Клаус (Klaus) 2019 — Добрая и грустная история, версия зарождения легенды о Рождестве.

Небольшое вступление.

Этот мульт гениален в своей простоте, но кроме этого, если остановить кадр и сделать скриншот, то многие-многие пейзажи и ситуации, пойдут как Рождественские открытки — и это обо многом говорит об этом мультипликационном фильме.

Грядет Новый год, и я решил вспомнить про старый, уже проверенный временем мульт, новогодний и душевный – Клаус.

Я не оригинален, ибо многие обзорщики про него явно тоже вспомнят, и надо сказать, что выбор невелик – из действительно хороших мультов не каждый так подходит к этому празднеству, как этот. Ну, и что мы имеем? Холодное сердце – замечательно, скорее просто зимняя сказка, но для девочек, набило оскомину. Гринч — Похититель Рождества? Тоже не очень, ярко, но как то глупо-просто. Санта-Хрякус – это миры Терри Пратчетта, скорее ироничная и мрачноватая история-театралка, грустная немного и задумчивая, в декорациях ночной зимней ночи. Ещё пара проектов, которые не сразу вспомнишь – например, хороший, но неровный в целом мульт — Секретная служба Санта-Клауса. Спорно, но mayby.

Поздравляю, мы только что спасли рождество… сбив сани Санты ракетой! (Секретная служба Санта-Клауса).
И что остается? Клаус. Хороший выбор — скромный и душевный — и даже очевидный.
Этот мульт вынырнул, когда его особо не ждали, но со временем завоевал популярность – проект этот необычный, а создавался как дань рисовке 90-ых. Мульт совсем не блокбастер, он почти был незаметен, но медленно и верно завоевывал сердца зрителей: там, где Холодное сердце пыжилось яркими красками, громкими песнями, всем, что блестит, Клаус был скромен и выверен – разбирая его, мы поразимся, сколько там деталей и вроде бы, при общей шаблонности персонажей (учитель, почтальон, лесоруб, даже паромщик), как они выражены и имеют массу деталей, подчеркивающих их многогранность. То же и с картинкой местности и природы — всё они имеют, если присмотреться, свои черты и мелкие детали.

В общем, про этот мульт говорят: он офигенский и яркий — до более умеренных слов — хороший, душевный, скромный. Его многие считают середнячком — он не громкий, в меру медленный, без особых погонь и драк, всяких фаэр-шоу и прочего (…Дед Мороз спасает рождество вместе со своим Боевым Оленем, начищая морду плохим инопланетянам – смотрите наш детский спектакль под Новый год!), он вдумчивый и даже печальный, хотя и юмор тут есть – поначалу лишь чернушный, порой…

Что бы ни случилось, городская похоронная команда всегда при деле.

В общем, мульт уже признан, оценен и как нельзя кстати подходит к просмотру под Новый год. Также мне понравилась материальная подводка к обросшей традициями легенде о Санта-Клаусе (Терри Пратчетт также фантазировал о генезисе Санты в своем мире, в виде Санта-Хрякуса).

Кроме того, мультфильм напомнил сразу кучу всего, по многим параметрам. Во-первых, как персонажи, так и устройство мира, некоторые ситуации, юмор – все словно бы сошло со страниц книг того же британца Терри Пратчетта: у Клауса явно тот же дух его книг, общая идея добрых дел и логика повествования и подача шуток — английская, мягкая, тонкая (что неудивительно, ведь британцы также приняли участие в разработке Клауса — и могли придать ему нарочито пратчеттовские черты).

Более того, тема почтальонов была раскрыта тем же Пратчеттом, в книге Опотчарение (и довольно точный сериал-экранизация по нему есть – 2008 года). Очень похоже на эту книгу – наверное, авторы многое за основу взяли оттуда. Джаспер Йоханссон тоже как будто оттуда сошел, как персонаж. Поначалу, это персонаж вроде как с отрицательными чертами — он эгоист, лентяй, но потом в нём просыпается совесть и он начинает работать на благо людей, буквально не щадя себя – что роднит его с персонажем Опочтарения Мойстом фон Губвиком.

Стэнли из Опочтарения — и наш герой.

Хотя, намеренно или нет, но сам Джаспер внешне напоминает одного из почтальона из экранизации Терри Пратчетта – парня с бакенбардами, придумавшего марки — Стэнли.

Впрочем, тема как почтамт и письма изменили людей к лучшему – тема распространенная. Несколько прошлых веков, письма – как символ надежды, человеческого общения, преодолевающие расстояния, несущие эмоции, чувства и мысли людей. И почтальоны – эти носители идеи, мыслей и слов, написанных на бумаге.

Почтальон 1997 года. Центральная идея хороша, но исполнение — не очень.

Вспоминая изначально корыстные цели Джаспера, вспоминается еще один фильм – Почтальон (по книге, кстати), где главную роль играл Кевин Костнер. Там тоже, подстроившись под обстоятельства, герой солгал, что он почтальон, что система работает – но постепенно, отходя от притворства, его ложь превратилась в слово и дело, дав мощный толчок к развитию местного населения, а то и борьбе против местного тирана. В чем-то очень сильная вещь – этот фильм, но неровный, не лишенный всё же, некоторых недостатков…

В общем, вы поняли. Итак, начнём…

Как всё начиналось.

Готовимся к Рождеству.

— В материальном, логичном мире, в безверии и мраке, хочется чуда, света и тепла. Чтобы чудо случилось, порой нужно и важно взять и сделать так, чтобы оно пришло – своими трудами и руками.

– примерно так я представляю основную мысль из “Клауса”.

Организаторы – Испания и что немаловажно – Великобритания. Последние, видимо, предложили свой антураж, почтальонскую основу и некоторых персонажей – вот почему большую часть мульта мы испытываем даже не легкое, а конкретное дежа вю. Об этом ниже…

«Легенда о Рыцаре»: все такие массивные, плечистые, широкие — традиция Испании в рисовке.

Вообще, испанцы нас редко, но метко радуют своими поделками – как минимум европейская тематика, свой взгляд на вещи, в особенности испанцев, немного разнообразит их работы, у них тоже есть свой узнаваемый стиль рисовки – например, ихняя Легенда о рыцаре 2003 – обычно они изображают женщин хрупкими, тонкими (но не всегда), а мужчин – почти что как наши богатыри: квадратные, очень объемные, с тяжелыми подбородками и квадратными головами (геометрия своеобразная прослеживается — округлости и квадраты), мужики, но вместе с силой обладающие и доброй, широкой душой. Короли усталые, но величественные, а такие же, кубометровые злодеи не уступают первым двух в эпатажности. В общем, узнаваемый стиль – сам пожилой Клаус, тут изображен именно так, как испанцы и рисуют обычно героев.

Мульт создавался выходцами из Диснея, более того, работниками которые делали мультфильмы в 90-ые, когда рисованная анимация была ещё востребована — в 2000-ые все потянулись в 3D, а в дальнейшем, вообще почти перешли на него почти повсеместно, и иль редкие старые мастера делали мульты по старому, не теряя в качестве.

Иногда картинка напоминает игровой квест.

Переход на 3D оказался палкой о двух концах, ибо современные дети (знаю на примере дочери друга), как-то не особо ценят старые рисованные мультики, нак которых выросли мы, по типу нашего Винни-пуха и прочих – они мол, неяркие, простенькие, мы лучше посмотрим Барбоскиных, Лунтика и Смешариков, ту же Машу и Медведя – они кислотно-яркие, шумные и впиваются в мозг надолго… Грустно это, поэтому я как никто другой, как ретроград, ценю старую школу, и рад что иногда дети все же добираются до старых-добрых мультов нашего детства и они им внезапно начинают нравится.

Визуал.

Самые гениальные переходы и решения визуала.

Хронометраж – один час сорок минут, что выше обычного хронометража мультфильмов в час двадцать и час тридцать. Правда, как всегда, титры идут не менее 7 минут, так что, по сути, это всё те же стандартные час тридцать.

Так или иначе, режиссер Клауса — испанец Серджо Паблос и его студия Sergio Pablos Animation, как вы понимаете, сформированная им же. Перед этой студией стояла задача:

Создать мульт, но не в 3D, а в 2D — но оживленный современными технологиями, чтобы они напоминали то же 3D, но им не являлся – и чтобы мульт был как из 90-ых, когда они были ещё в цене, ибо разработчики, под руководством Пабло, об этих временах помнили и сожалели об утраченном – и хотели создать нечто, сходное из того времени.

Удалось достичь компромисса:

Применялось текстурирование, в 2D вставлялись частицы трехмерной анимации. Также Netflix поддержали проект, от которого многие отвернулись, не желая вкладывать в тихий, не блокбастерный, даже мрачноватый мультфильм. Хотя обычно Netflix берется за все подряд — и нередко выдаёт сомнительные и спорные проекты, тут повезло всем – Паблос добился выхода своего детища, в том числе и в кинотеатрах, пусть и в ограниченном показе, а пипл увидел мульт — и оценил по достоинству.

В общем и целом получилось как с шедевральными, штучными работами Тома Мурра (трилогия, как-нибудь о ней расскажу также подробно), которые и в кинотеатрах не покажешь, разве что также в ограниченном доступе – мульты эти личные, семейные и смотрятся лучше всего дома, в тишине и уюте.

И они с задачей справились: мульт выглядит необычно, но в месте с тем, хорошо, празднично и лампово. Свет и тень, особая обработка даёт объем плоским моделям, как бы округляет их. Но у этого также есть другая сторона (недостатки), нечестно было бы о ней не упомянуть, а именно:

Немного заторможенная анимация, дубовые, нарочито угловатые модели персонажей. Глаз это подмечает, отчасти обманывается, и пропускает. Свет слишком чистый. Странно выглядит анимация, но мульт так шикарен, что эта его странность, как и общая атмосфера мульта уныния\праздника (на этом создается особый контраст) играет в плюс. То есть, подход к анимации дал такой эффект, вроде как псевдо 3D, но и не оно в чистом виде, как 2D тоже не выглядит стандартно.

В результате получилась слегка не идеальная, но шедевральная необычная рисовка, одновременно местами тусклая и снежно суровая – и с другой стороны – ламповая, теплая, яркая картинка, как праздничная открытка.

Сильны контрасты. Свет-снег и день — и ветер, тьма, тень и прочее. Опять же, люди, каковы они в начале — и как меняются как внешне, так и в душе, какие поступки делали поначалу — и под конец. В мульте, на полную это показывается, как делами, так и визуально. Есть множество простых и наглядно-гениальных решений, приведу пару примеров с ними.

Прощай, оружие!

Всю картину преследует, кроме легкого символизма, еще и некая дуальность, двойственность – то нам покажут сначала одно, потом после времени, как изменилась ситуация и люди, в силу обстоятельств (до и после) – то покажут две стороны одной медали (те же кланы). Простейший приём, но действенный и самый доступный из инструментария подачи сюжета.

В общем, продвинутая концепция – мрак и тень, отчаяние и злоба затемняют хорошее, но стоит отодвинуть-отринуть плохое, сделать что-то для блага других — как жизнь заиграет яркими красками, а тень отступит. Довольно явный и простой посыл. Но наглядно передаётся через визуал.

Итак, о чем же мультфильм Клаус.

Также стоит отметить креативные переходы — от одной сценки к другой.

Отец, генерал-почтмейстер Йоханссон заинтересован, чтобы его избалованный сын Джаспер продолжил его дело (династия там, почти что империя почты), но тот не заинтересован – видимо, тот же отец был занят работой и с детства не очень привил ему любовь к почте, хотя общие подвижки были: в раннем детстве Джасперу это казалось прикольным, но потом он вырос и стал этаким лентяем и циником.

Портреты на заднем плане олицетворяют целую династию предков.

В некоторых ракурсах Джаспер напоминает доктора Дэлберта Допплера из Планеты сокровищ — только собачьих ушей не хватает — что тоже идёт на старую школу Диснея, как напоминание о тех временах и рисовке: Планета сокровищ как раз была одним из примеров затухания интереса к 2D, хотя 3D уже присутствовала и там.

Старая добрая Диснеевская рисовка персонажей — наследие ещё живо.

Сам Джаспер — мажор, избалован своим положением сынка главы предприятия — ему всё прощают. Специально заваливал задания, данные ему на проверку его профпригодности, в то время, как к другим почтарям поблажек мало – муштра, почти прусско-солдатская дисциплина. А как иначе – писем много, работа ответственная, ошибки не допускаются – почтамт должен работать как часы.

Разочарование в сыне, сподвигло его батю послать его в ссылку ̶в̶ ̶С̶и̶б̶и̶р̶ь̶ ̶на самый край мира, в норвежский городок Смиренсбург… Поставлена задача – собрать ̶6̶6̶6̶6̶ ̶д̶у̶ш̶ ̶д̶л̶я̶ ̶п̶а̶п̶а̶ш̶и̶-̶д̶ь̶я̶в̶о̶л̶а̶ 6000 писем (проштамповать их и отправить), то есть, всё это будет если и выполнимо, но будет закономерно растянуто во времени (один год) и быть может, такой мотив подстегнёт лодыря Джаспера на скорейшее выполнение этого условия.

Сам Джаспер про себя считает дни, сколько он пробыл на службе, так же делал и в Смиренсбурге. Отец особо подчеркнул – без обычных для Джаспера обманов и подкупов – а то тот любит хитрить. Но и в городке он, так или иначе, прибег к хитрости.

Смиренсбург. Край света, холодно, глушь, никакой помощи и поддержки. Урок Джасперу — максимально усложнить выполнение задания, кроме того, Джаспер уже в дороге туда лишается привилегий, поблажек и всяческих ресурсов. От него требовалось, чтобы он выжил, сделал дело – или окончательно бы разочаровал бы отца.

В городке и окрестностях царит сумрак, холод, нелюбовь, тусклые краски. Нам намекают, что весной он всё же расцветает, но в целом, это суровый край. Населен городок словно бы раздвоившейся семейкой Аддамсов – криповые взрослые, не менее криповатые детишки.

Почтальон тут не нужен – жители городка лишь гогочут над прибывшим Джаспером – зачем он тут нужен, был уже до тебя такой. Уже сложно начинать – в него не верят. Для местных он – символ нечто несерьезного и малозначительного — бесполезного, в виду их вражды.

Первое дело – просто тупо обустроиться и выжить. Отчасти Джаспер начал привыкать присматриваться к городку и искать контакты – это было логично, ведь нужны адресаты и люди, которые напишут письма. Оказалось, что городок ещё круче, чем выглядел – есть две семьи, которые враждуют между собой.

Особняком тут стоят, собственно, сам новичок-почтальон, местная учительница с рухнувшими мечтами, да паромщик (называл его Кэп) – язвительный, ироничный и неунывающий, философски смотрящий на всё происходящее. Кроме того, со временем, обнаружился ещё один житель – как оказалось, ключевая фигура для нашей истории — заметьте, что как бы главный герой тут Джаспер, но и Клаус не менее важен.

В общем, постепенно, узнав Клауса Джаспер, ради своих целей, решил наладить раздачу подарков, попутно связав их с отправкой писем. Далее смотрите сами.

Особенности персонажей.

Джаспер Йоханссон.

Мне интересно, почему в конце Джасперу не выделили парочку «эльфов» в помощь.

Все по нему видно с первых кадров – хороший парень, но избалованный, со временем найдёт в себе и целеустремленность, и хитрость, и великодушие. В общем, от плохих и сомнительных качеств — к хорошим.

Небольшой нюанс – Клаус искренен, а половину времени как минимум, Джаспер работает на свою цель – умотать отсюда, так что его разоблачение в конце, и обвинение отчасти справедливы – хотя он оправдывался, что только поначалу действительно преследовал свои корыстные цели, но попутно и делал добро — и это ему навилось. В конце концов, его простили, ведь он, при его выборе, мог запросто уехать отсюда, но нет, он остался — ибо ему тут нравится, его работа и место тут.

С точки зрения обмана он явно использовал Клауса, обманывал его, но потом, конечно, их дружба, пусть и пройдя закалку предательством Джаспера, и общего дела, риска, все же утвердилась, а Джаспер исправился.

Сама деятельность в эти моменты обставлены как нечто контрабандное, тайное и незаконное (что в этом городе так и есть).

Интересный момент – в такие моменты, когда Джаспер толкает, подговаривает детей на действия, он как бы находится в тени, с нарочито отсутствующим и незаинтересованным видом. По сути, преследуя свои корыстные цели, в тот момент он похож на хитреца, что прячется в тени — как некий мошенник или продавец запретного, искуситель.

Эй, не хочешь отравить письмецо? Тайна гарантирована…

Учительница Альва.

̶У̶ч̶и̶т̶е̶л̶к̶а̶ также некогда пришла сюда в Смиренсбург, но полная надежд и энтузиазма – со временем она разуверилась в себе, в своем назначении, в своих силах и возможности обучать детей – главной её цели. Два товарища по несчастью, они вместе с Джаспером, разве что поначалу Альва не особо доверяет ему — и не верит в нового почтальона. Но потом они сблизятся.

От недоверия и неприятия — и почти что ведьмы, до…

Надо сказать, что Альва, даже при том, что дети пришли к ней в класс, всё равно была настроена пессимистично (и тоже была в тени, словно вампир, боясь показаться на свету – скептицизм, недоверие, неприятие). Чему она их научит? – думалось ей.

Тоска зелёная…

Но со временем, когда дети стали подавать надежды, Альва прибарахлилась, изменила мнение как о них, так и о мелочном и несерьёзном, с её точки зрения Джаспере, и изменила свою мечту – тратя деньги, отложенные на другое, уже на благоустройство школы, и себе на внешний вид – плюс в том, что для Джаспера она стала выглядеть жизнерадостнее, улыбчивее и привлекательнее. Однако, его обман все же немного опечалил и Альву, поверившую ему, это тоже следует учитывать.

Альва Счастливая.

Мне кажется, но рыба, в обилии встречающаяся в школьном помещении у Альвы – некие библейские мотивы, хотя просто в приморском городке ничего кроме рыбы (и возможно, оленины и мяса мелких животных) просто ничего нет.

Нарочитые гэги с рыбами забавны.

Надо сказать, что при шаблонности сценария, даже легкой предугадываемости событий, “ружья Чехова” развешены мастерски: копилка-рыба для денег Альвы; непуганые олени в роще, которые будут задействованы позже; лапландцы, хотя мы в начале не догадываемся, какая у них будет важная роль.

Маленький мальчик, как бы заточённый в своеобразной башне – символ одиночества, многие живут так, пришуганные взрослыми, и конечно же, для многих все веселье начинается лишь с дракой двух семейств, в другое время – недоверие, хамство, конкуренция, сумрак существования. Хотя дети, как могут, стараются разбавить унылые будни. У взрослых же есть цель в жизни – поддерживать войну.

Паромщик.

Вспоминается смотритель порта Веласко, из квеста Grim Fandango: эхх, туристы!

Кэп забавен, сакарстичен, в принципе добродушен, наслаждается жизнью, но издевательски порой относится к ситуации. Не видит смысла помогать Джасперу выше нормы, однако когда видит, что всё это не просто так, идет навстречу. Классный перс, хотя вроде бы и необязательный. Мне очень понравился – даже жаль, что тут сравнительно мало сценок с ним. По сути, он не принадлежит ни к одной из семей, и поэтому нечто вроде стороннего наблюдателя, да к тому же житейского философа.

Клаус.

Антураж отшельника – сурового и немногословного дядьки – ̶о̶б̶о̶р̶о̶т̶н̶я̶-̶л̶е̶с̶н̶и̶к̶а̶,̶ ̶м̶а̶н̶ь̶я̶к̶а̶ ̶с̶ ̶т̶о̶п̶о̶р̶о̶м̶, просто нелюдима-бирюка – но на это есть свои причины, личная трагедия.

“Гэндальф на анаболиках”, говорит мало, вежлив, со временем понимаешь то, что его устрашающие габариты – пустяк: он добр и участлив, хоть и не очень общителен.

Клаус немного в такой момент напоминает дворфа-снайпера, из WarCraft 3.

Мне Клаус отчасти напомнил персонажа из Бажовских сказов – Никиту Жабрея, мощного сильного старика-старателя с широкой душой, живущего на отшибе. Также Клаус вызывает в памяти другого персонажа – высокого старика-соседа с лопатой Марвина (Марва), которого все как бы боялись, типа он убил свою семью – из Один дома, а на самом деле, он был душевным стариканом, с которым можно было запросто поболтать. Похоже получилось и с первым знакомством Джаспера и Клауса — но Клаус оказался куда менее угрожающе, чем выглядел.

Пугающая коллекция кукол – туда же; мрачная, неуютная хижина — туда же: поначалу, всё это в запустении, пыльное и полузаброшенное — но своей рукой Джаспер облагородил дом, по сути, делая работу отсутствующей жены Клауса, поэтому вдохнул в него жизнь (правда поначалу, Клаус осерчал на вмешательство); но со временем и хижина ожила, став базой для производства тех же игрушек, которые также зажили своей жизнью – появилась цель для обеих компаньонов, а кроме того, хижина стала вместилищем жизни — и их трудов.

Эх. Тяжелое детство, деревянные игрушки…

Также Джаспер улучшил и свое жильё\место работы. За ним подтянулись остальные, и в особенности учительница, также прибравшая и облагородившая свою обитель – как сказал бы один Мегамозг — шкьолу. В общем, по цепочке, был показан пример упорства и деятельности — а далее и другие, поверив Джасперу, потянулись следом, улучшать окружение, очищаться от негатива самим.

Небольшие подводки сюжета.

Откуда пришел Джасппер — не какая-нибудь шарага, а Королевская почтовая академия. Мне почему-то показалось, что по замашкам и муштре — это прусская, но по форме – скорее шведская. Генерал-почтмейстер Йоханссон — это явно скандинавское, да и городок, в который направил его папаша, носит германско-нордское — бург. Однако ирландско-английские семьи оттуда, сэр Кэп, явно английские. Можно долго анализировать, но сойдёмся на мнении, что это нарочитая солянка-сборка из английских и скандинавских мотивов в мультфильме.

Джаспер – манипулятор. Как не печально, но занимается он именно этим, первую половину мультфильма. Однако, косвенно и неожиданно, это идёт на пользу делу. Сейчас я покажу тебе, когда ложь превращается в правду – примерно так.

Клаус, жена — Лидия. Предполагается, что не смотря на внешнюю материальную сторону, в мультфильме присутствует мистическая сторона (ветер — невидимый, витающий рядом с Клаусом дух его жены Лидии), так что Клаус и после своего “ухода” разносит подарки, воплотившись в духа ̶м̶щ̶е̶н̶и̶я̶ торжества Рождества.

Альва – почему училка в школе заморачивается рубкой рыбы и её хранением? Потому что, провалив своё дело — надо сказать, из-за той же “войны кланов”, так как родители не видели смысла в школе, где будут учитсяи те, и эти — по сути дети-враги; и ей надо было на что-то жить — и поэтому она устроила в школе рыбную лавку.

А ещё в лавке живёт Ктулху … наверное… Осминог вон точно есть.

Возникает вопрос, зачем ей столько денег – чтобы уехать отсюда, о чём мечтал и Джаспер – но, по сути, там одна мелочь, так что её многочисленные “деньги в банке”, были оправданы.

Могенс – паромщик, забавный и душевный тип. Его мало, но он как контрапункт, оттеняет те или иное событие, как заглавие к очередной главе. Мне дико понравился.

Если копать глубже, то видно, что он один из тех, кто любит зубоскалить и почти по-доброму надсмехаться над неурядицами других, не видя в этом ничего плохого. Но обратите внимание – он посочувствовал Джасперу, увидев его состояние когда тот совсем расклеился — и подал ключевую фразу-намёк отцу Джаспера – присмотрись с сыну, он этого не хочет! (уезжать отсюда).

Этакий падший ангел-хранитель, смотрящий на всех свысока – но готовый и помочь, если что — за это уважаешь его ещё больше, а не просто за его вечный сарказм и иронию.

Сержант ̶Х̶а̶р̶т̶м̶а̶н̶ из академии, при котором был оглашен приговор, усомнился – не слишком ли круто, посылать родного сына Йоханссона к черту на рога? – но отец и так уже избаловал Джаспера, поэтому лишь суровые испытания могли его исправить.

К слову сказать, Джаспер как бы попал в ситуацию с двумя лягушками в крынке с молоком: он мог бы легко сдаться и утонуть (опустить руки, и например, спиться, а далее и замёрзнуть, не обустроив надлежащим образом своё жилище) — либо закатать рукава и начать выкарабкиваться, сделать хоть что-то – чем он и занялся, отчасти из-за своего оптимизма, но из этого, что он сотворил, хватило на объединение и процветание городка Смиренсбурга…

Маргу – та самая девочка, саамка, которая также хотела робко попросить себе игрушку, глядя, как другие дети их уже получают. По сути, именно выполняя “квест” для неё, Джаспер встал на путь искреннего творения добра, а не притворства.

Нос как у Оленя Рудольфа — он что, ей родственник?

Умиляешься, когда Магду, выглядящая как рождественская же игрушка, в своей национальной одежде, раскрывает свой ротик с крупными зубами — и приветствует на ломаном английском Джаспера: Хэлльо, пост-маан! Это кавайно. Также она, как и все маленькие дети, не выговаривает р – и говорит: Джаспел.

Миссис Крам и мистер Элингбо – представители двух кланов в городке. Их держит “традиция”, но они даже рады были объединиться, чтобы устранить помехи для своей взаимной вражды – но по сути, ещё больше сплотили компаньонов – Клауса и Джаспера, подарив последнему возможность доказать своё честное, совестливое отношение к делу. По сути, не такие уж и злодеи, скорее не самые плохие люди, просто упёртые, нужные лишь для продвижения сюжета, но их основа – взаимная вражда, тем не менее, также имеют хорошую подводку по сюжету, давая почву для “исправительной” работы Джаспера.

Больше у обеих кланов общих черт. Однако, Элингбо рыжие, упитанные и коренастые, а Крамы – бледные, темноволосые, вытянуто-рослые и худые. То же примерно прослеживается и в их архитектуре — одни здания приземистые и широкие, другие похожи на башни, вытянутые.

Здания под стать хозяевам: у одних широкие, у других вытянутые.

Это также видно по интерьеру (и цветовой гамме, присущей каждому из домов): одни излишне пылкие, другие излишне сухопарые, желчные и черство-холодные. Классические огонь и пламя.

Они сошлись, лед и пламень… Хладнокровные нордические Крамы — и пылкие и огненно-рыжие Элингбо.

Кроме того, при примирении, эта парочка единственные, кто остались внешне недовольными и мрачными, когда все вокруг веселились. Кому-то всё ещё тяжело отказаться от дела, которому посвятили свои жизни, они и их недалёкие предки.

Миссис Крам показывает большой палец вверх… а, нет, показалось, просто конфетти стряхивает с плеча. Мда, и что теперь без вражды делать?

По рунам на гобеленах видно, что вражда идёт с давних времен и не только со Скандинавии. Далее, немного утрированно, показана скорее вражда двух племён из истории: греко-персы, мушкетеры, рыцари, викинги — и вплоть до каменного века. О, как.

Заморочились с музеем войны, вереница гравюр оттуда — отдельный шедевр.

Просто намёк на вечное противостояние, а не просто одних конкретных Крамов и Элингбо: Монтекки и Капулетти, Гвельфы и Гибеллины, Война Алой и Белой розы — и прочие и прочие…

Поначалу перемирия хватило на считанные минуты…

В целом, лидеры друг друга стоят – тётка зловредная, в меру коварная и хитроумная; но вот её оппонент туповат — и до него долго доходит.

Ещё деталь – миссис Крам носит носит шиллейлу (“ирландскую трость”), то есть тёсаную ветку дерева с комлем (правда, безо всяких украшений и укрепления), которая будет хороша и в драке: оригинальное название — shillalah или shillelagh, либо блэкторн — «ирландская дубинка» – спортивный национальной инструмент, обычно изготавливаемый из ясеня, ореха, дуба или терна. Надо отметить, что как раз Крамы не заявлены как ирландцы внешне, на них больше походят их соперники — Элингбо.

Великаны с неопределенным возрастом (от 25 до 35 лет, наверное): Олаф из одной семьи — и Пышечка (МагДолейн) из другой — и её фирменное Моё! – тут вспоминается сказка Джанни Родари — Про человека, который хотел украсть Колизей: “не мое, на наше…

Для большего антуража, озвучивали лапландцев собственно самые настоящие ̶г̶а̶в̶а̶й̶ц̶ы̶ саамцы.

Насчёт Клауса – вроде по имени вписывается в норвежский городок Смиренсбург, он мог вполне быть членом одного из кланов (ставлю на рыжих), но также мог, как и Джаспер быть пришельцем, приехавшим давным-давно с женой в эти места (или женившийся на ней — встретив Лидию тут же).

На самом деле, оба были ̶п̶о̶н̶а̶е̶х̶а̶в̶ш̶и̶м̶и̶ приехавшими сюда: оба с каштановыми волосами, и без особых черт обеих кланов. На это играют и слова Клауса о том, “что жена это место присмотрела, едва они сюда приехали – подальше от всех”.

Чтобы не запутывать и оправдывать мелочи, порождая однозначность, нам о происхождении Клауса и его жены ничего не сообщается.

Рассказ про мечты и болезнь жены, как по мне, перекликается с начальным грустным рассказом из мультфильма PixarВверх!

Сижу себе, никого не трогаю, ̶п̶о̶ч̶и̶н̶я̶ю̶ ̶п̶р̶и̶м̶у̶с̶ рублю деревья… Но почему-то некоторые от меня шарахаются…

На устрашающий вид Клауса, который вероятно не особо задумывался, живя в одиночестве, как на его гигантскую фигуру и суровый вид реагируют люди; играет и круглый предмет в пакете, и петля – но всё это оказываться не для Джаспера, а для дела. Единственное, что Джаспер от него страшного дождался, так это брошенное в сердцах Клаусом хриплое: “Убирайся! “ – и это было за дело… Ну и констатация его предательста.

Сначала дети, потом взрослые – поначалу лишь в детях была видна перемена, но потом подтянулись и некоторые другие, то делающие нечто полезное, то принимающие от детей подарки – например, охотник-отец мальчугана из закрытого дома.

Интерьеры других домов мы будем видеть редко, но внутреннее убранство дома охотника детализировано просто до мелочей!

Фишки Клауса.

На самом деле, так запутана картина, неявна подача, завязана на реализм, что даже я, как и многие другие зрители, не сразу понял, к чему клонит картина – это было продумано. Подумаешь, некий немец — Клаус, например, Питер – ну и что? Лишь некоторые смотрящие картину, словно бы в шутку говорили себе — и тут же забывали: на деда Мороза похож! (например, когда мальчик видит Клауса за окном), буквально в середине фильма, не поняв, что догадка потом будет верной. Ну не может же быть, чтобы это был тот самый…

Хотя, в самом начале нам вроде бы намекают, про кого будет мультфильм, но тут же перебивают словами о письмах и мы благополучно забываем об этом до его середины мульта.

По сути, в начале, был дан классический игровой квест – одинокий мальчик, ему доставили игрушку, он возрадовался (кстати, именно тогда зритель уже впервые чувствует, что в глазах защипало). Клаус и Джаспер поняли, что совершили хорошее дело – и надо бы продолжить, но уже в промышленном масштабе. Но на это потребовалось время и уговоры Джаспером самого Клауса.

Особо в мультфильме хорошо с источниками света — волшебно и сказочно выглядит, лампово.

И с этого дела, все пошло по цепочке, буквально улучшая ситуацию самого Джаспера, а потом и города. Мальчик растрезвонил, что получил с помощью письма (работа почтальона) игрушку (работа Клауса), отчего другие дети кинулись писать письма; Джаспер начал выполнять свою работу, и уговаривать Клауса продолжить. Общее дело начало тянуть за собой упирающегося было Клауса, и со временем, дав ему дополнительный смысл в жизни!

До этого он, Клаус, жил словно на автомате, пытаясь слабо что-то сделать, без особой цели в жизни, просто доживая свой век. Если бы не появление Джаспера, он бы и не смог бы сблизиться с людьми и помогать им, ибо самому ему было очень тяжело, и он забыл, что такое общение и взаимопомощь.

Не забывая о своей цели: Джаспер в начале своего пути, нарисовал шкалу, сколько ему надо доставить писем — до заветной черты в 6000 писем – а далее мечтал уехать оттуда, как только наберёт ̶ф̶р̶а̶г̶о̶в̶. Но по мере выполнения этой мечты, он понял, что работа его увлекала (как и напарника Клауса), тут не так уж и плохо — и уезжать отсюда, вроде бы, не очень уже и хочется.

Игрушки и скворечники – на первый взгляд, Клаус потерял волю к жизни, лес рубит и всё – но нет, из дерева, кроме всего прочего (отец Христа был плотником, и тут видимо поручили эту почетную, созидательно-творческую деятельность Клаусу), он делает: во первых, это скворечники – как домики для семей птиц (у него уже такого нет, так пусть другие порадуются, пускай и животные-птицы), а во-вторых, игрушки – только он не знал, куда их применить; в силу привычки ранее делал их впрок, чтобы потом без возможности их отдать кому-либо – они у него пылились — как долг, как дань прошлым желаниям — о своих нарожденных детях и жене (птицы жене нравились, вот почему он и делал скворечники).

То есть, пока Джаспер его не подтолкнул, не дав смысла, Клаус всё же не сидел сложа руки, а что-то делал — пусть и отчасти бесцельно. Но почтальон его направил на путь истинный, попутно также обретя глубокий смысл и своим действиям, а не просто ради набора 6000 писем.

Рождение легенды – повторение, по сути, первого удачного дела – ночью, чтобы взрослые не запалили, инкогнито (но дети уже в курсе, кто раздаёт подарки, вроде как Клаус, но их на самом деле разносит Джаспер), Клаус распространяет игрушки-подарки. Зарождается традиция, по мере набора опыта, обрастая всё большими деталями и традициями, становится фольклорным, понимете?

Вы слышали — он ещё по небу летает! И везде и повсюду успевает! — Ну да, как же!

Идея показать зарождение легенды в реальном мире, без (почти) мистических, волшебных сил – идея гениальнейшая, при том, что довольно банальная и не новая, но мульт очень хорошо подвязан на эти моменты и зрительские догадкиа, вот к чему это было!

А вот все это зачётно, плюс картинка и немаловажно – передача духа Рождества, прям порой душевность, вызывающие слезы из глаз. Это сильно перебивает всякие бездушные и ярко-пустые, для развлечения зрителя, Гринч – Похититель рождества и некоторые другие.

Также как Джаспер и Клаус поднаторели в своём общем деле, их работа обросла, в лице обсуждения детей, традициями и легендами – где, когда появляется подарок. Формирование на ходу общей легенды, его генезис, по мере обретая легендарность, сказочность и мистические черты: под покровом ночи, пока дети спят, приходит Он — и аки ̶н̶и̶н̶д̶з̶я̶ незаметно подкладывает подарки. Хотя, потом следование этому потребовало больше трудов, по крайней мере, исполняющего роль помощника Санты Джасперу, в доставке посылок-подарков.

Я значит, стараюсь, а хвалят моего компаньона — Клауса!

Джаспер запомнил кто-где живёт, и поэтому решил проучить толстяка-хулигана дразнившего его, и вместо подарка сунул в мешок уголь. Так родилась еще одна традиция – непослушным детям подарки не даются.

Кстати, роль плохих, непослушных для детей у чехов, шведов и прочих, выполнял чёрт Крампус, шлепающих негодяев\негодяек метлой.

Список плохих дел — ещё одна цепочка: придумав о наказании непослушных детей, Джаспер запустил, в довесок к образованию, и программу хороших дел – дети стали боятся делать плохие поступки — и стали делать больше хороших, что тоже пошло на пользу делу города, а также на примирение – при войне взрослых, дети уже не так стали лезть в драку, набивая новые синяки и шишки.

Это очень по-Рождественски – делать друг другу подарки и стремится к добру. Надо сказать, что характер Джаспера – нагловатый, уже снова самоуверенный, затем злость на хулигана, заставили его придумать наказание, проучив выскочку.

Дело уже и в том, что Джаспер знал, где тот живёт и на что максимум способен, а к тому же уже и сам понимал, что к чему в этом городе – как минимум, он стал равен учительнице и паромщику, заняв свое место в нём! То есть, больше уверенности, наглость и целеустремленности со стороны Джаспера. Не просто так, конечно — ради своей выгоды, но все же.

Вражда даёт трещину – мальчик из одной семьи и девочка-рыжуля, вместе погнались за заводной игрушкой, забыв о наставлениях взрослых, и другие дети постепенно начали сближаться.

Правда, взрослые это так не оставили, заметили и провели разъяснительную беседу – о вражде между семействами (просветив и зрителя, насчет всей её сути).

Вообще, похвалим и сценариста, вовремя и своевременно, подающего замес идеи, связки между событиями прошлого и настоящего. У некоторых мультов это хромает, тут же — нет.

Немаловажно – детям капают на мозги, но о ненависти они знают лишь по поведению\примеру взрослых — и ещё могут пересмотреть ситуацию с ней, когда как взрослые уже не заинтересованы, даже не думают о перемирии – нужно и дальше следовать привычному делу – войне кланов.

Забавно, что начало затерялось в веках, и обе стороны приписывают себе победы, а повествование ведется от лица обеих кланов вперемежку – и понимаешь, что они стоят друг друга, и по сути, это лишь две стороны одной медали. Они более похожи между собой, чем различны.

Ученье — свет. Еще одна завязка по цепочке – многие дети не умеют писать, нет заявки-письма — нет игрушки (дети втянулись). Отсюда Джаспер невольно подаёт пример – отсылая к забытой было учительнице: у вас же есть неприкаянная училка — пусть вас и учит!

Опять, по цепочке добрых дел — и учительница получает работу, в которой было разуверилась, и дети стали учиться вместе — это опять не понравилось взрослым. Плюс в этом – дети стали грамотнее, образованнее – а главное – они стали учиться вместе, опять общее дело их объединило, плюс мотивация – получить игрушку. А у грамотных, тем более детей, больше будет простора для обдумывания причин давней ненависти, и сама мысль — и так ли она важна, эта война кланов?

Тонкая подводка: заводную лягушку нам показывают мельком, исподволь — но потом уже во всей красе являют.

Забавно, что Клаус делает игрушки и развозит их, а доставляет их Джаспер – внезапно, ибо он же почтальон! Логично.

Занятно, что худощавость, гибкость, пронырливость, да в конце концов — молодость, помогли Джасперу забираться в дома, в дымоходы и вообще стелсить и ловчить, не попадаясь на глаза. Клаусу такое бы проделать было невозможно: возраст, комплекция — нашумел бы и застрял… И тут всё продумано…

Путь ниндзя-доставщика подарков.

Святой Николай (Святой Микулаш у чехов, например) прообраз, отсюда же пошла традиция из легенды — подарок-гифт в носке. Дети от себя добавили, а Джаспер, то и дело подсушивающий отзывы об их работе, услышал это и вынужден был, не разочаровывая детей, следовать их же верованиям – время, место, носок, подарок. Кроме того – Джаспер сладкоежка(это видно по его пузцу и тому, что ниже спины), не удержался, чтобы не сожрать оставшееся на блюдце печенье, а дети рассчитали это как угощение, принятое Клаусом.

Теперь это моя печенька!

Например, также следовали традиции в Секретной службе Санта-Клауса, спецназ-эльфы, которые с помощью специальных приборов откачивали молоко оставленное детьми в стакане — и оставили специальной зубокуской следы, на оставленной же для оленей морковке, как будто они действительно её погрызли. Правда, сам этот мульт получился немного затянутым и искусственным, неровным, но детали, особенно в начале, очень хороши — а эльфы как спецназ были забавны.

Обратите внимание — у эльфа легкая небритость — материальный знак того, что эльфы, по сути, те же люди, даже не магические существа, а вполне приземленные (Секретная служба Санта-Клауса).

Олени – едва не пойманный на своих мыслях о “свалинге” из города, Джаспер начал задумываться, что делать – лошади с грузом не справляются, нужны силы помощнее. Забавно, что Джаспер был пойман в ловушку своими же делами – больше подарков, больше писем, больше нужны сани и тягловая сила.

̶Ж̶е̶л̶е̶з̶н̶ы̶й̶ ̶к̶о̶н̶ь̶ ̶и̶д̶ё̶т̶ ̶н̶а̶ ̶с̶м̶е̶н̶у̶ ̶д̶е̶р̶е̶в̶е̶н̶с̶к̶о̶й̶ ̶л̶о̶ш̶а̶д̶к̶е̶ Пусть лошадь отдыхает, теперь у нас есть олени!

Как бы вес его добрых дел (невольных — с его стороны, так как он работал на идею 6000 писем – и свобода!), начал тянуть его назад, заставляя задумываться, и действовать, чтобы преодолеть новые трудности. И опять же, ради своей цели. Однако, в процессе ему всё больше нравилось дарить людям радость – что отчасти чувствовал бы и многоопытный, трудолюбивый, хороший почтальон.

При поимке северных оленей честно обыграли прошедшее время – день постепенно клонился к закату, а тени на снегу увеличивалась. Хорошая деталь.

Причем, как опытный и знающий север Клаус быстро нашел способ подманить оленей — мхом-ягелем.

Эльфы – у Санты должны быть помощники, чистые душой, безгрешные и работящие. Тут эту роль отвели бесхитростным и открытым лапландцам (саамцам); и как самый светлый представитель открытой же их души – девочка из этого народа — Маргу. Специальную форму даже не пришлось выдумывать – лапландцы носили свою яркую, национальную одежду.

Цепочка добрых дел породила “заколачивание грехов”, путём совершения добрых дел – вместо пакостей дети городка стали помогать чинить, облагораживать город, вместо подлянок стали подносить подарки взрослым, став этакими “тимуровцами”. Как минимум, из таких детей уже получились бы менее зловредные взрослые, чем их родители, выросшие на ненависти.

Примерно в это время, Джаспер достиг половины своей задумки — 3000 писем, и это почти ровно половина мультфильма, как по таймингу. Далее, на трёх четвертях — 5000.

Падение Берлинской стены – упал забор, как бы разграничивающий владения двух кланов; кроме того, в пролом стал бить свет — как бы обновление, озарение. И опять, дети стали тому причиной.

Учительница заменила символ её упадничества и уныния — истыканного ею ножами (она стала по их части прям таки мастером), в приступах злости и безысходности, глобус — на новый, яркий и оптимистичный, символ обучения.

Заодно показано, что в школе стало светлее, чище и куда-то убралась рыба, висящая и портящая вид и — здорово так отравляющая воздух в помещении. Вместо безмолвных трупиков рыб, тут стали дети — и их галдеж, веселье.

Кроме того, вместо рыб стали вывешиваться рисунки детей – кроме того, что дети развивали моторику, они ещё развивали и наблюдательность и фантазию, рисуя свои детские рисунки. Очевидно и мощно. Люблю детальный символизм.

Так будет лучше.

Музыка.

Никто не уйдёт обиженным.

Большей частью она фоновая, поддерживает визуальную картинку и общую тему действа\сцены, но порой, звучат и эмбиент, а песенки. Причём, одна вырвана из контекста, и обрывается, как только отыгран эпизод – например, рэп Dont mess with the postman, а потом он присутствует в OST мультфильма в таком же обрезанном виде, ибо того достаточно.

По современному крутой момент: i`m postman! Йоу!

Другое дело самобытная и личная песня Зара Ларссон – Invisible, как особо выделенная в этом мульте.

В других же случаях, это либо мягкий эмбиент “северных широт”, либо добротные оркестровые исполнения, бравурные, тревожные, маршевые – разные, либо бодрые, либо задумчиво-медитативные.

К музыке тоже подошли индивидуально (Alfonso G. Аguilar), также как подбирали и обрисовывали сценки, так и музыку к ней писал композитор, чтобы она отражала смысл визуала. Например, короткая и целеустремленная композиция go reindeer!, занимающая всего полминуты. Понимаете, нужно было ужать в длящийся короткий промежуток времени смысл сценки, в виде соответствующей мелодии – и таких коротких сцепок музыка\визуал довольно много.

Занятна композиция, перетекающая из свадебного марша в более спокойную – I`m coming love. Что я заметил – основная тема, которую мы уже различаем по слуху, вплетена в некоторые композиции – например, ею заканчивается даже короткая Ambush, как контрапункт окончания трудной ситуации.

Даже у боевого колокола есть своя тема – The battle bell.

В маршевые, бравурные, оркестровые, вплетены также рождественские темы, порой слышны колокольчики, пианино. В общем, поддерживается дух великого, могучего Рождественского праздника — A story about letters.

В результате, музыка гармонично сочетается с картинкой и не выделятся впереди неё. Но в особо удачные моменты, лирические, она даёт такой важный настрой тоски-печали, некого сжимания души, что реально плакать хочется.

Самые сильные – Once a year i get to see my friend, Silhouette, The-young Klaus and Lydia, Wind.

Мелочи, детали, отсылки.

Местная семейка Аддамсов: криповая и заторможенно-молчаливая – но колоритная. Не волнуйтесь, это учебные морковки, детские !

Самый явный – топор Клауса, поименовано его именем. Нордический такой топор, под стать хозяину, он также был с ним до последнего. Рабочий инструмент хорош, но и сильные руки Клауса также хороши для работы с деревом.

Железный Дровосек одобряет.

Война кланов напоминает не сколько вражду Капулетти и Монтекки, а больше войну Банд Нью-Йорка – ирландцев и коренных жителей, тем более, что в Клаусе одни темноволосые, а другие рыжие.

Банды Нью-Йорка.

Любовь к деталям, сравните, тоже явная и показательная отсылка – как изменился городок, и его жители от действий Клауса и Джаспера. Ранее это был серый и унылый, кособокий городок (ибо все силы уходили на борьбу двух группировок), а после стал праздничным, ухоженным и крепким. Ну и люди, большей частью, изменились к лучшему.

С праздничком!

Великое задостояние 86-го – как наглядный пример, было показано великое противостояние (запечатленный в кукольной панораме) – оба клана не нашли чего лучше, чем повернуться спиной к врагам и показать свои задницы. Напомнило фильм Храброе сердце, где свое презрение по-своему, по-варварски и грубо-насмешливо продемонстрировали шотландцы, задрав свои килты. Враги до такого не стали опускаться, а вот тут оба клана друг друга стоили, так что с голыми задами, обращенными друг к другу, стояли обе банды (что показывает и упорство и упрямство обеих сторон).

Вот что мы о вас думаем! — И мы того же мнения! (Вспоминается театр кукол из городка Дюллок — из первого Шрека).

Кстати, при своих “диких” нравах, шотландцы (да и ирландцы тоже) для Британии были очень опасными и проблемными соседями по территории: бунтари, не последние вояки (шотландцы так вообще, от лица Британии, потом учувствовали во многих конфликтах, например как в Первой мировой так и о Второй — да и ранее, зарекомендовав себя как немного странных, но верных своему делу воинов), делали набеги, а взять их в их родной, труднодоступной и гористой местности, не представлялось возможным.

Эту отсылку например, не понял обзорщик ФОМИНЧИК, и спрашивал зрителей – это что такое, насчет оголения задов? – когда искал грехи в этом мульте: Все недочеты-грехи «Клаус».

Образ Альвы (судя по имени, напрашивается некое божество, а то и эльфка) мне что-то напомнил. Поначалу она выглядит как серая учительница, в не очень яркой, пыльной одежде. Но потом, к последней четверти мульта, когда она принаряжается надевает более яркую одежду, я вспомнил этот типаж – это же вылитая (ну почти) Милли Томпсон из анимэ Trigan. Правда, та была довольно задумчивой, простоватой, очень высокого роста и крепкого телосложения девушка, однако душевной теплоты и житейской мудрости ей хватало, чтобы быть сходной с хрупкой Альвой.

Милли «Станган» Томпсон из Тригана — и Альва.

Я и ранее держал любящую пудинги Милли за нарочитую англичанку, так что они немного совпадают по внешнему виду и отчасти – по характерам.

Харон – местный паромщик-кэп, то и дело иронизирует и вообще своим присутствием, порой, делающий сценки ещё комичнее. На самом деле, довольно здравый дядька. В меру сочувствует мечущемуся Джасперу, но не вмешивается, лишь делая свою работу: другие – это их проблемы, он не при делах!

Ха! Я сам по себе, хожу туда-сюда, смотрю, наблюдаю, зубоскалю. Это не я — жизнь такая вредная.

Особо символичен в роли переправщика, человека, который является связующим звеном между местным захолустьем и большим миром. Часто привык слушать жалобы и прочие речи от своих клиентов. Когда наладилась поставка почты, исправно возил её куда нужно.

По обмолвкам видно, что он любит свою посудину (похожую на утюг), и старается чтобы она не развалилась под большим грузом.

Кэп немного театрален, поэтому нередко застывает в такой вот «представительной» позе.

Спасибо! – иронично, что Джаспер всуе, пока ехал к точке назначения, то и дело благодарил отца за отсыл в дальние края, то и дело произнося обиженно: Ну, спасибо, папа!

Наглядный визуальный переход — от тёплых земель к более северным и унылым.

Чукчи и лапландская мафия – вы будете смеяться, но ещё не зная, что это лапландцы, я уже угадал что они – финны или лапландцы. Дело в том, что эта национальная одежда легко узнаваема и была мною уже видена в диком, крипово-уродски-дегенеративном мульте Спасите Джимми!, где присутствовала отмороженная банда суровых лапланцев, одетых в такие примерно костюмы – для большей дикости, рассекающих на мотоциклах.

Представьте себе, если бы у чукчей была бы своя мафия, да ещё притом на мотоциклах! В общем, сурово и нарочито цинично придумано — о чём не приметнул упомянуть Дмитрий “Гоблин” Пучков, озвучивший этот фильм. Всячески не рекомендую – слова на букву н, матюги и бандиты-тупари – пойдёт лишь циникам, но не упомянуть, откуда была образ-идея, я не мог.

В общем, там получились нарочито абсурдные и донельзя суровые преследователи-каратели, а ту наоборот – местные лапландцы, простые и положительные.
Ещё эта шутка сработала, когда смотрел одну из серий Металлопокалипсиса, где группа пела для финнов (ненароком вызвав озерного Тролля), одетых в похожую национальную одежду (но синюю, большей частью).

Маленькая наивная чукотская девочка – девочка Маргу, которой надо помочь – но сначала понять, чего же она хочет. Бесхитростная, веселая и положительная девочка, которая к месту объединила две родственные души – Джаспера и Альву. А её родители – лапландцы-родители, и их соотечественники в мульте, как некие светлые головы – люди простые, душевные; минималисты-выживальщики в суровой холодной пустоши, люди близкие к природе, бесхитростные и незамутненные враждой.

Подалок!

Особо стоит отменить такую фишку Клауса как…

Мистический ветер – близкие всегда с нами.

Наверное, это просто ветер…

Словно судьба много раз испытала Джаспера – отец отослал его в нужное место, бумажка прилетела неоднократно по назначению. Было словно предначертано поправить дела в городке. Не забываем о мистическом, неявном и не доказанным логически подгоне духов — мистическом ветре, то и дело приносящим бумажки и указывающим путь…

Мистический ветер – он же запер Джаспера в хижине отшельника.

Вихрь, ветер — как намек Клаусу, дать шанс новичку в его деле. Клаус видимо подозревал, что дух жены, некие мистические силы, его преследуют — и прислушивается к ним, но не подавал виду, что это что-то значило.

Другое.

Мы китобои! …Но на Луне нет китов — и мы про них поём!

Как я уже говорил, даже по духу, Клаус как работы Терри Пратчетта – это его непередаваемое: а, так это же очевидно – и тем не менее, гениально! – тут очень на это похоже. Одно из другого, персонажи додумались сделать что-то, известное нам сейчас как обыденность.

Также, по смеси комичного\грустного в Клаусе, мульт походит на добротные работы Михаила Успенского – у него так же было и иронично, и печально местами, что создавало хорошо продуманный баланс — как для развлечения, так и глубоких мыслей читателей, а также печали и грусти.

Когда кажется, что всё хорошо; пакости друг другу снизились, город стал лучше; мульт подкидывает конфликт – кланы, пусть и с опозданием, решили действовать.

Клаус же говорит, напоминая нам: один хороший поступок вдохновляет на новые (кое-кто уже говорил об этом Клаусу) — в этот момент, когда он это говорит, видно, что нелюдим редко говорит с людьми и слова к нему приходят медленно — и неохотно он отвечает, словно раздумывает, сказать или нет, часто теряется, отводит взгляд – он закономерно отвык от болтовни и общения.

Кроме того, он как бы подсвечивает Джаспера; не приди он сюда и не растормоши Клауса и других (а его настырность и не в последую очередь, напористость — в своей цели свалить отсюда), то городок бы так и остался бы в унынии и серости взаимной неприязни.

Далее начинаются диверсии – к удивлению обеих сторон, их устроивших. Они друг другу помешали (чертова конкуренция!) и поэтому это вынудило их сойтись на сходке и обсудить перемирие – обеим семьям стало видно, что грядет нечто такое, что испортит их давнее и “славное мордобитие”.

Косвенно, они с одной стороны заключили союз, но с другой – невольно добавили ещё одну деталь к легенде Клауса – в полёт ушли сани с оленем, что увидел один случайный мальчик. И снова, косвенные события, стали толчком к чертам мистического Санты.

Летучие сани – это было забавно, отчего впервые Клаус рассмеялся своим фирменным смехом – Хо-хо-хо! Джаспер и это взял на вооружение – тем более, что он был ошарашен тем, что Клаус вообще засмеялся, проявив свои скрытые чувства.

Фирменное: Хо-Хо-Хо!

Компаньоны – Клаус и Джаспер, игрушечник и почтальон, стали врагами народа – правда, против них действовали тайно поначалу, но потом и явно. Они стали угрозой благополучия города – по крайней мере, при их успехе горожане могли бы лишиться своего развлечения – взаимной вражды и ̶М̶о̶р̶т̶а̶л̶ ̶К̶о̶м̶б̶а̶т̶а̶ ̶на его улицах.

От недоверия к дружбе.

Мистический ветер снова в деле – он привел Клауса домой. А там хозяйничал прибирающийся Джаспер, как символ того, что он отчасти напомнил Клаусу его жену, и заменил её в доме. Кроме ветра, нам часто показывают окружность, образуемая вихрем снега: за спиной Джаспера, а сейчас на крыльце, перед домом – словно там, в круге, кто-то стоит. Мистическая же подводка – всё, что в круге, из другого, потустороннего мира.

На последнем кадре снег на пороге дома лег так, что получился почти что Инь-Ян.

Второй момент, Когда Клаус видит нечто знакомое в своём доме, подкрепленный музыкой и окружением, от которого слезы на глаза наворачиваются.

Последующая сцена сердитости на все события давних лет, горе и утрату, также это подчеркивают. Наконец нам дают понять, почему Клаус такой хмурый.

Дети-игрушки-радость-ПРОФИТ! Чего тут непонятного?!

Презентация – Джаспер показывает наглядно, в рисунках, чего он хочет. Так сказать, бизнес-план. Они поругались, так как Джаспер невольно затронул, по незнанию, домовую святыню – почти что сакральный уголок, место напоминания и воспоминаний Клауса, его молельню – и память о жене и их несбывшихся мечтах о детях.

Репетиция семейной жизни – Джаспер уже завоевал доверие в лице Альвы, когда привёл к ней в дом лапландскую девочку, чтобы учительница пояснила её язык. Всеобщий разбор её слов привели к почти что семейной сцене: мужчина, женщина, ребенок.

В глазах Альвы она оценивала Джаспера — каким он будет отцом. Но и разочарование опять же, из-за его обмана, будет потом острее. Ведь такой хороший человек – как он мог притворяться?! Но Джаспер, притворялся в общем, но по мелочам был искренен.

Переходный вариант Альвы: всё ещё сердитая и в сомнении.

Забавно, что Джаспер как будущий отец семейства в глазах Альвы очень хорош – они оба пришли в этот городок, только Альва опустила руки, а Джаспер – нет; и сумел добиться большего, попутно зацепив Альву, подвигнув её на поступки. Как мужчина, он показан ведущим в этой намечающейся паре.

Да ладно, почти с самого начала было видно, что этим кончится…

Это подвигло Джаспера продолжить дело, а Клаус долго думал, что над ситуацией – раз уж начали, надо действительно соглашаться на план Джаспера и продолжать. Клаус обозначил то, что не нужно слов – просто продолжаем дело, не рассусоливая, и не особо обсуждая мотивы Клауса и его мысли. В общем, Клаус подумал и поддержал Джаспера.

Общее дело сближает.

В результате их трудов и долгого пути, юная лапландка получила свои санки – так сказать, они добро принесли и сторонним людям, не горожанам – они, лапландцы, даже лучше драчунов из города – так почему бы и им не принести радость? Но в первую очередь Клаус и Джаспер стремятся помочь детям. Клаус же увидел, что Джаспер старался ради маленькой девочки, что было почетно.

Долгий путь на самый северный край — и всё ради маленькой девочки.

Клаусу больно видеть других детей, но он радуется, когда те довольны и счастливы, с его подачи – и Джаспера. Клаус на примере видел, что Джаспер первым начал действие, получил его поддержку и завершил дело — подарил сани девочке. Значит, и другие дети получат такой же сервис. А Джаспер с этого момента начал думать по-другому, реже стал считать письма, заразившись самим процессом раздачи подарков.

Все это заставило Клауса признать наконец Джаспера и даже больше – он по-доброму рассказал о своей жене, о всём том, о чем молчал. Доверился ему, короче. Когда Клаус рассказывает это и говорит, что она до сих пор тут, над хижиной показательно дует ветер, как подтверждение.

По сути, Клаус так много загадал, но судьба распорядилась иначе, и как говорим мы, психологи, сублимировал свои желания и потери; не имея детей, он всё же направил свои усилия, с подачи Джаспера — на то, чтобы так или иначе, пусть и чужим детям, но всё же в конечном итоге дарить подарки – и радость. То есть косвенно, он добился цели, а Джаспер как бы замени ему жену — рядом был человек, который его поддерживал, друг компаньон.

Но опять же, это пресловутое предательство! Цель, о которой Джаспер просто умолчал…

Джасперу признание Клауса было лестно, но он стал смущаться, помня, ради чего он всё это затеял. Клаус задумал это дело, раздачу подарков, на долгие годы, а Джаспер же всё ещё держал в мыслях отсюда уехать. Он уже тогда мог бы об этом сказать – но это значило разочаровать поверившего в него Клауса. В этом городе, в работе почтальоном он нашел себя – как и хотел его отец. Он отбросил мажорство и эгоизм (отчасти), начал жить и трудится — и повзрослел в этом городишке. Так что план отца отчасти сработал, путь и не так, как он хотел.

Ты предатель! – киноштамп, когда уже переменившегося в лучшую сторону человека ловят на лжи и корысти и возразить нечего – в оправдание, остаётся промямлить: это было раньше, ну да, обманывал вас, но сейчас я другой! Вспоминается в такой момент мультфильм Ранго (или тот же фильм Почтальон 1997 года), да и некоторые другие мульты\фильмы.

Злодеи специально прилюдно озвучили все махинации Джаспера – и возразить ему было нечего.

Напоминание себе – Клаус воодушевлен, Альва верит в Джаспера, улучшила школу, дети рады. И от этого, тяжелее покидать это всё потом – и дальше обманывать этих поверивших в тебя людей…

Про себя Джаспер сравнил себя и Альву – она тоже хотела покинуть городок, как и он, но уже передумала, и Джасперу неохота так делать, как хотела она некогда она.

Путь к свету… и ученью.

— Теперь только глупец захочет покинуть этот чудесный город… — говорит Альва.

Школа: до и после.

Ближе к последней четверти мультфильма, городок, как и школа, меняется, пропитываясь предпраздничным духом – объединение не завершено ещё, но идет полных ходом. Прошло прилично времени и усилий — Альвы, Джаспера и Клауса, а следом и других горожан, в первую очередь подобревших детей.

Два ранее конкурирующих оркестра слились в один+хор детей.

Джаспер показывает Альве их с Клаусом мастерскую, где уже трудятся и помогают лапландцы. Обиталище Санты, а Клаус сейчас среди них как директор-руководитель, командует стройкой здания и её развитием –и он на своём месте, как и его помощники.

С определением многолетнего плана для Клауса, уже по-новому стал выглядеть “семейный алтарь” Клауса – теперь он был забит фигурками помощников-лапландцев, а в центре — он и его жена. А также Альва и Джаспер, ставшие для него как родные.

Теперь дом полон. (И никакие это не Passione, отстаньте!)

Вообще, со стороны выглядит так, что Альва и Джаспер для Клауса — как дочь и зять, а Кэп-паромщик – например, их ехидный дядя.

Последние штрихи легенды – лапландцы дали свой наряд Клаусу, почти дословно повторив классическое одеяние Санты – правда, со скидкой на лапландские цвета – кроме обильного красного ещё синий и белый — и национальную лапландскую шапку на голову.

Сами саамы, кстати, эти цвета пополам носят: красную и синюю расцветку — верх и низ, но тут решили, что красного должно быть больше.

Кланы-заговорщики намеренно помогли делу Джаспера (неявная такая каверза, направленная на перевыполнение плана за Джаспера, чего тот уже не особо хотел) – забили почтамт до отказа письмами, выполнив преждевременно норму — даже две нормы: вместо 6000 писем — 14000. Но они рассчитали точно – план выполнен, ̶м̶а̶в̶р̶ покинет их — и этот смутьян\возмутитель спокойствия, наконец, уберётся из города – правда, останется ещё Клаус, да и городок и жители уже не такие, как прежде — но по крайней мере, верхушка, лидеры кланов, были всё ещё непримиримы и готовы продолжить свою “традицию”.

Приехал отец, время пришло — у Джаспера тут всё налажено, есть чем хвалиться, отец хочет видеть его подле себя: империя писем, Дажспер вырос в его глазах, он доказал, что может работать – но ему место тут. Отец понял его, хотя были подвижки, все же всё бросить и уехать – ранешний Джаспер так бы и сделал — но не нынешний. И наступает время для…

Джаспер спасает рождество – как без этого, когда утерял доверие поверивших в тебя людей, нужен подвиг, героический поступок, не жалея себя, чтобы показать, что ты готов на всё, чтобы дело твое не пропало даром.

Конкуренты довольно лихо начали погоню.

Забавный момент: пустившись в погоню, члены клана расхватали санки, и в итоге Пышечке не досталось ничего, так что она отжала совсем детские санки у подвернувшегося мальчишки — и поехала на них, в лучшем случае, как на скейтборде.

Нееет! — на полном серьёзе Джаспер переживал за подарки. Отчасти этим и заслужил прощение, ибо это от всего сердца — плюс он хотел хоть что-то сделать, чтобы искупить свою вину за обман. А Клаус был мудрее, чем мы думали, как от тугодума. Подводочка – Альва услышала от детей — о планах сделать “налёт на подарки ” их взрослых; опять же, от объединения детей в школе была польза.

Финальный рывок – Джаспер рисковал ради подарков, но всё напрасно, однако… Случается мем It`s a fake! для врагов Клауса и Джаспера: всё-таки Санта должен быть мудрым.

Это что такое?! — Дурилка картонная!

Джаспер остался с ними. Спас подарки, завоевал доверие. Как говорил Бурков из фильма Гараж: Молодец! Я тебя снова зауважал! Примерно то же случилось и с друзьями Джаспера.

Ещё до окончательного сближения, оба Громилы уже притирались друг к другу, делая одно дело…

Добивающий удар – два “штурмовика” обеих семей – рыжая Пышечка и громила Олаф подошли друг другу, и надо что-то менять — уже поздно, вражда уже распалась. Своеобразные комичные Ромео и Джульетта (гигантских размеров). Моё?! — Моё!

Забавно, но Пышечка оказалась посильнее и решительнее Олафа — который, несмотря на габариты, в душе тот ещё подросток (жидкие усики).

Немного циничного прагматизма: это неочевидно, но показано довольно тонко – если пристраиваться: без “перекрестного опыления”, не смешиваюсь между собой, и ведя браки только между членами клана, (как яркий пример такого — Лавкрафт и его анти-кровосмесительное произведение Крысы в стенах) порождая все более дегенеративное, уродливое, кровосмесительное потомство. Присмотритесь к лицам некоторых представителей кланов, старики тоже не в лучшем виде – застарелая вражда, хмурость, горечь, злоба оставили на них свой отпечаток. У беззаботных стариков и вид был бы веселее.

Мы не выродки — а накопление дегенеративной эскалации поколений!

Надо было что-то менять, Джаспер с его переменами зародил в будущем более хорошее потомство, да ещё и сам подал пример – у него и Альвы родилось по паре детей. Это важно, только тот, кто сам имеет детей, в полной мере будет ценить и детей других.

Один добрый поступок – оглянитесь – пара из двух враждующих кланов — и один помог другому, когда случилась беда — апофеоз и символ того, что пришло время перемен.

Этот момент, когда Громила подал руку падающей в пропасть Пышечке, также мне напомнил момент, когда пожали руки друг другу два пиррянина – корчевщик Рес и жестянщик Керк — из книги Гаррисона “Неукротимая планета”: как я и говорил, сюжет банален, этот приём много где встречается, но как это обыграно – обычно это очень сильно выглядит.

После всего того Клаус подходит к Джасперу и как бы говорит: ну что, старый… друг, ты прошел испытание – продолжим наше дело?!

Колокол, раньше бывший символом войны кланов, опять водрузили на вершину церкви — и вместо боевого звона, теперь он издаёт привычный звон свадебных колоколов – свадьба Пышечки и Олафа.

В кои то веки поменяли мечи на орала…

Эпилог.

Ещё до Вознесения Клауса, нам намекают: был человек — и не стало…

Писем много, почтамт работает, как и школа. Работа Клауса охватывает новые регионы…

Так шли годы, Джаспер и Клаус многие годы делали игрушки и дарили подарки, у Джаспера и Альвы росли их дети.

Клаус обзавелся пенсне — зрение его совсем снизилось, а Джаспер ещё больше повзрослел…

Альве тоже не нравятся…

Зачем сбрил усы, дурик?! – Джаспер, как и Риз из Borderlands 3, решил отрастить “геройские” усы, но Клаус сказал ему, что они ему не идут — и при следующем визите Джаспер сбрил их. Также, у него появилась и седина на висках. И вот, на 12 год их дружбы с Джаспером…

Причем, слезы лезут ещё до мелодии и собственно, в самом начале сцены, просто логически предугадываешь подводку к ситуации. На самом деле, таких моментов гораздо больше, и нагоняются они теми же мелодиями.

Клаус старел, старел, ходить ему становилось тяжелее, и однажды ветер позвал его…. — на пригорок — туда, где видно небо и свет от солнца. В ̶В̶е̶р̶х̶н̶ю̶ю̶ ̶т̶у̶н̶д̶р̶у̶, без приколов, ибо север.

Он пошел к своей жене… больше его не видели, говорят, он просто исчез…

И это третий сильный момент, для слез.

Кстати, я не сразу понял, но эта девушка — повзрослевшая за 12 лет Маргу.

Но сидя у камина, уложив своих детей спать, в Рождественскую ночь Джаспер слышит звон колокольчиков оленей – может быть только он один это и слышит — и кажется, что старый друг где-то рядом, развозит подарки. Наверное, уже как Рождественский дух…

Итог.

У меня же до Клауса была традиция пересматривать серию из Настоящих Охотников за привидениями, где те же охотники, сначала помогли Эбенезеру Скруджу, заловив Духов Рождества и загубив последний — а потом пытались его возродить. Также хорошая тематическая серия, как раз для Рождества – всё самое хорошее от добролюбия людей, духа праздника. Надо поменьше брюзжать, видеть смысл в жизни, хотя бы на эти праздники — и верить в чудо. Как-то так. Можете и эту серию глянуть — 1 сезон, 13 серия: Пропавшее Рождество\X-Mas Marks The Spot.
Научпоп+английская классика=поучительная Рождественская история.

Неожиданный, как в плане появления, так и в плане графики, и манеры исполнения и сюжетных ходов мультфильм — Клаус. Он вынырнул внезапно и завоевал сердца зрителей, став уже проверенной душевной классикой на Рождество. Это не совсем развлекательный продукт, как у Диснея, это полу-забавная, поучительная, и довольно грустно-серьезная притча о зарождении Клауса, как дарителя подарков, а также о его помощнике – непутёвом, но безусловно хорошем человеке – Джаспере. Не забываем о милой Альве, лапландцах, Маргу — и как изменились в лучшую сторону жители городка Смиренсбурга.

Интересно, а Кэп нашел бы себе пару, или всё же так и предпочтел остаться неким созерцательным “вороном здешних мест”, философом городка (обычно такие любят приударить за хозяйкою пивного бара)? Как мы увидим в конце, он так и остался саркастичным до конца – даже в конце картины нежности Альвы и Джаспера передразнивал, а ранее говорил, что дети и пеленки — не для него… Ну, каждому своё…

Опять ты за своё…

Обзорщик Культас как-то выпустил ролик про «Клауса», едва он появился: Нетфликс показал Диснею свой КЛАУС. Так-то я и узнал про этот мульт.

Хороший, годный мульт, который по своей скромности и суровости порой, обыгрывает многие чересчур весёлые и развлекательные предновогодние картины. Всячески рекомендую. Дарите друг другу подарки, дарите радость тем, кто в этом нуждается – и каким бы не был тот мужик с бородой – Санта-Клаусом, Святым Николаем, Микулашем или Дедом Морозом – пусть о нём не забывают никогда! А почтальоны помогут.

Добавить комментарий