Редкие мультфильмы позднего периода СССР. Часть первая.

Отвлечемся от долгих и заумных рассуждений о всяком разном. Времени в последнее время маловато, а это значит, что можно замолвить пару слов о всяком-разном – поверхностном, но любопытном. О мультфильмах, да не зарубежных, а наших. Долго решался по ним написать и вот, когда припомнил и нашел пяток, создал сборник. Ну а дальше как пойдёт.
К слову, ОЧЕНЬ СИЛЬНО дополнил статью по игре Nocturne 1999 года, как давно и хотел изначально – так что перечитайте.

Кроме обычных мультов, так уж получилось, я иногда умею “колоть источник”, докапываясь до исходного материала, так что предоставлю по книжке-первоисточнику – по крайней мере на мой взгляд, послужившей предысторией мульта, того или иного.

Первый – мультфильм Куплю привидение (1992).

Мне он как-то не попадался в детстве (и он довольно редкий, что ли) – на самом деле, действительно он поздний – вышел на изломе времени, в 1992 году, ещё выпущенным Союзмультфильмом, а после уже пошел 1993 год, после которого пошли уже другие реалии… В любом случае, тогда уже были не 80-ые, чтобы крутить устоявшееся-родное, и он сравнительно редко транслировался, я полагаю.

А нашел я его, когда скачивал мультфильмы из советского периода, среди которых были весьма легендарные и известные. С одной стороны, собирал те, что помнил и видел ранее, с другой – глядел на нечто, чего вообще не видел. Ну там красочный и шутливый Приключения Васи Куролесова (некоторые считают, что там засветился ранний Печкин, но без усов) – просто жемчужина, если глянуть список озвучивавших его актеров (Невинный, Яковлев, Леонов). Или Каменный цветок, или ещё что. Особенно в силу местопребывания нравились мне Уральские сказы, хотя экранизации порой бывали странноватыми и спорными (Синюшкин колодец, фильм, например, свели к простому деревенскому колодцу, а не к дурманящей яме в земле).

Так вот, попался мне этот короткий мультик. Напомню, что это поздняя работа, не такая ламповая, как другие мульты 80-ых – скажем так, деловой мульт грядущей эпохи куплю-продам. Выделяется особым видом привидения, имеет спорный и какой-то странный для детского мульта сюжет, к тому же с английским сатирическим уклоном(или сатирой на Англию).

Местный пресыщенный аристократ мается от безделья и как истинный англичанин мечтает, чтобы в его особняке было привидение – он даже его купит, если что – он за оградой уже и объявление вывесил.

У него есть дворецкий, который идя навстречу хозяйскому пожеланию, замотался как-то в простыню, чтобы изобразить призрака – но увидел себя в зеркале и сам испугался, упав на пол – аристократ оказался к этому равнодушен.

Забавно, что эта курящая тётка в глазах нашего денди выглядела чуть ли не как Мадонна с фрески.

Но далее появилась группа мошенников, во главе с апельсиново-рыжей симпатично аферисткой, которая разыграла свою партию. Якобы она медиум и сможет вызывать разных духов. Её предысторию подают четко и коротко: в самом начале показали объявление с её лицом и надписью разыскивается Скотланд-ярдом”. Ну а дальше и так понятно.

Аристократ на это повёлся, были призваны три духа (скелет, смерть с косой и мертвец) – а пока разыгрался спектакль, сообщники “медиума” уже начали перекидывать всякую утварь стоящему на подхвате подельнику.

Но тут вмешивается настоящее привидение – и все разбегаются. Что же мы видим? У аристократа таки было своё привидение, но как в английском анекдоте про то, что раньше все было в порядке, привидение никак себя не проявляло, но вылезло, едва его начали пародировать смертные – и до кучи обворовывать эксцентричного чудака-хозяина.

Мошенники, в том числе и медиум напуганы, пожитки призрак возвратил, ибо подельники аферистки скрылись.

Аристократ и без того заинтересованный в молодой аферистке-медиуме, завязал с ней разговор, начал отношения, а привидение скромно осталось при них в сторонке – вывесив свое объявление – привидение не продаётся конец фильма.

Чем хорош мульт? Приятная яркая рисовка, немного карикатурные персонажи – на любителя, но мощная главная музыкальная бравурная такая тема, запоминающаяся после просмотра. Хронометраж всего ничего – уложились в десять минут, даже меньше, в девять с копейками минут. Он очень короткий, почти зарисовка. И при этом мульт не теряет ни секунды времени, быстро и динамично начинаясь, продолжаясь и завершаясь. Коротко и ёмко – да и по замыслу, чего тут затягивать?

Лощеный аристократ – впрочем, и у нас в своё время всяких Онегиных хватало.

Понравился дворецкий с его желанием угодить хозяину. Сам аристократ показан как лощенный и избалованный молодой человек – голубоглазый и тонконогий, его явное скрытое пренебрежение со стороны наших советский тогда ещё аниматоров. Аглицкий лорд забавно пускает колечки из своей трубки с длинным чубуком, ездит на лошади и не имеет аппетита, пока у него нет привидения.

– Вот подайте мне привидение! Хочу! – Лучше домовой на чердаке, хозяин, чем призрак в камине…

Сценка, где он говорит – хочу привидение!, звучит более минорная тема мульта и когда с чердака раздается смех какой-то нечисти (оба, и хозяин и слуга задрали вверх головы, прислушиваясь к этой чертовщине) – как минимум, там у них есть домовой, но лорду подавай не всякую мелочь, а фамильного патентованного призрака.

Странно нарисованное привидение, добродушное, но изрядно упитанное – на манер Карлсона или даже внешне по виду похожий на актера Смирнова Алексея Макаровича, как мне показалось. Ну вылитый же. Сама рисовка именно привидения напомнило какого-то плакатиста-карикатуриста. Ну или мульт 23 декабря, эта манера рисовки оволосения и особые выпуклые формы, немного криповые.

Крайне комичный и нелепый получился аристократ.

Забавна сценка, где привидение предлагает водится с лордом, но аферистка возражает было – что, “он же верит в привиде…”. И закрывает себе рот и краснеет – привидение-то рядом стоит, а значит он верит правильно и прав.

В общем, забавный и штучный мульт. Ещё одна мелочь, которая быть может и не мелочь. О ней особо. Собственно, ради этого я и упомянул этот мульт, раз уж нарыл нечто ему тожественное. Сами создатели мульта ссылаются на этот рассказ, мол по его мотивам, а я подскажу, что это за рассказ. Когда смотрел первые, проглядел честное заявление авторов, что эта история по мотивам рассказа Конан Дойла, но потом обратил внимание, что он действительно похож на один из них – в мульте же не уточняется, что это был за рассказ.

Вы что ли крайняя на роль призрака?! Я за вами!

Если вы считаете, что сэр Артур Конан Дойл (самый прославленный из Конанов!, шютка), силен только своим Шерлоком Холмсом или Затерянным миром, то рекомендую его малые рассказы этого талантливого человека и литератора – и там он не растерял своего таланта. Скажем так, то что мы видим в Историях про Шерлока Холмса, он и ранее показывал в своих написанных малых рассказах : быт и нравы Англии, всякие истории, просто после них истории про великого сыщика более конкретны и заточены под тайну, загадку и просто детектив.

Но вернемся к рассказам Конан Дойла. В общем, мне показалось, что тема для этого мульта взята из его рассказа поучительного и забавного – Тайна замка Госторп-Грэйндж. Там тоже аферисты провернули нечто похожее (и у нас в конце XIX, начала XX века было нечто похожее, с всякими Распутиными и черногорскими колдунами). Как по мне очень похоже, только в мульте было и настоящее привидение и закончилось более оптимистично. Впрочем, и сам рассказ довольно забавен, в духе времени.

Любопытно, что и в оригинале непутёвом аристократу подсунули вино с дозой раствора хлорала – отчего он и увидел привидений – скорее всего взятых из своего подсознания.

Кроме этого саркастического рассказа про аферистов, есть мрачный рассказ Подлинная история о привидениях Горсторпской усадьбы, куда более мистический. Сам же сэр Конан Дойл не чурался в жизни мистики, религии и спиритизма – изучал их, правда порой использовал их как “прикрытие для рук дела человеческих”, в своих рассказах (Собака Баскервиллей, например) – мистика, на поверку, именно люди косят под неё. Или Джордж Венн и привидение, Привидение из Лоуфорд-Холла, в общем много их.

Кроме всего прочего, вся эта тема с привидением натолкнула меня самого на рассказ про аристократа, который нанял человека, который бы изгнал умещающее его призрака из его замка, когда он сам же оказался… впрочем неважно, напишу это в одном из своих рассказов. Таким образом довольно занятный мульт, редкий, как мне показалось, по крайней мере он реже встречается более известных. Его направленность на взрослую тему – дети поймут подоплеку, но в основном некоторые нюансы все же будут ясны более взрослым. Музыка зачетная и запоминается.

Ну а теперь следующий, более сказочный, но тоже английский сюжет…

Прекрасная Маргарет и Черри-Флей (1993).

Второй мульт – кукольный, увидел его по питерскому каналу Культура, что ли, в общем по высокодуховному такому каналу – ночью, и в довольно позднем периоде. Кажется тогда же, примерно в те же годы 2001 или 2003 тогда ночью же глянул Эру вампиров. Самое забавное то, что как и с первым мультом есть много общего – мульт этот тоже мне не попадаться, в нем приятная музыка – и довольно классная, но он короткий до ужаса (10 мин). Плюс люблю нашу, да и зарубежную, кукольную анимацию (исключение – Волшебник Изумрудного города и вся эта серия – уж больно коряво, бедно и бюджетно выглядит). В детстве смотрел Остров капитанов – для примера – о них я ещё напишу коротко – но отдельно, напомню всю эту серию. Ещё вспоминается Великий гуслярКопилка или Яблоня.

Так вот, самое забавное, что и без того короткий мульт я застал на половине, а то и на последней четверти. В общем, он меня впечатлил, но нашел я его намного позже, когда как я уже говорил, собирал советские мультфильмы в коллекцию и даже чуть позже вышедшие 2003-2005. Нашел тупо перебирая советские мульты на трекере.

Тема картин и витражей – это зачёт, если дело идет о средневековье.

И тоже в итоге я наконец понял суть мульта, он короткий (меньше девяти минут – и начинается и идёт быстро и скоротечно). Неплохой, но скажет так изрядно ограниченный, короткий – но зато ёмко, с парой запоминающихся деталей и с простым смыслом.

Злая мачеха, которую после смерти любимой жены взял в жёны местный король – её проклятье-колдовство – и снимание его поцелуем, но не возлюбленным заколдованной девушки-дракона Маргарет, который также пал жертвой проклятия ведьмы Черри-Флей, а именно брата сестры, который как мне показалось, срисован с Игоря Николаева. Ну нет, правда похож. Суть такова – у Маргарет появилась злая мачеха, которая заколдовала всех и каждого в королевстве – отца-короля, саму Марагрет, её возлюбленного. И дело спас возвращающийся их плавания на корабле брат Маргарет.

Разве что сама юная Маргарет получилась какая-то щекастая, ну да ладно…

Что понравилось. Патентованная черноволосая, зловредная и тёмная колдунья, почти что Фата Моргана ака мачеха-ведьма – брюнетка с особым средневековым головным убором, почти что рога, в тёмном.

Воинственный её супруг, пришедший под конец занавеса и вознамерившийся было учинить расправу над ней – заклятье усыпило его ранее, прямо за пиршественным столом.

Он показательно снял корону с головы а нахлобучил рыцарский шлем – мол, держись ведьма, ша дам тебе бой! – но та его испугалась, оступилась и улетела вниз, в воду.

А пока она летела, развеиваются её чары, многое успевает приобрести прежний облик, заняв свое положенное место.

Сама же ведьма падает в море и выныривает уже драконом, говоря: бедная, я бедная, Черри Флей.

Что особо понравилось – геральдический витраж, разбившийся ранее при колдовстве, собрался в оконных проемах – единорог и грифон как бы знаменуя окончание колдовства и собрание в единую форму, присущую ему до проклятья.

Жареный свин с блюда, после того как король уснул погруженный в магический сон, взялся за нож и наколов печёное яблоко, начал его есть. Кроме прочего в замке началась всякая геральдическая фантасмагория – призраки и видения.

Коротенькая роль капитана корабля, на котором плыл брат Маргарет – с личиной худощавого, лысоватого и с повязкой на глазу, да ещё и деревянной ногой, и хриплым простуженным голосом – мне показавшегося в одном ракурсе похожего на некого таинственного демона, помогшего принцу.

Человек за бортом – нечто демоническое есть в капитане. В любом случае, это классный фактурный кадр.

Именно он сказал принцу, “что тут пахнет заклятьем” – это когда дракон подплывший к кораблю, молвил человеческим голосом – Поцелуй меня! Немного позже она поговорит эту же фразу и прибавит, как мне показалось, на пол тона ниже – kiss mе (и что это было, отсылка, что сказка английская?).

Кстати, поначалу принцесса была наподобие сфинкса – тело дракона, кхм, женские вторичные половые признаки (и это спорный момент – снова мульт для юношества, а не для детей?) и прежняя головка девушки – на шее дракона; но когда полетела с башни к брату, бултыхнулась в воду и вынырнула уже полной драконницей, чем смутила и испугала брата.

Последствия проклятья Черри-Флей.

Бонусом капитану потом служанка налила вина (а ранее, ещё во время заклятья именно она дала полузакамененному пажу яблоко в руки – чтобы было чем заняться, что ли – а потом держала зонтик над принцессой-драконом в непогоду – в общем та ещё преданная делу помощница; в общем ещё одна мелкая, но важная роль помощника добру, наряду с капитаном корабля), и в целом видно, он будет вхож ко двору, раз помог принцу.

Скромная роль преданной служанки.

Минус – некоторая заторможенность и дубовость кукол, но он окупаются их дизайном. Ещё можно посетовать на изрядную темноту сцен, хотя это идёт к мрачноватому антуражу. В общем, даже сейчас это смотрится крайне мифически и атмосферно. Прибавим дизайн кукол, а также в целом довольно мрачно-готичную атмосферу самого замка и самой сказки в целом. Сейчас такое не делают… Опять же музыка, героически-лирическая. Свет\тень -вероятно, обилие тьмы позволило не заворачиваться с задними планами и декорациями – да и ладно. В общем, можно скудный бюджет даже обратить на пользу, придумав, как сэкономить на мелких деталях; другие же наоборот, преподнести их на первый план.

Немногого мужского героизма – принц доспехами побрякивал и обнажил клинок – но дело ограничилось поцелуем.

Ещё стоит отметить, что кинорежиссер этого мульта – женщина (Мария Муат), как и пара аниматоров (Татьяна Молодова, Майя Бузинова) да и художник-постановщик (Ксения Прыткова) – а вот техническую, не творческую работу, выполняли как раз мужчины – сценарист и пара операторов, так что тут своеобразный симбиоз -творчество и его исполнение. Это не плохо и не хорошо, но следует учитывать, что в таких случаях, когда за сюжет берутся леди, то получается Ромео и Джульетта обычно романтично – порой преизрядно – хотя порой и сурово, взять хотя бы почти что авторскую работу, мультфильм Когда-то давно Галины Бариновной (1990 года) – упомяну его в следующем выпуске, что ли…

А теперь особо. Ранний поиск этого мульта не дал результатов, ибо я не знал названия и искал по описанию – как мне показалось, это была экранизация шотландской сказки Страшный Дракон скалы Спиндлетон – была у меня от матери такая книжка про английские сказки.

Это именно тот сюжет, но в мульте его немного изменили, изрядно упростив – в книге (у меня был сборник Домовой из Хилтона) у брата принцессы Маргарет было имя – Чайлд-Уинд (Дитя ветра), у него также была дружина, которая ему помогала, а также построила корабль на котором они добрались до замка. Ещё дракона помог расколдовать волшебник, предварительно сказав людям чтобы избежать жертв, поить дракона-Маргарет молоком от семи коров – а саму принцессу можно расколдовать три раза поцеловав, но именно брату-принцу -что и было исполнено. А весь сыр-бор начался из-за выкрика одного слуги – мол, как прекрасна принцесса! Ну вы поняли, мачеха и её вечное я ль на свете всех белее… В общем, из зависти колдунья-мачеха заколдовала принцессу (не упоминалось про отца и замок и слуг, только про заклятие самой Маргарет, превращенную в ужасного дракона – в мульте же подчеркнуто что под заклятие попали почти все в замке. Ещё отличие от мульта – в нём мачеха сама же превратилась в драконницу (и как с ней воевать потом?), в сказке же она стала большой жабой и упрыгала из замка, что выглядело более традиционно и безопасно для обитателей замка.

Тема зеркал тоже проглядывает, как и положено такой сказке про мачеху.

Но в конце концов я не поверил своим глазам, когда всё же наткнулся на искомое – после просмотра четырёх-пяти страниц списка, просто простым перебором. На это было оно – Прекрасная Маргарет и Черри Флей.

В общем, это для меня мульт молодости, но не детства, за что его особо ценю – за его радномность, ибо зацепил я его случайно – и уже позднее, когда сам ещё смотрел-искал те мульты специально, которые смотрел например, в детстве. Это был для меня особый челлендж по его поиску – с годами, начиная с 2005-2010, нашлись практически все фильмы (тот же Люми, например), или мульты, а этот нашелся поздновато, когда все же решился конкретно найти именно его.

Ещё один мульт из детства – явно взрослый и сверх-редкий. Буду немного циничен. Что-то там про “Баллада о…” – начинается на П и закачивается на Це. А, точно, вот:

Баллада о певце (1987).

Специально не мог его найти, хотя забивал запомнившееся мне о певце-ослике, думал что это какой-то польский или чешский мульт, ну мало ли. Но оказалось, что это именно светский, просто грузЫнский (Грузия-фильм) – и это видно по антуражу. Сам же он навевает мысли о некой притче Крылова.

Отсюда же заметка – кроме обилия закономерных фамилий, оканчивающихся на – дзе и – швили, есть особый слушай: Композитор у мульта – Александр Басилаия и он же поёт в нём. Это конечно не “Шура Огуреев”, но все равно занятно. В конце концов, талантливый человек везде сумеет. Ещё занятно, что в титрах – кто поёт, есть некий К. Кавсадзе – не Абдула ли это (Кахи Кавсадзе) из “Белого солнца пустыни”? А ещё, три художника картины указаны как один Самеули.

Также – хронометраж мультфильма около 17 минут – почти 20, что довольно много для мультфильма, редко выходящего за отметку 8-12 минут, а ведь пролетает он махом.

Первооснова мульта. На самом деле это чуть переработанная местная притча – про умного осла, живущего в деревне, но его сбили с току проезжающие мимо Бременские музыканты путешественники, предложившие ему вина – тот втянулся и потерял свою мудрость, и пребывая в философском подпитии тупняке – и однажды случайно сбил почетную статую аула, отчего его и изгнали из деревни. Поучительно, но в самом мульте прослеживается взрослая тема, куда более суровая и приземленная – а животные тут изображены в качестве антропоморфных животных, но под ними подразумеваются люди. Ну и подразумевается грядущий безжалостный шоу-бизнес, уже поднимающий голову уже тогда – с его грязными приёмами.

Особая заметка – явный и целенаправленный мульт для взрослых. Но мне “посчастливилось” посмотреть его, наряду с Ветром и Уроком Роберта Саакянца, и а также британским Когда подует ветер в детстве.

Оба молодые и талантливые. Я свою любимую узнаю по… по тому, что мне сейчас в спину упирается, кхм.

Посудите сами: ну ослик явно милый, но уточка или кто там, цапля что ли, с красным длинным носом-клювиком, изображена вот с такими сисечками. Что странно, они куда то делись, стоило ей повзрослеть (прибрала она их что ли или заправила куда) – зато она приобрела длинные ноги – что в принципе для такой птицы логично. Коварный лев, его правая рука – бандитский авторитет тигр, волки на подхвате – и прочее. Добавим распитие вина и курение. В общем, вы поняли.

Курение, вино, сама суть, когда ослик оступился и опустился до уровня старого осла. На самом деле жуткая тема, даже в детстве я проникся всем этим, а было мне лет, ну наверное, глядя на дату выхода мульта – 1987 год – лет 5.

В общем и целом, этот мульт, как и Мутбор, то бишь ужасающий и к тому же с элементами современности Калиф-аист (добавим еще и то, что я уже знал про первоисточник Вильгельма Гауфа – и видел насколько его модернизировали, да еще и увели от оригинала в концовке) был для меня кошмаром детства.

К счастью, в отличие от “Мутабора” Калифа-аиста (кстати, была ещё черно-белая фильм-театральная (с песнями, ибо и мюзикл тоже) экранизация 1968 года – глядел я как-то однажды) нет-нет да и транслирующегося и довольно часто на по телеку, этот мульт мне потом НИКОГДА не попадался, и я про него вспоминал редко – возможно помогло и то, что он был не чисто русским, а местечковым, этакой “горской” продукцией.

Когда искал его потом время от времени, страшился его найти, но нужно было заканчивать гештальт, глянуть на этот кошмар ещё раз, переосмыслить.

И наконец в совсем недавно, в дзеновсой же статье нашел краткое упоминание об это мульте. Ну и вот, глянул я его и ужаснулся ещё раз (содрогаюсь от ужаса – и содроганию вас!). Потом пересмотрел его раз пять – и наконец я излечился от травмы детства, хотя посыл мульта и сейчас ужасает.

В чем же суть? В одном горном городке был талантливый и молодой бедный ослик, который умел хорошо и звонко петь – да так, что его почти весь городок и слышал.

Управитель же в том же городе-ауле – старый и грозный лев, у которого есть сын, который вроде как тоже тянется к пению, но так как он лев – то логично, что у него получается в основном рык и прочая Джигурда.

НОРМмальный, НОРРРалный я!

Пение ослика злит льва, да и конкуренция с сыном тоже не радует, так что он подсылает свою правую руку – Тигра, как-то смутить и убрать звонкого ослика – но мирно, по возможности. Что из этого вышло, мы увидим в конце. Сам же лев раздражителен – стоит ему рыкнуть, как делающая ему маникюр помощница и шашлычниц-кабан улепётывают (кабан так вообще от страха обращается в мелкого кабанчика и исчезает на глазах, в воздухе) – ещё один показательный пример передачи образов.

А ну ка разбежались все, быстро!

Кроме недругов и нейтральных жителей городка, все же слушающих грозные речи Тигра, направленные против ослика, есть и интерес для самого ослика- некая птичка-певичка (та самая уточка-цапля), родственная душа, которая как то прилипла к ослику.

Занятно вырисованы типажи в этом мульте – по сути, поменяй их на людей и ничего не будет, но звери и их характеры проистекают из их сути и лучше передают характеры. Тот же Тигр, по сути своей – форменный дракон для льва-старшего, и несмотря на шерстистость присущую тиграм, тут он показан как бритый, прилизанный вышибала, угрожающий на вид, даже когда улыбается\скалиться (ну браток и есть браток). Если вспомнить, что в мире животных нет улыбок, а есть оскал -демонстрация угрозы и агрессии другому, кое что становится более чем понятным.

Здарова, ГЫ!

Лев же стар и медлителен, но крупный нос, борода и усы, да и трубка если не выдаёт в нём, скажем Сталина, то всё равно намекает на его грузинское происхождение – это грозный и и монументальный патриарх. Ослик также похож на молодого жителя средней Азии – желтая кожа и тёмные волосы ёжиком. Много эпизодических персонажей, жителей городка, которые в основном не играют роли, но есть один перс – та самая певичка, который также важен для сюжета.

При всём при том, мульт, несмотря на наличие актёров озвучки, отделывается междометиями без слов и в основном передаёт все пением и прочими звуками, это тоже любопытно. Это ещё более странно, ибо на озвучку все же позвали актеров и чуть ли не певцов – в мульте пение не на последнем месте – и они отыгрывали как было нужно. Скажем так, позвали петь и рычать-мычать, но все равно актеры выкладывались как могли – всё ритмично, звонко и показательно. Опять же арии на высоте.

Кстати, Тигр, “Дракон” Льва не так прост: и на рояле может подыграть и нарисовать чего. В общем, мастер на все лапы. Кстати, это старая приколюха – нарисовать нечто пошлое, но дополнив деталями сделать вид, что имелось с виду нечто нейтральное.

Особая тема – сначала Тигр применил угрозы и силу, вышвырнул ослика на работы; потом дыхнул на него табачным дымом “Мальборо”, а после подпоил его вином – и тот наконец развесил уши. Что забавно, Тигр выдал местный народный шлягер – без слов, одно па-па-па-папа-па-ба – и всё тут а ослик ему подпевал. Наверное скоро все песни будут такими – не пойми что, лишь бы в ритм. Миллион алых роз, как в “Городке” – аио, у ио!

Ща спою! Пой вместе со мной!

Ещё деталь – ослика частенько брали и дергали за уши, но он пугался и быстро их убирал, и лишь в конце, когда ему дали квартиру и лично лев навесил на него орден, окончательно расслабился (на самом деле он дал слабину ранее, и не стал отворачиваться – когда его поцеловал Тигр, предварительно выпив с ним вина на брудершафт) – и когда лев применил к нему поцелуй вождя\генсека, ослик видоизменился.

Поцелуй генсека – это сильно! Говорят, Брежнев так для себя жизненную силу пил из гостей, потому и продержался долго…

По факту это олицетворяло течение времени – он вырос, приняв блага от недруга, повзрослел и подурнел. Также понятно, что прошло некоторое время – ослик стал старше, а его эта уточка-цапля выросла и стала петь на пару с хриплым сыном льва, тоже вытянувшемся, но всё с таким же хриплым голосом.

Орбакайте они что ли так изобразили? Но нет, у них в Грузии без того много было талантливых певиц полно. И певцов – целые хора, без иронии.

Ослик же пойдя по дороге славы, потолстел, у него осталось зуба четыре, он пьяный и дымящий сигареты, уснул под забором.

Мелкая деталь: махнулись не глядя – где не надо, забыли ослику волосы ёжиком нарисовать, а в конце наоборот, поредевшие у осла волосы сделали густыми.

Оба этих эпизода довольно мерзонькие, но после многих пересмотров, можно сказать, пусть и цинично, что ослику повезло – у него слава, почести, он упитан, пьёт-курит, а что до уплывшей к другому уточки-цапли, так по её поведению видно, во что она выросла и потянулась к тому, кто её интересен сейчас. Так что можно глянуть на ослика и с этой точки зрения – он счастливый как свинья заснул под забором, и ему на всё пофигу.

Но посыл у мульта довольно суровый – по пути к мечте важно сохранить лицо, не вестись на дары цивилизации: сколько певцов, актеров и музыкантов сторчались и спились – а на плаву лишь единицы, которые ещё держатся.

Мне мой незабвенный учитель всегда говорил: бойся смертных, даров приносящих. Глянь на Эдмунда Шклярского – тот ещё вампир, поёт сквозь века философско-медитативные душевные песенки, тихо мирно живёт и почти не стареет…

К слову, в горской среде, среди грузин, абхазов и прочих-прочих, где сами выращивают и пьют свои вина, есть такая фишка – если ним приезжает русский, то они без всякой задней мысли угощают его “по закону гор” и гостеприимства – но обычно наши не выдерживают долго и либо благополучно уезжают, либо спиваются. Как пример – первые же похождения Шурика (к тому же и самого по себе не пьющего интеллигента) из Кавказской пленницы. Как правило, порой так испытывали русского из Союза, времён СССР – пьет со всеми на праздниках, если держится – то достойный тамада, примем! – если не выдержал – плохой тамада, подавай нового русского. Как-то так.

А ведь ничего не предвещало – просто слава и богатство свалились на певца…

А тут получилось что ослик местный, но и его укатали крутые горки – благо у него были как поклонники, так и недоброжелатели. Мораль сей басни – не доверяйте Львам – по гороскопу, и не будьте ослами – а то от пьяного осла уши останутся. Лучше быть талантливым – бедным да скромным, чем богатым но знаменитым и разожравшийся? В общем, на пути к мечте не теряйте себя.

Ведь быль такой хороший мальчик – на скрипе полечку играл…

Кроме всего прочего – алкоголь и курение – это элементы контроля человека; если он без них никак, значит им легче управлять, смекаете? Берегитесь!

Думаю так. Любопытный мульт, для взрослых, но не уступающий анти-пропаганде пьянства СССР и прочих излишеств всяких нехороших по посылу -среди них были как поучительные, так и порой ужасающие по подаче, по крайней мерке в глазах детей их случайно посмотревших: взять хотя бы мульт про девочку, которой налили вина гости – и она потом превратилась в старушку-пянчужку – это уже кошмар-мульт для девочек.

Но вернется с мультам повеселее.

Солдатский долг (1988).

Тоже не застал в детстве, нашел чуть раньше Черри Флей, но мне он понравился. Времена Петра Великого и когда солдаты России носили красно-зелёную униформу. Кроме всего прочего, мульт на мой взгляд, глубже чем кажется, учитывая время в которое он вышел – перед переломом, в Перестройку (но об этом позже).

Давным давно читал книгу про “Битва при Гангуте”, когда наши воевали там со шведами, так что время было для меня понятно. С этим у меня особая история; у нас близ дома, в 1990-ых годах, была лавочка-киоск, где сдавались в аренду книжки – заплатил мелкую денежку, получил книжку и квитанцию и читай, а потом вернешь. Но с “Гангутом” приключилось мелкая беда – так как я тогда ещё и в художке учился, то когда таскал книжку туда, то запятнал титульную страницу каплей зеленой гуашевой краски – две страницы склеились, так что бы книжку просто выкупили – о чём я не жалел, перечитывая её неоднократно – благо она короткая и насыщенная иллюстрациями. И пример оттуда – русского солдата Рябова, вполне подходит и этому мульту.

Ещё мы с отцом уже по своему почину выкупили книжку Джорджа Лукаса “Звёздные войны” (все три эпизода в одной книге) – тогда она была как раз популярна. Но потом я прочитал Толкиеновскую тех же лет “Властелина колец” и “Хоббита” – и космос те так стал для меня интересен.

Именно Иван Рябов (собирательный, надо сказать, образ русского солдата) и ранее остановил замаскировавшихся под мирных голландцев рейд шведов, когда они взяли его с товарищем Борисовым, чтобы они их провели мимо батарей – но товарищи умело сыграли роль Сусаниных и завели шведов под пушки – но Борисов был убит, а хотя Рябов был ранен, но выжил. Именно он долго служил Петру Первому, и именно он крикнул “Эреншельда уходит!” – когда шведы забирали с горящего флагмана адмирала шведской эскадры Эреншельда на лодке, когда битва при Гангуте была ими проиграна – именно за неё, лодку он и уцепился – за что и получил от шведов и пошел на дно; но в итоге не ушёл адмирал! Упомянут и бывший воевода Апраксин, и капитан Бакеев, чей разведывательный рейд и захватил потом адмирала шведов. Тут более простой но сходный случай, когда солдат “не щадя живота своего”, помотает Петру, порой вопреки его воле.

Но вернемся к мульту.


Что любопытно, Пётр Первый изначально в мульте, даже своей моделью, показан как суровый и угрожающий – наш солдатик с добрым лицом, добродушный, не агрессивный, разве что упрямый.

Суть его такова – есть бравый солдат из народа, и как писал Бажов – “ростом невелик, а кряжист” – а также силен и смекалист, а самое главное – честный и преданный Государю и Отечеству. Пётр Первый же тут показан традиционно пучеглазым и лютым самодуром, суровым и чудящим, а то и пьющим вино и курящим трубку, заглядывающийся на девок, и часто спрашивающим со своих и чужих ответа, Государем.

Орёт-ругается, пьет вино, трубку курит, по бабам ходит – тут не хватает ЗОЖевской песенки из “Острова сокровищ” – с другой стороны, Пётр Первый брал от жизни всё; правда и разрушая себя же, но и не щадя своих сил для государства.

С другой стороны, этот верзила радеет за своё молодое государство – и ручной работы он не чурается: прорубил Окно в Европу (там так и написано) и теперь отделывает государство, мастеря многое своими руками (что и в жизни часто делал так же, мастеря всякое).

Как в сказке – Тяп-ляп, вышел корабь! Топорная же работа! (Скорострой по части кораблей флота Петра Первого иногда приводил к тому, что корабли потом часто гнили).

Конечно же, этот государь и тогда был противоречивым, но дело своё знал, гоняя людей, он поломал много – но много и построил – оставалось лишь всё привести в порядок после него.

Как веяния Европы, приобретенной культуры, подле Петра Первого вьются воздушные летающие музы, если присмотреться к которым, выясниться что они легко одетые и также легкомысленно себя ведущие – на голое тело накинуты почти прозрачные вуали – это я к тому, что мульт явно не детский. Чтобы это подчеркнуть, то солдатик русский со словами “дева какА!”, попытается приподнять вуаль – чтобы глянуть на ножку, то сам Пётр когда одна из муз помогает ему прибираться, засмотрится на её тыл. В общем, норм мужская реакция на баб.

Устроился значится Пётр и начал встречать гостей – европейских купцов, как я понял по товарам – француз, немец-голландец и англичанин – который по традиции привёз разный спорт-товар (анахроничная ракетка, гиря там и прочее) – и заодно пару борцов на потеху.

Дословное боярское – “мы не люди, мы карманы” (мешки с деньгами).

Цена по товару? А товар по цене?! – сурово-грозно вопрошает Пётр Первый хитромордых голландских купцов, приведших в его страну товары. Ну там, голландский сыр, шварцвальдские часы и прочее.

Аглицкие же борцы сначала меж собой подрались а потом победитель бросил вызов молодой державе. Пётр глянул на министров и воззвал к солдатику (олицетворяющему всю Русскую тогда армию): Служивый, выходи за державу постоять!

Солдатик немного повоевал, но неожиданным ударом повалил силача. Тут и государь решил испытать его на силу – но солдатик подумав немного, начал валять ваньку, вернее ваньку-встаньку ещё до удара царя падая то назад, то вперёд. Царь показало ему кулак, на что тот тоже показал ему свой – и надавал царю от души, отчего тот растянулся на земле.

– Упал-отжался! – Во, понял? – Ага, понял! (Кстати, был такой фильм про Петра Первого 1937 года, кое что взято из него…

Но тут же упал в ноги, когда тот поднялся – Не вели казнить, государь! Но Пётр его расцеловал и со словами: – к службе сходится! – приставил его часовым пр казне.

Конечно же ночью к казне попёрли бояре (которых Пётр уже разогнал исторически ещё давно), то стараясь подкупит солдата, то в наглую залезть мимо него в казну и набрать денег.

Ну что за детский сад, что за план Адика “Операция Барбариска”?!

Солдат их прогнал, а бояре на солдата катят бочку – мол, солдат возгордился – и хвастает в победе над Петров в Мортал Комбат кулачном турнире.

Вот гад, не даёт люДям воровать из казны – в острог, в темницу его!

Солдат оправдывается как может перед Петром-государем, но попадает то в острог, то в темницу – но в конце концов, несмотря на победи его оттуда, царь Пётр всё же за его исполнительность хочет поставить его министром, но тот, глядя на хари нынешних министров, вспоминает бояр, также подбирающихся к казне, и отказывается – его место на часах, охранять Родину.

Казне без охраны быть – “кораблю” твоему не плыть – уверенно заявляет “часовой России”.

– И хмурый Петр вопрошает; – Неужто так?

Конечно, кто бы сомневался. И Великий корабль, олицетворяющий Россию, пошёл в дальнее плаванье, а над ними вьются музы (под невнятные возгласы Апамуи! – на самом деле просто Поплыли! – не сразу разобрал, что они там визжат). Простой русский солдат за рулевым колесом, правит, но на юте притаились бояре и под их слова – У воров стол нов! И плывем вместе! – они также плывут с кораблём-Россией, так что всё ещё нужен присмотр для казны, а значит всегда будет на посту русский солдат.

Любопытно, что после отплытия мы не видим Петра (да и выглядит он на фоне корабельных парусов уже как бледный призрак), ибо как мы помним, он далее умирает, не оставив внемлемого наследника – в мульте подразумевается, что он остался на берегу-пристани, доверив русской армии, народу, проложить путь кораблю-России.

Дословное боярское – “мы не люди, мы карманы” (мешки с деньгами).

Получился короткий, поучительный, в духе того же времени мульт, скорее даже взрослый, ну или для юношества – на вырост, изрядно патриотичный, мало-историчный, скорее это притча, и не совсем уж юморно – юмор там есть, но это история рода порой важнее Императора Петра, который велся на всякие наветы и сам по себе был порывист в суждениях и поступках. Солдат же русский знает своё место, свой долг – вот почему мульт так называется. Давно про него хотел упомянуть – у вот довелось.

Чем ещё ценен мульт? Забавные, немного угловатые фигурки, кукольная анимация позднего периода СССР – 1988 год. Опять же бравурная и душевная музыка в конце и начале, наподобие окончания Ширли-Мырли (Степь широкая – значитца, “чтобы душа развернулась и свернулась снова”): это Кант – Радуйся, Росско Земле.

Кроме всего прочего, раз уж завёл разговор, или СПГС у меня разыгрался, либо я пророк, но этот мульт словно калька с эпохи, которую он заканчивал, когда его создали. Посудите сами: в то время перед 90-ыми, вскоре закончится тяжелая Афганская война, после которой останется масса солдат с неопределенным статусом. Далее, авторы мульта словно предвидели грядущие трудности – и то, что преданные солдаты будут на вес золота, и то что все кинутся обогащаться и разворовывать казну.

Создатели мульта имели конечно же в виду именно Петровские времена, когда Россия молодая ещё только обретала силы, но по сути угодили в точку, предвосхитив ситуацию из 90-ых. К тому же, угасающий СССР как никогда нуждался в патриотизме, в напоминании о защитниках Родины – и в 80-90-ые активно ссылались на до-царские времена, на героев ранних лет – чему подтверждением служат детские книжки тех лет, 1980-1990 годов (например издательства “Малыш”) – про Евпатия Коловрата, Минина и Пожарского и прочих, про Петра Великого (и книжка про Гангут туда же), который вообще был эталоном, пусть и противоречивым, как государствостроитель и полководец.

К слову, к “Гангуту” есть ещё книжка наподобие – Е. Озеровский “Доблесть русского флота” 1990 года.

Так что ставить в пример именно Петра и его армию было важно. Поэтому и появился этот мульт – кроме всего прочего он то юморной, но и серьезный тоже, и даже мрачноватый местами, учитывая что наш честный “солдат долга” ни за что ни про что, а пару раз да побывал в застенках – с горячей руки самого государя. Государь не видит всего, а солдат доделывает за ним то, что нужно, помогает в общем деле, попутно получая нагоняй за рвение.

Маска в конце мульта все же намекает, что всё это был развлекательный мульт – пусть и с серьёзным смыслом.

Но в конце концов, Корабль-Россия отплывает и теряется в тумане – и тут можно можно подвести то, что тогда судьба России была не определена, как в тумане, на ощупь – так и перед 90-ыми шло именно так – неопределенность, но подкрепленная бороться и идти вопреки всему вперед. На удивление мудрый мульт, и не для детей, как я уже говорил. Почти незаметный, но душевный, буквально заражающий любовью к своей стране с древней историей.

Туманна судьба Отечества…

И снова про Петра Великого. Следующий мульфильм…

Шут Балакирев (1993).

Даже в построении фамилии этого шута есть присказка-подсказка – он балакает, а дела не делает. Сам по себе он забавен, и пытается со своей колокольни доказать Петру Первому свои принципы. Полу-мифический персонаж, герой анекдотов и притч, говорят пережил Петра и служил уже при Императрице, последовавшей за Петром Первым – то ещё достижение, тот ещё пройдоха!

На само деле титул его, выходца из Костромы, “хан Касимовский” начался с его шутки, поддержанной Петром Первым, а шутом он стал, по факту, уже при Екатерине Первой, когда как ранее Петром был наказан – и сослан подальше. В любом случае, это крайне необычная личность с толикой везения-невезения (и наверное хромой судьбой), проживший до 60 лет, что и тогда было немало. Читайте отдельно, про него довольно много написано. Кстати, в мульте Пётр его называет видимо для краткости – Балакирь.

Побратим Куплю привидение тех же годов, нарочито пренебрежительный и лукавый мульт. Ещё есть ЛЕНКОМский спектакль, своеобразный и со старыми талантливыми актёрами, на заметку. Есть ещё более современный спектакль, но он уже так себе. Сам по себе же мульт довольно длинный – около 15 минут. В чём то он даже гениален – по крайней мере забавен.

Былые победы и старый недруг-коллега.

Нарочито красочно-яркий, почти лубочный мульт, про главным образом такую личность, как шут Балакирев – сам по себе порой уморительно серьезно-несерьезный. Петр тут по традиции не то чтобы суров, но строг и требователен. Пётр пытается втолковать шуту свои принципы, а шут всё перевирает их, делая все шиворот-навыворот, да ещё и спорит – но что с дурака взять… Это порождает несколько забавных сцен – основой их и были анекдоты-прибаутка тех лет, про него да про Петра Первого.

Забавно, что с первых минут мульта видно, что царь Пётр деятелен и серьёзен, а Балакирев – просто дуралей, но его слова в начале, заканчивают мульт и в конце, что показательно.

ИО царя Петра, кот Василий.

Что тут сказать, мораль в конце, ещё забавный момент, где у Петра (которого часто сравнивали с астраханским котярой) есть ставленник – правая рука в его делах – и это не Меньшиков, а кот Василий, на которого надета зеленая лента и треуголка. Ему Петр доверяет подписывать документы и прочее. Конечно же, тут только коту и довериться – на родного сына нет надежды, как и на министров!

Я же сказал – Тараса Плещеева сюда! А ты полтораста плешивых приволок! – И искомого Тараса тоже!

Балакирев пытается сделать все по своему, создавая разные комичные ситуации.

Я вижу, Перепилиха опять за своё – только вот царицу не перепилишь…

В конце всё же слово осталось за ним, как бы подтверждая суть природы – Петр это Петр, суровый и властный, а Балакирев есть Балакирев – шут и пройдоха, пусть и порой незадачливый. Ну и жена его недалека ему под стать.

Сценка где супруги притворились мертвыми, чтобы в это поверили и отстали от них, пришло из сказок более раннего содержания, русских же – обычно так делали купцы, не желающие отдавать долг.

Шведы показаны под стать Карлу XII – сухопарые и длинные.

Также забавно что возвращаясь из Швеции, где он прикупил землицы у Карла XII (своя, купленна!) Балакирев спутал Петра с котом – тот такой же усатый, как мы помним, и в треуголке.

Обознался я! Но не признаюсь!

Небольшая зарисовка с рядом забавных притч – спор Петра и шута Балакирева. Шутейный мульт ни к чему не обязывающий, показывающий Императора Петра Первого деятельным, требовательным и обстоятельным, весь в делах – но народ непутёвый, в лице Балакирева, этакий глас народный, его смекалка, да и дурость, нежелание делать все по уставу – всё же есть, что сказать Великому в ответ.

Заявление шута про природность в начале – и в конце она им же и подтверждается.

Эпилог.

Ну и наверное на этом закончим, а в скором времени доберусь до простеньких Острова капитанов и другие мульты про Волшебника Алешу и его друзей; опять же кукольная анимация СССР – сосредоточусь на ней, на той, который нам сейчас так не хватает, что мы готовы смотреть и английские поделки (Аардан студио). Вот как-то так.

Может кто-то вообще родился после этих мультов и ничего о них не знал, у меня пожалуй, получилось поведать о довольно редко встречающихся, любопытных и не таких известных. А таких ещё много, поделитесь, у каких были ещё какие. Ибо ещё будет время, последует вторая часть моих изысканий, а там и третья.

Добавить комментарий