Полигон. (Polygon) 1977. А. Петров

— Вам понравилось новое оружие? Прекрасно. Вы испытаете его на себе. Изобретатель.

Мультипликационный фильм году режиссёра Анатолия Петрова, по фантастическому рассказу писателя Севера Гансовского на антивоенную тему. Собственно, Гансовский был сценаристом этого произведения. Мультфильм мог бы не отличаться от современников, но режиссер нашел необычный подход, сделавший свое произведение уникальным. Первое впечатление навевает о ротоскопии — обрисовке живых персонажей для съемок мультипликационного фильма. Но тут, несколько даже сложнее. Если быть точным, налагались два слоя целлулоида на каждого персонажа, с особыми схемами раскраски, причём один из слоёв снимается не в фокусе. Это сразу видно при просмотре — у тела свой спектр красок, смены света\тени, складок, а у модели лица свой. Немного, всё-таки, выглядит неестественно, и естественно одновременно, вот парадокс. Ну, как проседающие сейчас FPS. Но в целом, неплохо. Фоны и окружение стандартное, но вот персонажи, они живые. Почему я и нашел этот мультфильм — один раз посмотрев его в детстве, лет этак 20 назад, навсегда запомнилась манера рисовки — по тем временам, это действительно было новаторским. И оцените — то, что сейчас рисует компьютер, тогда обычно, проецировалось на кальку и художник много раз обрисовывал образ. Хоть и видел его один раз, но он мне запомнился и я всё искал его, даже не зная названия, а помня только с середины и до конца.

Прошло много времени и проявившиеся возможности интернета позволили таки «Полигон» найти. Как тогда, так и сейчас, идея мультфильма (и рассказа) актуальна. Вспомните Восстание машин, сейчас технологии оружия максимально приблизить к автоматизму, создаются автоматические системы, роботы и пилотируемые аппараты. Конечно, создатели предусматривают защиту от сбоев, но компьютер есть компьютер, всего предусмотреть нельзя.
Кратко разберем работу Петрова — мультфильм очень короткий и емкий. Собственно, полигон представляет собой один из островов, на котором решено было провести испытание нового танка. Учёный, создавший танк, представляет свое детище военной комиссии. Мотивы ученого имеют свою историю, военные же просто пришли оценить новую игрушку. И действительно, возможности нового танка многообещающе… Далее смотрите сами.
Во-первых, мультфильм создавался для взрослых, уже тогда понимали, что большинство мультфильмов дают яркую, упрощенную картинку, пригодную для восприятия детям — легко и доступно, но и возможность создания мультфильма для взрослых рассматривали. Иногда это было единственным шансом донести идею до зрителя: снимать фильм было бы накладно, чем мультфильм – по такой схеме работают японские аниматоры: проще, нагляднее и экономичнее, к тому же, аниматор можно оперировать любыми образами, тогда как фильм, даже несмотря на спецэффекты, все же ограничен внешним видом актёров и декораций. На фестивалях его оценили. Я бы хотел напомнить “Полигон” тем, кто его смотрел ранее, и порекомендовать тем, кто его ещё не смотрел, благо найти его не составит труда.
Во-вторых, мало того, что мультипликационный фильм сделан в такой необычной манере, так еще и при создании персонажей, были использованы реальные актеры тех лет, что характерно, но не наши, а зарубежные. Ведь главными нашими соперниками были как раз зарубежные соседи. Но и у нас, со временем, стали появляться антивоенные произведения. Итак, если изобретатель носит образ учёного — сдержанного и серьезного человека, этакого деятеля с внешностью геолога, то военные представлены во всей красе — импозантный генерал (лицо Жана Габена), полковник, и моряки с корабля (имеющие лица актеров Пола Ньюмена, Мэла Феррера и Юла Бриннера, капитана корабля). Полковник, кстати, похож все же на нашего, обычно так выглядели некоторые ветераны Афгана. Смотрится еще необычнее.
Пара моментов.
Генерал вылитый Жан Габен, но только когда улыбается, все же смахивает на Б. Ельцина, хотя может это мне так показалось, лица-то у обоих мясистые. Впрочем снимали в 80-х, так что вряд ли осознанно придали генералу черты будущего президента.
Не танк, а судя по конструкции башни, скорее самоходка. Хотя башней крутит, скорее всего это комбинированный вариант, вроде сегодняшнего Абрамса. Хотя он скорее напоминает французский танк AMX-13 -так называемый “улыбающийся” танк …
Еще с появлением авиации и артиллерии, боевые действия превратились в своеобразные «камень-ножницы-бумагу». Авиация может достать наземные цели, хотя сама крайне уязвима в воздухе, ограничена топливом и боезапасом, корабли имеют ограниченную, в пределах водного и берегового пространства, огневую дистанцию и т. д. Создание идеального, абсолютного оружия — давняя мечта военных, однако пока сошлись во мнении, что лучше иметь универсальный инструмент для ведения боевых действий — надежный и простой. И даже такой танк, какой показан в Полигоне, можно поставить в такие условия, в которых даже он не увернется: накрыть залпом ракет, разбомбить с воздуха, ведь ПВО у него нет. Да и без человека автомат ограничен своей программой.
Популярная мелодия El Bimbo играет в начале и в конце мультфильма. Эта мелодия вспоминается, в первую очередь, как вечно играющая в «Голубой Устрице», в фильме «Полицейская академия», и ассоциируется с ней, а зря. Эта мелодия, как например, мелодия и песня Amour Est Bleu, прочно вошли в мировой фонд мелодий. Просто, ее играли практически во всех тогдашних клубах, ибо музыка динамичная и просто отличнейшая. Ну а то, что они играла в «Голубой устрице», так уж совпало, ну и понеслось… У нас в 90-е, играла Ламбада – и что?
Насчет Amour Est Bleu, мелодию которой очень узнаваема, но саму песню, со словами и текстом, слышали немногие. На первый взгляд, она тоже про то же, на самом же деле, там поется о любви — голубая (или синяя (blue), французский язык приоритетным все же ставит синий), как небо (песня названа по вступлению), серая как идущий дождь, красная как заплаканные глаза, чёрные как ночь расставания. Вот такая предвзятость и закрепление одного образа, когда как объект имеет более широкий диапазон понятий, несколько искажает картину восприятия.
Вот такое уточнение, просто очень я очень внимательно отношусь к музыке, сопровождающей произведение. Если это картина или фильм — то оформление к ней, в виде песни или мелодии, должны соответствовать, а чаще сливаться с идеей, положенной автором. Выбор — какая же мелодия больше подойдет, занятие сложное и ответственное, примерно такое, как в выборе того или иного цвета при написании картины.
Несколько напрягает когда профессор постоянно тычет этой своей медалью, но это его своеобразный фетиш и напоминание, как собственно, и танк, отчасти заменивший ему сына, хотя на самом деле являющийся оружием возмездия. Собственно, и сам профессор был раньше военным, как минимум, военным инженером. Походу, в конце выясняется, что профессор живет прошлым, и образ тогдашнего сына сливается с реальностью. Психологично.
Далее, мне понравился символизм фильма. Военные по деловому практичны и собраны: облюбовали остров, отгородили площадку для испытаний, снесли пальмы, подготовили плацдарм. Где-то неподалеку живут аборигены, но они как-то побоку. В конце, когда прошло много времени, минимум неделя или две, если не месяц — приплывает корабль. Аборигены живут своей мирной жизнью, а танк присыпан песком, и далее, происходит нечто вроде подведения итогов — эпилог, резкий и многоплановый: «А знаете, на всякий случай…» Танк тоже, на всякий случай, ответил… так сказать, превентивными мерами. Это показывает живучесть некоторых идей, все о ней давно забыли – а она как аукнется. И аборигены даже не поняли что случилось; вроде как Бог Грома с ясна неба покарал железную лодку. И чайка в небе — мол, живите мирно.
Посмотрите оцените, десять минут — и сколько эмоций. И что еще сказать напоследок, воевать заложено в человеке, в одних больше, в других меньше, и этого не изменить, можно лишь осознать, что такая тяга к войне есть. Но и помнить, что мы люди, необходимо.

Добавить комментарий