Нил Гейман, талантливейший современный сказочник. Если сравнивать, то по стилю он похож на Клайва Баркера. По крайней мере, на ту часть рассказов, в которых идет перекос в мистику и приключения, а не в ужасы. “Абарат” и “Имаджика” это поистине эпос — самые, пожалуй, фундаментальные его произведения; да еще, пожалуй, “Каньон холодных сердец”. У Нила Геймана тоже присутствует тонкая грань между миром реальности и сказки-иллюзии. Еще один пунктик автора — часто делает своими персонажами небожителей-богов, героев фольклора.
У него есть пара произведений прославивших его – это “Каролина в стране кошмаров” и “Звездная пыль”. Оба произведения были экранизированы. И обоим повезло, так как их адаптировали визуально очень хорошо. В “Звездной пыли” кое-что изменили, добавили хеппи энд – всё же автор не Стивен Кинг, но закономерно тяготеет к более реалистичному, и главное, поучительному как повествованию, так и финалу. В оригинале же, Тристан умирает от старости, прожив со своей королевой долгую жизнь, а она, не стареющая, оставшись одна, часто восходит на башню, чтобы посмотреть на своих недостижимых сестер-звезд на небе. В общем-то, получилась поучительная книга в духе немецких братьев Гримм.
Ну или например, небольшое по объему сравнительно городское фэнтези Задверье или Никогде (Neverwhere) – если телесериал вышел слабым, то комикс вполне шикарен. Ничего лишнего, емко, сжато и мир изнанки самобытен и многогранен.
Сказки у него нередко имеют трагичные, жесткие и порой, просто пугающие черты. “Каролину” тоже обогатили – оригинал не слишком впечатляет: так, страшилка, не слишком длинная или глубокая. Но во-первых, как правило, произведения Нила Геймана обогащаются хорошими художниками, например, к книге Каролина в стране кошмаров рисовал иллюстрации небезызвестный Крис Ридделл, отметившийся просто незабываемыми самобытными иллюстрациями к серии, в соавторстве с Полом Стюартом – “Хроники края” про воздушных пиратов. Очень люблю этот цикл, и не в последнюю очередь из-за иллюстраций Ридделла – хотя порой цикл мрачноват и фаталистичен (хотя и оптимизм всплывает, не без этого).
И “Каролине” повезло с экранизацией – её попросту нельзя было снять без креатива. И режиссер Генри Селик подошел с душой – добавил красок, тумана, проработал всех персонажей, сделал их более многогранными и объемными. Так сказать, подогнал под готические фотографии, очень ярко оформленный фотоальбом с красочными полями и орнаментом.
Но есть у Нила еще одно произведение, казалось бы не такое известное, по крайней мере у нас ранее, но поистине фундаментальное и гениальное. И речь пойдет сейчас о нем.
Это произведение – книга Американские боги. Книга просто гениальна, однако идея богов среди людей и утрата веры в них, далеко не нова, но Гейману удалось посмотреть на них с интересной точки зрения.
Во-первых, книга сразу же интригует, заинтересовывает. Во-вторых время от времени некий летописец делает небольшие, но очень яркие, порой драматичные и печальные экскурсы про богов, некогда завезенных в Америку или существовавших ранее. В третьих сохранятся интрига, многое мы угадываем или догадываемся о чем-то сами, что-то остается до самого конца полной неожиданностью.
Как пример неоригинальности идеи, могу сделать отсылку к подзабытому ныне мастеру ужасов и детективов Жану Рэйю (или в миру это бельгиец Раймон Жан Мария де Кремер). У него есть очень мрачное готичное произведение «Мальпертюи». Там почувствуется о старом доме, собственно он и назван Мальпертюи, в котором некий дядя Кассав завещает своим детям и родственникам этот дом в наследство – но только тем, что проживет в этом доме и станется под конец в нём последним.
А далее выясняется, что некогда Кассав, с одним из капитанов, попав на корабле в бурю, нашли на островке останки Олимпийцев – древних богов. Кого помнили или боялись больше всего, те хоть как-то смогли дотянуть до наших лет: Медуза Горгона, Зевс, Эринии, даже Прометей. И люди, нашедшие их, вошли в сговор: монах-отступник пленил иссыхающих от недостатка веры богов с поморью гримуара (нечто вроде книги Некрономикон, а точнее объемного трактата по алхимии и чернокнижию). Некто Дидлоо – таксидермист, изготовил им оболочки и переселил их души в них. А капитан отвез их к чужим им берегам. И большей частью именно в Мальпертьюи и селятся как заговорщики, знающие о содеянном, так и боги, а также пара детей богов, ибо как видно из прошлого, один из заговорщиков Кассав Грансир женился на одной из богинь, и она родила ему дочь и сына — главных героев книги. Уже умирая, дядя Кассав навязал свой эксперимент оставшимся, с помощью обещания завешивания. Он и сам хотел посмотреть, во что это выльется, но не успел, умер. Зато его подельники и родственники остались на правах хранителей его наследия.
И конечно же, начались интриги и ничего не объясняющие тайные дела (мистерии) под крышей проклятого дома. Практически все обитатели дома влачили жалкое существование, ибо являлись тенями самих себя, порой не помня кто они; равно как и ничтожные личности, которые являлись их надсмотрщиками. Нужно ли говорить, что а концу книги накал страстей перешел все грани, драмы бывшие некогда на Олимпе, повторились и в Мальпертюи – и в живых практически никого не осталось. А те кто остались, тенями так и ходят по мрачному дому.
Все это очень печально и поучительно, повествование ведется по сути воришкой, человеком никак не участвующем в тех событиях, и который выкрал статую бога Терма из этого заброшенного дома – а еще случайно прихвативший рукописи главного героя, и святых отцов расследующих этот феномен. Так что многие события так и останутся под покровом этого мрачного дома.
На страницах царит готика, мрак, мистерия и фантасмагория, языческие верования борются с победившей новой верой – католичеством. Но суть этого ясна – наступили Сумерки богов: их забыли, многие погибли, а кто остался – лучше бы им было сгинут во мраке веков, ведь память человеческая все же хранит их от окончательного забвения.
На самом деле я не так много рассказал, как кажется, кто заинтересуется, можете прочитать Мальпертюи. Пожалуй, наряду с “Городом Великого Страха”, это еще одно его большое приведение. Жан Рэй же, в основном, был последователем Диккенса и писал малоформатные рассказы.Самый выдающийся у нас – это “Железная рука Геца фон Берлихингена” – кстати, историческая личность, с него и писали Гатса с его механической рукой. Извините, по сути ввернул маленький мини-обзор понравившейся мне книги, писать про нее отдельно – подробно и обстоятельно, не получится.
Итак, идея не нова, но люди вновь и вновь пытаются воскресить на новом месте подзабытых богов. И если в Мальпертюи из тьмы веков достали Зевса и вообще богов Олимпа, то произведение Нила Геймана главенствует Один (кстати, крайне похожие пантеоны, но в принципе, бог Все-Отец, его сыновья и коварные родственники, женское начало, есть во всех языческих религиях), его практически сразу можно узнать по целой куче деталей.
Но Гейман пошел дальше: на страницах встречаются, так или иначе, почти все важные боги древности, разве что благовествующим пантеоном выбран не Олимп, а Вальхалла. Интересно было бы, если бы войну вели Зевс и Один. Нет, всё гораздо сложнее. Новые боги ТВ, Интернета, даже Большого брата (агенты Лесс, Камен, Град – сразу представляется Агент Смит как квинтэссенция спецслужб) пытаются сжить со свету старых одряхлевших богов древности, которые из без того подрабатывают, кто чем могут и питаются крохами той веры, что осталась у людей. Грядет буря, по сути, война (передел) и у старых богов шансов меньше. Но и это еще не все… Под одним слоем, есть еще и другой. Как сказано в книге — Прячущиеся индейцы. Много интриг и планов, одни пытаются переиграть других.
Не буду пересказывать книгу, скажу только что мы с самого начала получаем молчаливого, несколько твердокаменного главного героя, который носит простое и ничем не примечательное имя Тень. Вот так просто. И сидит он в тюрьме, аки будущий Нереварин, пока стража, пардон, работники сего заведения, его не выпускают на волю за хорошее поведение, а далее появляются интересные личности – и все завертелось…
Очень интересно читать, главный герой по сути, действительно этакая тень, которая рефлексирует, наблюдает, но в основном, плывет по течению, а вокруг разгораются драмы. У главного героя сразу же воспоминает личная трагедия, но на поверку оказывается, что правда глубже и неприглядный. Тени начинает сочувствовать, а он держится молодцом, старается не отсвечивать, делает что велено и по мере сил пытаться поверить в происходящее.
Местами книга очень жесткая, особенно в философских отступлениях про прибытие в Америку, где сейчас кантуются практически все боги. Ну что делать, Америка де, по идее автора, как магнит тянет даже богов. В отличие от переходной (от юношеской до взрослой) “Каролины в Стране кошмаров”, книга нарочито взрослая, с проблемами морали, философии и мифологии. Но вещь очень сильная.
Затеянная игра, можно сказать, имеет одного игрока, который играет то белыми, то черными, но лучше читайте сами. Линия жены Тени тоже очень трогает; с одной стороны она ему редкостно напакостила, с другой её можно понять, тем более что она старается помочь даже в таком состоянии. Небольшой городок умиляет, если не знать, чего стоит ему быть таким пасторальным. По ходу действия мы побываем во многих святых и просто тихих, или наоборот известных местах, как например Гора Рашмор или Лос-Вегас. С одной стороны, книга пронизана философией жизни и смерти, мифологией, с другой она радует интересными ироничными диалогами и порой и богата на события.
Очень талантливый автор, картинки настолько яркие вышли их под его руки, что порой прямо перед глазами встает пресловутая карусель, Ананси (кстати, у Нила есть и отдельная книга про него, называется “Дети Ананси”, тоже своеобразная притча, пусть и неглубокая) и куча других эпизодов. Порадовали “агенты Смиты”, то бишь вера людей в вездесущность Агентов Правительства,Людей в Чёрном – они носят как бы конспиративные имена собственные, их породившие. Например, Мистер Лесс и Камен (Лес и Камень по другом переводу), Мирр (очень таинственный дядька, который не так прост) мистер Градд (Город) . Кстати, одна из персонажей иронично проезжается по повожу их имен: типа есть де, у вас мистер Самолетофф и Автомобилль – но агенты подначки не оценили.
Кстати, о переводе – их два. Один, скажем так, более литературный и содержит более правильные имена: Камень, Лес, Джон Яблочное Зерно (а не Джон Яблочко, как в другом варианте – это согласитесь, большая разница) а Телемальчик, например, говоря о ядерных ракетах, по одному переводу, в другом говорит о них, как о самонаводящихся бомбах – незначительно, но неточно. Во втором переводе более вольно всё переведено, грубее: допущен ряд ошибок, но читаться иногда даже лучше, ибо там есть ругань, которую сгладили как могли в первом переводе. Но тут она играет сильную роль; если мистер Среда разъярен, вряд ли он будет выбрить выражения, а целый ряд ситуаций, происходящих в книге, иначе как матом выразить полностью невозможно. Но я для себя прочитал оба перевода, один за другим, и они у меня в голове сложись в одну картину и многое стало понятнее. Короче, в обоих переводах есть и плюсы и минусы, но оба в чем-то равноценны.
Кстати, когда озвучивали аудиокнигу по этому произведению, взяли именно второй вариант и прочитали, надо сказать довольно эмоционально. Тем, кому аудиокниги милее бумажных, рекомендую, впрочем, это приведение в любим из источников отличны.
Боялся только за экранизацию, думал, если будут снимать, взяться за него должен был, судя по предыдущим экранизациям, ни Майкл Бэй, не Спилберг, а режиссер с очень креативным подходом, который, ну вдруг, но всё же сумеет передать весь драматизм книги “Американские боги”. Не сказал бы, что ее уж очень трудно экранизировать, однако нельзя из неё делать боевик, как например, “Битву титанов”, никак нельзя.
Не раз и не два вы просто будете выбиты из колеи когда откроется истина, порой настолько ошеломляющая и неотвратимая, что дух захватывает. Автор со вкусом показывает некогда величественных небожителей самых разных культур. Неброский Чернобог — но запоминается надолго. Такой же и Ананси — любимец Нила, судя по другой его книге. На сцене выныривают и появляются все новые боги, в наше время почти не отличающиеся от других смертных. И каждого автор обрисовал четко и ёмко. Нередки путешествия как по Земле Американской, так и в другой слой реальности – это разнообразит книгу.
Работодатель Среда — есть Один, это выясняется почти сразу, но вот линия некого добродушного человечка из тихого городка (мистер Хинцельман), просто сшибает с ног в конце книги. Так всё логично закономерно и правдиво. были жертвоприношения тогда – остались и сейчас! И ведь люди пошли на такое, и это особенно смотрится дико сейчас, а ведь жертвоприношения были распространены ранее. Пожертвовать малым ради счастья большинства, нечестивая сделка.
Вердикт: крайне интересная к прочтению книга, многогранная, нередко из нее вы подчеркнете, много подробностей и узнаете о богах разных культур. В Американских богах они практически как люди – почти утратив свое божественное начало, они выглядят и чувствуют как люди, ибо вынуждены для выживания ютится там и тут. Автор без разбора клеймит людей в его многообразии, и в обращении героев и благодеяний. И захват индейских земель, и всемогущество телевидения и интернета, ставшего, по сути, новой религией, честно и прямолинейно упомянет о перевозе рабов и эксплуатацией африканцев, о жестокости и несправедливости. Не забывает он и обрисовать те времена когда были сильны ранние боги. И самые древние, доисторические, давно позабытые, и ирландские, и другие — почти всем нашлось место под обложкой этой занимательной книги.
Не сказал бы, что книга слишком депрессивная, но есть в ней налет драмы и фатализма, поиск предназначения, горькая ирония – и вера в нечто хорошее для всех. Мистер Хинцельман, Бешенный Суини (самый, блин, высокий лепрекон из всех) скорее жертвы, пешки в чьей-то игре. А Один — действительно бог богов, и при неудаче, да и удаче тоже, всегда готов начать сначала — воистину начало и конец.
Скажем так, книга кончается ни хорошо или плохо: жизнь продолжается и от нас ждут, как и от главного героя, что мы найдет свое место в жизни, переосмыслим все произошедшее и пойдем дальше, искать истину. И похоже, сам путь к ней — и есть жизнь.
Не так давно вышел телесериал – и он спорен; вроде бы есть старание, но пошли по своему пути – и чуток исказили канву сюжета, зашли не туда. Слабовато вышло, нов целом ожидаемый продукт наших дней. Смотрибельно, но оригинал всё же лучше.
Довольно смелый, но к середине впадающий в отсебятину сериал. Поменяно многое, Одина играет чернявый чертовски обаятельный Черная борода… простите, Йен МакШейн – и это “самый белый из Асов”? Хм, вроде бы мискаст, но Йен, если привыкнуть, все же вытягивает тему. Тень, сделали хотя бы мулатом, а так ничего – тоже можно привыкнуть. Жена его бесит – что до смерти, что после (в моём представлении, по книге, это высокая, бледная и темноволосая женщина). Актрисе даже дали еще одну роль – зачем? Суинни и арабу дописали сценарные линии. Может быть и правильно. Медиа с внешностью Девида Боуи шикарна, опять же её цифровой голос в оригинале. Но таких удачных кадров мало. Часто сериал забивается эротическими кадрами -это приемлемо сегодня, но обычно этим компенсируют то, что фильму многого не хватает – здравого смысла, например. В целом пошли по своему пути, то и дело, словно корабль в бурю, пытаются его оставить на плаву, но заменив доски в борту корабля, авторы сами себя топят…
Существует и комикс. Скажу кратко, увидев его я офанарел – и сказал: у меня просто нет слов – от такой рисовке. Обложка да, детальная, но дальше псевдо-3D модели… так портить историю нельзя. Так что и к сериалу (в меньшей степени) и к комиксу (в большей) у меня некоторые претензии.
В целом же, первоисточник неидеален, местами очень глубокий, но и слегка поверхностен, прост и предсказуем в других моментах, да и экранизации еще больше гробят повествование, тем более что в серале пошли по пути “улучшения” и переделывания канвы сюжета.
А книга неплохая, в чем-то стандартная и очень предсказуемая, но любопытная. Не шедевр – хотя почти подошла к этому, но всё же любопытная и знаковая. Она нарочито взрослая (18+), и хотя забавные моменты там попадаются, но вещь скорее серьезная. Мифология, знаете ли, всё же сурова.