И без того этот мрачноватый, декадентский и наурно-готичный анимэ-сериал подкрепляется запретными темами, которые делают это анимэ изрядно для взрослых (минимум для 18-летних подростков): каждая из историй словно бьет по нервам и восприятию: каннибализм, инцест, убийство женщин (да и просто старое доброе ультра-насилие или безумие), пиромания, месть и прочее, и прочее. Учитывайте это, как минимум сериал не детский, не развлекательный, и не семейный, можно сказать, даже личный для каждого смотрящего – и как минимум для любителей хоррора или чего странного, не для всех.
Продолжаем марафон азиатских произведений про нечисть – теперь у нас Япония, и анимэ-сериал – не столь известный и самобытный, противоречивый и странный – всё как я люблю!
– Пойдешь прямо – наткнешься на угол, свернешь с дороги – найдешь яму. Ненависть и злоба канут в мир иной – и останется только слух людской…
Автор: Кёгоку Нацухико – Natsuhiko Kyougoku’s Worldly Horror Stories. Кроме этого, есть не менее стильные Ящик демонов (Box of spirits\Moryo no Hako) 2008 и более простенькие Оборотни (Loups-Garous) 2010.
Режиссер: Тонаккацу Хидэки, студия TMS, 13 серий. По сути, этот TV-сериал был у него последним – и это его “лебединая песня”, а до этого он с конца 80-ых специализировался на самых разных сериалах. Ещё заметка – сериал вышел осенью, и отчасти как бы передаёт уходящее лето и некоторые эпизоды осени – дождливую погоду.
Ещё важно, что существует одноголосая наша озвучка (ну или субтитры), как отсылающая словно бы к тем же 80-90-ым, так и делающая картину атмосферной, сочетаясь с “устаревшей” картинкой (которой могут позавидовать по детализации, некоторые современные проекты).
Сюжет.
– также видно, что режиссер пошел против правил намеренно, породив не 12-ти серийный, традиционный для мини-сериала из Японии блок серий, а навязал на одну серию больше, по сути разбив последнюю серию на 2 части.
Если коротко про суть этого сериала (насчитывающего “несчастливые” 13 серий) то молодой писатель решил забросить детские истории, и написать свой Magnum Opus, в виде книги “100 страшных историй про призраков”.
И он начал погружаться во тьму – иначе не скажешь: он встречает мистическую троицу, скорее всего даже не случайно, а по воле судьбы – и понеслось: троица выявляет людские грехи, породившие несправедливость и зарожденные из них призраки, мертвецы и чудовища и карает\упокаивает грешника их породившего – а то и его жертвы. И конечно же, как и зритель, молодой писатель получает немного не то, чего хотел: вместо кошмаров мистических, по в нагрузку получает истину, что люди порождают чудовищ, а мистические существа – лишь тень тех зверств, подлости и несправедливость мира человеческого. Примерно так.
Некоторые нюансы.
Во первых. Многие непонятки, связанные миром этого анимэ. Я был сбит с толку – видимо, все тонкости заключались в книге\сценарии, а без него или пояснений – почему так?, многое приходилось принимать как данность. Например, тут же обескураживало начало, где парень, начинающий писатель, собирал страшные байки для своей книги, искал всякие тайны и загадочные проявления, неких монстров и призраков – и тут же нам покалывали маленького гоблиноподобного редактора, который менторил этого писателя.
Если это не представитель волшебного народца, то кто это? И далее – крестьяне вроде как гоблины, дуболомы-самураи, много всего непонятного. Прибавим особый интерьер зданий, ломаные линии.
В какой-то момент я решил было, что это нечто мира Ди: Охотника на вампиров – будущее, откинутое в средневековье, где одни устарелые элементы сочетаются с чуть ли не космическими технологиями. На эту мысль меня навело Оружие Судного дня – Огненное копье, появляющееся под последнюю четверть сериала, а вернее под самый финал. Мне подумалось, что это некое замаскированное супер-оружие – на манер “ядерки”, и весь этот мир – это будущее, просто откинутое назад по развитию. Но нет, оружие было полу-мистическим, полу-техническим, почти адским, так что мои выводы были неверны.
Таким образом, есть такая ситуация, ничем не подкрепленная, почему так – так что в сериале идёт период Эдо; с самураями, крестьянами и прочим – просто наряду с людьми, ради художественной наглядности, некоторые люди\ сословия изображены как некие расы. Это и грубоватые и жутковатые снаружи гоблины, олицетворяющие грубых селян.
Это и самураи с чурбанами или шарами вместо голов – видимо олицетворение исполнительности самурая – приказали, он исполнил, как солдат Урфина Джюса… Дуболомы. На самом деле это не совсем самураи, а солдаты-охранники, ловящие преступников, либо охраняющие территорию, или своего господина – но суть не меняется. Защитник правопорядка или самурай – чурбан на месте головы, олицетворяющая исполнительность, долг. И в какой то мере обезличенность (европейцы изобразили бы на их месте оловянных солдатиков, к примеру). К слову, несмотря на рисовку голов – как заготовки из дерева, из этих людей брызжет кровь при ударе по ним (серия про дикого ронина и его дочь). Так что это явно просто визуальная обрисовка сути таких людей. То же касается и гоблинов – в большинстве своём это либо разбойники, либо грубоватые и неотесанные крестьяне.
Во-вторых. На фоне всего этого мир уже не кажется непонятным – возникающие из тьмы существа отчасти нам знакомы, либо мы о них услышим немого исчерпывающей информации – уж кицунэ-то мы знаем, как и енота-тануки. Вообще, сама команда судей как бы навевает классические ассоциации, но немного смещена в сторону, поясню. В общем, будь это стандартная-стандартная история про нечисть, то в команду бы вошли – адский палач, кицунэ и допустим тануки. Тут же все сделано чтобы отойти от штампов, не меняя общей концепции мистики: мистический монах-заклинатель (типа сохэй), продавец свитков; древний принц-оборотень – увалень, перевоплощающийся в других людей; и мёртвая и опасная женщина – нечто похожее было и в китайской мифологии и в японской – красивая, вроде бы смертная, но в отражении подана как скелет, истинно мертвая, на грани живых и мертвых. В общем, получилась нестандартная, любопытная троица, которая то и дело сталкивается с ГГ.
Кроме этого, мир и все-все тут выполнено в особом стиле, как бы сошедшим со страниц комикса – контрастного и с необычными почти кислотными цветами. Это воспринимается зрителем то как сон, то как кошмар – а то и галлюциногенный трип или горячечный бред.
В общем, кроме того, в этом мире, например, нет прямых дверей, они изогнуты, и многое нарисовано гротескно и со множеством линий и орнаментом. Прямых линий почти нет. Тут авторы придерживались особого дизайна как монстров, так и существ и людей этого мира. С одной стороны нарисовано вроде бы небрежно, но с другой – много где есть детали, и всё это вписывается в общий стиль. В общем, на вид это скромная халтура 80-90 годов сериалов, но поданная так, что к этому, во-первых быстро привыкаешь, а во-вторых, тот же стиль спасает положение и подаёт особое восприятие местного мира. По скринам и видео обычно и становится понятно, что из себя представляет визуал сериала. При этом нет голимого мрачняка – яркие цвета, и даже тёмные тона тут поярче, чем обычно, и в тени многое видно и хорошо различается. Ну, разве что тьма, тени тут все же черные, и все это хорошо оттеняет лица и здания. В общем, необычно и сочно – и тем не менее, при всём этом хорошо играет на мрачноватый тон повествования, изредка перемежающийся с дневными расследованиями и мелкими событиями, обычно предшествующие мрачным раскрытием тайн ночи.
Это запоминается, хотя имеет и один минус – несмотря на детализацию, смотрится картинка из этого анимэ, как привет из 70-80-ых, как бы снижая планку качества. Но на самом деле, если немного привыкнуть, то рисовка продумана и детальна, и вскоре не вызывает нареканий. Фоны и задники, антураж детальны, а вот персы, лица нарисованы скорее схематично. Но и в этом есть свой стиль. Многие картинки так и просятся чтобы из них сделали картину – частые пейзажи (чаще ночные), ситуации, и в особенности разные строения.
Особенности.
Каждая серия – а их всего 13 мистических, по сути, “дорожных\путевых ” историй – это отдельная история, слегка скрепленная линией странствующей троицы нежити и увязавшегося и попадающегося у них на пути парня-писателя: ибо часто наши герои путешествуют туда-сюда; троица в поисках потусторонних проявлений, а писатель по тому же поводу, но ради информации для своей книги. И тут проявляется эффект Скубби-Ду: несмотря на то, что в каждой серии присутствует всякая нечисть, конечным виновником её возникновения или свидетелем, является человеки – и их страсти, грехи и злодеяния.
Примерно так, если бы мы прослышали про призрака, который пугает местных, а потом обнаружили бы его, но поняли, что он всего лишь жертва, которую убил реальный человек – и опасаться нужно его, по большей части, а не призрака. В таком ключе и выполнены многие серии – люди порождали своими действиями и желаниями ту или иную нечисть. Корень всех зол мы ищем в людях. А задача адской троицы – распутать это дело и если не наказать, то запечатать, наложить печать на поверженного и ввергнутого во тьму жертву или мучителя. В основном, мы за сериал и видим разные эти проявления – и их последствия и проявления.
Троица адских судей.
Самый адекватный из них – мелкий торговец амулетами – низкорослый, похожий на монаха-сохэя человечек, неопределенного возраста – примерно лет тридцати. Он часто разъясняет происходящее пареньку-писателю, отговаривает его от участия в их разборках, советует отойти в сторону. Нередко он проявляет как изрядную человечность – он иногда будет иметь небритый и усталый вид – и равно в другие времена покажет свою потустороннюю суть: в основном его глаза будут светить то голубым, то жёлтым пламенем, а оскал его будет ехидно-зверским и страшноватым. Опять же его кривая усмешка и взгляд из-под повязки одним глазом.
Второй – оборотень, вполне добродушный – и как выясниться потом, 200-летний оборотень, способный перевоплощаться в разных людей, нередко заманивая мучителей “на живца”, буквально поставляясь под удар, чтобы злодей раскрылся – и обманувшись, атаковал его. Не менее радеет за безопасность паренька, но больше отделываете короткими фразами и своими действиями, направленными на спасение незадачливого и любопытного писателя.
Здоровяк, вечно улыбается и в котором проглядывают некие китайские корни – в одежде, что ли. Немного похож на того же буддо-монаха – из-за вытянутых мочек ушей. Высокий, широкоплечий, говорит мало, участлив, старается помочь ГГ или отвадить его от опасного пути.
Скрывает долгую историю, часто перевоплощается в разных людей. В общем, тот ещё трикстер, но по ситуации. Обычно его деяния направлены на защиту и присмотр бестолкового ГГ, либо на выполнение своей миссии – запутать, усыпить бдительность объекта их поисков и поимки\казни. Поэтому в этой роли их троицы менее всего раскрыт и появляется реже. Иногда он просто тупо прикидывается нужным человеком, и под этой личиной втолковывает экспозицию, намекает лопоухому писателю на некоторые особенности найденной тайны или истории.
Третья участница триумвирата – загадочная женщина. Она местами очень человечна, но порой крайне холодна и сетует на то, что неживая по сути, а паренек в неё влюбился и жаждет чего-то странного – а ей этого не нужно. Она как бы и человек, и одновременно и женщина-призрак. В общем, она не желает с ним иметь дел, потому что он смертный; у них ничего не выйдет – да к тому же, если паренек умрёт…
Кроме всего прочего, женское начало этой женщины часто и ДЕМОНстративно показывается – то и дело покажут её со спины, а то и в полуобнаженном или обнаженном виде. Часто она тут же запахивается, но это дело не меняет. В общем красивая и опасная женщина, роковая и вместе с тем не особо общительная. Понятно, что всё это вместе тянет ГГ к ней, да к тому же нормальные девушки нашем писателю как-то не попадаются: все сплошь “по профилю” – коварные, проклятые, мстительные или ещё какие.
Необычное сочетание соблазна, участливости и в некоторые моменты – отстраненности холодности и опасности этой сущности-женщины – необычный перс, хотя и её спутники не менее загадочны.
Также у неё есть специальность – заводные куклы-убийцы, которыми она оперирует. Всё это мы где-то уже видели в некоторых анимэ, разве что тут на этой технике не особо напирают в сюжете – есть и есть, не ниндзя чай, иногда это пригождается.
Суть.
Общая линия такова – наша троица бредёт по Японии и разматывает разные тёмные делишки – где большей частью всплывает нежить или нечисть. Почти всегда эти призраки и прочее – лишь след, продукт греха людей. И так получается, что вместе с ними, там же оказывается этот самый новеллист, и становится, из раза в раз, свидетелем этих тайн и открытий. А далее обычно идёт кара от лица троицы.
У нашей троицы есть таинственный вроде как хозяин, который их направляет. А кроме того, только не смейтесь, есть специальные “заправочные станции”.
Такие перевалочные базы обычно нужны чтобы собраться с мыслями, выслушать брифинг с боссом и обсудить некоторые дела. Забавная фишка, показывающая, что нежити, по виду и выглядящая как люди, остались те же привычки, разве что с налетом мистики и своей специфики. Если писатель принадлежит этому миру, то троица явно ходит по грани, прыгая то в наш мир, то ныряет в потусторонний – обычно затем, чтобы туда низвергнуть очередного грешника. Так и живут. Часть времени занимает сама дорога к цели, либо сбор сведений и слухов – писатель так же так действует. Но со временем, именно из-за этих скачков и вообще раскрытия тайн, ГГ постепенно втягиваете в потусторонний мир, хотя Огин предупреждала его, что бы он с ними не сближался, и тем более с ней.
Другие персонажи.
Конечный результат – он таки заканчивает свою книгу, но какой ценой – он цел, жив, здоров, но надломлен в душе, многое повидал, чего видеть не следовало – однако его молодость и оптимизм, отчасти дают ему шанс прожить жизнь дальше, редко вспоминая прожитое и увиденное в этот период.
Туда же отчасти можно отнести Хэйхачи – коллегу писателя, также “гоблина”. Он эпизодичен и появляется нечасто.
Кьегоку Тэй (он же лорд Данджо Китабаяси) – тот самый начальник троицы, а потом перевоплотившийся (ранее выглядел как энергетическая голуба сфера), совсем не предсказуемо и внезапно (!), в главгада сериала: уничтожить мир, загубить кучу душ, замучить массу людей – и так далее. Дико форсил Огнеметательную пушку, которую в виде “ружья” вывесили ближе к последней четверти сериала. Под конец она и становится оружием Судного дня (ой, как предсказуемо!).
Ранее давал задания группе Онгё, потом ему стал мешать простодушный и честный Момоскэ, и он его решил погубить – но потом, как говориться “кто нам мешает, тот на поможет!” – однако вышло так, что с его же подачи, он сам всё же потерпел поражение. Видимо, не зря он его боялся – уж больно Момоскэ человечен, и несёт только положительные эмоции, стремился к раскрытию правды, какой ужасной она бы не была – и так далее. По факту, главгад был поглощен тьмой, рожденной из душ тех, кого он погубил. Другими словами, Онгё направили на него результаты его злых деяний – и он поучил чисто по карме то, что творил.
Нечто очень похожее случилось в игре Twisted metal 2, с распорядителем мирового тура с одноименным названием – Калипсо: в одной из концовок игры к нему наведался мрачный гробовщик на катафалке и выпустил те души людей, которые погибли за этот период убийственных гонок, и они унесли ведущего в небеса, где он и там успел уцепиться за самолёт – другое дело, что есть шанс что это сойдет ему с рук, либо он всё же получит по заслугам.
В противовес Тацуе-редактору, в сериале есть огонь-девица Тацута – как по мне один из центровых и важных персов серии, по крайней мере, начиная с начала её появления в сериале. И не зря – серия, где она появляется (как и огнеметательная пушка), вроде бы обрывается – но тут же, под конец сериала, имеет продолжение, как бы подчеркивая её значимость. Женщина-поджигательница, леди огня и поджога, порожденная ревностью к любви подруги детства – запутанное убийство и смена личности, укрывшись за именем своей ненавистной подруги.
Классическое замещение личности – маньячная фишка, понятная пато-психологам. Норман Бейтс не даст соврать!
Хотела она такого конца, стремилась ли она к нему своими деяниями, или нет – но по факту она проваливается в огненный ад, где ей несомненно и место – много грешников, и вечное пламя.
Онгё (чуть более подробно о них) – по факту, эта троица – делящие с Автором роли главных героев повествования. Любопытно, что они выполняют сразу несколько функций: то они странники, то следователи, то наблюдатели, то каратели и вершители возмездия – их присутствие и небольшие толчки, порождают и пробуждают то зло, которое обычно и породили люди-грешники – и прошлое, и последствия этого всё таки настигают человека их породившего. В этом их суть.
Отчасти своим блеском демонических глаз и кривой ухмылкой, а также желанием больше и по делу наказать подлых людишек, сходен с брутальнейшим и фатальным Алукардом из сериала Хеллсинг. Ещё одна намеренная привязка? Кроме всего прочего у него есть сходная с Алукардом черта – глаз на теле (у Алукарда этих глаз было конечно много больше), раскрывающийся в момент раскрытия истины преступления.
Матаичи – так зовут маленького и вроде бы самого безобидного из троицы. Когда он не на тропе войны, то это обычный человечек – он бывает устал, небрит, удивлен, озадачен, растерян. Но когда надо покарать и применить свою мистическую силу, он становится пусть и не ультимативно, но ужасен. Но всё равно смотреть на него становится жутковато. То что надо для покарания грешников!
Имеет вид сохэя-монаха, но по факту замотан в белые тряпки или бинты. Ещё бы повязку на нижнюю часть лица – и вышел бы боец из школы белого ниндзя! По поведения он обманщик (кто сказал трикстер?), по крайней мере, для своих будущих жертв – ну кто будет опасаться маленького человечка-спирита, который на вид опасности не представляет?
Чаще других и завершает ритуал упокоения грешника, запечатывая его душу с помощью офуду (гофу) – амулета. У него есть коронная фраза, которую он и произносит – отправить в мир иной, что тоже указывает на ритуальности совершенного им действия: найти, покарать, изгнать в место, куда ему и следовало бы отравиться давним давно.
Огин (нарочито жесткое, безликое имя, которое могло бы принадлежать и не женщине) – персонаж чаще других мелькающий на экране и привлекающий к себе внимание. Браво, авторы! – им удалось нарисовать противоречивого персонажа: он вроде как приятен глазу: женщина с большой грудью и прочим, привлекательная, ехидная и вроде как красивая. Но с другой стороны – хищное выражение лица, большая голова, ширкое лицо, нечастая демонстрация своей мёртвой сути, делают её и отталкивающей – напоминание, что она не менее опасна и чужда миру людей. Сочный во всех смыслах получился персонаж.
По факту это демон\дух соблазнитель, о которого обычно и помирают обычные люди – но на самом деле, в отличие от классического соблазнителя, её породило её жестокое убийство в прошлой жизни, так что её стуть – месть. Тут же она направляет свои силы на покарание грешников: некогда человеческое безумие убило её как человека, породив такую вот мстительницу из ада.
Об этом мало вспоминают в сериале, уж больно она своим телом часто светит, но её способность – куклы-приманки, которые она делает: кукла в традиционном японском наряде, небольшого роста, с острыми треугольными зубами и напудренным лицом. Пару раз такая обманка спасала живого человека от смертельного удара. Сама она также пару раз либо была приманкой, либо изображала жертву, подставляясь под удар – хотя ей то это не страшно: она и так уже мертвее мертвого (в редкие моменты, где показана её суть – она полуистлевшая плоть на костяке и сохранившиеся на черепе волосы).
Её история в целом отражает то, из-за чего она и состоит в партии карателей -15 лет назад она и её родители, погибли из-за зловредного чиновника. Раз уж её постигла такая участь, она всеми силами старается, чтобы другие, подобные ей, не закончили так же как она – в миссии, где есть сходные черты этого намечающегося преступления, она как никто другой готова это предотвратить – по понятным причинам и мотивам.
По факту, Огин – одна из причин, из-за чего молодой Момоскэ и увязался за Онгё: молодая, привлекательная и немаловажно – загадочная мертячка-женщина. Сама она чуток так презирает смертного писателя, называя его извращенцем, хотя то и дело демонстрирует своё тело – и потом тут же отговаривая его от того, чтобы он за ними следовал и шел по их пути. Противоречивый перс, вроде как и человечный, привлекательный, и в то же время – отталкивающий и демонический, полный презрения и отстраненности от мира людей, от которого она помнит лишь плохое. Другое дело, что навязчивый Момоскэ другой – более наивный, чем мир его окружающий, но и его надо оберегать от него.
Нагамими. Про третьего члена партии мало что можно сказать – он сам по себе немногословен, загадочен и скудную инфу про него подадут нам под конец сериала – да и то, что стало известно, очень мало: принц, особый оборотень со стажем в 200 лет (любопытно, что кицунэ и ряду других оборотней востока, нужно несколько десятков, а то и сотен лет, чтобы в совершенстве овладеть магией и искусством обращения\изменения своего тела). Хобби Нагамими – кабуки, и управление животными, в частности – призыв птиц.
Также часто является обманкой-приманкой, оборачиваясь разными людьми – то есть, Огин обычно принимает облик женщин, а он – преимущественно мужчин. И из этого есть связка – два разнополых приманивающих перса, и один запечатыватель – который после их “ловли на живца”, “фиксирует” и успокаивает грешника, ставя точку в затянувшемся судилище.
Часто лыбится, нередко пытается спасти незадачливого писателя, принимая другие облики и подставляясь, а то и напрямую его спасая, когда он попадает в беду, или когда ему грозит опасность. Не менее человечен, чем хотя бы Матаичи, однако обычно остается на заднем плане, да и говорит мало – в основном помогает делом, а не словом.
Носит трубку с длинным мундштуком, куртку и забавную, похожую на берет шапочку. Внешне вроде как угрожающе выглядит: высокий рост, хищный оскал, но на самом деле, кроме врагов, другим его бояться незачем – уж больно он добродушен. Если Матаичи как рассеян и весел порой, так и суров, Огин – мрачна и задумчива, то Нагамими – беззаботен и участлив.
В целом, кроме внешности, по своему поведению вызывает чувство, что он самый безобидный из всей адской троицы, и меньше всех питает чувства по наказанию грешников – он просто помогает по мере сил, когда как другие двое, вроде как кровно заинтересованы в успешности карательной миссии (у Огин это месть, а у Матаичи – долг). Но и назвать его безучастным к общему делу нельзя. Перс получившийся чуть менее выраженным чем другие два – этакая тень в тени, но всё же, также запоминается.
Серии.
Опишу как могу без явных спойлеров, максимально туманно и коротко – однако желательно глянуть сначала сам сериал.
Мойщик бобов Адзуки (Адзукиарайи).
Как водится, начальная серия для разгона: дом в дождь, непритязательна история, для затравки – мелкий демон, промывающий в реке бобы. Первая демонстрация сути Онгё: раскрытие простенькой тайны, назначенная кара. Занятно, что владелец гостиницы – это замаскированный Нагамими. В результате – молодой писатель подцеплен на крючок и следует за мистической троицей, хотя те ему советуют завязывать с этим.
Именно антураж этой серии и напомнил мне серию из Манускрипта ниндзя: новая глава: дождь, убежище от него – старый и мрачный, тёмный дом.
Женщина-ива. (Янаги-онна).
Кстати, отчасти напоминает эпизод из той же серии баек по-японски (Классические (японские) истории) – серия Под сенью цветущих вишен, где горный злодей-разбойник придушил свою женщину, но по факту убил себя, сгубив свою душу. Или как то так.
Заколдованный белый лис (ХакуДзосу).
Эта та серия, где я впервые дропнул сериал, сказав себе – так, понятно, потом досмотрю, вроде неплохо – но… Вернулся к нему я после 5-7 лет.
Танцующая голова. (МайКуби).
Кстати, у заклинателя Мататичи, кроме амулетов, дело завершает и особый колокольчик, который обычно звучит, когда дело раскрыто и надо бы вершить кару.
Солёный Чоджи (Шио но Чёджи).
И без того уже имея дурное послевкусие от предыдущего эпизода, мы уже ждём нечто ещё более гадкое – и не ошибаемся, хотя казалось, снова будет байка о простой нечисти, преследующей человека.
Снова ночной дом, куда попал вездесущий и вечно сующий свой нос Момоскэ, который выслушивает первую версию истории про хозяина дома – а потом будет и следующая; правдивая, истинная, ошарашивающая не только нас, но и самого раздавшегося от обжорства запретного мяса владельца дома – он и сам забыл свой грех. Грех на букву К. Наверное жрал КОНИНУ, а иначе как так трактовать, что за ним гоняется чёрный демонический жеребец…
Снова традиционная, и не только для азиатов, подмена личности, когда один замещает другого, порой производя позорные и недопустимые вещи. У одного художника есть, например, рассказ, о том, что он вырыл труп пропавшего богатея, вырвал его зубы, вставил себе и выдал себя за него – но конец был немного предсказуем – после создания острова его мечты, все полетело прахом, как бы карма настигла грешника. Так и тут.
Чтобы как то уравновесить сотворённое зло, выясняется, что есть наследник (наследница) и как-то баланс этого проклятого особняка имеет шансы быть восстановленным. Так это уже некая надежда, да к тому же Огин будет довольна, ибо наследница избежала участи быть убитой…
Ещё одна серия, из-за которой я вторично дропнул сериал – в общем, меня тогда отвратило ещё одно мрачное разоблачение. И теперь уже я вернулся к сериалу лет ещё через 5-7. В общем, у меня было тогда слишком хорошее настроение, как это не парадоксально звучит, чтобы его смотреть – а нужна была мрачная сосредоточенность, некое его принятие и безысходность под настроение, чтобы его досмотреть. И после, уже потом я досмотрел его до конца, вспоминая смутно те серии, которые смотрел ранее…
Тануки Сэбаэмон.
Снова мрачняк, помноженный на экзотику – бродячий передвижной цирк. Суть – человек ли он, возомнивший себя тануки, или тануки, превратившийся в человека? Вроде как запутанно, но на самом деле всё просто. Нас шокирует внезапное убийство, но Огин со своими куклами не зря старалась и убимство летит мимо. Снова родственные тёрки – гаденько; человек бежит от проблем и укрывается в цирке, постепенно сходя с ума, и считая себя тануки, когда он самурай (ну скорее уже ронин). Отсюда дикая агрессия, он кидается на всё живое, и его обычно держат в клетке. Момоскэ становится невольным четвертым членом Онгё, выпуская собак на тануки – и по факту он погибает той смертью, которую себе напророчил – смертью собачьей, вернее енотовидной собаки. Как мы видим, по мере того как писатель всё дальше водится с троицей, то и сам имеет шансы быть орудием возмездия грешников – а ему это ни к чему, он к этому не готов. Вот поэтому его и предупреждали об этой роли, которая всё чаще будет ему навязана. Стоит ему задуматься, но зачем? Книга ещё не дописана…
Пол-сериала прошло, но будущее ещё туманно, хотя мы смутно понимаем, что лучше уже не будет, хотя с каждой историей сериал становится все интереснее – но и мрачнее тоже.
Перекрёсток Катабири (Катабири-гатсуджи).
Если бы это была африканская байка, то тут фигурировал бы Демон Перекрёстка – но это Азия, так что тут призрак на перекрестке. На пресловутом перекрестке гибнут женщины. Почему – простоит выяснить. Некто убивает женщин, чтобы повторить то, что было с одной.
Грех на букву Н. Фу! Ну, для ровного счета, валите ещё какие грехи, один другого тяжелее. Я говорил, что авторы не останавливаются на достигнутом, разве что стараются чуть ослабить эффект шока. Но впечатление все равно гаденькое – и не для всех зрителей такой жесткий, по крайней мере по воображению сцен и идей сериал!
Виновник кидается на ставшей приманкой Огин, но ему море по колено – он в своём праве, и приходится его упокоить обычным способом – вернее, он идет пути самурая, выбрав смерть от своих рук – правда, от посмертного бесчестья его спасает Нагамими, обустраивая всё так, что об нём будут говорить как о герое, павшем за правду – а правду знает лишь Момоскэ и Ко, но они будут молчать.
Ружье (Нодеппу).
И оружейник сотворивший такое – в своём праве; другое дело, что дело принимает обширный оборот и стрелок становится опасен сам по себе. Месть, зашедшая слишком далеко, забирая дополнительные жертвы.
Любопытно то, что в дело это ввязывает Момоске его брат, почти его близнец – классика: помоги мне брат, а то мне – край! А там завертелось-понеслось. Почти без участия троицы, это личная история Момоскэ – и кусочек его личной жизни, в виде богатого и знаменитого брата – всё это подкупает зрителя.
Концовка стандартна но и мрачно-оптимистична: одни, смертные идут на людской карнавал, светлый и беззаботный праздник, а другие – троица Онгё, уходит во тьму, мир духов и мертвецов. Каждому своё. К тому же карнавал олицетворяет, в кои то веки то, что не всё у людей несёт порок и злобу – есть место и светлому, и радостному (об этом и яркая и светлая картина праздника намекает).
Несмотря на то, что это 8 серия – и вторая четверть сериала, именно эта серия ощущается как некая середина: после нее пойдет связный сюжет, завязанный сквозной историей, ведущей к концу. Это явно видно. Истории как бы ускорятся, выделяя важное и главное, подводя к финалу. Пожалуй, эта самая моя любимая серия, необычная подачей, отлично написанная и интригующая. Хотя каждая серия в некоторой степени уникальная, эту я выделяю особо.
Неубиваемый (Кавайи Ковай).
После предыдущей серии, заковыристой истории про убийственное ружьё, эта серия выглядит как некая интермедия – уж больно простенько возвращается к обычной отдельной истории. Но это для затравки.
Личное дело Огин, ибо неубиваемый упырь, появляющийся в одном месте – Гиамон из Назаики, и есть тот чел, который убил её и её семью. В конце конов и это разрешается. Много лет прошло, но кара неминуема! Мы чуток узнаем о мотивах Огин и её прошлой жизни. Этого мало, но становится понятна сама Огин, её страсть к мести, и отчасти её мрачно-циничный характер.
Привет Но-Энма! Пламя желания (ХиноЭнма).
“Чеховское ружье”, вывешенное чтобы выстрелить в конце – появление загадочной женщины. По окончании серии персонаж вроде как пропадет из повествования – и это всё? Но мы понимаем, если её забрали подручные новоиспеченного злыдня, она появится под конец занавеса. Так и есть. Любопытная и тривиальная история про дружбу двух девочек и последующая подмена (снова один как другой – типа Иоанн взял имя Агасфера, взяв на себя его роль). Шикарный персонаж, от которого не знаешь чего ждать – хотя поджоги и огонь будут точно.
Забавен кавайный старичок, не страшащийся опасной женщины, который лишь хотел быть к ней ближе.
Именно тут кроме одного “ружья”, сюжет выруливает на роль главного злодея, которым оказывается начальник мистической троицы (точно, а я, блин – злодей!) – именно с его подачи огнепоклонницу воруют парочка Отшельниц, доставляя её к господину. Далее идут серии, направленный к финалу противостояния Кьегоку Тэй.
Кстати, в связи с огнём этой серии, напомнило мне серию из другого замечательной антологии Классические истории (Aoi Bungaku Series) 2009 года, которой уже упоминал – в частотности серия Муки ада, про художника и его дочь. Вот там тоже проглядывается этот дикий стиль, сходный с этим. Хотя там ещё более супер-стильно и драматично!!!
Морские духи (Фунарейё).
Своеобразная затянутая серия – у заскучавшего Момоскэ ломка от того, что он давно не видит Онгё, к которым уже привык. Он бездельничает и спорит с редактором. Как бы случайно он встречает Отшельниц, да и редактор-Тацуи даёт наводку на морских духов – единственное стоящее внимания мистическое событие сейчас.
Упоминаются бывшие ранее кланы Тайра и Минамото – якобы их призраки бушуют в море, близ островов: есть два острова, по прибытии туда выясняется, что там есть некое мощное оружие – Огненное копье, бьющее в небеса и сотрясающее землю и воду. Так, злодей обозначен, его Оружие Судного Дня есть – стало быть… Его вроде как стремятся уничтожить островитяне, но останки Огненного копья спасают зловредные и исполнительные Отшельницы, так что говорить о победе рано. Надо искать и забарывать злодея.
Последняя серия разбитая аж да две части: Духи точки семи людей: Синигами, или скорее Шичинин мисаки.
Момоскэ прибывает в место, где творятся всякие жуткие вещи, с руки местного феодал-лорда – словно нарочно он распаляет в местных жителях то жертвенные мотивы, а в своих воинах – кровожадные и палаческие. В общем, чем больше людей он изведёт, тем больше наберет сил это место.
Видно, то некоторые пытки вышли из свитков, почитаемые некогда в древней Ниппонии – ну там, самурай зарубил крестьянина, самурай разрезал пузо женщине и так далее. Инквизиция отдыхает (или присоединяется)! В общем, такое грозит потерей души подчиненным лорда (тот, судя по всему, давно свою душонку потерял, сжег на пламени зла и так далее). Кроме всего прочего у него уже есть восстановленное Огненное копье, так что мир почти у его ног. Момоскэ и Ко добираются до его логова.
Финалка – вторая часть. Момоске увидел много жуткого и самое странное, его это почти заворожило. Так вот и теряют вектор и человечность. Но некогда потакать зверствам, так что Момоскэ превозмогает, а Онгё, в особенности их лидер группы – Матаичи, высвобождает все свои силы, в результате враг поглощен результатами своих деяний. Но прежде, от его злодейских рук случайно гибнут верные, но незадачливые старушенции.
Дело сделано мир спасен, а Момоскэ и запрятанными в глубине души виденными им ужасами, возвращается к написанию книги – и вспоминает о Огин – и Онгё, лелея мечту что однажды они нагрянут к нему, и тогда зазвенит колокольчик у дверей его лавки и… Начнутся новые ужасные приключения. Но хватит с него, пожалуй. Он видел достаточно.
Детали.
В общем, в сериале, и тут и там, есть странные цветовые решения, странный дизайн, стиль, жесть и драма, злые силы и добрые – причем, тут это скорее люди, а призрачные сущности и судьи ада представлены этакими силами правопорядка и кары.
Часто фигурируют людские жилища: гостиницы, дома и особняки, порой по традиции же, заброшенные или обжитые странными людьми или существами.
Проект нарочито для США – поэтому есть версия на английском. И поэтому, кроме оригинального японского длинного названия, есть и более распространенный и известный нам вариант – Реквием из тьмы.
Немаловажный факт – автор-сценарист – Юсинобу Фудзиока, то есть сама тема называется Злые и проклятые: сто историй о карме – что более точно и ёмко передаёт суть сериала. Действительно, рок, судьба – а также карма, воздаяние. В основном тот же Фудзиока занимался компоновкой серий, и не только тут – ещё он приложил руку к Ящику демонов и Кура-базука Куродзука (начало качественное и шикарное, но далее идёт словно троллинг над зрителем, закончившийся рекурсивным финалом, в целом, “сказка про белого бычка”).
В самом серале музыка атмосферная, нагоняющая тоски, тревоги и прочего, но она почти незаметна, когда как начало и конец серии, из-за эндинга\опенинга довольно привязчивые и неизменно врезаются в память.
На что похож сериал.
По стилистике и идее (соседство людей и всякой сумеречной нечисти) – напоминает оригинальный Манускрипт ниндзя, и чуток – тот же Манускрипт ниндзя: новая глава, но анимэ-сериал – там также нарочито и резко (с контрастом цветов дня и ночи) нарисованный; и озвученный по-английски – для американцев; так и поздний сериал – также напоминающий этот сериал по рисовке (как мне показалось, женскими персонажами – да и общим антуражем и временем-периодом происходящего). В общем, те же элементы первого анимэ Манускрипта ниндзя: мрак, эротика, жуткие и порой бессмысленные смерти, рок, судьба – а также возмездие, кара. Даже выскочивший под конец глав-босс этого серала, чем-то схож со злодеем из Манускрипта – и его закономерное падение, казалось бы могучего олицетворения зла. В общем, мне показалось, что вдохновлялись авторы именно этим. Ещё похожее произведение – Ярость ниндзя, тоже древнее анимэ, сходное с атмосферой – там многие смерти были вызваны тем, что вражеская нежить коварно губила воинов. Ещё похожее – на анимэ Воины-псы: тоже судьба, мрачняк, кровь, древние легенды, где мифология тесно переплелась с обычными судьбами людей. Опять же, бедная но необычная рисовка, к которой однако быстро привыкаешь.
Все эти домишки из сериала, также напомнили второй Манускрипт ниндзя: новая глава, в особенности, например, мою любимую серию Убежище от дождя, про хитрого одержителя-демона, перескакивающего из человека в человека. Кстати, по традиции каждая серия как и там, несет японские корни – обычно называется оригинальное название, а потом и переводится – например, та серия называется Амаядори.
Напомню, что с начала этот сериал смотришь через силу, медленно поглощая серию за серией, пытать их “переварить” и отчасти принять эту, всё возрастающую человеческую мерзость и фатализм с тьмой. Ближе к концу, как по мне, сделали из главного босса, собственно финального босса – снова вспоминаем антураж другого анимэ – Гнев ниндзя. Ну не обойтись без штампов: главгад, у него супер-оружие, надо забороть. Выглядит это и предсказуемо и несколько нарочито поспешно. Словно первую часть сериала писал один человек, а вторую – другой. И Финал. Почти хэппи энд. Конечно, Момоскэ в глубине души не будет прежним – но внешне он всё тот же беззаботный писака, разве что более серьёзный.
И у него есть надежда, что несмотря на канувших во тьму троицу – просто они сделали своё дело, подвели все людские злые дела в одно место, и сбросили всё это в ад, куда им и была дорога. Когда-нибудь звякнет звоночек его лавки – и в неё войдут Огин и другие… И далее сценки после титров.
Ещё сравнение – другой штучный мини-сериал (4 серии), базирующийся на известной и успешной манге Акино Мацури (у меня самого где-то лежит томиков с десяток) – Магазинчик ужасов (Pet Shop of Horrors) 1999 года. Похожая концепция: покупатель экзотических животных, купивший их в Магазинчике Графа Ди (видимо родственника Охотника на вампиров Ди), но в силу своей глупости, недальновидности, жадности и прочих негативных черт, либо гибнет от лап питомца, либо получает для себя хороший урок – и совсем редко, караются злодеи, а хороший владелец зверушки выживает и становится счастливым.
Вот такие ассоциации, не во всём они соответствуют, но некоторые элементы и стиль присутствуют в этом позднем, 2000-ых годов анимэ, и я упомянул те, что мне пришли на ум.
Есть ещё сходный по стилю (кислотно-ярко и стильно) 12-серийный сериал Мононокэ (Mononoke) (а ещё есть Аякаси – Ayakashi) – и есть общая черта с Реквиемом: борьба с нечистью, порожденной людскими делишками. Наверное он получился ещё более дикий (даже с перебором стиля), чем этот, но также про нечисть и людей.
Есть ещё ряд произведений-хорроров, сходных по жанру-антологии, правда порой не связанных друг с другом серий – побратимы, и они также штучные. Дзюндзи Ито: Коллекция например, или Театр Тьмы. Но это тоже надо быть любителем мрака и жестокости, щекочущего таинственного налета и потаенного стража и ужаса, порой гарантированного отвращения, неприятия вкупе с их просмотром. В общем, если направятся эти, более прославленные и именитые произведения, зацените и этот сериал.
Вывод.
Почти что штучный сериал, оригинальный, с кучей совмещенный стилей рисовки, где то вообще артхаус, как и сам сериал в целом. У меня лично порог вхождения растянулся на годы (почти сто десяток лет) – начиная с его, сериала, нахождения после 2000-ых годов 0около 2007-го; пытался его посмотреть пару раз, но забрасывал где-то на четверти, говоря себе: мрачно, депрессивно, любопытно – потом посмотрю! И только когда потерял одного близкого, вошел в некую волну принятия фатализма, стал смотреть на этот мрачняк философски, и таки досмотрел его, впав по ходу дела в особое медитативное состояние. Наверное, так он и смотрится – в строго своё время и с особым настроем. В общем, он не подходит для развлечения – уж больно мрачен и местами депрессивен.
Моё первое впечатление было если не негатив, то легкое неприятие, но и радость, что откопал мрачноватый, но занятный сериал по теме тьмы и прочего – они достаточно редки, по крайне мере, по части качества и жанра вообще.
Прибавим сюда набор не сколько ужасов, не столько мистического пути – сколько мерзости людской, порождающей всех этих мертвецов, призраков и мстительных духов.
Крайне неоднозначный сериал, штучный. Не для всех. Любопытный подход к рисовке, к истории, у серии ужасов, но и немного коробящий многих зрителей – и в то же время завораживающий тёмными тайнами (и их разоблачениями), в некоторой мере поучительный. Он меня порадовал, но принял его я не сразу, а довершил дело, посмотрев полностью, я его лишь через десяток лет! Его редко рекомендуют, но оно того стоит.
Скажем так, он не даёт того, что обычно хотят при просмотре – ужасы в чистом виде. Тут же помесь всего-всего: пугают тут нехотя, хотя от некоторых ситуаций волосы на голове встают дыбом. В общем, выбран обходной путь – через смесь разных страхов и фобий, воздействовать на зрителя. Не скриммеры, но глубокая вползающая в душу тревожная атмосфера неких трагедий, самой сути историй – неправильных, нечистых дел смертных, породивших как мертвецов, так и всяческую нежить, которая порой пытается указать на виновника – и покарать его.
Загадочная троица судей-карателей, молодой и наивный писатель, невольно заглянувший за грань бытия, и осознавший, что люди не лучше той нежити (а то и хуже, хотя есть и честные и достойные, но надо их искать), про которую он собирался писать байки. В общем и целом, сериал этот свою задачу выполняет, но не стандартным способом, а исподволь – а порой и напрямую, но необычным путём. Прибавим сюда же и стиль, кислотный, с множеством ярких красок, а порой и оттенков тьмы и сумерек. Атмосфера держится на этом, то и дело вызывая дискомфорт – не ужас, как от обычного ужастика, пусть даже и японского (которые сравнительно редки и тоже штучные, по большей части – по сравнений с массой другого анимэ – развлекательного) – но неприятие, отвращение, замешательство, возникающие при ситуациях, возникающих в этом анимэ.
Это анимэ ходит по грани – покажи всё более нарочито и открыто, грубо – получиться резня, гуро-порно, а рейтинг упадет до самой жесткой оценки. Но нет, многое тут показано вскользь, неявно, мимоходом и как бы походя, подчеркивая, что это лишь инструмент выражения, а не смакование жестокости и насилия – тут во главе угла мрачные истории, некий рок и воздаяние, а все сопутствующее этому – лишь фон, подчеркивание темы. И таки образом, рейтинг колеблется, не падая в откровенный хентай или трэш-резню.
Однако и без этого, это анимэ смотрится крайне сложно, жестко и трудно, именно из-за чернухи-мрачняка, там творящегося. Обычно анимэ развлекает, ужастики – щекочут нервы, будоражат и дают под конец катарсис, переживание ужаса, тут же – давящая тоска, медленное, тягучее повествование, засасывающее зрителя, и не отпускающее. Порой всё это (просмотр) хочется бросить и не возвращаться – но нет, порой к этому всё же возвращаешься и как то досматриваешь, благо, серий сравнительно мало. В общем – само по себе анимэ спорное, неплохое, но уж больно необычное. Как мне показалось, оно было сделано на западный рынок (чему есть подтверждение в виде профессиональной английской озвучки), однако обладает кучей деталей, понятных и родных именно японцам – все эти кицунэ, тануки, летающие головы, и прочая мифология.
Вот такое вот произведение получилось, необычное, на грани жаров, по сути породив свой собственный микс-стиль – детектива, ужаса, драмы. Отчасти он старается не отпугивать зрителя, хотя темы там выбраны мрачнее и отвратнее некуда (но если учесть, что за основу была взята эпоха Ниппонии, когда в ходу были жестокость и насилие, смотрелось всё это, как и смесь веры в сверхъестественное, вполне органично); сериал хоть как-то пытается смягчить (да хотя бы простотой рисунка и затемнением) всё происходящее, но идеологически по максимуму бьющее по восприятию современного зрителя. После просмотра каждой из серий – шок, постыдное желание и послевкусие, что ты это посмотрел…
Вердикт. Смотрите на свой страх и риск – категория, кто хочет запретного, но с перчинкой – уж больно это мясо тёмное и вкус у него запретно-странный. И лучше глядеть для антуража ближе к ночи, имея настроение не радостно, оптимистичное и развлекательное – а задумчивое созерцательно-философское, этакий сплин души, осень – тогда сериал воспринимается как должное – в общем, глядеть его нужно настроившись на мрачняк и депрессию.
Претензии к сериалу – невразумительный, “внезапный”, для галочки злодей; некоторая сумбурность, слабость основной линии, которая в принципе и нужна была для общего сюжета. Некоторые хотели бы другой концовки: либо Момоскэ сбрендит и станет маньяком, либо они с Огин соединятся – либо оба будут мертвы, либо найдут способ жить вместе в таком ключе – мёртвая и живой. Но не судьба, выбран более нейтральный вариант, что в принципе правильно.
В целом, сериал цельный, но словно бы не досказавший пары слов, а общая мрачность, депрессивность и жестокость историй – и послевкусие этого всего не дают поставить десять из десяти баллов, однако как минимум, 8 баллов – за необычность, картинку, оригинальную подачу и стиль – поставить можно. Противоречивый сериал, но всё же крайне необычный и смелый кое где в подаче – к тому же изящно выкручивающийся в этом плане, и ходящий по грани.
Если кому нравится нечто необычное, но мрачное, неоднозначное и любопытное – смотрите это анимэ. Оно необычное, и особо выделяется даже из ряда сравнительно немногочисленных сборников ужасов.
А я, как сказал один герой книги, всё же написал эту статью затем, что мне было знамение из неизъяснимой тьмы. Реквиема из тьмы.