Продолжая тему Эры милосердия, обращаемся к еще одной книге. Вот как нужно воспитывать даже беспризорников, чтобы они могли приблизить эту Эру.
Мне повезло, когда отец принес как-то невзрачную зеленую книжку, на обложке которой был изображен подсолнух в виде герба и названием — Республика ШкиД. Мне тогда было лет 13-14. Мне вдвойне повезло, так как в ней были цветные иллюстрации. Поверьте с иллюстрациями все намного живее, тем более, что изображены как раз те, о ком эта книга, и очень хорошо изображены. На первой странице были изображены пацанята, вроде бы в дзюдоистских кимоно, и я подумал –про школу юных каратистов, что ли. Но все было иначе – в казенных заведениях воспитанникам выдавалось казенное же белье и одежда – со штампом, унифицированная и белая. Вот откуда и вид такой, если раньше в гимназиях ходили в темно-зеленых косоворотках, то тут экономичные и аскетичные белые одежды. А книга была о воспитанниках Школы имени Достоевского — отсюда и аббревиатура.
Написали книгу выходцы из той же ШкиД. Они принесли рукопись в редакцию и после некоторых исправлений она была опубликована, разве что Пантелеева попросили дополнить ее еще одной книжкой про себя. Она так и называется «Лёнька Пантелеев». Евгений Шварц и Самуил Маршак ее редактировали, а иллюстрировал Тырса. О многом, и о многих повествует нам книга, но немало и вложили в нее труда и трудолюбия. Так по крайней мере гласит официальная легенда.
…Книгу, о которой быстро заговорили. Книгу, которая неожиданно приобрела огромную популярность у читателя и стала настоящим событием в литературе. Книгу, которая вызвала небывалый резонанс и полемику в литературных и педагогических кругах. Книгу, которая в последующее десятилетие выдержала еще 10 изданий на русском языке, и была переведена на многие языки мира. Книгу, которой с упоением будут зачитываться миллионы советских, да и российских уже подростков. Книгу, которая, наконец, через 40 лет будет талантливо экранизирована.
Так гласит официальная легенда, но есть мнение что произведение это пошло от руки одного советского писателя, а Белых и Пантелеев – псевдоним. Есть мнение, что книгу написал другой советский автор, а две фамилии на обложке -псевдоним. Но также в миру существовал писатель Леонид М. Пантелеев, автор как раз детских рассказов.
Сразу обрисую свое отношение к фильму по книге. Он неплох, но только прочитав книгу вы поймете, как же книга мудрее и сильнее. Ну что же попытались передать, неплохо кстати, подобрали актеров. Однако с таким объёмом глав нужно было снимать, как минимум, сериал, а режиссеры только бегло прошлись по жизни республики ШКИД и все. Вуспекаев, Юрский — отличная запоминающаяся игра, отличные образы, разве что мятежного преподавателя Арикова изобрази этаким человеком-пингвином, жалкой ничтожной личностью, когда как в оригинале это был молодой харизматичный гигант-преподаватель, который разложил дисциплину, и расположил к себе воспитанников тем, что вместо уроков пел им арии, давал им делать что хотят. В фильме нам показывают только самые простые, наглядные и запоминающиеся образы, самые яркие события. Но все из книги вместить в фильм не получилось, всего процентов 40, уж больно богатая жизнь была в ШКИД. Поэтому читайте эту книгу — кроме массы вех, событий и приключений, книга наполнена незатейливой философией, даже своей политологией, кучей интересных идей, а так же быта и характеров воспитанников.
Республика ШКИД очень увлекательная интересная книга, о жизни и и учебе маленьких еще людей, которые уже столкнулись к воровством, голодом, войной. В ней масса разных типусов – как со стороны вражеской Империи учителей (халдеев), так и четырех провинций (отделений). Это крайне педагогичная книга на века. Учителя и ученики, труд и беспризорность, соблазны, воровство, бедность, голод с одной и тяга к знаниям и искусствам, дружба и товарищество с другой стороны. Многие помнят школу, помнят и самых себя как шкодников и бузотеров. А теперь предоставьте себя на место учителей. Но это сейчас, а представьте какими были воспитанники тех Шкидских учителей – голодные, озлобленные, растерянные-потерянные. Дальше только тюрьма и уголовщина, и исправительные школы – шанс хоть как то “выйти в люди”.Мда, масса терпения нужна и желания донести до несмышленых хулиганов добро и знания. То что многие уходили из преподавателей едва попробовав – это не осуждение, это бессилие. Их можно понять. Но те кто остались и выдержали – им можно ставить памятник, памятник Терпеливому учителю. Прибавьте что и сами учителя были порой и голодными и уставшими. Плохо в те времена тогда было всем. И тем не менее, луч надежды, интересные люди – сильный характер и оригинальность в общении сильно помогали Воспитателям Шкид достучаться до ребят. Особая гордость, когда ученики исправлялись ,проникались идеями учителей и вдруг понимали, что они нужны стране, что у них есть наставники, друзья, черт возьми, крыша над головой! И когда питомцы покидали временный приют, выучившись, они получали свой шанс на новую жизнь. В этом сила произведения, показывающего разруху тех лет. У молодых людей есть желания устремления – и задача преподавателей подавить отрицательные, воровские, хулиганские и привить социальные, трудовые, в конце концов общечеловеческие ценности, общение и дружу, крепкую “сламу.”
Много нам поведает гимн ШКИД, как создавался герб, как появилась Летопись, где записывались все прегрешения воспитанников. Расскажут нам о преподавателях — как трудолюбивых и терпеливых, так и случайных, безалаберных и слабохарактерных. Но весь смак в обитателях Республики ШкиД. Их много и при поступлении, каждый из них получал кличку, порой на все время пребывания. Так появились самые известные -Цыган, Янкель, Японец и другие. К слову сказать, что в конце книги описывается кто кем стал, и это не брехня. В истории многие из них действительно стали теми, кем стали — еще один пример хорошей работы Школы имени Достоевского. В книге разве что изменены фамилии, совсем чуть-чуть, и если Черных это Белых, то Еонин — Ионин, а Купец Оффенбах — Вольфрам. Каждый где-то потом работал, разве что часть их них погибла в период 30-40 годов. Но такова была тогдашняя жизнь, впрочем они кое-что успели, и даже успели обессмертиться, оставшись на страницах этой книги. А Викниксору и другим халдеям нужно ставить памятник.
Местами это очень жесткая книга, ведь воспитанники ШКИД, несмотря на то, что они дети и подростки – это беспризорники, и многие из них уже прославились как воры, хулиганы и преступники. Были те, кто отбросил все это. Но очень редкие исключения все же были. И ШКИД была не единственной воспитательной школой в системе. Был и перераспределить, а если ты совсем матерый — то прямая дорога в Лавру, а оттуда только в тюрьму. Так что цепочка была отработана, нужно было либо исправить беспризорника, либо окончательно его изолировать.
Так что же такое Республика ШкиД? Во время очередной бузы шкидцы решили обосновать свое государство — с Комитетом, поначалу с диктатором и армией, но после переворота — с Коммуной и равноправием. А халдеи — агенты вражеской Империи учителей стали их оппонентами. Впрочем, немного привыкнув, халдеи по прежнему пытались научить независимых республиканцев чему-то важному и хорошему.
Интересен подход к раздаче кличек, которые не в бровь а в глаз давали характеристику новичку, порой за один только вешний вид (Янкель, Цыган, Японец, Купец, Гужбан), и реже — за поведение и поступки ( Мамочка).
Так же интересна система, когда давали клички преподавателям. А все пошло с директора школы – Виктор Николаевич Сорокин. Один из новоприбывших Цыган предложил по-советски сократить его инициалы и получился Викниксор. Загадочно и непонятно. И так сократили всех преподавателей – Алникпоп (Александр Николаевич Попов), жена Викниксора – Эланлюм (Элла Николаева Люмберг) и так далее.
Есть и грустные страницы, и жесткие и много смешных. Подобно тюрьме и армии, в ШКИД устоялись своя иерархия и порядки, нередко крайне забавные или интересные.
Многие главы повстречают о целых вехах в ШКИДе. Это и сказ о ростовщике Слаенове, и то как буквально все кинулись организовывать то казино, то редакции журнала. Как ездили на Стрельну и массово воровали картошку у фермеров. Как образовался Юнком. Все это было.
Были и славные страницы в ее истории, но были позорные и грязные. Например, когда Республика ШкиД покачнулась и чуть было не сделала огромный шаг назад, когда во главе с рецидивистом Сивером Долгоруким (почти Сильвер Одноногий) воспитанники кинулись воровать и буянить. И только приезд Викниксора – он уезжал в командировка в город, из которой он вернулся, поставило все на свои места, но это далось дорогой ценой — несколько поддавшихся криминалу человек покинули родные уже стены ШКИД. И если Гужбана было не жалко, то уход проверенного годами Цыгана перенести было тяжко.
После прочтения книги ваш словарь обогатится массой разнообразных выражений и слов тех лет. Слама, сламщики — союз, дружба; хряем — идем, кальмот — кусок и т.д.
При первом прочтении происходит нечто, вроде прочтения книги Даниэля Дефо Робинзон Крузо — сначала нехотя листаешь, потом становится интересно, ты втягивавшийся и одним махом прочитываешь ее до конца. И что самое прекрасное — она становится настольной книгой, ее можешь перечитать раз 10-20 и все равно не надоест. Правильная книга.
Много предстоит трудов, чтобы выйти в люди….