Перевал. 1988. В.Тарасов.

 

Космический корабль «Полюс» терпит крушение на негостеприимной планете. В результате тяжелой посадки происходит поломка реактора и выброс радиации. Колонисты в спешке хватают только самое необходимое и эвакуируются. Большими усилиями, потеряв многих при переходе, они уходят далеко и основывают Поселок. Рождается новое поколение, еще вырастают дети, которых взяли с собой родители. На планете водятся дикие животные, приходится отбиваться от них, попутно добывая еду. Для колонистов наступил, можно сказать, Темный век.

Старый травит байки о Земле, его рассказы полны горечи и надежды. Многие из его старшего поколения погибли  при переходе, и в дальнейших их попытках выжить на этой необитаемой планете (еще одна Дикая планета, ага) и проходит их жизнь. Единственная надежда, перед надвигающейся деградацией, пока еще живы воспоминания (пока живо немногочисленное уже старшее поколение), более молодые и приспособленные, которые должны дойти до корабля и взять все необходимое, донести до Земли весть о себе. По сути, заявить Вселенной о себе, но они оказываются еще не готовыми. Общее впечатление от атмосферы мультфильма — тягостное, беспросветность, вот каламбур, с небольшим лучиком надежды, с гранью, между полным забвением и возможностью все восстановить и продолжить свою миссию.

Мультипликационный фильм получился на редкость душещипательным и пронизывающим, хотя Можейко, то есть Киру Булычеву, он не совсем понравился. Первоисточник (цикл Поселок), все же несколько отличается в деталях, однако получилось передать его идеи довольно похоже. И если стиль изображения, а так же вставленные работы художника Анатолия Фоменко, несколько не к месту, то додуматься до такого музыкального сопровождения, это надо быть гением. Тихие, печальные стихи Саши Черного, которые выводит своей голосиной Градский — это гениально! В сочетании с, и без того яркой и контрастной зрительной картиной, это дает просто сногсшибательный эффект. Яркие, кислотные тона сочетаются с монохромной графикой, игрой света и тени, линий и зигзагов. Часто господствуют фиолетово-черные тона. По сути, весь фильм — это Авангард, смелый, резкий и необычный. Эксперимент, проба, новаторство.

Гибель Томаса — в рассказе не совсем так, но вина Олега в книге тоже есть. Томас олицетворял ответственность за жизни молодняка — даже ценой собственной он должен был их уберечь.

Взрослых озвучивают актеры старой школы — один неподражаемый Ливанов ( Шерлок Холмс вы наш) чего стоит. Молодых, озвучивали подростки, отчего веришь им и сочувствуешь, ломающиеся их голоса западают в душу. Простоватый, чистый дикарь крепыш Дик, уроженец уже этой среды, этой планеты. Марьяна как переходный вариант, и Олег. Что-то в нем есть от ученого — по рассказу, он как раз не дотягивал до приспособленного к тем условиям обитателя Поселка. Мне напомнил раннего Данилу-мастера – пытливого и любознательного подростка, любящего наблюдать и искать суть вещей. Но именно в нем Олеге живут смутные воспоминания о прошлой жизни, о корабле, о связи с Землей.

Дополняет картину голос рассказчика — обладающий мягким, доверительным, повествующим голосом Кайдановский, еще со «Сталкера» связавший себя с научной фантастикой.

Самая душевная сцена в Перевале — когда наконец находит родную каюту, возвращается Домой. Все очень лирично, и просто слезу выбивает. Бессмертные строки Саши Черного “В жизни так мало хороших минут…” и соответствующая мелодия этому способствует. Очень-очень сильно, до сих пор пробирает.

И что же главный герой взял, едва попал к себе? Отцовский бластер, так сказать, чтобы нести добро и лазерный свет. Но это оправданно — выросший в условиях постоянной опасности, он выбрал предметом первой необходимости оружие. И как показало дальнейшее, не зря. Этот момент связывает Олега с его детством, полузабытым – и сегодняшним мигом, когда он надел куртку родителя и взял в руки оружие, уподобившись своему отцу, повзрослев и возложив на себя бремя выбора и ответственности лидера группы. Именно он, Олег-исследователь и нашедший истину, себя…

Пара моментов.

Иногда Томас своим пристальным задумчивым взглядом и круглыми очками напомнил мне Джона Леннона, только постаревшего.

Вы обратили внимание, на смешение русских и иностранных имен. Это конечно же был результат смешения культур оставшихся людей. Люди разных национальностей, они объединились перед лицом общего вымирания.

Самое интересное, многие об этом не знают, или не догадываются, но три главных персонажа получили от живых людей не только голоса, но и их внешность. И если Марьяна (Нина Горенбейн) получилась не совсем похожей на свой оригинал, то парни переданы отлично. Олег длинный паренек, Дик (Саша Николаев) такой же лохматый и с кнопкой-носом.

В связи с этим возникает закономерный вопрос. Раньше могли снимать такое, а сейчас что?  Все же раньше, идея выхода в космос, при коммунизме, была пронзительно яркой, почти фанатичной. Все это и выражено в фильме — вера в будущее, выживание среди беспросветности, вера в силу молодежи, представители которой еще не выросли и не стали прагматиками, циниками и просто усталыми людьми. Это один из последних удачных произведений про молодежь, немного наивный и мрачный, напоминающий чем-то «Москву-Кассиопею» и «Отроков во Вселенной». После них и «Гостьи из будущего» у нас не было таких проникновенных фильмах о подростках. Сейчас герои другие, если их вообще можно назвать героями, разве что Три Богатыря немного спасают дело.

…Результаты похода получились двоякими — есть возможность вернуть многое, но не  хватает знаний, а вернуться ли еще сюда люди, большой вопрос. Потому подростки возвращаются назад, туда, где их ждут, ведь теперь эта дикая планета — их новый дом.

И когда возвращаются наши герои — как это страшно и дико, не знать название предмета, а самое главное, не знать своего предназначения,  самого смысла слова человек…

Добавить комментарий