Shadow Tactics: Blades of the Shogun 2016 (Тактика Теней: Клинки Сёгуна 2016).

Ниндзя-самураи-коммандо вершат справедливость в тенях…

Ранее это была студия Mimimi productions – со странным логотипом-макарониной (М-заглавная), сейчас же, с выпуском Desperados 3,  это Mimimi games – с ковбойкой-лоли-плаксой, что мило и кавайно. Ну хоть название не поменяли. Игра эта тактикс риал-тайм, еще можно добавить ярлыки Isometric и Stealth.

В свете того что вышла Desperados 3, я решил запилить статью про предыдущую игру этой же студии. Грубо говоря, начиная отчасти паразитировать на серии Коммандос, а точнее взяв за основу по крайней мере первую часть серии Desperados, Mimimi тем не менее, внесли ряд идей, свой взгляд, новых героев и красивый движок, неплохую музыку и со временем превратились из паразитов в автозитов – полезных деятелей. А почему бы и нет, если берешь уже готовую идею, у тебя два выбора – сделать тяп-ляп (и так сойдет!) и попытаться впарить продукт; либо сделать с тщанием, душой и любовью – в надежде что игру оценят за старания. Работа Mimimi прошла по второму. Стоит учитывать, что проекты такие, как правило, не нацелены на широкий круг геймеров, а будет интересны лишь олдфагам-экспертам, да и вообще любителям такого жанра – это ведь не весь массив игроков, согласитесь. В общем штучная работа, с прицелом зацепить заинтересованных в таком людей, минуя более чем половину других “жанровиков”.  Отличная, неожиданная игра, возрождение серии Тактики в реальном времени (Real-time tactics – RTT). И уже сейчас – не менее шикарная и более развернутая новенькая Desperados 3 – о ней когда-нибудь напишу тоже. Будем надеяться, что это станет возрождением угасающей было серии RTT. Либо сами Mimimi, либо другие потянувшиеся вслед за ними, сделают еще пару таких игр. Может быть, после ковбоев и самураев, Mimimi-шники дотянуться до батек серии – Коммандосов. Поживем-увидим.

Подобно подхваченной когда-то вирусной инфекции, игра из одной линейки этой серии заставит вас засесть за нее. Пожалуй, из самых ранних таких игр, что приходят на ум – Robin Hood: Legends of Sherwood. Далее, конечно же, король жанра – Commandos, от предприимчивых  и смелых испанцев Pyro Studio. Далее по цепочке – Desperados. Вот именно они и есть ближайшие родственники игры Shadow Tactics Blades of the Shogun. Посудите сами – навыки, отчасти характеры-архетипы схожи. Ковбои, самураи, авантюризм….

Есть на Ютубе две отличные видео. Первый про Десперов, очень детальная и информативная: автор Danny of the Dead Ностальгический обзор игры Desperados: Wanted Dead or Alive. Взять живым или мертвым. А  далее, по нему я нашел видео еще одного товарища – чем открыл в свое время еще одного обзорщика Perfect Noob`a ака Яков Свиридов. Выпускает видео он лениво и редко, но очень харизматичен. Второе видео – PerfectNoob – обзор Shadow Tactics. Blades of the Shogun крайне коротко, емко, и тем не менее, информативно и что любопытно – с большой долей юмора: посмотрите их, а я уже кратко скажу свое мнение от игры.

Для начала сойдет, скажу только что играл практически во все, что было раньше – но особенно понравились Commandos 2 ( третья Commandos закономерно не зашла, Desperados – первая самая лучшая – она  после отгремевших было Коммандос была как глоток свежего воздуха. Теперь вот Desperados разбавило пустоту от редкости RTT. Так или иначе, я лишь кратко поведаю от впечатлениях от этой игры.

Особенности.

К сожалению, есть всего пара мелких, в общем-то, нареканий  с этой игрой, на мой взгляд.

Первая. Мало! Маловато будет!  Вроде бы сидишь как за шахматной партией; поначалу 30-40 минут, потом счет идет на часы – от двух до четырех. Иногда делаешь перерывы – хочется чуть дать отдохнуть мозгам и реакции; попутно растягивая игру – хотел бы, прошел бы за 4 дня, но нет, растянул где-то на неделю-полторы. Этой игрой нужно наслаждаться, ведь мы ее долго достаточно ждали  – те же Десперы датируются 2006 годом…

Вторая претензия – из-за достаточной, хорошей детализации игры, неплохой графики и насыщенности уровней, их загрузка происходит медленно – о чем нас честно предупреждают прямо на экране загрузки. Опять Unity, чего вы хотели? Но это можно трактовать и так – можно сделать себе кофе, почитать под рукой книжку. Так или иначе, эта поистине самурайско-ниндзянская игра учит нас неспешности, терпению, освоению медитации, реакции и трезвого расчета. Неспешная, вдумчивая игра.

Третье – хардкорность не предъявишь – есть три уровня сложности, в общем-то стандартно. Поэтому последняя претензия –это реиграбельность. Едва я ее прошел – предварительно выполнив, по крайней мере все ачивки на миссиях – как тут же забросил ее. По сути, я на месте, сразу, прошел игру два раза, вдумчиво – а потом бегло, ради ачивок. Хотя, через некоторое время иногда возвращался к ней, но ненадолго. Подобная ситуация была с Valkyria Chronicles. Таким образом, как и она,  ST – крайне своеобразный продукт, рассчитанный на перичное максимальное погружение и наслаждение игровым процессом, без спешки, обстоятельно, интенсивное прохождение, сосредоточенность –  релаксация в конце вплоть до легкого отторжения. А далее уже хочется время от времени к ней возвращаться, это как головоломка – нужно ее чуть-чуть забыть, чтобы насладиться ей по новой. Это мои впечатления. Как вариант можно стереть сохранения и начать все заново, тогда интерес возвращается. Способствует этому три уровня сложности, но я-то сразу играл на харде, хотя было сложно, после этого играть на более легком уровне не так прикольно.

Озвучка.

И опять ситуация как с Валькириями – все же больше тяготеешь к английской озвучке – мозг быстрее цепляется к более понятной и привычной. Английская хорошая. Но японская версия озвучки сложнее на слух по узнаванию, но  и аутентичнее. В конце концов игра про Японию. Местами даже еще экспрессивнее английской. Например, Юки теряет Мугена – и в японской проговорке мы буквально видим кипешащую, заламывающую ручки и бьющую себя кулачкам по голове воришку-девчонку, корившую себя за нерасторопность… – для примера, мне это сильно заполнилось: – Где же Мастер-самурай… глупая, глупая Юки!

Обстоятельная, неспешная речь Мугена… Стариковские ворчания и разъяснения Такумы. Хаято слишком профессионален и сдержан, как и Айко.

Механики и фичи.

Пара мелочей – порой, если даже враг стоит вполоборота, а вы бьете его, он неизменно и превентивно оказывается в момент анимации смерти врага к вам спиной: это потом перекочевало в Desperados 3, вплоть до того, что подбегая к врагу сбоку или со спины, мы разворачиваем его к себе лицом и вмазываем кулаком, либо он к нам лицом – мы поворачиваем его к себе спиной, рывком разворачиваем и бьем, забавно. Так же анимацию убийств нельзя сбросить, так что убивать врагов одного за другим довольно опасно, лучше всего по одному, максимум двух, впрочем, Муген может покрыть своими резкими ударами катан сразу трех-четырех. Юки из-за субтильности вынуждена таскать трупы в позе “до китая раком”, спиной вперед, медленно и печально, зато она как бы находится в полуприседе, и враги ее, волокущую труп, не сразу спалят. В отличие от несущегося вперед Мугена с двумя трупами под мышками…

Так порой бегал известный вор-гигант Фламбо из рассказа Честертона… Ну разве то полисмены у него были живые и матюгались, ошарашенные наглым вором, похитившим их. Читайте классику!

Помощника главгада  зовут Ябу (был пакостный персонаж с таким именем в сериале Сёгун, намек на Токугаву при Нобунаге), так вот по сложности и интенсивности врагов, а так же попытке заманить господина Ябу (все сильно заскриптовано) я просто срывался и шипел сквозь зубы: ОМГ! О, я ябу…! То есть доберусь я до вас господин Ябу…. Ну вы поняли… Правда – нужно было подгадать так, чтобы подкараулить его – и совпал ряд условий – иначе его и потом не выманишь  – скрипты, скрипты.

Чуть напрягала миссия с освобождением плененной команды – приходилось воевать тем, что есть, попутно медленно возвращая конфискованное оружие. Напомнило сцену из Half-life, когда Гордона Фримена вырубили и отобрали все оружие, а мы потом его снова постепенно приобретали. Привык уже к своему арсеналу, а тут практически с голыми руками…. Но потом все шло по накатанной.

Сюжет.

Может быть это своеобразный спойлер, но по крайней мере многим игрокам начинает закрадываться подозрение о главном твисте… Кто больше всех услужлив, дает советы, прислушивается, кто приближен к новому Сёгуну…. Ну, ну, подсказка, еще подсказка – потом всё оказывается даже слишком банально (вспомним Desperado, который все же удивил тем, кто скрывался за личиной Эль Дьябло). Как в отместку за его коварство, одним из вариантов его убийства можно всё обтяпать так,  чтобы  со стороны это выглядело как “случай на производстве” ( “Я гулял по берегу моря и меня сдуло в море ветром.” – Приключения Капитана Врунгеля). Гибель главгада-предателя мы должны поставить как  несчастный случай– мол, “с дерева упал на топор”. То бишь, нужно придушить злодея на вершине его крепости-резиденции и кинуть тело со скалы: “Momento more – Моментально – в море!, “…на дно самого глубокого ущелья!”  Судьба!  Для несведущих – случайность, роковой случай, но для знающих – исполнение воли небес, свершившееся возмездие, гибель от рук первородной стихии воды…. Символично, брошено рукамилюдей, смыто стихией-водой. Мне понравилось. Этакий конец нашей тихой войны, плоды наших дел будут видны со временем, а пути нашей группы расходятся…

Есть в игре  своеобразная система нашивок-ачивок, заставляющая перепройти уровень и если не по нескольку раз – вполне можно записаться, выполнить ачивку, записать этот же момент до действия, и переиграть в другом варианте, выполнить второе условие. На самом же деле, это не нашивки, а так называемая цуба –  гарда от катаны – овал определенной формы со стилизованным гербом – например, у древнего Клана Мори – это Журавль, да и на многие мицуруги его лепили. Ну, примерно перевели как нашивка. Так что это все же вольный перевод понятия. Кроме того, в игре есть скрытие достижения, для уж совсем терпеливых и дотошных (видимо на пиратке не учитывается, только в Steam) – например лицезреть тайную пещерку во втором уровне, убить определенного самурая на миссии – именно сосулькой, или более сложное технически и по затрате времени – завалить в общей сложности 780 человек. Муген, где твои катаны – пошли тупо всех на карте рубить?! Дерзайте.

Главные персонажи.

Как я заметил, в игре есть герои, архетипы как по характеру, так и по устремлениям. Так сказать наша игровая пятерка – это ум, честь и совесть Страны восходящего солнца. Если Хаято чуть серьезней, то Муген олицетворяет силу и честь (что неудивительно для самурая) – в определенный момент, осознав свои  фатальные ошибки, он поступает как велит кодекс Бусидо. Старичок Такума – мудрость и меткость, как стрельбы так и речей, Айко – притворство, хитрость лисы, но также долг, и пожалуй, верность старой дружбе (Мугену). Хаято – наемник до мозга костей, но ближе к концу всё же действует, задетый за живое, вопреки своему кодексу наемника-убийцы. Корысть, расчет, нажива за свою нелегкую работу, ну и профессионализм – вот его кредо. Юки – молодость, неопытность, порывистость ну и, пожалуй, ловкость. То, что не успевает мудрость и сила, берет проворством, неожиданностью и незаметностью. Вообще Юки кавайна – кавайнее нее только Такумов ручной енот (енотовидная собака) -Тануки – вспоминаем песика Спайка из Commandos 2. Вообще Юки сильно напоминает по повадкам китайскую обезьянку из сказки, но все же разрез глаз ближе к японским корням. Именно ей я больше всего импонировал, следом по симпатиям шел Муген – он  монументален и немногословен, для самурая даже слишком мягок и сдержан в разговоре. Хаято уж слишком безлик, что ли, универсален, банален и по сути как бы носит маску ниндзя всегда – неприметный, смертоносный, вечно наготове. Думаю, вы поняли. Айко тоже на него похожа – появляется поздно, раскрывается мало. Мой выбор – Такума, Муген и Юки.  Старичок-боровичек смешит своими манерами, подколками, но и одновременно является мастером своего дела, совмещая в себе снайпера, подрывника и даже гаджетира команды – мастерит всей команде наручные пистолеты. Опять-таки его ручной Тануки…

Игра.

Миссии сложные, но интересные; порадовали как ночные миссии, так и дневные – игроделы не жалели красок, это радует. Кроме того они постарались сделать каждую миссию уникальной – снежная (традиционные следы на снегу – враги это видят и их можно специально заманить этим за угол), горная – где нужно много карабкаться, шумный город, крепость, поле боя – где все стреляют и кричат, и мало кто что заметит и услышит; рисовые поля под дожем, где вас может выдать хлюпанье воды под ногами… Получилось пестро и наглядно, интересно и разнообразно.

Музыка.

Музыка аутентична – и ведь делали ее не японцы – но они уловили суть духа Японии. Такой подход я видел недавно в мультфильме – Кубо; делали амеры, взяв антураж Японии, простенькую мораль и каноны Востока. Банально, но и наглядно-узнаваемо. Или та же Аватар Корра – хотя там намешано всего. Ну да ладно, отвлекся.

Музыка соответствует настроению каждой миссии и ее наполнению – неспешная медитативная мелодия 3 миссии, где все покрыто снегом, когда идет бой ( Атака на Каназаву) – бравурно-серьезная. Но, конечно же, самая офигенная мелодия встречает нас, едва мы загрузим игру – в главном меню. Так же из Desperados 3, да во многих играх. Вкупе со стилизованной картинкой в духе Семи самураев, это дает отличный эффект погружения в историю игры. Герои выполнены в мрачноватой серо-красной гамме, они моргают, у них развеваются волосы и детали одежды. Игра сразу же задает своеобразный настрой – долг, честь, товарищество, общая судьба и дело.

Картинка, как я уже говорил, яркая, пестрая, персонажи прорисованы чуточку схематично, ничего лишнего, но вот пейзажи изобилуют деталями и подробностями – пиршество дл глаз.

На волне поднявшейся ностальгии  побудило меня перейти Десперов, и чуть поиграть в старых Коммандос. Я же говорил о возвратности игрового вируса…

Едва-едва вышла игра Desperados 3. Получилось забавно, скопировав игровой процесс и типажи, создав похожую и все же отличающуюся в деталях игру, Mimimi games все же решили – а давайте уж раз набили руку, воскресим старичка Desperados, с которого все и началось – движок уже есть, обкатан, снова перекрашиваем самураев в ковбоев. Разрабы уже зарекомендовали себя кропотливыми игроделами, любящими мелочи и полных мелкими, но разнообразящими геймплей идеями. Так что приветствуйте еще одно детище в линейке Commandos RTT.

К сожалению у многих игроков нашлась справедливая претензия – слишком разрабы опирались на свое детище Shadow tactics, скопировали многое оттуда, но урезали много из того, что было в оригинальном Деспере – по сути они состряпали именно своих Десперадосов, да еще и решили переписать историю персонажей – и в дальнейшем танцевать от своей версии. Не берусь судить, новичкам будет норм, олдфаги же насторожатся и заворчат.

А что же касается Blabes of the Shogun… Недавно, под конец 2021 года, выпустили короткое дополнение – Aiko`s Choice – и по сравнению с теми же DLC для Desperados 3, выглядит это легкой халтурой: три большие миссии (именно в них доступны новые ачивки-цуруги), и три сюжетно-промежуточные. Негусто – маловато будет!
Что поделать, ведь Blabes of the Shogun, был первым пробным камнем, а на его последователя, третьего Десперадоса, совравшего банк, на него и делали основную ставку (и всё равно финал был смазным и коротко-обрывочным) – к нему и DLC отсыпали качественно. А я уже ждал DLC к BotS, чтобы в третий раз пройти игру – всё как-то откладывал; с DLC был шанс вернуться в игру, скачать её по новой – а то места она занимает сравнительно немного – но и не мало… Ну что же, хоть этого дождались, перепройту еще раз, благо Десперты третьи уже осилены и перепройдены.

А что же касается Shadow tactics… Игра понравится в первую очередь ветераном серии – начатой Commandos, далее Desperados; но и неискушенным игрокам она зайдет в силу современной своеобразной детальной графики, немудрящего, в общем-то, для галочки, сюжета, но емко и конкретно расписанных персонажей: обаятельных и харизматичных героев этой истории. Пару-тройку дней, а то и неделю удовольствия игра подарит. И пожалуй, еще захотелось пересмотреть сериал Сёгун….

У этой записи один комментарий

  1. ivan

    Многа буков. Не понял и не осилил

Добавить комментарий