Fevre Dream\Грёзы Февра: книга Джорджа Мартина (1982\2002), аудиокнига (2019) и комикс (2010-2011).

И опять утопим вампиров в реках крови…

Существует комикс, так что в изданной  у нас книги, в 2002 году, не было картинок, а был один текст, накину иллюстраций из комикса, так как они как бы дополняют оригинальный текст, давая визуальную картину персонажей книги. В целом, их передали в комиксе очень близко к тому, как я их себе представлял. Также, для меня название Грёзы Февра почему-то стойко ассоциировались с Лабиринтом Фавна; что-то было в них родственное, и по крайней мере, в одном они были схожи – в обеих случаях там были два мира: человеческий, и не-людской, живущий по своим законам.

Книга.

По реке плывёт кирпич – тогда пароходы были большими… Ну вы знаете, тот анекдот – про авиалайнер, напичканный бассейнами, барами и прочим, которому ещё со всем этим взлететь надо…

Нашел ещё одну книжку, после прочтения которой Джорджу Мартину можно сказать, что автор гений – хотя, казалось бы, многое в ней предсказуемо, просто и очень приземлённо подано. Но  эта книга сильна стилем, детализацией и слогом повествования – также парой действительно объемных и ярких персонажей. Есть конечно в ней и пара слабостей, по типу предсказуемости и некоторой растерянности, метаний автора (как закончить и куда направить книгу) под конец книги, но всё равно, для раннего Мартина это более чем хорошее произведение.

Как я уже высказывался, равно как я не очень уважаю позднего, коммерческого и “многаБукав” Джорджа Мартина, настолько же я люблю его ранние начинания. Он был молод, гениален, и идеи его, хоть и не фантастические чрезмерно, выписаны были с некой вдохновляющей силой, с душой, что ли. Это видно, когда сравниваешь его поздние, тяжеловесные и вроде бы взрослые, “старческие” – и как бы под грузом возраста, слишком громоздкие книги – с его ранними, легкими, поверхностными, но написанными выверенным живым языком, без дебрей деталей и обилия персонажей (которых надо автору периодически убивать, ибо развелось их, как собак нерезаных).

Авторский слог, достойный руки Сэмюэля КлеменсаМарка Твена то бишь, тем более, что и время то же, и местность – Миссисипи, пароходы, негры, торговля и аристократия. Антураж хорош, но без лишних деталей. Ещё показатель (и рекомендация) – когда книга читается на одном дыхании, грешно читать её с перерывами, или отвлекаясь на другие книги параллельно. Обычно на неё уходит день-два. Риал интересно читать, интересно, что же будет дальше, ты буквально наслаждаешься написанными ситуациями и декорациями. Лишь под конец, когда основной герой книги – когда капитан Марш, старается всё поправить и ведёт поиски, книга сбавляет темп, но под конец, она наоборот, даже слишком быстро сворачивается-заканчивается.

Книга начинается со знакомства с капитаном Маршем и его нанимателем – загадочным Джошуа Йорком. Эбнер Марш – ранее преуспевающий капитан, с небольшим флотом пароходиков, но обстоятельства почти его разорили, а тут Йорк делает предложение – я дам тебе денег, и мы забабахаем такой “Титаник”… Поплывём на нём, ты да я; будем командовать – я указываю, а ты ведёшь судно. Предложение заманчивое и Марш задумывается, а куда всё это приведёт (известно куда – благими намерениями… – ну хоть попытались…) Закономерно, что самый сильный персонаж книги – это капитан Марш, но и Джошуа, и Джулиан ему не уступают. Но на самом деле, главнейший герой повествования – это пароход “Грёзы Февра”– ну ещё и река ̶М̶и̶с̶и̶п̶и̶с̶и̶ Миссисипи, по которой он величаво курсирует. Есть кучка второстепенных персонажей, они не такие яркие, но неплохо прописаны и хорошо резонируют с главными, ведущими персонажами – Валерия, Майк Данн, Джонатан Джефферс и Карл Фрамм.

Оппозиция. Группировка, если не отморозков, то уж точно неосторожных, зажравшихся и недальновидно-эгоистичных вампиров, живёт на вонючем болоте, они по сути сквоттеры тут – захватили жилище предыдущих владельцев-людей и со временем разогнали большую часть живущих там обывателей. Вернее, это сделал Джулиан, а потом к нему потянулись и остальные – но в любом случае, все они, другие вампиры, подвержены его влиянию и следуют его безумному кровавому пути.

Обычно на три главы описания общих дел Йорка и капитана Марша, идёт одна-две главы дел антагониста – Дэймона Джулиана, тёмной стороны этой книги. Причем, если одно дело Йорка завершено, то мы узнали ещё кое-что из его жизни, а потом уже идут дела “мрачных болотных упырей”. То есть, в каждой главе есть завершенность. Это продуманно, есть и интрига, но она висит где-то неподалеку – нет сильных обрывов: почти постоянное to be continued.

Тут такое дело: если лидер группы вампиров – светлый ̶т̶р̶е̶з̶в̶е̶н̶н̶и̶к̶, то и вампиры будут слушаться его и переймут его привычки и стиль жизни; и наоборот, если королём общины будет кровожадный упырь, то ясное дело, и группа будет ему соответствовать и поддерживать его устремления. Особенно обидно то, что по книге это даже слишком хорошо и наглядно работает – поманил пальцем один “коневод” – пошли за ним, поманил другой – пошли за другим, первый пересилил второго – многие опять за старое. Эффект “Человека с Бульвара капуцинов” какой-то получается. С другой стороны, вампиры подвержены очень сильно вековым инстинктам, как животные, поэтому их эти метания вполне понятны.

Звериный инстинкт: Саймон признаёт Йорка как своего хозяина – хотя он старше Джошуа, а ранее был товарищем его отца).

Приспешник Мрачный Билли, прислуживающий лидеру вампиров Джулиану, честно заявлял, что у них проблемы – и им стоило бы поменять место жительства, законспирироваться получше и и всё такое прочее. Но Джулиан не случает. Людишки разбегаются, рабы тоже, окрестности пустеют. Пищу добывать становится проблематично, идут разные слухи… Джулиану – пофиг, он давно научился жить ̶о̶д̶н̶и̶м̶ ̶д̶н̶ё̶м̶ одной ночью, пуская всё на самотёк – он сейчас недальновиден и беспечен.

Нам как бы противопоставляют и показывают два направления: вампиры Джулиана – классические, тёмные, жестокие и не слишком любящие шевелить мозгами (по крайней мере, пока находятся под покровительством и влиянием Джулиана), уповающие на свою силу (и наглость) – и группа Йорка, прогрессивные, но немногочисленные, осторожные – а их лидер начитанный, стремящийся жить среди людей, максимально впитывающий навыки и знания.

Все это лежит на поверхности, и довольно простенько подаётся, но этим и ценно. Важные детали, чёткими мазками кисти характеризующие две фракции: Джулиан и его группа живёт на месте, подгнившем и запущенным, проклятым по сути, после смерти настоящих хозяев. Им лень сделать что-либо: они потребители, их волнует лишь кровь и жертвы. Ну, вы поняли, вместо того, чтобы поддерживает Маскарад, они его, по сути, нарушают, все больше борзея. Более того, вскользь упоминается, что оставшиеся от прежних хозяев книги покрылись пылью – Джулиан не чтец, ему это неинтересно, как и остальным, они живут сегодняшним ̶д̶н̶ё̶м̶ столетием.

Хотя в комиксе Джулиан всё же разик взял в руку книгу – от скуки.

И тут же пример Йорка, который то и дело учится, трётся среди людей, прогрессирует, стремится посмотреть новых людей и земли, а также регулярно читает, по крайней мере выписываемые им многочисленные газеты, да и книжками не брезгует – их у его группы много (не говоря уже о стихах, в том числе и Байрона – которого он знал лично, на чём в дальнейшем и спалился). Ну, также, если Джулиан это мрачноватый доминирующий и пугающе-подавляющий тип, то Йорк, наоборот, обаяшка: он открыт, в той мере, сколько позволяет ему его конспирация – он и его группа любит наслаждаться жизнью, тратят деньги на интерьер, удобства.

По сути, Джулиан уже давно мертв, и душа его демоническая(на что и его имя намекает – Дэймон; впрочем, это один из его псевдонимов – а сменил он их много) – с крохами остатков людских понятий, а вот у Йорка и его группы много осталось от людских устремлений.

Капитан Эбнер Марш – чем не Хагрид тех лет?! Велик, силен, не слишком везуч – но широк душой, хотя и не слишком покладист.

Капитан собственно, Грёз Февра, недалекий, вспыльчивый силач. Йорк – галантный, сильный и благородный, очень силен в контроле своих инстинктов (как минимум четверка по Маскараду), в отличие от лениво-небрежного Джулиана, то и дело срывающегося – и вообще, плавающая психика которого выдаёт то меланхолию, то ярость, то оживление и агрессию.

Также в книге есть масса мелких, но приятных и коротко-чётко прописанных персонажей, по типу клерка Джонатана Джефферса, или боцмана Волосатого Майка Данна, или более незаметного лоцмана Карла Фрамма.

В целом, в случае Джулиана, обыгрывается тема Дракула-младший и его подруги-невесты и друзья: их много, и это уже дисбалансно – обычно вампиры одиночки. В общем, жить группой неразумно – в случае чего их всех накроет, жертв надо больше, их приходится делить на всех, а заметить такую группу кровососов легче. В общем, много всего идёт в минус. Йорк и его приближенные более продуманны и осторожны.

Братва, сегодняшний обед прибыл!

Группа Джулиана – нет, чтобы заказать себе ̶Ч̶ё̶р̶н̶о̶г̶о̶ ̶В̶л̶а̶с̶т̶е̶л̶и̶н̶а̶ негра Джо и сообща пить из его могучего тела кровь. Нет, они эстеты – Мрачный Билли добывает им красоток, которых они пускают на кровь. И это тоже идёт к их тёмной карме и падшему стилю жизни.

Что заметно при чтении: если жизнеописание Марша и Йорка выдержаны как бы в простом, бытовом ключе (пусть и с легкой таинственностью, понятной предсказуемостью читателю, основанной на тайнах Йорка), то когда повествование касается Джулиана, то выступает некая театральщина, жеманность и нарочитость – готика, мрак, скрытый ужас. Это также подчеркивает разность подхода автора к этим двум группам – одни олицетворяют смерть и жестокость, и вместе с тем застой, вторые же – осторожность и оптимизм, будни.

Капитан Марш – это отдельная песня. Его дружба-товарищество-партнёрство с Йорком, благородство, следование принципам выбранным ранее (плохим или хорошим), а также вечная память благодарных не-мертвых – за деяния и выбор сделанный некогда ранее.

Очень необычная книга, где даже вампиры – это фон для более интересных личностей, мест и событий, эмоций и поступков.

Довольно сильная и гениальная, ранняя вещь, совсем ещё молодого фантаста Дж. Мартина – год выпуска этого рассказа – 1982 год (опять мой ровесник). Напрашивается экранизация – но зачем? Люди давно мечтают об экранизации Грёз Февра – но всё это горячечный бред, грёзы… (+_+). Испортят. Ранее у Мартина были пара-тройка неудачных попыток его экранизировать (и даже Игра Престолов этого под конец не избежала).

Разное.

Поначалу, при чтении, у меня возникала мысль, что либо Джошуа охотник на вампиров (и как минимум дампир), либо что он оборотень. Также, его так своеобразно нарисовали в комиксе, что вызывал ассоциации с эльфийским королем – белокожий, благородный, компанейский, пепельные волосы. В книге его так и называют – бледный король (Pale king). В общем и целом, это тоже было бы логично: многолетний эльф преследует не менее долгоживущих вампиров. То же и с оборотнем. Но нет, Мартин же не оголтелый комбинатор, чтобы такое прописать. Если у него вампиры – то только они, хотя налет оборотничества всё же присутствует, по крайней мере, так увидел художник в комиксе. Это и напрашивалось само собой – вампиры “обнюхиваются” и признав вожака, падают наземь, признавая его власть. Опять же борьба за место вожака стаи – кто победит, за тем она и пойдёт.

Вы будете смеяться, но во многом у Джорджа Мартина явно проглядывает кодекс Маскарада Тёмного мира (как американец он не мог пропустить эту настолку, вы же понимаете…). Джошуа со временем интуитивно начал ему следовать (да и остальные тоже).

Представьте себе ситуацию, даже две: вы Дракулоподобный тиран, вы кровожадны и жестоки, нападаете на людей, но исподтишка – но однажды сорвались и раскрылись. Что происходит: ̶н̶е̶г̶р̶а̶м̶о̶т̶н̶о̶е̶ ̶б̶ы̶д̶л̶о̶ крестьяне врываются к вам, и хотя вы убиваете некоторых из них, они вас забарывают – и отрубают голову…

Вариант второй – вы тихий, вампир-книголюб, живёте тихо где-нибудь на окраине, питаетесь не убивая – но однажды вас также раскрывают, и ситуация повторяется – обыватели ловят вас и обезглавливают, а ваши мудрые “сатанинские” книги они, от греха подальше, сжигают…

В обеих случаях обыватели не разбирались, кто добрый, а кто злой – просто устранили угрозу, причём это были не просто злые люди, а обыватели,  которые боялись за себя, детей и родных, не понимали и боялись неведомого и угрожающего. То же что и собакой – пока она не кусает, люди её терпят, но стоит ей ̶п̶о̶к̶у̶с̶а̶т̶ь̶с̶я̶ покуситься на людей – её ловят и уничтожают.

Джошуа противопоставляется Джулиану, но мало кто обращает внимание на то, что их первые доверенные люди – Марш и Мрачный Билли, тоже как бы противопоставляются друг другу.

Эбнер Марш – благородный сильный, деятельный, но всё же недалекий и малообразованный. Типаж – вылитый Хагрид (!): вспыльчивый, внешне даже уродливый, но в целом рассудительный гигант – его боятся; но стоит с ним поговорить и узнать поближе, как выясняется, что у него добрая, широкая и великая душа.

Мрачный Билли – типичный Голлум (особенно в конце, почти полное соответствие такому существу), и это, поверьте, гигантский спойлер – жалкая, ничтожная личность, мерзкий типчик, по рабски пресмыкается перед Джулианом, в надежде получить от него дар вампиризма (частая тщетная мечта многих фамиллиаров – редко кто из них реально будет обращен вампиром-хозяином в литературе и кино…), буквально всех резать ножом готов, но в итоге… В итоге, он тоже внёс свою лепту в падение Джулиана. Думаю понятно, что и по этим двум личностям, мы увидим, чей подход лучше: надежный партнер и друг (Марш) – против забитого раба и завистника (Мрачный Билли). Думаю, выбор очевиден. Также этот персонаж очень похож своей судьбой на Мусорщика-пиромана, из книги С. Кинга “Противостояние“.

Путь Голлума: в начале ловкая опасная обезьяна с ножом, и в конце – тень человека, которым он был. И тем не менее, он также вызывает сочувствие – Джулиан намного его бесчеловечнее.

Забавно, но у Дж. Мартина почти напрямую идёт следованием канонам Маскарада – вампиры пошли от Каина, у них есть своя позабытая и мистическая Тёмная цитадель, крепость, которую они потеряли и не могут найти. Туда же и невольный и интуитивный Маскарад, прятки от людей. Забавно, но Джошуа поведал, что Влад Цепеш – не был вампиром, а вот по его, Йорка намёкам, некая венгерка (Эржабет Батори?), была именно вампиром – и он её покарал.

Также, при чтении книги есть ассоциации с книгам про вампиров Энн Райс. Джошуа родом из Франции, есть вампир Арман (но правда, хиленький и слабый, и вероятно, ̶н̶е̶ ̶т̶о̶р̶т̶ не тот). Также у меня возникли ассоциации с “Горцем” – та же Франция, ожидание казни на гильотине, бегство и постепенное привыкание к миру, путешествия и поиск истины – на время Джошуа превращается в вампира-ученого, проводящего изыскания в пользу того, чтобы победить кровавую жажду – именно они и выдвинули его в число мессии его расы. Мне немного его изыскания напомнили ситуацию в игре Vampyr, в лице доктора Джонатана. В общем, меня книга сильно порадовала всплывающими ассоциациями и толчками к размышлениям.

Опять “враги сожгли родную хату” – ну сколько можно?! Начало пути Джошуа – гибель отца (слева) и его взросление (справа).

Вообще, исповедь жизни Джошуа – от неё не оторваться, она в меру драматична, и хорошо раскрывает мотивы Джошуа – очень сильно прописано! До его раскрытия, нас сильно держит его тайна – кто же он всё таки такой и что испытал?! И только к середине книги нам будет явлена его история – и мы испытываем от её открытия наслаждение.

Также, несмотря на сеттинг вампиров – банальный и предсказуемый, автор сумел всё же немного его пошатнуть – и это сбивает с толку поначалу – мы в сомнении. Вампиры не отражаются в зеркалах, боятся серебра, креста и прочего – это шаблон, который нелегко порвать. Но Джорджу Мартину удалось отчасти его по крайней мере надорвать – поначалу одно то, что сначала Джошуа хлебает супчик (фальшивый черепаший суп – это как, “трудности перевода” или просто имитация изысканного блюда – в оригинале?!), а потом и остальные его товарищи, то пьют вино, то с аппетитом поглощают человеческую пищу… Какие же это вампиры!? Ещё плюс, (примерно так же подал своих вампиров Брайан Ламли – научно-биологически) автор дал вампиризму логичные, и даже естественные генезис-причины.

По сути, вампиры – это тот же вид, что и люди, но более древний, и с парой особенностей – ну и традиционной жаждой крови. Также выясняется, что по крайней мере, в представлении Дж. Мартина, его вампиры сродни тем же эльфам пана Сапковского – живут долго, размножаются неохотно: в определенный редкий момент двух их представителей охватывает страсть и они зачинают ребёнка – но его рождение, скорее всего, убивает роженицу – что ещё больше ограничивает их популяцию. Нелегко им в общем, естественное ограничение их рода, но интересна подача – вампиры, но имеют те же корни что и люди; те же механизмы, разве что завязаны на крови. Этакие имитаторы-приспособленцы – при желании могут как есть человеческую пищу, так и пить кровь – их проклятье, всё же нужно. Именно побороть этот инстинкт, Джошуа Йорк и стремится, направив на путь менее кровожадный. Истинно лишь одно – на солнце они всё же сильно обгорают, но регенерация у них также сильна. Бич вампиризма никуда не делся –жажда крови, и без её отсутствия вампир теряет голову, становится диким, на инстинктах – Джулиан уже давно так живёт, с Внутренним Зверем в подсознании.

Еще один поступок добавляет Джошуа очков к его силе воли, решимости и духу – он сознательно, ради дела, продержался, пусть и закутавшись в одежду, на солнце день – хотя восстановление после этого было очень долгим и болезненным.

Забавно, но изыскания Джошуа – по спасанию его расы, перекликаются с фильмом, недавно мной освещенным – Закат: убежище вампиров, где готовили искусственную кровь. В целом, это для вампиров логично – найти заменитель и “пересесть” на него; другое дело – степень трудности его изготовления…

Другое.

Мелочь, но буквально образующая суть рассказа – название и его трактовка. Грезы Февра – созвучно лихорадочному бреду. Если кто читал Ведьмака, “Башня ласточки” в частности, помнят, что спасая Цири, отшельник Высогота писал в своём дневнике: диагноз – горячечная лихорадка, трепет (от заражения крови) – фебра (febre). Вот это и имелось в виду. Причём, тут прослеживается своеобразная трансформация по типу яхты Победа-Беда: пароход был назван Маршем (как нечто родное, из мест, где он родился) как оптимистичное, сулящее славную известность, но по факту, получилось наоборот – печально знаменитое и ужасающее. Джошуа тоже поначалу хмурился от схожего с лихорадкой сочетания названия корабля.

В общем, то же, что и с “Титаником” – думали, что это будет монумент человеческой смекалки и инженерно-технического гения (и гордыни), а получилось, что он стал, в конечном итоге, противоположным задумке – мемориал, олицетворяющий горе, погибель, трагизм (и горький урок и глупость человеческую). Думаю, с этим символизмом тоже всё понятно.

Говорящие имена – Дэймон, читается почти как демон, но самое поразительное то, что (ранее этот древний вампир именовался Ламонтом) до меня дошло – один раз этот вампир обронил, что застал Рим, и даже более ранние времена (то есть, он заявлен как более древний, чем Дракула, вампир), то логично будет трактовать Джулиана как Джулиуса – Юлиуса, или Юлия – и быть может, его идентифицировать как, если и не римского императора, то уж точно как аристократа тех времен, патриция или даже простого жителя Рима. Вот оно как! Это не противоречит логике книги, так как Джулиан древнейший из вампиров.

Отличия между Джулианом и Джошуа – один губитель, по сути, наслаждается отниманием жизни (причем скорее даже не по нужде, а на автомате – и не из всевластия, а потому, что так привык – что самое ужасное в нём); в то время как Джошуа тяготился каждым убитым, а первые жертвы надолго лишали его душевного равновесия. Но тут важно ещё и то, что грань между ними вполне расплывчата! То есть, и во времена непосредственно происходящего с пароходом, Джошуа продолжает убивать вампиров-кровожадов, или их приспешников – отчего поначалу он и кажется именно охотником на вампиров, этаким шерифом участка, расследующим странные характерные убийства и карающего виновных в них. То есть, убийство для него до сих пор также приемлемо, пусть и через силу. Гуманизм! То есть, он убивает согласно тому, чему верит, ради своей цели-мечты. А ведь и Джулиан может быть, когда-то был идеалистом, пытался изменить мир – просто он очень-очень устал, душа его выгорела. Кто даст гарантию, что молодой Джошуа также, лет этак через 500, не станет таким же?! В этом тоже есть смысл! Опасность бессмертия – постепенное схождение с ума, смешение понятий добро-зло, потеря человечности, цинизм, потеря себя самого – всё это Джулиан. Джошуа спасает его ̶м̶а̶л̶ы̶й̶ ̶р̶о̶с̶т̶ юный по меркам его расы возраст, пытливость, жажда знаний, его прогрессизм. Им он и заражает, и ведёт за собой более старших, но уставших вампиров.

Грубо говоря, Джошуа – это Бледный король, заявленный вампирский Иисус, который даст спасение и поведёт за собой, дав возможность жить с людьми в симбиозе. Он идеалист, мессия. Но и Джулиан тут выступает этаким Дьяволом – за ним сила, древний опыт, и не в последнюю очередь – магнетизм, почти гипнотический. Он вполне может на высказанные идеи и мечты Джошуа, хлопнуть его по плечу и дьявольскими речами склонить к тому, что гуманизм – это фигня, суть не изменить, и лучше по старинке – пить у “скотов кровь” – уж он-то лучше знает, он жил так тысячелетиями! И всё – Джошуа сломается, что так и случилось.

В общем и целом, идеализм хрупкая штука и меркнет со временем. Но тот же Джулиан, как пример в конце книги, его судьба, опять укрепили веру Джошуа, в своих мечтах и планах – просто ему нужно быть осторожнее – не откусывать кусок, который он не сможет переварить. Сам Джошуа закономерно доверчив, как выяснилось, слаб на воздействие извне (инстинкты в нём всё равно сильнее), а его идеи и вера ещё должны пройти испытание временем – и не факт, что его мечты сбудутся, хотя вроде бы подвижки к этому есть.

Отсылки – старик Рене Гару, Гароу (Garou) по французски – оборотень. Джулиан, по сути, поступил цинично и вероломно, втеревшись в доверие к Гару, владельцу особняка и его сыновьям; сгубил их и старика – да ещё и отхватил их имение, которое тоже, под его влиянием, захирело и опустело. Истинный Губитель! Не совсем понятно, как живущие под его началом вампиры, стоило им покинуть его, отчасти исправились и перешли к Джошуа. Автор объяснял это подчинением лидеру, ибо он Хозяин Крови  – и точка; ему подчиняются и преклоняются перед ним другие, более поздние вампиры. Механизм этот подан вскользь, но на нём и стоит главная драма и противостояние двух личностей – Джошуа и Джулиана.

Перевод казался приемлемым, но глянув на оригинал (да на тот же комикс), понимаешь, что ̶п̶о̶л̶и̶м̶е̶р̶ы̶ ̶п̶р̶о̶с̶р̶а̶н̶ы̶; как минимум, смысл порой исковеркан и  искажен. То есть, единственный, по-моему, перевод, по дате выхода книги у нас (2002) – не очень качественный, чуток небрежный, хотя и довольно приемлемый и добротный. По мелочи – корректура хромает, нередко путали и ставили вместо запятой точку. Есть опечатки, и неоднократные. Неидеально, но в целом, читабельно.

Особый драматизм книге придаёт деталь с капитанским белым парадным костюмом – Марш его заказал, а получил он его, когда потерял Грёзы Февра – что его одновременно подкосило, но также и придало сил: облачившись в этот костюм, он пошел искать родной пароход – и мстить за него и его команду.

Персонажи.

Марш, по сути своей, этакий речной кит (это коряво звучит, но более точно по смыслу): он почти что живёт рекой (на реке) – и он огромен. У него нет семьи, у него одна страсть-мечта – пароход, который он и получил, в лице Грёз Февра. А вот Мрачный Билли – неопрятный и отталкивающий, почти что прокаженный (оспа, перхоть, космы), но что главное – гнилой духовно человек – а по сути это крыса, предатель среди людей. Всё это наглядно и четко угадывается в тексте. Джошуа слишком даже благороден, он идеалист – и в этом его слабость. Из вампиров выделяется Валерия – тоже своеобразный “маятник”; по её метаниям видно, что вампиры не плохие, но подвержены следованию за лидером. Парочка помощников Марша – Волосатый Майк и Джефферс, тоже неплохи – и хорошо играют на атмосферу корабля.

При чтении книги невольно сравнивается отношение высших к низшим: люди для вампиров скот, и тут же люди шпыняют негров, а кроме того, есть бедные и богатые. Это тоже очевидно.

Итоги.

Кто разочаруется при прочтении книги – это любители экшена; тут его мало, он есть в конце, и изредка по тексту книги – разборки по сюжету книги, но этого всё равно мало. Это больше неспешная, вдумчивая, готическая мистика. Назвать Грёзы Февра ужасами тоже не удастся – нет страха; есть разве что отчаяние, щемящая тайна и поиск истины. Социология и психология в большей мере тут выражены. Также нет Сумеречных соплей – в смысле, если и были у персонажей подвижки на романтику, то стоило им найти возможную любовь, как они её и убивали. Нет романтизма, одно выживание – это тоже ценно. Такой фатализм, борьба за выживание, есть только доверие, дружба.

Также Мартин своеобразно, по-своему, описал цикл размножения вампиров: вампиром не становятся, ими рождаются – при этом зачатие крайне редки (как у эльфов из фэнтези), а при рождении чаще всего ребенок убивает мать. В общем, это уже вымирающая раса – да и раньше они были не столь многочисленны. Одна из тайн книги – вампиром стать нельзя – только родиться (преданные фамиллиары горько рыдают)!

Перевод, словно у переводчика была парочка словарей и он часто был поставлен в тупик некоторыми специфическими словами. Так родилось невразумительное слово письмоводитель.

Идеализм Джошуа, его мечтательность, выглядит порой нарочито и неправдоподобно. Также ситуация с переломным моментом в ситуации; от хорошей к критической – также выглядит нелогично. Но, это всё же книга – и её видение автором.

С другой стороны – житие на пароходе вполне логично, ему веришь, и эта часть сюжета, эта линия, удалась. Убери, замени вампиров – и почти ничего не изменится. Книга за жизнь, а также размышления о смысле бытия. Толерантности, умеренности, изменений в пользу симбиоза, здравомыслие. Человеческие качества – Марш, пожалуй, самый главный резонатор. На одной стороне ринга тёмный древний вампир, на другой – бледный прогрессист, а между ними судья – человек высоких моральных качеств, человек с большой буквы. Он не слишком умён, но силён духом, верен себе и долгу.

Джулиан шаблонен – буквально ест ̶х̶р̶и̶с̶т̶и̶а̶н̶с̶к̶и̶х̶ негритянских младенцев: натуралистичность некоторых сцен может шокировать читателей, убаюканных неспешным и вдумчивым повествованием (во второй половине книги). Также Джордж Мартин и тут верен себе, легко выпиливая пару-тройку второстепенных, но колоритных персонажей (две жертвы в принципе угадывались, а вот третья была неожиданной и горькой утратой). Но хоть не всех поголовно автор убил – и это радует! Далее, у него это будет массовым, если вспомнить Игру Престолов…

Книга шикарна, но… Всё это касается первой половины книги, а потом автор словно спотыкается, и пытается всё же завершить книгу, пытаясь нащупать финал – каким он будет (у него явно был выбор из нескольких вариантов). Но в любом случае, как и в жизни, не всё пошло как надо – и нужно будет “заколачивать” проблемы, как-то их решать. Вторая половина книги этому и посвящена.

Кроме Джулиана, очень схематично прописаны другие вампиры; разве что Валерии, да спутникам Йошуа – Саймону, в большей степени, и Кэтрин, в меньшей, уделено внимание. Этого настолько мало, что в эпизоде, когда капитан Марш был замечен при выходе из каюты Джошуа Кэтрин, ты невольно вспоминаешь – а кто она такая ?! – так мало было ей уделено внимания. Другие вампиры создают впечатление этаких флюгеров – поманил Джулиан, они пошли за ним, поманил новыми веяниями Джошуа – они идут уже за этим лидером. Отчасти это оправдано неким магнетизмом лидерства – и Джулиан, и Джошуа, оба обладают волей вожаков стаи, и поэтому им и подчиняются другие вампиры. Беда в том, что как и в природе, два конкурирующих вожака должны встретиться и в поединке, и в борьбе доказать, кто сильнее. И тут перевес не в сторону Джошуа.

Художник то и дело форсит тему звериного противостояния – душ вампиров.

Создается такая картина: Джошуа – Иисус от мира вампиров, он молод и горяч, переборов жажду крови, нашел по сути лекарство, причём путём довольно продолжительных исследований и изысканий; с другой стороны – Джулиан, который, по сути своей, уже давно живёт на автомате, пережив множество жизней – этакий эталон искусителя и сосуда для греха. Джошуа для пользы дела желает с ним встретиться и переубедить, дабы этот представитель его рода “завязал” и перестал сбивать с пути истинного других. Но при встрече выясняется, что не катят 200 прожитых лет молодого мессии против тысячелетней звериной уже натуры, построенной на чистых инстинктах Джулиана. И что теперь делать, если потерял веру?!

Вторая половина книги полна метаний автора – она робкая, как и финал. Автор видимо не решился сделать  её полностью драматичной, или счастливой. Но закончилось всё закономерно и даже банально. Не отпускает чувство, что “я бы написал не так, или даже лучше” – ведь Джулиан грозится сделать Грёзы Февра кровавым ̶К̶о̶р̶а̶б̶л̶е̶м̶ Н̶о̶ч̶и̶, бороздящим реки крови в поисках своих жертв! А в итоге, и у него это не получилось – видно прОклятый пароход никому не дал того, чего от него хотели в полной мере… Но в любом случае, дело сделано, и только Грёзы Февра так и остались памятником несбывшихся, светлых (и тёмных – Джулиана) и великих надежд – их крушения, из-за судьбы и рока: и для Джошуа как урок того, что его выбор был спорным, но необходимым, сулящим потери и страдания – потерю своей веры и идеалов, временного отступничества – однако, чего не сделаешь для прогресса своей расы…

А ведь Марш ещё хотел обогнать на своём пароходе, быстрейший тогда другой пароход – Эклипс (Затмение). Так или иначе, про Грёзы Февра больше никто ничего не слышал, однако одинокая могилка не забыта как минимум одним ночным джентльменом. И именно на надгробной плите запечатлена несбывшаяся мечта капитана. Это как в арабских сказках – даже если там хэппи энд, то в конце всё равно приходит Разрушительница и Разлучительница собраний…

Шикарная первая половина книги, и более робкая, хаотично-тягучая, вторая половина – они вместе делают, тем не менее, добротную, необычную книгу для чтения. Вампиры тут поданы с биологической точки зрения, ужаса почти нет, а есть конфликт интересов двух сильных личностей; прибавим к этому пару-тройку колоритных персов и самого немаловажного для повествования – Капитана Эбнера Марша. Удачная, но неоднородная история, то и дело меняющая вектор, в силу своей изломанной линии судьбы. Марк Твен плюс, возможно, Энн Райс со своими “Интервью с вампиром”. Необычно, интересно – любопытная подача описания, а также горковатый вкус судьбы, несчастий и рока, преследующих обитателей Грёз Февра – мы же помним, что главный герой книги это именно тот большой, великий, роскошный пароход, ставший своеобразной ареной борьбы, Ковчегом – как для добра, так и зла?!

Аудиокнига.

Также есть аудиокнига – озвучена в 2019 году, что совсем недавно. Она неплоха, чтец Marsianin73 неплохо передаёт суть, но не без мелких огрехов. Но всё равно вышло неплохо, может быть излишне велеречиво и манерно-театрально (с другой стороны, такая манера лучше запоминается); медленная неспешная речь и пафос – но всё же. Один раз чтец сбился (что забавно), но перечитал смутивший его обрывок следом, как надо  – и это вошло в финальную версию. Немного растянут хронометраж – я прочитал книгу быстрее, чем её слушал.

Комикс (2010 – 2011).

Художник – Daniel Abraham, наш перевод – Mangertus (2 главы).

Существует комикс, своеобразно нарисованный, сравнительно небольшой, на 10 выпусков – рисовка необычная, но хорошая и атмосферная, но она закономерно слабее заявленных титульных обложек самих выпусков. Мне рисовка, как антуражем, так и временем повествования, напомнило мистический вестерн-комикс “Шестой ствол”, который некогда ранее тоже освещал.

Скажу больше – именно в нём, в последних выпусках, герои плывут по ту сторону Мира мёртвых – по кровавой реке (!), где плавают погибшие, на пароходе – это вполне мог бы быть пароход “Грёзы Февра” (именно так хотел видеть его Джулиан – идущим по реке крови)!

Обложка и содержание.

Обложки написаны шедеврально, но персонажей потом, в самом комиксе, рисует довольно схематично и грубовато-аскетично – это бросается в глаза, когда видишь вполне приличные и детальные задние фоны. Это претензия, но не очень сильная, так как из-за всего этого, как бы лучше соблюдается контраст между задниками и самими взаимодействующими на их фоне персонажами. Если присматриваться, то понимаешь, что детализация на высоте, а комикс визуально шикарен.

Пример шаблонности, и одновременно, затея художника о схожести этих двух персонажей, по их положению среди других: ̶о̶д̶и̶н̶ ̶ч̶ё̶р̶н̶ы̶й̶,̶ ̶д̶р̶у̶г̶о̶й̶ ̶б̶е̶л̶ы̶й̶ ̶-̶ ̶д̶в̶а̶ ̶в̶е̶с̶е̶л̶ы̶х̶ ̶г̶у̶с̶я̶!̶

В целом, комикс очень добротно нарисован, хотя и обладает своим, не очень привычным поначалу стилем художника. Например, он частенько любит копировать свои же, ранее нарисованные ракурсы и лица. Порой, два персонажа часто очень похожи и различаются лишь прической и одеждой. В общем, рисовали как по шаблону, но это всё мелкие придирки – для сравнительно небольшой серии комиксов всё это не мешает, и не надоедает. Так сказать, если книга в какой-то степени уникальная, и как минимум необычная – почему бы и комиксу по её мотивам не обладать теми же чертами?

Группа (Mangertus и Ко.) переводившая комикс, как-то забила на его перевод, когда как другие проекты (по типу Игры престолов) они уже закончили. Но это на их совести. Читаем в английском варианте. Если уже читали ккнигу, то будет полегче понять, что там происходит – комикс практически следует всему в книге.

Так часто бывает – шикарная обложка и более скромное, но всё же цветное, надо признать, исполнение страниц комикса – порой бывает, из-за экономии, и “стандартное”, черно-белое наполнение комикса. Изменены некоторые мелочи, так например, в книге Марш хоть и был заворожен вампирской женственностью брюнетки Валерии, отверг её, а в комиксе это наглядно представлено тем, что  Валерия внушает свой обнаженный вид Маршу, но тот также отвергает её. В целом, в комиксе есть пара сцен с обнажёнкой, но они не портят комикс и не опошливают его, а так сказать, показывают пару стандартных вампирических аспектов – магнетически привлекательных вампирш, а также немного крови и ̶с̶т̶а̶р̶о̶г̶о̶ ̶д̶о̶б̶р̶о̶г̶о̶ ̶у̶л̶ь̶т̶р̶а̶н̶а̶с̶и̶л̶и̶я̶ со стороны других вампиров – поножовщина, кровища, расчленёнка. В общем, взрослая история, суровая и мрачная – а не детская сказка.

Как нигде Джошуа выглядит тут, со стороны, этаким благородным белокурым принцем эльфов. У него и Джулиана появились стильные бачки (хотя в книге, с самого начала даётся описание Йорка – лицо без усов, бакенбард и прочего), зато они оба стали как бы обладателями отличительных черт, и одновременно похожими друг на друга – этакое светлое и тёмное, мессия и дьявол (для наглядности, на задних планах показали их души – почти оборотнические лидеры волчьей стаи). Удивил помощник, который в моём представлении был длинным ковбоем-верзилой (по типу ̶Б̶и̶ф̶а̶ ̶Т̶а̶н̶н̶е̶н̶а̶), но потом я согласился с рисовщиками комикса – Билли был жалкой, ничтожной личностью, ничего почти в мире людей не значащим, и удобным, преклоняющимся перед Джулианом слугой, так что его невзрачный и жалкий (но опасный порой) вид хищного зверька был оправдан – этакий ловкий и хитрый проныра, долговязый и не громила, но безусловно опасный во владении ножами.

Но главное – финал, он так сказать, помножен в пять раз – в оригинале там был один единственный, помнящий о событиях Грёз Февра (прийти на могилу – это его личное и персональное дело, дань памяти и уважения) – тут же пришел чуть ли не весь клан: соратники, их лидер, его избранница с ребёнком на руках! Это очень сильно, но применимо только в первые годы появления могилы, ибо к тому времени ребёнок уже немного бы подрос, даже несмотря на темпы роста вампиров. Да и костюмы и галстуки уже XX-века.
Но всё равно сильно, ибо Джошуа во второй свой поворотный момент выбора, руководствовался именно этим фактором: – у меня есть любимая женщина, она ждет моего ребёнка – так что капитан Марш, берём ноги в руки и пытаемся забороть доминирующего надо мной Джулиана – или погибнем, или решим эту проблему. Финальный выбор Джошуа тоже делает ему честь.

То есть, порой комикс старается быть сильнее оригинала, и в визуальном плане он ему не уступает (но книга всё же довольно хорошо и детально прописана сама по себе – как антуражем, так и при описании персонажей), что похвально. Также, как и книга, комикс не так популярен, оба они являются чуть недоделанными до полного шедевра произведениями, но, по сути, являются бриллиантами – пусть и не ограненными. Так что вся эта тема меня порадовала – ещё был бы по книге  фильм был – но не беда, и так нормально. Книга может и середнячок, но весьма необычно написанная, фановая и старающийся хоть немного быть не обычным триллером про кровососов.

Я был рад найти у Джорджа Мартина нечто необычное, и самое главное – свежий взгляд на вампиров, да и как описание этой славной эпохи американских рек, когда на них кипела жизнь – это также зачётно и читается одним махом. Даже если ваши мечты рухнули, они все же оставили отголосок своих мечтаний, силу стремления их осуществить, оставить в истории – и как минимум будут те, кто будут благодарно помнить о ваших стараниях… порой столетиями.

Не бродить уж нам ночами, в серебристой лунной мгле…

Добавить комментарий