Frankenweenie (Франкенвини) (2012) – Малоизвестный, но шикарный и гениальный мультфильм Тима Бёртона.

Как и обещал, упомяну о Франкенвини – стильном, но как всегда, мрачноватом и душевном мультипликационном фильме Тима Бёртона.

Что тут сказать, Франкенвини – пожалуй, самый недооцененный, малоизвестный и вместе с тем один из гениальнейших мультов Тима Бёртона (и не только мультфильм, но об этом в конце статьи). На оценку, отчасти, влияют два фактора: во-первых, мульт кажется серым и тусклым (но чётким и контрастным одновременно) из-за того, что режиссер пошел по пути старой классики и сделал его чёрно-белым, не цветным – это не только готично, но и как бы дань традициям. Во-вторых, персонажи у него опять нарочито Бёртоновские – много нарочито худощавых, бледных большеглазых людей (эффект Эдварда-Руки-ножницы), а среди них, попадаются как милые, так и откровенно криповатые – то же и среди животных. И в третьих, пожалуй – в мульте очень мало музыки, и она фоновая – некоторым это покажется минусом, но на самом деле это плюс – музыка органично дополняет визуал – и не лезет на передний план, отвлекая; её ровно столько, сколько нужно. Большей частью в мульте вообще царит тишина, наряду с монохромной картинкой, делая её пронзительно-четкой, позволяя сосредоточится на видимой картине.

Так как Тим Бёртон гот в душе, то это отразилось в его творчестве, но антураж у него очень разнообразный и детальный, в том числе это видно и по подходу к костюмам персонажей. Тим очень хороший знаток классики – как ужасов, так и просто старых фильмов. Также, судя по этому произведению, Тим Бёртон, на съемках своей личной готики, собаку сьел!

Порой такие его творения выходят одновременно криповыми и милыми, душевными – они вызывают не ужас, а сопереживание и сочувствие, боль утраты, тоска и светлую грусть по умершим – эффект Эдгара Аллана По, неравнодушного к мёртвым любимым. Как бы это объяснить… А, вот, нашел: ведущий Баек из Склепа, Хранитель – жуткий мертвец, но циничный оптимист, сам по себе он харизматичен и весел. Вот, пожалуй, самый лучший пример – он не пугает своим видом, а развлекает, и выглядит живее всех живых! То же и с фильмами Бёртона – в мёртвом теле – здоровый дух!

К чести автора, он учёл все недочёты его более раннего Трупа невесты и уже этот мульт не провисает, его интересно смотреть, и он вполне удачен в плане режиссуры. Мало того, по Франкенвини разбросана куча отсылок, которые одна за другой выстреливают! Мульт буквально из них состоит и построен на них же. Если можно так выразиться – мульт этот сам, как чудовище Франкенштейна, состоящий из кусков разных книг и фильмов – и тем не менее, он живой и движущийся – это живущее своей жизнью произведение! Мало того, оно шедеврально и гениально.

Впрочем, малому количеству народа он покажется “мультиком для некрофилов-дебилов”: подумаешь, мульт про Франкенштейна – только собаку! Мне жаль таких критиков – мульт более глубокий, и хотя многие идеи тут лежат на поверхности – тем не менее, он цепляет за душу, не пугает даже – но отсылается к классике не ужаса, а скорее драмы (угу, по задумке авторши Франкенштейн или современный Прометей был именно таким). Не страх, но переживание и эмоции. Печаль, тоска и через это – некий оптимизм и стремление вернуть родное, любимое. Также мне этот подход очень близок – я и сам ценю, превыше всего, такую ситуацию, что персонаж умер в одном качестве, а возродился в другом – и был в состоянии жить и помогать людям дальше: я это называю эффектом Железного дровосека. Ну крипово немного, но цели, идеи и сама суть персонажа подталкивает-мотивирует его жить и довершать-двигать своё дело\идею дальше. Или переосмыслить и изменить свою цель, такое тоже бывает.

У меня возникло так много ассоциаций с этим произведением, что часть из них перекрыли явные отсылки и открыли мои личные привязки, самим Бёртоном не предусмотренные. Мало того, многие отсылки подаются в связке и даже комбо – когда это осознаешь, то хочется крикнуть то ли “Автор, браво!”, либо “Тимофей Бёртон – ай да сукин сын!”

Гениально же, когда книга или фильм так работает. На самом деле,  читая Пелевина или хотя бы, например, Колесо Времени Роберта Джордана (очень многа букав – но чем дальше, тем интереснее), ты как бы оцениваешь работу другого человека, но у тебя на основе безумно-креативных идей автора возникают-произрастают свои идеи – на удивление ведущие по своему, совершенно другому (а порой и противоположному) пути! И как правило, другие произведения рождаются из кусочков произведений других автором – ты их обрабатываешь и комбинируешь – и рождается нечто похожее на первоисточники, но своё, со своей фишкой, спецификой. Чапек-Азимов, Эдгар По-Лавркафт-Стивен Кинг и так далее…

Вернемся к Франкенвини. Собственно, почему именно вини, скорее ФранкенСпарки?

Далее, рекомендую даже сначала посмотреть Франкенвини (можно бегло просмотреть ниже идущие картинки, чтобы оценить стиль произведения), если не смотрели, а уж потом продолжить читать статью.

Заморочки с именами.

Поначалу не обращаешь внимания на имена-фамилии, но потом тебя осеняет. Ну, подумаешь ГГ зовут Виктор: такой перс был и в Трупе невесты – обычное английское имя. Но через некоторое время тебя озаряет – наверное, у его семьи фамилия ̶Э̶й̶н̶ш̶т̶е̶й̶н̶ Франкенштейн (так и есть), а значит он – Виктор Франкенштейн!

Далее, одного из питомцев, а именно черепашку Тошиаки зовут Шелли – это отсылка к Мери Шелли, написавшей, собственно, “Фарнкенштейна”.

Далее, есть в мульте толстенький, -редко и кривозубый сутулый мальчик, всё напрашивающийся к Виктору в друзья ̶в̶ ̶К̶о̶н̶т̶а̶к̶т̶е̶ – сильно смахивающий на типичного прислужника гениального доктора – Игоря. Потом, в титрах мы узнаём, что полное его имя – ̶Э̶д̶в̶а̶р̶д̶ EdgarEGore – то есть Игорь, Egore!

Семья ̶А̶д̶д̶а̶м̶с̶о̶в̶ Франкенштейнов – мать Сьюзан, отец – Эдвард, кто бы сомневался – это отсылка на того же Эдварда Руки-ноги, то есть – ножницы.

Бургомистр – никаких мэров, в городке с голландскими корнями (Новая Голландия), только именно бургомистр! Выглядит этот местный “Горбачёв” злодеем, вечно недоволен и сварлив, но на деле он не так уж и плох, просто импульсивен. Также вполне благородно пытался выдвинуть вперед дочку сестры – Эльзу.

Мне внешним видом этот персонаж напомнил мэра Гадана городка Лилиг из Grandia II, который обжирался деликатесами, украв весь вкус пищи у жителей города – ибо был замаскированным владельцем Языка демона Вальмара.

Мало того, что племянницу бургомистра озвучивает Вайнона Райдер, так она ещё и Эльза ван Хельсинг!

Кстати, для дня города – Dutch Day – то есть Дня Датчанина, (намека на корни основания города), Эльза будет в традиционном народном костюме – с вышивкой на груди и в чепце (плюс свечки на голове – не спрашивайте меня, зачем). Ещё забавно то, что заявленный начальник местной пожарной команды, страхующий Эльзу, по внешнему виду зомби – либо он слишком ̶С̶у̶п̶е̶р̶стар, либо усох и обгорел на работе.

Это обусловлено\обыграно ещё и тем, что дело происходит в городке ̶H̶o̶l̶l̶y̶w̶o̶o̶d̶ New Holland, то есть в Новой Голландии. Комбо довершают такие декорации, как корзины с тюльпанами и мельница на горе (традиционные символы и сила Голландии). Мельница на холме перекликается с “Франкенштейном” Мерри Шелли, где крестьяне загоняли туда “чудовище”! Это же ШЕДЕВР! Это надо же так совместить и продумать такую связку! Стоит ли говорить, что будет и толпа с факелами, и горящая мельница?

И это ещё не говоря о том, что в одном из фильмов Тима Бёртона фигурирует мельница – в Сонной лощине 1999 года.

Долговязый Нассор напоминает классического Ларча (Шатуна) из Семейки Аддамсов, который и сам по себе был отсылкой к Франкенштейну. У него, Нассора, есть питомец Колосс, но как всегда, тут всё наоборот – к тому же он, питомец – мумия, а на ярмарке и сам его хозяин (судя по имени – египтянин), в результате случайности, ̶к̶о̶с̶п̶л̶е̶и̶т̶ в неё превращается, забинтовавшись бинтами – и попав в саркофаг, выглядящий как… с-ка, это надо видеть, ха-ха-ха!

Нет, это не шиноби из Конохи, а невольные мумии.

В городке есть ̶д̶о̶л̶б̶а̶н̶у̶т̶а̶я̶ Странная девочка (её так и зовут) – местная Луна\Полумна Лавгуд (держите меня!) со своей сраной кошкой – буквально: она делает предсказания людям по его, кота сложенных в рандомный символ фекалиях – ну вы знаете, всё это астрально-пророческое дерьмо).

Бледная беловолосая девочка с треугольным лицом и маленьким подбородком – и лунобразными, большими светлыми, не моргающими глазами (наверное, самый криповый и не очень удачный тут перс). Её кот Мистер Кискис, который и сам по себе не так прост, ещё сыграет свою роль, превратившись в этакую Чупакабру…

Интересности.

Наука нам поможет (уничтожить то, что мы ею же создали)! – разбушевавшихся гремлинов-морских обезьян удалось побороть с помощью соли – солёного поп-корна. Также вероятно отсылка к фильму Гремлины: жрущие поп-корн гремлинообразные же морские обезьяны, да и все их прыжки и ужимки – и их пупырчатая кожа на это намекают!

Также, морская мартышка из унитаза уборной, мне напомнило старый ужастик Гоблины 2 (Ghoules II), где был сходный случай, по факту почти один в один повторяющий такую ситуацию: там из унитаза вылез гоблин и цапнул седевшего на унитазе местного управленца (правда тот был худощав, а не тучен, как этот бургомистр). Но это уже моя отсылка-наблюдение. Тут бургомистра только напугали.

Неожиданный Гибрид – стечение обстоятельств превратило две вещи в одну: белый кот+летучая мышь=мышелетучий кот. Повезло, совершенно случайно – и такое получилось, как не странно, у  неё, а не у Виктора-экспериментатора! Что поделать – это же Полумна, со своей ̶д̶о̶л̶б̶а̶н̶у̶т̶о̶й̶ странной малкавианской аурой рандомной хрени!

Позабытая невидимая рыбка – куда она делась? Скорее всего, надо было её просто “подзарядить” током, как Спарки. Либо она растаяла в воде, как облученный сенатор Роберт Келли из Людей Икс.

Спарки – отсылка, это и имя пса, и Искра – что дополняется тем, что его оживление и поддержание в нём жизни сопровождается током, искрой “зажигания”!

Гремлины! – выведенные и вылазящие из бассейна морские мартышки, выглядят почти как классические Гремлины 1984 года. Мало того, сама отсылка к ним – это древний американский мем: по почте можно было заказать разную хрень, по сути шуточную неведомую фигню для детей, которая, как правило, не работала и была нужна для розыгрыша. Ну, вы знаете, рентгеновские, просвечивающие сквозь одежду очки и прочее. Это было хорошо обыграно в 8 серии 3 сезона: Стив – бесстрашный лётчик (я его называю Капитан Стив!) пошлого, но угарного сериала Бриклберри.

На самом деле, пусть и не такими, какими их изображают, морские обезьяны действительно есть в природе, но они скорее выглядят как креветки или рачки.

Мамка палит ваши проекты – пошедшая за шумовкой на чердак мать ГГ нашла его лабораторию, и чертёж на грифельной доске: Молния+Мёртвая собака=ПРОФИТ!

Также это хорошо подходит под ситуацию, сложившуюся с Чарльзом Декстером Вардом – из одноименной книги Г. Лавкрафта: тот занимался сомнительными, опасными и буквально тёмными алхимическими опытами по воскрешению древнего родственника, на чердаке своего фамильного особняка. Родители порывались узнать, что там происходит, но сын отсылал их обратно, не раскрывая своих тайн.

Дважды оживлён или Я жив…снова! – Спарки, как минимум, оживляли аж пару раз.

Видно в моторчике был недочёт… – толстяк Боб,  с подачи Тосиаки едва не стал Карлсоном, навернувшись  с крыши – идя на ̶п̶е̶р̶д̶я̶ч̶е̶м̶ ̶п̶а̶р̶у̶ реактивной тяге множества газировок, фонтанирующих из бутылок, закреплённых у него за спиной (запатентовано Капитаном Врунгелем). Это эксперимент был, на предмет рационализаторского предложения!

Местный Тоси – Тосиаки, американизированный японец, говорит с нарочито ЯпонЦким АкцЕнтом. Любит складывать пальцы домиком.

Где находится КанадА?!учителя по физике заменили на ̶ф̶и̶з̶р̶у̶к̶а̶ физручку – довольно фигуристую и накачанную, надо сказать. Это и правда смешно, страны разные, а эта шутка везде прокатывает. Она нефига не смыслила в физике, и по сути, бегала потом от монстра, вполне успешно применив навыки лазанья по ̶к̶а̶н̶а̶т̶у̶ столбу вверх, за рекордно короткие сроки.

Сальвадор Дали – учитель физики, его зовут… Рюдзаки, что ли? Ржикруски, РзукРусский или Закрюкский (Rzykruski): европеец – эти его тараканьи усики, особая философия бытия, непонятость окружающими, странно-криповые, полубезумные взгляды – и по времени действия он попадает в образ (Савльадор Дали ещё жил в те времена).

Учитель мой незабвенный…

Особо стоит обратить внимание на его слегка пафосные, но поучительные речи – накануне расставания с пытливым Виктором: что ни слово, то мудрость.

Кладбище домашних животных – присутствует, причём у него есть стильная надворотная вывеска, и кладбище по монументальности ничем не уступает человеческому, также как и целые мини-памятники самим животным – немного всё это утрировано, но зато опять-таки готично. Под конец мульта эффект Кладбище домашних животных (КДЖ) приобретает массовый характер, пусть и ненадолго.

Летучие мыши – отсылка ко второй части Бэтмена Бёртона – их стайка есть на кладбище, а также летучую мышь принёс белый кот девочки.

Грозы и молнии! – время от времени, вечером или ночью, над городом мелькают молнии, и чтобы оживление по сценарию сработало, эти грозы появляются часто и в нужное время. Однако…

Техника безопасности – проводя свои воскрешения, дети как-то не подумали от безопасности, и был ряд случаев взрыва от молний. И хотя всё получилось, и нужно было опасаться совсем другого, угроза смерти от тока и возгорания была очень велика. “Повезло” лишь коту девочки поначалу, однако в конечном итоге, всё равно…

Обратный эффект – то, что породило оживление, может и обратить его вспять – нам поможет ̶и̶с̶к̶у̶с̶с̶т̶в̶е̶н̶н̶а̶я̶ ̶м̶о̶л̶н̶и̶я̶ электричество!

Финальный босс – оказался самым живучим – из-за своего гибридного генезиса, доставив много хлопот. Но в конце концов, плохиш вбит в землю – и получил своё! – как сказал бы Олаф из Потерянных Викингов. Хотя мне было всё же немного жаль это случайное творение…

Годзилла – в самом начале нам крутят по проектору короткометражку Виктора, где от игрушечного птеродактиля город спасает крылатый Спарки, а ему помогают игрушечные танки и солдатики. И конечно же, эта отсылка сыграет свою роль – появится ситуация как раз для этого. В целом, антураж из городка Виктора хорошо привязывает по времени 60-70-ые: дома-машины-платья, (мне почему-то показалось что 1968), популярность Годзиллы, плюс военные в ожидании инопланетян, что отсылает нас к мульту Стальной гигант 1999 года или другим таким фильмам – например, День когда Земля остановилась.

В любом случае, у нас тут классический набор из ужастиков: Оборотень (крыса), Годзилла (черепаха), Мумия (хомяк), Гремлины (море-мартышки), что само по себе дикость и диковинка. Не хватает лишь вампира, однако родители Виктора по телеку смотрят классического “Дракулу”, играемого Кристофером Ли… Также присутствует и зомби – в виде начальника пожарной части. Полный набор!

Жена Франкенштейна – если есть Франкенштейн, то должна быть и его жена! И это пудель Эльзы – Персефона – что тоже отсылает на античность, ибо это жена Аида, также Владычица мёртвых, плюс богиня плодородия (так сказать, магия Смерти и Жизни в одном флаконе – смерть и воскрешение, египтяне бы оценили). В результате общения с наэлектризованным Спарки Персефона обзаводится характерными седыми полосками на черных кудряшках (например, как у ведьмы Морганы из Чёрного плаща).

Булька – порода Спарки – бультерьер. Также, после смерти от него отваливаются куски тела – но их легко приставить на место; есть заплатка в горошек на спине, а также два болта в шее – как у классического ужастикового Франкенштейна.

Ночная пустая школа и одинокий учитель – по классике; есть скриммер в виде крысы-оборотня, испугавшего физручку.

Неет! – классика, оба раза ГГ кричит это своему любимцу, когда теряет его.

Искупление – горожане и бургомистр катили бочку на пёсика, но признали свои ошибки и в конечном итоге…

Хотели как лучше… – Спарки погиб из-за поимки мяча от бейсбола – Виктор пошел на него, из-за хотения его отца привить ему любовь к спорту. В результате, после смерти любимца, Виктор окончательно выбрал физику и даже преуспел в неё. Так сказать, несчастье помогло укрепить его устремления – вопреки навязанному, но с благими намерениями, выбору отца. Также, родители Виктора посочувствовали потере, но как-то слабо были заинтересованы в поддержке сына в дальнейшем – вероятно не разглядели, что Виктор не  успокоился, не смирился с потерей и что-то там затеял. Однако, с другой стороны, именно отец опускает ящик с телом Спарки в могилу – на похоронах пса, что тоже немаловажно.Ты изменил формулу – сказал учитель физики Виктору. Первый эксперимент был с душой; Виктор очень хотел вернуть пёсика. Другие случаи, да ещё и в руках дилетантов, порождали лишь монстров, агрессивных и недружелюбных. Возможно, такой эффект был из-за слишком долгого нахождения в мёртвом состоянии (от черепахи так вообще панцирь остался), когда как Спарки был воскрешён сравнительно быстро после гибели.

Хотя, как мы помним из Кинговского КДЖ, все оживленные творения были злобными мертвецами, но отец семейства всё уговаривал себя, что он просто слишком поздно их закопал-воскресил… может, в этот раз повезёт?! Кстати, книжка намекает на мрачный финал, но не даёт однозначного ответа – что там было дальше: в любом случае, в КДЖ можно всё это даже и не начинать априори.

Озвучка.

И опять для связки с предыдущими произведениями персонажа Эльзу Ван Хельсинг пригласили озвучивать Вайнону Райдер – которая играла девушку из Эдварда Руки-ножницы.

Типичного американизированного японца из глубинки Тошиаки пригласили озвучивать некий гибрид дружбы народов – ̶ ̶т̶о̶ ̶л̶и̶ ̶э̶т̶о̶ ̶б̶ы̶л̶ ̶н̶е̶к̶и̶й̶ ̶т̶р̶о̶й̶н̶и̶ч̶о̶к̶, то ли мы имеем помесь многих поколений “дружбы народов” (на манер талантливого Марка Дакаскоса)  – американо-японо-китайский (мать японка, отец – тайванец) представитель, в лице Джеймса Хироюки Ляо (James Hiroyuki Liao)!

Мартин Шорт озвучил троих персонажей: Бургомистра, отца Виктора – Эдварда Франкенштейна и Нассора. Ему вторила Кэтрин О`Хара: Странная девочка, физручка и мать Виктора – Сьюзан.

Забавная деталь – озвучивающая мать толстяка Боба, актриса Кончата Феррел – как и её персонаж, в жизни – тучная дама.

Музыка.

Её мало, но она всегда к месту, а когда мы ждём воскрешения по классике хоррора, играет орган. Иногда чёткая выверенность музыки, не перегружающая фильм – это благо. Тем более, что Франкенвини рассчитан на созерцание и переживание, и лишняя музыка тут бы помешала.

Немаловажно, но на это, порой, некоторое не обращают внимания – финальная песня в титрах –  Strange Love (Карен О). Помните, что играли в в конце фильма “Дракула” Френсиса Форда Копполы – тут примерно также; последний штрих к произведению.

Визуал (как бы 3D).

Наглядно, перед глазами всё видно – визуал шикарен, но опять-таки в Бёртоновском антураже. Монохромная картинка придаёт четкости, люди почти как живые, разве что анимированные фигурки монстриков чуток подкачали – при движении они всё же чуть заторможены. А вот Спарки оказался живее всех живых – классный пёс!

Разное.

Изменчивый Дисней – по сути, мультфильм является ремейком ранее снятого в 1984 году фильма-короткометражки Франкенвини – такого же мрачного, но душещипательного. Впрочем, их можно было понять – Бёртон гонит свою волну; горько-философскую, с духом Аллана Эдгара По, так что многим приходится под неё подстраиваться – метр снимает только в своём стиле. Тогдашние Дисней запихали этот фильм подальше и очень были недовольны виденьем Бёртона. Прошли годы и Дисней сами пришли к Бёртону, уже заслуженному и почётному, матерому режиссеру и попросили переснять фильм, но тот сделал его мультиком, что мы видим сейчас. Фильм получился мрачнее более позднего мульта, а кроме того, там в школьных друзьях был негритёнок… Реквизит оживления частично был воссоздан и в ремейке. Также, Тим Бёртон обычно не на пустом месте разводит свои фильмы, а исходя из личных переживаний – как минимум, он и сам потерял любимого пса ранее.

По следам Аллана Эдгара По – видно, что Бёртон его почитает – это и дух его произведений, и похожая на Ленору Странная девочка (есть же ещё и схожий персонаж, из мултика “Ленор – Маленькая мёртвая девочка”; вот там точно, без дураков, всё цинично, жутко и крипо-мерзко – но порой мило), и персонаж Эдгар.

При втором просмотре заметил то, что не видел раньше: могила котёнка (я вспомнил Снежинку (Snowball) Первую – из Симпсонов, их погибшую семейную кошку), но на самом деле, внешний вид котёнка с глазами-крестиками и надпись Goodbye Kitty – это вероятно, отсылка к серии Hello, Kitty.

Вердикт.

Мультфильм Бёртона оценили соотечественники, и в целом, ему поставили 90%, 7 из 10 и 3 звезды из 4. Не самый лучший фильм Бертона – говорили они – но самый, пожалуй, заряженный энергетикой и проникновенный.

Шедевральный семейный мульт, но опять таки со своей особой атмосферой и спецификой. Он не совсем для детей, а как минимум, для юношества и взрослых, которые максимально получат удовольствие от обилия отсылок. Честно сказать, я знавал такие семьи, которые на свой страх и риск смотрели его со своими детьми – уж больно Франкенвини сильно заряжен грустной печалью, любовью к питомцу (но опять же, эффект КДЖ – напоминание о том, что и мы сами, и питомцы наши, подвержены смерти, порой ВНЕЗАПНОЙ), остроумным обыгрыванием классики, как ни странно, терпимости и гуманизму, что видно в конце мульта: другие наворотили дел – это да, но Виктор хотел лучшего – вернуть питомца. Есть вероятность, что маленький ребёнок будет плохо спать от увиденных монстриков, но я как-то уже сильно сомневаюсь в этом, и сам закаленный в детстве добрым дядей Крюгером – которого совершенно не боялся даже тогда, как ни странно, как я уже говорил. По отзывам самих детей, смотревших в детстве этот мульт, уже подросших, то он не пугал их, а был скорее даже забавным, но все же был грустным, что логично.

Но так или иначе, возрастная планка очерчена, и в большей мере, мульт детям всё равно зайдёт тогда, когда они немного подрастут и начнут понимать светлую грусть этого произведения. А для тех кто постарше – это неожиданная сильная находка, к которой хочется вернуться не один раз. Неожиданно сбалансированный, филигранный, мультипликационный фильм от Тима Бёртона – как всегда мрачноватый, криповатенький – но душевный. Рекомендую.

Добавить комментарий