Что мультфильм напомнил про концепции – ЛЕПРЕ-КОН (LEP-RECON) – общая концепция эльфийского спецназа из произведений Йона Колфера – про Артемиуса Фаула. Нет, правда, создателям мульта надо было доверить экранизацию Артемиуса Фаула, а не Диснею (хотя бы мультик, а не фильм, для начала). Подземные эльфы с технологиями, не уступающие земным, в этом что-то есть.
Суть.
Начало выдаёт экспозицию, и раскрывает традиционализм сути Санта-Клаусов: наследственный династический монархизм, от отца к сыну передаётся почетная должность Клауса. И почти тут же старая-добрая завязка сказки на Рождество перебивается современными мотивами…
Маленькие человечки-эльфы пошли в ногу со временем – разворачивают в каждой стране спец-опции по доставке детям подарков – в массовом порядке: сначала в одной стране, потом в следующей, и далее – по часовому поясу. Четко, продуманно и с большой сноровкой. Модерновое транспортно-десантное средство и всякие современные гэджеты есть в наличии, что же ещё нужно?
Конечно же, у них есть и командование из центра – это старший сын Санты – Стив: бравый, подтянутый и честолюбивый верзила, уже начинающий седеть. Кощунственная бородка а ля Роман Трахтенберг Бородка у него тоже есть, в виде ёлочки (!), а следовательно через 10-20 лет он тоже мутирует в образцового Санту, но до этого пока далеко. Пока что нынешний Санта, его отец, хотя и спит на ходу и подтупливает, воодушевленный очередной доставкой, посулил остаться ещё на один срок, чем огорчил и ошарашил Стива.
Кроме этих двоих, есть ещё и младший сын Санты – Артур, наш ГГ, также есть жена Санты – Маргарет и дед-Санта – совсем древний старикашка, времён Первой Мировой войны (что угадывается по его мундиру и английской каске-миске). Все они, вместе с оравой эльфов, живут на Северном полюсе, откуда обычно и стартуют в новогоднюю ночь, вернее в её преддверии, в канун Рождества.
Дело в том, что семейство Санта-Клаусов, ведущих свой род от Святого Николая, уже давно перешло в XX век. Ранее это был прадед-Санта (ГрандСанта), потом его сын Малькольм-Санта, который сейчас уже стар довольно и готовиться к пенсии с миссис Санта. Обычно руководит операциями старший сын Стив, а Малькольм лишь присутствует при них, как бы для традиции. У Стива же всё четко, по полочкам, по часам – и всё это как бы убивает старый дух Рождества – о чем ещё помнит прадед-Санта и самый младший и душевный сын Малькольма – Артур. Именно он по старинке ещё читает корявые и наивные письма от детей доброму Санте. И соответственно, он больше всех переживает за то, чтобы дети получили то, чего просят.
У Малькольма и Стива другой подход – у них это давно из таинства превратилось в эффективную но работу, почти без магии.
Заметка – несмотря на всякие гэджеты в виде планшетов, спец-оружия и оборудования у эльф-спецназа, чуток магии всё же присутствует, например, пушка наполняющая носок детей конфетами – как они генерируются?
Кстати, как принято у спецназа, на проникновение в дом и подкидывание подарков, наряду с обязательной стелс-тактикой и избеганием попадаться на глаза как родителям так и детям, у эльф-спецназа строгие лимиты на операцию – около 18 секунд на дом. Это уже магия, ибо как ни крути, даже по хронометражу, выходило не меньше минуты на всё про всё.
Что понравилось: фраза – морковка погрызена! Дело в том, что обычно на праздничном столе накануне Рождества оставляют стакан молока для Санта-Клауса – и морковку для его оленя\оленей. Чтобы не разочаровывать детей, эльфы оборудованием создают картину, что Санта приходил: высасывают в резервуар молоко из стакана, как если бы его выпили, и специальной зубокусалкой надкусывают морковку.
И честно сказать, весь креатив и задор пришелся на первую половину, вернее даже четверть мультфильма, далее же идёт довольно пресные хоть и наполненные юморными моментами (и на том спасибо) Рождественское приключение.
Фраза – Санта покинул здание, отсылается на историческую фразу Элвис покинул здание. Возможно ещё и то, что Пресли под конец чуток раздался, и Санта тут дородный – но это уже вроде как по легенде ему таким положено быть.
В кутерьме быстрой гонки раздачи подарков по графику, один подарок оказался забытым, значит была допущена погрешность с вероятностью 000000001, и… в общем, сказка уже не сказка. Стив посчитал, что об этом можно вроде как махнуть рукой, Малькольм промямлил, что же делать? И только молодой Артур, которому больше всех надо – и в первую очередь не для себя, а для детей, решился на дело – собственноручно доставить подарков (немного походит на Клауса 2019 года, ибо там речь поначалу шла о письмах, а потом и подарки пошли). А тут и дед-Санта, который решил помочь ему, не без своего старческого “тряхнуть стариной” и показать этим родственникам, что он ещё что то может…
Они стали действовать по старинке – обычное в общем-то клише: старое-доброе забыто и отодвинуто в сторону – в угоду новаторских, модерновых методов и идей, но обгадившийсь с новым, нашелся чтитель традиций, который показал, как надо делать дело – с пылом, рвением и искренней душой. Это про нашего недотёпу Артура и чуть в меньшей мере – самого старого Санту.
Для примера, Громовая луна Эдмонда Гамильтона – этот фантастический рассказ читал мой отец, а дед даже нашел, пока колесил по стране дальнобоем, комикс-экранизацию (издательство Муха), и привез мне – и понял его суть, ибо сам был дальнобойщиком и проникся – притча о старых космонавтах, решивших тряхнуть стариной и добыть некое легендарное сокровище, утерев нос частным летным компаниям, не берущим к себе на работу людей “старшей группы”. Мне кстати комикс даже больше понравился, он наглядный, когда как в книге, как и с Дюной Герберта, “многое не так” и по авторскому взгляду более мрачновато и сурово. Например, в комиксе людей-конкурентов превратили в наёмных инопланетян, чтобы не так жалко было их при разборках, возникших ещё к подступам к местному сокровищу – легендарному невесомому Левиуму. Но что то я отвлекая, а насчёт Громовой луны – я пожалуй вернусь к ней позже.
И вообще мульт предсказуем и многое угадывается. Это не плохо, но немного стандартно. Вспоминаю немного Полярный эксперсс, где был криповый осовремененный Санта, жутковатые эльфы, и в целом эффект “зловещей долины” – чуточку пластиковый мульт, хотя старающийся в душевность, но не до конца получившийся, по крайней мере, как старая добрая Рождественская сказка.
Так к и тут, отчасти – немного криповые эльфы, а в особенности лучшая упаковщица… как ещё там, так и не мог расслышать, пока не прочел в вики, как её зовут – Фриони Шелби, Миони Шетельби или как то так – на самом деле, её зовут Бриони Шелфли, вот. К слову, её заковыристая имя-фамилия – шотландских корней, типа лепрекон-эльф-фея оттуда, прибавьте и традиционный зелёный цвет её одежды (комбинезона).
Есть операторы сидящие на базе, а есть оперативники – пронырливые, ловкие акробаты и деятельные и смекалистые парни (девушки у эльфов есть, но они не бросаются в глаза). Также есть эльфы разных оттенков кожи. Объединяет их одно, как кстати, и семейство Санта-Клаусов – носы картошкой.
Зато у них есть парочка пенсионеров-ветеранов – например, шотландский же эльф лет 60-ти и совсем преклонного возраста, лет этак 200 – радист с своей чудо-машиной.
Это важно.
Начало крайне подкупает: Первое. Зачиткой детского письма и представлением целой галереи Сант (короткая экспозиция) – с прошлых веков, начиная со святого Николая (в Чехии это святой Микулаш), и до до наших дней – этакая презентация и намек на династию. Менялись и традиции – и когда нам показали до чего они докатились, то понятно что погнались в ногу со временем. Ну летать на огромной летающей тарелке Санта-1 под невидимостью, высаживать десант и дарить подарки – где же тут романтика, скорее это уже работа – плюс командный центр с кучей операторов и компов. А где душа праздника?
Если в начале показали лихо, наглядно и красочно операцию по доставке подарков – это действительно занятно, и задаёт темп картине – но потом, когда возникло ЧП и конфликт, дед и внук пошли сами решать проблему – по старинке передать подарок – с половины мульта, ближе к концу, начинается пробуксовка, как по мне, топтание на месте, ибо что то надо придумать, чтобы заполнить время мульта. Это несколько снижает как темп мульта, так и общее впечатление. Скажем так, муза сценаристов упорхнула в начале мульта.
Под конец действительно классная драматичная сцена, где сбивают старые сани Еву, под слова – поздравляю, мы только что спасли Рождество! Как бы жертвуем старым, чтобы новое, подающее надежды, выжило. К тому же, в глазах людей, они уничтожили угрозу, но на самом деле…Впрочем, старикан уцелел, но попал в помойку, погибла лишь его летательное средство. А далее надо утереть нос командиру Шеппарду Стиву. Да и просто доставить подарок – совершить чудо в срок, ибо время Рождественских чудес.
Занятно, что Борт Санта-1, летающие сани вмещающие мини-базу эльфов и склады с подарками на ходу, однако дед припрятал свои старые и передающиеся из поколения в поколение сани у себя – что тоже странно; эльфы про это знали, но дед их запугал, и те молчали о в целом то, ностальгическом и малозначимом сейчас раритете-реликте в виде легендарных некогда саней прадеда Санта-Клауса.
Кроме того, Стив на этих санях не катался, их видел лишь старый Санта – Малькольм, но видимо об них забыл (он вообще многое забывает из-за возраста понимаэш и в целом оправданно рассеян). Артуру же удалось полетать в санях с дедом.
Ещё одна сцена удачная сцена – случайное преображение в Артура в в истинного Санта-Клауса, почти что патентованного – и исчезновение. Похоже на рождение новой легенды. В общем понятно, что Артур будет достойным Сантой – когда как и молодой и пожилой Клаусы – и совсем старый, погрязли в том, кто же вручит подарок, когда как Артур делает дело для того чтобы подарок был просто точно доставлен нужному ребёнку и точка. Простой посыл.
И все оказались счастливы.
Это особо подчеркивается в конце, когда в виде Рождественских открыток показана их дальнейшую жизнь, с припиской …и они счастливы. Каждый занял своё место – Стив, как командир Центра Командования, дед и прадед сдружились и оба отошли от дел окончательно.
Не были забыты Бриони и даже олени, которых один дед помнил как зовут…
Неплохой мульт. Но он американско-британский, навороченный, крутой, модерновый, но с оглядкой на традиции – всё же есть душа немного вытеснена новаторскими слоу-мо и спецназерством. В общем, это не сказка, а аэро-дорожное приключение. Но на этом контрасте – старого и нового, и “простого парня” парня Артура, который поддерживает старые традиции, и потому что так надо, да и сам прадед-Санта – как хранитель и пережиток этих традиций, доказывают что это Рождество – Артура, внезапно обходя и Стива и их отца Малькольма: Артур оказался достойным Сантой, пусть и в будущей перспективе.
Единственное нарекание – не очень точный вектор мульта, с моралью истории всё понятно, но некоторые шутки не смешные, мимо мели, порой скабрезные, порой абсурдные. Довольно позорное поведение деда – тут и мелкий эгоизм, и его вредность, постоянная привычка “терять эльфов”. Дед не обрадовался в пути появлению упаковщицы Бриони – и тут же выкинул её из саней, а потом обращался с ней как с салагой – то требовал от неё “замотаться с головой”(ДЕДОВЩИНА!, что в контексте возраста и положения старшего Санты, так и есть!), то ещё чего (например, выставил Бриони вперёд – против наступающих львов из Африки), в общем, если бы у эльфов был профсоюз защищающий права рабочих эльфов…
В целом же мульт богат на всякие гэги и хохмы. Песен мало – в конце песенка Джастина Бибера (ОМГ!) да и всё. Дух рождества – но модерновый, но с перчинкой старых традиций – не забывайте о них!
Ещё один косяк мульта – если его смотрели мало и мельком, потом не могли вспомнить название. Другим же наоборот СССК накрепко засело в памяти. Мульт вроде бы не блеклый, но и не супер-шедевр, цепляет мало, но все равно вроде как по итогу неплохо вышло. Бывало и намного хуже, этот же мульт неплох, душевен, разве что самую малость не додуман и много на себя не берёт. Это особенно ощущается с такими гигантами как Клаус и Рождественская история – я надеюсь на следующий год обозреть именно её! Этот же мульт можно поставить чуть нище того же Полярного экспресса – экспериментально, хорошо, душевно. Садись, четыре.
По итогам – делали студия Аардман (Aardman Animations), славные обычно своей пластилиновой анимацией. Тут этой прём не задействовали, взяли более привычное 3D, но результат получился смешанным, хотя и неплохим. В роли режиссера женщина – Сара Смит (и сценарист Питер Бейнхэм). Вот почему диалоги и сам мульт получился этаким мягкими и незлыми, не агрессивными, что ли. Опять же сицилийская семья и её ценности. А теперь вспомните даже первого Шрека, который поднимал целый ряд проблем общества. В целом, наивный мульт с неплохим посылом и не более. Большой плюс за спецназ-эльфов показанных в начале и… на этом всё. А модно было бы запилить даже мини-сериал про таких вот эльфов…
На начало работ над этим мультом в 2007 году в проекте он назывался Операция Рудольф (видимо в честь знаменитого оленя-красноноса), но это был тот ещё долгострой, и вышел в 2011, а если точнее тут припахали нумерологию, ибо мульт вышел 11 ноября числа 2011 года (по крайней мере в Британии, в соединенных королевствах, и лишь 23 в США… занятный тандем кстати – Соединенные Штаты Америки и Объединенные королевства Британии.
Вероятно, смешав два подхода и родился этот мульт – новые американские методы, и старинные британские традиции – доставки подарков. Это крайне наглядно, ещё и тем, как мульт рвётся в обе стороны, и он оказался неоднозначным, словно писали сценарий два разных человека, пытающихся сшить оба варианта вместе.
Озвучка.
Если о музыке сказать особо нечего, то про озвучку, по крайней мере для англоговорящих – это просто праздник какой то! Судите сами: Джеймс Макэвой на озвучке Артура. Заодно и пробежимся по характерам персонажей.
Хью Лори (даже по росту этот перс на него походит) озвучил Стива. Отыграл этакого бизнес-командира, у которого всё схвачено, а потерями можно и пренебречь, лишь бы план выполнить. Сам по себе персонаж неплохой, но уже немного испорчен властью командования и мало смотрит выше собственного носа. Обратим внимание на картину над его кроватью. Это ли не тщеславие?
Билл Найи – озвучил Гранд-Санту, деда. Вся его ворчливость бесшабашность и лихой молодецкий напор, оставшийся с прошлых лет, хорошо им передано. Сам по себе дед хорош, как реликт старых традиций. Есть пара приколов с его вставной челюстью.
Но на поверку не лишен своих тщеславных замыслов, показать всем кузькину мать, и не сколько себе, сколько более молодым сыну и внуку-старшему доказать, что он был хорошим Сантой. В минус ему идёт пренебрежительное отношение к помощникам-эльфам, которых он привык гонять-шпынять. НУ и сам по себе старикан вредный, хоть и душевно-харизматичный, этакий старый солдат все ещё рвущийся в бой…
Традиционалист со стажем в 136 лет. Дед который повидал всякое. Мыслит штампами и жив старой памятью – при пролете через Торонто высказался, что раньше не видел всех этих небоцарапок (небоскребов). Понастроили тут! Богатое почти что боевое прошлое – развозил подарки и в годы войны, что сказалось на его характере бравого ветерана.
Маргарет Клаус – добрая тётушка, её озвучила Имельда “Амбридж” Стонсон. Её мало, но речи у неё правильные. Заботливая, пухлая домохозяйка готовая поддержать любого из семьи Клаусов.
Мальколма озвучил британец из того же Поттера, ни не только – Джим Бродбент. Он и сам по себе и по комплекции подходит под этот типаж – вздумай снимать фильм, а не мульт, справился бы с ролью неплохо. Сам по себе Санта добродушный, но уже не на своём месте дед. Он часто сомневается, теряется и в целом, уже также пережиток прошлого, не успевающий в ногу за временем. Ему отчасти повезло, что дела в основном ведёт Стив и прокачанные эльфы. Он как капитан на мостике корабля – монумент власти и его гарант, но делает за него почти всю работу первый помощник.
Марк Вуттон в роли Питера, подобострастного помощника-эльфа Стива. Он тот ещё… Питер – подхалим, раболепный и крайне услужливый помощник, ха, Санты. Часто хочет порадовать босса, – подарил семейные трусы с ёлочками шефу, чем изрядно его озадачил. Носит ему кофе-капуччино, а когда появилась возможность, захотел прислуживать и Артуру – и уже вознамериваясь носить кофе уже ему. В общем приспособленец, верный клеврет партии и прочее. Правая рука босса Стива, который того почти не замечает.
Эшли Дженсен озвучила Бриони Шелфли: 3-го класс упаковочного подразделения, из батальона упаковки подарков! Восторженная панковатая эльфийка (явно из молодых и прикинутых) с шотландским акцентом, которая как то случайно-намеренно присоединилась в походу Артура и деда на санях по миру.
Питер, помощник Стива закатывал глаза на её восторженные речи и похвальбу в работе. С одной стороны немного бесит прикидом, с другой она находчивая, поддерживает компанию и в целом довольно милая (несмотря на мелкие глаза, широкий лоб и прочее).
Лора Линни дала голос компьютеру Северного полюса.
Ева Лонгория озвучила шефиню Де Сильву. Эта та самая тётенька, которая “спасла Рождество”, отдав приказ сбить НЛО, летящее над землёй.
Рамона Маркес на озвучке Гвен Хайнс, девчушки, живущей в корнуоллской деревне Трелью – именно ей Артур лично и должен доставить затерявшийся было подарок.
Майкл Пэйлин озвучил Эрни Кликера, пожилого эльфа и бывшего главы Polar Communications – и участвовавшего в 46 миссиях во времена старого Санта-Клауса! Его возвращают с пенсии, чтобы помочь Стивену выследить старомодные сани.
Главных эльфов озвучивают Санджив Бхаскар, Робби Колтрейн, Джоан Кьюсак, Рис Дарби, Джейн Хоррокс, Иэн Макки, Энди Серкис (и тут отметился!) и Доминик Уэст.
В связи с этим у мульта есть две награды: Лучшее исполнение роли закадрового голоса, молодая актриса – Рамона Маркес. И Награда Энни – Биллу Найи, за пожалуй самую экспрессивную озвучку Прадеда Санты.
К слову, у нас его озвучил ныне покойный, смешной дедок и человек – как голосом так и внешностью, озвучивший даже гномов в WOW, а также отметившийся во множестве детских мультов, фильмов и постановок – Александр Леньков. Если кто не помнит, именно он играл Бабу-Ягу (хотя в оригинале это был более скучный дореволюционный кино-старичок-робот для фильма) из Острова ржавого генерала. Он успел озвучить деда и тут, и умер в 2014.
Критики поставили мульту, видимо изголодавшись по Рождественских качественным мультам (даже Шрека подтянули на это, чтобы что-то хоть было) где то в 90%, зрители же более скромно и честно – в 70 из 100. В целом были благоприятные отзывы, и не удивительно, несмотря на недостатки, мульт все равно удался, пусть и не в полной мере.
Мелочи.
Многое то, что не было проговорено в сценарии нашло место в визуальных мелочах мульта. Нам их подают не особо скрывая, дело в том, что они быстро забываются, промелькивая на мгновения. Совет: обращайте на особые мелочи и интерьер при просмотре, увидите много подсказок о быте Санта-Клаусов.
Говорящая внешность: Гранд-Санта мелкий и костлявый, но хранит свой английский мундир (с которого не снял бирку). Старая английская каска, выщербленная и старая, того времени.
Санта Малькольм – тучный дед, центр тяжести смещен в район талии – пузо. Не так высок как Стив и Артур. Лысина, аккуратные борода и усы. Красный тактический свитер. Добродушный, но инертный и рассеянный.
Стив – одного роста с Артуром, а центр тяжести ушел в плечи и грудь. В целом, по виду это бравый солдат и командир, довольно брутальный, но несколько черствый. Любопытно, что его камуфляжная форма – смесь красного и зелёного (типа из зелёного-молодого постепенно превращается в взрослого и солидного Санту), а стилизованная ёлка дополняет её. Кроме того три полосы и звезда – символ ёлки, часто можно увидеть как маркироваку на многих гэджетах Полярного дивизиона Санта-Клауса. То есть, Стив запатентовал и нанёс маркировку на оборудование, с которым работают его эльфы, типа собственность Санта-Клаусов.
Артур носит зелёный свитер (как ёлка) в знак того, что он “зелень молодая”. Высокий но нескладный, неуклюжий и нелепый – но зато с редкостными душевными качествами.
Его неуклюжесть подчеркивается, когда он пошел не по лестнице, а через головы эльфов-операторов. И эти его тапочки на ногах Артура, которые кстати, ещё сослужат службу.
Пару раз поднимается тема НЛО – просто летающим саням удобнее маскироваться именно под тарелочку инопланетян. С Санта-1 это ещё сильнее – вылитый космолёт. Кстати, ещё косяк, что локаторы то засекли летающие сани, то потеряли, потом снова засекли – но не смогли точно идентифицировать, хотя даже тапочки Артура засветили и летающего оленя.
Признание Общества кинокритиков Сан-Диего, Лучший анимационный фильм – награды.
Так и хочется навесить ярлык – вторичный, классика – но нового Рождества, да ещё и зарубежная, со своей спецификой. Идея “спасти Рождество” – избитая донельзя.
Что ещё сказать, критики оценили мульт положительно, однако лавров он не сыскал – скромный мульт с банальной в общем-то завязкой и идеями, развлекательный больше, в меньшей степени поучительный, сомнительный но не провальный юмор. Потратили 100 млн., собрали 147 млн. – и это как-то не того, в плюсе всего ничего.
Детям мульт пойдёт, можно глянуть и взрослым – именно для них прикрутили пару-тройку замаскированных шуток для взрослых. В целом, сценарий мульта слишком суматошный, и приправленный высосанными из пальца проблемами – дед например, решил завернуть в Африку, что растянуло хронометраж мульта, и зачем?
Чем хорош мультфильм? Вниманием к мелочам, довольно много “чеховских ружей”, которые потом пригождаются и выстреливают. Много мелочей, при в общем-то линейной сюжетной линии. Задача зрителей – увидеть их.
То есть нам русским, со своим Дедом Морозом он зайдет постольку поскольку. Круто, забавно, вроде бы душевно, но видно, что не наше. И всё же, сойдёт. мульт неплох, просто сильно современный. Постарались. . Не все гладок но неплохо. Пересматривается неплохо, не шедевр но под настроение…