Подборка странных книг. Фантастика и фэнтези.

Дошел до того, что стал выцеплять те книги, которые мне чем-то направились – но рекомендовать их я могу только на ваш страх и риск. Как правило, эти книги противоречивы, в них есть неплохая идея, но реализация подкачала, либо не полностью соблюдено что-либо. В любом случае у них есть пара сильных мест или идей, а вот в остальном они чуть ли не проходняк.Но упомянуть о них я захотел.

“Странные романы” – есть такая серия книг у писателя Никитина Ю.А – он же Гай Юлий Орловский. А у меня подборка книг совершенно разных авторов, из разных серий и жанров, но объеденные одним – они не шедевры, но чем-то меня зацепили. Могли быть большим – но остались середнячком, однако на раз для прочтения и ознакомления они пойдут.

Итак, первая книга Екатерины Гайдай – “Сказка для проклятых”

Завоеватель миров.

Обложка отчасти напомнила обложку книги Стругацких “Обитаемый остров” – там был Максим Каммерер, тоже на танке.

Дикая смесь, книга словно сшита из кучи рассказов фэнтезийных ситуаций и жанров. Всего понемногу: фэнтези-драма, милитари-существа, наподобие воинственного малого народца у А. Бушкова – токеретов: белки-воины; также пришельцы, путешествия, “чужастик” на приземленном некогда корабле. Как правило, такие книги кончается ни о чем. Три-четыре балла. Почти шедевр – как дебютная книжка с необычным антуражем (но многое узнаваемо – но есть и самобытные любопытные идеи), свежо было по крайней мере тогда.

От первой половины банальшина (хотя описанный быт локаций немного радует разнообразием: Город Мёртвых или жилища тех же белок, которые немного напомнили мне гиберлингов из Аллодов Онлайн), вторая интереснее, но обрывается. Ощущается как сборник историй-идей, кое-как сшитых между собой. Хотя некую обреченность, поиск пути, своего места автору передать удалось. Местами очень даже цепляет, но как-то по подростковому написано, действительно сказка. Франкенштейн из кусков, как отдельные истории они любопытны, но в целом – сумбурно. И ведь есть детализация, какая-никакая интрига, ось повествования – но явно не хватает цельности. Вердикт: на пару раз, а если понравилось то и на больше хватит. Вполне возможно, если кто-нибудь возьмет оттуда идеи и разовьет их. Также есть мысль, что книгу писала не одна авторша, а коллектив из разных авторов – этакая антология, уж больно ситуации скачут по смыслу и жанру. Или они идеи подкидывали. Мне показалось, что это выжимка из идей того века, отсюда-оттуда, заготовки-зарисовки для романов, из разных, но смежных жанров.

Поняв, что преступно мало написал в начале про эту книжку (не зря же я начал именно с неё в эту статью), и решил дополнить.

Перечитав эту книжку лет через 10-15, я заключил, что мне она в этот раз понравилась больше, и она прошла испытанием временем. Необычная книжка, будто написанная на волне техно-фэнтези. Лично мне напомнило антуражем Might & Magic RPG, где мечи соседствовали с бластерами. Это чувствуется под конец книги, который, кстати, надо сказать, хоть и закономерен, но оставляет некую незавершенную грусть – надо заканчивать приключения, а сколько ещё могло бы быть… По сути, у Сказки… огромный потенциал – герои могли бы кочевать от мира к миру (порталы), переживая новые и новые приключения. Но нет, их цель достигнута, и тут есть связка главной героини с парой книг.

Под конец выясняется что из себя представляет Джилл – собственно, раскрывают суть её происхождения – харимцы (Харим) , которые со временем, по сути своей, при развитии становятся этакими Сверхоборотнями, которые могут существовать и принимать вид почти что каждой расы (в последующей книге для сравнения – Леди к клыками, где также главная героиня обладала сходной способностью приспособления к окружающим условиям – но там подача хромает очень сильно, а книга скорее сырой набросок, чем полноценное произведение). Знакомо, правда?

Скажу даже больше, у меня крепло подозрение, по мере прочтения, что кое что было навеяно и обычными, третьими героями: сначала вынырнул Некрополь, потом персонаж Тамика (правда, это самец), а потом и Тант (он крайне эпизодичен)… Наверное, как и я, автор тоже любила играть за Некрополь.

Сказка для проклятых (прошу заметить, именно не сказка ПРО проклятых, а именно ДЛЯ них) это словно написанная история, состоящая из мозаичных вкраплений, однако довольно добротно ведущая путь от одного эпизода к другому – и беда этих эпизодов в том, что они содержат ровно столько информации, сколько нужно, чтобы очертить фон и основу, но не более (порой конец завязки не имеет удовлетворительного окончания) – но иногда хотелось более развернутой информации. Этакая дорожная сказка, где останавливаться надолго нельзя, а то завязнешь.

Крайне необычная история, самобытная подача, смесь сеттингов и жанров, отчасти места и банально, но часто и необычно выполнено – после многих лет она, эта книга, выигрывает у той же последующей мною рассмотренной сумбурной Леди с клыками.

Мясоедов В.М и Л. Кондратьев “Леди с клыками”

Небольшой налёт Арканума, начало словно оттуда слизано, но вот закрыв глаза – голимый Пеховский “Пересмешник” – по антуражу, с примесью приключений в стиле Андрея Круза (перестрелки и заговоры). Так бы и выкинул бы книжку, но последний эпизод, ближе концу книги, о секретной лаборатории – прочитал не отрываясь. Опять же есть немного действительно забавных моментов, а эпизод с вражескими бойцами – перед смертью, весьма патетичны и сильны в своём моменте. А под конец правда о главной героине: закономерный “вот это поворот!” В целом ожидаемо, судя по наметкам – но интересный ход. Но продолжения нет до сих пор, хотя напрашивалось. Потенциал есть, в целом банально, но пара интересных идей есть, пара моментов удачных, но книгу все же не дотянули. В целом три балла. На раз, может быть еще перечитаю. Продолжения все ещё нет.

Опять же приключенческая книга похожая на “Сказку для проклятых”: проходная но в целом развлекающая парой сцен и частично хоть как-то оправдывающая себя книга. Опять же диковатый, по D&D-шному но забавный микс получился: девушка-дампир, у которой приемный, как оказалось папаша – дварф, также парочка братанов-дворфов и эльфика-снайпер в коллегах. Вообще-то Владимир Мясоедов как раз прославился книгами легкого, фэнтезийно-приключенческого содержания, так что многое объяснимо (пишет бегло и про всё-всё), но вот то, что написал книгу и не развил второй частью – это свинство.

Никитин Олег “Инженер – повелитель гномов”

Слоган книги: “пушки против магии”, а я бы цинично добавил – а повествование против логики и здравого смысла. Но почему-то сильно ругать книжку не за что – слаба и странная настолько, что близка к детсадовской сказке.

Сходная книга, есть центральная идея, но развита совершенно “не туда”. По манере очень напомнило “Щит королевы”(о котором ниже) – про быт и устои гномов. На каждой странице, буквально получаешь не то, что ждешь, всё автор пишет не так: ты словно бы вопишь: я бы написал не так! Вот совсем другое мышление у автора – многое непонятно и нелогично. И кончается непредсказуемо. Продолжение – автор посмотрев на отзывы, забил на продолжение. Наверно ему стыдно за этот выброс.

Скорее не рекомендую эту книгу, но я сам прочитал с любопытством, и довольно быстро – было интересно, исправится автор или нет, или придумает еще более несуразное – однако книга больше разочаровывает. Два балла.

Эталон того, как НЕ нужно писать книги: всё не то, разрозненно и нелогично, сумбурно, работает совсем в другую сторону.

Идея “попаданца” к гномам неплоха, а вот при написании все потерялось и завело не туда. Эталонный “не пойми что”. Любителям гномов – для ознакомления, в коллекцию, другим же лучше почитать “Повелителя гномов” немца Маркуса Хайца – по сути жвачка, тянучка, но в целом любопытно, целый цикл (а в 90-ые так вообще была бомбой при появлении у нас), простоват, но детально прописан – а по первой книге даже игру сделали – правда тоже проходную. Но люди-то тянутся на эту тему, так как вообще нечто толковое про подземный народ – гномов, попадается достаточно редко.

Д. Браславский и Подлесная Н. “Щит королевы”

– В серии Войны магов.

Более тонкая книга от малоизвестного автора, в соавторстве с еще одной авторшей. Молодую человеческую девушку-принцессу выдали замуж за пожилого короля гномов. Внезапно, курьез. Чувствуется что за принцессу писала именно автор-женщина: все эти переживания Веры Павловны как в “Что делать?” – более мягкое повествование. Что самое закономерное – брак статусный, и направлен на союз людей и гномов (но вcё равно диковато смотрится) – так что королева больше скучает в палатах, пока муж правит, по мере сил учится светской жизни, укладу и быту гномов – вполне человечных, хоть и помешанных на своих многовековых традициях.

Некие тёмные гномы, карлики, поход в темноту за выяснением истины – второстепенные герои идут подальше. Кончается драматично и неожиданно, пара моментов опять-таки ведут не туда, странно и непонятно – зачем эти эпизоды. Многое остается за гранью нашего восприятия. Но в целом книга радует хорошей, детальной пропиской быта гномов, а так же переживаниями главной героини, которой сочувствуешь; и толикой приключений во тьме подземелий – это уже явно прописывал Браславский.

Вся сила книги в четверке телохранителей-гномов – собственно Щитах королевы, которые её охраняют (фильм “Телохранитель” помноженный на четыре) и являются собой каждый своей личностью – и своими взглядами на происходящее. В общем и целом заговоры, интриги, расследования, дипломатия. Мне эта книга понравилась больше, также её прочитала моя мать. В целом положительная, пару раз прочитал. Воистину странная книга, но в целом логичная – и горькая в конце. Во чужом пиру похмелье и у каждого монастыря свой устав – и свои ужасы. Старые грехи и тайны. В целом, смысл тот, часто всегда есть скрытая угроза извне, но куда опаснее скрытые брожения недовольного меньшинства. И всё это берет корни в глубине веков.

Отчасти сильно напомнило атмосферу из Dragon Age: Origins, в частности Орзаммар.

Автор Браславский вообще составитель книжек-загадок, и кроме “Ворона” и “Щита королевы” у него ничего нет. Попробовал себя в качестве романиста – неплохо, но странно вышло. Три-четыре балла: добротная книжка, неглупая, но несколько запутанная и сумбурная. Видимо направленность была на женскую аудиторию: много переживаний Королевы, сумбурность женского мышления, а многое нам не раскрыто (как, зачем и почему), и быть может это и правильно: с точки зрения молодой королевы для неё это так и было – странно, невнятно и подозрительно-непонятно. Угроза как внешняя, так и внутренняя – всё это грозит проблемами в совсем недалеком будущем. Дипломатия, немного психологии, шпионы в царстве гномов, заговоры. По сути зарисовка быта гномов, срез этой эпохи, в которой они жили – старые тайны дают о себе знать – и пожалуй фактор личности, как короля гномов, так и его супруги: стороннего невольного наблюдателя – и жертвы этой истории, в лице человеческой женщины. Книга вышла намного лучше того же “Инженера”, в ней четче прописана поучительная история, да и персонажи занятны, но на тоже неидеальна. Она серьезна и мрачновата.

Крис Вудинг “Отрава”

или Poison в оригинале: так назвали добрые родители свою дочь – раз она такая едкая и вредная.

Попытка написать сказку нашим современником. Неплохо и нетривиально, неожиданно глубокая и очевидная идея – всплывающая в конце книги, на фоне сказочных декораций и персонажей.

Книга от автора, не дотягивающего до гения, но в целом пишущего интересные и нетривиальные, в чем-то стандартные приключенческие книжки. Но заслуживает внимания. Также у него есть растянутая, но любопытная книга “Элизабет Крэй и Тёмное Братство” – смесь Шерлока Холмса, Хеллсинга и Ктулху Лавкрафта: Лондон, ранее бомбимый германскими цеппелинами в альтернативной истории этого мира, нечисть на улицах – и охотник на неё, а также культ сатанистов, воспевающий Ктулху – любопытная сама по себе смесь.

Плюс при прочтении, когда читал в начале книги про болота, то понял, что если писать про них, получится банально и шаблонно: сваи, сырость, плесень. Учел это для своих рассказов. Главная героиня живет именно на болоте: древесные змейки, закрытая территория, до которой хрен доберешься. В целом, книга наивная вроде бы, но с кучей отсылок. Взять хотя бы спутника Отравы – Брэма. Это либо составитель справочника животных (с довольно забавными и дикими комментариями: типа хомяк – свирепый хищник, кидается на людей из своей норки), и по моему мнению – писатель Брем Стокер. Но может и вообще просто персонаж Брэм.

Скажу кратко – многое перекликается с сказками братьев Гримм, да и других сказочников Немного хоррора. По детски что ли: страшновато, но занятно. Мы идем, натыкаемся вместе с героями на разные локации и как бы переходим из одной сказки в другую. По сути это так же, как и “Сказка о Проклятых” – антология под обложкой одной книги. Но более качественная конечно, скрепленные чуть более крепче между собой истории. Завязка незамысловата: у семьи девочки похитили младую сестру и та идет её спасать. Ближе к концу поэтому есть горький и непоправимый парадокс, который вместе с финальной идеей сильно переворачивает наше восприятие и переживания за главную героиню! Сказочки – только фон для главной идеи книги…

Но вся ценность в этой приключенческой, про путь куда-то, книжки скрывается в конце. Там нас ждёт бьющая по голове идея – которая заставляет загрузиться по-полной. А что если автор нагружает своего персонажа книги – и не одного его: губит его, радует, подкидывает ему приключений, горя, драк, радостей. А если взглянуть с точки зрения этого персонажа?! Тот же хоббит Фродо мог спросить у автора Толкиена (если бы мог): а за что мне такие проблемы и страдания, ради чего? Автор, зачем ты заставил меня столько страдать, падать и подниматься? Ради чего?

Автор в полной мере ответственен на всё, что он творит со своим персонажем и миром: выбор – когда его убить, и стоит ли? Хороший автор и сам мучается наряду со своим творением, переживает то же что и его персонажи.

Хотя ближе к концу есть сложный парадокс “курица-яйцо” – и что было раньше, и что причина всего – но и сама книжка местами соткана из парадоксов. Середина же – обычное наполнение. Довольно детальное, сказочное, колоритные, порой шедевральные персонажи и декорации, но всё слишком мимолетно и быстро они сменяют друг друга. Примазавшийся к Отраве в её приключениях кот? намекает нам своим прозвищем Андерсон (вполне возможно, что это реинкарнация того самого сказочника). Отчасти книга похожа на “Алису” Кэррола, но без сильного безумия, скорее ближе к европейским сказкам, чем к английским, но местами мрачно и готично. Горькая ирония. Тёмная сказка, даже сборник сказок, объединенный одной линией. По отдельности персонажи играют неплохо, но стоит от них удалиться – о них практически забываешь. Еще я бы назвал это сказкой о сказках.

Неожиданно сильная финальная идея. Самая, по-моему, отличная книжка из моего перечня. Четыре-пять. Нашел её так же как и “Проклятых”, перебирая в журнале “Мир фантастики” книжки в аннотациях, и в основном, базируясь на обложке, выбирая по картинке. Понравилась картинка – прочитал аннотацию, нашел книгу. Нехотя вчитался. И понял, что нашел жемчужину. Попроще было со “Сказкой для Проклятых”, не было такого восторга – я не пожалел что прочитал Отраву. И как я уже говорил – так же я нашел шедевр “Орикс и Коростель”.

Петер Жолдош и его “Сверхзадача”

 

При всей спорности этой книги она увела меня немного в сторону – и я привел этот пример для большего понимания.

Книга от чешского автора. Первая половина, даже четверть её, идея постановки гениальна, но есть ряд моментов и претензий по другим вопросам. Попав в критическую ситуацию, космонавт с Земли, решает скопировать себя и других, уже погибших, членов экипажа. Он создаёт других со своей психоматрицы, представляя для себя их характеры – а это сомнительно. Выглядит так, что Вася представил, что он бортмеханик Миша, потом что он – Капитан Саша… и записал это для дальнейшей трансплантации личности. Сама идея же трансплантации разума астролетчика в тело пещерного жителя гениальна!!! ГГ настроил аппаратуру так, что рано или поздно, может лет через 100 или 200, придут к космическому кораблю аборигены – и в одного из них перенесут гипнозом его сущность. Образовалась команда – личности аборигенов переплелись с личностями членов экипажа, команда почти восстановлена, и можно уже лететь. Но автор в дальнейшем не дожал эту идею, переборщил с конфликтами, повествование опять запуталось, ушло куда-то не туда.

Сама идея трансплантации личности не нова – она даже есть в Трансформерах, когда личность убитого в бою Оптимуса Прайма, ради торжества победы, перенесли в новое тело – так появился Победоносец: героический, но не помнящий, кем он был раньше, да и как личность совершенно новый, и отличный от легендарного Прайма, то есть Первого. В дальнейшем его конечно подвели-привели к его старой личности, первооснове – но начало было спорным: никто не мог дать гарантии, что получат хотя бы похожую на прежнего героя личность.

Действительно Сверхзадача: выжить любой ценой, выполнить миссию – вернуться домой – на Землю, обхитрить смерть, настигнувшую космонавтов на этой неродной планете. Далее конфликт, смена тел на более совершенные. Отправление. Вторая часть книги прочел один раз, а в последующие прочтения – пролистывал: еще один заговор, разрешение его, всё это было и в середине книги. А финал вообще непонятен. Короче не доделано.

Я так понял, что человеки вымерли на Земле, пока космолет команды нашей книги был далеко – а когда он вернулся, то появилась возможность возродить цивилизацию с помощью экипажа. НО! Вдумайтесь: вернулись люди, но их ДНК принадлежит родной планете, похожей на Землю но по факту всё же другой, тела тех аборигенов фактически не являются ни землянами, ни потомками землян – некий очень близкий вид людей, но не земляне. То есть некогда с Земли улетел космический корабль, пропал там, а вернулись лишь личности (да и то измененные, слитые с аборигенскими личностями) но с телами коренных жителей той планеты, на которую они летели изначально! Но выбирать не приходится. И упрямство приносит свои плоды, вернее лишает их. Из-за глупости и казалось бы, логичного решения, идея возрождения, да и сама книга заканчивается фейлом.

Последние с строки вводят в ступор: “Всё взоры обратились к нему. И тогда Матт склонил голову.” При других обстоятельствах я бы приписал это силе и победе – что некто сильный и упрямый всё же согласился с решением большинства – после долгой борьбы, склонил голову в знак согласия. Но на самом деле, всё кончилось в никуда: столько стараний, фанатичная Сверхзадача, была заложена идея, есть великий шанс послужить человечеству… и в конце путешествия – крах, провал. Дело в том что по настоянию Матта – вождя властного, им не нужны были дети в полете – и всё стерилизовались…

Хотя в обеих случаях я по мог выдвинуть аргумент – а как же ДНК, можно клонировать из их клеток – и тогда всё же есть шанс. Но быть может, у оставшихся землян, живущих на Луне и Земле пары-тройки стариков-наблюдателей, просто не будет ресурсов, техники и возможностей – да и времени на возрождение. Ибо уже и ничего не поправишь – человечество погибло.

Я знаю, как иногда пишутся книги, порой автор имеет идею, но не знает как ее реализовать, порой это получается, но чаще всего получается так, что идея передана, но никак не получается на костяк нарастить мясо, выходит нелогично, криво. Бывает. Реально, приснится сон, гениальный, а вот воплотить его на бумагу – по логике, по смыслу, чтобы людям понравилось и они поняли – это тяжело. Так же и с идеей. Порой такие книги задвигаешь, чтобы не получилось несуразицы, но иногда вымучиваешь их – но результат тебя самого не удовлетворяет.

Автор имел гениальную идею, интересную – это видно поначалу, но не смог дотянуть ее, обосновать – вторая половина книги – шелуха. Жалко, люблю перечитывать первую часть книги, хочется завернуть ноги в плед – настолько она уютная и располагающая (хотя в само начал нешуточная драма с гибелью от радиации, героизм и в большей мере гордыня и эгоизм ГГ). В целом похоже, но со знаком минус, на книгу Роберта Ханлайна “Пасынки Вселенной” – тут тот же полёт, но не вперед, а назад – но с фейлом в конце. Напоминает опять-таки фильм”Пандорум” (Земля уничтожена, надежда только впереди – на новой планете), который сам по себе отсылает к тем же “Пасынкам”. Фильм так себе, но идея неплоха. Атмосферно но затянуто, слова безумца и представление, что творил Капитан – просто шик. Концовка – хэппи энд.

Что понравилось: легкий бытовой психологизм, конфликты между цивилизованным разумом космонавта и пещерным разумом, живущим на инстинктах, несовершенного физически, человека дикого. Взаимоотношения клонов, возрожденных членов экипажа.

За саму идею книги – пять: за неоднозначный, даже эгоистичный, почти сумасшедший идеалистический-фанатичный настрой ГГ, и вместе с тем упрямый и деятельный его характер: в виду своей надвигающейся смерти, решивший не сдаться, а проделать нечто такое, что в какой-то мере реинкарнирует его, даст смысл его прошлой жизни – и смерти. Но в целом книга тянет на два-три: неплохая фантастика, дельная, но странно петляющая, противоречивая. Но моему отцу она нравилась.

Если бы это было фэнтези, то это был бы отчаявшийся отравленный врагами маг, перед смертью лихорадочно заложивший свою душу в Джар-филактерию, дабы потом возродиться Личем и продолжить свои важные для человечества исследования, попутно подняв в качестве нежити своих коллег-товарищей. У меня возникла такая аналогия.

Мрачно получилось – и странно, ни к месту. Славно два разных рассказа объединили. В целом такая книга была у многих на полках, в период СССР, и многие фантастолюбы её читали. Так что как середнячок она годится: идеи шикарные, но увы, сама книга неоднородна и написана в таком ключе, что время от времени автор меняет курс, меняет ситуацию, и от этого все искажается и нет целостности общей идеи.

Чтобы было понятнее, привету пример трэш-фильма “Апокалипсис”: начинается как зомби-фильм и боевик, далее как Безумный Макс, а под конец – аж средневековый феодализм. И что это было? Нелогично и сумбурно, галопом по Европам…

Аналогия, также что напомнило сложившуюся ситуацию из книги.

А теперь прямая аналогия с этими двумя источниками. Игра Space Siege (родственник более легендарной серии Dungeon SIege). Это как бы ответвление серии Dungeon Siege – не очень удачное, можете не играть и не искать её: уныло, закономерно и заслуженно забытая игра – в отличие от всей серии. Но! Но центральная идея шикарная! С одним сильным посылом.

Земляне высадились на священной, как оказалось земле-планете Кераков, а те превентивно, в связи со своим кодеком – уничтожили захватчиков-осквернителей – целенаправленно и планомерно. Прилетели на Землю и уничтожили там всё – ибо нефиг! Выжить удалось горстке землян на паре кораблей.

Тут можно вспомнить фильм “Враг мой” (война в космосе с ящероподобными Драками), а также мультфильм “После гибели Земли”.

Так вот, там был такой посыл: герой сражается с Кераками на борту корабля – подобно Айзеку Кларку из Dead Space, и в конце концов пообедает их, но ему дает выбор суперкомпьютер Навигатор. Вариант один – остаться человеком, отвергая свою роботизацию и роботизацию всех людей, кстати. В этом случае всё стандартно: хеппи-энд, (ГГ остается человеком и со своей подружкой летит к новой планете). Надежда есть, не все потеряно, а Навигатор отключен.

Второй вариант переходный – мы обвешиваемся имплантами, становимся роботом на 95%: играть в таком режиме становится легче, больше появляется возможностей – и видимо оставив себе только биологический мозг. Мы выручаем людей и побеждаем бездушного Навигатора. Люди спасены, и по прибытии они могут основывать колонию, а главный герой отвечает на вопрос подруги – жалеешь ли ты об этом, что напичкал себя этими железками, а тот в ответ голосам робота Вертера (это не очень слышно в оригинале, но сильно слышно в русской озвучке), безэмоционально: а как же иначе, я пожертвовал своей человечностью, но в итоге спас всех… В целом ГГ отчасти потерял себя (жалко) – но и тут не всё потеряно, всё-таки человечество продолжит жить. Один пожертвовал собой ради многих.

Поселений вариант даёт самый мрачный и страшный финал. Мы становился киборгом, с легкостью закатываем врагов-Кероков, но ведется на уговоры электронного болвана Навигатора, согласившись на поголовную кибернетизацию экипажа. Теперь весь экипаж и спящие люди будут насильно подвержены роботизации(вспоминаются “Отроки во ВСеленной”: вы будете направлены на станцию Осчастливливания) – для лучшего выживания, по мнению ИИ – и на планету прилетят лишь останки человечества – больше киборги, чем люди, прагматичные и неуязвимые роботы. В чём-то в этом есть смысл: ИИ сетует на потери человечества, и с непосредственностью прагматичного искусственного разума предлагает просто перейти в более удобное и бессмертное, по его мнению, состояние. Но с точки зрения человека, это потеря себя: как своего уникального биологического тела, так и души. Всё же есть выбор: неизвестно что попадется на планете, но всё же люди славились тем, что выживали практически в любой ситуации, не сдаваясь и борясь до последнего. Так что разумнее было сохранить человечность – само то, что делает нас людьми, человеками разумными.

Что характерно, это нам наглядно показывают, когда невозмутимый герой говорит об этом своей подруге Рейнольс (выборе роботизации), а ту уводят на кибернетизацию две уже модифицированные полуженщины-полуроботы, под вопли не делать это с ней. Вердикт главного героя Сета: человечество выживет, став бессмертным.

 

Жутко. Горький финал, особенно резко подкрепляемый циничным по ситуации эпилогом – радиограмма: …и хотя Земля уничтожена Кераками, (далее восторженно) но раз мы выжили, и у нас появилась надежда всё восстановить на новом месте… До скорого.

А по сути, в этой ситуации и выборе, это биологически невозможно – благодаря выбору ГГ. Очень сильно, жестоко и поучительно. Игру можно выкинут на помойку, настолько она получилась блеклой, но вот посыл, идея выбора про потерю человечности, то что дает нам стать сильнее, заставляет выживать – в то в время как становясь бездушным, сильным, неуязвимым-непогрешимым, мы теряем нечто важное – сострадание, саму жизнь. Жизнь и вариативность. Вот этот вариант был бы достоен книги в стиле Хайнлайна.

Мне эта ситуация в Сверхзадаче показалась похожей на эту по результату – именно последний выбор ГГ. Вот такой вывод, уход в бок, на смежную тему, как у меня часто бывает. Ценю резкий психологизм, который бьет, заставляет задуматься, ужаснуться, осознать важность выбора. Жутко, мрачно, психологично.

Так или иначе, “Сверхзадача” порой косвенно, покинула мне пору идей. И хотя книга в целом не удалась, пара моментов в ней удачных есть. Учитесь на чужих ошибках, продумывайте свою книгу, разумно вкладывайте свои идеи, лучше пусть вам скажут со стороны, раскритикуют, но помогут усилить книгу, не давая ей скатиться в посредственность. Её и та много.

Вот видите, потянув один источник, можно вспомнить еще пару, и связать вместе, проследить тенденцию – главное заранее знать многое из разных источников, чтобы знать, с чем сравнивать.

И напоследок даже не книга, а рассказ, причем из необычного источника.

Леонид Алехин рассказ “Сказка на ночь”

 

Рассказ, а вернее даже трилогия, состоящая из трех сравнительно коротких рассказов Леонида Алехина. Поговорим о самой мне понравившейся – Сказка на ночь. Рекомендую именно только первую. Впервые была опубликована в журнале “Мире фантастики” с неплохими иллюстрациями, соответствующими происходящему. Два времени – прошлое и настоящее, время войны. Есть недосказанности, однако цепляет. По новому глядим на сказку “Волк и Красная шапочка”. Сильный персонаж, германский летчик Дитрих, далее не менее сильная, пошедшая по его стопам Лиз. Суть в том, что охотник (Дэр Ягер), спасает маленькую Красную Шапочку из немецкой деревушки в глухомани – от оборотня. Дитрих теряется а в дальнейшем, много лет спустя, эта девочка вырастает и продолжит охотиться на оборотней (а ля Хеллсинг), под руководством германского же командования – Аненербе! И ей однажды нужно рассказать сказку на ночь, уже другой девочке… Гениально! Несмотря на незавершенность, короткий формат и общую поверхностность повествования – мне дико понравилось!

 

Видно, что автор на коленке, сев на подоконник и прямо в редакции аки Ляпис Трубецкой накарябал три части. Если первая шедевральная – но видно, что малый формат: быстро и бегло, ничего лишнего – можно награды в малом формате давать; то вторая наивно-бредовая, отдающая пульп-фикшэн, низкопробная и непродуманная, а третья тягомотная и философская. Во втором рассказе позабавила немецкая вампирша Хельга, которую явно по намекам автора изобразили как Интегру Вингейт Хеллсинг! Хм, ныне этот рассказ в журнале МФ найти невозможно.

Продолжение – “Ночное ограбление” и “Ночной экспресс” 2005 года. Читайте эти продолжения на свой страх и риск – если только вы захотите знать дальнейшую судьбу Дитриха и Лиз. В целом вторая и третья части слиты, а первая и так самодостаточна. Как бы это сказать, первая часть была вполне законченной, в ней всё сказано, а вторая и третья – это попытка продолжить историю, что привело к перегрузке и бреду. С натяжкой прочитал вторую. С трудом еще большим осилил третью. Скажу так – для меня это практически ничего не дало, и любимой и цельной осталась именно первая. Именно так, зачастую выходит с удачным оригинальным фильмом, но по которому пытаются снять бредовые и натянутые продолжения. Чисто из академического интереса хотел узнать, чем все закончится.

Даже рекомендую залезть на сайт “Мир фантастики” и прочитать в оригинале, благо она занимает всего 15 страниц – и в основном из-за оригинальных иллюстраций. Номер за Март 2004, №3 (7).

Что до автора, то он отметился парой книг и сейчас не пишет. В целом у него этот рассказ стал экспромтом и маленьким шедевром, когда как другие у него стандартны.

Вот как-то так. Если искать по косвенным, попадаются среди ширпотреба книги, которые либо интересны и любопытны сами по себе, либо зацепят только вас, может быть еще ряд людей – своими идеями или написанием, стилем. Порой сильны персонажи или придуманный мир.

Надеясь я подкинул книг, из которых хотя бы половина вам понравится, как и мне – ну или по крайней мере, ненадолго развлекут.

Добавить комментарий