Valkyria Chronicles PC. (Хроники Валькирий) 2016.

Не мог пройти мимо игры, которая начинается на VAL…

Многие приставочники прикоснулись к этой игре в далеком 2008-ом, я же сначала увидел сериал-аниме Хроники Валькирий, а про игру узнал позднее и думал, что первичным был сериал. Но нет, оказывается все же первоисточник это все же игра, которая разрослась далее аж до трех частей. Первая же часть наиболее сильная, две другие шли вдогонку, да еще третью по механике сильно перекроили. Ну и главные герои и персонажи, равно как и сюжет там разные, хотя и объединенные одной идеей боевого братства и любви, и дружбе на войне. С этой игрой получилась забавная история — я впервые видел упоминание о ней на одном из постеров в игрожурнале ЛКИ. Это было уже после выхода сериала, так что я и подумал что он первоисточник. Короче загорелся было поиграть в нее, но увидев, что она приставочная, приуныл и как-то позабыл о ней. И тут практически в момент выхода PC версии мне о ней напомнил друг, который безвылазно сидит в Steam и следит за новинками, так что я не пожалел, когда все же добрался до долгожданной игры. То, что я давно хотел поиграть, наконец-то вышло на персоналке в 2014! В игре сюжет четкий и на удивление длинный, в сериале же — перекроили канву сюжета, добавили детальности, сосредоточили внимание на определенных героях… и закономерно ослабили напряженность войны, убрав некоторые жесткие моменты из оригинала. Хотя я соглашусь, что сразу же раскрывать интригу в игре, как в 7 миссии, когда появляется Валькирия со всей ее мощью — это все же перебор, она тогда могла разметать все наше войско, ну да ладно. С другой стороны, в игре ее показали ее силу и спрятали обратно, дабы мы мучились, и то и дело ожидали нового ее появления. В целом же сериал прошел на ура — он яркий красочный и почти так же создается ощущение акварели, как и в игре, но все же чем-то слабее игры. Скажем так — в игре есть баланс между событиями, историей и боями, в аниме-сериале много отдано личным чувствам членов 7 отряда, но принесены в жертву многие логичные идеи игры. Хотя с другой стороны сильно смягчена история, что совсем делает сериал почти детским. Ранее в Valkyria Chronicles можно было поиграть только через эмулятор. Но вот сейчас можно обойтись и без эмуляторов, игра прошла испытание временем — да так, что разработчики решились портировать ее на PC, спустя аж целые 6 лет (Весна 2016). Технически портировка игры началась еще в 2014, но официально игра приобрела законченный вид, когда группа ALLIANCE перевела ее на русский. Перевод любительский, но крайне качественный. Браво! Заметил всего пару опечаток, кое-где перевел бы по другому, но в целом получилось очень приемлемо, достойно и правильно, все для фанатов!

Теперь наслаждаться игрой можно в полной мере. А раньше это был своеобразный эксклюзив на PS3, в лучшем случае на английском — ужасненьким по грамматике, так как сами японцы делали локализацию со своего на английский. Следуя просьбам фанатов игры и портировав на PC Valkyria Chronicles, они невольно обрадовали и других геймеров. Еще бы за компанию портировали и русифицировали вторую и третью части… Но по сути первая часть – лучшая, вторая и третья – неплохие вариации с новым набором героев, но не таких колоритных как в певрой. Там это кадеты академии, так что все не так пафосно, да и графика более чем скромная – даже хуже чем в первой. Так что портировка на ПК закономерна была признанной ненужной – в целом, вторая и третья популярны разве что в самой Японии. Но что же получилось с первой? А получилось неплохо, тем более что прикрутили при портировке поддержку мыши и изменения разрешения. Но рамки строгие — 30 FPS и лучше не включать V-SYNK — игра сразу же тормозит. Лучше поставить максимальное разращение и не трогать остальное. Управление (кнопки) можно переназначить.

Графика.

В игре используется собственный движок Sega – Sega CANVAS, создающий имитацию анимированных акварельных рисунков. У игры есть два непробиваемых и непреложных факта — она сильно анимешная, так что определитесь, понравится вам это или нет. Одни люди отшатнутся, анимешникам она понравится, и есть еще третья категория — это люди, слегка сбитые с толку обшей детскостью внешних героев, нарочитой акварельной комиксовостью, но соблазненные тактической составлявшей игры, и все же решившие взяться за нее. Действительно, если привыкнуть к стилю игры, а он почти уникален, то все хорошо: вроде бы self-sheiding, но все же не совсем, пейзажи словно сделаны акварелью и все имеет штрихи, картинка действительно возникает крайне необычная, но приятная, стильная и играющая на комикс-оформление. Хотя сама игра все эти события представляет как собственно Хроники, книгу о похождениях 7-го отряда. Единственное чего не хватает в игровой графике — это дополнительных теней. Цвета яркие, в городах умеренные и блеклые, на природе почти пейзажно-картинные. Все эти зеленые поля и мельницы — создается впечатление, что где-то по этим просторам бродит голландец Ван Гог, дабы написать очередную картину. Акварельный стиль поддерживается комиксовыми выкриками и звуками типа «Буум!» и «та-та-та!» Танки тоже не отстают и урчат «Вррррр» при движении. Приятные мелочи. Это забавно и разряжает обстановку на поле боя, хотя когда боец налетает на мину и вопит, это уже не смешно.

Бойцы и персонажи.

Парни тут часто бывают красавчиками, но есть и брутальные солдаты, хмурые фаталисты. Девочки все же в большинстве кавайны, отчего на поле боя кажется, что бегущая с винтовкой девочка не туда попала. Впрочем, есть пара-тройка воительниц с хмурым и сосредоточенным видом, которые действительно готовы воевать, а не выглядеть красиво на поле боя (Нина, Йоко, Джейн). Интереса добавляет то, что у каждого персонажа есть предпочтения и привычки – Потенциалы. Как и в Jagged Alliance 2 некоторые солдаты отлично работают в паре и тройке с проверенными друзьями, усиливая друг друга, до просто полубожественной силы. С другой стороны, каждый из солдат имеет пару-тройку способностей, отрицательных и положительных. В особо редких случаях пара солдат кого-то не терпит до крайности — например, старина Коби Кейрд не любит Алисию.

Ряд персонажей имеет Потенциал Дитя цветов — при виде цветочков повышается боевой дух, обратно же, некоторые имеют Дитя пустыни, когда как те же “цветочники” песка боятся и неуверенно себя чувствуют в пустыне, отчего характеристики их снижаются. Забавно, это как моряк и солдат — один уверенно чувствует себя на земле, другой — на море, поменяйте их местами — и оба будут некоторое время не в своей тарелке. У некоторых есть уникальные Потенциалы положительного свойства, но попадаются для баланса крайне нелепые и даже вредные: Ступор, Чертов затвор, Паникер или даже Аллергия, например на цветы, и о, ужас, на металлы (Металлист — неуверенны в городах из-за металлоконструкций). Разведчик Натали Дюфо например, имеет потенциал Недотепа — часто забывает перезарядиться. Очень часто аристократка Сьюзи Эванс ставит свою жизнь и выполнение боевых задач под угрозу своим гуманизмом: собственно Потенциал Гуманист приводит к тому, что при наведении на врага и попытке в него выстрелить Сьюзи отказывается это делать и просто сбрасывает свой ход! Ей вторит инженерка с Потенциалом Лентяй – при прицеливании во врага, она может решить не делать выстрел – ленится. Тоже вредная способность.

Короче, есть сбалансированные персонажи, есть очень сильные, почти без слабых сторон персы, а есть такие, играть которыми довольно напряжно — старайтесь, если за них играете, держать их рядом с более сильными товарищами. Кроме того, не пренебрегайте усилением — два-три верных товарища помогут в бою. Особенно хорошо усиление действует, если два или три бойца находятся возле врага и рядом друг с другом (в верхнем правом углу высвечивается, кто находится рядом и поддержит огнем) — в результате одним мы начинаем вести огонь по врагу, а другие автоматически атакуют ту же цель, по своему почину. Это удобно, и зачастую именно таким способом есть шанс расковырять элитного бронированного бойца врага. Враги, если им доведется стоять плечом к плечу, также используют эту тактику. Есть один нюанс – Лансеры с их одиночными ракетными залпами не учитываются в этой “огневой цепочке”, и не поддерживают товарищей – не стреляют. Есть и минус у этой тактики — враг иногда попытается поразить гранатой или снарядом из танка скучковавшихся товарищей. Все же основы тактики чаще рекомендуют рассредоточится, но опять таки перефразируя Зигмунда Фрейда: «Действуйте коллективно и ваши враги станут бессознательными». Так что смотрите по обстоятельствам, и не забывайте про укрытия.

В силу сюжетной канвы некоторых персонажей веником не выгонишь из пула набора команды. Это, конечно же, Велкин и Алисия, а так же пара вспомогательных, но не менее важных членов отряда — Ларго Поттер и Рози, вернее Бриджит Старк, певица с псевдонимом. Несмотря на гендерное их разделение, они не возлюбленные, а просто очень сплоченные товарищи по оружию. У Ларго уже есть своя страсть (кроме овощного огорода, Потенциал Овощной маньяк) — это находящаяся на периферии капитан 7-ого Отряда Элли (Элеонора) Варрот, а Рози всегда сама по себе. За бортом остаются так же сестра Велкина Исара Гюнтер и добрый друг-археолог Фальдио Ланзаат. А ведь по ходу кампании игры Фальдио не менее важен для сюжета — он проанализировал ситуацию и после долгой борьбы с собой, ради победы, вопреки своей совести взвалил на себя тяжелый выбор, и почти не ждал, что его поймут и простят. И в конце завершил свое дело — в общем, прожил не зря жизнь. Наглядный пример принципа — если не я, то кто?

В аниме-сериале его роль сократили донельзя. Так или иначе, Фальдио, Варрот и Исара находятся как бы с нами, но управлять и прокачивать их нельзя — они играют другую вспомогательную, сюжетную роль в игре. Совсем задвинут медик отряда Фина Сэллер — впрочем, если ваши бойцы будут часто тяжело ранены в бою, то вы её будете видеть часто. Немного забавно наблюдать как работают Потенциалы в бою — бежит например, снайпер Марина, внезапно на ее пути оказывается цветочное поле, она чихает и все — характеристики снижены. Мда, забавно, порой такими персами приходится места аллергии оббегать, словно там мины, а не, например, цветы. С другой стороны, ничего страшного, просто учтите, что этот боец будет сражаться чуть хуже. Это добавляет полю боя дополнительные черты. Но есть несколько бойцов настолько ценных в бою, что один-два их недостатка перевешивает их положительные качества — Второй выстрел, Убийца и прочие.

Но гораздо сложнее с аллергиками на пустыню — в игре есть немного битв в пустыне, так что лучше таких туда не брать, а брать тех, для кого пустыня дом родной. Есть бойцы с Потенциалом Любитель женщин/мужчин — например, солдат Салинас в присутствии женщин будет стараться быть истинным мушкетером и постарается не промазать во врага из своего мушкета… вернее из автомата. Забавно, но попадется персонаж с обеими такими способностями — Тед Юстинов: у нее тяга и к мужчинам, и к женщинам. Тут вообще раздолье — окружи себя представителями обеих полов и отстреливай врагов только так. Забавно, но есть парень, у которого тоже есть эта пресловутая тяга к мужчинам — Джон Волкер, причем у него это тяга к Лансеру Ларго Поттеру. Забавный перс с нарочито американской фамилией, но немного подбешивающий иногда своими ужимками. Ну ладно, люди разные бывают. У бойцов может быть и противоположный Потенциал — Женоненавистник (пример: Нильс Даэрден) и Мужененавистник: боец-девушка Даллас Вэйт как не странно, владеет таким, и внезапно Тягой к женщинам, ко всему прочему, нацеленная на любовь к Алисии. Короче, нечто вроде Теда Юстинова, разносторонний человек. Ноче Уордсворд недолюбливает Велкина и тоже любит Алисию. В общем, все запутано, 7-ой Отряд – это как одна большая коммунальная семья. Обратите внимание — все даркийцы (нация, презираемая из-за якобы плохих предков – вспоминаем Grandia 2 с их Народом Тьмы) имеют Потенциал Даркийские узы, что усиливает их в присутствии друг друга, так что есть смысл брать их дружной компанией в бой. Это — Линн, Вэйви, Зака и Надин. Ну и Исара, но она обычно бывает вне боя. И да, заметили — у всех даркийцев нет фамилии, а только самоназвание, имя. Им фамилии попросту запрещены – еще один пункт показателя их угнетения и презрения со стороны других европейцев.

Отряд.

Собственно, что у нас есть? Разведчики — бойцы с винтовками, могут быстро и далеко бегать, из винтовки могут стрелять одиночными по 3-5 выстрелов. Сильно поможет Потенциал Двойной урон, когда после обычной серии выстрелов автоматически солдат выдает еще серию от себя. Если это Штурмовик, то это будет очередь. Обычному противнику иногда и одной хватает, но иногда нужна вторая, чтобы его добить. Штурмовики — крепкие здоровьем бойцы, несколько медленнее бегают, стреляют из штурмовых винтовок и пулеметов, при развитии технологий могут обзавестись огнеметами. Последние крайне полезные (подствольные) приспособления, лучше всего жгут врагов в бетонных бункерах, часто игнорируют броню бронированных противников – я бы назвал это эффектом драконьего огня на рыцаре в латах.

Есть Инженеры — те же стрелки как разведчики, только не такие быстрые, тоже вооружены винтовками. Полезны тем, что могут обезвреживать мины и пополнять боезапас бойца, стоит им подойти вплотную к члену отряда. По сути еще у них есть еще одна сторона – они вроде как медики, но основной упор у них все же боевой и сапёрно-интендансткий, еще инженерный. И есть Снайперы — вооружены снайперскими винтовками, идут налегке, но до обидного очень недалеко. Но зато, если успели занять позицию, то тут же превращаются в Ангелов смерти — практически с одного выстрела убивают в голову, с двух-трех в тело. По сути, это реалистично – зачем марш-броски, если нужно сменить позицию и снова кемперить. Если получить им наградные винтовки, то они либо могут убивать легких пехотинцев, либо сильно пробивать броню элитных бойцов — зависит от типа и класса винтовки.

У всех бойцов есть гранаты — кроме снайперов. У Инженеров есть рюкзак с боеприпасами: автоматически используются, если подбежать им к своему пехотинцу или танку — боезапас у них восполнится. Крайне полезно для Лансера, Снайпера и Танка. Еще есть кусачки — юзаем их чтобы обезвредить оба типа мин: пехотные и противотанковые. Кстати, пехотные мины танк игнорирует, но все равно может встать на месте, если повредит от их взрывов гусеницы. Противотанковые мины покрупнее и по ним без проблем может пройти уже пехота. Потенциал Легкий шаг (та же малышка Нэнси Дюфо) дает шанс одну-две мины проскочить, но если бежать непрерывно по минам, рано или поздно какая-нибудь все же сработает. У пехотинцев есть заряд рагнита (запас на три применения) — при нажатии и наведении на цель лечим раненого товарища. Ну и против танков есть Лансеры – противотанковые специалисты, вооруженные нечто средним между турнирным рыцарским копьем и ракетометом. К концу игры новые образцы заменят старые и мы будем бегать с ракетометом, внешне напоминающим германский Панцершрек – тоже с защитным шитком, но более вытянутым и утонченным корпусом. Лансеры как правило физически крепки и не слишком поворотливы. Кстати, в игре есть послабления — часто за бункером или танком, наподобие красных бочек с горючим, стоят пресловутые рагнитовые емкости. Стреляем по ним и разносим цель взорвавшимся рагнитом, которую обычно долго ковырять.

Приказы.

Но, в общем и целом, это в бою как немного помогает, так и мешает, но вся сила, как вы поняли, в связке — пара, тройка, или даже пятерка сплоченных солдат могут отлично провести бой, поддерживая друг друга. Еще сильнее в бою могут помочь (Ордеры) Приказы отдаваемые командиром Велкиным: разного рода усилялки и ускорялки (бафы) — причем на некоторых миссиях вполне своевременные: например, сильнее пробить по радиатору вражеского танка — в бою с пресловутым «Железным капутом» Императора в 7 миссии без него не обойтись. К этому эпизоду я еще вернусь. Но вообще, Приказы Мощь и Разрушение (урон Радиатору машины) незаменимы в борьбе с танками врага, однако иногда до этого Радиатора еще нужно добраться. Чаще всего приходится пробивать ракетой в бок или даже в лоб танка: не всегда удается подкрасться к танку сзади, порой просто не хватит хода или танк срежет из пулемета на подходе. Заметьте, мы бежим в пошаговом режиме, но танк или пехотинец ведет огонь в реальном времени! Можно увернуться, но выглядит это странно и нечестно.

Порой очень неплохо перед боем накрыть Приказом Удар с воздуха группу врага (как правило, можно накрыть в круге удара до 3-4 врагов). Если Удар с воздуха отнимает 3 КО (Командных Очка), то более масштабный Артиллерия отнимает аж все шесть, но результат того стоит — накрыть все поле боя и все враги на карте будут ранены до трети здоровья. Неплохо. Есть Приказы попроще: вызвать медика, усилить конкретного бойца, есть на все случаи жизни: усиление критических и простых атак, лечение одного и некоторых бойцов и прочее. Некоторые харкорные игроки считают это слишком сильным рычагом победы в игре и не используют Приказы. Можно соблюсти баланс — так или иначе все Приказы в бою попросту не успеешь, или не сможешь реализовать. Два-три за бой — вполне приемлемо. В основном они будут сильно помогать на Skirmish на Тяжелой и Экстра сложности, когда врагов действительно много и все они элитные. Есть Приказы специально для раскрытия Потенциалов: Высвобождение и собственно Потенциал — с ними Потенциалы раскрываются чаще и быстрее.

Кампания.

Танк Батомис (в народе его прозвали Бахомет) — первое серьезное испытание вашему терпению и способности перераспределять бойцов тактически. Огромный «Железный капут»: имеет по шесть пушек на борту (уничтожаемые), но кроме них есть и две орудийные башни которые уничтожить нельзя, никак. Маневрируйте, уходите и просчитывайте движения танка и зону обстрела. Так вот, нужно еще повалить три стены перед танком, и когда он будет их расстреливать, то после выстрела он откроет для охлаждения свои три радиатора — вылезаем из укрытия Лансером и стреляем. Лучше всего бить по всем радиаторам по разу, и под конец добить один, так как танк при уничтожении одного радиатора снова прячет оставшиеся и едет дальше, до следующего препятствия. Так мы выводим из строя все три его радиатора, после чего мегатанк нужно просто добить. Когда на поле боя появляться Ведьма, доходит до смешного — если вы все правильно сделали и спрятались за стенами руин по карте, то она будет бегать туда-сюда и вас не увидит. С другой стороны, она стреляет в реальном времени и это очень опасно — она вполне может уничтожить танк с Велкиным и миссия сразу же будет провалена — танк так просто не спрячешь. Что уж говорить, что мало того что вражеская Ведьма Сельвария Блес способна вынести за ход пол-команды, еще к ней приставлена небольшая группа поддержки. В общем, это первый действительно наряженный бой. Далее все будет дольше, но легче и в норме — обычные бои и задачи. Что касается мегатанка, нечто похожее еще будет ближе к концу — мы убегаем, железный утюг Мармота нас преследует. Выполняем алгоритм действий и заманиваем на мины. Не сколько сложно, сколько нудно. Таким образом, игра время от времени дает нам целые Challenge-вызовы. Несколько рядовых миссий, потом сложная задачка, которая затребует вдвое больше усилий и времени. Любители пошаговой тактики оценят эти сложности, играть становится значительно интереснее.

С Сельварией Блес есть такая штука — если встать так чтобы между ней и вами был вражеский солдат, то он автоматически попадает под ее огонь, направленный на вас. Это забавно, но зачастую неоправданно и рискованно. Собственно это все работает и с обычными бойцами, и нередко против вас — если по неосторожности и спешке выстреливать во врага, то стоящий на линии ваш боец тоже получит порцию свинца. Особенно это опасно, когда в игре у бойцов появляются огнеметы — жутко эффективная вещь, в духе дракона: зачем ковырять броню у рыцаря, когда можно просто поджарить тушку? Пару раз было так, что струя попадала по своему, рядом стоящему бойцу. Но и польза от огнемета большая — бывало, ковыряешь Элитного врага долго, прибежал Штурмовиком, одна-две струи огня — и все, враг готов. Вообще, механика игры немного странная — бегаем в реальном времени и противник тоже в нем, по вам лупит. Вы тоже так можете, когда противник ходит, есть шанс что ваши бойцы срежут его на подходе. Если ходите, вы делаете так — намечаете точку и бегите к ней не останавливаясь (все равно могут попасть) и потом стреляете, прячьтесь за угол дома, за укрытия. Так или иначе, игра не без недостатков, однако своеобразная и если привыкнуть к графике, то многими мелочам она сильно цепляет. Игра про войну, патриотизм, и про то, что враги по ту сторону баррикады тоже люди — есть и злые, и карьеристы и просто хорошие люди, есть и умные, а дураки и трусы встречаются и среди союзников (Георг фон Дамон). Солдатское товарищество, сплоченность, опасность войны, победы и изредка мирная жизнь. В записках репортерши Ирэн Эллет мини-миссии и статьи повествуют как о войне, так и о мире; отдых на пляже — забавная сценка мирного времени. Сильный сюжетный ход — не иначе как разработчики решили показать ужасы войны — они внезапно «выпиливают» можно сказать, самого безобидного персонажа, который как раз мне понравился больше всех (да и многим, я полагаю). Шок! И ведь потом, что характерно, почти никто не погибает — даже в игре есть возможность спасти раненого, подбежав к нему вовремя, и его утаскивает в лазарет медик. Так или иначе, происходит это и в сериале, и в игре. Я предупредил. Нет, реально, убить безобиднейшего человека, не самого второстепенного в сюжете. Причем этот эффект внезапного убийства достигается тем, что я называю «подсиралы с луками в кустах». Это как «рояль в кустах» только наоборот.

Был такой фильм корейских товарищей «Бишунмо — летящий воин»: нечто вроде переосмысления ихнего же «Хон Гиль Дона» — парня со свирелью. Так там, в Бишунмо, по ходу сюжета некие наемники, бандиты — называйте как хотите — два раза делают свое черное дело. Для начала они, спрятавшись в кустах, убивают из луков нынешнего мужа подруги главного героя (!). А в конце фильма, видимо не вылезая из тех же кустов, эти подсиралы (по другому не назовешь) убивают из луков наконец и подгружу главного героя. Ну и герой с горя тоже режется, вот такая драма. Такой вот инструмент, нагнетающий драму. Еще вспоминается эпизод их нашего фильма «Дальнее плаванье» — командира наших морпехов убивает подраненный вражеский умирающий командир, у которого под рукой оказалась винтовка со снайперским прицелом (!). Бывалый супер-снайпер – как водится в книжках Андрея Круза. Короче, вы поняли — издалека, из кустов и желательно в спину. Так вот, персонажа в игре как раз выпиливает левый Васёк со снайперкой (в сериале) — причем видно — он колебался, в кого стрелять и мог бы убить Рози, но не судьба. В игре это короче и резче – первый выстрел, враги подкрались и постреляв немного, отступили. Результат один. Все равно печально, практически единственная гибель персонажа надолго выбивает из колеи. Убили бы в бою и какого-нибудь штурмовика — было бы чуть легче, но нет, во чужом пиру похмелье. Пуля находит свою цель. Опять таки вспомните гибель Плавалагуны из «Пятого Элемента».

Забавно, но командир отряда Велкин Гюнтер это как бы пол-героя — да, он командует Отрядом, но его подружка Алисия — это еще пол-героя, так что у нас тут не один герой повествования, а Пара, почти что единое целое, которому еще суждено соединиться после долгих испытаний. Ну и другие бойцы — это и товарищи в мирной жизни, и соратники на поле боя — в сериале их ограниченное число, но в игре Седьмой отряд довольно большой, разве что мы ограничены в выборе отряда на миссию, а так при желании можем поиграть всеми членами 7-го отряда. Можно прокачивать танк Эдельвейс (далее появится танк Шемрок и его водитель-даркиец Зака) — опыта будет явно не хватать, а вот тысяч Дукатов (местной валюты) будет море. Что мне понравилось — прокачка одиночных солдат не касается. Она общая — мы не заморачиваться прокачкой одного: если вы вкачали, например, группу Лансеров или Штурмовиков — все солдаты этой категории автоматически получат это уровень, и могут раскрыть новые Приказы и способности. Это хорошо, теперь в одну миссию можно брать одних солдат, в другую других — уровень подготовки будет общим. Напоминает подход набора общего опыта команды Героев грозы… то есть Heroes of the Storm; идея не новая, но продуктивная. Итак, в первую очередь я качал Разведчиков и Штурмовиков — Лансеры и Инженеры были не так востребованы. Снайперы неплохи, но в начале, мало на что способны — немного пробежать, выстрелить пару-тройку раз и все. И только в конце, когда появляются наградные винтовки, они раскрываются по полной. Хотя все же на ступень ниже, но нужно держать Лансеров — порой одного танка Велкина не хватит для выноса всех танков врага, нужны анти-танкеры.

Сюжет и повествование.

Японский подход чувствуется во всех мелочах и это здорово: есть репортер Ирэн Эллет пишущая заметки о нас, и знакомящий с новостями из газет. Именно ей, кстати, и принадлежит книга которую она издаст после войны (под другой фамилией, ибо вышла замуж) и которую, по сути, мы одновременно как бы и наполняем, и читаем-раскрываем по ходу игры. Время от времени мы вольны заходить к ней, читать статьи о наших подвигах, а так же покупать ею же добытые о нас сведения о личной жизни 7-го отряда. Ближе к концу откроются почти все Дополнительные главы (9 штук). Иногда кроме новых роликов нам дадут еще одну миссию, небольшую и специализированную – как правило, повествующую о прошлых событиях и боях. Так или иначе, не забывайте листать нашу повествовательную книгу назад — обычно при открытии новых эпизодов об этом сообщается, и в книге появляются закладки. Еще в Книге есть Штаб, Мастерская, Тренировочный лагерь. Есть даже Кладбище — если кого-то из бойцов убили, идем туда помянуть и отдать дань уважения. Впрочем, туда все равно стоит заглянуть, даже если нет потерь — там обретается старый ветеран войны, который похоже знал отца Велкина: за небольшую оплату Опытом он может в определенные времена обучить Велкина новым Приказам — по мере продвижения сюжета и прокачки команды. Последние Приказы я получил к концу второй Игры + (третье прохождение).

Сюжет подается в виде книги — мы проходим главы из нее. В этом наблюдается главный противоречивый момент в игре — порой перед боем и после него идут по три-пять роликов. Вот откуда взялся вес тела цифрового гиганта — 20 Гигов, все это несжатые видяшки! Сама-то игра весит около полутора-двух Гигов, все остальное — видеоролики, история на движке игры. Как по мне, они немало растягивают время прохождения игры, но взамен рассказывают занятную историю, детально так и подробно. Совсем нетерпеливым можно начать ролик и тут же его сбросить. При повторных прохождения они уже цветные (просмотренные) и их можно пролистать. Решайте сами — с одной стороны очень подробная ветка истории войны, с другой — некоторым это будет не слишком интересно.

Музыка и озвучка.

Музыка в игре отличная — закономерные марши, начальный экран более чем скромен но лаконичен, а музыка сразу же настраивает на нужный лад, и даже выстрел, звучащий при нажатии на пункт меню мне понравился. В миссиях музыка иногда легкомысленная, но в большинстве своем к месту. Очень понравилась тема Resistance — тема Империи, хода врага. Неплохие приключенческие темы боев — от тревожной до возвышенно-мотивирующей (Desperate Fight, The Field и прочие). Иногда порой сражаясь среди зеленых лугов Галлии (напоминает Нидерланды или Голландию) действительно хочется музыки простора. Urgent Instructions — перед боем мотивирующая, Europa at War — очень душевная. Hard Fight -олицетворяет напряжение. Valkyria’s Omen — мистическая, Chronicles of the Gallian War — расслабляющая, Randgrith Archduke’s Family — фамильная мелодия дома Рандгриз лирическая, с неким китайским акцентом, флейтами и прочим. Очень необычная мелодия для королевского двора. Но если покопаться, то выяснится, что загадочность королевы Галлии действительно присутствует, и в прошлом скрыта пара тайн, а музыка это прекрасно выражает. Final Decisive Battle — своеобразный ускоренный ремикс главной темы — собственно финальная битва, уже вот-вот закончится игра. В общем и целом музыка на 100%, есть практически все, что нужно для создания различных настроений в игре. В общем и целом звук неплох выстрелы и взрывы, вопли — все это дублируется текстовыми вставками, ну кроме воплей (+_+).

О врагах, друзьях и союзниках.

Японцы сценарием били видимо сразу по многим площадям. Черноволосые дакрийцы — это почти что они сами (у меня возникло ощущение неких мексиканцев, из-за их народных накидок-пончо и темных волос, смуглости). Но извечные телеги и бочки в адрес в общем-то, трудолюбивых и работящих горемычных даркийцев наводит мысли о другой нации – иудеи. Знакомо, правда – это они во всем виноваты!?

Ну или например, коренные жители Ниппонского острова – народность Айны, которых предки японцев подавили и те вымерли. А теперь, как и амеры с их индейцами, сожалеют об этом – задним числом. Так или иначе, как враги, так и союзники вызывают сразу много ассоциаций, и содержат массу отсылок и противоречий, означая сразу много всего, являя собой собирательные образы. Однозначен разве что Канцлер Галии Мауритс фон Борг внешним видом напоминающий Кардинала Ришелье, да посол Альянса Жан Таусенд истинный джентльмен (и шпион) — тут Англию ни с чем не спутать, хотя опять-таки это мог быть и германец — бакенбарды были в моде у обеих их стран. Короче это скомбинированный представитель Альянса. Эти все личности показывают, что и Федерация-Европа также может вести нечестную и грязную игру. В конце концов, война идет не за политику, а за ресурсы рагнита – экономические интересы затронули все страны.

Главный герой Велкин Гюнтер этакий ботаник-натуралист: любит природу, зарисовывает кузнечиков и цветы, великодушен, заботлив и мягок. В бою решителен, упрям, с бойцами старается решить конфликт дипломатически. Даже в танке не забывает любоваться природой — стоит ему заехать на зеленые поля то тут же он об этом комментирует (Ehh, I love a Nature!). Алисия обычная ранимая девушка, удивительно как она вообще сражается — все же у нее есть немного решимости и смелости для защиты друзей и родной земли. В мирной жизни пекарь, о чем нам один раз напомнят в побочной главе. В основном выгодно брать бойцов сплоченными группами.

Есть пара бойцов, не имеющих связок с кем либо — это невразумительный Гермес и Чеслок, но со временем и к ним привыкаешь — если Гермес Кассинджер уныл, то Венди Чеслок с ее вечной ухмылкой еще радует. В остальном же бойцы хорошо знают друг друга и взаимосвязаны. Из Инженеров слегка шероховат Нут Янг — это который финансист, у него крайне неприятный и наглый голос. Если Штурмовик Джейн садистка, то белобрысик с ангельским видом Инженер Гомер Перон — мазохист и любит когда его шпыняют – радостно выполняет приказы. Эди Нельсон – требовательна и в целом обычная японская взбалмошная школьница, этаких хаотичный негласный лидер своей группы. Трогательна пара Карла и Линн. Пара братьев Эмиль и Оливер Билверты похожи и создают неплохой тандем, но оба подозрительно красноносы (по крайней мере кончик носа) — они что, перед боем выпивают? Еще из приколов состоит в том, что еще незадолго до того как я начал играть в Хроники Валькирий, то очень коротко постригся и был приятно удивлен похожестью инженера Карла на себя в данный период.

В общем и целом все инженеры мне понравились, как и снайперы — не самые лучшие бойцы, хорошие как по характеристикам войск поддержки, так и по личностным качествам.

Кстати, Штурмовики в оригинале носят наименование Stormtrooper. Созвучные этому ShockTroopers кстати, давно уже есть в японских играх, взять хотя бы игру на Neo Geo с одноименным названием. Наши перевели просто Штурмовиками, и в принципе правильно.

Не стали переводить Лансера в Копейщика оставив самоназванием, и это тоже правильно. Главным антигероем на нашей стороне является напыщенный генерал Георг фон Дамон с замашками кичливого самурая. Вечно бахвалится, позирует, но не может вести войну без косяков, часто присваивая подвиги 7 отряда (они что, единственные в этой войне что-то делают?). В конце концов, откусит такой кусок от пирога, что не унести — огребает справедливое возмездие. Это как пинать плененного льва9вернее львицу), не думая о последствиях – а он напоследок цапнул. Закономерно. Тема раскрыта в игре. Вы будете смеяться, но у 7-го отряда есть еще один боец, а вернее его символ — поросенок с крыльями Ганс. Со временем ему привесят медаль и он даже посодействовать раскрытию некоторых тайн королевского двора. Сильно разряжает обстановку и вообще источник кавая. Не надейтесь увидеть, как он воюет на поле боя с пулеметом наперевес (+_+). Это просто обычный поросенок… с крыльями. Можно предположить, что это отсылка к поговорке «иногда и свиньи летают». Хотя вроде бы они не летают, в мире игры, судя по описанию, все же имеют крылья и некоторые все же уличали его в ночных полетах. Так или иначе, Ганс – это забавный маскот игры. В четвертой части традиция продолжили и ввели пса Рагса (Рагнарёка), носящего натянутую на левое ухо военную кепку.

Итоги войны.

Механики-Очумелые Ручки из Ангара (Леон Шмидт и Крис Черни) не так просты — по ходу сюжета преподнесут “рояль в кустах”, завершив арку Исары и Велкина. Капитан Элли Варрот и Ларго Поттер вспомнят много из старого, помянут погибших из их отряда, накажут давнего врага, а после будут жить дальше. После раскрытия всех Потенциалов бойцов 7-го Отряда и завершения игры, в подробном дневнике появится заметки об их службе и личной жизни после войны. Многие действительно мирные и порой забавные: кто женился или вышел замуж, кто-то ушел в клоуны (да-да, есть и такие; в конце концов наш Юрий Никулин был ранее артиллеристом, а режиссер Бекмамбетов – минометчиком), кто-то исчез, кто-то вернулся к старым занятиям, кто-то сколотил банду, став лидером Якузда (+_+), кто-то продолжил службу в армии, много всякого. Зачет, очень живо и с любовью к героям игры.

Главные же персонажи получили по финальному ролику, о важных второстепенных будет сказано в середине титров (Ларго, Рози, Варрот, Зака). Самое обидное, что даркийцев постоянно шпыняют за то, что они собственно даркийцы — якобы они всегда во всем виноваты, видимо и в этой войне, хотя их первыми загнали в лагеря и на рудники. По легенде предки их наворотили много плохого: Даркийская катастрофа на их совести и теперь к ним предвзятое отношение. Ничего не напоминает? Самое обидное, что в результате этой катастрофы как раз и погибло много даркийцев, а виноваты в этом как раз провозглашенные герои-победители… сами узнаете. На этом вообще строится главная интрига игры. Победители вообще сами по себе были слишком сильными и светоносными. Даркийцы же тихие, смелые, но постоянно ждущие тумаков люди, причем на поверку оказывающиеся верными и терпеливыми товарищами. В этом японцы сделали сильный ход.

Галлия — помесь Англии и Франции, однако с техникой, именами и фамилиями немецкого происхождения. Не секрет что японцы просто восхищались своими союзниками-немцами, и в играх, и в аниме это сильно чувствуется — великие завоеватели, как минимум равные агрессивной Японии, со своими имперскими замашками и великими идеями и планами. Отсюда в аниме немецкие танки и оружие: вспоминаем серьезное аниме Jin Ro. Так вот, японцы всех запутали, лишь бы одновременно показать знакомую нам Европейскую войну, одновременно создав смесь сложнопределяемых стран и наций.

Галлия — практически самоназвание Франции (вспоминаем родину Астерикса и Обеликса). Выглядит она как Голландия, но живут там французы – но с немецкими корнями. Как-то так. По карте это наша Европа. Империя стоит на месте СССР, даже двуглавый орел есть — но! Двуглавый орел был бог в знает скольких флагах и гербах стран, с момента, кажется, 1400-го, когда тогдашний римский император ввел его. До этого у Рима был золотой орел — его несли на штандарте легиона. У Пруссии был орел (в четвертой части Валькирии имперские элитные воины носят накидки с бело-желтой расцветкой и двуглавым орлом, так что это ближе всего именно к Пруссии). И да, снова это помесь — территория Советского союза, красный цвет, однако населяют его имперцы — японо-немцы, но верхушка у них — Император священной римской империи Максимилиан Гай фон Регинрейв. Это однозначно Рим, офицеры — скорее даже не немцы, а пруссаки, те ещё завоеватели – в свое время.

Занятно, но среди офицеров-оппонентов выделяется генерал-майор Ради Ягер — жизнелюбивый и гордый человек, по сути вассал покорившейся Империи страны, сражающийся на благо Империи в частности, и за свою страну в целом. Победит Империя — и его долг будет выполнен, а его страна получит часть завоеванных земель. Очень человечный и не шаблонный персонаж: уважение к врагу, благородство, рыцарский кодекс и решимость. Есть и его противоположность — вояка до мозга костей Бертольд Грегор, очковая змея подколодная, опасный и желчный противник. Кстати, они с Ягером так и остались противниками-конкурентами – с тех пор как Ягер в бою ранил Бертольда в ногу. В сериале ему немного поменяли роль, сделав непосредственным виновником гибели местных даркийцев. Валькирия Сельвария Блес сама по себе предана Императору и скорее оружие Империи без личной жизни. Трагичная, в общем и целом фигура, вызывает симпатию своей преданностью, фанатизмом и некими чувствами к Императору Максимилиану, который видит в ней только оружие и силу, которая прославит его империю. Насчет красного и синего, цветовой дифференциации в игре сил — так, по крайней мере, у нас в СССР обозначались две стороны на учениях: наша сторона — красным, преподаваемый враг — синим. Вероятно такая же красно-синяя гамма обозначений есть у Америки и Европы, по типу горячо-холодно. Вспомните тот же Team Fortress.

Враги из Империи по форме напоминают как раз кайзеровских солдат времен Первой мировой, а галлийцы по форме смесь некоторых европейцев, в частности шведов по расцветке мундиров. Таким образом, война идет в альтернативной вселенной, во время второй Европейской войны. Оружие тоже смутно знакомое. Взять хотя бы одиозный Танкобой — помесь Панцерфауста и турнирного копья рыцарей — кстати, тоже своеобразный узнаваемый символ игры. Скажу так — стоит поиграть в игру, и посмотреть сериал — середнячок, если честно, но местами цеплявший некоторыми деталями, которых не было в игре — и тогда сложится общая картина этого продукта. Немного удивляет позиция 7-го отряда, который только и делает, что успешно воюет и вообще выигрывает всю войну. Маленькая Галлия, которую все хотят завоевать — Империя явно, а Союз (Федерация) хитростью, путем тайных махинаций и соглашений. Весь сыр-бор кстати, разгорелся из за богатых залежей Рагнита — своеобразного источника энергии наподобие нашей нефти. Как по мне, он больше похож на магическую руду из фэнтези — обладает рядом свойств, его можно взрывать (взрывчатка, гранаты, снаряды), на нем работает техника, им даже лечат в бою! Самые близкие аналоги в играх — это Тибериум и Прометиум из Вахи 40К. Универсальное средство.

Управление.

Пара нареканий вызывает разве что управление — если перед игрой в спец-меню кнопки можно перенастроить, то совершено ужасно устроено управление танком. При управлении бойцами ничего лишнего — движение, действие стрельба. А вот танк… Это сразу чувствуется с первых же секунд управления им. Он одновременно разворачивается, едет вбок, назад и вперед — дело в том, что он одновременно управляется и кнопками, и мышью. Учитывая то, что потеря танка (командира Велкина) ведет к проигрышу миссии, и то, что на танке Эдельвейсе строятся многие тактики прорыва и штурма — это печально. Лучше всего не трогать мышку и оперировать кнопками движения — а иначе полоска движения может потратиться, как раз из-за этих глюков, с тяни-толкай механикой танка. Это, пожалуй, единственное существенное нарекание к управлению, и в целом к игре. Этого мало чтобы испортить игру, но все же…

Кстати, в четвертой части это поправили, создав опцию в меню – выбор управления: мышью или только клавиатурой  – последнее намного эргономичнее и удобнее; отсекающее порождаемые мышью лишние телодвижения танка.

К слову почти так же мое отношение и к укрытиям — иногда они отлично помогают, спасая жизнь бойца, с другой стороны враги за ними тоже неплохо отсиживаются — сносите их гранатами. Кроме того, при оббегании таких мешков с песком иногда буксуешь и тратишь драгоценные Очки Движения, но это не смертельно. Укрытия – мешки с песком и трава дают шанс либо избежать урона, либо минимизировать его. В траве обычно могут прятаться вражеские Асы-специальные бойцы, либо Разведчики, Снайперы и Инженеры. Мы также можем так делать. Кстати, можно тупо ликвидировать мешки с песком – снарядом или гранатой. Порой это делается зараз – граната летит за баррикаду, враг улетает в сторону от взрыва -и попутно уничтожается укрытие. Также полезным будет знать, что при захвате флага нужно то, чтобы в квадрате где он находится не было врагов – порой можно, как в совесткой песне “Орленок, Орленок гремучей гранатой солдатов от сопки отмёл”- отбросить фрага за пределы гранатой; даже не убить, а очистить от его присуствия – для дальнейшего успешного захвата флага!

Игра учит филигранно выбирать путь и взвешивать шансы, прогнозировать, это можно записать в плюс. Приятно когда все точно рассчитал и накрыл врага перекрестным огнем. Но иногда и тут вмешиваться случайное число и можно промазать или подставиться самому. Особенно это видно это у Снайперов: расстояние тоже влияет на успешность попадания. Чем ближе, тем лучше? Скажите это хрупкому снайперу, падающему на землю от пары выстрелов. Забавно, но мной котировалось подобранное после врага оружие — оно по дистанции на четверть слабее нашего, однако урон больше. Этакая колотушка — подбежать ближе и подставится, быстрее врага убив, или издали медленно гвоздить его более дальнобойным, но более слабым отечественным стволом. Выбирайте, в городском бою (жалко, что нет дробовиков в игре) высокая мощь при малой дистанции оправдана, на загородных картах предпочтительнее держать дистанцию. Танк вообще имба, только вот тратится на него ОК больше (2 очка вместо 1 бойцом) и ход у него короткий (как у Снайпера).

Разные мелочи в игре.

Флаги: флаг Галлии максимально геральдический – единороги (но с крыльями), корона, щит и копья. Империя – “Вечный” двуглавый орёл, имперская корона, меч и держава в лапах, щит. Флаг Альянса это смесь флагов Израиля, и Индии -“колесо” Ашока Чакра (Дхармачакра), олицетворяя технический прогресс в виде шестерни.
Если один боец поднялся\спустился по лестнице, следующий кто полезет, не сможет ей воспользоваться – пока мы не передвинем первого с дороги, учтите это.
Автоматический огонь, когда нас поддерживают рядом стоящие, у них не тратит Очки Действия. К сожалению такая механика не работает с Лансерами – стреляют они сами по себе, зато могут так заодно стрелять с танками – оба стреляют снарядами. Другое дело, что оба или один из выпущенных издали снарядов могут и промазать. Хотя все равно полезно потратить один выстрел, но получить автоматически еще один-два выстрела по врагу – от стоящих рядом товарищей, за так.
Крайне полезны Потенциалы дающие пополнение боеприпасов после последнего выстрела и возможность произвести еще один, бонусный выстрел\очередь – обычно встречается у Штурмовиков, что особенно ценно.
Отчасти можно подстроить некоторых бойцов\команду под ситуацию: некоторое трофейное\наградное оружие имеет повышенный урон либо против брони, либо против живой силы. Так же и с ракетницами – попадаются образцы с настильной траекторией для поражения пехоты – против танков очень неудобно, да и урон понижен. Зато есть образцы с повышенным уроном именно против брони, отчего таки разбираются куда быстрее. Часто полезно взять оружие дающее на четверть урона нище других, но зато имеющих повышенный боезапас! Так Снайпер может произвести из особой винтовки до трех выстрелов – вместо одного, что суммарно скорее всего убьет цель, да и шанс этого возрастает, ведь один выстрел может и пролететь мимо, а из трех как минимум, два долетят. Порой это немного бесит, особенно если сработал второй выстрел\шанс – враг уже убит, а наш перс достреливает обойму до конца. Где экономия? Но такова механика боя – если вы задали бойцу атаковать, он расстреляет весь магазин, порой сражая врага первой пулей, а остальные летят уже в труп – и далее в воздух.
Имеет смысл кидать и посылать настильно, из дула винтовки гранаты за\в укрытие, где засел враг – он повреждается, и попутно уничтожается мешок с песком. Учтите, что мешки с песком, как и трава, дают либо шанс получить либо меньше урона, либо повышенный шанс вообще избежать его, путем уклонения\падения наземь.
Как водится в куче игр – выстрел в голову зачастую смертелен. При прицеливании в голову\тело указывается сколько нужно зарядов, чтобы убить цель. Так, если прицелиться в танк – будет, например, три заряда для его поражения, а если в корму, где расположен в рагнитовый двигатель – то нужен будет всего один.
Огнемёты ультимативны, особенно против бронированных врагов. Если не жалко ракет, то можно и Лансером засадить во врага. Чем ближе дистанция до врага, тем больше урон от любого оружия – в очень далеко стоящего врага, (а тем более в укрытии) урон будет снижен, что логично – убойная сила пули будет на излете. Подбегает ближе – и расстреливаем.

Механика физики игры немного кривовата и забавна. При гибели тело пехотинца может извернуться, крутиться как акробат и зависать, подергиваясь на мешках с песком и карнизах. Кроме того, от мощного выстрела или взрыва тело может отнести далеко. Но не это главное, механика игры заставляет тело бойца выстрелом снесенное с высоты (с крыши, горы или вышки) через пару секунд вернуться туда, где его убили – чтобы показать результат попадания – тело помигает и окончательно утвердится в виде трупа на земле. Забавно, если враг еще жив, только ранен: его снесло вниз, но по той же механике он “взберется”, буквально вознесется наверх – и как не в чем не бывало встает на ноги.

Сразу бросается в глаза, что на карте страна Галлия имеет форму головы единорога (они же есть на его гербе), где его рог – островок на севере (оригинально, хотя и довольно очевидно). В связи с этим вспоминается: – Да завоюй уже эту Галлию! – Не могу, там Астерикс и Обеликс – чертовы галлы! Ну в нашем случае там Велкин и Алисия (+_+).

Главный твист игры – тайна королевства Галлия. По официальной легенде особи королевских кровей этой страны ведут род от могущих Валькирий – которые как бы были защитницами от злых даркийцев-разрушителей. Но стоило при штурме Галлии Империей королеве Корделии Ги Рендгриз снять свои “уши”(чепец), чтобы стало видно, что она даркийка-брюнетка и всё совсем наоборот: Валькирии были опасными разрушительницами – а в их  грехах обвинили как раз нейтральных даркийцев! Этот же факт, что королева даркийка, смутил Императора при штурме, который намеревался взять в жены Корделию (скорее для политики и быстрого присоединения Галлии к своей Империи) а она оказалась вон она какая (голосом комика Хазанова)…

Режимы.

Кампания стандартна и имеет 17 глав — это ровно 23 миссии. Еще есть Схватка (Skirmish) это еще с десяток миссий (9), однако после первого прохождения появляется еще один уровень сложности — Экстра, так что любую из миссий можно будет переиграть четыре раза — преодолев уровни сложности — Легко, Норма, Тяжело, Эстра. На Экстре появляются кроме элитных бойцов, еще и сильная поддержка, в том числе и танки. Начинаете вы Экстру, а там три небольших, но прокачанных элитных отряда, да еще и при поддержке танков и Лансеров. Начало будет жарким — вы сразу же находитесь под огнем. Чем не Челлендж максимального уровня? Игра готова предоставить возможность набившим руку геймерам испытать свои таланты и выдержку. Есть по испытанию для каждого класса — шесть: 5 бойцов и танк).

Отдельная, короткая, но емкая операция «Отряд Эди». Ничего такого, около часа времени на прохождение миссии, но она слегка каверзная и придется немного попотеть. Порадовало: в чем-то совсем трогательная мини-кампания «Её лазурное пламя» (Следуя за её лазурным пламенем). Нам дадут поиграть за Сельварию Блес, Валькирию Империи. Она из-за своей загадочности и преданности делу Империи мне даже больше понравилась (как и многим игрокам), чем домашняя Алисия. Судьба ее трагична, но разве что она гордячка. Также она предана, рассудительна и по праву заслужила титул сначала майора, а потом полковника – в рекордные сроки. На первых порах она вооружена как при штурме нами Гирландайо (миссия 2) уникальным пулеметом Райм — по виду это немецкий MG-43. После некоторых танцев с бубном и прохождении ее кампании мы даже получаем его как оружие для Штурмовика в обычной игре (я отдал её Джейн). Нужно только с особыми условиями закончить первую миссию (уничтожить танк генерала Дамона), еще раз пройти ее – но, уже не уничтожая этот танк. Пройти вторую миссию — тоже уничтожить танк, откроется третья миссия, где нам наконец-то дадут оружие Валькирий — щит и копье.

Три миссии — это мало, но зато дает возможность поиграть за не менее привлекательную Сельварию. К тому же на время этой кампании появляется ее помощник Йохан и другие солдаты империи, все так же закованные в броню как средневековые рыцари, разве что с винтовками и автоматами в руках. Сельвария тут показана очень человечно и женственно — ей как минимум сочувствуешь и сопереживаешь. Ей по жизни не повезло: практически живое оружие, обязанность воевать во благо Империи и лично ради Максимилиана. И судя по косвенным данным, эта Валькирия аки Горец получила свои способности, когда была на грани смерти. То же условие ставилось и Алисии. В общем она готовилась уже умереть, а тут на нее свалилась сила Валькирий. Японская ответственность перед сюзереном (Сёгуном) и родной страной-Империей (тм) во всей красе. Как по мне, это один из самых драматичных персонажей: есть и мощь, и эмоции, и характер, и внешность. Действительно, таких Валькирий и могли опасаться многие народы в прошлом — слишком много мощи и влияния, при своеобразной невинности, наивности, бескорыстности и праведности. Короче, одним словом Дева Битвы – умрет, но достанет победу для своего Отечества! Чем не прототип Жанны Д`Арк?

Награды.

Как в Кампании, так и в Сражениях среди врагов попадаются именные солдаты и даже бронетехника. Уничтожив их, вы получите уникальное оружие. Охота за такими спецназовцами — дело увлекательное. В этом сильно помогает Приказ Разведка (Recon). Он открывает все вражеские юниты на карте. Так я нашел одного очень скрытного бойца-Аса в миссии 4 — когда нужно захватить управление мостом. Все миссии уже прошел, искал кого же пропустил, потом засветил его Приказом. Оказалось, что кроме обычного бойца в траве, которого я и без Приказа находил, Элитный хоронился у подъема и был незаметен (пока не начинал атаковать). А Приказ Разведка сильно облегчит поимку Элитных, а значит и их уникального оружия. Увидите бойца с именной кличкой (типа Освальд Стальной или Капитан Нонненкоф) и оцениваете, как к нему подобраться на карте. Порой Ас бывает и танком, вернее управляет им.

Еще один источник оружейного богатства — начиная с середины кампании, за каждую отлично выполненную миссию в тронном зале королева Корделия Де Рандгриз будет рандомно давать вам сильное оружие. Она же и выдает медали за заслуги. Там же вам выдадут и медали за особые условия. Получить медали за уничтожение противников можно со временем (убить 250, 500 и 1000 противников) — до тысячи легко добить, если начать игру второй раз и немного побегать по Сражениям. Получить ранг А (Отлично) за все миссии и карты Сражения — это уже дольше и серьезней (Крест Доблести Рандгриз или Орден за Отвагу в нашем переводе). Прокачать бронетехнику и оружие куда легче — со временем вы достигните и этого. Некоторое время нужно все же поколдовать: купить все улучшения для танка и 3 оставшийся (Броня, корпус и мегапушка) по очереди их приобрести, так как одновременно можно ставить только одно. Ставим, например, сначала корпус, потом броню и напоследок — пушку. Все, теперь должны засчитать достижение. Самое подлое достижение — это получить медаль Расколотый мыс; хотя точнее это Расщепленный рог (единорога) — Splinter Horn. Дается если у вас убили кого-нибудь из бойцов, причем у него должны быть раскрыты все Потенциалы. Ну что тут можно сказать — я берег своих как мог, тем более что после каждого прохождения дается список, где написано, кто погиб, а кто остался жив. Пройдя игру в третий раз, я записался и погубил бойца, который меньше всех мне нравился (старикан Коби). Но все равно было тяжело. Мне дали последнее достижение — медаль, и я, отложив эту сохраненку, продолжал играть в более старую, где все были живы.

Забавно, но Галлия очертаниями напоминает как раз единорога, причем верхний остров образует его рог, так что закономерно, что он является гербом страны, и появляется на медали.

Еще пришлось поэкспериментировать с получением медали, когда нужно было раскрыть все Потенциалы у всех бойцов (Крылья Солидарности). Дело в том, что в игре есть пять скрытых бойцов и их еще нужно открыть. Инженер (К)Нут знатный финансист и придет к вам если накопить миллион Дукатов. К концу игры или после первого прохождения это легко сделать. Мусаад (Разведчик), придет после первого прохождения — у него такая зверская рожа, что он вроде бы первый кандидат на жертву Расколотого мыса, но я выбрал старину Коби. Старый боец, который и после войны проживет недолго, к тому же он недолюбливает Алисию, как боец посредственный. Так что даже Муссаад ценнее. А вот далее придется все четко спланировать. Из-за неточного перевода возникли некоторые трудности.

Исходя из него, нужно было дать умереть в бою Инженеру Карлу и Снайперу Оливеру. Должны примчаться их родственники — у снайпера это брат, у Карла подружка-даркийка. Видимо из-за того, что мы не уберегли их близких, они встанут на их место. Опять же, как и с Расколотым мысом, делать это крайне неприятно и тошно. Я решил разобраться и все проверить. Погубил обоих — пришли два новых бойца плюс автоматически получил медаль пресловутого Расколотого мыса. Переигрываем. Даем Карлу и Оливеру пасть на поле боя – они будут лежать в критическом состоянии а земле – и спасаем их медиком (нужно любым бойцом просто подбежать к раненному и коснуться его). Не засчитано — в конце миссии раненые спасены и полностью здоровы. Переигрываем. И вот оно — мы дает ранить бойцов, они падают и вот-вот умрут (обычно вам дается три хода на то, чтобы подбежать к каждому и призвать медика). В этот момент нужно добежать Разведчиком, как самым марафонистым и пронырливым – и взять Флаг врага. Так как очень часто в сражениях для победы нужно всего лишь пробиться к базе врага и взяв Флаг закончить бой, то миссия досрочно завершается! Таким образом, у нас есть два тяжелораненых бойца лежащий на земле, но медик за ними не прибежал, а мы просто закончили миссию, но оба они были фактически на грани смерти. И вот наконец-то приходят их близкие — мол, чего так плохо бережешь своих подопечных, придется тебе Командир взять и нас в отряд, чтобы мы могли прикрыть их в следующий раз! Кто же знал, что на войне так опасно!? Итак, условием прихода является как гибель, так и описанная мною ситуация «на грани смерти», что предпочтительнее — раненые вылечились, встали в строй, и пришли новые бойцы. Идеально.

Итак, к Карлу приходит Линн (Штурмовик), а к Оливеру Билерту его брат Эмиль (Снайпер). Кстати, Карл имеет фамилию Лансаад, и ту же фамилию имеет Фальдио. Родственники или просто однофамильцы? Непонятно. Так или иначе, всем новоприобретенным бойцам нужно раскрыть Потенциалы и должны дать за это медаль. Хотя я старался зачищаться все, однако на это могло уйти много времени, и как правило миссии ограничены 20 ходами, да и ранга А тогда не видать. Лучше всего пройти миссию как получится, а потом уже гнаться за рангом А, пробегая к флагу и захапывая его за максимально короткое время и усилия. У меня, как я уже говорил, ушло три прохождения — добил Кампанию, добил Skirmish. Всё это заняло у меня порядка 55 часов, о чем нисколько не жалею – было увлекательно, хоть и сложно. Для разнообразия, так как в игре два языка озвучки (еще один повод большого объема игры): японский и английский, то я прошел сначала на английском, а второй раз на японском. На слух конечно, японский кажется фразами одинаковым, английский более привычен, хотя в японском экспрессии больше. Так или иначе, мы все равно сверяемся с субтитрами. Забавно, но во время боя речь немного помогает сориентироваться. Враги тоже ведут радиообмен и если вы кого-то убили, они предупреждают своих об опасности и даже спрашивают: «кто этот парень?» – даже если это была девчонка. Мол, типа кто это у нас ходит по тылам и мочит наших, что за боец, спецназовец или снайпер? Особенно, вероятно, их должна пугать супер-страшный Штурмовик, пигалица от-горшка-два-вершка Аиша Ньюман с автоматом, которая едва мы начнем ей управлять, вопит «Суупер Аиишьа!» Забавно.

В целом реплики поддерживают игру и создают атмосферу боевых действий. Голос Селварии Блес, особенно в роликах игры, когда она включает свою силу Валькирий и говорит с металлическим акцентом, просто шикарен. После первого Кампании прохождения даются бонусы — Сложность Экстра в Схватке, мини-кампания «Ее лазурное пламя», Отряд Эди» и испытания для классов. Так же становится доступна Статистика с рангами, числом убитых нами солдат врага и пройденными миссиями. Так же в игре есть Глоссарий — не такой подробный, но большой, Вооружение с описанием оружия в игре, и собственно Члены отряда — где описаны характеры всех бойцов и персонажей. Именно там и пишется финальные события в жизни бойцов после войны. Много бойцов, которые запоминаются надолго. Многие нахваливают Снайпера Марину Вульфстан; то и дело отвлекается на всяких милых зверушек. Но мне почему-то понравился Штурмовик Джейн — именно ей я отдал пулемет Райм. Да и Снайпер Катрин Охара не хуже. Словом каждый найдет себе бойцов по вкусу. Лансер Одри Хэйтинг уникальна своим Потенциалом Заначка! — отчего пополняет боезапас ракет прямо в бою, и часто не один раз. Нечто похожее есть у Ларго Поттера. Каждый боец уникален и имеет свой характер и способности. Для раскрытия Потенциалов лучше всего применять Приказ Раскрытие. И есть один нюанс — при первом раскрытии Потенциалов на поле боя, нужно зайти к нашей штатной Журналистке Ирэн Эллет после, и та подтвердит, что у нас в отряде новые таланты. Далее заходим в Штаб и убеждаемся, что Потенциалы бойца раскрыты. Своеобразные триггеры-правила, если о них не знать, то первое время мучаешься с раскрытием Потенциалов.

Стабильность.

Пока играл все три прохождения, не было ни одного вылета, но был один единственный глюк, да и то случайный — он произошел ближе к концу игры, когда я проходил миссию Взятие Гирландайо (1) — это когда нужно было пустить вагонетку с взрывчаткой, предварительно захватив три железнодорожных рычага. Решил снеси пулеметные башни на стене и направил туда Штурмовика с одной стороны и Лансера с другой. Штурмовик с одной стороны быстро сжег два дота из огнемета, а вот у Лансера закончились боеприпасы и я послал на стену Инженера (кажется это была Даллас). Там есть по две лестницы — крайняя и посередине. Возможно, лучше было бы подняться по крайней, но средняя была ближе. И тут инженер упал в пустоту и стал проваливаться сквозь землю — медленно и неотвратимо. Это надо было видеть — хотя в других играх такой глюк нередко встречается. Земля подобно небу уходила вверх, а персонаж парил в пустоте, опускаясь все ниже. Пытался записаться и перезагрузиться — инженер болтался где-то в центре карты, но все еще был где-то в пространстве. Думаю, виноват триггер — все дело в том, что когда персонаж поднимается по лестнице, то слышен лишь звук подъема при темном фоне — нет анимации движения. Видимо я поторопился и во время всего этого нажал движение, персонаж соскочил в другую плоскость, вот и произошел этот глюк. Ни до, ни после такого больше не было. Учтите, вполне возможен такой глюк у вас, но вы уже знаете, как его избежать: не торопитесь и соблюдайте правила пользования лестницей (+_+). Так или иначе игра меня порадовала своей стабильностью. Видимо пока Европа и США делают игры зачастую спустя рукава, игры у них нестабильны – по крайней мере поначалу. Японцы-перфекционисты же, стараются игру обкатать, облизать и выпустить её максимально стабильной.

Претензии закономерного характера могут быть у игроков по извечно одной причине — иногда компьютер подыгрывает себе, рандомно, случайными числами занижая по себе урон, наши бойцы часто мажут, или не могут добить врага, у которого осталось здоровья на один пинок. Все это делает игру чрезвычайно сложной и трудной, также имеется своеобразная система пошаговости – но с огнем врага\союзника в реальном времени – к этому некоторое время привыкаешь. Но это все придирки, это же тактическая игра и от выпадения случайных чисел невидимого кубика играть становится интереснее. В свое время все рекорды теории чисел побила игра Disciples 2: как так, в шестой раз промахиваюсь, да ну нафиг!? К черту теорию Энштейна! В этой игре она не работает! Ну или из нового для примера – бесящая по казиношному нечестному выпадающему варианту урона-попадания X-Com 2. Некоторые жаловались, что есть глюк с подъемом — боец не может подняться по выступу или из траншеи (их довольно мало в игре). У меня такого не было, все же это очень редкий глюк.

Итог.

Так или иначе, игра прогремела, несмотря на то, что японцы не тратились в должной мере на рекламу — по крайней мере, за рубежом. Тихо-мирно выпустили Хроники Валькирий и были приятно удивлены, что многим в мире она понравилась, нашла отклик и заняла свою нишу. Нет, если игра качественная, почему бы и нет, люди оценят. Скажем так, получилась игра интересная, графика необычная, сложность довольно высокая, вплоть до Хардкора. Узкоспециальная она вроде бы — или сразу не катит, или играешь запоем.

Самое забавное, что эта игра выросли из Sakura wars, как попытка возродить… фентези-тактику (вспоминаем Final tactics), но в своём сеттинге Европейских войн. Получилось отлично, игру тепло приняли, но в коммерческом успехе она была скромнее ожиданий, но тем не менее, вышли еще две части, вышла неоднозначная, новаторская Valkyria Chronicles: Revolution – в целом провальная; и наконец вышла в 2018 году Valkyria Chronicles 4. О ней напишу попозже, она по сути копия первой части, что радует, с новым, но отчасти клонированным из первой набором бойцов и персонажей – и небольшой кучкой нововведений, не слишком меняющих игру, но делающей её лучше. Да и графика приятнее, когда играешь в первую и четвертую – глаз сразу подмечает возросшее разрешение.

Из более свежих есть ролик от VIVI, он и про четвертую часть выпустил.

Мне понравилась стартовая часть, стоило потратить время, всем любителям аниме и японской тактики (J-RPG Tactics) и просто тактических игр — попробуйте, должна понравится. Немного перебарщивают с пафосом, каваем и как-бы-драмой – но зато насаждают вечные “истины”: взаимодоверие, взаимопонимание, сочувствие к врагам, любовь и дружба. Итак, война и мир, дружба и соперничество, правда и ложь, сила и решимость — все это вы найдете в Хроника Валькирий.Военная романтика.

Добавить комментарий