртона. Мульт относительно хорош – но местами очень скучен. Можно дать этому мульту шанс, но в любом случае, он затронет душу лишь некоторых, большему числу людей он будет скучен и странен. Он неплох, но не получился в полной мере, каким задумывался. Занёс мульт во вторую часть, потому что он совсем-совсем не детский (как-то по детски получилось оправдаться…).
Ещё я бы добавил туда Бентоновского Франкенвини – визуал почти тот же, но тоже мрачняк. Франкенштейн среди собак – экранизированная мечта Бертона-автора, что тут сказать. Черно-белая готика, мрак. Но на самом деле, тут не всё так просто, так что этот мульт удостоится отдельной статьи – и он получился более сбалансированным, чем Труп невесты.
Brave\Храбрая сердцем.
Вы же знаете эту известную шотландскую сказку, в которой дочка дала матери отравленный тортик и та превратилась в медведицу? Вот и я не знаю, потому что сказка современная.
Создатели – Pixar+Disney. Слоган – Измени свою судьбу, видимо, сначала в худшую сторону, а если повезёт – то потом в лучшую…
Также немного подбешивает привязка нашего перевода, с просто Brave, к Храброму сердцу (Braveheart) с ̶м̶е̶л̶о̶м̶-̶г̶и̶п̶с̶о̶м̶ Мэлом Гибсоном в роли Уильяма Уоллеса – главная героиня тут не Боудикка чай, не тот уровень.
Почему-то этот проходной мульт заставил меня его нещадно критиковать, уж больно подача тут гнилая: яркое, сочное яблоко – а внутри гниль. Как ни странно, половине семей его посмотревших, он нравится, и только четверть признала, что он неприятный и спорно-отталкивающий. Нужно обратить внимание на режиссера – Бренду Чапман, чтобы понять почему так получилось – и то, что она влила в этот мульт воспитание своей дочери, а также её, режиссера увлечение сказками Ханса Кристиана Андерсена и Братьев Гримм, которые априори депрессивные, несчастные и грустные.
Визуал неплох, сама ГГ симпатичная и ловкая, но вот с другими персонажами какая-то беда – пропорции, особенно у мужчин, шкафообразные, да и лица кирпичом. Над чем тут старались – это над волосами, борода отца семейства, локоны Мериды. Но с пропорциями и лицами тут намудрили – даже у Мериды лицо округлое – как яблоко, да и у матери не лучше. Больше того, чем дальше по мульту, Мерида словно портится, как внешне так и внутренне – оправдываясь, она корчит всякие гримасы, и словно становится некрасивой и даже безумной (грубо говоря агрессивно-дебильное лицо). В общем, всё это её не красит. Мать тоже не отстаёт, корча трагичное лицо, но её можно понять: почему она поняла, как нужно делать – и сделала, а её дочь не понимает?!
Немного конспирологии: у Мериды лицо как яблоко, она всё время жрёт яблоки – неужели этот мульт проплатила корпорация Apple?
Видно, что авторы обкатывали экспериментаную модель, это и сценария касается – и в этом вся беда. Почему-то потом, никто не горел желанием повторять ошибки этого мульта – и создавать сходную с Меридой героиню – которой не знаешь, нужно ли сочувствовать. Лучница-отравительница…
Хотя, к чести сказать, начиная с греков, в средневековье и далее в эпоху Возрождения, все друг друга травили почём зря – и мужчины, и женщины – короли и аристократы, жены и родственники.
Мне вообще показалось, что тут есть своеобразная привязка к миофлогии: отец семейства – типа Зевса: грозный, но справедливый (но недалёкий), мать Мериды – Гера, строгая и желающая добра дочери, хранительница семьи. Сама Мерида со своим луком, это явно Артемида – своевольная, дерзкая и ловкая. Хотя, была также в греческой мифологии Эрида, богиня раздора и хаоса…
Как мы помним, как минимум пара дочерей Зевса избегали мужчин. Афина Паллада была Мудрой, да к тому же родилась из головы Зевса (чтоб бы это не значило), и относилась к мужчинам насторожено, не подпуская их к себе – вечная девственница. Артемида вообще была богиней целомудрия, погруженная в охоту в лесах, защите природы и прочего. Когда ей встретился Геракл, она его чуть не пристрелила (но за дело – за поимку питомицы – киринейской лани).
Так что Мерида очень похожа на этот типаж – носится с луком по лесам, а на политику родного королевства и судьбу кланов ей как-то наплевать. И это несмотря на хороший пример своих родителей; некогда её мать Элинор также по соображениям продолжения рода и клана, вышла замуж за Фергуса – и несмотря на его грозный вид, вскоре его полюбила и родила ему детей. Но Мериду приходился уговаривать, даже устраивать конкурс женихов. Чтобы у неё совсем не было шансов сделать выбор, все женихи на подбор уродские (как по мне, сын синелицего лохмача, с внешностью молодого Конана-варвара с двуручником, был почти самым приемлемых женихом). И такое впечатление, что кроме этой Мериды в королевстве дочек и женщин ни у кого нет. Вот на ней клином сошелся белый свет! Опять двадцать пять! Вообще, тут все мужчины выставлены совсем неприглядно, даже отец выглядит сердитым медведем, неотёсанным увальнем, больше пекущимся о своём королевстве (а разве это плохо – будет война и ему труднее будет защищать свою семью?).
Феминизация? Не совсем, так как мать у Мериды всё же мудрее дочери, она пытается объяснить дочери, что такое долг, обязанность традициям и прочее – в целом, она тоже в этом не преуспела. Глупые тут все, без исключения. Мерида просто глупая, может было надо её изобразить более правдоподобно-прогрессивной? Мерида сердится на мать, на отца – на родителей, мечом машет, разрезая семейный гобелен (наглядней не придумаешь, как показать отрыв дочки от остальной сплоченной семьи) – как-то не так родители её учили.
На самом деле, она отрезает клинком – на гобелене, от семьи только мать, так как именно она недовольна её мальчишески-безбашенным поведением (скачки, склолазанье и стрельба), которое, тем не менее, её отец одобряет (вся в меня!). Тут можно было бы приплести и Комплекс Электры, но это уже слишком.
Мерида в поисках решения проблемы находит такие решения, что караул! В целом, она ведет себя как пацан-ребёнок, да ещё и с опасным оружием в руках. Так что глупые и недалёкие в мульте все, даже ведьма, которая вообще не от мира сего. Решение проблем, чудо тортик – даёш его матери и… Самое паскудное, что послушавшись ведьму и не разобравшись в сути, не думая о последствиях, Мерида тортик применяет – а самое главное, потом ворчит и возмущается: это мать виновата… или ведьма – только не она! Как-то по детски получается – для уже взрослой девушки на выданье. А семья, а клан?
В общем, Мерида из приемлемых проблем породила довольно напряженные – из-за облика матери-медведицы ту чуть не загнали, также назревала война кланов. Потом всё разрешилось, дочку простили, наверное, со словами: А, чёрт с тобой, бегай по лесам с луком, раз тебе надо! И дети, посмотревшие мультик, выучат, что нужно делать, чтобы от них отстали…
Также то, что мульт не детский, а как минимум для юношества – это конечно, близкая подросткам тема (особенно девушкам), когда многое навязывают родители, а у тебя проснулся бунтаский дух (но потом оказывается, что большей частью родители были правы, ибо и сами когда-то были такими, но переболели этим). Слишком получилась прогрессивно-современная сказка.̶К̶а̶з̶а̶л̶о̶с̶ь̶ ̶б̶ы̶,̶ ̶п̶р̶и̶ч̶ё̶м̶ ̶т̶у̶т̶ ̶Г̶о̶л̶о̶д̶н̶ы̶е̶ ̶и̶г̶р̶ы̶?̶ Столько веков выходили женщины замуж по наставлениям, в особенности королевских, родителей, а тут вдруг бунт. Были конечно случаи неповиновения, но тут уж совсем по-современному получилось. Была конечно и несправедливость к женщинам и неравные браки, но с этим как-то жили, время было такое.
Отчасти мульт “семейный”, взрослый: тут и грудастая кормилица, и непонятно зачем присутствует троица медведиков-рыжих близнецов (тоже голожопиками потом будут бегать), взрослые шотландские шутки – голозадые мужики-дикари. То под конец мульта Фервус пытатся полюбить едва прикрытую покрывалом мать – прямо при детях. Семейный мульт – укрепляем связи! Как говорится: Артур и Молли Уизли часто любили друг друга прямо при детях – вот почему младшие Уизли такими выросли!
Также, снимая этот мульт, Дисней позорят Шотландцев: неотесанные, агрессивные, намазались синей глиной, тупые и хамоватые (все клише собрали). В тогдашнем мире, действительно, за редким исключением в виде королев Британии и пары других стран, миром правили мужчины – правя и воюя, а женщины их поддерживали, продолжая род, и ведя, в случае чего, другие хозяйственные дела (а порой даже управляя замком во время осады, в отсутствие мужа на войне). Даже Король Фервус в мульте положение не спасает, хотя он примерный семьянин и неплохой правитель – но многочисленные многие другие-то похуже его будут. Всё это выглядит притянуто, искусственно – и для того, чтобы претензии Мериды сыграли для неё.
Некоторым родителям мульт нравится, но показывая его детям, потом косятся на них – а вдруг чадо им тортик, “как в этом замечательном в мультике”, преподнесёт… Кроме того, малышей пугает (равно как веселит мать-медведица), всегда ВНЕЗАПНО появляющийся злой и страшный ̶с̶е̶р̶ы̶й̶ ̶в̶о̶л̶к̶ медведь Морду, ранее отгрызщий папане Мериды ногу, а потом ещё разок появляющийся на сцене. Крипово!
Ну, не очень мораль у этой сказки – если тебе что-то запрещают – устрани родителя! Не очень хорошо. В общем и целом, мульт яркий, но уж больно “современный”, с ясным посылом, но странными мотивациями – надо решать проблемы радикально, чтобы от тебя отвязались. Сказка, но невразумительная, никуда не ведущая – как героиня скакала с луком, так и скачет дальше – вероятно до старости так будет делать, бегая по лесам: без детей, без мужа, и что там с родным королевством – да пофиг, главное свобода и охота!
Это было бы оправдано, если бы, например, у Мериды была старшая сестра, а на неё никто ничего не нагружал – тогда её проделки и увлечения были не так важны. Но тут же на ней судьба королевства. Короче, мульт по визуалу проходит, но мораль расплывчата, а смотреть в целом даже скучно, а Мерида бесит – даже не своим упрямством и глупостью, а безответсвенностью – ей втолковывали, что всё это важно: долг, семья, королевство – но она из этого не вынесла из этого никакого урока (или наказания за содеяное), и осталась такой же, какой была. Гораздо сильнее было, если бы она переборола себя, пожертвовала своими принципами (довольно много средневековых легенд и сказок на этом базируется – на женском смирении и самопожертвовании) нашла себе мужа, пусть и не сразу, сама – но подчинилась родителям и спасла королевство. А так получается, что родители, после её выходок, от неё отвязались и она стала сама по себе – а королевство как-нибудь устоит без неё! Подумаешь, мать траванула, превратив в медведицу, с кем не бывает, сказка же!
Дисней немного промахнулись тут с моделью героини-одиночки, ибо насколко я помню, они успешно двигали сексуальных женских персонажей, которые находят свою любовь, потом у них будут дети – нагляный пример для смотрящих их продукцию детей – дабы они выросли, тоже завели бы своих детей и продолжали бы потреблять Диснея. Тут же мульт призывает бросить всё – и жить в своё удовольствие, в ущерб семье.
В общем и целом, это только мое мнение. Но осадок от просмотра остается не очень – и больше пары раз (после первого раза почти тут же забыл, что там было) я этот странный мульт не смотрел: Мерида шикарна вннешне (вот это идёт на ура, многие её рисуют или косплеят), но внутри у неё нет того, за что ей сочувстуешь, понимаешь её и любишь. Спорный мульт, местами даже скучный, надо признать – он яркий, и в целом позитивный, но что-то в нём не так – и модели кривоваты и мораль самого мульта кривая.
̶Б̶у̶д̶к̶а̶ ̶с̶а̶м̶о̶у̶б̶и̶й̶с̶т̶в̶ Магазинчик самоубийств\Le Magasin des suicides (2012).
Мульт имеет первооснову – роман Жана Толе (Семья Тюваш). Сам магазинчик имеет девиз “Умрите, или в противном случае мы вернём вам деньги.” Снята “сборной” Франции-КанадЫ-Бельгии.
Что-то не так с Европой, раз они выпустили такой мульт. Не то чтобы они пропагандировали суицид – нет, французы, как месье, знающий толк в извращениях, как раз смеются над этой темой и как бы говорят – да ну его, может лучше и не надо возиться со всем этим? В целом, особенно папаша веселого семейства, да и остальные члены семьи, вызывают стойкую ассоциацию с Семейкой Аддамс (папан вообще почти вылитый Гомес). Эта семейка чтит сплин людской нелегкой жизни, и помогает особо отчаявшимся покончить с ней, уйдя в смерти из неё – собственно, поэтому они и держат магазинчик с разными ядами, верёвками и прочим. Хоть и шутливо – про смерть так не шутят! – европейцы стараются обыграть сколькую тему смерти и отчаяния в этом мире – и небезосновательно: вдруг у человека просто не было выбора? Как писал Маяковский: у меня не было выходов…
Например, на моей памяти, пара раковых больных покончила с собой – а кто будет их винить – у них реально не было альтернативы, жуткие мучения – и смерть была близка – и так, и так.
В общем, французы подняли эту тему, но закономерно полагали, что не все это оценят. Мульт, пусть и не в полной мере, мрачновато-сатирически-грустный, но спорный – и странный априори. Обычно хватает одного раза, и может еще разик пересмотреть, ибо забываешь, о чём он – вполне заслуженно. Скорее для ознакомления – рисовка занимательная, но не больше. И ещё это немного мюзикл. В конце тот же посыл, что и в Корпорации монстров – зачем пугать детей, если можно их смешить?! Так и тут – сделаем из “скорбного магазинчика” нечто более оптимистичное и шумное. Этому способствует оптимистичный улыбающийся отпрыск семьи Алан. Но папаня всё равно, по старой памяти, рад вручить клиенту блинчик с цианидом – в память о старых временах. Мульт явно для взрослых (не показывать же его детям), но нарисован (формат) вроде как для детей. В итоге он ни для кого – и теряется среди других. Странное решение, к тому же всё эти, то аляповатые яркие краски, то мрачновато-приглушенные тона. Скорее не рекомендую для просмотра, разве что для ознакомления.
Наверное, если бы на месте той семейки была бы рассудительная семейка, скажем гробовщиков – со своей мудрой философией скоротечности бытия, ценности жизни и смерти, смотрелось бы естественнее и продуманнее – хотя всё равно мрачновато.
Как минимум треть из мною упомянутых, всё же имеет потенциал и могут зацепить, если настроиться на них – и смотреть в определенном настроении, подготовившись к ним. Другие же, даже после подготовки все равно вам, скорее всего, не понравятся – что вполне логично. Всё же есть некий процент безумно-положительный вещей, а есть и суицидально-отрицательных, которые мало кто примет. Одни всё же имеют шанс быть оцененными, а другие – совсем нет, что логично. Вот как-то так.